Имя князя во времена правления которого произошло крещение руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Принятие христианства на Руси и его влияние на историю России

Однако история крещения Руси Фотием не оказала прочного влияния на христианизацию Руси. Утверждавшееся в стране христианство было сметено языческой общиной после взятия Олегом Киева в 882 году. Можно предположить, что в последующие годы сохранилась небольшая община христиан, которые тайно практиковали свои обряды, но остальная часть Киевской Руси оставалась ориентированной на язычество. Изменения к лучшему в жизни киевских христиан произошли во время правления князя Игоря (912-945 годы), к концу правления которого христианство на Руси уже имело заметное присутствие. «Повесть временных лет» говорит, что, начиная с 944 года, значительное меньшинство русского населения обратилось в христианство. В 945 или 957 году княгиня Ольга посетила Константинополь со священником по имени Григорий.

Прием царским двором русской дворянки описан в произведении De ceremoniis. Принцессу крестил патриарх Полиевкт, а ее крестным отцом стал император Константин VII. После обращения в христианство она приняла имя Елена. Ее сын Святослав продолжал поклоняться богу Перуну и другим богам славянского пантеона. Он всю жизнь оставался верным языческим богам. Согласно «Повести временных лет», он считал, что его собственные воины потеряют к нему уважение и будут смеяться над ним, если он примет христианство. Преемник Святослава Ярополк I оказался более терпимым к христианам, и христианская община постепенно стала усиливать свои позиции в Киевской Руси, привлекая все больше людей.

Крещение Руси князем Владимиром

Ярополк умер в 978 году. С 980 по 1015 годы киевским князем был Владимир, его сводный брат. В течение первого десятилетия своего правления он пытался реформировать славянское язычество, установив Перуна (бога грома и молнии) в качестве единственного верховного божества. Идолы бога молнии воздвигались в самых важных местах страны, например, его статуя была поставлена ​​на холме возле царского дворца. Однако такая религия не укрепила русское общество, из-за чего князь отказался от этой идеи и решил выбрать монотеистическую религию между исламом, иудаизмом и христианством.

Владимир сравнил три основные монотеистические религии друг с другом, чтобы определить, какая из них лучше всего подходит для его царства. Посовещавшись с боярами, он отправил гонцов к соседним народам, представители которых убеждали его принять их веру. Первой рассматриваемой религией был ислам. Послы сообщали, что среди мусульман Волжской Булгарии (область к северу от Киева) не было радости, а были только грусть и дурные запахи; кроме того, их религии следовало избегать из-за запретов на употребление алкоголя и свинины. Позже князь встретил иудейских посланников.

Тщательно расспросив их об их религии, он отказался принять ее под тем предлогом, что потеря Священного города Иерусалима показала, что верующие евреи были оставлены Богом. Наконец, Владимир спросил о христианах. Побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, его послы сказали:

Мы не знали, на небе ли мы или на земле.

Есть и другая версия причин принятия христианства Владимиром и крещения Руси. Согласно ей, византийский император Василий II, вынужденный вести постоянные оборонительные войны против германцев, славян и болгар, обратился к Владимиру за помощью, несмотря на то, что до этого момента они считались врагами. Владимир согласился, но попросил взамен у императора руки его дочери Анны Багрянородной. Византийский император считал такой обмен крайне унизительным, поскольку народ Руси считался у греков «варварским» народом. Василий II согласился, но поставил одно условие: Владимир должен принять христианство. Когда брачный договор был заключен, Владимир направил в Византийскую империю 6000 воинов, которые помогли регулярной армии Византии подавить мятеж в Константинополе и укрепить оборону города. Перед женитьбой Владимир крестился и принял христианское имя Василий, в честь святого Василия и своего крестного отца. За причастием сразу же последовал его брак с византийской принцессой, что стало причиной принятия христианства.

Вернувшись в Киев с триумфом, Владимир приказал жителям столицы идти к реке Днепр и креститься. Это массовое таинство фактически стало символом введения христианства и сутью крещения Руси. Сначала Владимир крестил двенадцать своих сыновей и ближайших бояр. Позже он приказал разрушить деревянные статуи языческих богов, находившиеся в городе. Все они были сожжены и уничтожены. Статуя Перуна — верховного бога — была брошена в Днепр. Князь разослал всем киевлянам, «богатым, бедным, нищим и рабам», приглашение выйти на следующий день на берег реки, чтобы они не рисковали стать «врагами князя». На место встречи прибыло большое количество граждан, некоторые из которых даже взяли с собой своих детей еще в пеленках. Их всех заставили погрузиться в воду, в то время как несколько священников проводили обряд крещения. В ознаменование этого события Владимир построил первую каменную церковь Киевской Руси, названную в честь Успения Богородицы, где позже погребли тела его и жены. Еще одно религиозное сооружение было построено на вершине холма, где раньше стояли языческие статуи.

Период после принятия христианства на Руси

После крещения столицы аналогичные обряды стали проводится по всему царству. Иоакимовская летопись повествует, что дядя Владимира, Добрыня, «огнем» принуждал новгородцев к обращению в христианство, а боярин Путята «мечом» убеждал принять христианскую веру. В этот же период новогородским епископом Иоакимом Корсуняниным был построен первый христианский храм — Собор Святой Премудрости, возникший над языческим кладбищем. Несмотря на активную христианизацию со стороны государства, язычество сохранялось на Руси долгое время, проявившись во время Верхневолжского восстания и в других случайных протестных движениях. Северо-восточная часть страны, главным центром которой был Ростов, оказалась особенно враждебной новой религии, но со временем и местной знати пришлось признать новую религию над собой. Первым митрополитом русского происхождения был Иларион.

Крещение Киевской Руси сделало ее ближайшим союзником Византийской империи. Греческие богослужебные тексты были приняты в Киеве и во всем государстве. Церкви строились по византийскому образцу. В царствование Ярослава I митрополит Иларион написал первое известное произведение славянской литературы, сложную речь, в которой фигурирует Русь, упомянутая вместе с другими государствами. Остромировы Евангелия, составленные примерно в то же время, были первыми книгами, отредактированными на славянском языке. Единственное сохранившееся светское произведение, «Слово о полку Игореве», свидетельствует о сохранении языческих традиций даже спустя десятки лет после крещения.

Значение принятия христианства для Руси

Принятие христианской веры, прежде всего, способствовало укреплению государства. Языческое многобожие не было объединяющим фактором для населения древней Руси, потому что в разных ее частях поклонялись разным божествам или одним и тем же, но с разными ритуалами. Единая вера сплачивала людей, а также укрепляла власть князя Владимира, что было особенно важно для дальнейшего объединения Руси.

Русь была признана христианским государством, что помогло ей построить более тесные отношения с Византией и европейскими государствами, народностями и племенами. В частности, это усилило связи с Болгарией, которая приняла христианство раньше и оказала огромное влияние на развитие христианской веры на Руси. Это позволило также повысить уровень культуры Древнерусского государства за счет перенимания элементов византийской культуры и наследия античности. Так на Руси развилось каменное зодчество, фресковая роспись, письменность, иконопись.

Становление Русской православной церкви

Анастасия Климова (Anastasiya Klimova) рассказывает, что православная церковь на Руси была построена после крещения великого князя Владимира, правителя Киевской Руси, в 988 году. Принятие греческого православия с его догматами, культом, церковным учением, каноническим правом и конституцией во многом сформировало культуру восточных славян.

Поддерживающая правителей доктрина Греческой православной церкви о том, что вся власть исходит от Бога, укрепила позиции русских князей. Принятие веры повысило авторитет киевских князей, что также придало Киевской Руси равный статус с другими христианскими народами. При этом Древнерусское государство отделило себя от латинского Запада, приняв христианство греко-православного толка. Эта религиозная граница привела к развитию восточнославянской или древнерусской культуры.

Русской православной церковью первоначально управляли экзархи как особая церковь Константинопольского Патриархата, что никак не повлияло на политическую самостоятельность киевских великих князей. Первые митрополиты прибыли из Греции и Болгарии. Митрополичьей резиденцией был первоначально Киев, но с 1299 года им де-факто стал город Владимир, куда митрополит Максим перенес свою резиденцию, а с 1325 года официально Москва по желанию митрополита Петра. Последним греческим митрополитом был Исидор Киевский, поставленный великим князем Московским в 1441 году за одобрение им Флорентийской церковной унии. Василий II был низложен. В декабре 1448 года, за пять лет до падения уже все более недееспособного Константинополя, синод русских епископов без предварительного согласия Константинопольского Патриарха избрал епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси. Тот факт, что Русская православная церковь сама сделала этот выбор, означал фактическое отделение от Византийской Матери-Церкви. В январе 1589 года Московский церковный синод предложил царю Федору I три кандидатуры на место новообразованного Патриархата в Москве. Царь избрал предыдущего московского митрополита Иова. Вселенский синод в Константинополе в 1590 году с участием всех патриархов Восточной Церкви утвердил учреждение нового патриаршества в Москве и отвел ему пятое место после Иерусалимского.

В 1652 году патриарх Никон инициировал первую реформу русского обряда. Утверждалось, что русский обряд отклонился от оригинального греческого обряда из-за ошибок при копировании церковных записей. Эта позиция послужила оправданием для Никона и его последователей проведения церковных реформ. Те, кто оспаривал законность этих поправок, были преданы анафеме на Соборе 1666—1667 годов. Эти события привели к расколу, по которому появились новообрядцы и старообрядцы.

В 1721 году, через 132 года после основания Патриаршества, Патриарха сменил Святейший Синод (Святейший Правительствующий Синод) под светским управлением при царе Петре I в рамках петровских реформ, основанных на германской лютеранской модели. Результатом была все возрастающая секуляризация Церкви и ее слияние с русским истеблишментом, тогда как разрыв с народом только усилился. Восстановление Патриархата началось после первой русской революции 1905 года, когда в церкви были проведены далеко идущие реформы. В результате Патриаршество было окончательно восстановлено в 1917 году и занято архиепископом Тихоном, которого считали современным и энергичным патриархом, активно выстраивающим отношения с православными институтами в других государствах.

После революции 1917 года православное христианство в Советской России подвергалось гонениям. Тысячи церквей были взорваны, переоборудованы под гражданское или военное использование, десятки тысяч священнослужителей были отправлены в лагеря или расстреляны. Послабления произошли с начала немецкого вторжения в Советский Союз, когда церковным руководством было принято решение поддержать советскую власть в борьбе с оккупантами. Но после окончания войны репрессии продолжились, хоть и в значительно меньшем масштабе. Восстановить свой статус и влияние Русская православная церковь смогла только после распада СССР в 1991 году.

Завтра, в День крещения Руси, Владимирский храм г.Шахты отметит престольный праздник



Просмотров:
1 780

Праздничное богослужение совершит епископ Шахтинский и Миллеровский Симон.

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля. Начало архиерейской службы во Владимирском храме нашего города по улице 10 лет за Индустриализацию – в 8 часов 40 минут.

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь. Князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру. Святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов, в том числе в нашем городе.

Инициатор Крещения Руси 

Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича. Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новгороде. Потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Бывший язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя

Многие историки считают, что великий князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевской Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

 

«Златник» и «сребреник»

Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Основание города Владимира

Историки расходятся во мнении, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной версии, город основал в 990 году сам великий князь Владимир Святославич. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.

В пользу основания города святым равноапостольным князем Владимиром говорят упоминания о нем в нескольких летописях. Это Супрасльская, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Памятник равноапостольному князю в городе Владимир. Автор – участник проекта «Шахтинских известий» «По святым местам: своими глазами и своими стопами», известный донской скульптор Сергей Исаков. Памятник установлен на смотровой площадке парка (бульвара) имени Пушкина на 50-метровой высоте над рекой Клязьмой. Сам бронзовый монумент хорошо виден уже с моста через Клязьму. Открыт памятник 28 июля 2007 года.

Мощи святого равноапостольного Владимира

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Прославление князя Владимира в лике святых

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Материал подготовлен по данным сайта журнала «Фома» .

Фото из архива редакции. Престольный праздник во Владимирском храме в прошлом году.

Подготовила Наталья Ершова.

Святой русский князь Владимир

Каждый из нас чувствует, что наша земная жизнь, полная сложностей, болей и страстей, загадок и неясностей, есть тайна, которую с трудом может разгадать человеческий разум. Почему? Потому что драма временного существования в этом мире становится прозрачной и понятной только «sub specie aetertitatis» — то есть в рамках вечности. Святое Провидение, воля Божия в сочетании с неопределенным и свободным порывом человеческого сердца образуют Тайну земной истории человечества и чудо жизни каждой души. Если ваша преданность истории, если вы стремитесь воскресить духовный портрет античного героя, если, кроме того, у вас есть смелое желание проникнуть в царства его высокой и благородной души, вам следует беречь свое сердце. ; конечно, надо молиться, потому что только чистые сердцем могут увидеть Бога и познать суть исторических событий.

Владимир, Красный Князь-Солнце из былин русского народа, был причислен к лику святых через два века после смерти, которая произошла в 1015 году. Но размышляя о яркой и загадочной жизни царственного угодника задолго до его прославления, Иларион , первый русский, избранный митрополитом Киевским, так писал в своем трактате о законе и благодати, посвященном восхвалению усопшего князя:

«Что воспламенило тебя любовью Христовой? Как позволил ты проникнуться высшей мудростью мудрецов, чтобы начать любить невидимое и стремиться к небесному? Как вы отдали себя Христу? Вы не видели Его глазами, вы не видели апостолов, явившихся в вашей земле, чтобы пленить ваше сердце. Ты был объектом чуда… Ты пришел ко Христу, руководствуясь здравым смыслом и разумением; ты понял, что есть только один Бог Творец неба и земли и что Он послал Своего возлюбленного Сына для спасения человека. То, что было глупостью для других, было волей Божией для вас».

Во всяком случае, русский писатель старины больше задает вопросов, чем дает ответов, если он и удивляется, то не обязательно дает объяснение; для него обращение Владимира в христианскую веру скорее чудо, чем обыкновенный политический или дипломатический акт, как склонны думать некоторые историки, занимающие поверхностную позицию. Так что мы не мудрее митрополита Илариона, чей гимн святому Владимиру до сих пор остается жемчужиной русской духовной литературы. Не отец Владимира способствовал обращению сына. Хотя Святослав, без сомнения, был замечательным человеком. Летописец восхваляет его выносливость, трезвость, рыцарский дух и быстроту в принятии решений.

В начале кампании он всегда предупреждал своих врагов: «Я иду напасть на вас». Накануне решающей битвы он собрал своих воинов и произнес эти знаменитые слова, которым суждено было жить в веках: «Покажем себя достойными земли Российской, умрем, если надо, ибо смерть лучше позора. ” Но этот бесстрашный земной воин отказался от крещения; он не хотел бы стать воином Небесного Царя, проповедующего прощение перенесенных обид. Видно, его сердце, в отличие от сердца Константина, не смогло увидеть в небе божественный крест с писанием победителя: «Это даст тебе победу».

Темная пелена язычества покрыла русскую землю во времена Святослава. Религиозные верования русских племен сводились к почитанию сил природы и поклонению предкам. Ни у одного из языческих божеств не было храмов; именно на открытых местах, большей частью на холмах, ставили их уродливые изображения, грубо вырезанные из дерева, чтобы совершать перед ними определенные обряды, иногда даже принося в жертву людей; маги, как и друиды Галлии, выполняли жреческие функции.

Правление Владимира, безусловно, отражало (до его крещения) характерные черты той темной эпохи. Чтобы захватить киевский престол, который унаследовал его старший брат Ярополк, Владимир, не колеблясь, спешно переправился через Балтику и собрал под своим знаменем группу воинов, которые помогли ему осуществить его честолюбивые планы. Ярополк потерпел поражение и встретил свою смерть от рук предателя; его вдова пошла пополнить число многочисленных жен Владимира. Но Владимир, избранный Богом как драгоценный сосуд Его благодати, сосуд сначала нечистый, а потом священный, был не только сыном своего отца. Человек, христианизировавший Русь и принадлежавший к тому знаменитому роду, который вел свое происхождение от легендарного Рюрика, князя Новгородского, родился от Малуши (по-скандинавски Мальфреда), которая была христианкой. Но, может быть, еще важнее было то, что до шести лет маленького царственного отпрыска воспитывала его святая бабушка, мудрая княгиня Ольга, благородная душа которой наполнялась небесным молоком — благодатью Святого Духа. Ольга оставалась его уверенной в себе до своей кончины. Ее уделом было ждать и надеяться. Пророчество Византийского Патриарха, произнесенное им во время ее крещения, всегда было живо в ее прозорливом сердце:

«Твои потомки будут благословлены за то, что ты оставил тьму и обратил свое любящее сердце к свету».

Княгиня Ольга скончалась, отдав себя божественной воле, которая должна была «явить милость к своему дому и к русским людям и возжечь в их сердцах веру, данную ей». Вот почему княжение Владимира вовсе не было тьмой. Мне кажется, что рассвет его духовного возрождения, а также невидимые молитвы Ольги, наполнили его царствование светом, и оно выгодно отличалось от царствования его предшественников. Очевидно, что это правление с самого начала отличалось величием. Молодой князь не ограничился проведением роскошных банкетов со своими воинами за Круглым столом. Осознавая свои обязанности государя, Владимир стремился навести порядок на своих территориях и объединить разрозненные племена под одной центральной властью, чтобы иметь возможность защищать их всех от непрекращающихся набегов завистливых соседей. Русский народ пользовался его все большей славой. Даже Василий II, император Византии, которому угрожало наступление болгарских войск и восстание в Малой Азии, обратился, по воле Божией, к могущественному киевскому князю за помощью. Конечно, не клубок политических и социальных обстоятельств того времени определил религиозный выбор князя. Эти обстоятельства (будучи частью Промысла Божия) могли только поощрить его, но поводом для окончательного решения была встреча, которую историки не могут описать: я имею в виду встречу с Господом нашим Иисусом Христом, которую русский князь имел в огромном владении своем. собственное сердце. Тертуллиан, отец латинской церкви, утверждает, что каждая человеческая душа в основе своей христианская. Эти слова прекрасно относятся к Владимиру.

Владимир, по свидетельству летописца, не был из тех людей, которых мимолетная слава сбивает с толку. Еще меньше его интересовало пьянство или распущенность. Он ни в коем случае не был слеп к знамениям своего времени; он был хорошо осведомлен об обращениях, которые происходили в соседних странах и в землях Скандинавии. Но его собственная бессмертная душа терзалась памятью о совершенных им преступлениях. В искупление своих проступков он приносил обычные пожертвования языческим богам, но все это не могло унять мук раскаяния. Владимир продолжал искать свой путь ко Святому Кресту, потому что только божественная кровь Сына Божия могла избавить его от царства тьмы. Тайна спасения его души была связана с судьбой его богоданного княжения, как пишет преподобный Иаков, автор Похвалы князю Владимиру:

«Вся земля российская была тогда вырвана из когтей дьявола и возвращена Богу и истинному свету».

Проблеск колебаний Владимира и вдумчивой подготовки к крещению, смысл которой выходил далеко за рамки чисто политических соображений, засвидетельствован в живописном повествовании святителя Нестора Летописца, повествующего о посылке Владимиром послов в чужие страны для получения сведений об их верованиях. . Выбор вскоре был сделан: русских отталкивала самоуверенность евреев, запрет вина («радость России») у мусульман; их не впечатлило скромное величие романских соборов Запада, но они «думали, что находятся на небесах», когда пришли в Святую Софию в Византии, где под большими куполами с их блестящими мозаиками священнослужители совершали богослужения в великолепных облачениях. среди облаков благовоний.

Решительный шаг к крещению русский князь сделал после долгого и устрашающего созерцания греческой иконы с изображением Страшного Суда. Все его грехи и проступки воскресли в его памяти, когда Владимир увидел своего Творца, смотрящего на него сурово, но милостиво с образа.

Когда святой Владимир, наконец, решился, Бог явил ему Свою Божественную помощь, потому что милость Господа состояла в том, чтобы изгладить грех языческой жизни русского народа.

Воины князя одержали решающую победу в Византии под личным руководством Императора, сразившего своих врагов. Согласие императора на брак его августейшей сестры с соседом-язычником было дано при условии обращения Владимира в христианскую веру, тем самым проложив путь. Воспаленные глаза князя Владимира исцелились благодатью Божией при крещении как символ внутреннего света, наполнившего его бессмертную душу, когда он возвратился в Киев (вероятно, в 9 г.90) выдавал себя за христианского князя и, подобно Хлодвигу, «сжигал то, чему поклонялся», срывая идолов и навязывая христианство всем своим подданным.

Когда идола Перуна, покровителя огня, волокли по грязи и сыпали на него удары, зло вошло в него с криком: «Горе мне, чада мои!» Его поклонники проливали слезы, но крики радости были произнесены теми, кто приветствовал наступление новой эры.

Через несколько дней, наблюдая с горы толпы крестившихся в Днепре, святой Владимир молился:

«О Всемогущий Господь, живущий на небесах! Воззри на сие стадо и просвети сердца их Твоей благодатью, чтобы они прославляли Святое имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Чудесная перемена произошла в душе этого беспутного великана, этого дикого воина, в тот момент, когда он обратился в христианство. Ранее чрезмерное гостеприимство Владимира оказывалось только его воинам и боярам; поэтому вперед его щедрость была распространена на тех, кто жил в крайней нужде. Летописец Нестор подробно останавливается на его благотворительной деятельности:

«Он приказал всем бедным и больным прийти к нему за едой, питьем и деньгами. Для тех, кто не мог приехать, он нагружал телеги хлебом, мясом, рыбой и медом и отвозил к больным и нуждающимся».

Эта помощь, вдохновленная евангельскими заветами, впоследствии распространилась на все города, поселки и села России. Для язычников это было неслыханным, удивительным явлением.

Владимир также обратился к просвещению страны и регулярно встречался с архиереями, которые всеми силами старались «утвердить веру среди людей, только что познавших Господа». Владимир пожаловал десятую часть своих царских доходов на первую из вновь построенных киевских церквей, и вскоре такая же мера была применена в губерниях.

Очистившийся благодатью крещения Владимир довел свое смирение и кротость до отказа осуждать разбойников и воров. Решиться на суровую расправу с этими людьми он мог только под давлением своих византийских советников, поражавшихся такой щепетильности. Святой Владимир, Красный Князь-Солнце эпических поэм русского народа, был очень почитаем еще при своей земной жизни, и при его преемнике Ярославе митрополит Иларион (задолго до канонизации Владимира) призывал его благословенное имя следующими духовными инновации:

«Восстань из могилы, благородный герой! Встань, сбрось свой сон, ибо ты не умер; ты уснул только до того дня, когда все проснутся».

«Восстань, ибо ты не умер, так как веруя во Христа, ты не можешь умереть, ибо Он есть источник жизни для всего мира. Отбрось свой сон, подними глаза твои и увидь почести, которые Господь приготовил для тебя на небесах, и славу, которую Он дал тебе среди детей твоих.

«Взгляни и на град сияющий славою, на цветущие церкви, на продвижение христианства, взгляни на град сей, освященный святыми иконами, сияющий и благоухающий фимиамом, звучащий хвалою и песнопениями Богу».

Источник: Голос России

Новое литургическое движение: Св. Владимир Великий

Святой Владимир Великий

Грегори ДиПиппо

Сегодня исполняется 1000 лет со дня кончины святого Владимира Великого, великого князя Киевского, почитаемого византийскими церквами как одна из важнейших фигур христианизации восточных славян. Вместе со своей бабушкой святой Ольгой ему дается литургический титул «Исапостол – равноапостольный», в подражание титулам императора Константина и его матери святой Елены.

Святая Ольга, княгиня Киевская, приняла христианство и была крещена в Константинополе в 957 году, когда ей было около 70 лет, при сыне ее Святославе. Традиционно считается, что она была первым человеком среди людей, тогда известных как русы, которые крестились. Однако ее сын не обратился; за его смертью в 972 г. последовала война между тремя его сыновьями, по окончании которой младший, Владимир, которого он породил со своей ключницей, остался киевским князем. Хотя путь Владимира к престолу, безусловно, был кровавым (большая часть семейной истории читается как краткое изложение сюжета Game of Thrones ), и, несмотря на его поистине соломоново влечение к женщинам, именно он в конечном итоге осуществил первое обращение восточных славян и Крещение Руси.

Русская икона Святого Владимира и его сыновей страстотерпцев Бориса и Глеба, впоследствии убитых третьим сыном, прозванным Святоплоком Окаянным. (ок. 1560 г.)

В древних славянских летописях зафиксирован известный эпизод, когда Владимир, выясняя, какую религию следует принять ему и его народу, признал ислам совершенно нежелательным из-за запрета на употребление спиртных напитков, сказав: «Пьянство есть радость всея Руси». Мы не можем существовать без этого удовольствия». Послы, посланные им для посещения храмов различных соседних народов, сообщали, что булгарский мусульманин «кланяется, садится, глядит туда-сюда, как одержимый, и нет среди них счастья, а вместо этого одна печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша». Их отчет о латинском обряде среди германцев заключался в том, что «мы не видели там славы». Но они описывали Божественную литургию, совершенную в великий праздник в Константинополе, в таких выражениях: «Эллины привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, на небе ли мы, или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служение прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть ту красоту… Если бы греческая вера была зла, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех людей».

Вскоре после этого Владимир захватил важный греческий город в Крыму и использовал свое положение для переговоров о женитьбе на сестре императора Василия II Анне, что повлекло за собой союз с Византией. По настоянию Василия, что его сестра не может выйти замуж за язычника, Владимир согласился сначала креститься; по триумфальному возвращению в Киев он увещевал (и в какой-то степени, надо сказать, принуждал) жителей города принять новую религию. Крещение в массовом порядке , первый из нескольких, проходил на Днепре; теперь это называется «Крещением Киева», эпизод, 1000-летие которого отмечалось в 1988 году, незадолго до падения Берлинской стены. Всю оставшуюся часть своего царствования, более мирную, чем первая часть, Владимир с энтузиазмом поддерживал евангелизацию своего народа и исправлял неровности прежней жизни.

Крещение князя Владимира, Виктор Васнецов, 1890; выполнен как подготовительный образ для росписи Владимирского собора в Киеве.

Воспользуемся случаем, чтобы помолиться о мире между народами, обращенными святым Владимиром, особенно для Украины, столица которой, Киев, является городом, где Русь приняла христианскую веру.

Тропарь его праздника: Святой князь Владимир, был ты, как купец, искавший жемчуга. Посылая служителей в Константинополь за православной Верой, ты нашел Христа, бесценную жемчужину. Он назначил тебя другим Павлом, смыв в крещении твою физическую и духовную слепоту. Празднуем твою память, прося молиться за всех православных христиан и за нас, твоих духовных чад.

Кондак: Преславный Владимир, в старости твоей подражал великому апостолу Павлу: он оставил младенческое, а ты оставил идолопоклонство юности твоей.