Илья мурамец: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ • Большая российская энциклопедия

Был ли реальным персонажем главный былинный русский богатырь Илья Муромец


Русский богатырь по имени Илья Муромец известен далеко за пределами славянских стран. Вот только, что скрывает это славное имя известно немногим, а то и вовсе единицам историков, которые до сих пор не могут определиться, кем он был на самом деле. Численные исследования его останков подтвердили мнение о том, что богатырь Илья Муромец был вполне реальным человеком. Остается узнать – каким?

Был ли у Ильи Муромца реальный прототип, и кем был этот человек?

Илья Муромец, арт Свободина Руслана / Фото: moiarussia.ru

Первые исторические свидетельства о великом воине Илье появляются в 1574 году благодаря литовскому воеводе Кмите Чернобильскому.

Спустя 20 лет немецкий путешественник Эрих Лясота, прибыв в Киев, делает в своих записях заметки о часовне с усыпальницей знаменитого богатыря Ильи Муровлянина, которая находилась за пределами Киево-Печерской лавры. Исследуя монастырь глубже, в Антониевой пещере, Лясота посетил мощи другого Ильи – по прозвищу «Чеботок».

Записи Лясоты, в одно время, дали повод предполагать, что существует два разных Ильи: один – великий руський воин, второй – его боевой товарищ и побратим. А тот, которого сегодня обычно называют Муромцем, на самом деле был Чеботоком. Так, фигуры двух исторически реальных личностей слились в одну. Однако ни господин Лясота, ни сторонники этой теории не могут дать ответ, куда же исчезли останки знаменитого воина Ильи?

Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской Лавре / Фото: www.istmira.com

Это наводит на мысль, что мощи из капеллы Ильи Муровлянина поместили в Антониевы пещеры, после разрушения его гробницы. Афанасий Калфонийский, с легкой руки которого загадочный Илья был канонизован в 1643 году, дает сведения именно об Илье Муромце, который «почитался в народе как Чеботок». Илья «Чеботок» жил во времена Владимира Мономаха, и, по-видимому, был близок к высокопоставленным лицам.

Анализ мощей, осуществленный в 1988 году, показал, что покойный страдал редкостной болезнью, которая не позволяла ему полноценно передвигаться. На костях и тканях святого были обнаружены следы многочисленных ран.

Мужчина сильно отличался от своих тогдашних соотечественников. Подтвержденное учеными описание героя доказывает, что рост воина был около 180 см, а значит –превышал средний рост среди мужчин на Руси практически на 15 см.

В.Васнецов «Богатыри» (фрагмент), 1898 год / Фото: cyrillitsa.ru

Эксперты, исследовавшие останки монаха в середине 70-х годов прошлого века, определили приблизительный возраст его смерти – около 50 лет (к слову, мало кто мог дожить до такого возраста). Исходя из этих фактов, можно полагать, что святой Илия Печерский был прообразом могучего героя всея Руси.

Пожалуй, это основные данные, которыми могут оперировать историки и фольклористы, исследуя личность этого исторического деятеля. А в том, что он был таковым не остается сомнений. Впрочем, можно добавить, что Илья Русский встречается в германских героических поэмах и норвежских сагах. На старости лет он принял обет и постригся в монахи. До того у Муромца, скорее всего, была семья, ведь он оставил после себя сыновей, от которых пошел знатный род Чеботковых.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему «Богатырей» увидели только через 27 лет после создания и другие любопытные факты об известнейшей картине Васнецова

Былинный Илья Муромец: почему он стал самым знаменитым фольклорным героем

Былинный богатырь Илья Муромец, который обладал недюжей силой / Фото: bel.cultreg.ru

Богатырь всея Руси известен под многими именами, например Илья Моровлин, Муровец, Муромлян, но его полное имя – Илья Муромец сын Иванович. Он родился приблизительно между 1150 и 1165 годами.

Легенда гласит, что Илья был сыном крестьянина, и до 33 лет был прикован к постели неизличимой болезнью. Однажды он был исцелен мудрецами-странниками («каликами перехожими»), или точнее, – волхвами, которые попросили воды. Сидящий на печи Илья ответил, что не может встать. Когда старцы попросили питья во второй раз, мужчина смог встать. Он принес своим гостям воды из колодца. Волхвы велели Илье выпить воды, которая придала ему нечеловеческую силу. Тогда мудрецы наказали мужчине отправиться в столицу, и стать на защиту Киевской Руси.

Русский богатырь был прикован к постели 33 года / Фото: http://www.filipoc.ru/

В кратком житьесказании святого объясняется его прозвище «Чеботок». Согласно легенде, половцы, ворвавшись в монастырь, застали воина врасплох, когда тот обувался. Илья успел надеть только один сапог, поэтому так и в нем защищался от нападавших. В былинах неоднократно подчеркивается благородство богатыря. Он пользовался своей недюжей силой исключительно в бою с врагами, защищая русичей.

Однажды, когда враг приближался к монастырю, Илья почувствовал, как ноги, впервые, с тех пор как он не мог встать с печи, предали его, и был смертельно ранен в грудь.

Исходя их архивов, защитника Руси проводили в последний путь с большими почестями. Его образ был воплощен в 15 из 53 героических былинах киевского цикла.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как создавалась мистическая повесть «Вий»: Что вычеркнула цензура и какие разногласия возникли при экранизации в СССР

Чей Илья: почему ведутся споры на счет национальности богатыря

В. Васнецов «Витязь на Распутье», 1882 / Фото: rushist.com

Носить звание родины великого богатыря претендуют, по крайней мере, три страны – Украина, Россия и Беларусь. Принято считать, что Илья Муромец родился в деревне Карачарово, недалеко от Мурома во Владимирской области (Россия). Более того, в отдельных сказаниях Илья Муромец совершенно не ассоциируется с Киевом или князем Владимиром, а является борцом с разбойниками.

Однако в XIX столетии ряд исследователей выдвинули гипотезу о том, что Илья Муромец является выходцем из городка Моровийск (на сегодняшний день – село Моровск Козелецкого района Черниговской области, Украина). Это предположение основано на том, что впервые этот герой в части южной Руси упоминается под именем Моровлин или Муравленин.

В Беларуси существует версия, что Муромец пришел с их земель. Это можно объяснить тем, что Кмит Чернобильский, который, впервые упоминает о таком богатыре, по одним данным, являлся старостой белорусского города Орша. Кроме того, существует множество вариантов названия деревни, где родился Муромец, один из которых, Карчево, соответствует названию города в Беларуси.

В.Васнецова «Богатырский скок», 1914 / Фото: ru.wikipedia.org

В 2010 году исследователь-любитель Николай Чубрик создал карту различных возможных маршрутов Ильи Муромца. Он считал, что богатырь приехал в Киев через Полесье, так как прошел «грязи великие», упомянутые в легенде. Чубрик пришел к выводу, что Илья Муромец ехал именно с территории нынешней Беларуси, поскольку других мест с обширными болотами на пути в Киев не было. Однако эта теория не получила широкого распространения и признания у фольклористов.

Образ Ильи Муромца по сей день остается загадкой древнерусского фольклора. Как не передавай – через народные былины, картины именитых художников или современный кинематограф, – он хранит тот самый волевой и могучий дух, которым издавна славился русский народ. И, наверное, фольклористику не следует отметать на задворки наук, ведь именно она рассказывает о подвигах славных героев, или, как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Убийца истребителей: как создавался легендарный самолет «Илья Муромец»

Об авиаконструкторе Игоре Сикорском и его трагической судьбе написано много книг и статей. Сегодня его имя носят вертолеты фирмы Sikorsky Aircraft, которую он основал после вынужденной эмиграции в США в 1917 году. Но мировую известность он получил в России, и связана она с первыми в мире многомоторными самолетами «Илья Муромец» и «Русский Витязь».

Естественный отбор

Сын Игоря Сикорского Сергей на выставке HeliRussia несколько лет назад так сказал о времени, когда зарождалась российская авиация и творил его отец: «Тогда создатели самолетов сами поднимали свои машины в воздух. Поэтому плохие конструкторы очень быстро отсеивались».

Это во многом отражает то, как создавались первые самолеты в России и за ее пределами. В полет аппарата тяжелее воздуха в начале XX века вообще мало кто верил. Так, ученый Саймон Ньком всего за несколько месяцев до первого полета братьев Райт выпустил объемный труд, в котором по пунктам доказывал, что это невозможно в принципе.

Это был шаг, сопоставимый с полетом Гагарина, а может быть, полеты на фанерных аэропланах с двигателями, которые могли заглохнуть в любой момент, требовали еще большего мужества.

Сумасшедший выскочка

И вот 1913 год. Всего десять лет назад братья Райт впервые подняли в воздух свой самолет «Флаер» в пустыне Китти-Хоук. Российская авиация находится в зачаточном состоянии, большинство машин повторяют «Фарманы» и другие российские аэропланы. И вдруг авиаконструктор Игорь Сикорский, этот молодой выскочка, предлагает создать первый в мире многомоторный самолет.

Большинство специалистов считает эту затею сумасшедшей: никто не имел никакого понятия, что случится, если один из моторов вдруг заглохнет в воздухе. Однодвигательный самолет в таком случае может планировать. А двухмоторный? Это сейчас мы знаем, что остановка одного двигателя относительно безопасна. А тогда все были уверены, что в такой ситуации машина начнет вращаться вокруг своей оси и разобьется.

Кроме того, нужно понимать, что никто и никогда до этого не строил самолетов такого размера. В 1913 году не было ни компьютеров, ни испытательных стендов, ни серьезных знаний аэродинамики, сопромата. Прочность конструкции определяли на глаз, а прочностные испытания заключались в том, что на крылья конструкторы загружали мешки с песком и забирались на них сами. И нет ничего удивительного в том, что сообщения о первом успешном полете все посчитали выдумками.

Смерть «Русского витязя»

«Русский витязь» впервые взлетел в мае 1913 года, однако когда газеты написали о его успешном приземлении, многие в России и за границей восприняли это как грандиозную мистификацию. Сикорскому нужны были деньги на развитие проекта, и он пошел на отчаянный шаг. Пригласив всех желающих на борт, он совершил полет над Петербургом. Рассказывали, что, когда огромная машина с ревом летела над Невским проспектом, в городе замерло всякое движение. Все поняли: настал XX век, пришло новое время.

Трудно сказать, сколько времени «Витязь» мог бы еще удивлять общественность, не случись с ним неприятного инцидента на конкурсе военных воздушных машин в сентябре 1913 года. Самолет находился на земле, когда у пролетавшего над ним «Меллера II» отвалился двигатель (а такое нередко случалось на заре авиации) и упал на левую коробку крыльев российского самолета, сильно ее повредив. «Витязя» решили не восстанавливать, а Сикорский сосредоточился на создании нового самолета, который назвал «Илья Муромец».

Небесный комфорт

Существенными отличием «Муромца» от «Витязя» были увеличенные скорость (до 105 километров в час), потолок (три тысячи метров) и увеличенная почти в полтора раза полезная нагрузка. Конструкция самолета и его двухъярусная коробка фанерных крыльев с установленными на нижней консоли четырьмя немецкими 100-сильными двигателями «Аргус» остались без особых изменений. Зато принципиально новым стал фюзеляж.

Не только потому, что в качестве основного строительного материала использовались цельнодеревянные конструкции. Впервые в мировой истории авиации новая машина была оснащена отдельным от кабины пилотов комфортабельным салоном, благодаря чему самолет мог перевозить пассажиров. Это была не открытая всем ветрам табуретка посреди растяжек, реек и тросиков, как на других самолетах того времени, а полноценный пассажирский салон, в котором можно было с комфортом наслаждаться полетом и видом из иллюминатора.

И если бы не две войны в России, последовавшие одна за другой – Первая мировая и Гражданская, – дальнейшее развитие отечественной гражданской авиации пошло бы совершенно иными темпами.

Мировые рекорды

Впервые «Илья Муромец» № 107 поднялся над летным полем Корпусного аэродрома южной окраины Санкт-Петербурга в декабре 2013-го. Все расчетные данные в основном подтвердились. После нескольких пробных подлетов в пределах аэродрома и незначительных доработок самолет приступил к регулярным полетам. И почти сразу же установил несколько мировых рекордов.

Только в один день, 12 февраля, их было два. Сикорский смог подняться в воздух, взяв на борт максимальное количество пассажиров (16 человек плюс аэродромный пес по кличке Шкалик) и невиданную ранее общую массу поднятого полезного груза (1290 килограммов). Позже был осуществлен подъем на рекордную высоту в две тысячи метров с десятью пассажирами и побит рекорд по продолжительности полета, превысивший шесть с половиной часов.

Полеты без законов

В течение первой половины 1914 года «Илья Муромец» совершил несколько десятков полетов, вызвавших большой ажиотаж. На аэродром приезжало множество людей, которые воочию хотели убедиться в существовании небывало огромного воздушного чуда. Самолет летал над имперской столицей и ее пригородами, опускаясь до предельно низких высот (около 400 метров).

Никаких законов, которые регламентировали бы полеты над городом, тогда не существовало, поэтому вся ответственность за безопасность ложилась на Сикорского. Он полностью полагался на конструкцию и немецкие двигатели «Муромца», и они не подвели: ни одной катастрофы во время таких полетов не произошло.

В том же году, когда в России появилась необходимость иметь собственные гидропланы, Игорь Сикорский оборудовал первый борт «Муромца» 200-сильными двигателями и поставил его на поплавки. Четырнадцатого мая близ города Либава (ныне Лиепая) гигант впервые поднялся в воздух с поверхности воды. При этом у него оставались шасси; он стал первым в мире четырехмоторным самолетом-амфибией. В этой модификации машина была принята морским ведомством и более трех лет оставалась крупнейшим гидропланом в мире.

Убийца истребителей

В 1914 году решением военного министра в России было введено в действие «Положение об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Оно стало первым в мире соединением тяжелых бомбардировщиков.

За годы Первой мировой войны в нашей стране было построено порядка 80 самолетов этого класса, которые выпускались в пяти вариантах: как с колесным, так и с лыжным шасси. Самолет не только применялся для бомбометания, но и прекрасно подходил для разведки. «Муромцы» оснащались мощным оборонительным вооружением, которое почти не имело «мертвых зон», – пилоты вражеских истребителей прозвали российские бомбардировщики «ежами», потому что, как говорили они, по возвращении на землю «с какой стороны ни подлети, везде у него торчит пулемет». Это позволяло «Муромцам» летать без сопровождения истребителей, и они даже записали на свой боевой счет несколько подбитых вражеских самолетов.

В ноябре 1920-го состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». Потом вплоть до 1923 года самолеты использовались исключительно для гражданских перевозок и учебных полетов. После в воздух «Муромцы» уже не поднимались.

Несмотря на относительно небольшой временной промежуток, в течение которого эксплуатировались самолеты этого класса, благодаря им Россия навсегда останется родиной бомбардировочной авиации и первопроходцем в деле пассажирских воздушных перевозок. Один из самолетов сегодня находится в музее в Монино.

Илья Муромец — Прицепы из ада

Замены не принимаем! Сказочная сага о народном герое Александра Птушко — настоящее средневековое зрелище. Когда нация призывает, воины поднимаются из степей, чтобы защититься от захватчиков, даже если им придется бросить вызов королевской власти. Первый советский фильм с анаморфотным масштабом и стереофоническим звуком « Илья Муромец » — это поразительная серия фантастических персонажей и эпизодов из сборника рассказов, наполненная удивительно красивыми спецэффектами Птушко и потрясающими сценами с целыми армиями, заполняющими сцену. Каппер — чертовски свирепый дракон — огнедышащий, трехглавый Змей Горыныч!

Ilya Muromets
Blu-ray
Глуфкий крокодил / Segull
1956 / Color / 2:35 Wyestcreen / 1956 / Color / 2:35. / Street Date May, 2022 / Меч и дракон, Былинный богатырь и чудовище / Доступно с Vinegar Syndrome / 34.98 & 39. 98
В ролях: Борис Андреев, Шукур Бурханов, Андрей Абрикосов, Наталья Медведева, Нинель Мышкова, Сергей Мартинсон , Георгий Демин, Александр Шворин, Николай Гладков, Владимир Соловьев.
Операторы: Федор Проворов, Юлий Кун
Художник-постановщик: Евгений Куманков
Художник по костюмам: Ольга Кручинина
Монтажер: Мария Кузьмина
Спецэффекты / визуальные эффекты: Евгений Свидетелев, Александр Реньков, Борис Травкин
Оригинальная музыка: Игорь Морозов
Автор сценария Михаил Кочнев
Продюсер Дамир Вятич-Бережных
Режиссер
Александр Птушко

Вот картинка, о которой стоит ликовать. . . Компания Deaf Crocodile Films уже представила вниманию CineSavant два раритета, стоящих картин, которые, как мы думали, никто не помнит. Неизвестный человек из Шандигора — малоизвестная швейцарская шпионская диковинка 60-х годов, а Космическая миссия «Дельта» — редкий румынский анимационный фильм. Этот новый выпуск не является малоизвестным, но мало кто из нас видел его в респектабельной версии. Это совсем другая сентиментальная эпопея: американским эквивалентом будет помесь Аламо и Белоснежка. Но с огнедышащим драконом.

Эпический широкоэкранный и стереофонический Илья Муромец не имел шансов попасть в штаты. Он также ждал несколько лет, прежде чем появился на экранах в Западной Европе. Когда он был импортирован сюда, он был переименован в The Sword and the Dragon , дублирован и немного обрезан, возможно, с комментарием репортера Майка Уоллеса. Выпустившей фильм компанией была компания Valiant Films, которая привезла интересное разнообразие маргинального артхауса и эксплуатации. Источники продолжают перепечатывать информацию о том, что Роджер Корман участвовал в перезаписи, что кажется сомнительным, учитывая упомянутых англоязычных продюсеров и компаний. Хотя случались и более странные вещи, я не могу представить, чтобы Роджер Корман нанял Майка Уоллеса.

Мы не читали много рецензий на фильмы в возрасте двенадцати лет, но одна на «Меч и дракон» выделялась: стремясь заклеймить производство «Мосфильма» как дрянную русскую чепуху, рецензент сказал, что это выглядело так, как будто оно должно было быть кредит «ЦВЕТ ОТ CRAYOLA». Пропуская фильм в кинотеатрах, мы, тем не менее, были впечатлены проблеском отсканированных телевизионных изображений в синдицированном фильме «Фильм на миллион долларов». Даже в черно-белом сериале было что-то особенное. Тогда это напомнило мне немного чешскую Сказочный мир Жюля Верна : очень искусственный, но абсолютно захватывающий. На ум приходит другое воспоминание. Мы улыбнулись маленькой марионетке в финале « Blue Velvet » Дэвида Линча: ее искусственность служила отражением вновь обретенной невинности персонажей. Мы сразу подумали о маленьких механических животных, которые исполняют серенаду принцессе в Мече и Драконе . Сама их искусственность излучала невинность, волшебство, сказочное чудо.

Если вы видели DVD-релиз RusCiCo (2004 г.), то вы технически видели оригинальный Илья Муромец — но не на самом деле. Новый диск Deaf Crocodile ощущается как совсем другая картина. С правильным разрешением деталей и восстановленной цветовой палитрой это другой фильм с новой богатой целостностью дизайна. Эпизоды теперь кажутся новыми страницами в чудесном сборнике рассказов. Мы больше не теряем терпение, когда широкоэкранные виды удерживаются дольше нескольких секунд — они радуют глаз. Александр Птушко адаптирует почитаемую легенду в своей «легендарной» форме.

 

Великий герой просто «есть», знаете ли.

История о могучем «Богатыре» Муромце пронесена сквозь века; фильм играет его фантастическую легенду прямо, с дополнительной мерой националистической славы. Парализованный с детства Илья Муромец (Борис Андреев) сидит в избе, пока трудятся его односельчане, в том числе красавица Василиса (Нинель Мышкова). Когда цинговая банда гунноподобных тугаров совершает набег на деревню, похищая ее женщин, Илья ничего не может сделать. Василиса захвачена как потенциальный «подарок» для тугарского начальника, что-то, что постоянно повторяется (и объясняет ее продолжающееся неприкосновенное состояние). Трусливый русский дворянин Мишатычка (комик Сергей Мартинсон) спасает свою шкуру, обещая быть двойным агентом при дворе киевского князя Владимира (Андрей Абрикосов).

Илья Муромец счастлив узнать, что его судьба — стать могучим воином-джедаем-богатырем. Прибывают какие-то менестрели-крестьяне с мечом великана-полубога Сиватогора с указанием отдать его очередному мистическому богатырю, когда узнают его. Так начинается волшебная жизнь Ильи. Меч излечивает его паралич, показывая, что он подобная быку сила добра. Ему подарили новорожденного коня, который вырастает до огромных размеров всего за три дня. И с этим Илья отправляется изгонять ненавистных тугаров.

 

Политическая сторона истории выступает за единство России против иностранных врагов. Князь Владимир в основном нормальный парень, который иногда принимает плохие советы. Он мудро продвигает крестьянина, искренне желающего изготовить оружие для обороны. Появляется Илья и прокладывает себе дорогу, будучи крестьянином с грубыми манерами. Но он доказывает свой могучий рост, показывая, что поймал «Соловья-разбойника», лесного демона, чье дыхание может раздуть бурю, сгибая большие деревья. Надо уговорить Илью подружиться с другими хвастливыми Богатырями. Когда приезжает тугарский эмиссар, почти такой же жуткий, как Соловей, с оскорблениями и требованиями, Илья просто убивает его — к черту переговоры с языческой сволочью. Но Илья не может убедить князя Владимира в том, что Мишатычка — интриганка-отщепенка. . . который позже убеждает князя заключить Илью в тюрьму на целых десять лет.

«Эпические» события — Время и Муки делают Героя.

Илья спасает Василису, и у них рождается мальчик, которого Илья никогда не видит, потому что он в поисках приключений или заперт у собственного принца. Она снова отвоевана, на этот раз став собственностью всемогущего тугарского царя Калина (Шукур Бурханов). Так и не увидев отца, сын Сокольничек (Александр Шворин) воспитывается царем Калиным так, чтобы считать себя врагом Киева. Он взрослеет, обучается воину-тугару.

 

Заключительная треть фильма — мощная осада Киева. Несмотря на то, что это дополнено визуальными эффектами, тысячи статистов заполняют экран кадрами орды тугаров, пересекающих бескрайние равнины, чтобы угрожать гордому городу. «Воскресший» от предполагаемой смерти в княжеских темницах, Илья выходит сильным, как никогда, готовым вести свой народ в бой. Не раскрывая своей личности, Илья выигрывает время, ведя переговоры с царем Калином перед финальной серией сражений.

Помимо потрясающих массовых сцен в степях, самые запоминающиеся зрелища — чудеса фантастического преувеличения. Хан приказывает своей армии сформировать буквально холм из тел, чтобы он мог видеть своего врага за горизонтом. Когда Илья сражается, реализм игнорируется в пользу легендарной доблести — он взмахивает мечом, и целая группа вражеских солдат погибает от самого жеста. Соловей-разбойник становится секретным оружием, сдувающим врагов, как перекати-поле. В русском эквиваленте «Освободите Кракена» ужасающий дракон Змей Горыныч, освобожденный из тугарской тюрьмы, летит, чтобы атаковать Киев своим огненным дыханием.

Сталинская эпоха Александр Невский Сергея Эйнштейна — это шедевр с чисто политической целью — Россия никогда не испытывает недостатка в могучих воинах, чтобы объединить и вдохновить нацию на разгром нацистов Тевтонскими рыцарями. Возвращаясь к средневековому сборнику рассказов «», «Илья Муромец » менее настойчив в политике. [Эта пластинка, выпущенная в 2022 году, несет в себе дополнительный эмоциональный заряд: любимый город-государство, защищаемый от хищных и непримиримых захватчиков, — не кто иной, как Киев.]

Илья Муромец обретает особое сказочное очарование. Его эпизоды — одно удовольствие за другим, иллюстрированные одними из самых интересных спецэффектов, которые я когда-либо видел. Почти в каждом кадре есть ощущение картины, как будто мы перевернули страницу в красочном сборнике рассказов.

 

Даже пренебрежительные американские рецензии признали, что атрибуты фильма во много раз сложнее, чем современные итальянские фантазии. Часто снятые в мягком тумане интерьеры тронных залов, тюремных камер и лагеря царя Калина с его танцевальными развлечениями ↑ используют неожиданные цветовые палитры. Цвет не такой, как у нашего Eastmancolor — я считаю, что советские цветные пленки «унаследовали» немецкий процесс Agfa как военный трофей. Костюмы царя Калина ослепительны, особенно в окружении такого атмосферного интерьера.

Для тридцатилетней эпопеи нам никогда не надоест. Все, что касается Ильи, имеет печать одобрения «Могучий ® ». Он вечно едет на своем могучем коне по потрясающим холмам, горам и рекам. Дополнительные материалы на диске говорят нам, что в распоряжении Птушко были огромные государственные ресурсы, а в качестве статистов служили целые армии. Сумеречный обзор сотен армейских костров был сделан по-настоящему, в «волшебный час», скоординировав впечатляющий общий план, показывающий то, что выглядит как костры на пару миль.

Многие дневные кадры также снимаются в Волшебный час только для того, чтобы получить книжный баланс между передним планом и небом. Другие небеса и фоны нарисованы и красиво скомпонованы. Дымчатые интерьеры имеют занятые замысловатые фоны, которые также выглядят как картины. Я думал, что «задняя стена» в одной из сцен банкета — это картина, пока через нее не начали проходить люди. В этом шоу есть одна из самых активных дополнительных блокировок вторых блоков, которые я когда-либо видел, — они вызывают богатый, полный мир с минимальным количеством ракурсов.

 

Птушко — настоящий мастер визуальных эффектов. Вместо того, чтобы идти по голливудскому пути с обширными матовыми картинами, дворец принца из сборника рассказов в Киеве, кажется, построен крупномасштабно в нескольких версиях, совершенно блестящих «целых замках», которые работают с живым действием. Хотя они и не в натуральную величину, они очень большие и очень убедительные.

Когда мы наслаждаемся фильмами с трюками Марио Бавы и Александра Птушко, мы всегда ищем трюки — эти ребята делали (почти) все «на камеру». что мы не можем сказать, как был сделан тот или иной кадр. Илья Муромец таких кадров должно быть с десяток: ты думаешь, а, это статичный мат, или миниатюра, или . . . а потом происходит то, что доказывает, что это не так.

Некоторые мультиэкспозиции умножают толпы наступающих войск, создавая впечатление миллионов в движении. Самый запоминающийся образ из детства — гора тугарских тел, позволяющая царю Калину заглянуть за горизонт. ↑  Это идеальное выражение предвзятого мнения о том, что «жизнь в Азии дешевая». . . даже в десятилетнем возрасте нас впечатлило, что Калин жертвует тысячами воинов, чтобы получше разглядеть поле битвы.

 

Эффекты приближения так же волшебны. Эмиссар Тугара и Соловей-разбойник — уродливые маленькие резиновые гримёры, которые кажутся идеальными для сказочного контекста. ↑  Соловей — вредный маленький ублюдок, своего рода Йода из антиматерии. Отвратительный эмиссар также довольно чудовищен — интересно, нашли ли его ДНК путь к Джаббе Хатту Джорджа Лукаса.

Уравновешивание гротеска — это более легкая магия, в основном используемая для того, чтобы возвысить Василису до уровня девицы из сборника сказок, достойной стоять рядом с Белоснежкой. Василиса плетет волшебную скатерть, которой без объяснения причин скармливает Илья после того, как крыса Мишатычка оставляет его гнить в подземелье. Другими словами, Илью поддерживает та самая память Василисы . Маленькие лесные птички и звери приходят послушать, как Василиса поет сладкую песенку. «Волшебное выражение» Птушко свободно переключается между живыми животными и маленькими марионетками или копиями роботов, подчеркивая замены, а не скрывая их. Это сказка, она должна быть такой же искусственной, как страница сборника сказок.

Роман Ильи и Василисы настолько жестковат, насколько это возможно, в том смысле, что она влюбилась в него задолго до того, как он сможет ходить, и он говорит о детях и династии, даже когда он говорит, что он будет 99% отсутствует муж. У Василисы есть мужество, этого нельзя отрицать. Она проводит месяцы, связанные похитителями, но всегда выглядит достойно. Она проводит 20 лет в плену у царя Калина и ни на йоту не теряет самообладания. Поскольку у нее нет последующих детей, возможно, Калин напугана своей русской гордостью и решает усыновить ее светловолосого сына вместо того, чтобы взять ее в качестве своей наложницы.

После нескольких поколений «реалистичных» героев и злодеев это возвращение к сказочным ценностям — настоящий кайф. Мы ХОТИМ, чтобы кто-то искренний болел за кого-то, а не просто какой-то клоун с навыками кикбоксинга. Эти невозможные персонажи быстро начинают раздражать нас, даже если они остаются двухмерными «типами» 9.0003 Илья Муромец имеет некоторую привлекательность 1940 Багдадский вор , с его бредовым романом у пруда с отражением. Песня Василисы (народная?) не такая мелодичная, но по-своему очень милая. Для вырезанного героя и героини их более чем достаточно.

 

Онлайн-критика трехголового дракона не принимает во внимание аргумент «искусственной магии», который мы пытались здесь продать. Это огромная опора, когда летит, и гигантская конструкция, когда бьется у ворот Киева. Конечно, он не выглядит таким «настоящим», как Vermithrax Pejorative или Smaug. CGI драконы «Игра престолов » не должна ослаблять наше восхищение фантастическим зверем Птушко с вытаращенными глазами, прикусом, как у Носферату, и огнеметным дыханием, которое поджигает землю.

Серьезную конкуренцию Змею Горынычу составляют другие полноразмерные сочлененные драконы кинематографа: «Волшебный меч » Берта И. Гордона и «Капитан Синдбад » Байрона Хаскина. Бегемот Птушко легко побеждает этих жестких претендентов. И, черт возьми, это работает перед огромным фальшивым городом, вокруг которого сражается огромная настоящая армия. Струи пламени действительно выглядят опасно; Интересно, были ли в этой постановке смертельные случаи. ↑

Илья Муромец очень отличается, и требует некоторой ментальной корректировки. Он не рекламирует свое действие с помощью современного монтажа, а вместо этого захватывает нас чередой мощных, почти сказочных образов — то, как выпячиваются щеки Соловья-разбойника, и эта колоссальная гора раздавленных тугаров, которые образуют смотровую площадку для Царь. Даже ожидаемое воссоединение Отца и Сына работает так, как и должно быть в великой книге рассказов.

 


 

Глухой Крокодил Blu-ray из Илья Муромец намного лучше, чем российский DVD 18-летней давности. Недавняя реставрация возрождает его захватывающие качества, особую, утонченную цветовую гамму и дизайнерскую стратегию. Промо диска Deaf Crocodile не слишком раскрывает суть фильма и, надеюсь, хорошо демонстрирует то, что я пытался сообщить о внешнем виде и привлекательности фильма.

Увы, оригинальный четырехдорожечный стереомикс не сохранился; Звук фильма с мощной музыкой Игоря Морозова монофонический. Диск закодирован только для внутреннего региона А.

Художник и автор Стивен Р. Биссетт предоставляет полноценные аудиокомментарии. Наряду с ожидаемой информацией он ссылается на несколько других российских фантастических фильмов. Он также рассказывает довольно разрозненную историю, взятую из вырезок из Варьете , импорта фильма в связи с обменом Государственным департаментом с Советским Союзом, который включал Иваново детство и Снежная королева . Официальная правительственная договоренность, похоже, стала приманкой для американских дистрибьюторов. Однако нам не говорят, что мы продали Советам.

Компания-импортер упоминается в комментариях как Vita-Lite, а не Valiant, как на последних плакатах. Либо была другая импортирующая организация, либо Разновидность перепутала. Биссетт упоминает современные обзоры, сравнивающие дракона Горыныча с Гидрахом Тохо, другим трехглавым драконом. Гидра не появлялась еще пять лет, так что, возможно, рецензии были современными с японским фильмом.

Иллюстрированный буклет-вкладыш содержит оттиск винтажного Video Watchdog статья Алана Апчерча, первая подробная статья, которую многие из нас читали о Птушко и российском фэнтезийном кино. Также представлены мемориалы Денниса Бартока Упчучу и перепечатка статьи Александра Птушко о его фильме.

Релиз выходит в параллельных изданиях, идентичных по содержанию, но с разными обложками. Некоторые композиционные работы иллюстратора Тони Стеллы имеют преобладающий «темный» вид, хотя большинство основных сцен происходят при солнечном свете. Если вам нравятся ваши мужчины с густой растительностью на лице и длинной бородой, с телосложением как у Мак Трака, Илья Муромец — ваш парень.

Я намеренно не включил в обзор один факт. Фильм, возможно, теперь наиболее известен как искаженный и изуродованный остаток, высмеянный в синдицированной телевизионной комедийной программе. Будь проклята перекличка роботов. . .

Обзор Glenn Erickson


Ilya Muromets
Регион A Blu-ray . монофонический
Дополнения:
Аудиокомментарий Стива Биссетта
Вспоминая русского киноведа Алана Апчерча Денниса Бартока
Русская фантастика Часть первая Алана Апчерча трейлер.
Подходит для глухих и слабослышащих? ДА ; Субтитры: английские (только полнометражные)
Упаковка: один Blu-ray в футляре Keep
Отзыв:
19 мая 2022 г.
(6735muro)

Посетите основную колонку Cinesavant. Муромец и Святогор

французская версия

А.Каморине.»Святогор»
Панель. 1988 Холуй

В царствование царя Владимира
жил в селе Карачарове под Муромом.
бедный человек по имени Илья, калека от рождения. Он был
сын крестьян Ивана Тимофеевича и Ефросины Яковлевны.
30 лет он был прикован к своей кровати. Все, что он сделал, было
молитесь Христу, чтобы он исцелился, и чтобы однажды он смог
служить миру здоровьем и силой.
Однажды, когда семья Тимофеевичей
на земле работали три калика времен Святогора
прошел мимо. В их руках была сила исцеления, и
сказали: «Илья, вставай. Ты приобрел большие навыки
за 30 лет болезни. Теперь тебе лучше. Иди и будь героем.»
Илья встал, а калики продолжали:
«Никогда не затевай драку с богатырями древности: Святогором,
Самсон Самойлевич, Микула Селянинович и Волга Святославович.
Первые две — это основные силы самой земли, Микула.
охраняется землей, а Волга тебе не по зубам.
Идите в поле и ждите первого крестьянина, который берет
молодой и тощий жеребец в город. Купить животное,
сколько бы он ни стоил, кормить его три месяца пшеницей
и воду, а затем пусть купается в росе в течение трех утра.
Таким образом, жеребец станет самой сильной лошадью на
земле, и ты станешь лучшим богатырем на земле».
Когда калика ушла, он сломал несколько
хлеба и выпили чарку вина с Ильей, который исцелился. Илья
потом поспешил на землю, где дремали его родители.
С поразительной быстротой он закончил свою работу за остальных
день. Затем он приобрел тощего жеребца, как ему сказали,
ухаживал за существом в соответствии с инструкциями и велел
прощание с его родителями. Они дали ему свое благословение при условии
что он всегда и везде поступает правильно.
Он пошел к деревенскому священнику и поклялся
перед Богом: «Я иду в Киев по кратчайшему пути, даже
если он пройдет через большую и враждебную армию. Если мне бросят вызов,
Я не натяну лук, не пущу стрелу, не обнажу копья и не запятнаю
мой клуб кровью. Тем не менее я буду в Киеве через час
с половиной, и я представлюсь царю Владимиру,
Красное солнце. Я приму свою первую еду, когда буду с ним,
и не раньше»
Илья взял горсть земли, положил
в льняной мешочек и повязал себе на шею, чтобы он не забыл
земли его рождения. Он бросил корку ржаного хлеба в
реку Оку, говоря: «Чем ты, матушка Ока, что утоляешь
жажду Ильи Муромца так часто». Он кланялся во все стороны,
сел на коня и пошел своей дорогой.

    Сопровождающий на гуслях, Добрыня
Никитич пел богатырям царя Владимира о древнем
Святогор. Как жил на Святых Горах (Карпатах)
потому что земля уже не могла выдержать его веса, и
как однажды он встал и встретил мужика Микулу Селяниновича
с его сумкой, полной гравитации. Он заключил: «Говорят
что в итоге Святогор совсем ушел в землю
и умер». Однако осведомленный боярин Мермаста Васильевич
отрицал это и говорил: «Нет, он вернулся в горы и
до сих пор там.» Эта версия истории дала Алеше Поповичу
идея бросить вызов Илье Муромцу. Он спросил его: «Не
это просто вещь для вас, чтобы пойти и узнать? Таким образом он
думал, что вновь прибывший герой исчезнет из виду
какое-то время в путешествии, которое должно было оказаться бесплодным». 0011
Илья знал о двусмысленности предложения Алеши,
но он не хотел ничего, кроме как узнать о мире, и
испытать его на прочность. Он попросил Добрыню сопровождать его в пути.
путешествия. Они оседлали лошадей, и на следующий день пара
отправился на запад и вскоре достиг Леванидовского креста в Леванидовском
луг. Они поклялись, что всегда останутся братьями
духом, и они обменялись крестами. Затем они путешествовали в
направление Карпат. Они обнаружили следы на
землю, и Илья попросил Добрыню следовать за ними, пока он
сам поднялся на Святые Горы.
Он достиг плато по тайной тропе, и как раз в
перед собой он увидел богатыря-великана, спящего на коне-великане
который медленно шел. Он позвал гиганта и бросил вызов
его на дуэль, но последний не проснулся. Даже яркий
он дубиной не разбудил великана, не говоря уже о чаепитии
из своего седла. Когда его ударили в третий раз, он
только пробормотал: «Русские мухи довольно больно кусаются». Он открыл
руку, схватил Илью, сунул его и коня в карман,
и поехал дальше, все еще спит. Пройдя 48 часов, гигант
конь устал. Он споткнулся и упал на колени на
земля.
В результате рослый рыцарь проснулся
вопреки себе, проклиная своего жеребца. Он взял Илью и его
лошадь из кармана, и спросил: «Кто ты?» Илья рассказал
кто он был, как стал богатырем владимирским Красным Солнышком,
и что он ищет Святогора. Оказалось, что
великаном был сам Святогор. Илья и Святогор подружились.
Они продолжили свой путь вместе, и однажды они нашли
огромный гроб, лежащий через дорогу, с надписью
слова: «Этот гроб предназначен для того, кто в него влезет».
Великан предчувствовал, что это относится к нему, и, поколебавшись,
он хотел попробовать гроб на размер. У Ильи тоже было предчувствие
что оно предназначалось для Святогора, и поэтому он попал в
во-первых, опередив гиганта. Крестьянский сын оказался
быть слишком маленьким. Тогда великан лег в гроб, который поместился
он как перчатка.
Илья не хотел закрывать крышку, так что Святогор сделал это сам.
Тотчас же гроб и крышка слились воедино. Святогор
воскликнул с большим сожалением: «Горе мне, я погребен заживо.
Илья, срывайте доски, одну за другой.» Илья пытался, но тщетно.
Тогда Святогор предложил: «Возьми мой меч и разбей гроб
вдребезги.» Сквозь щель в гробу старый великан
дал Илье свое дыхание и, следовательно, свою силу, чтобы поднять меч
древних времен, но меч был контрпродуктивным. Каждый
раз Илья ударил, в гробу дырки не проделал,
но изготовил железный обруч. Святогор вздохнул: «Я задыхаюсь.
Очевидно, воля Божья, чтобы вы сменили меня. Держи мой меч,
но привяжи моего гигантского коня к гробу».0011
Так погиб великан-богатырь и его великан
конь. Илья, ныне преемник Святогора, решил вернуться
в Киев.

© 2004-2011 Артрусс

Электронное письмо

Лаковые миниатюры
— Федоскино
— Палех
— Мстера
— Холуй
Жостово
Гжель
Русские игрушки
— Богородское
— Дымково
— Игрушка современного народного творчества
Ростовская эмаль
Хохлома
Вологодское кружево

Авторы

Илья Муромец и Святогор
Илья и Соловей-разбойник
Садко
Василий Буслаев
Сообщение создателя сайта


кто расскажет нам о старых вещах,
О вещах старых, о том, что было,
Той Ильи, Ильи Муромца,
Ильи Муромца, сына Ивана?
Он сидел, не шевелясь в течение тридцати трех лет;
Пришли к нему из нищего братства,
Сам Иисус Христос и два Его Апостола.
— Пойди, Илья, принеси нам попить!
«Братия умоляющие, я не могу шевельнуть ни рукой, ни ногой!»
«Вставай, Илья, — не обмани нас!»
Илья вздымался и вставал, весь неопрятный и ошарашенный;
Он принес миску больше ведра —
.
Просящим братьям он предложил его;
Но нищие заставили его напиться,
И когда он напился, его допрашивали:
— Чувствуешь ли ты, Илья, много в себе сил?
«Если бы был столб, воздвигнутый до самого неба,
Если бы к этому столбу было прикреплено золотое кольцо —
Я бы схватил это кольцо, вся Святая Русь качай!»
— Иди ты, Илья, еще миску!
Илья предложил им вторую миску с водой,
.
Но паломники напоили его самого.
Илья осушил его не переводя дух —
Большая миска, больше ведра.
После этого они начали расспрашивать его:
— Чувствуешь ли ты, Илья, много в себе сил?
«Из моей силы, клянусь, у меня сейчас только половина».
Так говорили паломники в сандалиях Илье:
«Ты, Илья, будешь великим могучим,
В схватке со смертью не свиток твоей судьбы:
Ты можешь сражаться, можешь поразить любого сильного человека,
И с любой языческой ордой можно сражаться;
Но никогда не предлагай драться одному Святогору —
«Вся земля может выдержать его полную тяжесть;
Не вступай в бой против Самсона, этого могущественного человека —
У него на голове семь волос, благословенных ангелами.
Не борись с линией Микулы —
Наша сырая мать-земля очень любит его;
Равно и не воевать с Волгою Святославовичем собственным
сын;
Если он не может сломить тебя из-за основных сил
Он сокрушит тебя своим умом и хитростью.
Возьми себе, Илья, коня, достойного могучего человека,
Прощай, в открытое поле, широкое, как любое море,
Купи себе жеребенка первого жеребенка,
Поместите его в стойло на все три месяца;
На три ночи пусть жеребенок в саду гуляет,
И пусть этот жеребенок валяется в трех утренних росах.
Веди его к высокому забору с шипами:
Когда жеребенок начинает прыгать через забор с шипами,
В ту сторону, а потом обратно. ..


недалеко, недалеко в чистом поле
Клубилось облако пыли,
Пыль клубилась столбом,
На поле появился добрый юноша,
Святогор, могучий русский богатырь.
У Святогора был конь, как свирепый дикий зверь,
Плечи богатыря были более двух аршин в ширину,
Он ехал верхом в поле и развлекался,
Он метал свою стальную булаву
Выше возвышающегося леса,
Но ниже движущихся облаков.
Его булава улетит
Высоко в небе,
Когда булава опустится,
Он поймал бы его одной рукой.
Святогор-богатырь наткнулся на
Скомороховский мешочек в чистом поле.
Он не слез со своего доброго коня,
Он хотел поднять сумку кнутом,
Но мешочек не двигался.
Святогор спешился на добром коне,
Одной рукой он взял мешочек,
Но маленькая сумочка не сдвинулась с места.
Взял обеими руками,
Он напрягся изо всех сил богатырских,
Он погрузился в мать сырую землю по колено,
Но мешочек не сдвинулся с места,
Его нельзя было сдвинуть с места и поднять.
Святогор сказал себе:
«Я много ездил по миру,
Но я никогда не видел такого чуда,
Мешочек не сдвинется с места,
Не сдвинется с места и не поднимется,
Моей богатырской силе она не уступит.