Ил-96-300ПУ(М) - самолет президента Российской Федерации. Ил 96 300


Виктор Христенко "похоронил" Ил-96-300: Финансы: Lenta.ru

Каких-то 20 лет назад российский дальнемагистральный самолет Ил-96-300 называли едва ли не "надеждой отечественного авиапрома". 10 лет назад лайнер стал просто "самолетом", серийное производство которого никак не наладится. В последние годы Ил-96-300 воспринимался уже как устаревший. А день 10 августа 2009 года вполне может считаться "черным" для этого самолета: министр промышленности и торговли Виктор Христенко назвал его "бесперспективным" и фактически отправил на пенсию.

Сейчас Ил-96-300 – единственный летающий российский дальнемагистральный лайнер. Других в России не производится и производиться, судя по словам Виктора Христенко, еще долго не будет. Накануне авиасалона МАКС-2009 министр заявил, что в этом сегменте рынка России бессмысленно тягаться с международными лидерами – европейской компанией Airbus и американской Boeing.

Впрочем, и американцы с европейцами вряд ли считают Ил-96-300 самолетом, способным составить конкуренцию их собственным разработкам. Ведь если Airbus и Boeing уже произвели сотни своих B-777 и A330 (именно эти лайнеры считаются аналогами Ил-96-300), то российские заводы не собрали и 20 запущенных в эксплуатацию машин. И это при том, что первый полет Ил-96-300 совершил в 1988 году, а сертификат летной годности получил в 1992-м. Иными словами, в год в России выпускается менее одного Ил-96-300. В Советском Союзе предполагали, что в год будет производиться до 40 таких самолетов.

Когда в различных СМИ отмечались положительные качества Ил-96-300, его характеристики обычно сравнивались с Ил-86. Выходило, что новая разработка авиаконструкторов действительно была новаторской: была изменена конструкция планера, улучшены функциональные системы и бортовое оборудование. Приводилась даже такая цифра: минимальный расход топлива у Ил-96-300 оказался в два раза ниже, чем у Ил-62М, который, впрочем, проходил первые летные испытания еще в начале 1970-х годов.

Что же касается сравнения с европейскими и американскими лайнерами, то Ил-96-300 выглядел устаревающим уже в 1990-е годы. А в 2000-е – окончательно устаревшим.

Кто на них летает?

Для наглядности технические характеристики российского самолета сравниваются с новейшим лайнером B-787-10 Dreamliner американской корпорации Boeing (характеристики этого лайнера указываются в скобках):- крейсерская скорость: 850-870 километров в час (903 километра в час)- максимальная взлетная масса: 250 тонн (245 тонн)- дальность полета: 13,5 тысячи километров (15,7 тысячи километров)- вместимость: 300 пассажиров (300-350 пассажиров)

Сейчас на балансе различных компаний и организаций находятся 19 самолетов Ил-96-300. Летают не все из них – например, один из трех лайнеров "Домодедовских авиалиний", по данным газеты "РБК Daily", уже разобран.

Еще один самолет используется как опытный образец КБ Ильюшина, два отобраны у авиакомпании KrasAir за долги и сейчас проходят предпродажную подготовку. Целых три Ил-96-300 отправились на экспорт: их купила дружественная Куба. Поддержали производство и в Управлении делами президента: в распоряжении этой организации находятся четыре самолета.

Самым крупным заказчиком Ил-96-300 является "Аэрофлот". Государственная авиакомпания вынуждена постоянно поддерживать российский авиапром, не уставая при этом его критиковать. Еще в 2005 году генеральный директор "Аэрофлота" (теперь уже бывший) Валерий Окулов заявлял, что Ил-96-300 отстает от западных конкурентов как минимум на два поколения. Менеджер, в частности, объяснял, что российский лайнер ориентировался на экономические показатели B-767, а после него появился B-777 и, кроме того, Boeing занялся новейшим B-787 Dreamliner ("лайнером мечты"). В российском же авиапроме никаких новых разработок, способных заменить Ил-96-300, тогда не существовало. Как не существует и до сих пор.

То есть были, конечно, попытки возродить Ил-96-300 модификациями Ил-96М, Ил-96-400 и даже двухпалубным Ил-96-550, рассчитанным на 550 пассажиров. Однако все эти разработки также оказались не слишком удачными и не смогли принципиально изменить ситуацию с Ил-96-300.

В итоге правительство при обсуждении стратегии развития авиапрома на ближайшие десятилетия сделало ставку на развитие не дальнемагистральных самолетов (что в условиях российских расстояний было бы не лишним), а на ближнемагистральные лайнеры – прежде всего, Sukhoi Superjet 100. Но и про Ил-96 чиновники не забыли: его можно будет увидеть в российских аэропортах, правда, в грузовой комплектации и под названием Ил-96-400Т.

По словам Христенко, этот лайнер "найдет свою нишу в сфере транспортных услуг" и останется единственным в линейке широкофюзеляжных лайнеров. Что касается Ил-96-300, то он может полностью уйти из производства в 2012 году – ранее об этом заявляли в Объединенной авиастроительной корпорации. Христенко конкретных сроков расставания с Ил-96-300 не назвал.

Уникальная безопасность

Виктор Христенко. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Если за ближайшие несколько лет с Ил-96-300 не произойдет ни одной авиакатастрофы (тьфу-тьфу-тьфу), то лайнер станет уникальным для российского рынка: этот самолет ни разу не падал, ни один пассажир Ил-96-300 (как и всех Ил-96 вообще) не погиб.

И все же Ил-96-300 останется в истории не только как не оправдавший надежд лайнер, но и как самолет, у которого очень не вовремя "зашалили тормоза". Казус произошел в начале августа 2005 года, когда президент России Владимир Путин находился с официальным визитом в Финляндии. Прилетел в Финляндию Путин именно на Ил-96-300 (президентские самолеты называются Ил-96-300ПУ), а вот улететь обратно на нем не смог: когда лайнер вышел на рулежную дорожку, в тормозной системе переднего шасси возникли неполадки. В итоге Путину пришлось в экстренном порядке пересесть на Ил-62. Еще годом ранее президент не смог вылететь на Ил-96-300ПУ из Португалии в Южную Америку. Но тогда причиной неполадки была названа стая голубей – один из них попал в воздухозаборник российского лайнера.

Карательные меры в отношении Ил-96-300 последовали в августе 2005 года: Минтранс на 42 дня запретил полеты этого лайнера. За это время больше всего пострадал "Аэрофлот" – ему пришлось менять маршрутную сетку и даже отменить несколько рейсов.

Громкая отставка в связи со скандалом была только одна: в октябре 2005 года был уволен генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества Вячеслав Саликов. Именно эта компания и занимается производством Ил-96-300. Саликов подчеркивал, что ушел сам, но источники деловых СМИ утверждали, что ему предложили сделку: отставка в обмен на разрешение полетов лайнера.

Можно относиться к отечественному авиапрому сколь угодно скептически, но следует признать, что с завершением работ над Ил-96-300 заканчивается и целая эпоха: почти через 20 лет после распада Советского Союза Россия фактически отказывается от советского наследства в авиастроении и начинает делать ставку на абсолютно новые лайнеры. Сработает такая стратегия или нет – станет известно уже совсем скоро. Во всяком случае, на ближнемагистральный лайнер Sukhoi Superjet, который вот-вот закончит все летные испытания, уже есть более сотни заказов. Но пока неизвестно, сумеет ли "Сухой" поставить производство самолетов на поток или эту разработку ждет судьба Ил-96-300.

lenta.ru

96-300ПУ(М) - самолет президента Российской Федерации » Военное обозрение

«…командующий ВВС Александр Новиков доложил, что к полету готовы два самолета. Первый поведет генерал-полковник Голованов, второй - полковник Грачев. Верховному предложили лететь с Головановым, но Сталин усмехнулся: «Генерал-полковники самолеты водят редко, полетим с полковником...» … Вместе они и прибыли в Тегеран - Сталин, Молотов, Ворошилов и мой отец» (из книги воспоминаний Серго Берия).

Визит Сталина на Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 г. стал первым авиапутешествием Первого лица государства в отечественной истории. Подробности этого события достаточно скудны: известно лишь, что для полета был выбран оригинальный американский «Дуглас» С-47 (по другим данным – его лицензионная копия Ли-2 индивидуальной сборки). В полете «Борт №1» сопровождал эскорт из 27 истребителей ВВС РККА.

Никита Хрущев, наоборот, был заядлым авиапутешественником и регулярно пользовался самолетами во время своих мировых турне. Наибольшую известность приобрела история его визита в США (1959 год). Для трансатлантического путешествия Хрущев выбрал Ту-114, самый крупный турбовинтовой самолет в мире, он же - гражданская версия межконтинентального бомбардировщика Ту-95. Помимо Генсека, на борту авиалайнера находилась его семья и свита из 63 сопровождающих лиц. Не обошлось без конфуза – по прибытию на авиабазу Эндрюс выяснилось, что все американские трапы имеют недостаточную длину, чтобы дотянуться до двери высоченного ТУ-114. Советской делегации пришлось спускаться по лестнице пожарной машины.

Визит Н.С. Хрущева в США. Авиабаза Эндрюс под Вашингтоном

Любимым авиалайнером Леонида Брежнева был стремительный красавец Ил-62 – флагман гражданской авиации Советского Союза. Этим же самолетом летали преемники Брежнева – Юрий Андропов и Михаил Горбачев. За все время самолет ни разу не подвел своих VIP-пассажиров, всякий раз он уверенно отрывался от полосы и, спустя несколько часов, аккуратно приземлялся на другом конце Земли. Предельно надежная техника. Лишь однажды, находясь в воздушном пространстве Алжира, «брежневский» Ил-62 попал под обстрел французских «Миражей». К счастью, все обошлось (до сих пор доподлинно неизвестно, что это было – ошибка, провокация или попытка диверсии).

Первый Президент Российской Федерации пожелал сменить пожилой Ил-62 на более современный широкофюзеляжный лайнер Ил-96 (специальная модификация Ил-96-300ПУ – «пункт управления»). До сих пор об этом самолете (бортовой номер RA96012) ходят легенды: эксклюзивный дизайн интерьеров от Ильи Глазунова, покраска в Голландии, внутренняя отделка в Швейцарии, бронестекла и электронные замки кают, ценные породы дерева, инкрустация драгоценными камнями, гобелены и раритетные произведения искусства. Наконец, системы связи и дистанционного управления РВСН в случае начала конфликта с применением ядерного оружия – наличие спецоборудования выдаёт характерный плексигласовый «желоб» на фюзеляже самолета. Кроме того, «ельцинский» Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, а также системой спасения Первого лица из падающего самолета (парашюты или катапультируемая капсула – тут уже неистощимая народная фантазия уходит в бесконечность).

Тот самый, RA96012

Если не принимать во внимание различные домыслы сомнительно качества и адекватности, то Ил-96 - просто изящный самолет с благородными линиями и гармоничным обликом, обладающий, к тому же, отменной надежностью – за все 20 лет эксплуатации самолетов этого типа, не было отмечено ни одной крупной аварии, повлекшей за собой гибель людей. Согласитесь, звучит впечатляюще на фоне непрекращающихся сообщений о катастрофах «Боингов» и «Эйрбасов»! Высокая безопасность Ил-96 отчасти объясняется теорией вероятностей (всего порядка 30 построенных машин) и специфическими эксплуатантами – качество обслуживания самолетов в летном отряде Управления делами Президента наверняка выше, чем у любой частной авиакомпании.

В настоящий момент в составе Специального летного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций. Флагманом является Ил-96-300ПУ(М), бортовой номер R96016 – модернизированный вариант «ельцинского» Ил-96-300ПУ, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году. Настоящий «Летающий Кремль» с рабочим кабинетом Президента, комнатами для совещаний, конференц-залом и салоном «люкс» для сопровождающих лиц и гостей на борту самолета. Под рукой у Первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи. Уникальная радиоэлектронная «начинка» авиалайнера, разработанная на одном из оборонных предприятий г. Омска, позволяет транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, с любой высоты в любую точку мира.

Из других особенностей супер-самолета – на борту имеется мини-спортзал, комнаты отдыха для VIP-гостей, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи. Во избежание повторения инцидента 1959 г., когда Никите Хрущеву пришлось спускаться по лестнице пожарного автомобиля, на новом российском самолете имеется встроенный нижний трап. Кроме того, «путинский» самолет оборудован модернизированными двигателями ПС-90А.Ил-96-300ПУ(М) строился по специальному заказу в г. Воронеже, над внутренней отделкой работали лучшие ювелиры из Златоуста, салон украшают гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шелковой фабрики. Планировкой помещений и техническим обустройством самолета занимались специалисты из Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Салон выполнен в преимущественно светлых тонах, предпочтение отдано цветам российского флага.

Несмотря на звучащие порой возмущения по поводу богатого убранства салона Ил-96-300ПУ(М), следует заметить, что это не просто самолет для личного пользования. На борту Ил-96-300ПУ(М) регулярно присутствуют зарубежные гости, дипломатические миссии и представители СМИ. Самолет Президента – это особый символ, создающий имидж нашей страны в глазах иностранцев.К разочарованию злопыхателей, здесь нет никаких «золотых унитазов», интерьеры Флагмана выдержаны в «державном» стиле с намеком на Имперские амбиции России. Благородно, красиво и качественно, без лишней «мишуры» и прочих вульгарных элементов кричащей роскоши.

Одним словом, президентский "Ил" - комфортабельный летающий офис для деловых поездок по всему миру - ничего похожего на «дорогую игрушку» саудовского Принца Алвалида бин Талал бин Абдулазиз Аль-Сауда, который повелел разместить на борту личного трехэтажного «Эйрбас» А380 огромный бассейн и концертный зал с симфоническим оркестром!Высокая стоимость «правительственного Ила» в большей степени обусловлена установленным на борту комплексом секретного радиоэлектронного оборудования и особыми мерами, связанные с обеспечением безопасности полета правительственного "борта".

В декабре 2012 года воздушный флот Специального летного отряда «Россия» пополнился еще одним Ил-96-300 (бортовой номер RA96020), пришедшем на замену своим предшественникам. В конце нынешнего 2013 года Управление делами Президента получит второй заказанный «Ил» (бортовой номер RA96021).

Специальные правительственные самолеты существуют во всех стран мира. Президент США летает на комфортабельном бело-голубом Боинг-747 «Air Force One». Канцлер Германии – на европейском авиалайнере «Эйрбас» А340 с личным именем «Конрад Аденауэр». Президент Украины для своих визитов пользуется небольшим самолетом бизнес-класса Ан-74. Однако, большинство сильных мира сего, вынуждено передвигаться на зарубежной авиатехнике. Лишь считанные единицы стран обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для Первых лиц своего государства. Здесь можно с гордостью констатировать, что Высшие должностые лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.

Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил - 96-300.

РазмерыРазмах крыла: 60,1 м; длина самолета 55,35 м; высота самолета 17,57 м; площадь крыла 391,6 м2; угол стреловидности по линии 1/4 хорд - 30 градусов; диаметр фюзеляжа 6,08 м;

Размеры пассажирской кабиныДлина 41 м;максимальная ширина 5,7 м;максимальная высота 2,61 м;объем 350 куб.м .

ДвигателиТРДД Пермского моторостроительного КБ ПС-90А с реверсивными устройствами(4х156,9 кН, 4х16000 кгс)

Массы и нагрузкиМаксимальная взлетная масса - 230 т; максимальная посадочная масса - 175 т; масса пустого снаряженного - 119 т; максимальная масса без топлива - 157 т; максимальная коммерческая нагрузка - 40 т, максимальный запас топлива - 122 т (150400л).

Летные данныеКрейсерская скорость на высоте 10100 м - 850-900 км/ч; скорость захода на посадку - 260-270 км/ч; дистанция сбалансированного взлета - 2600 м, потребная посадочная дистанция - 1980 м; практическая дальность полета с резервом топлива: с максимальной коммерческой нагрузкой 7500 км, с коммерческой нагрузкой 30 т - 9000 км; с коммерческой нагрузкой 15 т - 11000 км.

Конструктивные особенности и технико-экономические характеристикиКрыло со сверхкритическим профилем и концевыми аэродинамическими поверхностями. Расчетный ресурс 60 000 летных часов (12 000 посадок в течение 20-летнего срока службы), трудоемкость техобслуживания 11 человеко-часов на 1 час полета, время подготовки к повторному вылету 45 мин. Расход топлива на пассажиро-километр находится в пределах 23 г.

ОборудованиеПилотажно-навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию самолета по минимуму категории IIIА ИКАО. Используется встроенная аналоговая электродистанционная система управления полетом и система оптимизации режимов полета , встроенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации и радионавигационной системы "Омега", электронная система отображения информации с шестью индикаторами на ЭЛТ и ИЛС. Имеется аппаратура встроенного контроля, автоматическая система отображения информации о центровке самолета.

Производство и выпускВыпускается серийно с 1992 года.

Состояние программыСертификация самолета по российским нормам была завершена к концу 1992 года. К настоящему моменту Ил-96 соответствует второй категории ИКАО, т.е. может совершать взлет и посадку при самой минимальной видимости.

РазработчикАвиакомплекс им. С. В. Ильюшина.

RA96019, еще один правительственный "Ил"

Зал для заседаний правительства

Комфортабельный салон для свиты

Здесь "мочат"

Стильная, инкрустированная деревом, розетка

"Эйрбас" А319, самолет президента Украины

Интерьер украинского правительственного лайнера

Президент США на борту Air Force One

topwar.ru

ИЛ-96 – устаревшая модель или будущее российской гражданской авиации?

Пассажирский самолёт ИЛ-96-300 в настоящее время является флагманом Воронежского акционерного самолётостроительного общества в сфере межконтинентальных пассажирских перевозок. Несмотря на то, что ИЛ-96-300 производится до сих пор, по своим техническим характеристикам этот самолёт давно уже не соответствует мировым стандартам.

В связи с этим, давно уже ведутся разговоры о глубокой модернизации ИЛ-96-300 и производстве на его базе пассажирского самолёта следующего поколения – ИЛ-96-400. Новый ИЛ-96 должен не уступать ведущим современным производителям широкофюзеляжных самолётов по уровню комфорта и технических характеристик.

История появления самолёта ИЛ-96

В первой половине 1970-х годов большинство дальних авиационных рейсов в СССР осуществляли ИЛ-62, которые начали эксплуатироваться в СССР с 1967 года и являлись гордостью советской транспортной авиации. ИЛ-62 пришли на смену устаревшим ТУ-114, которые производились всего 4 года. Так как ИЛ-62 был первым реактивным самолётом своего класса, он оставался современным самолётом в течение 10 лет, а выпускался вплоть до 1995 года.

Так как пассажирский поток в середине 1970-х годов значительно возрос, потребовалось создать новый, широкофюзеляжный самолёт, которым стал ИЛ-86. Новый самолёт закрыл потребности советской пассажирской авиации примерно на 10 лет, после чего пассажирский поток снова возрос. Так как многочисленные модернизации не решали проблем, было решено создать новый самолёт ИЛ-96 на базе устаревшей модели ИЛ-86.

Первый новый самолёт, собранный на базе ИЛ-86, получил название ИЛ-86Д, и оснащался двигателями НК-56. Использование этих мощных двигателей позволило конструкторам значительно увеличить форму крыла базового ИЛ-86. Вскоре после этого от двигателей НК-56 отказались, решив использовать более дешёвые моторы пермского производства ПС-90.

Из-за использования моторов ПС-90, которые были слабее, главному конструктору Новожилову пришлось уменьшить следующие параметры ИЛ-86Д:

  • Сократить общее количество пассажирских мест;
  • Уменьшить общую длину фюзеляжа;
  • Уменьшить площадь крыльев.

Новая машина была названа ИЛ-96-300, и она впервые поднялась в воздух 28 сентября 1988 года. Первый взлёт ИЛ-96 длился около 40 минут и проходил непосредственно над улицами Москвы. Машина была доверена опытному лётчику С. Близнюку, который являлся Героем Советского Союза.

После первого полёта, машина прошла множество испытаний. Одним из самых знаковых полётов ИЛ-96-300 были:

  • Перелёт в Портленд через Северный полюс за 15 часов;
  • Беспосадочный полёт Москва-Петропавловск-Камчатский. За время этого полёта, самолёт ИЛ-96 преодолел 14 800 км.

Регулярная эксплуатация самолётов ИЛ-96 началась уже после развала СССР, в 1993 году.

Описание самолёта ИЛ-96

Внешнее сходство ИЛ-96 с его предшественником ИЛ-86 очевидно, хотя если присмотреться, можно сразу же заметить отличия. Они заключаются в следующем:

  • Крыло ИЛ-96 низко расположено и имеет суперкритический профиль;
  • Размах крыла составляет 60,1 м2 и имеет уменьшенную стреловидность;
  • Концы плоскостей имеют винглеты, которые значительно уменьшают индуктивное сопротивление.

На самолёте ИЛ-86 было хвостовое оперение Т-образной формы, от которого решено было отказаться. Для того, чтобы сохранить путевую устойчивость, высота киля была увеличена на 1,5 метра.

Если внешне ИЛ-96 можно перепутать с ИЛ-86, то зайдя в салон ИЛ-96, можно сразу увидеть отличия. Салон и кабина ИЛ-96 сделаны с использованием новых (на то время) композитных материалов. Это позволило значительно уменьшить вес самолёта по сравнению с его предшественником.

В качестве двигателей на ИЛ-96 установлены ПС-90А, которые оснащены электронной системой управления «Диагноз-90». Данная система способна не только сообщать о расходе топлива и контролировать работу силовой установки, но и предупреждать пилотов о возникновении помпажа.

Так как самолёт ИЛ-96 имеет полноценный пилотажно-навигационный комплекс и электронную систему управления полётом, удалось сократить экипаж самолёта до 3-х человек. Кабина пилотов оснащена дисплеями, на которые отображается вся необходимая справочная и рабочая информация в полёте.

В связи с тем, что общий вес ИЛ-96 значительно снижен по сравнению с ИЛ-86, удалось увеличить объём топливных баков в 2 раза. Теперь самолёт имеет 1 бак внутри фюзеляжа и по 4 бака в каждой консоли. В салоне имеется мощная автоматическая система кондиционирования воздуха.

Для того чтобы исключить проблемы из-за обледенения крыла и хвостового оперения, на ИЛ-96 используется специальная электроимпульсная система противообледенения. Компрессорная камера обогревает воздухозаборники двигателей горячим воздухом.

Пассажирский салон ИЛ-96 рассчитан на 300 человек. В варианте, который оснащён двумя классами, салон рассчитан на 235 пассажиров. На нижней палубе самолёта имеется 3 отсека, которые предназначены для багажа пассажиров и различных грузов.

«Президентский» ИЛ-96-300

Первый «президентский» ИЛ-96-300ПУ был собран для президента Б. Ельцина, который пожелал сменить старый ИЛ-62 на более перспективную модель самолёта. Про богатство интерьера и техническую начинку самолёта, который собирали для Ельцина, до сих пор ходят легенды. Внутреннее оснащение кают включало в себя:

  • Дизайн интерьеров делал Глазунов;
  • В отделке использовались ценные сорта дерева;
  • Драгоценные камни и золото тоже использовались в отделке;
  • Различные электронные замки и бронированные стёкла.

Кроме этого, самолёт был оснащён системой дистанционного управления РВСН, электронными системами, создающими помехи для ракет ПЗРК, специальная система спасения президента из самолёта, в случае его крушения.

Если даже не принимать во внимание то, что президент выбрал для себя именно ИЛ-96-300, можно с уверенностью сказать, что ИЛ-96 является очень добротно сделанной машиной. Качество сборки может подтвердить тот факт, что за 20 лет эксплуатации не один ИЛ-96-300 не потерпел крушения. Конечно, это можно объяснить и теорией вероятности, так как самолётов было выпущено всего 30 штук, но факт остаётся фактом. На фоне постоянных сообщений мировых СМИ об авиационных катастрофах «Боингов» и «Эирбасов», надёжность ИЛ-96 внушает уважение.

Ил-96-300ПУ(М) Путина

Для президента России В.В. Путина был создан ИЛ-96-300ПУ(М). Основой для создания данного самолёта послужил президентский самолёт Б.Ельцина. Первый полёт этого роскошного самолёта состоялся в 2003 году. В отличие от самолёта Б.Ельцина, новый президентский самолёт стал настоящим летающим рабочим кабинетом президента. Для этого в самолёте имеются следующие помещения:

  • Рабочий кабинет президента;
  • Несколько комнат для совещаний;
  • Салон класса «Люкс» для гостей президента;
  • Конференц-зал.

Под рукой у президента имеется весь спектр электронной техники, которая может пригодиться в процессе управления страной. Это различные каналы специальной связи и спутниковые системы. Имеется также уникальная радиоэлектронная система, разработанная на одном из российских оборонных предприятий. Данная система автоматически зашифровывает сообщения президента, отправляя их в любой уголок земного шара. Причём не важно, на какой высоте находится самолёт.

Помня об инциденте 1959 года, когда Н. Хрущёву пришлось спускаться с самолёта по пожарной лестнице, самолёт Путина оборудовали специальным нижним трапом. В отличие от самолёта Б. Ельцина, внутренняя отделка ИЛ-96-300ПУ(М) выполнена в российском стиле. В интерьере преобладают цвета российского флага, а внутренняя отделка выполнена Златоустовскими мастерами. Стены помещений самолёта украшают шёлковые гравюры с вышитыми на них историческими сюжетами.

Можно неоднократно услышать, что на отделку президентского самолёта потрачено слишком много средств из государственного бюджета. На это можно возразить, что никаких золотых унитазов в данном самолёте нет. Так как самолёт является летающей резиденцией президента, на его борту часто присутствуют зарубежные дипломаты, представители СМИ и различные важные гости. Богатое убранство президентского самолёта – это лишь способ поддержания престижа государства. В самолёте нет никаких излишеств, а стоимость различного секретного оборудования, которым оснащён ИЛ-96-300ПУ(М), в несколько раз превышает стоимость внутренней отделки.

ИЛ-96-400 – последняя модификация ИЛ-96

Самолёт ИЛ-96-400Т является грузовой модификацией самолёта ИЛ-96-300. Фюзеляж данной модели увеличен на 9,35 метров. Для того, чтобы превратить ИЛ-96-300 в транспортный самолёт, понадобилось усилить пол грузового отделения и установить на него специальные рельсы, предназначенные для крепления различных видов механизмов. Эти устройства предназначены для погрузки/разгрузки специальных авиационных контейнеров и поддонов, используемых в международных перевозках.

Все доработки пассажирского ИЛ-96-300, которые были проведены для превращения пассажирского лайнера в тяжёлый транспортник, привели к тому, что максимальная нагрузка стала равняться 92 тоннам. В настоящее время ИЛ-96-400Т весьма востребованы в сфере авиаперевозок грузов.

В 2009 году авиакомпания «Полёт» приступила к эксплуатации ИЛ-96-400Т, которые являются грузовыми самолётами. К сожалению, дела у этой старейшей частной авиакомпании России пошли не очень хорошо. В 2014 году она прекратила своё существование, в связи с огромным падением спроса на свои услуги.

В 2009 году самолётами ИЛ-96-400Т заинтересовались представители перуанской авиакомпании. В ходе авиакосмического салона МАКС-2009 они заключили несколько соглашений о поставке двух единиц ИЛ-96-400Т. Проявили интерес к самолёту представители Китая и некоторых стран Ближнего Востока. Так как новые транспортные модификации ИЛ-96-400Т получили новые, более мощные двигатели, это помогло им получить «пропуск» в мировую авиацию, ведь новые двигатели соответствуют всем мировым стандартам авиации. В сочетании с совершенным пилотажно-навигационным комплексом и высокой грузоподъёмностью, ИЛ-96-400Т является весьма заманчивым предложением в своём классе.

Многие говорят, что продолжать производство транспортных самолётов на базе ИЛ-96-300, который является достаточно старой моделью, никакой альтернативы в России сейчас нет. Ситуация с украинскими тяжёлыми транспортными самолётами АН достаточно напряжённая, поэтому нужно довольствоваться тем, что есть. К тому же ИЛ-96-400Т достаточно неплохой самолёт, который успешно прошёл все нормы лётной годности, принятые в России. Ежегодная заинтересованность иностранных авиакомпаний подтверждает востребованность самолёта ИЛ-96-400Т. Сирия, Иран и Зимбабве ведут переговоры о поставках нескольких транспортных самолётов ИЛ-96-400Т с российской стороной.

Интересные факты, собранные за годы эксплуатации ИЛ-96

В данном списке собраны самые любопытные факты из истории эксплуатации самолёта ИЛ-96:

  • ИЛ-96 является одним из самых надёжных самолётов в мире. За всё время его эксплуатации не произошло не одного лётного происшествия, связанного с гибелью людей;
  • Самолёт первого президента РФ является модификацией ИЛ-96-300;
  • Современный самолёт президента – это тоже одна из модификаций ИЛ-96-300ПУ;
  • Большинство самолётов ИЛ-96 имеют собственные имена. Данные имена даны в честь знаменитых космонавтов и лётчиков;
  • За всю историю эксплуатации ИЛ-96 произошла только одна серьезная поломка, связанная с браком в шасси у «президентской» версии самолёта. В результате произошедших неполадок президенту Российской Федерации пришлось воспользоваться резервным ИЛ-62, а на ИЛ-96 был наложен запрет на эксплуатацию. Данный запрет касался всех самолётов марки ИЛ-96-300 и продолжался в течение 42 дней;
  • Площадь крыла ИЛ-96 превышает размеры теннисного корта в полтора раза.

Последние новости о состоянии программы ИЛ-96

В 2017 году в эксплуатации находилось 15 самолётов ИЛ-96. Они находятся не только в России, но и на Кубе:

  • 4 самолёта ИЛ-96-300 эксплуатирует кубинская национальная авиакомпания. Один из данных самолётов находится в резерве на хранении;
  • 2 самолёта ИЛ-96-400 и 9 самолётов ИЛ-96-300 используются в лётном отряде «Россия».

Кроме этого, 2 самолёта ИЛ-96-300ПУ являются специальными версиями и используются для перевозки первых лиц России. Один из них – это президентский самолёт (ИЛ-96-300ПУ(М)), второй предназначен для министра обороны.

В последние годы ведутся разговоры о возобновлении производства больших пассажирских самолётов ИЛ. Для этого выделены значительные средства на доработку и производство нового самолёта ИЛ-96-400М. Обещают, что в 2019 году первый образец этого самолёта будет построен. Уже имеются договорённости о поставках 5 единиц новых самолётов для Государственной транспортной лизинговой компании.

Пассажирский лайнер ИЛ-96 является настоящей легендой в российской пассажирской авиации. Если реализация проекта по производству ИЛ-96 нового поколения пройдёт успешно, то самолёты ИЛ-96 опять имеют шанс стать одними из лучших пассажирских самолётов в мире.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Ил-96-300: fotografersha

"Аэрофлот" этой весной окончательно расстается с самолетами отечественного производства Ил-96-300, планируя в будущем перейти на новейшие Boeing 777/787 и Airbus А350. Вывод из эксплуатации данного типа обусловлен экономическими предпосылками, так как держать "на крыле" шесть машин из года в год становится все дороже.

Пользуясь возможностью мы слетали на прошлой неделе на Ил-96-300 в Стамбул и обратно.Ил-96-300 RA-96007 "Алексей Майоров"

2. Ил-96-300 - широкофюзеляжный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных маршрутах, протяженностью свыше 12 000 км.Фото из личного архива 2012, Ил-96-300 RA-96011 "Владимир Коккинаки"

3. Ил-96-300 разработан Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина. Серийное производство осуществляется на Воронежском Акционерном Самолетостроительном Обществе (ВАСО).Посадка в Стамбуле, Ил-96-300 RA-96007 "Алексей Майоров"

4. Ил-96-300 характеризуется современной аэродинамической конфигурацией, конструкцией планера, бортовыми системами и оборудованием, оснащен экономичными двигателями (четыре двухконтурных турбовентиляторных двигателя ПС-90А производства ОАО «Пермский моторостроительный завод»), приспособлен для перевозки большой коммерческой нагрузки. Самолет сертифицирован и эксплуатируется с 1993 года отечественными и зарубежными авиакомпаниями.

Вес самолета и загрузка топливом:Максимальная рулежная масса, 251 тоннаМаксимальная взлетная масса, 250 тоннМаксимальная коммерческая нагрузка, 40 тоннМаксимальная посадочная масса, 175 тоннВес пустого снаряженного самолета, 159 тоннМаксимальная заправка топливом, 116,3 тонны

Фото из личного архива 2012, Ил-96-300 RA-96010 "Николай Карпеев"

Летные характеристики:Крейсерская скорость, км/ч 850Максимальная высота полета, м 13100Потребная взлетная дистанция, м 3050Потребная посадочная дистанция, м 2100

Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой, км 9000Дальность полета с максимальным числом пассажиров, км 11200Дальность полета с максимальной заправкой топливом, км 13500Высота аэродрома (относительно уровня моря), м -300 ÷ 3000Диапазон эксплуатационных температур, С -54…+45Количество членов летного экипажа 3

На самолете установлен современный комплекс бортового оборудования российского производства с шестью жидкокристаллическими цветными многофункциональными дисплеями, включающий в себя вычислительную систему самолетовождения, инерциальную навигационную систему, систему предупреждения столкновения в воздухе, систему предупреждения опасного сближения с землей, GPS и Glonass.

7. Бортовое оборудование самолета позволяет осуществлять полеты в условиях RVSM и выполнять требования точной зональной навигации на международных маршрутах в Европе и Северной Америке (RNP-1), а также осуществлять выполнение автоматического захода на посадку и посадку по IIIА категории ИКАО.

Характеристики двигателя ПС-90А:Максимальная взлетная тяга (МСА, H=0) – 16 000 кгКрейсерская тяга(МСА+10˚C,Н=11000m,М =0,8) – 3300 кгСтепень повышения давления –30,2Максимальный наружный диаметр – 2,396 мДлина двигателя – 4,964 мВес сухого двигателя – 2950 кг

8.

9. Добро пожаловать на борт!

10. При трехклассной компоновке в салоне самолета размещается 172 кресла, при двухклассной компоновке – 262 кресла, при одноклассной – 330 кресел. В три грузовых отсека общим объемом 116 м3 можно поместить 16 контейнеров LD-3 или восемь поддонов. Существует вариант с интерьерами повышенной комфортности – для перевозки первых лиц государства.

11. Ресурс Ил-96-300 - 20‏ лет, 60‏ тысяч летных ‏часов, 12 тысяч посадок.

12. Варианты компоновок пассажирского салона могут быть разработаны по индивидуальными требованиями заказчика.Бизнес-класс "Аэрофлота"

13. Эконом-премиум в передней части салона (5-8 ряды).

14. Вид из иллюминатора с места 7А.

15. Разделение между бизнес-классом и эконом-премиумом.

16. Количество мест бортпроводников в лайнере – 12.

17. Вид на двигатели с места бортпроводника через маленький круглый иллюминатор.

18. Кухни, расположенные на верхней палубе, позволяют осуществлять трехкратное горячее питание пассажиров и одно дополнительное обслуживание чаем.

19. Грузовой лифт, ведущий на нижнюю палубу, допускает максимальную грузоподъемность 90 кг.

20. Экономический салон, на переднем плане 10-й ряд.

21. Места 34E 34F в хвосте.

22. Галёрка 36H 36J, 37H-37J, 38H-38J - для влюбленных.

23. На предыдущей картинке Лена спит в этом кресле и мне кажется, что оно все-таки откидывается. Или все-таки кажется?

24.

25. Отделение для тележек в хвосте.

26. Хладон.

27. Места бортпроводников в хвосте салона.

28. Шесть туалетных кабинок.

29. Туалеты оборудованы системой дымообнаружения и встроенными огнетушителями. Один туалет стандартного размера оборудован специальной ручкой для инвалидов, два туалета имеют столики для детской гигиены.

30. На коротких рейсах ассортимент товаров из Duty Free не полон, лучше заказывать заранее на сайте.

31. Места 9A, 9B и 9C.

32. Детали около аварийного выхода.

33. Облетаем вокруг Шереметьево.

Видео из полета.

В свое имя Ил-96-300 регулярно сравнивали с Boeing-767-300 как основного его конкурента.На стороне Ила - больше комфорта для пассажиров, а стороне Боинга - меньшая стоимость летного часа.

35. Разница почти в 30% между максимальным взлетным весом Ил-96 и Boeing767 (а именно на основе этого показателя рассчитываются аэропортовые и аэронавигационные сборы) сказывается далеко не в пользу отечественного самолета.

36. Еще одно слабое место Ил-96 — часовой расход авиаГСМ. По данным "Аэрофлота", часовой расход топлива у Boeing767 на 38% меньше, чем у Ил-96. При этом налет на списочный самолет у Boeing767 на 69% выше, чем у российского самолета.

37. У американской машины на 27% выше показатель исправности (основываясь на опыте "Аэрофлота") и в то же время на 30% меньше состав летного экипажа.Эти показатели влияют на структуру себестоимости летного часа, которая со временем не становится меньше из-за роста цен на авиатопливо. По оценкам "Аэрофлота", топливная эффективность Boeing 767 на 38% выше, чем Ил-96.

38. Вот здесь приведена статья, в которой подробное сравнение экономических показателей двух самолетов.

Что касается будущего.Сегодня в России нет недостатка в широкофюзеляжных самолетах: авиакомпании уже набрали достаточное количество иномарок на любой вкус и в данном сегменте уже наблюдается профицит. И в сравнении с иномарками наш самолет выглядит, увы, не блестяще.

40. Плюс к концу подходит летная годность.

41. Поэтому, скорее всего, самолеты останутся невостребованными.

42. Не страшно, что проходит эпоха еще одного замечательного самолета, когда-нибудь даже самые современные самолеты становятся историей.Обидно, что наш авиапром не смог пока создать нового на замену и цепочка прекрасных реактивных лайнеров Ил-62 и Ил-96 осталась без продолжения.

43. Сегодня много говорится о сохранении истории, поэтому было бы отрадно, если бы большая часть этих машин нашла место в музеях страны.

44. Например, одну машину в МГТУ ГА, другую в Ульяновский музей ГА, третью в Монино (проблематично, но реально), а для четвертой найти место около аэропорта Шереметьево взамен попиленного Ил-18 (толстый намек на обещания господина М.М. Василенко, начало истории здесь и продолжение).

PS: На днях ректор МГТУ ГА Борис Елисеев обратился к генеральному директору «Аэрофлота» Виталию Савельеву с просьбой передать университету один из Илов.

fotografersha.livejournal.com

Производство самолётов Ил-96-300 и Ан-148 » Военное обозрение

В цехах Воронежского авиазавода за 85 лет его истории выпускали сразу несколько самолётов-легенд. Во время войны — знаменитый штурмовик Ил-2 (конструкторы назвали его «Летающий танк»). В конце 1960-х — первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Сегодня завод производит воздушные суда Ил-96, Ан-148, а также отдельные агрегаты для самолётов SSJ 100 и МС-21. Возобновлены работы по транспортному самолёту Ил-112. Именно Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО) производит главный самолёт России — президентский Ил-96, более известный как Борт №1.

1. Решение об организации завода приняли в 1929 году. До 1966 года у завода были лишь номерные названия: сначала №18, затем №64. В годы войны производственные линии были эвакуированы в Куйбышев (сейчас — Самара), после Победы завод в Воронеже фактически восстановили заново.

2. Воронежский авиазавод за долгие годы своей истории выпускал такие самолёты, как АНТ-25 (на них через Северный полюс в США совершали перелёты экипажи Чкалова и Громова), легендарный штурмовик Ил-2, ракетоносец Ту-16, пассажирский Ил-86 и первый в мире сверхзвуковой лайнер Ту-144.

3. ВАСО — единственный в стране производитель дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолётов Ил-96-300. Созданный в ОКБ им. Ильюшина при непосредственном участии ВАCО опытный образец впервые поднялся в небо 28 сентября 1988 года. Полёт продолжался 40 минут.

4. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.

5. Современный Ил-96-300 может взять на борт до 300 пассажиров. Новая модификация Ил-96-400М с удлинённым фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями вмещает до 435 пассажиров.

6. Экипаж самолёта состоит из трёх человек (двух пилотов и бортинженера). Ил-96 стал первым воздушным судном семейства «илов», в команду которого перестал входить штурман.

7. Так называемая «стеклянная» кабина пилотов Ил-96-300. Основной массив агрегатной и полётно-навигационной информации выводится на несколько дисплеев. Традиционные круглые аналоговые приборы только дублируют информацию. Оборудование авионики лайнера производится в России.

8. Размах крыла Ил-96-300 — более 57 метров, длина — 55 метров, максимальная взлётная масса 250 тонн, полезная нагрузка 40 тонн. Максимальная дальность полёта — до 13 500 км.

9. Ил-96 поднимается в воздух при помощи четырёх ПС-90А. Это российский турбовентиляторный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс (выпускает ОАО «Пермский Моторный Завод»).

10. Именно в этом цехе Воронежского авиазавода во второй половине 1960-х годов собирали первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Здесь же в конце 1970-х годов начинали сборку широкофюзеляжного аэробуса Ил-86.

На фото: сейчас здесь идёт монтаж фюзеляжей Ил-96-300.

11. Диаметр фюзеляжа Ил-96-300 — 6 метров 8 см. Это всего на 42 см меньше, чем у Боинга-747.

12. Сверление и разделка отверстий под заклёпки в панелях фюзеляжа.

13. Крыло от самолёта Ил-96-300. Трудно сказать, сколько точно стоит такое крыло, но в известной поговорке «Стоит как крыло от самолёта» точно есть доля истины, ведь стоимость всего Ил-96-300 начинается от $40 миллионов и очень сильно меняется в зависимости от назначения и комплектации конкретного борта.

14. В 2014 году ВАСО получило крупный заказ на производство 14 широкофюзеляжных Ил-96 разных модификаций — до 2024 года. Речь в первую очередь идёт о бортах для госструктур. Самолёты воронежского производства использует Специальный лётный отряд «Россия» — он обслуживает руководство страны, в том числе президента РФ. Также ВАСО собирает самолёты по заказу Минобороны (в частности, летающий командный пункт, который в народе прозвали «самолётом судного дня»). На базе Ил-96 планируется и создание стратегического топливозаправщика.

15. Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный самолёт, разработанный в АНТК им. О.К. Антонова (Украина).

16. Вмещает до 85 пассажиров, дальность полёта около 3500 км.

17. Первый серийный самолёт поднят в небо с аэродрома ВАСО 19 июля 2009 года.

18. На сегодняшний день Ан-148 эксплуатируется в России, Украине и Северной Корее.

19. Общемировой спрос на региональный лайнер разработчик оценивает в 500 бортов.

20. В 2015 году президент Украины Пётр Порошенко заявил, что выбирает Ан-148 в качестве своего президентского самолёта.

21. Крыло Ан-148 находится над фюзеляжем, благодаря большому расстоянию от двигателей до земли самолёт может работать даже с малоприспособленных грунтовых полос.

22. В ходе монтажа крыла используют весовые макеты силовой установки. Масса жёлтого куба — около 1400 кг, что соответствует массе газотурбинного двигателя Д-436-148.

23. С 2012 года «Ангара», базирующаяся в Иркутске, эксплуатирует 5 самолётов Ан-148-100Е. Они неоднократно садились в Якутии при температуре за бортом минус 49°С и при горизонтальной видимости 350 метров.

24. Со стапелей ВАСО сошли 29 самолётов Ан-148 различных модификаций. Они эксплуатируются СЛО «Россия» и ФСБ. Сейчас предприятие выполняет заказ Минобороны России на поставку 15 самолётов Ан-148-100Е.

25. Стенд-макет для предварительного монтажа электропроводки самолёта.

26. Общая длина электропроводки, например, Ил-96-300 — 345 км! Для сравнения: от Москвы до Воронежа по прямой 463 км.

27. Монтаж электрооборудования в фюзеляже. Численность работников ВАСО составляет около 5000 человек.

28. В 2013-14 годах была возобновлена программа создания лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В.

На фото: изготовление отсеков фюзеляжа Ф-1 и Ф-2 (носового и центрального) первого опытного образца Ил-112В в агрегатно-сборочном цехе ВАСО.

29. Клёпка носового отсека Ил-112В.

Самолёт призван заменить ветерана Ан-26. Разработчиком Ил-112В является Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, окончательная сборка производится на ВАСО.

Самолёт сможет перевозить до 6 тонн груза (или около 40 десантников). Дальность полёта — примерно 1000 км. Ил-112В будет оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями.

30. Первый Ил-112 планируют поднять в воздух летом 2017 года, а второй образец передать на статические и ресурсные испытания.

31. Серийное производство может начаться в районе 2019 года. Мощности ВАСО позволяют выпускать 8-12 самолётов Ил-112 в год.

32. МС-21 — проект семейства пассажирских среднемагистральных самолётов, разрабатываемых ОКБ им. А.С. Яковлева и корпорацией «Иркут».

В рамках кооперации ВАСО выпускает: пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси и обтекатель «крыло-фюзеляж», элементы вертикального и горизонтального хвостового оперения и прочие детали лайнера. К 2020 году ВАСО должно поставить комплекты деталей для 72 самолётов.

33. В ходе подготовки выпуска аэробуса Ил-86 в конце 1970-х годов завод провёл масштабную реконструкцию, были построены новые сборочные цеха площадью 48 000 кв.м, освоено производство деталей из композиционных материалов, механическая обработка длинномерных заготовок и другие технологии.

34.

35. В 2006 году ВАСО вошло в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), объединяющей крупнейшие авиапредприятия России.

36. Испытательные полёты новых самолётов ВАСО проводит на экспериментальном аэродроме «Придача», находящемся на территории предприятия. На этом аэродроме испытывались все типы самолётов, производившиеся ВАСО.

topwar.ru

Хроника пикирующего Ил-96 - Мастерок.жж.рф

9 июля 1990 года впервые поднялся в небо первый серийный авиалайнер Ил-96−300. Это был "лайнер мечты" советского авиапрома, который с нетерпением ожидал "Аэрофлот". Однако когда самолет оказался готов к эксплуатации, российские авиаперевозчики повернулись лицом к производителям иностранных лайнеров. Произошло это во многом из-за интриг этих самых производителей, поддержанных отечественным чиновничеством.

На тот момент у нас был лайнер экстра-класса — широкофюзеляжный комфортабельный самолет Ил-86, вмещавший до 350 пассажиров. Однако он был среднемагистральной машиной, и летать на дальние расстояния приходилось на морально устаревавшем Ил-62.

От новой машины потребовали дальности не менее 9000 километров. И в 1988 опытный образец впервые поднялся в воздух. Через два года начались испытания первого серийного Ил-96−300. А спустя три года самолет был сертифицирован и выпущен на дальние трассы, связывая Москву с городами Азии и обеих Америк. За создание лайнера, способного конкурировать с "Боингом" и "Аэрбасом", коллективу разработчиков была присвоена Государственная премия.

Однако реальной конкуренции не получилось. Ил-96 буквально "съели" американские фирмачи и местные чиновники, незаинтересованные в развитии отечественной авиационной промышленности. Скорее, — даже заинтересованные в ее развале. В результате Воронежский авиационный завод выпустил лишь 28 таких самолетов. Большая их часть эксплуатируется в "президентском" авиаотряде. Несколько машин продано на Кубу.

Давайте вспомним эту историю и узнаем текущее состояние дел ...

 

В 70-е годы на базе первого в стране широкофюзеляжного Ил-86 началась разработка новой машины, способной с той же пассажирской нагрузкой преодолевать расстояния до 9000 км. Разработка получила название Ил-86Д и отличалась от базовой машины крыльями с увеличенной площадью и двигателями НК-56. Первый полёт, который продолжался 40 минут, опытный самолёт Ил-96−300 (бортовой номер 96 000), совершил 28 сентября 1988 года с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Экипаж под командованием заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка провел его прямо над центральными районами Москвы. Сложность заключалась в том, что собранную в цехах ОКБ машину надо было либо разобрать, чтобы по частям перевезти в Жуковский, либо рискнуть поднять с Центрального аэродрома, где длина полосы была всего 1800 м. Близнюк настоял на втором варианте.

«Прошло много лет со дня этого первого взлета. Однажды в разговоре со мной Близнюк признался: ощутив, что ускорение самолета явно замедлилось, он принял решение считать до трех, а дальше принимать решение прерывать взлет, что было равнозначно катастрофе. О трех секундах я знал, но в этом разговоре Станислав Григорьевич признался, что считал до четырех. Эти секунды, когда вспоминаешь прошлое, мгновенно, как отрывок из кинофильма проносятся в голове, вызывая неприятное ощущение, которое осталось на всю жизнь… На Центральном аэродроме мне приходилось встречать посадки самолетов Ил-76 и Ил-38. Признаюсь честно — удовольствия от этого не испытываешь, только острая радость после остановки самолета служит хорошей компенсацией за пережитое». (Г. В. Новожилов. Из книги «О себе и самолетах»)

В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько полётов на дальность, в том числе Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при −50°C и в Ташкенте при +40°C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолету вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками — возили радиоаппаратуру. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96−300 была отмечена Государственной премией РФ.

 

 

6 апреля 1993 года в Центрального аэродрома Москвы взлетел модифицированный российско-американский самолет Ил-96МО (опытный) с четырьмя турбореактивными двигателями PW-2337 «Пратт энд Уитни» и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы «Коллинз». Этому неординарному событию предшествовали начавшиеся много лет назад усилия не только авиационных специалистов двух стран, но и руководителей США и СССР. Идея постройки совместного дальнемагистрального самолета была одобрена еще в 1973 году, когда схлынуло напряжение холодной войны, но если тогда в основу разработки конструкторы собирались взять «Тристар» фирмы «Локхид», то ко времени реализации проекта уже был готовый Ил-96−300. Тем более что идею горячо поддержал и известный американский бизнесмен-миллиардер А. Хаммер. Она была такой: наш планер плюс их двигатели и электронное оборудование.

Фактически рождался первый международный коммерческий проект в гражданской авиации, призванный объединить лучшие по техническим и экономическим критериям элементы отечественного и зарубежного производства. Как результат этой работы, 11 августа 1992 года на первой выставке авиатехники в Жуковском генеральный директор ЦУМВС (Центрального управления международных воздушных сообщений (ныне «Аэрофлот») В. Потапов, Г. Новожилов и генеральный директор ВАСО (Воронежское авиастроительное объединение) А. Михайлов подписали решение «О приобретении самолетов Ил-96 М, Ил 96М\Т с двигателями PW-2337 и комплексом навигационного оборудования фирмы «Коллинз». А речь шла — ни много ни мало о разработке, постройке и поставке Аэрофлоту 20 самолетов. Причем обе участвующие страны договорились «разделить риски», т.е. каждый брал оплату собственной работы на себя. Процесс пошел?

 

 

Все не так, ребята…

Работа по созданию совместной машины, которая началась в третьем квартале 1990 года, по плану должна была завершиться в первом квартале 1993 года. Читатель знает, что за этот период многое чего изменилось в отношениях наших стран. Прежде всего, развалилось советское государство. Однако в начале 1993 года по просьбе вице-президентов фирм «Коллинз» и «Пратт энд Уитни» в присутствии тогдашнего столичного мэра Ю. Лужкова в КБ Ильюшина состоялась презентация Ил-96МО. И снова Близнюк мастерски выполняет взлет с Центрального аэродрома. И начались летные испытания российско-американского летающего детища, а затем в июне того же года его дебютный полет в Ле-Бурже в Париже. «Первый раз Запад покупает русский самолет. „Ильюшин“ и „Пратт Уитни“ объявили вчера, что компания „Партнэрс“ со штаб-квартирой в Амстердаме заказала пять „грузовиков“ Ил-96 Т с опционом на пять грузовых или пассажирских Ил-96 М. Поставки начнутся в 1996 году» (из статьи в ежедневном выпуске «Fligt» на выставке Ле-Бурже от 17 июня 1993 г.).

«Ввиду значимости осуществления проекта по выпуску щирокофюзеляжного самолета Ил-96М, прошу включить его в перечень приоритетных работ по сотрудничеству с США» (резолюция президента Б. Ельцина от 20.07 1994 г., направленная премьеру В. Черномырдину).

Дело оставалось за «малым» — «Эксимбанк» США под проект должен был выделить кредит около миллиарда долларов под гарантии правительства России. Но… «Фирма „Боинг“ озабочена тем, что американский заем способствует созданию еще одного конкурента в размещении капиталовложений. Представитель правления фирмы „Боинг“ Франц Шронц обратился по этому вопросу к высоким чиновникам и администрации президента Б. Клинтона». («Авиэйшн Уик» от 3.04.95 г.).

 

 

Партнеры россиян из «Пратт энд Уитни» попытались возразить в конгрессе США: «Такое беспокойство относительно конкуренции с „Ильюшиным“ в отдаленной перспективе является просто прикрытием для Боинга и „Мак Доннел Дуглас“, стремящихся зарезервировать долю рынка своих коммерческих самолетов в бывшем Советском Союзе». Как же далеко они заглянули тогда!

Не собиравшийся сдаваться на милость заокеанских победителей Генрих Васильевич Новожилов в день празднования 50-летия Победы в Кремле добивается встречи с президентом США Б. Клинтоном, чтобы напомнить ему о совместном соглашении по строительству Ил-96М. Результатом был присланный вскоре из Америки документ, в котором «президент США подтвердил, что экспертно-импортный банк США (ЭКСИМБАНК) рассматривает заявку на финансирование этого проекта».

В июне 1996 года состоялось совещание у премьера РФ В. Черномырдина по вопросу о господдержке создания и сертификация российско-американского самолета и оснащении им авиакомпании «Аэрофлот-Российские международные линии». Из справки к совещанию: «Американские двигатели и комплектующие были поставлены бесплатно. Общий объем инвестиций американских партнеров в виде поставки оборудования, инженерной и финансовой поддержки составил около 150 млн. американских долларов… Не окончательно решен вопрос о финансировании российской части проекта, т.е.500 млн. долларов, хотя есть согласие ряда российских банков».

31 марта 1998 года был получен сертификат типа АР МАК на самолет Ил-96Т. Теперь грузовой вариант совместного российско-американского самолета стал годным для продажи.

После получения на этот же самолет еще и сертификата Федерального авиационного ведомства США (ФАА), ильюшинцы резонно посчитали, что главная задача решена. Теперь должно было начаться серийное производство и создание на его базе пассажирского Ил-96М. Дело только за созданием интерьера. И тут началось…

 

 

28 июня 1998 года ВАСО посетил премьер-министр РФ С. Кириенко. Во время визита было составлено соглашение, подписанное представителями завода, ильюшинской фирмы и гендиректором «Аэрофлота» В. Окуловым. В нем был подтвержден заказ на изготовление 20 самолетов, в том числе 17 Ил-96М. В соглашении стояла и подписьглавы правления Национального резервного банка А. Лебедева.

Но тут грянул памятный дефолт. В стране сократился объем ВВП, перестала функционировать банковская система, прекратились платежи. Для ильюшинцев наступили тяжелые времена. Почему-то и схема поставок самолетов заказчику резко изменилась. Теперь с целью снижения налогов для «Аэрофлота» самолеты должны были быть сначала проданы зарубежной лизинговой компании. И только от нее в лизинг же оказаться в Шереметьево.

Нарастал в связи с этим ком всевозможных бюрократических формальностей. По большей части — невыполнимых. Что подтолкнуло руководство «Аэрофлота» в начале 2000 года к отказу от Ил-96Т. Негативную роль сыграла и начавшаяся война НАТО с Югославией. Узнав о которой премьер РФ Евгений Примаков, который летел на Ил-62 в США для переговоров с вице-президентом Гором, сделал крутой разворот над Атлантикой.

В своей книге «Минное поле политики» Евгений Максимович об этом написал так: «На 20 число марта 1999 года было назначено заседание российско-американской комиссии, которую возглавлял со стороны США Гор, а с нашей постоянно смещающие друг друга председатели правительств. В наследство нашему правительству досталась нерешенная проблема финансирования США совместного проекта создания самолета Ил-96М\Т».

«Петля над Атлантикой» напугала «денежных людей», которые работали с нами… Не оставляло сомнение, что в этих кругах появилось мнение: работу по проекту Ил-96Т вряд ли стоит продолжать. Замечу, что и правительство РФ отказалось дать гарантии «Эксимбанку» по кредиту". (Из книги Г. Новожилова «О себе и самолетах»).

К концу августа 1999 года единственный экземпляр Ил-96Т (а точнее, планер самолета со всеми комплектующими российского производства) с бортовым номером RA-96 101 был продан за долги ВАСО и стал собственностью банкиров. Кстати, он до этого неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной раскраске «Аэрофлота», хотя авиакомпания от него отказалась. Так печально закончилась история российско-американского проекта. Воистину, «а счастье было так возможно…»

 

 

 

На посадку

Ну а что же Ил-96−300? Первая такая машина поступила на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время эти самолеты есть только в ГТК «Россия» в качестве VIP-транспорта и в Cubana (на нем летает и лидер Кубы). Всего воронежским предприятием выпущено 20 самолётов, включая опытные.

11 августа 2009 года было объявлено, что самолёт Ил-96−300 будет снят с производства как «бесперспективный». А до этого на заводе ВАСО побывал Дмитрий Медведев. После ознакомления с самолетом сказал: «Это хороший самолет. Заходишь внутрь и ощущаешь, что есть у нас все-таки мощь в стране. Молодцы! Еще раз поздравляю! Наши машины лучшие, конечно. Красавец просто!»

 

 

Мнения специалистов

Сергей Кнышов, командир Ил-96, проходил стажировку в США на Боингах, но предпочитает летать только на Ил-96:

— Если сравнить два магистральных самолета: Боинг-767 и Ил-96−300, то американец при двух двигателях везет 200 пассажиров и расходует 6 тонн топлива. Ил-96 берет на борт 300 пассажиров и 15 тонн груза при расходе всего 7 тонн. Поделите тонны на километры — и вам все станет ясно. К тому же, Ил-96 -великолепная машина: просторная кабина, большие экраны — слепой все увидит. Диаметр фюзеляжа — 6 метров, как тоннель в метро. Ощущаешь себя в нормальном, надежном лайнере с четырьмя двигателями. Кстати, за всю свою историю Ил-96 не попал ни в одну катастрофу. Не погубил ни одного человека.

Анатолий Кнышов, летчик-испытатель, Герой России:

— Когда в 90-х годах я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива еще на три часа полета, американцы страшно удивились. Представитель их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолета является для нас недостижимым. Странно, что Россия все еще способна создать конкурентоспособный продукт. На Ил-96 по заданию генконструктора я совершил шесть посадок с имитацией отказа всех двигателей. Ни на одном зарубежном типе такого никто не делал. А на Ил-96 такое может выполнить даже экипаж среднего уровня подготовки.

Генрих Новожилов, главный конструктор Ил-96:

— Меня часто просят сопоставить два самолета: наш и Боинг-767. Есть официальная оценка, проведенная ГосНИИ ГА. Эти самолеты по характеристикам не уступают друг другу. Наш побольше. Если вы посмотрите на месячный налет в «Аэрофлоте», то у Ил-96−300 он иногда больше, чем у Боинга. А по количеству посадок в месяц мы превосходим Боинг- 767, потому что не всегда Ил-96−300 эксплуатируют на сверхдальних трассах, для которых он создан".

 

В прошлом году ОАО "Аэрофлот" выставил на продажу все шесть самолетов Ил-96-300. "В связи с планируемым поэтапным выводом из эксплуатации воздушных судов Ил-96-300 "Аэрофлот" приглашает всех заинтересованных лиц направлять свои предложения по приобретению судов данного типа", - отмечается в сообщении авиаперевозчика.

Стоимость самолетов компания не называет, объясняя это тем, что это вопрос переговоров. Последний рейс под флагом "Аэрофлота" Ил-96-300 выполнил 30 марта 2014 г. из Москвы в Ташкент.

Как пояснил "Интерфаксу" представитель "Аэрофлота", самолеты старые, с большим расходом топлива и вызывают нарекания у пассажиров из-за низкого комфорта салона. Все Ил-96-300 "Аэрофлота" были выпущены в 1991-1995 гг.

Глубокая модернизация

Новый шанс у этой прекрасной машины появился год назад. И он, судя по всему, будет реализован. Но "возрожденный" Ил окажется уже не гражданской, а военной машиной.

В конце прошлого столетия ОКБ Ильюшина выпустила самолет Ил-96−400 — новую модификацию пассажирского лайнера, вмещающего уже не 300, а 435 пассажиров. В ограниченном количестве его намерена приобрести Куба. На базе "четырехсотого" совсем скоро появится транспортный Ил-96−400Т. Он имеет двойное назначение и может эксплуатироваться как в гражданской авиации, так и в военной.

Но более всего Министерство обороны заинтересовалось модификацией Ил-96−400ТЗ. Это топливозаправщик, который за 10 лет должен заменить Ил-78М. По своим параметрам он значительно превосходит эксплуатирующиеся в ВВС с конца 70-х годов устаревшие ильюшинские топливозаправщики.

Главное преимущество — грузоподъемность и дальность. Ил-96−400ТЗ способен доставлять 65 тонн топлива на расстояние в 3500 км. В то время как модернизированная модификация Ил-78М-90 переносит до 40 тонн авиационного керосина на расстояние в 3000 км.

В настоящий момент Министерство обороны нацелилось на 30 топливозаправщиков. Есть немалая вероятность, что новой машиной заинтересуются в других армиях. Например, в индийской. Значительный экспортный потенциал имеется и у чистого транспортника Ил-96−400Т. Кстати, Ил-96−400ТЗ легко трансформируется в обычный транспортный самолет с грузоподъемностью в 92 тонны.

В Минобороны также есть планы приобретения до 2024 года еще и 14-и пассажирских Ил-96−300.

Предстоящая закупка значительного количества Ил-96−300 и Ил-96−400Т сыграет и благотворную социальную роль. Поскольку мощности Воронежского авиазавода практически полностью заняты обслуживанием других заказов, то на заводе уже начат прием новых специалистов, то есть появляются дополнительные рабочие места.

 

 

Летно-технические характеристики Ил-96−300 и Ил-96−400Т

Длина: 55,35 м — 63,94 м

Высота: 17,57 м — 15,72 м

Размах крыла: 57,66 м — 60,11 м

Площадь крыла: 350 кв.м. — 392 кв.м.

Максимальная взлетная масса: 250 т — 270 т

Мощность двигателей: 4×16 000 кгс — 4×17 400 кгс

Крейсерская скорость: 850 км/ч — 850 км/ч

Пот

masterok.livejournal.com

✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

Вход на сайт

закрыть

реестр самолётов типа Ильюшин Ил-96

Авиакомпания:  Россия (СССР) - МАП   
статус:закрытая
дата основания:1946.03.15
дата закрытия:1991.12.01
коды: IATA: -      ICAO: -      внутр:

комментарии:

Министерство авиационной промышленности СССР — союзно-республиканское министерство, осуществлявшее руководство авиационной промышленностью в Советском Союзе. Образовано 15 марта 1946 года из одноимённого Наркомата авиационной промышленности СССР. 15 марта 1953 года объединено с Министерством вооружения СССР в одно — Министерство оборонной промышленности СССР.

Вновь образовано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1953 года.

14 декабря 1957 года упразднено. На его базе создан Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике.

В третий раз образовано 2 марта 1965 года на базе Государственного комитета по авиационной технике СССР.

Упразднено Постановлением Госсовета СССР от 14 ноября 1991 года, прекратило свою деятельность 1 декабря 1991 года.

Авиакомпания:  КБ Ильюшина (Авиационный комплекс)   
статус:действующая
дата основания:1991.12.24
основана на базе а/к:Россия (СССР) - МАП    → КБ им. С. В. Ильюшина
коды: IATA: -      ICAO: -      внутр:

комментарии:

24 декабря 1991 года Московский машиностроительный завод имени С.В. Ильюшина согласно Приказу № 4 Департамента авиационной промышленности переименован в Открытое Акционерное Общество имени С.В. Ильюшина.
Авиакомпания:  Аэрофлот - Российские Авиалинии   
статус:действующая
дата основания:1992
основана на базе а/к:Аэрофлот - МГА СССР    → ЦУ МВС
коды: IATA: SU      ICAO: AFL      внутр: СУ

комментарии:

Публичное акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

A320-214 (68), A-321-211 (28), A-330-243 (5), A-330-343 (17), B-737-8LJ (19), B777-3MOER (15), RRJ-95B (30)

Авиакомпания:  Домодедовские Авиалинии - ДАЛ (AirUnion)   
статус:закрытая
дата основания:1992
дата закрытия:2009.02
основана на базе а/к:Аэрофлот - МГА СССР → Московское Территориальное УГА    → Домодедовское ПО ГА
коды: IATA: E3      ICAO: DMO      внутр: Е3

комментарии:

СЭ №4 - Домодедовское производственное объединение ГА - выдано 01.07.1992. Аннулировано 04.06.1998 в связи с преобразованием из ПО в ОАО.

СЭ №4 - ОАО "Авиакомпания "ДОМОДЕДОВСКИЕ АВИАЛИНИИ" - выдано 04.06.1998. 1)Решением ФАВТ нр 12/ВД от 03.02.09 СЭ аннулирован 2)Распоряжение ФАВТ от 23.10.2008 нр ГК-174-р действие сертификата эксплуатанта приостанавливается с 01.11.2008г.

Регулярные рейсы на август 2006 года: Внутренние — Анадырь, Благовещенск, Владивосток, Красноярск, Магадан, Норильск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск. Международные — Баку, Гянджа, Караганда, Кустанай, Самарканд, Ташкент.

Компания входила в альянс AirUnion (КрасЭйр, ДАЛ, Самара, СИАТ, Омскавиа).

Авиакомпания:  Россия (ГТК)   
статус:действующая
дата основания:1992
основана на базе а/к:Аэрофлот - МГА СССР    → 235-й Отдельный Правительственный АО
коды: IATA: R4, FV      ICAO: SDM      внутр: Р4, ПЛ

комментарии:

Акционерное общество «Авиакомпания «Россия»

ФГУП "Государственная транспортная компания "Россия" С 11.02.2011 - ОАО «Авиакомпания «Россия».

Компания основана в 1992 году на базе 235 отдельного авиаотряда (правительственного). В 2006 году объединена с а/к Пулково. В 2008 году правительственный авиаотряд выделен в качестве самостоятельного эксплуатанта - СЛО "Россия".

A-319-111 (19), A319-112 (5), A-319-114 (1), A-319-115 (1), A320-214 (5), B-737-8AS (3), B-737-8GJ (2), B-737-8K5 (3), B-737-8LJ (3), B-737-86N (4), B-747-412 (1), B-747-446 (5), B-777-2Q8 (2), B-777-312 (3), Ан-148-100В (6)

Авиакомпания:  Феникс (Шереметьево)   
статус:закрытая
дата основания:1997
дата закрытия:2002
коды: IATA: -      ICAO: -      внутр:

комментарии:

ЗАО "Авиационная компания "ФЕНИКС".
Авиакомпания:  Москва (Атлант-Союз)   
статус:закрытая
дата основания:1993.06.08
дата закрытия:2011.01.15
основана на базе а/к:Атлант-СВ (Украина)
коды: IATA: 3G, 7B      ICAO: AYZ      внутр: ЩВ, 7Б

комментарии:

ОАО "Авиационная компания "АТЛАНТ-СОЮЗ" В 2010 году "Атлант-Союз" переименован в а/к "Москва".
Авиакомпания:  ВАСО   
статус:действующая
дата основания:1992
основана на базе а/к:Россия (СССР) - МАП    → ВАСО (МАП)
коды: IATA: -      ICAO: -      внутр:
Авиакомпания:  Cubana de Aviacion   
статус:действующая
дата основания:
коды: IATA: CU      ICAO: CUB      внутр:
Авиакомпания:  Полет АК (Воронеж)   
статус:закрытая
дата основания:1988
дата закрытия:2015
коды: IATA: YQ      ICAO: POT      внутр: ПО

комментарии:

Основана 9 августа 1988 года, ещё в советское время; таким образом, «Полёт» — первая частная авиакомпания в России.

СЭ №14 - ЗАО "Авиационная компания "Полет" выдано 18.05.1994. Приказом Росавиации от 25.03.2015 №162 СЭ аннулирован.

СЭ №АОН-08-05-028 - ЗАО "Авиационная компания "ПОЛЕТ" - выдано 27.04.2005. Приостановлено когда?

СЭ АР - действует на 2016.

Ан-2 (2)

Авиакомпания:  Россия - СЛО   
статус:действующая
дата основания:2008.08
основана на базе а/к:Россия (ГТК)
коды: IATA: -      ICAO: RSD      внутр: ЛР

комментарии:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации.

Компания основана в 1992 году на базе 235 отдельного авиаотряда (правительственного). В 2006 году объединена с авиакомпанией "Пулково", выполнялись регулярные пассажирские перевозки из а/п Пулково и Внуково. В 2008 году правительственный авиаотряд выделен в качестве самостоятельного эксплуатанта - СЛО "Россия".

Авиакомпания:  Аэростарз   
статус:закрытая
дата основания:1997.10.10
дата закрытия:2011.11
коды: IATA: PL      ICAO: ASE      внутр: ДО

комментарии:

ООО "Авиакомпания "АЭРОСТАРЗ". В октябре 2011 СЭ аннулирован Росавиацией в связи с указом президента (на основании акта инспекционной проверки от 28.10.2011, т.е. проверка "состоялась" после аннулирования СЭ).
Авиакомпания:  Россия (СССР) - ВВС   
статус:действующая
дата основания:1910
коды: IATA: -      ICAO: -      внутр:

комментарии:

К этой виртуальной авиакомпании также относятся прочие военные, ведомственные, правительственные борта, чья принадлежность неизвестна.
Авиакомпания:  КБ им. С. В. Ильюшина   
статус:закрытая
дата основания:1933.01.13
дата закрытия:1993
входит в состав:Россия (СССР) - МАП
коды: IATA: -      ICAO: -      внутр:

комментарии:

13 января 1933 года на основании приказа № 411 Заместителя наркома тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности тов. П.И. Баранова об организации на заводе № 39 им. В.Р. Менжинского было образовано конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий для организации замкнутого цикла проектирования и производства самолетов.

Статистика по годам выпуска:

1988899091929394959697989920000102030405060708091011121314152016всегозаказ/сборка
выпущено12112132 1 1   12122 2 111 11305
в экспл-ции               12112 1 11  1112
        
Статистика по эксплуатантам:показов этой страницы: 32762, сегодня: 3

* Реестры russianplanes.net составляются на основании сообщений в СМИ, анализа фотографий и расписаний, разрешённых к публикации данных от эксплуатантов, авиазаводов, КБ, из Архива Экономики, а также на основании дополнений, присылаемых посетителями сайта, ST, PL, AF.

Администрация проекта не несёт ответственности за возможные неточности и неактуальность приведённых сведений.

'+obj['ff']+'

russianplanes.net