Христианство религия в россии: Религии в России — христианство, ислам, буддизм и иудаизм

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы

https://ria.ru/20180330/1517559306.html

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы — РИА Новости, 30.03.2018

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы

Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне… РИА Новости, 30.03.2018

2018-03-30T08:00

2018-03-30T08:00

2018-03-30T08:09

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151755/94/1517559413_0:219:4256:2613_1920x0_80_0_0_410d8a1264ff479e87fa04048c56d932.jpg

прага

великобритания

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151755/94/1517559413_241:0:4017:2832_1920x0_80_0_0_60e7930596dc3208c0e7b79dbbf9c3a1.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

аналитика — религия и мировоззрение, прага, великобритания, русская православная церковь, римско-католическая церковь, церковь англии

Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия, Прага, Великобритания, Русская православная церковь, Римско-католическая церковь, Церковь Англии

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.

Европа: христианство «не в моде»

Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.

CC BY-SA 3.0 / Anton Fedorenko / Klášter kapucínů na HradčanechМонастырь ордена Капуцинов в Праге

CC BY-SA 3.0 / Anton Fedorenko / Klášter kapucínů na Hradčanech

А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.

«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.

Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.

18 мая 2017, 17:19

Число атеистов в мире намеренно занижается, выяснили психологи

Булливант опирался на данные Европейского социального опроса (ESS), собранные за два года в 22 государствах, в том числе и в России. Опрос проводился среди граждан в возрасте от 16 до 29 лет.

«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.

Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».

12 января 2018, 08:00

«Полиция шариата»: как нормы ислама становятся законом для всей Европы

Кроме того, христианство постепенно вытесняется исламом. Уровень рождаемости в мусульманских семьях существенно выше. К тому же в Европу постоянно прибывают мигранты из мусульманских стран. Каждый десятый гражданин Франции и Австрии сегодня исповедует ислам.

«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.

«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».

Россия: сколько атеистов

Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.

Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».

Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).

23 марта 2016, 15:57

В России среди христиан больше женщин, а среди мусульман — мужчинСогласно исследованию Pew Research Center, в России среди религиозных людей женщин на 3 % больше чем мужчин. Однако среди российских мусульман наблюдается обратное соотношение.

А вот молодых людей, которые регулярно молятся, но не ходят в церковь, в России больше — 14%. Остальные этого не делают, хотя относят себя к верующим. Чаще всего молятся в Польше, Израиле, Ирландии и Германии — 50%, 44%, 31% и 25% соответственно.

«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность. Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.

В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.

«Мерзость запустения»

Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.

23 ноября 2017, 08:00

Апокалипсис сегодня: во что европейцы и американцы превращают храмы

Проблему эту христианские конфессии решают по-разному. Англиканская церковь, например, в 2016 году обратилась за помощью к правительству Великобритании. Власти включили Церковь в программу дотационного фонда, который формируется за счет введенного в апреле 2017 года налога на повышение квалификации работников, взимаемого с бизнеса. На эти деньги можно привлечь почти шесть тысяч новых священнослужителей из числа молодых британцев.

«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.

Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.

© Фото : Restaurant »Die Kirche»Ресторан «Церковь» в здании бывшего лютеранского храма

© Фото : Restaurant »Die Kirche»

Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.

Шанс для миссионеров

В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды. Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом. Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.

Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.

«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.

Культурная миссия православия | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Занимаясь международной политикой, встречаясь с очень разными людьми, посещая десятки стран, я могу многое сравнивать и делать
собственные умозаключения о роли религии моих предков – православии, в нашем
глобальном мире, о значении православия для современной культуры в самом
широком смысле этого очень емкого слова.


Впервые задуматься на данную тему меня подвигла
очень откровенная беседа в Ватикане с одним из главных тогдашних идеологов католичества.
Сетуя на отрицание роли христианства, которое стало модой среди политического
класса Европы, этот уважаемый епископ произнес:

— Пожалуй, ваша страна, Россия — это единственное
европейское государство, способное спасти христианство в Старом Свете.

Этот
разговор случился задолго до нынешнего фатального кризиса западной
неолиберальной модели общественного развития. С тех пор Евросоюз отказался
официально упоминать христианские корни применительно к европейской цивилизации
и культуре. Во многих странах ЕС стали запрещать публичное ношение крестиков и распятий в школах. Рождество Христово празднуют там уже в отрыве от его
христианской сути. Пропаганда греха во многих странах Европы теперь защищена
законом, а фанатики-либералы пытаются навязать подобные порядки всем остальным.

Моей знакомой итальянке, убежденной католичке и депутату Европарламента, ее избиратели преподнесли статую Пресвятой Девы Мари с младенцем Иисусом в качестве дара для всего парламента ЕС. Тамошние бюрократы
от подарка отказались из соображений политической корректности и едва не выбросили его вон. Пришлось прятать Божью матерь в депутатском кабинете.

Между тем, на протяжении веков все европейское (во многом и мировое) искусство и культура росли на понятиях и образах, пришедших
из христианства. После давнего раскола Церкви на Западную и Восточную они
развивались самостоятельно. Причем православная восточная тщательнее хранила
традиции, а западная увлекалась реформами, модернизациями, часто принося в жертву сами христианские основы.

Не случайно, многие великие русские писатели, в частности, Ф.М. Достоевский, не могли
пройти мимо подобного и не раз давали свою нелицеприятную оценку опасным
тенденциям в христианском мире.

Впрочем, путь православия оказался тернист. Сначала
пал Константинополь – Второй Рим. Именно тогда центр православия переместился в Москву, ставшую, в этом смысле, Третьим Римом. Кстати, на исторической родине
православия – территории Сирии – угнетения христиан продолжались сотни лет. Теперь
к этому ужасу добавились еще кровавые преступления боевиков запрещенной в России ИГИЛ, и лишь с помощью России эти варвары 21-го века получили
сокрушительный отпор.

В самой России с 1917 г. на семь десятилетий растянулась
власть воинствующего безбожия. Тогда подавлялись все религии, но особенно много
жертв понесли именно православные люди. Так, у нас в Перми в июне 1918 г.
обезумевшие революционеры живьем закопали в землю епископа Андроника. За годы
кровавого атеизма список мучеников земли Русской пополнился сотнями сотен
погибших за веру свою.

5 февраля с. г. мне посчастливилось быть в московском храме Христа Спасителя, где
Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию года в праздник Собора
новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тогда же мы с моим давним
коллегой, ныне председателем Комитета по международным делам Государственной
Думы России Л. Слуцким, высказали Его Святейшеству Кириллу некоторые
соображения относительно поддержки христианских начал в культурном пространстве
современной Европы и странах Средиземноморья методами общественной дипломатии.

Это было далеко не первое наше обсуждение. Оно началось
еще в пору, когда нынешний Патриарх отвечал за внешние церковные связи. Кстати,
с его поддержкой мне удалось провести еще лет десять назад в Риме круглый стол
о значении христианских ценностей в современной Европе, ее культуре.

Уже потом, не без участия В. Путина, продолжилось сближение Московского Патриархата и Зарубежной
православной церкви: произошла историческая
встреча на Кубе Папы Римского и Патриарха Кирилла, а также огромное
число малых и больших событий, в результате которых Русская Православная
Церковь показала себя надежной опорой подлинного христианства далеко за пределами Московского Патриархата.

Да, мы с вами живем в светском государстве –
Российской Федерации. Здесь многое делается теперь для поддержки традиционных
религий, не только христианских. Никто не покушается и на права атеистов,
агностиков. Но значит ли это, что мы вправе забывать историю, ее суровые уроки?
Допустимо ли закрывать глаза на то, что
пренебрежение духовным наследием отцов и дедов уже раскачивает цивилизационные
основы у наших западных соседей? Должны ли мы спокойно взирать на жестокие
гонения христиан радикальными фанатиками на юге от России и моральные
издевательства над традиционными ценностями излишне либеральных политиков в ЕС?

Уверен, не должны, не имеем права. В противном
случае, беда может рано или поздно вернуться и в наш дом. Стоит ли забывать,
что разрушившее Россию в начале прошлого века «прогрессивное учение» пришло к нам именно с Запада.

Если сегодня мы не будем последовательно,
профессионально, уважительно к другим, строго следуя закону проводить в современную жизнь простые, но важные идеи, которые когда‑то дали Руси
возможность стать великой державой, сохранить себя вопреки всем историческим
виражам, то как потом мы сможем сохранить самих себя, наших родных и близких?

В этом смысле культура стала, возможно, главным
пространством, где развертываются основные события современной цивилизации.
Теперь не пушки, танки и ракеты правят бал, а слово, мгновенно разнесенное
через сеть Интернет по всей планете, а также образы и смыслы, растиражированные
по миллиардам мобильных устройств.

Никогда еще культура не получала подобных
инструментов прямого и мгновенного воздействия на человека. Никогда еще человек
не мог так мощно воздействовать на культуру. Вот почему культура сегодня как
никогда сама нуждается в мощной духовной опоре. Основой такой опоры по праву становится
православие, свято хранящее свои традиции со времен Христа.

Путину нужно больше, чем земля — ему нужна религиозная душа Украины

Мнение

Успенский или Успенский собор, главный православный храм Харькова, возвышается над центром Харькова, второго по величине города Украины, 4 февраля 2022 года. (AP Photo/Evgeniy Maloletka)

24 февраля 2022 г.

(RNS) — Физический ландшафт Украины — не единственное боевое пространство, на котором российские захватчики надеются доминировать. Последнее десятилетие две страны вели очередную битву — не за территорию, а за религиозную ориентацию Украины. И если Россия оккупирует страну, свобода вероисповедания станет одной из многих жертв.

Украина — древний народ, восходящий как минимум к 10 веку, с восточно-христианским корнем. Основанная на перекрестке Европы и Азии, Украина является второй по величине европейской страной, уступая только России. Хотя в Украине свободно действуют многие конфессии, такие как католики, евангелисты, мусульмане и иудеи, 43-миллионное население страны в подавляющем большинстве является христианами и преимущественно идентифицирует себя с православием.

Но вот вопрос: Какое Православие?

Президент России Владимир Путин использовал общий православный характер России и Украины в своих аргументах в пользу сближения. Украина уникальна тем, что там практикуется несколько проявлений восточного христианства. С одной стороны – Русская Православная Церковь и ее украинская конфессия, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. С другой – Православная Церковь Украины-Киевского Патриархата.

Усилия Путина по восстановлению престижа России включали возведение Русской Православной Церкви в центр российской идентичности, а также подрыв независимости Московского Патриархата. Схема Путина в отношении Украины включала в себя использование потенциальной религиозной мягкой силы пророссийской Украинской православной церкви и Московского патриархата. По данным «Ортодокс Таймс», Россия использовала кампании по дезинформации для разжигания конфликта между церквями.

Эти усилия достигли апогея в конце 2018 года, когда Православная Церковь Украины-Киевского Патриархата потребовала от Вселенского Патриарха Православной Церкви автокефалии. Опасаясь вмешательства России, Киевский Патриархат полагал , что обретение независимости через автокефальный статус позволит ПЦУ-КП вырваться из состава Московского Патриархата, выйдя из-под его власти.


СВЯЗАННЫЕ: В следующем году в Киеве?


Православная церковь Украины стала свободной, провозгласив независимость от иностранного влияния и добившись большей религиозной свободы. Тогдашний президент Украины Петр Порошенко заявил, что автокефалия была еще одним примером поворота Украины от Москвы к Европе. В ответ Русская Православная Церковь разорвала все отношения со Вселенским Патриархом, пригрозив расколом Православия.

С приближением войны эти религиозные баталии на время отойдут на второй план. Однако люди с обеих сторон обращаются к своей вере. Изображения украинцев, молящихся по всей стране, были размещены в Твиттере в среду (23 февраля), когда началось нападение. Другие неправославные христиане отметили, как христиане с обеих сторон воюют: «Танки катятся из России, русские православные священники благословляют танки», а «украинские православные священники благословляют украинских солдат на войну против России».

Что все это значит для украинской религиозной жизни завтра? Путин назвал расширение НАТО поводом для войны и , среди прочего, опасаясь переориентации Украины на Запад. Но религиозная переориентация Украины также вызывает беспокойство. Президент Европейской народной партии Дональд Туск со ссылкой на   источников сообщил, что «требования Путина также связаны с Украинской православной церковью и ее независимостью от Москвы». Де-факто Путин хочет полной капитуляции Украины». Требуемая капитуляция является как физической, так и духовной.

Действительно, российский контроль над Украиной был бы гуманитарной катастрофой и катастрофой для прав человека. И последствия для свободы вероисповедания в Украине будут ужасными. Правительство США оценило Россию как одну из стран с худшим уровнем свободы вероисповедания в стране.

Если военная кампания России увенчается успехом, Москва, скорее всего, не поддержит независимую Православную Церковь Украины, возможно, заставив ее вернуться в семью Русской Православной Церкви. Регрессивное отношение России к Свидетелям Иеговы, мусульманам и прозелитическим группам, скорее всего, будет навязано всей стране.

Опасения по поводу еврейской общины Украины также существуют. Мемориальный музей Холокоста в США осудил «эксплуатацию» Путиным Холокоста как предлога для войны. «Музей поддерживает украинский народ, в том числе тысячи переживших Холокост, которые все еще живут в стране», — говорится в распространенном в четверг заявлении.


СВЯЗАННЫЕ: Россия подвергается осуждению за нарушение свободы вероисповедания против Свидетелей Иеговы


Каким бы ни был исход, будущее неопределенно. Прусский стратег Карл фон Клаузевиц сказал: «Война — это продолжение политики другими средствами». Война, вероятно, была единственным исходом, которого хотел Путин. Однако последствия для украинской религиозной свободы и других прав человека висят на волоске.

(Нокс Темз – бывший специальный посланник по делам религиозных меньшинств в Государственном департаменте США, работавший во времена администраций Обамы и Трампа. Он пишет книгу о прекращении преследований в 21 веке. Следите за его новостями в Twitter @KnoxThames. Мнения

Российское вторжение в Украину: первая религиозная война в 21 веке образы разделяющихся семей и страны, раздираемой войной.

Однако эти разногласия существуют за пределами наших телеэкранов и экономических санкций. В этой статье Lucian N. Leustean описывает конфликт в контексте религиозной идентичности и растущего раскола внутри Православной церкви, который назревал с 1990 года. Leustean четко объясняет, в какой степени сегодняшняя война является религиозной, и ее последствия. может иметь на будущее всемирной Православной Церкви.

Киев, Украина | Фото: Роберт Анаш, Unsplash

Российское вторжение в Украину — первая религиозная война в 219063-м -м веке.

На первый взгляд, Россия и Украина являются преимущественно восточно-православными христианскими странами. Украина разделена на две основные православные церкви: Национальную Православную Церковь Украины, которая институционально отделилась от Русской Православной Церкви в 1990 году, и Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, которая остается крупнейшей конфессией в стране. Однако религиозная и политическая мобилизация главных действующих лиц показывает другую картину.

В 2018 и 2019 годах, Вселенский Константинопольский Патриархат со штаб-квартирой в Стамбуле, primus inter pares в Восточном православном мире, признал автокефалию (независимость) Православной церкви Украины. Как Церковь могла получить национальное и международное признание за такой короткий период времени, а именно между 1990 и 2019 годами? Прямая поддержка украинскими политическими властями создания национальной православной церкви стала публично проявляться только после российского вторжения в Крым и Донбасс в 2014 году. Более широкую общественную мобилизацию к новой церковной структуре можно увидеть в ее военной помощи. Например, Минобороны Украины подсчитало, что в 2014 и 2015 годах при управлении воинскими частями на передовой Донбасса 295 священнослужителей принадлежали к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, 123 священнослужителя — к Украинской Греко-Католической Церкви и только 9 были из Украинской Православной Церкви — Московского Патриархата. Православная церковь Украины и Украинская греко-католическая церковь, крупнейшая конфессия в западной части страны, регулярно заявляют о своей проевропейской и пронатовской позиции, затмевая дискурс политических властей.

В какой степени вторжение России в Украину можно рассматривать как религиозную войну и каковы могут быть ее долгосрочные последствия? С религиозной точки зрения война характеризовалась тремя ключевыми чертами, а именно интенсивностью, безопасностью людей и появлением новой мировой ветви христианства.

Во-первых, конфликты по всему миру после Второй мировой войны показали, что когда в дело вовлечена религия, войны становятся более интенсивными . Религиозные страсти и эсхатологические представления о материальном и духовном мирах играют непосредственную роль в поощрении насилия. Тесное участие религии в предвидении российско-украинского конфликта было резюмировано в статье президента Владимира Путина 2021 года «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой он подчеркнул, что Россия и Украина — «одно историческое и духовное пространство… Духовный выбор творение св. Владимира, который был и князем Новгородским, и Великим князем Киевским, и сегодня во многом определяет нашу близость». Русские и украинцы были представлены не только как один и тот же народ, но и как общие ключевые религиозные деятели и священные места, и все это имеет основополагающее значение для их отдельной или общей идентичности и государственных образований. С самого начала военной кампании политическая идеологизация религии была очевидна в продвижении России к Киеву, воспринимаемому не только как правительственный центр, но и как ключевое религиозное место.

Во-вторых, в Восточной Европе после холодной войны и в бывших советских республиках религиозные общины играют ключевую роль во взаимодействии с нуждающимся населением через свои собственные гуманитарные сети. Когда государства терпят крах, религиозные общины одними из первых выступают в роли гарантов безопасности человека . Как показал конфликт после 2014 г., если российско-украинская война затянется, то Церковь, лучше всего организованная в решении вопросов безопасности человека по отношению к перемещенному населению и в тесном сотрудничестве с политической властью, получит еще большую поддержку украинского Население. Весьма вероятно, что Национальная Православная Церковь Украины продолжит привлекать большее количество верующих в ущерб Церкви, находящейся под юрисдикцией Москвы. Есть даже предположение, что последняя должна полностью отделиться от Москвы и иметь свою автокефалию, что еще больше разделит Восточную Православную Церковь, тем более, что значительное число иерархов отказались упоминать в своих богослужениях русского патриарха Кирилла. Изменение религиозной демографии, перенос приходов между двумя православными церквами и попытка ввести новый статус ключевых религиозных объектов (Софийского собора, Михайловского Златоверхого монастыря и Киево-Печерской Лавры) только усилит насилие и подчеркнет религиозный характер войны.

В-третьих, позиционируя себя в конфликте между Московским и Вселенским патриархатами, православное духовенство за пределами Украины предложило впервые отменить признание автокефалии Русской Православной Церкви. Это решение было бы ответом не только на войну России в Украине, но и в более широком смысле из-за того, как Московский Патриархат проецирует геополитику Кремля в мире. Примером может служить решение Священного Синода о создании «Патриаршего экзархата в Африке» в декабре 2021 года для объединения религиозных общин, выступающих против религиозной независимости Украины и находящихся в настоящее время под юрисдикцией Александрийского Патриархата. Два месяца спустя Экзархат, казалось, привлек более 150 священнослужителей из двенадцати стран, что указывало на религиозный фактор в продвижении влияния России в Африке. Споры могут распространиться даже из Африки на Ближний Восток, когда Московский Патриархат создаст в Турции параллельную структуру в обход Вселенского Патриархата.

Последствия могут привести к тому, что церкви будут воздерживаться от использования слова «православный» в общении с Русской Православной Церковью. Непосредственным следствием этого будет то, что христианство как мировая религия будет разделено еще больше, приобретя новую ветвь , а именно католицизм, протестантизм, восточное православие и «христианский традиционализм» для Русской церкви и тех, кто поддерживает ее позицию. в Украине в последнем. Православная церковь Украины, таким образом, заменит Русскую православную церковь в восточно-православном мире, в то время как Московский Патриархат выйдет за пределы общения с другими церквями и создаст свои собственные церковные юрисдикции по всему миру.

Таким образом, чем дольше будет продолжаться конфликт, тем шире будет религиозное участие. В поисках дипломатического решения украинские политические власти предложили провести встречу в Иерусалиме, чтобы продемонстрировать, что религия играет ключевую роль не только в формировании конфликтов, но и в поиске решений. Религиозная дипломатия остается неисследованным направлением, которое могло бы оказать поддержку не только нуждающимся людям, но и достичь дипломатического консенсуса.

Эта статья была поддержана участием автора в качестве старшего научного сотрудника в проекте «Православие и права человека», спонсируемом Центром православных христианских исследований Университета Фордхэм и щедро финансируемом Фондом Генри Люса и Лидерством 100.