Характеристика евпатия коловрата: Характеристика Евпатия Коловрата 👍 | Школьные сочинения

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Главный герой «Повести о разорении Рязани Батыем», защитник земли русской — Евпатий Коловрат. Его образ напоминает былинного богатыря. Он также могуч и силен, а душа наполнена патриотическими чувствами и любовью к людям.

Появляется воин только в третьей части произведения, когда Рязань пала под натиском татаро-монгол, а все ее защитники, включая князей, женщин и детей, были убиты. Евпатий — вельможа, знатный человек при княжеском дворе. Во время нападения он находился в Чернигове вместе с Ингварем Ингваревичем, братом Юрия Ингваревича. Как только до Евпатия дошли печальные вести, он, не раздумывая, бросился в Рязань. Прибыв на место, воин увидел лишь горы трупов, разрушенные монастыри и разоренный город. Горе настолько охватило его, что он сразу же собрал тысяча семьсот человек, тех, кто по каким-то обстоятельствам находился за городом в момент нападения и решил отомстить за жизни родных и близких людей.

Решительность, отвага, желание, несмотря ни на что, повергнуть врага — всё это было у смелого воеводы. Он обладал огромной силой духа, был физически вынослив. Просчитав, что татары не ожидают нападения, стремительным натиском атаковал их. Именно это сыграло большую роль в том, что русские смогли убить много врагов. В повести говорится, что даже сам Батый устрашился Евпатия.

Не обошлось здесь без поединка между богатырями. Против Коловрата выступил Хостоврул, тоже сильный и храбрый воин хана Батыя. Видно, что татары боятся русского воина. Они обступили его огромной стеной, но Евпатий не испугался. Он был наполнен силой, так как защищал родную землю. С первого удара богатырь разрубил татарина и бросился крушить великую орду. Автор называет Евпатия «великий исполин». От его рук полегло огромное количество врагов.

Справились с русским богатырем татаро-монголы только с помощью бесчисленных камнеметательных машин. И тут едва справились с ним. Когда же убили они Коловрата, то не стали глумиться над телом, а принесли к Батыю. Хан, глядя на бездыханное тело, выразил уважение к русскому воину. Он называл его бесстрашным и храбрым, а также сожалел, что у него нет такого удалого молодца. Смерть Евпатия спасла жизнь другим русским защитникам, которые ранеными попали в плен. Всех их Батый помиловал, так как считал их достойными жизни. Русское войско, выступившее вместе с Коловратом, показано как единое целое, сливающееся со своим предводителем. Вся рать — это такая же могучая сила и бесстрашие, как богатырь Евпатий Коловрат.

Образ главного героя преувеличен автором повести. Он наделен огромной силой, какой нет у простого человека, его долго не могут убить противники. Защитник сражается с тысячным войском и выигрывает. Если бы не специальные орудия, хан никогда бы не справился с патриотом русской земли.

Такие люди всегда были на Руси. Их любил народ, о них слагали легенды и былины. Память о таких героях живет спустя много веков и будет жить до тех пор, пока в наших сердцах сохраняется любовь к своей земле.


Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Батыя в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Юрия Ингваревича в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Федора Юрьевича в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Ингвара Ингваревича в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Какое складывается у нас представление об евпатии коловрате при чтении повести?. новые сочинения по русскому языку

    Подвиг Евпатия Коловрата, изложение напишите

    Много лет монголо-татарское иго совершала бесчинства на русской земле. Но несмотря на всю их силу, ни одно российское государство добровольно не покорилось воле монголо-татар, везде врага ждал отпор. Никто не ушёл в добровольное рабство. Имена многих героев, отстаивавших честь русской земли, вошли в историю, одним из них был Евпатий Коловрат. В 1237 году войско Батыя приблизилось в Рязанской земле. Во время переговоров был убит сын Рязанского князя, а жена убитого, чтобы не попасть в руки врага сама скинулась с башни и разбилась. Жители Рязани и других ближайших княжеств вступили в схватку с врагом в поле неподалёку от Рязани, несмотря на то, что численность вражеского войска была намного больше. В жестокой схватке погибли все князья и воеводы, войско монголо-татар одержало победу и двинулось в город. Хан Батый не жалел ни женщин, ни детей, всех посекли мечами, сожгли или утопили в реке.

    Узнав о трагедии Евпатий Коловрат со своим войском двинулся на родную землю и застал весь город сожжённый и людей убитых. Решил Коловрат тогда во что бы то ни стало отомстить монголо-татарам за разорение Рязанской земли и собрал небольшое войско. Со своей дружиною Евпатий Коловрат пустился в погоню за ханом Батыем и его войском. Монголо-татарское войско удалось догнать под Суздолью, и тут же воины бросились рубить всех подряд. Враги не ожидали, что на них нападут со стороны покорённого города, им показалось, что это сами убитые восстали, чтобы отомстить за свою смерть. Коловрат многих сильных воинов убил и к нему был послан шурин Батыя Хостоврул, который сказал, что сможет взять Евпатия в плен и привести его к хану.

    В битве один на один Коловрат рассёк посланца Хостоврула пополам и стал бить татарское войско ещё сильнее. Враги испугались и стали забрасывать Коловрата и всё его войско камнями. Многочисленные камнемёты всё же погубили Евпатия и тело его принесли к Батыю. Хан сказал над мёртвым Коловратом, что он со своим маленьким войском хорошо попотчевал Батыя и если бы в его дружине был такой воин, то держал бы он его возле самого сердца. Тело Коловрата хан приказал отдать оставшимся в живых русским воинам и отпустить их, не причиняя никакого вреда. Похороны великого героя Евпатия Коловрата прошли в Рязани в 1238 году. Память о Коловрате и его подвиге вошла в историю и передавалась из поколения в поколение. История эта обошла все города и сёла земли русской.

    С чего начиналась легенда

    Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.

    XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.

    В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.

    После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы – княжеского сына Федора — и напасть на город.

    21 декабря 1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.

    Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.

    В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.

    Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.

    Школьное сочинение на тему «Характеристика Евпатия Коловрат»

    Школьное сочинение на тему «Защита родной земли». Сиы поскольку люди крылатых и не имеющих сжеоты. В 1237 году неожиданно на землю Русскую напал хан Батый. Черной тучей, круша все на своем пути, направилось несметное войско на Рязанскую землю. Запылали города, потекли реки русской крови. Взяли враги Рязань и «не оставили в граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную пили. Не было там ни стона, ни плача, ни отца и матери чада, или чада отца и мать, ни брата о брате, ни ближнему роду; но все вместе мертвые лежали ». Казалось бы, всех должна была запугать дикая орда. Однако этого не случилось. Более двухсот лет руский народ мужественно сражался за свою свободу и одолел-таки врага. «В« Повести о Евпатия Коловрат », являющейся составной частью« Повести о разрушении Рязани Батыем », и рассказывается о первых битвы русских с татаро-монгольскими завоевателями. Особую симпатию вызывает могучий богатырь Евпатий Коловрат. Повесть рассказывает о великой любви Евпатия Коловрат к родной земле и народу. С большой силой эта любовь проявляется в поступках и призыва-стоне героя.

    Услышав о «приход зловредного царя Батыя», он, ни минуты не медля, идет с небольшой дружиной в Рязань. Увидев разорено город и трупы замученных людей, «закричал Евпатий в горести души своей и разгорелась в сердце своем». Любовь к родине объясняет непримиримую ненависть ко всем тем, кто с оружием приходит на Русскую землю. В картине неравного боя ярко показана эта святая ненависть. Коловрат с женой «сбросил все полки татарские», он «бил их нещадно. А когда мечи русских притупились, то они «принимали татарские мечи и секли их нещадно. Горячее желание защитить родной народ, свою землю от поругания и издевательства рождает в сердце воина безграничную храбрость.

    Евпатий так храбро сражается с татарами, что «и самому царю страшно стало. Увидев богатыря, войско татарское «испугалось. Мурзы и князья вынуждены были признать, что «таких молодцов … не видели … ибо это люди крылатые и не знают смерти, так крепко и мужественно стиналися, одни из тысячей, а два с тьмою». Сам хан Батый удивился мужества Коловрат и сказал: «Если бы у меня такой служил, держал бы его против сердца своего». Гордость за свой народ поддерживает чувство собственного человеческого достоинства в Евпатия. Когда Батый напал на Рязань, Коловрат был в Чернигове. Он мог бы покориться и этим сохранить себе жизнь. Но Коловрат избрал другой путь. Изнемогая от ран, воины полка Евпатия НЕ пресмыкаются перед ханом, а с достоинством иронично отвечают ему, что они посланы «сильного царя почтить и честно проводить и честь отдать. Эти слова мог бы повторить и сам Евпатий.

    Автор наделяет своего героя необычной физической силой, Евпати«Рассек Хостоврула пополам до седла. Татары не могут победить Коловрат. И только тогда, когда они «начали бить по нему из сточисельних пороков», убили его. В образе Евпатия отразилось представление народа о том, каким должен быть защитник родной земли. Любовь к родине — основная черта героя. Она рождает и объясняет все другие качества богатыря: и непримиримость к врагам и беззаветную отвагу, и гордость. От любви к родине вырастают крылья. Тот, кто погиб за родину, никогда не будет забыт. Он бессмертен.

    «Повесть о разорении Рязани Батыем»

    Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?

    Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.

    Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

    И спустился он с горы высокии,

    И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,

    Стали бить-то силушку татарскую.

    Притоптали тут всю силушку великую…

    И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

    Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).

    Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется

    в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.

    Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».

    Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).

    Евпатий Коловрат и Илья Муромец

    План

    Введение: герои фольклора и древне­русской литературы. Илья Муромец и его воинские победы. Евпатий Коловрат на поле боя. Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе. Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.

    Литературные произведения, посвященные Коловрату

    Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

    Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

    Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

    Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

    В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

    Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

    Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

    А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

    В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».

    С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

    В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

    Евпатий Коловрат и христианство

    Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

    Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

    Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков.

    То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

    Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

    Видео

    Источники

    Сегодня по календарю

    

    27 декабря

    1919 г. В Нижнеудинске был арестован А.В. Колчак.
    1929 г. Сталин заявил о начале сплошной коллективизации и о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».
    1932 г. Вышло постановление ЦИК и СНК о введении в СССР паспортной системы и обязательной прописки.
    1938 г. Венгры Й. Ладисла и Г. Биро получают патент на изобретение шариковой ручки. Для производства готового изделия потребовалось несколько раз улучшать первоначальную конструкцию.
    1979 г. Состоялся штурм спецподразделениями ГРУ и КГБ СССР резиденции афганского лидера Хафизуллы Амина в Кабуле.
    Родились:
    1571 г. Иоганн Кеплер – немецкий астроном, один из творцов астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, заложил основы теории затмений, изобрел телескоп.
    1761 г. Михаил Барклай де Толли – русский генерал-фельдмаршал.
    1822 г. Луи Пастер – французский ученый, основоположник микробиологии и иммунологии.
    1832 г. Павел Михаилович Третьяков – русский предприниматель-меценат, основатель Третьяковской галереи.
    1901 г. Марлен Дитрих (Мария Магдалена фон Лош) – американская киноактриса и певица.

    Языческое имя

    Несмотря на то, что автор «Повести…» описывает сражение Евпатия Коловрата с монголо-татарами как битву благочестивого христианина с неверными, многие исследователи отмечают, что имя главного героя имеет явные языческие корни.

    Впрочем, на этот счет тоже ведутся споры. Одни исследователи предполагают, что антропоним «Евпатий» произошел от греческого слова eupathēs – чувствительный, эмоционально восприимчивый. Другие лингвисты выводят имя богатыря из двух слов εὖ и πάτος, что означает «добрый путь». Третьи специалисты считают, что Евпатий – это слегка измененный на древнерусский манер антропоним «Ипатий». А современные неоязычники считают, что рязанского героя звали исконным древнеславянским именем.

    Гораздо больше недоумения вызывает прозвище богатыря – Коловрат, которое уж точно не имеет никакого отношения к христианству, а воспринимается некоторыми современными исследователями как сакральный символ солнечной энергии.

    Впрочем, в этом нет ничего удивительного: даже в XIII веке некоторые русские бояре носили два имени: крестильное (данное в церкви) и народное. А если автор «Повести…» основывался на фольклорных преданиях, то и имя героя, вероятно, было им позаимствовано оттуда. Эти легенды и сказания о богатыре, скорее всего, возникли еще до появления на Руси первых христиан.

    Рязанцы напали первыми

    Вообще, древнерусский автор часто намеренно пренебрегает исторической достоверностью в угоду идейно-публицистической или художественной составляющей своего произведения. Например, личность Евпатия Коловрата наделена чертами былинных богатырей, а при описании сражения сознательно делается упор на его недюжинную силу и воинскую доблесть. Под стать герою и другие русские воины.

    Если все имеющиеся в распоряжении историков летописные источники однозначно свидетельствуют о том, что рязанское войско лишь обороняло осажденный врагами город, то в «Повести…» защитники родной земли вышли навстречу противнику и даже напали первыми. При этом силы двух воинств якобы были примерно равны, ведь захватчики «едва одолеша их…».

    Такое явное несоответствие между реальностью и художественным описанием батальных сцен кандидат филологических наук И.А. Лобакова объясняет желанием автора «Повести…» превознести храбрость русских воинов. Дескать, нельзя считать удалыми смельчаками тех, кто отсиживается в крепости. Настоящий герой должен сразу выходить в чисто поле на честный бой. Таким примером неизвестный древнерусский литератор стремился вдохновить своих читателей на отчаянную борьбу с захватчиками.

    • Автор: Владимир

    НОВОСТИ ПИСЬМО

    Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

    Введите свой адрес электронной почты