Характеристика евпатия коловрата 6 класс: Характеристика Евпатия Коловрата 👍 | Школьные сочинения

Повесть о воинской отваге и милосердии (Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем»)



Отрывок из «Повести о разорении Рязани
Батыем»

Цели: познакомить с
обстоятельствами возникновения древнерусской
литературы в целом и «Повестью о разорении
Рязани Батыем», в частности; выяснить, какие
черты определяют характер Евпатия Коловрата;
показать отличие образа героя от фольклорных;
воспитание чувства патриотизма и любви к родине
на краеведческом материале, интереса к истории
родной земли.



Оборудование урока:

  • выставка книг о рязанской земле;
  • историческая карта 1236-1237 гг.;
  • репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»;
  • выставка детских рисунков.

Это крылатые люди, не знающие смерти,
бьётся один с тысячей, а два с тьмою.
«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1. Вступительное слово учителя.

«:Никогда до того ни одно произведение не было
исполнено такой веры в моральную силу русских
бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и
преданность Родине, как то единственное, которое
сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской
литературы», — Д.С. Лихачев.

Сегодня мы поведем с вами разговор об одном из
самых трагичных произведений древнерусской
литературы «Повести о разорении Рязани Батыем».
Мы прочитали с вами страницы, наполненные
горечью и трагизмом, оптимизмом и верой в
будущее.

  • Какой вы представляете жизнь древней Рязани?
  • Как жилось нашим предкам?
  • Почему я назвала урок «Повестью о воинской
    отваге и милосердии»?

В истории древнерусской литературы особо
выделяется период монголо-татарского
владычества, когда создаются повести о нашествии
монголо-татар: о битве на реке Калке, «Слово о
погибели Русской земли», «Житие Александра
Невского» и др.

Монголо-татарское нашествие явилось жестоким
испытанием для русского народа. Оно затормозило
процесс культурного развития страны, отбросив её
назад на несколько столетий. Были уничтожены
многие города северо-восточной и южной Руси,
разрушены ценнейшие архитектурные памятники, в
огне пожарищ погибли иконы, книги. Но духовно
русский народ выстоял. Борьба с монголо-татарами
вызвала подъём народного самосознания.
Патриотическая тема становится основной в
литературе того времени.

Побежденные не были побеждены: они знали, что
придет день, когда сбросившая иго Русь
восстановит утраченное, возведет и заново
освятит храмы, отстроит сожженные города.
Исторический оптимизм русских людей — вот
главное, что определило пафос литературы эпохи
нашествия. В летописях, в произведениях других
жанров литературы второй четверти XIII-XIV века
проявилось не только желание зафиксировать,
оставить в памяти народной трагические картины
гибели целых городов, гибели и полонения тысяч
людей, но и вера в неизбежное освобождение
русской земли.

Естественно, что события монголо-татарского
вторжения и владычества нашли отражение и в
литературе Рязанщины. Прямых сведений о
рязанском летописании до нас не дошло. Но есть
все основания утверждать, что в княжестве,
которое первым приняло на себя удар
монголо-татар, его не могло не быть.
Доказательства тому — записи о завоевании Руси
Батыем. Рассказ об этих грандиозных событиях,
определивших судьбы Руси и всей Европы, летописи
обычно начинают с Рязани. Главная особенность
летописания этого периода — обличение князей,
указание на их вину. Междоусобицы, личные
интересы не позволили русским князьям
противостоять мощному монгольскому воинству.

Рядом с былинами, историческими песнями
непременно должны были появиться письменные
произведения о защитниках земли русской.

«И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую
землю, и пошел ко граду Рязани:». (Чтение отрывка
из повести до слов «:и увидел безбожный царь
Батый:»).

  • Узнали? Что это за произведение?

2. Беседа по вопросам.

  1. Как встретили вы новые страницы повести?
  2. Что потрясло в ней больше всего? Почему она так
    потрясает?
  3. Как вы думаете, почему автор совершенно
    неожиданно делает резкий поворот и от
    трагических картин переходит к рассказу о
    Евпатии Коловрату и его дружине?
  4. Умысел ли это автора или добросовестное
    следование фактам: так, мол, было, и писатель
    вправе умолчать о подвиге Евпатия Коловрата?
  5. Каким вы представляете себе автора повести? Был
    ли он участником событий? Какие чувства он
    испытывает? (Докажите текстом).


  6. Историко-литературная справка.

    «Повесть о разорении Рязани» дошла до нашего
    времени в нескольких рукописных книгах, однако
    во всех старинных летописях и рукописных
    сборниках она имеет один и тот же текст; недаром
    говорит пословица: «Что написано пером — не
    вырубишь топором». Наука предположительно
    установила и имя автора этой повести:
    Евстафий-второй, сын Евстафия Корсункова (т.е.
    сын вышедшего из города Корсуни Евстафия). Его
    называют первым рязанским писателем.

    Исходя из литературных документов можно
    предположить, что родился он около 1210 года в
    Корсуни в семье священнослужителя. Еще
    подростком вместе с родителями и клириком
    Аполоницей он совершил длительное путешествие
    вокруг Европы, чтобы затем на все время
    обосноваться на Рязанской земле.

    3. Работа над планом эпизода. (Д/з).

    (Текст делится на части, каждая озаглавливается
    и читается).

    1. Возвращение Евпатия Коловрата из Чернигова в
      Рязанскую землю. Горестная картина её разорения
      и опустошения.
    2. Погоня малой дружины Евпатия за войсками Батыя.
      На поле боя.
    3. Мужество и гордость пленных рязанцев.
    4. Поединок Хостоврула с Евпатием. Смятение
      вражеских полков. Гибель Евпатия.
    5. Похвала воинству рязанскому и Евпатию
      Коловрату от Батыя и его приближенных.

    (Возможно чтение по ролям 3 и 5 фрагментов).

    4. Работа над языком повести.

    Несмотря на кажущуюся простоту, язык повести,
    даже в переводе, представляет немалую трудность.

    1. Какие обороты, формы слов показались вам
      необычными?
    2. Воевать : землю.

      Мертвые восстали (метафора бессмертия народа
      как ключевой символ повести).

      От великих трудов и ран : изнемогли (т.е. от
      великой скорби или страданий).

    3. Что еще затрудняет чтение?
    4. Обилие союзов «и», которые не только придают
      повествованию особую эпическую плавность и
      напевность, но и в сочетании с глаголом выражают
      эмоциональную напряженность повествователя, его
      отношение к описываемым событиям, особенную
      динамичность.

    5. Обратили ли вы внимание, что, как и в народной
      поэзии, прилагательные следуют за
      существительными? Это также требует
      соответствующей интонации и замедленного темпа
      чтения, придает особый характер древнего
      повествования.

    Царь Батый окаянный

    Чашу смертную

    Некий из вельмож рязанских

    В землю Рязанскую

    Станы Батыевы

    Люди крылатые и т.д.



    5. Сопоставление образа Евпатия с былинными
    богатырями.

    • На кого из былинных богатырей похож Евпатий?
    • Кого из рязанских богатырей вы знаете? (Добрыня
      Никитич).
    • Кто автор картины «Богатыри»? (В. Васнецов)
    • Что общего в изображении героев устного эпоса и
      Евпатия?

      • Поэтические преувеличения (гиперболы).
      • Постоянные эпитеты.
      • Облик Евпатия (исполин).
      • Беззаветная любовь к Родине.
      • Ратное мастерство.
    • Что отличает Евпатия от былинного богатыря?
    • Отчетливо различается голос повествователя,
      оценивающего подвиги Коловрата, его лирическая
      взволнованность, острота переживания, отношение
      к герою выражает и его злейший враг — Батый,
      восхищающийся им.



      6. Работа с иллюстрациями.

      Комментирование учащимися созданных ими
      иллюстраций, выбор и оценка наиболее интересных,
      сопоставление образа Евпатия Коловрата на
      рисунках, создание последовательного сюжета по
      иллюстрациям.

      • Какие иллюстрации вы включили бы в книгу о
        Евпатии Коловрате?



      7. Проблемный вопрос.

      • Почему похвалу погибшим героям, которой
        традиционно для русской повести заканчивается
        рассказ о подвигах, автор вкладывает в уста
        заклятого врага Русской земли — царя Батыя и его
        приближенных?


      • 8. Подведение итогов.

        Повесть Евстафия стала гордостью нашей
        отечественной словесности и письменности, одним
        из лучших произведений древнерусской
        литературы, а ее герои — Евпатий Коловрат, Федор,
        Евпраксия и рязанское воинство — остаются
        нашими современниками, благодаря эмоциональному
        заряду и живому дыханию столетий. «Повесть о
        разорении Рязани Батыем» издается не только в
        России, но и в США и Англии, Японии и Италии, ФРГ и
        Дании.

        Из воинской «Повести о разорении Рязани
        Батыем» черпали свое вдохновение и мотивы
        многие русские поэты и писатели: Н.М. Языков, Д.В.
        Веневитинов, С.А. Есенин, В.Г. Ян: Дань уважения её
        литературным героям отдали П.А. Радимов
        (рязанский поэт XIX века, «Княгиня Евпраксия»,
        «Батыева печать» и др.), рязанский писатель В.Д.
        Ряховский (повесть «Евпатий Коловрат», 1947 г.),
        Ю.П. Вронский, В.А. Чивилихин («Память»).

        Послушайте отрывок из «Песни о Евпатии
        Коловрате» С.А. Есенина:

        : От Ольшан до Швивой Заводи

        Знают песни про Евпатия.

        Их поют от белой вызнати

        До холопного сермяжника.

        Хоть и много песен сложено,

        Да ни слову не уважено,

        Не сочесть похвал той удали,

        Не ославить смелой доблести.

        Вились кудри у Евпатия,

        В три ряда на плечи падали.

        За гленищем ножик сеченый

        Подпирал колено белое.

        Как держал он кузню-крыницу,

        Лошадей ковал да бражничал,

        Да пешнёвые упорины

        Двумя пальцами вытягивал:

        Не заря течет за Коломною,

        Не пожар стоит за путиною —

        Бьются соколы-дружинники,

        Налетая на татаровье.

        Всколыхнулось сердце Батыя:

        Что случилось там, приключилося?

        Не рязанцы ли встали мертвые

        На побоище кроволитное?

        Скачет хан на бела батыря,

        С губ бежит слюна капучая.

        И не меч Евпатий вытянул,

        А свеча в руках затеплилась.

        На березки-белоличушки

        Из-под гоноби порублены —

        Полегли соколья-дружники

        Под татарскими насечками.

        Возговорит лютый ханище:

        «Ой ли, черти, куролесники.

        Отешите череп батыря,

        Что ль на чашу на сивушную.»

        Уж он пьет не пьет, курвяжится,

        Оглянется да понюхает —

        «А всего ты, сила русская,

        На тыновье зародилася».

        И еще один отрывок из повести «Евпатий
        Коловрат» рязанского писателя В.Д. Ряховского.

        (Ученик читает отрывок).



        9. Творческий конкурс: чтение
        стихотворений собственного сочинения о Евпатии
        Коловрате. (Примеры стихотворений учениц 6
        класса).

          Евпатий Коловрат

        Враг напал на нашу землю

        И хотел ее пленить,

        Он веру христианскую

        Решил искоренить.

        Прознал про то вельможа —

        Евпатий Коловрат,

        И бил, и сек мечами

        Татарскую он рать.

        Коловрат — герой наш славный

        И врагов он не щадил.

        Восхищался его силой

        Даже грозный царь Батый.

        Евпатий Коловрат

        Защитник земли русской

        Евпатий Коловрат

        Побил врагов татарских

        Да у рязанских врат.

        Ему хвалу и славу

        Сегодня я пою,

        Сложил он буйну голову

        За родину свою.

        Евпатий Коловрат

        Евпатий Коловрат —

        Рязанский наш герой,

        Сражался он с Батыем,

        С татарскою ордой.

        Был сильный он и храбрый

        И не щадил врагов,

        И подвиг его помнят

        Во веки всех веков.

        Евпатий Коловрат

        Батый Рязань спалил, испепелил,

        Евпатий Коловрат лишь жив остался.

        Батыю он потерей не простил

        И с малым войском за татарами помчался.



        10. Викторина.

        (Соревнование по рядам, выбор лучшего
        отвечающего в каждом ряду, призы (открытки с
        видами современной Рязани, значки Скопина)).

        1. В каком году произошло событие, описанное в
          повести? (1237 год).
        2. Какого числа началась осада Рязани и какого
          город пал? (16 декабря — 21 декабря).
        3. Сколько лет исполняется с того дня в 2002 году? (765
          лет).
        4. Назовите имя создателя повести. (Евстафий
          Корсунсков).
        5. Назовите имя великого князя Рязанского,
          стоявшего во главе города. (Юрий Ингваревич
          Рязанский).
        6. В какое княжество посылал он за помощью? (Во
          Владимирское, к Гергию Всеволодовичу
          Владимирскому).
        7. Почему Владимирский князь не помог ему?
        8. Сколько братьев было у Юрия Ингваревича
          Рязанского? Назовите их имена. (4 брата: Давыд Инг.
          Муромский, Глеб Инг. Коломенский, Олег Красный,
          Всеволод Пронский).
        9. Как звали сына рязанского князя? (Федор Юрьевич).
        10. Как он погиб? (Был убит, а тело его бросили на
          растерзание зверям и птицам).
        11. Как звали его жену? (Евпраксия).
        12. Как погибла жена Федора? (Бросилась вместе с
          сыном Иваном из превысокого терема).
        13. Сколько дней длилась осада Рязани? (5).
        14. Сколько человек было в дружине Евпатия
          Колдоврата? (1700 человек).
        15. Где он был во время разорения Рязани? (В
          Чернигове).
        16. Кого послал Батый сразиться с Евпатием
          Коловратом? (Шурича Хостоврула).
        17. Как автор называет Евпатия, подчеркивая его
          силу? (Исполин).
        18. Как погиб Евпатий? (Был забит из камнеметов).
        19. Вспомните похвалу Батыя Евпатию. («Если бы
          такой вот служил у меня, — держал бы его у самого
          сердца своего»).
        20. Назовите не менее двух поэтов, писавших о
          Евпатии Коловрате.

        Награждение победителей.

        Оценки за работу на уроке.



        11. Итоги.

        Обобщая наблюдения, сделанные при разборе
        повести, зададим вопрос: «Какие чувства
        испытывает автор повести, рассказывая о
        нашествии Батыя на Рязань, родную землю?».

        Важно, чтобы учащиеся не только назвали эти
        чувства (гнев на врагов, восхищение мужеством
        рязанцев, скорбь об их гибели), но и нашли
        средства их выражения:

        • это и прямо высказанное отношение («царь Батый
          окаянный», «пошли поганые на город»,
          «зловредный царь Батый», «безбожный царь»),
        • это и троекратно повторяющиеся описания
          «горестных картин» разрушения городов, гибели
          русских людей.

        Автор говорит о том страдании, которое
        переживает герой, и мы понимаем, что те же чувства
        испытывает и сам автор, рассказывая о жестокости
        Батыевых полчищ.

        В описании доблести и отваги Евпатия на поле
        боя мы ощущаем гордость и восхищение автора
        воинскими подвигами его соотечественников.
        Автор находит необыкновенно яркие определения
        для характеристики русских воинов («удальцы и
        резвецы», «крылатые люди», «не боящиеся
        смерти»), и хотя он вкладывает эти похвалы в уста
        приближенных Батыя, мы воспринимаем их как
        выражение патриотических чувств человека,
        написавшего о героической борьбе и гибели
        Евпатия.

        Таким образом, мы подводим детей к восприятию
        патриотического пафоса повести, т.е. ее идеи, и
        вместе с этим формируем первые представления об
        авторе произведения, об «авторском начале» как
        одном из определяющих признаков письменного
        художественного творчества.

        12. Домашнее задание. Подготовиться к
        внеклассному чтению: прочитать «Повесть об
        Авдотье-рязаночке».

        Сказ о забытом полку Коловратовом


        О подвиге полка рязанского воеводы Евпатия Коловрата, сложившего голову в бою с захватчиками в январе 1238 года, сегодня мало кто помнит. Проведенный опрос в сети Интернет показал, что девять из десяти респондентов даже не представляют, о чем идет речь, хотя еще 25–30 лет назад об этом герое знал любой ученик четвертого класса средней школы. А ведь героическая судьба отряда Коловрата таит в себе много неразрешенных загадок. Мы же попытаемся восстановить события тех далеких дней, используя некоторые версии и предположения.


        Зимой 1237 года сигнальные костры с рязанского порубежья послали весть: на Русь идет беда. Первой жертвой монгольских завоевателей стало Муромо-Рязанское княжество. На заведомо неприемлемые предложения хана Батыя о покорности, выплате огромной дани и выдаче жен на утеху воинам гордые рязанцы ответили отказом: «Когда нас не станет — все ваше будет». Военное искусство Руси тех лет предполагало битву с врагами «в поле». Тогдашний правитель Рязани князь Юрий Ингваревич мог рассчитывать на свое закаленное в постоянных стычках со степняками войско и посему, собрав дружину и ополчение, двинулся навстречу врагу, чтобы доказать на деле справедливость слов: «Лучше мертвому быти, нежели скованному ходить». В начале декабря в кровопролитной битве на реке Ранова немногочисленная рязанская рать была разгромлена. 16 декабря 1237 года после пятидневной осады, перешагнув через тела ополченцев, посадских и крестьян из окрестных деревень, монголы ворвались в Рязань, на стенах которой так не хватало профессиональных бойцов, ушедших с князем Юрием. Захватчики почти поголовно истребили всех жителей: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». Разорив рязанскую землю, монгольская армия двинулась дальше, в глубь страны. Основная масса войск, включая неповоротливый обоз, двинулась по главным транспортным артериям того времени — льду замерзших рек. Конные соединения рассыпались широкой облавой, разоряя встречные поселения. Путь захватчикам преградила рать великого владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, возглавляемая его сыном Всеволодом, и союзные новгородцы под началом воеводы Иеремии Глебовича. Генеральное сражение было решено дать на границах Владимиро-Суздальской земли, вблизи Коломны, на льду реки Москвы. Владимирское войско с присоединившимися к ним остатками пронских и рязанских полков под командованием князя Романа Ингваревича мужественно выдерживало яростные наскоки монгольской кавалерии.


        В трудах современных историков подчеркивается серьезность битвы под Коломной. Именно там был убит один из ханов, Кулькан, хотя царевичи-чингизиды во время сражения находились позади боевых линий. Но и здесь, в ходе трехдневной схватки, за счет преимущества монгольской армии в численности и организованности хану Батыю удалось одержать победу. Почти все русские ратники (в том числе князь Роман и воевода Иеремия Глебович) пали в бою. Оставив небольшой отряд для осады Коломны и направив экспедиционный корпус на Москву, основная часть монгольской армии двинулась на север с целью выйти на реку Клязьму. Маловероятно, что все наличные силы, как принято считать в академической историографии, Батый направил на штурм заштатного городка, коим была Москва в XIII веке. Смогли бы защищавшие будущую столицу России младший сын Георгия Владимир и воевода Филипп Нянка «с малым войском» успешно противостоять всей монгольской армии и продержаться почти столько же, сколько и укрепленная людная Рязань? Казалось, ничто не мешает спокойно дойти до Владимира и без помех осадить столицу Северо-Восточной Руси. Но неожиданно растянувшиеся на марше войска монголов подверглись мощному удару, который нанесла невесть откуда появившаяся рать. Во главе атаковавшего русского войска стоял рязанский боярин Евпатий Коловрат.


        Согласно народным преданиям, Евпатий Львович Коловрат родился около 1200 года, близ деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области). Вотчину же имел на Урсовском городке под селом Заполье. Во время нашествия Батыя Евпатий Коловрат с небольшим отрядом княжеских дружинников находился в Чернигове. Другие источники сообщают, что Коловрат собирал дань на реке Пра. Узнав страшную весть о разгроме рязанского войска и гибели города, боярин без промедления отправился в Рязань. Вот что говорит об этом летописец: «И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы».


        Неожиданное появление неизвестного войска и разгром русскими нескольких отрядов встревожили монгольское командование. Против русского полка был направлен отборный отряд латников-кешиктенов под командованием шурина Батыя Хостоврула. Монгольский военачальник похвалялся, что приведет Коловрата на аркане и бросит к ногам великого хана. 15 января 1238 года пять тысяч тяжеловооруженных монгольских воинов Хостоврула встретились с ратниками Коловрата в открытом бою. «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал». В скоротечной схватке монгольский отряд был практически уничтожен, но и русское войско понесло большие потери. Как гласит предание, в строю осталось всего 300–400 человек. Против горстки русичей были направлены свежие войска. Однако все атаки были отбиты, отступившие темники и нойоны с ужасом говорили, что «мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища».


        Озадаченные таким неистовым сопротивлением, монголы попытались вступить в переговоры. По легенде, сам великий Субедэй-багатур подъехал к боевым порядкам коловратовой рати и спросил: «Чего вы хотите, воины?» и услышал ответ, который привел его в замешательство: «Мы пришли умереть!» Выдвинувшиеся к месту сражения основные силы монгольской армии приступили к обстрелу горстки защитников «тяжелой артиллерией» тех лет — баллистами и катапультами. Только когда под градом камней и тяжелых «болтов» погибли или были ранены почти все русские воины, включая их командира, захватчики смогли отпраздновать победу. Рассказанная в «Повести о разорении Рязани Батыем» история с обстрелом небольшого отряда громоздкими и неповоротливыми «пороками» только на первый взгляд выглядит неправдоподобной. Разумеется, стрельба камнеметами по небольшой быстро маневрирующей цели малоэффективна, но если враг стоит неподвижно или удерживает какой-либо важный стратегический пункт, камни и тяжелые стрелы-болты могут нанести ему чувствительный урон. К примеру, в битве при Раковоре в 1268 году русские войска успешно расстреляли из камнеметных машин войско датско-немецких рыцарей, застрявших в глубоком снегу. Таким образом, в данном случае рязанский летописец передал вполне достоверный факт. По приказу Батыя к нему принесли тело Евпатия Коловрата. «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им», — свидетельствует хронист. По легенде, оставшиеся в живых русские воины взяли тело своего доблестного командира и похоронили его с почестями в рязанской земле. Кажется, летопись «О разорении Рязани Батыем», народные предания, легенды и сказания довольно полно рассказали нам об этом великом подвиге. Однако, — возразит скептик, — нигде не указано место последнего боя, да и сомнительно, что такой отряд мог успешно противостоять всему мощному монгольскому войску.


        В отечественной литературе, кинематографии и отчасти в официальной истории бытует мнение о том, что монгольская армия, вторгшаяся на Русь, представляла собой нерегулярную конницу, вооруженную луками и кривыми саблями, одетую в засаленные ватные халаты и несуразные меховые малахаи. На самом деле нашим предкам пришлось столкнуться с лучшей военной машиной XIII века — организованной, дисциплинированной, хорошо обученной и вооруженной, имевшей разделение на различные рода войск и обладавшей целым инженерным корпусом темника Тэмутэра. Действительно, основную ударную массу монгольского войска составляли легковооруженные конные лучники. Но имелась и другая значительная по численности группа — тяжелая конница, вооруженная мечами и пиками. Взаимодействие между этими родами войск было доведено до совершенства. Бой, как правило, начинали конные лучники. Они атаковали противника несколькими разомкнутыми параллельными волнами, непрерывно обстреливая его из луков; при этом всадники первых рядов, выбывшие из строя или израсходовавшие запас стрел, мгновенно заменялись воинами из задних шеренг. Скорость стрельбы была неимоверной: 6–8 стрел в минуту без ущерба для меткости. По свидетельству средневековых летописцев, монгольские стрелы в бою действительно «застилали солнце». Если враг не выдерживал этого массированного обстрела и начинал отступать, то легкая конница саблями сама же и довершала разгром. Если же противник контратаковал, то монголы не принимали ближнего боя. Излюбленной тактикой было отступление с целью заманить противника под неожиданный удар из засады. Удар этот наносила тяжелая конница, и почти всегда успешно. И всадники, и лошади были защищены доспехами — сначала кожаными, из особо выделанной буйволовой кожи, которую покрывали лаком, — стрелы, не застревая, скользили по поверхности. К началу нашествия на Русь практически все воины-кешиктены имели надежные кольчуги или металлические панцири. Именно за счет тактики и отлично налаженного взаимодействия двадцатитысячным корпусом Субедэя и Джебэ в 1223 году было разгромлено восьмидесятитысячное русско-половецкое войско, в 1229-м монголами была уничтожена во много раз превосходящая по численности армия волжских булгар, зимой 1237–38 годов были разбиты сильные рязанские и владимирские полки. И вдруг каких-то 1700 воинов успешно противостоят практически всему монгольскому войску, нанося им чудовищные потери. К тому же вызывают удивление упорные бесплодные атаки батыевых воинов против горстки русских ратников, которые завершаются лишь с полным уничтожением отряда храбрецов с помощью дальнобойных метательных систем. Известно, что короткий широкий монгольский лук гарантированно пробивал самые прочные доспехи воинов тех времен с расстояния 60–70 метров. Зная, с кем пришлось столкнуться нашим пращурам, можно с уверенностью предположить, что несколько тысяч конных лучников могли за пару десятков минут превратить малочисленный отряд вышедших «биться в поле» рязанских витязей в подобие дикобраза, сплошь утыкав их стрелами, однако с полком Коловрата такого не произошло. Удар отряда тяжеловооруженных кешиктенов Хостоврула тоже окончился поражением и смертью монгольского полководца.


        Что же случилось или могло случиться на древней Владимирской земле в январе 1238 года? Почему монголы не могли успокоиться, пока не уничтожили незначительный полк рязанского боярина? Предположение, что успех воинов Евпатия заключался в применении ими партизанской тактики, не заслуживает внимания. Зимой в лесу без теплого жилья долго не протянешь, да и без дорог по глубокому снегу быстро не побегаешь. К тому же расхожее мнение о том, что степняки-монголы неуютно чувствовали себя в снегах и лесах Северо-Восточной Руси, несостоятельно. Не стоит забывать, что климат в монгольских степях не менее суров, а дремучих заснеженных лесов в тот период было много и в северном Китае, и в горах Кавказа, и на Волге. И нигде леса не помешали степным завоевателям и не защитили все те страны и народы, по которым железным катком прокатилась лавина монгольского нашествия.


        Одна из возможных версий — очень сильная позиция, занятая Коловратом на пути основной части монгольского войска. Таковой мог стать укрепленный погост на границе Рязанского и Владимирского княжеств. Погостами на Руси в те времена называли места для сбора дани, таможенных платежей, стоянки купцов. В отдельных районах погосты одновременно выполняли функции пограничной заставы. Подобных укрепленных городков в русских княжествах XIII века были десятки, однако под описание места последнего боя рязанских витязей подходит всего один, находящийся на торговом пути — старинной Коломенской дороге. Во избежание нашествия и разорения окрестностей новой ордой с металлоискателями, не стану называть точные координаты данного места, однако хочу заметить, что данная дорога была обозначена на копии старинной карты-чертежа, приведенной в книге владимирского краеведа С.И. Родионова. Древняя Коломенская дорога была доступна для передвижения лишь зимой. Место для строительства городка наши предки выбрали идеально. С двух сторон укрепление было надежно защищено крутым обрывом, спускавшимся до самого уреза вод. Со всех четырех сторон до сих пор сохранился оборонительный вал, разумеется, не такой мощный, как в Дмитрове или стольном Владимире, но все равно довольно внушительный. Слева и справа от бывших ворот находятся обширные ровные участки местности, имеющие очень интересные названия: Убитое поле и Батыево поле. Пройдя кратчайшим путем по зимнику и заняв это стратегически важное укрепление, отряд Коловрата мог сильно осложнить жизнь захватчикам. Вполне вероятно, что напротив крепости на льду реки были устроены завалы из стволов деревьев и снега, обильно политые водой и покрывшиеся на морозе ледяной коркой. Таким образом, самый удобный путь к одной из основных целей похода Батыева войска — городу Владимиру был перекрыт. Подобные сооружения часто использовались русским войсками в качестве полевых укреплений. Расставленные на крепостной стене с «речной» стороны вооруженные луками и самострелами воины могли безнаказанно расстреливать всех, кто пытался разрушить или перейти через препятствие. Разумеется, монголы, прикрывшись от горстки безумцев, засевших в крепости, заслоном, могли проложить дорогу лесами и обойти непокорное укрепление, но оставлять в тылу отряд отчаянных рубак они явно не собирались. К тому же обустройство дороги отнимало у воинов Батыя самый главный ресурс — время. В ханской ставке было прекрасно известно о том, что великий князь Юрий спешно собирал новую рать в северных районах княжества. Практически повсеместно население и гарнизоны подобных городков предпочитали либо покинуть укрепление и отсидеться в лесах, либо отступить в большой и лучше защищенный город. При оказании сопротивления монголы не тратили много времени на штурм таких городищ. Беспощадно сметая стрелами все, что появлялось на стенах, монголы в первых рядах посылали на штурм так называемый «хашар», состоящий из пленных, провинившихся или вспомогательных отрядов с фашинами для засыпания рва и штурмовыми лестницами. Когда ров был завален, а лестницы установлены, в дело вступали хорошо вооруженные и защищенные доспехами пехотинцы. Утверждение о том, что монголы не умели биться пешими, вызывает закономерный вопрос: как они ухитрялись сражаться в узких улочках китайских, хорезмских, иранских и прочих городов, сидя верхом на лошадях? Большого войска в погостах и приграничных заставах быть не могло, поэтому через несколько часов все завершалось полной победой монголов. Но возле этой маленькой крепости завоеватели споткнулись: им не помогли ни бесподобная меткость лучников, ни безудержная храбрость, ни крепкие доспехи. Возможно, именно наличие у полка Коловрата неплохо укрепленного пункта привело к использованию метательных машин: расстреливать деревянные стены монголы умели превосходно. Однако «артиллерия» была введена в бой на завершающем этапе битвы, до этого непобедимые прежде монголы несколько раз были биты в открытом бою, причем армией, во много раз уступающей им в численности.


        И вот здесь возникает еще одна версия неожиданно успешного противостояния — наличие у Евпатия Коловрата какого-либо мощного, нехарактерного для XIII века оружия. На первый взгляд, данное предположение выглядит странно, но фольклорные источники Руси дают богатый материал по необычному оружию, которое служит постоянным помощником герою в сражении со злыми силами. Об этом неоднократно говорят сказки, былины, летописи и даже жития святых. Шлейф отчетливо сохранившихся представлений о сверхъестественных свойствах тянется за мечом. У защитников Муромо-Рязанской земли вполне мог оказаться один из таких артефактов, реальность существования которого теперь не ставится под сомнение даже официальной исторической наукой, — Агриков меч. Происхождение Агрикова меча теряется в глубине веков. Согласно одним источникам, его выковал Агрик, потомок иудейского царя Ирода Великого, по сообщениям других — авторами изделия были мастера древнего дославянского населения Клязьминско-Окского междуречья. До нас дошло описание этого оружия: прямой обоюдоострый меч, клинок которого испускал слабое голубоватое свечение, видимое в темноте. Владельцами Агрикова меча на Руси в разный период оказывались как полумифические герои народных преданий вроде Святогора-богатыря и Бури-богатыря — коровьего сына, так и вполне реальные личности — например, Петр Муромский, его земляк, известный всем богатырь Илья, а также Добрыня Никитич. Чаще всего в древнерусских сказаниях чудесный меч применяют в борьбе против змея, тогдашнего олицетворения зла. Змеем мог оказаться кто угодно: мифический дракон, жрецы древней языческой веры, походная колонна извечных врагов Руси — кочевников, издали в движении напоминавшая огромную змею. Например, согласно сказанию, герой былин Добрыня Никитич смог победить Змея Тугарина только с помощью заговоренного меча. Это случилось 19 июля 1096 года под Переяславлем, где объединенными дружинами русских княжеств было нанесено серьезное поражение сильному половецкому войску, а его предводитель хан Тугоркан (Тугарин Змиевич) был убит. Другой не менее известный факт обладания раритетным оружием представлен в «Повести о житиях святых Петра и Февронии Муромских». По преданиям, к жене тогдашнего правителя Мурома князя Павла под видом законного супруга начал приходить некий Змей «для склонения ея во блуд. И змии же осиле над нею». Однако жена, которую Змей взял силой, все рассказала мужу и вызнала, что смерть Змею предначертана «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Петра нашли быстро, это был шестнадцатилетний брат правящего князя. Разумеется, Петр сразу решил помочь родственнику, но он не знал, что это за Агриков меч и где можно его взять. Однажды, как гласит сказание, Петр пришел в Воздвиженскую церковь, в которой ему явился некий юноша и указал место, где лежит меч. Когда настал момент битвы, от удара волшебным клинком Змей потерял ложный облик, принял свой настоящий вид «и нача трепетатися, и бысть мертвъ». В «Житии» ничего не говорится о боевых навыках Петра. Меч без усилий со стороны Петра оказывается у него, и сам, по сути, с одного удара разит Змея. Не стоит забывать, что позиции христианства в северо-восточной Руси в XII веке были весьма шатки, поэтому, скорее всего, здесь под Змеем подразумевались жрецы старой, языческой веры, пытавшиеся ввести «во блуд», то есть возвратить к язычеству, правящий Муромский дом, но были повержены некогда принадлежащим им оружием. Однако владение Агриковым мечом не принесло муромскому княжичу счастья. Петр тяжело заболел, все его тело покрылось язвами и струпьями, и он дошел до такого состояния, что не мог самостоятельно передвигаться. О дальнейших событиях в житиях говорится так: «Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Дальнейшее хорошо известно: после некоторых затруднений Петр и Феврония стали мужем и женой. День памяти благоверных, отмечаемый 8 июля, стал в современной России праздником — Днем семьи, любви и верности. О судьбе Агрикова меча в «Повести» не сказано ничего, но вряд ли Петр смог расстаться с чудо-оружием. Сыновей у него не было, поэтому он мог передать по наследству артефакт своей дочери, вышедшей замуж за правителя нынешнего города Юрьев-Польского. Князь также мог просто спрятать оружие или, что более вероятно, отдать на хранение наследникам языческого прошлого княжества — волхвам, законным владельцам меча. Не стоит забывать, что Феврония, обладавшая способностями, недоступными простому человеку, вполне могла быть выходцем из их среды и подтолкнуть к этому своего супруга. В наступившие тяжелые времена волхвы передали Агриков меч тому, кто был достоин им владеть и добровольно пожертвовать жизнью для защиты родной земли — Евпатию Коловрату.


        «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары, точно пьяные или безумные. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. Почудилось татарам, что мертвые восстали….». Только забросав горстку героев тяжелыми камнями с безопасного расстояния, враги смогли одолеть полк Коловратов. Видимо, ту настойчивость, с которой монголы пытались истребить маленький русский отряд, можно объяснить желанием Батыя заполучить древний артефакт. Дальнейшая судьба Агрикова меча неизвестна. Надеюсь, что в будущем историки и краеведы отыщут следы уникального клинка, ведь такое оружие никогда не исчезает навечно.

        BIT Chronicles #2 — Philosophy — Black Ivory Tower

        BIT Chronicles — это не что иное, как способ обработать то, что мы сделали до сих пор, и что мы будем делать дальше. Воспринимайте это как заявление о миссии, оду прошлому или эгоцентричные разглагольствования. В любом случае, за последние годы о Black Ivory Tower было сказано много, но я так и не нашел времени, чтобы прояснить для себя, что мотивирует нас писать и чего мы пытаемся достичь. BIT Chronicles устранит некоторые недоразумения, а также даст вам, читатель, представление о том, чего вы можете ожидать от нас в будущем. Это ни в коем случае не обязательное чтение, но оно может дать вам пищу для размышлений.

        Хроники БИТ
        1 – История
        2 – Философия (текущая)
        3 – Мэддокс

        ненаписанные — которые диктуют, как вы должны составить текст. Конечно, я не имею в виду орфографию, грамматику, абзацы и другие аспекты текста, которые служат для того, чтобы все было понятно и упорядочено. Скорее, я говорю о том, что обычно говорится в бесконечных руководствах по писательскому мастерству и статьях с советами по писательскому мастерству, которые сыплются дождем на парады начинающих авторов по всему миру. Например, в голландском языке крайне неуместно начинать абзац с «I». Никто толком не знает почему, но все рабски подчиняются.

        В большинстве правил есть определенная логика, и лучше их соблюдать, если только вы не уверены в том, что делаете. Недаром, когда еще учишься в школе, основное внимание уделяешь освоению основ письма. В конце концов, бесполезно пытаться отличиться своим письмом, когда у вас все еще есть проблемы с составлением предложения. Я многому научился, когда мой учитель английского ответил на мой изысканный и исчерпывающий отчет об отпуске, попросив меня писать в более «школьной» манере. Она знала, к чему я стремлюсь, но мне все еще не хватало технических навыков, чтобы добиться этого. Особенно, когда английский не является вашим родным языком (как в моем случае), может возникнуть соблазн переоценить собственные знания и откусить больше, чем вы можете прожевать при составлении текста.

        За свой трехлетний опыт написания музыки я наткнулся на бесчисленное количество статей, которые говорят мне, читателю, что мне не следует делать при написании музыкального обзора. Не используйте вид от первого лица. Не пишите больше 300 слов. Не используйте это слово. Не используйте это слово. Пишите только короткие предложения… В конце концов, это больше похоже на инструкцию к экзамену в старшей школе, чем на свод правил для взрослых писателей, которые находятся в процессе развития своего собственного стиля. Конечно, неправильное использование точки зрения от первого лица может сделать вас похожим на нарцисса. А составление длинного текста опасно для тех, кто не знает, как применять структуру. Однако для более опытных писателей правила должны быть дескрипторами, а не абсолютами; руководящие принципы, а не законы, высеченные на камне. Даже когда Джордж Оруэлл написал свое эссе Политика и английский язык и рассказал людям, как именно писать лучше, он заметил, что любое из упомянутых им правил должно быть нарушено, если текст пойдет на пользу.

        С самого начала Black Ivory Tower в 2011 году я сказал себе, что не буду подчиняться никаким глупым ограничениям, которые писатели обычно налагают на себя. Эта платформа должна была стать освобождением от всех усилий, которые мне приходилось прилагать в текстах, которые я обычно писал, чтобы удовлетворить пожелания профессоров или других редакторов. В некотором смысле, мои первые статьи для этого веб-сайта были остатком диссертации, которую я писал в то время, но без каких-либо обязательств в отношении аннотаций или жесткой объективности, чтобы испортить удовольствие. Несмотря на то, что с тех пор многое изменилось (к лучшему), основополагающая философия Башня из черной слоновой кости остается нетронутой. Обзоры делают все возможное, чтобы дать читателю некоторое представление о рассматриваемой музыке, в основном в квазиакадемической манере. [1]

        Несмотря на то, что этот подход получил поддержку этого сайта на протяжении многих лет, есть много других, которые прямо отвергают более глубокий аналитический взгляд на музыкальную критику. Одна распространенная жалоба говорит нам, что обзоры должны быть короткими и по существу, потому что музыкальная критика касается музыки, а не размышлений автора. Безусловно, многие рецензии содержат потенциально бесполезную информацию, например, о том, как рецензент попал в группу, создавая впечатление, что, по его мнению, рецензия посвящена ему, а не музыке. Тем не менее, эти рецензии типа «Дорогой дневник» не должны быть основанием для того, чтобы отвергать возможность личного и/или внемузыкального взгляда на музыкальное произведение. Все дело в том, как эти взгляды реализованы в тексте и насколько хорошо они соотносятся с обсуждаемой темой.

        Что меня больше всего беспокоит в этой риторике вокруг таких заявлений, как «вы не должны использовать точку зрения от первого лица в своих обзорах» или «вы должны сосредоточиться только на музыке», так это то, что они предполагают, что такие методы могут использоваться только как эгоцентрические приемы, привлекающие внимание к писателю, а не к музыке. Как человек, который работал над веб-сайтом/журналом более 3 лет и вложил в него почти 1000 евро, ни разу не упомянув своего имени, я могу заверить вас, что это не так.

        Вполне логично, что больше рецензентов должны ориентироваться на основанное на опыте повествование, а не на объективное. Теперь, когда последние альбомы находятся всего в нескольких щелчках мыши, музыкальная критика может, наконец, отойти от попыток быть общим «путеводителем для потребителей» и начать сосредотачиваться на реальных попытках улучшить впечатления от прослушивания. Обнаружение мельчайших подробностей о группе может заставить вас слушать ее музыку совершенно по-другому. Хорошие рецензенты должны стремиться собрать как можно больше таких деталей и поделиться ими со своими читателями. При этом они устраняют несколько проблем, с которыми не могут справиться простые обзоры:

        1) Обзоры снова актуальны: читатели, которые уже знают Album X , все еще будут иметь стимул прочитать об этом, поскольку это может помочь им «заново открыть» пластинку, которую, как им казалось, они уже знали. В то же время у тех, кто еще не был знаком с Album X , теперь будет хорошая точка входа: у них будет больше контекста, и они с меньшей вероятностью сразу отклонят альбом.

        2) Поскольку акцент делается на контексте, а также в пользу людей, которые уже знакомы с пластинкой, становится не так срочно писать об альбомах просто потому, что они новые. Рецензии будут носить менее обязательный характер, авторы смогут больше концентрироваться на действительно стоящей музыке, а публикации будут меньше зависеть от рекламных акций и услуг звукозаписывающих компаний.

        В частности, Black Ivory Tower твердо верит в аргумент о предоставлении читателям правильной точки входа. Он обеспечивает своего рода контроль качества, поскольку мы можем писать только о музыке, о которой хорошо знаем. Что еще более важно, это позволяет нам немного облегчить нашим читателям получение удовольствия от музыки, которую мы освещаем. Хорошим примером является наш обзор Kamaedzitca , в котором мы приложили все усилия, чтобы объяснить привлекательность чрезвычайно запутанной группы. К настоящему времени я знаю около дюжины человек, которые попали в группу после прочтения этого обзора. Произошло бы это тоже, если бы я просто написал аннотацию об их альбоме в один абзац? Опасно отвечать на этот вопрос, потому что я ни на секунду не хочу сказать, что их искусство имело бы меньше достоинств, если бы я никогда о нем не говорил. Но, в конце концов, я не сомневаюсь, что этим людям было бы намного проще отказаться от группы, если бы они наткнулись на одну из их песен на YouTube. Без контекста большая часть их работы могла показаться глупой, случайной или неприятной. Но, показав, что стоит за этой позицией, наш обзор мог бы сделать некоторых слушателей более склонными придать альбому второе звучание.

        Так что, в конце концов, на пользу пошла музыка. Все мои личные размышления в этом обзоре просто служили тому, чтобы показать читателю точку зрения, которой он мог бы сопереживать. Это никогда не было обо мне. Музыкальной критике мешают не разговоры писателей о себе, модные словечки, приемы письма или другие подробности, а скорее отсутствие мотивации для оказания влияния.