Характеристика ермака тимофеевича по преданию: Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве

Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве

                                                                Мокроусова Ольга

ученица 11 класса МБОУ гимназии №76.

                                                                                     Учитель Балавинцева Н.Н.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве.

                                Велика заслуга Ермака перед Родиной.

                                    Он подлинный наш национальный герой        

                                                               Академик А.П.Окладников.                                                                                                          

       Каждый человек должен знать историю своего края, помнить своих героев, их храбрые подвиги. Нужно равняться на них, ведь, по словам М.Горького, в жизни каждого человека есть место подвигам.

       Немало национальных героев есть и на Донской земле. С их славными именами связаны многие события, значимые для всего российского государства. Одним из таких национальных героев является Ермак, покоритель сибирского ханства, донской казак. Его подвиг до сих пор остаётся в памяти людей. Он действительно стал народным героем.

        В Новочеркасске возле Вознесенского кафедрального воинского собора стоит замечательный памятник Ермаку, а в самом соборе находится уникальная фреска, с которой Ф.С.Казачинский написал картину «Сборы Ермака в поход на Сибирь». Впервые побывав с родителями в Новочеркасске и увидев третий по величине собор в Европе, построенный в 1892-1905 годах по проекту А.А.Ященко, я была потрясена вовсе не  огромным и необыкновенным по своей красоте собором, а гордым видом могучего казацкого атамана, грозно смотрящего с высокого берега на тихий Дон, мерно текущий среди вольной степи. В течение нескольких минут я не могла отвести взгляда от этой непокорной фигуры на высоком пьедестале в центре города. Конечно, я много слышала о Ермаке и раньше, но никогда ещё эта личность так меня не заинтересовывала. Бронзовый Ермак в одежде казацкого атамана, со стягом в руке, под золотыми лучами осеннего солнца выглядел очень впечатляюще. Меня бросило в дрожь при одной мысли о том, что когда-то этот человек наводил ужас на врагов нашей страны. И, конечно же, я не упустила возможности получить более подробную информацию об этом важном историческом лице. В Новочеркасске есть очень большой краеведческий музей, в котором собрано много интересного и полезного материала об истории Донского края. Сотрудники музея были очень добры и охотно помогли мне в поисках. После обширной экскурсии по музею и подробного экскурса в историю Донского казачества мне посоветовали посетить краеведческий отдел в Новочеркасской библиотеке, что я и сделала. Пробыв в библиотеке более трёх часов, я пересмотрела огромное количество книг, рассказывающих о подвигах Ермака и его дружины, об их великих походах. Некоторые книги я взяла домой, где продолжила изучение этой темы. К своему удивлению, я узнала, что жизнь этого героя интересует не только меня.

       Четыреста лет уже волнует нас личность Ермака. Казацкий атаман, совершивший с небольшим отрядом героический сибирский поход, стал легендой.

       Известно, что победа Ермака над ханом Кучумом сняла угрозу для русской земли с востока, укрепила границы, положила начало мирному освоению Сибири. Но многое ещё в далёком XVI веке остаётся загадкой. Не утихают споры учёных о дате и месте рождения Ермака, о его жизни, предшествующей сибирскому походу, о появлении на Дону. В памяти народа Ермак остался справедливым человеком, честным и храбрым воином, по-государственному мыслящим атаманом. Из уст в уста, от предков к потомкам, передавали казаки былины и песни. С ними казаки отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти. Красочен и своеобразен донской песенный фольклор. «Какая размашистая поэзия,- писал о донских песнях В.Г.Белинский,- сколько в ней силы и простору душевного!» Судя по песенному творчеству казаков, Ермак Тимофеевич – один из   самых почитаемых народных героев.

       Славит донская земля казацкого атамана Ермака, сына Тимофеева. До сих пор живут о нём песни, предания, легенды. Они памятны своей связью с прошлым и в то же время современны глубоко нравственным смыслом: возвеличивается личность, способная на высокий героический подвиг; поэтизируются поступки, мотивированные чистыми чувствами – достоинством, гордостью, жаждой справедливости.

       Общим для устных произведений о Ермаке является героическое содержание. Каждое из них воспевает деяния, жизненно значимые для всего народа. Больше всего песен на Дону о воле как самой заветной мечте.

                              Как на речке, на реке, было на Камышинке,

                              Собиралися там, соезжалися они, люди вольные,

                              Люди вольные сбиралися, они беспачпортные,

                              То донские, гребенские казаки, они со яицкими.

                              Атаманом был у них, братцы, Ермак Тимофеевич,-

поётся в одной из народных песен.

        Согласно многочисленным преданиям, Ермак освобождает Дон, заселяет его беглыми, организует Войско Донское, изобретает порох, помогает взять Казань и Астрахань, покоряет Сибирь, чтобы было куда переселить казаков с Дона.

        Как бы ни объяснялся в преданиях факт появления казачества, Ермаку отводится первостепенная роль: Ермак Тимофеевич привёл наших предков на Дон при Грозном… Ермак возглавил первых вольников… До Ермака казаков не было… Казаки пошли от Ермака… Ермак создал казачество…

        В одной из народных песен говорится о том, как казаки выбрали Ермака атаманом:

                              Они думушку гадали всё великую,  

                              Думу крепкую гадали, заединую:

                              «Вот кому из нас, ребятушки, атаманом быть,

                              Да кому из нас, ребятушки, есаулом слыть?

                              Атаманом быть Ермилу Тимофеичу.»

       Когда Ермака выбирают казаки атаманом, он проявляет способности предводителя, увеличивает и укрепляет свой отряд. С честью проходит Ермак испытание властью. В любой ситуации ведёт он себя как атаман в народном понимании идеальный. Собрав войско, Ермак противопоставляет себя и царю, и внешним врагам, борьбу с которыми казаки считают первым своим делом.

       Благодаря эмоциональной образности песня приобретает особую ёмкость и передаёт смысл реальных событий. Донской край, сохранивший исторически сложившуюся культуру, по праву называют одним из самых поэтических. Песни и предания о Ермаке, связанные идейно-художественным единством, несут цельное представление о событиях той эпохи.

        Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. П.Н.Краснов, П.П.Ершов, Л.Н.Толстой, Анатолий Иванов, В.А.Жуковский, П.М.Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы. Василий Гнутов написал замечательный исторический роман «Подвиг Ермака». Действие романа охватывает Дон, Западные районы России, Приволжские и Приуральские районы, Сибирь. Герой раскрывается в общении с казаками, местными жителями, в битвах, экстремальных ситуациях похода. Автор обстоятельно и объективно показывает переход казаков от вольной полуразбойной жизни к «государственной» службе как возможности заслужить «прощение прежних вин» и исполнить долг перед Отечеством. «Взять Сибирь до наступления зимы – в этом наше спасение… В Сибири мы найдём кров и пищу и славу добудем!»- решают казаки. Читая эти строки, невольно вспоминаешь слова из народной песни «Ермак у Ивана Грозного»:

                              Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,

                              Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!

                              Я прощаю тебя да и со войском твоим,

                              За твою-то ли службу мне за верную,

                              И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон!

        В описании различными авторами характера Ермака всегда подчёркиваются его благородство, мужество и умение грамотно распорядиться данной ему властью. «Смелой душой своей чуял Ермак, что зовут его Строгановы на славный подвиг… И вот, собрав вокруг себя своих удальцов, обратился к ним Ермак с такой речью:

                              Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,

                              И меня, Ермака, братцы, послушайте.

                              …Перейдём мы, братцы, горы крутые,

                              Доберёмся мы до царства басурманского,

                              Завоюем мы царство Сибирское,

                              Покорим его мы, братцы, Царю Белому

«…Любо нам, Ермак Тимофеевич, с тобой идти! Любо покорить царя Сибирского  и подарить его Московскому православному царю! Любо… Аминь!..»- так в романе «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибирского царства. 1582г.» П.Н.Краснов показывает преданность дружины Ермака своему атаману.

       

Несколько сот казаков под предводительством  Ермака смело вступили в войну с татарским ханом Кучумом, властителем Сибирского ханства. 25 октября 1581 года после ожесточённой битвы Ермак занял столицу Кучума, расположенную на реке Иртыш. Это была первая победа русских в тех краях. Об этой славной победе пишет Аполлон Коринфский в стихотворении «Бегство богов»:

                                А Обью-рекой подплывал на стругах

                                Ермак – победитель героем,

                                С крестом на груди и со стягом в руках,

                                Сопутствуем огненным боем.

          Настойчиво в донских преданиях упоминается, что причиной гибели Ермака была кольчуга, полученная в подарок от Ивана Грозного, «она-то и потянула на дно». В литературе авторы придерживаются такой же точки зрения. К.Рылеев в стихотворении «Смерть Ермака» так пишет об этом:

                                Но сила року уступила…

                                …Лишивши сил богатыря

                                Бороться с ярою волною

                                Тяжёлый панцирь – дар царя –

                                Стал гибели его виною…

          Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. Присоединение Сибири к Московской Руси – важное событие в истории формирования русского государства. Решающее сражение на берегу Иртыша послужило сюжетом грандиозного полотна. В ледяной воде сибирской реки встречаются две стихии – дружина Ермака и татарское войско. Ермак, стоя под стягом, уверенно и решительно руководит наступлением. Суриков даёт почувствовать, что казаки выйдут из этой схватки победителями. Достигает он этого выверенными композиционными приёмами. Тщательно пишет художник одежду своих героев. Здесь простые казацкие кафтаны, узорный кафтан есаула, блестящие доспехи Ермака, отороченные мехом папахи, тяжёлые, подбитые крупными гвоздями сапоги.

         

          Художник М.В.Нестеров, одним из первых оценивший «Покорение Сибири Ермаком», писал о своём впечатлении: «…я вижу драму, в которой люди во имя чего-то бьют друг друга, отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния… Впечатление растёт, охватывает меня, как сама жизнь…»

         «Покорение Сибири» — лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. Поражает богатство красочной палитры Сурикова. Мрачные серые и коричневые тона подчёркивают суровость осенней сибирской природы и трагизм человеческой борьбы и гибели.

          «Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых,- »   так о великом казаке писал П.Н.Краснов в романе «Смерть Ермака».

          Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом покорённом Ермаком, поставлен ему, по велению императора Николая I, в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Другой памятник поставлен в 1904 году на пожертвования донцов в Новочеркасске, в войске Донском, на родине Ермака. На Дону есть Ермаковская станица, есть Ермаковы хутора и не один донец носит славное имя Ермаково, «как бы в воспоминание, что деды его ходили в славный поход с Ермаком и смелою битвой завоевали родной Руси целое великое Сибирское царство!»

           Я считаю, что  Ермак поистине является нашим национальным героем, поступки которого нельзя забывать. Я горжусь, что живу в краю, имеющем таких славных героев.

                     

Уральский следопыт – Уральский следопыт

Самым значительным событием в истории Российского государства ученые считают присоединение Сибири. Попытки проникновения русских за Урал предпринимались и в XI, и в XV веках. Однако реально увеличить границы своего жизненного пространства на востоке московская Русь смогла только при Иване Грозном в конце XVI века. Одним из главных героев тех давних событий российская история запечатлела для нас фигуру Ермака.

Так кто же он – этот славный герой-богатырь земли русской? Звали его Василий Тимофеевич Аленин, Ермак – это прозвище. На языках народов Поволжья это означает мельничный жернов. Сохранилось описание его внешности: «Вельми мужествен, зрачен и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом средний и плечист». Родом Ермак из земли суздальской. В свое время участвовал в Ливонской войне. Позднее стал атаманом казачьей «ватажки» на Волге. (Казак в переводе с тюркского означает «вольный воин», атаман (тюрк. ) – отец людей, предводитель). В конце XVI века уральские солепромышленники братья Строгановы пригласили к себе Ермака «сотоварищи» от участившихся набегов сибирского хана Кучума. Сибирь – территория, населенная татарскими племенами в бассейне реки Тобол, «осколок» некогда великой империи чингизидов.

Ермак – покоритель Сибири

Далее, рассказывая о походе Ермака, надо подчеркнуть, что первоисточников об этом не сохранилось, так как в XVII веке в одном из больших московских пожаров сгорел и сибирский приказ «министерство», ведавший вновь обретенными зауральскими землями, и в огне все архивные документы были уничтожены. Исследователи времен поколения сибирского ханства опираются в основном на три источника: Есиповскую летопись, Кунгурскую летопись и летопись, составленную Семеном Ремезовым в начале XVIII века. Наибольшего доверия у мнения профессора Скрынникова вызывает Есиповская летопись, т.к. она была записана тобольским дьяком со слов непосредственного участника похода в Сибирь, казака Александрова. Авторство Кунгурской летописи до сих пор не установлено. Согласно Есиповской летописи, 1 сентября 1581 года отряд казаков, насчитывающий 540 человек, имеющий на вооружении пищали и даже легкую артиллерию, двинулся на стругах вверх по реке Чусовой. После перехода на речку Серебрянку стало очевидно, что большие и громоздкие струги непригодны к плаванию по мелким горным рекам. Спустившись к устью речки Баранчихи – левому притоку реки Тагил, отряд Ермака вынужден был остаться здесь на зимовку. За это время казаки построили несколько десятков более легких лодок-«коломянок».

Поход Ермака

Подготовившись более основательно, казаки летом 1582 года продолжили свой путь вниз по реке Тагил. По одному из преданий, в устье речки Кыртомки их поджидало объединенное войско местных вогулов и татар. При звуке первых залпов казачьих пищалий и пушек вогулы и татары в страхе разбежались, а казаки проследовали дальше по реке Туре.

Сегодня можно считать, что основной этап экспедиции дружины Ермака начался с реки Тагил. Не зря известный уральский историк и краевед И. Кривощеков называет реку Тагил «воротами в Сибирь». Решающее сражение хан Кучум дал русским дружинникам в укрепленном селении Кашлык – неофициальной столице сибирского ханства, однако потерпел поражение. Общеизвестно, что для атамана Ермака поход в Сибирь закончился трагически. Он погиб в ночной неравной схватке с татарами осенью 1584 года. Пытаясь спастись от преследователей, Ермак прыгнул в воду, но до своей лодки не доплыл, так как тяжелая «золоченая бронь» – подарок царя Ивана Грозного – утянула его на дно Иртыша.

В. Суриков Покорение Сибири Ермаком

В 1938 году ученик фоминской школы Женя Новоселов и такой же школьник из села Мугай Сергей Толмачев записали легенду о Ермаке «Царство Епанчи». Эта легенда вошла в сборник «Урал – земля золотая», а иллюстрации к ней выполнил свердловский школьник и будущий знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный. Среди местных жителей Махневского края существуют предания о том, что дружинники Ермака останавливались во время своей зимовки в пещере на правом берегу реки Тагил, примерно в 25 км выше по течению от современного села Мугай. Наверное, поэтому она и в наши дни носит в народе название «Пещера Ермака» (Кваршинская пещера). А в двух километрах от села Фоминского на реке Тагил есть место, которое издавна называется «барка». Именно здесь, они считают, во время похода Ермака затонуло одно из его судов.

Скала Кваршинская-фото Юрия Балыбердина

Подвиг Ермака и его казаков навсегда остался в памяти нашего народа. В честь атамана Ермака в Тобольске установлен памятник. На территории нашего края в центре поселка Махнево, на правом берегу реки Тагил, на народные пожертвования общественность установила памятную стелу в честь похода Ермака.

Школьники с.Мугай у входа в Кваршинскую пещеру-пещеру Ермака-фото Ю.Балыбердина

В заключение хочется обозначить исторически выверенное временем положение – победа дружины Ермака над ханом Кучумом положила начало процессу преобразования русского государства в Великую евроазиатскую державу.

В данной статье использовались материалы профессора Р.Г. Скрынникова «Ермак», Москва, 1986 г.



Манси

Угрия (Югра или Юра) упоминается уже в произведениях древних
арабских авторов. Миссионер и путешественник Аль Гарнати пишет:
«Но за Визу у Моря Тьмы лежит земля
известен под именем Юра. Летом дни там очень длинные,
чтобы солнце не заходило сорок дней, как купцы
сказать; но зимой ночи такие же длинные. Торговцы
сообщают, что Тьма недалеко (от них), и что люди
Юры идите туда и войдите в него с факелами, и найдите огромное дерево
там, что похоже на большую деревню. Но на вершине дерева есть
сидит большое существо, говорят, это птица. И они приносят товар
вдоль, и каждый торговец расставляет свои товары отдельно от тех,
из других; и он делает на них отметину и уходит, но когда
возвращается, находит там товары, необходимые для собственного
страна » (Аль-Гарнати: 32). Если страна называется Вису
отождествляется с древним вепсаландом (из-за лингвистического
сходство с русским словом для вепсов, «весь») или с пермью
(из-за географической близости с Югрой), сама Югра была
единогласно ассоциируется с обскими уграми — ханты и
манси. В гигантском дереве, упомянутом Элом Гарнати, мы можем узнать
Мировое Древо, известное из мифологий различных северо-европейских народов.
народы. Некоторые авторы также ссылаются на следующий отчет о
Аль-Гарнати к уграм: «И из Булгар купцы едут
в землю язычников, называемую Вису; чудесные шкуры бобра
приходят оттуда, и берут там клиновидные нешлифованные мечи
сделанные в Азербайджане, в свою очередь Но жители
Вису отнеси эти мечи в землю, которая лежит рядом с Тьмой.
у Черного моря, а мечи меняют на собольи шкуры. И
эти люди берут мечи и бросают их в Черное море;
но Всевышний Аллах посылает им рыбу размером с
гора; и они плывут к рыбе на своих кораблях и вырезают
свою плоть месяцами подряд» (там же: 58-59).). Тем не менее,
должно быть ясно, что близость Тьмы и
Черное море (полярные районы и Северный Ледовитый океан) не характерно
только Угрии, и что последнее сообщение касается народов, которые произошли
значительная часть их средств к существованию от китобойного промысла.

Идол на реке Ляпин.
Фото А. Линтропа
1977.
Небольшой мансийский поселок на реке Ляпин.
Фото А. Линтропа 1977.

Главный герой священной истории, написанной Мункачи.
в прошлом веке его старшая сестра учила следующим образом:
«Уходя, посмотри вниз: там будет семь шатров суконных
там, а вокруг них кишат овцы и свиньи. Вы спускаетесь к
палатки. Из палаток выйдут одноглазые люди; одним глазом
у каждого кончились, а другой целый. Вы спрашиваете их:
«Чьих овец и свиней ты пасешь?» Они ответят:
«Мы пасем овец и свиней Парипарсег ». Затем
сказать: «Не говори так, лучше скажи: «Мы пасём
овцы и свиньи Тари-пес-нимала-сав ».
Придет Владыка Огня, и если ты скажешь ему, что пасешь
овцы и свиньи Парипарсег он сожжет вас своим огнем, но
если вы скажете: «Мы пасем овец и свиней Тари-пес-нимала-сав »,
у вас все будет хорошо». После этого исцелите их глаза Затем
продолжай свой путь, ты придешь к семи палаткам сукна,
место будет жить с коровами. Спуститесь снова; люди с
из палатки выйдет только одна рука. Вы спросите их: «Чья
ты пасешь скот?» Продолжай дальше, ты найдешь
семь палаток сукна в другом месте. Там вы будете
видеть вокруг только лошадей. Как подойдёшь к ним, одноногие люди
будет ковылять из палаток. Вы спросите их: «Чьи кони
вы пасетесь?»» (Шесталова-Фидорович 1992:8-9).
История о сотворении мира и установлении
современного мирового порядка; герой появляется под именем
из Тари-пес-нимала-с’ав — самое популярное божество обских угров,
Мировой Исследователь Человек, рожденный богом неба Нуми-Торум и
богиня Калтеш . Подробный отчет о последнем можно найти
в очерке «Маленький
Мось-Женщина. История одной сказки».

Богатая военная лексика обских угров и несколько мотивов
в их мифологии и фольклоре подразумевают контакты со скотоводческими
культуры степной зоны. Предположительно, не все угорские скотоводы
пробирались вместе с гуннами или вслед за ними через
степи между Уралом и Аральским и Каспийским морями в Европу
эволюционировать в венгерские племена на травянистых равнинах Башкирии,
но часть из них была вытеснена потоком Великого переселения народов
в Западно-Сибирскую низменность, где они ассимилировались среди
местные угорские охотники и рыболовы. Более того, вероятно, что
часть угорских племен, дошедших до Европы, также двинулась вверх по
реки Волга и Кама и соприкасались с угорскими
населения верхней Печоры. Более поздние влияния тюркских
надо учитывать и народы — в 16 веке,
несколько обско-угорских князей вынуждены были платить дань сибирским
хана и участвовать в военных предприятиях ханства.
В некоторых источниках Алах, принц Кода, фигурирует как важный
союзник сибирского хана Кучума и, как говорят, был награжден
одна из кольчуг Ермака, отнятая у врага (Бахрушин 1955,
1:114). Тесные связи обских угров с тюркскими
О татарах свидетельствует и тот факт, что еще в 1660-х гг.
идея восстановления Кучумского ханства по-прежнему была популярна среди
березовские ханты (Там же).

В 16-17 веках манси зарабатывали на жизнь в основном
от охоты. Рыболовство играло менее значительную роль в их
хозяйства, чем у хантов. Важное поле деятельности
было лесное пчеловодство. Ульи были частной собственностью; в
владелец владел ими на праве «покупки, наследования
и распишитесь» (Бахрушин 1955,2 : 97). Западный и Южный
Манси разводили скот и возделывали землю. Северные манси тоже пошли
для оленеводства.

Вид на деревню. Фото А. Линтропа 1977 г. Хлев и амбар. Фото А. Линтропа 1977 г.

По некоторым данным, Новгород совершал военные походы
против югранов, «живущих с самоедами в Крае
полуночи» уже в конце первого тысячелетия (Бахрушин
1955,1:86). В то время русские, вероятно, вступили в контакт
с манси, которые все еще жили в Европе, вдоль верхнего
течение реки Печоры, по соседству с р. Коми.
(См. карту) Появляется название «вогулы» (вогуличи).
первый в 1396 г.,
обозначающие племена манси, жившие вокруг Перми. В 15 веке
Русские источники одноименные (Вогуличи, Гогуличи, Богуличи)
дается манси, проживающим на противоположной стороне Урала,
по реке Пелым (Бахрушин, 1955, 1:87). До тридцатых
настоящего века манси были известны под именем
вогулы; только после этого собственное имя ( маанси или маанси маакхум
— народ манси) вошло в более широкое употребление.

Новгородские летописи сообщают нам о военном походе под
под руководством Ядреи в 1193 г., закончившееся разрушением
новгородские войска. В поражении обвиняли некоторых новгородцев.
который, как сообщается, «был в контакте с югранами»
(Бахрушин 1955, 1:75). В 13-15 веках Югра была
должен был платить дань Новгороду. Но налоги могут быть собраны
только с помощью вооруженных сил. В летописях описано несколько
походы, упоминая о сильном сопротивлении югранских князей
которые укрылись в своих крепостях. После аннексии г.
Устюг под Москвой в 14 веке начались московские походы
вместо новгородских. В 15 веке в Москве
важнейший оплот Пермляндии и отправная точка для
все экспедиции, направлявшиеся на Восток, была учреждена епархия
на реке Вымь Стефаном Пермским. Например, князь Василий.
Перми вместе с вымскими воинами участвовал в 1465 г.
экспедиция в Югру (Бахрушин 1955,1:76). А вот Юграны сделали
не ограничиваться пассивным сопротивлением. Мы знаем, что в
1455 г. Пелымские вогулы выступили в поход под командованием
князя Асыки. Москва ответила походами 1465 г.
и 1467; в ходе последней был взят в плен князь Асыка
и привезли на Вятку (Бахрушин, 1955, 2. С. 113). В 1483 году Москва
выдвинул поход против князей Югры и
Кода;
был взят в плен «великий князь» Молдан (Там же). В 1499 г.
Москва направила большие силы против «Югры, Куда (Коды)».
и Гогуличи», во главе с князьями Семеном Курбским, Петром
Ушатый и Василий Гаврилов. Армия численностью 4000 человек, использующая собаку
и оленьих упряжках, дошли до Ляпинского городища хантов,
расположен на одноименной реке (Бахрушина 1955,1:76-77).
Нам говорят, что взято 40 опорных пунктов и 58 хантов и манси
князья, взятые в плен в походе. Хотя уже на
конце 15 века великий князь Московский принял почетный
титул князя югорского, только в середине 17 в.
века, когда Москве удалось покорить Югрию. Манси г.
Пелым постоянно отправлял контрпоходы в земли
Пермь. Таким образом, 1581 год вошел в историю как год
набеги на Кайгород и Чердынь. По оценкам Москвы,
армия манси и их союзников татар насчитывала 700
сильный (Бахрушин 1955,1:99; 2:144).

После завоевания Казани в 1552 г. Москва прежде довольно
неудачная восточная политика подверглась капитальному изменению. Бок о бок
на стороне аристократии, которая до сих пор мирилась с
платили дань с окраин, теперь появилась новая власть
— предприниматели, желающие закрепиться на
новые земли. Уже в 1558 году предприниматели Строгановы
из Соль-Вычегорска просили у царя позволения начать заселение
новые земли. Поначалу Строгановы в поисках лучшего
условия для производства соли, завладел землями у реки
Кама, между устьями Лысьвы и Чусовой; но через несколько
лет они расширили свои владения вверх по Лысьве и Чусовой
и ходатайствовал в 1574 г. о праве поселиться также на «Сибирской
сторона, за Камнями Югры (Урал), у рек Тагчей
и Тобол, и Иртыш, и Обь, и другие» (Бахрушин 1955,1:96).
Сельские книги возраста свидетельствуют о быстром росте
богатство Строгановых: в 1579 г. был один городок, 30
деревни и поселки с 203 дворами и одним монастырем
на своих землях; однако в 1649 г. было три волости,
четыре городища, одна слобода, шесть церковных деревень,
и 231 деревня и поселок с 1844 дворами и населением
всего 5701 душа (Бахрушин, 1:97). И все
который точно не находился в «необжитых районах»
и «темные леса, вдоль рек и озер пустыни»,
как они выразились в своем прошении (там же: 96), но в стране, населенной
манси и татары. Вполне естественно, что коренные жители
страны не сидели сложа руки и оставались пассивными наблюдателями
их изгнание «с большим насилием» из «их
старые наследственные владения для основания новых деревень и заселения
новых людей туда, и отнять у них медовые леса и ловлю бобра
участки и рыболовные воды, которые дали продукцию для их
натурой» (там же: 98). Таким образом, Строгановы в своем
В свою очередь имел повод жаловаться царю. «Но нам говорят
что те, чьи слободы расположены у границы, а
Вогулы живут рядом со своими слободами, а местность покрыта лесами:
что людям и фермерам не разрешается выходить на улицу
их твердыни там, и им не позволено пахать
поля, ни сжечь кисть. Более того, нам говорят, что они
а маленькие люди приходят тайно и угоняют свой скот
и лошадей и убивают людей; и не пускают тех, кто в
слободы делают свое дело и выпаривают соль», царское письмо
резюмирует жалобы Строгановых. (То же:98) Таким образом, в
В 1572 году Строгановы просили у царя разрешения на погоню за
сибиряков, беспрепятственно, и «мстят за ту несправедливость, что
выпало нам на долю». В том же году им действительно было даровано
право «устанавливать опорные пункты по Тахчею и
Реки Тобол и держать огнестрельное оружие и содержать артиллеристов и пищали
стрелков и охранников, взятых из числа сибиряков и ногайцев».
(то же: 101). Кроме того, царь правил в 1572 г.
1574 и 1781 гг., что они имели право «добровольно сохранять
казаки и обороняться от вогулов с теми казаками
и свой народ» (там же:100). Все это привело к
начало кампании 1582-1584 гг., организованной и финансируемой
Строгановых и во главе с казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем,
который начался с уничтожения вогульского военного отряда,
вторгся на территорию Строгановых и предназначался как карательный
поход против пелымских манси и их союзника — сибирского
Ханство.

Несмотря на то, что Ермаку удалось взять столицу Сибирского
Ханство, Кашлык, это не влекло за собой подчинения Сибири.
Уже в 1592 г. был предпринят еще один поход против манси Пелыма.
запущен. Он закончился в 1593 году, когда крепость Аблегирима, князя
Пелым был взят, князь с семьей пленен, а
На месте острога воздвигнута русская крепость Пелым.
Хотя в следующем году Пелымское княжество
потерпели потерю своих земель, лежащих на Конде, манси не отдали
повышать сопротивление. В 1599, опять принесли «войну, воровство
и предательство» на берега Чусовой и Курьи и разграбили
владения Строгановых там (Бахрушин, 2:143-144).

Карта России отпечатана
Энтони Дженкинсон

В 1562 году, через десять лет после завоевания Казани Иваном IV,
заложены основы Российской империи, новая карта России
был напечатан в Лондоне Энтони Дженкинсоном с изображением Югрии, расположенной
в нижнем течении Оби. На иллюстрации изображены югранцы, стоящие на коленях.
перед идолом, подобным Мадонне. В пояснительной записке говорится: «Злата
Баба, то есть Золотая Дама обиан, ревностно почитаемая
у югранов. Жрец консультируется с этим идолом относительно того, что
они должны делать или куда они должны идти; и она (чудесный оракул)
дает ответы тем, кто ищет ее совета, и определенные последствия
следить.»

Первые сообщения о Золотой Леди Обианцев можно найти в
Новгородские летописи XIV века со ссылкой на Стефана
Пермь. Далее золотой идол упоминается в 16 веке.
подданными великого князя Московского, по поручению описывающих
торговые и военные пути расширяющейся России. Первое
Европеец, которого мы знаем, чтобы прокомментировать золотую даму, — это Матиас из
Мехов, профессор Краковского университета. В связи с Ермаком
кампании, Сибирская летопись также сообщает нам о золотом
женщина: гетман Ермака, по имени Иван Брязга, вторгся
Белогорье в 1582 г. и воевал там с обскими уграми,
которые защищали свою святыню — золотую женщину. (Видеть
Карьялайнен 1918:243-245, Шесталов 1987:347.) и Григория Новицкого.
утверждение, что раньше в одном святилище находились
в Белогорье вместе с медным гусем «величайшим
настоящий идол», и что суеверные люди «сохранили
этого идола и отнес его в Конду теперь, когда идолопоклонство
с корнем», также считается относящимся к золотому
женщина (Новицкий: 61). На самом деле ни один европеец никогда не видел
этого идола и, скорее всего, никогда не существовало в описываемом
форма (как женщина в полный рост из золота). Основания для такого рода
слухов давал обско-угорский фольклор, где Калтеш-эква
обычно называют золотым. Отрывок из мансийской песни,
собранный Мункачи, дает следующее описание
из нее:


Старшая сестра, Калтеш Золотая,
Идет во двор, распускает косы —
Через одно устье текут семь Обсов,
Через одно устье семь морей поднимаются.
Из кос ее рассветает день,
Из кос ее восходит луна.
В березке за домом —
Золотые ее листья, ее ветки золотые —
Сидят семь кукушек с золотыми крыльями,
Золотые их хвосты;
Семь дней они поют,

Семь ночей они поют.
Радости нет конца
Ни ночью, ни днем;
Такова их песня — словно
Серебряные монеты падают изо рта;
Такова их песня — словно
Золотые монеты падают изо рта.
Повсюду в мире
Плохо обутые, плохо одетые люди
Все живут своей песней
Дожить до наших дней.
(мансийский текст из «Большой Медведицы»: 109 < Василий Кириллыч Номин, Няксимвол. Мой перевод.)

Однако Новицкий писал об упомянутом выше гусе-идоле:
«Гусиный идол, которому они очень поклоняются, отлит из меди.
в виде гуся, его зверское обиталище в Белогорье
село на великой реке Оби. По их суеверию
они поклоняются богу водоплавающих птиц — лебедей, гусей и других птиц
плавание по воде Его трон в храме сделан из разных
виды сукна, холста и кожи, построенные в виде гнезда; в этом
сидит чудовище, которое всегда высоко почитается, больше всего на
времена ловли водоплавающих птиц в гнездах Этот идол такой
известно, что люди приезжают из дальних деревень, чтобы совершать зверские
жертвоприношение ему — приношение скота, преимущественно лошадей; и они являются
уверен, что он (идол) является носителем многих благ, в основном
обеспечение богатства водоплавающих птиц» (Новицкий: 61).
Мы могли бы добавить, что гусь был одной из форм видимостей.
самого популярного бога обских угров Землемерца,
и что Белогорье до сих пор иногда называют его домом.
Новицкий также описывает место поклонения Обскому хозяину:
«Жилище Обского мастера предположительно находилось рядом с городищем
Самарово в устье реки Иртыш. Согласно их
языческие верования, что он был богом рыбы, изображенным в большинстве
дерзкая манера: деревянная доска, нос как оловянная трубка, глаза
стекло, рожки на макушке, обтянутый лохмотьями, одетый
в (позолоченной) пурпурной мантии. Оружие — луки, стрелы, копья,
рядом с ним лежали доспехи и т.д. По их языческому
о собранном оружии говорят, что ему часто приходится
сражайтесь в воде и побеждайте других вассалов. Безумные
думал, что зверское чудовище особенно ужасно в
тьме и в больших водах, что Он проходит через все
глубины, где он наблюдает за всеми рыбами и водными животными
и дает каждому столько, сколько он хочет» (Новицкий: 59).).

С ростом влияния Москвы влияние
православная церковь к обским уграм возросла. Живущие манси
к западу от Урала скорее всего крестили уже
в конце 16 и начале 17 вв.
Отчет от 1600 года включает в себя жалобу новокрещенного
Манси Кузьма Арканчиев о лишении его пашни,
хотя пастбища и охотничьи угодья (Бахрушин 1955, 2: 98). А
историческая запись от 1603 года пишет о крещении манси
на Чусовой — мурза Баим, Кулак и Казак Артыбашевы — и
тагильский манси Обайтко Комаев. Каждому из них было дано «два
куски простого сукна, рубаху и сапоги» и взяли
правителю в Москве. Уехали из Москвы с подарками, мурза
Баим, например, получил пять рублей, «кусок тонкого сукна».
и тафта» [Там же: 99). После вторжения в Пелым и заточения
Аблегрима в 1593 г. местные манси попросили Таустея, младшего
сын Аблегрима, и Утшют, внук Аблегрима, чтобы править их
страна. Утшют, крестившийся в Москве как князь Александр, умер
до приезда на родину, еще, до 1631 или 1632 г. Пелым
правил его сын, названный Андреем (Там же: 145). Крестины
массовое распространение манси началось в начале 18 в.
— в своей книге Новицкий описывает крестины пелымов
Манси в 1714 г. и кондинские манси в 1715 г. Слова станицы
старейшина и смотритель святилища Награч Еплаев
было записано: «Мы все знаем, почему вы пришли сюда — вы
хотите извратить нас от наших древних верований своим сладкоречием
лесть и вред и погубить нашего почитаемого помощника, но это
все напрасно, вы можете взять наши головы, но мы не позволим
вы делаете» (Новицкий: 92-93) Новицкий описывает вышеупомянутое
идола следующим образом: «Идол был вырезан из дерева, одет в
зеленые одежды, злобное лицо было покрыто белым железом,
на голову надевали шкуру черной лисы; все святилище,
особенно его сайт, который был выше, чем где бы то ни было, был украшен
с пурпурным сукном. Другие маленькие идолы поблизости, где
нижестоящие назывались служителями настоящего идола. Я думаю
перед ним было много других вещей — кафтаны, белка
шкуры и т.д» (Там же: 93) Жители деревни попросили
чтобы святилище осталось нетронутым, говоря: «И если бы даже
высший приказ твоего могущественного правителя — уничтожить наших идолов
и святилища, тем не менее, мы просим вас обложить их налогом, как
Ермак в свое время брал три рубля в год; давайте поднимем
налог, и мы дадим вам четыре (рубля) в год, если вы
ослушаться приказа» (Там же: 94).
Посоветовавшись со старейшинами, предлагает компромисс: «Сейчас мы
подчиняться распоряжениям и указам правителя. Так что не будем отбрасывать
Ваше учение, — сказал он священнику, — мы только умоляем
тебе не отвергнуть идола, столь почитаемого нашими отцами и дедами,
а если хочешь окрестить нас, то чти и кумира нашего, крести
его в более почетной форме — золотым крестом. Тогда мы
украсим и построим церковь со всеми иконами сами,
по обычаю, и мы поместим наши также среди них. Во-вторых,
не позволяй нам есть конину, ибо нет пищи в
мир, который нам так нравится, что мы бы отдали свою жизнь за
что Прежде всего мы просим вас не отделять нас от
наших многочисленных жен и упрекают нас в нашем многоженстве в будущем;
не крестите наших жен вообще, мы каждый из нас будем исполнять
погружение для наших жен и крестные знамения. Если нам позволят
все, что мы примем с вашей религией и правилами» (Там же:
94-95). И даже если манси села Нахратш так и не поняли
почему их важные предложения вызвали недовольство русских
которые продолжали говорить о проделках зла и смешивали
свет и тьма (Там же: 95), они испугались угроз
— многие из них были крещены, а святилище разрушено.
Единственная уступка заключалась в том, что реформаторы согласились сжечь
идол на другом берегу реки, подальше от деревенских людей
(Там же: 98). Разрушение идолов для борьбы с язычниками
верования имели место и в других местах: в течение 1723 г.
Было конфисковано 1617 различных идолов и духовных кукол.
сожгли только в Бересовском уезде. (Бахрушина 1955,2: 106 — 107).

Мансийское святилище на Ляпине
(Карьялайнен 1922: 53).
Идолы в Ханты-Мансийском музее под открытым небом

Фото А. Линтропа 1991 г.

Это больше, чем насильственная христианизация, медленный, но неуклонный поток
русских крестьян, охотников, купцов, фабрикантов и
другие авантюристы на восток оказались фатальными для манси. Крепости
строились на основных торговых путях, вокруг них раскинулись земли
новоселов. Манси, жившие западнее Урала, были первыми
лишиться своих земель и стать экономически зависимым
россиян. Следующими были манси, жившие восточнее. Кузьма
Арканчиев, о котором мы упоминали выше, жаловался в 1600 г., что
крестьянин Матюшка Кунькин пасся у Туры, житель
Верхотурья Сидорка Щепурин взял свои старые поля, волость
писарь Харка Недяков брал свои пастбища, а Миколка и тот же
Матюшка Кунькин взял свои места рыбалки и охоты на бобра
на реке Черной и что все его животные умирают, но
больше негде косить сено или возделывать поля»
и что «русские охотятся на бобров и ловят рыбу на реке,
но прежде, чем был основан город Верхотурье, земля
было все его (Бахрушин 1955,2: 98-99). А манси-земледельцы
Табарий жаловался царю Михаилу: «а что прежде было нашим
поля, пастбища и другие пашни все от нас отдано,
ваших сирот, русским крестьянам Табары» (там же).
Масштабы потока на восток, возможно, лучше всего описаны в
реестр деревенских земель 1608 г.: из 361 жителя приходов
около 35 человек было зарегистрировано убитыми по ту сторону реки.
Урал, причем 8 местных жителей ушли в Сибирь,
бежали или завербовали казаков. Это означает, что почти 11%
все население вместе ушло на восток (Бахрушин
1955,1:81). И не все из них были самыми почетными из
нация. В 1623 г. воевода крепости Мангазей близ Таза
река писала, что всякие люди с Мезени, Пустозера
и вымских районов, туда приходят люди, бежавшие из дома, потому что
налогов и накопленных долгов, но и из-за воровства (там же).
В 1638 г. 24 двора из 63 в Ижемском и Усть-Цилемском уезде
были пусты, так как «жители разъехались» по разным
Русские и сибирские города (там же).

Дети манси. Фото А.Линтропа 1977 г.

Часть манси, оставшаяся в чужой культурной среде
а экономическая зависимость обрусела или тартаризировалась, а
часть лишенных полей, охоты и медовых лесов
и рыбацкие воды отступают к местам, где новые поселенцы
еще не дошел. Процесс продолжался до 18 века.
З.П.Соколова, изучавшая эволюцию и социальную структуру
обско-угорских народов убедительно доказывает, что в XVIII в.
и 19веке численность аборигенов Западной Сибири была
увеличилось в основном за счет новых поселенцев, прибывающих с юга и запада.
Если в конце 19 века в
приходы вокруг Конды, столетие спустя их число было 1891
(Соколова 1983: 161).

Численность манси, увеличившаяся за последние десятилетия
19 века, начал уменьшаться в связи с исчезновением
южных манси вокруг Конды, а к 1930-м — 40-м годам число
упал до 5500. Прирост населения после 1940-е просто кажутся
— по переписи населения в 1989 году было зарегистрировано 8500 манси
но только 37,1%, т.е. 3154 из них считали мансийский язык языком
их родной язык. По переписи 1926 г.
было еще 5179. Сегодня манси расселены в основном в аулах
на Северо-Сосьве и ее притоках и в паре деревень близ
река Обь, населенная в основном хантами. Меньший
число обитает также в Берёсово и Ханты-Мансийске. Последний
пожалуй, единственное место, где можно было найти последний
оставшиеся люди, владеющие южно-мансийским диалектом.

Литература:
Бахрушин 1955, 1 = Бахрушин С.Б. Пути в Сибири в XVI-XVII вв.
Наутшные труды III. Избранные работы по истории Сибири XVI-XVII
вв. Тшасть первая. Вопросы русской колонизации Сибири в XVI-XVII
вв. Москва 1955, сс. 72-136.
Бахрушин 1955, 2 = Бахрушин С.Б. Остяцкие и вогульские князья
в XVI и XVII вв. Наутшные труды III. Избранные работы по истории
Сибири XVI-XVII вв. Тшасть вторая. История народов Сибири в
XVI-XVII вв. Москва 1955, сс. 86-152.
Аль Гарнати = Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную
Я Центральную Европу. Москва 1971.
Большая Медведица = Большая Медведица. Тематическая антология устного
Поэзия на финно-угорских языках. Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran Toimituksia
533. Pieksämäki 1993.
Karjalainen 1918 = Karjalainen, K.F. Югралайстен усонто. Суомен
сувун усконнот III. Порвоо.
Карьялайнен 1922 = Карьялайнен, К.Ф. Die Religion der Jugra-Völker
II. FF Communications 44. Порвоо.
Новицкий = Новицкий Г. Краткое описание о народе останком. Студия
Урало-Алтайский III. Сегед 1973. Я упомянул венгерский
факсимильный перевод книги, изданной в 1941 г.
Новосибирск — Новицкий Г. Краткие описания о народе остятском
1715.
Шесталов 1987 = Шесталов Ж. Тайна Сорнинай. Москва.
Шесталова-Фидорович 1992 = Священный сказ о сотворении
земли. Мансийские мифы. Перевод О. Шесталовой-Фидорович. Ленинград
— Ханты-Мансийск.
Соколова 1983 = Соколова З.П. Социальная организация хантов
и манси в XVIII-XIX вв. Проблемы братии и рода. Москва.

Десять легендарных мечей из древнего мира

Обновлено
1 июля, 2015 — 00:43
aprilholloway

Мечи — это не только оружие, но и символы великой силы, которые веками использовались в качестве подношений, на церемониях, для коронаций и как драгоценные предметы для торговли. За прошедшие годы было обнаружено множество мечей, принесших с собой столетия легенд и невероятных сказок, связывающих их с известными личностями и народными героями. Здесь мы представляем десять поразительных мечей из древнего мира.

Жуайез: Легендарный меч Карла Великого

Меч Жуайеза, который сегодня находится в Лувре, является одним из самых известных мечей в истории. Исторические записи связывают меч с Карлом Великим, королем франков, правившим около 1200 лет назад. Меч Жуайеза использовался в бесчисленных церемониях коронации и связан с древними мифами и легендами, приписывающими ему магическую силу.

Меч с семью ветвями: мистический церемониальный меч Японии

Святилище Исоноками — это синтоистское святилище, которое, как полагают, было построено в 4 году нашей эры. Расположенный в предгорьях Тенри в префектуре Нара, Япония, этот храм имеет культурное значение, поскольку в нем хранится несколько национальных сокровищ, в том числе легендарный меч, известный как Нанацусая-но Тачи, или «Меч с семью ветвями». Надпись на лезвии показывает, что Меч с семью ветвями был подарен королем/наследным принцем Пэкче (древнее королевство в юго-западной части Корейского полуострова) королю Ва (правителю Японии). Тонкая природа ветвей меча предполагает, что он никогда не предназначался для использования в качестве оружия, а скорее выполнял церемониальную функцию.

Легендарный меч в камне Сан-Гальгано

Внутри стеклянного ящика в круглой часовне на вершине Монтесиепи в Тоскане, Италия, находится меч 12 -го -го века, застрявший в твердой скале. Согласно легенде, меч был помещен туда Сан-Гальгано, свирепым рыцарем и богатым дворянином, который обратился в христианство после видения архангела Михаила. История гласит, что Сан-Гальгано шел по Монтесиепи, когда ему было видение круглого храма с Иисусом и Марией в окружении Двенадцати Апостолов. Голос говорил с ним, приказывая ему отказаться от всех своих мирских желаний. Сан Гальгано ответил, что это так же просто, как раскалывать камни мечом, и с этими словами он вытащил свой меч и вонзил его в камень. К великому изумлению святого, оружие прошло сквозь камень, как раскаленный нож масло, и с тех пор застряло в камне.

Гоуцзянь: древний китайский меч, бросивший вызов времени

Пятьдесят лет назад в гробнице в Китае был найден редкий и необычный меч. Несмотря на то, что мечу, известному как Гоуцзянь, более 2000 лет, не было ни единого следа ржавчины. Лезвие пролилось кровью, когда археолог ощупал его лезвие пальцем, на которое, казалось бы, не повлияло течение времени. Помимо этого странного качества, мастерство изготовления меча, сделанного так давно, было очень высоким. Этот меч, который сегодня считается государственным достоянием Китая, когда-то принадлежал императору Юэ Гоуцзяну, стал для китайского народа такой же легендой, как Экскалибур короля Артура на Западе.

Проклятие клинков самурая Мурамаса

Мурамаса Сэнго был легендарным кузнецом, который жил в период Муромати в Японии (14-16 вв. н.э.). насилие. Поэтому считалось, что мастер-оружейник передал эти разрушительные качества клинкам, которые он выковывал. Затем клинки «овладевали» своими владельцами, превращая их в безумных и смертоносных воинов, как и сам Мурамаса.

Несмотря на плохую репутацию клинков, выкованных Мурасамой, они, несомненно, были высокого качества и пользовались популярностью в Японии. Однако во время правления Тогугавы Иэясу, первого сёгуна периода Эдо, клинки Мурамасы потеряли популярность. Отец и дед сёгуна были убиты своими вассалами, которые владели клинками Мурамасы, и поэтому возникло мнение, что клинки Мурамасы снова несли проклятие членов семьи Токугава. Следовательно, сёгун запретил владение Мурамасой. Сегодня осталось лишь небольшое количество редких клинков.

Таинственный меч викингов Ульфберт опередил свое время

За прошедшие годы в Европе было найдено около 170 мечей викингов Ульфберт, датируемых периодом с 800 по 1000 год нашей эры. Мечи были сделаны из такого чистого металла и обработаны с таким высоким качеством, что многие говорят, что они на столетия опередили свое время. Ульфберт был изготовлен из тигельной стали, содержание углерода в которой в три раза выше, чем в других металлах того времени. Считалось, что технология создания этого металла не была изобретена еще 800 и более лет, во время промышленной революции.

Первоначально считалось, что мечи были созданы на Ближнем Востоке или в Азии, но исследования показали, что материалы были получены из Центральной Европы. Однако возможно, что материал и ноу-хау пришли с Ближнего Востока. Волжский торговый путь между поселениями викингов и Ближним Востоком открылся в то же время, когда появились первые ульфберты, и закрылся, когда были произведены последние ульфберты.

Меч XII века, найденный в России, возможно, принадлежал Ивану Грозному

В 1975 году археологи наткнулись на таинственный средневековый меч, сделанный в Германии, украшенный в Швеции и найденный в Сибири. Исследователи недоумевали, как европейский меч 12 веков мог быть найден на берегу реки Омь в далекой Новосибирской области Сибири. Детальные исследования позволяют предположить, что меч мог принадлежать царю Ивану Грозному, подаренном ему, а затем использовался легендарным воином Иваном Кольцом в битве перед покорением Сибири под предводительством казачьего предводителя Ермака Тимофеевича.

Найденный в Грузии китайский вотивный меч указывает на то, что доколумбовые китайцы путешествовали в Северную Америку

в лизардите. Символы, вырезанные на мече, в том числе голова дракона и гротескная маска даотэ, встречаются на нефритовых предметах времен Ся (2070-1600 гг. до н.э.), Шан (1600-1046 гг. до н.э.) и династии Чжоу (1046-256 гг. . Редкий артефакт придает дополнительный вес теории о том, что китайцы путешествовали в Северную Америку до того, как Христофор Колумб достиг ее берегов.

Искусно изготовленный исторический индийский меч

Мастерство изготовления индийских мечей стало очевидным, когда ученые и защитники природы из Италии и Великобритании объединили свои усилия для изучения изогнутого однолезвийного меча, называемого шамшир. Дизайн имеет персидское происхождение, откуда он распространился по Азии и в конечном итоге дал начало семейству подобного оружия, называемого ятаганами, которое выковывали в различных странах Юго-Восточной Азии. Установлено, что используемая сталь достаточно чистая. Высокое содержание углерода, составляющее не менее одного процента, указывает на то, что он сделан из стали Wootz. Этот тип тигельной стали исторически использовался в Индии и Центральной Азии для изготовления высококачественных мечей и других престижных предметов.

Дюрандаль — легендарный меч Роланда

Высоко в скале в Рокамадуре, месте паломничества примерно в 160 км к северу от Тулузы во Франции, находится железный меч легендарного происхождения. Согласно местным сведениям, меч, называемый Дюрандаль, был подарен Роланду, известному герою средневековых европейских сказок. Говорят, что Роланд был племянником знаменитого императора Священной Римской империи Карла Великого. Он также считался величайшим из Двенадцати пэров, лучшим воином императорского двора. Самая известная легенда о Роланде, вероятно, связана с его последним боем в битве при Ронсево, реальной исторической битве, которая позже была романтизирована в крупное сражение между христианами и мусульманами.

Говорят, что меч Дюрандаль наделен такой великой силой, что Роланд попытался уничтожить его, чтобы предотвратить попадание в руки врага. Говорят, что он подбросил Дюрандаль в воздух, где он волшебным образом приземлился, застряв в скале в Рокамадуре, где и остается по сей день.

Эйприл Холлоуэй

Связанные статьи о древнем происхождении

3 декабря, 2022 — 02:00
Эшли Коуи

Исследователи в Швеции раскапывали 400-летний пол подвала, когда они наткнулись на этот «редкий» боевой меч времен Военной революции. Археологи из Аркеологерны раскапывали…

27 октября, 2022 — 22:49
Эшли Коуи

Археологи в Швеции обнаружили захоронение эпохи викингов с медвежьими когтями и двумя мечами, которые, похоже, служили могильными указателями.