Грибоедов дата рождения и смерти: Краткая биография Грибоедова Александра Сергеевича, интересное о творчестве поэта

Содержание

Загадка смерти и шалость в церкви: 6 фактов о Грибоедове, которые вы могли не знать


Александр Сергеевич Грибоедов был драматургом и поэтом, музыкантом и дипломатом. Он прожил недолгую жизнь, полную скандалов и приключений, с карьерным взлетом и трагическим финалом. Но до сих пор, несмотря на многочисленные исследования, остались загадки в биографии Грибоедова. О чем же спорят и в наши дни?


 

Когда Грибоедов появился на свет?


Есть официальная дата рождения – 1795 год, ее называл и сам Грибоедов. Но дело в том, что он сам указывал – в другой бумаге – 1794 год. А вот в официальных документах правительственного расследования по делу декабристов указаны четыре варианта даты его рождения: 1790, 1792, 1793, 1794 годы.


   

Родился ли Грибоедов в законном браке?


Сомнения в этом, немаловажном тогда в дворянском обществе, обстоятельстве возникают при осознании невнятной даты рождения. Потому что при большинстве приведенных выше возможных дат рождения – получается, что нет. Хотя и был официально записан как родившийся у супругов дворянского происхождения, находившихся в законном браке.  


Одновременно возникает и вопрос об отце. Потому что официальный родитель в большинстве записей современников предстает достаточно непутевым, небогатым и не сделавшим карьеры отставным майором. С блестящей и беспроблемной карьерой сына это не вполне сочетается. И с его избалованностью, с тем, что ему слишком много раз всевозможные проделки сходили с рук. Поэтому поневоле возникают версии о другом происхождении Александра Сергеевича. О неофициальном, но очень высоком родстве. Хотя такие гипотезы документами не подтверждены.



 

Шалости в католической церкви


 


Младший офицер Грибоедов во время католической службы в Бресте заиграл на органе по лежащим перед ним нотам, а потом, когда видимо, ему надоело, он сыграл задорную плясовую «Камаринскую». Начался огромный скандал, но Грибоедов из-за этого никак не пострадал.


 

Шалости в театре


Очутившись в столице Российской империи и поступив на дипломатическую службу, Грибоедов вел себя как развязный великосветский повеса. Придя на модный спектакль в театр, Александр Сергеевич (молодой, еще не прославившийся драматург и не поэт) занялся тем, что начал громко, вызывая всеобщий интерес, аплодировать. Но не в ладоши, а по почтенной лысине сидящего перед ним в зале зрителя. Снова был большой скандал, который, однако, не вызвал у Грибоедова никаких проблем.



 

Странное письмо к царю


Арестованный по подозрению в причастности к делам декабристского общества и привезенный в столицу империи, Грибоедов пишет очень странное послание Николаю I, упоминая, что не хотел бы, чтобы известие об этой печальной участи дошло до его матери. Существует версия, что царь тогда тайно принял Грибоедова и дал приказ не только его освободить, но наделить большими полномочиями для ведения международных дел.


 

Загадка убийства в Персии


Назначенный послом – полномочным министром в Персию, Грибоедов был автором того самого мирного договора, по которому Персия лишалась существенной части земель в пользу Российской империи и должна была еще уплатить контрибуцию. Грибоедов знал, что об этом помнят при шахском дворе, но относился к персидскому шаху и его придворным безо всякого почтения, не соблюдая придворный этикет.


Он приходил к шаху, не снимая обуви, как полагалось бы. И долго сидел у него, утомляя восточного владыку. А потом дал приют беглому шахскому евнуху, который владел личными и финансовыми секретами персидского двора. Конечно, от Грибоедова потребовали евнуха вернуть. Он отказался, в Тегеране начались беспорядки, приведшие к трагедии.


Существует также версия, что тот самый евнух был не только агентом русских при шахе, но и агентом англичан, которые таким образом и запланировали разгром русского посольства и убийство Грибоедова.


 


 


До новых книг!

Ваш Book24

Тайна жизни и смерти Александра Грибоедова — Журнал Клаузура

Вы здесь: Главная / Литература / ЛИЧНОСТИ / Мнение / Тайна жизни и смерти Александра Грибоедова

Тайна жизни и смерти Александра Грибоедова

16.09.2022
 / 
Редакция

Удивительное открытие.

Случилось так, что в январе 2002 года автор  оказался, приглашён на торжественное заседание, посвящённое жизни и творчеству А. С. Грибоедова. Торжественное мероприятие проводило культурно-интеллектуальное сообщество армян города Москвы, где с докладом на тему «

А. С. Грибоедов – явление истории и культуры» выступил кандидат философских наук А. С. Хачатрян.

В тот вечер я сделал для себя удивительное открытие: в докладе утверждалось, что годом рождения Грибоедова является не

1795 год, как о том пишется во всех справочниках и энциклопедиях, а 1792 год, и, стало быть,  присутствую на 210-летии со дня рождения великого литератора и дипломата.

В качестве доказательства новой даты рождения приводился «портрет А. С. Грибоедова, написанный художником Эстерейхом с оригинала художника Н. И. Уткина в год смерти поэта (1829 г). На картине рукой художника чётко написано: «род. 1792 г., умершвл.1829 г.»
Однако отправной точкой удивительного открытия послужил 1999 год, когда в Москве вышла в свет книга «

А. С. Грибоедов как явление истории и культуры», где впервые был обнародован указанный портрет Грибоедова.

Помнится, тогда же на заседании  автор  выступил с заявлением, что возможно удастся научно установить истинную дату рождения А. С. Грибоедова. Но для этого придётся привлечь методы космобиологии. И вот прошли  многие годы…
Как и обещал,  представляю на суд общественности предпринятое исследование. Оказалось, что в разных источниках дата рождения Грибоедова варьируется в интервале с

1790 по 1795 год. Что  само по себе удивительно! Крупный авторитет в литературоведении, академик Н. К. Пиксанов (ИМЛИ), называя датой рождения «1795 год», осторожно добавляет:  «предположительно».

Известно, что автор «Горя от ума»

родился 15 января (новый стиль) в Москве и жил по адресу «Остоженка, 34». Увы, дом, являвшийся национальной реликвией России, снесён в 1997 году…

Путаница с годом рождения.

Почему же возникла путаница с годом рождения Грибоедова? Кому и зачем понадобилось «сделать» Грибоедова на три года моложе? Но если это на самом деле так, то, для этого были серьёзные причины.
В свободной энциклопедии «Википедия» читаем:

«Дата рождения Грибоедова — особый вопрос. Варианты: 1790, 1792, 1793, 1794, 1795 года. 1795 год указан в первом формулярном списке (автобиография при зачислении в должность), на этот год указывает вдова А. С. Грибоедова Нина Чавчавадзе, некоторые друзья. Во втором формулярном списке Грибоедов указывает уже 1794 год. Булгарин и Сенковский указывают соответственно 1793 и 1792 годы. 1790 год есть в служебных бумагах после 1818 года, в бумагах следствия по восстанию 14 декабря 1825 года. При этом известно, что в 1792 году родилась сестра, в 1795 году — брат. Из этого исследователи делают вывод, что основательными являются версии 1790 или 1794 года. Необходимо отметить, что Грибоедов мог умышленно скрывать дату рождения, если таковая относится к 1790 году — в этом случае он родился до брака родителей. В 1818 году он получил чин, дающий право на потомственное дворянство, и мог уже обнародовать год рождения, это не лишало его привилегий.

Великий гуманист.

На памятном для автора  юбилейном заседании армянской диаспоры Москвы о Грибоедове говорили, как о «

великом гуманисте, осознанно отдавшим жизнь служению благородным идеям человеколюбия и справедливости», как о личности сверходарённой, гениальном авторе комедии в стихах, ходившей в России в 1831 году списком числом в 40 тысяч. Говорили как о дипломате выдающихся способностей, а так же о талантливом музыканте – импровизаторе и композиторе.

Из биографии: 

«Воспитание и образование А. С. Грибоедов получил прекрасное, вначале дома с различными учителями и гувернёрами, а потом в Благородном пансионе и в Московском университете. Он успешно окончил три факультета: словесный, юридический и физико-математический. Хорошо говорил на английском и французском языках. Успешно изучал немецкий, итальянский, греческий и латынь. Грибоедов преуспел также в игре на фортепиано, играл на скрипке и арфе, изучал теорию музыки, увлекался музыкальными импровизациями. Александр Сергеевич известен нам также как автор. Учась в Москве в университете, по вечерам Грибоедов любил ходить в театр. А. С. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. Николай Николаевич Муравьёв-Карский (1794 — 1866 гг.) говорил о нём так: “Человек сей — очень умён и имеет большие познания”.

Важнейший договор, как свидетельство знания астрологии.

На юбилейном заседании  была высказана мысль о предполагаемом  владении Грибоедовым

основами эзотерического учения, знаниями астрологии и тайных восточных учений. Доказательства?

Уж больно избирательно и на редкость удачно Грибоедовым выбрано время подписания мирного договора России с Персией (Туркмачайский договор). Договор подписали в полночь

13 февраля 1828 года, и астрологи Персии впоследствии расценили выбор времени подписания договора, как наиболее благоприятный для России и Армении.

Договор явился основой возрождения Армении, восстановления армянской государственности (автономия Эриванской и Нахичиванской губерний). Вот почему армяне ревностно чтят память русского дипломата Грибоедова.
На заседании говорилось о блестящей всесторонней образованности Грибоедова, о знании им множества языков, как европейских, так и восточных, о необыкновенной музыкальности, о замечательной памяти, о человеколюбии и гуманизме, о прозорливости собственной судьбы, поскольку Грибоедов

заранее знал, что живым из Персии не вернётся.

Из воспоминания современника: «

Грибоедов человек редких достоинств, испытаннейшей честности и без малейших претензий», показавший «в дипломатических сношениях особое искусство».

Кстати, о воспоминаниях. На этот счёт находим  любопытное суждение:

«Всё, что мы знаем о человеке отдалённой эпохи, мы черпаем, казалось бы, только из трёх источников: из собственных его дневников и писем, из официальных документов и из воспоминаний его современников. Каждый из этих источников имеет свои достоинства и недостатки. Откровенная, искренняя самохарактеристика может граничить с самообманом. Точность документа тоже бывает призрачной. Воспоминания же современников крайне противоречивы. Здесь нужно принимать во внимание и вполне понятные ошибки памяти (обычно воспоминания пишутся на склоне лет), и беллетризацию действительных событий, и намеренное искажение истины в силу разных причин (цензурных, пристрастных, деликатных и т.п.), и поспешность суждений случайных знакомых, вольно или невольно преувеличивающих степень близости к знаменитому современнику. Впрочем, субъективность восприятия — недостаток относительный. Вступающие подчас в резкое противоречие свидетельства различных людей о своём современнике в своей совокупности сохраняют живой его облик, изменчивый, неоднозначный, полнокровный. Но и самые достоверные мемуары — тем не менее, всего лишь «слова, слова, слова». В памяти же последующих поколений человек остаётся, прежде всего, своим делом, и к нему, в конечном счёте, примеривается всё остальное. Позднейшие догадки и домыслы соперничают с фактами — тем более успешно, если по каким-то причинам вспоминания о выдающемся деятеле (да и официальные свидетельства о нём) долгое время находятся под спудом. Тогда недостаток информации компенсируется воображением  в восприятии следующих поколений закрепляется легенда о загадочной личности. Так случилось с Грибоедовым».

И, тем не менее, в целях исследования  автор не раз будут  возвращаться к воспоминаниям современников о Грибоедове.

По мысли космобиологии.

Задача автора — определить, какой из микрокосмов рождения, на 

15 января 1792 или на 15 января 1795 года , более всего соотносится с выдающимися способностями Грибоедова.

Каким же видится автору этой работы человек, рождённый

15 января 1795 года? Прежде всего, это сильный «Козерог», поскольку в этом знаке сосредоточены 4 планеты. Это человек, наверняка с односторонним, однобоким характером, а потому для окружающих людей малоинтересный. Ни о каких выдающихся способностях здесь речи идти не может. Скорее всего, это человек традиционного, упорядоченного мышления, выдержанный и дисциплинированный, действующий методично. Словом, человек-консерватор, поддерживающий «статус кво». Его интересует всё, что имеет практический смысл (Меркурий).

                     Грибоедов «официальный»                                                                                                                                                                                  Грибоедов «ранний»
Свои чувства, вероятнее всего, скрывает. Самоуверен, сдержан. Возможно, это сноб с ореолом одиночества и таинственности (Венера). Он знает своё дело, решительно говорит всё, что думает, настроен на буквальное толкование законов, вместо толкования по смыслу. Предположительно это человек ответственный, в высоком чине политик-консерватор, зрелый в суждениях, но без блеска творческой фантазии и вряд ли способный к обновлению жизни (слабый Юпитер).

Марс рождения испытывает недостаток сил, отчего индивид возможно опасен накоплением злости и мстительности, однако прямо не способен «дать сдачи», поскольку действует скрытно. На жизнь зарабатывает тяжёлым трудом. Он терпелив, вынослив, нуждается в финансовой и эмоциональной надежности. Это махровый материалист, тяжёлые обязанности которого приводят к разочарованиям, а в трудной ситуации выручает осторожность. Возможно, такой человек и является хорошим организатором, и даже обладает достоинствами, но он не любит рисковать, доживает до глубокой старости.

Похож ли изображённый выше предполагаемый портрет-микрокосм

1795 года на образ гениального Грибоедова, который, как известно, много и охотно учился, тяготел к служению обществу, заявлял: «Мне, кроме моего пера и чернил, ничего не нужно»? Похож ли этот портрет на человека, который не однажды появлялся на дуэлях, имел ранение, а получив «медаль за Персидскую войну», заявлял: «Для меня это в 100 раз дороже «Анны на шее»? Разумеется, нет! Ввод очевиден: Грибоедов  родился не в 1795 году.

А что «рассказывает» космограмма рождения, составленная на 

15 января 1792 года, года, указанного Сенковским и обозначенного на портрете Грибоедова рукой художника Н. И. Уткина? Человек, рождённый 15 января 1792 года, безусловно, отличается разнообразием характера, так как планеты равномерно распределены по всему полю космограммы (см. рис.)

Это человек

обладающий богатым и глубоким характером, человек нравственных принципов, склонный сотрудничать с теми, кто увлечён религией и философией. Его партнерство основано на духовных ценностях. Это великодушный оптимист, умелый посредник и миротворец, способный убедить в преимуществе социальных идей (Юпитер).

Показательна близость Юпитера и Нептуна, за которой стоит

богатое воображение в искусстве, музыке, философии, религии, чувствительность в психических и эмоциональных переживаниях.

Однако,   подобный индивид , способен

уходить в мир фантазий, обещать больше, чем может дать. Возможно, этот человек большого о себе мнения и недостаточной дисциплины, что может привести к разочарованиям, неосторожности и необдуманности поступков, щедрости без разбора.

 Горе «озлобленного ума»?

Однако, изъян  характера Грибоедова,  помимо прочего представлен

конфликтом  Солнца с Юпитером и Нептуном. Конфликтом, который может проявиться в «странных романтических наклонностях и любовных приключениях, сверх возбудимого воображения, способного привести к саморазрушению».

Не здесь ли скрыта разгадка последних дней жизни дипломата, истории освобождения Грибоедовым армянок-наложниц из гарема шаха? Своевольного освобождения, спровоцировавшего беспорядки и разгром русского посольства ,  смерть самого Грибоедова? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к воспоминаниям современников.

А. С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».

«

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году.  Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, – когда случалось им говорить о нём, как о человеке необыкновенном».

Воспоминание о Грибоедове А. Веселовского, 1911 г: «Во всё время пребывания его у меня он был чрезвычайно мрачен, я ему заметил это, и он, взявши меня за руку, с глубокой горестью сказал: «Прощай, брат Степан, вряд ли мы с тобою более увидимся!!!» — «К чему эти мысли и эта ипохондрия? — возразил я. — Ты бывал и в сражениях, но Бог тебя миловал». — «Я знаю персиян, — отвечал он. – (Аллаяр-хан был зять тогдашнего шаха персидского и в большой силе при дворе. Он возбудил шаха к объявлению войны. — примеч. С. И. Бегичева.) мой личный враг, он меня уходит! Не подарит он мне заключённого с персиянами мира. Старался я отделаться от этого посольства. Министр сначала предложил мне ехать поверенным в делах, я отвечал ему, что там нужно России иметь полномочного посла, чтобы не уступать шагу английскому послу. Министр улыбнулся и замолчал, полагая, что я, по честолюбию, желаю иметь титул посла. А я подумал, что туча прошла мимо и назначат кого-нибудь чиновнее меня, но через несколько дней министр присылает за мной и объявляет, что я по высочайшей воле назначен полномочным послом. Делать было нечего! Отказаться от этого под каким-нибудь предлогом, после всех милостей царских, было бы с моей стороны самая чёрная неблагодарность. Да и самое назначение меня полномочным послом в моём чине (он только перед этим произведен был в статские советники — примеч. С. Н. Бегичева.) я должен считать за милость, но предчувствую, что живой из Персии не возвращусь». То же рассказывал мне при свидании А. А. Жандр. Грибоедов прямо от министра приехал к нему поздно вечером, разбудил его и сказал: «Прощай, друг Андрей! Я назначен полномочным послом в Персию, и мы более не увидимся». И, к несчастью, предчувствие это сбылось!!! Он погиб в цвете лет своих, и всем известна его трагическая кончина. Более 25-ти лет прошло после этого события, но и до сих пор я не могу без грусти вспомнить об этом!!! Он был хорошим сыном, хорошим братом, верным другом  и всегда по сердцу готовым на помощь ближнему».

Далее: «По приезде в Тегеран он сразу принялся применять к делу ту программу действий, которую себе предначертал; он желал импонировать высоко поднятым достоинством русского имени, нарушал этикет шахского двора, выказывая самому шаху возможно меньше уважения, принимая под своё покровительство то смотрителя гарема, то его обитательниц, если они были из числа русских подданных и искали защиты русского посла, — настойчиво требуя уплаты контрибуции и вообще не уступая ни в чём строптивости персиян.

Всё это делалось вопреки личным склонностям, из твёрдого сознания обязанности; но, пересиливая себя, Грибоедов слишком далеко зашёл. Возбуждаемый сторонними нашептываниями, он действовал иногда вызывающим образом; этими ошибками пользовались английские дипломаты, чтобы разжигать ненависть к послу в придворных сферах; подозрения, тогда же возникшие на этот счёт, в значительной степени подтверждаются документами, обнародованными за последнее время. Но ненависть поднималась ещё грознее в народной массе; её возбуждали и поддерживали духовные лица, в базарные дни фанатически проповедовавшие месть и избиение русских; вряд ли кто-нибудь из враждебных Грибоедову иностранных дипломатов в своей интриге мог сознательно опираться на дикую силу невежественной толпы, которой втолковали, что русских следует истребить, как врагов народной религии. Зачинщиком восстания был тегеранский муджшехид (высшее духовное лицо) Месих, его главными пособниками — улемы; вельможи вроде Алаяр-хана, всегдашнего врага Грибоедова, были также посвящены в заговор, имевший целью напугать русских, нанести им некоторый урон, но не вызывать резни. Когда же (по показаниям самих персидских сановников) народу собралось в роковой день около 100 тысяч человек, и масса, фанатизованная проповедью, бросилась к дому посольства, руководители заговора потеряли власть над ним, и стихийная сила забушевала. Грибоедов понимал, какой опасности подвергается, и за день до смерти послал во дворец грозную ноту, заявляя в ней, что ввиду неспособности персидских властей охранить честь и самую жизнь представителей России он просит своё правительство об отозвании его из Тегерана. Но было уже поздно.

30 января 1829 г. произошло почти поголовное избиение русских (спасся лишь советник посольства Мальцов),  и в особенности зверское убийство Грибоедова, чьё тело найдено было в груде трупов обезображенным и изуродованным».

  Итак, 1792 год.

От воспоминаний современников о Грибоедове перейдём к дальнейшему рассмотрению содержания космограммы рождения

1792 года.

Ум такого человека открыт для всего нового, способен видеть объективно и непредвзято, оригинально, не пасуя перед устоявшимся мнением.  Это натура учёного, способного к высшей интуиции и даже телепатии, с избытком ментальной энергии, при которой важно уметь подавлять беспокойство. Такой человек умеет ярко и живо выражать свои мысли устно и письменно, является умелым комментатором, формирующим общественное мнение, для чего идёт в политику, армию, юриспруденцию или дипломатию (Меркурий).

Далее.

Это человек идеалов и духовных принципов, приветливый и общительный, возможно желающий жениться на иностранке, но своего религиозного круга. Тяготеет к классическим формам красоты и искусства, к религиозным и философским мотивам. Он имеет чувство порядка и пропорции в изобразительном искусстве и музыке. Это деятель искусств, с тонким чувством ритма и структуры (Венера).

Это человек, которого 

обстоятельства, вероятно, заставят приобрести инициативу и терпение, уверенность в себе, проявить богатство идей и совершить гениальные открытия в выбранной области. Это государственный деятель, руководитель и координатор крупных планов, работающий в государственных органах, например в дипломатии (Сатурн).

Вывод очевиден: подлинная дата рождения А. С. Грибоедова

— 15 января 1792 года и в 2012 году армянская диаспора Москвы действительно отметила 220 — летие со дня рождения великого русского поэта и дипломата, а в 2022 году отмечалось 230 –летие со дня рождения А.С. Грибоедова.

Но , в таком случае  возникает  новая загадка,  каким образом в том же самом 1792 году (по данным Википедии) могла родиться сестра А. С. Грибоедова Мария, в замужестве М. С. Дурново?  Читаем: «Мария Сергеевн

а Грибоедова (в замужестве Дурново) 26 июня (7 июля) 1792 — 1856, сестра Александра Сергеевича Грибоедова, в своё время известная арфистка и пианистка...

Александр Херсонов

Предыдущая статья

Следующая статья

Если будем жить: Вопросы биографии

Грибоедов

по [email protected]

На прошлой неделе я и мои студенты читали, что три разных ученых пишут о Юрии Тынянове, формалисте-теоретике литературы, историке литературы, писателе исторических анекдотов и биографических романов.

Это было немного странно, потому что одним из этих ученых был я.

Впервые Тынянова я исследовал с моим профессором Юрием Константиновичем Щегловым, когда еще учился в аспирантуре. Профессор Щеглов был фантастическим — удивительно умным, глубоко сострадательным и вдумчивым человеком, чье знание всего, от русской поэзии восемнадцатого века до современной американской фантастики , поражало и забавляло меня в те годы, когда я знал его. (Подробнее об этом позже.) О его эрудиции ходили легенды, как и о его рассеянности. Однажды я встретил его в Ван Хайз Холле, языковом корпусе в Висконсине. — Анджела, — с энтузиазмом поприветствовал он меня. «Я так рада тебя видеть! Ты знаешь, где выход? Мы находились на четвертом этаже, этаже со стеклянными дверями, выходившими в нескольких направлениях, в том числе в сторону парковки, где он держал свою машину во время преподавания. (Нет, вел не он, а его жена. Слава богу в обоих случаях.) Я осторожно схватил его за руку и повернул от лифтов к нужной двери.

Яхнин Р.Д.,
Иллюстрация к Лейтенант Киже

В течение одного семестра я проводил самостоятельное исследование с проф. Щегловым, читая три рассказа Тынянова, действие которых происходит в царствование Петра I, Павла I и Николая I, пытаясь выделить характеристику, которая их связывала. Мои выводы?

Каждая история была «правдоподобной» не только потому, что каждая из них была пронизана особой паранойей, присущей только соответствующему царю, но и потому, что ее язык был наполнен лексикой и словесными структурами соответствующей эпохи. Тынянов был хамелеоном, способным наделить своих рассказчиков нужной языковой окраской.

Моя диссертация и первая книга появились в результате этого углубленного изучения Тынянова, а это означало, что чтение двух глав из Написание полезного прошлого  с моими студентами было для меня путешествием в те годы, когда я впервые написал некоторые из этих предложений. — более двадцати лет назад.

Примерно в то же время, что и я, другой ученый писал диссертацию в Колумбийском университете — Людмила Тригос, чья работа над декабристским мифом также привела ее к изучению Тынянова. Моя книга вышла раньше ее статьи о Кюхля , что в научном мире означает, что она должна была цитировать меня, а не наоборот, хотя у нас, вероятно, одновременно были схожие мысли. (Аврил Пайман, третий ученый, нас не цитировала.)

Статья профессора Паймана в книге Mapping Lives  , которую мы используем в качестве своего рода «учебника», подробно описывает теорию и практику Тынянова, а некоторые студенты казался разочарованным тем, что не было реальной попытки объединить их. Но и Милла, и я, как мне кажется, придумали свои способы утончить этот момент, обозначив переход туда-сюда от одного сознания и даже местоположения к другому (Милла, в Кюхля , о Кюхельбекере и Николае I во время восстания декабристов) и нарочитое пояснение типа «имей-пирожок-и-съешь» в Смерть Вазир-Мухтара  (я), где Тынянов «сноски его источники для желающих исследовать противоречия и шатания его портрета Грибоедова.

На уроке мы говорили об архивах, источниках и чтениях: что было «правдой», а что нужно было задокументировать. Тынянов лихо заявил: «Где документ кончается, там я и начинаю», но он также пытался претендовать на статус пророка, что иногда он что-то инстинктивно писал и лишь потом находил доказательства. Сложная личность, но талантливая.

Главный герой Двенадцать стульев ,
Остап Бендер в классическом фильме Гайдара.

Кстати говоря: Юрий Константинович. Одной из его самых блестящих опубликованных работ были комментарии к роману Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев». Я пытался убедить его перевести их на английский язык для использования в качестве учебного пособия, но к тому времени у него было слишком много других проектов, которыми он хотел заниматься.

Возможно, у него была похожая проблема, когда я попросил его поработать со мной еще в 1992 году. мы делаем это из собственного интеллектуального интереса и/или по доброте душевной. Поэтому, когда я попросил Юрия Константиновича поработать со мной над Тыняновым, он предложил сделку. «Сначала ты напишешь серьезную работу, 25-30 страниц, к концу семестра». Это было довольно страшно для меня на том этапе, но я согласился. — А во-вторых, в конце каждой встречи мы будем тратить пять-десять минут на обсуждение этого романа в мягкой обложке. Я буду помечать страницы, чтобы вы сказали мне: это нормальный американский английский или он каким-то образом лингвистически помечен, чтобы американский читатель счел его необычным?» Роману было Молчание ягнят , и да, многое из этого было необычным. Восхитительно, однако, что этот известный и блестящий ученый был настолько увлечен окружающей его культурой, что ему было очень любопытно литературный язык — даже если он не всегда знал, как выйти из здания.

Метки: Смерть Вазир-Мухтара, Грибоедов, Кюхлия, Пиман, Щеглов, Молчание ягнят, Тригос, Двенадцать стульев, Тынянов, Висконсин, Написание полезного прошлого

Оставить комментарий

Бесплатная доставка по всему миру всех книг из Книгохранилища

Оглавление

Введение: Правда и двусмысленность на пути в Тегеран, Анджела Бринтлингер
Примечание переводчика
Смерть Вазир-Мухтара
Словарь иностранных слов
Словарь Имена
Примечания
показать еще

Цитата из обзора

[G]разрывающее и приятное, хотя и не совсем легкое, чтение. Переводчики умело борются с непослушным оригиналом, и нам повезло, что у нас есть места у ринга. — Борис Дралюк * Литературное приложение к Times * «Смерть Вазир-Мухтара» — великий роман, уходящий своими корнями в старую русскую традицию, но также и во многом новый, произведение экспериментальное, произведение XIX века.Советский Союз 20-х годов, когда Россия была в подобном брожении и люди стояли на подобных распутьях. Модернизм Тынянова далек от творчества Толстого и Достоевского, но достигает такой же размаха и детализации; основанный на историческом, он, тем не менее, избегает сухо документального характера. — М. А. Ортофер * Полный обзор * [Этот] четкий новый английский перевод этого ослепительного и эрудированного романа Анны Куркиной Раш и Кристофера Раша. . . подчеркивает выдающееся достижение Тынянова. . . Читатели, интересующиеся русской историей и литературой или более общий интерес к тому, как проходила Большая игра в XIX в.го века, вероятно, найдет приковывающим внимание «Смерть Вазир-Мухтара». — Ричард Бирн * The Wilson Quarterly * Используя тщательные исследования для подпитки своего воображения, [Тынянов] наделил своих персонажей эмоциональной жизнью, редко встречающейся в архивах. «Смерть Вазир-Мухтара», впервые опубликованная в 1928 году, является прекрасным образцом этой техники. . . Текст изобилует отрывочными намеками, искусно сохраненными во всей их двусмысленности переводчиками Анной Куркиной Раш и Кристофером Рашем, которые предоставляют читателю расшифровывать авторские сообщения. — Анна Асланян * Лос-Анджелесское обозрение книг * Еще одно прекрасное исполнение… с великолепным введением Анджелы Бринтлингер и полезным дополнительным материалом, идентифицирующим людей и аллюзиями, незнакомыми неспециалисту. Блестящий мыслитель и прекрасный писатель, Тынянов заслуживает большей известности. — Гэри Сол Морсон * New York Review of Books * Известный литературовед-формалист Юрий Тынянов был мастером формы. В бодрящем прозаическом стиле его роман «Смерть Вазир-Мухтара» глубоко погружается в жизнь русского поэта Александра Грибоедова, а также в культурную и политическую историю России. Этот перевод Анны Куркиной Раш и Кристофера Раша знакомит читателя со всеми неожиданными поворотами жизни и мыслей Грибоедова. — Сибелан Форрестер, переводчик «Русской народной сказки» Владимира Проппа Вместе со Шкловским и Якобсоном Тынянов был лицом русского формализма — первым исследователем романтизма. Его исторические романы основаны на обширном богатстве архивных материалов, которые он приобрел как критик. Роман Тынянова обязателен к прочтению! — Петр Штайнер, автор книги «Русский формализм. Метапоэтика» Роман Тынянова превращает жизнь писателя-дипломата Александра Грибоедова в смерть автора как такового, дискурсивно рассеянного, хотя и расчлененного физически, через бюрократические манипуляции, светские интриги, дипломатическое соучастие и социальное забвение. Эта книга переосмысливает знакомую историю русского писателя-мученика, предвосхищая на столетие судьбу советских интеллектуалов, чья жизнь и работа будут подчинены государству. — Харша Рам, автор книги «Возвышенная империя: русская поэтика империи» Всеведущий рассказчик романа отслеживает и исследует десятки персонажей, но в основном мы следуем за Грибоедовым — наблюдательным, ироничным, интриганом — в погоне за своим состоянием. Обогащение всего этого — множество деталей периода. . . И ничего из этого не утомительно. На самом деле, эффект легкий, быстрый и явно кинематографический. — Michael Kasper * Rain Taxi Review of Books * Это история о политических репрессиях против писателей и повстанцев – о символическом и буквальном расчленении – но это также зоркий отчет о борьбе империй за максимизацию своего экономического влияния. через колониализм, увлекательный
пример антиколониального советского исторического романа. — Софи Пинкхэм * New York Review of Books *
показать еще

О Юрии Тынянове

Юрий Тынянов (1894-1943) был влиятельным историком литературы, критиком, переводчиком и теоретиком кино. Он был ведущим членом формалистической школы теории литературы, прежде чем прославился как писатель исторической фантастики. Его работы включают два других литературных биографических романа, о Пушкине и Кюхельбекере, а также несколько более коротких произведений исторической фантастики.