Государство ссср: Какие республики входили в состав СССР

Судья Конституционного суда назвал СССР «незаконно созданным государством»

  • Общество

Судья Конституционного суда Константин Арановский назвал Советский союз «незаконно созданным государством», власти которого несут ответственность за многочисленные преступления. По его мнению, этот факт делает спорным правопреемство России

Советский союз был «незаконно созданным государством», власти которого несут ответственность за многочисленные преступления. Об этом судья Конституционного суда (КС) Константин Арановский заявил в особом мнении по декабрьскому постановлению КС о возмещении жилья, отнятого в ходе советских репрессий, пишет «Коммерсантъ».

Закончили чтение тут

Потанин рассказал, как с помощью Конституции купил 20 кг сахара в начале 1980-х

Арановский счел необходимым высказаться о правовой ответственности России за преступления, совершенные советской властью. По его мнению, Россия вынуждена считаться с такими последствиями деятельности руководства СССР, как политические репрессии, лишь потому что она заменяет другое государство на своей территории. Поэтому реабилитацию жертв репрессий нельзя считать возмещением вреда виновников, уверен Арановский.

«Уже это одно делает спорным правопреемство с перенесением на Россию обязательств коммуно-советской власти из ее репрессивно-террористических деяний», — отметил судья Конституционного суда.

Ностальгия россиян по СССР достигла максимума за 10 лет

По мнению Арановского, нельзя переместить «столь безмерную и непростительную» вину с одного субъекта на другой. «Даже в условном юридическом смысле России незачем навлекать на свою государственную личность вину в советских репрессиях и замещать собою государство победоносного и павшего затем социализма», — добавил Арановский. Он подчеркнул, что с такой виной «государственность не вправе и не в состоянии правомерно существовать».

В то же время Арановский уверен, что после «реконструкции суверенной государственности» Россия должна восстанавливать справедливость «ради права с верой в правду, из положительной ответственности и по милосердию». В пример он привел Чехию и Германию, где действия коммунистических режимов осуждены на законодательном уровне.  

При этом судья Конституционного суда подчеркнул, что сказанное им не отменяет членства России в международных организациях.

Петр Авен: «Вся жизнь в Советском Союзе располагала к тому, чтобы быть бизнесовым»

  • Клара Минак

    Автор

#Конституционный суд
#СССР
#репрессии

Рассылка Forbes

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Информация:

  • Контактная информация
  • Правила обработки
  • Реклама в журнале
  • Реклама на сайте
  • Условия перепечатки

Мы в соцсетях:

  • Telegram
  • ВКонтакте
  • Flipboard
  • YouTube

Рассылка:

Наименование издания:
forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: [email protected]

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.

AO «АС Рус Медиа»
·
2022

16+

Российское военно-историческое общество начало обсуждать 100-летие СССР

Участники форума спорили о национальной идее в России / t.me/oper_goblin

22 ноября в выставочном зале «Манеж» открылся форум «История для будущего. К 100-летию СССР», организованный Российским военно-историческим обществом (РВИО) Владимира Мединского (сам он в это время участвовал в открытии памятника Фиделю Кастро). Первый день мероприятия прошел без крупных политических, зато при участии культурных деятелей. К моменту начала первой панели, посвященной советскому наследию, зал оказался почти заполнен. В ходе нее журналист Петр Лидов, блогер Дмитрий Пучков («Гоблин»), писатель Александр Цыпкин и общественный деятель Трофим Татаренков обсуждали, «что бы мы взяли с собой в настоящее из СССР».

Их взгляды на некоторые из тем расходились. Например, по словам Татаренкова, борьба с враждебным влиянием в сфере информации, в числе прочего распространяемым через Telegram-каналы и СМИ, вещающие из-за рубежа, может прекратиться, если ввести в России «великий файервол», как в Китае, сделать интернет в стране полностью автономным. Цыпкин выступил против этой идеи и заявил, что свобода слова в стране необходима: «Ведь СМИ – это иммунная система государства». Именно отсутствие информации с мест и стало одной из причин краха СССР, уверен писатель.

Также участники панели спорили о национальной идее в России. Татаренков заявил, что, по его мнению, в стране уже давно не было идеи, от которой у населения «горели бы глаза», а идея обычной счастливой жизни «никого не возбуждает». По мнению Пучкова, действительно, важной национальной идеи в России не появлялось с момента первого полета человека в космос в 1961 г. «Русский народ заточен под задачи космического масштаба», – отметил блогер и добавил, что в будущем россиян могла бы всерьез заинтересовать только «задача для всей планеты».

Также Пучков, видимо, учитывая повод для дискуссии, выступил за принятие атеизма «на государственном уровне», но допустил существование в стране религий, которые не являлись бы при этом отражением государственной идеологии. «Попытки притащить православие на смену КПСС провалились, священник не может быть политруком», – подчеркнул он. С ним не согласился Татаренков, который посчитал, что атеизм не может быть государственной идеей, так как он представляет собой контридею. По мнению Лидова, государство должно поддерживать религии внутри страны, при этом не выделяя ни одну из них.

Участники дискуссии согласились, что из наследия СССР в настоящем нужнее всего советское кино: в современной России снимается много хороших фильмов, но шедевров среди них нет. По мнению Татаренкова, это может быть связано с тем, что «киноделы начали копировать Голливуд». «Раньше показывали роман парня и девушки, а теперь это неинтересно, – говорит Пучков. – Вот парень и парень! А еще лучше – парень и собака!» Чтобы поднять уровень российской кинопродукции, в эту сферу следовало бы вернуть не цензуру, но контроль за качеством, заявил по этому поводу Цыпкин.

Происходящее сейчас на медийном поле можно считать настоящей информационной войной, заявил в ходе форума гендиректор ИРИ Алексей Гореславский. «Контент и форма контента сейчас являются оружием, – подчеркнул он. – И мы можем противодействовать этому, мы можем создавать свой контент». По словам эксперта, делать это крайне важно, так как в числе прочего речь идет и о переписывании истории: «Если мы не снимаем фильм про Сталина, за нас это сделает Netflix».

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

Кабель Кеннана № 18: Как «государство» пережило распад Советского Союза

Спустя четверть века после распада Советского Союза термин «постсоветский» продолжает использоваться как общий ярлык для останков империи. Россия часто говорит о возрождении советского пространства, даже если ее поиски экономической интеграции (Евразийский экономический союз) и военных партнеров (Организация Договора о коллективной безопасности) не достигли критической массы среди бывших советских республик. Тем не менее за пределами стран Балтии, которые отказались от связей с бывшим Советским Союзом и окончательно ушли в Европейский Союз в 2004 году, ярлык «постсоветский» сохраняет свою актуальность в значительной степени потому, что бывшие члены страны по-прежнему разделяют общее политическое наследие: единое государство.

Исторически имперское/советское государство включало в себя больше, чем просто бюрократию и государственное управление; он также служил единственным источником политической власти, сохраняя за собой существенные законодательные полномочия. В первой статье Основных законов Императорской России 1906 года гордо провозглашалось, что «Российское государство едино и неделимо».[1] Между тем, советская конституция 1977 года начиналась с обращения к основным чертам советского государства, включая демократический централизм, социалистическое право и осуществление «государственной власти» через единый орган (Совет народных депутатов). Последнее, конечно, было юридической фикцией. Коммунистическая партия осуществляла монопольные права на государственную власть, как это выражено в статье 6 1977 советской конституции.

Неспособность наложить ограничения — будь то теория естественного права, гражданское общество, частное право или выборный законодательный орган — отделяет царское/советское государство от его западных аналогов. Выдающееся положение государства на постсоветском пространстве не сразу проявилось в соответствующих конституциях, разработанных 12 бывшими республиками; во многих случаях полномочия государства не были официально сформулированы. Другие ссылки выглядели либо безобидными, либо чрезмерно абстрактными. Тем не менее идея государства как единственного и высшего института управления сохраняется на всем постсоветском пространстве. Россия приняла эту концепцию, Украина продолжает оспаривать ее, в то время как Казахстан, Беларусь и другие бывшие республики сплотились вокруг этих основных этатистских принципов как лучшего средства для сохранения личного правления и статус-кво. Отношения могут различаться, но, как показывает эта статья, традиционный образ единого государства по-прежнему связывает различных членов бывшего Советского Союза в прямой ущерб любой альтернативной концепции разделения властей.

Возрождение российского государства

Россия служит ярким примером того, как государство одержало победу в переходном процессе. В преамбуле Конституции России 1993 г. говорится о необходимости сохранения исторического «государственного единства» России и восстановления ее «суверенной государственности». Статья 5, часть 3, далее провозглашает, что федеративное устройство Российской Федерации должно основываться на ее «государственной целостности» и «единстве системы государственной власти».

Государство занимает столь видное место в конституции России во многом потому, что оно остается единственным институтом, который традиционно скреплял страну и империю. Однако государство — это не просто историческая реликвия; она играет центральную роль в нынешней системе правления России. Эта роль не может быть сжато выражена в российской конституции; тем не менее, он присутствует и имеет большое влияние.

По иронии судьбы именно конституционное положение, теоретически устанавливающее разделение властей, подчеркивает важность государства. Статья 10 провозглашает, что «государственная власть (государственная власть) осуществляется на основе разделения (разделения) на законодательную, исполнительную и судебную [власть]». Эти органы, продолжает пункт, «должны быть независимыми».

«Государственная власть» — фактически стандартный термин российской правовой теории, в широком смысле соответствующий суверенитету. Некоторые ученые рассматривают государственную власть как продукт определенных базовых социальных взаимодействий.[2] С другой стороны, другие комментаторы рассматривают это как утверждение рудиментарной силы; По одному из определений, государственная власть есть «система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы господствующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенное в государственно-правовых учреждениях. [Государственная власть] обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает своих граждан от внешних и внутренних посягательств, используя различные методы и средства, в том числе государственное принуждение и военную силу»[3] 9.0003

Западные комментаторы, естественно, тяготели ко второй половине статьи 10 и выделяли понятие разделения властей как суть положения и демократических реформ в России. Однако для россиян этот пункт остается гораздо более двусмысленным; он начинается с понятия государственной власти, которая исторически является единственной и высшей, а затем вводит разделение функций, которое действует как часть конституционно закрепленной единой государственной системы. [4]

Таким образом, вместо того, чтобы способствовать радикальной трансформации, статья 10 закрепила фундаментальное противоречие  в основе российской конституции, которое, как мы увидим позже, будет тиражироваться на всем постсоветском пространстве. Положение включает в себя идею разделения властей, но подчиняет ее принципу единой системы государственной власти. Как заметил один видный российский юрист, разумным толкованием статьи 10 было бы обращение к судебной власти как к «органу государственной власти» (т. е. части государственного аппарата), а не к равноправной и независимой ветви власти.[ 5] Кроме того, по самому своему названию государственная власть связана с государством и осуществляется исключительно им. И только один институт полностью представляет интересы государства по Конституции России: президент. Согласно части 2 статьи 80, президент является гарантом суверенитета, независимости, безопасности и государственной целостности Российской Федерации, обеспечивая при этом координацию и интеграцию органов государственной власти. Российский президент осуществляет эту власть как глава государства, но явно не как глава исполнительной власти; этот титул принадлежит премьер-министру, возглавляющему правительство.

Таким образом, именно президент де-факто председательствует на высшем уровне правительства и контролирует осуществление государственной власти в соответствии с конституцией 1993 года. Разделение властей, как выясняется, является скорее вопросом внутренней организации, чем определяющим политическим принципом. Конституция 1993 г. предоставила дополнительные привилегии президенту как главе государства. Статья 104 предоставила российскому президенту (среди нескольких незаконодательных институтов) формальное право предлагать законопроекты в Думе.[6] Далее президент получил право издавать указы и распоряжения, имеющие силу закона, при условии, что они не противоречат действующему федеральному закону. Президент с одобрения Совета Федерации назначает Генерального прокурора в соответствии со статьей 129., тем самым выведя этот важнейший правоохранительный орган из-под исполнительной власти и поставив его под непосредственный контроль президента. Наконец, Конституционный суд в спорном решении 2005 г. пришел к выводу, что президент, по сути, обладал правом назначать губернаторов регионов в рамках предусмотренной конституцией (хотя фактически не определенной) единой системы исполнительной власти.[7]

Следует признать, что в российской конституции можно найти и другие конкурирующие теории, включая федерализм, господство гражданских свобод и социальное государство. Конституция далее закрепляет высший суверенитет за российским народом, придавая ему демократический вид. Однако ни одна из вышеперечисленных концепций не превосходит присущие объединенному государству силы, даже если реализация этого идеала еще далека от завершения; действительно, российское государство, хотя и надежное в защите своих интересов, исторически управлялось слабыми, произвольными, недостаточно финансируемыми и часто коррумпированными институтами.[8]

При этом теоретическое стремление к государственному единству не означает, что российское правительство с чисто политической точки зрения последовательно преследует эту цель. Владимир Путин следует многовековой традиции то поддерживать, то отказываться от «модернизации» в зависимости от того, как она влияет на его способность сохранять государственный контроль.

Хотя многие политологи называют российскую политическую систему суперпрезидентской, с тем же успехом ее можно охарактеризовать и как традиционно государственническую. Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди в своей проницательной биографии Владимира Путина называют его веру в государственную власть одной из основных его отличительных черт.[9]] Эту лежащую в основе веру в государство как позитивную — и, по сути, единственную — объединяющую политическую силу можно найти и в других постсоветских конституциях. Для Украины борьба за то, чтобы выйти из этой государственной идеологии и ввести подлинное разделение властей, доминировала в ее постсоветском существовании.

Постсоветская модель государственности

Немногие западные комментаторы были настолько наивны, чтобы полагать, что демократия немедленно расцветет на постсоветском пространстве. Бывшие республики так долго жили под автократическим и авторитарным правлением, что у них отсутствовали какие-либо национальные институты, которые могли бы способствовать такому переходу. Неудивительно, что эти новые нации обратились к тому, что они знали лучше всего, что можно было найти в их общем понимании советского права и главенства государства.

Так, за исключением Молдовы, 11 из 12 постсоветских конституций связывали «государственную власть» с концепцией разделения властей. В частности, Украина, несмотря на все ее попытки отличиться от Российской Федерации, содержала аналогичное выражение разделения властей, как это предусмотрено в российской конституции. Статья 6 Конституции Украины провозглашает, что «государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную [власть]».

Таким образом, как и в России, государственная власть предшествует любому понятию разделения властей как определяющего принципа управления в Украине. Конституция далее описывает Украину как унитарное государство, приписывая этому учреждению почти мистические полномочия; Согласно статье 11, «Государство способствует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, языковой и религиозной идентичности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины». На более практическом уровне украинский президент как глава государства пользуется теми же исполнительными привилегиями, что и его российский коллега, включая право осуществлять законодательную инициативу, издавать президентские указы и контролировать назначение генерального прокурора Украины.

Украина, конечно же, в настоящее время переживает сложный переходный процесс, который в идеале приведет к более открытому и демократическому обществу. Например, недавний раунд конституционных поправок направлен на повышение профессионального уровня судей с прямым намерением содействовать более независимой судебной системе. Тем не менее недавняя история Украины свидетельствует об устойчивости государственно-ориентированной модели примерно через 25 лет после распада Советского Союза. Бывший президент Виктор Янукович опирался на централизованную власть унитарного государства в своих автократических целях, пока даже не перешагнул границы между государством и обществом. Президент Петр Порошенко был избран, пообещав изменить государство, однако его приверженность правовой реформе, децентрализации и борьбе с коррупцией продолжает вызывать сомнения[10]. Попытка Украины устранить внутреннюю напряженность между государственной властью и разделением властей — без обязательного написания новой конституции — представляет собой одну из самых больших проблем сегодня.

То, что государственная власть предшествует любой зарождающейся концепции разделения властей и, по сути, превосходит ее, остается одной из постоянных черт постсоветской конституционной мысли. В Казахстане, например, статья 2 провозглашает, что государство «обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории». Более того, артикуляция государственной власти осуществляется по той же формуле, что и в конституциях России и Украины. Согласно статье 3, части 4, «Государственная власть в Республике Казахстан едина и осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и систему проверок. и балансы, которые регулируют их взаимодействие». Наконец, президент Казахстана служит в соответствии со статьей 40 «символом и гарантом единства народа и государственной власти».

Можно пройтись по списку постсоветских конституций и найти вариации на указанную тему, где любое теоретическое разделение властей подчинено утверждению государственной власти. Каждая последующая республика должна как-то примириться с несостоятельностью такого мышления. Беларусь, например, сделала акцент на государственной власти, введя строгое президентское правление, в то время как Грузия, как и Украина, попыталась переосмыслить эти конкурирующие принципы на более демократических основаниях. Молдова представляет собой основное исключение, поскольку статья 2 ее конституции связывает исключительно государственную власть с правом народа на осуществление своего национального суверенитета. Тем не менее, Молдова остается связанной с постсоветским пространством, поскольку ее основная конституционная дисфункция – разделенная территория внутри самопровозглашенного унитарного государства – восходит непосредственно к распаду Советского Союза.

Стойкость единого государства

Хотя ни одна фраза не обязательно определяет судьбу нации, государственная власть оказалась чрезвычайно долговечной концепцией. В 1990-е годы в России была живая и весьма оппозиционная Дума, а также наметившееся вертикальное разделение власти между Москвой и регионами. И то, и другое в конечном итоге было подавлено Владимиром Путиным и его видением единого государства, как это отражено в конституции 1993 года и в российской истории. Тем временем Украина находится в разгаре политической трансформации, которая принципиально направлена ​​на изменение отношений между государством и другими ветвями власти. Тем не менее, этот эксперимент уже был однажды опробован в Украине, но с менее чем удовлетворительными результатами. В 2004 году украинский парламент принял ряд конституционных поправок, которые существенно изменили баланс сил между президентом и законодательной властью, но в 2010 году Конституционный суд Украины признал эти поправки неконституционными. государственной политики, серьезно подрывая доверие общества к независимой судебной системе.

Украина получила редкий второй шанс в 2014 году, и, несмотря на многочисленные продолжающиеся кризисы, все еще существует возможность переосмыслить свое понимание разделения властей. Однако для достижения успеха украинская конституция должна продолжать развиваться, оставаться открытой для интерпретаций и активно защищаться гражданским обществом. Неудача, скорее всего, приведет к возврату к этатистской системе, которая, как это ни парадоксально, также находит значительную поддержку в конституции Украины.

Единое государство последовательно разгромило попытки демократических реформ на постсоветском пространстве. Установленное государство препятствует изменениям и другими способами. Сети коррумпированных покровителей являются обычным явлением на территории бывшего Советского Союза, однако, несмотря на широкое общественное признание этой проблемы, разоблачение и наказание коррупции на высоком уровне оказалось практически невозможным.[11] Государство, естественно, не хочет преследовать своих собственных, кроме как периодически посылать предупреждения потенциальным соперникам. Однако бюрократы имеют дополнительное преимущество; как слуги очень могущественного — и сверхидеализированного — государства, они также являются представителями высшего общественного блага и, следовательно, практически неприступны.

Таким образом, несмотря на различные демократические атрибуты, государство быстро восстановило свои позиции в качестве доминирующей политической силы в бывшем Советском Союзе. Основные конституционные основы государственной системы включают: (1) представление о едином и объединенном государстве как высшей политической цели; (2) превосходство государственной власти над всеми другими ветвями власти; и (3) президент наделен исключительным правом представлять и защищать государство. Но даже эта система уже претерпела уникальный институциональный поворот. С 2008 по 2012 год Владимир Путин занимал пост премьер-министра при президенте Дмитрии Медведеве. Сомнений в том, что Путин остался у власти, почти не было, что впоследствии подтвердило его одностороннее решение вернуться на пост президента. Тем не менее Путин продемонстрировал, что для управления государством не обязательно даже быть президентом, а последнее остается высшим источником власти на постсоветском пространстве.

Заключение

Почитание государства имеет глубокие корни в царской и советской мысли. Поэтому неудивительно, что через 25 лет после распада бывшие советские республики по-прежнему разделяют общие политические взгляды, даже если другие факторы — язык, экономика, демография, религия — медленно отталкивают их друг от друга. Что особенно убедительно, так это то, что, хотя комментаторы сосредоточили внимание на новых ветвях власти, описанных в постсоветских конституциях, они постоянно упускали из виду, как государству удавалось сохранять свою институциональную власть над другими ветвями. Государство не угасло за 74 года марксизма и продолжает крепнуть спустя четверть века после распада Советского Союза. Действительно, какое бы прилагательное ни ставилось перед термином «государство» в имперской, советской и постсоветской истории — абсолютистское, самодержавное, социалистическое, тоталитарное, светское, демократическое, — выживать всегда удается государству. Верховенство единого государства – как высшего руководящего принципа и конечного источника политической власти – остается определяющей чертой постсоветского пространства и, как выясняется, наиболее труднопреодолимой чертой.

Автор выражает благодарность Норману Розенбергу, Алине Строкиной и Наталье Романовой за помощь в подготовке статьи.


[1] «Единое государство» и то, как оно функционировало в многонациональной империи, широко освещались в трудах царского юридического комментатора барона Бориса Нольде. Обзор работ Нольде см. в Питере Холквисте, «Дилеммы прогрессивного администратора: барон Борис Нольде», Критика: исследования русской и евразийской истории, 7, 2 (2006), 241–73.

[2] Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, Теория государства и права. М.: Проспект, 2014. С. 443–47.

[3] В.Д. Перевалов и др. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2008. Т. 53.

. [4] В.В. Комарова и др., Конституционная законность в реализации принципа разделения власти на примере Российской Федерации. М.: Проспект, 2014. С. 46–55.

[5] Анатолий Лысков, «Суд – это орган государственной власти», Коммерсантъ Власть 27 (13 июля 2009), 23-25.

[6] В соответствии со статьей 104 право законодательной инициативы принадлежит Президенту, обеим палатам федерального законодательного собрания, Правительству, Верховному Суду, Конституционному Суду, законодательным органам субъектов Российской Федерации.

[7] Уильям Померанц, «Президент Медведев и оспариваемые конституционные основы российской вертикали власти», Демократизация, 17, 2 (2009), 179–92.

[8] Мари Мендрас, Российская политика: парадокс слабого государства (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2012).

[9] Фиона Хилл и Клиффорд Г. Гэдди, Мистер Путин: оперативник в Кремле (Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, 2013), 34–62.

[10] Михаил Минаков и Тимофей Милованов, «Авторитарные сигналы Украины», World Policy Blog, 6 июля 2016 г., режим доступа: http://www.worldpolicy.org/blog/2016/07/06/ukraine’s-authoritaris -сигналы

[11] Генри Хейл, «25 лет после СССР: что пошло не так?», Journal of Democracy 24, 3 (2016), 24-35.

1936 Конституция СССР, часть I

1936 Конституция СССР, Часть I

ИЗ

Принята на седьмой (специальной) сессии
Верховный Совет СССР
Девятый созыв
7 октября 1977 г.



II. ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК

Глава 6: ГРАЖДАНСТВО СССР / РАВЕНСТВО ПРАВ ГРАЖДАН

Статья 33. Для СССР устанавливается единое федеральное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения или утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.

Находясь за границей, граждане СССР пользуются покровительством и помощью Советского государства.

Статья 34. Граждане СССР равны перед законом без различия происхождения, социального и имущественного положения, расы и национальности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. положение дел.

Равноправие граждан СССР гарантируется во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 35. Женщины и мужчины равноправны в СССР.

Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равного с мужчинами доступа к образованию и профессиональному и профессиональному обучению, равными возможностями в сфере занятости, оплаты труда и продвижения по службе, в общественно-политической и культурной деятельности, специальной охраной труда и здоровья меры для женщин; путем создания условий, позволяющих матерям работать; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой матерей и детей, в том числе оплачиваемыми отпусками и другими льготами для будущих мам и матерей, а также постепенным снижением
рабочее время для мам с маленькими детьми.

Статья 36. Граждане СССР разных рас и национальностей равноправны.

Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родной язык и языки других народов СССР.

Любое прямое или косвенное ограничение прав граждан или
установление прямых или косвенных привилегий по признаку расы или
национальности, а также любая пропаганда расовой или национальной исключительности, враждебности или презрения караются по закону.

Статья 37. Гражданам других государств и лицам без гражданства в СССР гарантируются права и свободы, предусмотренные законом, в том числе право обращаться в суд и иные государственные органы за защитой своей личной, имущественной, семейной и другие права.

Граждане других стран и лица без гражданства при нахождении в СССР обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы.

Статья 38. СССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, либо за участие в революционном и национально-освободительном движении, либо за прогрессивные общественно-политические, научные или другой творческой деятельности.

Глава 7. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН СССР

Статья 39. Граждане СССР пользуются в полном объеме социальными, экономическими, политическими и личными правами и свободами, провозглашенными и гарантируемыми Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод граждан, постоянное повышение уровня их жизни по мере выполнения программ социального, экономического и культурного развития.

Осуществление гражданами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества или государства, а также ущемлять права других граждан.

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд (т. е. на
гарантированное трудоустройство и оплата труда в соответствии с количеством и качеством их труда, но не ниже установленного государством минимума), в том числе право выбора профессии или профессии, вида работы и труда в соответствии со своими склонностями, способностями, подготовкой и образования с учетом потребностей общества.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессионально-техническим обучением, повышением квалификации, обучением новым профессиям, развитием системы профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых и досуг.

Это право обеспечивается установлением нерабочей недели
свыше 41 часа для рабочих и служащих, сокращенный рабочий день в ряде профессий и производств, сокращенный рабочий день при работе в ночное время; предоставлением оплачиваемых ежегодных отпусков, еженедельных дней отдыха, расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием в массовом порядке спорта, физической культуры, кемпинга и туризма; предоставлением мест отдыха и других возможностей для рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников устанавливается их колхозами.

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети лечебно-оздоровительных учреждений; развитием и улучшением техники безопасности и гигиены в промышленности; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по улучшению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, в том числе запрещением детского труда, исключением работ, выполняемых детьми в рамках школьной программы; и путем развития исследований по профилактике и снижению заболеваемости и обеспечению гражданам долгой и активной жизни.

Статья 43. Граждане СССР имеют право на содержание в старости, по болезни, а также в случае полной или частичной утраты трудоспособности или потери кормильца.

Право гарантируется социальным страхованием работников и других
служащие и колхозники; пособиями по временной нетрудоспособности; назначением государством или колхозами пенсий по старости, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца; предоставлением работы частично нетрудоспособным; по уходу за престарелыми и инвалидами; и другими формами социального обеспечения.

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище.

Это право обеспечивается строительством и содержанием государственного и общественного жилья; помощью в кооперативном и индивидуальном жилищном строительстве; справедливым распределением под общественным контролем жилья, высвобождающегося в результате выполнения программы строительства благоустроенного жилья, низкой арендной платой и низкой платой за коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к выделенному им жилью.

Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатным предоставлением всех форм образования, учреждением всеобщего обязательного среднего образования, широким развитием профессионального, среднего специального и высшего образования, обучение в которых ориентировано на практическую деятельность и производство; развитием заочной, заочной и вечерней форм обучения, предоставлением государственных стипендий и стипендий и льгот обучающимся; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью посещать школу, где обучение ведется на родном языке; и путем предоставления возможностей для самообразования.

Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользование культурными благами.

Это право обеспечивается широким доступом к культурным ценностям своей страны и мира, хранящимся в государственных и других общественных коллекциях; развитием и справедливым размещением культурно-просветительских учреждений по всей стране; путем развития телерадиовещания, издания книг, газет и периодических изданий, расширения бесплатного библиотечного обслуживания; и путем расширения культурных обменов с другими странами.

Статья 47. Гражданам СССР в соответствии с целями строительства коммунизма гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Эта свобода обеспечивается расширением научных исследований, поощрением изобретательства и инноваций, развитием литературы и искусства. Государство обеспечивает для этого необходимые материальные условия и поддержку добровольных обществ и союзов работников искусства, организует внедрение изобретений и новшеств в производство и другие сферы деятельности.

Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 48. Граждане СССР имеют право принимать участие в управлении и управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и мер общесоюзного и местного значения.

Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранным в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и референдумах, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций, местных общественных групп, а также на собраниях по месту работы или проживания.

Статья 49. Каждый гражданин СССР имеет право вносить предложения в государственные органы и общественные организации по совершенствованию их деятельности, а также критиковать недостатки в их работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки осматривать
предложения и запросы граждан, отвечать на них и принимать соответствующие меры.

Преследование за критику запрещено. Лица, виновные в таких
преследование должно быть привлечено к ответственности.

Статья 50. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируется свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обеспечивается путем
зданий, улиц и площадей в распоряжение трудящихся и их организаций, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 51. В соответствии с целями строительства коммунизма граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие их политической активности и инициативе, удовлетворению их различных интересов.

Общественным организациям гарантированы условия для успешного
выполнение функций, определенных в их правилах.

Статья 52. Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать или не исповедовать любую религию, вести религиозные культы или атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды или ненависти на религиозной почве запрещается.

В СССР церковь отделена от государства, а школа от церкви.

Статья 53. Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равны в семейных отношениях.

Государство помогает семье путем обеспечения и развития широкой системы детских учреждений, организации и улучшения жилищно-коммунального хозяйства и общественного питания, выплаты пособий при рождении ребенка, предоставления детских пособий и пособий многодетным семьям и других формах. семейных пособий и помощи.

Статья 54. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть арестован иначе как по решению суда или по постановлению прокурора.

Статья 55. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не может без законных оснований проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 56. Неприкосновенность частной жизни граждан, их переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняется законом.

Статья 57. Уважение личности и защита прав и свобод граждан являются обязанностью всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Граждане СССР имеют право на защиту в судебном порядке от посягательств на их честь и репутацию, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество.

Статья 58. Граждане СССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных органов и общественных органов. Жалобы рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом.

Действия должностных лиц, противоречащие закону или превышающие их полномочия, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Граждане СССР имеют право на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями государственных и общественных организаций либо должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Статья 59. Осуществление гражданами своих прав и свобод неотделимо от исполнения ими своих обязанностей и обязанностей.

Граждане СССР обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы, соблюдать нормы социалистического поведения, отстаивать честь и достоинство советского гражданства.

Статья 60. Долг и дело чести каждого трудоспособного гражданина СССР добросовестно трудиться по избранной им общественно полезной профессии, строго соблюдать трудовую дисциплину. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 61. Граждане СССР обязаны беречь и защищать социалистическую собственность. Борьба с присвоением и растратой государственного и общественного имущества, бережное отношение к народному богатству — обязанность гражданина СССР.

Лица, каким-либо образом посягающие на социалистическую собственность, подлежат наказанию в соответствии с законом.

Статья 62. Граждане СССР обязаны охранять интересы Советского государства, укреплять его могущество и авторитет.

Защита Социалистической Родины – священный долг каждого гражданина СССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление против народа.

Статья 63. Военная служба в рядах Вооруженных Сил
СССР — почетный долг советских граждан.

Статья 64. Долг каждого гражданина СССР уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей многонационального Советского государства.

Статья 65. Гражданин СССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественному поведению, содействовать поддержанию общественного порядка.

Статья 66. Граждане СССР обязаны заниматься воспитанием детей, приучать их к общественно полезному труду, воспитывать из них достойных членов социалистического общества. Дети обязаны заботиться о своих родителях и помогать им.