Содержание
«Развалили страну, теперь пытаемся праздновать»: как парламентские партии готовятся к юбилею СССР
Все мероприятия КПРФ приурочивает к юбилейной дате / Евгений Разумный / Ведомости
КПРФ намерена отметить 100-летие со дня образования СССР в Колонном зале Дома союзов. Главной темой станет «роль Советского Союза в мировой системе безопасности», рассказал «Ведомостям» секретарь ЦК партии, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко.
В начале декабря коммунисты запланировали провести научно-практическую конференцию с участием ученых, политологов, экспертов-международников. Программа составлена по образцу празднования 100-летия Великой Октябрьской революции в 2017 г., отметил Ющенко. Основные мероприятия пройдут в Москве 8 декабря, запланирован также праздничный концерт.
«В этом году мы все мероприятия приурочиваем к юбилейной дате. Сегодня тема государственного самоопределения как никогда актуальна. Если мы идем сейчас по пути собирания земель, то далеко идущие выводы необходимо делать из уроков и ошибок, которые были допущены в прошлом. После Первой мировой войны советская власть, по сути, собрала империю в территориальных границах Российской империи, сделав это на основе дружбы, уважения к культуре и традициям, сохранив все языки и все народы», — заявил депутат.
Обсудить и «адаптировать к современной России опыт советского народовластия» члены ЦК КПРФ намерены во время пленума, который состоится в Подмосковье 12 ноября. «Та ситуация, которая есть на сегодня, объективно требует усиления государства, формирования такой управленческой модели в экономике, которая давно получила название «государственного капитализма», – говорил «Ведомостям» зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков.
ЛДПР — еще одна партия, которая решила отметить 100-летие СССР. Там запланировали научно-практическую конференцию на базе Института мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского, чтобы «обсудить внутренние и внешние причины развала Союза и то, какие ошибки можно вынести из истории советского времени», сообщил «Ведомостям» замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов. «Жириновский выступал в поддержку ГКЧП, предрекая весь хаос, который начался потом, и всегда сожалел о распаде СССР», — подчеркнул он.
Представитель «Новых людей» к моменту публикации материала не ответил на запрос «Ведомостей». Представители других парламентских партий отнеслись к исторической дате более сдержанно.
Депутат «Справедливой России» Федот Тумусов отметил, что партия «борется за социализм в обновленном виде». «Среди моих коллег по партии такой вопрос обсуждается. 22 ноября запланирован президиум партии, может быть, там что-то [по поводу празднования 100-летия СССР] решим», – отметил он.
Замруководителя фракции «Единая Россия» Виктор Селиверстов сказал, что не в курсе каких-либо партийных планов, приуроченных к 100-летию образования СССР. «Коммунисты причастны к развалу страны 30 лет назад, чего они теперь собираются праздновать? Победу развала? Сидели бы уже и молчали. Развалили страну, теперь пытаемся праздновать какие-то даты», — заявил он.
29 декабря 1922 г. Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская советские республики подписали договор об образовании СССР. 8 декабря 1991 г. руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины было заключено Беловежское соглашение, в котором объявлялось о создании Содружества независимых государств и прекращении существования СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности».
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь,
чтобы скрыть её
Руководители государственной охраны России и СССР
ВОРОНЦОВ-ДАШКОВ ИЛЛАРИОН ИВАНОВИЧ
(1837–1916)
Родился в г. Санкт-Петербурге. В 1855 г. поступил в Московский университет, с 1856 г. на военной службе. Участник Кавказской и Русско-турецкой(1877–1878)войн.В марте — августе 1881 г. — начальник, в августе — сентябре 1881 г. — главный начальник личной охраны императораАлександра III, в 1881–1897 гг. — министр императорского двора и уделов. С 1897 г. — член Государственного совета. В 1905–1915 гг. — наместник Е. И. В. на Кавказе.
Генерал-адъютант Е. И. В. (1875). Генерал от кавалерии (1890).
Ордена Св. Андрея Первозванного (с бриллиантовыми знаками), Св. Владимира I, II, III и IV ст., Св. Георгия III и IV ст., Св. Александра Невского (с бриллиантовыми знаками), Св. Анны I, III и IV ст., Св. Станислава I ст., другие российскиеииностранные награды.
ЧЕРЕВИН ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1837–1896)
Родился в Костромской губернии. В 1855 г. выпущен из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в лейб-гвардии Кавалергардский полк. Участник Крымской и Русско-турецкой (1877–1878) войн. В 1868–1869 гг. — в Е. И. В. Свите, в 1869–1878 гг. — командир Собственного Е. И. В. конвоя, в 1880–1883 гг. — исправляющий должность начальника III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии и шефа Отдельного корпуса жандармов, одновременно товарищ министра внутренних дел. С сентября 1881 г. — главный начальник Собственной Е. И. В. охраны (с 1894 по 1896 г. — дежурный при Е. И. В. генерал).
Генерал-адъютант Свиты Е. И. В. (1882). Генерал-лейтенант (1886).
Ордена Св. Владимира II, III и IV ст., Св. Георгия IV ст., Св. Анны I, II, II (с короной) и III (с мечами и бантом) ст., Белого Орла, Св. Станислава I ст. (с мечами) и II ст., другие российские и иностранные награды.
ГЕССЕ ПЁТР ПАВЛОВИЧ
(1846–1905)
Родился в г. Чернигове. В 1864 г. выпущен из Пажеского корпуса прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк. Участник Русско-турецкой войны (1877–1878). В 1882–1883 гг. — командир лейб-гренадерского Эриванского полка, в 1884–1888 гг. — командир Сводно-гвардейского батальона, в 1888–1896 гг. — комендант Главной императорской квартиры. С марта 1896 по 1905 г. — дворцовый комендант (должность учреждена в результате переименования должности дежурного при Е. И. В. генерала с сохранением всех прежних функциональных обязанностей).
Генерал-адъютант Е. И. В. (1896). Генерал-лейтенант Свиты Е. И. В. (1896).
Ордена Св. Владимира II, III и IV (с мечами и бантом) ст., Св. Георгия IV ст., Св. Анны I, II и III ст., Св. Станислава I и II (с мечами) ст., другие российские и иностранные награды.
ОЗЕРОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
(1852–1920)
Родился в г. Москве.В 1871 г. выпущен из Пажеского корпуса прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк. Участник Русско-турецкой войны (1877–1878).В 1900–1904 гг. — командир лейб-гвардии Преображенского полка, в июле 1905 г. — исполняющий должность дворцового коменданта, в 1905–1906 гг. — командир 1-й гвардейской пехотной дивизии. В 1906–1912 гг. в отставке. В 1912 г. принят на службу чином генерал-майора и зачислен в Е. И. В. Свиту(вторично). На июль 1916 г. — начальник управления Собственным Е. И. В. дворцом.
Генерал-майор Свиты Е. И. В. (с 1899по 21 июня 1906 г.,1912–1917).Генерал-лейтенант (1917).
Ордена Св. Владимира II, III и IV ст. , Св. Анны I, II, III и IV ст., Св. Станислава I, II и III (с мечами и бантом) ст., другие российские и иностранные награды.
ОЛСУФЬЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
(1843–1907)
Родился в г. Санкт-Петербурге.В 1865 г. по окончании курса Московского университета поступил на службу в полк лейб-гвардии Конной артиллерии. Участник Русско-турецкой войны (1877–1878).В 1869–1881 гг. — адъютант цесаревича, в 1885–1895 гг. — начальник канцелярии Императорской главной квартиры, в 1895–1905 гг. — помощник командующего Императорской главной квартирой, в июле—сентябре 1905 г. — исполняющий должность дворцового коменданта, в 1905–1907 гг. — заведующий придворной частью в Москве и начальник Московского дворцового управления.
Генерал-майор Свиты Е. И. В. (1891). Генерал-лейтенант (1899).
Ордена Св. Владимира II, III и IV ст., Св. Анны I и III ст., Св. Станислава I и II (с мечами) ст., другие российские и иностранные награды.
ЕНГАЛЫЧЕВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
(1864–1944)
Родился в Тамбовской губернии. В 1883 г. выпущен из Пажеского корпуса корнетом в Кавалергардский полк. В 1902–1905 гг. — командир лейб-гвардии Гусарского полка, в сентябре—октябре 1905 г. — исполняющий должность дворцового коменданта, затем в распоряжении командующего Императорской главной квартирой. В 1914 г. — начальник Николаевской военной академии, начальник штаба 6-й армии, в 1914–1917 гг. — Варшавский генерал-губернатор (с 1915 г. номинально), в 1917 г. в распоряжении начальника штаба Верховного главнокомандующего, затем в отставке.
Генерал-лейтенант (1912).Генерал-адъютант Е. И. В. (1915).
Ордена Св. Владимира II и IV ст., Св. Анны I и II ст., Св. Станислава I и III ст., другие российские и иностранные награды.
ТРЕПОВ ДМИТРИЙ ФЁДОРОВИЧ
(1855–1906)
Родился в г. Киеве. В 1874 г. выпущен из Пажеского корпуса корнетом в лейб-гвардии Конный полк. Участник Русско-турецкой войны (1877–1878). В 1893–1896 гг. — командир эскадрона лейб-гвардии Конного полка, в 1896–1905 гг. — московский обер-полицмейстер, в январе—октябре 1905 г. — генерал-губернатор Санкт-Петербурга, одновременно в мае—октябре 1905 г. — товарищ министра внутренних дел, заведующий полицией и командующий Отдельным корпусом жандармов. С октября 1905 по 1906 г. — дворцовый комендант.
Генерал-майор (1900). Генерал-майор Свиты Е. И. В. (1903).
Ордена Св. Владимира III и IV ст., Св. Анны I, II, III и IV ст., Св. Станислава I, II и III ст., другие российские и иностранные награды.
ДЕДЮЛИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1858–1913)
Родился в Ярославской губернии. В 1877 г. выпущен из Пажеского корпуса корнетом в лейб-гвардии Уланский Е. И. В. полк. Участник Русско-турецкой войны (1877–1878). В 1900–1903 гг. — начальник отдела Управления военных сообщений, в 1903–1905 гг. — начальник штаба Отдельного корпуса жандармов. В январе—декабре 1905 г. — градоначальник Санкт-Петербурга. В 1906 г. командующий Отдельным корпусом жандармов. С сентября 1906 по 1913 г. — дворцовый комендант, руководитель Управления дворцового коменданта.
Генерал-адъютант Е. И. В. (1909). Генерал от кавалерии (1912).
Ордена Св. Владимира II и IV ст., Св. Анны I, II и III ст., Св. Станислава I, II, III (с мечами и бантом) ст., другие российские и иностранные награды.
ТРУБЕЦКОЙ ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ИВАНОВИЧ
(1866–1926)
Родился в г. Лондоне. В 1888 г. выпущен из Пажеского корпуса корнетом в лейб-гвардии Конный полк. Участник Русско-японской войны 1904–1905 гг. С 1906–1913 гг. — командир Собственного Е. И. В. конвоя. В октябре — декабре 1913 г. исполнял обязанности дворцового коменданта. В январе — октябре 1914 г. — помощник командующего Императорской главной квартирой, в 1914–1917 гг. — начальник 2-й кавалерийской дивизии.
Генерал-майор Е. И. В. Свиты (1907). Генерал-лейтенант (1914).
Ордена Св. Владимира II, III (с мечами) и IV (с мечами и бантом) ст., Св. Георгия IV ст., Св. Анны I и II (с мечами) ст. , Св. Станислава I, II (с мечами) и III ст., другие российские и иностранные награды.
ВОЕЙКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
(1868–1947)
Родился в г. Царское Село. В 1887 г. выпущен из Пажеского корпуса корнетом в Кавалергардский полк. В 1905–1907 гг. — помощник командира Кавалергардского полка, в 1906–1907 гг. — флигель-адъютант Е. И. В., в1907–1913 гг. — командир лейб-гвардии Гусарского Е. И. В. полка. В 1913–1917 гг. — дворцовый комендант, руководитель Управления дворцового коменданта.
Генерал-майор Свиты Е. И. В. (1909).
Ордена Св. Владимира III и IV ст., Св. Анны I, II и III ст., Св. Станислава I и III ст., другие российские и иностранные награды.
БЕЛЕНЬКИЙ (ХАЦКЕЛЕВИЧ) АБРАМ ЯКОВЛЕВИЧ
(1883–1941)
Родился в Могилевской губернии. Образование — низшее. В 1917–1918 гг. — комиссар ВЧК, в 1919–1920 гг. — начальник Оперативного отделения при Президиуме ВЧК, с 1920 по 31 сентября 1928 г. — начальник Специального отделения при Коллегии ГПУ — ОГПУ, с 1919 по 21 января 1924 г.— начальник личной охраны Председателя Совета народных комиссаров РСФСР и СССР В. И. Ленина. С 1928 г. — на различных должностях в подразделениях ОГПУ — НКВД СССР.
Майор государственной безопасности (1935).
Знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ» (два), наградное оружие и другие награды.
ШАНИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
(1894–1937)
Родился в Московской губернии. Образование — низшее. В 1923–1931 гг. — секретарь Коллегии ОГПУ СССР, в 1928–1930 гг. — начальник Специального отделения при Коллегии ОГПУ СССР (охрана руководителей государства), одновременно в 1930–1931 гг. — начальник Административно-организационного управления ОГПУ СССР и начальник Главной инспекции ОГПУ СССР по милиции и уголовному розыску, начальник Центральной школы ОГПУ СССР, затем на других должностях в ОГПУ — НКВД СССР. В 1936–1937 гг. — начальник 6-го отдела (транспорта и связи) ГУГБ НКВД СССР.
Комиссар государственной безопасности 2 ранга (1935).
Знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ» (два), наградное оружие и другие награды.
ПАУКЕР КАРЛ ВИКТОРОВИЧ
(1893–1937)
Родился в г. Лемберге (Львов). Окончил курсы Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова. В 1923–1934 гг. — начальник оперативного отдела ГПУ — ОГПУ СССР (с 1932 г. возглавлял охрану членов правительства). В 1934–1936 гг. — начальник оперативного отдела ГУГБ НКВД СССР, в ноябре — декабре 1936 г. — начальник отдела по охране членов правительства и дипломатического корпуса ГУГБ НКВД СССР, в 1936–1937 гг. — начальник 1-го отдела (отдела охраны) ГУГБ НКВД СССР.
Комиссар государственной безопасности 2 ранга (1935).
Ордена Красного Знамени (два), Красной Звезды, знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ» (два) и другие награды.
КУРСКИЙ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
(1897–1937)
Родился в г. Харькове. Образование — низшее. В органах государственной безопасности с 1921 г. В ноябре — декабре 1936 г. — начальник секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР, в 1936–1937 гг. — начальник 4-го (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД СССР. В апреле—июне 1937 г. — начальник 1-го (охраны) отдела ГУГБ НКВД СССР, одновременно заместитель начальника ГУГБ НКВД СССР. С июня 1937 г. — начальник 3-го (контрразведывательного) отдела и заместитель наркома внутренних дел СССР.
Комиссар государственной безопасности 3 ранга (1936).
Ордена Ленина, Красного Знамени, знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ» (два) и другие награды.
ДАГИН ИЗРАЭЛЬ ЯКОВЛЕВИЧ
(1895–1940)
Родился в г. Мелитополе. Образование — низшее. В органах государственной безопасности с 1919 г. В 1937–1938 гг. — начальник 1-го отдела (охрана) ГУГБ НКВД СССР, в марте — сентябре 1938 г. — начальник 1-го отдела (охрана правительства) 1-го управления НКВД СССР, в сентябре — ноябре 1938 г. — начальник 1-го отдела (охрана правительства) ГУГБ НКВД СССР.
Комиссар государственной безопасности 3 ранга(1935).
Ордена Ленина, Красного Знамени, знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ» (два), наградное оружие (трижды), золотые часы (дважды) и другие награды.
ВЛАСИК НИКОЛАЙ СИДОРОВИЧ
(1896–1967)
Родился в Гродненской губернии. Образование — низшее. В 1919–1920 гг. — в отряде особого назначения при ВЧК, в 1921–1928 гг.— в оперативном отделе ГПУ. С 1928 г. — в охране И. В. Сталина. С 1938 г. — начальник 1-го отдела (охрана правительства) ГУГБ НКВД СССР. В 1942–1943 гг. — заместитель начальника 1-го отдела НКВД СССР. В 1943–1946 гг. — начальник, первый заместитель начальника 6-го управления НКГБ СССР. В 1946–1952 гг. — начальник ГУО МГБ СССР.
Комиссар государственной безопасности 3 ранга (1938), генерал-лейтенант (1945).
Георгиевский крест IV ст., ордена Ленина (три), Красного Знамени (четыре), Красной Звезды, Кутузова I ст., знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ» (два) и другие награды.
МЕРКУЛОВ ВСЕВОЛОД НИКОЛАЕВИЧ
(1895–1953)
Родился в г. Закаталы. Образование — неоконченное высшее. В органах государственной безопасности с 1921 г.В 1938–1941 гг. — первый заместитель наркома внутренних дел СССР — начальник ГУГБ, в 1941 г. —
нарком государственной безопасности СССР, в 1941–1943 гг. — первый заместитель наркома внутренних дел СССР. Одновременно с 17 ноября 1942 по 14 апреля 1943 г. — начальник 1-го отдела НКВД СССР (по совместительству). В 1943–1946 гг. — нарком (министр) государственной безопасности СССР. В 1950–1953 гг. — министр государственного контроля СССР.
Комиссар государственной безопасности 1 ранга (1943), генерал армии (1945–1953).
Ордена Ленина, Кутузова I ст., Красного Знамени, знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ» и другие награды.
КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
(1903–1948)
Родился в г. Царицыне. Образование — низшее. В органах госбезопасности с 1925 г. В феврале — августе 1941 г. — заместитель начальника 1-го отдела НКГБ СССР, в 1941–1943 гг. — заместитель начальника 1-го отдела НКВД СССР, в мае — августе 1943 г. — начальник 4-го отдела 6-го управления НКГБ СССР. С августа 1943 по апрель 1946 г. — начальник 6-го управления НКГБ — МГБ СССР, в апреле — декабре 1946 г. — начальник управления охраны № 1 МГБ СССР, с декабря 1946 по март 1947 г. — заместитель начальника ГУО МГБ СССР.
Генерал-майор (1945).
Ордена Ленина, Красного Знамени (три), Кутузова II ст. и другие награды.
ИГНАТЬЕВ СЕМЁН ДЕНИСОВИЧ
(1904–1983)
Родился в Херсонской губернии. Образование — Всесоюзная промышленная академия им. Сталина. В 1950–1952 гг. — заведующий отделом ЦК ВКП(б), одновременно в 1951–1953 гг. — министр государственной безопасности СССР. В апреле — мае 1952 г. — по совместительству начальник Главного управления охраны МГБ СССР, с мая 1952 по март 1953 г. — врио начальника управления охраны МГБ СССР. Член Президиума ЦК КПСС в 1952–1953 гг. В марте — апреле 1953 г. — секретарь ЦК КПСС, с июня 1953 по декабрь 1960 г. — на руководящей партийной работе в Татарской АССР и Башкирской АССР.
Воинского звания не имел.
Ордена Ленина (четыре), Трудового Красного Знамени и другие награды.
НОВИК НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
(1914–2009)
Родился в Минской губернии. Образование — среднее специальное. В органах государственной безопасности с февраля 1937 г. С июля 1952 по март 1953 г. — заместитель начальника, и. о. начальника управления охраны МГБ СССР. В 1954–1958 гг. — начальник 9-го отдела ПГУ КГБ при СМ СССР. В 1962–1975 гг. — начальник 3-го отдела ВГУ КГБ при СМ СССР, в 1975–1987 гг. — заместительначальника управления «А» ВГУ КГБ при СМ СССР — КГБ СССР.
Генерал-майор (1974).
Ордена Красного Знамени, Отечественной войны I ст., Трудового Красного Знамени (два), Красной Звезды (три), знак «Заслуженный работник НКВД» и другие награды.
КУЗЬМИЧЁВ СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ
(1908–1989)
Родился в Московской губернии.Образование — низшее. В органах государственной безопасности с 1925 г. В 1946 г. — заместитель начальника управления охраны № 1 МГБ СССР, в 1946–1948 гг. — начальник управления охраны № 1 ГУО МГБ СССР. В 1949–1950 гг. — начальник управления охраны № 2 ГУО МГБ СССР. В 1950–1952 гг. — в распоряжении управления кадров МГБ СССР, заместитель начальника УМГБ Брянской области. В марте — июне 1953 г. — начальник 9-го управления МВД СССР.
Генерал-майор (1945).
Ордена Ленина, Красного Знамени (четыре), Отечественной войны I ст. (два), Красной Звезды (два), знак «Почетный работник ВЧК — ГПУ», именное огнестрельное оружие и другие награды.
ЛУНЁВ КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ
(1907–1980)
Родился в Ярославской губернии. Образование — неоконченное высшее. В 1946–1948 гг. — заместитель заведующего отделом кадров МК ВКП(б), в 1948–1953 гг. — заведующий административным отделом МК ВКП(б) — КПСС, в 1953 г. — заведующий отделом административных и торгово-финансовых органов МК КПСС. С 27 июня по 30 июля 1953 г. — начальник 9-го управления МВД СССР. В 1953–1954 гг. — первый заместитель министравнутренних дел СССР, в 1954–1959 гг. — первый заместитель председателя КГБ при СМ СССР, в декабре 1958 г. — и. о. председателя КГБ при СМ СССР, в 1959–1960 гг. — председатель КГБ при СМ Казахской ССР.
Генерал-майор (1954).
Ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другие награды.
УСТИНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
(1907–1971)
Родился в г. Москве. Образование — высшее. В 1941–1945 гг. — на инженерно-технических и руководящих должностях на заводе АТЭ-1. В 1945–1953 гг. — на партийной работе в Москве.С 30 июля 1953 по 17 марта 1954 г. — начальник 9-го управления МВД СССР, с 17 марта 1954 по 25 декабря 1957 г. — начальник 9-го управления КГБ при СМ СССР. В 1957–1960 гг. — первый секретарь МГК КПСС, в 1960–1963 гг. — посол СССР в Венгрии, в 1963 г. — сотрудник аппарата МИД СССР, с 1963 г. — заведующий отделом секретариата СЭВ.
Генерал-майор (1954).Чрезвычайный и полномочный посол (1960).
Ордена Трудового Красного Знамени (два), Красной Звезды (два) и другие награды.
ЗАХАРОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ
(1909–2002)
Родился в Новгородской губернии. Образование — высшее. В органах внутренних дел и государственной безопасности с января 1940 г. С марта 1953 по июль 1954 г. — начальник 1-го отдела 9-го управления МВД — КГБ при СМ СССР; в 1954–1958 гг. — начальник 1-го отдела — заместитель начальника 9-го управления КГБ при СМ СССР. С февраля 1958 по декабрь 1961 г. — начальник 9-го управления КГБ при СМ СССР. В 1961–1963 гг. — заместитель, а в 1963–1970 гг. — первый заместитель председателя КГБ при СМ СССР.
Генерал-полковник (1964).
Ордена Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I ст. (два), Трудового Красного Знамени (три), Красной Звезды (три), знак «Почетный сотрудник госбезопасности» и другие государственныеи ведомственные награды.
ЧЕКАЛОВ ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ
(1924–1969)
Родился в Царицынской губернии. Образование — неоконченное высшее. Участник Великой Отечественной войны. В 1943–1945 гг. — служба в РККА (2-й Украинский фронт). В 1948–1949 гг. — слушатель ЦКШ при ЦК ВЛКСМ. В 1949–1958 гг. — на партийной работе. В органах внутренних дел и госбезопасности с 1958 г. В 1958–1961 гг. — заместитель начальника 9-го управления КГБ при СМ СССР. С декабря 1961 по июнь 1967 г. — начальник 9-го управления КГБ при СМ СССР. Завершил военную службу в должности заместителя начальника УКГБ при СМ СССР по Тамбовской области.
Генерал-майор (1964).
Ордена Ленина, Красной Звезды и другие государственные награды.
АНТОНОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1922–1989)
Родился в Ульяновской области. Образование — высшее специальное. Участник Великой Отечественной войны. В органах государственной безопасности с 1949 г. В 1964–1967 гг. — заместитель начальника 9-го управления КГБ при СМ СССР, в 1967–1968 гг. — первый заместитель начальника 9-го управления КГБ при СМ СССР. С июня 1967 по февраль 1968 г. — и. о. начальника, с февраля 1968 по август 1974 г. — начальник 9-го управления КГБ при СМ СССР (с мая 1973 г. — член Коллегии КГБ при СМ СССР). В 1974–1983 гг. — начальник 15-го главного управления — заместитель председателя КГБ при СМ СССР — КГБ СССР.
Генерал-лейтенант (1968).
Ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени (два), Отечественной войны I и II ст., Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (два), знак «Почетный сотрудник госбезопасности» и другие государственные и ведомственные награды.
СТОРОЖЕВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1928–1997)
Родился в Тульской области. Образование — высшее. В 1955–1961 гг. — на руководящих должностях в хозяйственных, советских и партийных органах. В органах государственной безопасности с 1962 г. В 1971–1973 гг. — заместитель начальника Управления кадров КГБ при СМ СССР, в 1973–1974 гг. — начальник Хозяйственного управления КГБ при СМ СССР. С августа 1974 по март 1983 г. — начальник 9-го управления КГБ при СМ СССР — КГБ СССР. В 1983–1991 гг. — начальник 4-го управления КГБ СССР.
Генерал-лейтенант (1976).
Ордена Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, знак «Почетный сотрудник госбезопасности» и другие государственные и ведомственные награды.
ПЛЕХАНОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
(1930–2002)
Родился в г. Москве. Образование — высшее. С 1960 г. — на комсомольской и партийной работе.В органах госбезопасности с 1967 г. В 1967–1970 гг. — старший офицер приемной председателя КГБ при СМ СССР, в 1970–1983 гг. — начальник 12-го отдела КГБ при СМ СССР — КГБ СССР. С марта 1983 по февраль 1990 г. — начальник 9-го управления КГБ СССР (с декабря 1987 г. — член Коллегии КГБ СССР). С февраля 1990 по 22 августа 1991 г. — начальник Службы охраны КГБ СССР.
Генерал-лейтенант (1981).
Ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», знак «Почетный сотрудник госбезопасности» и другие государственные и ведомственные награды.
БАШКИН ГЕННАДИЙ ДЕМЕНТЬЕВИЧ
(1931–2014)
Родился в Саратовской области. Образование — высшее. В органах государственной безопасности с 1951 г. В 1985–1986 гг. — начальник отдела службы и боевой подготовки — заместитель начальника 9-го управления КГБ СССР, в 1986–1991 гг. — комендант Московского Кремля, одновременно в 1986–1990 гг. — заместитель начальника 9-го управления КГБ СССР. В 1990–1991 гг. — заместитель начальника Службы охраны КГБ СССР. С 22 по 31 августа 1991 г. — и. о. начальника, а с 31 августа по 14 декабря 1991 г.— заместитель начальника Управления охраны при Аппарате Президента СССР.
Генерал-майор (1985).
Ордена Отечественной войны I ст., Красной Звезды, «Знак Почета», знак «Почетный сотрудник госбезопасности» и другие государственные и ведомственные награды.
РЕДКОБОРОДЫЙ ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ
(1937)
Родился в Краснодарском крае. Образование — высшее. В 1956–1961 гг. — на срочной и сверхсрочной службе в ВС СССР. В органах государственной безопасности с 1962 г. В 1962 – 1978 гг. на различных должностях в 9-м управлении КГБ при СМ СССР, в 1980 г. — заместитель начальника отдела управления ПГУ КГБ СССР, в 1980–1984 гг. — в командировке в Демократической Республике Афганистан (ДРА). С 1984 г. — в 9-м управлении КГБ СССР. С 31 августа по 14 декабря 1991 г. — начальник Управления охраны при Аппарате Президента СССР, с 14 декабря 1991 по 5 мая 1992 г. — начальник Главного управления охраны РСФСР.
Генерал-майор (1991).
Ордена Красной Звезды, Красного Знамени (ДРА), другие государственные и ведомственныенаграды.
БАРСУКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
(1947)
Родился в г. Липецке. Образование — высшее специальное. С 1970 г. на различных должностях в 9-м управлении КГБ при СМ СССР — КГБ СССР. В 1991–1995 гг. — комендант Московского Кремля, одновременно с июня 1992 по июль 1995 г. — начальник Главного управления охраны Российской Федерации. В 1995–1996 гг. — директор ФСБ России, член Совета безопасности РФ. В 1997–1998 гг. — начальник управления по обслуживанию специальных объектов Администрации Президента Российской Федерации, с 1998 г. — в аппарате Совета безопасности РФ.
Генерал армии (1995).
Орден Красной Звезды, знак «Почетный сотрудник госбезопасности», другие государственные, ведомственные и общественные награды.
КРАПИВИН ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1947 — 2015)
Родился в Свердловской области. Образование — высшее. В 1966–1968 гг. на срочной службе в ВС СССР. В 1991–1993 гг. — заместитель коменданта Московского Кремля — комендант комендатуры резиденции Президента РФ, заместитель, первый заместитель начальника Главного управления охраны РФ. С 29 июля 1995 по 19 июня 1996 г. — начальник Главного управления охраны Российской Федерации, с 19 июня 1996 по 7 мая 2000 г. — руководитель Федеральной службы охраны Российской Федерации, 7–18 мая 2000 г. — и. о. руководителя Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Генерал-полковник (1998).
Орден «За военные заслуги», другие государственные и ведомственные награды, именное огнестрельное и холодное оружие.
МУРОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
(1945)
Родился в г. Звенигороде Московской области. Образование — высшее техническое и высшее специальное. В органах государственной безопасности с 1971 г. В 1974 – 1991 гг. — на различных должностях в КГБ при СМ СССР — КГБ СССР. В 1992–1997 гг. — начальник ряда районных подразделений ФСБ России в г. Санкт-Петербурге. В 1997–2000 гг. — заместитель начальника Управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В 2000 г. — первый заместитель начальника департамента экономической контрразведки ФСБ России. С 18 мая 2000 по 26 мая 2016 г. — руководитель, директор Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Генерал армии (2004).
Награды: государственные и ведомственные.
КОЧНЕВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ
(1964)
Родился в г. Москве. Образование — высшее специальное. В 1982–1984 гг. — на срочной службе в ВС СССР. В 1984–2002 гг. — на службе в силовых ведомствах СССР и Российской Федерации. С 2002 г. — в органах государственной охраны Российской Федерации. В 2015–2016 гг. — заместитель директора ФСО России — руководитель Службы безопасности Президента Российской Федерации ФСО России.
Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 256 назначен директором Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Генерал армии (2020).
Награды: государственные и ведомственные.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
верхний
Что-то случилось на пути к рынку: экономическое состояние бывшего СССР | Журнал дипломатической службы
Журнал дипломатической службы > Декабрь 2016 > Что-то случилось на пути к рынку: экономическое состояние бывшего СССР
Когда речь идет о государствах-преемниках Советского Союза, экономическая и коммерческая дипломатия является особенно важной частью внешней политики США.
МАЙКЛ А. ЛАЛЛИ
Содружество Независимых Государств, 1994 г.
ЦРУ
После более чем десяти лет сосредоточения внимания на борьбе с терроризмом и Ближнем Востоке американские и европейские политики снова начали обращать внимание на Россию и Евразию, где подъем российского автократического национализма и агрессия Москвы привели к Украина вызвала дрожь от Прибалтики до Средней Азии. Поскольку Кремль стремится проецировать силу и влияние, политические и военные соображения будут по-прежнему доминировать в поле зрения политиков в отношении России и Евразии. Однако Соединенным Штатам следует шире использовать один из самых острых инструментов в своем арсенале политических инструментов: силу нашей экономической системы.
В то время как государства-правопреемники СССР достигли разного уровня экономической независимости за последнюю четверть века, многие из них более или менее отказались от централизованного планирования прошлого и вместо этого обращаются к модели свободного рынка. Например, демонстрации на Майдане в Украине в 2014 году были вызваны решением бывшего президента Виктора Януковича выйти из Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, которое укрепило бы торговые и инвестиционные связи.
В своем протесте украинцы выступали не за зону свободной торговли как таковую, а за европейское будущее с политическим плюрализмом, рабочими местами и возможностями. Страны Балтии, с сильной национальной памятью о независимости, ухватились за экономическую реформу и ЕС. и членство в НАТО для построения конкурентоспособной экономики. Почти все другие постсоветские страны стремятся к более тесным экономическим связям с США, Европой и все чаще с Китаем.
Это создает как возможности, так и проблемы для политиков США, которым следует и дальше интегрировать экономическую и коммерческую дипломатию в политику.
Россия: один шаг вперед, два шага назад
На момент обретения независимости в 1991 году Россия занимала хорошие позиции, учитывая ее географическое положение, охватывающее два континента, ее природные ресурсы и хорошо образованную рабочую силу. Однако неумелые попытки экономических реформ в 1990-х годах в сочетании с катастрофическим падением ВВП в значительной степени дискредитировали принципы свободного рынка. Как заметил один обозреватель по поводу экономической «шоковой терапии» XIX в.90-е: «Это все шок и никакой терапии». Рыночная экономика, свобода печати и свобода слова стали кодовыми словами западной развратности, от которой матушка-Россия будет защищать своих граждан. Это отсутствие политического и экономического развития породило рост путинизма, проникшего во все слои общества.
За время своего пребывания на посту президента с 2008 по 2012 год Дмитрий Медведев понял вызов: необходимость срочной модернизации с упором на экономику. Соединенные Штаты поддержали усилия Москвы по глобальной экономической интеграции, используя значительный политический капитал для обеспечения вступления России в ВТО, отмены устаревшей поправки Джексона-Вэника и поощрения двустороннего экономического сотрудничества в стратегических усилиях, направленных на то, чтобы дать России долю в мировой экономике. и сделать ему прививку от его исторических ксенофобских тенденций. Но для каждой сделки нужны покупатель и продавец; и по мере того, как Россия все больше замыкалась в себе, Москва не покупалась.
Дело Ходорковского 2003 года позже было признано определяющим примером путинской России, которую можно резюмировать так: «Олигархи, вы можете зарабатывать и сохранять свои деньги, но даже не думайте лезть в политику».
Сегодняшняя российская экономика имеет поразительное сходство с 1980-ми годами: низкие цены на нефть сокращают приток твердой валюты; крупные государственные вложения в промышленность приносят мало реальной отдачи; За западными санкциями последовали контрсанкции против США и ЕС. сельскохозяйственные продукты вызывают большую внутреннюю инфляцию; Российские банки, находящиеся под санкциями, не могут пролонгировать значительный долг в долларах и евро — этот список можно продолжить.
Еще большую тревогу вызывает растущая эмиграция лучших умов России, которых привлекают экономические возможности на Западе. Мрачный политический ландшафт России и отсутствие инноваций не сулят ничего хорошего ее экономическим перспективам. Тем не менее ее значительные ресурсы — человеческие, природные и научные — помогут, если когда-нибудь Россия решит серьезно переориентироваться на экономику.
Украина: пробный пример широкомасштабной экономической реформы в Евразии
На заре независимости в 1991 году многие наблюдатели считали, что Украина имела наилучшие шансы на успех среди всех нерусских бывших республик. Близость к европейским рынкам, развитая железнодорожная система и порты, щедрость сельского хозяйства и образованная рабочая сила сделали Украину удачным выбором. Однако сочетание слабых государственных институтов и коррумпированной политической элиты привело в лучшем случае к полудееспособному государству. Показательный пример: в 1991 г. польский и украинский ВВП были примерно равны. Сегодня украинская экономика примерно в три раза меньше, чем у ее западного соседа, теперь уже входящего в ЕС. член.
После более чем двух десятилетий массовой клептократии в ноябре 2013 года украинский народ сказал «хватит». Борясь с российской агрессией на Востоке и экономическими потерями из-за незаконной оккупации Крыма Россией, в 2014-2015 годах Киев начал борьбу с коррупцией и кумовством, что привело к смелому решению провести болезненные, но необходимые экономические реформы. При значительной поддержке США и Европы Украина добилась больших успехов, добившись улучшения корпоративного управления, снижения зависимости от российского газа, присоединения к Соглашению Всемирной торговой организации о государственных закупках, публичного декларирования активов государственных чиновников и создания новой полиции. сила. Страна, возможно, добилась большего прогресса в экономической реформе за последние два года, чем за предыдущие 25 лет, но она остается критическим испытанием для реформирования неблагополучной экономики и развития сильных, прозрачных институтов в условиях более или менее свободной рыночной экономики.
Кавказ, Молдова и Беларусь: смешанная картина
В 1990-х годах значительных запасов углеводородов Азербайджана и продуманная политика транспортировки энергии дали стране экономический импульс. Поддержка США энергетического коридора Восток-Запад обеспечила политическое пространство и реальную прибыль в долларах, увеличив ВВП Азербайджана на душу населения к 2011 году втрое. Покойный президент Гейдар Алиев, зажатый замороженным конфликтом в Нагорном Карабахе и могущественными соседями в Иране и России, мастерски сыграл слабая рука, использующая нефтяные и газовые ресурсы страны для обеспечения независимости. Но, как и следовало ожидать, началась «голландская болезнь», когда нефтедоллары и коррупция вытеснили реальное экономическое развитие. Столкнувшись с девальвацией азербайджанского маната, ростом стоимости жизни и внутренними волнениями, бакинская элита предприняла первые шаги по проведению экономической реформы. Более широкое использование электронного правительства и меры налоговой реформы были направлены на снижение коррупции, но многое еще предстоит сделать. Сохраняющиеся низкие цены на нефть могут послужить стимулом для проведения более широкой экономической реформы, но необходимо преодолеть глубоко укоренившиеся интересы могущественных элит, чтобы по-настоящему открыть азербайджанскую экономику.
Грузия остается устойчивой, несмотря на повсеместную коррупцию советского периода, гражданскую войну 1990-х годов и непродолжительный, но дорогостоящий конфликт с Россией в 2008 году. Несмотря на небольшую экономику и внутренний рынок, Грузия проводила экономические реформы по простой причине. : у него не было выбора. Грузия стремится к более тесным связям с Европой, о чем свидетельствует ее Соглашение об ассоциации с Европейским союзом от 2014 года. И она улучшила свой рейтинг Всемирного банка по легкости ведения бизнеса до 24, опередив Нидерланды и Швейцарию. Недавние выборы в Грузии получили в целом хорошие отзывы, что является положительным моментом для потенциальных иностранных инвесторов. Страна зарекомендовала себя как стабильный и надежный партнер в энергетическом коридоре Восток-Запад в обмен на необходимые доходы и сильный политический якорь за счет прямых инвестиций международных нефтяных компаний.
Армения и Молдова остаются в ловушке геополитического угла, который ограничивает их экономическое развитие. В Армении Нагорный Карабах и сильное влияние России в экономике закрыли большинство возможностей для диверсификации. В Молдове непокорная так называемая Приднестровская Республика и продолжающиеся внутриполитические беспорядки ограничили реформы в одной из беднейших стран Европы. У этих стран небольшие внутренние рынки, и им необходимо использовать свои сильные стороны в области информационных и коммуникационных технологий, пищевой промышленности и спиртных напитков.
Признавая вызов, исходящий от своего восточного соседа, Беларусь недавно возобновила свою давно бездействующую экономическую дипломатию, чтобы восстановить связь с международными финансовыми институтами. Но государство остается основным экономическим субъектом. Без целенаправленной экономической реформы Беларусь вряд ли добьется значительного прогресса.
Центральная Азия: Казахстан лидирует, но…
Спустя двадцать пять лет после обретения независимости экономическая политика в пяти странах Центральной Азии сильно различается. Их внутрирегиональная торговля является одной из самых низких в мире, в первую очередь из-за плохой инфраструктуры, крупной теневой экономики и отсутствия таможенного сотрудничества. Несмотря на эти проблемы, Пекин разработал комплексную и хорошо финансируемую концепцию «Один пояс, один путь», которая направлена на использование Центральной Азии в качестве сухопутного моста на европейские и ближневосточные рынки. Долгосрочная задача региона: повысить ценность цепочки поставок, а не просто стать «проездом» для азиатского экспорта на Запад.
Казахстан стал бесспорным региональным лидером в области экономических реформ, опираясь на значительные нефтяные богатства, разумные решения по транспортировке энергии и несовершенный, но более или менее благоприятный подход к частному предпринимательству. Благодаря постоянной ротации высокопоставленных государственных чиновников Президент Назарбаев сформировал бюрократическую элиту, обладающую знаниями, навыками и опытом для управления страной. Страна пострадала от низких цен на нефть, газ и сырьевые товары, которые оказали понижательное давление на тенге, повысили стоимость жизни и спровоцировали спорадические протесты. Астана стремилась к долгосрочной экономической конкурентоспособности, вступив во Всемирную торговую организацию и участвуя в диалоге с международным деловым сообществом.
Узбекистан потенциально может пробить в регионе значительно больше своего веса, учитывая его значительную территорию, население, энергетические и минеральные запасы, развитую тяжелую и легкую промышленность. Однако ташкентская государственная модель экономического планирования способствовала развитию крупной теневой экономики и множественных обменных курсов. Узбекистан отрицает какие-либо проблемы с наличием иностранной валюты, но это главная проблема для узбекских и иностранных компаний.
Долгосрочная задача стран Центральной Азии: повысить ценность цепочки поставок, а не просто стать «проездом» для азиатского экспорта на Запад.
Вместо дерегулирования своего рынка для привлечения широкого круга внутренних и иностранных инвестиций Ташкент проводит промышленную политику, основанную на высокотехнологичных отраслях. Это привело к некоторым ограниченным успехам в производстве, ориентированном на экспорт. Тем не менее, с ослаблением процесса принятия экономических решений и сокращением роли государства в экономике низкие затраты и изобилие рабочей силы в Узбекистане могут стимулировать развитие. Выборы в конце 2016 года открывают возможность для политических и экономических реформ, которые могут раскрыть потенциал Узбекистана.
Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан имеют ограниченные краткосрочные возможности для широкомасштабного экономического развития. Небольшой рынок Кыргызстана , отсутствие ориентированного на экспорт производства и ограниченный крупномасштабный сельскохозяйственный потенциал сдерживают его рост. Его горнодобывающий сектор, изначально считавшийся перспективным для иностранных инвестиций, по-прежнему находится в упадке. Таджикистан по-прежнему в значительной степени зависит от денежных переводов из России. Учитывая активность радикальных исламистов в регионе, это создает краткосрочные и долгосрочные вызовы для безопасности США, России и Европы. Туркменистан остается в значительной степени закрытым для внешнего мира, стремящимся к экономической самодостаточности. Это подрывает разработку его огромных запасов газа, которые останутся в значительной степени неразведанными, если не будет роста мировых цен на газ и более конкурентоспособной среды разведки и добычи.
Марафонский тур госсекретаря Джона Керри в феврале 2016 года и августовское взаимодействие США и Центральной Азии (C5 Plus One) с министрами иностранных дел региона — это именно те шаги, которые необходимы для вовлечения политического, экономического и человеческого аспектов наших двусторонних отношений в Центральной Азии. Азия. Учитывая наши пересекающиеся политические, экономические интересы, интересы в области безопасности, разведки и прав человека в этом регионе, Соединенным Штатам следует одновременно строить все эти столпы, не дожидаясь разрешения того или иного измерения.
Прибалтика: восточная окраина Запада
После обретения независимости страны Балтии стали обладателями относительно сильных институтов, конструктивного националистического духа и меньшей, но более реформируемой экономики. В 2011 году Эстония стала первым постсоветским государством, перешедшим на евро, и имеет самое низкое отношение долга к ВВП в ЕС. Латвия столкнулась с серьезным экономическим потрясением после глобального экономического кризиса 2008 года, но к 2010 году начала реформы, направленные на укрепление судебной системы, снижение коррупции и возвращение к росту9.0005 Литва инвестирует в собственную энергетическую независимость путем строительства крупнейшего в регионе терминала сжиженного природного газа, что снизит долговую нагрузку на поставки российского газа.
Но реальная картина в странах Балтии не в сравнении стран за странами, а в совокупности: как блок они представляют восточную окраину ЕС, НАТО и верховенства закона. Учитывая большое русское население и кое-где сухопутную границу с Россией, отмеченную палками и шестами, страны Балтии ожидают постоянной поддержки со стороны Брюсселя и Вашингтона. Недавнее решение о Brexit не понравилось балтийским столицам, которые отчаянно нуждаются в объединенной Европе и нервно смотрят на восток. К счастью, их ЕС а членство в НАТО обеспечивает прочную основу экономики и безопасности, которую ценят международные инвесторы.
Слепые узы: Евразийский экономический (рас)союз?
Многие евразийские столицы были настороженно настроены, когда Россия начала выступать за создание Евразийского экономического союза в 2014 году. Это предложение рассматривалось как потенциальный мост для усиления доминирования Москвы в регионе, при этом некоторые утверждали, что ЕАЭС может быть закулисным методом воссоздания бывший Советский Союз. Однако при ближайшем рассмотрении это мнение быстро опровергается.
Во-первых, за немногими исключениями, евразийские лидеры не видят в Москве «сияющий город на холме» будущего политического и экономического развития. Во-вторых, евразийские элиты вряд ли захотят уступить власть институту, в котором доминирует Россия. Наконец, серьезное беспокойство вызывает «расползание политики»: таможенный союз с синхронизированными стандартами может привести к возможным призывам к валютному союзу и, как следствие, к потере экономического суверенитета.
Страны Евразии, обладающие достаточными политическими и экономическими возможностями, будут играть в долгую игру с ЕАЭС; другие, такие как Узбекистан и Украина, сразу отвергли его. С точки зрения политики США мы должны признать, что при отсутствии жизнеспособных альтернатив некоторые евразийские страны будут чувствовать необходимость сотрудничать с ЕАЭС на минимальном уровне. Например, у Москвы есть карты на получение разрешений на работу для миллионов мигрантов из Центральной Азии, выполняющих черную работу в России и отправляющих денежные переводы домой. В то время как Россия и все в большей степени Китай будут играть ключевую роль в экономике Евразии в течение следующего десятилетия, более активное и стратегическое экономическое участие США в отдельных нероссийских государствах может предоставить некоторые основные альтернативы политикам в этих столицах.
В преддверии 2017 года: варианты политики США
Конгресс 115-го созыва и следующая администрация в первые дни своего пребывания в должности будут иметь на своих столах стопки информационных материалов. ИГИЛ, Сирия, Китай, Индия, глобальные пандемии и изменение климата будут конкурировать за ограниченное время и внимание высокопоставленных политиков. Однако продолжающееся сопротивление России, стабильность Украины, страны Балтии как аванпоста НАТО и озабоченность по поводу преемственности власти в Центральной Азии должны привлечь внимание политиков к Евразии, которая жизненно важна для интересов США. Более того, политики должны смотреть на регион в целом, а не на искусственные бюрократические границы.
Заводите друзей и оказывайте влияние на людей. Решения о преемственности руководства вырисовываются по всему региону, и политики США должны быть к этому готовы. Для этого потребуется глубокое знание конкурирующих политических партий и кланов, их деловых интересов и взглядов слабого и раздробленного гражданского общества. Следует поощрять повторные назначения FSO, инвестиции в истинный опыт работы в данной области и языковую компетенцию в регионе Евразии для формирования прочных сетей по мере того, как лица, принимающие решения среднего звена, превращаются в элиту стран.
Бункеры не работают. Необходима полная интеграция жесткой и мягкой силы США, включая политическую, экономическую, безопасность, правоохранительные органы, разведку, помощь и компоненты публичной дипломатии. Слишком часто разногласия по одному аспекту наших отношений с евразийским государством приводят к изоляции в других областях. Политики США должны одновременно работать на разных платформах, чтобы добиться результатов в областях, не связанных напрямую с конкретным взаимодействием.
Это экономика, тупица. Это стандартная фраза в столицах Евразии: «Мы хотим больше американской торговли и инвестиций». В то время как живая бизнес-среда Евразии делает эту цель амбициозной, можно сделать больше для демонстрации американской экономической мощи. Оживление деятельности Агентства по торговле и развитию в Евразии, дальнейшие инвестиции Корпорации зарубежных частных инвестиций и полноценный Экспортно-импортный банк США, уполномоченный работать в Украине, могут иметь большое значение для сшивания разрушенной инфраструктуры, снижения потерь энергии и поддержки американской экономики. экспорт и деловое партнерство. Управление USAID по кредитам на развитие использовалось для стимулирования экономической активности на низовом уровне и должно быть расширено. Это потребует стратегического комплексного подхода со стороны следующей администрации, чтобы обеспечить полное развертывание наших коммерческих дипломатических активов.
Обратите внимание на пробел. С 1990-х годов количество аспирантов по евразийским делам в университетах США значительно сократилось из-за сосредоточения внимания на Китае и Ближнем Востоке, а также снижения федерального правительства и академической поддержки нового поколения специалистов по Евразии. Это роскошь, которую мы не можем себе позволить. Необходимо упростить и оживить увеличение финансирования стипендий, обучения языку страны, программ ускоренного приема в федеральное правительство и стимулов для списания студенческих кредитов.
Прошлое как пролог?
В течение последних 25 лет правительства Евразии придерживались осторожного подхода к политико-экономическому развитию: частное предпринимательство будет терпимо до тех пор, пока оно укрепляет государство и не угрожает интересам элиты. Это могло сработать в доинтернетном, неглобализированном мире, в котором родились государства-преемники Советского Союза, но с каждым новым технологическим новшеством становится все труднее.
То, как правительство относится к частному предпринимательству, почти всегда является отражением его отношения к собственным гражданам. Государство, которое может способствовать развитию инновационного, предпринимательского общества, в котором граждане могут безопасно превратить идею в бизнес, демонстрирует правительство в мире с самим собой и наличие соблюдаемого общественного договора. Правительства, которые ограничивают частный сектор из-за боязни создания конкурентоспособных институтов, относятся к своему собственному народу с настороженностью и презрением.
В то время как Украина борется за то, чтобы стать более демократичной страной, ориентированной на свободный рынок, Россия, Беларусь, Туркменистан и другие евразийские государства все еще ждут славных дней сильного центрального правительства. За годы моего пребывания в Евразии многие мои коллеги и друзья озвучили желание стать «нормальной страной». Некоторые евразийские государства встали на этот путь, пытаясь создать экономику и общество, способные развиваться в XXI веке. Другие нет. По мере того, как евразийские государства вступают во взрослую жизнь, в интересах нашей национальной безопасности обеспечить их успех.