Содержание
кем был, биография правления, история, портрет, личная жизнь, как умер князь
Олег Вещий – новгородский и киевский правитель, получивший власть в 879 г. в результате смерти Рюрика. Олег был верным соратником первого новгородского князя, а позднее – регентом его малолетнего сына Игоря. Правил Вещий более 30 лет: объединил славянские земли, заключал экономические союзы, укреплял границы.
Происхождение
Князь Олег Вещий родился в 850 г. на территории современной Швеции. Личность великого русского правителя до начала правления мало изучена, поэтому история его появления окутана легендами и мифами.
Существует множество теорий о происхождении Вещего. Кратко о наиболее популярных из них:
- Олег Вещий – верный дружинник Рюрика. Имя «Олег» имеет языческо-скандинавские корни. Во время своего правления Вещий установил дань для Новгорода в пользу варягов. Данный момент подтверждает его скандинавское происхождение.
- Олег Вещий – брат жены Рюрика. В Иоакимовской летописи, достоверность которой сомнительна, фигурирует несколько имен. Гостомысл – новгородский старейшина, призвавший варягов править землями. Ефанда – дочь Гостомысла, которая по легенде, вышла замуж за Рюрика. Олег Вещий – брать Ефанды, который впоследствии стал шурином Новгородского правителя.
Летопись «Повесть временных лет», которая является опорой для историков, напрямую не упоминает происхождение Вещего.
Правление
Олег Вещий стал правителем Новгородский земли в 879 г. Умирая, Рюрик-Сокол назначил верного дружинника (и возможного шурина) регентом малолетнего сына Игоря.
В 882 г., после захвата Киева, князь стал правителем Киевской земли и занимал пост в течение 30 лет.
Великие походы и завоевания
История князя Олега насыщена событиями. В жизни дружинника-регента было много походов и завоеваний, которые дали начало для становления Киевской Руси как цельного самостоятельного государства.
Захват Смоленска, Киева
В 882 г. Вещий собрал войско. В его состав входили многие восточнославянские племена, варяги. Правитель новгородской земли направился в сторону Любеча, Смоленска, захватив города. В гарнизоне крепостей были оставлены верные соратники.
Далее Олег Вещий пошел в сторону Киева, вниз по Днепру. В могущественном городе сидели князья Аскольд и Дир.
Аскольд и Дир – киевские правители, заложившие основы государственности. Они стали первыми христианами на русской земле. Единого мнения о происхождении Аскольда и Дира нет – существуют разные теории, которые противоречат друг другу. В «Повести временных лет» не указано, враги или бывшие соратники, варяги или вассалы хазар.
Олег Вещий оставил часть дружинников неподалеку от города. На кораблях прибыл в Киев, оставшись на палубе под предлогом болезни, отправил людей передать послание. Соратники Олега представились купцами и предложили Аскольду и Диру осмотреть товар (много бисера, украшений).
Киевских князей выманили из крепости. Олег объявил малолетнего Игоря Рюриковича наследником, после чего приказал убить Аскольда и Дира.
Князь объявил Киев матерью городов русских. На это было несколько причин:
- Удобное расположение города. Таким образом князь мог контролировать границы, судоходство по Днепру.
- Экономическая выгода. Киев – крупный город, где было расположено множество ремесленных и торговых точек. Также Олег Вещий назначил соседним городам выплату дани.
- Защита. Город-крепость, после преобразований Олега, был защищен множеством мелких городков. Это обеспечивало безопасность князю, княжеской семье.
После захвата Киева перед Олегом стала задача – подчинить власти Киевской земли соседние племена, которые могли совершать набеги.
Покорение племен
После подчинения киевлян и захвата столицы главной задачей князя Олега Вещего стало покорение соседних племен. Завоевательные походы позволили не только укрепить границы, но и наладить экономическую ситуацию в образовавшемся «государстве».
Под влияние попали:
- Древляне. Вещий покорил племя в 883 г. Свободолюбивый народ выплачивал дань при правлении их завоевателя, а после его смерти – отказался. Тогда князю Игорю пришлось идти с дружиной на древлян.
- Северяне. Племя расположилось над Киевом, неподалеку от Чернигова. Олег пошел с походом на северян в 884 г., после чего обложил их данью. Племя ранее выплачивало денежный побор хазарам в более крупном размере.
- Радимичи. Для завоевания племени Вещему не пришлось собирать поход – князь отправил послов узнать, кому платят дань радимичи. Народ собирали побор для хазар, но решили выплачивать ту же сумму киевскому князю.
Так правитель, более известный как Олег Вещий, заложил основы государственности и дал толчок для дальнейшего развития Киевской Руси.
Осада Киева венграми
С 890 г. венгры-кочевники начали массовую перекочевку на запад, а также завоевание Паннонской равнины. Данное событие сомнительно, так как нет официальных подтверждений.
Предполагаемый ход событий:
- Венгры на плотах переправились на правую сторону Днепра.
- Киевский князь в содружестве с половцами был разбит, укрылся за стенами города.
- Спустя неделю осады венгры начали наступать, но не смогли взять Киев.
- Киевский князь откупился от завоевателей крупной суммой, после чего венгры отступили.
Сомнительность данного события обусловлена несостыковками в дате. Считается, что венгерских кочевников возглавлял хан Альмош (погибший в 895 г.), при этом «Повесть временных лет» относит осаду Киева к событиям 898 г.
Война с Византией
Царьград – столица Византийской империи, один из богатейших городов. Современный Константинополь является не только экономически, но и стратегически выгодным местом. С походом Киевского правителя на Царьград связано несколько мирных соглашений.
Договор Киева с Византией 907 г. является следствием успешного похода Олега. Русский правитель собрал крупную армию, подготовил множество кораблей для осады Царьграда. В Олегову армию брали не всех – лишь самых отчаянных, нищих и смелых. Дружина правителя состояла из славян, варягов и финнов.
Византийский император подготовился к нападению Вещего, поэтому заранее закрыл ворота города и приказал огородить гавань цепями. Таким образом киевское войско не могло проникнуть к богатствам Византии, а лишь грабило окрестности.
Вещий решил утолить варяжскую жажду богатств и приказал изготовить колеса. Ладьи поставили на колеса, а когда ветер раздул паруса корабли пошли в сторону города. Чтобы избежать разрушения и гибели, испуганные греки предложили мир Киевскому князю.
Договор с Византией обеспечивал многолетний мир между двумя государствами. Также стоит отметить важные экономические и стратегические выгоды, которые позволяли беспрепятственную торговлю, обеспечение припасами.
Позднее, в 911 г., русские послы были отправлены в Константинополь для подтверждения и заключения контракта. Были дописаны пункты, обеспечивающие помощь людям, попавшим в кораблекрушения.
Личная жизнь
Личная жизнь князя Олега, как и его происхождение, не изучена. Считается, что у князя-регента были жена и дети, но их личности не раскрываются.
На чем основаны предположения о браке князя Олега Вещего:
- Правитель заслужил доверие и авторитет среди дружинников. В Древней Руси полигамия являлась символом мужества, что также учитывалось при выборе полководца.
- Отдельные летописи указывают, что множественные походы не позволили Олегу официально закрепить брак, но у него были дети.
- Также существуют предположения, что Ольга – жена князя Игоря, приходилась Олегу дочерью. Происхождение будущей княгини неизвестно, существуют лишь отдельные легенды. Поддерживает данную теорию цель Олега Вещего – сплотить Киевскую Русь.
Личная жизнь князя загадочна и неясна. О возможных браках и родствах на данный момент можно лишь строить догадки, обращаться к легендам, теориям.
Как умер
Смерть Олега Вещего связана с легендами, волхвами, ядовитыми змеями. Еще до похода на Византию и заключения соглашения, языческие жрецы предсказали Киевскому князю смерть от его любимого коня Факси (Грива).
Вещий приказал не готовить коня к походам, но ухаживать, выгуливать его. Так прошло несколько лет. Вернувшись из похода, Олег обратился к конюху с вопросом о состоянии своего коня, на что тот ответил, что Факси давно умер.
Олег рассмеялся и сказал, что предсказание язычников было неверным. Князь отправился на место, к костям своего коня, положив ногу на череп обратился к небу. Из черепа выползла ядовитая змея и ужалила его, после чего тот скончался.
Позднее на месте захоронения Олега устроили тризну – погребальные обряды у язычников. В отдельных летописях князь не умирает, а «уходит за море».
Олег Вещий – это один из известнейших русских князей, который заложил основы государственности, а также заключил экономический союз с Византией. По версии «Повести временных лет», могила киевского князя находится в Киеве, на горе Щекавице.
Как вы считаете, можно ли назвать именно этого князя основоположником государственности Киевской Руси? Поделитесь своим мнением в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы всегда можно было вернуться к полезной информации.
Вещий Олег: биография и правление
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда, Ф. А. Бруни
Вещий Олег (дата рождения неизвестна – 912 год) – князь Новгородский (с 879 года) и великий князь Киевский (с 882 года).
Вещий Олег. Биография
Доподлинно происхождение Олега неизвестно. Существуют два документа, где сохранились упоминания о его происхождении: «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись. «Повесть временных лет» была написана на основе Новгородской первой летописи, однако последняя содержит неточности в хронологии событий X века.
Согласно традиционной версии, т. е. «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.
Историк Василий Никитич Татищев, написавший первый капитальный труд по русской истории «История Российская», изучив Иоакимовскую летопись, сделал вывод, что Олег был шурином Рюрика, т. е. он был братом жены Рюрика – Ефанды.
Звание «Вещий» Олег получил после возвращения из похода на Византию в 907 году. «Вещий» означает знающий будущее. Это имя можно увидеть в «Повести временных лет». По ее версии Олег был умелым полководцем и талантливым политиком.
Олег был известен не только на Руси, но и в Скандинавии. Упоминание о нем можно встретить в скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле).
О том, были ли у Олега жены и дети, информации не сохранилось. Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвинул версию, что у Вещего Олега был сын – Олег Моравский, который после смерти отца из-за борьбы за власть с Игорем был вынужден покинуть Русь. Но доказательств данной теории нет.
Вещий Олег: регентство и правление
В 879 году скончался Рюрик, наследником которого был сын Игорь Рюрикович, но на тот момент ему был всего год, поэтому править Новгородом он не мог. Регентом Игоря был назначен родственник Рюрика – Олег.
Захват княжества в Киеве
Согласно «Повести временных лет», в 882 году Олег собрал воинов и захватил Смоленск, Любеч, далее он пошел по Днепру и спустился к Киеву, где в тот момент правили варяги Аскольд и Дир. Олег хитростью выманил их из города, притворившись купцом. Когда князья вышли, Олег показал им Игоря, сказал, что они не княжеского рода, и приказал от имени Игоря убить киевских князей.
В Никоновской летописи события описываются по-другому. Согласно им Олег притворился больным и остался в ладье, в то время как часть его дружины вышла на берег. Он отправил Аскольду и Диру письмо, сообщив, что везет бисер и украшения и попросил их прибыть на разговор. Когда те поднялись в ладью, Олег приказал убить князей.
В результате Олег захватил Киев, перенес туда столицу, т. к. город имел более удобное местоположение, и объединил два главных центра восточных славян. По этой причине нередко именно Вещего Олега рассматривают как основателя Древнерусского государства, а не Рюрика.
После вокняжения в Киеве Олег установил дань варягам в Новгороде в размере 300 гривен.
Несмотря на то, что Олег был регентом, в русско-византийском договоре 911 года его называют «великим князем русским», т. е. он считался полноправным правителем.
После захвата Киева Олег продолжил расширять территории. В 883 году он подчинил Киеву древлян, в 884 году северян, в 885 году радимичей.
В 898 году под Киевом появились венгры, с которыми Олег смог наладить мирные отношения.
Поход на Византию в 907 году
В «Повести временных лет» рассказывается, как в 907 году Вещий Олег снарядил 2 тысячи ладей, в каждой было по 40 воинов, и выступил в поход на Царьград.
Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, дав тем самым возможность варягам грабить пригороды Константинополя. В ответ на это Олег приказал сделать колеса на корабли, и войска Олега, согласно «Повести временных лет», дождавшись попутного ветра, подняли паруса в поле и пошли к городу.
Греки испугались наступления, они предложили Олегу заключить мир и согласились выплачивать дань. По договору они выплатили по 12 гривен за каждую уключину, а также Византия должна была платить дань на русские города. Но главным достижением похода был торговый договор, дающий возможность Руси беспошлинно торговать в Византии. Русские купцы могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и строить ладьи за счет византийцев.
В честь своей победы Вещий Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.
Некоторые историки полагают, что этот поход является лишь легендой. В качестве обоснования своего мнения они указывают на тот факт, что об этом походе нет упоминаний у византийских авторов, которые подробно описывали походы той эпохи.
Кроме того, договор 907 года по содержанию близок к договорам, заключенным в 911 и 944 годах.
Есть мнение, что поход был, но без осады Царьграда, доказательством служит то, что когда в 944 году в Царьград пришел уже Игорь Рюрикович, византийский царь сразу предложил ему взять дань больше, чем ту, которую он платил Олегу.
Вещий Олег – воевода при Игоре Рюриковиче?
Версия «Повести временных лет» не единственная. Новгородская первая летопись считается более древним документом. В ней говорится о том, что Олег был не князем, а воеводой при Игоре. Именно Игорь Рюрикович захватил Киев и пошел войной на Византию, а Олег вернулся на север, в Ладогу и скончался не в 912 году, а в 922 году.
Но данная теория отвергается русско-византийским договором 911 года, где Олега называют великим князем русским.
Походы Вещего Олега на Восток
Если взглянуть на труды арабского историка Аль-Масуди, то можно увидеть другую версию последних лет жизни Олега. В ней описываются события примерно 912 года, когда в Керченский пролив вошел флот из 500 русских кораблей.
Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу и спуститься в Каспийском море. Там русская армия разорила побережье Азербайджана, половину добычи она оставила себе, а другую часть отдала хазарскому царю. Несмотря на это гвардия хазарского царя захотела отомстить за гибель единоверцев (мусульман).
Царь послал русским войскам сообщение об опасности. В итоге между хазарами и русскими состоялась битва, она продлилась три дня и закончилась победой мусульман. В сражении погибло 30 тысяч руссов, оставшиеся 5 тысяч человек бежали вверх по Волге, где были убиты буртасами и булгарами.
Несмотря на то, что имя русского предводителя не указано, а в русских летописях нет упоминания об этих событиях, есть мнение, что возглавлял армию именно Олег.
Аль-Масуди в своих трудах упоминает двух правителей руссов: Аль-дира и Олванга. Последнего ассоциируют с Аскольдом, которого победил Олег в Киеве. Но есть теория, что Олванг – это и есть Олег.
Кембриджский документ
Некоторые считают, что упоминания об Олеге встречаются в хазарских источниках («Кембридские документы» или «письмо Шехтера). В них рассказывается о том, что русский предводитель H-I-g-w (скандинавская форма имени Олег) по договоренности с Византией захватил город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца хазарским полководцем Песахом и отправлен в Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнем суда русов, и полководец Олег направился в Персию, где погиб со своими войсками.
В документах полководца именуют правителем Русии, поэтому некоторые историки считают, что речь идет об Олеге.
Но описываемые события относятся к периоду правления Игоря: поход на Византию совпадает с походом 941 года, а поход на Персию – с набегом русов на закавказский город Бердаа близ реки Куры в 944 году.
На основе этого возникла теория, что Игорь и Олег правили вместе. Кроме того, это означает, что Олег начал править позже, чем считается, и жил до середины 40-х годов X века, а не 912 года.
Вещий Олег: последние годы жизни и смерть
Тризна по Вещему Олегу, В. М. Васнецов
Как умер Олег доподлинно неизвестно. В «Повести временных лет» написано, что осенью 912 года Олег погиб от укуса змеи, и его похоронили в Киеве на горе Щековице.
В соответствии с Новгородской летописью его поместили в могилу в Ладоге, но там же встречается упоминание о том, что он ушел за море, т. е. на Восток, где в итоге и погиб.
Но оба источника сходятся в том, что причиной смерти Олега стал укус змеи. Существует предание, согласно которому волхвы предсказали Олегу, что он погибнет из-за своего любимого коня.
Олег приказал увести своего коня и забыл о предсказании. Вспомнил князь о нем лишь спустя 4 года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и пошел посмотреть на кости коня. Он встал ногой на череп и спросил: «Его ли мне бояться?» Оказалось, что в черепе жила ядовитая змея, укусившая Олега, что привело к его смерти.
Такая же легенда встречается и в исландской саге о викинге Орваре Одде, которого также ужалила змея на могиле любимого коня. Но если Олег – это реальная историческая личность, то Одд – это лишь вымышленный герой, созданный на основе устных преданий не ранее XIII века.
На сегодняшний день неизвестно, стали ли древнерусские легенды об Олеге основой для истории про Одда или наоборот.
Как говорилось выше, не все историки сходятся во мнении, что Олег умер в 912 году. Поводом для сомнений стал тот факт, что византийский император Лев VI, с которым воевал во время своего княжения Олег, также скончался в 912 году. Кроме того, подобное подозрительное сомнение встречается и далее: Игорь и византийский император Роман I также скончались в один год – в 945 году.
По новгородской летописи Олег умер в 922 году. А если взглянуть на хазарские источники, то можно увидеть теорию, что Олег дожил до 40-х годов X века.
Вещий Олег вложил огромный вклад в развитие Руси. Считается, что именно он был основателем Древнерусского государства. Олег управлял своими вассалами через наместников и местных князей, что стало началом создания государственного управления. Кроме того, ежегодные объезды населения (полюдье) стали основой налоговой и судебной систем.
Олег: Принц, которого убила его любимая лошадь
Раньше граница между историей и легендой была податлива. Люди не всегда так любили факты. И, честно говоря, это делало исторические отчеты и хроники намного более интересными для чтения. Кого волнует, что многое из того, что мы читаем, легендарно? Это не плохое слово в моей книге.
Одним из самых известных примеров такого полулегендарного, полуисторического героя древней Руси является князь Олег Ясновидец.
Олег: князь, убитый любимым конем
Князь Олег Ясновидец (что означает «ясновидящий» или «пророк») — одна из самых загадочных фигур в ранней русской истории. Он был либо в родстве с Рюриком, полумифическим варягом, объединившим Русь, либо с его главным полководцем. Но он сделал гораздо больше, чем Рюрик, для объединения Руси. Когда сын Рюрика Игорь был еще ребенком, Олег захватил Смоленск и Любеч, оба важных города. Он также обманул и убил киевских князей Аскольда и Дира и сделал его культурным и политическим центром Руси.
Все разрозненные группы славян пришли к признанию его суверенитета как «великого князя» Руси.
Он также добился больших успехов в иностранных делах. За двести лет до Олега Хазарский каганат успешно взимал дань с восточнославянских земель. Олег первым открыто с ними боролся, и почти всегда добивался успеха. Ему даже удалось заставить Византию сесть и обратить на это внимание. При нем русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией. Византия также дала им почти неограниченное количество материалов и мастеров для ремонта их лодок. Бесплатно!
По этим причинам некоторые историки предпочитают считать Олега, а не Рюрика истинным объединителем Руси. Однако, если этот список достижений звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вероятно, так оно и есть.
Нашествие, которого никогда не было
В народе Олег наиболее известен тем, что напал на Константинополь, после чего получил прозвище «Видящий». Согласно летописям, князь собрал две тысячи кораблей, каждый из которых мог перевозить по сорок воинов. Тогдашний император Лев VI «Философ» так испугался одного лишь вида такой армии, что закрыл внутренние ворота города, оставив окраины Византии открытыми для грабежей.
Однако вместо атаки Олег выбрал хитрость. Как говорит Хроника,
Он приказал своим людям сделать колеса и поставить на эти колеса свои корабли. И когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поплыли к городу по суше.
После этого перепуганные до смерти римляне должны были предложить Олегу дань и мир. По этому мирному договору 907 г. русские купцы получили право на беспошлинную торговлю, о чем я уже упоминал выше.
Однако, хотя это нашествие упоминается практически в каждом русском средневековом источнике, большинство историков считают его не более чем легендой. Во-первых, о нем не упоминается ни в одном византийском источнике, хотя подобные нашествия со стороны славян зафиксированы и в 860, и в 941 году. Больше вопросов вызывает и мирный договор 907 года. Кажется, это сборник нескольких других договоров, в том числе одного от 911 года, когда Олег, по-видимому, отправил посольство в Византию для подтверждения мира.
Более того, точное описание возвращения русских с добычей звучит так, будто оно было скопировано с предыдущих аккаунтов. Во-первых, предполагалось, что их паруса были сделаны из золотого шелка, что встречается в том же летописном сообщении о возвращении князя Владимира из Византии после его крещения. Аналогичное описание можно также найти в 12 -й век сага о возвращении короля Норвегии Олафа с удачной войны:
Говорили, что после некоей победы он вернулся домой, а его корабли были так великолепны и величественны, что их паруса были сшиты из драгоценных шелков, как и их павильоны.
А как насчет змеи?
Другая претензия Олега на известность исходит из популярной народной песни с описанием эпизода, также найденного в Хронике . Согласно этому преданию, друид предсказал, что Олега убьет его же любимый конь. Убитый горем этим пророчеством, Олег приказал увести коня. Он вспомнил о пророчестве гораздо позже, спустя годы после того, как умерла его любимая лошадь.
Посмеявшись над друидами, Олег пошел посмотреть место, где кости его коня. Когда он поставил ногу на череп лошади, он сказал: «Это то, чего мне следует бояться?» В этот самый момент из черепа вышла ядовитая змея и укусила принца.
Естественно, это легенда — легендарная смерть полулегендарного воина-принца. На самом деле это был популярный литературный образ для саг того времени. Такие смерти придавали большее значение жизням великих героев. Так, например, исландские саги рассказывают о некоем викинге по имени Эрвард-Оддр. Согласно Википедии, «когда он был младенцем, друид предсказал, что его убьет собственная лошадь Факси в том месте, где он родился, в возрасте 300 лет».
Оддр убил свою лошадь, бросил ее в яму и засыпал ее тело камнями. Позже, как и Олег, он также посетил могилу Факси и высмеял пророчество. Но тогда:
Когда они быстро ушли, Оддр ударил ногой и нагнулся. — Что это я ударился ногой? Он коснулся его острием своего копья, и все увидели, что это череп лошади. Тут же из него выскользнула змея, напала на Оддра и укусила его за ногу выше лодыжки. Яд немедленно подействовал, и его нога распухла до самого бедра.
По сей день на самом деле непонятно, кто у кого скопировал историю. Трудно определить точную дату смерти Олега от Хроника , тем более, что первоначальный манускрипт много раз переписывался. Все, что мы знаем наверняка, это то, что Эрвард-Оддр — вымышленный персонаж, который, вероятно, был придуман не ранее 13 го века. Возможно также, что трагическая смерть от укуса змеи — это скандинавский сюжетный троп, проникший на Русь вместе с варягами и обретший свою окончательную русскую форму в полулегендарных преданиях, окружающих князя Олега. Однако некоторые историки настаивают на том, что Орвард-Оддр и Олег на самом деле одно и то же, и оба вымышлены.
В любом случае получается отличная история.
Персидская сага
Ранее я писал о популярности Александра Македонского среди средневековых россиян. Не исключено, что знаменитая смерть Александра на Востоке послужила поводом для другой, малоизвестной версии гибели Олега. Одной из древнейших русских летописей является Новгородская летопись. Он называет Олега «воевода Игоревы (т.е. главный военачальник)» и упоминает, что он, возможно, погиб в военной авантюре «за морями».
Возможно, это военное приключение описано арабским писателем Аль-Масуди (иногда его называют арабским Геродотом). Аль-Масуди описывает флот из 500 русских кораблей, атаковавших Керченский пролив в 912 году, во главе с двумя воинами, которых он называет «Ал-дир и Ольванг». Этим вторым лидером действительно мог быть Олег.
История этого вторжения была следующей. Хазарский хан разрешил русам выход через Дон к Волге, а оттуда в Каспийское море. Взамен он должен был получить половину их военной добычи. Целью этого приключения были легендарные богатства самой Персии. Одним из результатов этого нашествия было почти полное уничтожение Персидского Азербайджана.
Когда добыча из «Персии» вернулась к хазарам, некоторые из ханских наемников-мусульман были настолько возмущены гибелью своих собратьев-мусульман в Азербайджане, что решили напасть на русских. Хан хазар не предупредил своих русских «союзников», и, согласно Новгородской летописи, при внезапном нападении погибло 30 000 русских. Остальные бежали вверх по Волге, но были добиты болгарскими воинами.
Некоторые историки предпочитают эту версию гибели Олега более легендарной. Я сам любитель легенд, поэтому всегда выберу версию с конской головой.
Если вам понравился этот пост, вам также может понравиться моя коллекция вдохновляющих историй из русской истории Герои на все времена. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих и поучительных историй из Интернета, присоединяйтесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:
Краткое содержание Песни о вещем Олеге
ВЕЩИЙ ОЛЕГ В БОРЬБЕ С СУДЬБОЙ.
Среди классиков русской литературы нелегко найти человека, который мог бы превзойти А. С. Пушкина в трепетной любви к России и в то же время в страстном увлечении ее историей.
В творчестве поэта много произведений на историческую тематику. Одной из самых пронзительных по праву считается «песнь о вещем Олеге».
Еще в детстве Пушкин из произведений летописца Нестора, объединенного общим названием «Повесть временных лет» (XII век), узнал о славном новгородском князе Олеге. Народная память сохранила его славные победы, острый ум, незаурядную интуицию и напророченную смерть. Именно Олег объявил Киев «матерью городов русских» и всю жизнь собирал разрозненные земли, и это с его легкой помощью руки очерчиваются у границ древнерусских…
Память Пушкина не удержала всех этих подвигов вещих Олегов. Самой причины смерти поэт не помнил. Но встреча с Волхвом перед отъездом в Он пронес Константинополь сквозь многие годы:
Твое имя прославлено победою.
Ваш щит на воротах Цареграда.
И волны, и земля вам покорны;
Враг завидует такой прекрасной судьбе.
Находясь в южной ссылке, Пушкин взялся за изучение произведений Карамзина, в которых историк пересказал сюжет «Повести временных лет». Посетил поэт и места, связанные с летописью. Особый след в его душе оставил древний курган. Местные жители утверждали, что это могила Вещего Олега. И рассказали поэту о мистике в судьбе и смерти князя-воеводы.
Внезапно все сложилось: Нестор, Карамзин, Курган, воспоминания из детства…
Поэт трогательно обрабатывает летописное произведение. А в 1822 году рождается «песня вещая «Олег», которая отражает и колорит того времени, и героизм Олега, и испытания, выпавшие на его долю.
И все это объединяло одно волнующее тема поэта о предназначении человека, о неотвратимости судьбы и неотвратимости судьбы, от которой не убежишь, как бы этого ни хотелось.
Не затрагивая всех достижений Олега, не зная точных подробностей его смерти, Пушкин останавливается на важном для него — моменте предопределения. В песне все определила встреча со старым Волхвом, «покорным Перуном». Желая узнать будущее, оно сыграло с героем роковую шутку. Маг пророчил не только почести и победы, громкие достижения, но и смерть. Смерть не на поле брани, не в схватке с предателем, а от его верного и бесстрашного коня:
И холод и порка ему ничего…
Но ты примешь смерть от своего коня.
Опечаленный предсказаниями Олег, пытался надо было судьбу обойти. Я забрал у себя коня и отправился в дальний поход без верного друга. А когда вернулся с победой, то узнал, что… коня нет.
В глубоком раскаянии и гневе на мага он решил посетить могилу соратника и покаяться. Вместо этого он нашел и свою смерть от неожиданного укуса змеи, и свое последнее пристанище. Пророчество мага сбылось.
Поэт сознательно выбрал фольклорные образы, наполненные глубоким мистическим смыслом: череп — символ смерти и бренности, змей как воплощение зла и греха:
Из мёртвых Глава гробовая змея,
Шипящая, между тем ползла вне;
Как черная лента, она обвилась вокруг его ног,
и Принц, внезапно ужаленный, закричал .
В трагическом финале воплотились собственные мысли автора о том, что победить можно во многих битвах, но в битве с судьбой человек бессилен, ведь он не выбирает, его выбирают.