Пётр Чайковский (Pyotr Tchaikovsky). Годы жизни петра ильича чайковского


П. И. Чайковский - годы жизни. Годы жизни Чайковского в Клину

Чайковский, пожалуй, - самый исполняемый композитор во всем мире. Его музыка звучит в каждом уголке планеты. Чайковский – это не просто талантливый композитор, он – гений, в личности которого удачно сочетались божественное дарование с неугасаемой творческой энергией. Именно она заставляла его обращаться к людям вновь и вновь. Он предпочитал говорить с ними на языке своей бессмертной музыки. Сегодня, спустя более чем век, многие знают его мелодии наизусть. 11 опер, 3 балета, 9 мелодий к театральным постановкам, 7 симфоний, 5 сюит, 11 концертов, множество оркестровых произведений и опусов - и это неполный список его произведений. У многих создается впечатление, что Чайковский прожил долгую жизнь. Даже студенты музыкальных заведений, которые знают точную дату рождения великого композитора, на просьбу преподавателей – “укажите годы жизни П. Чайковского”, часто отвечают 1840-1920 или даже 1930. Никто не может предположить, что жизнь великого композитора была коротка. Он умер в возрасте 53 лет от холеры.чайковский годы жизни

Биография: ранние годы. Легенда о происхождении фамилии

Выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в месяце мае в далеком уральском городке Воткинск. Его отец - Илья Петрович был горным инженером. Есть сведения, что предки великого музыканта по отцовской линии были родом с Украины. У семьи Чайковских из поколения в поколение передавалась легенда о происхождении их фамилии. Один из его предков – казак Емельян - отличался прекрасным музыкальным слухом и умел подражать голосам птиц. Когда он плыл на корабле, то имитировал голоса чаек, и вскоре за судном тянулась целая стая, а во время бурь эти птицы помогали кораблю безопасно доплыть до берега. Именно из-за этого казак Емельян получил прозвище “Чайка”, которое впоследствии стало фамилией целого рода.годы жизни чайковского

Годы жизни Чайковского Петра Ильича: ранний период

В семье Ильи Петровича было семеро детей, из которых пятеро - сыновья и 2 дочки. Чайковские жили в полном достатке, потому что отец семейства был вполне состоятельным человеком и одним из наиболее крупных российских металлургов. Вместе с этим он был большим поклонником искусства, часто посещал театры, любил танцы и даже играл на благозвучной флейте. Мать семейства А.А. Ассиер, была по происхождению франко-немкой. Она представляла собой истинный образец светской женщины середины 19-го века. Александра Андреевна, как и ее супруг, была неравнодушна к искусству. Иногда по вечерам она играла на рояле и пела под звуки собственного аккомпанемента. Одним словом, ранние годы жизни Петра Чайковского проходили в атмосфере поклонения музыке. В их доме, кроме любимого маминого рояля, также имелась оркестрина. Она способствовала получению композитором первых серьезных музыкальных впечатлений. Кроме того, в их дом часто съезжалась местная интеллигенция – послушать оркестрину, потанцевать и музицировать. Таким образом, дом Чайковских вскоре стал считаться центром воткинской интеллигенции, а ранние годы жизни Чайковского П. И протекали в атмосфере вовлеченности в музыку.

Первые шаги

Чайковский, уже будучи композитором, вспоминая детство, признавался, что даже в тишине он слышал музыку. Она постоянно звучала в его голове. Вначале ему казалось, что она его преследует, и это немного тяготило его. По причине того, что он не был в состоянии записывать мелодии, звучащие в его голове, мальчик приходил в отчаяние и начинал плакать. Это, естественно, очень беспокоило его родителей. Маленький Петя стал имитировать игру на фортепьяно на любом гладком материале. Однажды он “играл” на стеклянной поверхности, удар пальцев был настолько силен, что стекло разбилось, а на руке получился глубокий порез… Вскоре его родители решили пригласить на дом для Петра преподавательницу по фортепиано со смешной фамилией Пальчикова. Она была бывшей крепостной и самоучкой. Мальчик вскоре смог догнать свою учительницу и стал виртуозно играть на инструменте. Кто же мог предположить, что маленький Петя – ученик крепостной самоучки - вскоре станет одним из выдающихся композиторов за всю историю классической музыки, и вскоре весь мир будет знать его имя - Петр Ильич Чайковский. Годы жизни его, особенно ранний период, были полны музыкальных впечатлений, что наверняка и способствовало его становлению в качестве композитора.годы жизни чайковского п и

Первое произведение

Еше совсем юным мальчиком он пытался сочинять музыку. Самое первое произведение Чайковского, которое дошло до нас - небольшой фортепианный вальс «Анастасия-вальс», который он посвятил своей воспитательнице Анастасии. Это произведение он сочинил в четырнадцать лет. Несмотря на то что мальчик всеми силами хотел доказать домашним свою причастность к миру музыки, родители решили, что он должен получить юридическое образование. Но это, конечно же, не помешало тому, чтобы он стал композитором, и мир узнал, кто такой Чайковский. Годы жизни композитора в юный период наложили некую печать на его характер. В 1850 году, когда ему пришлось покинуть родной дом и отправиться на учебу в Петербург, он очень сильно переживал разлуку с матерью, которую любил особой любовью, с родным домом и краями. Через 4 года после этого он испытал еще большее потрясение: от холеры умерла его матушка. И это оставило большой отпечаток в его душе на всю оставшуюся жизнь. Чайковский последние годы жизни, особенно перед смертью, часто вспоминал мать. Видимо, это был тяжелый рок, ведь Петр Ильич, так же как и его родительница, умер от холеры.годы жизни петра чайковского

Учеба

Петр Ильич был довольно прилежным учеником, однако учился без особого энтузиазма, зато его тяготение к музыке проявлялось с каждым прожитым днем. Будучи очень чутким человеком, в то же время неравнодушным к судьбе своего сына, его отец все же решил нанять для Петра известного в музыкальных кругах преподавателя – Кюндингера. И это, пожалуй, стало первым шагом на пути зарождения звезды композитора, которого сегодня знают во всех уголках планеты. Действительно, кто сегодня не знает, кто такой Петр Чайковский!? Годы жизни его в период юности, прошедшие в Санкт-Петербурге, были насыщенными и яркими, что также способствовало накоплению в его голове многих впечатлений. Все они в будущем должны были отразиться в его гениальных произведениях.

"Знакомство" с Моцартом

Чайковский занимался с Кюндингером около трех лет. Однако на вопрос Ильи Петровича, стоит ли его сыну посвящать всю свою жизнь музыке, учитель покачал головой и ответил, что не видит в этом смысла. Одним словом, Кюндингер не смог тогда понять, что перед ним стоит будущий гениальный композитор П.И.Чайковский. Годы жизни его совпали с периодом процветания в России оперного жанра. Однажды в Москве он попал на спектакль “Дон Жуан” великого Моцарта. Юный Петр был потрясен от увиденного и услышанного. Всю последующую жизнь именно этот композитор был для него самым большим авторитетом в мире музыки. Последующие годы жизни Чайковского были пропитаны энергетикой произведений Великого Моцарта. Петр Ильич как-то признался, что именно благодаря “Дон Жуану” он решил посвятить свою жизнь ее величеству Музыке. годы жизни чайковского петра ильича

Чайковский - юрист

После окончания училища, получив диплом специалиста по правоведению, Петр Ильич стал сотрудником Министерства юстиции. Годы жизни Чайковского в период, когда он был государственным служащим, были омрачнены чувством неудовлетворенности. Молодому Петру было некомфортно в этой среде. Он сожалел об упущенных возможностях, о таланте, который, по его мнению, уже поздно развивать. К этому времени в России Рубинштейном была основана первая консерватория, и Илья Петрович, видя страдания сына, посоветовал ему попробовать себя в качестве музыканта и поступить в этот музыкальный вуз. Юноше тогда исполнилось 22 года. Первый год учебы он совмещал со службой в министерстве, но потом решил уйти с работы и полностью посвятить себя музыке. После окончания консерватории ему предложили должность преподавателя. Эта деятельность длилась более 11 лет.чайковский последние годы жизни

Музыкальное творчество

Первый фортепианный концерт Чайковский написал, когда ему стукнуло 35. Вскоре его популярность начинает расти с неимоверной скоростью, его часто приглашают на различные мероприятия, но общественная жизнь тяготит его, поскольку отнимает много времени. В 1876 году в жизни композитора появляется женщина-меценат Надежда фон Мекк. Благодаря ее поддержке Чайковский пускается в путешествие по Европе и Америке. Каждый из Европейских городов: Париж, Берн, Рим, Венеция - оставляют свой отпечаток на творчестве композитора. Одно музыкальное произведение сменяется другим, и все они имеют небывалый успех. После долгих странствий Петр Ильич приезжал к сестре в Каменку (Украина). Здесь на родной земле его творчество процветало с особой силой. чайковский годы жизни и смерти

Годы жизни Чайковского в Клину

Каждый раз, пускаясь в далекие странствия, Петр Ильич задумывался над тем, что ему некуда возвращаться. Ему очень захотелось иметь собственное жилище. В подмосковном городе Клин он приобрел двухэтажный уютный особняк, который и стал его “Домом”. Тогда ему было 45. Здесь он прожил целых десять лет. Это были очень плодотворные годы. Сколько гениальных произведений было написано за этот период. Ему часто хотелось оставаться наедине с собой и своими мелодиями, однако из Москвы к нему часто приезжали друзья и почитатели. Сегодня этот домик является местом для паломничества молодых музыкантов и поклонников его творчества. В Клину каждый знает, где находится дом, где жил сам великий Чайковский. Годы жизни и смерти композитора обозначены на табличке перед входом в его дом-музей – 1840-1893. Ему было всего лишь 53, когда холера поглотила его, как когда-то его любимую матушку. Сколько гениальных произведений он мог бы написать, если бы остался жить. Но увы… Такова его судьба.

fb.ru

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-1893)

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-1893)

Чайковский П.И. Великий русский композитор П.И. Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске, Вятской губернии. Его отцом был горный инженер, начальник Камско-Воткинского завода. В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время по делам, они писали друг другу подробные письма - отчеты о своей жизни и жизни своих детей.

В 1850 году Чайковского отдали на учебу в Училище правоведения в Петербурге, готовя его к карьере юриста, но и там он не оставляет занятий музыкой. В 1855-1858 годах он брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был не слишком высокого мнения о способностях своего ученика. В период учебы в Училище произошли два трагических события, оставившие огромное впечатление на юного Чайковского. Цепь несчастий началась, когда 10-летний Чайковский заболел скарлатиной и заразил другого мальчика, Колю Вакара, который умер. А вскоре, едва оправившись от сильнейшего потрясения, Чайковский переживает еще одно страшное горе: от холеры умерла его мать, Александра Андреевна Чайковская. Будущий композитор вновь пережил потрясение, оставившее след на всю жизнь. Фактически с 14-летнего возраста, с момента кончины матери у Петра Ильича возникло чувство большой ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании.

Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А.Петровой "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг...", написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву.

После окончания Училища правоведения, в 1859 году, Чайковский поступил на службу в Министерство юстиции. Однако он продолжал заниматься музыкой как любитель. По собственному желанию (несмотря на скептическое отношение отца) в 1861 году Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 года эти классы были реорганизованы в первую в России Петербургскую консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории. За годы учебы Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера "К Радости", которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н. Островского - увертюра "Гроза".

Чиновника из Чайковского не вышло. Оставив службу в мае 1863 года, он сделал окончательный выбор и стал профессиональным музыкантом. В 1865 году Чайковский с отличием окончил консерваторию по классам А.Г. Рубинштейна и Н.И. Зарембы (теория композиции), а затем уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории - Московской, которая через много лет была названа его именем. В Москву Чайковский переехал по приглашению Николая Рубинштейна, брата его учителя. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. Но в течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая симфония Чайковского, названная им "Зимние грёзы". Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н. Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. С драматургом А.Н. Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского "Воевода" (1869).

Будучи профессором консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки), Чайковский много времени уделял преподавательской работе. Через его класс прошли сотни учащихся, среди них был и Сергей Танеев, которому композитор посвятил свою симфоническую фантазию "Франческа да Римини" (1876). Результатом педагогической деятельности Чайковского в стенах Московской консерватории явилось создание им первых для России учебников, учебных планов. Чайковский ввёл также сделанные им переводы на русский язык учебных пособий европейских музыкальных теоретиков.

Создание Четвертой симфонии (1877) и "Евгения Онегина" (1878, первая опера Чайковского на пушкинский сюжет) совпало со сложным моментом его жизни. Стремясь преодолеть свой гомосексуализм, Чайковский в 1877 году сделал попытку жениться на Антонине Ивановне Милюковой. Брак этот оказался крайне несчастливым для обоих; связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории, где он проработал 13 лет (1866-1878) и уехать из Москвы. В 1878 году он фактически бежал из России и несколько лет жил преимущественно за границей (в Италии и Швейцарии). В это время у Чайковского наблюдались резкие перепады в настроении, он заявлял, что бросает писать музыку и "уходит в каменщики". Вся его дальнейшая жизнь проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.

В 1877 году Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова крупного промышленника, одна из богатейших женщин России, с которой композитор никогда не виделся, предложила Чайковскому субсидию. Благодаря ей Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России, в 1885 году он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. Тогда же он поселился под Москвой: с 1885 года жил в селе Майданово, затем во Фроловском (оба близ Клина), а в 1892 году - в самом Клину. Во второй половине 1880-х годов начинается дирижерская деятельность Чайковского сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э.Григом, А.Дворжаком, Г.фон Бюловом, Г.Малером, К.Сен-Сансом и др. Помощь со стороны Н.Ф. фон Мекк, длившаяся до 1890 года, позволила композитору спокойно заниматься творчеством.

Последние 15 лет жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированием, в конце 1887 - начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. "Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России", - записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. В 1891 году он совершил триумфальную концертную поездку в США. Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Среди его произведений 10 опер - "Воевода", "Ундина" (обе 1869), "Опричник" (1874), "Евгений Онегин" (1878), "Орлеанская дева" (1881), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891), 3 балета - "Лебединое озеро" (1877), "Щелкунчик" и "Спящая красавица" (1889). Наиболее известные из симфонических произведений - Шестая патетическая симфония (1880), увертюра "1812 год", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1893), "Итальянское каприччио" (1880), "Манфред" (1885), фортепьянные и скрипичные концерты. Чайковский - автор 104-х романсов. И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором. В последние годы жизни Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где 16 октября 1893 года продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней умер. Долгие годы причину смерти Чайковского никто не подвергал сомнению. Согласно официальной версии, 21 октября Чайковский заболел холерой. Болезнь протекала очень тяжело, 24-го началась агония, а 25 октября 1893 года наступила смерть. Но затем появилась версия о самоубийстве композитора. Врачи В.Б. Бертенсон и А.Л. Зандер, лечившие Чайковского, утверждали, что тот отравился. В предсмертной Шестой симфонии, названной "Патетической", слишком явно звучит тема смерти, об этом свидетельствуют и подготовительные записи композитора. Символично, что Шестая симфония посвящена племяннику Чайковского Володе Давыдову, покончившему жизнь самоубийством. Потрясающая картина прощания с жизнью, изображенная в Adagio Lamentoso Шестой симфонии, просто не могла не вызвать размышлений, особенно после того, как за первым исполнением симфонии (кстати, кончившимся почти провалом) последовала неожиданная смерть композитора.

Что могло стать причиной возможного самоубийства? Со слов однокашника композитора Н.Б. Якоби, стало известно, что в 1893 году граф Стенбок-Фермор подал жалобу обер-прокурору Сената на то, что Чайковский проявляет неестественное влечение к племяннику графа. Чтобы избежать огласки и позора как для Чайковского, так и для воспитанников училища, Н.Б. Якоби будто бы собрал бывших однокашников композитора и устроил суд чести, на котором Чайковскому было предложено покончить самоубийством. Чайковский мог избрать два способа самоубийства. Первый, традиционный, - принять яд. Это маловероятно, поскольку трудно подобрать яд, по действию схожий с холерой. Второй способ - добровольно заразиться и скрывать заболевание до момента, когда болезнь войдет в неизлечимую стадию. Поскольку в Петербурге в это время свирепствовала холера, то композитору достаточно было пить каждый день сырую воду. Шансы заболеть от этого холерой были достаточно высоки.

Без сомнения, на многом в жизни Чайковского сказывались особенности его сексуальных наклонностей. Гомосексуализм определял очень многое и в его личной жизни, и в его творчестве. Объектами его личной страсти, порой невероятной силы и протяженными во времени, были И.И. Котек, С.Киреев, К.С. Шиловский, В.С. Шиловский… Увлечения глухим воспитанником его брата Модеста Колей Конради, юным итальянским певцом Витторио, 19-летним Эдуардом Заком, покончившим самоубийством... Сохранились их письма и многочисленные фотографии, которые бережно складывались композитором в его личном архиве. Отношение Чайковского к особенностям своих сексуальных наклонностей в разные годы было различным. В молодости случались периоды, когда он презирал себя за это и мучился, боясь широкой огласки. Известна запись, сделанная композитором в марте 1887 года: "Что мне делать, чтобы нормальным быть?"

Хотя, справедливости ради, следует заметить, что отношение в русском обществе к гомосексуализму тогда было достаточно лояльным. По мнению многих современников композитора, "никакие страшные наказания Чайковскому не грозили", поскольку "даже такой российский деятель, как князь Владимир Мещерский (кстати, тоже выпускник Училища правоведения), не раз попадавший в скандальные истории из-за своих гомосексуальных похождений, не только не был наказан за них, но после очередной весьма нашумевшей истории стал доверенным советником Александра III".

Действительно ли Чайковский умер от холеры или намеренно ею заразился, выпив сырой воды? Можно ли рассматривать Шестую симфонию как прощание с жизнью перед задуманным самоубийством? Смерть Чайковского по-прежнему оставляет простор для воображения потомков.

Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Надгробие на могиле композитора (ск. П.П. Каменский) установлено в 1897 году - кованая ограда сложного рисунка на высоком цоколе газона, в центре которого гранитная глыба с бронзовым портретом композитора, осененным крыльями ангелов.

В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. В 1940 году был открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.

funeral-spb.narod.ru

Чайковский Петр Ильич, подробная биография

(1840-1893) русский композитор, дирижер, педагог

Чайковский Петр Ильич является одним из величайших в мире дирижеров и авторов музыкальных произведений. Ему принадлежит авторство более чем 80 различных композиций.

Чайковский Петр Ильич

 

Детские годы

25 апреля 1840 года в одном из городков Вятской губернии, Воткинске, в семье известного инженера Ильи Чайковского родился второй сын – Петр.

Мальчика с детства окружала музыка. Мать исполняла на фортепиано и механическом органе классические произведения, а по вечерам на улицах городка звучали народные песни, отличающиеся особой мелодичностью.

Чайковский Петр Ильич уже в пятилетнем возрасте научился исполнять музыкальные произведения на слух, а еще через несколько лет полностью овладел нотной грамотой.

Услышанные в детстве народные песни оказали большое влияние на стиль большинства музыкальных творений композитора, и он остался верен ему на протяжении всего творческого пути. Биография композитора содержит десятки названий различных произведений.

Образование

Первоначальное образование Чайковского Петра Ильича не было связано с музыкой. После переезда семьи в Петербург мальчика почти сразу отдают в Училище правоведения. На тот момент это было одно из привилегированных учебных заведений в стране.

Возможность заниматься музыкой в этот период ограничивалась для будущего композитора факультативными занятиями. По окончании Училища Чайковский Петр Ильич устроился на службу в Департамент юстиции. Однако очень скоро молодой человек понял, что карьера чиновника и бумажная работа совершенно ему не интересны.

Чайковский Петр Ильич в молодости

В том же году Чайковский, жизнь которого до этого момента лишь частично была связана с музыкой, решается на серьезный шаг: поступает в Петербургскую консерваторию. Основанное великим музыкантом-общественником и талантливым организатором Антоном Григорьевичем Рубинштейном учебное заведение объединило отличный преподавательский состав. Талантливые и преданные своему делу преподаватели помогли развить способности Чайковского Петра Ильича и создать свой собственный стиль.

1865 год стал еще одной важной датой в биографии Петра Ильича Чайковского, которого наступал период активного творчества. В этом году композитор оканчивает с отличием консерваторию и получает предложение преподавать теорию музыки в консерватории, открытой в Москве.

Чайковский Петр Ильич принимает предложение и переезжает в Москву.

Творческая деятельность

Первые свои произведения Чайковский Петр Ильич написал во время преподавания в консерватории. Не отрываясь от педагогической деятельности, он создал целый ряд выдающихся композиций, принадлежащих к различным жанрам музыки. Первое десятилетие в его биографии, это один из самых плодотворных периодов, Чайковский написал оперу «Опричник», музыку к сказке «Снегурочка», ряд симфоний, Первый струнный квартет. В это же время было создана опера «Ундина». К сожалению, музыкальное произведение так и не было представлено на суд зрителей, однако небольшая его часть сохранилась и известна современникам как «Лебединое озеро».

 

Чайковский Петр Ильич в преклонном возрасте

 

В 1878 году композитор прекращает свою преподавательскую деятельность и, отказавшись от должности в консерватории, полностью отдает себя творчеству. В конце следующего десятилетия он также пробует себя в роли дирижера. Выступления оркестров под управлением Чайковского Петра Ильича имели большой успех как на родине, так и за рубежом.

Заграничные поездки

Чайковский Петр Ильич свободно владел несколькими иностранными языками и проявлял живой интерес к культуре многих европейских стран. Это основные причины его многочисленных поездок за границу. Биография Чайковского насчитывает множество удачных путешествий за рубеж, во время которых, композитору удалось совместить комфортный отдых, плодотворную работу и успешную гастрольную деятельность.

Во время своих первых путешествий Петру Ильичу удалось побывать в нескольких европейских столицах. Особенно сильно впечатлила композитора Италия. Именно здесь было написано одно из известнейших его произведений – пьеса «Capriccio italien».

В 1891 году композитор отправляется в США. Здесь его ожидает сенсационный успех. Чайковский выступил в качестве дирижера на церемонии открытия известного во всем мире Карнеги-холла.

Личная жизнь

В биографии Петра Чайковского остались некоторые невыясненные моменты, ему приписывали нетрадиционную ориентацию. Даже женитьба на одной из студенток консерватории не смогла стать основанием для прекращения сплетен, ведь совместная жизнь с молодой супругой продлилась всего несколько недель.

Чайковский Петр Ильич с женой

Во время пребывания за границей Чайковский Петр Ильич очень тесно общается с одной из обеспеченных ценительниц его творчества. Надежда фон Мекк оказывает не только духовную, но и довольно солидную материальную поддержку. У композитора появляется возможность путешествовать, получать массу новых впечатлений и под их влиянием творить свои лучшие произведения.

Последние дни

16 октября 1893 года впервые на суд слушателя была представлена «Патетическая» симфония. Концерт прошел за девять дней до того, как скончался великий композитор Петр Ильич Чайковский. Его биография является примером преданности любимому делу.

В память о великом таланте, именем композитора названо множество улиц, учебных заведений и концертных залов.

biografiivsem.ru

Пётр Ильич Чайковский (Pyotr Tchaikovsky)

Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова, 1893 год

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Боткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни — по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, — были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.

В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих.

В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения — сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге.

Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки теории музыки у брата Кюндингера — Августа.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. Самое сокровенное поверяет он сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку».

Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.

В течение 1863-1864 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу «Римляне в Колизее», оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя.

Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы «Грозу» А.Н. Островского. Осенью следующего года — струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах.

Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб». Но молодой композитор не падает духом. У него зреет замысел оперы... Но прежде Чайковский принимается за сочинение симфонии.

Свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование.

«Зимние грезы» проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному.

В «Зимних грезах» проявились тот образный строй, способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.

В январе 1866 года, приняв приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна (брата Антона Григорьевича Рубинштейна), Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог-воспитатель и критик-публицист. Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства.

В 1860-70-х годах установились и прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей кучки» — Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился своими творческими планами; последнему он помогал также советами в его самообразовании по теории музыки. Композиторы обменивались записями народных песен.

Так, в общении с представителями передового русского искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.

К московскому периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: в их числе — оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини», 1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов.

Большая часть произведений московского периода связана с народными песнями. В них Чайковский нередко включал подлинные народные песни — русские или украинские. Так, например, записанная под Москвой с голоса крестьянки песня «Коса ль моя, косынька» вошла в оперу «Воевода» («Соловушка в дубравушке»). Песня «Сидел Ваня на диване», услышанная Чайковским на Украине в Каменке, стала главной темой медленной части Первого струнного квартета.

Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы — цикл «Времена года».

В других же сочинениях московского периода звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворенность жизнью. Такова увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869). Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро» (1877).

Увертюра-фантазия — яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев. Увертюра — выражение глубокой скорби о юных Джульетте и Ромео. Но одновременно это утверждение нерушимости светлых возвышенных идеалов человека, его душевной красоты.

Новаторство «Лебединого озера» — необычность и непохожесть его на все предшествующее — если и было не до конца сразу понято, то сразу же отмечено и публикой и критикой, хотя порой и вызывало недоумение просвещенных меломанов. Одни Упрекали композитора в бедности творческой фантазии, однообразии тем и мелодий, в некоторой монотонности. Другие считали, что музыка прекрасна, более того — даже слишком хороша для балета. Тем не менее премьера балета в московском Большом театре (20 февраля 1877 года) прошла с успехом, и спектакль оставался в репертуаре до 1883 года, когда пришли в полную негодность декорации этой постановки.

Первый отзыв в прессе, где создание нового балета было оценено по достоинству, принадлежал Г.А. Ларошу: «По музыке „Лебединое озеро“ — лучший балет, который я когда-нибудь слышал... Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания...»

Жанровое разнообразие характерно для оперного творчества Чайковского этих лет: здесь — и лирико-бытовая драма (по Островскому) «Воевода», и лирико-фантастическая опера «Ундина» (на сюжет, переведенный Жуковским), историко-бытовая опера «Опричник» (по роману Лажечникова), наконец, лучшее из оперных произведений «доонегинского» периода — лирико-комическая опера «Кузнец Вакула» по повести Гоголя. Уже этим ранним операм присущ целый ряд ярких творческих достижений. Однако им чаще недостает достаточной драматургической цельности, завершенности. Вот почему некоторые из своих ранних опер Чайковский впоследствии уничтожил, а оперу «Кузнец Вакула» в 1880-х годах значительно переработал. Опера в новом варианте получила название «Черевички».

Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Любимым учеником Чайковского был Сергей Иванович Танеев — выдающийся русский композитор и пианист, ставший его близким другом.

Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального музыкального образования. Его личный педагогический опыт нашел отражение в созданных им учебных пособиях, из которых особенно большое значение имеет «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871) — первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору.

18 июля Петр Ильич женился на двадцатилетней Антонине Милюковой. «Это бедная, но добрая девушка с безупречной репутацией, которая меня любит», — так ее охарактеризовал композитор. Но сам Чайковский испытывал к ней лишь платонические чувства. Неудачная женитьба, нервное заболевание, вызванное напряженной работой, послужили причиной отъезда Чайковского в конце 1877 года из Москвы за границу. В Италии композитором были завершены Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин». Огромным было их значение в биографии Чайковского. Подытожив предшествующий опыт, он одновременно открыл в них новые, широкие горизонты для дальнейшей творческой деятельности. Появление этих произведений стало выда-юшимся событием и в жизни всего русского искусства.

Симфонию Чайковский посвятил своему «лучшему другу» — Н.Ф. фон Мекк. Рассказывая Надежде Филаретовне о содержании сочинения, Петр Ильич отмечал, что симфония стала «верным отголоском» всего пережитого им в зиму 1876-1877 годов, надолго оставившего «воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений». Это было время, когда композитором все больше овладевали душевные противоречия, неудовлетворенность.

В этом произведении — своей первой инструментальной драме — Чайковский воплотил еще более определенно мысль о единении художника с народом, который может дать силу, вернуть к жизни после страданий и потерь.

В романе «Евгений Онегин» композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, которая происходила в условиях реальных, правдивых. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу.

Музыкальная драматургия произведения создана на едином мелодическом дыхании, где один номер органически переходит в другой, где вокальная мелодия монологов (арий или ариозо) по своей певучести и интонационной выразительности не отличается от речитативов — «музыкальных разговоров» — диалогов. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому, как поют романсы на стихи поэтов, и сочиняет необычайно широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.

В 1880-х и в начале 1890-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы «Евгений Онегин» он создает в 1879 году героико-патриотическую оперу «Орлеанская Дева» по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет следующей оперы — «Мазепа» (1883) по поэме «Полтава» Пушкина. В ней на фоне исторических событий рас-крывается лирическая драма дочери Кочубея — Марии. Следующая опера этого десятилетия — «Чародейка» (1887) по драме И.А. Шпажинского — лирико-трагическая и одновременно на-родно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия — в 1890 году — появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики — опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина.

«Пиковую даму» Чайковский создавал как монооперу: через образ Германна — героя драмы, — как сквозь призму «пропускал» все события и развитие действия. В музыке он раскрывал смысл, подтекст происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа «Пиковой дамы». Подобно тому, как в своих симфониях, в этой опере композитор разрабатывал две основные темы. Одну из них, связанную с тайной трех карт, составляют два мотива, из интонаций которых вырастают многие темы оперы. Другая — тема любви. На разработке этих тем построена музыкальная драматургия всего сочинения.

В 1880-е годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры — «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888). В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов (например, трагический романс «На . нивы желтые...»), а наряду с этим — цикл светлых поэтических детских песен. В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского «Спящая красавица».

Сюжет сказки французского писателя Шарля Перро показался композитору «так поэтичен, так благодарен для музыки», что по приезде в Петербург в начале ноября 1888 года он начал с увлечением работать над новым произведением.

В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность снова воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.

Исключительно разнообразно творчество композитора последних трех лет жизни. Сразу же после «Пиковой дамы» был сочинен струнный секстет «Воспоминания о Флоренции». В течение 1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. Наконец, в 1893 году появилась Шестая симфония («Патетическая», как назвал ее сам автор) — вершина его симфонического творчества.

«В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», — говорил композитор и считал ее одним из «наиискреннейших» своих произведений.

«...Эта симфония есть высшее, несравненнейшее создание Чайковского. Душевные страдания, замирающее отчаяние, безотрадное, грызущее чувство потери всего, чем жил до последней минуты человек, выражены здесь с силою и пронзительностью потрясающею, — подчеркивал позже В.В. Стасов. — Кажется, еще никогда в музыке не было нарисовано что-нибудь подобное и никогда еще не были выражены с такою несравненною талантливостью и красотою такие глубокие сцены душевной жизни».

В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.

В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год — почетным членом Русского музыкального общества. Не будучи уже в эти годы педагогом Московской консерватории, Чайковский тем не менее продолжал проявлять большой, интерес к ее жизни, посещал экзамены, концерты, постоянно общался с молодыми композиторами, которые всегда находили У него совет, поддержку и искреннюю и беспристрастную оценку своих произведений.

Начиная с 1880-х годов, его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения. Одной из триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 году. После нее Чайковский записал в свой дневник: «В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России».

С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского и на музыкальных вечерах в Париже, где он встретил большое внимание к своему творчеству со стороны выдающихся французских музыкантов. В 1891 году с большим успехом прошли концерты Чайковского в Америке, куда он был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала — Карнеги-холла. Публика и пресса восторженно отзывались о великом русском композиторе.

В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальнейшему музыканту мира.

Еще в 1885 году Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина — в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 года на окраине самого Клина. В Клину и его окрестностях в общении с любимой русской природой Чайковский создал свои лучшие произведения, в том числе и Шестую симфонию. Она была впервые исполнена в Петербурге под управлением автора. Через несколько дней Чайковский тяжело заболел. Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября композитор скончался.

Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон новых, разнообразных творческих замыслов.

Интересные факты

1. свистун

Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями...- Наверно, этот свистун плохо кончил?- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, - со вздохом закончил рассказчик. - А фамилия его была Чайковский.

2. позор семьи

Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю:- Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!

3. перепутал...

Небезызвестно, что брак Чайковского был крайне неудачным. На вопросы о том, как его угораздило жениться, Чайковский неизменно отвечал:- Все очень просто, я спутал свою жену с моей Татьяной. (Имеется в виду Татьяна из оперы Чайковского "Евгений Онегин").

4. замечательная квартира!

Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?- Да, - еще более оживился Чайковский, -просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался.

5. вот в чем дело!

Чем замечательна "Пиковая дама"? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 году рецензент газеты "Волжское слово":"Опера замечательна тем, что два великих художника, Александр Сергеевич Пушкин и Петр Ильич Чайковский, пришли к одной и той же мысли - пригвоздить навек к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам".

6. лучшая похвала

Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спросили:- Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?- Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, - ответил композитор. - И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами...

www.classic-music.ru