Годы жизни м п лазарев: Михаил Петрович Лазарев | Государственное управление в России в портретах

От Антарктиды до Аляски: две кругосветки художника Павла Михайлова

Капитаны-первопроходцы подробнейшим образом описывали в судовом журнале всё, что им довелось встретить во время плавания: от неизвестных доселе островов до внешнего вида туземных монархов. Порой увиденное ими было столь экзотично, что слова не могли передать картину во всей красе. Тогда повествование старались сопроводить изображениями. Именно для этой цели в путешествия порой отряжали профессиональных живописцев.

Война и мир

Павел Михайлов родился в 1786 году в семье актёра императорских театров. Сам он проявил склонность к другому виду творчества и в возрасте девяти лет поступил в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Его наставником стал портретист Степан Щукин, выпустивший таких мастеров, как Василий Тропинин и Александр Варнек. Преподавательству профессор Академии отдавался с душой, обучая, как он сам писал, «портретной живописи учеников, которых уже до 200 человек вышло из моего класса и кои все учинились полезными гражданами быть и членами Академии».

На этой картине можно увидеть автопортрет Михайлова — в мундире лейтенанта. Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев и П. Н. Михайлов на завтраке у Таитского короля / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Павел Михайлов также с юных лет «учинился» полезным гражданином, а впоследствии и членом Академии. В возрасте 18 и 19 лет он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры, в 20 — малую золотую медаль и звание художника 1-й степени за программу «Представить художников, рисующих виды и разговаривающих между собой о своём художестве».

Притом что профессию Михайлов выбрал самую что ни на есть мирную, когда в Россию пришли войска Наполеона, отсиживаться в мастерской он не стал.

«Война 1812 года призвала его под знамёна защитников отечества. Он служил с честью и был в делах против неприятеля. Возвратясь после кампании в отечество, вновь принялся за кисть и трудился с любовью».

Василий Григорович, конференц-секретарь Академии художеств

Занимался Павел Михайлов в основном миниатюрной живописью — частные заказы приносили ему достаточно средств, чтобы хватало на жизнь. В те времена, чтобы получить звание академика, необходимо было написать портрет какого-нибудь значительного лица, придерживаясь определённых правил. Михайлову заветное звание принёс портрет графа Фёдора Толстого.

Правда, здесь возникает некоторая путаница — по версии «Юбилейного справочника Императорской Академии художеств 1794–1914», составленного Сергеем Кондаковым, это произошло в 1807 году, причём звание академика художник получил «по живописи портретной миниатюрной». С другой стороны, в музее Академии художеств представлена работа 1815 года, причём этот портрет миниатюрой никак не назовёшь. Данные Русского музея также говорят о том, что Михайлов стал академиком именно в 1815 году. Но так или иначе новый статус художнику присвоили.

Для путешествия Михайлову пришлось сконцентрироваться на графике. Вид островов Маркиза де Траверсе / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Переквалификация

Когда началась подготовка кругосветного путешествия в сторону Южного полюса, морской министр де Траверсе обратился к президенту Академии Алексею Оленину с просьбой порекомендовать хорошего художника-графика, который мог бы войти в состав команды. Так Павел Михайлов вышел в море открывать Антарктиду.

«Что именно побудило его отправиться в такое длительное и опасное путешествие, неизвестно, но можно с достаточной уверенностью предположить, что это были причины самые обыденные. Как миниатюрист Михайлов был не востребован в достаточной мере и нуждался в средствах. Поэтому Михайлов-портретист с готовностью взялся за освоение новых, иных изобразительных задач — документальной зарисовки самого разного рода, так как экспедиции нужен был акварелист и рисовальщик, а не живописец».

Наталия Соломатина, искусствовед, сотрудник Русского музея

Прежде чем отпустить художника в дальние края, Оленин по просьбе того же де Траверсе разработал для него подробную инструкцию. Дело в том, что Михайлову предстояли задачи, достаточно сильно отличающиеся от тех, к которым его подготовила Академия. Инструкция настоятельно рекомендовала рисовать так, «чтобы всё представляемое… было самым верным изображением видимого Вами. По сей причине Вы отнюдь не должны ничего рисовать по одной памяти».

Помимо памяти, не следовало доверяться и творческим порывам, которые могли бы наложить отпечаток на картины и снизить их достоверность. «Надобно сколько возможно избегать того, чтоб виденное дополнять или украшать воображением, — педантично наставлял президент Академии. — Несоблюдение сего важного правила делает совершенно бесполезными рисунки к разным путешествиям. Для Вас это было бы непростительно».

Михайлов фиксировал всё увиденное с фотографической точностью / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Павел Михайлов отнёсся к рекомендациям с должным вниманием. В результате появились сотни рисунков и акварелей, позволяющих нам воочию увидеть острова, местных жителей, полярные виды и многое другое такими, какими их застали мореплаватели XIX века.

Вокруг света на юг и на север

4 июля 1819 года «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева вышли из Кронштадта. Первый рисунок, однако, появился в альбоме художника только 17 сентября — это «Вид порта Санта-Крус на острове Тенерифе». Дальше следуют Сан-Себастьян, залив Рио-де-Жанейро, наброски разнообразных островов — Южной Георгии, Лескова, Высокого, Монтегю и др. 8 января Михайлов сделал акварель «Вид ледяных островов», а через восемь дней суда добрались до шестого континента.

Правда, Антарктиду живописец так и не изобразил — больно невыразительно она выглядела. «Видели сплошной лёд», — отметил Беллинсгаузен на навигационной карте на широте 69° 25’. Михаил Лазарев описал открытие в своём дневнике чуть более развёрнуто: «…встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Достойный запечатления предмет появился лишь через пару месяцев — 2 марта Михайлов сделал рисунок «Полярное сияние в Антарктиде».

Именно так выглядели окрестности Антарктиды. Вид ледяных островов. Павел Михайлов / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Плавание шло своим чередом, и вот уже в альбоме запестрели красками тропические острова и их обитатели. Между делом художник сделал совместный портрет обоих капитанов и себя в форме лейтенанта — рисунок называется «Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев и П. Н. Михайлов на завтраке у таитского короля».

«Король и всё его семейство ели охотно и запивали исправно вином. Как вода у нас была из Порт-Жаксона, следовательно, не совсем свежая, то король приказал одному островитянину подать кокосовой воды; островитянин, принеся кокосовых орехов, искусно отбил молотком верхи оных, и король пил воду, смешивая с вином, при сём беспрестанно обтирал пот, катившийся с здорового лица его. Когда пил несмешанное вино, при каждом разе, по обряду англичан, упоминал чьё-либо здоровье, наклоняя голову и касаясь рюмкой о рюмку. Отобедав, спросил сигарку, курил и пил кофе.

Между тем приметил, что художник Михайлов его срисовывает украдкою; чтоб он был покойнее, я подал ему мой портрет, нарисованный Михайловым. Он изъявил желание, чтобы его нарисовали с сим портретом в руке; я ему отвечал, что ежели желает быть нарисован, держа чьё-либо изображение, я дам несравненно приличнейшее, и вручил ему серебряную медаль с изображением императора Александра I, чем он был весьма доволен».

Фаддей Беллинсгаузен «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света»

В путешествии живописец внезапно обзавёлся островом своего имени — необитаемым, зато изобиловавшим кокосовыми пальмами. «Восточнейший из сих островов в широте 21° 1′ 35″ южной, долготе 178° 40′ 13» западной, длиною в одну милю, шириною в половину длины, в окружности две с половиной мили, окружён коральным рифом к WNW и OSO на милю от берега, к NO и SW на одну треть мили, так что коральные гряды в окружности пять с половиной миль, — описывал эту землю капитан Беллинсгаузен. — Я назвал сей остров по имени бывшего с нами искусного художника в живописи Михайлова».

Остров своего имени Михайлов тоже зарисовал, как и многие другие / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Только 24 июля 1821 года путешественники вернулись в родной порт, пробыв в плавании 751 день. По возвращении Беллинсгаузен обрабатывал собранные в экспедиции материалы около трёх лет. В 1824 году он представил Адмиралтейскому департаменту рукопись в десяти тетрадях, к которой приложил карты путешествия и рисунки Михайлова. Некоторые из них были сделаны во время экспедиции — животные, растения, характерные очертания островов. Другие художник написал уже в Петербурге на основе полевых зарисовок, эти акварели предназначались для атласа карт и литографий по результатам кругосветки.

Аттестат №211

Дан сей находящемуся в первом отряде шлюпов Южной экспедиции под начальством моим г-ну академику Михайлову в том, что он в продолжение двухгодичной кампании вёл себя совершенно благородно: доверенность по званию отправлял с особенною деятельностью и усердием, которого впредь в команде моей охотно иметь желаю; во уверение сего свидетельствую подписанием моим и приложением шлюпа «Восток» печати.

Дан на Кронштадском рейде августа 15-го дня 1821 года. Его Императорского Величества всемилостивейшего государя моего Балтийского флота начальник шлюпов «Восток» и «Мирный», находившихся в Южной экспедиции, капитан первого ранга Беллинсгаузен.

В 1826 году живописец вновь вышел в море. На этот раз он сопровождал трёхлетнюю кругосветную экспедицию Михаила Станюковича и Фёдора Литке, целью которой было исследовать побережье Берингова моря и центральную часть Тихого океана. И вновь альбом Михайлова начал заполняться рисунками и акварелями, изображавшими порты, острова, жителей Аляски и т. п. Как писал позже Василий Григорович: «Назначение в разное время двух экспедиций вокруг света открыло ему новое поприще; он совершил эти два путешествия и обогатил портфель свою многими прекрасными рисунками, а любознательный ум — наблюдениями и полезными сведениями. За труды и услуги, оказанные им в эти путешествия, он был награждён орденом Св. Владимира IV степени и пенсионом».

ВоВоенные пляски Южной Новой Зеландии. Художник Павел Михайлов / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузенаенные пляски Южной Новой Зеландии / Из иллюстраций к Атласу Беллинсгаузена

Последние годы жизни художник провёл, по свидетельству конференц-секретаря Академии, «тихо и уединённо, учился и трудился. Редко он бывал в обществе, и то только у людей ему близких по сердцу». В 1840 году Павел Михайлов скончался. Где находится его могила — неизвестно. Но альбом с изображениями далёких земель и их обитателей обещает живописцу долгую добрую память.

Ольга Ладыгина

Министерство обороны Российской Федерации

Днем рождения Балтийского флота (БФ) считается день победы в устье реки Невы 18 мая (7 по старому стилю) 1703 года. Гребная флотилия с воинами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра (Петра) I одержал свою первую военную победу, захватив в устье Невы два шведских военных корабля – «Гедан» и «Астрильд». Все участники той битвы получили специальные медали с надписью «Небывалое может быть».

Первые боевые корабли для Балтийского флота были построены в 1702-1703 годах в устье реки Сайса у Ладожского озера и реки Свири. Первой эскадрой на Балтийском море командовал вице-адмирал Корнелис Крюйс. База русского флота на Балтийском море – Кроншлот (впоследствии Кронштадт) – была заложена в 1703 году.

За всю историю Балтийского флота его моряки одержали немало побед над захватчиками, пытавшимися вытеснить Российское государство с побережья Балтийского моря. Не раз им приходилось отстаивать интересы страны и на других морских театрах.

Выборг, Ревель (Таллин), Рига, Моонзундские острова, Гельсингфорс, Або взяты в ходе Северной войны (1700-1721) при содействии русского флота на Балтийском море, одержаны победы на море при Гангуте (1714), Эзель (1719 г.), Гренгам (1720 г.).

Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие русского морского оружия и военно-морского искусства, отечественной науки и культуры. Это практически все великие флотоводцы, герои морских сражений адмиралы Ф.Ф. Ушаков и М.П. Лазарев, П.С. Нахимов и В.А. Корнилов, С.О. Макаров и Н.О. Эссен. Первооткрыватели новых земель В.И. Беринг, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельского, композитора Н.А. Римского-Корсакова, писателей А.П. Соболева и С.А. Колбасьева, изобретателя радиолокации и радиолокации А.С. Попов, физик Б.С. Якоби, собиратель русских слов В.И. Даль, кораблестроитель академик А.Н. Крыловы гордо называли себя моряками Балтийского флота.

Корабли Балтийского флота бороздили все океаны и моря. Они освоили Дальний Восток и Средиземное море. Описание северного побережья России, первая кругосветка и жизнеобеспечение Русской Америки, открытие Антарктиды – последнего из материков – все это стало возможным благодаря балтийским мореплавателям.

На карте мира 432 географических открытия, носящих имена 98 адмиралов и офицеров Балтийского флота.

В годы Первой мировой войны (1914-1918), уничтожив более 100 кораблей и вспомогательных судов противника, Балтийский флот выиграл сражение с германским флотом за Балтийское море, несмотря на превосходство последнего в живой силе.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1922 гг. ) моряки Балтийского флота успешно защищали подступы к тогдашней столице – Петрограду, сражались на всех сухопутных фронтах.

23 февраля 19 г.28 марта за особые боевые и трудовые заслуги Балтийский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Возрождение ВМФ началось с Балтийского флота в 1930-е гг. Введены в строй головные проекты кораблей, новые типы самолетов, вооружения и боевой техники. Балтийский флот стал базой для оснащения других флотов и флотилий своим личным составом, техникой, вооружением и кораблями.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Балтийским флотом бессменно командовал адмирал В.Ф. Дань. Под его руководством моряки Балтийского флота вели героическую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Принимали активное участие в обороне Ленинграда в 1941-1943 г., действовали на опережение в открытом море, на коммуникациях противника, громили береговые батареи, склады, арсеналы противника, топили его корабли и транспорты с живой силой и техникой. Стойкость защитников Ханко, Моонзунда, Ленинграда известна во всем мире. На сухопутных фронтах сражалось более 110 тысяч моряков Балтийского флота. 8 августа 1941 г. летчики 1-го минно-торпедного полка БФ полковника Е.Н. Преображенский первым в Великой Отечественной войне бомбил Берлин. Войска БФ высадили 24 морских десанта, потопили 1205 боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов, уничтожили 2418 самолетов противника.

За боевые заслуги 23 соединениям, частям и кораблям Балтийского флота присвоено звание гвардейских, 78 награждены медалями, 11 присвоены почетные звания, более 82 тыс. моряков отмечены высокими государственными наградами, 173 моряка Балтийского флота награждены орденом звание Героя Советского Союза, в том числе четырежды – дважды. Девять моряков Балтийского флота навсегда внесены в списки кораблей и частей Балтийского флота.

В 1946 г. Балтийский флот был разделен на два флота – 4-й и 8-й, в декабре 1946 г.55 Флот был перестроен в прежнем составе.

7 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Отечеством, массовый героизм и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Краснознамённый Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени.

С начала 1950-х годов началась успешная разработка нового ракетно-ядерного оружия, боевой техники на Балтике, флот пополнялся ракетными кораблями, реактивной авиацией, резко возрастали его боевые возможности. Балтийский флот приступил к выполнению задач боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах. Моряки Балтийского флота неоднократно демонстрировали свои высокие морально-психологические качества и военно-морское мастерство на учениях и маневрах, крупнейшими из которых были «Океан» в 1970, «Братство по оружию-80», «Запад-81», «Запад-99», «Боевое содружество-2001», «Запад-2009».

В настоящее время Балтийский флот завершил новое организационно-штатное строительство и имеет в своем составе корабли различных типов, подводные лодки, морскую авиацию, силы и средства противовоздушной обороны (ПВО), сухопутные и береговые войска, органы оперативного, технического, тылового и морально-психологическая поддержка.

Балтийские моряки первыми в составе ВМФ России начали участвовать в программе «Партнерство во имя мира» Организации Североатлантического договора (НАТО) совместно с кораблями военно-морских сил НАТО и Балтийского моря стран, в 2000 г. установили военное сотрудничество с ПВО Республики Беларусь, в ходе которого проведены успешные пуски ракет зенитно-ракетных комплексов С-300.

В 2000-2010 годах корабли Флота посетили и зашли более чем в 100 морских портов Европы, Азии, Америки и Африки, успешно участвовали в международных учениях.

В 2009-2010 годах при выполнении задач боевой службы моряки Балтийского флота активно привлекались к обеспечению безопасности мореплавания в Аденском заливе (фрегат «Неусрашимый»), совершали заходы в порты четырех иностранных государств, совместно с моряками других стран решали задачи борьбы с пиратством у берегов Африки и обеспечения безопасности международного судоходства.

На Балтийском флоте планируют путем обновления конструкции корабля.

В 2010 году боевой состав флота пополнился современными кораблями, оснащенными новейшим вооружением и техникой – сторожевой катер «Ярослав Мудрый», корвет «Стерегущий», дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург».

В ближайшее время в состав флота поступят серийные корветы «Сообразительный» и «Бойкий». Корветы этого проекта предназначены для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками, а также для поддержки огневой поддержки морского десанта. Эти корабли способны эффективно решать задачи противолодочной и противовоздушной обороны.

В дальнейшем боевой состав Балтийского флота пополнится очередной серией корветов типа «Стерегущий», десантных кораблей и катеров. Также будет продолжена модернизация имеющихся в настоящее время на флоте кораблей с установкой на них новых систем и вооружения.

Современный Балтийский флот представляет собой многовидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение, в состав которого входят корабельные силы, морская авиация, ПВО, береговые войска, объединенные средства оперативного, технического и тылового обеспечения.

География деятельности Флота в настоящее время обширна. Корабли и суда обеспечения БФ решают задачи в интересах корабельных группировок ВМФ России, безопасности международного судоходства в наиболее удаленных районах Мирового океана.

Балтийский флот как форпост России в Западном регионе обеспечивает стабильность военно-политической обстановки и национальные интересы страны. Моряки Балтийского флота продолжают уверенно нести боевую службу своих предшественников, поднявших над просторами Балтийского моря более 300 лет назад Военно-морской Андреевский флаг.

Беллинсгаузен, Фаддей Ф. | Encyclopedia.com

( b . Аренсбург, на острове Эзель, Россия [ныне Кингисепп, Сарема, Эстонская ССР], 30 августа 1779 г.; d . Кронштадт, Россия, 25 января 1852 г.)

навигация, океанография.

Беллинсгаузен начал свою морскую карьеру в 1789 году кадетом в Кронштадте. С 1803 по 1806 год он участвовал в первом кругосветном путешествии на русском корабле «9». 0065 Надежда , под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. После этой поездки и до июля 1819 г. Беллинсгаузен командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях. С 1819 по 1821 год он возглавлял русскую антарктическую экспедицию, затем командовал различными морскими соединениями в Средиземном, Черном и Балтийском морях. С 1839 г. и до конца жизни Беллинсгаузен был военным губернатором Кронштадта. Он женился в 1826 году и имел четырех дочерей. Беллинсгаузен был также одним из основателей Русского географического общества в 1845 г.

Слава Беллинсгаузена стала результатом открытий, сделанных во время возглавляемой им антарктической экспедиции. Когда русское правительство решило отправить экспедицию для изучения Антарктики, он был назначен командиром из-за его глубоких знаний в области физики, астрономии, гидрографии и картографии, а также из-за его большого морского опыта. Он же отвечал практически за все карты экспедиции Крузенштерна. За время службы на Черном море он определил координаты основных пунктов восточного берега и исправил несколько неточностей на карте береговой линии.

Два трехмачтовых судна пр. «Восток» и «Мирный» были снаряжены для похода в Антарктику. Беллинсгаузен командовал Восток ; командиром в/ч Мирный был Михаил Павлович Лазарев. Экспедиция должна была обследовать остров Южная Георгия, плыть к востоку от Сандвичевых островов, пройти как можно ближе к полюсу и не возвращаться, если не встретит непреодолимых препятствий.

Восток и Мирный вышли из Кронштадта 15 июля 1819 г.. В декабре экспедиция увидела южный берег острова Южная Георгия, а в начале января 1820 г. наткнулась на острова Траверс. Достигнув семь дней спустя Сандвичевых островов, экспедиция нашла не один остров, как предполагал Кук, а несколько островов. Назвав их Южными Сандвичевыми островами, экспедиция направилась на юг и, несмотря на ледовые преграды, 27 января 1820 г. у берегов Земли Принцессы Марты на 69°25´ широты (по донесению Беллинсгаузена от 20 апреля 1820 г. российский министр) находился в двадцати милях от материковой части Антарктиды, береговая линия которой была нанесена на карту. Беллинсгаузен писал в этот день о том льде, который появился «как белые облака на падавшем тогда снегу». был замечен. Это был первый вид шестого земного континента, и на навигационной карте он отметил: «Видел твердый лед». Лазарев, прибывший примерно в то же место через несколько часов, писал:

… мы достигли 69°23´ широты, там встретили сплошной лед огромной высоты; смотрел с перекрестка в тот прекрасный вечер… лед простирался, насколько мог видеть глаз; но мы не могли долго наслаждаться этим чудесным зрелищем, потому что небо вскоре снова потускнело и пошел снег, как обычно. Отсюда мы двинулись на восток, при каждом удобном случае направляясь на юг, но каждый раз встречая покрытый льдом континент, не успев достичь 70° [ Документы , I, 150].

1 февраля экспедиция Беллинсгаузена находилась примерно в тридцати милях от ледяного континента на 69°25´ южной широты и 1°11´ западной долготы. На третьем листе навигационной карты показаны льды, к которым экспедиция вновь подошла 17–18 февраля. В отчете из Порт-Джексона [Сидней], Австралия, военному министру от 20 апреля 1820 г. Беллинсгаузен писал об этих подходах: которые обрываются перпендикулярно и простираются, насколько мы могли видеть. Плоские ледяные острова расположены близко к этому континенту, возвышаясь к югу… и ясно показывают, что они являются обломками этого континента, ибо их границы и поверхность подобны континенту [ Двукратные исследования , 3-е изд., с. 37].

Позже экспедиция открыла ряд островов в Тихом океане. В январе 1821 г. была достигнута самая южная точка пути (69°53´ южной широты, 92°19´ западной долготы) и обнаружены остров (названный Петром Великим) и береговая линия (названная Берегом Александра I). .

Беллинсгаузен выразил свое твердое убеждение в том, что на Южном полюсе находился ледяной континент: «Я называю большой лед, поднимающийся и образующий наклонные горы по мере продвижения к Южному полюсу, затвердевшим льдом при условии, что в середине самый прекрасный летний день. Я полагаю, что дальше к югу не менее холодно, и отсюда я заключаю, что лед простирается над полюсом и должен стоять неподвижно…» (9).0065 там же ., с. 420).

За 751 ходовой день, из которых 122 дня были проведены ниже шестидесятой параллели, Восток и Мирный прошли более 55 000 миль. Помимо открытия Антарктиды и плавания вокруг нее, одним из крупных достижений экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева было первое описание больших океанических областей, примыкающих к ледяному континенту. Он открыл двадцать девять островов и один коралловый риф и провел ценные океанографические и другие научные наблюдения. Проба воды на глубине 402 метра с помощью батометра с помещенным внутрь термометром показала более высокий удельный вес и более низкую температуру, пропорциональную глубине. Климатические особенности Антарктики, зафиксированные Беллинсгаузеном, в целом согласуются с современными наблюдениями. Важно также обобщение температур экваториальной и тропической зон Тихого океана; «Здесь я должен отметить, что наибольшей жары не следует ожидать непосредственно на экваторе, где проходящий южный пассат освежает воздух. Наибольшая жара бывает в зоне штиля между южным и северным пассатами» (9).0065 там же ., с. 110).

Беллинсгаузен сделал первую попытку описать и классифицировать антарктические льды и определил, что Канарский поток является ответвлением Флоридского. Он объяснил происхождение коралловых островов и на основании 203 наблюдений за вариациями компаса с большой точностью определил положение Южного магнитного полюса в это время — 76° южной широты, 142° 30´ западной долготы. Об этом он написал в письме Крузенштерну, прося его передать Гауссу, по просьбе последнего, его таблицу вариаций компаса. Эта таблица была опубликована в Лейпциге Гауссом (1840 г.).

Именем Беллинсгаузена названо море в Антарктике, а также мыс в южной части острова Сахалин и остров на Туамоту.

Отчет Беллинсгаузена об антарктической экспедиции Двукратные исследования в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 года, совершенное на шлюпах «Восток» и «Мирном» («Двойные исследования в антарктическом океане и океане»). Кругосветное плавание в 1819, 1820 и 1821 годах, совершённое на шлюпах Восток и Мирный »; СПб, 1821; 3-е изд., М., 1961).

Работы по Беллинсгаузену ведут М. И. Белов, изд., Первая русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. и ее отчетная навигационная карта («Первая русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. и ее навигационная карта»; Л., 1963) и «Славу первого точного вычисления местаположения южного магнитного полюса Росс должен разделить с Беллинсгаузеном». слава первого точного расчета положения Южного магнитного полюса»). в Наука и жизнь («Наука и жизнь», 1966), вып. 8, 21–23; «Географические наблюдения в Антарктике экспедиции Кука 1772–1775 гг. и Беллинсгаузена-Лазарева 1819–1820–1821 гг.». («Географические наблюдения в Антарктике экспедиции Кука, 1772–1775 гг. и экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева, 1819–1821 гг.»), в Докладах Междуведомственной Комиссии по изучению Антарктики за 1960 г. . («Доклады Совместной комиссии по изучению Антарктиды, 1960 г.