Годы застоя в ссср: Эпоха застоя в СССР. История России

Развитие Казахстана в период застоя – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

Развитие Казахстана в период застоя

В октябре 1964 года Н. Хрущев был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Генеральным секретарем был избран Л. Брежнев, находившийся на этом посту до 1982 года. При Л. Брежневе в 1965 году была проведена хозяйственная реформа. Устранялась излишняя регламентация деятельности предприятий, расширялась их хозяйственная самостоятельность. На предприятиях внедрялась новая техника. Теперь главным показателем эффективности работы предприятия должен был стать объем реализации его продукции. Большое внимание уделялось материальной заинтересованности каждого работника и предприятия в целом. Однако цены на выпускаемую продукцию устанавливало государство. Были упразднены совнархозы и восстановлены центральные промышленные министерства. В целом, предпринятая хозяйственная реформа оживила работу предприятий, строительство и транспорт.

В октябре 1977 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая сменила прежнюю Конституцию 1936 года. В новой Конституции был сделан вывод о том, что страна вступила в стадию «развитого социализма». В ст. 6 советской Конституции решительно утверждалась руководящая и направляющая роль КПСС. В апреле 1978 г. была принята новая Конституция Казахской ССР. Конституция республики в целом повторяла структуру и содержание союзной Конституции.

На Пленуме ЦК КПК в декабре 1964 года Первым секретарем Казахстана вновь становится Д. Кунаев, занимавший этот пост с 1960 по 1962 гг. Д. Кунаев руководил страной до 1986 года. Несмотря на постоянное давление Центра, он пытался отстаивать интересы Казахстана. В период его правления наша страна, несмотря на объективные кризисные тенденции, во многих отраслях находилась на передовых позициях. Казахстан являлся крупнейшим поставщиком цветных и черных металлов, зерна. Благодаря развитию промышленности республика была представлена на внешнеэкономическом рынке, хотя монополия на внешнеторговую деятельность находилась в компетенции центральных органов. Казахстан по своему экономическому потенциалу и национальному богатству занимал третью строчку в рейтинге республик, уступая России и Украине. В 60–70-х гг. прошлого века в республике шло интенсивное строительство объектов не только промышленного характера, но и культурно-бытового назначения: Медео, жилые микрорайоны, дворцы культуры, крупные универмаги и пр. На карте Казахстана появились 47 новых городов. Д. Кунаев поднимал проблемы Аральского региона. В сельском хозяйстве к 1981 году, по сравнению с 1954 годом, в 2 раза увеличилось поголовье КРС. Об авторитете Д. Кунаева в партийных кругах свидетельствует тот факт, что он был членом Политбюро ЦК КПСС. Однако по многим вопросам Д. Кунаев, даже если он открыто выражал свое несогласие, вынужден был подчиняться Центру.

К 1970 году значительно вырос удельный вес Казахстана в народном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Республика давала преобладающую часть общесоюзного производства свинца, меди и титана. Осваивались новые месторождения. В мощную отрасль превратилась химическая промышленность. Были осуществлены крупные мероприятия по освоению нефтяных и газовых месторождений на Мангистау. В 1965 году свою первую нефть дало месторождение Узень. Темпы развития промышленности привели к возникновению новых городов (Рудный, Шевченко и др.). Интенсивно строились железнодорожные пути. Развитие получили в эти годы и другие виды транспорта, в особенности автомобильный.

В середине 60-х гг. руководителями страны были предприняты попытки разработки эффективной аграрной политики. Однако принимаемые меры не привели к большим преобразованиям. Главной причиной низкой эффективности сельского хозяйства оставалось отчуждение крестьянства от результатов труда. Вследствие этого усиливалась миграция населения из сельской местности в города. В 70-е годы группа работников сельского хозяйства республики попыталась сломать сложившуюся структуру хозяйствования. Одним из таких людей был Иван Худенко. Работая руководителем совхоза Илийский Енбекшиказахского района Алматинской области, он стал внедрять новые формы управления сельским хозяйством. Уже тогда он попытался развивать фермерское хозяйство, резко уменьшил бумажную волокиту. Дела в совхозе пошли намного лучше, повысилась производительность труда, укрепилась дисциплина. Такая смелая инициатива не понравилась консервативным управленцам. Эффективная и очень перспективная методика И. Худенко была загублена. Его идеи были признаны вредными, он был предан суду и впоследствии умер в тюрьме.

К началу 80-х гг. сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. В 1982 году в СССР была принята Продовольственная программа. Однако она не дала заметных результатов. К середине 80-х гг. практически повсеместно было введено нормированное снабжение продуктами питания, снова появились талоны на продовольствие.

В 70–80-е гг. продолжилась порочная репрессивная политика «слияния» народов в единый «советский народ» с унифицированной культурой и единым (русским) языком. Ассимиляция народов и народностей СССР стала одним из приоритетов идеологии периода застоя. Официальные органы целенаправленно вытесняли из общественных сфер казахский язык. Стала утрачиваться сама языковая среда. В 60-е гг. в Москве студентами-казахами была создана общественная организация «Жас тулпар». Инициатором объединения был студент МГУ Мурат Ауэзов. Организация занималась политической и просветительской деятельностью, занималась пропагандой казахской культуры. Активная деятельность «Жас тулпар» по возрождению национального самосознания привлекла внимание властей, в 1966 году объединение было распущено.

В 1975 году в Алматы была издана книга Олжаса Сулейменова «Аз и я». Поэт в этой книге приходит к выводу, что памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» появился на стыке славянской и тюркской культур. Выводы, сделанные О. Сулейменовым, подверглись осуждению. Началась настоящая травля автора. Книга «Аз и я» была запрещена.

В мае 1979 года вышло Постановление «Об образовании Немецкой автономной области» на территории пяти районов, входящих в состав Целиноградской, Карагандинской, Кокчетавской, Павлодарской областей. Административным центром должен был стать г. Ерейментау. 18 июня планировалось проведение торжественного собрания по поводу создания Немецкой автономии. Эти решения вызвали отрицательную реакцию среди населения Казахстана. 16 и 19 июня 1979 года в Целинограде появились листовки, по улицам города прошли демонстрации протеста против создания Немецкой области. В партийные органы стали поступать коллективные письма, направленные против идеи властей. В основном в митингах в Целинограде участвовала молодежь. 19 июня число участников выступлений увеличилось до нескольких тысяч. Информация о событиях в Целинограде не получила широкого распространения. В условиях сложившейся обстановки руководство сделало заявление об отмене решения о создании Немецкой автономии. Решение о создании немецкой автономии в Казахстане является примером игнорирования интересов казахского народа.

Период правления Л. Брежнева, охватывающий около двух десятилетий, вошел в историю как период застоя. Этот период отмечен устойчивым снижением темпов экономического роста и ухудшением динамики производительности труда при отсутствии каких-либо серьезных потрясений в политической жизни страны. Проблемы переживало сельское хозяйство. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалось по закону. Национальная политика во многом унаследовала традиции сталинизма. Интересы национальных культур повсеместно игнорировались. Партийные комитеты вновь усилили контроль над духовной жизнью населения.

Содержание лекции

1. Хозяйственная реформа 1965 года. Развитие сельского хозяйства и промышленности.

2. Политический портрет Д. Кунаева.

3. Национальная политика в годы застоя.

ТЕЗИСЫ

  • 1964–1982 гг. – правление Л. Брежнева в СССР.

  • 60–80-е гг. ХХ века – период застоя.

  • В 1965 году в СССР была проведена хозяйственная реформа.

  • В октябре 1977 г. была утверждена новая Конституция СССР.

  • В ст. 6 советской Конституции (1977 г.) решительно утверждалась руководящая и направляющая роль КПСС.

  • В апреле 1978 г. была принята новая Конституция Казахской ССР.

  • 1960–1962, 1964–1986 гг. – правление Д. Кунаева в Казахской ССР.

  • В 1965 году свою первую нефть дало месторождение Узень.

  • Иван Худенко – директор совхоза Илийский Енбекшиказахского района Алматинской области, который пытался развивать фермерское хозяйство.

  • Идеи И. Худенко были признаны вредными, он был предан суду и впоследствии умер в тюрьме.

  • В 1982 году в СССР была принята Продовольственная программа.

  • Ассимиляция народов и народностей СССР стала одним из приоритетов идеологии периода застоя.

  • В 1963 году в Москве студентами-казахами была создана общественная организация «Жас тулпар».

  • Инициатором объединения «Жас тулпар» был студент МГУ Мурат Ауэзов.

  • Организация «Жас тулпар» занималась политической и просветительской деятельностью, а также пропагандой казахской культуры.

  • В 1966 году объединение «Жас тулпар» было распущено.

  • В 1975 году в Алматы была издана книга Олжаса Сулейменова «Аз и я».

  • О. Сулейменов в книге «Аз и я» приходит к выводу, что памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» появился на стыке славянской и тюркской культур. Выводы, сделанные О. Сулейменовым, подверглись осуждению.

  • Книга «Аз и я» была запрещена.

  • В мае 1979 года вышло Постановление «Об образовании Немецкой автономной области» на территории пяти районов, входящих в состав Целиноградской, Карагандинской, Кокчетавской, Павлодарской областей.

  • Административным центром Немецкой автономии должен был стать г. Ерейментау.

  • 16 и 19 июня 1979 года в Целинограде прошли демонстрации протеста против создания Немецкой области.

  • В основном в митингах в Целинограде участвовала молодежь.

  • Решение о создании Немецкой автономии было отменено.

Эпоха застоя времен СССР | Рефераты История

Скачай Эпоха застоя времен СССР и еще Рефераты в формате PDF История только на Docsity! Период застоя в жизни и деятельности государства (1970-е — 1980-х гг. ). Шустер Дарья СДП-ПР-193 8 апреля 1966 года Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, с октября 1964 года занимавший должность Первого секретаря ЦК КПСС. Данный, в некотором роде формальный, повод, хотя существует и достаточно аргументированное соображение, что собственно с момента воскрешения должности Генерального секретаря в СССР и стартовал этап, который принято называть «брежневским», я и желала бы использовать его для того, чтобы выложить собственную позицию в отношении одной из существенных страниц белорусской истории – Беларусь в «брежневскую эпоху». Но сначала, до того, как мы перейдем к событиям Беларуси того времени, нужно все-таки вспомнить и освежить наши знания о самом термине «брежневский период», который некоторые историки даже называют «Брежневской эпохой в истории СССР». Леонид Брежнев правил Советским Союзом с 1964 по 1982 годы. С легкой руки Михаила Горбачёва — первого и последнего президента СССР, это время было названо «периодом застоя». Некоторые же люди называют время Брежнева «золотым веком СССР». Период жизни СССР 1965—1980 годов справедливо называют эпохой Брежнева, и только на злобном языке перестройки — периодом «застоя». Неудивительно, что после девяностых годов опросы граждан разных национальностей, бывших жителей СССР, демонстрировали очень показательное явление. Из всех исторических эпох, как их представляли себе жители бывшей страны Советов, больше всего положительных оценок получила эпоха Брежнева, а наихудшим временем названа — перестройка. Если говорить о позитивных сторонах «брежневского периода», то объективные данные однозначно свидетельствуют об их наличии, несмотря на данное ему Михаилом Горбачёвым пропагандистско-литературное клише «эпоха застоя». Вспомним, что именно в этот период Советский Союз достиг вершины своего могущества на международной арене, перейдя от противостояния к мирному сосуществованию и сотрудничеству с Западом. А в главной для населения любой страны — в социальной сфере руководство СССР вплотную занялось вопросами повышения благосостояния граждан, при этом траты государства на социальные расходы были увеличены в три раза. В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения СССР выросли более чем в 1,5 раза, рост реального потребления населения увеличился в два с половиной раза. Также правление Брежнева отметилось введением в эксплуатацию 1,6 млрд. кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильём было обеспечено 162 млн. человек. Не надо забывать и тот факт, что речь идёт о бесплатном жилье, которое государство предоставляло очередникам, хотя в очереди и приходилось стоять долго. Квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Но важнейшее, что дало это время стране – это уверенность в завтрашнем дне и стабильность положения, при этом развитие государства не прекратилось вовсе, но стало более плавным и взвешенным. Всё это к тому же происходило на фоне, пусть в основном экстенсивного, но роста экономики, которая за время правления Брежнева выросла в два с половиной раза. Производство электроэнергии в стране увеличилось в три раза, началось освоение месторождений сибирской нефти и газа, создание системы экспортных нефте- и газопроводов, которые и по сей день служат главным источником наполнения государственного бюджета России и, в какой-то степени, Беларуси. Кроме того, в значительных объемах с 1970-х годов экспортировался природный газ. Всё это так, но, имели место и негативные явления. В экономике – это, прежде всего:  отставание в развитии наукоёмких отраслей, например, положение в вычислительной технике характеризовалось как «катастрофическое»;  отсутствие качественных сдвигов в области сельского хозяйства, в связи с чем большая часть валютной выручки от продажи нефти и газа тратилась на импорт продовольствия. В социальной сфере в хроническую проблему превратилось недостаточное обеспечение населения определёнными видами продуктов питания (знаменитая механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель. Государство постоянно повышало закупочные цены на мясо, молоко, зерно. Все эти меры дали положительный эффект, в результате которого валовая продукция сельского хозяйства возросла на 45%. Уже в 1976 г. белорусский показатель производства сельскохозяйственной продукции превысил общесоюзный в 1,5 раза. Беларусь в «брежневский период» именовали «откормочным цехом Советского Союза», потому что именно здесь были сконцентрированы откорм крупного рогатого скота, свиней. На основе роста экономики происходило повышение жизненного уровня населения, что служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к проводимой властными структурами политике. Жизненный уровень в республике повышался неуклонно, за десять лет национальный доход вырос в два с половиной раза, а реальные доходы на душу населения почти в два раза. Розничный товарооборот кооперативной и государственной торговли стал больше в десять раз. В 70 – 80-е годы в Беларуси были достигнуты значительные успехи в развитии образования, науки, культуры. Осуществлено всеобщее среднее образование, создана система профессионально-технического образования. Успешно развивалась белорусская наука. Были созданы крупные научные центры в области оптики, математики, спектроскопии полупроводников, ядерной энергетики, квантовой электроники, технической кибернетики. Не менее активные изменения происходили и в области культуры, которая заняла прочные позиции не только на пространстве Советского Союза, но и стала заметной частью современной мировой культуры. Появились и быстро завоевали популярность и авторитет журналы «Маладосць» и «Неман», книги издательств «Юнацтва», «Мастацкая літаратура», «Белорусская Советская Энциклопедия». Образовалась целая плеяда ученых, писателей, поэтов, художников, актеров, музыкантов мирового уровня: П. Альсмик, В. Быков, Т. Бирич, Н. Борисевич, И. Мележ, Б. Степанов, М. Танк, Б. Шапошник. Таким образом, именно в этот период, для одного из наименований которого частенько используется слово «застой», Беларусь превратилась в индустриальную республику, с достаточно высоким уровнем жизни, образования и культуры. При этом я не утверждаю, что все проблемы в республике были решены, а население прямо-таки «купалось в молочных реках с кисельными берегами». Проблем хватало, хотя ситуация даже на закате «брежневской эпохи» критической не была. Да, снижались темпы экономического роста, но в том же 1982 году среднегодовой прирост национального дохода составил всё-таки 3,4%. Противоречиво развивалось и сельское хозяйство Беларуси. С одной стороны, шло укрепление его материально-технической базы, а с другой – снижались темпы развития сельскохозяйственного производства. В том, что положительные тенденции этого периода всё-таки превалировали, громадная заслуга фактического руководителя Белорусской Советской Социалистической республики, первого секретаря ЦК КП Белоруссии в 1965 – 1980 году П.М. Машерова. Пётр Миронович Машеров удивительным образом сочетал в себе качества политика и хозяйственного деятеля, партийного лидера и интеллигентного высококультурного духовно-развитого человека. В памяти народной он остался настоящим народным героем, воином, защитившим свою землю, поднявшим её из руин и выведшим за годы своего руководства республику в число самых достойных и благополучных регионов. За 1965–1980 гг. республика под руководством П.М. Машерова совершила качественный скачок в своем развитии, стала передовой высокоразвитой и индустриальной. Именно тогда был создан тот громадный научно-технический потенциал, который и сейчас является основой нашего народнохозяйственного комплекса. Именно в те годы Беларусь стала широко известна миру, заняла достойное место среди республик СССР и на мировой арене. В этот период были построены ряд предприятий, в том числе гродненский химический комбинат «Азот», Гомельский химический завод, Березовская ГРЭС, в Минске началось строительство метрополитена. Может быть здесь я в чём-то и повторюсь, но нельзя не отметить, что за период 1965–1980 гг., практически совпавший по времени с «брежневской эпохой», которая является предметом нашего рассмотрения, когда П.М. Машеров руководил республикой, темпы роста валового национального продукта составляли 308 процентов, промышленности – 417 процентов, сельского хозяйства – 125 процентов, национальный доход утроился. Другими словами, именно под руководством П.М. Машерова Беларусь стала тем, что она есть и сегодня. Причём надо заметить, что деятельность П.М. Машерова проходила в достаточно сложных условиях взаимоотношений с властными структурами Центра. Так, «Аргументы и факты» «раскопали» среди рассекреченных в 2016 году Центральным разведывательным управлением США архивов любопытный документ под названием «Маневры Брежнева против белорусской фракции». В «совершенно секретном» аналитическом отчёте ЦРУ за 1977 год прямо говорится о «постоянных трениях между Машеровым и Брежневым», основными причинами которых являлись недостаточная комплиментарность белорусского руководителя по отношению к Генеральному секретарю ЦК КПСС и достаточно самостоятельная позиция белорусского лидера по ряду вопросов внутренней и внешней политики. Заключение Будем честными, белорусы, даже при наличии серьёзных издержек «брежневского периода», должны с уважением относиться к тем результатам, которые были достигнуты трудом народа Белорусской Советской Социалистической республики в 1966 – 1980 гг. и которые до настоящего времени продолжают оставаться базисом для существования и развития промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы суверенного белорусского государства. Беларусь получила от Советского Союза уникальную социально- экономическую структуру. Подобно большинству остальных союзных республик бывшего СССР, максимальный уровень производства был достигнут Беларусью в 1990 году. К этому году республика обладала промышленностью, которая отправляла за пределы БССР примерно 80% всей производимой продукции. Среди союзных республик Беларусь занимала по промышленному производству третье место. Всего в промышленности было сосредоточено около половины всех занятых в народном хозяйстве Беларуси. В 1991 году Беларусь занимала первое место в СССР по прогнозируемой продолжительности жизни, средний показатель составлял 70 лет, а по одному из ключевых показателей благосостояния экономики: ВВП на душу населения — пятое место.

Россия, Plus Ça Change… — Обзор Института Милкена

 

Panos Pictures/Redux

 

Тор Гилфасон, почетный профессор экономики Исландского университета, научный сотрудник Центра экономических исследований Мюнхенского университета.

Опубликовано 28 сентября 2022 г.

 

Мало кто видел грядущий распад СССР. Но задним числом многие считали это неизбежным, потому что советская экономика была похожа на обломки корабля-призрака, который должен был затонуть. Так насколько же изменилась Россия спустя три десятилетия?

Начните с 1989 (начало конца) до 1991 (конец конца). Имевшаяся тогда статистика сильно преувеличивала размеры советской экономики. Но когда пыль улеглась, ВВП на душу населения в России с точки зрения покупательной способности оказался всего в четыре раза меньше, чем в Соединенных Штатах. Последующие пересмотры Всемирного банка показывают, что эта цифра на самом деле была больше похожа на половину ВВП США на душу населения, но после этого скрипучая коррумпированная экономика пошла на спад. И ВВП на душу населения понадобилось 16 лет, чтобы вернуть себе весьма скромные высоты, достигнутые СССР.

Чтобы не сомневаться, подумайте, как экономические неудачи отражались (и остаются) в статистике общественного здравоохранения. В самой низкой точке ожидаемая продолжительность жизни российских новорожденных была на 12 лет меньше, чем у их сверстников в Соединенных Штатах. С тех пор разрыв сократился до трех лет, но отчасти потому, что ожидаемая продолжительность жизни в США не изменилась, хотя ожидаемая продолжительность жизни продолжала расти в Европейском союзе и во всем мире.

Почему крах?

Опять же, если оглянуться назад, это было просто. Во-первых, ни одной стране никогда не удавалось достичь высокого уровня жизни при жестко управляемой сверху экономике при государственной собственности на большую часть производственных фондов. В России, как и везде, централизованное планирование и изоляция от мировых рынков привели к массовым чрезмерным инвестициям в производство некачественных, часто устаревших товаров. По сей день российские фирмы почти не производят ничего, что хотели бы купить иностранцы, кроме ископаемого топлива, твердых полезных ископаемых, удобрений, оружия и зерна. Действительно, не сумев диверсифицировать свою деятельность, Россия фактически является нефтегосударством, как Саудовская Аравия. В 2020 году на долю промышленных товаров приходилось 21 процент экспорта товаров России по сравнению с 69 процентами.процентов в странах ОЭСР.

Учтите также, что в последние десятилетия советскую экономику все еще преследовал призрак ленинско-сталинской идеологии. Игнорируя реалии современной экономики, Кремль по-прежнему сосредоточивался на производстве, необходимом для выживания во враждебном мире. На услуги, являющиеся основным источником роста в странах с развитой экономикой, приходится менее трети ВВП России по сравнению с 60–70 процентами в странах ОЭСР. Даже сегодня такие услуги, как медицинское обслуживание, которые составляют основу хорошей жизни, сегодня составляют всего лишь половину ВВП России по сравнению с 80 процентами в Соединенных Штатах и ​​двумя третями в мире в целом.

В нисходящем мире централизованного планирования, в котором не существовало рынков для определения относительной стоимости, принцип «чем больше, тем лучше» был в порядке вещей. Более того, Советы считали лучшим строить гигантские предприятия, монополизирующие производство, потому что это облегчало их контроль. Экономия от масштаба — если она была — была погребена под тяжестью всей неэффективности и вялой реакции на меняющийся спрос, создаваемый монополией. Управление было пронизано невежеством, обманом и коррупцией, а также откровенным воровством.

Когда катастрофа советской экономики стала очевидной, аппаратчики понятия не имели, как ее исправить. Михаил Горбачев, пришедший к власти в результате паники, был вырезан из той же ткани, что и Никита Хрущев, который считал, что может проводить экономические и гражданские реформы, не допуская конкуренции с коммунистической партией. Горбачев прописал гласность и перестройку — «открытие» и «переход» — без особых размышлений о том, к чему они приведут.

Почему застой?

Советская система была подарком, который продолжал дарить. В свете более чем достаточных запасов природных ресурсов и вызывающей всеобщее восхищение системы высшего образования можно было ожидать, что Россия довольно быстро перейдет к рыночной экономике.

Но показательно сравнение России и недавно обретшей независимость Польши.

 

Авантюра Путина на Украине и последующая экономическая и политическая изоляция России от Запада практически гарантируют, что и без того ограниченные возможности роста экономики не улучшатся.

 

В 1990 г. ВВП на душу населения в России (по покупательной способности) был почти вдвое выше, чем в Польше. Но с тех пор полякам удалось добиться стабильного и быстрого экономического роста, увеличившись в три раза быстрее и легко превысив ВВП на душу населения в России за последнее десятилетие.

Разница в росте между Польшей и Россией обусловлена, среди прочего, различными начальными условиями. Хотя поляки все еще находились на советской орбите, они смогли провести 1980-е годы, готовясь к лучшим временам. Миллионы из них путешествовали по другим странам, и многие выучили английский, немецкий и другие языки. Кроме того, у поляков были компетентные неидеологические экономисты, которые руководили переходом.

После того, как «Солидарность», костяк польского рабочего движения, успешно разгромила Коммунистическую партию на частично свободных всеобщих выборах в 1989 году, новое польское правительство решило, что быстрые реформы, известные как шоковая терапия, будут иметь больше шансов на успех, чем постепенные реформы. . Идея заключалась в том, что лучший способ пересечь пропасть — это сделать один прыжок, тем самым лишив группы интересов, у которых много, потерять шанс организовать сопротивление. Правительство добилось успеха благодаря значительной помощи США и ЕС. Джеффри Сакс, в то время профессор Гарварда, был в Варшаве в качестве консультанта и описал переход изнутри в своих 1993 книга Прыжок Польши к рыночной экономике .

Чуть позже Сакс тоже был на палубе в Москве, чтобы консультировать правительство Бориса Ельцина, первого президента России. Однако в России его совет упал на более каменистую почву, отчасти потому, что Россия предлагала больше искушений инсайдерам, которые делали все возможное, чтобы обогатиться, захватывая государственные предприятия по бросовым ценам. У поляков не было сопоставимых возможностей, в которых можно было бы использовать активы без западных технологий и опыта.

Сакс и другие призвали правительство США поддержать российские реформы, но их призывы вызвали слишком мало отклика, слишком поздно. Даже МВФ, который должен был появиться первым, потребовалось довольно много времени, прежде чем оказать помощь правительству, которое широко осуждалось как коррумпированное. Правительство США подозревали в отказе в помощи в этот решающий момент, чтобы сохранить слабость России.

Если это так, то правительство США и его европейские союзники совершили роковую ошибку. Хотя ставка вряд ли была бы верной, они упустили возможность поднять Россию из пепла, даже если использовали рычаги, полученные за счет финансовой помощи, для поддержания демократии и предотвращения раздачи триллионных активов.

От надежды к клептократии

Прежде чем уйти с поста президента в 1999 году после почти десятилетнего пребывания на посту, Ельцин помазал Владимира Путина, трезвого, серьезного человека, способного навести порядок. Путин добился своего, но использовал политический капитал, который он накопил в процессе, чтобы усилить контроль над властью и подчинить коррумпированную элиту своей воле, а не уничтожить ее. Тем временем Европа, соблазненная своим внутренним путем на прибыльном новом рынке промышленных товаров и доступом к дешевому российскому природному газу, протестовала лишь для формальности.

• • •

Итак, что есть в путинской России, чего не было в Советской России? Уровень жизни выше, чем во времена Брежнева, но рост не поспевает за улучшениями в большей части постсоветской Восточной Европы, а экономика по-прежнему зависит от капризов рынков ископаемого топлива.

Россияне также не могут рассчитывать на улучшение материального качества жизни в ближайшее время. Авантюра Путина на Украине и последующая экономическая и политическая изоляция России от Запада практически гарантируют, что и без того ограниченные возможности роста экономики не улучшатся. Благодаря своему ядерному арсеналу современная Россия находится в абсолютной, положительной безопасности на своей родине — но то же самое мог бы сказать и Брежнев. И благодаря имперским амбициям Путина относительно мягкая рука репрессий дома, вероятно, станет намного менее мягкой.

Кажется, чем больше Россия меняется, тем больше она остается прежней.

Основная тема: Регион: Россия

Горбачев и перестройка | History of Western Civilization II

Горбачев начал перестройку, чтобы спасти советскую экономику от стагнации, но не собирался полностью отказываться от плановой экономики.

Цель обучения

Объяснить причины, по которым Горбачев начал перестройку

Ключевые моменты

  • Основной задачей Горбачева на посту генерального секретаря было возрождение советской экономики после брежневского застоя и междуцарствия.
  • Вскоре Горбачев пришел к выводу, что восстановление советской экономики практически невозможно без реформирования политической и социальной структуры коммунистической нации.
  • Цель реформы заключалась в поддержании плановой экономики, а не в переходе к рыночному социализму.
  • Горбачев инициировал свою новую политику перестройки (буквально «перестройка» по-русски) и сопутствующих ей радикальных реформ в 1986. Политические реформы включали Закон о государственном предприятии, Закон о кооперативах и открытие советской экономики для иностранных инвестиций.
  • К сожалению, экономические преобразования Горбачева не помогли перезапустить вялую экономику страны.
  • В 1988 году Горбачев ввел гласность, которая дала советским людям свободы, которых они раньше не знали, в том числе большую свободу слова.
  • В июне 1988 года на партийной конференции КПСС Горбачев начал радикальные реформы, направленные на снижение партийного контроля над государственным аппаратом, предложив новую исполнительную власть в форме президентской системы, а также новый законодательный элемент.

Ключевые термины

гласность
Грубо переводя как «открытость», реформы политической и судебной системы, проведенные в 1980-х годах, которые обеспечили больше свобод для общественности и прессы, а также повысили прозрачность правительства.
перестройка
Буквально «реструктуризация» на русском языке, политическое движение за реформы внутри Коммунистической партии Советского Союза в 1980-х годах, широко связанное с советским лидером Михаилом Горбачевым.

Михаил Сергеевич Горбачев был восьмым и последним лидером Советского Союза, Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1985 по 1991 год, когда партия была распущена. Первоочередной задачей Горбачева на посту генерального секретаря было возрождение советской экономики после брежневского застоя и междуцарствия. В 1985 году он заявил, что экономика зашла в тупик и что необходима реорганизация, предложив расплывчатую программу реформ, которая была принята на апрельском пленуме ЦК. Его реформы требовали быстрой технологической модернизации и повышения производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. Он также пытался сделать советскую бюрократию более эффективной.

Вскоре Горбачев пришел к выводу, что восстановление советской экономики практически невозможно без реформирования политической и социальной структуры коммунистической нации. Он начал с кадровых изменений, в первую очередь заменив Андрея Громыко Эдуардом Шеварднадзе на посту министра иностранных дел. Громыко прослужил на своем посту 28 лет и считался членом старой советской гвардии. Хотя Шеварднадзе был сравнительно неопытен в дипломатии, он, как и Горбачев, имел опыт управления сельскохозяйственным регионом Советского Союза (Грузия), что влекло за собой слабые связи с военно-промышленным комплексом, разделяя взгляды Горбачева на управление.

Цель реформы заключалась в поддержании плановой экономики, а не в переходе к рыночному социализму. Выступая в конце лета 1985 года перед секретарями по экономическим вопросам центральных комитетов восточноевропейских коммунистических партий, Горбачев сказал: «Многие из вас видят решение своих проблем в том, чтобы вместо прямого планирования прибегнуть к рыночным механизмам. Некоторые из вас смотрят на рынок как на спасательный круг для своей экономики. Но, товарищи, вы должны думать не о спасателях, а о корабле, а корабль — это социализм».

Михаил Горбачев в 2010 году.

Горбачев инициировал новую политику перестройки (буквально «перестройка» по-русски) и сопутствующих ей радикальных реформ в 1986 году. Они были набросаны, но не полностью изложены, на XXVII съезде партии в феврале– Март 1986 г. «Реконструкция» была предложена в попытке преодолеть экономический застой путем создания надежного и эффективного механизма ускорения экономического и социального прогресса. В июле 1987 года Верховный Совет Советского Союза принял Закон о государственном предприятии. Закон предусматривал, что государственные предприятия могут свободно определять объемы производства на основе спроса со стороны потребителей и других предприятий. Предприятия должны были выполнять госзаказы, но могли распоряжаться оставшейся продукцией по своему усмотрению. Однако государство по-прежнему контролировало средства производства этих предприятий, что ограничивало их возможности по учету полной себестоимости. Предприятия закупали сырье у поставщиков по договорным договорным ценам. По закону предприятия стали хозрасчетными; то есть они должны были покрывать расходы (заработную плату, налоги, поставки и обслуживание долга) за счет доходов. Правительство больше не должно было спасать убыточные предприятия, которым грозило банкротство. Наконец, закон переложил контроль над деятельностью предприятий с министерств на выборные рабочие коллективы.

Закон о кооперативах, принятый в мае 1988 года, был, пожалуй, самой радикальной из экономических реформ, проведенных в начале горбачевской эры. Впервые с тех пор, как в 1928 году была отменена НЭП Владимира Ленина, закон разрешил частную собственность на предприятия в сфере услуг, производства и внешней торговли. Первоначально закон вводил высокие налоги и ограничения на трудоустройство, но позже он изменил их, чтобы не препятствовать деятельности частного сектора.

Наиболее значительная из реформ Горбачева во внешнеэкономической сфере позволила иностранцам инвестировать в Советский Союз в совместные предприятия с советскими министерствами, государственными предприятиями и кооперативами. Первоначальная версия советского Закона о совместных предприятиях, вступившего в силу в июне 1987 года, ограничивала иностранные акции советского предприятия до 49 процентов и требовала, чтобы советские граждане занимали должности председателя и генерального директора. После того, как потенциальные западные партнеры пожаловались, правительство пересмотрело правила, разрешив иностранное владение и контроль над контрольным пакетом акций. По условиям Закона о совместных предприятиях советский партнер поставлял рабочую силу, инфраструктуру и потенциально большой внутренний рынок. Иностранный партнер предоставил капитал, технологии, предпринимательский опыт и высококачественные продукты и услуги.

Экономические изменения Горбачева мало помогли восстановить вялую экономику страны в конце 1980-х годов. Реформы в определенной степени децентрализовали экономическую деятельность, но контроль над ценами остался, как и неконвертируемость рубля, и большая часть государственного контроля над средствами производства. К 1990 году правительство практически потеряло контроль над экономическими условиями. Государственные расходы резко увеличились, поскольку более убыточные предприятия нуждались в государственной поддержке, а субсидирование потребительских цен продолжалось. Налоговые поступления сократились, потому что местные органы власти удержали налоговые поступления от центрального правительства в условиях растущей региональной автономии. Ликвидация централизованного контроля над производственными решениями, особенно в сфере потребительских товаров, привела к разрыву традиционных отношений спроса и предложения, не способствуя формированию новых. Таким образом, вместо упорядочения системы горбачевская децентрализация создала новые узкие места в производстве.

В 1988 году Горбачев ввел гласность, которая дала советским людям неведомые ранее свободы, в том числе большую свободу слова. Пресса стала гораздо менее контролируемой, и тысячи политических заключенных и многие диссиденты были освобождены в рамках более широкой программы десталинизации. Цель Горбачева в гласности заключалась в том, чтобы оказать давление на консерваторов в КПСС, которые выступали против его политики реструктуризации экономики, полагая, что советский народ, проявляя разную степень открытости, дебатов и участия, поддержит его реформаторские инициативы. В то же время он подвергал свои планы более публичной критике.

В июне 1988 года на партийной конференции КПСС Горбачев начал радикальные реформы, направленные на снижение партийного контроля над государственным аппаратом. Он предложил новую исполнительную власть в форме президентской системы, а также новый законодательный орган — Съезд народных депутатов. Выборы в Съезд народных депутатов прошли по всему Советскому Союзу в марте и апреле 1989 года. Это были первые свободные выборы в Советском Союзе с 1917 года. Горбачев стал Председателем Верховного Совета (или главой государства) 25, 19 мая.89.

Атрибуции

  • Горбачев и перестройка
    • «Перестройка». https://en.wikipedia.org/wiki/Перестройка. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Гласность». https://en.wikipedia.org/wiki/Гласность. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Михаил Горбачев». https://en.wikipedia.org/wiki/Михаил_Горбачев. Википедия CC BY-SA 3.0.

    • «Михаил_Горбачев_-_Май_2010 2.