Содержание
Письма во власть в годы новой экономической политики (апрель 1921 — декабрь 1929 г.): сборник документов. Новосибирск: Автограф, 2020. 496 с.
Объявления
22.09.2022
О результатах конкурса на замещение вакантных должностей научных сотрудников
Подробнее
09.08.2022
О проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных сотрудников
Подробнее
05.08.2022
Минобрнауки России: О проведении VII Всероссийского молодежного научного форума «Наука будущего – наука молодых»
Подробнее
06.07.2022
О проведении конкурса на замещение должности главного научного сотрудника
Подробнее
30.05.2022
О результатах конкурса на замещение вакантных должностей научных сотрудников
Подробнее
Все объявления
Письма во власть в годы новой экономической политики (апрель 1921 — декабрь 1929 г.
): сборник документов. Новосибирск, 2020
|
УДК 352.07(571)(044)»1921/1929»
Утверждено к печати Ученым советом Института истории СО РАН
© Т.И. Морозова, составление, введение, комментарии, именной указатель, 2020
Титульный лист.
Оглавление.
|
Письма во власть в годы новой экономической политики (апрель 1921 — декабрь 1929 г. ): сборник документов / сост.: Т.И. Морозова, В.И. Шишкин; отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск: Автограф, 2020. 496 с.
Сборник документов является продолжением «Писем во власть в эпоху революции и гражданской войны», вышедших двумя изданиями в 2014 и 2015 гг. Хронологически данный сборник охватывает время с апреля 1921 по декабрь 1929 г., вошедшее в российскую историю под названием периода новой экономической политики. В книгу включены 207 документов, написанных преимущественно жителями Сибири и адресованных в различные властные инстанции от районных исполкомов Советов до ЦИК СССР, ЦК РКП(б)—ВКП(б) и персонально вождям партии и страны. Публикуемые письма извлечены из 43 фондов одного ведомственного, двух центральных и десяти региональных архивов, четырех краевых, областных и окружных газет. Значительную часть сборника составляют научные комментарии, содержащие биографические справки на авторов документов, информацию об упомянутых в них институциональных образованиях и исторических событиях, ссылки на цитируемые адресантами законы и публикации, сведения о реакции властей на полученную корреспонденцию. Опубликованные письма позволяют более полно и адекватно охарактеризовать состояние общества и власти в Сибири, выяснить наличие или отсутствие диалога между ними, оценить степень политической адаптации / дезадаптации разных социальных страт к советскому режиму эпохи нэпа, высветить проблемы, которые испытывали те или иные слои населения, а также предлагавшиеся гражданами пути и способы их решения.
Составители: канд. ист. наук Т.И. Морозова, д-р ист. наук, проф. В.И. Шишкин.
Ответственный редактор: д-р ист. наук, проф. В.И. Шишкин.
Рецензенты: д-р ист. наук, проф. В.И. Исаев, д-р ист. наук, проф. И.С. Кузнецов, д-р ист. наук А.А. Николаев.
Публикации Института истории СО РАН
Публикации сектора истории общественно-политического развития
|
Санитарное просвещение в годы гражданской войны и НЭПа
Это время для советского государства — период политических, социальных и экономических потрясений. В стране не прекращаются войны, промышленность разрушена, города перенаселены беженцами, условия проживания ужасные. По всей бывшей Российской империи бушуют эпидемии — сыпной и брюшной тиф, холера, малярия, дизентерия, чума. Масштабы катастрофы огромны и ставят страну буквально на грань выживания. Разруха, грязь, переносящие заразу вши — норма жизни. Именно по этому поводу часто приводится высказывание В.И. Ленина «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!».
Но причина эпидемий — не только войны и беженцы, но и чудовищная санитарная безграмотность населения.
Вот как описывает соратник В.И. Ленина В.Д. Бонч-Бруевич быт и привычки москвичей того времени: «…грязь на дворах и площадях, домах, лестницах, коридорах и квартирах ужасающая. Мусор от квартир не выносится неделями, стоит на лестницах, распространяя заразу. Лестницы не только не моются, но и не подметаются. На дворах неделями валяется навоз, отбросы, трупы дохлых кошек и собак.»
Для спасения ситуации понадобились чрезвычайные и неотложные меры.
В июне 1918 года состоялся I Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов, на котором обсуждались первоочередные проблемы советского здравоохранения: «Об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Н. А. Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики» (доклад А. Н. Сысина).
По итогам съезда перед медицинскими работниками была поставлена первоочередная задача: «… немедленно развить самую широкую санитарно-просветительную деятельность среди населения (беседы, лекции, выставки и т.п.)»
Исключительная важность санитарного просвещения в этот период декларируется на самом высоком уровне. Так, в 1919 году при Наркомздраве РСФСР организуется отдел санитарного просвещения. Кроме того, на обязательность санитарно-просветительских мероприятий указывается во всех декретах и распоряжениях о борьбе с эпидемиями того времени. Например, 28 января 1919 года Совнарком издал декрет «О мероприятиях по сыпному тифу». В этом документе указано на необходимость принятия срочных мер по развитию санитарного просвещения с привлечением к нему всех без исключения военных и морских врачей.
15–20 марта 1921 г. в Москве прошло I Всероссийское совещание по санитарному просвещению. Основной задачей на нем была определена борьба с санитарной безграмотностью населения путем «поголовного санитарного просвещения».
На I Всероссийском совещании по санитарному просвещению санпрсветработа определена как одно «из самых действительных широких и глубоких предупредительных мероприятий по охране народного здравия».
В Москве, Ярославле, Ростове-на-Дону, Одессе, Екатеринбурге, Пскове и других крупных городах страны открываются новые, уникальные учреждения — Дома санитарного просвещения.
О том, что представляли собой эти организации, можно хорошо представить по публикациям того времени. Вот что, например, писала газета «Псковский набат» в 1925 году: «7 марта губздравотделом открыт Дом санитарного просвещения. Здесь сосредоточены: медицинская библиотечка, лечебный уголок и отделение ОДВФ. Центральным местом Дома является выставка. В плакатах, экспонатах и диаграммах представлены отделы: гигиены, анатомии, заразных болезней, в том числе и венерических. Пришедший на выставку не только познакомится с интересующим его отделом, но и получит необходимые сведения о том, как предохранить себя и членов своей семьи от тех или иных заболеваний. Дом санитарного просвещения еще широко не развернулся, но фундамент заложен прочный, и в будущем он будет играть большую роль в агитационной работе».
Дома санитарного просвещения выступали в роли организационно-методических и координирующих центров санитарно-просветительской работы.
Но далеко не все население в 20-е годы готово слушать лекции, расшифровывать диаграммы и посещать библиотеки. Ведь многие не умели даже читать!
Поэтому санитарное просвещение того времени часто носит агитационный характер. Оно направлено на “темное” и малограмотное население, формы работы — простые, лаконичные. Это лозунги, боевые листки, агитплакаты, санитарные митинги.
Поскольку основной социальной установкой является коллективизм, активно используются и массовые формы работы — недели чистоты, субботники, банные дни, недели борьбы со вшивостью.
К санитарно-просветительской работе, помимо врачей и фельдшеров всех специальностей, привлекались лучшие художники и поэты — В.Н. Дени, Дмитрий Моор, В. В. Маяковский, Демьян Бедный.
Чрезвычайно оригинальной и эффективной формой пропаганды в 20-е годы был театрализованный суд. Посетители «зала суда» часто даже и не догадывались о том, что это инсценировка. В качестве примера можно привести популярный в 20-е годы «Суд над проституткой, заразившей сифилисом красноармейца».
Все происходило очень достоверно — обвинение, защита, прения сторон, приговор. В ходе «суда» до зрителей доносилась информация о сифилисе и мерах его профилактики. Мероприятие пользовалось бешеной популярностью, а по силе воздействия превосходило многие другие формы санитарного просвещения.
Но со временем санитарные суды прекратили свое существование, им на смену пришел санитарный театр — вначале в виде самодеятельных коллективов, с 1925 года — в виде Экспериментального театра отделения санитарного просвещения Московского губернского отдела здравоохранения с соответствующим репертуаром.
После 1925 года профессиональные театры санитарного просвещения появились по всей стране — в Ленинграде, Одессе, Тбилиси и других городах.
В течение этих 10 лет была проделана огромная работа по формированию системы санитарного просвещения населения – определены его главные цели и задачи, разработаны формы и методы работы, подготовлены специалисты, сформированы организационные структуры и т.д. И если до 1922 года содержание программ просвещения в основном включало борьбу с эпидемиями, то впоследствии приоритеты изменились. Ведущими направлениями становятся не только вопросы бытовой санитарной безопасности, но и гигиенического воспитания отдельных групп населения (школьников, матерей, промышленных рабочих), оздоровления труда и быта, благоустройства города и деревни.
Санитарное просвещение стало неотъемлемой частью системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В 1922 году санитарное просвещение включено в круг задач и деятельности санитарных органов республики, установленных Декретом Совета Народных Комиссаров, принятым 15 сентября 1922 года, который положил начало государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране и мире по-прежнему требует использования всего арсенала средств и методов профилактики. И санитарное просвещение, основы которого были заложены более 100 лет назад, остается востребованным массовым и эффективным методом профилактики. Адаптация средств, методов, форм работы санитарного просвещения к условиям современности, ставит его в один ряд с другими эффективными профилактическими мерами.
Формула 5+3+3+4 в системе образования НЭП 2020 | Оповещение о бесплатных вакансиях: бесплатные оповещения о вакансиях для правительства, банков и всех остальных , после 34-летнего перерыва правительство Индии собрало отзывы 2,5 тысяч заинтересованных сторон на уровне деревень двум комитетам национального законодательного уровня.
**Новая Национальная политика в области образования (NEP) 2020 в Индии направлена на замену индийской системы обучения 10+2 новой структурой 5+3+3+4.**Вот что подразумевают различные этапы обучения.
Что такое формула 5+3+3+4?
Система 5+3+3+4 не означает больше учебных лет. Фактическое количество лет, которое учащийся проводит в школьной системе, не изменяется. Новая система включает детские сады в рамках «формального образования», объединяя классы яслей и детских садов с классами 1 и 2 . Метод разработан, чтобы стереть границы между профессиональными и академическими занятиями, а также учебными и внеучебными занятиями.
Поскольку НЭП 2020 также расширяет сферу действия Закона о праве на образование, включая детей в возрасте от 3 до 18 лет, в нем рассматривается вопрос о том, как организовать весь период школьного образования, чтобы обеспечить больший доступ, доступность, подотчетность и универсализацию в раннем детстве. Уход и образование (ECCE) или дошкольный уровень, обеспечивая при этом более качественное образование.
Согласно действующей городской системе образования, дети сначала учатся в детских садах, затем переводятся в школы, где они заканчивают два года обучения в детском саду (классы KG), а затем 12 лет школьного образования.
Этот переход от системы 10+2 к системе 5+3+3+4 позволит осуществить более единообразный и инклюзивный переход от дошкольного к высшему образованию (с 9 по 12).
Объяснение структуры 5+3+3+4
Здесь дано подробное объяснение по классам и возрастам.
Согласно новой системе школьного образования, изложенной в НЭП 2020, дети проведут пять лет в начальной ступени, 3 года в подготовительной ступени, 3 года в средней ступени и 4 года в средней ступени.
Фазы были разделены в соответствии с этапами когнитивного развития, которые ребенок проходит в раннем детстве, школе и средней школе.
Ниже приводится разбивка различных этапов новой системы школьного образования по возрасту:
1. Базовый этап на 5 лет:
Для детей в возрасте от 3 до 8 лет
Для классов: Anganwadi/дошкольный, класс 1, класс 2 и класс 3 В соответствии с государственной политикой в области образования , базовый уровень образования будет состоять из трех лет дошкольного образования или образования Анганвади, за которыми следуют два года начальной школы (классы 1 и 2). На этом этапе основное внимание будет уделяться развитию речи, а также игровым или деятельностным методам обучения.
2. Подготовительный этап на 3 года
Для детей от 8 до 11 лет
Для классов — с 3 по 5 классы Подготовительный период будет продолжаться с упором на развитие речи и навыков счета. Здесь будут использоваться игра и основанное на деятельности обучение и обучение, а также отношения в классе и аспект открытия.
3. Средняя ступень на 3 года
Для детей от 11 до 14 лет
Для классов — с 6 по 8 классы Согласно НЭП 2020, этот уровень школьного обучения будет сосредоточен на критических целях обучения, что является значительным отходом от методов заучивания, которые давно используются в нашей системе образования.
На этом этапе основное внимание будет уделено практическому обучению естественным наукам, математике, искусству, социальным и гуманитарным наукам.
4. Средняя ступень на четыре года
Для детей от 14 до 18 лет
Для классов с -9 по 12 На этом уровне рассматриваются 9 и 10 классы, а также 11 и 12 классы. Наиболее значительным изменением в этих классах является переход к междисциплинарной системе, в которой учащиеся смогут выбирать из целого ряда комбинаций тем в зависимости от их талантов и интересов, а не жестко распределяться по категориям «Искусство», «Наука» и «Коммерция».
Этот уровень еще раз подчеркнет критическое мышление и приспособляемость умственного процесса.
Преимущества структуры 5+3+3+4
Формирует базовую основу
Когда дело доходит до перевода детей из Anganwadis и детских садов в формальное школьное образование, в Индии возникают серьезные проблемы. Чтобы дети могли продолжать обучение по мере взросления, им нужна прочная основа на фундаментальном уровне.
Включение детей в возрасте от 3 до 6 лет в школьное образование подчеркивает важность развития.
Учащиеся не смогут заниматься самостоятельно, если им не хватает необходимых языковых и числовых навыков. Если фундамент обучения хрупок, самообучение может серьезно пострадать.
Воспитание и образование детей младшего возраста (ECCE) имеет решающее значение для определения будущего ребенка, по мнению ученых и практиков. В результате, включение дошкольного образования в рамки НЭПа, вероятно, является крупнейшей победой НЭПа.
Лучшее консультирование по вопросам карьеры
Поскольку новая система обучения включает в себя междисциплинарное обучение и выбор тем в средней школе, требуются более сильные службы консультирования по вопросам карьеры, чтобы помочь учащимся в принятии наилучших возможных решений.
Выбор любимых тем уже в средней школе может возложить ответственность за выбор профессионального решения на родителей или преподавателя, которые часто не готовы к этому.
Таким образом, переход от системы 10+2 к системе 5+3+3+4 предоставляет многочисленные возможности для развития учащихся , а также выделяет область, на которой школам следует сосредоточиться для развития.
Алексей Иванович Рыков | Советский государственный деятель
- Дата рождения:
- 25 февраля 1881 г.
Саратов
Россия
- Умер:
- 14 марта 1938 г. (57 лет)
Москва
Россия
- Политическая принадлежность:
- большевик
Коммунистическая партия Советского Союза
Правая оппозиция
Российская социал-демократическая рабочая партия
- Роль в:
- Новая экономическая политика
Просмотреть все материалы по теме →
Рыков Алексей Иванович , (род. 25 февраля [13 февраля по старому стилю] 1881, Саратов, Россия — ум. 14 марта 1938, Москва), лидер большевиков, ставший видным советским деятелем после русской революции (19 окт.17) и один из главных противников Иосифа Сталина в конце 1920-х гг.
Рыков вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию в возрасте 18 лет, стал членом ее большевистского крыла, вел революционную деятельность как в России, так и за границей, участвовал в русской революции 1905 года. Однако в 1907 году в в оппозиции к большевистскому лидеру В. Ленину он стал добиваться примирения всех фракций Социал-демократической рабочей партии; после двух лет в Париже (1910–11), вернулся в Россию, но вскоре был арестован и сослан в Сибирь.
Вернувшись в Москву после Февральской революции (1917 г.), Рыков выступал за формирование коалиционного правительства всех социалистических политических партий и снова столкнулся с Лениным, который был настроен на то, чтобы большевики захватили и удержали власть в одиночку. Тем не менее Рыков участвовал в Октябрьской революции и стал наркомом внутренних дел в первом большевистском правительстве. Несмотря на свои политические взгляды, впоследствии он принял и поддержал большевистскую диктатуру, заняв при ней пост председателя Высшего совета народного хозяйства (1918–21). Был заместителем председателя, а после смерти Ленина в январе 1924 года председателем Совета Народных Комиссаров ( т. е. премьер). Он также был членом Политбюро партии с 1922 года, пока не был лишен своих постов в 1929–1930 годах.
Рыков был решительным сторонником новой экономической политики и скептически относился к достоинствам коллективизации и централизованного планирования. После смерти Ленина Сталин присоединился к Рыкову в отстаивании экономической политики, поощряющей развитие процветающего сельскохозяйственного сектора, который будет финансировать постепенную индустриализацию.