Год принятие православия на руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Принятие христианства на Руси. История Украины с древнейших времен до наших дней

Принятие христианства на Руси

Система «шестибожия» во главе с Перуном не оправдала надежд Владимира, потому что тормозила процесс объединения земель, принявший в конце X века отчетливый конфедеративный характер. К тому же дружинники молились, как и ранее, Перуну, кузнецы — Сварогу, земледельцы — Яриле, мореходы — Стрибогу и т. д.

Возможно, не без влияния волхвов и «кудесников» даже сыновья Владимира пытались игнорировать общегосударственные интересы, замкнувшись на интересах своих уделов. Отход от киевского центра наблюдался в Полоцке, Древлянской и Новгородской землях. Кроме того, волхвы принуждали удельных князей приносить в жертву богам иностранцев-христиан, что никак не способствовало приезду на Русь зарубежных специалистов. В ряде земель им вообще запрещалось находиться.

Во всех странах Европы к концу X века проходил процесс христианизации, начинавшийся, конечно, сверху: так, князья Чехии крестились в 845 году, болгарский князь — в 865-м, хорватские и сербские князья — в течение 800–850 годов, польский князь Метко в 966-м. Поэтому языческую Русь Европа считала «поганой», имевшей архаичную веру, что утрудняло сотрудничество.


Скорее легендой является рассказ в «Повести временных лет» о том, как Владимир принимал представителей различных религий, чтобы убедиться, какая из них наиболее всего подходит для Руси. Выбор христианства византийского образца фактически был предопределен всей историей отношений Руси с Новым Римом. Именно Византия заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой стали болгары, греки, белорусы, сербы, русские, украинцы и другие народы.

Крещению предшествовал военно-политический союз Руси с Византией, заключенный, видимо, в 987 году. По просьбе императоров — братьев Василия II и Константина VIII, великий киевский князь послал шеститысячный отряд варягов для подавления мятежа полководца Варды Фоки. Затем он тайно крестился, получив христианское имя Василий. Но братья отказались выполнить обещание, данное Владимиру ранее, — выдать за него замуж принцессу Анну (в 985 году они не одобрили сватовства к Анне и сына германского императора). Тогда разгневанный Владимир осадил Херсонес (Корсунь) и после шестимесячной борьбы овладел им. Скорее всего, в октябре 988 года в Херсонесе (сейчас это окраина Севастополя) состоялось венчание Анны и Владимира, а 1 августа 989 года — крещение киевлян. Владимир предупредил жителей: кто откажется от обряда крещения, будет личным врагом князя. Сама процедура проходила, видимо, у слияния реки Почайны с Днепром; крестились и все 12 законных сыновей Владимира: Борис, Всеволод, Вышеслав, Глеб, Изяслав, Мстислав, Позвизд, Святополк (приемный), Святослав, Станислав, Судислав, Ярослав.

Чтобы унизить языческих богов, Владимир приказал тянуть статую Перуна к воде, а 12 киевлян избивали ее цепями, чтобы дух идола не влиял на людей. Брошенная в Днепр статуя главного языческого бога выплыла около того места, где позднее построили Выдубецкий монастырь. Статую Перуна язычники установили в лесу и долго молились здесь. До второй половины XIII века языческие капища сохранялись у реки Збруч, в Смоленской и Псковской землях, где совершались человеческие жертвоприношения.

Если в 981 году на Волыни Владимир приказывал разрушать христианские храмы, то теперь ликвидируются капища идолов, вырубаются священные рощи. Однако язычество еще долго оставалось не только особенностью жизненного уклада, но и второй верой — чтили одновременно христианских и «домашних» богов.

Вообще крещение регионов Руси происходило в течение нескольких столетий, ибо население упорно не желало расставаться с привычной верой предков. В 991 году митрополит Михаил и четыре епископа пытались крестить жителей Ростова и Суздаля, но встретили такое сопротивление, что вынуждены были, спасая свои жизни, бежать. На рубеже X–XI веков: христианство закрепилось больше в Северном Поднепровье, где находились центры епархий — города Чернигов, Белгород. Но сельское население восприняло христианские догматы только в XII–XIII столетиях, а трупосожжение как рецидив язычества существовало до XIX века.

До середины XII столетия язычниками оставались тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, а в Ростово-Суздальской земле еще 200 лет после крещения изгоняли епископов, разоряли церкви, бунтовали против новой религии, причем восстания чаще всего инициировались жрецами.

Надо отметить, что элементы язычества сохраняются и сегодня: недобрый знак — появление черного кота, переход дороги перед путником с пустым ведром и т. п. Церковь вынуждена была примириться с существованием таких языческих праздников и обрядов, как колядки, праздник цветов, урожая на Макавея, Масленица и другие. В то же время в язычестве и христианстве существовало много однопорядковых символов: добрые и злые духи у язычников — ангелы и черти у христиан; пантеон богов — единый Бог; обряды — молитвы. Это облегчало внедрение новой веры.

Несомненно, одной из важных причин выбора Владимиром греческого обряда был факт подчинения высших духовных лиц светской власти, практиковавшийся, хотя ив мягкой форме, в Византии. Неслучайно киевский князь взял себе имя Василий (греческое basilevs — государь) — его целью являлась сакрализация собственного единовластия. Ведь еще в IX веке пала Лев VI Мудрый подчинил восточную церковь государству, тем самым лишив ее собственного творчества и свободы духовного развития. Известный украинский поэт В. Стус считал, что с принятием христианства на Русь пришла деспотия византийского православия, развился комплекс лицемерия, возникла женственность духа, исчезла пирамидальность государственных структур.

Именно от Византии восточное славянство восприняло идею государственности, но в ущерб правам личности, увлечение административной опекой за счет индивидуального почина, горделивое представление о своем историческом мессианизме (данная тенденция приобрела гипертрофированное выражение в Московском (Российском) государстве), слепое подчинение авторитетам и преследование всяческих попыток к анализу ошибок власти.

Иерархи православной церкви (раскол христианства на католицизм и православие имел место в 1054 году), начиная с Иллариона, Феодосия Печерского, Климента Смолятича, развили прежде всего мистико-аскетическую традицию греческого богословия, сурово критиковали все остальные вероучения — прежде всего иудаизм, римский обряд христианства, ислам. Например, митрополит Илларион проповедовал: иудейство — идеология закона, оно-де убого оправдывает свои догматы, в то время как христианство — религия благодати, в его основе лежит учение о спасении души, идея нестяжательства. И если иудейство, по его мнению, не простирало свою власть на другие народы, то христианское спасение — «благодатно и изобильно, простирается на все края земные». Благодать для автора — синоним истины, а закон — ее тень, слуга и предтеча благодати. Центральная идея Иллариона — человек должен свободно творить добро, что в реальной жизни весьма затруднительно.

И все-таки с принятием христианства Русь восприняла более высокую эллинскую культуру, технику каменной архитектуры и градостроительства, книжное дело, виды украшений для храмов — паникадила, мозаику, фрески. Новая, более гуманная религия помогла покончить с диким обычаем хоронить жен или наложниц умерших мужчин и уничтожать их слуг, скот и все имущество усопших. Русь вошла как равная в круг европейских государств. Церковь стала ведать семейными проблемами, внедряла христианские нормы морали и этики, карала за антирелигиозные проступки, самым тяжким из которых считалось богохульство.


В то же время монополия греков на митрополичью кафедру в Киеве порождала тенденцию религиозного чванства, неприязни к иным верованиям. Скажем, в XI веке за одобрение брака христианина с представительницей иудейской или исламской веры священник любого ранга платил огромный денежный штраф — 50 гривен. Митрополит Иоанн (1080–1089) резко осуждал брачные связи киевских князей с принцессами стран Западной Европы, а в 70-х годах XI столетия был введен запрет на употребление пищи совместно с представителями неправославной религии. Тем самым углублялась пропасть между католическим и православным миром, усугублялись конфликты. Понятно, почему Е. Дулуман и А. Глусман утверждают: крещение Руси — это добро и зло, прогресс и регресс.

Принятие христианства в форме революции сверху привело к тому, что в миропонимании и мировосприятии русичей скрытое язычество преобладало едва ли не до XIII века. Мировоззрению масс, занимавшихся в основном сельским хозяйством, более импонировало содержание языческой религии. Именно поэтому славяне не восприняли христианство как картину мира, и оно выступало в роли своеобразного канона межличностных отношений; противоположно подействовали христианские догматы на правящую верхушку Руси. В результате после 989 года конфессиональное единство лидеров и масс исчезло, а светская власть приобрела привычку вмешиваться в юрисдикцию церкви.

К сожалению, православие закрепило только юго-восточное направление интересов и связей Руси, утвердив ее в качестве своеобразного сателлита на орбите дряхлеющей Византии. Ее императоры умели манипулировать варварами в своих интересах. Повернувшись спиной к католической Европе, Русь многое утратила, существенно замедлила свой прогресс и подлинно европейский выбор.

§ 9. Принятие христианства и его последствия

§ 9. Принятие христианства и его последствия
Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, «веры бохмиче», т.е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда. Рассказ летописи и здесь сопровождается

Принятие христианства в Исландии эпохи викингов

Принятие христианства в Исландии эпохи викингов
Оценить влияние перехода в новую веру в обществе вроде исландского не так-то просто. Церковные традиции в Исландии можно интерпретировать по-разному, особенно учитывая тот факт, что они во многом далеко отступали от

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси
Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

УХОД ОТ ЯЗЫЧЕСТВА И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

УХОД ОТ ЯЗЫЧЕСТВА И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ
Время правления Владимира на Руси – время знаменательное, во многом определяющее. И дело не только в принятии христианства. Христианство пришло к нам в пестрой и разношерстной кампании. Считается, что впервые о

4. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В ИМПЕРИИ ЧЕРЕЗ ТРИСТА ЛЕТ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

4. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В ИМПЕРИИ ЧЕРЕЗ ТРИСТА ЛЕТ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Приблизительная эпоха принятия христианства, которую мы выше определили как рубеж XIV–XV веков, находится в прекрасном соответствии с вычисленной нами датой Рождества Христова [ЦРС]. Как уже было

♦ Официальное принятие христианства

? Официальное принятие христианства
Следует сразу выделить 999 год, когда альтинг единогласно постановил, что вся Исландия должна принять христианство, поскольку, если исландцы хотят иметь один общий закон, они должны также иметь и единую веру. Об этом факте много писали,

II. Исторический обзор Галиции. — Дворянство, крестьянство и духовенство.

 — Культурное и политическое значение православных братств. — Принятие унии в 1595 г. — Борьба православия с унией. — Прошлое Угорской Руси. — Присоединение ее к Венгрии в XIV веке. — Принятие унии в 1632 г. — Буковина

II. Исторический обзор Галиции. — Дворянство, крестьянство и духовенство. — Культурное и политическое значение православных братств. — Принятие унии в 1595 г. — Борьба православия с унией. — Прошлое Угорской Руси. — Присоединение ее к Венгрии в XIV веке. — Принятие унии

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси
Система «шестибожия» во главе с Перуном не оправдала надежд Владимира, потому что тормозила процесс объединения земель, принявший в конце X века отчетливый конфедеративный характер. К тому же дружинники молились, как и ранее, Перуну, кузнецы

2 ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД X—НАЧАЛА XII ВВ.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

2 ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД X—НАЧАЛА XII ВВ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
В 980 г. после братоубийственной войны власть узурпировал младший сын Святослава Владимир (980—1015 гг.). Он проводит активную внешнюю политику.В 981 г. князь совершает поход на Польшу, Перемышль, Червень и

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси
Вопрос о том, когда было крещение Руси, совсем не риторический, поскольку в источниках существуют различные сведения об этом событии. Так, о крещении Руси вслед за событиями похода на Константинополь в 860 г. сообщает хроника Продолжателя

§ 9. Принятие христианства и его последствия

§ 9. Принятие христианства и его последствия
Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, «веры бохмиче», т. е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда Рассказ летописи и здесь сопровождается

Принятие христианства и распространение его на Руси

Принятие христианства и распространение его на Руси
Владимир–язычник
При жизни своей Святослав разделил Русскую землю на три части, или уделы, и раздал их своим сыновьям. Ярополк, как старший, получил Киевскую область и звание великого князя; Олег – землю Древлянскую, а

Принятие славянами христианства

Принятие славянами христианства
Православная церковь – самая крупная из всех поместных – была учреждена на территории современных России, Украины и Беларуси в X в. в связи с принятием христианства. Это был длительный и сложный исторический процесс, продолжавшийся

Принятие христианства на Руси

 

Трудно представить себе Россию, отделенную от православия. Оно стало не просто религией, а образом жизни, способом мышления, неотъемлемой частью русской культуры и русской души. Однако так было не всегда.

Изначально на Руси процветало язычество, люди поклонялись множеству богов, не было определенной религиозной упорядоченности.

Десятый век стал очень непростым временем для молодого русского государства. Правивший с 980 года князь Владимир хорошо понимал, что для противостояния многочисленным внешним врагам, а также для успешного развития феодальной государственности требовалось сплочение, единение всех русских людей. Подобную задачу можно было решить, в том числе, установив единую государственную религию.

Принятию христианства предшествовал длительный процесс выбора подходящей религии. Первоначально Владимир попытался установить языческое единобожие с центральным богом Перуном. Эта попытка потерпела неудачу, поскольку представители разных племен поклонялись другим богам и не пожелали признать Перуна.

После этой неудачи, Владимир направил своих послов во многие регионы Европы и Азии с целью изучения различных верований и выбора для Руси единой государственной религии. По возвращении, послы практически единодушно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и испытанного в них душевного подъема. Однако не эти доводы стали решающими при выборе религии.

В принятии православия значительную роль сыграли культурные и экономические связи с Византией, а также переход в православие географически и культурно близкой Болгарии.

Кроме того, в отличие от Римской церкви, православие предполагало независимость государства от церкви, что давало Владимиру большую власть. Еще одним плюсом к принятию христианства стало то, что богослужение могло происходить на разных языках, а не только на латыни.

Князь Владимир принял крещение в 988 году и тогда же он крестил своих бояр и народ. Эта дата и считается временем официального принятия православия как государственной религии на Руси.

Однако следует отметить, что христианство стало распространяться на Руси еще задолго до крещения князя Владимира. Считается, что первым миссионером, пришедшим на Русь, был апостол Андрей Первозванный, ставший впоследствии покровителем русской государственности. В 955 году состоялось крещение княгини Ольги, жены князя Игоря.

После принятия христианства Владимиром не все представители русского народа признали новую религию. Прочно вошедшее в быт и сознание людей язычество еще долго оказывало сопротивление православию. Однако постепенно христианство укрепилось в русских землях и стало единой религией русского народа.

Принятие христианства стало важным событием для развития и становления русского государства. Оно объединило весь народ, ставший отныне православным миром, укрепило центральную власть, что способствовало экономическому и культурному подъему страны, а также завоеванию международного престижа и укреплению экономических, политических и культурных связей страны с другими государствами.

Постепенно выстраивалась четкая церковная иерархия, укреплялось влияние церкви в государстве. Принятие христианства благотворно сказалось на экономическом и политическом развитии Руси.

Кроме того, православие обогатило культурную жизнь русского народа. Получили развитие и распространение восточнославянская письменность, стали появляться первые рукописные книги. Огромный скачок в развитии сделало зодчество и архитектура, а также живопись и другие виды изобразительного искусства – фрески, мозаики, иконопись.

Принятие христианства способствовало тому, что русское государство стало одним из крупнейших и влиятельнейших государств Европы.

История и богословие Русской Православной Церкви (5 томов)

Обзор

Сборник История и богословие Русской Православной Церкви (5 томов) идеально подходит для всех, кто интересуется основательным введением в православие на земле рус. В стране с более чем 1000-летней непрерывной христианской верой и традициями русское христианство было выковано рядом испытаний и невзгод, в том числе недавним атеистическим советским гнетом. Этот сборник включает в себя ряд англоязычных томов по истории Церкви в России, принятию православия в качестве государственной религии, взаимодействию русского христианства с окружающими народами и даже ряд лекций и проповедей русского священника. во второй половине девятнадцатого века, давая познавательный взгляд на русское благочестие досоветской эпохи.

В издании Logos все ссылки на Писание отмечены тегами и отображаются в вашем любимом переводе при наведении курсора. Коллекция «История и богословие Русской Православной Церкви» полностью доступна для поиска, поэтому вы можете увидеть связи между различными темами, событиями и историческими личностями в русской христианской традиции, как никогда раньше. Вы также можете создавать перекрестные ссылки на связанные тексты одним нажатием кнопки, а все ваши словари и другие справочные инструменты находятся на расстоянии одного клика.

Основные характеристики

  • Знаковые английские труды по истории русского христианства
  • Проповеди русского православного священника XIX века
  • Лекции по истории, учению и обрядам Православной Церкви

Подробнее о продукте

  • Название: История и богословие Русской Православной Церкви (5 тт. )
  • Томов: 5
  • Страниц: 1 322

Отдельные заглавия

  • История Церкви Российской Андрея Николаевича Муравьева
  • Проповедь в Русской Церкви: лекции и проповеди священника Святой Православной Церкви Себастьяна Дабовича
  • Религия России: исследование Православной церкви в России с точки зрения церкви в Англии Джорджа Бернарда Гамильтона
  • Русская церковь: лекции по ее истории, конституции, доктрине и церемониалу Ассоциации англиканских и восточных церквей
  • Душа России Чарльза Томаса Байфорда

Стоимость при продаже по отдельности

||Частично включено

Стоимость при продаже по отдельности

Общая стоимость при продаже по отдельности:

История Церкви Российской

  • Автор: Муравьев Андрей Николаевич
  • Переводчик: Р. В. Блэкмор
  • Издатель: Oxford University Press
  • Дата публикации: 1842
  • Страниц: 478

Примеры страниц: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Проповедь в Русской Церкви: лекции и проповеди священника Святой Православной Церкви

  • Автор: Себастьян Дабович
  • Издатель: Cubery and Company
  • Дата публикации: 1899
  • Страниц: 188

Примеры страниц: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Религия России: исследование Православной Церкви в России с точки зрения Церкви в Англии

  • Автор: Джордж Бернард Гамильтон
  • Издательство: Общество св. Петр и Павел
  • Дата публикации: 1915
  • Страниц: 144

Примеры страниц: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Русская церковь: лекции по истории, конституции, доктрине и церемониалу

  • Автор: Ассоциация англиканских и восточных церквей
  • Издатель: SPCK
  • Дата публикации: 1915
  • Страниц: 104

Примеры страниц: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Душа России

  • Автор: Чарльз Томас Байфорд
  • Издатель: Kingsgate Press
  • Дата публикации: 1914
  • Страниц: 408

Примеры страниц: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

  1. Michael Bremner

    27.06.2014

  2. Aeliuscicero

    19.06.2014

  3. G

    1/2/2014

  4. V. Rev. K. K. K. K.Kern

    4 40004 40004 40004

  5. V. Rev. K. K. K. K.Kern и Honser

    44444444444414

  6. . 13/2013

  7. Doug

    22.11. 2013

Русская ортодоксальная церковь побуждает последователей усыновить детей

от Стива Гаттермана

4 Минированное чтение 9000

* Patiril

* В прошлом месяце Путин подписал закон, запрещающий американцам усыновлять российских детей

* Критики говорят, что закон ставит политические соображения выше благополучия детей

МОСКВА, 7 янв (Рейтер) — Глава доминирующей в России церкви призвал своих граждан усыновлять детей , выступая в обращении к русскому православному Рождеству в понедельник после того, как президент Владимир Путин подписал противоречивый закон, запрещающий американцам усыновлять российских детей.

Патриарх Кирилл уделил этому вопросу особое внимание в рождественском послании, поддержав обещания Путина, данные вместе с возмутившим либералов и борцов за права детей законом, о том, что Россия позаботится о своих.

«Очень важно, чтобы наш народ с радостью и особым чувством благодарности к Богу принимал сирот в свои семьи, давая им не только приют и воспитание, но и даря свою любовь», — сказал предстоятель Русской Православной Церкви. .

Запрет на усыновление в Америке является частью закона, подписанного Путиным 28 декабря в ответ на закон США, направленный на наказание российских нарушителей прав человека, который, по словам главы Кремля, отравляет отношения.

Критики российского законодательства говорят, что Путин поставил благополучие детей, попавших в переполненные и неблагополучные детские дома, в заложники политических маневров, уменьшая их шансы найти любящий дом или адекватную медицинскую помощь.

Количество усыновлений российскими семьями скромное: в 2011 году было усыновлено около 7400 детей по сравнению с 3400 усыновлениями российских детей семьями за границей, из которых почти 1000 — американцами.

Подписывая закон, Путин повторил аргументы российских законодателей о том, что американские суды и правоохранительные органы слишком снисходительно относятся к американским родителям, которых обвиняют в жестоком обращении с их усыновленными детьми, рожденными в России.

Он также подписал указ об улучшении ухода за детьми-сиротами в России и призвал к патриотизму, предполагая, что россияне обязаны заботиться о малообеспеченных детях страны.

Кирилл добавил к этому сообщению религиозный элемент, сказав, что «Господь говорит Своим последователям, что если они хотят достичь Царствия Божия, они должны… делиться своими возможностями с нуждающимися — в первую очередь с инвалидами, стариками и детьми. ”

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, — говорит Господь. Эти Его слова должны… заставить всех нас осознать, насколько важны дети в глазах Бога», — сказал он.

«И в связи с празднованием Рождества хочу обратиться ко всем с просьбой: если вы можете сделать этот важный шаг в жизни, направленный на усыновление детей, поддержку сирот, сделайте этот шаг», — сказал Кирилл. «В нашей стране не должно быть сирот».

В России сиротами считаются более 650 000 детей, в том числе отвергнутых живыми родителями или взятых из неблагополучных семей. По данным правительства, в 2011 году из этого общего числа 110 000 проживали в государственных учреждениях.

Более трех четвертей россиян считают себя православными, но гораздо меньше людей регулярно посещают церковь, несмотря на возрождение религии после распада коммунистического Советского Союза.