Содержание
100-летие образования Союза Советских Социалистических Республик
Новости Региональных отделений
Новый виртуальный тур представлен на сайте Астраханского музея-заповедника
На сайте Астраханского музея-заповедника была представлена онлайн-версия выставки «Ислам в истории Нижнего Поволжья».
В Севастополе проходит конкурс игровых проектов «История моего города»
Региональное отделение Российского исторического общества в Севастополе поддержало конкурс игровых проектов-туров «История моего города», который проходил в несколько этапов.
«Признание Гражданской войны национальной трагедией требует продолжить ее изучение»
Доктор исторических наук Владимир Шишкин – о том, чего ждать от новейшей историографии Гражданской войны на Дальнем Востоке.
Все новости региональных отделений РИО >>
Цех историков
Русский флот у берегов Америки: общая история, интересы и цели
У России и Соединённых Штатов Америки, двух крупнейших держав, были общие интересы и цели – в освоении новых территорий, развитии государственности, проведении гражданских реформ и отстаивании человеческих ценностей. И сегодня мы замечаем много схожего в истории наших стран, народов, правителей, в судьбах отдельных людей…
«Экзамен русскому народу». Февральская революция и русское общество
5 марта дворянское собрание Самарской губернии постановило приветствовать новую власть и Думу как орган, сплотивший «вокруг себя силы народные в борьбе с отжившей властью». Из всех приветственных телеграмм от дворянских обществ в адрес Думы и Временного правительства только в телеграмме казанского дворянства содержалась надежда на восстановление в будущем обновленной, конституционной монархии.
Рисуя революцию. Образы революции в русской журнальной карикатуре
Одной из важных исследовательских тенденций, которые можно проследить в работах, посвящённых столетию Революции 1917 года и поддержанных Фондом «История Отечества», можно назвать острый интерес историков к явлению «новой визуальности».
Еще материалы рубрики «Цех историков» >>
Трибуна
«Февральская революция: новая концепция японских историков»
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Еще материалы рубрики «Трибуна» >>
Monographic
Коллективный портрет немецких политических эмигрантов
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии
1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. .
Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.
Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.
Суверенитет потребителя и государственная потребительская политика в СССР
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них. 0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125».
Еще материалы рубрики «Monographic» >>
СССР еще жив? Развенчиваем популярный миф
В настоящее время становится популярной точка зрения, согласно которой СССР не распался и как государство продолжает существовать. В сети Интернет можно найти множество примеров, где люди не обменивают вышедший из употребления паспорт СССР, не платят установленные налоги, игнорируют требования сотрудников ДПС, приставов-исполнителей, судей. Свои действия они объясняют нежеланием исполнять нормативные требования Российской Федерации как незаконно образованного государства. В качестве единственного легитимного государства такие люди считают только СССР. Видео таких примеров с миллионными просмотрами можно посмотреть, например, здесь и здесь.
Эта позиция основана на неверном понимании государственных процессов и их правового регулирования. Поэтому такое мнение обречено стать очередным мифом, который хоть и привлекателен своими необычными выводами, но, несомненно, несет вред и ведет к скатыванию к анархизму и правовой неграмотности. Задача юриспруденции заключается в правовом исследовании спорных вопросов, нахождении допущенных ошибок и доведении полученных выводов до массового читателя (слушателя). Разберем основные аргументы сторонников существования СССР и найдем в них изъяны.
Самый сильный аргумент: Россия нарушила процедуру выхода из состава СССР
Процедуру выхода республик из состава Союза регламентировал закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Решение о выходе должно быть принято свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Такого референдума проведено не было, что стало главным мотивом для сторонников СССР считать выход России из состава Союза несостоявшимся. Однако факт непроведения референдума, вырванное из исторического и правового контекста, не может привести к выводу о сохранении СССР.
Изменения государственного строя зачастую вступали в противоречие с действовавшим законодательством. Стоит вспомнить события Октябрьской революции 1917 года. Нас не удивляет, что создание советского государства не регулировалось имперским законодательством, а даже шло вразрез действовавшей тогда в стране нормативной системе. Мы не задаемся вопросом о законности советской власти, хотя это стало излюбленной темой в среде эмигрировавших на Запад представителей Дома Романовых. Вопреки этому, сейчас нас больше интересует вопрос правомерности распада Советского Союза, как будто его создание и дальнейшее существование уже являлись неоспоримыми.
Каждое государство стремится защитить свой конституционный строй от изменений. Такая политика приводит к введению повышенной ответственности для тех, кто пытается расшатать государственные устои общества. Соблюдение этого порядка обеспечивается всеми силами государственного принуждения. К примеру, современный Уголовный кодекс РФ содержит разветвленную систему норм, запрещающих насильственный захват власти и ее удержание, вооруженный мятеж, посягательство на жизнь государственных деятелей, экстремизм и призывы к нему – всего того, что может изменить существующий государственный строй. Наряду с общечеловеческим обоснованием причин криминализации этих деяний, включение их в уголовный закон преследует цель сохранить определенную систему властей в государстве. Поэтому было бы даже странно, чтобы изменение государственного строя не влекло нарушение действовавших законодательных норм и принципов. Это закономерный и ожидаемый результат резкой смены государственной формации.
К перечисленному можно добавить чисто юридический довод правомерности выхода России из состава СССР. Процесс выхода окончательно оформился после принятия новой Конституции России. Именно с введением новой системы и принципов построения общества долгий процесс становления новой структуры власти может считаться завершенным. Конституция принималась на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, что формально можно считать выполнением требования закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Конституция порвала с советским наследием и провозгласила новые принципы построения российского государства. Так российский народ, утвердив новую Конституцию, постфактум подтвердил законность выхода России из состава СССР и восполнил имевшийся пробел в процедуре распада Советского Союза.
Сильный аргумент: Советский народ подтвердил сохранение СССР на референдуме 1991 года
Всесоюзное голосование по вопросу о сохранении СССР проходило 17 марта 1991 года. Несмотря на то, что его бойкотировали Прибалтийские республики, Армения, Грузия и Молдавия, по его результатам из почти 80% имеющих право голоса 76% проголосовали за сохранение обновленного СССР. Стоит отметить, что согласно ст. 29 закона СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» от 27 декабря 1990 года, итоги референдума должны учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами. Это требование не предполагало однозначного механизма претворения в жизнь поставленного на референдум вопроса, а давало возможность государственным деятелям самостоятельно определять формы и методы реализации результатов народного голосования. Тем самым, принятое на референдуме решение не имело готового к применению правила поведения, а служило целью в работе государственных органов.
Кроме того, сами формулировки вопроса, поставленного на голосование, не позволяли четко определить, к какому именно результату должны были стремиться политики в своей деятельности, чтобы обеспечить исполнение народной воли. Вопрос звучал так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Согласитесь, что «сохранение СССР как обновленной федерации» включает в себя множество различных вариантов структурирования федеральной и республиканской систем власти: от предельно децентрализованного сценария до жесткого подчинения республиканских органов власти федеральным.
Неопределенность формулировок принятого на референдуме решения в совокупности с его характером как правила непрямого действия повлекли различное применение итогов голосования. Первоначально был разработан договор федерации «О Союзе Суверенных Республик», который не был подписан в связи с августовскими событиями 1991 года. Во время августовского путча Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) озвучил другую точку зрения на вопрос о сохранении СССР: «…Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества». Впоследствии после разгона ГКЧП появился новый проект договора по созданию «Союза Суверенных Государств», основанный уже на идее конфедерации независимых республик. В итоге 8 декабря 1991 года лидерами трех республик-основателей СССР было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – международной организации консультативного плана.
Как мы видим, решение о сохранении СССР носило исключительно целеполагательный характер, который не подразумевал ясного алгоритма действий. Опросная природа референдума не предполагала и наступление жестких юридических последствий за отказ следовать его результатам. Тем более речь не должна идти о недействительности всех последующих действий властей о выходе из состава СССР. Как мы отмечали, ввиду расплывчатой формулировки сложно оценить, преследовали ли те или иные действия властей цель сохранить Союз. Вполне вероятно, что в той исторической обстановке сохранить СССР уже не было никакой возможности. Единственным последствием недостижения цели сохранения СССР могла бы стать политическая ответственность государственных руководителей. Однако заменять личную ответственность политических деятелей на признание недействительными их решений является некорректной как с исторической точки зрения, так и с юридической.
Просто аргумент: Граждане, родившиеся в Советском Союзе, все еще обладают союзным гражданством, а значит и СССР продолжает существовать
В советский период развития нашей страны гражданство было двусоставным: наряду с гражданством каждой республики существовало союзное гражданство. Граждане автономных республик (к примеру, жители Татарской АССР в составе РСФСР) обладали даже тройным гражданством. Союзное гражданство регулировалось Конституцией СССР и законом СССР «О гражданстве СССР» (последняя редакция была принята 23 мая 1990 года).
Для приобретения союзного гражданства достаточно было родиться от родителей, являвшихся гражданами СССР, независимо от того, имело ли место рождение на территории СССР или вне его пределов. Поэтому граждане, родившиеся до распада СССР и коих большинство в нашей стране, помимо гражданства республики приобрели еще и союзное гражданство по рождению. Значимым же для нашего рассуждения моментом является вопрос прекращения союзного гражданства. Действительно ли законодательство не предусматривало такого основания прекращения союзного гражданства как прекращение существования самого союзного государства?
Основаниями для прекращения гражданства закон «О гражданстве СССР» называл следующие: 1) выход из гражданства (по ходатайству гражданина), 2) утрата гражданства (к примеру, если гражданство СССР приобретено по фальшивым документам), 3) лишение гражданства (вследствие нанесения существенного ущерба государственным интересам или безопасности), 4) иные основания, указанные в международных договорах СССР или предусмотренные данным законом (совсем специфические случаи). Как мы видим, прекращение существования СССР не указано в качестве основания для прекращения союзного гражданства. Означает ли это, что родившиеся в Советском Союзе люди продолжают обладать гражданством СССР?
Ответ – нет и вот почему. Закон «О гражданстве СССР» определял гражданство СССР как постоянную политико-правовую связь лица и Советского государства, нашедшую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Проще говоря, гражданство существует тогда, когда между 1) государством и 2) его населением возникают 3) взаимные права и обязанности. Утрата одного или двух из трех перечисленных элементов приводит к прекращению гражданства. В нашем случае ликвидация СССР привела к разрыву политико-правовой связи с населением и прекращению союзного гражданства. Гражданство СССР не могло сохраниться после распада Союза в силу того, что гражданство не может существовать вне связи с государством. Это правило настолько универсально и следует из самой природы гражданства, что даже отсутствие в законодательстве его в качестве основания для прекращения гражданства, не лишает этого правила силы.
Более того, в аргументе сторонников сохранения гражданства и СССР изначально заложена логическая ошибка. В их аргументации тезис о существовании СССР доказывается сохранением у населения союзного гражданства. Приводя доказательства сохранение союзного гражданства, сторонники этого аргумента приходят к выводу о сохранении самого союзного государства. Правильнее было бы приводить аргументы в пользу существования СССР и только потом делать вывод о сохранении союзного гражданства. Именно государство является необходимым условием возникновения гражданства, но никак не наоборот. Однако такой последовательный порядок аргументации не позволил бы сторонникам существования СССР достичь нужного им результата.
Не аргумент: Изменение наименования РСФСР на РФ было произведено незаконно, а значит, дальнейшие действия органов власти РФ также были незаконны
Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) было переименовано в Российскую Федерацию (Россию) Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Принимая закон, Верховный Совет РСФСР постановил, что наименованию Российская Федерация надлежит употребляться в официальных актах и других документах, в текстовом оформлении государственных символов, а также в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках.
Этим законом предусматривалось внесение на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР проекта закона РСФСР «Об изменениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в связи с изменением наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».
В свою очередь, Съезд народных депутатов принял закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми в названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» были заменены словами «Российской Федерации – России». Аналогичные изменения были внесены также по тексту Конституции. Текст закона официально был опубликован в Ведомостях СНД и ВС РСФСР 9 января 1992 г., № 2, ст. 62.
Как законы, так и постановления, принимаемые Верховным Советом РСФСР, по своему существу являлись формой волеизъявления народных депутатов РСФСР. Таким образом, использование в тексте закона РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» фразы «Верховный Совет РСФСР постановляет» свидетельствовало о факте волеизъявления народных депутатов РСФСР в отношении решения о переименовании РСФСР и не требовало дополнительного принятия какого-либо акта.
Изменение наименования являлось скорее техническим вопросом, было выполнено в соответствии с действовавшим тогда законодательством и никаким образом не могло привести к оспариванию или недействительности последующих решений органов власти России, в том числе по организации в 1993 году всенародного голосования по тексту Конституции, окончательно закрепившей выход России из состава СССР.
Юриспруденция не должна оставаться в стороне от вопросов, вносящих разлад в современную жизнь, тем более когда в ее силах исправить ситуацию. Больше подобных разборов вы можете прочитать в паблике ВКонтакте История и Право: о преемстве современной России, Российской империи и СССР, о независимости России и др. Присоединяйтесь.
Советский Союз и Восточный фронт
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Советский Союз (СССР)
Союз Советских Социалистических Республик (СССР) основан 19 ноября.17 большевистской партией. Во главе с Владимиром Лениным, а после 1923 года — Иосифом Сталиным большевики (позже известные как коммунисты) установили коммунистическую власть в бывшей Российской империи после окончания ожесточенной гражданской войны в 1921 году.
Советский Союз, как новое политическое образование, призывал к мировой коммунистической революции от имени международного рабочего класса и выступал в своей пропаганде за возможное исчезновение национальных, культурных, религиозных и экономических различий. Поскольку нельзя было ожидать, что влиятельные элиты добровольно откажутся от контроля, коммунисты предсказали насильственную революцию, которая уничтожит эти классы. В результате этого предсказания общества среднего класса в Европе и Северной Америке восприняли Советский Союз как культурную и экономическую угрозу.
Советский Союз в нацистском мировоззрении
Гитлер и национал-социалисты рассматривали земли Советского Союза в качестве основного района заселения для будущей долгосрочной экспансии немецкой «расы». Они также определили советскую систему как политическое выражение расширения еврейской «расы». С момента основания нацистского движения в Германии Советский Союз изображался как враг, с которым неизбежны разборки.
В течение первых шести лет нацистского правления нацистская пропаганда резко нападала на Советский Союз, и Гитлер в частном порядке неоднократно говорил о будущем конфликте. Тем не менее в 1939 Нацистская Германия приступила к временной стратегической политике сотрудничества с Советским Союзом. Этот временный поворот отражал тактическое решение Гитлера обезопасить свой восточный фланг, в то время как Германия уничтожала Польшу и воевала с Великобританией и Францией.
Германо-советские отношения, 1939–1941 гг.
Германо-советский пакт, также известный как пакт Риббентропа-Молотова по имени двух министров иностранных дел, которые вели переговоры по соглашению, состоял из двух частей. Хозяйственное соглашение, подписанное 19 августа, 1939 г., при условии, что Германия будет обменивать промышленные товары на советское сырье. Нацистская Германия и Советский Союз также подписали десятилетний пакт о ненападении 23 августа 1939 года, в котором каждая сторона обязалась не нападать на другую.
Германо-советский пакт позволил Германии напасть на Польшу 1 сентября 1939 года, не опасаясь советского вмешательства. 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция, гарантировав пятью месяцами ранее защиту границ Польши, объявили войну Германии. Эти события положили начало Второй мировой войне.
Пакт о ненападении от 23 августа содержал секретный протокол, который предусматривал раздел Польши и остальной части Восточной Европы на сферы интересов СССР и Германии. В соответствии с этим планом Советская армия оккупировала и аннексировала восточную Польшу осенью 1939 года. 30 ноября 1939 года Советский Союз напал на Финляндию, что спровоцировало четырехмесячную зимнюю войну, после которой Советский Союз аннексировал приграничные территории Финляндии, в частности под Ленинградом. С снисходительности Германии Советский Союз также предпринял шаги для обеспечения своей сферы интересов в Восточной Европе летом 1919 г.40. Советы оккупировали и включили в себя Прибалтику и захватили румынские провинции северной Буковины и Бессарабии.
После того, как немцы разгромили Францию в июне 1940 года, немецкие дипломаты работали над укреплением связей Германии в Юго-Восточной Европе. Венгрия, Румыния и Словакия присоединились к альянсу Оси в ноябре 1940 года. Весной 1941 года Гитлер инициировал планы своих восточноевропейских союзников по вторжению в Советский Союз.
Немецкое вторжение в Советский Союз
Гитлер всегда рассматривал германо-советский пакт о ненападении как тактический и временный маневр. 18 декабря 1940 года он подписал Директиву 21 (кодовое название «Операция Барбаросса»), первый оперативный приказ о вторжении в Советский Союз. С самого начала оперативного планирования немецкие военные и полицейские власти намеревались вести войну на уничтожение против коммунистического государства, а также против евреев Советского Союза, которых они характеризовали как составляющие «расовую основу» советского государства.
Немецкие войска вторглись в Советский Союз 22 июня 1941 года, менее чем через два года после подписания германо-советского пакта. Операция «Барбаросса» была крупнейшей немецкой военной операцией Второй мировой войны. Три группы армий, включавшие более трех миллионов немецких солдат, при поддержке полумиллиона военнослужащих союзников Германии (Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии, Словакии и Хорватии) нанесли удар по Советскому Союзу широким фронтом, от Балтийского моря в на севере до Черного моря на юге. В течение нескольких месяцев советское руководство отказывалось прислушиваться к предупреждениям западных держав о наращивании немецких войск. Таким образом, Германия добилась почти полной тактической внезапности, а советские армии сначала были разбиты. Миллионы советских солдат попали в окружение, отрезаны от снабжения и подкреплений и вынуждены сдаться.
По мере того, как немецкая армия продвигалась вглубь советской территории, айнзатцгруппы следовали за войсками и проводили операции по массовым убийствам.
К началу сентября 1941 года немецкие войска подошли к воротам Ленинграда на севере. Они взяли Смоленск в центре и Днепропетровск на юге. В начале декабря немецкие части вышли к окраинам Москвы. Тем не менее после нескольких месяцев кампании немецкая армия была истощена. Ожидая быстрого распада Советского Союза, немецкие планировщики не смогли вооружить свои войска для ведения зимней войны. Более того, быстрое наступление немцев привело к тому, что войска обогнали свои линии снабжения, которые были уязвимы из-за больших расстояний (Москва находится почти в 1000 милях к востоку от Берлина).
В декабре 1941 года Советский Союз предпринял крупный контрудар по центру фронта, в хаосе отбросив немцев от Москвы. Лишь через несколько недель немцам удалось стабилизировать фронт к востоку от Смоленска. Летом 1942 года Германия возобновила наступление массированным ударом на юг и юго-восток в сторону города Сталинграда на Волге и в сторону нефтепромыслов Кавказа. Когда немцы пробивались к Сталинграду в сентябре 1942 года, немецкое господство в Европе достигло своего апогея.
Восточный фронт, 1942–1944 гг.
До осени 1942 года немецкая армия неизменно одерживала победы. Европа находилась под господством Германии, от Франции на западе до реки Волги на востоке; от Полярного круга в Норвегии до берегов Северной Африки. Битва за город Сталинград оказалась решающим психологическим поворотным моментом, положив конец череде немецких побед летом 1942 года и положив начало долгому отступлению на запад, которое завершилось капитуляцией нацистской Германии 19 мая.45.
В середине ноября 1942 года Советская Армия начала массированное контрнаступление против 6-й немецкой армии, около 250 000 солдат пытались захватить Сталинград в ожесточенных рукопашных боях. Советские войска окружили и окружили немецкие войска. После еще шести недель ожесточенных боев, в которых обе стороны понесли тяжелые потери, в период с 31 января по 2 февраля 1943 года около 91 000 выживших немецких солдат сдались в плен.
После победы под Сталинградом Советская армия продолжала наступление, освободив большую часть Украины, а также практически всю Россию и восточную Белоруссию в течение 1943. Летом 1943 года под Курском, в России, немцы предприняли еще одну попытку наступления, но были сильно разбиты советской армией в том, что сейчас считается военным поворотным моментом на восточном фронте. Летом 1944 года Советы предприняли еще одно крупное наступление, освободившее остальную часть Белоруссии и Украины, большую часть стран Балтии и восточную Польшу от нацистского правления. К августу 1944 года советские войска перешли границу Германии и вошли в Восточную Пруссию. В январе 1945 года новое наступление вывело советские войска к реке Одер в самой Германии, примерно в 100 милях от Берлина.
В середине апреля 1945 года Советская армия начала последний штурм нацистской Германии, захватив Вену 13 апреля и окружив Берлин 21 апреля. 25 апреля советские передовые патрули встретились с американскими войсками в Торгау на реке Эльбе в центральной Германии. эффективно разрезая страну пополам. После более чем недели ожесточенных боев на улицах Берлина советские части подошли к центральному командному пункту Гитлера. 30 апреля 1945 года Гитлер покончил жизнь самоубийством. Берлин сдался советским войскам 2 мая 19 г.45.
Немецкие вооруженные силы безоговорочно капитулировали на западе 7 мая и на востоке 9 мая 1945 года. 9 мая советские войска вошли в Прагу, последний крупный город, все еще занятый немецкими частями. Западные союзники провозгласили 8 мая 1945 года Днем Победы в Европе (Днем Победы).
Автор(ы):
Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия
Холодная война | JFK Library
После Второй мировой войны Соединенные Штаты и их союзники, а также Советский Союз и его государства-сателлиты начали многолетнюю борьбу за превосходство, известную как холодная война. Солдаты Советского Союза и Соединенных Штатов не воевали напрямую во время холодной войны. Но две сверхдержавы постоянно враждовали друг с другом посредством политических маневров, военных коалиций, шпионажа, пропаганды, наращивания вооружений, экономической помощи и опосредованных войн между другими странами.
От союзников к противникам
Советский Союз и Соединенные Штаты сражались как союзники против нацистской Германии во время Второй мировой войны. Но союз начал рушиться, как только война в Европе закончилась в мае 1945 года. Напряженность стала очевидной в июле во время Потсдамской конференции, на которой победившие союзники договорились о совместной оккупации Германии.
Советский Союз был полон решимости иметь буферную зону между своими границами и Западной Европой. Он установил прокоммунистические режимы в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Албании и, в конечном итоге, в Восточной Германии.
Когда Советы усилили контроль над Восточной Европой, Соединенные Штаты начали политику сдерживания, чтобы предотвратить распространение советского и коммунистического влияния в странах Западной Европы, таких как Франция, Италия и Греция.
В 1940-е годы Соединенные Штаты изменили свое традиционное нежелание вмешиваться в европейские дела. Доктрина Трумэна (1947 г.) обещала помощь правительствам, которым угрожает коммунистическая подрывная деятельность. План Маршалла (1947 г.) предоставил миллиарды долларов экономической помощи для устранения политической нестабильности, которая могла открыть путь к коммунистическому поглощению демократически избранных правительств.
Франция, Англия и США управляли секторами Берлина, расположенными глубоко внутри коммунистической Восточной Германии. Когда в 1948 году Советы перекрыли все автомобильное и железнодорожное сообщение с городом, Соединенные Штаты и Великобритания ответили масштабным воздушным транспортом, который снабжал осажденный город в течение 231 дня, пока блокада не была снята. В 1949 году Соединенные Штаты присоединились к Организации Североатлантического договора (НАТО), первому в американской истории взаимному военному и военному союзу. Создание НАТО также подтолкнуло Советский Союз к созданию союза с коммунистическими правительствами Восточной Европы, который был оформлен в 1955 Варшавского договора.
Холодная война во всем мире
В Европе разделительная линия между Востоком и Западом в течение следующих десятилетий оставалась практически замороженной. Но конфликт распространился на Азию, Африку и Латинскую Америку. Борьба за свержение колониальных режимов часто переплеталась с напряженностью времен холодной войны, и сверхдержавы соревновались за влияние на антиколониальные движения.
В 1949 году коммунисты одержали победу в гражданской войне в Китае, и самая густонаселенная страна мира присоединилась к Советскому Союзу в качестве противника в холодной войне. В 1950, Северная Корея вторглась в Южную Корею, и Организация Объединенных Наций и Соединенные Штаты направили войска и военную помощь. Коммунистический Китай вмешался, чтобы поддержать Северную Корею, и кровавые кампании продолжались в течение трех лет, пока в 1953 году не было подписано перемирие.
В 1954 году во Вьетнаме пал колониальный французский режим.
Соединенные Штаты поддерживали военное правительство в Южном Вьетнаме и работали над предотвращением свободных выборов, которые могли бы объединить страну под контролем коммунистического Северного Вьетнама. В ответ на угрозу в 1919 году была создана Организация Договора о Юго-Восточной Азии (СЕАТО).55, чтобы предотвратить коммунистическую экспансию, и президент Эйзенхауэр направил около 700 военнослужащих, а также военную и экономическую помощь правительству Южного Вьетнама. Усилия потерпели неудачу, когда Джон Ф. Кеннеди вступил в должность.
Ближе к дому кубинское движение сопротивления во главе с Фиделем Кастро свергло проамериканскую военную диктатуру Фульхенсио Батисты в 1959 году. Куба Кастро быстро попала в военную и экономическую зависимость от Советского Союза. Главный соперник Соединенных Штатов в холодной войне закрепился всего в девяноста милях от побережья Флориды.
Кеннеди и холодная война
Риторика холодной войны доминировала в президентской кампании 1960 года. Сенатор Джон Ф. Кеннеди и вице-президент Ричард М. Никсон пообещали укрепить американские вооруженные силы и занять жесткую позицию в отношении Советского Союза и международного коммунизма. Кеннеди предупредил о растущем советском арсенале межконтинентальных баллистических ракет и пообещал активизировать американские ядерные силы. Он также критиковал администрацию Эйзенхауэра за то, что она позволила создать на Кубе просоветское правительство.
Джон Ф. Кеннеди был первым американским президентом, родившимся в 20 веке. Холодная война и гонка ядерных вооружений с Советским Союзом были жизненно важными международными проблемами на протяжении всей его политической карьеры. В его инаугурационной речи подчеркивалось соперничество между свободным миром и коммунистическим миром, и он пообещал, что американский народ «заплатит любую цену, вынесет любое бремя, преодолеет любые трудности, поддержит любого друга, выступит против любого врага, чтобы обеспечить выживание и успех свобода.»
Залив Свиней
Перед своей инаугурацией Кеннеди был проинформирован о плане, разработанном при администрации Эйзенхауэра по подготовке кубинских изгнанников к вторжению на их родину. План предполагал, что поддержка кубинского народа и, возможно, даже элементов кубинских вооруженных сил приведет к свержению Кастро и созданию некоммунистического правительства, дружественного Соединенным Штатам.
Кеннеди одобрил операцию, и 17 апреля около 1400 изгнанников высадились в Кубинском заливе Свиней. Все силы были либо убиты, либо взяты в плен, и Кеннеди взял на себя полную ответственность за провал операции.
Гонка вооружений
В июне 1961 года Кеннеди встретился с советским лидером Никитой Хрущевым в Вене, Австрия. (См. ниже меморандум, в котором излагаются основные моменты разговора между президентом Кеннеди и Хрущевым во время их первой встречи за обедом.) Кеннеди был удивлен воинственным тоном Хрущева во время саммита. В какой-то момент Хрущев пригрозил отрезать союзникам доступ в Берлин. Советский лидер указал на ленинские медали мира, которые он носил, и Кеннеди ответил: «Надеюсь, вы их сохраните». Всего два месяца спустя Хрущев приказал построить Берлинскую стену, чтобы остановить приток восточных немцев в Западную Германию.
В результате этих угрожающих событий Кеннеди приказал значительно увеличить американские силы межконтинентальных баллистических ракет. Он также добавил пять новых армейских дивизий и увеличил национальную авиацию и военные резервы. Тем временем Советы возобновили ядерные испытания, и президент Кеннеди в ответ неохотно возобновил американские испытания в начале 1962 года.
JFKPOF-126-009-p0024. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправить человека на Луну и свои надежды на то, что между двумя странами будут хорошие отношения в будущем.
Дополнительная информация
JFKPOF-126-009-p0025. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправить человека на Луну и свои надежды на хорошие отношения между двумя странами в будущем.
Дополнительная информация
JFKPOF-126-009-p0026. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправить человека на Луну и свои надежды на хорошие отношения между двумя странами в будущем.
Дополнительная информация
JFKPOF-126-009-p0027. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправить человека на Луну и свои надежды на хорошие отношения между двумя странами в будущем.
Дополнительная информация
Кубинский ракетный кризис
Летом 1962 года Хрущев достиг секретного соглашения с кубинским правительством о поставке ядерных ракет, способных защитить остров от вторжения, спонсируемого США. В середине октября американские самолеты-разведчики сфотографировали строящиеся ракетные площадки. В ответ Кеннеди установил военно-морскую блокаду, которую он назвал «карантином», вокруг Кубы. Он также потребовал убрать ракеты и уничтожить объекты. Понимая, что кризис может легко перерасти в ядерную войну, Хрущев в конце концов согласился убрать ракеты в обмен на обещание Америки не вторгаться на Кубу повторно. Но окончание кубинского ракетного кризиса мало способствовало ослаблению напряженности холодной войны. Советский лидер решил выделить все ресурсы, необходимые для модернизации советских ядерных ударных сил. Его решение привело к серьезной эскалации гонки ядерных вооружений.
В июне 1963 года президент Кеннеди выступил на церемонии вручения дипломов Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия. Он призвал американцев критически пересмотреть стереотипы и мифы времен холодной войны и призвал к стратегии мира, которая сделала бы мир безопасным для разнообразия. В последние месяцы президентства Кеннеди напряженность в холодной войне, казалось, смягчилась, когда был заключен и подписан Договор об ограниченном запрещении ядерных испытаний. Кроме того, Вашингтон и Москва установили прямую линию связи, известную как «Горячая линия», чтобы уменьшить вероятность войны из-за просчета.
Вьетнам
В мае 1961 года Кеннеди санкционировал отправку 500 солдат спецназа и военных советников для помощи правительству Южного Вьетнама. Они присоединились к 700 американцам, уже присланным администрацией Эйзенхауэра. В феврале 1962 года президент направил дополнительно 12 000 военных советников для поддержки южновьетнамской армии. К началу ноября 1963 г. число военных советников США достигло 16 тыс. человек.
Несмотря на то, что военное участие во Вьетнаме росло, Джон Кеннеди сказал интервьюеру: «В конечном счете, это их война.