Год основания новгорода и киева: История Великого Новгорода

Николо-Дворищенский собор — Великий Новгород, Россия

Николо-Дворищенский собор — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем. Однако, освящён был только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года.

История храма

Примечательно, что как раз в том году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева. Поэтому этот год считается годом основания новгородской вечевой республики.

Завершённый в год основания Новгородской республики, Николо-дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода. Перед одним из входов в него до падения новгородской независимости собиралось общегородское вече.

К сожалению, археологические раскопки, проходившие в 1930—40-е гг. в районе храма, не обнаружили никаких явных следов вечевой площади. В этом плане наиболее авторитетной считается точка зрения В. Л. Янина, согласно которой вече собиралось на неисследованном участке перед главным (западным) входом в храм. Площадь была небольшой (1200—1500 кв. м) и, по мнению В. Л. Янина, вмещала лишь представительные, но не всенародные сходы, состоявшие из нескольких сот вечников.

Однако вечевой Николо-дворищенский собор был свидетелем не только легитимных собраний. Кроме обычных собраний, начиная с 1228 года перед ним собирались направленные против их политики простонародные «коромольные» веча. Начиная уже с этого времени, составлявшие большинство свободного мужского населения города рядовые новгородцы не шли на просторную площадь перед Софийским собором, где тоже был вечевой колокол. Напротив, они собирались в смертельной давке вокруг небольшой вечевой площадки, демонстративно выражая протест против собиравшихся здесь легитимных сходов.

А ещё раньше, начиная с 1218/19 года , во время межкончанской борьбы, перед ним создавало давку (правда, чуть меньшую) мужское население Торгового «пола» Новгорода. Очевидно, рвущиеся к власти знатные «ониполовцы» тем самым символизировали своё место на стоящей здесь вечевой «степени» — трибуне для высших должностных лиц. Во всяком случае, прочее население Торговой стороны готово было стоять где угодно, уповая на лучший исход при новых переворотах в боярской Осподе.

Являясь святым местом, вечевой собор обеспечивал неприкосновенность тем, кто спасался в нём от гнева официального вечевого схода (как в 1269 году) или же от расправы крамольной толпы простонародья, как это было в 1338 году. Тогда на легитимном сходе было принято решение запереть в нём нелюбимого новгородской чернью архимандрита Есифа. В результате, «коромольници» вынуждены были «нощь и день» стеречь его перед входом в храм, но войти вовнутрь не смели. Правда, вынуждено прятаться в храме не считалось почётным — там, в 1338 году, даже симпатизировавший запётому в храме от черни архимандриту, официальный новгородский летописец отметил: «а оже кто в подъ другомъ копаетъ яму, самъ впадется в ню». В 1342 году во время межкончанской розни знатного неревского боярина Матвея Коску насильно «всадиша въ церковъ». Даже являясь главным вечевым храмом города, статус собора Св. Никола получит уже в Московский период. В эпоху Новгородской независимости он считался лишь церковью.

До того, как собор стал главным вечевым храмом, он, по мнению Т. Ю. Царевской минимум по 1136 год находился под юрисдикцией приходящих в Новгород русских князей. Правда, считается, что княжескую резиденцию перенесли с Ярославова дворища за город на Рюриково Городище ещё в XI веке. Тем не менее, в 1136 году (уже после отделения Новгорода от Киева) князь Святослав Ольгович назло новгородцам, «венцася своими попы у Святого Николы». Правда, как это подчёркнуто в официальной новгородской летописи, новгородский владыка Нифонт заявил, что Святослав недостоин своей суженной — «не достоить ея пояти». Однако новгородцы, хоть уже и основавшие независимую республику, тем не менее не смогли воспрепятствовать венчанию в княжеском храме.

Архитектурные особенности

Николо-Дворищенский собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где находилось ещё девять церквей. Он представляет собой обширную парадную постройку; это пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм с нартексом, в его очертаниях внятно прочитывается влияние Софии, напротив которой он и располагался. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами.

Внутреннее пространство храма разделено шестью крещатыми в плане столбами на три нефа, из которых средний много выше боковых; каждый неф завершён подковообразной апсидой. В целом архитектура собора отвечает киевской архитектурной традиции начала XII века.

В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Однако из всего их богатства сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене — фреска с изображением страданий Иова Многострадального, на которого дьявол нагнал болезнь. Его жена, чтоб не заразиться, вынуждена была кормить его с палки. Ныне этот бесценный памятник древнерусской живописи оказался в позже образованном за счёт поднятия пола храма подцерковье. К тому же как бы в подвале — почти за 900 лет культурный слой поднялся на 1,5 метра.

Лестницы, расположенной рядом с фреской, прежде не существовало. На полати входили с наружной стороны храма, где с западного угла южной стороны по-прежнему видны следы нетипичного для сводчатых окон храма большого прямоугольного дверного проёма. Прежде считалось, что проход осуществлялся через подвесную галерею, шедшую от стоявшего рядом деревянного старинного дворца Ярослава Мудрого. Однако проходившие летом 2007 года раскопки с южной стороны храма опровергли тезис о расположении рядом дворца . Очевидно, вместо галереи использовалась наружная лестница.

Советский период

Сведений о закрытии Никольского собора после Октябрьской революции не обнаружено. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что в июне 1921 года собор был действующим. В 1922 Отдел Управления Новгородского Губисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов закрепил за верующими право на «бесплатное бессрочное пользование Никольского собора с приписными церквами». Вместе с тем, с 1933 года собор был доступным для посетителей, совместив в себе функции храма и музея. В период немецко-фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны в соборе была устроена казарма для солдат. В результате артиллерийских обстрелов были повреждены кровля и верхние части здания. Через весь древний объем с востока на запад прошла трещина в кладке стен, сводов и арок. Трещины появились в южном, северном коробовых сводах, в стене южной апсиды. В западном притворе были уничтожены перекрытие и крыша. Храм был полностью возвращен верующим в 1945 году. В 1946 году патриарх Алексий I подписал обращение в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР с просьбой разрешить общине верующих при Никольском соборе восстановить западную пристройку собора и обустроить в ней зимнюю церковь. Ходатайство было удовлетворено. В 1953 году на средства прихожан была отремонтирована соборная колокольня.

Вторично закрыт в 1962 году, после чего в соборе была размещена экспозиция научно-атеистического отдела Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, в куполе — городской планетарий.

Современность

В 1994—1999 годах при финансировании Ганзейского союза нового времени была проведена повторная реставрация собора. Авторы проекта — группа новгородских инженеров и архитекторов под руководством Г. М. Штендера.

В ходе реставрации были восстановлены четыре малые главы собора и устроено медное позакомарное покрытие кровли.

Великий Новгород. Информация о городе, карта города, достопримечательности, гостиницы, кафе, история города


Поиск по сайту: 

 


Флаг


Герб

    Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времён неолита (4-3 тыс. до н. э.). Хотя официальной датой основания Новгорода считается 859 год, в действительности он существовал гораздо раньше.

    C VIII века Новгород становится центром ряда селений Приильменья, в IX—XII веках был столицей Руси, затем превратился во второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства. На протяжении нескольких веков являлся столицей Новгородской земли до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году. Здесь зародилась первая в России республиканская форма правления.

    На современном научном уровне этнические привязки археологических культур Приильменья спорны; по данным топонимики округу заселяли славяне, финно-угры и балты. Следы раннего железного века в округе Городищ под Новгородом есть, но следы внушительного поселения археологи пока не обнаружили. Специалистов привлекает одно из значений скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Вероятно, Хольмгардром считалась цепочка поселений от истоков Волхова (Перынь, Рюриково Городище) вплоть до Холопьего городка (напротив Кречевиц, у деревни Новониколаевское).

    Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год, исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи (компиляция XVI века). При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 год) содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины. Автором официальной даты основания города стал историк М. Н. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.

    В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау), как один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация неясна). Полагают, что речь идёт о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах город называется — Холмгардом (Holmgard) столицей Гардарики, в германских источниках — Острогардом. Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

    Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около езера Илмера и прозвашася своимъ именемъ и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ». Почти любое обновление поселения у Ильменя затем вопринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами). Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия (основателя Киева):

«Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря : Словене свою волость (свое княжение — во многих других летописях) имели, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше. »

    Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются X веком (по методике дендрохронологии). Для истории складывания средневекового Новгорода полезны данные по Рюрикову Городищу (в черте города с 1999 года) в 2 км к югу от исторической части Новгорода, где поселение датируется с VIII—IX века.

    Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает до 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема додендрохронологического культурного слоя Новгорода остаётся спорной:

«Открытые во всех трех местах древнейшие (ранние) мостовые датируются серединой — второй половиной X в., однако ниже повсеместно залегают более или менее значительные прослойки более раннего времени, к сожалению, хронологически аморфные, что обычно для ранних городских напластований, когда тонкие поначалу отложения легко перемешиваются под ногами первых поколений жителей. В любом случае начало заселения древнейших (раннесредневековых) участков Новгорода возможно относить по крайней мере к первой половине X в.»

    Традиционно одними из ранних поселений, объединением которых возник город, принято считать поселения на месте Неревского, Славенского и Людина концов города. Славенский конец возник на месте посёлка, который в летописях именовался Холм (поселение на возвышенности). Существенных отличий по культуре у этих поселений не выявлено, в 1971 предполагалось, что Неревский конец назван по финно-угорскому племени меря (замена начальной буквы м на н), так как присутствие финно-угров чётко прослеживается в археологических материалах — своеобразных кольцах. Ныне доказано, что меря обитали только в округе Ростова: «на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря».», что убедительно подкрепляется археологическими данными. Браслетообразные сомкнутые височные кольца теперь трактуются как преимущественно славянские. Спектр эпических, легендарных и иных дат основания предшественников Новгорода и самого города включает — в частности — 2395 г до н. э. (3113 от сотворения мира — эпического Словенска; см. Сказание о Словене и Русе), 551 г до н. э. (своды А. А. Артынова), рубеж н. э. (многие летописи; до хождений на Русь апостола Андрея и основания Киева), VI век (Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава 8), около 790 г (в связи с упоминанием примерно на это время новгородских князей Бравлина и Буривоя), до 852 (842) г. (недатированные части многих летописей), 854 (ряд летописей) и т. д., вплоть до отрицания некоторыми авторитетными археологами существования города до середины X века. Все версии имеют сторонников и противников, но большинство исследователей тяготеет к обоснованию датировок около IX в. н. э. Эпические подходы вызывают все больший научный интерес.

(Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX—XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. ?307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с. : илл.).

    Хронология исторических событий:

862 — сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачёва «Повести временных лет»:

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

К началу XII века Новгородская земля включает в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.

C 1136 по 1478 был период «Новгородской феодальной республики», когда город, управлялся вечем.

1142 — «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»; Швеция начинает борьбу против Новгорода; шведский отряд совершает разбойное нападение на новгородских купцов в южной Финляндии, погибает 150 новгородцев; финское племя емь нападает на Ладогу и убивает 400 человек; Новгород теряет контроль над Аландами, югом Финляндии, уходит с Готланда, борется со шведами за западную Карелию.

1228 — финское племя ямь нападает на Ладогу; страшный голод в Новгороде; погибло более 7 тысяч человек; люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору.

1234 — нападение литовского войска на Русу.

1240 — ярл Ульв Фасси, во главе войска, состоявшего из шведов, норвежцев, суми, ями приходит в устье Невы, собираясь взять Ладогу и Новгород; 15 июля шведы разбиты новгородцами в Невской битве.

1241 — ливонцы и чудь берут новгородские крепости Копорье, Лугу, разоряют окрестности Новгорода.

1242, 5 апреля — новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище.

1283 — шведы осаждают Ладогу, истребляют новгородских купцов, которые направляются в Обонежье.

1293 — татары вторгаются в новгородские пределы (дюденева рать), разоряют Волок.

1300 — шведы ставят крепость Ландскрону в устье Невы, на Охте (Сварта), разоряют новгородские поселения на Неве; в том же году новгородское войско разрушает Ландскрону.

1318 — новгородцы совершают поход на шведскую крепость Або.

1323 — новгородцы основывают крепость Орешек на острове Ореховый на Ладоге и останавливают шведскую экспансию; заключается Ореховский мир — первый в русской истории «вечный мир» русского княжества с соседней страной.

1364 — «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря, другая половина рати на верх Оби воеваша»; новгородцы проникают в Сибирь до реки Обь, устанавливают постоянный контроль над племенами ханты и манси.

1446 — голод в Новгороде; магистр ливонского Ордена устраивает блокаду голодного Новгорода, сговариваясь с Литвой, шведами, норвежцами, Данией, Ганзой, Пруссией, посылает флот для осуществления блокады к устью Невы.

1478 — Новгород и все его земли подчинены Московскому княжеству.

Зима 1569—1570 — войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было по разным источникам современников от 27 тысяч до 700 тысяч человек (цифра в 700 тысяч жертв — совершенно нереальная, так как в 1546 г. в городе было всего 35 тыс. населения). В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.

1611—1617 — Новгород подвергся шведской оккупации и был полностью разорён. К концу оккупации в городе осталось несколько сотен жителей.

1650 — Новгородское восстание.

c 1727 года — центр Новгородской губернии.
Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года и практически полностью разрушен. Восстановлением города руководил известный архитектор Алексей Викторович Щусев.

с 5 июля 1944 года — центр Новгородской области.

26 июля 1951 года, во время археологических раскопок, в Новгороде была найдена первая берестяная грамота.

В 1992 году решением ЮНЕСКО памятники Новгорода отнесены к всемирному наследию.

1 декабря 1995 года открыто троллейбусное движение.

11 июня 1999 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О переименовании г. Новгорода — административного центра Новгородской области в город Великий Новгород».

В октябре 2008 года Великому Новгороду присвоено звание «Город воинской славы».

По материалам Википедии

История евреев Киева

Пал Ваго, Венгры в Киеве в 830 г.

9 век
Первое известное письменное свидетельство присутствия евреев в Киеве.

1362 – 1503
1362 – Киев завоеван Великим княжеством Литовским. 1495 г. – изгнание евреев из Киева, как и из всей Литвы.
1503 г. – указ о ссылке отменен Александром Ягеллоном; возрождение еврейской общины.

1654
г. Киев становится частью Московского царства; Евреям не разрешается селиться в городе.

1793  
Евреям снова разрешено селиться в городе. В начале 19 века в Киеве проживало около 700 евреев.

Киев в конце 19 века

1835  
По просьбе местных купцов-христиан евреи изгнаны из города, но менее чем через десять лет начинают возвращаться в город.

1862  
По данным Еврейской энциклопедии, к этому году еврейская община Киева уже имеет несколько молитвенных домов, собственную бесплатную больницу, благотворительные и образовательные учреждения.

Хоральная синагога Бродского в Киеве, построенная в 1897-1898 гг., вид с высоты птичьего полета. Автор: Артемка

1881  
После убийства царя Александра II и беспорядков в Украине в Киеве происходит погром: убито несколько евреев, разграблено более тысячи еврейских домов и магазинов.

Вторая половина 19 века
Еврейское население Киева быстро растет; в 1897 г. здесь проживает около 32 000 евреев, что составляет 12,83 % населения города.

Шолом-Алейхем, жил в Киеве в 1885-1890 гг.

Конец 19 – начало 20 вв.
Киев становится важным центром еврейского образования, культуры и политической деятельности (сионистской и социалистической) в Российской империи. Известные еврейские купцы и промышленники, такие как Бродские и Поляковы, вносят свой вклад в развитие экономической жизни города.

1915
Российские власти разрешают еврейским беженцам и депортированным из западных областей Российской империи, охваченных Первой мировой войной, поселиться в Киеве. Еврейское население города быстро растет и в 1917 году достигает 87 240 человек – 19% населения.

1918 – 1920  
Во время гражданской войны Киев переживает серию еврейских погромов. Несмотря на это, еврейское население города увеличивается благодаря отмене антиеврейских законов после Февральской и Октябрьской революций 1917 и массовое переселение в Киев евреев, пытавшихся спастись от погромов в других городах и селах. В 1919 г. еврейское население Киева достигает 114 524 человек, что составляет 21% всего населения.

Радянская площадь в Киеве, около 1930 г.

10 марта 1919 г.  
Декларация Украинской Советской Социалистической Республики. Начало процесса эмансипации евреев и разрушения общинных институтов и традиционной еврейской жизни.

24 июня 1934 г.  
Решением Совнаркома Украины столица Украинской ССР переносится из Харькова в Киев.

1920-е – 1930-е годы
Киев переживает золотой век советской еврейской культуры. Советскую еврейскую литературу представляют такие авторы, как П. Маркиш, Д. Бергельсон, Д. Гофштейн и многие другие.
В городе действуют сеть еврейских школ, еврейские отделения в высших учебных заведениях, Институт еврейской культуры АН УССР, еврейский театр; издается много книг и периодических изданий на идише.
г. В 1939 г. еврейское население Киева насчитывало 224 236 человек – 26,48% населения города.

Хоральная синагога Бродского в Киеве, построенная в 1897-1898 гг. Автор: Федотто.

Середина – конец 1930-х гг.
После волны Большого террора репрессированы в том числе многие евреи – интеллигенция, чиновники государственных учреждений, военные.

1937 – 1939
Изменения во внутренней политике советской власти приводят к почти полной ликвидации идишского образования и культуры.

1941
Накануне войны в Киеве проживало около 230 000 евреев. Ко времени немецкого завоевания 19 сентября в городе оставалось от 60 до 70 тысяч человек после призыва на фронт, эвакуации и бегства части евреев.

Тысячелетняя борьба за Украину

Вечером 21 февраля 2022 года, за три дня до того, как российские войска начали крупнейшее со времен Второй мировой войны сухопутное вторжение на европейский континент, президент России Владимир Путин выступил по телевидению с гневной речью. В нем он выразил знакомое недовольство расширением НАТО на восток, предполагаемой украинской агрессией и присутствием западных ракет на границе с Россией. Но большая часть его тирады была посвящена другому: украинской истории. «Украина для нас не просто соседняя страна», — сказал Путин. «Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства». Границы Украины, утверждал он, имеют не что иное, как обозначение бывшего административного деления Советского Союза: «Современная Украина была полностью создана Россией».

Для многих западных ушей исторические заявления Путина звучали странно. Но они имели более чем случайное значение. Аргумент Путина о том, что Украина всегда была одной и той же Россией и что она была насильственно колонизирована западными силами, отнюдь не является нововведением нынешнего кризиса. Он уже давно стал определяющей частью его мировоззрения. Уже во время народного восстания на Майдане в Киеве в 2013–2014 годах Путин утверждал, что люди, возглавлявшие массовые протесты, были поддерживаемыми Западом фашистами (фашисты) пытаются оторвать Украину от ее исторических корней. (На самом деле протесты застали Запад врасплох, и хотя в них участвовали крайне правые, они не были фашистским переворотом.) А в июле 2021 года, задолго до сосредоточения российских войск на границе с Украиной, Кремль опубликовал Эссе на 7000 слов под подписью Путина под названием «Об историческом единстве русских и украинцев». И Россия, и Украина, утверждалось в нем, имеют не только общие корни в языке и вере, но и общую историческую судьбу. С момента публикации сочинение стало частью обязательной учебной программы для всех военнослужащих российских вооруженных сил, в том числе и для участников нынешней войны. По логике Путина, все разногласия между Россией и Украиной — дело рук западных держав. От Польши в шестнадцатом веке до Австро-Венгерской империи в девятнадцатом и нацистов во Второй мировой войне они периодически принуждали Украину или сбивали ее с пути. В этом прочтении прозападные взгляды Киева за последнее десятилетие являются лишь последней формой внешнего вмешательства — на этот раз со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов, — направленного на то, чтобы разделить Россию против самой себя. «Вынужденная смена идентичности Украины, — написал Путин, — сравнима… с применением против нас оружия массового уничтожения». В значении Путина «мы» включали украинцев. Другими словами, украинцы и Украина не просто естественно являются частью России; их даже на самом деле нет.

Вариация на тему «Украины на самом деле не существует» — заявление Кремля о том, что Украина — это предрешенный провал. Согласно этой точке зрения, которую западные комментаторы долгое время подхватывали в более изощренной форме, благодаря своему географическому положению и политической истории Украине навсегда суждено быть расколотой внутренними разногласиями или разорванной на части более могущественными соседями. Это был основной нарратив путинской пропаганды, когда он в последний раз вторгся в Украину, когда он захватил Крым и Донбасс после протестов на Майдане в Киеве. Затем российские государственные СМИ сообщили, что Украина была несостоятельным государством, захваченным неонацистской хунтой, и что российские войска спешат на помощь. Близкий советник Путина, руководивший всей этой пропагандой, телохранитель, ставший стратегом Владислав Сурков, повторил эту тему в интервью 9-му каналу.0113 Financial Times в прошлом году. Украина, сказал он, используя странную аналогию, похожа на «мягкую ткань» между двумя костями, которая, пока не будет разорвана, будет болезненно тереться друг о друга. (С российскими журналистами он был более прямолинеен: «единственный метод, исторически доказавший свою эффективность в Украине, — сказал он, — это «принуждение к братским отношениям».) Война показала, что эти претензии России — ерунда. Говорить, что Украины на самом деле не существует, так же абсурдно, как говорить, что Ирландии не существует, потому что она долгое время находилась под властью Великобритании, или что норвежцы на самом деле шведы. Хотя они завоевали государственность всего 31 год назад, украинцы имеют богатую национальную историю, уходящую в глубь веков. Идею о том, что украинцы слишком слабы и разобщены, чтобы постоять за себя, они великолепно опровергают на поле боя. Что касается неонацистского оскорбления, то оно опровергается тем фактом, что президент Украины Владимир Зеленский является евреем, и что на последних парламентских выборах в 2019 г.Крайне правая украинская партия «Свобода» набрала менее трех процентов голосов. По мере того как воображаемая Путиным Украина все больше расходилась с украинской реальностью, миф становился все труднее поддерживать, а противоречия становились все более острыми. Но вместо того, чтобы скорректировать свою историческую фантазию, чтобы приблизить ее к истине, Путин удвоил ставку, прибегнув к военной силе и тоталитарной цензуре в тщетной попытке приблизить реальность к мифу. Возможно, теперь он узнает, что реальности трудно бросить вызов: плата за плохую историю — катастрофа в настоящем.

Сбор России

Одержимость Путина прошлым Украины восходит к травме распада Советского Союза. До 1991 года большая часть сегодняшней Украины находилась под властью России в течение 300 лет — другими словами, немного дольше, чем Шотландия находилась под властью Англии. А с населением, которое сегодня почти такое же, как в Испании, Украина была самой значительной советской республикой, помимо самой России. Збигнев Бжезинский, бывший советник по национальной безопасности США, однажды написал: «Без Украины Россия перестает быть империей». Это не совсем так. Сегодняшняя Россия по-прежнему представляет собой обширную многоэтническую империю, охватывающую кусок северной Азии шириной в 3000 миль и включающую более десятка азиатских национальностей, от 5,3 миллиона татар на Волге до нескольких тысяч чукчей на Беринговом проливе. Но с распадом Советского Союза и Варшавского договора Москва потеряла свой Запад.

Для Путина европейская империя России была важнее всего. Хотя в самовосприятии России уже давно есть экзотичная черта: «Да, мы скифы!» — заявил после революции 1917 года прежде мягкий поэт Александр Блок, — страна всегда считала себя европейской, а не азиатской державой. Его великие композиторы, писатели и художники были европейцами по своей ориентации; его исторические военные триумфы — против Наполеона и Гитлера — сделали его главным игроком в европейском «концерте наций». Оттеснив Россию обратно в ее мрачные сосновые леса, подальше от таких звенящих старых топонимов, как Одесса и Севастополь, потеря Украины, в частности, ранила русское чувство собственного достоинства.

Таким образом, в основе российской проблемы Украины лежит война за историю. Первая битва окончена там, где начинается история. Традиционно история начинается с легендарного полководца средневековья Владимира (или Владимира по-русски) Великого. Потомок скандинавских налетчиков и торговцев из Скандинавии, Владимир основал первое протогосударство в Киеве в конце Х века. Свободная, но очень большая вотчина, известная как Русь, была сосредоточена в Киеве и покрывала сегодняшнюю Беларусь, северо-запад России и большую часть Украины. Владимир также дал Руси ее духовные основы, обратив свое царство в православие.

По мнению Путина, Запад веками оттягивал Украину от России.

Хотя русские и украинцы сходятся во мнении о важности Владимира, они расходятся во мнениях относительно того, что произошло после распада его королевства. В одиннадцатом и двенадцатом веках он распался на враждующие княжества, а в тринадцатом был захвачен монголами при Бату-хане. По русским источникам, население, а вместе с ним и истинная русская культура, бежали от насилия, направляясь на северо-восток, в Москву и Новгород. Украинцы, однако, утверждают, что русская культура оставалась сосредоточенной на Украине и что то, что возникло в Москве, было отдельной и отличной традицией. Западным читателям этот аргумент кажется тривиальным: как если бы французы и немцы сошлись в битве за принадлежность Карла Великого, основателя Каролингской империи в девятом веке, к современной Франции или современной Германии. Однако украинцы понимают значение претензий России. Одной из достопримечательностей Киева является большая статуя Владимира Великого девятнадцатого века, держащего крест и смотрящего на реку Днепр. Когда в 2016 году Путин поставил своего собственного, еще более крупного Владимира Великого за воротами Кремля, украинцы справедливо восприняли это не как дань уважения королю X века, а как откровенный захват истории.

Фактически, в течение большей части следующих семи столетий после правления Владимира Украина находилась вне контроля Московии. Когда монгольское правление рухнуло в 1300-х годах, территория современной Украины была поглощена возникшим Великим княжеством Литовским, которое, в свою очередь, объединилось династическим браком с Польшей, так что в течение следующих двух с половиной столетий Украина управлялась из Краков. Со временем даже украинская вера приобрела западный лоск: в 1596 году Брест-Литовская уния создала греко-католическую, или униатскую, церковь — компромисс между поляками-католиками и православными украинцами, которые признавали папу, но были православными по ритуалу и позволяли священникам жениться. Политически хитрый дом на полпути между двумя религиями, союз помог ополизировать украинское дворянство, что является частью того, что Путин считает давней схемой оттягивания Западом Украины от ее законного православного дома.

Только в конце семнадцатого века Москва насильственно вошла в картину. Серия восстаний украинских казаков — военизированных пограничных групп с центром в низовьях Днепра — ослабила Польско-Литовское королевство. Затем, после долгой войны с Польшей из-за Украины, расширяющаяся Московия, наконец, смогла аннексировать Киев в 1686 году. Для украинцев это был момент «из огня да в полымя»: польское правление просто сменилось более суровым московским аналогом. . Но, по словам Путина, это было началом «собирания русского мира», используя архаичную фразу, которую он сегодня реанимировал, чтобы оправдать свою войну против Украины. Спустя еще столетие сама Польша была разделена между Австрией, Пруссией и Россией, при этом к России отошла территория современной Беларуси и центральной Украины, включая Киев, а к Австрии — сегодняшняя западная Украина, тогда известная как восточная Галиция, в которую входил Львов.

Состояние борьбы

Современное национальное движение Украины началось в 1840-х годах под руководством первого великого украиноязычного писателя Тараса Шевченко. Родившись в крепостной крестьянской семье в селе под Киевом, он призывал украинцев сбросить русское иго и осуждал многих, кто обрусевал, чтобы подняться по социально-экономической лестнице. (Эти взгляды принесли ему десять лет в Сибири.) В течение века, и особенно после убийства царя Александра II анархистами в 1881 году, царское правление становилось все более репрессивным. Сотни украинских социалистов последовали за Шевченко в ссылку, а книги и образование на украинском языке были запрещены. В этот момент разделение Украины на восток и запад превратилось в преимущество — по крайней мере, для тех, кто жил в западной части, — потому что в австрийской Галиции украинцы смогли принять более свободную гражданскую культуру, которая тогда укоренялась в Европе. Во Львове они издавали собственные газеты и организовывали читальные залы, кооперативы, кредитные союзы, хоры и спортивные клубы — все новшества были заимствованы у чехов, находившихся под таким же австрийским управлением. Несмотря на невыгодность системы голосования, отдававшей предпочтение польским землевладельцам, они смогли сформировать свою собственную политическую партию и направить представителей в львовское губернское собрание, для которого типичный украинский депутат был не пламенным революционером, а слегка социалистическим академиком в пенсне. или юрист.

Репутация Украины как страны, проклятой политической географией — части «кровавых земель» в названии бестселлера историка Тимоти Снайдера — была завоевана в первой половине двадцатого века. Когда в 1917 году царский режим внезапно рухнул, в Киеве провозгласила себя украинская парламентская, или «Рада», власть, но она была сметена всего через несколько месяцев сначала большевистскими ополченцами, а затем немецкой армией, оккупировавшей Украину при мартовский Брест-Литовский договор 1918 года. После ноябрьского перемирия, завершившего Первую мировую войну, Германия снова ушла, оставив Красную Армию, реакционную Русскую Белую Армию, Польскую армию, украинскую армию под командованием социалистического министра Рады Симона Петлюры и набор независимых полевых командиров, чтобы заполнить власть. вакуум. В последовавшей за этим хаотичной гражданской войне больше всего пострадали украинские евреи. Козлом отпущения со всех сторон, более 100 000 человек были убиты в 1919, в серии массовых убийств, не имеющих себе равных с 1600-х годов. Побежденный красными, Петлюра заключил последний союз с Польшей, прежде чем бежать в Париж, когда Польша и Советский Союз заключили мир, который снова разделил Украину, русские заняли восток и центр, поляки — запад. Две небольшие приграничные области — нынешние Буковина и Закарпатье — отошли соответственно к недавно обретшим независимость Румынии и Чехословакии.

Неудивительно, что фигура Петлюры вызывает ожесточенные споры. Для русских он был просто еще одним погромщиком-военачальником. (Эта точка зрения пронизывает киевлян, но русского писателя Михаила Булгакова в романе «9».0113 Белая гвардия , для персонажей которой петлюровская армия представляет собой устрашающую толпу.) Для украинцев, наоборот, он возглавил первый удар их страны по независимой государственности, который мог бы увенчаться успехом, если бы союзники оказали ему такую ​​же дипломатическую и военную поддержку, как и они. сделали прибалты и (менее успешно) армяне, азербайджанцы и грузины. На обвинения в этнонационализме они возражают, что правительство Рады печатало свои банкноты на четырех языках — украинском, русском, польском и идише, — и что руководитель украинской делегации в XIX19 Парижской мирной конференции был выдающийся еврейский юрист Арнольд Марголин. Армия Петлюры буйствовала, они уступали, но он не мог ее контролировать, как и все остальные. Спор разгорелся в 1926 году в парижском зале суда после того, как Петлюра был убит еврейским анархистом, который утверждал, что мстит за членов семьи, убитых украинскими солдатами. Трехнедельный судебный процесс стал международной сенсацией: защита представила разгромное досье о погромах, а обвинение стремилось представить убийцу советским агентом. После всего лишь получасового обсуждения присяжные признали его невиновным, и дебаты по этому делу все еще бушуют.

Между Сталиным и Гитлером

На самом деле насилие и хаос петлюровской эпохи были лишь прелюдией к гораздо большим украинским трагедиям в последующие годы. Начиная с 1929 года, Иосиф Сталин запустил Голодомор — буквально «убийство голодом» — программу насильственных депортаций, реквизиции продовольствия и земли, направленную на перманентное выхолащивание сельского населения Украины в целом. Развернутая параллельно с чисткой городской интеллигенции Украины, она привела к гибели почти четырех миллионов украинцев. Скрытое в течение десятилетий, нет никаких сомнений в том, что это необычайное массовое убийство было преднамеренным: советские власти знали, что сельские жители умирают в большом количестве, но упорствовали в реквизиции продовольствия и запрещали им уезжать из голодающих районов в города. Почему Сталин устроил голод менее ясно. По оценкам, три миллиона казахов и русских также умерли от голода в те же годы, но он решил ударить сильнее всего по Украине, вероятно, потому, что она олицетворяла его демонов-близнецов в одном лице: консервативное крестьянство и многочисленную напористую нерусскую национальность. Однако даже сегодня Россия предпринимает постоянные попытки заблокировать международное признание Голодомора геноцидом. В своем эссе «Историческое единство» Путин упоминает о голоде только один раз, мимоходом, как об «общей трагедии». Имя Сталина вообще не упоминается.

Менее чем через десять лет после подписания в 1939 году пакта Молотова-Риббентропа на Украину обрушился новый виток ужаса. Красная Армия оккупировала контролируемую Польшей западную часть страны — впервые Россия контролировала эту территорию. Однако два года спустя вермахт все равно вступил в бой, а еще через два года вернулась Красная Армия. Обе армии депортировали или арестовывали львовскую интеллигенцию — богатую смесь украинцев, поляков и евреев — по мере их прибытия и убивали политических заключенных при отъезде. Несколько месяцев в 1943 года крупная этнонационалистическая украинская партизанская армия контролировала большую часть северо-востока Украины, создав примитивную администрацию и свои собственные тренировочные лагеря и военные госпитали. Примечательно, что небольшие подразделения этой армии в течение многих лет после окончания войны вели кампании убийств и диверсий, а последний командир повстанцев был убит в перестрелке под Львовом в 1950 году. одна шестая часть населения. Опять же, многие умерли от голода, после того как Германия начала конфисковывать зерно. И снова больше всех пострадали евреи. Перед войной они составляли целых пять процентов населения Украины, или около 2,7 миллиона человек; после него осталась лишь горстка. Остальные бежали на восток или лежали в безымянных братских могилах в лесу или на краю кладбища. (Осенью 2021 года, в рамках усилий по увековечиванию этих событий, Зеленский председательствовал на открытии нового комплекса в Бабьем Яру, или Бабьем Яру, парке рядом со станцией метро, ​​где в сентябре было убито около 34 000 киевских евреев. 1941. На шестой день путинского вторжения в этом году три российские ракеты упали в парке, причинив ущерб еврейскому кладбищу.)

Во время Второй мировой войны погибло 5,3 миллиона украинцев.

Для Советов и для Путина сегодня самым важным фактом об украинцах во время войны была не их жертва, а их предполагаемое сотрудничество с нацистами. Самой неоднозначной украинской фигурой того периода является Степан Бандера, лидер террористической организации в межвоенной западной Украине, находившейся под властью Польши. Польско-украинские отношения, которые уже были испорчены, когда этот район находился под властью Австрии, резко ухудшились из-за кампании нового правительства полонизации, в ходе которой украиноязычные школы были закрыты, украинские газеты подверглись жесткой цензуре, украинцам запретили даже самые низкие государственные должности. , а украинские кандидаты и избиратели произвольно исключены из списков избирателей. Репрессии скорее радикализировались, чем ополячивались, так что крупнейшая украинская парламентская партия, компромиссный Украинский национально-демократический альянс, все больше вытеснялась бандеровскими подпольными националистами. Когда вермахт вошел в западную Украину 19 июняВ 41 г. Бандера объединил свои силы с немцами, организовав два батальона, «Нахтигаль» и «Роланд», хотя почти сразу же был арестован нацистами, которые сочли его слишком трудным для контроля.

С тех пор Россия использует Бандеру как палку, которой бьют украинское национальное движение. И неважно, что в Красной Армии воевало гораздо больше украинцев, чем в Вермахте, и что Германия тоже смогла завербовать десятки тысяч русских военнопленных. Как и в советское время, стандартный эпитет украинцев в российских государственных СМИ сегодня — 9.0113 Бандеровцы — «бандеровцы» — и Путин вновь обратился к этому тропу в еще более странной, чем обычно, речи 25 февраля, на следующий день после начала российского вторжения, в которой он призвал украинскую армию свергнуть «наркоманов и неонацистов». у власти в Киеве.

После окончания Второй мировой войны, и особенно после смерти Сталина в 1953 году, в Украине несколько десятилетий царила относительная стабильность. По сравнению с другими нерусскими национальностями в Советском Союзе, украинцы были одновременно сверхрепрессированными и сверхпривилегированными, составляя самую большую группу политзаключенных, но также выступая в качестве младшего партнера России в союзе. Политбюро было заполнено русскими и украинцами, а в неславянских республиках обычной схемой было то, что этнический гражданин назначался первым секретарем партии, а русский или украинец обладал реальной властью под номером два. Когда распался Советский Союз, в 19В 1991 году Украина доплыла до независимости без кровопролития, после того как руководство собственной Коммунистической партии решило перерезать буксирный трос к тонущей плавбазе. Именно на этих позднесоветских отношениях «младшего брата» вырос Путин и к которым, как он может полагать (или считал), украинцы были бы готовы вернуться, если бы не вмешательство Запада.

На запад или назад

Политический путь Украины за три десятилетия независимости усилил все опасения России. Сначала казалось, что Россия и Украина будут двигаться параллельными путями в эпоху после окончания холодной войны. Обе страны мчались по порогу экономического коллапса в сочетании с новыми политическими свободами; ни один из них, казалось, не интересовался прошлым. В Украине никто не удосужился снести киевский памятник Ленину или переименовать улицы. Новый правящий класс России, со своей стороны, казалось, был больше заинтересован в зарабатывании денег, чем в восстановлении империи. Было легко представить две страны, идущие разными, но дружественными путями: как Канада и Соединенные Штаты или Австрия и Германия.

Эта счастливая иллюзия длилась всего несколько лет. Два поворотных момента в истории Украины после окончания холодной войны были двумя очень эффективными и по-настоящему вдохновляющими проявлениями народной власти, оба спровоцированы Кремлем. В 2004 году Путин попытался выдвинуть дородного бывшего заключенного и регионального политического босса из Донецка Виктора Януковича на пост президента Украины, что, по-видимому, включало отравление его проевропейского соперника на выборах Виктора Ющенко. После того, как Ющенко пережил нападение (его лицо было сильно изувечено), вместо этого голосование было откровенно фальсифицировано. Сотни тысяч украинцев в оранжевых шапках и лентах вышли на улицы в знак протеста и оставались там до тех пор, пока избирательная комиссия не разрешила повторное голосование, в котором победил Ющенко. Для Путина протесты, известные как Оранжевая революция, были заговором, организованным Западом.

Проевропейские протестующие во время восстания на Майдане, Киев, декабрь 2013 г.

Валентин Огиренко/Reuters

В 2010 году Янукович наконец-то стал президентом, после того как проевропейский блок яростно раскололся. Следующие четыре года он посвятил себя разграблению украинской казны. Но в ноябре 2013 года он зашел слишком далеко: как раз в тот момент, когда Украина собиралась подписать давно спланированное и широко известное торговое соглашение с Евросоюзом, он резко отменил его и под давлением Путина вместо этого объявил о партнерстве с Россией. . Для украинцев, как и для Путина, речь шла не только о том, как лучше поднять экономику, но и о самой идентичности Украины. Вместо того, чтобы двигаться на запад — возможно, даже в один прекрасный день присоединиться к Европейскому союзу, — страну принуждали возвращать на орбиту России. Первоначально в знак протеста вышли лишь несколько студентов, но общественный гнев быстро нарастал после того, как их избила милиция, высшие эшелоны которой Янукович заполнил русскими. Лагерь протеста на центральной площади Киева, известный как Майдан, превратился в постоянный фестивальный город в городе, который по выходным увеличивается до миллиона человек. В январе 2014 года полиция начала жестокие репрессии, кульминацией которых стало убийство 9 человек.4 протестующих и 17 полицейских. Когда толпа по-прежнему отказывалась расходиться, Янукович сбежал в Москву, а содержимое его роскошного личного подворья — обеденные сервизы Hermès, люстры размером с небольшой автомобиль, чучело льва — выставлено в Национальном художественном музее Украины. В вакууме власти, возникшем после бегства Януковича, Путин вторгся сначала в Крым, а затем, через бандитских местных марионеток, в восточные приграничные города Донецк и Луганск.

Захват земли понравился российской публике, но если Путин намеревался вернуть Украину обратно в Россию, его действия имели противоположный эффект. Новые президентские выборы привели к приходу еще одного проевропейца, Петра Порошенко, украинского олигарха, заработавшего деньги на кондитерских изделиях, а не на коррупционной добыче полезных ископаемых или металлургии. Затем, в последующие годы, массовые гражданские усилия поддержали украинские силы в второстепенном, но тяжелом конфликте с Россией в Донецке и Луганске и вокруг них. (Пока не было реформировано Министерство обороны, ранее заброшенная украинская армия буквально финансировалась за счет прямых пожертвований населения.) Украинская поддержка членства в НАТО резко возросла, и в июне 2014 года Украина подписала широкомасштабное соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. . Самым символичным и популярным — или, по мнению Путина, самым хитрым — было предоставление ЕС в 2017 году украинцам безвиз , безвизовый 90-дневный проезд по всей Шенгенской зоне. Россиянам по-прежнему нужны визы, которые грабительски дороги и обременительны. Контраст раздражает: младший брат не только бросил старшего брата; теперь он тоже лучше путешествует.

Русские кости, украинская земля

Прогресс Украины до вторжения не следует переоценивать. Подпольные олигархи дергали за ниточки за кулисами, и страну сковывала всепроникающая коррупция. (Индекс восприятия коррупции Transparency International за 2021 год ставит Украину рядом с Мексикой и Замбией, но оценивает ее как чуть менее коррумпированную, чем Россия.) Но, несмотря на все проблемы страны, ее история с момента обретения независимости была историей реальной смены власти, вызванной настоящими выборами. , между реальными кандидатами, о которых сообщают настоящие свободные СМИ. Для Путина украинский пример стал прямой политической угрозой. Что, если бы собственное население России, а не только городская интеллигенция, стало бы требовать таких же свобод? В своем эссе «Историческое единство» Путин объяснил тот факт, что смена украинских президентов является результатом «системы», созданной «западными авторами антироссийского проекта». Он написал, что пророссийски настроенные граждане Украины не говорят открыто, потому что их «загнали в подполье», «преследовали за их убеждения» или даже «убили». Верит ли он в это на самом деле, неясно, но это может объяснить слегка нестандартную тактику, использованную российской армией в первую неделю его войны с Украиной. Путин, возможно, действительно ожидал, что его танковые батальоны будут встречены как освободители.

Как и во время Оранжевой революции 2004 года и протестов на Майдане 2013–2014 годов, которые стали известны как Революция достоинства, яростная самооборона Украины сегодня — это защита ценностей, а не этнической идентичности или воображаемого славного прошлого. Путинская одержимость историей, напротив, является слабостью. Хотя в начале его президентства стук в барабан «собирания русского мира» повышал его рейтинги одобрения, теперь он завел его в тупик, который может оказаться фатальным. Только по квадратным километрам Украина является второй по величине страной в Европе после самой России. Если вы поместите его над восточными Соединенными Штатами, как The Washington Post недавно заметила, что он будет простираться «от Миссури до Атлантического океана и от Огайо до Джорджии».