Где сейчас находится троица рублева: Третьяковская галерея — главный музей национального искусства России

«Троице» Рублева приказали долго жить в храме / Вера и общество / Независимая газета






Фото Агентства «Москва»


Икона Андрея Рублева «Троица» в ночь на 17 июля была вывезена из Третьяковской галереи в подмосковную Троице-Сергиеву лавру, где пробудет до 18 июля в рамках торжеств в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. Искусствоведы опасаются, что перемещение погубит шедевр древнерусской иконописи, состояние которого оставляет желать лучшего. Однако раздаются голоса в пользу того, чтобы «Троица» навсегда осталась в монастыре.


Сейчас уникальное творение XV века находится в специальной витрине у алтаря Троицкого собора лавры. «Троица» находилась здесь с 1575 по 1917 год. После революции была передана на реставрацию, а затем на хранение в Третьяковскую галерею. Последний раз икона надолго покидала музей в 1941 году, когда ее эвакуировали в Новосибирск. В 2007 году памятник искусства возили в здание галереи на Крымском Валу, и произошло смещение проблемного куска доски.


Нынешнее перемещение иконы некоторые СМИ назвали «насильственным». Telegram-канал «Подъем» утверждает, что сотрудники музея выступали против вывоза иконы, опасаясь за ее состояние. Ходят слухи, что прошение РПЦ для вывоза произведения древнерусского искусства было подписано с нарушениями и под давлением. Интерфакс со ссылкой на пресс-службу музея сообщает, что «прошение руководства Русской православной церкви предоставить икону для богослужений в Свято-Троицкой Сергиевой лавре было удовлетворено после всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой».


Спор между РПЦ и сотрудниками Третьяковки по поводу рублевской «Троицы» тянется не один год. В 2008 году Московский патриархат напрямую обратился к музею с просьбой о разрешении использовать икону при праздничных богослужениях в Троице-Сергиевой лавре в день Троицы 7 июня 2009 года. Однако музейщики уже тогда настаивали: перевозка шедевра невозможна. Экстренно был созван экспертный совет, в который вошли ведущие искусствоведы и реставраторы. Все они в один голос заявляли, что при транспортировке шедевр погибнет, поскольку нуждается в особых условиях содержания – специальном температурном и влажностном режимах. Тогда же была написана характеристика, из которой следует, что «у «Троицы» наблюдаются хронические отставания грунта с красочным слоем, в основном на полях иконы», а «основной» проблемой памятника была названа «вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, которая случилась в результате разрыва первой и второй досок основы». 14 лет назад Московский патриархат, руководимый тогда Алексием II, жестко раскритиковав позицию музейного сообщества, настаивать, однако, не стал, и икона осталась в Третьяковской галерее. Сейчас же в РПЦ решили сменить тактику, и это принесло плоды.


Как только памятник культуры покинул здание музея, тут же раздались голоса за то, чтобы он и не возвращался. Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Сергей Пахомов заявил, что икона должна остаться в лавре. По мнению парламентария, уже сейчас в Троицком соборе созданы условия для комфортного пребывания «Троицы»: создан необходимый микроклимат, соблюдаются положенные ограничения, отсутствуют зажженные свечи и т.д. «Икона живет в храме. И она принесет стране в целом огромную пользу, находясь на своем месте», – заключил депутат. В Министерстве культуры, впрочем, заверили, что после завершения церковных торжеств икона будет перевезена обратно в Третьяковскую галерею, а для ее транспортировки была создана специальная климатическая витрина. 

Где выставлена «Троица» Андрея Рублева? В Третьяковской галерее рассказали о существенных изменениях в иконе 28 сентября 2022 | msk1.ru

Все новости

В Зеленограде взорвался бензовоз рядом с заправкой. Видео

Скандальной подруге Паши Техника грозит до семи лет колонии за прогулку с ножом в неадекватном состоянии

Педофилия со сроком давности. Почему насильника девочки признали виновным, но освободили из зала суда

В Подольске горит здание бывшего завода «Зингер». Там производят детали для военной промышленности

В России впервые присвоено звание «Мать-героиня». Ей стала супруга Рамзана Кадырова

Погоня и стрельба по колесам. В Москве сотрудники полиции устроили погоню за мигрантом

На продажу водонапорной башни, которая стоит посреди домов в Новой Москве, наложили запрет

Одолели спам-звонки. Разбираемся, как от них избавиться и откуда берут наши номера

Мосгортранс посоветовал в час пик не пользоваться общественным транспортом

Как дойти от остановки КМ до метро «Автозаводская»? Показываем в одном видео

«Ад помножился на пять». Репортаж со станции «Текстильщики», куда хлынули толпы после закрытия зеленой ветки

Останкинскую башню проверяют после анонимного сообщения о минировании

«А на майских ремонт не судьба была начать?» Автомобилисты пожаловались на пробки из-за закрытия участка зеленой ветки

Банковские карты, координаты и телефоны. В сеть утекли данные более 7 миллионов пользователей Whoosh

Спасаясь, выпрыгнул в окно и погиб. На востоке Москвы загорелась многоэтажка

СМИ сообщили о госпитализации Сергея Лаврова на Бали

Стало известно, когда на ВДНХ откроется самый большой каток Москвы

«Не могли сделать маленькую маршрутку?» Жители Орехово — о проблемах после закрытия части зеленой ветки

Спектакль по роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» сняли с репертуара. Писательница против спецоперации

Россияне пострадали при теракте в Стамбуле

Мобилизованные получат декабрьскую выплату до новогодних праздников

«Бедным готовиться к Новому году, среднему классу — к Мальдивам»: профессор-экономист рассказал, что будет с рублем

«Придется менять профессию раз в 10 лет»: что ждет поколение альфа и как подготовиться к этому

Строительный мусор, лакшери-кофейня и застенчивые ивы. Изучаем скрытую сторону самого известного бульвара Москвы

Вам еще и доплатят! Проверьте, что вы знаете о своих правах покупателя

Как проходит первый будний день без участка зеленой ветки? Прямой эфир со станции метро «Орехово»

«Стоят по 10 минут, чтобы зайти в поезд». Жители Подмосковья столпились на станции метро «Текстильщики»

«Не вчитываясь, ставят подпись». Комитет солдатских матерей — о том, как 18-летние попадают на СВО, и об увеличении срока службы

«Жертвуют целые машины» — как любители внедорожного автоспорта помогают российским военным

Деньги или отдых? Когда выгоднее взять отпуск в 2023 году

Понедельник без метро. Что творится на юге Москвы, где закрыли станции на зеленой ветке: онлайн-репортаж

Консервы, водка и контракт с производителем «Суперджетов». Что известно о бизнесе Григория Лепса

В Турции задержали человека, который мог подорвать улицу в Стамбуле

Возможная приостановка боевых действий и демобилизация студентов ДНР и ЛНР: новости СВО за 13 ноября

«Попытки напугать Турцию». Появились новые данные о погибших при взрыве в Стамбуле

«Да это ад». Жители юга Москвы — о закрытии части зеленой ветки

«Все готовы платить за информацию»: с какими просьбами люди обращаются к нумерологам и как это работает

«Клуб любителей кошек»: как эти домашние питомцы меняют привычки, характер и психику человека

Крики «Браво» и сотни белых роз. Показываем, как выглядит могила основателя и автора хитов группы «Ласковый май»

Все новости

«Троица» написана Рублевым, предположительно, в период с 1425 по 1427 год

Поделиться

Икона «Троица» пока не вернется в постоянную экспозицию. Реставраторы обнаружили на работе Андрея Рублева 61 существенное изменение после богослужения в Троице-Сергиевой лавре, сообщила искусствовед Ксения Коробейникова.

«Троица» — самое знаменитое произведение иконописца Андрея Рублева, он создал его в XV веке. Она является одним из двух произведений Рублева, которые, по мнению ученых, достоверно принадлежат кисти иконописца (вместе с фресками во Владимире). До революции 1917 года она находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, после была передана на вечное хранение в Третьяковскую галерею.

Коробейникова ссылается на протокол заседания расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи, где «Троица» выставлялась ранее. Специалисты указывают, что последствия «выезда» иконы на религиозные мероприятия «серьезны и могут угрожать существованию древнего и крупного памятника».

Искусствовед приводит полную версию протокола и наиболее значимые выдержки из нее.

— Что имеем в сухом остатке — [описываю] в цитатах, — написала Коробейникова. — «Над древним памятником был поставлен эксперимент», «Необходимых климатических условий в храме нет», «Пять участков являются аварийными и нуждаются в укреплении», «Многочисленные шелушения красочного слоя грозят утратами и нуждаются в срочной консервации».

Кроме того, согласно приведенным выдержкам из протокола, сами работы по реставрации могут привести к плачевным последствиям. Уже выявленные изменения (конкретно 61 существенное) — часть начавшегося процесса трансформации состояния сохранности, указали реставраторы.

Известно, что «Троица» останется в депозитарии до тех пор, пока ее состояние не стабилизируется. Обсуждать возвращение иконы в постоянную экспозицию преждевременно.

— «Святая Троица» находится на неопределенном сроке в хранении — это в общем трагедия, — добавила Коробейникова. — Из экспозиции Центрального музея русского искусства исключен один из центральных памятников мирового значения и неизвестно, когда всё это кончится.

Искусствовед считает, что власти должны закрепить за памятниками особый запрет на выдачу из Госмузейного фонда.

Профессиональные реставраторы активно выступали против выезда «Троицы» за пределы фондов «Третьяковки» и ранее. К их мнению не прислушались. Икону доставляли в Троицкий собор в Сергиевом Посаде для богослужений, там она провела два дня — 17 и 18 июля.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

По теме

  • 20 сентября 2022, 14:04

    Из Новой Третьяковки украли картину молодой художницы. О пропаже стало известно только через два дня

  • 19 августа 2022, 10:21

    «Лучше бы не трогал». Начали судить охранника, подрисовавшего глаза на картине из Третьяковки

  • 17 июля 2022, 13:07

    Легендарная «Троица» Андрея Рублева впервые за 100 лет покинула Третьяковку

  • 12 апреля 2022, 18:37

    Задержанные на финской границе картины вернулись в Третьяковку. Видео

  • 18 февраля 2022, 12:50

    Стройка десятилетия. Как выглядит здание, куда скоро переедет Новая Третьяковка

Григорий Лейба

Третьяковская галереяТроицаПатриарх КириллСвятая Троица

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ1

Читать все комментарии

Что я смогу, если авторизуюсь?

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ

0 / 1400

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.

Новости СМИ2

Новости СМИ2

РОССИЯ Троица Рублева возвращается домой посреди войны

Московский художественный музей временно разрешил Православной церкви перенести икону в Лавру, где она изначально находилась. Это впервые с 1918 года: до сих пор все запросы были отклонены. Инструмент пропаганды для подпитки мифа о русской «Победе» в Украине.

Москва (AsiaNews) — Третьяковская галерея, главный художественный музей Москвы, временно разрешила Православной церкви забрать икону Святой Троицы работы Андрея Рублева. Пожалуй, самое важное произведение искусства за всю российскую историю, оно будет выставлено во время празднования 600-летия перенесения мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицкую Лавру 70 км из Москвы. Это самый символичный монастырь во всей стране, который оставался открытым даже в советский период, когда его называли «сталинским Ватиканом». Перевод уже состоялся.

Икона написана в первой половине XV века монахом и учеником Сергия Рублевым для почитания великой обители, где она висела над входом. На нем изображена сцена из Книги Бытия трех паломников, посещающих Авраама у дубов Мамре, единственный библейский сюжет, который Восточная церковь признает как представление тринитарного общения. Русская Церковь на протяжении веков вела большие споры об исключительной важности именно этого образа и на Стоглавом Соборе 1552 года освятила икону как драгоценнейший символ православной веры.

Преподобный Сергий, в свою очередь, является святым, который заново основал христианскую Русь после двух веков татарского нашествия, вдохновив русские войска князя Дмитрия Московского на победу над монголами на берегах Дона, настолько, что его звали «Донской». Мощи святого покоятся в храме Лавры и являются основным местом паломничества русских в утверждении истинной веры наряду с национальной идентичностью. Таким образом, праздник приобретает особое символическое значение в контексте войны на Украине, в которой Россия намерена подтвердить основополагающие принципы своей истории.

Московская Патриархия несколько раз пыталась получить икону из Галереи, но до сих пор всегда получала полный отказ из-за деликатности транспортировки и экспонирования такого древнего и хрупкого художественного объекта. Иконописные в советское время постоянно закрывались, за исключением нескольких иностранных делегаций, а теперь они стали не только местом любования искусством, но и местом истинного поклонения, поскольку иконы являются предметами, тесно связанными с празднованием православных праздников. литургия. Другую очень известную икону Владимирской Божией Матери вынесли из комнаты и поместили в особой часовне во дворе музея, так что желающие созерцать ее должны были также пасть ниц в молитвенном признании ее церковного масштаба.

Искусствоведы и реставраторы единодушно восстали против решения о передаче произведения, которое могло нанести непоправимый ущерб иконе. Транспортировка и экспозиция иконы в храме не позволяет обеспечить правильный температурно-влажностный режим, необходимый для сохранности «Троицы». С другой стороны, икона оставалась в Лавре до 1918 года и была спасена от уничтожения благодаря труду знающих и самоотверженных людей, таких как известный богослов и священник Павел Флоренский, который предпочел остаться в Советской России, даже получение должности смотрителя изящных искусств именно для того, чтобы спасти Лавру и ее сокровища. Позже он принял мученическую смерть после заключения в Соловецкий концлагерь.

Разрешение Министерства культуры было дано по прямому вдохновению Президента Путина, чтобы собрать людей, участвующих в великой войне, вокруг священного образа с целью восстановления их идентичности как народа и как Церкви. Во времена Ельцина также ходили разговоры о возвращении иконы церкви, но авторитетный ученый Валентин Жанин убедил тогдашнего президента не подвергать ее риску.

В этом году в июне снова поступила просьба о проведении литургического праздника Святой Троицы, и снова она была отклонена. Теперь, после дальнейших призывов к мобилизации для сокрушения противников, три лица божественной Троицы также были зачислены в русскую войну, а искусство и наука склонились к более высоким требованиям Победы.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева Объяснение!

Предупреждение : unlink(/home/customer/www/catholic-link.org/public_html/wp-content/uploads/2018/09/liturgy-live-breadbox-e1536956502690-400×250. jpg.webp): Нет такого файл или каталог в /home/customer/www/catholic-link.org/public_html/wp-content/plugins/sg-cachepress/core/Images_Optimizer/Images_Optimizer_Webp.php в строке 136

Предупреждение : отсоединить (/home/customer/www/catholic-link.org/public_html/wp-content/uploads/2018/09/liturgy-live-breadbox-e1536956502690-24×24.jpg.webp): Нет такого файла или каталога в /home/customer/www/catholic-link.org/public_html/wp-content/plugins/sg-cachepress/core/ Images_Optimizer/Images_Optimizer_Webp.php в сети 136

Предупреждение : удалить ссылку (/home/customer/www/catholic-link.org/public_html/wp-content/uploads/2018/09/liturgy-live-breadbox- e1536956502690-300×254.jpg.webp): Нет такого файла или каталога в /home/customer/www/catholic-link.org/public_html/wp-content/plugins/sg-cachepress/core/Images_Optimizer/Images_Optimizer_Webp.php on line 136

В высшей степени творческое произведение Андрея Рублева « Троица » восходит к вершине иконографической традиции, насчитывающей более тысячи лет. Как вы могли догадаться, это тринитарная интерпретация Быт. 18:1-16, эпизода, в котором «трое мужчин» посещают Авраама и Сарру и обещают им сына.

Хотя ни один христианин никогда официально не отрицает важность Троицы, всегда полезно задаться вопросом, оказывает ли это значение влияние на нашу повседневную жизнь, как должно. Однажды я услышал рассказ профессора богословия, который спросил своих студентов: «Если бы я сказал вам сегодня, что мы открыли новые тексты Библии и Отцов Церкви, которые открывают, что наш Единый Бог на самом деле есть два человека а не три , как бы вы отреагировали? Что изменится в вашей жизни?»

Если Святая Троица всего лишь предмет абстрактных богословских споров, то такое изменение мало что изменит в вашей жизни. Если же Святая Троица является для нас не просто понятием, а указанием на наши живые отношения с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Святым Духом, то, отвечая на вопрос, мы должны выпрыгивать из наших стульев, чтобы защитить трех Людей, которых мы знаем и любим!

Таким образом, помимо объяснения Троицы, в сегодняшнем посте я хотел бы попытаться пригласить вас каким-то образом открыться и  испытать  тот факт, что Отец, Сын и Святой Дух есть действительно реально и настойчиво призывают нас к участию в их любящем общении. 1. Желание Бога Вместо этого, прежде чем пытаться понять Троицу, мы должны желание Троица.

По словам Оливера Клемана: «Бог есть абсолютная красота, потому что он есть абсолютное личное существование. Таким образом, он пробуждает наши желания, освобождает их и притягивает к себе». Всякий раз, говоря о желании, мы всегда должны помнить, что это Бог первым возжелал (и продолжает желать) нас, и наше собственное желание исходит от Него.

Таким образом, вся духовная жизнь начинается в усилении этого желания, в разжигании пламени, в просьбе Святого Духа заставить его гореть. «Блажен человек, чье стремление к Богу стало подобно страсти любящего к возлюбленному». (Джон Климакус)

Снова Клеман:

«Дело не в том, чтобы мыслить о Троице, а в ей, исходя из Троицы как незыблемой основы всей христианской мысли».

2. Нехудожественная обратная перспектива

На первый взгляд, плоские стороны, прямоугольные края и общая перспектива этой иконы находятся в явном противоречии с правилами линейной перспективы. Для тех, кто привык к более реалистичному изображению, это может быть расценено как некая форма «грубо безграмотного рисунка».

То, что мы рассматриваем, — это распространенная техника в иконах, называемая обратной перспективой. Наглядно говоря, это означает, что объекты, находящиеся дальше от плоскости просмотра (см. изображение ниже), отображаются как более крупные, а более близкие объекты — как меньшие. Линии, которые параллельны в трехмерном пространстве, рисуются расходящимися относительно горизонта, а не перекрывающими, как в линейной перспективе (Википедия). Таким образом, многие объекты кажутся странно искаженными.

Вот два других изображения, которые могут помочь в понимании:

«На снимках выше фокальной точкой является красная звезда. Слева — линейная перспектива. Здесь линии схождения окружают зрителя и сходятся в фокусе «внутри» картины. Это создает эффект, с которым мы все знакомы при взгляде на картины, ощущение взгляда «сквозь» картину, как если бы вы смотрели в окно. Справа — обратная перспектива. Фокусная точка находится «вне» изображения, размещена на наблюдателе. Линии картины отходят от картины, чтобы сойтись на зрителе». (Экспериментальное богословие)

Гораздо больше, чем художественная техника, эта перспектива, если мы открыты для нее, служит наставником в школе христианского взгляда на реальность. По словам Бунге:

«Как и церковная проповедь слова, иконопись опирается на свои принципы. Она сознательно подчиняется своим собственным правилам и тем самым отказывается от многого, что необходимо для профанной живописи.

Таким образом, он отвергает то, что мир считает естественным, или центральную перспективу , которая исходит из точки зрения смотрящего, и выбирает то, что можно считать нехудожественной обратной перспективой, которая заставляет смотрящего отказаться от своей собственной точки зрения, своего смысла. расстояния».

Проще говоря, значок предлагает перспективу, в которой мы  , а не  центр. Не мы подчиняем реальность — прежде всего, Божественную Реальность — своим собственным критериям, а мы добровольно подчиняем себя огромной и завораживающей красоте единственного истинного Бога, явившегося в Иисусе Христе.

Не мы освещаем Бога, а наоборот. И именно эту динамику мы наблюдаем на этой иконке:

«Точно так же формы и предметы не освещаются извне, а имеют свой собственный источник света внутри себя».

Ключевой духовной позицией во всем этом является открытость; мы не должны пытаться форсировать события, а должны позволить Святому Духу направлять нас в «развертывании откровения» в учении Церкви.

3. Контекст: Праздник Пятидесятницы

Во времена сверхспециализации и селфи мы склонны концентрироваться на частном и забывать о целом. Несмотря на то, что в некоторых смыслах это полезно, мы можем легко упустить из виду общую картину и в конечном итоге прибегнуть к насилию по отношению к частному, особенно когда речь идет о вопросах веры. Каждая истина веры тесно переплетена и может быть полностью понята только в теле как целом (здесь мы могли бы говорить о Analogia fidei или «аналогия веры», что означает согласованность истин веры между собой (Cfr CCC 114)).

При взгляде на любую икону нельзя забывать, что ее «место» — не галерея (в данном случае Третьяковская галерея в Москве). Его дом – литургия. Бунге объясняет, что:

«Каждая икона этого формата имеет не только свое определенное место в церковном здании, но и свое место в церковном году. в случае  Troista , место его в храме справа от центральных дверей иконостаса, а место его в церковном году – праздник Пятидесятницы».

Связь этой иконы с Пятидесятницей имеет место прежде всего в Русской Православной Церкви (я думаю). Праздник, празднующий сошествие Святого Духа, понимается как полнота откровения триединого Бога. Когда и где именно произошел этот переход, остается предметом споров. Тем не менее ясно, что Святая Троица в образе трех ангельских посетителей Авраама стала праздничной иконой Пятидесятницы. Посмотрите на правую сторону двери на картинке ниже:

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Изображение из Оларомы

Вещее предзнаменование

Благоразумие рекомендует обратить внимание на тот факт, что в Новом Завете Отец и Сын остаются скрытыми за знаками или символами, такими как «голос» или «голубь». Внутренняя работа и динамика между Тремя Лицами, конечно, тайна тайн и совершенно неизвестна нам. Таким образом, созерцая эмблемы и священные знаки Ветхого Завета, мы не ищем, чтобы они раскрывали Святую Троицу как таковую, а скорее служили бы

«пророческое предзнаменование того, как божественные личности делаются доступными теперь для верующих, да и только для них». То, что изображено, есть, следовательно, только — и то «в образе» — экономическая Троица; это для нас».

4. Троица едина

Катехизис 253 ясно говорит:  Троица едина . Мы исповедуем не трех богов, а одного Бога в трех лицах, «единосущную Троицу». 83  Божественные личности не разделяют между собой единую божественность, но каждая из них является Богом целиком и полностью. По словам Четвертого Латеранского Собора (1215 г.): «Каждое из лиц есть эта высшая реальность, а именно божественная субстанция, сущность или природа.

Символизируя тот факт, что три божественные личности имеют одинаковую сущность, мы видим:

– Все три ангела одинаковы по форме и размеру

– Все трое несут в руках одинаковые посохи

– Все трое сидят на тот же тип трона

— Каждая фигурка одета в одни и те же типы одежды — хитон и гиматий — которые индивидуально различны.

– Характерный тон одежды работает с ограниченной палитрой цветов: фиолетовый, бледно-зеленый и один общий для всех трех цвет – насыщенный синий.

5. Божественные личности действительно отличаются друг от друга.

Катехизис продолжает объяснять в номере 254: « божественных личностей действительно отличаются друг от друга . Бог один, но не один». «Отец», «Сын», «Святой Дух» — это не просто имена, обозначающие модальности божественного бытия, ибо они действительно отличны друг от друга. Они отличаются друг от друга отношениями происхождения: «Отец рождает, Сын рождает, а Дух Святой исходит». Божественное Единство Триедино.

 Монархия Отца

В то время как традиционные иконы этого эпизода обычно подчеркивали центрального ангела (Сына) своим фронтальным положением и часто размером, здесь Рублев делает нечто иное:

Центральный ангел и тот, что справа, склоняются к тому, что слева, и смотрят на него, в то время как тот, что слева, смотрит на того, кто справа, что указывает на родство между тремя людьми.

Таким образом, именно ангел слева становится центром отношений. Это следует восточной традиции, которая считала источником единства и Божества не сущность, стоящую за лицами, а личность Отца.

Ангел слева – Отец

Говоря об иконах, на самом деле не говорят, что он «написал» икону. Они «пишутся» и «читаются» слева направо. Давайте теперь посмотрим на каждого отдельного ангела, начиная слева, и попытаемся распознать отдельные аспекты. Мы можем отличить ангела слева от других, увидев, что:

— Он один сидит прямо, а два других наклонены к нему.

– Видя, что Отец по-прежнему невидим для нас, Его форма почти полностью завуалирована, позволяя нам лишь мельком увидеть сияющую синеву (символ божественности) Его хитон . Мы можем только надеяться увидеть его «сзади» через красоту и мудрость Его творения, которое здесь представлено мантией. Мантия имеет королевские цвета: золотой и красный с зеленоватым отблеском, символ жизни.

– Обе руки крепко сжимают посох, направленный к земле. Вся власть на небе и на земле принадлежит Ему.

– Дом, возвышающийся сразу за ним, указывает на Отца, ибо «в доме Отца Моего много комнат» (Ин. 14:2). это тоже символ гостеприимства , видя, что Авраам и Сарра были вознаграждены за оказанное гостеприимство. Что это говорит нам о важности гостеприимства?

Ангел посредине – Сын

На иконе мы можем обнаружить следующие отличительные черты сына:

– Он носит темно-фиолетовый  хитон , украшенный двумя – одна из которых видна – полосы обработаны золотом. Дорогой пурпур и золото символизируют его «помазанник Божий», царя и пророка в одном лице. Красновато-коричневый цвет представляет землю и, следовательно, его человечность. Христос полностью Бог и полностью человек.

— В то время как лазурно-голубой хитон Отца едва виден, преобладает цвет ангела, представляющего Сына. Это потому, что именно Иисус-Сын явил Свою «славу», которую Он имеет как «Единородный от Отца». Ученики видели и прикасались к этому (Ин 1, 14), и миссия каждого ученика — свидетельствовать об этом факте.

— Дерево, которое растет за Сыном, является символом как Древа Жизни (из Бытия), так и Древа Креста. На Кресте сын превращает это дерево смерти в дерево жизни, плоды которого передаются нам через наше крещение Святым Духом.

Будем всегда помнить, что и мы призваны следовать за Христом по парадоксальному крестному пути, несущему страдания этого мира и позволяющему этому Духом Святым преобразиться в новую жизнь.

Ангел справа – Святой Дух

Святой Дух всегда сложно изобразить. В то время как его личное существо было раскрыто, его лицо не было раскрыто. Единственное, что мы знаем о нем, это его отношение к Отцу и Сыну.

– Подобно Сыну, Святой Дух склоняется к Отцу, от которого Он исходит по учению Библии (Ин. 15:26).

— Как и Сын, хламида носится так, что рука остается свободной. Здесь вместо правой руки — левая. Те следуют линии мышления, предложенной св. Иринеем , который сказал, что Сын и Дух в равной степени являются двумя «руками» Отца, через которые Он все производит.

– Как сын ясно видна небесная лазурь.

– Мы также обнаруживаем в его хламиде бледно-зеленый цвет, который, по крайней мере, в России является литургическим цветом Пятидесятницы. Здесь идея состоит в том, что зеленый представляет новую жизнь в Духе, который является «Подателем жизни» и Который передает и преображает нашу жизнь через наше крещение. Такой же бледно-зеленый цвет мы видим на земле, на которой оказались все три фигуры.

— Наконец, позади ангела мы видим выступающий камень. Подобно Сыну и Святому Духу, кажется, что скала склоняется перед властью и славой Отца. Нас приглашают сделать то же самое.

— Камень можно понимать как символ земли, чье «лицо обновляется Духом». Более ранние копии иконы показывают, что скала изначально была треснутой, что наводит нас на мысль о скале, которая была расколота посохом Моисея, в результате чего из нее вытекла живая вода (Исх 17.6).

– Скала/гора также является привилегированным местом для встречи с Богом. Там небо и земля обнимаются, как это было, когда Моисей встретился с Богом на горе. Это место часто бывает труднодоступным, требующим определенной тишины, аскетизма и отказа от повседневных удобств, которые предлагает нам мир и его рутина. Нам всем нужно следить за этими «горами» в нашей жизни.

6. Позы и жесты

Оригинальная картина

За прошедшие годы копировщики и ретушеры значительно изменились. Первоначально рука Сына указывала на Святого Духа, а не на благословляющий жест, который мы видим сейчас (Бунге говорит, что он видел то, что он считает оригинальным жестом в более старых копиях). Правая рука Сына как бы указывала на чашу; но в то же время он указывает за пределы, к Духу.

Таким образом, внимание художника больше было направлено на Дух. Это подтверждается позой и жестом Отца, когда он смотрит на Духа, к которому обращена его правая рука, поднятая в благословении. Дух также, кажется, подтверждает это тем фактом, что он смиренно склоняет голову перед Отцом. Его правая рука, кажется, тоже хочет подчеркнуть это движение.

Решающий момент для нашего спасения

Помимо соображений Бунге, мне лично нравятся те, кто интерпретирует эту сцену как момент, когда Отец решил послать Сына через Святого Духа, чтобы спасти человечество (нас).

Как мы видим на изображении ниже, именно Отец, который стоит у истоков всего этого, зовет сына и указывает на жертвенную чашу в центре стола. Сын постигает волю Отца (стать человеку хлебом жизни) и принимает, склоняя голову и благословляя чашу.

Святой Дух, также известный как Утешитель, также принимает волю Отца. Он кладет руку на стол и смотрит на Отца, показывая свое послушание Сыну (никто не может призывать «Иисуса Христа» без Святого Духа) и Его доверчивую преданность Отцу.

7. Символ Жертвоприношения

При внимательном наблюдении можно заметить, что средний ангел кажется заключенным в форму чаши, контуры которой образованы двумя другими ангелами. Подобно только что упомянутому размышлению, здесь мы видим, что акт спасения является актом Святой Троицы. Как заметил однажды в 1816 году Филарет, митрополит Московский:0003

Чаша, точка слияния трех, содержит в себе тайну любви распинающего Отца, любви распинаемого Сына и любви Святого Духа, торжествующего силой креста.

Хотя три фигуры образуют круг, он не замкнут сам по себе. Это круг общения, который открывается и предлагает место для другого. Хотя их взгляды направлены друг на друга, из-за обратной перспективы лица также каким-то образом обращены к наблюдателю. Таким образом, зритель (то есть вы и я) приглашается и приветствуется для участия в качестве четвертого звена в этой мистической цепи.

8. Алтарь и Евхаристия

Как мы только что видели, в этом тринитарном круге любви всегда есть место для другого и открытое пространство, в котором мы приглашены не только наблюдать, но и участвовать.

В центре сцены есть стол/альтер, где мы также видим маленькую коробку/окно. Это место, где хранятся мощи мучеников.

Когда мы спрашиваем себя, как мы призваны к участию, здесь и сейчас , икона приглашает нас принять участие в совершении Евхаристии (алтарь) и прожить свою жизнь как мученики, как свидетели воскресения, которые, следуя школе Иисуса, готовы отдать свою жизнь за других и за вера.

Для этого поста я следил за презентацией Габриэля Бунге в его книге «Рублевская троица».

Я также проконсультировался и использовал изображения из PDF-файла, предложенного Parrocchia di San Giorgio.

Другие католические ресурсы

 

Литания доверия | Старшая Фаустина Мария Пиа, Сестра Жизни

«Я жажду тебя» – письмо Матери Терезы

Месса никогда не будет прежней после того, как ты увидишь это

Ответы на все твои вопросы о поклонении… Что это такое? Как мне идти? Что я делаю? И более!

26 католических книг, которые вы должны прочитать

Как молиться Розарием? Пошаговое наглядное руководство

Бекки Роуч | 13 ноября 2022 г. | Адвент и Рождество, Лучшее на веб-сайте Qatar-Link.org | Наши самые популярные католические ресурсы и статьи, декабрь, Вера и жизнь, Путеводители по подаркам, 9 ноября0003

Лучшие католические подарки для мужчин Когда вы делаете покупки в House of Joppa, вы поддерживаете не только наш небольшой семейный католический бизнес, но и более 20 других католических ремесленников и создателей, чью продукцию мы представляем. Это шопинг, от которого вы можете чувствовать себя хорошо! Возьми…

по гостевому сообщению | 10 ноября 2022 г. | Евангелизация, выдающиеся инициативы, свидетельства

Представьте себе, что вы стоите на коленях в комнате с одиннадцатью тысячами студентов колледжа. Свет тусклый, и прожекторы следуют за священником, держащим чудовище, идущим по проходам. Хор снова и снова поет куплет «Тебе отдаюсь, Господи». Люди…

по Matthew Chicoine | 9 ноября 2022 г. | Католическая церковь, таинства, духовная война

Одним из наиболее распространенных предметов, которые католики хранят дома, является распятие. Страдания Иисуса на кресте — это напоминание о том, что его смерть была средством для уничтожения смерти. Многие некатолики обвиняют католиков в том, что они слишком сосредоточены на смерти Христа, а не…

по Will Wright | 7 ноября 2022 г. | Вера и жизнь, История Церкви, ноябрь

Примечание автора: Собираетесь ли вы покончить с собой? — Пожалуйста, позвоните или напишите 988, прежде чем вы сделаете что-нибудь еще! Всегда есть надежда и всегда лучшая жизнь не за горами! Ты не одинок. Смерть — часть нашей падшей реальности. Люди не…

Люка Брауна, LPCC | 3 ноября 2022 г. | Исповедь, Евангелия, Грех

Евангелие от Луки 20:27-38 Некоторые саддукеи, те, кто отрицает воскресение, выступили вперед и задали этот вопрос Иисусу, говоря: «Учитель, Моисей написал для нас: если чей-то брат умрет оставив жену, но не имея детей, его брат должен взять жену и воспитать…

по Will Wright | 2 ноября 2022 г. | Праздники и сезонные праздники, октябрь

День всех святых отмечается каждый год 1 ноября и является священным днем ​​для католиков латинского обряда. На следующий день, 2 ноября, отмечается День поминовения усопших. Что это? В чем разница между ними? Для начала нам действительно нужно исследовать…

Дана Найгаард | 31 октября 2022 г. | Книги | Наши любимые католические книги для чтения, семья, брак

«Ну, дети всегда на первом месте» — это замечание звучит эхом в кабинетах слишком многих брачных терапевтов. Представьте, если бы их свадебные клятвы были такими: «Я, Джон, беру тебя, Джейн, в мои любимые жены. Обещаю бездействовать, но с глубокой душевной болью…

по гостевому сообщению | 29 октября 2022 г. | Обзоры фильмов и рекомендации

«Мы двое странных одиноких детей, стремящихся к вечности». -Полковник Том Паркер Элвис – имя нарицательное для большинства людей, хоть что-то смыслящих в поп-культуре. Все слышали об Элвисе, но мало кто, я думаю, слышал о полковнике Томе Паркере. Прежде чем я…

по Will Wright | 27 октября 2022 г. | Праздники и сезонные праздники, история церкви

Дневниковая запись аббата Келлса, Ирландия — 3 ноября 1012 г.