Содержание
Как происходило крещение Руси | Газета «День»
По церковному календарю, 14 августа, кроме известного праздника Макковеев и первого Спаса, отмечается также День крещения Руси. Первосвятителем традиционно считается князь Владимир Святославович, названный православной церковью Равноапостольным и Святым. В 988 г. он успешно ввел христианство как государственную религию. Но к этому важному в нашей истории событию лежал очень длинный и тернистый путь.
Христианство — как и ряд других современных мировых религий — является одним из направлений духовного поворота в истории человечества, осуществленных Великими Учителями: Буддой в Индии, Лао-Цзы и Конфуцием в Китае, Зороастрой в Персии, греческими философами, иудейскими пророками, — в последнее тысячелетие до рождения Иисуса — периоде, который сегодня ученые называют осевым временем Мировой Истории. До осевого времени господствовали магические религии и Бога искали вне человека; позже — пришли религии, которые признали человека личностью, а Бога — Высшим Духовным Существом.
В начале IV века христианство получило признание в Римской державе. Потом к Христу пришли варварские народы Западной Европы: в 800 г. папа короновал Карла Великого, и была образована Священная Римская империя. На основании христианского мировоззрения начала формироваться новая европейская цивилизация.
Благодаря миссии солунских братьев Константина и Мефодия во второй половине IX века новая вера распространилась среди славян. Сначала братья проповедовали в Моравии. Их ученики вместе с князьями Борисом и Симеоном привели к новому Богу Болгарию. Далее дороги проповедников вели на Русь…
Но по легендам впервые благую весть к берегам Днепра принес апостол Андрей, которому выпал жребий проповедовать в Скифской земле. В летописях сообщается, что он приплыл к киевским склонам и обратился к ученикам: «На сих горах возсияет благодать Божья». Потом апостол взошел на горы, благословил их и поставил крест.
Однако должны были пройти века, чтобы подтвердилось пророчество. Кое-кто из историков допускает, что первым из наших князей новую веру принял не кто иной, как сам князь Кий. Основания для этого дают наши летописи, в которых рассказывается, что основатель Киева ходил к Цареграду и принял от византийского императора «большую честь». В то время византийские императоры часто заключали союзы со славянскими князьями и проводили политику обращения их в свою веру.
Следующим крестился князь руссов Бравлин, где-то около 800 года. В «Житии Стефана Сурожского» красочно описывается, что «с севера пришла рать большая руська» во главе с князем Бравлином и захватила город Сурож. Но с церковью Святой Софии случилось чудо: князя неожиданно парализовало. И только после того, как архиепископ Филарет крестил Бравлина, а руссы возвратили все награбленные драгоценности, наступило его исцеление.
Впоследствии христиане появились и в самом Киеве. К началу IX века относятся первые известия о наиболее давней Варяжской пещере (среди Дальних пещер). Там молились те из варяг, которые за время службы в Константинополе приняли крещение, а потом, возвращаясь домой через Киев, присоединились к княжьей дружине, соблазненные высокой оплатой. Новую веру также распространяли греческие купцы; по всей вероятности, что именно на их средства была построена наиболее давняя церковь Святого Ильи на торговом Подоле.
Первое крещение Руси как государства состоялось во второй половине IX ст., во время княжения братьев Аскольда и Дира. Это вообще был период интенсивной миссионерской деятельности Церкви среди славянских народов, инициируемой Константинопольским патриархом Фотием и римским папой Николаем I. Как раз эти наивысшие христианские иерархи благословили славянскую литургию и славянские переводы Библии, осуществленные Константином и Мефодием.
Хотя, как кажется, толчком к крещению все же был поход Аскольд и Дира на Цареград 18 июня 860 года. Из византийских источников известно, что нападение руссы осуществили настолько стремительно, что столицу Византии спасло только чудо: патриарх Фотий вынес ризы Богоматери, которые хранились во Влахернском соборе, опустив их в воду в заливе, и сразу, как утверждает церковная легенда, поднялась страшная буря, которая разбрасывала ладьи руссов. Пораженный Аскольд признал силу «греческого» Бога, и пожелал принять крещение.
После возвращения домой, князь начал внедрять новую веру в Киеве, построив церковь Святого Николая: по его просьбе патриарх Фотий прислал митрополита. Что во время княжения Аскольда существовала русская епархия, свидетельствует послание Фотия к восточным церквям, где в перечне она упоминается под номером 61.
Однако большого успеха в крещении Руси Аскольду достичь не удалось. В 882 г. антихристианская оппозиция пригласила новгородского князя Олега и с его помощью совершила кровавый государственный переворот: князь Аскольд и его брат Дир были убиты, а все плоды крещения — уничтожены. Это на целые век задержало вхождение нашего народа в круг европейской цивилизации. Тем временем другие славянские народы, приняв мировую религию, уже активно приобщались к общим духовным процессам Европы. Могущественная же Русь оставалась в стороне и по-провинциальному самоуверенно искала свой, особый путь.
Конечно же, долго так продолжаться не могло. По-видимому, киевские властители и сами понимали это, а во время походов на Цареград собственными глазами видели преимущества христианства. Вещий Олег участвовал в осаде столицы Византии в 907 году как союзник князя Симеона, а, следовательно, не мог не отметить, какого могущества и признания достигла Болгария после принятия крещения. Возможно, уже он осознавал неизбежность внедрения новой веры и на Руси. Другое дело, содействовали ли этому обстоятельства в самом Киеве.
Преемника Олега, князя Игоря, кое-кто из исследователей, особенно из церковных, называют внутренним или тайным христианином. Известно, что в 944 г. руссы осуществили удачный поход на Константинополь и ромейский (византийский) император Роман I вынужден был подписать выгодный для Руси мирный договор. Вполне возможно, что со своей стороны он потребовал крещения властителя Руси. Князь Игорь, без сомнения, видел выгоды такого шага, ведь Цареград признавал равными себе только христианские государства. Кроме того, идея империи и неограниченность власти христианского царя не могли не импонировать гордому властителю великой державы. Возможно, тогда же вместе с Игорем новую веру приняла и княгиня Ольга, которая взяла христианское имя Елена.
В глазах воевод и киевских бояр такой поступок был воспринят как измена родным богам. Понятно, Русь заволновалась. Возможно, что и трагическая гибель князя Игоря в Древлянской земле в 945 году связана с выступлением оппозиции. Однако княгине Ольге удалось удержать княжий стол за собой. Она не отреклась от новой веры и, оставаясь христианкой, самостоятельно правила почти двадцать лет в языческом государстве. Этого не удалось даже такому могущественному князю как Аскольд. И она не опиралась на помощь ромеев, как болгарский князь Борис, которому также пришлось подавлять восстание язычников.
Конечно, княгиня Ольга пыталась крестить своих подданных. Однако терпела неудачи. Неудачной была и попытка обратиться за помощью к византийскому императору Константину VII, ради чего она даже ездила в Цареград. Помощь Ольга просила и у германского императора Оттона I. Но приезд христианского епископа только спровоцировал новые волнения в Киеве. Хроники сообщают, что епископ Адальберт вернулся домой уже в следующем году, значительная часть его миссии погибла, да «и сам он едва избежал смерти». Собственно, в Киеве состоялся политический переворот: Ольга была лишена власти, и на княжеский стол наконец сел Святослав, воспитанный воеводой Асмусом в среде дружинников. О христианстве Святослав и слышать не хотел: «Ведь дружина моя над этим смеяться начнет».
Крестить Русь выпало Владимиру — его сыну и внуку Ольги. После нескольких неудачных попыток реформировать местную славянскую религию он обратился к Христовому учению. В 988 г. князь Владимир сам принял новую веру в Корсуне, затем крестил Киев и провозгласил христианство государственной религией. А после того Русь наконец равноправно влилась в общеевропейский Духовный Поток.
«Новый светоч истинной веры». Президентская библиотека – о Крещении Руси
28 июля 2021 года отмечается День Крещения Руси, которое состоялось в 988 году. В православном церковном календаре эта дата также является днём памяти равноапостольного князя Владимира (960–1015), крестителя Руси.
В фонде Президентской библиотеки собраны разнообразные материалы, посвящённые этому знаменательному событию. Среди них – электронные версии рукописных текстов, издания разных лет, научные исследования, видеолекции и радиопередачи, рассказывающие о распространении христианства в Восточной Европе, о духовном и политическом выборе святым равноапостольным великим князем Владимиром религии для себя и своего народа, о крещении Руси. На портале учреждения можно ознакомиться с виртуальным туром по выставке «Хранить веру православную: история церковных музеев. К 1030-летию Крещения Руси», которая была открыта в Санкт-Петербурге в историческом здании Синода, где сегодня располагается Президентская библиотека.
Славяне были знакомы с христианством со времени путешествия по русской земле святого апостола Андрея Первозванного. Профессор богословия, архимандрит Макарий (Михаил Булгаков) в исследовании «История христианства в России до равноапостольнаго князя Владимира, как введение в историю русской церкви» (1846) сообщает, что «…первозванный Апостол простирался с своею проповедию в самыя внутренния страны России до Киева, Новгорода и Балтийскаго моря… <…> …Здесь, на всём протяжении пути св. Благовестника, обитали тогда не другие какие-либо народы, а именно наши предки Славяне. <…>
Впрочем, не станем себя обольщать и сознаемся, что если не во всех местах, где только насаждена была св. Апостолом Андреем в пределах нашего отечества Христова Церковь, по крайней мере, в странах Киевских и Новгородских она существовала очень не долго. <…> След., св. Апостола Андрея отнюдь нельзя считать непосредственным основателем Церкви Русской, той Церкви, которая ныне существует в пределах нашего отечества. <…> Дальнейшее продолжение святаго дела, по-видимому, зависит уже всё от самаго великаго Князя Владимира».
«Движимый перстом Божиим, Владимир чувствовал, что…язычество теперь уже отжило… И мудрый Владимир осудил язычество в своём духе на смерть», – писал протоиерей Иоанн Знаменский в издании «Описание бывшего 15 июля 1888 г. в Херсонисе Таврическом празднования 900-летнего юбилея со времени Крещения св. кн. Владимира и русского народа» (1888).
Трудный выбор должен был совершить князь Владимир: шли к нему послы из разных стран и предлагали каждый свою веру.
Русский публицист Иван Некрасов в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный» (1888) рассказывает: «…Греки присылают к Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит мудрец. Греки велели сказать Владимиру: „Слышали мы, что приходили к тебе болгары, уча, чтобы ты принял их веру; но их вера нечистая. Приходили также немцы из Рима; их вера немного разнится от нашей…“ <…> Философ отвечал: „Если хочешь послушать, я тебе всё с начала расскажу, зачем Бог сходил на землю“. <…> И философ рассказал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.
И так задумался князь Владимир, какую веру принять ему с народом. Не мог он по-прежнему любить язычество. <…> Тоска и страх томили сердце князя. Сколько проливалось человеческой крови в Киеве в честь Перуна! А в это же время все другие славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, просвещённые святыми Кириллом и Мефодием».
«…Духом почуял Владимир, что Промыслу нужно возжечь новый светоч истинной веры Христовой в новом мощном народе; что этот свет привлекательным блеском горит в Цареграде… что в православной вере дышит Дух Божий, влекущий душу к небу; что в православных храмах человек способен забыть, на земле он или на небе; что в православной церкви живёт Бог с человеками…» – рассказал о решении князя Владимира Иоанн Знаменский.
Профессор Василий Ключевский в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» (1885), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки, уточняет, что «…вопрос о принятии христианства был решён князем по совету с боярами и старцами градскими».
Византийцы рассматривали православие как духовное сокровище, делиться которым можно лишь с достойными его. Князь Владимир вынудил византийцев передать сокровище православия на Русь, говорится в видеолекции «Византийский выбор Руси» (2015) историка, доцента Павла Кузенкова.
В 988 году князь Владимир осадил греческий город Корсунь (Херсонес) и поклялся креститься, если овладеет им; захватив город, он принял обряд освящения водой и новую веру. Обстоятельства, предшествовавшие и способствовавшие этому событию – сватовство к сестре византийских императоров Василия и Константина Анне – подробно изложены в «Повести временных лет» (1916), прокомментированной филологом и историком Алексеем Шахматовым.
Автор радиопередачи «Христианство. Крещение Руси» (2012) историк Сергей Цветков рассказал, что князь Владимир, приняв личное крещение из рук греков, велел низвергнуть идолы языческих богов. Статую Перуна протащили по земле до берега Днепра и бросили в воду. Поражённое этим зрелищем киевское вече согласилось всем миром поменять веру.
Крещение Руси, как и многие другие преобразования, поначалу было воспринято с недоверием. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге историка Константина Бестужева-Рюмина «О Крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). В народе языческие верования и обряды сохранялись ещё в течение многих веков, но всё же Россия стала развиваться как православная страна.
Духовный писатель, историк Никандр Левитский в работе «Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные…» (1890) писал: «…Чем больше христианство входило, так сказать, в плоть и кровь русскаго народа, тем с большею благодарностию, большим благоговением воспоминалось имя крестителя земли русской. В сознании если не большинства русских людей, то лучшей части из них, подвиг, совершённый св. Владимиром, делал его равным апостолам, великому Константину, участником царства небеснаго».
В XIII веке произошло общецерковное причтение князя Владимира к лику святых.
Эпоха святого равноапостольного князя Владимира стала ключевым периодом для государственного становления православной Киевской Руси. Принятие христианства повысило международный престиж страны, укрепило и расширило её связи с Византией, контакты с южнославянским миром и христианскими странами Запада, а также способствовало национальной консолидации, развитию культуры.
Духовная судьба Путина | Религия и глобальное общество
На этой неделе мир наблюдал, как война разворачивается в Европе, когда Россия нападает на Украину и нацеливается на Киев. Шок и недоверие прокатились по всему миру, но для некоторых эта трагедия не стала неожиданностью.
Сегодня на Западе к религии часто относят второстепенное значение в геополитике и международных отношениях, и это должно измениться. Так какая же связь между религией и конфликтом, разворачивающимся в Европе? В этой статье, первоначально опубликованной в UnHerd , Джайлз Фрейзер пишет о духовной судьбе Владимира Путина и о вторжении на Украину на этой неделе.
Фото: Wikimedia Commons
Под угрозой восстания своих вероломных полководцев христианский император Василий II, обосновавшись в славном граде Византии, обратился к своим врагам-язычникам в земле Руси. Василий II умел заключать сделки. Если бы Владимир Русский помог ему подавить восстание, он отдал бы ему в жены руку своей сестры. Это изменило статус Владимира: женитьба язычника на царевне была беспрецедентной. Но сначала Владимир должен был принять христианство.
С триумфом вернувшись в Киев, Владимир созывает весь город на берега Днепра для массового крещения. Год 988. Это знаменательный акт основания русского православия. Именно отсюда распространится христианство и сольется с русской любовью к родине, создав мощное варево национализма и духовности. В мифологии 988 года как бы крестился весь русский народ. Владимир был причислен к лику святых. Когда Византийская империя пала, русские считали себя ее естественными преемниками. Они были «третьим Римом».
Советский коммунизм пытался все это сокрушить — но не смог. А в постсоветский период были построены и перестроены тысячи церквей. Хотя на Западе христианство представляется чем-то ослабевшим и приходящим в упадок, на Востоке оно процветает. Еще в 2019 году глава Русской православной церкви патриарх Кирилл хвастался, что они строят по три храма в день. В прошлом году открыли Собор Вооруженных Сил в часе езды от Москвы. Религиозная образность сливается с военным прославлением. В витражах установлены боевые медали, напоминающие посетителям о русском мученичестве. В большой мозаике отмечаются недавние победы, в том числе «возвращение Крыма» 2014 года. «Блаженны миротворцы» это не так.
В основе этого постсоветского возрождения христианства лежит другой Владимир. Владимир Путин. Многие люди не понимают, в какой степени вторжение в Украину является для него духовным поиском. Крещение Руси — основополагающее событие формирования русской религиозной психики, здесь берет свое начало Русская православная церковь. Вот почему Путина не так сильно интересуют несколько пророссийских районов к востоку от Украины. Его цель, ужасающая, — сам Киев.
Он родился в Ленинграде — городе, который вернул себе первоначальное имя святого — в семье набожной христианки и отца-атеиста. Его мать крестила его тайно, и он до сих пор носит свой нательный крестик. С тех пор, как он стал президентом, Путин представил себя истинным защитником христиан всего мира, лидером Третьего Рима. Его безжалостные бомбардировки ИГИЛ, например, были представлены как защита исторической родины христианства. И он, как правило, использует веру как способ ударить Запад, как он это сделал в своей речи в 2013 году:
«Мы видим, что многие евроатлантические страны фактически отказываются от своих корней, в том числе от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Они отрицают моральные принципы и все традиционные идентичности: национальные, культурные, религиозные и даже половые. Они проводят политику, приравнивающую большие семьи к однополым партнерствам, веру в Бога к вере в сатану».
Путин считает своим духовным предназначением восстановление христианского мира с опорой в Москве. Когда панк-группа Pussy Riot хотела провести демонстрацию против президента, они решили сделать это в храме Христа Спасителя в Москве, огромном бело-золотом здании, снесенном советской властью и восстановленном в девяностых. Это синтез национальных и духовных устремлений России. Это не просто Россия, это «Святая Русь», отчасти религиозный проект, отчасти продолжение российской внешней политики. Говоря о массовом крещении Владимира, Путин пояснил: «Его духовный подвиг принятия православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии». Он хочет сделать то же самое снова. А для этого ему нужен Киев.
«Духовный выбор, сделанный Святым Владимиром, и сегодня во многом определяет нашу близость», — писал Путин только в прошлом году. «По словам Олега Вещего о Киеве, да будет он матерью всем городам русским».
К этой религиозной напряженности мы можем добавить немного злой церковной политики. В 2019 году украинская ветвь семьи православных церквей объявила о своей независимости от Русской православной церкви — и ее поддержал номинальный глава православной семьи Варфоломей I Константинопольский. Президент Украины Петр Порошенко назвал это «великой победой набожного украинского народа над московскими демонами, победой добра над злом, света над тьмой».
Русская православная церковь яростно отвергла это требование независимости, заявив, что Украина безвозвратно принадлежит ее «канонической территории». Это привело к историческому расколу внутри православной семьи, когда Русская церковь отвергла первенство Варфоломея, заявив, что они больше не находятся в общении с остальной православной семьей. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал Варфоломея американской марионеткой. Кирилл даже заявил, что превращение собора Святой Софии — изначально всемирной штаб-квартиры православия — в мечеть в 2020 году было «Божьим наказанием». Затем Русская Церковь приступила к созданию собственных епархий по всему миру, особенно в Африке. «Они выходят на улицы с плакатами «Спасибо, Путин! Спасибо, Патриарх Кирилл!» — так описала это пропагандистская машина Русской Церкви.
Такова центральность Украины вообще и Киева в частности, по воображению Русской церкви, они готовы разбить многовековой союз Православия. Снова и снова речь идет об Украине, воображаемом месте материнской церкви Руси.
Такое согласие Русской православной церкви с политическими целями великой России было постыдным. По крайней мере, официально они придают большое значение заявлению о том, что не вмешиваются в политику. Но это никогда не было правдой. В постсоветскую эпоху Православная церковь была щедро вознаграждена не только грандиозной государственной программой строительства церквей, но и участием в прибыльных бизнес-операциях, включая импорт табака и алкоголя на 4 миллиарда долларов. В 2016 году Крилл был сфотографирован с часами Breguet за 30 000 долларов. Он также назвал Путина «чудом Божьим». Когда Кирилл говорит «Господь усмотрит», он вполне может иметь в виду своих господ в Кремле. Немногие церкви продались государству более полно, чем Русская православная церковь.
В прошлом году, в годовщину крещения Руси, Кирилл проповедовал своему народу, призывая его оставаться верным обращению Владимира и крови православных мучеников. Он сказал им любить «нашу родину, наш народ, наших правителей и нашу армию».
Западное светское воображение этого не понимает. Он смотрит на выступление Путина на днях вечером и описывает его как сумасшедшего – это еще один способ сказать, что мы не понимаем, что происходит. И мы показываем, как мало мы понимаем, думая, что набор санкций может изменить ситуацию вслепую. Они не будут. «Украина — неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства», — сказал Путин. Вот что это такое, «духовное пространство» — страшное словосочетание, укоренившееся в более чем тысячелетней русской религиозной истории.
Примечание. В этом материале представлена точка зрения автора, а не позиция блога LSE Religion and Global Society или Лондонской школы экономики. Версия этой статьи была первоначально опубликована на UnHerd.
ПОКРОВИТЕЛЬ – СВ. ИОАННОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР
О НАШЕМ ПОКРОВИТЕЛЕ СВЯТОМ ИОАННЕ ПРЕДТЕЧИ
Детство
Согласно Евангелию от Луки, рождение Иоанна было предсказано его отцу Захарии ангелом Гавриилом, в то время как первый совершал служит священником в Иерусалимском храме. Поскольку Захария был священником из рода Авии, а его жена Елисавета была одной из дочерей Аарона, Иоанн стал потомком Аарона как по отцовской, так и по материнской линии. В Евангелии рассказывается, что Мать Мария пришла сообщить Елизавете о своей беременности. В то время Елизавета была на шестом месяце беременности, и ее нерожденный ребенок «прыгал от радости» только в утробе матери.
Служение
Говорят, что в возрасте тридцати лет Джон начал проповедовать на берегу реки Иордан. Он проповедовал против зла того времени и привлекал людей к покаянию и крещению. Его единственным посланием к людям было покаяться, так как Господь грядет. Он крестил многих людей и, таким образом, был назван Иоанном Крестителем. Согласно Священному Писанию, Христос также обращался к Иоанну, чтобы принять крещение. Инцидент произошел, когда служение Иоанна Крестителя подходило к концу. Иоанн сразу узнал Господа и провозгласил Его Мессией. Иоанн крестил Иисуса, положив начало служению Иисуса. В свою очередь, Иоанн вдохновлял своих последователей следовать за Христом
Смерть
Считается, что после крещения Иисус ушел проповедовать в Галилее, а Иоанн продолжал проповедовать в долине реки Иордан. Растущая популярность и огромная власть Иоанна вызвали страх и страх в умах Ирода Антипы, тетрарха Переи и Галилеи. После доноса Иоанна на его прелюбодейную и кровосмесительную жену Иродиаду, которая также была женой его сводного брата Филиппа (Ирода II), Антипа арестовал его и заключил в тюрьму в крепости Махер на Мертвом море. С другой стороны, Саломея, дочь Иродиады, впечатлила Антипу танцевальным представлением. Восхищенный поступком девушки, он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея по наущению матери потребовала голову Иоанна Крестителя.
Пророчества о роли Иоанна
Согласно Ветхому Завету, Иоанн Креститель был назначен Богом быть предшественником или предшественником Мессии, Иисуса Христа. Все четыре канонических Евангелия также обращаются к его роли. Необходимость в предтече Мессии не была исключительной. Однако христиане ожидали прихода Илии, известного в то время пророка, а не Иоанна Крестителя. В результате ученики отказались принять Иоанна, чтобы потом понять, что Илия пришел только через Иоанна, но в духовном или аллегорическом смысле.
Иоанн и христианские традиции
Согласно восточным православным, Иоанн был последним пророком, который действовал как мост между периодом откровения и Новым Заветом. Также говорят, что после смерти он спустился в ад, но продолжал проповедовать о пришествии Иисуса Мессии.