Содержание
Биография Николая Гастелло. Правда о подвиге
Биография Николая Гастелло. Правда о подвиге
Николай Гастелло (обзор)
Николай Францевич Гастелло — (рожд. 23 апреля (6 мая) 1907 г. — смерть 26 июня 1941 г.) — советский летчик, капитан, Герой Советского Союза (1941 г. посмертно). Выпускник Луганской Военной авиационной школы летчиков (1933 г.). Принимал участие в боях в районе р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войне.
1941 год, 26 июня — во время выполнения боевого задания снаряд попал в бензобак его бомбардировщика, возник пожар, экипаж самолета мог воспользоваться парашютами, но капитан направил горящий самолет на скопление немецко-фашистской бронетехники.
Таран наземной цели, совершенный Гастелло и членами его экипажа лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым, стал символом героизма и преданности Родине. Имя Гастелло носят улицы во многих городах, поселках. На месте подвига Гастелло, близ Радошковичей (Беларусь), героическому экипажу был возведен памятник.
Биография Николая Гастелло
Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская.
1924 год — семья Гастелло перебралась жить в город Муром, где его отец устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. В те времена Николаю исполнилось 17 лет, он устроился на тот-же завод слесарем, вместе с тем обучаясь в общеобразовательной школе. 1928 год — будущий герой стал коммунистом, примерно тогда увлекся спортом. Николай отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. 1930 год — семья Гастелло возвратилась в Москву, где молодой парень устроился на работу слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.
1932 год — Николай Гастелло поступил в Луганскую школу пилотов. С 1933 по 1941 год Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. 1939 год — воевал на Халхин-Голе был командиром эскадрильи, а в июне 1940 году участвовал в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к Советскому Союзу. В том же году ему дали звание капитана.
Николай Гастелло в молодости.
Личная жизнь
О личной жизни летчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно что Гастелло был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родилось два сына, которым было не суждено дождаться отца с войны.
Подвиг Гастелло
1941 год, 26 июня — эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под началом капитана Н. Гастелло была отправлена для нанесения удара по фашистским боевым колоннам, продвигавшимся в Минск.
Истребительного прикрытия не было. Эскадрилья встретила немецкую колонну в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Опустившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля. После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулеметный огонь, смогли уничтожить 12 немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь.
Николай Гастелло с женой.
Самолет был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.
Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который станет образцом мужества и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика геройски погиб. Они не захотели покидать самолета на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. Впоследствии летчиков, совершивших «огненный таран», называли гастелловцами.
Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, с изложением всего произошедшего. Капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 г. газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.
1951 год — эксгумация. Кто совершил подвиг?
Единственные свидетели «огненного тарана» Гастелло — лейтенанты Воробьев и Рыбас, в скором времени погибли. Воробьев возвращаясь с боевого задания был сбит 23 августа в районе города Орел, а Рыбас погиб 15 ноября 1941 г. После их смерти история легендарного тарана стала обрастать новыми подробностями.
1951 год — в канун 10-ти летнего юбилея подвига Гастелло, решили провести эксгумацию героя Советского Союза и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Однако на месте предполагаемой могилы Гастелло были найдены останки и вещи его сослуживца — командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.
Во время дальнейшего разбирательства удалось выяснить, что на том месте, где, как считалось ранее, Гастелло протаранил вражескую колонну, разбился экипаж Александра Маслова, который считался пропавшим без вести. При этом пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.
Потом неподалеку от гибели Маслова, в Мацковском болоте был обнаружен еще один самолет. В нем был один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя — «М-87Б» с номером 87844, которая была идентифицированна как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. В то время об этом умолчали, а на месте гибели самолета Маслова был поставлен бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом позабыли.
Новые версии
90-е годы XX века подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» СССР. Автором новой версии был майор в отставке Эдуард Харитонов, предположивший, что А. Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», потому как были обнаружены останки именно его экипажа.
1996 год — Маслова и членов его экипажа посмертно наградили званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Правда, в формулировке награждения 1996 г. не было ни слова о том, что именно А. Маслов совершил таран.
Согласно очередной версии, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.
Капитан Маслов, пытавшийся протаранить на горящем бомбардировщике немецкую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позднее Гастелло, по некоторым из предположений, попытался направить подбитый самолет на вражеские позиции в деревне Мацки, но «Ил-4» не смог дотянуть и упал недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был обнаружен.
Что до рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов не сохранились до наших дней, во-вторых, по утверждению сторонников альтернативных версий, покинувшие бой летчики могли и не увидеть таран, связав его с дымом от крушения бомбардировщика. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии нельзя, последние очевидцы погибли в 1941 г.
Герои «огненных таранов»
Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичны. Согласно подсчетам военных специалистов, лишь в первый год войны было зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием летчиков становился горящий самолет. Всего же во время Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено «огненных таранов» около 500 раз. Первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Больше 800 человек во время Отечественной войны стали героями «огненных таранов».
Источник:
http://shtorm777.ru
Источник: https://salik.biz/articles/41721-biografija-nikolaja-gastello-pravda-o-podvige.html
Tags: биографии, загадки истории, история
Николай Францевич Гастелло — презентация, доклад, проект
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Николай Францевич Гастелло.
Презентация на заданную тему содержит 6 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации»
Образование»
Николай Францевич Гастелло
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Николай Францевич Гастелло
Слайд 2
Описание слайда:
Биография
Родился в 1907 году в Москве.
Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, в Москву пришёл на заработки в 1900 г., работал в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка.
1914—1918 гг — учеба в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина.
1918 г — из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию.
1919 г. — возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу.
1923 г. — стал учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково
Слайд 3
Описание слайда:
Служба в рядах Красной Армии
В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г.Луганск
Служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет.
В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.).
В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф
Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
Командир 2-й эскадрильи той же части (24 — 26 июня 1941).
24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».
Слайд 4
Описание слайда:
Подвиг
26 июня 1941 года на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит.
Слайд 5
Описание слайда:
Машина в огне. Выхода нет.
Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?
Нет, это не выход.
И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета.
Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!
Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.
В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть, как бесстрашный удар по врагу.
Слайд 6
Описание слайда:
Tags
Николай Францевич Гастелло
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
польских шагов в первой столице России : Россотрудничество
Отношения между Польшей и Россией имеют многовековую историю, которая, надо признать, не всегда была первозданной. Тем не менее россияне не вычеркивают из повседневной жизни все, что нас связывает.
«Варшавская улица ведет нас на Запад»
В нашей стране, как и во многих других, значимые исторические события нашли свое отражение в названиях городов, улиц и различных учреждений, чтобы сохранить память о них в сознании людей . В Москве, например, есть множество различных объектов, имеющих большое историческое и социальное значение, в названии которых упоминается Варшава.
Наверное, нет ни одного жителя или гостя Москвы, который никогда не слышал о Варшавском шоссе (буквально Варшавское шоссе).
За прошедшие годы это шоссе неоднократно меняло свое название: Варшавское шоссе, Брест-Литовское шоссе, Москва-Брест, Московское шоссе и т. д. Сейчас москвичи называют его просто «Варшавка». Эта дорога, артерия длиной в несколько километров, соединяющая столицы России и Польши, имела большое стратегическое значение. Его использовали дипломаты и купцы; по этому шоссе перевозились товары и почта.
В одном из указов российского императора Александра II говорилось: «Шоссе Москва-Варшава, построенное императором Николаем I, является стратегически важным путем, поэтому содержание его должно быть полностью возложено на государство».
Российская империя с ее огромными территориями была заинтересована в развитии своей транспортной системы. Особенно это было важно для провинций на западе, служивших транзитной территорией для сообщения с Европой. В первую очередь в этом районе были применены новые строительные технологии и улучшена транспортная система. Дорога, ведущая из Москвы в Варшаву, была одной из первых автомагистралей в России.
Для удобства путешественников через каждые 17 верст (русская единица расстояния, равная ~1,067 километра или ~0,66 мили) стояли почтовые отделения, где можно было передохнуть и сменить лошадей. Такие здания до сих пор можно найти в некоторых местах. Многие почтовые единицы у шоссе позже стали деревнями и городами.
Раньше содержание дороги стоило около 400 рублей за версту, не считая государственных обязательств по строительству и ремонту дорог, которые составляли большую часть общих расходов. Содержание трассы возложили на жителей близлежащих населенных пунктов. Таким образом, государственные крестьяне должны были работать в дороге 34 дня.
Даниловское производство и Варшава «Испанка».
Помимо исторической ценности самой дороги, в Москве есть здания, неразрывно связанные с историей города и страны. Они также представляют большой интерес для исследователей и любителей городской архитектуры.
Вообще районы, где начинается Варшавское шоссе, можно смело назвать городскими промышленными центрами. Когда-то здесь был знаменитый Даниловский завод, ЗиЛ и множество других более мелких предприятий. Товарищество «Даниловская мануфактура» было основано в 1876 году и являлось одним из крупнейших текстильных предприятий России.
Первая фабрика товарищества, ткацкая, была создана московским купцом Владимиром Мещериным в 1867 году в Даниловой слободе. Тогда основной продукцией, которая производилась здесь, были в основном кисея для бязи и шали, которые затем отправлялись на предприятия в Москву и Иваново-Вознесенск для дальнейшей переработки.
Позже рядом с фабрикой товарищества были построены хлопчатобумажная фабрика и хлопчатобумажная фабрика.
Даниловская мануфактура была одной из самых крупных и известных фабрик в России: имела сеть оптовых складов в разных городах, несколько магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Есть свидетельства того, что г. до Первой мировой войны в 1912 г. товарищество произвело более 2 млн. отрезков готовой ткани, около 150 сортов и более 20 млн. шалей .
Среди производимых тканей были бязь высокого качества (т.н. «фантазийная» или «современная»), бязь, сатин, бустиан набивной, батист, бязь, оленьи кожи. Здесь было занято около шести тысяч рабочих. Годовой оборот фабрики в 1914 году достиг 20 миллионов рублей.
После большевистской революции и Гражданской войны предприятия Даниловской мануфактуры были национализированы и переименованы в завод имени М. Фрунзе. Помимо продукции, фабрика была известна тем, что перед Великой Отечественной войной работал Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло (с 19с 30 по 1932 г. ) и Герой Советского Союза капитан группы Иван Михайлович Зайкин (с 1925 по 1931 г. работал секонд-хендом ткацкой мастерской). Историческое название мануфактуре вернули только в 1994 году.
Также здесь, по Варшавскому шоссе, стоят два «исторических» дома (№60 и 62), которые жители района называют испанскими домами. Согласно городской легенде, эти дома якобы были построены для членов Коммунистической партии Испании, чтобы активисты могли перебраться в СССР после поражения партии. Фактический период времени, когда были построены дома, не совпадает с хронологией соответствующих исторических событий в Испании. Хотя некоторое количество испанских коммунистов действительно проживало там.
Следующая станция «Варшавская»
Примерно на середине шоссе находится станция метро «Варшавская», открытая 11 августа 1969 года. район, где находится станция) или «Коломенское» (как близлежащий вокзал). Но в конечном итоге станция метро была названа в честь шоссе, под которым она построена.
«Варшавская» — одна из «мелководных» станций Московского метрополитена (ее глубина всего 9метров), оба входа в которые не имеют наземных павильонов, а лишь небольшие стеклянные крыши.
Станция построена по проекту «Сороконожка» — на станции 2 ряда по 40 мраморных колонн в каждом. До реконструкции он был облицован синей керамической плиткой, напоминающей плитку для ванной. Единственным «необычным» украшением вокзала стали кованые вставки с достопримечательностями старой Варшавы (Г. Рысин, А. Лапин, Д. Бодник).
Первоначально станция входила в состав участка «Автозаводская»-«Каховская» Замоскворецкой линии. В 19В 90-х годах участок «Каширская»-«Каховская» стал отдельной линией – Каховской линией.
Сегодня станция «Варшавская» закрыта для пассажиров. Люди, наверное, никогда не теряли доступ к метро на такой долгий срок – на 3 года. Ожидается, что отремонтированная станция будет вновь открыта в 2022 году как часть Большой кольцевой линии.
«Варшава» закрыта на реконструкцию
«Варшава» — один из десятка советских кинотеатров, построенных по проекту Моспроекта-1 в 1970 году. Такие кинотеатры стали актуальными архитектурными символами ушедшей эпохи, особенно популярными в более отдаленных районах. Москвы. Эти заведения представляли собой, по сути, районные культурные центры, совмещавшие функции кинотеатра с функциями танцполов, выставок и кафе. Это вполне логично, поскольку телевидение не было так широко развито, как сейчас, в сильно цифровизированном XXI веке; тогда поход в кино был значительным культурным событием.
Таким событием стала нашумевшая «Агония» Элема Климова, которая шла в «Варшаве» в 1985 году после получения разрешения на прокат фильма в Советском Союзе: фильм показал деятельность Григория Распутина на фоне падения монархии.
В этом фильме Элем Климов, по его собственным словам, сделал « попытку совместить несочетаемое – шуточные фрагменты с документальными эпизодами ». Многие зрители сочли этот фильм одним из лучших когда-либо снятых на эту тему.
После распада Советского Союза кинематографу удалось выжить в эпоху видеомагнитофонов, видеопроката и нелегальных копий фильмов. В кинотеатре демонстрировались внеконкурсные фильмы ММКФ; В 2003 году «Варшава» стала первым кинотеатром в районе, где можно было посмотреть фильм в формате 3D. После этого здание кинотеатра претерпело несколько реконструкций, и сейчас на его месте строится многофункциональный районный центр.
«Варшавская мелодия»: жизнь, разделенная «железным занавесом»
Спектакль Сергея Голомазова «Варшавская мелодия» ставится в Московском драматическом театре на Малой Бронной и пользуется большой популярностью у театралов Москвы. Купить билеты на этот спектакль практически невозможно. Такую захватывающую историю, которая никого не оставляет равнодушным, создали художники Юлия Пересильд и Даниил Страхов. Еще в советское время был снят одноименный спектакль с участием Юлии Борисовой и Михаила Ульянова.
В пьесе Леонида Зорина, по которой снят фильм, два главных героя: Виктор, студент из Москвы, и Елена, восходящая певица из Польши. Они познакомились на концерте в консерватории: Елена должна была встретиться со своим другом, который, как оказалось, тайно продал Виктору ее билет. Поначалу двое молодых людей не ладили, но позже полюбили друг друга. К сожалению, свадьбой эта история любви не заканчивается: планы пары были разрушены указом от 19№ 47, запрещавший советским гражданам вступать в брак с иностранцами. Их жизни разделил «железный занавес»…
Продолжение следует
Олеся СПОДА
Биография Николая Гастелло. Подвиг Гастелло, вошедший в историю
Николай Гастелло, подвиг которого будет описан в этой статье, родился в 1907 году в городе Москве, а умер в 1941 году. В данном обзоре будет предпринята попытка кратко описать наиболее значимые моменты жизни советского героя.
Кем были родители знаменитого пилота?
Советский военный летчик, участник трех боев, командир второй эскадрильи. Умер во время военного отъезда. Гастелло — Герой Советского Союза. Это звание было присвоено Николаю Францевичу посмертно.
Кем были родители Гастелло, настоящего героя? Отца Николая звали Франц Павлович Гастелло. Он был русским немцем. Он родился в деревне Плужины. Когда 19 год00 года он приехал искать работу в Москву, где стал работать на Казанской железной дороге в литейных цехах. Мать Николая звали Анастасия Семеновна Кутузова. Она была русской по происхождению, работала швеей.
Так почему Николай Гастелло совершил подвиг? Может быть, ответ есть в его биографии? Кратко следует рассмотреть жизнь Николая.
Юность Гастелло
С 1914 по 1918 год Николай учился в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. Страшный голод 1918 лет вынудили родителей временно перевезти его из Москвы, поэтому вместе с группой московских школьников его отправили в Башкортостан.
В 1919 году Николай вернулся в Москву, где снова пошел в школу. Работу Николай начал в 1923 году, став учеником столяра. Позднее, в 1924 году, семья Гастелло переехала в город Муром, где юный Николай стал слесарем на паровозостроительном заводе. Дзержинского, над которым работал и его отец. Параллельно с работой окончил школу (сегодня школа существует под номером 33). В 1928 вступил в ВКП. В 1930 году члены семьи Гастелло снова вернулись в Москву, и Николай стал работать на первом государственном машиностроительном заводе им. 1 мая. Николай жил в деревне Хлебниково с 1930 по 1932 год.
Служба в Красной Армии
В 1932 году, в мае, по особому набору Николай был призван в Красную Армию. И в итоге его отправили в авиашколу летчиков в город Луганск. Обучение проходило с 19 мая.с 32 по декабрь 1933 г.
До 1938 г. служил в 82-й тяжелой бомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелой бомбардировочной авиационной бригады, база которой находилась в г. Ростове-на-Дону. Там он начал летать на пилот с правого борта на тяжелом третьем бомбардировщике. А в 1934 году (с ноября) Николай уже самостоятельно эксплуатировал самолет. Мог ли он подумать, что его будущий совершенный подвиг — подвиг летчика Гастелло — навсегда останется в истории России?
Первая битва при Гастелло
В результате переформирования части в 1938 году Николай попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. В 1939 году, в мае, он стал командиром, а примерно через год — заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в боях на Халхин-Голе вместе со 150-м скоростным бомбардировочным авиаполком, который подчинялся эскадрилье первого ТБАП. Он также был участником советско-финской битвы и принимал участие в процедуре присоединения Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу с июня по 19 июля.40. Ближе к зиме того же года авиационная часть переместится в Великие Луки, к западным рубежам, а затем на аэродромы под Смоленском. А в 1940 году Николаю было присвоено звание капитана. Весной 1941 года Николай прошел надлежащую переподготовку и получил самолет ДБ-3Ф. Затем он был командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.
Подвиг Гастелло совершил после повышения, будучи уже командиром второй эскадрильи того же подразделения.
Катастрофа
В 1941 г. 26 июня в составе капитана Николая Францевича, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого, А. А. Бурденюка и сержанта А.А. немецкая механизированная линия на Молодечно — Радошковичи. Полет проходил в составе звена из 2-х бомбардировщиков. Пулеметный огонь Николая Францевича был сбит огнем зенитной артиллерии.
Вражеский снаряд повредил топливный бак. Николай направил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.
По Воробьеву и Рыбасу
26 июня 1941 года вылетела группа во главе с капитаном Николаем Гастелло. Вместе с двумя тяжелыми бомбардировщиками ДБ-3Ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, с ним в роли штурмана летел лейтенант Анатолий Рыбас. Как вызывали еще 2 членов экипажа Воробьева, неизвестно. В момент атаки сосредоточения немецкой техники самолет Гастелло был сбит. Со слов Воробьева и Рыбаса, сжигающая машина Гастелло произвела таран механизированной колонны техники противника. Ночью крестьяне близлежащего села Декшниани вытащили из самолета трупы летчиков, завернули трупы в парашюты и закопали недалеко от места падения бомбардировщика.
Выучил все
Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. В 1941 году, вечером 5 июля, в сводке Совинформбюро впервые упоминается поступок Николая. Наблюдатели П. Павленко, П. Крылов в предельно сжатые сроки написали статью «Капитан Гастелло», которая была опубликована в газете «Правда» утром 10 июля.
На рассвете 6 июля на различных сайтах фронт летчиков встречали у громкоговорителей. Информацию передала московская радиостанция, голос диктора показался очень знакомым — сразу всплыло воспоминание о доме, Москве. Диктор зачитал краткую информацию о том, какой подвиг совершил Гастелло. Многие люди на разных участках фронта повторяли за диктором имя героя, капитана Гастелло.
Воспоминания
Задолго до войны, когда Гастелло вместе с отцом работал на московском заводе, Николаю рассказывали, что куда бы его ни назначали, на какую бы работу ни направляли, везде он подавал пример и был примером трудолюбия, настойчивости и преданность делу. Это был человек, который копил силы для большого дела.
Когда он стал боевым летчиком, это сразу же оправдалось. Он не был знаменитостью, но быстро обрел популярность. Подвиг Гастелло, как вспоминали потом, предстояло совершить. Почему? Потому что он был таким человеком! Каждый день он шел в стремлении сделать что-то для Родины, каждый день службы был подвигом.
В 1939 году он разбомбил Белинские военные заводы, точки и мосты, в Бессарабии, выбросил наши парашютно-десантные десанты, которые должны были предотвратить разграбление государства. В годы Великой Отечественной войны Николай Францевич, главнокомандующий своей эскадрой, громил в щепки фашистские танковые колонны, громил боевые объекты и крушил мосты. Уже тогда капитан Гастелло распространял славу в летающих частях.
Акт, ставший историческим
Последний подвиг Гастелло никогда не будет забыт в жизни. 3 июля под его командованием в воздухе дрался капитан Николай Францевич. Вдалеке, внизу, на земле тоже шел бой. Моторизованные части противника пробрались на советскую территорию. Удары нашей артиллерии и авиации задержали и затормозили их ход. Выполняя свой бой, Гастелло не упускал из виду и поле боя.
В ходе боя снаряды противника выносят топливный бак его самолета. Самолет загорелся. Ситуация, на самом деле, безвыходная.
Капитан Гастелло не бросает пылающую машину. Вниз, на землю, к супостатам летит, как огненная комета, его самолет. Огонь уже рядом с пилотом. Но земля уже близко. Глаза Гастелло горят пламенем, но он их не закрывает, и его обожженные руки по-прежнему тверды. Изгибающийся самолет до сих пор слушается рук умирающего летчика.
Самолет Гастелло вклинился в скопление танков и автомобилей, и оглушительный взрыв с длинными раскатами сотряс воздух боя: танки противника взрываются. Так заканчивается его жизнь — не позорный плен, не крушение, а подвиг!
Дата, вошедшая в историю
Мы всегда помнили и будем помнить имя героя — капитана Николая Гастелло. Совершенный им подвиг лишил его семью сына и мужа, но подарил герою родину и шанс на победу.
В памяти навсегда останется поступок человека, принявшего свою смерть, сделав из нее смертоносное оружие. Произошло это событие 3 июля, хотя о нем нельзя говорить без оговорок. Но это было 3 июля — дата, указанная в статье «Капитан Гастелло». Скорее всего, этот номер был назван в сообщении Совинформбюро, переданном 5 июля с репродукций. Стоит отметить, что статья в «Правде» получила широкий резонанс, а подвиг Гастелло часто использовался как пример в советской пропаганде. Николай стал одним из немногих крупных и известных образцов доблести. Его подвиг навсегда остался в летописи Великой Отечественной войны, а также широко использовался как пример при проведении военно-патриотической пропаганды с целью формирования мировоззрения молодежи, как в период борьбы с фашистскими захватчиками, так и в послевоенный период. военный период, вплоть до распада СССР
Звание посмертно
В конце июля 1942 г. командиру двухсот седьмого полка дальней бомбардировочной авиации присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, посмертно это звание было представлено Н. Ф. Гастелло, подвиг которого будет жить в веках.
Указом министра обороны Советского Союза капитан Николай Францевич навечно включен в списки одного из авиационных полков. Долгое время это событие было засекречено. Поэтому экипаж, в состав которого входили Скоробогатый Г.Н., Калинин А.А., Бурденюк А.А., долгое время находился в тени своего знаменитого капитана. И все же награда была присуждена не только Н. Гастелло. Подвиг совершила его команда. В 1958, все погибшие члены экипажа награждены орденами Отечественной войны I степени. Посмертно.
«Гастелловцы» — летчики, совершившие «таран»
Усилиями советской пропаганды подвиг Николая Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной битвы, а фамилия героя — известный. «Гастелловцы» стали обвинять тех летчиков, которые повторили подвиг Николая. Так кто же повторил подвиг Гастелло?
Всего за время войны 1941-1945 гг. Было выпущено пятьсот девяносто пять «классических» воздушных таранов, а именно самолет. Пятьсот шесть таранов наземной авиации, шестнадцать морских таранов, это число можно отнести к таранам и морским летчикам надводных и береговых целей противника, сто шестьдесят танковых таранов.
Имеются различные данные о количестве таранов
Следует отметить, что в источниках есть определенные разночтения по поводу количества атак тарана. Например, в статье «Последователи Николая Гастелло» сообщается всего о четырнадцати морских и только пятидесяти двух танковых таранах, пятистах шести таранах самолета-мишени, о шестистах атмосферных столкновениях.
А. Д. Зайцев в собственной книге «Оружие сильного духа» описывает количество воздушных таранов в количестве более шестисот двадцати. Кроме того, историки авиации констатируют тот факт, что: «в бумагах противника имеется даже более двадцати таранов, произведенных советскими летчиками, повторяющими подвиг Гастелло.