Гастелло летчик подвиг: Подвиг Гастелло | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Тайна одного тарана. Кто на самом деле совершил «подвиг Гастелло»? | История | Общество

Легенда началась с рапорта

26 июня 1941 года летчики полка бомбардировочной авиации старший лейтенант Фёдор Воробьёв и лейтенант Анатолий Рыбас подали командованию рапорт об обстоятельствах гибели командира 2-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка капитана Николая Гастелло.

Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, во время боевого вылета в район  Радошковичи — Молодечно бомбардировщик ДБ-3Ф, который пилотировал Гастелло, был подбит. Капитан Гастелло совершил  таран механизированной колонны вражеской техники.

В первые дни войны, на фоне тяжелых неудач, случаи героизма советских воинов, о которых становилось известно из официальных рапортов, получали широкое освещение в прессе.

Подвиг Гастелло был упомянут в сводке Совинформбюро от 5 июля, а уже 10 июля очерк о Гастелло вышел в «Правде».

25 июля 1941 года капитан Николай Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза, и уже на следующий день оно было присвоено ему посмертно.

За время Великой Отечественной войны советские летчики совершили несколько сотен подобных таранов, и про каждого из них говорили — «повторил подвиг Гастелло».

Летчик, Герой Советского Союза (посмертно) Николай Гастелло. Довоенная фотография. Фото: РИА Новости

Командир и его экипаж

Капитан Гастелло вошел в число наиболее известных и самых почитаемых героев войны. Но в 1990-х годах его подвиг был поставлен под сомнение. Более того, возникла версия о том, что Гастелло мог оказаться в немецком плену.

Первая странность, касающаяся подвига Николая Гастелло, связана с его экипажем. В экипаж бомбардировщика входили четыре человека. Вместе с Гастелло в его последнем боевом вылете участвовали штурман Анатолий Бурденюк, летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый и стрелок-радист Алексей Калинин.

Их фамилии упоминались в представлении на награждение Гастелло, однако члены экипажа к награде представлены не были. Это породило путаницу – в некоторых послевоенных произведениях о Гастелло и его подвиги он оказывался пилотом истребителя.

Лишь в 1958 году Бурденюк, Скорбогатый и Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

К этому моменту стало известно об еще одной, куда более серьезной нестыковке, про которую, правда, знал лишь узкий круг лиц.

Закрытая информация

Считалось, что погибших летчиков  похоронили жители деревни Декшняны. В 1951 году, к 10-летию подвига, было решено эксгумировать останки и торжественно перезахоронить.

Однако в захоронении были обнаружены вещи командира 1-й эскадрильи  207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова. Экипаж Маслова числился пропавшим без вести при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года – в тот же день, когда совершил свой подвиг капитан Гастелло.

После секретного совещания было принято решение – останки Маслова и Реутова без огласки похоронить на кладбище поселка Радошковичи, на месте гибели самолета установить памятник подвигу Гастелло, и на этом тему закрыть.

В 1990-х годах история с эксгумацией могилы всплыла, после чего появилась новая версия событий, в которой Николай Гастелло героем уже не являлся.

Маслов – забытый герой, Гастелло – в плену?

Сторонники новой версии полагали, что таран колонны противника на самом деле совершил экипаж Александра Маслова. Рапорты Воробьева и Рыбаса либо изначально были ошибочны, поскольку летчики не видели тарана и ориентировались по косвенным признакам, либо были подделаны во время кампании по восхвалению Гастелло, который показался командованию более подходящим кандидатом в герои, чем Маслов.

Что касается, самолета Гастелло, то он, согласно новой версии, упал в Мацковском болоте близ села Мацки. При поисковых работах там якобы были обнаружены вещи и предметы, указывающие на то, что речь идет об экипаже Гастелло.

При этом появилась информация о том, что местные жители видели, как из самолета, затем упавшего в болото, выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа. Свидетели утверждали, что он прыгал с крыла, что, с учетом конструкции ДБ-3Ф, мог сделать только командир, то есть Николай Гастелло.

Спасшийся член экипажа был захвачен немцами в плен.

Итак, согласно этой версии получается, что капитан Гастелло не только не герой, но трус, бросивший членов экипажа погибать в горящем бомбардировщике, и угодивший в руки гитлеровцев.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло Фото: Commons.wikimedia.org/ Mike1979 Russia

Несостоявшийся триумф доктора Геббельса

Сторонники новой версии событий оказались людьми настойчивыми – Александр Маслов и Григорий Реутов вначале были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени, а в 1996 году им было посмертно присвоено звание Героев России.

Но ставить точку в этой истории рано. Новая версия событий имеет нестыковок не меньше.

Подвиг Гастелло уже в 1941 году активно использовался советской пропагандой, о чем было хорошо известно немецкому командованию. Получить в свои руки якобы погибшего героя и затем предъявить его живого и во вражеском плену – для ведомства доктора Геббельса это было бы невероятным успехом.

Но даже намека на что-то подобное не было. Нет никаких доказательств того, что Николай Гастелло был в немецком плену. Теоретически это мог быть кто-то из его экипажа, но опять-таки ни одного свидетельства в подтверждение этой версии нет. Больше того, даже если считать показания местных жителей достоверными, то неподготовленный человек с земли вряд ли мог точно сказать, с какого именно самолета прыгнул летчик, а, тем более, из какой именно части.

Более того, скептики говорят о том, что нет достоверных свидетельств, говорящих о том, что самолет, упавший в Мацковское болото – это самолет Гастелло. В частности, письмо одного из летчиков, якобы найденное там, затем было утрачено.

За что наградили экипаж Маслова

С тараном Маслова тоже не все складно. Состояние останков, найденных в захоронении, не говорит о том, что экипаж погиб в результате мощного взрыва. Исследователи полагают, что самолет не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт. Есть версия, что Маслов пытался совершить таран, но промахнулся.

Звание Героя России Александру Маслову присвоено с формулировкой: ««За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». О таране не говорится потому, что нет никаких его доказательств, кроме умозаключений и предположений.

Достоверно можно сказать, что экипаж Александра Маслова погиб при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года у села Декшняны. Удалось установить весь состав экипажа Маслова: штурман лейтенант Владимир Балашов, стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов, стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев.

Владимир Балашов и Бахтурас Бейскбаев также посмертно стали Героями России, а казаху Бейксбаеву в 1998 году также было присвоено звание «Народный герой Казахстана».

Свидетели тарана погибли в 1941 году

Вернемся к экипажу Николая Гастелло. Несмотря ни на что, каноническую версию событий нельзя считать полностью опровергнутой.

На самом деле, самыми достоверными доказательствами в этой истории можно считать рапорты Федора Воробьева и Анатолия Рыбаса. С военной точки зрения, этих двух свидетельств было достаточно, чтобы считать подвиг достоверным. Однако оригиналы рапортов не сохранились, они известны лишь в описании, которое присутствовало в документах следующих инстанций.

Говорить о том, что командование «выбирало героя» между Масловым и Гастелло тоже не приходится: никто 26 июня 1941 года не мог точно знать, какой резонанс получит история с тараном немецкой колонны. Оба летчика были опытными, числились на хорошем счету, и нет оснований считать, что один годился в герои больше, чем другой.

Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова Фото: Commons.wikimedia.org

О том, что случилось с Масловым, никто не знал, и его экипаж числился в списках пропавших без вести, а об обстоятельствах гибели Гастелло рассказали Воробьев и Рыбас.

Старший лейтенант Федор Воробьев при возвращении с боевого задания погиб в районе города Орел 23 августа 1941 года. Лейтенант Анатолий Рыбас погиб при выполнении боевого задания 15 ноября 1941 года. В первые месяцы войны наша авиация несла огромные потери, и 207-й полк был расформирован, а многие его документы утрачены.

Герои все. А подвиг — Гастелло

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что экипажи Николая Гастелло и Александра Маслова погибли 26 июня 1941 года при выполнении боевого задания в районе деревни Декшняны. То, что в захоронении, которое считалось могилой экипажа Гастелло, оказались останки членов экипажа Маслова, не означает, что таран совершил именно Маслов, а не Гастелло.

Возможно, окончательно прояснить эту историю уже не удастся. Все члены экипажей Николая Гастелло и Александра Маслова по праву могут считаться героями.

Но в истории войны огненный таран немецкой колонны останется «подвигом Гастелло». Так уж исторически сложилось.

Полку «гастелловцев» прибыло? / История / Независимая газета






Памятный знак на месте гибели экипажа Виктора Денисова. Фото с сайта admoblkaluga.ru


7 июня 2017 года на стене одного из пятиэтажных домов довоенной постройки в Нижнем Новгороде появилась мемориальная доска. На ней под портретом обаятельно улыбающегося военного с петлицами младшего лейтенанта выгравировано (орфография и пунктуация сохранены): «В доме № 3 по улице Университетской (ныне улица Минина, 3) жил участник Великой Отечественной Войны Денисов Виктор Михайлович, совершивший «огненный таран» колонны фашистской техники». Показательно, что с ходатайством об увековечении памяти летчика Денисова в его родном городе на Волге к нижегородским властям обращался лично губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов: именно здесь были найдены и идентифицированы останки героя. Таким образом, последний пополнил список пилотов советских ВВС, повторивших в годы Великой Отечественной войны подвиг Николая Гастелло. Однако число таких подвигов каждая предметно занимающаяся данной темой экспертная группа подсчитывает по своим, только ей известным методикам.


Неординарная история


Но сначала вот о чем. Надпись, при всем уважении к вывесившим памятную доску хранителям памяти о названном выше новом герое, прямо скажем, выполнена не без корявости, без глубокого должного почтения к павшему летчику. Во‑первых, подобный подвиг совершают только раз в жизни, во взрыве и пламени та жизнь неизбежно мгновенно обрывается. Поэтому при таком мемориальном увековечении принято обозначать дату гибели героя. В данном же случае нельзя отделаться и от двусмысленности: можно подумать, что фронтовик‑авиатор «жил после, восстав из пепла» (справедливости ради заметим, что известно примерно полтора десятка из сотен осуществленных в годы войны огненных таранов, когда пилоты выживали). Во‑вторых, рядом с датой стоило указать и конкретное место, где был совершен подвиг. В‑третьих, предпочтительнее было бы написать не «огненный таран» (этот термин явно вызовет вопрос у неискушенного в военной истории человека, а тем более – у ребенка), а «повторил подвиг Николая Гастелло». Разумно было бы и отметить: «на бомбардировщике Пе‑2». А также – воинское звание «гастелловца». Обычно на подобных досках обозначают, с какого по какой год жил в данном доме (а если выяснить это не представляется возможным, можно было бы указать: «жил до Великой Отечественной войны»).


Сравним, например, с мемориальной доской, установленной еще в давние советские годы в Курске: «В этом доме в 1921–1932 годах жила Екатерина Ивановна Зеленко, легендарная летчица, совершившая первый среди женщин в истории авиации таран вражеского самолета». Зеленко воевала на легком бомбардировщике Су‑2, таран «мессера» за полным израсходованием боезапаса совершила 12 сентября 1941 года в районе украинского города Ромны (Сумская область) и в том бою погибла. В 1990‑м Указом президента СССР ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Отмеченные замечания – не излишняя придирчивость авторов данных строк: мол, надо и без того сказать спасибо тем, кто хоть так увековечил память героя. Это станет понятным после ознакомления с историей изъятия его имени из необъятного списка пропавших без вести в годы войны. Обстоятельства гибели экипажа бомбардировщика Пе‑2 под командованием младшего лейтенанта Виктора Денисова были установлены только в марте 2015 года – почти через 75 лет после совершенного им и другими членами экипажа его крылатой «пешки» подвига. Выяснили это энтузиасты поискового дела из Калуги. История данного поиска во многом не похожа на другие.


Как поведал заместитель председателя областной военно‑патриотической общественной организации «Военный историк» Лев Марченков, поводом к тому, что занялись данным самолетом, послужило письмо, пришедшее несколько лет назад в областной краеведческий музей. Его автор, некий Павел Иванович Глухов из подмосковного Троицка, сообщал, что в далеком 1958 году при сельскохозяйственных работах на полях у деревни Космачи Бабынинского района (21 км на восток от Калуги) им были найдены десятки фрагментов листов дюралюминия. А в 1962 году при ремонте дороги в том же месте автогрейдер своим ножевым отвалом вывернул из земли пропеллер и большой агрегат, который оказался двигателем самолета.


«Военные историки» оперативно выехали на место. Опросили местных жителей, среди которых – редкий по прошествии такой череды лет случай – оказалось еще немало тех, кто помнил тот день октября 1941 года. Они утверждали, что тогда в окрестностях деревни упали сразу два советских самолета. «Пилот и штурман одного из бомбардировщиков выпрыгнули с парашютами, – излагал с их слов версию тех далеких событий Марченков. – Один был ранен, ему оказали помощь жители села. Второму дали подводу, и он на ней отправился в расположение наших частей. Называли даже его звание и фамилию – будто бы младший лейтенант Есин. Про своих товарищей из второго самолета он сообщил, что все они погибли в горящей машине. По свидетельствам некоторых старожилов Космачей, не просто погибли, а этот бомбардировщик совершил таран колонны немецкой военной техники и солдат врага».





Советские бомбардировщики на задании.

Фото © РИА Новости


О том, как «все они погибли в горящей машине», командир второй сбитой «пешки», добравшись до своих, доложил и полковому начальству. Уточнить, действительно ли воевал Есин в том конкретном бомбардировочном авиаполку (БАП), номер которого был выяснен, автору этих строк не удалось: во всяком случае, на сайте Минобороны «Подвиг народа» Есиных в числе награжденных много, но именно наш Есин там не значится. Возможно, летчик вообще не был награжден.


Местные старики из Космачей, которые тогда были ребятишками, также поведали, как они обнаружили изуродованное тело советского летчика в нескольких десятках метров от места катастрофы – вероятно, силой взрыва его выбросило из кабины. Дети успели взять его планшет и пистолет ТТ, но подоспевшие тут гитлеровцы отобрали у них оба трофея. Пацаны видели, как разозленные фашисты сбросили останки погибшего в воронку, облили бензином и подожгли.


Значит, информация пожилого дядьки из Троицка не была плодом воображения, а пришла ему из памяти, возможно, под впечатлением от соответствующего телесюжета. В последние восемь–десять лет репортажи о находках разбившихся в Великую Отечественную войну самолетов регулярно показывают по центральным и местным каналам ТВ. В свою очередь, жительница деревни Космачи Зинаида Кузьминична Кутузова (в 1941‑м ей было девять лет) указала практически точное место падения советского бомбардировщика, который с ударом о землю прихватил с собой на тот свет и несколько единиц автотехники, и группу солдат врага. Во всяком случае, из воспоминаний пожилых космачивцев вырисовывалась именно такая картина. Но ее следовало подтвердить фактически.


Уникальные раскопки, дотошные поиски


Место падения оказалось буквально в десятке метров от оживленной трассы Р‑132 Вязьма–Юхнов–Калуга, что создавало немалые организационные сложности для проведения раскопок. К тому же на старте их выяснилось, что фрагменты погибшей машины и, возможно, останки ее экипажа разбросаны от эпицентра на многие десятки метров. «Можете себе представить, – рассказывал Марченков (он в поисковом движении, можно сказать, с детства, хотя активным бойцом отряда числится с 2004 года), – ведь Пе‑2 – а мы вскоре определили, что это был именно такой самолет – нес почти тонну взрывчатки. Кроме того, в его топливных баках находилось немалое количество горючего. И когда он врезался в колонну фашистов, громыхнуло, что называется, не дай бог, взрыв перемешал и разбросал по широкой площади как наш самолет и летчиков, так и солдат противника и их вооружение».


Работать начали лопатами, но потом стало ясно, что без экскаватора не обойтись. Ковш мощного железного динозавра стал осторожно срезать грунт. Вскоре показалась серо‑голубая, необычная для здешних мест глина. Поисковикам уже было хорошо известно: такой окрас дают горюче‑смазочные материалы, сохраняющиеся на глубинах десятилетиями. Кстати, топливо и смазка порой неплохо консервируют тела погибших, с чем тоже не раз сталкивались поисковики в разных регионах, которые на месте падения бомбардировщиков и истребителей обнаруживали не только кости погибших.


Копая до четырехметровой глубины, один за другим извлекали артефакты: сразу три единицы вооружения – крупнокалиберный и два скорострельных пулемета, бронеспинку кресла пилота, части приборной панели и топливной системы бомбардировщика (ныне они являются экспонатами стенда в отделе патриотического воспитания городского досугового центра Калуги). Однако главного результата – того предмета, хотя бы одного, по которому в большинстве случаев наверняка выясняется, что это был за самолет, а значит, достоверно устанавливаются и имена находившихся в нем пилотов, – все еще не было.


Вообще групп таких находок несколько. Первая – это останки погибших, а также их документы, награды и прочие личные вещи. «Но в данном случае все это не работало, – пояснял Марченков, – потому что планшетки летчиков были растащены местной ребятней сразу после падения самолета – я даже поражаюсь, как они успели, хотя, знаете, сам был таким пострелом, в детстве мы с мальчишками в окрестных лесах находили немало оружия времен войны, родители нам запрещали копать, да разве ж нас было остановить! А останки погибшего экипажа, как мы выяснили, по приказу немцев тогда же были сожжены, идентифицировать, как вы понимаете, было нечего».


Оставалось надеяться только на то, что удастся извлечь деталь с ее серийным номером – обычно это номер самой крылатой машины либо ее двигатель. Последних было два. Однако, как уже упоминалось, в 1962 году реконструировали дорогу и один из моторов был найден. Его перевезли на Калужский турбинный завод, где он хранился некоторое время, а потом был отправлен в Москву. Не приходилось сомневаться, что искать его в столице бессмысленно, движок наверняка был утилизирован – подобных с полей былых сражений забирали тогда немало. В связи с чем, кстати, не может не удивлять, почему в ту пору никому не тюкнуло в голову, что по номеру силовой установки можно прояснить судьбу экипажа погибшего пикировщика. Случись оное – и уже в 1962 году три летчика рухнувшей «пешки» у 153‑го километра трассы Вязьма–Калуга могли бы быть вычеркнуты из обширного перечня воздушных бойцов, не вернувшихся с боевых полетных заданий.


Но все же поисковое усердие раскопщиков было вознаграждено: таки удалось найти наиболее важную часть крылатого бомбовоза, по которой представилась возможность его идентифицировать, а именно – номер второго двигателя – РА 135‑1356.


Как погибла «пешка»


Спикировавшим на направляющуюся в сторону Калуги колонну врага действительно был советский Пе‑2 № 1052. Повоевать этой грозной «пешке» довелось буквально без году неделю: выпущена она была на 22‑м авиазаводе в Казани 30 сентября 1941 года, на фронт перелетела 2 октября – за восемь дней до своей героической гибели. Но эксплуатировалась в той сложнейшей обстановке на фронте очень интенсивно: за это время бомбардировщик успел совершить шесть боевых вылетов; из последнего – не вернулся. Был приписан к базирующемуся в те дни в подмосковном Степыгине (в 30 км на юг от Подольска и в 150 км от места падения) 46‑му скоростному бомбардировочному полку 77‑й смешанной авиационной дивизии.


Прояснились подробности последнего полета «пешки». В начале октября 1941 года немецкие войска неудержимо рвались к Калуге (город был оккупирован 12 октября). 10 октября экипажи двух бомбардировщиков советских ВВС в очередной раз получили задание разбомбить вражескую колонну на дороге вблизи областного центра. Пе‑2 Денисова поднялся в воздух с аэродрома Степыгино (по другой версии – с Ладыгино, что в 14 км чуть северо‑западнее Кубинки) в 14 часов 47 минут. На подлете к цели в районе деревни Евдокимово по бомбовозам открыли огонь вражеские зенитки. Попали. Штурман экипажа был убит сразу, а стрелок‑радист получил смертельные ранения (как следует полагать, об этом, прибыв в полк, доложил командир второго экипажа младший лейтенант Есин – наверное, Денисов сообщил ему об этом по радиосвязи). Самолет вспыхнул, но какое‑то время летчику удавалось удерживать его в воздухе. Видимо, поняв, что до точки сброса бомб не дотянуть, Денисов в районе деревни Дворцы (до цели оставалось более 20 км) отклонился от маршрута и полетел к трассе Юхнов–Калуга (до нее было около 10 км). Заметив на ней войска противника, он и направил падающую, но еще поддающуюся управлению машину в немецкую автоколонну. Что и наблюдали жители деревни Космачи, находящейся менее чем в километре от трассы.


Совершившим «огненный таран» бомбардировщиком управлял 26‑летний горьковчанин младший лейтенант Виктор Денисов. Два других члена экипажа были ровесниками – 1917 года рождения: штурман младший лейтенант Иосиф Кравцов из города Лисичанска Луганской области Украинской ССР и защищавший самолет от атак вражеских истребителей с хвоста и боковых секторов стрелок‑радист сержант Николай Гришин.


Поисковики нашли родственников всех членов экипажа до обидного мало повоевавшей новенькой «пешки». Интересно, что первым обнаружился внук младшего лейтенанта Кравцова Андрей, ныне проживающий в Испании. «Он буквально каждый день в свободное время занимался поисками своего деда. В один из таких дней на просторах Интернета ему каким‑то чудом на глаза попался материал о заседании областного правительства, на котором заместитель нашего губернатора Руслан Смоленский рассказывал о поднятом поисковиками самолете и называл имена членов его экипажа», – рассказал о подробностях этого нахождения Лев Марченков. Родственникмери младшего лейтенанта Денисова продолжали жить на его малой родине – в Нижн ем Новгороде, который в советское время был Горьким: в частности, нашлась его племянница Римма Григорьевна Егорочкина – единственный на тот момент из здравствующих потомков, кто помнил его живым. Членов большой семьи сержанта Гришина искали в Томске (он там учился), в Семипалатинске (сюда писал письма сестре), а также в Санкт‑Петербурге и Новосибирске (в тогдашний Ленинград и сибирский город летчик слал письма братьям).


«До тех пор пока родственники не найдены, мы ни одного одиночного погибшего бойца не захоранивали и не захораниваем в братских могилах, – говорит Марченков. – Кроме того, наша организация не просто передает останки родственникам, пожелавшим захоронить их на родине. Бойцы отряда стараются по возможности и сами принимать участие в церемонии перезахоронения праха павших на их родине и отдать им честь там, на их родной земле».


Уже менее чем через два месяца после извлечения Пе‑2 и установления имен погибших – 9 мая 2015 года – на трассе у деревни Космачи появился памятник геройски погибшему экипажу с погрудным изображением каждого летчика (удалось найти и их фотографии). На подножье монумента вкратце рассказано о совершенном ими «огненном таране».


507‑й подвиг Гастелло?


В связи с новыми открытиями поисковиков – а за последние годы при раскопках самолетов они выяснили, что случай с экипажем младшего лейтенанта Денисова не единственный в своем роде, – возникает вопрос подсчета «огненных таранов», совершенных в годы войны. Хотя серьезные сомнения вызывает техника получения такой статистики.


В различных источниках утверждается, что Николай Гастелло был не первым, кто показал пример, как, жертвуя собой, надо уничтожать и врага. Его предтечами были сразу четверо пилотов, которые направили свои самолеты в средоточие войск вермахта уже на второй день войны – за два дня до того, как это сделал экипаж капитана Гастелло. Это отмечается во множестве источников, начиная с тех, что появились в последние годы существования СССР.


Напомним. 24 июня 1941 года под Бродами (85 км на северо‑восток от Львова) горящий бомбардировщик СБ (а возможно, это был новейший Ар‑2) направил в переправляющиеся через реку Шара вражеские танки командир авиазвена старший лейтенант Григорий Архипович Храпай (род. в 1917), служивший в 33‑м БАП. С ним погибли летчик‑наблюдатель лейтенант Василий Иванович Филатов (род. в 1915) и стрелок‑радист старший сержант Григорий Кузьмич Тихомиров (род. в 1910). Героическое деяние экипажа, командир которого успел передать по рации свое осознанное решение, столь впечатлило его однополчан, что один из них даже посвятил ему такие строки: «Умирая, колонну танков/ Поджег и развеял в пыль./ Кто сможет сравниться с ним? Данко?/ Данко – легенда. А это – быль». В тот же день на колонну автомашин врага в районе города Таураге (Литва) направил свой самолет старший политрук Саркис Михайлович Айрапетов. О котором будто бы летчик люфтваффе, некий Зелингер, написал в своих послевоенных мемуарах, что советский пилот действовал «не по правилам» и, мол, польза от такого самопожертвования нулевая.


Однако, как пишут в своем исследовании «Иду на таран!» Последний довод «сталинских соколов» (2007) М.А. Жирохов и А.П. Котлобовский, первым «огнетаранщиком», «видимо, был старший лейтенант Петр Чиркин (командир звена 62‑го ШАП) (штурмового авиаполка. – В.З., И.П.), который 22 июня 1941 года у села Лисятичи Стрыйского района Львовской области направил свою горящую «Чайку» на колонну врага». Автор статьи «Огненное возмездие» Олег Каминский заочно опровергает эту версию: «Правда, откуда взялись сведения об «огненном таране» 27‑летнего старшего лейтенанта Петра Степановича Чиркина, установить довольно затруднительно. Вполне возможно, что ради поднятия боевого духа бойцов Красной армии подобный скоропалительный вывод о таране сделал какой‑то безвестный политработник Юго‑Западного фронта». Стиль этого замечания, заметим от себя, не претендует на сдержанный тон прежде всего по отношению к подвигу, каким бы он ни был (равно как неуместен и поспешный негативный вывод в отношении «какого‑то безвестного политработника»).


А в последний раз подвиг Гастелло был повторен на самом излете войны гвардии младшим лейтенантом 2‑го гвардейского истребительного авиаполка Александром Лукичом Лиховидовым (1922 года рождения, уроженца деревни Новоселки Бешенковичского района Витебской области Белорусской ССР). В «Именном списке безвозвратных потерь офицерского состава частей 322‑й истребительной авиационной дивизии по состоянию на 29 апреля 1945 года» в графах напротив фамилии Лиховидова имеются примечательные для таких документов подробности (в прежние годы войны они обычно опускались): «24.5.45 г. Прикрыв[ал] наземные войска на с[амоле]те Ла‑7 в р[айо]не Берлина, на обратном маршруте в районе ШАНКЕНДОРФ был сбит З[енитной] А[ртиллерией] противника. Погиб». И соседней графе: «Упал в р[айо]не расположения войск противника». Подвиг 22–23‑летнего пилота не зафиксирован ни в одной мемуарной книге.


За восемь дней до этого на наземный таран пошел экипаж ленд‑лизовского среднего бомбардировщика В‑25 под командованием младшего лейтенанта Александра Григорьевича Белоусова. Эта история довольно интересна в контексте нашей темы, потому скажем о ней несколько подробнее. Вторым летчиком на этом самолете был младший лейтенант Николай Семенович Додор, штурманом – младший лейтенант Борис Самуилович Соломоник, стрелком‑радистом – старшина Леонид Владимирович Клюхин, воздушными стрелками – младшие сержанты Сергей Венедиктович Лещуков и Анатолий Михайлович Муравьев. Экипаж был очень молодым: командир воздушного корабля родился в 1923‑м, второй пилот и штурман – в 1922‑м, оборонявшие самолет от атак истребителей стрелки – в 1926‑м, то есть им было всего 18–19 лет. По какой‑то причине о Додоре как о командире говорится в мемуарах «По целям ближним и дальним» (1981) маршала авиации Николая Скрипко (1902–1987):


«16 апреля 1945 года, когда началась Берлинская наступательная операция, с боевого задания не вернулся и считался без вести пропавшим экипаж младшего лейтенанта Н.С. Додора из 341‑го дальнебомбардировочного авиаполка…


Уже после войны, в середине 70-х годов, неподалеку от Берлина (согласно архивным данным – в 1972 году вблизи города Букова, что на севере тогдашней ГДР, в 150 км от Берлина. – В.З., И.П.) были обнаружены обломки советского бомбардировщика, комсомольский билет на имя Николая Семеновича Додора, 1922 года рождения, документы других членов экипажа.


Среди граждан ГДР нашлись очевидцы подвига советского летчика и его боевых товарищей. Местные жители рассказали, что на рассвете 16 апреля 1945 года одиночный советский бомбардировщик был перехвачен и атакован группой немецких истребителей из берлинской зоны ПВО. Советский экипаж упорно продолжал полет на цель, отбивая многочисленные атаки фашистских истребителей. Но численно превосходящему противнику, атаковавшему дальний бомбардировщик с разных полусфер, в конце концов удалось поджечь самолет. Оставляя за собой шлейф дыма, бомбардировщик со снижением стал уходить на восток.


Когда советскому летчику не удалось сбить пламя, по свидетельству очевидцев, он развернулся над лесом и повел самолет в обратном направлении. Мнения сходятся на том, что летчик заметил большой склад боеприпасов гитлеровцев и устремил на него горящую машину. В нескольких десятках метров от склада бомбардировщик врезался в болотистый луг».


Воевавший штурманом звена в 10‑м гвардейском авиаполку дальнего действия Герой Советского Союза полковник в отставке Алексей Кот (1914–1997) в своей книге «Отечества крылатые сыны» (1989) дополняет: «О подвиге экипажа Николая Додора подробно рассказала газета «Красная звезда» в статье «Последняя атака» за 18 апреля 1974 года. В газете помещены фото летчика Додора и его комсомольского билета, пролежавшего в земле на месте взрыва самолета около 30 лет».


Останки экипажа тогда же были перезахоронены в братской могиле. Все шестеро были включены советскими военными историками в перечень совершивших наземные «огненные тараны».


В перечне этом, составленном на основе документов, хранящихся в архиве Министерства обороны СССР и в картотеке управления кадров ВВС, и опубликованном Воениздатом в книге «Бессмертные подвиги» (1980), значится 287 таких героев истребительной и бомбардировочной авиации Красной армии.


Аналогичный же список сайта «Авиаторы», данные которого формируются также на основе архивных данных и прочих заслуживающих доверия источников (причем со ссылками на таковые), состоит уже из 315 фамилий (впрочем, отмечается, что «информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность»).


При этом в «Бессмертных подвигах» «не достает» 76 имен из «Авиаторов», а в «Авиаторах» – 49 фамилий из «Бессмертных подвигов». «Авиаторы» не посчитали возможным включить в свой пантеон «огнетаранщиков», например, экипаж В‑25 Белоусова–Додора: возможно, по той причине, что летчики «малость не дотянули» до подвига – рухнули в болото, а не на вражеский склад боеприпасов, на который направляли свой горящий бомбардировщик.


Не уважил сайт и двух повторивших подвиг Гастелло летчиц – сержанта Александру Павловну Полякову (1922–1943; пилотировала У‑2) и 19‑ или 20‑летнюю Варвару Ильиничну Емельяненко (младший сержант, воздушный стрелок Ил‑2). Хотя их героические деяния были не раз описаны в прессе и мемуаристике достаточно внятно.


Ни «Авиаторы», ни «Бессмертные подвиги» не называют в числе совершивших «огненный таран» Владимира Анастасовича Микояна – сына небезызвестного сталинского наркома Анастаса Микояна. Во время Сталинградской битвы 18 сентября 1942 года 18‑летний летчик Владимир Микоян вылетел на свое третье боевое задание, с которого ему не суждено было вернуться: в районе станции Котлубань он был подбит и направил свой горящий истребитель на колонну вражеской техники.


И уж конечно, ни один из вновь открытых поисковиками «гастелловцев» не пополнил список «Авиаторов». Как и постоянно обновляющаяся «Википедия» не добавила их в таблицу с фамилиями 461 такого летчика. Как видим, критерии включения повторивших подвиг Гастелло в авторитетные списки не могут не вызывать вопросов.


В одной из публикаций (май 2015 года) на сайте «Военное обозрение» встретилось: «Советские летчики в годы войны совершили 446 огненных таранов». С какого потолка взято, не поясняется. В исследовательской книге «Иду на таран!» Последний довод «сталинских соколов» утверждается: «Всего за годы войны огненные тараны повторили около 500 советских экипажей».


Опять же «Википедия» в статье о Николае Гастелло со ссылкой на пару не вызывающих очевидного доверия источников конкретизирует: «Всего за период Великой Отечественной войны было совершено… 506 таранов самолетом наземной цели».


Таким образом, вновь найденный поисковиками экипаж бомбардировщика Пе‑2 под командованием младшего лейтенанта Виктора Денисова вполне может претендовать на то, чтобы занять некую очередную позицию в том или ином святом сонме павших «огнетаранщиков». Но в соответствующих экспертных сообществах почему‑то продолжительно размышляют над этим…

ОГНЕННЫЙ Таран. Страница 1


спящая собака

Спящая собака

Башни.Нет

14 февраля 1945 года в одном из боев советский летчик-истребитель Войска Польского Олег Илларионович Матвеев повторил подвиг Гастелло, осуществив так называемый огневой таран, направив самолет на немецкие танки. Вот несколько советских летчиков, совершивших такой подвиг.

Олег Матвеев
Илларионович
Фото: Личный состав полка «Варшава» во главе с капитаном Олегом Матвеевым

Олег Матвеев Илларионович Вышний Волочек родился в 1917 году. В 1941 году окончил курсы высшего пилотажа. В 1943 году воевал в составе эскадрильи, затем полка «Варшава». Совершил 40 боевых вылетов и 30 разведывательных. Летал на самолете Як-9.
В ходе боя за город Шнейдемюль (ныне польский город Пила) попал под зенитный огонь. Поняв, что он не посадил самолет, Матвеев направил его на скопление немецких танков. За этот подвиг он был посмертно награжден орденом Красного Знамени и орденом Virtuti Militari.
В его честь на доме, где он жил в Вышнем Волочке, установлена ​​мемориальная доска. В городе видели Олегу Матвееву Илларионовичу памятник, но по решению властей в 90-х годах его снесли.

Николай Гастелло

Николай Гастелло 1907 года рождения. В 1941 году совершил наземный таран. Произошло это в начале войны — 26 июня 1941 года. Экипаж под командованием капитана Гастелло на самолете ДБ-3Ф вылетел на бомбардировку немецкой механизированной колонны на дороге Молодечно — Радошковичи в составе двухзвенных бомбардировщиков. . Был сбит зенитный огонь самолета Гастелло. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло решил устроить огневой таран, нанеся горящую машину на механизированную колонну противника. Все члены экипажа погибли.
Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина. Подвиг Гастелло стал известен во всем мире.

МИХАИЛ АНИСИМОВИЧ ЮЮКИН

Михаил Анисимович Ююкин родился в 1911 году в Воронеже. Это был однополчанин Гастелло. Считается, что он первым в истории авиации совершил таран наземных целей.
Это было 5 августа 1939 года, в разгар советско-японского конфликта на Халхине. Бомбардировщик Ююкин сел в группу самолетов 150-го бомбардировочного полка и провел бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан. Еще после подрыва левый двигатель его самолета был поражен зенитным огнем. Ююкин попытался поскользнуться, чтобы погасить пламя. Поняв, что самолет потерял высоту и до линии фронта (около 20-30 км) не дотянуться, он приказал экипажу — стрелку-радисту и штурману Разбойникову П. А. Морковкину — покинуть корабль и направил горящий бомбардировщик в скопление японские войска. Александру Морковкину удалось спастись и, благополучно избежав плена, на следующий день вернуться на свою базу. Михаил Ююкин Питер Разбойники убиты.
В августе 1939 года Михаил Ююкин был посмертно награжден орденом Ленина.

Таран Самолет ДБ-3Т
Фото: Командир экипажа — лейтенант Игашов Петр Степанович; штурман — лейтенант Парфенов Дмитрий Георгиевич, стрелок — лейтенант Хохлачов Александр Митрофанович, стрелок — матрос Новиков Василий Логинович

Это был первый в истории авиации таран воздушных и наземных целей в одиночном бою. 30 июня 1941 г. экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3Т 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й торпедной авиадивизии Балтийского флота в составе летчика младшего лейтенанта П.С. Игашова, штурмана лейтенанта Д.Г. Парфенова, бортстрелков В.Л. Новикова и А.М. Хохлачев выполняют боевые задачи по бомбардировке моста в районе города Двинска. Полет проходил без сопровождения истребителей. После разрушения моста на обратном пути самолет был атакован тремя фашистскими истребителями Ме-109.F, по другой версии, четыре истребителя. Игашов развернул свой самолет им навстречу, а на правом крыле хвостового оперения нес «Мессершмити». После этого обрушился горящий самолет на мотоколонну противника, который пытался форсировать Западную Двину. Весь экипаж, кроме Игашова, погиб. Командир был схвачен и расстрелян немцами.

Виктор Носов

Виктор Носов родился в 1923 году в Симбирске. В октябре 1944 года лейтенант Носов прибыл в 51-й минно-торпедный полк ВВС Балтийского флота, вооруженный американскими самолетами «Бостон» А-20. 9003 13 февраля 1945 г. в южной части Балтийского моря в составе штурмовой машины водоизмещением 6 тыс. тонн в самолет Носова попал снаряд, самолет начал падать, но летчик направил его прямо в транспорт и протаранил. Произошел взрыв, после чего вражеский транспорт затонул. Экипаж (пилот — лейтенант В. Носов, штурман — лейтенант Александр Игошин и стрелок — сержант Федор Дорофеев) пал смертью храбрых.
Это был первый в истории войны таран тяжелого бомбардировщика в Балтийском море. В Польше памятник экипажу В.П.Носова.

—img11—

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!!! Память о их подвигах жить вечно!!!

—img12—

Источник: smartnews.ru

Теги

история
пилоты
таран

См. также

Новое и интересное


(в) 2012-2022

ЕС

RU

CN

Новое и интересное

Хай Зинвор

Они погибли за страну: братство, кровью освящено

 

К нам обратился воронежский журналист Валентин Котюх с просьбой – предоставить данные о летчике, командире истребителя младшем лейтенанте Артюше Оганджаняна, героически погибшего под Воронежем 8 июля 1942 года, направив свой горящий самолет в скопление вражеских танков. Ему было всего 25 лет. За свой подвиг он был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Дело в том, что в связи со 100-летием Военно-воздушных сил Российской Федерации в Воронеже на улице имени героя будет установлена ​​мемориальная доска, а журналисту потребовали биографические данные героя.

Мы нашли семью Оганджанян, познакомили с журналистом Котюхом, и вскоре на сайте communa.ru появилась следующая статья.

 

Подготовил Гнар Тадевосян

 

Они защищали свою Родину. Оганджан — огненная душа

 

Валентин Котюх

председатель Воронежского регионального отделения «М.Т. Калашникова» организация

 

В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались 600 тысяч армян. Это половина всего населения солнечной Армении тех лет. Многие посланники этих людей отдали свои жизни в битве под Воронежем.

На воронежской земле спят вечным сном Младшие сержанты Гурген Геворгян, Ваан Сафарян и сержант Агабек Погосян из 303-й стрелковой дивизии.

В бою за Чижовский плацдарм погибли Амаяк Конинян из 14-й танковой бригады, Арам Амирян и Акоп Матевосян из 6-й стрелковой Краснознамённой дивизии. Вместе с солдатами других национальностей здесь покоятся останки военнослужащих 100-й стрелковой дивизии: командира взвода лейтенанта Патвакан ​​Алиханян и сержанта Манука Шадуяна, курсанта отдельного учебного батальона 107-й стрелковой дивизии Артавазда Асатряна.

Навсегда вписали свои имена в летопись боев за Воронежскую область командир 174-й стрелковой дивизии полковник Сергей Исаевич Карапетян и его бойцы. Под его руководством бойцы дивизии освободили от гитлеровцев левый берег Дона у Петропавловки, захватили и удерживали Коротоякский плацдарм. 7-я рота 41-го пограничного полка НКВД под командованием лейтенанта Айка Балаяна семь дней обороняла Чернавский мост. Здесь возле моста был убит Сурен Маргарян. 10 июля 1942 заместитель командира роты Мигран Хачикян с группой бойцов, находившихся в разведке в районе СХИ, попал в окружение.