Галицкая русь википедия: Галицкая Русь | это… Что такое Галицкая Русь?

§ 6. Галицко-Волынская Русь. Отечественная история (до 1917 г.)

§ 6. Галицко-Волынская Русь

На юго-западе находились Галицкая и Волынская земли. Города-государства формировались здесь в рамках племенных территорий бужан, волынян, хорватов, тиверцев и уличей. То была обширная область, простиравшаяся от Побужья до бассейна реки Сан. Она граничила с Польшей, литовскими землями, «горы Угорские» (Карпаты) отделяли ее от Венгрии; на юго-востоке границы земель охватывали земли Причерноморья от Южного Буга до Дуная. Геополитическое положение накладывало отпечаток на политическое развитие этих земель, так как соседние государства постоянно вмешивались в их внутренние дела. Оно определяет и специфику источников, сосредоточенных, прежде всего, на внешнеполитических событиях, междоусобной борьбе князей, «крамолах» бояр.

Волынская земля получила свое название от древнего племенного центра — Волыня на Буге. Местные союзы племен рано оказались в орбите влияния Киева, оказывая военную помощь киевским князьям и выплачивая дань. Но здесь отношения Полянского центра с подвластными ему племенами, в принципе аналогичные отношениям с другими покоренными восточнославянскими племенами, осложнялись тем, что помимо приднепровской Руси сюда стремились проникнуть Чехия и Польша и территории стали предметом соперничества.


На смену племенным центрам в конце X — начале XI в. здесь выдвигается Владимир — будущий стольный город Волынской земли, впервые упомянутый в летописи под 988 г. Он расположился неподалеку от Волыня, что позволяет говорить о «переносе города», понимая под этим перемещение правящих функций из одного города в другой.

Здесь консолидируется вечевая община, идет процесс формирования города-государства, свидетельством чего является появление собственного княжения, утверждение епископии. Но в первой половине XI в. город покорно принимал к себе на княжение сыновей великого князя киевского. Ярослав Мудрый посадил во Владимире своего сына Игоря, затем Всеволод Ярославич передал город Ярополку Изяславичу.

Последний был изгнан из Владимира князьями-изгоями: братьями Ростиславичами и Давыдом Игоревичем. Чтобы утихомирить обделенных князей, Всеволод на правах киевского властителя отдает Перемышль и Теребовль Ростиславичам. Эти два города стали, наряду с Владимиром, важнейшими центрами Юго-Западной Руси. Надо отметить, что борьба князей между собой, как и в других регионах Руси, отражала процессы становления волостного строя.

Явное стремление вырваться из-под властной опеки Киева наблюдается во второй половине столетия, когда после Любечского съезда развернулась борьба за эти земли. В ней столкнулись интересы киевского князя Святополка и поддержавшего его Давыда Игоревича и княживших в Теребовле и Перемышле князей Василько и Володаря Ростиславичей. Однако за спинами князей стояли вечевые общины городов — вече стало играть огромную роль в политической жизни. С ним встречаемся уже в ходе драматических событий 1097 г.: во время осады Владимира именно вече решает судьбу города, требуя у князя выдать тех, кто ослепил Василька Теребовльского.

В это время интенсивно формируется и Владимирская волость: Всеволож, Перемиль, Бужеск, Белз, Луцк и др. — все это пригороды, признающие власть главного города, составляющие с ним органическое единство. Зависимость пригородов от главного города устанавливалась по разным линиям: политической, административной, военной.

По мере того как складывалась Владимирская волость и происходило сплочение местных социальных сил, обострялась борьба Владимира за независимость от Киева. В конце XI — начале XII в. Владимир вместе с пригородами составлял крупную по размерам волость Юго-Западной Руси, Однако своя княжеская династия здесь появилась лишь в 1130-х гг., у истоков которой стоит внук Владимира Мономаха — Изяслав Мстиславич, затем его сын Мстислав. К середине XII в. прекращается зависимость Владимирской волости от Киева.

Но начинается борьба внутри Волынской земли, усложняется волостная система, внутри которой появляются городские центры, тяготеющие к независимости от главного города. В рамках старой Владимирской волости формируются более мелкие волости, возглавляемые своими городами. Так, в 1170-е гг. окончательную самостоятельность приобретает Луцк.

Как отметил М. С. Грушевский, Мстиславичи невысоко ценили свои волынские волости, всю жизнь боролись за киевский стол. Князем, для которого интересы Юго-Западной Руси оказались главным делом жизни, стал Роман Мстиславич. Узнав о смерти своего отца, княжившего на Волыни, он в 1170 г. пришел во Владимир из Новгорода. Его младшие братья уже сидели в Белзе, Червене и Бресте, и скоро Владимирская земля разделилась на Владимирскую и Белзко-Червенскую волости. Луцкая земля также разделилась на две волости: Дорогобужскую и Пересопницкую. Роман был первым из волынских князей, кто увидел преимущества соседней Галицкой волости.

Галицкая земля обособилась позже Владимирской. Сам город появляется на страницах летописи только после 1141 г., но выход Галича на историческую арену — итог предшествующего развития города. Более древним городам этого региона — Перемышлю и Теребовлю — пришлось уступить пальму первенства Галичу: они, наряду с другими городами, вошли в состав волости Галича, стали его пригородами.

В Галиче идет процесс становления вечевой общины, что получает отражение в появлении здесь своего княжения, а князь Владимир (Владимирко) Володаревич (1141–1152) делает Галич столицей формирующегося города-государства. Как и везде, этот процесс сопровождался ожесточенной борьбой против Киева, а со временем и против соседней Владимирской волости, которая часто вступала в союз с Киевом против Галича.

Особого могущества Галицкая земля достигла во время княжения Ярослава Владимировича Осмомысла (1152–1187). Автор «Слова о полку Игореве» нашел такие строки для того, чтобы обрисовать силу Галицкого князя:

«Галицкий Осмомысл Ярослав

Высоко сидишь на своем златокованном столе,

подпер горы Угорские своими железными полками,

загородив королю путь,

затворив Дунаю ворота,

меча бремены чрез облака,

суды рядя до Дуная.

Грозы твои по землям текут,

отворяешь Киеву ворота,

стреляешь с отчего золотого стола салтанов за землями».

Но надо иметь в виду, что это могущество непосредственно зависело от силы городской общины, в военной сфере — от волостного ополчения, которое постоянно фигурирует на страницах летописи.

Могущественный для своих противников Ярослав смог испытать на себе крутой нрав Галицкого люда, объединенного в волостную общину. В летописи под 1159 г. узнаем о том, что галичане обращаются к Ивану Берладнику и приглашают на княжение. В галицкой городской общине возникло недовольство Осмомыслом. Возможно, что это действовала одна из «партий», враждебная князю. О том, что в городе были люди, не расположенные к Ярославу, свидетельствуют и дальнейшие события, когда через несколько лет из города бежала княгиня с сыном Владимиром и «мнози бояре». Разрыв с мужем и отцом был вызван тем, что стало известно о любовной связи Ярослава с некоей Настасьей, сыну которой он стал отдавать предпочтение. Княжеский адюльтер XII в. завершился трагически: галичане избили «приятелей» Ярослава, заставили князя вернуться в семью, а его любовницу «накладше огнь сожгоша», отправив ее сына в заточение. Характер казни заставляет предполагать еще и языческую подоснову событий: вполне возможно, что на женщину пало подозрение в колдовстве.

События получили продолжение уже после смерти Ярослава. Накануне своей смерти он собрал довольно представительное вечевое собрание всей Галицкой волости. Три дня он плакался и каялся перед этим собранием, а затем «повеле раздавати имение свое». Здесь в очередной раз мы видим характерное для древних обществ перераспределение частных богатств на коллективных началах. Раздачи должны были также повысить статус князя, расположить общину к тому, чтобы исполнить его пожелания.

Община и не подумала выполнять его предсмертное завещание: посадить на княжеский стол незаконнорожденного Олега. Но и законный сын — Владимир, пьяница и развратник, — тоже недолго продержался в Галиче. Вече выгнало его из города и пригласило на княжение Романа Мстиславича из соседней Волыни. Правда, и Романа изгнал из Галича Владимир с помощью венгров. Но даже венгерский король вынужден был прислушаться к требованиям галичан: посадив на столе своего сына, он заключает с ними договор.


Появление венгерского королевича на княжеском столе в Галиче — новый этап в истории взаимоотношений Юго-Западной Руси с Венгрией и Польшей, когда эти страны активно вмешиваются во внутреннюю жизнь Галича.

Галичане, изведав «сладости» правления чужеземцев, прогнали королевича и вновь посадили на княжение Владимира. Наверное, помогла Владимиру и поддержка императора Священной Римской империи. Как бы то ни было, он просидел в Галиче еще десять лет, а после его смерти в 1199 г. в Галиче вновь утвердился волынский князь Роман.

Историки обычно видели в факте вокняжения Романа объединение двух земель. Мы не согласны с такой постановкой вопроса. Княжение Романа в Галиче нельзя воспринимать как слияние двух волостей. Появление владимирского князя на Галицком столе было в известном смысле успехом владимирцев в соперничестве с галичанами.

Опираясь на могущество Галицкой и Волынской волостей, Роман распоряжается Киевом, совершает успешные походы на Литву, Польшу, Венгрию, половцев. Апогеем этой политики было пострижение в монахи киевского князя Рюрика и провозглашение великим князем Романа. В этом контексте не вызывает удивления то, что в Галицкой земле укрылся византийский император, изгнанный своим соперником, а Папа Римский предлагал Роману Мстиславичу королевскую корону.

Роман снискал себе такую славу на Руси, которая сопоставима только с популярностью Владимира Мономаха. Ипатьевская летопись говорит о нем, что, «идя следом деда своего Мономаха, кинулся он на поганых, как лев, сердитый был, как рысь, уничтожал их, как крокодил, проносился над их землей, как орел, храбрый был, как тур». Роман стал героем песен и былин, воспевавших его как защитника русских земель. Грозный для врагов внутри своей волости, он не мог не прислушиваться к мнению земщины. Более того, крутые меры, на которые он был щедр, связи с Волынью вызвали к нему неприязнь значительной части галичан.

Во всяком случае, после гибели Романа в борьбе с поляками в 1205 г. его вдове вместе с детьми пришлось бежать из Галича во Владимир Волынский. Местная община готова была ее приютить, но и здесь были недруги. Пришлось ей бежать и из Владимира, причем Даниила вывез «дядька» (воспитатель), посадив его перед собой на коне и укрыв плащом

Сыновьям Романа — четырехлетнелу Даниилу и двухлетнему Василько — грозило стать игрушкой в руках иноземных сил. Поначалу их приютил князь Лешко Краковский, но вскоре он отправил Даниила к венгерскому королю, а его мать и брата оставил у себя.

В Галицкие дела в это время вмешиваются венгры, поляки, киевские Мономаховичи и черниговские Ольговичи. Владимирской и галицкой общинам приходится в очередной раз решать судьбы своих земель. При этом нельзя воспринимать галичан и владимирцев как движимую единым интересом массу. Так, честолюбивые Галицкие бояре рвались к власти, увлекая за собой и часть галичан. Результатом стало недолгое и уникальное для Киевской Руси княжение в Галиче в 1212 г. боярина Володислава.

Отечественная историография оценила этот и ряд других фактов по достоинству. Общим местом в исторических трудах стала идея о всесилии Галицкого боярства, о несметных богатствах, прежде всего земельных, накопленных боярами. Нельзя отрицать того, что в XIII в. бояре здесь начинают постепенно отделяться и от князя, и, главное, от городских общин, отдельные их представители начинают «зарываться», претендовать на власть. Но в целом бояре сохраняют все тот же социальный статус они выступают старшими дружинниками, все так же играют роль лидеров в городской общине, возглавляя «партии», ведущие между собой борьбу. Вполне возможно, что на «характер» Галицких бояр влияло постоянное иностранное вмешательство в дела юго-западных городов-государств.

Нелепость княжения боярина понимали даже иноземные властители, но они воспользовались этим для своих целей. В результате сговора князя Лешко Краковского и венгерского короля Андрея II в 1214 г. боярин Володислав был пленен, а на столе в Галиче был посажен пятилетний венгерский королевич Коломан. Примерно в это время Даниил с матерью с помощью поляков вернулись во Владимир.

Вскоре венгерский и польский правители поссорились, и Лешко пригласил из Новгорода в Галич известного князя Мстислава Мстиславича Удалого, который в общей сложности просидел в Галиче до 1228 г. Даниил заключил с ним союз и в 1219 г. женился на его дочери Анне. При молчаливом одобрении тестя Даниил очистил от поляков западные районы Волыни. Это были первые серьезные деяния князя, в котором все его злоключения выработали сильный, волевой характер.

Князь участвовал и в злополучной битве на Калке, где был тяжело ранен и чудом уцелел. В 1229–1230 гг. Даниил вместе с верным своим союзником — братом Василько — участвовал в усобице польских князей. Об этих событиях летописец заметил, что никто, кроме Владимира Святого, не ходил так далеко в «землю Ляшскую» (Польшу).

В 1230 г. Даниил вошел в Галич, но лишь к концу десятилетия при поддержке Галицкой городской общины Даниилу удалось укрепиться в юго-западных землях. Сам он сидел на столе в Галиче, а брата Василька посадил во Владимире-Волынском. Даниил стал замечательным воином, одним из самых знаменитых русских князей, слава которого сопоставима лишь с известностью Александра Ярославича Невского.

Перед нашествием монголов Даниил захватил Киев, где посадил своим наместником тысяцкого Дмитра, который руководил обороной города в 1240 г. Но во внутренней политике и Даниил опирался на силу городской общины Галича и волости в целом. Не случайно Даниил обращается к горожанам: «О мужи градьстии, доколе хощете терпети иноплеменьных князии державу…». Мощь народных масс коренилась в военной организации, демократической по своей сути. По-прежнему народное ополчение (вои) определяло исход сражений. Правление Даниила продолжалось до его смерти в 1264 г.

Историков завораживает образ Даниила, нарисованный летописью. Древнерусский «списатель» не жалеет красок, чтобы изобразить «Данилу-короля». Но по-прежнему полнота власти в волости была сосредоточена не в руках бояр или князей, а у городской общины в целом.

Волынская резня

Волынская резня
Сейчас, когда Украина стремится в Европу, а Польша активно способствует этому внешнеполитическому вектору оранжевого Киева, под негласным запретом в обеих странах оказалась тема преступлений бандеровцев. А ведь полякам есть что вспомнить. Например,

«Волынская резня» в документах советских органов государственной безопасности

«Волынская резня» в документах
советских органов государственной безопасности
1. Спецсообщение УКР «Смерш» 1-го Украинского фронта о преступлениях украинских националистов села Могильницы, 20 мая 1944 года
4 мая с. г. отделом «СМЕРШ» 74 ск 1-й Гвардейской армии на основании…

§ 3. Галицко-Волынское княжество

§ 3. Галицко-Волынское княжество
Галицко-Волынское княжество сформировалось на основе земель бывшего Владимиро-Волынского княжества, которое располагалось на западных и юго-западных границах Руси. В XI—XII вв. во Владимире-Волынском правили второстепенные князья,

«Червоная» (Галицко-Волынская) Русь

«Червоная» (Галицко-Волынская) Русь
Суперсоюз распался на города-государства во главе с городами Новгородом, Полоцком, Смоленском, Киевом, Черниговом, Переяславлем. На юго-западе находились Галицкая и Волынская земли. Города-государства формировались здесь в рамках

§ 5. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ РУСЬ В XII -НАЧАЛЕ XIII в.*

§ 5. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ РУСЬ В XII -НАЧАЛЕ XIII в.*
Основным источником по истории Галицко-Волынской земли XII — первой половины XIII в. является южнорусский летописный свод конца XIII в., дошедший до нас в нескольких списках и получивший название Ипатьевской летописи по при»Параграф

Галицко-Волынская земля

Галицко-Волынская земля
На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая земля (в Прикарпатье) и Волынская земля (по берегам Буга). Эти земли часто называли Червонной Русью (по городу Червень на Галиче). Плодородные почвы способствовали раннему появлению здесь

«Волынская резня»

«Волынская резня»
«Волынская резня» достигла своего максимума летом 1943 года. УПА в короткое время осуществила геноцид поляков, заодно уничтожая «зайдов», «хрунов», «зрадников», которыми мог стать любой, ибо господствовал принцип — «кто не с нами, то против нас».

10. Галицко-Волынская летопись XIII в.

10. Галицко-Волынская летопись XIII в.
Заключительная часть Ипатьевского свода, содержащая известия об истории Юго-Западной Руси от начала до 90-х годов XIII в., известна в литературе под названием Галицко-Волынской летописи. Со времени введения ее в научный оборот

Создание УПА и Волынская резня

Создание УПА и Волынская резня
По мнению многих западных исследователей, одной из основных причин «дезертирства» украинцев с германской службы, когда Шухевич увел в полесские леса карателей 201-го батальона, была задача истребления гражданских лагерей, созданных

5.

 Галицко-Волынская земля

5. Галицко-Волынская земля
5.1. Природные условия. Галицко-Волынское княжество, находясь на западных и юго-западных границах Руси, в междуречье Южного Буга и Днестра, обладало исключительно благоприятными условиями для развития земледелия, ремесел и торговли. Его границы

Алина Волынская. Цирк и политика в СССР (на примере «уголка дедушки Дурова»)

Алина Волынская. Цирк и политика в СССР (на примере «уголка дедушки Дурова»)
Ленину приписывают фразу «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшим для нас являются кино и цирк», но, похоже, он все-таки ее не произносил[446]. Однако сам по себе факт мистификации не

2. Галицко-Волынское княжество

2. Галицко-Волынское княжество
Галицко-волынская земля, с мягким климатом, степным пространством, перемежающимся с реками, широкие долины которых были покрыты тучными черноземами и лесными массивами преимущественно из дуба и березы, была центром высокоразвитого

Карпатская Русь Карпатская Русь (Галицкая Русь, Буковина, Угорская Русь)

Карпатская Русь
Карпатская Русь (Галицкая Русь, Буковина, Угорская Русь)
Русины (русичи) живут в основном на землях Словакии, Польши и «Малой» Руси
1772 год. Галицкая Русь (главные города Галич, Перемышль, Звенигород) находилась под властью русской Литвы.1772–1918 годы.

Русский Афон

Преподобный Иоанн Вишенский

     Иоанн Вишенский (между 1545—1550 — после 1620) — западнорусский православный монах, влиятельный духовный писатель, антиуниатский публицист и полемист. Ревнитель православия и «единства многоименитого российского рода», духовной связи Малой России с Великой Россией. Жил на Афонской горе в Зографском монастыре.

     По происхождению галичанин, родился в городе Судовая Вишня. Биографические данные о Вишенском весьма скудны. Известно, что он был высокообразованным человеком и в молодости проживал некоторое время в Луцке.

     Иоанн Вишенский – поистине замечательная фигура на небосводе южнорусского богословия. С младых ногтей будучи преданным вере православной, Иоанн много путешествует, поселяется в Манявском скиту, а затем добирается до Афона. Оттуда он выступал с горячим проповедями в защиту православия, порицая сторонников унии среди галицкого священничества – епископа Луцкого Кирилла Терлецкого, митрополита Киевского и Галицкого Михаила Рогозу, епископа Брестского Ипатия Потия.

     Уния… Западнорусскому народу она принесла тяжелые испытания. Итогом спровоцированного Ватиканом раскола русско-православного мира стал захват Галицкой Руси на долгие столетия польскими феодалами. Отныне между Западной Русью и остальными русскими землями не было непосредственной культурно-политической связи. Галицкая Русь находилась в изолированном положении, где господствующим социальным классом была польская шляхта, господствующим политическим направлением – идея Речи Посполитой, господствующей конфессией – католицизм.

     Для русинского населения Галиции (многие ошибочно думают, что русинами называли себя только закарпатцы) единственным способом выбиться в люди было либо принятие польской идентичности и католической веры, либо, как промежуточный вариант, переход в греко-католицизм (униатство). Но сопротивление галичан унии было велико, и Ватикану пришлось затратить немало времени, сил, денег и энергии, прежде чем удалось перекроить православную Галицию в Галицию униатскую. На это ушло несколько столетий, и на всем их протяжении не утихала бурная полемика между православными, с одной стороны, и католиками и греко-католиками — с другой.

     В годы, когда жил Иоанн Вишенский, уния еще не имела перевеса над душами и сердцами галичан. Иоанн Вишенский положил на алтарь борьбы за веру Православную все свое красноречие и полемический дар. Он поддерживал тесные отношения с православным Львовским братством, которое, как и все православные братства на тогдашней Западной Украине, выступало оплотом русского православия. Православные братства Западной Руси принято считать зачатками того духовно-идеологического движения, которое позже получит название западнорусизма.

     Западнорусизм рассматривает украинцев (малороссов) и белорусов как юго-западную и северо-западную ветви триединого русского народа. И это не отвлеченная научная теория, а народная практика, ведь история сохранила множество западнорусских письменных источников, подтверждающих общерусское самосознание населения Западной Украины и Белоруссии. Например, в Львовской братской школе в 1591 г. была напечатана знаменитая грамматика греческого и церковно-славянского языка «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искусства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду». Тогда «украинского рода» еще не существовало, и этноним «украинцы» появится позже, не без соучастия в его насаждении австро-венгерского и германского карательного аппарата.

     Галицко-русское движение было юго-западным ответвлением единой западнорусской жизни. И не случайно видный галицко-русский писатель Василий Романович Ваврик посвятил Иоанну Вишенскому отдельную статью в сборнике «Краткий очерк истории галицко-русской письменности» (1968). Приверженцы галицко-русской мысли XIX-XX вв. , которые тысячами попадали за свои убеждения в концлагеря Талергоф и Терезин в Первую мировую, были продолжателями традиций Иоанна Вишенского, жившего почти за 300 лет до этого.

     «Афонский анахорет [отшельник], – пишет В.Р. Ваврик, – написал около 20 ярких посланий, которые отличаются живым, образным, увлекательным, своеобразным, патриотическим словом, сильным слогом, остроумной диалектикой и глубокой болью за судьбу народа Юго-западной Руси. Папу с легионом иезуитов и доминиканцев он подвергает острой критике в «Обличении диавола-миродержца»и отступников от веры предков немилосердно бичует в «Послании к митрополиту и епископам, принявшим унию». В посланиях Иоанна Вишенского преобладает крепкий слог, который производил сильное впечатление на простой народ и низшее духовенство».        Как говорили современники, язык произведений Иоанна Вишенского уступал по пластичности и индивидуальной выразительности разве что «Слову о полку Игореве». Как аскет, Иоанн не видел спасения, кроме как в христианизации, и, порицая феодальный строй Речи Посполитой, в проповедях призывал крестьян и ремесленников не подчиняться епископам и феодалам, навязывающим унию. До монашества Вишенский имел общение с сановниками латинской церкви («и я некогда в той пробе был») и еще больше укрепился в правоте православия.

     На его глазах Ватикан отторгал от русского тела целые семьи, которые уходили от православия, чтобы затем отойти и от русских корней. Стоит отметить, что долгие годы многие искренние русофилы Галиции считали униатство «русской верой», и из униатской среды вышли многие звезды галицко-русской жизни. Но разрушительный посыл, заложенный в унии, помноженный на физическое уничтожение униатов-русофилов, постепенно привел к превращению греко-католицизма в религию украинских национал-радикалов.

     Находясь на Афоне, Иоанн Вишенский шлет на Русь свои богословские сочинения «Писание до всех обще, в Лядской [Ляшской] земли живущих», «Извещение короткое о латинских прелестях», «Писание к утекшим от православныя веры епископам» и «Краткословный ответ». Последний адресовался вдохновителю унии Петру Скарге. В русских кругах П. Скарга вызывал только отрицательные эмоции, в то время как поляки считали его положительным героем, а его деяниями вдохновлялись многие польские литераторы последующих столетий, в т. ч. Адам Мицкевич.

     Кроме этих произведений, Вишенский шлет на Русь «Древо, зовомое разумное, философия не поганского учителя Аристотеля, але православных Петра и Павла». Как христианский богослов, Вишенский выступал против некритичного восприятия античной греческой философии. Иногда он подходил слишком радикально к этому вопросу, призывая окунуться в полноту Священного Писания и не касаться никогда трудов древнегреческих философов. Но не следует забывать, что это был XVI в., и то, что сегодня может казаться нелепым, в ту эпоху воспринималось как норма. Тем более что светская мудрость без света Слова Божьего ведет к плотолюбию и забвению Духа Святого.

Худ. Ю. Буцманюк. Проповедь Ивана Вишенского
роспись из монастыря Рождества Христова в г. Жолкве


     Вишенский посещает Жидачев, Острог, долгое время живет в Луцке, находится в переписке с патриархом Александрийским Мелетием Пигасом и др. церковными иерархами, пишет обращение к кн. Константину Острожскому с призывом стоять в вере православной. Среди его соратников – преп. Иов Манявский (Княгиницкий).

     Особый интерес представляет «Зачапка мудраго латынника з глупым русином в диспутацию или, попросту рекши, в гадание или беседу». В тексте явно чувствуется влияние польского языка, что неудивительно. В ту эпоху православные книги нередко печатались по-польски. Мудрый латынник спрашивает «глупых русинов», почему «не хочете до нас приступить, жебысмы [чтобы мы] были едно, где есть зродло [источник] разуму и науки, чого вы не имеете?».

     На что «глупый русин» отвечает: «Для того, ласковый и мудрый латинниче, есмо глупы, бо есмо апостола Павла ученицы», и «премудрость бо мира сего буйство у Бога есть». Далее русин говорит, что «глупая Русь» видит, как «ваша милость ухватилися за мирскую (хитрую и сварливую, любопрепиралную, веку сему, а не будущему, служащую и угожающую) премудрость», которая «есть мерзска и глупа пред Богом».

      «Мы тежь, – продолжает «глупый русин», – глупая Русь, вашего костела разума и хитрости не хочем и на ваше жродло [источник] поганских наук, которое славу света сего гонит, не лакомимося… та весть (кто от кого отступил, греки ли з Русию от латинскаго костела или латинский костел от греков и от Русии и от православные веры отступил) всему свету явна есть. И если бы, по Христову глаголу, языки людские на свидетельство умолкли альбо [или] угасли, тогда и камение возопиют и бездушная тварь сведчити [свидетельствовать] будет, иж то есть не смиреннаго мудрования истинны корень, але мучительское и гордостное лжи и силы потварь…»

     Не менее интересен «Ответ Скарзе [Скарге] на зазрость [зависть] греков». П. Скарга старался оторвать Галицкую Русь от остальной православной Руси, и поэтому Вишенский обращается к нему громогласным «Пытаю тебе, Скарго…» («Спрашиваю тебя, Скарга…»). Эта фраза звучит частым рефреном в тексте как допрос виновника.

     Иезуит П. Скарга уничижительно отзывался о славянском языке, превознося язык латинский, на что Вишенский обвиняет его в слепоте и пагубных намерениях. П. Скарга у Вишенского, «аки аспид глухий затыкает уши», чтобы не «доведатися святоплодия в языку словенском породившихся, чего николи язык латынскии не имел и имети не может». И далее особенно актуально: «Пойди, Скарго, в Великую Россию и прочитай истории житии оных святых мужей, чюдотворцов великих».

г. Судовая Вишня. Памятник земляку Иоанну Вишенскому

     Для галичанина Иоанна Вишенского Великая Россия – не чужой край, а такая же Русь, как и Галиция. И он предлагает хитрому иезуиту, «если не хочеш плодоносил спасителнаго языка словенскаго от Великой России доведоватися, доступи в Киеве в монастырь Печерский, а ту же у тебе дома, в державе короны Польской, не ленися и выспрашивай о святых оных, чюдотворством мало не равно великоросийским от Бога почтенных святым мужем. И сих, ударованных и возвеличенных и по смерти от Бога прославленных, которых естеством род росийский породил, спасенными же быти и освятити тот же святый язык славенский исходатаил».

     «Род российский» у И. Вишенского – это и Великороссия, и Киев, и восточные земли короны польской. Эти слова идут вразрез с украинской националистической пропагандой, будто Галиция и Великороссия, украинцы и русские – это разные планеты и разные народы.

     Забыты сегодня отеческие послания Вишенского в угоду политической конъюнктуре. Не поведают о нем ни школьные учебники, ни вузовские программы по истории Украины. Светские власти решили, что монаха Иоанна Вишенского из официальной истории лучше вычеркнуть.

      В Галиции многие места, 400-500 лет назад связанные с православием, превращены в оплот греко-католицизма. Но не того греко-католицизма XVI-XIX вв., который дал русской истории целую плеяду пламенных патриотов Руси (Тит Блонский, Василий Залозецкий, Иосиф Левицкий, Владимир Хиляк, Николай Устианович), а отравленной русофобией и расизмом идеологии, «осчастливившей» Галицию бандерами, шухевичами и шептицкими.

     Тем больше поводов у нас не забывать Иоанна Вишенского, помнить о его трудах и передавать память эту будущим поколениям.

http://agionoros.ru/docs/1049.html

Литературное наследие преподобного


     Известно всего 16 произведений Вишенского. Известны написанные им с Афона «Послания», отправлены на Русь вместе с посланием афонских старцев: Посление к князю Острожскому и ко всем православным, с увещанием «стоять в православии», Послание к львовскому братству и к отцу Иову, скитнику Марковой пустыни — о том же, Послание к остальным отступникам от православия Кириллу, Ипатию и Рогозе — строгое обличение.

     По-видимому, Иоанну же принадлежит «Зачанка мудрого латынника с глупым русином в диспутацию», известная под псевдонимом Христофора; в рукописях известны ещё два его произведения; кроме того, он сам упоминает ещё о трех своих сочинениях, до нас не дошедших.

     Из Уневского монастыря Иоанн написал наставление старице Домникии в благочестии. Такого же содержания сочинение Иоанна, написанное в Афонской пещере: «Позорище мысленное».

     Произведения Вишенского отличаются в южнорусской полемической литературе XVI и XVII веков не только исключительным литературным талантом автора, но и его своеобразной позицией. Вишенский не ограничивался борьбой с католицизмом и Унией. Исходя из принципов византийского аскетизма, он остро критиковал весь современный ему церковный и светский строй и требовал простоту древнехристианского братства, как осуществление Царства Божьего на земле. Вишенский отвергал, в частности, светское образование и народные старинные обычаи, как языческие. Он пользовался формами церковных посланий, диалога и полемического трактата, постоянно сочетая эти жанры.

     В своих произведениях Иван Вишенский рисовал красочные, часто гиперболические, картины морального упадка высших слоёв, в частности духовенства, противопоставляя им «бедных подданных» и простых монахов. Трогательность и эмоциональное измерение чередуются здесь с острой сатирой и сарказмом. Накопление эпитетов, сравнений, вопросов и призывов, ироничное представление бытовых деталей, богатство словарного запаса, использования живого народного языка придавало произведениям Вишенского яркости и эффектности.

     Стиль Иоанна Вишенского происходит от византийской проповеди, но родственен и с литературной манерой современных ему полемистов — малорусских (из острожского кружка) и польских (П. Жалобы, М. Рея). По словам Дмитрия Чижевского, «приближается к лучшим образцам барочного стиля».

     В своих посланиях из Афона разоблачал православных епископов-изменников, римско-католическое и униатское духовенство, польских и русских феодалов-крепостников, выступал против окатоличивания и ополячения народа южной Руси. Считал, что труд крепостных является источником всего богатства господ, выступал против притеснения крестьян феодалами и духовенством. Оценки Вишенским событий и лиц конца XVI — начала XVII веков представляют большой интерес для исторической науки. Вишенский — мастер ораторско-обличительного стиля. В его посланиях были образцы реалистичного изображения действительности. Творчество Вишенского повлияло на развитие жанра сатиры в украинской литературе.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_Вишенский

вернуться назад

Галиция Галич

Украина впервые упоминается в «Слове о полку Игореве» на Пловцы в 1185 году. О Москве и России в то время никто не слышал. Киев был основан в 482 году, а Москва – в 1147 году.

Киевская Русь отождествлялась с Украиной. 1189-1213, Украина называлась Краина [наша страна] в киевских летописях — Галицкая Украина.

Хотя русины вытеснили венгров из Галицко-Волынской области к 1221 , венгерские короли продолжали добавлять Galicia et Lodomeria к своим официальным титулам.

Галицко-Волынская Русь от: Украинцы в Америке Майрон Б Куропас

После падения Киева центр украинской национальной жизни переместился в юго-западную часть бывшего государства Киевская Русь, в губернии Галицкая и Волынская. К концу XII века Галичина и Волынь объединились в отдельное княжество, сохранившее название Рус . Подвергаясь все большему и большему культурному влиянию Западной Европы, это государство росло и процветало. При череде способных правителей, таких как царь Даниил ( Даниил )*, основавший город Львов**, политическая стабильность этого второго украинского государства сохранялась более 100 лет.

Однако со временем Галицко-Волынскую Русь постигла та же участь, что и Киевскую Русь . Разногласия среди царских наследников в сочетании с ростом могущества соседних государств в конечном итоге привели к падению второго украинского государства. В 14 веке Галиция была завоевана Польшей, а Литва аннексировала Волынь и взяла под свой контроль Киев.

* В 1253, годах князь Даниил Галицкий был коронован королем Руси (или королем Малороссии) после монгольского нашествия на Киевскую Русь.

** Львов также известен как Львов (на русском языке), Львов (на польском языке) и Лемберг (австрийский)

В 1352 , Королевство Польское аннексировало Королевство Галиция и Волынь как Русинское Вольводесство.

Королевство Галиции и Лодомерии, также известное как Галиция или Австрийская Польша, было основано в 1772 году как корона Габсбургской монархии в результате Первого раздела Польши. После третьего раздела Польши в 1795 году она стала королевством под властью Габсбургов.

В 1804 годах он стал коронной землей Австрийской империи. С 1867 г. это была автономная корона, управляемая этническими поляками в составе цислейтанской Австро-Венгрии, до ее распада в 19 г.18.

Страна была вырезана из всей юго-западной части Речи Посполитой. г. Среди множества церемониальных титулов князей Венгрии был «правитель Галиции и Лодомерии».

После наполеоновских войн и Венского конгресса Австрийская империя уступила часть Галиции Российской империи , Западную Галицию и Тарнопольский округ.

Название «Галиция» является латинизированной формой Галича , княжества средневековой Руси. «Лодомерия» также является латинизированной формой имени Владимир-Волынский, который был основан в 10 веке Владимиром Великим и до раздела Польши был известен просто как Владимир. Король Галиции и Лодомерии — средневековый титул, который король Венгрии (Андрей II) принял во время завоевания региона в 9 в.0055
12 век.

Этот исторический регион в Восточной Европе сегодня разделен между Польшей и Украиной. Ядром исторической Галиции являются современные Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области Западной Украины.

Карта: https://en.wikipedia.org/wiki/Galicia_%28Eastern_Europe%29

В 1919-20 годах Красная русская армия нанесла поражение белым русским (украинцам) и заключила договор с Польшей, признавая претензии Польши на Галицу и Волынь.

Операция Висла (Акция Висла) -1947

Эта земля много раз переходила из рук в руки от Австрии к Польше. Многие украинцы были «вытеснены» (вручную шли; известные как преследуемые) в северную Польшу, в выжженные районы изначально Пруссии. Земля их предков стала парковой зоной. Тех, кто утверждал, что они украинцы*, « вытолкнули » в Украину СССР.

*Те, кто владел землей в Галиции, боялись признаться в этом, потому что их назовут «кулаки » и отправлены в тюрьмы или лагеря смерти.

 

Руководство по каталогизации Славянского каталогизации — Уполномоченные точки доступа, заголовки предметов и номера классов для Galicia

Galicia (PLY: Galicja ; Ukrainian и Rusyn: Halychyna ; č , немецкий: Galizien , румынский: Galiția или Halici ) — исторический регион, охватывающий большую часть юго-запада Украины и крайнюю юго-восточную часть Польши (см. зеленую область на Карте 1 ниже). На Украине Галиция включает Львовскую область, Ивано-Франковскую область и большую часть Тернопольской области, а в Польше она охватывает два восточных уезда Силезского воеводства, большую часть Малопольского воеводства. и Подкарпатское воеводство.

Карта 1. Галисия по отношению к текущим национальным границам

. , через Wikimedia Commons)

Историческая эволюция Галиции была сложной. Первоначальное ядро ​​его территории, расположенное в основном на территории современной Украины, было основано на Галицком княжестве, которое между 10 и 13 веками было одним из региональных государств, входивших в состав Киевской Руси. Из 1199 до 1349 года, княжество Халих было объединено с соседним княжником Волхинии, чтобы сформировать Княжества Халих-Волгиния ( Halyt︠s︡ʹko-Volynsʹke Kni︠a︡zivstvo ) (см. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. См. ).

Карта 2. Княжество Халих-Волхиния в 13 TH C ENTURY

(адаптировано из: https://commons. wileiaRiRiRII. %27_Kyivan_Rus%27_Ukraine_map_1220_1240.jpg SeikoEn, CC BY-SA 3.0 , через Wikimedia Commons)

С середины 14 века до конца 18 века земли Галиции входили в состав Царства Польского, а затем Речи Посполитой. После Первого раздела Польши в 1772 году большая часть Галиции попала под контроль Габсбургов; после Третьего раздела Польши в 1795 году дополнительные земли к северу и северо-западу от нее также стали частью Австрийского королевства, получившего название Западная Галиция (см. область желтого и зеленого цветов на карте 3). . Западная Галиция оставалась отдельной юрисдикцией со 179 г.5 до 1803 года, когда он был объединен с Галицией. Территории продолжали присоединяться или отниматься от Галиции до 1849 года, при этом большая часть бывшей Западной Галиции была передана Варшавскому герцогству в 1809 году.

://en.wikipedia.org/wiki/Западная_Галисия; Пользователь: Кпалион; CC BY-SA 3. 0
, via Wikimedia Commons

В рамках Австрийской империи, из которой она образовала самую северо-восточную провинцию, Галиция была короной земли и был назван Королевство Галиции и Лодомерии , получившее значительную административную автономию после образования Двойственной монархии в 1867 году. После распада Австро-Венгерской империи в конце Первой мировой войны вся Галиция стала частью Польши; в конце Второй мировой войны восточные территории были присоединены к Советскому Союзу и в конечном итоге стали частью независимой Украины в 1991 году, а западные области остались в составе Польши. Эти исторические подразделения отражены в традиционном разделении Галиции на Восточная Галисия и Западная Галисия (см. территории, отмеченные зеленым и синим цветом на Карте 4 ниже; обратите внимание, что Западная Галисия не идентична Западной Галиции).

Карта 4. Восточная и Западная Галисия
(Адаптировано из: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Location_Galicia_in_Europe.svg, автор Ssolbergj, CC BY-SA 3.0 , через Wikimedia Commons

В этой главе (1) перечислены в алфавитном порядке точки доступа, относящиеся к Галиции, (2) перечислены связанные с ней предметные заголовки LCSH и (3) приведены номера классов LCC, относящиеся к ней.

1. Точки доступа для Galicia

Galicia (Польша и Украина)
Описательное использование : не может использоваться в качестве описательной точки доступа.
Использование предмета: относится к Галиции как юрисдикционному и/или культурному/географическому региону на протяжении всей его истории. Следует использовать для произведений о Галиции в целом или о польской части Галиции (т. е. Западной Галиции). Форма подразделения: —Галиция (Польша и Украина)

Галиция, Восточная (Украина)
Описательное использование : не может использоваться в качестве описательной точки доступа.
Использование темы: относится к украинской части Галиции как к культурно-географическому региону на протяжении всей ее истории. Следует использовать для работ, ограничивающих себя украинской частью Галиции (т. е. Восточной Галицией). Форма подразделения: —Украина (Галиция, Восточная)

Галиция-Лодомерия (Королевство)
Описательное использование : относится к Галисии как юрисдикционной единице в составе Австро-Венгерской империи между 1772 и 1918 годами.
Использование субъекта: нельзя использовать в качестве субъекта рубрика: работы об этом месте внесены под Галиция (Польша и Украина) .

Галицийско-Волынское книжное дело
Описательное использование : относится к Галицко-Волынскому княжеству как юрисдикционной единице между 1199 и 1340-е гг.
Использование предмета: относится к Галицко-Волынскому княжеству как юрисдикционно-территориальной единице в период между 1199 и 1340-ми годами. Форма подразделения: -halyt︠s︡ʹko-volynsʹke kni︠a︡zivstvo

West Galicia
Описательные использование : Ссылка на юрисдикционную регион, и чья территория охватывает части нынешнего, а также на территории, а также на территории, а также на территории, а также на территории, а также на территории, а также на территории, а также на территории. Мазовии и части Малопольши (см. Карту 3 выше) между 179 г.5 и 1803.
Использование предмета: относится к юрисдикции Западной Галисии в период между 1795 и 1803 годами. есть несколько уполномоченных конкретных подразделений под заголовком Галиция (Польша и Украина) в предметных рубриках Библиотеки Конгресса (LCSH):

Галиция (Польша и Украина) — История
Галиция (Польша и Украина) — История — -Революции, 1917-1921
Галиция (Польша и Украина) — История — Крестьянское восстание 1846 г.
Галиция (Польша и Украина) — История — Революция 1863-1864 гг. -История—Восстание, 1848
Галиция (Польша и Украина)—Политика и правительство
Крестьянские восстания—Галичина (Польша и Украина)

Обратите внимание, что, помимо вышеупомянутых фиксированных рубрик, свободно плавающие подразделения, соответствующие географическим объектам, могут применяться как к Галиция (Польша и Украина) и Галиция Восточная (Украина) , а также Галиция Галиция-Волынское книжное дело и Западная Галичина , когда они рассматриваются как субъекты.

3. Номера классов для Галиции

Классификация Библиотеки Конгресса (LCC) использует два разных диапазона номеров для Галиции: один в диапазоне номеров для Польши — DK4600.G34-.G3489 — для Галиции в целом и еще в диапазоне цифр для Украины — DK509.