Евпатий коловрат текст: Текст песни Kiborg — Евпатий Коловрат, слова песни

Текст песни Возвращение — Евпатий Коловрат перевод, слова песни, видео, клип

Вступление – рифф на Hm – Hm/G – C (5/8)

Hm
Развезло дорогу на полпути.

А на третью ночь выпал грязный снег,
D Em
Выводи, каурая, не шути,
G F# Hm/G Hm/G Hm/G Hm/C 2р
Тяжело шагать — перейди на бег.

Hm
Так поведал ветер, донёсший гарь,

На границе рушатся города.
D Em
Месяц будет краток, хмельной ноябрь,
G F# Hm
А как встанут реки – придёт орда.

Припев:
Em
По дымам считай, сколько их?
F#
Созывай скорее своих,
Em
Собирай последнюю рать,
F# Hm/G Hm/G Hm/G Hm/C 2р
Подымай! Да некого подымать…

Не загнать коней – к сроку не поспеть.
Что ни поворот, то на десять верст.
И на древках копий несётся смерть,
Под Рязанью будет ещё погост.

Припев:

Поищи, здесь есть кто живой?
Посвети, тут слишком темно!
Отзовись, ну хватит молчать…
Выручай… Здесь некого выручать. Hm/G Hm/G Hm/G Hm/C Hm/G Hm/G Hm/G Hm/C С#

Модуляция:
куплет
C#
По слезам считай, сколько месть,

По следам ступать, словно волчья сыть.
Em A
Будет пир горой, несёт ворон весть,
F#m G# C#
А в лесной утробе крадется рысь.

И дождутся времени топоры.
И займется заревом вражий стан.
Будут петь в веках песни гусляры.
Как сражалась тысяча против ста.

И когда на землю падет твою
Новая гроза из-за черных врат,
Выходи, и место займи в строю.
Рядом встанет пращур твой – Коловрат. Intro — Hm — Hm / G — C (5/8) Riff

Hm
Flying off the road halfway.

And on the third night dirty snow fell,
D Em
Bring out, Kaura, do not joke,
G F # Hm / G Hm / G Hm / G Hm / C 2p
It’s hard to walk — go for a run.

Hm
So told the wind, carrying the cinder,

On the border, cities are crumbling.
D Em
The month will be brief, intoxicating November,
G F # Hm
And as the rivers arise, a horde will come.

Chorus:
Em
In the smoke count how many of them?
F #
Convene rather your own
Em
Collect the last army
F # Hm / G Hm / G Hm / G Hm / C 2p
Lift up Yes, no one to raise …

Do not drive the horses — in time to not keep up.
Whatever the turn, then ten miles.
And on the shafts of spears death is rushing,
Near Ryazan there will be another churchyard.

Chorus:

Look, is there anyone alive here?
Shine on, it’s too dark!
Answer me, well, enough to be silent …
                                                     Get help … There is no one to help out. Hm / G Hm / G Hm / G Hm / C Hm / G Hm / G Hm / G Hm / C C #

Modulation:
couplet
C #
By tears count how much revenge

Follow in the footsteps like a wolf syt.
Em a
There will be a feast, a raven carries the news,
F # m G # C #
And in the forest womb lynx sneaks.

And wait for the time axes.
And he will deal with the glow of the enemy.
Guslar songs will be sung for centuries.
How a thousand fought against a hundred.

And when thy land shall fall upon the earth
A new thunderstorm from the black gates,
Get out and take a place in the ranks.
Nearby will your ancestor — Kolovrat.

Скачать

  • Txt

Смотрите также:

  • Возвращение — Вверх по течению
  • Возвращение — Айно
  • Возвращение — Заря, зорюшка, зареница
  • Возвращение — Иван — да — Марья
  • Возвращение — Тяжело шагать,перейди на бег… Коловрат

GjeldRune — Коловрат — текст песни, слова, перевод, видео

За подмогою ушёл, да не успел,

For the imagination, I did not have time,

Пепел терема родного выжег душу,

The ashes of the Terema native burned the soul,

Сорван крест с навеки с шеи, лик как мел,

Torn Cross with forever from the neck, face like chalk,

Ты молился — ну а он тебя не слушал. ..

You prayed — Well, he did not listen to you …

Обережный круг в глуши перешагнув,

Coasting circle in the wilderness

Содрогнул пустое сердце новой силой,

Shuddered the empty heart with a new force,

С неба меч могучий старец протянул —

From the sky, the sword mighty old man extended —

Лишь свершится месть, тогда сойдёшь в могилу…

Only revenge, then go to the grave …

Солнца ярый лик затянут пеленой,

Sun bright liquets tightened by a veil,

Воздадим стократно за сожженный град,

We will repurchasely for the burned degrees,

Разливайся, Сила, рдяною рекой —

Split, strength, RDYAN River —

Идёт в последний бой Евпатий Коловрат!

Going to the last fight Evpathy Kolovrat!

Сокровенным словом мёртвых поднимал,

The innermost word was raised,

И бежал ордынец, ужасом объятый,

And ordinen ran, hug, horror,

Стрелы падали и меч тебя не брал,

Arrows fell and the sword did not take you,

Оберегом древним ты стоял заклятый.

The ancient you stood sworn.

Солнца ярый лик затянут пеленой,

Sun bright liquets tightened by a veil,

Воздадим стократно за сожженный град,

We will repurchasely for the burned degrees,

Разливайся, Сила рдяною рекой —

Split, power by the river by the river —

Идёт в последний бой Евпатий Коловрат!

Going to the last fight Evpathy Kolovrat!

Враг повержен, сталь напоена с лихвой,

The enemy is blocked, steel is picked up with interest,

Будет битва прославляться сыновьями,

There will be a battle to glorify the sons,

Как склонился хан под Русскою рукой,

How Khan bent undercod,

Овладеть пытаясь нашими краями…

Master trying to our edges …

Солнца ярый лик затянут пеленой,

Sun bright liquets tightened by a veil,

Месть сполна воздали за сожженный град,

The revenge of the spree was rewarded for the burned hail,

Разливайся, Сила, рдяною рекой —

Split, strength, RDYAN River —

Ждёт последний бой Евпатий Коловрат!

Waiting for the last fight Evpathy Kolovrat!

GjeldRune — KillDozer

GjeldRune — Атака Мертвецов

GjeldRune — Палец на спуск

GjeldRune — Боевая

GjeldRune — Оберег

Все тексты GjeldRune >>>

Российские ледоколы, Северный морской путь и вторжение в Украину – ПОНАРС Евразия

Политическая записка ПОНАРС Евразия № 797 (PDF)

Еще до советских времен российские ледоколы считались одной из главных сил страны в Арктике. Как сказал вице-адмирал Степан Макаров более века назад, в 1897 году, «ни одна страна не интересуется ледоколами так, как Россия». Однако вторжение России в Украину повлияло на ее экономические и военные проекты на Крайнем Севере, где не так давно Кремль рекламировал преимущества расширения торговли по Северному морскому пути (СМП) из-за таяния арктических льдов. Европейские и американские санкции затормозили приобретение ключевых морских и судостроительных компонентов. Москва стремилась диверсифицировать экспорт энергоносителей, уделяя особое внимание отправке сибирского СПГ в Азию, но теперь крупные новые проекты по добыче и транспортировке СПГ приостановлены. Важные проекты в области науки о климате с Россией, такие как отслеживание вечной мерзлоты, остановлены, как и финансирование ЕС для любого научного сотрудничества.

Использование Россией глубоких ресурсов для войны с Украиной в условиях санкций и с ухудшающейся экономикой уменьшило ее арктические предприятия, а также возможности и перспективы ее северного флота. По большей части флот всегда рассматривался как двойное назначение — гражданское/экономическое и военное, — что может помочь ему справиться с текущими эксплуатационными проблемами и проблемами судостроения. Тем не менее, перспективы мрачны, поскольку московские политики сосредоточены на войне и связанных с ней внутренних и международных невзгодах.

Ледокольный флот

Государственный и негосударственный универсальный (многоцелевой) ледокольный флот России состоит из более чем 40 судов, в том числе атомных, дизель-электрических и дизельных ледоколов. Большинство этих кораблей были построены во времена СССР и имеют проблемы с эксплуатацией.

Росатом, государственная корпорация по атомной энергии, имеет небольшой атомный ледокольный флот и управляет неатомными сервисными и контейнеровозами, буксирами ледового класса и портовыми ледоколами. Преимущество использования атомных ледоколов заключается в том, что, в отличие от обычных (дизельных) ледоколов, они могут работать длительное время без дозаправки. Некоторые оставались в море почти 400 дней. Однако из-за высоких затрат на техническое обслуживание и эксплуатацию российский атомный флот работал в убыток, но планировщики ожидали, что рентабельность улучшится за счет объемов грузов по СМП. По прогнозам экспертов, к 2030 году по маршруту можно будет перевозить до 80 млн тонн грузов в год9.0003

Продолжается строительство новых атомных ледоколов. Несколько кораблей — Арктика , Сибирь , Урал , Чукотка , — строятся. В восточном регионе их возможности будут ограничены летне-осенним периодом. Еще одно строящееся судно — универсальный «Лидер» , который с 2027 года сможет круглогодично функционировать на СМП. Большинство дизель-электрических ледоколов России были построены во времена Советского Союза и эксплуатируются Министерством транспорта ( Росморпорт). Ленское объединенное речное пароходство владеет несколькими судами, а «Норильский никель» имеет собственный арктический флот с 2006 года. И государственные, и частные компании, занимающиеся освоением природных ресурсов Арктики, активно развивали ледокольные мощности или инвестировали в судостроительные проекты Росатома. Например, в 2018 и 2019 гг., дизель-электрические многооперационные ледоколы проектов «Вилькицкий » и «Санников» приступили к сопровождению нефтеотгрузок с арктических проектов «Газпром нефти».

Защитные и боевые роли

Минобороны России имеет шесть военных баз на Крайнем Севере: на Котельных островах (Новосибирские острова), Земле Александры (входит в состав архипелага Земля Франца-Иосифа), Среднем (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля) на мысе Шмидта и остров Врангеля (входит в состав Чукотского автономного округа). Кроме того, имеется более десятка военных аэродромов, зенитно-ракетных комплексов и небольших портов. Общая стратегия состоит в том, чтобы защитить территорию от возможного нападения с севера, а также контролировать входные ворота. Ледоколы могут запрещать несанкционированный проход иностранных (военных) кораблей и доставлять технику и грузы к заставам и гарнизонам.

Первые российские боевые ледоколы появились в 1960-х годах. Добрыня Никитич производился на Адмиралтейском заводе в Ленинграде, впоследствии было построено тридцать штук. С момента закладки их считали двойного назначения, и они использовались ВМФ, пограничниками и Министерством морского флота (Минморфлот). В конце 60-х появился боевой вариант, а в 1973 году был построен усовершенствованный Иван Сусанин . Большинство из них было демонтировано в 1990-х годах.

Впервые с советских времен в 2017 г.0015 Илья Муромец , многоцелевой патрульный ледокол, достроен и передан Северному флоту России. Это дизель-электрический ледокол, который может работать во льдах толщиной до 1,5 метров (5 футов). Еще несколько, таких как Иван Папанин, Николай Зубов , и Евпатий Коловрат , строятся в Санкт-Петербурге. Они предназначены для выполнения задач линкоров, ледоколов и буксиров и могут нести широкий спектр систем, включая современную артиллерию, вертолеты и штурмовые катера. Однако, согласно Известия , достройка будет отложена в первую очередь из-за санкций. Со своей стороны, Пограничная служба России заказала два многоцелевых патрульных ледокола, аналогичных «Иван Папанин» , причем первый, «Ермак », заложен в 2020 году в Выборге, но ожидается, что они также будут отложены. Сегодня пять ледоколов ( «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «50 лет Победы», и «Арктика» ) под руководством дочерней компании Росатома «Атомфлот» сопровождают суда по СМП и оказывают спасательную помощь военным.

В 2019 году главный конструктор Корпорации тактического ракетного вооружения сообщил, что ВМФ России принял новую концепцию «открытой кормы» для своих северных катеров. Идея состоит в том, чтобы иметь гибкость миссии. Например, в кормовой части корабля могут размещаться контейнеры с глубоководными роботами или боевыми роботами «Уран», или пусковые установки крылатых ракет «Калибр», противокорабельных крылатых ракет Х-35 и сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс».

Учение и задачи

Основной задачей атомного ледокольного флота России является обеспечение безопасности мореплавания в Арктике, поддержка флота, обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям, осуществление контроля в интересах национальной безопасности и окружающей природной среды. Более того, только российские ледоколы имеют право обслуживать иностранные суда в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как сгущение или подвижка льда. В некоторых случаях официальные документы отражают сотрудничество между военными и другими учреждениями. Например, в государственной программе социально-экономического развития Севера на 2017 г. говорилось о необходимости создания транспортной инфраструктуры двойного назначения, в том числе в портах Диксон, Тикси, Певек, Провиденс.

В Морской доктрине России (2022 г.) усилия ряда государств «по ослаблению контроля Российской Федерации над Северным морским путем» определены в числе основных вызовов и угроз «национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации, связанных с Мировой океан». Подчеркивается контроль за иностранной военной деятельностью на СМП, развитие которой декларируется как главный национальный интерес и стратегическая цель. В документе также содержится информация о том, как Москва может участвовать в морском конфликте с Западом, включая «мобилизацию» своего гражданского рыболовного флота, океанографических судов и других невоенных судов и объектов для поддержки потенциального конфликта.

Однако целям и миссиям был нанесен ущерб из-за давней бюрократической борьбы и логистических ловушек. Несколько агентств — Росатом, Росатомфлот, Атомфлот, Росморпорт, Росморречфлот, Администрация СМП и Министерство транспорта — были вовлечены в российские арктические проекты, что привело к столкновениям между менеджерами. В прошлом году возник небольшой скандал, когда в отдаленные населенные пункты Дальнего Востока не были доставлены товары и продукты первой необходимости. В целях упорядочения в июле 2022 года президент Владимир Путин подписал законопроект о передаче управления СМП Росатому. Таким образом, из двух основных ведомств Росатом выигрывает у Росморпорта конкуренцию за управление Крайним Севером.

Вторжение

С начала вторжения России в Украину в войне задействованы сухопутные силы Северного флота. Как сообщает High North News , у России осталось немного сухопутных войск на Кольском полуострове на северо-западе недалеко от Финляндии, потому что они были переброшены в сторону Украины, «несмотря на то, что Россия сохраняет свое ядерное оружие на севере». Политическое предположение состоит в том, что Кремль считает ситуацию на Крайнем Севере стабильной.

Однако проблемы и проблемы остаются. Например, в июле этого года в Москве по обвинению в государственной измене был внезапно арестован российский вице-президент российско-финской компании «Helsinki Shipyard Oy» Валерий Тимофеев. В основном компания производит лодки для России. Совсем недавно Россия расторгла свои меморандумы с Советом министров Северных стран, в который входят Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция, о создании информационных центров в Санкт-Петербурге и Калининграде. Кроме того, прошлым летом финская компания Wärtsilä объявила о завершении ухода с российского рынка. Компания поставляет судовые двигатели и запчасти к ним на российские верфи, в основном для ледоколов. Его уход влияет на текущие сборки, такие как Якутия и Чукотка. Вместо импортных рулей и гребных винтов теперь планируется использовать оборудование российского производства, в том числе дизельные двигатели Трансмашхолдинга.

У России были грандиозные планы по строительству большего количества ледоколов и вспомогательных судов, как атомных, так и неядерных, с намеченным завершением в 2027, 2030 и 2035 годах, но санкции ограничивают прогресс. Например, «Норникель» и «Роснефть» решили не реализовывать планы по строительству судов, работающих на СПГ, из-за санкций. «Предварительно мы рассматривали возможность строительства ледоколов на СПГ, но с учетом санкций и пересмотра планов компаний и «Норникель», и «Роснефть» подтверждают, что они [вместо] заинтересованы в строительстве дизельных ледоколов», — сказал замглавы Роснефти. Дирекция Северного морского пути Росатома Максим Кулинко. Однако на этом ограничительном фоне Коммерсантъ недавно сообщил, что Росатом получил финансирование для развития восточной части СМП.

Из-за вторжения «Норильский никель» и «Росатом» решили не строить суда, работающие на сжиженном природном газе (СПГ), которые были многообещающими разработками из-за больших запасов, и вместо этого решили строить дизель-электрические ледоколы. Одна из причин, по которой компания стремилась использовать суда, работающие на СПГ, заключается в том, что она несет ответственность за «самую крупную российскую экологическую катастрофу» на севере, когда в 2020 году в реки и недра просочилась 21 000 тонн ее дизельного топлива.  

Заключение 

Арктические планы России пошатнулись в то время, когда она пыталась реорганизовать координацию коммерческой, гражданской и военно-морской деятельности вдоль СМП. Вторжение в Украину замедлило или положило конец его северным предприятиям, поскольку человеческие и материальные ресурсы ушли на юг, а санкции остановили закупку ключевых компонентов. Отсутствие инвестиций и технологий тормозит проекты по добыче энергии и развитие СМП, для которого нужны новые боеспособные корабли ледового класса. Во всяком случае, экономические трудности России и задержки в строительстве лодок усилят возможности двойного назначения старых и новых российских ледоколов в ближайшие годы.

Нурлан Алиев — преподаватель Университета экономики и гуманитарных наук в Варшаве. (Твиттер: @anurlan )

Политическая записка ПОНАРС Евразия № 797 (PDF)

Изображение предоставлено/лицензия

Связанные темы
  • Aliyev
  • Арктика
  • Россия
  • Россия -Украина Война

ЭВПАТИЙСКИЙСКИЙСКИЙСКИЙСКИЙСКИЙСКИЙСКИЙС АЛЕРЕВИАНС АЛЕРИАНС. народные сказки времен Батыева нашествия на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эта история сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках отражены три разновидности этого текста по классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на давность событий, касающихся этого человека, Евпатий Коловрат — фигура известная, широко представленная в русской литературе, в основном в стихах, поэмах и романах.

Так там написано…

Фрагмент диорамы «Оборона Старой Рязани в 1237 году»

Фрагмент диорамы «Оборона Старой Рязани в 1237 году».

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагических эпизодов в истории России — монгольским нашествием, известным также как нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территорию русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов в 1236-1242 годах. Серьезная внешняя угроза пришла к России в неподходящий для нее момент, Русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны, объединенные племена и государства не могли противостоять монгольской армии того периода, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственное нашествие монголов на Русь началось в конце 1237 года. Рязанское княжество первым попало под каток нашествия Батыя. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь пережил это сражение и вернулся в Рязань, которую монгольское войско начало осаду 16 декабря 1237 года. Первые атаки рязанцы смогли отбить, но силы защитников таяли, а все новые и новые отряды подходили к Монголы, возвращаясь из Пронска, Ижеславля и других городов, взятых 16-17 декабря. Следует отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливали замерзшей водой, что делало их еще более недоступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани пять дней героически защищали город, бросая камни, стрелы, кипящую смолу на головы монголов, и сражались в рукопашной схватке. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому времени были убиты и ранены, а те, кто оставался в строю, почти неизменно сражались на стенах, в то время как монголы могли давать отдых своим войскам, проводили ротацию и получил подкрепление. Кроме того, на завершающем этапе штурма монголы широко применяли стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, на шестой день он пал. В то же время захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, в том числе детей и младенцев, также погиб рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город на этом месте так и не был восстановлен. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, разрушив большое количество городов и укреплений. Некоторые из них до сих пор не идентифицированы историками. Например, неизвестно точное местонахождение Белгородской Рязани, которая была стерта с лица земли туменами Батыя и так и не восстановлена.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было около 35 лет. Судя по всему, он занимал довольно почетное место при рязанском князе, был боярином, а точнее воеводой. Он также был достаточно опытным воином, талантливым полководцем и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в то время Евпатий Коловрат, здесь его застигла весть о гибели Рязани и смерти князя.

Рекламный ролик:

Image

Вернувшись на родину, он нашел город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил только выжженную землю и пепел, заваленный трупами умерших. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные края с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся в посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, находившимися за стенами города и скрывавшимися в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат отправился в погоню за монголами.

Отряду удалось настигнуть завоевателей уже на территории Суздальских земель. Монголы не ожидали нападения с тыла, уверенные, что рязанские отряды уже полностью уничтожены. Нападения Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска были для последнего внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал и тактику партизанских действий, атак из засад, из леса. В любом случае малыми силами он нанес противнику серьезные потери. Монголы, не ожидавшие нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, пришли в ужас, полагая, что это мертвецы восстали, чтобы отомстить за себя. При этом достоверно неизвестно, сколько боев провел отряд Евпатия Коловрата, единого мнения на этот счет нет. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как были способны посеять настоящую панику в тылу монгольской армии.

Происходившее в тылу взволновало Батыя, и он направил против наступающих значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать полевое сражение отряду Евпатия Коловрата, фактически полностью окруженному. В то же время Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он хвастался хану, что приведет к нему Коловрата живым, но сам погиб в бою. Как отмечается в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат разрубил его мечом пополам, прямо до седла.

Image

Согласно легенде, Батый, не желавший больше терять свой народ, послал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?» «Просто умри!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы применили против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последние русские воины из отряда Коловрат и сам богатырь. Считается, что, восхищаясь отвагой Евпатия Коловрата, а также в знак уважения к его мужеству, Батый отпустил захваченных ранеными рязанских богатырей из своего отряда с телом убитого богатыря, чтобы те похоронили его согласно своим таможня.

Личность Евпатия Коловрата, как и многие персонажи и события XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. Например, часто обсуждаются вопросы, был ли Евпатий христианином или язычником? Те, кто считает его язычником, указывают его имя и фамилию. По их мнению, Коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святом календаре. Оба утверждения неверны. Нет ни одного этнографического источника, который бы подтверждал древнеславянское языческое происхождение слова Коловрат и его отношение к солнцу. Наоборот, достоверно известно, что самострельной ракетой называлось редукторное устройство для взведения станковых арбалетов, устанавливаемое на специальный станок — раму с колесами (на Руси арбалеты именовались арбалетами). А фамилия Евпатия может быть и прямой связанных с этим устройством или арбалетным бизнесом.

Если говорить о самом имени Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно широко распространено, так как ассоциировалось с почитаемым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был построен один из древнейших русских монастырей. В то же время небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. Одно и то же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Также существует версия, что Евпатий – это собирательный образ, который может символизировать даже не разных людей, а всю Россию, которая умирает, но не сдается захватчикам. Та же «Слово о разорении Рязани Батыем» характеризуется чертами былинных эпических песен XIII-XIV вв. Это произведение можно считать скорее вымышленным, чем историческим. На это могут указывать символизм и гиперболизация, присутствующие в повествовании; были также многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами в тексте рассказа. Однако, даже если Евпатий Коловрат всего лишь красивая легенда, а сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей России, он все равно важен для нашей истории.