Евпатий коловрат сообщение 6 класс: Доклад. «Евпатий Коловрат» (1-4 класс)

Содержание

Неизвестные полководцы России. Евпатий Коловрат


Репетиторы


История

Неизвестные полководцы России. Евпатий Коловрат


Автор: Владимир Геннадьевич




03.08.2018




Раздел: История

Евпатий Коловрат (род. около 1200 — 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода,  герой рязанского народного сказания XIII века, времен монголо-татарского нашествия Батыя. О подвиге Евпатия Коловрата рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». 

Согласно летописи, Евпатий Коловрат родился в Старорязанском стане княжества, в Урсовском городке. Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», в момент нападения на Рязань монголо-татар Евпатий Коловрат находился в Чернигове вместе с рязанским князем Ингварем Ингваревичем. Узнав о вторжении врага в Рязанское княжество, Евпатий прервал переговоры и с небольшим отрядом дружины спешно выступил к Рязани на помощь. Но город уже был захвачен монголо-татарами и разорен, все защитники погибли в неравной схватке с врагом «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены«.

Согласно источнику, Евпатий собирает дружину численностью в 1700 человек и устремляется в погоню. Их не страшит численное превосходство врагов. У героев только одно стремление: отомстить за разорение земли русской, за гибель своих соотечественников, нанести врагу как можно больший урон, даже ценой собственной жизни.

Удары дружины Евпатия Коловрата были внезапными, организованными и спланированными. Монголо-татары не ждали удара со стороны разоренной рязанской земли. Так, внезапной атакой дружины Евпатия Коловрата был полностью истреблен арьергард монголо-татар в Суздальской земле, что привело врага в полное изумление. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими«. Коловрат со своей дружиной так умело организовывал сражения против отдельных отрядов монголо-татар, что у противника не оставалось никаких шансов уцелеть.

Портрет хана Батыя

На протяжении определенного времени монголо-татары не могли понять, кто же их преследует. Им казалось, что это мертвые восстали, чтобы отомстить. Когда стало известно, что преследователь — воевода, рязанский боярин Евпатий Коловрат, Батый отправил против него отряд богатыря Хостоврула, брата своей жены, который обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым. Но Хостоврул погиб в поединке с Евпатием Коловратом. Согласно источнику, Коловрат рассек Хостоврула во время поединка до самого седла. В ходе ожесточенной битвы монголо-татары были разбиты, несмотря на численный перевес «… стал сечь силу татарскую и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил«.

Батый отправил на переговоры к Евпатию Коловрату гонца, который спросил: «Чего вы хотите?». И получил ответ: «Только умереть!».  Монголо-татарам удалось уничтожить отряд Коловрата только с помощью камнеметных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его«.   

Пораженный отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый произнес: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!«. Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя никакого вреда.

Согласно «Повести» и оценкам современных исследователей, Коловрат сражался с монголо-татарами между Рязанью и Коломной. При этом точные даты и места сражения неизвестны. В «Повести» рассказывается о торжественных похоронах Евпатия Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 г.

В настоящее время в России существуют три памятника русскому воину-полководцу, все они располагаются на территории Рязанской области. 

Первый из них был установлен в 1995 г. в поселке Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где, согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата. 

Второй памятник установлен в центре Рязани на Почтовой площади в 2007 г. 

Третий установлен в деревне Фролово Шиловского района Рязанской области.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.


Задать вопрос



Всеобщая история

Всемирная история для 5- 9 классов



Всеобщая история

Всемирная история для 10- 11 классов



Информатика и ИКТ

Курс ЕГЭ по информатике



Немецкий язык

Курсы немецкого языка для начинающих



Итальянский язык

Курсы итальянского языка для начинающих



Английский язык

Разговорный английский



Высшая математика

Высшая математика для студентов технических специальностей

THE 15 BEST Things to Do in Ryazan Oblast, Russia

Popular Cities in Ryazan Oblast

Ryazan

Central Russia, Russia

Polyany

Central Russia, Russia

Konstantinovo

Central Russia, Russia

Ряжск

Центральная Россия, Россия

Основные достопримечательности Рязанской области

Смотреть все

0002 1. Рязанский Кремль

Специализированные музеи

By Christophe_88

Территория Кремля очень хороша для прогулок.

2. Музей Сергей Эсенин

Специальные музеи

от Travelerzrenjanin

Однако, где выкуратор, в Desert Glange Might Might My Gints, My Giants. …

3. Памятник Грибы с глазами

Достопримечательности и достопримечательности • Памятники и статуи

Автор: shmeva44

На этом фото нет ничего захватывающего, но это хороший реквизит для забавных фотографий. Надеюсь, вам не придется ждать…

4. Успенский собор

Специализированные музеи

90s.

5. Академик И. Мемориальный музей Павлова

Исторические музеи

9

  • .

    Автор: lillyr736

    Очень приятный и креативный музей! Определенно влюбился в интерактивный телефон, который читает стихи и поет…

    7. Aromat Vremeni

    Speciality Museums

    8. Monument to Evpatiy Kolovrat

    Monuments & Statues

    By eleonorem775

    It’s an easy climbe примерно 45-60 минут с прекрасным видом на близлежащие горы, такие как Крн….

    9. Памятник Сергею Есенину

    Памятники и статуи

    Александр Кудрин

    Один из самых известных памятников Рязани находится рядом с Кремлем. Скульптура была открыта в день …

    10. История музея воздушных войск

    Специальные музеи

    By Muscovite

    Большинство из этих манс. в том же стиле «ампир». Думаю, я напишу еще одну запись о…

    11. Рязанский государственный областной художественный музей

    Художественные музеи

    By vadima971

    5 Уютный музей. Посетителей немного, помощники в каждом зале (с хорошим знанием дела (в…

    12. Храм Спаса Преображения на Яре

    Церкви и Соборы)

    Александр Кудрин

    Красивый каменный храм построен на месте сгоревшего деревянного храма на краю обрыва над излучиной…

    Что говорят путешественники

    • Александр Кудрин

      Самара, Россия9,202 взносы

      Живописный район с множеством фотогеничных православных церквей

      Небольшой, но живописный район с множеством фотогеничных церквей и старинными стенами.
      Вы действительно можете прикоснуться к истории этих мест.
      Я был здесь после дождя, над Кремлем была радуга.
      Очень красивое место, обязательно стоит посетить!

      Отзыв о: Рязанский Кремль

      Написано 17 января 2022 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • ПутешественникZrenjanin

      Доркол, Сербия275 публикаций

      РОССИЯ (2) ПОЕЗДКА В РЯЗАНСКИЙ МУЗЕЙ И ЕСЕНИНА ОТ ЗОРАНА СЛАВИЧА

      РОССИЯ (2)
      ПОЕЗДКА В РЯЗАНЬ И МУЗЕЙ ЕСЕНИНА
      ОТ ЗОРАНА СЛАВИЧА

      На второй день в русском городе Рязань все утро мы были в их Кремле. Меньше, чем Москва, но все равно очень впечатляюще. В Успенской церкви 17 века как раз по субботам совершались богослужения, длящиеся несколько часов. Богослужения в церкви проводили десятки священников. Собравшаяся толпа достигает почти ста тысяч человек. Меня, однако, очень удивляет невероятное количество нищих, калек, несчастных людей, которые следуют впереди литургии, ожидая божьего здоровья, от блага их — милостыни. Все происходит в стенах Кремля, рядом с которым протекает река Ока. Пара лодок на реке вроде бы из Шолохова. Все время этого религиозного зрелища, в которое массы верят невероятно, у меня складывается впечатление, что жизнь вернулась во времена русских крестьян, бояр и императоров. Кроме того, золотые башни храма как бы фактически обмениваются сообщениями с небесами. 902:49 Рано утром дорога приводит нас к Константину, ныне называемому Есениным. То место, маленький городок, просто возникает посреди степи. В месте слияния рек. С постоянным ветерком и бесконечной русской тишиной, не лишенной своего характерного звучания? Родина поэзии. Здесь вырос Сергей Есенин. В нищете и во вдохновении. От жизни, души и близких. Его семейный дом. Деревянный.
      Чисто, но бесконечно просто. В сцене бывшей есенинской жилплощади осталась только нищета и отречение. Затем мы едем в Снегину. Небольшой загородный дом. Кругом бескрайнее небо, зеленые степи и реки, находящиеся на заднем плане, все, что нас окружает, обеспечивает легкость метафизики, предполагающую величественное и трагическое восхождение поэта. Трудно, но не невозможно представить, как в такой обстановке Сергей гуляет пейзажем с Изидорой Дункан. Лихо женщина его очень любила.
      В том же городе жил один великий человек. Мы перед домами и кабинетом Ивана Петровича Павлова. Те ученые, которые изучали условный рефлекс. На своих собак. Здесь нет ни бедности, ни чрезмерной простоты. Куратора в музее, слишком длинно и подробно. Впрочем, при чем тут куратор, в пустыне на полпути между этими двумя гигантами моя реакция есть условный рефлекс на слово поэзия. Есенин. Мать. Петроград. Женщина-собака. Европа. «Исповедь медвежонка», но это результат пребывания в большом мире. Все было иначе, когда есенинская поэзия была условнорефлекторной родиной.
      Тем более, что наступает 110 лет со дня рождения поэта. Деревня Константина. Назад. Рязань. Обед как у Рабле. Долго, с большим количеством водки, рыбы, вина и оленины. С преувеличением к тостам! Затем праздник русской музыки, драмы и танца. Снова шоссе. Москва. Россия. Назад. Полная анкета «Полет, чувства и разум». Это была поездка в Россию!

      Отзыв: Музей Сергея Есенина

      Написано 21 декабря 2012 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Alex V

      Рига, Латвия1 публикация

      Не грибы с глазами, а грибы с лицами. Семейство грибов с лицами. Счастливые лица!! Сердце города.

      Честно говоря, это должно быть одно из самых рейтинговых мест на Земле. Несмотря на то, что этот памятник находится рядом с Филармонией, у этих грибов есть не только глаза, но и лица! Действительно уникальное место, которое обязательно нужно посетить!

      Отзыв о: Памятник Грибы с глазами

      Написано 17 мая 2022 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Александр Кудрин

      Самара, Россия9 202 публикации

      Один из самых узнаваемых символов Рязани

      Один из самых узнаваемых символов Рязани, Успенский собор, расположен в центре Кремля. Это архитектурная доминанта комплекса.
      Сразу после входа на территорию вы увидите это здание. Можно часами разглядывать резные белокаменные оконные рамы и пилястры, вертикально делящие фасады на три-четыре части.
      Все это свидетельствует об отношении храма к стилю русского или нарышкинского барокко, очень популярного в конце XVII века.
      Интерьер украсил 7-ярусный резной позолоченный иконостас работы известного художника Сергея Христофорова.
      Как и во многих других храмах России, после 1917 года здесь прекратились службы и работал планетарий.
      В 1992 году собор был возвращен Рязанской епархии.
      К 900-летию Рязани в 1995 году в храме была завершена реставрация древнего иконостаса. Он очень красивый, на его детали можно долго разглядывать.
      Меры по предотвращению распространения COVID-19: требование соблюдать социальную дистанцию, носить маску, работники носят маски.
      Если отзыв был вам полезен, ставьте лайк!

      Отзыв о: Успенский собор

      Написано 14 марта 2022 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Eva J

      Москва, Россия2 698 публикаций

      3 музея в одном

      Мы были немного смущены билетами, доступными для этого музея/музеев. Мы не видели прайс-лист, но, казалось, было несколько вариантов. В итоге мы увидели дом, в котором Павлов вырос со своей семьей. Это дом высшего среднего класса, всем хватило места.

      Отзыв о: Мемориальный музей-усадьба академика И. Павлова

      Написано 5 февраля 2019 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Lilly R

      София, Болгария77 публикаций

      Отличный опыт в Рязани

      Очень приятный и креативный музей! Определенно влюбился в интерактивный телефон, который читает стихи и поет песни!

      Отзыв о: Музей истории Рязанского леденца на палочке

      Написано 30 ноября 2021 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Вадим А

      Западная Сахара, Марокко33 публикации

      в тени

      Поднимитесь на фундамент и оставайтесь по обе стороны. Отличные фото гарантированы, особенно ранним утром или ближе к вечеру.

      Отзыв о: Памятник Евпатию Коловрату

      Написано 28 июня 2021 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Александр Кудрин

      Самара, Россия9 202 публикации

      Один из самых известных памятников Рязани

      Один из самых известных памятников Рязани находится рядом с Кремлем. Скульптура была открыта в день 80-летия со дня рождения великого русского поэта — 2 октября 1975 года.
      Памятник необычен тем, что расположен горизонтально.
      Поэт изображён читающим стихи, раскинув руки, воротник рубашки расстегнут.
      Определенно стоит посетить!

      Отзыв о: Памятник Сергею Есенину

      Написано 14 марта 2022 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • МосквичВТ

      Москва, Россия13 461 публикация

      Мечта для подростков

      А вы знаете, что это на самом деле семинария? Нет, не в смысле преподаваемых предметов. Хотя кто его знает…
      Я имею в виду на самом деле здание, это была действительно Рязанская семинария, построенная в 1816 году. Немало зданий было сожжено и разрушено наполеоновской армией; нужно было чем-то заменить, в России возникла первая волна «массового строительства». Большинство этих особняков желто-белые, в том же стиле «ампир». Думаю, напишу еще одну запись о семинарии, оно того стоит.
      По пути туда с железнодорожного вокзала встретил курсантов, они сажали цветы — то ли деревья, то ли кустарник какой-то, в общем, занимались благоустройством города. Место называется Площадь Дружбы. Угадайте, с кем? Польская армия, Войско Польское — во время Второй мировой войны здесь была сформирована пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко. Я прочитал об этом на мемориальной доске.
      Ну а если вы идете в музей — для мальчиков может быть довольно интересно, там есть пушки, которыми можно управлять. Или пулеметы, я в них мало разбираюсь, не могу отличить. 902:49 Обратите внимание на мемориальную комнату «отца» ВДВ Василия Маргелова. Мне сказали, что все экспонаты оригинальные, подаренные семьей.
      Вход почти бесплатный, около 200 рублей, это 3 доллара по нынешнему курсу.
      Сувениры купить можно, выбор невелик. Но они очень и очень недорогие.
      И что не менее важно, очень приличный туалет, чистый, немноголюдный, хорошо функционирующий, есть даже специализированная кабинка для инвалидных колясок. И это бесплатно. Действительно, важное приспособление для туриста! — Для сравнения, в Рязанском Кремле — просто ужас ((((

      Отзыв о: Музей истории Воздушно-десантных войск

      Написано 17 августа 2021 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Вадим А

      Западная Сахара, Марокко33 публикации

      Рязанская Тртяковка действительно

      Уютный винтажный музей. Посетителей немного, в каждом зале услужливые ассистенты (с хорошим знанием дела). Действительно свежее вдохновение.

      Отзыв о: Рязанский государственный областной художественный музей

      Написано 28 июня 2021 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Александр Кудрин

      Самара, Россия9 202 публикации

      Красивый каменный храм

      Красивый каменный храм построен на месте сгоревшего деревянного храма на краю обрыва над излучиной реки Трубеж в 1695 за счет стюарда Ивана Вердеревского. Поэтому в народе церковь получила второе название «Спас на Яру».
      Его новая часовня была освящена в честь девяти мучеников Кизических.
      Церковь украшена пятью куполами и имеет пучки колонн по углам здания, что придает зданию дополнительную гармонию.
      В 1935 году храм был закрыт, и в нем проводились занятия школы ДОСААФ.
      В 1995 году церковь возвращена верующим
      Храм виден издалека благодаря высокой колокольне, представляющей собой восьмигранный столб, накрытый шатром.
      Мне очень понравилась необычная ограда церкви, состоящая из больших камней и маленьких столбиков, тоже комплекса камней и покрытая небольшими скатами крыши.
      Определенно стоит посетить!

      Отзыв о: Церковь Спаса Преображения на Яре

      Написано 13 марта 2022 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Вадим А

      Западная Сахара, Марокко33 публикации

      Совместить с Поющим Крылом

      Взгляд на историю Рязани. Вы будете в восторге от фактов, которые станут известны вам. А если совместить с заглядыванием в Поющий Крыло (еще одно здание рядом, тоже часть Музея) — это добавит полноты впечатления,

      Отзыв о: Дворец князя Олега

      Написано 28 июня 2021 г.

      Это отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    • Александр Кудрин

      Самара, Россия9 202 публикации

      Первое каменное здание в Рязанском кремле

      Сюда обязательно стоит зайти, когда будете в Рязанском кремле. Собор Рождества Христова — один из двух главных храмов Рязанской митрополии.
      Это первое каменное здание на территории, основанное в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским.
      В нем похоронены многие рязанские князья.
      Собор неоднократно перестраивался и сейчас облик здания эклектичен, в нем присутствуют элементы барокко и классицизма.
      Внутри обращает на себя внимание красивый резной золотой иконостас и голубой потолок с золотыми звездами.

      Отзыв о: Собор Рождества Христова

      Написано 16 марта 2022 г.

      Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

    Часто задаваемые вопросы о Рязанская область


    Рязанская область — лучшие достопримечательности:

    • Рязанский Кремль
    • Музей истории Рязанского леденца
    • Памятник Грибы с глазами
    • Мемориальный музей-усадьба академика И. Павлова
    • Памятник Евпатию Коловрату

    Рязанская область: показать все достопримечательности на Tripadvisor


    По мнению путешественников Tripadvisor, Рязанская область — лучшие развлечения на открытом воздухе:

    • В Некотором Царстве
    • Верхний городской сад
    • Соборный парк отдыха
    • Ряжский зоопарк
    • Окский государственный природный биосферный заповедник

    Рязанская область: показать все развлечения на открытом воздухе на Tripadvisor


    По мнению путешественников Tripadvisor, Рязанская область — самые популярные развлечения для детей:

    • Успенский собор
    • Музей Сергея Есенина
    • Памятник Грибы с глазами
    • Рязанский Кремль
    • Музей истории Рязанского леденца

    : показать все развлечения для детей в Рязанской области на Tripadvisor


    Герои былин и их возможные прототипы

    С момента появления «Собрания кирса Данилова» (первой записи русских былин) ведутся ожесточенные споры о возможности или невозможности соотнесения этих текстов с некоторыми реальными историческими событиями.

    Русский народный эпос, издательство Сытина

    Прежде всего, дам определение некоторым терминам: что следует считать былинами и чем отличаются былины от сказок. И есть ли принципиальная разница: может быть, эпопея — это всего лишь род богатырских сказок?

    Легенды и сказки

    Слово «эпос» прямо указывает на понятие «прибыль». Это не вызывает сомнений, но и не является доказательством реальности используемых в жанре рассказов и их персонажей. Речь идет о том, что на первом этапе и сами рассказчики, и их слушатели верили в реальность тех событий, о которых шла речь в этих рассказах. В этом заключалось принципиальное отличие былин от сказок, которые изначально воспринимались как вымысел. Эпопея также представлена ​​как рассказ о былых временах, когда могло произойти такое, что абсолютно невозможно. И только позднее, с появлением в них явно фантастической повести, многие былины стали восприниматься как героические сказания.

    Подтверждением этого предположения может быть, например, «Слово о полку Игореве»: автор сразу предупреждает читателей, что их «песня» начинается «былинами этого времени», а не «заговором». Отдавая должное этому поэту, он явно свидетельствует о том, что произведения Бояна, в отличие от его собственных, плод поэтического вдохновения и авторской фантазии.

    Но почему «былин» вдруг стало почти синонимом сказки? Следует сказать «спасибо» в первую очередь исследователям русского фольклора, которые в середине XIX века почему-то называли этим словом «старые» песни, рассказы об очень давних временах, то есть древности, записанные на Русском Севере. .
    В современном понимании слово «былин» употребляется как лингвистический термин, обозначающий народные песни с определенным содержанием и определенной художественной формой.

    «Общий» и «исторический» подходы к изучению богатырских былин

    Наиболее бурными спорами исследователи называют «богатырские эпопеи», повествующие о богатырях, сражающихся с врагами Руси, которые иногда предстают в облике различные монстры. Также описываются ссоры рыцарей, их драки друг с другом и даже выступления против несправедливого принца. Существует два подхода к интерпретации данных, сюжетов и символов, и, соответственно, исследователи разделились на два лагеря.
    Сторонники общего подхода к эпосу как к отражению процессов, происходящих в обществе на разных этапах его развития, склонны видеть здесь отголоски обычаев древности. По их мнению, героические эпосы сохраняют смутные воспоминания об анимистических верованиях, борьбе за охотничьи угодья и постепенном переходе к земледелию, становлении раннефеодального государства.

    Исследователи «исторического подхода» среди художественного повествования пытаются выделить реальные предметы и даже связать их с конкретными фактами, зафиксированными в исторических источниках.

    Исследователи обеих школ считают в своей работе подходящие им факты, объявляя их «ненужными», «поверхностными» или «позднейшими».

    Князь и крестьянин

    Оба подхода к изучению былин имеют свои преимущества и недостатки. Например, противопоставление Волги (Волги) Всеславича (иногда Святославовича) и Микулы Селяниновича первая группа авторов трактовала как противоречие между охотником и земледельцем или рассматривала как конфликт за освобождение крестьянина от феодала.

    Васнецов А., «Микула Селянинович»

    «Ольга». Казань, музей К. Васильева

    А исследователи исторической школы пытаются отождествить Волгу с настоящими князьями – некоторые с Вещим Олегом, но большинство, конечно, с Всеславом Полоцким. Именно за этим князем на Руси слывет колдун и волшебник. Утверждалось даже, что он родился Всеславом от «чар», а в год его рождения был на Руси «знамение Змиево на небе». В 1092, в царствование Всеслава, и все чудеса пошли, что годно снимать фильм ужасов. Нестор сообщает (перевод цитаты на современный русский язык):

    «Предивное чудо было в Полоцке. Ночью слышен был стук, бесы, просто люди стоны, рыскали по улицам. ужалены бесами и что они умерли, и никто не смел выйти из дома.Тогда черти начали день являться верхом на лошадях, но не могли их видеть, только лошади видели их копыта.И так они причиняли боль людям в Полоцке и его области. Так люди говорили, что Нави бил Полоцк».

    Обычно этот инцидент объясняют эпидемией какой-то болезни, поразившей Запад. Однако следует признать, что описание «гнили» кажется весьма иносказательным, ничего подобного уже не найти на страницах летописей. Может быть, под видом «новью» действовала какая-то очень смелая шайка грабителей? Вспомните знаменитые «прыгуны» (называемые также «живыми мертвецами») послереволюционного Петрограда. Или, как вариант, – тайная операция Всеслава, который мог вот так закончить год с недовольными гражданами и политическими оппонентами, а виновных «назначить» чертями.

    А вот как изображены эти «Навии» на страницах Радзивилловской летописи (конец XV века, хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге):

    В магические способности Всеслав верил и автору «Слова о полку Игореве». Он еще помнил рассказы о том, что в минуту опасности Всеслав мог исчезнуть, окутав синей мглой, и вновь появиться в другом месте. К тому же, как утверждается, умел превращаться в волка: «Прыгнул, как волк, на Немигу с Додатеком». В образе волка он смог за одну ночь добраться из Киева в Тмуторокань (на берегу Керченского пролива): «Всеслав, князь народный, суд постановил, что князья градские рядили, а он в Ночью рыскал волк: от Киева дорисовал петухов до Тмуторокан».

    Князь Всеслав, памятник в Полоцке

    География русских былин

    Один из вариантов карты былинного мира

    Действие богатырских былин всегда так или иначе связано с Киевом, даже если основное действие происходит в каком-то другом место, начинается то ли в Киеве, то ли в пути у кого-то из персонажей. В то время как киевский эпос с реальным и местами даже имеет мало общего. Например, в Чернигове из Киева и обратно некоторые богатыри идут морем, а из Киева в Царьград – Волгой. Река Почайна (Пучай-река многих сказаний), протекающая в пределах современного Киева (в июне 2015 г. А. Морину не удалось доказать, что система Оболонских озер Опечей – бывшее русло реки Почайна), в былинах описывается как очень дальний и угрожающий – огонь.

    Река Почайна

    В ней, вопреки запрету матери, купался Никитич (и тут он Змей застал). А Михаил Патык («переселившийся» в киевских былинах новгородский богатырь) на берегу реки встретил свою, пришедшую из мира иного, жену-волшебницу Авдотью Белую Лебедь, дочь царя Кахрамаа.

    Иван Билибин, Михаил Патык. 1902

    В финале эпическая Авдотья, оживлённая Поликом (которому пришлось следовать за ней в могилу, а там убить Змея), в качестве благодарности сбежала в Кости, а вместе с ней чуть не убила героя.

    Михаил Патык схватка со Змеем в могиле жены, иллюстрация к былине

    На самом деле то, что монгольское опустошение Юго-Западной Руси привело к массовому оттоку населения на восток и северо-восток – и в нынешняя Рязань, например, «Переяславская» река Трубеж, «Киевская» Лыбедь и даже Дунай (ныне именуемый Даницкий).

    Рязань: «Киевская» река Лыбедь впадает в «Переяславскую» реку Трубеж

    Попавшая в сферу литовского и польского влияния на территориях не сохранивших даже памяти о «старых временах» (былинах) . А вот на Руси былинный «Киевский цикл» был записан в Московской губернии (3), Нижнем Новгороде (6), Саратове (10), в Симбирске (22), в Сибири (29).), в Архангельской области (34) и, наконец, в Олонце около 300. На Русском Севере «старый», зафиксированный в начале ХХ века, этот регион иногда называют «Исландией русского эпоса». Но местные сказочники основательно забыли географию «Киевской Руси», отсюда и количество нестыковок.
    Однако географическая несообразность, особенно характерная для былин киевского цикла, новгородцев в этом отношении гораздо реальнее. Например, маршрут плавания Садко «по заграницам»: Волхов – Ладожское озеро – Нева – Балтийское море. Василий Буслаев, поднявшись на Иерусалим, плывет вверх по Ловать, затем по Днепру в Черное море, посещает Царьград (Константинополь), купается в реке Иордан. На обратном пути умирает в печали Сорочинская – река Королева (собственно, территория Волгограда).

    Князь Владимир русских былин

    Сложность изучения былин как возможных источников определяется тем, что русская устная народная традиция не имеет четких датировок. Время для рассказчиков почти всегда ограничивается указанием на княжение Владимира Красного Солнышка. В этом правителе, воплощении народного представления о совершенном князе – защитнике родной земли, наиболее вероятно видеть Владимира Святославича, Крестителя Руси (умер в 1015 г.). Однако более разумно принять мнение, что этот образ является синтетическим, вобравшим в себя черты Владимира Мономаха (1053-1125 г).

    Князь Владимир, кадр из советского фильма 1956

    Смирнов А., «Пир у князя Владимира»

    Сказители, кстати, считали, что отчество их князя Владимир Всеславич. Соглашаясь с А. Н. Веселовским, изучавший написанную в первой половине XIII века южногерманскую поэму «АРТНеТ», пришел к выводу, что имя отца царя Руси Вальдимар является «модифицированным германским эквивалентом славянского имени Всеслав» ( подробнее об этом стихотворении будет рассказано в другой статье).

    А вот другого сильного и уважаемого русского князя Ярослава Владимировича (Мудрого) богатырем былины не стало. Историки считают, что причиной была большая любовь замужней шведской княгини Ярославы к окружавшей его Скандинавии, где он традиционно полагался в войне с братьями и других военных делах. И поэтому побежденные новгородцами и варягами, а также оттесненные, дружинники, местные, киевские дружины особой любовью и популярностью пользовались.
    В ряде случаев упоминание князя Владимира в русских народных сказках является явно идиоматическим выражением, которое со временем было вытеснено словосочетанием «было в году».
    Всю условность дат и привязку персонажей к тем или иным лицам иллюстрирует ссылка на резиновые калоши князя Владимира в одном из вариантов былины, записанных на Русском Севере в начале ХХ века. Впрочем, не удивлюсь, если Украинскому институту национальной памяти придется использовать этот текст как свидетельство открытия древней укров Америки в десятом веке (ведь резину привезли оттуда). Поэтому г-ну Вятровичу В.М. эту статью лучше не показывать.
    Сторонники исторической школьной доказательной версии Мономаха как прототипа Владимира видят в былине о Горбатенко Ставрове и его жене, переодевшейся в мужскую одежду, чтобы выручить своего незадачливого мужа. Согласно летописям, в 1118 году Владимир Мономах в Киеве созвал всех бояр из Новгорода и заставил присягнуть себе на верность. Некоторые из них разозлили князя и были брошены в остроги, в том числе и Ставр (кстати, на стене Софийского собора в Киеве раскрыт автограф Ставра – не факт, что это какой, Новгород).

    Владимир Мономах, памятник в Смоленске

    Алеша Попович

    В исторических источниках также можно встретить имя Алеша Попович. Вот что говорят в Никоновской летописи:

    «Летом 6508 (1000) Пришли Володарь половцы в Киев, забыв благодати владыки своего князя Владимира, бес научил. Владимир был тогда в Переяславце на Дунае, и там был великий смуты в Киеве, и пошел ночью навстречу им Александр Попович, и убил Володара и брата его, и многих других половцев побили, а иные в поле побежали. его крутящий момент золота и сделал его вельможей в своем доме».

    Из этого отрывка можно сделать вывод, что Алеша стал первым человеком в России, награжденным за боевые заслуги знаком отличия, гривной (ее носили). По крайней мере, первый из тех, о ком награда за воинскую доблесть упоминается в письменном источнике.
    Но в данном случае мы видим очевидную ошибку писца – на целых 100 лет: Володар Ростиславич, действительно, пришел с половцами в Киев – 1100 г. Это время Владимира Мономаха, но он тогда княжил в Переяславле Русском (не на Дунай!). Киевский князь Святополк был с ним и сражался с Володарём, который, впрочем, не был убит и остался жив.
    Б. А. Рыбаков, «нашедший» прототип почти всех персонажей былин, отождествил Алешу Поповича с Дружиной Владимира Мономаха Олегом Рациборовичем. Этот солдат участвовал в убийстве половецкого хана Итлара, прибывшего на переговоры. А Итлар, по словам Рыбакова, был не кем иным, как «кумирным мусором». Однако в русских народных сказках с Кумиром борется не Алеша Попович, а Илья Муромец.
    В краткой летописи 1493 г. снова мы видим знакомое имя:

    «Летом 6725 (1217 г) был бой князя Юрия Всеволодовича с князем Константином (В.) Ростовым на реке Где, и Бог помог князю Константину Всеволодовичу, старшему брату, действительно дошло. И были там с ним два храбрых (богатыря): Добрыня Златопоясок Да Александр Попович, его слуга, его Тороп».

    В очередной раз Алеша Попович упоминается в сказке о битве на Калке (1223 г.). В этой битве он погибает — как и многие другие герои.

    А. П. Рябушкин. «Алеша Попович». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895

    Никитич

    Добрыня Златопояс о которой шла речь выше, «испорченная» является красивой версией того, что прототипом этого былинного богатыря был дядя Владимира Святославича по матери, «Губернатор, мужественный и распорядительный, муж» (Лаврентьевская летопись). Та самая, которая приказала, чтобы Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах у ее родителей (сообщение Лаврентьевской и Радзивилловской летописей, восходящее к Владимирскому своду 1205 г.) и «крестил новгородский огонь». Однако былинный Добрыня — уроженец Рязани, по характеру совсем непохожий на воеводу Крестителя.

    Никитич и Весёлый Путятишна, иллюстрация Кибрика Е.

    Мешают опознать былинного Добрыню дядю Владимира Святославича также слебарски о подвигах богатыря.

    Противники русских богатырей

    Есть все основания полагать, что все былины, изображающие борьбу русских богатырей со змеями, на самом деле повествуют о войнах Киевской Руси и кочевников-половцев, появившихся в южном Поднепровье в середина XI века. Этой версии придерживается, в частности, С. А. Плетнева (в монографии «Половцы»).

    Из половецкого захоронения у села Квасникова, реконструкция

    Название племени Кая, стоявшего во главе Союза кипчаков (так в Средней Азии называли половцев), в переводе на русский язык означает «змей» . Связанная с половцами поговорка «у змеи семь голов» (основные племена) была широко известна в пустыне, ее приводят в своих трудах арабские и китайские историки.

    Дракон похищает Путтину Веселье, иллюстрация, 1894

    Дюк Степанович, иллюстрация 1894

    После победы над половцами в 1103 г. в одной из летописей прямо говорится, что Владимир Мономах «скрушил голову Славии». Некоторые историки предполагают, что имя Тугарин славянское в русских былинах включало половецкого хана Тугоркана.
    Любопытно, что со Змеями воюют не только былинные богатыри, но и некоторые герои русских сказок. Границей змеиных владений является знаменитая река Смородина — левый приток Днепра Самара (Снепород) — именно через нее был перекинут Калинов мост, по которому сражался многоголовый Змей Иван Крестьянский сын.

    Константин Васильев. «На Калиновом мосту». 1974, Музей Коломны

    Река Самара (бывшая Смородина), дата фото: ничего страшного и необычного

    С другой стороны, в былинах сообщается, что кровавый дракон черный и не впитывается в землю. Это навело некоторых исследователей на мысль, что речь в данном случае идет о применении масляных и огненных снарядов при осаде русских городов. Такое оружие могли использовать монголы, в войсках которых были китайские саперы. Более того, в некоторых былинах киевлянам и богатырям противопоставляются татарские ханы – Батый, мама и «Пёс Калин-царь» («Пёс» в начале имени не оскорбление, а официальное название). «Пёс Калин-Царь» в былинах упоминается как «царь сорока царей и сорока царей», некоторые исследователи предполагают, что он мог трансформировать имя Менгу-Каан. Однако есть и другая, довольно неожиданная версия, согласно которой под этим именем скрывается… Калоян, болгарский царь, правивший в 119 г.7-1207. Он успешно сражался с крестоносцами латинского императора Балдуина и византийцами. Именно византийцы за жестокость к заключенным прозвали его романтиком (убийцей римлян), а имя переделали на «Силаян» — «собака Иоанна». В 1207 году Калоян погиб при осаде Фессалоники. После чего греки даже говорили, что болгарский царь поразил своим шатром покровителя города – Димитрия Солунского. Эта легенда, ставшая частью жизни этого святого, вместе с греческими жрецами пришла на Русь и постепенно превратилась в былинный рассказ. Я предполагаю, что это произошло после Куликовской битвы, когда Калояна отождествляли с матерью, а Дмитрия Донского с его небесным покровителем Димитрием Солунским.

    Димитрий Солунский, греческая икона XIII века, написана в полном соответствии с каноном. Частное собрание Верийской епархии

    «Чудо святого Димитрия царя Калояна», русская икона XVII века, Каргопольский государственный музей. Живописец отошел от канона, изобразив Калояна верхом

    Но немного отступил во время половца. Некоторые фольклористы считают, что в рассказе о главе казачьего атамана Бунджи Манги могло сохраниться имя половецкого хана Боняка, который помимо походов на Русь совершал набеги на византийские земли, Болгарию, Венгрию, западноукраинские песни: отрубленная голова катится по земле, уничтожая все на своем пути. Во львовских легендах «казак» Буняк – отрицательный герой, что вполне объяснимо, ведь он был страшным врагом поляков, Львов веками был польским городом. Однако в других текстах Буняк называл половецкого воина, татарского хана, татарскую ведьму, просто вором. Эпитет «паршивый» в данном случае — не оскорбление: так в то время называли людей, о которых говорят «рожденные в рубашке». Часть «рубашек» в виде засохшего лоскута кожи долгое время оставалась на голове, иногда встречаясь даже у взрослых особей. Внешне, конечно, выглядел некрасиво, но, с другой стороны, это часто было признаком какой-то особенности, избранности: чесоткой был, например, князь-волхв Всеслав Полоцкий. По легенде, Боняк тоже, как и Всеслав, знал волчий язык и умел превращаться в волка. Во многих сказках и былинах богатыри, выбирая коня, останавливают свой выбор на облезлых жеребятах.
    Еще один половецкий хан Шарукан, по мнению некоторых исследователей, в былинах назывался Кодрянка-царь-акула или великан. Интересно, что его сын (Атрак) и внук (известный «Словом о полку Игореве» Кончак) вошли в былины под своими именами (хотя характер родства перепутан):

    «До Киева Да, Кодрянка-царь
    И Да, любил сателком Атраком,
    Он любил сына того Да, всего с Консеком. ..»

    «Гзак и Кончак» современная иллюстрация

    Но не все кочевники являются отрицательными персонажами русских былин. Образцовая жена в фильме Настасья Никулина была из кочевого племени, тоже еще язычницы. Во время первой встречи с героем она «вытащила его из седла» — так говорят о поимке с помощью аркана.

    Добрыня знакомится со своей будущей женой Настасьей Микуличной, иллюстрация 1894

    И первое, что заставляет Добрыню вернуться домой, «приводит жену к верушке креститься».

    Самый загадочный герой русских былин, конечно же, Святогор, который может быть и не родным краем, а потому проводит свою жизнь в чужих горах. Многие сторонники исторического подхода сразу «опознали» в нем внука Рюрика, Святослава Игоревича, который постоянно «ищет чужие земли» и русскую землю Киевскую и в его отсутствие страдал от набегов печенегов.

    Но не все так просто. В. Я. Пропп (один из самых известных сторонников «общепринятого подхода») в противопоставлении другим русским богатырям киевского цикла, считая фигуру абсолютно архаичной, пришедшей в русский эпос из праславянских времен.

    А вот Б. А. Рыбаков, наоборот, считал, что образ группы «состарился» в более позднее время. Отвечая на собственный вопрос: «было ли размещение мифологического образа или вокруг мало реальной основы вырастали постепенно геркулесовы черты героя», он предпочитает вторую версию. В качестве доказательства своей точки зрения он приводит былину, написанную А. Д. Григорьевым в городе Кузьмин, Городок Архангельской области. В этой былине Святогор Р. не простой богатырь, а начальник охраны черниговского князя Олега (другая версия II). Он ведет своих воинов на восток «в раздолье широкое, на борьбу с властью князя Додонова».

    В пустыни Черниговской Киева встречаются три богатыря – Илья Муромец, Добрыня и Плесу. Вместе они отправились вместе к морю и по пути нашли в «великом камне тот каменный гроб великого достоинства». Ради забавы герои по очереди стали лезть в гроб и, когда гроб стал полосой, они, видимо, окончательно развеселили, «поставили на гроб крышку ту белую», но снять ее не смогли.

    Рыбаки Из вышесказанного следует, что в первоначальном варианте былины могли быть написаны о киевском сатирическом произведении, высмеивающем черниговских незадачливых дружинников. И лишь в более поздние рассказчики привнесли в повествование эпические элементы высокого трагизма. Но, на мой взгляд, бывает и обратная ситуация: какой-то пьяный местный «дурак» решил чернить, переосмыслить сюжет героического эпоса, сочинил на него пародию.

    В наши дни, к сожалению, мы можем видеть примеры этой «издевательства» — в тех же современных мультфильмах про «трех богатырей», интеллектуальный уровень которых, по мнению сценаристов, явно оставляет желать лучшего. Или в нашумевшем фильме «Последний богатырь», где главным отрицательным героем был умнейший и учтивейший из богатырей Добрыня «крестовый брат» Илья Муромец (но можно было без ущерба для сюжета дать этому герою любое другое нейтральное имя ). Однако все, на мой взгляд, «переплюнули» других бездарных создателей Кинопаласа – «Легенду о Коловрате». Евпатий Коловрат, конечно, герой эпического уровня, будь он англичанином и французом, про него сняли Голливуд и очень красивый и вдохновляющий фильм лучше, чем «Спартак» или «Храброе сердце».

    А наш «мастер искусств» поставил герою недееспособную, а то и общественно опасную инвалидность, которой место в далеком монастыре, а не в дружине рязанского князя. Ведь мало ли кому и что он однажды утром расскажет: может, и не рязанскому боярину он, а глубоко законспирированному киевскому (черниговскому, новгородскому, тмутороканскому) диверсанту, подосланному убить неугодного князя. Но теперь «над всей Испанией безоблачное небо» и «в Сантьяго идет дождь» — пора идти убивать.

    На самом деле это не безобидно, а наоборот, очень опасно, потому что создатели всех этих наветов пытаются перекодировать народное сознание, подменяя надлежащую работу фейками. Который Евпатий Коловрат — умственно отсталый, Алеша Попович — придурок с мозгами 5-летнего ребенка, Добрыня Никитич — нечестный интриган и предатель, а Илья Муромец — суеверный солдат.