Евпатий Коловрат. Евпатии коловрате


Настоящая легенда о Евпатии Коловрате

... А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

Вот что там говорится ...

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года.

Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день.

При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Фрагмент диорамы "Оборона старой Рязани в 1237 году"

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса.

В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах.

Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей.

При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Завершающая

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами.

Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Взято отсюда

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

tainyvselennoi.ru

Евпатий Коловрат — Википедия РУ

  Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1 700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нём ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

  М. Пресняков. Евпатий Коловрат. 2009 г. Холст, фан., масло.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами неизвестны. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года[5].

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

  • Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата.

Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р.Непложи) и речки Урсулы, и относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.

  • Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»[19].
  • Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
  • Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

  • Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

http-wikipediya.ru

Евпатий Коловрат — википедия орг

  Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1 700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нём ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

  М. Пресняков. Евпатий Коловрат. 2009 г. Холст, фан., масло.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами неизвестны. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года[5].

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

  • Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата.

Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р.Непложи) и речки Урсулы, и относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.

  • Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»[19].
  • Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
  • Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

  • Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

www-wikipediya.ru

Евпатий Коловрат Википедия

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 — до 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Предполагаемая биография[ | код]

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1 700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в

ru-wiki.ru

Евпатий Коловрат — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 — до 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Предполагаемая биография

Родился, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых древних источниках[каких?] Евпатий Коловрат именуется как Евпатий Неистовый.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 6-дневной осады.

Былинные отклики и параллели к сказанию приведены у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Евпатий Коловрат в литературе

Евпатий Коловрат в массовой культуре

Анимация Кино Музыка
  • Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)[11]
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)[12]
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)[13]
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)[14]
Компьютерные игры

Памятники

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области. Первый из них был установлен в городе Шилово, так как именно этот город, согласно некоторым источникам, является родиной Коловрата.

Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»[15].

Третий установлен на выезде из деревни Фролово, в сторону деревни Ряссы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Евпатий Коловрат"

Примечания

  1. ↑ [www.hrono.ru/biograf/evpatiy.html Евпатий Коловрат] // Гражданская война в США — Йокота / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 282. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 3).</span>
  2. ↑ «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  3. ↑ [lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4956 Повесть о разорении Рязани Батыем]
  4. ↑ [militera.lib.ru/poetry/russian/mei/02.html «Песня про боярина Евпатия Коловрата»]
  5. ↑ s:Сказание о Евпатии Коловрате (Есенин)
  6. ↑ [nkozlov.ru/library/s318/d3913/#.TwhvgpfE7cI Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (издание 1972 г. с ил. Владимира Фаворского)] (маленькая вставная поэма о Евпатии Коловрате — в главе о татарском нашествии, озаглавленной: «Разоряя города, шла монгольская орда»).
  7. ↑ [www.vsorokin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=631:2013-06-08-13-54-39&catid=19:2013-06-08-13-04-48&Itemid=37 Евпатий Коловрат (поэма)]
  8. ↑ Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  9. ↑ Венжер Н. Я. Роман Давыдов : альбом // [web.archive.org/web/20070828174535/books.interros.ru/index.php?book=mult&id=10&mode=print Наши мультфильмы : Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе] / Cост. И. Марголина, Н. Лозинская; авт. предисл. Н. Изволов. — М.: Интеррос, 2006. — С. 70—71, 72, 73, 74—75. — 352 с. — ISBN 5-91105-007-2.
  10. ↑ [www.rzn.info/news/2016/1/29/v-moskve-startovali-s-emki-fil-ma-o-evpatii-kolovrate.html В Москве стартовали съемки фильма о Евпатии Коловрате] (2016-01-29). РЯЗАНСКИЕ НОВОСТИ / ТВОРЧЕСТВО. RZN.info. Проверено 7 сентября 2016.
  11. ↑ Красавин А. В. [music.lib.ru/k/krasawin_a_w/alb7.shtml#ewpatij_kolowrat «Евпатий Коловрат»]. Россыпи. Часть 2. Угорь-Звезда. music.lib.ru (2003). Проверено 7 сентября 2016.
  12.  [youtube.com/watch?v=DfcyG7QkHqA Киборг — «Евпатий Коловрат» (2007)]
  13. ↑ Попов Г. [www.voskres.ru/literature/poetry/popov4.htm Евпатий Коловрат : (Кантата в пяти частях)] // Роман-журнал XXI век. — 2010. — № 10. — С. 14—15.</span>
  14.  [youtube.com/watch?v=S5D2rbitHfs GjeldRune — «Коловрат (Kolovrat)» (2014)]
  15. ↑ [www.rzn.info/news/2012/10/19/s-pogruzheniem-ryazanskie-vlasti-poobeschali-v-sleduyuschem-godu-zanyat-sya-blagoustroystvom-u-pamyatnika-kolovratu.html Рязанские власти пообещали в следующем году заняться благоустройством у памятника Коловрату]
  16. </ol>

Литература

  • [военная-энциклопедия.рф/советская-военная-энциклопедия/Е/Евпатий-Коловрат Евпатий Коловрат] // Гражданская война в США — Йокота / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 3).</span>
  • Брохин В. С. «За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате Ковале Фатьяне.» Рязань, 1954;
  • Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.
  • В. Ян «Чингисхан», «Батый»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Евпатий Коловрат

– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала… Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая. – Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.] Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись. – Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались… Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил: – И весь свет узнал… Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: – Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. – Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C'est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. – Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь. – Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный? – Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там. – Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню. От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину. Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным. – Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом. Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету. – Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами. Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем. – Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти. – Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея. Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.] Ипполит, фыркнув, засмеялся. – Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.] Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил: – Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s'y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.] Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины. – Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки. Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой. – Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием… Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами. – Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания. Пьер сел на диван, поджав под себя ноги. – Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится. – Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет. Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб. – Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере. – Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?… – Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо… Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей. – Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он. – Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер. Князь Андрей усмехнулся. – Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет… – Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер. – Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло. – Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер. – Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине. Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.

wiki-org.ru

Евпатий Коловрат - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 — до 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Предполагаемая биография[ | ]

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Родился, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий[2], с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700[3] человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

. Евпатий Коловрат. 2009 г. Холст, фан., масло.

В некоторых древних источниках[каких?] Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.[источник не указан 223 дня]

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]. Первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны, Москва был взят 20 января 1238 года после 6-дневной осады.[источник не указан 213 дней]

Былинные отклики и параллели к сказанию приведены у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Евпатий Коловрат в литературе[ | ]

  • Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
  • Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)[5]
  • Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)[6]
  • Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
  • Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
  • Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
  • Владимир Семенович Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. – Рязань (1954)
  • Владимир Семенович Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
  • Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)[7]
  • Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)[8]
  • Вронский Ю. П. Злой город (1976)[9]
  • Д. О. Силлов "Злой город" (2007)
  • Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)

Евпатий Коловрат в массовой культуре[ | ]

Мультипликация Кино Музыка
  •  — песня «Евпатий Коловрат» (2003)[12]
  • Группа «» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)[13]
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)[14]
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)[15]
Компьютерные игры

Памятники[ | ]

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. Скульптор Олег Седов Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

  • Первый из них был установлен в городе Шилово, так как именно этот город, согласно некоторым источникам, является родиной Коловрата.
  • Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»[16].
  • Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Евпатий Коловрат // Гражданская война в США — Йокота / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — С. 282. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 3).
  2. ↑ «Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988
  3. ↑ Повесть о разорении Рязани Батыем
  4. ↑ Евпатий Коловрат // Советская военная энциклопедия. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1977. — Т. 3. — С. 282.
  5. ↑ «Песня про боярина Евпатия Коловрата»
  6. ↑ s:Сказание о Евпатии Коловрате (Есенин)
  7. ↑ Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (издание 1972 г. с ил. Владимира Фаворского) (маленькая вставная поэма о Евпатии Коловрате — в главе о татарском нашествии, озаглавленной: «Разоряя города, шла монгольская орда»).
  8. ↑ Евпатий Коловрат (поэма)
  9. ↑ Исторические рассказы в стихах. Рисунки И. Архипова. М.: Детская литература, 1976 (глава «Евпатий Коловрат», с. 32-39).
  10. ↑ Роман Давыдов : альбом // Наши мультфильмы : Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе / Cост. И. Марголина, Н. Лозинская; авт. предисл. Н. Изволов. — М.: Интеррос, 2006. — С. 70—71, 72, 73, 74—75. — 352 с. — ISBN 5-91105-007-2.
  11. ↑ В Москве стартовали съёмки фильма о Евпатии Коловрате (2016-01-29). РЯЗАНСКИЕ НОВОСТИ / ТВОРЧЕСТВО. RZN.info. Проверено 7 сентября 2016.
  12. ↑ «Евпатий Коловрат». Россыпи. Часть 2. Угорь-Звезда. music.lib.ru (2003). Проверено 7 сентября 2016.
  13. ↑  Киборг — «Евпатий Коловрат» (2007)
  14. ↑ Попов Г. Евпатий Коловрат : (Кантата в пяти частях) // Роман-журнал XXI век. — 2010. — № 10. — С. 14—15.
  15. ↑  GjeldRune — «Коловрат (Kolovrat)» (2014)
  16. ↑ Рязанские власти пообещали в следующем году заняться благоустройством у памятника Коловрату

Литература[ | ]

Научная[ | ]

Художественная[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат или Евпатий Неистовый (1200 - 1238 гг.) - легендарный рязанский богатырь, боярин и воевода, один из героических персонажей "Повести о разорении Рязани Батыем", герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия монгольского Батыя (Бату-хана) на Русь. В некоторых редакциях "Повести" указывается отчество Евпатия - Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

 "Повесть о разорении Рязани Батыем" - одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написанное примерно в начале XVI века). Оно представляет собой летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь, который соединяется с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим погибают в битве рязанские князья, хотя и бьются бесстрашно с превосходящими силами врага. В ходе битвы гибнут множество и множество татар. Повесть повествует нам о битве за Рязань так: "И была сеча зла и ужасна... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами... И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское - все равно умерли и единую чашу смерти испили. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мёртвые... И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые..."

 Находясь в городе Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваривичем узнав о разорении Рязани Бытыем, Евпатий Коловрат с "малою дружиною" спешно двинулся домой в Рязань. Но застал город уже разорённым: "И приехал в землю Рязанскую и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты...", "...государей убитых и множество народу погибшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены". И воскричал тогда Евпатий что было мощи в горести души своей... Жажда мщения и праведного возмездия одолевает Евпатия, он хочет любой ценой наверстать татарские полки и вступить с ними в бой, хотя и понимает, что его ждёт участь всех павших при обороне города рязанцев. "И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, соблюдённых (спасённых) Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк их татарскими. Татарам почудилось, что мёртвые рязанцы восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил среди полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому"... Ответ пленённых воинов побуждает нас вспомнить символику многих русских народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нём врагов "чествовали" оружием, "подносили" им "чаши" - то есть смерть.

 Батый решается выслать против Коловрата своего шурина - богатыря Хостоврула. Тот самоуверенно хвастался, что пленит и приведёт рязанского воеводу живым. "И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал". Существует предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - "Что вы хотите?" И получил ответ - "Умереть!" "И возбоялись тогда татары, видя какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных пороков (камнемётов), и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им".  

 

Евпатий Коловрат (стихотворение)

Был страшный год... В березовые рощи, В поля, на всю Святую Русь Пришла Беда - страшнее нету, Из степи принесло войну.

Железный гений воли Чингиз-Хана, Подняв Империю из трупов и руин, Заставил всех татар губить народы- Пока не покорят они весь мир.

На Калке, из-за собственных раздоров, Пред генералом чингизхановым Джебе, Князья Руси были разбиты... Но выждать вздумалось судьбе.

Года прошли... И всё - как прежде! Князья враждуют меж собой- А Степь закрылась тучей пыли: То хан Батый идет войной.

...Рязань горела. Колокольным звоном Она звала своих богатырей- Татары в этот страшный день узнали, Как на Руси встречается злодей!

Из каждого окна летели стрелы, Копье и меч встречали басурман… Но мало было русских пред Ордою, И был сожжён огромный град Рязань.

В прекрасных храмах басурманскою рукою Были осквернены врата и алтари, Над женами погибших в этой сече Жестоко издеваются враги…

...Из дальнего похода возвращаясь, Увидеть Родину свою несказно рад, Подарки вез своей семье любимой- Боярин знатный: свет - Евпатий Коловрат.

Когда увидел он, что сделано с Рязанью, Увидел горы трупов и руин, Схватился за свой меч Евпатий И в грудь себе хотел вонзить.

Но обратясь лицом к закату, Который, как пожар, пылал, Боярин понял волю Божью, И поднялась его рука-

Кровавый отблеск близкой ночи На клинке славном заиграл, И, обратясь лицом к дружине, Евпатий Коловрат сказал:

"Не гоже нам в лесах скрываться, Когда горит наша земля! Коль каждый встанет по едину, То вместе разобьем врага.

И лучше нам погибнуть разом, Чем жить, но в рабстве у татар. За Русь Святую - не за славу Мы будем в битвах умирать!"  

Боярин с ратью за Батыем Шёл, пробиваясь, по пятам, И сколько хан не слал батыров, Их всех Евпатий разметал.

И пели стрелы, словно птицы, Входя в татарские тела, В лесу Поганых поджидали Топор, и меч, и булава.

Татары гибли в волчьих ямах, В болотах смерть врагов ждала - Да, неприветливо встречает Злодеев Русская Земля!

Но хан Батый был Полководцем, И завязав для виду бой, Со всей Ордою он по лесу Прошел от русских стороной -

Евпатия он окружить смог, И, укрепившись на холме, Защитники Руси стояли, Уж не заботясь о себе.

Вот стрелы из татарских луков Со свистом в небо поднялись- Евпатий меч достал из ножен И обратил лицо он ввысь:

"Господь! Да в чем же Русь виновна, Что ты караешь ее так?! Неужто ты нам не поможешь? Неужто победит нас враг?

Господь! Пошли же ты мне силу, Чтоб я поганых победил!.. Богатыри! Наш час уж пробил, Но Русь - поднимется из тьмы!"

Со светлой верой в своем сердце, Богатыри стояли там И бились против супостатов, Против захватчиков-татар.

Мечи звенели, сабли гнулись, Ломались копья о щиты- И не взошли на холм татары, Как ни рвались туда они.

Евпатий Коловрат, как символ Непокорившейся Руси, До седел рассекал поганых, Мстя им за честь своей страны.

Татары падали на землю - Кровавой жатвы урожай, И поднималось над лесами Родное, русское - "Ура!"

Но вот ударили по русским Баллисты, метя копья в них, И катапульты из Китая - Дождь из камней упал с небес.

Копье пробило грудь героя, И, падая на землю, он Увидел, как на холм татары Опять ползут со всех сторон.

Но над побоищем кровавым, Как знамя будущих побед, Над всей огромной нашей Русью, Увидел Коловрат рассвет...  

Батый подъехал к пленным русским, Когда затих последний бой: "Нет, не "москаль" ты был, Евпатий! Ты - настоящий был герой!

И отпустил хан пленных с миром, И повесть о богатыре По городам шла и по селам- По всей нашей святой земле.

И в страшной Куликовской битве, Где басурманов били мы, Евпатий был незримо с нами- Бессмертный патриот страны.

 

В 2007 году в Рязани на пересечении улицы Ленина и Почтовой установлен памятник Евпатию Коловрату. Также ранее был установлен памятник в г. Шилово Рязанской области, так как этот город, согласно некоторым источникам, считается городом, где родился Евпатий Коловрат.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. "Повесть о разорении Рязани Батыем", из книги Памятники литературы Древней Руси. XIII век., пер. Д.С. Лихачева, М.. 1981 г. 2. Воинские повести Древней Руси, г.Ленинград: "Лениздат", 1985 г. 3. Василий Ряховский - Евпатий Коловрат.

 

Рекомендуем посмотреть:Мультфильм "Сказ о Евпатии Коловрате", СССР, Киностудия "Союзмультфильм", 1985 г.

www.rus-rt.ru