Этногенез древних славян: Этногенез славян | это… Что такое Этногенез славян?

Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М., 1985.

Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М.: «Наука», 1985.

Редакционная коллегия: Н. И. Толстой (отв. ред.), Г. Г. Литаврин, В. В. Иванов, С. А. Иванов.

Содержание

Предисловие (Н. И. Толстой)

I. История

Сиволап М. П., Чмыхов Н. А. К реконструкции древнейшего периода славянства

Крыкин С. М. Фракийцы и славяне

Сопоньянов Н. И. О культе бога-всадника на Балканах (К вопросу о фракийских традициях в культуре Первого Болгарского царства)

Иванов С. А. Псевдо-Кесарий, Прокопий и проблема информированности о славянах в середине VI в.

Иванова О. В.  К вопросу о существовании у славян «дружины» в конце VI-VII в. (по данным “Чудес св. Димитрия”)

Ронин В. К. Карантанское княжество: проблемы этнополитическои истории ранних словенцев

Рудь Н. А. Закономерности и типологические особенности развития городов полабско-прибалтийских славян в раннее средневековье

II. Языкознание

Аникин А. Е. К анализу некоторых балто-славянских фактов

Гундорин С. Н. Роль внутренних и внешних факторов в процессе балкано-славянского этно- и глоттогенеза (фракийцы, славяне, балканский языковой союз)

Ильинская Н. Г.  Значение этнолингвистических данных для изучения происхождения и ранней этнической культуры славян (на материале архангельских говоров)

Орел В. Э. Балканские этимологии 94-95

Панченко Е. А. К сопоставительному анализу памятников древнего славянского права и заговора

Страхова О. Б. К вопросу об отношении к греческому языку в славянской письменности (ХI-ХVII в.)

Яйленко В. П. Тюрки, венгры и Киев: к происхождению названия города

III. Культура

Агапкина Т. А. Славянский обычай «обогревания покойников»

Александрова Л. Г. Архаические компоненты женской восточнославянской одежды и ее терминология

Башсаров А. Р. У истоков сербской оригинальной литературы (Стефан Неманя в серпской агиографии ХIII в.)

Белова О. В. Представления о животных по материалам памятников древнерусской «естественнонаучной» литературы

Гаврюшина Л. К. Житие Саввы Сербского в русской книжности XII в.

Кабакова Г. И. К вопросу о происхождении одного славянского календарного обряда («сула» — «стрела»)

Кирилко В. П. Отражение языческих верований восточных славян в русской церковной архитектуре (К вопросу этногенеза славян)

Максимова Е. В. Постоянный эпитет в чешских народных балладах

Микитенко О. О. Сербские тужбалицы; география и архаические особенности

Морозов И. А. «Где же ты был, черный баран?» (Об одном обрядовом и игровом персонаже у славян)

Павлова М. Р. Среда и пятница в связи с прядением

Плотникова А. А. Архаические элементы в святочно-новогодней обрядности южных славян (кокошиньи палазник, кокошиньи божий)

Седакова И. А. Святочные «нечистые дни» у болгар: терминология, демонологические представления и ритуальная практика

Серебряная М. И.  К интерпретации народных представлений о «заклятой земле»

Страхов А. Б. Русское обрядовое печенье «христовы (боговы, божьи) онучи» в связи с функцией обуви в славянских похоронных ритуалах

Страхов А. Б. О своеобразии формирования восточнославянского культопочитания и специфике соотношения в нем языческого и христианского элементов

Топорков А. Л. О принципах глубинных мотиваций бытовых запретов

Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования

Опубликовано — чт, 05/16/2019 — 15:26

 

Трубачев Олег Николаевич

Москва: Акад. проект, 2017. — 540 с.

ISBN 978-5-8291-2016-0

 

В книге подвергаются пересмотру устоявшиеся взгляды на формирование языка и культуры древних славян, проблемы славянского этногенеза и прародины славян. Опираясь на сплошное обследование словарного состава славянских языков и его этимологию, автор выдвигает свою концепцию, углубляющую хронологию образования праславянского языка и этноса, аргументирующую во многом центральную позицию славянского языка в Европе (дунайская прародина славян) и в индоевропейском языковом варианте. Многие из концепций О.Н. Трубачева открывают широкие пути для их дальнейшего исследования и детализации.

Книга представляет огромный интерес не только для этимологов, ономастов, но и для историков, культурологов, этнографов, археологов, для всех, кому небезразличны этническая история и культура славянских народов.


Книга доступна:

  • в фонде открытого доступа: 81.416 (Славянские языки).

Содержание:

Вместо предисловия (проблемное авторезюме)

Этногенез славян и индоевропейская проблема

Славяне и Дунай
«Прародина» — «взятие родины» 
Первоначально ограниченная территория? 
Изначальность диалектного членения
Праславянский — живой язык или «непротиворечивая» модель?
«Метод исключения»
Подвижность древнего ареала
Славянский и балтийский
Сходства и различия
Поздние балты в Верхнем Поднепровье
Подвижность балтийского ареала
Балто-дако-фракийские связи III тыс. до н. э.
(славянский не участвует)
Когда появился праславянский язык?
Славяне и Центральная Европа
(балты не участвуют)
Славяне и иллирийцы
Кентумные элементы в праславянском
Балты на Янтарном пути
Балтийский и «древнеевропейская» гидронимия 
Сближение балтов и славян

Славянский и «древнеевропейская» гидронимия
Праиндоевропейский ареал
Дунайский регион
Праславяне на Дунае
Славяне восточные, западные, южные
Славянская ономастика Подунавья. Сравнительный возраст этнонимии и антропонимии 
Кельты и славяне 
Проблема невров
Языковые связи и культура (славяне, кельты, иранцы, индоарийцы)
Начальные города славян (Киев)

Индоевропейские истоки праславянского языка и этногенеза
Свидетельства археологии
«Когда появился праславянский язык?»
Мифы сравнительного языкознания и истории культуры
Против прямолинейных заключений
Статичность популярных концепций социальной и этнической истории индоевропейцев
Непрерывная эволюция индоевропейской Европы 
К вопросу об индоевропейском консонантизме 
Семитское влияние на индоиранский вокализм? 
О русском аканье

Изоглоссы внутри ареала сатэм. Daco-slavica 
Название конопли в свете проблемы сатэм в Восточной Европе 
Об отражении индоевропейского консонантизма в славянском языке-сатэм
Центр праславянских фонетических инноваций — в Паннонии 
О центре индоевропейского ареала 
Славянский ареал — в Центральной Европе 
Социолингвистика и этнолингвистика этногенеза

Самоназвание и самосознание
Типология этногенеза: балто-славянские отношения 
Типология этногенеза: германо-славянские аналогии 
Этническая память и вопрос о древнем двуязычии 
Продолжение поисков в Центральной Европе 
Среднедунайский ареал
Дальнейшее о среднедунайском центре праславянских фонетических инноваций
Типология этногенеза. Германо-славянские аналогии: Подвижка Юг <-> Север

Дальнейшие германо-славянские аналогии и название железа Концентричность культурных и языковых ареалов в Центральной Европе
Из загадок на будущее

Славянская этимология и праславянская культура

Реконструкция древнейшей культуры и этногенез славян

Приложения

Этногенез и культура древнейших славян
К отдаленнейшим истокам нашего самосознания. Презентация одной книги
Древние славяне на Дунае (южный фланг). Лингвистические наблюдения. I
XI. Medzinárodný zjazd slavistov bratislava 30. Augusta — 8 Septembra 1993 
О работе XI Международного съезда славистов (историческое языкознание)
Древние славяне на Дунае (южный фланг). Лингвистические наблюдения. II
Slavica danubiana continuata (продолжение разысканий о древних славянах на Дунае)
Sclavania на Майне в меровингскую и каролингскую эпоху. Реликты языка
* Myslъ. ‘[Муж] мудро следящий’
Befulci (fred. Chron. Iv, 48) = майнсковенедское *bе(z)ръlkъ *Gostь ‘вступивший во владение’ Postscriptum ad «Sclavania на Майне»
Мысли по поводу новой книги: Leszek Moszyński. Die vorchristliche religion der slaven im lichte der slavischen Sprachwissenschaft (Böhlau verlag, Köln; Weimar; Wien, 1992) Взгляд на проблему прародины славян (парадоксы науки и парадоксы жизни)
О ‘рябчике’, ‘куропатке’ и других лингвистических свидетелях славянской прародины и праэкологии
Из лексических комментариев к поискам прародины славян К этимологии названия Швейцарии (Helvetii, Helvetia ~ Schwyz, Schweiz)

Именной указатель 

Предметный указатель 

Summary

Светлой памяти Олега Николаевича Трубачева


Основная рубрика: Филология > Языкознание > Частное языкознание > Индоевропейские языки > Славянские языки, Филология > Языкознание > История языка > Историческая лексикология > Этимология, Исторические науки > Этнография > Этногенез, Народы > Славяне, Филология > Языкознание > Общее языкознание > Происхождение языка

 

Теги

новое поступление

филология

Славяне в процессе создания — история, лингвистика и археология

Карлос Килес Археология, балто-славянский язык, история

Флорин Курта снова поражает досрочным выпуском неопубликованной книги Славяне в процессе становления. История, лингвистика и археология в Восточной Европе (ок. 500–ок. 700) , Routledge (2021), сейчас в свободном доступе на Academia.edu.

Интересные выдержки (выделено мной, незначительные стилистические изменения для ясности):

Миграция

Многое было сказано о предполагаемом консерватизме славянского керамического репертуара. В действительности, окаменение форм глиняной посуды и, иногда, узоров орнамента, как правило, свидетельствует о сохранении гончарного дела и его внешнем виде «в том виде, в каком его помнили». Таким образом, консерватизм (приводящий к обращению с горшками как с реликвиями, материальным воспоминанием о жизни до миграции с ее идеализированными удобствами и безопасностью) раскрывает травматический опыт миграции, «разрыв с привычными правилами, ландшафтами и комфортом». повседневной рутины». Многие аналогии керамического материала из памятников группы Лазури-Пишкольт в северо-западной Трансильвании указывают на долину Моравы на границе современной Словакии и Чехии, а также на верхнюю долину Вислы на юге. Польша. Если принять идею возникновения группы Лазури-Пишкольта в результате миграции из региона Нижнего Подунавья в форме вынужденного перемещения населения под контролем авар (см. главу 4), то можно объяснить специфические типы таксономии Станчиу. как окаменение глиняных форм в ответ на травматический опыт миграции. Более того, параллели с долинами Моравы и Вислы можно трактовать как вторичные миграции из северо-западной Трансильвании дальше на запад и северо-запад. В таком случае следует предположить, что и эти группы были оттеснены в социально маргинальное положение, скорее всего, аварцами. Более того, если гипотеза о насильственном перемещении населения подтвердится, то это объясняет скачкообразную «колонизацию» по обе стороны Карпат в VII веке.

Язык

Сильное влияние германского языка на славянский носит почти исключительно лексический характер, что интерпретируется как указание на неравные отношения, когда носители славянского языка имитируют предположительно престижные языковые модели носителей германского языка. Подобные социально-политические условия, по-видимому, существовали в то время и в месте алтайско-славянских контактов, поскольку ученые предполагают, что пиджин был создан носителями алтайских языков (или для них) для общения с носителями славянского языка, которые, в свою очередь, стремились подражать речевые привычки своих хозяев. Поэтому для распространения койне в Карпатском бассейне и за его пределами требуется совсем другое объяснение. Славяне попали в Центрально-Восточную Европу в результате миграции, скорее всего, аварцев. Различные группы населения из Восточной Европы, скорее всего из Правобережной Украины, сопровождали движение аварцев из степных земель к северу от Причерноморья в район Среднего Подунавья (см. главу 4). Некоторые из них вполне могли быть носителями славянского (койне). Свидетельства языковых контактов убедительно свидетельствуют о том, что носители этого языка находились в более низком социальном положении, чем носители как германских, так и алтайских языков. С другой стороны, археологические данные свидетельствуют о том, что такие группы, как Лазури-Пишколт на северо-западе Трансильвании, были навязчивыми и, возможно, были результатом насильственного перемещения населения из других территорий, контролируемых аварами.

Напротив, могла иметь место миграция на короткие расстояния из северных частей Карпатского бассейна в юго-западную Словакию и в Моравию. Независимо от того, говорили ли мигранты на славянском языке или нет, местное население, которое аварцы нашли на месте, могло перейти на этот койне, который, таким образом, фактически стал бы лингва-франка внутри аварского каганата, поскольку аварские элиты могли (иногда) использовать славянский для общения со своими подданными. Языковой сдвиг мог также иметь место в центральной Богемии, а также в землях юго-восточной и восточной Германии, хотя нельзя исключать вынужденные перемещения населения под властью аваров. Такие события произошли, скорее всего, после 600 г. н.э. и достигли более периферийных областей только в конце 7 или начале 8 века. Если предположить, что население, которое основало поселения предположительно пражской культуры в районе Верхней Вислы и Верхнего Сана, говорило на славянском койне, распространение этого языка по Польше было медленным процессом, который начался во второй половине 7-го века и продолжался долгое время после ad 700. Параллельный процесс, возможно, привел носителей койне через Средний Днепр в Левобережную Украину, а также вглубь лесной полосы (Полесье) северной Украины и южной Беларуси. Трудно, если вообще возможно, сказать, был ли языковой сдвиг или миграция (или и то, и другое) причиной языкового распространения во всех этих регионах, и какова могла быть продолжительность этого процесса. Этот сценарий, конечно, основан на идее койне, которая является одним из многих возможных объяснений возникновения и распространения языка, называемого (общим) славянским. Другими словами, это не более чем гипотеза. Однако, сталкиваясь с археологическими данными, этот сценарий кажется более вероятным, чем другие, по крайней мере, мне.

Этническая принадлежность

Таким образом, славянский язык вступил в контакт с другими языками. Был ли тогда славянский этнолект использован для обозначения славянской идентичности? Судя по лингвистическим данным, ответ должен быть отрицательным. Когда язык, находящийся в контакте с другими языками, становится маркером этнической принадлежности, обычно ожидается, что произойдет заимствование скорее грамматическое, чем словарное. Однако влияние германских и алтайских языков на славянские преимущественно лексическое; напротив, влияние романского языка (проторумынского; см. главу 2) является фонологическим и морфологическим. Последнее убедительно свидетельствует о том, что славянский язык использовался в качестве этнического маркера в районе Нижнего Дуная, вдоль северной границы Римской империи. Напротив, в Карпатском бассейне и за его пределами славянский язык продолжал действовать как койне и вполне мог стать лингва-франка, в обоих случаях без связи с какой-либо конкретной этнической группой. Однако восстание вендов под предводительством Само, возможно, создало необходимость в резкой дифференциации от аварского врага. Сопровождалось ли это языковым расхождением и возможное создание навсегда осталось неизвестным. Однако, согласно Хроникам Фредегара, венеды, а не славяне, сделали Самоо своим королем. Что отличало венедов от (остальных) славян, так это то, что первые служили бефульками аварам. Групповая идентичность, связанная с особой ролью в аварской армии, вполне могла быть основой этногенеза венедов. По крайней мере, это следует из рассказа Фредегара. Материальных коррелятов этой новой этнической идентичности и археологических следов особой военной роли венедов немного.

Согласно Петеру Стадлеру, распространение в Карпатском бассейне керамических изделий с иглообразным гребенчатым орнаментом и гончарными клеймами показывает отчетливо выраженный кластер в северо-западном регионе (северная часть Венгрии, юг от реки Дунай, юго-запад Словакии). , Моравия и северо-восточная Австрия). Поскольку погребальные комплексы в этом регионе, в которых производились такие изделия, не могут быть датированы ранее среднеаварского периода (ок. 630–ок. 680 гг.), распространение этих керамических изделий выдает (согласно Штадлеру) формирование региональной идентичности в дата, которая «замечательно совпадает с возникновением государства Само, известным из Хроник Фредегара». Рассматриваемые изделия продолжали производиться и использоваться вплоть до позднеаварского периода (ок. 680–800 гг.), но ничто не указывает на то, что венедское государство Само просуществовало так долго. Нет никаких указаний на местные традиции и для изделий с шиповидными гребенчатыми выштамповками и гончарными клеймами на днищах сосудов. Тем не менее, это были не единственные новые разработки. Незадолго до ок. 630 г. Моравия стала свидетелем относительно быстрого распространения ряда археологических признаков, наиболее типичных для Нижнего Подунавья и поэтому связанных с «изготовлением славян». В Чешской Республике было раскопано гораздо больше мест, чем в Словакии или Венгрии, где были обнаружены глиняные сковороды и которые были датированы ок. 600 или чуть позже.(…)

Комментарии

Как и во всех его предыдущих текстах, приятно читать критику Флорином Куртой бесчисленных наивных предположений о славянском этногенезе, особенно распространенных в советской археологии и лингвистике Восточной Европы, продолжавшихся в постсоветское время, несмотря на общая реакция против прежних социалистических режимов. Его глубокие познания и критическая оценка протоистории и ранних исторических отчетов, а также археологических подробностей, насколько я знаю, не имеют себе равных ни у одного другого исследователя, интересующегося происхождением славян.

С другой стороны, автор демонстрирует явное пренебрежение к результатам и интерпретациям, вытекающим из лингвистики и популяционной геномики, в то же время он постоянно прибегает к обеим областям, ссылаясь на устаревшие статьи и сомнительные теории, чтобы поддержать свое видение возникновения Общеславянский. Это создает впечатление сложного для понимания когнитивного диссонанса; например:

  • От отказа от общепринятых языковых контактов, догадок или гидротопонимических исследований автор сразу переходит к подчеркиванию актуальности общеславянского языка как koiné , потому что, среди прочего, его «легко выучить именно из-за его упрощенной структуры» (?).
  • От отказа от отношения (упрощенно описанного) рт. R1a1 или R1a-M458 как маркер славянских миграций, или сомнения в способности популяционной геномики констатировать или датировать миграции на основе древней ДНК, к принятию идеи большой генетической преемственности в определенных регионах…

Формирование прото -славянский, по Сорину Палига. Из Сорина Палига, «Албанцы, румыны, славяне: этническая принадлежность, изменения и политика во второй половине первого тысячелетия нашей эры», в «Новых взглядах на ранние славяне и подъем славян: контакты и миграции», под редакцией Томаша Клира, Вит Бочек и Николас Янсенс (Гейдельберг: Карл Винтер, 2020 г.), с. 331, рис. 1. Используется с разрешения.

Правда в том, что диалектная классификация, языковые контакты и гидротопонимия необходимы для локализации праславян и простославян в пространстве и времени. На самом деле славяне, вероятно, также расширились за счет движения населения: среди ранних славян уже есть свидетельства определенного преобладания hg. I2a-L621 (первое обнаружение среди элиты венгерских завоевателей), E1b-V13 (впервые обнаруженное среди скифов и присутствующее среди германского населения и поздних аваров) и R1a-M458 (впервые обнаруженное среди кельтов железного века и в основном связанное с викингами), помимо множества различных субкладов R1b-L23. Это верно независимо от вероятной генетической диссоциации между обычными славянами и протославянами — так же, как средневековые кельтские, романские, германские, тюркские или индоарийские носители не точно представляли своих лингвистических предшественников.

Как и многие другие знающие историки, археологи, лингвисты или генетики, Флорин Курта демонстрирует свои сильные стороны в книге с превосходным всеобъемлющим и междисциплинарным повествованием о создании славян, но все его хорошо написанные главы не могут компенсировать его отсутствие реального интереса к другим дисциплинам. Тем более, что генетические и лингвистические исследования лежат в основе его главной, явной цели: исследовать родственные или соседние популяции, которые говорили на языках без письменных записей…

Вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе работы Курты продемонстрируют удивительное количество сбывшихся предсказаний, по крайней мере, по сравнению со многими другими упрощенными теориями, все еще популярными среди восточноевропейских исследователей. Однако, вероятно, также станет очевидным, что он упустил прекрасную возможность более точно предсказать движения населения и языков, не расширив свои интересы за пределы археологии и протоистории.

Избранные изображения из Карпатского бассейна, по-видимому, являются изображениями общественного достояния пользователя Fz22 из Википедии.

Родственные

  • Простые славяне с Нижнего Дуная, расширяющиеся с гаплогруппой E1b-V13?
  • «Динарский I2a» и экспансия простых славян из Восточной и Центральной Европы
  • Мадьярские племена принесли линии R1a-Z645, I2a-L621 и N1a-L392(xB197) в Карпатский бассейн
  • R1a-Z280 и R1a- Z93, общий для древних финно-угорских популяций; N1c-Tat расширен микро-алтайским
  • Лужицкая культура, наиболее вероятный вектор балто-славянской экспансии
  • Европейская гидротопонимия (IV): перетягивание каната между балто-славянами и западноуральцами
  • Балто-славянская акцентная мобильность: новшество в контакте с балто-финнами -Славяне гаплогруппы R1a
  • Колыбель русских, очевидная финно-волжская генетическая горячая точка
  • Генетическая преемственность среди уралоязычных культур в северо-восточной Европе
  • Уралоязычные носители образовали клины предков шнуровой керамики с популяциями WHG:ANE
  • Викинги, викинги, викинги! «восточное» происхождение во всем Балтийском железном веке
  • Последствия O&M 2018 (III): Балто-славянская загадка в лингвистике, археологии и генетике

    Опубликовано

    Присоединяйтесь к обсуждению…

    Чтобы оставлять комментарии, рекомендуется зарегистрироваться и войти в систему.
    Пожалуйста, продолжайте обсуждение этого поста по теме.
    Цивилизованное обсуждение. Академический тон.
    Для других тем используйте форумы .

    Балтский компонент в Концепции восточнославянского этногенеза Валентина Седова

    Макаров, Н. и Артемьев А. (2004). Валентин Васильевич Седов. В Н. Макарова (ред.). Восточная Европа в средние века (К 80-летию В. Седова), 3-12. Москва (на русск.)

    Жих, М. (2012). Валентин Васильевич Седов. Страницы жизни и творчества славянского подвижника. Часть 1. Проблема расселения славян в Восточной Европе и формирования древнерусской народности в трудах В. В. Седова, Русын, 4, 131-165 (на рус. языке)

    Жих, М. (2013). Валентин Васильевич Седов. Страницы жизни и творчества славянского подвижника. Часть 2. Проблема славянского этногенеза в трудах В. В. Седова, Русын, 1, 106-134 (in Russ.)

    Лопатин, Н. (2013). Валентин Васильевич Седов и исследования города Изборска // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2, 3-12. (на русск.)

    Бужилова А. (2015). Антропологические исследования В. В. Седова. К проблеме этногенеза славян, Краткие сообщения института археологии (Краткие сообщения Института археологии РАН), 240, 12-19. Москва

    Прокопьева С (2003). Ученый до мозга костей. Интервью с В. Седовым, Псковская губерния, 43(164). Получено с http://gubernia.pskovregion.org/number_164/10.php. (на русск.)

    Чернецов А. (2004). Валентин Васильевич Седов из LXXX, Русская археология, 4, 5-7. (на русск.)

    Седов В. (1979). Генезис и ранняя история славян. Москва (на русс.)

    Седов В. (1994). Славяне в древности. Москва (на русск.)

    Седов В. (2002). Славяне. Историко-археологические исследования. Москва (на рус. )

    Седов В. (2005). Север Восточно-Европейской равнины в период расселения людей и в раннем средневековье (на фоне северовеликоруса), Краткие сообщения института археологии, 218, 12-19. Москва

    Седов В. (1992) Бельцкий сенатне. Рига (лат.)

    Голубева Л. и др. (1987). В. В. Седов (ред.). Финно-югра и балты в средние века. г. Москва

    Седов В. (1970). Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. Москва (на русск.)

    Седов В. (2001). Предыстория белорусов, Краткие сообщения института археологии, 211, 44-51. Москва (на русск.)

    Седов В. (2003). Этногенез ранних славян (Слышно в ноябре 2002 г. на заседании Президиума РАН), Известия РАН, т. 1, с. 73, 7. 594-605. (на русск.)

    Седов В. (1995). Славяне в древности и раннем средневековье. Том. 2: Славяне в раннем средневековье. Москва (на рус.)

    Седов В. (1993). Славяне-венты в Юго-Восточной Прибалтике. В А. Новосельцев (ред.). Восточная Европа в древности и средневековье. Спорные вопросы истории.