Если вы захотите узнать мнение ломоносова: Кафедра математики Физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Кафедра математики Физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Дорогие студенты 1-го потока 2-го курса!

         Следующая лекция во вторник, 15-го марта, в 10-50, состоится очно.

Я рекомендую до лекции прочитать внимательно параграфы 6 и 7 учебника, а после этого послушать мою лекцию. После лекции, пожалуйста, постарайтесь ответить на вопросы к параграфу 6 и выполнить тесты для самопроверки.

Желаю успеха! А.Г.Ягола

 


 

 

Дорогие студенты 1-го потока 2-го курса!

         8-е марта – праздничный день. Поэтому следующая лекция во вторник, 15-го марта, в 10-50.

Пожалуйста, посмотрите видеозапись лекции 5. Но я рекомендую сначала прочитать внимательно параграфы 6 и 7 учебника, а после этого посмотреть видеозапись, постараться ответить на вопросы к параграфу 6 и выполнить тесты для самопроверки.

Желаю успеха! А.Г.Ягола

 


 

 

Дорогие студенты 1-го потока 2-го курса!

         Следующая лекция во вторник, 1-го марта, в 10-50.

Онлайн обучение продолжается. Пожалуйста, посмотрите видеозапись лекции 4. Но я рекомендую сначала прочитать внимательно параграфы 4 и 5 учебника, а после этого посмотреть видеозапись, постараться ответить на вопросы к параграфам 4, 5 и выполнить тесты для самопроверки.

Желаю успеха! А.Г.Ягола

 


 

 

Дорогие студенты 1-го потока 2-го курса!

         По расписанию следующая лекция во вторник, 22-го февраля, в 10-50.

Онлайн обучение продолжается. Пожалуйста, посмотрите видеозапись лекции 3. Но я рекомендую сначала прочитать внимательно параграф 3 (еще раз) и 4 учебника, а после этого посмотреть видеозапись, постараться ответить на вопросы к параграфу 3 и выполнить тесты для самопроверки. Ответить на вопросы к параграфу 4 рекомендую после следующей лекции.

Желаю успеха! А.Г.Ягола

 


 

 

Дорогие студенты 1-го потока 2-го курса!

         По расписанию следующая лекция во вторник, 15-го февраля, в 10-50. Онлайн обучение продолжается. Пожалуйста, посмотрите видеозапись лекции 2. Но я рекомендую сначала прочитать внимательно параграф 3 учебника, а после этого посмотреть видеозапись, постараться ответить на вопросы к параграфу и выполнить тесты для самопроверки. Записывать лекции нет необходимости потому, что учебник – это записанные лекции. Если прочитать параграф учебника заранее, а потом послушать видеозапись, понимание содержания лекции будет лучше. А если еще после просмотра видеозаписи ответить на вопросы и проделать тесты, можно сразу подготовиться к экзамену. При такой еженедельной работе в семестре получить отличную оценку на экзамене в июне не составит труда.

Желаю успеха! А.Г.Ягола

 


 

 

Дорогие студенты 1-го потока 2-го курса!

В этом семестре Вы прослушаете и будете сдавать зачет и экзамен по курсу «Интегральные уравнения. Вариационное исчисление». Лекционный курс буду читать я, Анатолий Григорьевич Ягола. Я – профессор кафедры математики.

Если Вы хотите узнать больше о кафедре математики, посмотрите, пожалуйста, сайт:

http://math.phys.msu.ru

Узнать больше о лекторе, Вы можете на моей странице:

http://math.phys.msu.ru/Staff/Employees/Yagola_Anatoly_Grigorevich/show_page

Увы, в связи с эпидемической ситуацией лекции будут пока читаться онлайн, но я надеюсь на то, что мы все-таки встретимся очно. А пока приступаем к занятиям. Лекции по вторникам, вторая пара, начало в 10-50. Пока Вы будете слушать уже записанные и выложенные в ИНТЕРНЕТ лекции.

Видеозапись лекций и учебник есть на сайте:

http://math.phys.msu.ru/Education/General_courses/Integral_Equations_and__calculus_of_variations/A_G_Yagola_lectures/show_page

или

https://teach-in.ru/course/integral-equations

Лекционный курс (тексты лекций, задачник и вопросы к экзамену) есть на сайте кафедры математики

http://math.phys.msu.ru/Education/General_courses/Integral_Equations_and__calculus_of_variations/show_page

 

Все также (+тесты и форум) есть на сайте дистанционного образования МГУ distant. msu.ru

Но на этом сайте нужно зарегистрироваться. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Порядок записи на курс «Интегральные уравнения и вариационное исчисление» на сайте дистанционного образования МГУ:

1) зарегистрироваться на distant.msu.ru (создать учётную запись) и войти в систему;
2) перейти по ссылке https://distant.msu.ru/course/view.php?id=391
3) ввести кодовое слово fiz2022 и записаться на курс;
4) после записи ссылка на курс появится в меню «Мои курсы» сверху.

         Только на этом сайте есть тесты для самопроверки, а также видеозапись лекционного курса на английском языке, прочитанного по нашему учебнику профессором П.В.Голубцовым в Университете Монтаны (г. Мизула, Монтана, США).

 

Вот задание на вторник 8-го февраля:

Прослушать лекцию 1 видеозаписи. После лекции изучить параграфы 1 и 2 учебника. Ответить на вопросы к этим параграфам. Выполнить тесты для самопроверки.

 

Если появятся вопросы, я готов ответить по электронной почте

[email protected] msu.ru

 

Желаю успеха! А.Г.Ягола

Химический диктант

Химический диктант


14 мая 2022 в 13:00

В этом году тема диктанта — «Химия — свет науки через стекло жизни».

Традиционно диктант состоится сразу в двух форматах — онлайн для всех желающих и очно на отдельных площадках России.

Диктант завершён

О Химдиктанте 2022

Тема диктанта: Химия — свет науки через стекло жизни


Всероссийский химический диктант традиционно проводится в середине мая.
В этом году диктант состоится в четвёртый раз и пройдёт 14 мая в 13:00 по местному времени.

Формат мероприятия — очно и онлайн.

Что ждёт участников

Участвовать в химдиктанте может любой желающий. Вам предстоит за 45 минут ответить на 25 вопросов разного уровня сложности очно или онлайн на сайте. Чтобы ответить правильно, специальные научные знания вовсе не требуются — важно лишь немного порассуждать, вспомнить пару примеров из жизни и, самое главное, мыслить логически.

Пройдите регистрацию, прежде чем писать диктант

Независимо от выбранного вами формата участия, очно или онлайн, перед выполнением диктанта пройдите регистрацию на сайте.

Когда будут известны результаты

Смотрите в ваших личных кабинетах. Для тех, кто писал диктант онлайн — сразу после завершения работы, а для очных участников — 20 мая 2022 года.

Широко простирает химия руки
свои в дела человеческие

М. В. Ломоносов


Прямая трансляция. Химический факультет МГУ

Как принять участие?

Выберите удобный вам формат участия в диктанте: онлайн или очно

Для участия в диктанте необходимо зарегистрироваться на сайте

Онлайн-участие

Всё, что необходимо для онлайн-участия:

  1. Регистрация онлайн-участника на сайте химдиктант. рф.
  2. Устойчивое интернет-соединение и устройство для выхода в интернет.

    Важно!

    Приступить к выполнению заданий можно в промежуток с 00:00 14 мая до 23:59 15 мая 2022 года по московскому времени.

  3. 45 минут свободного времени на выполнение заданий.

Очное участие

Участвуйте очно, выбрав ближайшую к вам официальную площадку химического диктанта.

Важно для очных участников!

Химдиктант состоится 14 мая в 13:00 по местному времени. Обязательно пройдите регистрацию очного участника на сайте химдиктант.рф

Центральная очная площадка в Москве — Химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.


Посмотреть все очные площадки

Я участвую от школы

Если вас пригласил учитель то, прежде чем вы начнёте диктант, пройдите регистрацию на сайте.
Для этого воспользуйтесь ссылкой, которую вам передал педагог для прикрепления к вашему классу.

Если вы педагог/представитель школы, изучите инструкцию, как принять участие в диктанте от школы или со своими учениками.

Важно! Если вы участвуете с вашими учениками:

  1. Пройдите регистрацию на сайте в роли педагога.
  2. Прикрепите к себе своих учеников — выдайте детям ссылку для регистрации из своего личного кабинета.

Откройте официальную площадку химического диктанта

в школе, институте, библиотеке…

Это просто. Выберите удобный вам формат участия и пройдите регистрацию

Заявить очную площадку

Важно для очных площадок!

Чтобы открыть очную площадку химдиктанта, вам необходимо быть готовым принять в аудиториях от 100 участников единовременно, обеспечить их регистрацию, рассадку и внесение результатов.

  1. Ознакомьтесь с инструкцией для очных площадок.
  2. Зарегистрируйтесь на сайте химдиктант.рф
  3. Заполните форму регистрации и отправьте её на адрес [email protected] ru с темой «Заявка на открытие очной площадки».
  4. Дождитесь подтверждения вашей площадки организатором.

Центральная очная площадка в Москве — Химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.


Посмотреть все очные площадки

Открыть онлайн-площадку

Важно для онлайн-участия площадки!

Зарегистрируйте свою онлайн-площадку и прикрепляйте к ней участников. Диктант доступен к выполнению с 00:00 14 мая до 23:59 15 мая 2022 года по московскому времени.

  1. Ознакомьтесь с инструкцией для онлайн-площадок.
  2. Пройдите регистрацию онлайн-площадки на сайте химдиктант.рф.
  3. В личном кабинете площадки скопируйте ссылку для регистрации ваших участников и пригласите желающих на диктант.
  4. Организуйте проведение химдиктанта.

Вопросы и ответы

Кто может принять участие в диктанте?

Для участия в Химдиктанте не требуется специальная углублённая подготовка. Принять участие в диктанте могут школьники начиная с 5 класса. Вопросы диктанта содержат задания разного уровня сложности. Ознакомьтесь с вариантами диктанта прошлых лет. Мы уверены, участие в акции принесёт вам только положительные эмоции и позволит посмотреть на химию с новой стороны. Желаем удачи!

Как зарегистрировать класс?

Проведите Химдиктант в своём классе. Для этого вам и вашим ученикам необходимо пройти регистрацию на сайте. Чтобы вы видели своих учеников и их результаты в вашем личном кабинете, обязательно прикрепите учеников к вашему классу, для этого скопируйте ссылку-регистрации (она расположена на первой странице личного кабинета у учителя) и передайте её детям для регистрации. Мы рекомендуем проводить диктант для учеников начиная с 5 класса. Онлайн-диктант доступен для прохождения в промежуток с 00:00 часов 14 мая по 23:59 15 мая 2022 года. Все участники получат именные сертификаты, а педагоги благодарности.

Для чего необходимо проходить регистрацию?

Очным участникам регистрация необходима для получения персонального номера. Его вы укажете на бланке диктанта в аудитории. После обработки ваших результатов, площадка сможет внести данные на сайт, а вы получите свой результат и именной сертификат участника мероприятия. Педагогам и школьникам регистрация необходима для получения результата и сертификата участинка в личных кабинетах. Для онлайн и очных площадок регистрация даёт статус официальной площадки Химического диктанта 2022, возможность пригласить участников (через регистрацию участников по вашей ссылке) и доступ к сервису автоматической проверки и выдачи результатов и сертификатов участника диктанта.

Как стать официальной площадкой проведения Химдиктанта 2022?

Регистрация площадок возможна самостоятельно для всех организаций, желающих принять участие в образовательной акции. Регистрация онлайн-площадок возможна автоматически на сайте, регистрация очных площадок возможна через подачу заявки для согласования организаторами акции. Следуйте инструкциям для очных площадок, для онлайн-площадок.

Хотим стать очной площадкой. Это возможно?


Если вы хотите выступить очной площадкой и готовы обеспечить вместимость и рассадку от 100 человек в своих аудиториях, вам необходимо:

1. Ознакомиться с инструкцией для очных площадок.

2. Убедиться, что вы сможете выполнить все условия. Согласовать с руководством университета/библиотеки/школы возможность проведение диктанта.

3. Заполнить форму и прислать её на адрес: [email protected] с темой «Химдиктант 2022. Заявка на открытие очной площадки»

Будем рады видеть вас в числе официальных очных площадок химического диктанта в 2022 году! С уважением, команда химического диктанта.

Как узнать свой результат?

Для онлайн-участников результат диктанта доступен сразу по завершении теста в личном кабинете на сайте Химдиктант.рф. Результат диктанта очного участника отобразится в личном кабинете на сайте начиная с 20 мая 2022 года по мере публикации очными площадками. Чтобы войти в личный кабинет участника, авторизуйтесь на сайте, используя тот же самый логин и пароль, указанные вами при регистрации. Если вы забыли свои логин и пароль, воспользуйтесь функцией восстановления пароля.

Как получить сертификат участника?

Вы приняли участие в Химдиктанте 2022 очно или онлайн. Ваш результат и сертификат участника вы можете скачать в личном кабинете на сайте Химдиктант.рф используя логин и пароль, указанные вами при регистрации. Если вы забыли свои логин и пароль, воспользуйтесь функцией восстановления пароля.

Я прошёл регистрацию как педагог. Смогу ли я принять участие в диктанте?

Да, вы сможете написать химический диктант самостоятельно, а также пригласить учеников. Важно! Чтобы вы видели своих учеников и их результаты в своём личном кабинете, обязательно скопируйте ссылку из вашего личного кабинета для присоединения детей к вашему профилю учителя и попросите ребят пройти регистрацию по вашей ссылке. Чтобы корректно отображались прикреплённые к вашему профилю ученики, используйте один и тот же адрес почты для входа в ваш личный кабинет участника химического диктанта.

Зарегистрировалась как организатор очной площадки, не могу внести результаты своих участников. Что делать?

Чтобы результаты были видны, ученики должны быть зарегистрированы по ссылке от площадки.

Почему организатор в своем личном кабинете видит результаты не всех участников/учеников?

Чтобы результаты были видны, участники/ученики должны быть зарегистрированы по ссылке от площадки/учителя. Ссылка расположена в вашем личном кабинете организатора на сайте.

Есть вопросы о химдиктанте? Пишите на [email protected]


Готовимся к химдиктанту


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить


Купить

Задания прошлых лет

  • 2018, вариант 1, PDF
  • 2018, вариант 2, PDF
  • 2018, ответы вариант 1, PDF
  • 2018, ответы вариант 2, PDF
  • 2019, вариант 1, PDF
  • 2019, вариант 2, PDF
  • 2019, ответы вариант 1, PDF
  • 2019, ответы вариант 2, PDF
  • 2021, вариант 1, PDF
  • 2021, вариант 2, PDF
  • 2021, ответы вариант 1, PDF
  • 2021, ответы вариант 2, PDF
  • 2022, вариант 1, PDF
  • 2022, вариант 2, PDF
  • 2022, ответы вариант 1, PDF
  • 2022, ответы вариант 2, PDF

Рекомендуем цифровые ресурсы

Домашние
задания

Интерактивные задания, тесты и контрольные работы с автоматической проверкой

Подробнее

Лаборатория
проектов

Сопровождение проектной деятельности школьников 5‑11 классов

Подробнее

ПРОвоспитание

Комплексное решение для организации системы воспитательной работы в школе

Подробнее

Функциональная грамотность.
Банк заданий

Интерактивные комплексные задания по пяти компонентам функциональной грамотности для учеников 3‑9 классов

Подробнее


Организаторы и партнёры Химдиктанта


Организаторы мероприятия — Химический факультет МГУ им. Ломоносова,
Группа компаний «Просвещение»
и Ассоциация учителей и преподавателей химии

При поддержке


Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Российского союза химиков, Фонда Андрея Мельниченко, Российского химического общества имени Д.И. Менделеева, Российской академии наук, Российской академии образования, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Всероссийской ассоциации естественных наук, ПАО «Транснефть», ООО «ОнкоТаргет», ООО «Компания Бентонит»

Расскажите о Химдиктанте


Расскажите о Химдиктанте друзьям, коллегам и ученикам — мы ждём всех,
кто интересуется наукой и твёрдо знает, что химия повсюду!



Всероссийский химический диктант — лауреат II степени всероссийской премии «Золотой медвежонок» в номинации «Социальный маркетинговый проект года»








Финляндия и Швеция расширяют мощь НАТО против российской угрозы | Мнение

Президент Джо Байден подписывает документы о ратификации Североатлантического договора для Финляндской Республики в Восточном зале Белого дома в Вашингтоне, вторник, 9 августа 2022 г. Документ представляет собой договор в поддержку присоединения Финляндии НАТО.

Сьюзан Уолш, Ассошиэйтед Пресс

3 августа Сенат США подавляющим большинством голосов одобрил вступление Финляндии и Швеции в Организацию Североатлантического договора. Голосование было 95 к 1, что намного больше, чем две трети, необходимые для утверждения. Это поддерживает экспансию в стратегически важную Арктику, что значительно расширит границы России с членами НАТО.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, время от времени сотрудничавший с Россией, первоначально выступал против приема Финляндии и Швеции. Его опасения включали присутствие в Скандинавии Рабочей партии Курдистана и Сирийских курдских отрядов народной самообороны. Правительство Турции решительно выступает против таких сепаратистских группировок.

В конце июня лидеры трех стран подписали соглашение по этому вопросу. У Турции очень большая и эффективная армия. Расширение НАТО на север без потери Турции на юге представляет собой крупную стратегическую победу.

Вторжение России в Украину представляет собой самый серьезный кризис и вызов в Европе со времен Балканских войн 1990-х годов. Президент Владимир Путин, несомненно, рассчитывал на быструю победу. Героическая самооборона Украины на сегодняшний день активизировала и сплотила НАТО. Россия платит высокую цену за агрессию.

Российско-украинский конфликт в целом — дело долгосрочное. В 2014 году Россия захватила Крым и восточную часть Украины. Крым был частью России до тех пор, пока советский лидер Никита Хрущев не передал полуостров под власть Украины в 1954 году. , представлял собой историческую стратегическую победу Запада. Окончание «холодной войны» подтвердило политику сдерживания и сдерживания, получившую название «сдерживание», инициированную администрацией Трумэна.

Польша, член НАТО с 1999 года, принимает активное участие в коллективных усилиях по поставке оружия Украине. Новое коалиционное правительство в Германии во главе с канцлером Олафом Шольцем начало с сдержанной позиции в отношении Европы, что значительно контрастировало с напористым многолетним руководством канцлера Ангелы Меркель. Ситуация резко изменилась, когда Россия вторглась в Украину, и теперь Германия предоставляет оружие и другую помощь.

Оба потенциальных члена НАТО обладают важными качествами. Советско-финляндская война 1939-1940, завершившийся переговорами, продемонстрировал военную мощь Финляндии против гораздо более крупного врага. Швеция времен холодной войны практиковала вариации часто явно антиамериканского «нейтралитета». Обе страны в НАТО усиливают сдерживание России на севере.

На ранних стадиях холодной войны Арктика была в центре внимания безопасности. NORAD, Североамериканское командование противовоздушной обороны, было сформировано в 1958 году (переименовано в Североамериканское командование воздушно-космической обороны в 1981 году) для координации военных действий Канады и США. Угроза нападения советских дальних бомбардировщиков после пересечения Арктики была главной проблемой. Менее заметно президент Дуайт Эйзенхауэр добился демилитаризации Антарктиды в 1919 г.59.

Сегодня на Севере Россия занимает лидирующие позиции в области торговли, разведки и военных баз. Москва также ведет серьезные споры с другими арктическими странами. Один из примеров касается Канады и Дании в отношении контроля над хребтом Ломоносова.

В 2021 году Россия сменила Исландию на посту председателя Арктического совета, в который также входят Канада, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и США. Финляндия и Швеция в НАТО фактически изолируют Россию как единственного нечлена альянса. Соглашение в рамках расширенного НАТО будет способствовать эффективной стратегии противодействия потенциально значительному расширению России в арктическом регионе, жизненно важной области, которую президенты США в значительной степени игнорируют с начала века.

Россия вновь подтвердила правоту НАТО.

Артур И. Сир является автором книги « После холодной войны — американская внешняя политика, Европа и Азия ». Контакт  [email protected]

Мнение | Как получить от Путина то, что мы хотим

Несмотря на то, что действия Путина ускорили этот кризис, администрация Байдена мудро согласилась начать обсуждения без предварительных условий. Он признал, что некоторые российские предложения могут послужить основой для переговоров, даже если другие он категорически отверг. Белый дом также ясно дал понять, что переговоры не могут быть сосредоточены исключительно на проблемах безопасности России, потому что у Запада есть собственный список неприемлемых и угрожающих действий России, которые нужно обсудить на протяжении десятилетий.

Ближайшая задача — разрядить текущий кризис. Но эти переговоры дают администрации Байдена возможность сделать что-то большее и более прочное: создание общеевропейского порядка безопасности, включающего Россию и снижающего риски кризисов и конфронтации на континенте.

История показывает, что новые порядки в сфере безопасности между странами, придерживающимися непримиримых позиций, как это сегодня делают Соединенные Штаты и Россия, обычно навязываются победителем после крупной войны. Но война между двумя ядерными державами была бы катастрофой для обеих, да и для всего мира. Так что задача администрации Байдена — сделать это без вооруженного противостояния. Это требует разумного баланса между удовлетворением некоторых основных интересов России в области безопасности, чтобы предотвратить периодически возникающие кризисы, подобные нынешнему, и защитой жизненно важных интересов и принципов Запада. Хотя эта более масштабная задача потребует значительного времени, она не является невыполнимой.

Вот как туда добраться.

Отправной точкой является признание того, что американские и российские принципы в отношении европейской безопасности несовместимы. Американская позиция о том, что европейские государства (в частности, Украина) являются суверенными и имеют право свободно выбирать страны, с которыми они ассоциируются, не может согласовываться с настойчивым заявлением России о том, что ей нужна сфера влияния в Европе (называет ли она ее этим именем или нет) для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Эти позиции еще труднее согласовать, поскольку они вытекают из различных концепций национальной идентичности и государственного управления. Таким образом, ключ к прогрессу заключается в том, чтобы избежать бесплодных дебатов по поводу основных принципов и вместо этого перейти к обсуждению конкретных шагов по разрядке напряженности и укреплению стабильности.

Двусторонние американо-российские переговоры должны стать основной переговорной площадкой. Администрация Байдена справедливо настаивает на том, что ее союзники и партнеры должны быть вовлечены и что никакие решения не будут приниматься исключительно Россией и Соединенными Штатами. Но многосторонние переговоры — это рецепт застоя: они могут позволить самому непокорному союзнику или партнеру затормозить прогресс или даже эффективно наложить на него вето.

Настаивание на многосторонности также обходит стороной реалии власти на европейском континенте. Соединенные Штаты, главный гарант безопасности Европы, и Россия, выдающаяся ревизионистская держава, — единственные две страны, обладающие военной мощью, способной изменить баланс сил в Европе. Их способность заключать сделки и готовность действовать сдержанно будут во многом определять исход любых переговоров, даже если им все равно придется продать свои договоренности другим государствам, которые станут сторонами любого окончательного соглашения. Более того, Москва будет серьезно вести переговоры только с Вашингтоном, отчасти потому, что такие двусторонние переговоры придают России авторитет как еще одной великой державы в Европе, а отчасти потому, что она считает, что Вашингтон принимает решения, а другие члены НАТО в лучшем случае являются младшими партнерами.

Запад может поддерживать конструктивное взаимодействие с Россией только в том случае, если он продемонстрирует, что серьезно относится к его опасениям и стремится к прогрессу, а это не то же самое, что выполнение всех требований Москвы.

Есть несколько областей, в которых Россия и Запад, в принципе, должны быть в состоянии достичь взаимовыгодных договоренностей без неоправданных задержек, хотя для согласования деталей потребуются длительные обсуждения.

Соглашение о возобновлении обычного диалога по двусторонним американо-российским каналам (например, между министрами иностранных дел и обороны) и многосторонним каналам (Совет Россия-НАТО и ОБСЕ) должно стать первым шагом с упором на возрождение и обновление доверия времен холодной войны — меры по строительству, которые были приостановлены. И Россия, и НАТО заинтересованы в том, чтобы избежать опасных инцидентов на море и в воздухе, особенно в Балтийском и Черноморском регионах, где они стали обычным явлением. Чтобы предотвратить эскалацию таких близких столкновений, особенно заслуживают изучения транспарентность военных учений — например, путем обеспечения заблаговременного предупреждения — и взаимные ограничения на развертывание войск, ударных самолетов и ракет в приграничных зонах.

Более сложный вопрос, но по которому можно было бы достичь скорейшего согласия, — это обязательство не размещать баллистические ракеты средней дальности в Европе. США и Россия договорились о глобальном запрете этих вооружений в соответствии с Договором о РСМД. Вашингтон вышел из этого соглашения в 2019 году из-за продолжающихся нарушений со стороны России, а также потому, что он хотел иметь возможность разместить такие ракеты в Азии, где ряд стран, в частности Китай, уже разместили их в значительном количестве. Независимо от своего публичного повествования, Москва на самом деле не была недовольна кончиной договора по тем же причинам.

Сегодня нет насущной стратегической или военной необходимости развертывать системы РСМД в Европе. Согласие на запрет, тем не менее, потребует ответа на обвинения Запада в том, что российская ракета 9М729 нарушила договор, и заявления России о том, что это произошло из-за развертывания американской ПРО в Румынии, потому что пусковые трубы можно было легко переоборудовать для размещения крылатых ракет средней дальности. Тем не менее, технические решения доступны, если есть политическая воля Вашингтона и Москвы.

Эти шаги не только помогли бы разрядить нынешний кризис, но и выиграли бы время для решения самых сложных и сопутствующих вопросов — расширения НАТО и комплексного урегулирования замороженных и продолжающихся конфликтов в Европе.

Соединенные Штаты и их союзники по НАТО ясно дали понять, что не могут принять требование Москвы о формальном отказе альянса от дальнейшей экспансии на восток. Они также отказались аннулировать Бухарестскую декларацию 2008 года, которая открыла двери для членства Украины и Грузии в НАТО. И они настаивали на том, что Украину не будут заставлять принимать нейтралитет против ее воли и вообще на том, что идея сфер влияния является ретроградной, не говоря уже о том, что крупные западные страны, прежде всего Соединенные Штаты, давно имеют такие сферы.

Тем не менее, лидеры НАТО в целом признают, что ни Украина, ни Грузия, не говоря уже о других бывших советских республиках, не будут готовы к членству в ближайшие годы, а возможно, и десятилетия. Это могло бы стать основанием для отсрочки решения о приеме Украины (и Грузии), но не закрывать дверь навсегда. Москва может пойти на этот компромисс, потому что знает, что НАТО никогда не пойдет на прямой запрет.

Формальная отсрочка объявленного моратория на присоединение Украины или любой другой бывшей советской республики на определенный период, скажем, 20 или 25 лет, была бы еще более привлекательной для России, хотя некоторые союзники по НАТО могут возражать. Точные условия потребуют жестких, продолжительных переговоров, большого воображения и искусного словесного мастерства. Россия может настаивать на запрете любого сотрудничества в сфере безопасности между бывшим советским государством и членом НАТО, которое выглядит подготовкой к членству — например, совместных военных учений и широкого военно-технического сотрудничества. Члены НАТО, со своей стороны, не хотели бы соглашаться на такие запреты, желая гарантировать, что такая страна, как Украина, имеет возможности, необходимые для самообороны.

Тем не менее, может быть достаточно общих оснований для выработки приемлемых параметров моратория. Россия может прийти к выводу, что она не может добиться как бессрочной отсрочки членства Украины в НАТО, так и запрета на получение ею военной техники и обучения с Запада. В результате единственным возможным компромиссом будет тот, который, с одной стороны, будет близок к украинскому нейтралитету — но таковым не является — и, с другой стороны, будет поддерживать принцип НАТО, что он остается открытым для новых членов.

Что касается текущих и замороженных конфликтов, то все они связаны с тем или иным сепаратизмом. Первоначальная задача для Запада и России состояла бы в том, чтобы определить требования к актам самоопределения, которые будут считаться легитимными в Европе. Как минимум, они должны включать голосование под международным наблюдением и сертификацию как свободное и честное, чтобы выяснить волю местного населения, и набор технических соглашений между сепаратистским регионом и государством, от которого он стремится отделиться. Косово и Крым, возможно, являются наиболее заметными и последовательными из этих конфликтов, и эти процедуры могут быть применены для проформы, чтобы подтвердить то, что большинство наблюдателей понимает как реальность того, что Косово останется независимым от Сербии и что Украина не вернет себе Крым. . Они также будут использованы для содействия урегулированию в сепаратистском регионе Донбасс на востоке Украины — проведение свободного и честного голосования среди местного населения, включая жителей, бежавших в другие места, будет иметь большое значение для определения того, следует ли продолжать выполнение Минских соглашений. быть основой для урегулирования конфликта. Учитывая, что местное население чувствует себя брошенным всеми сторонами конфликта, никто толком не знает, чем закончится такое голосование.

Лидеры, оказавшиеся в кризисной ситуации, по понятным причинам сосредоточены на краткосрочных шагах по снижению напряженности. И перед лицом того, что они считают сфабрикованным Россией кризисом и дерзкой попыткой изменить статус-кво, западные лидеры склонны защищать нынешний порядок. Все, что меньше, в их глазах, было бы актом умиротворения.

Но этот порядок, стержнем которого является НАТО, уже некоторое время находится в напряжении. В частности, расширение союза дальше на восток, несомненно, вызовет новые кризисы, подобные нынешнему, и даже вооруженный конфликт, если мы сможем предотвратить его в данном случае.

Настало время подумать о большем и представить себе новый, более прочный порядок, который сможет охватывать Россию. Независимо от того, что кто-то думает об авторитарном политическом порядке, которым руководит Путин, неизбежная реальность такова, что Россия преодолела длительный период слабости и теперь видит себя великой державой с интересами безопасности, которые она будет и может защищать, применяя силу в случае необходимости.