Ермак тимофеевич как погиб: Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири

  • Новости
  • Направления
  • Экскурсии
  • Санатории
  • Бронирование
  • Статьи

Рубрика: Знаменитые путешественники Метки: Просмотры: 364

Исторический герой и казачий атаман Ермак Тимофеевич, считается покорителем сибирской части России, родился он, когда неизвестно, а погиб 6 августа 1584/85, в Сибири.

Ермак Тимофеевич, желая получить благосклонность царя Ивана Грозного, организовал и возглавил поход для присоединения земель Западной Сибири к Русскому Государству. Так он стал героем русской летописи и народного творчества.

До сих пор не умолкают споры и рассуждения о его походе в сибирские места. Но факт остается фактом, Ермак, возможно не первопроходец, но официальный покоритель Сибири.

Ермак Тимофеевич — поход и гибель

  • Знаменитые русские путешественники XV-XIX веков

В 1579 году семья купцов и владельцев фабрик Строгановых заручилась поддержкой Ермака и отряда казаков, чтобы заставить сибирских соплеменников сотрудничать с планом русских по добыче природных ресурсов в Сибири. (Царь пожаловал семье грамоту на эту землю в 1558 году.)

Атаман Ермак Тимофеевич согласился и выступил с экспедиционным отрядом из 840 человек 1 сентября 1581 года. Уже весной 1582 года достиг центральных районов Татарского ханства, которым правил хан Кучум. Поскольку казаки имели огнестрельное оружие и даже пушки, под предводительством Ермака смогли разбить численно превосходящие силы хана Кучума и заняли столицу Кашлык на реке Иртыш.

Хотя царь Иван Грозный послал Ермаку еще 500 человек, сопротивление хана Кучума вспыхнуло со всех сторон. В августе 1584 г. (или по некоторым сведениям в1585 г.) Кучум напал и уничтожил небольшую группу казаков во главе с Ермаком. Атаман пробиваясь к лодкам, утонул в Иртыше, по-видимому, под тяжестью кольчуги.

Читайте также:

  • Мореплаватель Витус Беринг пожертвовал жизнью ради открытий
  • Афанасий Никитин: Хождение за три моря
  • Русский путешественник Николай Миклухо-Маклай против рабства
  • Морское путешествие положившее начало океанологии

Присоединяйтесь к поклонникам путешествий по всему миру, чтобы получать новые интересные статьи об интересных уголках планеты, станьте участником наших групп на  или подписавшись на нас в .

© ТРАВЕЛДОН

Экскурсии в Праге на русском языке со скидками

Семен Дежнёв — знаменитый русский исследователь

Уральский следопыт – Уральский следопыт

Самым значительным событием в истории Российского государства ученые считают присоединение Сибири. Попытки проникновения русских за Урал предпринимались и в XI, и в XV веках. Однако реально увеличить границы своего жизненного пространства на востоке московская Русь смогла только при Иване Грозном в конце XVI века. Одним из главных героев тех давних событий российская история запечатлела для нас фигуру Ермака.

Так кто же он – этот славный герой-богатырь земли русской? Звали его Василий Тимофеевич Аленин, Ермак – это прозвище. На языках народов Поволжья это означает мельничный жернов. Сохранилось описание его внешности: «Вельми мужествен, зрачен и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом средний и плечист». Родом Ермак из земли суздальской. В свое время участвовал в Ливонской войне. Позднее стал атаманом казачьей «ватажки» на Волге. (Казак в переводе с тюркского означает «вольный воин», атаман (тюрк.) – отец людей, предводитель). В конце XVI века уральские солепромышленники братья Строгановы пригласили к себе Ермака «сотоварищи» от участившихся набегов сибирского хана Кучума. Сибирь – территория, населенная татарскими племенами в бассейне реки Тобол, «осколок» некогда великой империи чингизидов.

Ермак – покоритель Сибири

Далее, рассказывая о походе Ермака, надо подчеркнуть, что первоисточников об этом не сохранилось, так как в XVII веке в одном из больших московских пожаров сгорел и сибирский приказ «министерство», ведавший вновь обретенными зауральскими землями, и в огне все архивные документы были уничтожены. Исследователи времен поколения сибирского ханства опираются в основном на три источника: Есиповскую летопись, Кунгурскую летопись и летопись, составленную Семеном Ремезовым в начале XVIII века. Наибольшего доверия у мнения профессора Скрынникова вызывает Есиповская летопись, т.к. она была записана тобольским дьяком со слов непосредственного участника похода в Сибирь, казака Александрова. Авторство Кунгурской летописи до сих пор не установлено. Согласно Есиповской летописи, 1 сентября 1581 года отряд казаков, насчитывающий 540 человек, имеющий на вооружении пищали и даже легкую артиллерию, двинулся на стругах вверх по реке Чусовой. После перехода на речку Серебрянку стало очевидно, что большие и громоздкие струги непригодны к плаванию по мелким горным рекам. Спустившись к устью речки Баранчихи – левому притоку реки Тагил, отряд Ермака вынужден был остаться здесь на зимовку. За это время казаки построили несколько десятков более легких лодок-«коломянок».

Поход Ермака

Подготовившись более основательно, казаки летом 1582 года продолжили свой путь вниз по реке Тагил. По одному из преданий, в устье речки Кыртомки их поджидало объединенное войско местных вогулов и татар. При звуке первых залпов казачьих пищалий и пушек вогулы и татары в страхе разбежались, а казаки проследовали дальше по реке Туре.

Сегодня можно считать, что основной этап экспедиции дружины Ермака начался с реки Тагил. Не зря известный уральский историк и краевед И. Кривощеков называет реку Тагил «воротами в Сибирь». Решающее сражение хан Кучум дал русским дружинникам в укрепленном селении Кашлык – неофициальной столице сибирского ханства, однако потерпел поражение. Общеизвестно, что для атамана Ермака поход в Сибирь закончился трагически. Он погиб в ночной неравной схватке с татарами осенью 1584 года. Пытаясь спастись от преследователей, Ермак прыгнул в воду, но до своей лодки не доплыл, так как тяжелая «золоченая бронь» – подарок царя Ивана Грозного – утянула его на дно Иртыша.

В. Суриков Покорение Сибири Ермаком

В 1938 году ученик фоминской школы Женя Новоселов и такой же школьник из села Мугай Сергей Толмачев записали легенду о Ермаке «Царство Епанчи». Эта легенда вошла в сборник «Урал – земля золотая», а иллюстрации к ней выполнил свердловский школьник и будущий знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный. Среди местных жителей Махневского края существуют предания о том, что дружинники Ермака останавливались во время своей зимовки в пещере на правом берегу реки Тагил, примерно в 25 км выше по течению от современного села Мугай. Наверное, поэтому она и в наши дни носит в народе название «Пещера Ермака» (Кваршинская пещера). А в двух километрах от села Фоминского на реке Тагил есть место, которое издавна называется «барка». Именно здесь, они считают, во время похода Ермака затонуло одно из его судов.

Скала Кваршинская-фото Юрия Балыбердина

Подвиг Ермака и его казаков навсегда остался в памяти нашего народа. В честь атамана Ермака в Тобольске установлен памятник. На территории нашего края в центре поселка Махнево, на правом берегу реки Тагил, на народные пожертвования общественность установила памятную стелу в честь похода Ермака.

Школьники с.Мугай у входа в Кваршинскую пещеру-пещеру Ермака-фото Ю.Балыбердина

В заключение хочется обозначить исторически выверенное временем положение – победа дружины Ермака над ханом Кучумом положила начало процессу преобразования русского государства в Великую евроазиатскую державу.

В данной статье использовались материалы профессора Р.Г. Скрынникова «Ермак», Москва, 1986 г.



казаков захватывают Сибирь — WikiSummaries

  • Последнее обновление: 11 ноября 2022 г.

Руководствуясь неиспользованными богатствами сибирских мехов и желанием обезопасить восточные границы России от набегов кочевых племен, русские войска под предводительством казаков Ермака вторглись и завоевали Сибирское ханство.

Краткое изложение события

КазакиКазаки издавна ассоциируются с романтическими образами гордых и независимых всадников, живущих в открытой степи, на бескрайних пастбищах на южных и восточных границах России. Многие бежали от крепостного права, чтобы вести неуверенную жизнь на задворках общества, изучая обычаи и навыки у тех самых татарских соплеменников, которые были их заклятыми врагами. Даже слово «казак» происходит от татарского термина, означающего «независимый боец». По мере того как русские цари расширяли свои владения и создавали сильное централизованное правительство, казаки представляли собой силу беззакония, которую необходимо было обуздать. В то же время, однако, их свирепая храбрость и мастерство конных бойцов делали их потенциально ценным ресурсом.0007

Эта двусмысленность окрашивала отношение царя Ивана Грозного к Ермаку Тимофеевичу, казачьему предводителю или атаману, чередовавшему бандитизм и наемную службу. Ермак был нанят Строгановыми, семьей богатых купцов, для защиты их от набегов племен с востока, из-за Уральских гор. Хотя царь Иван запретил своим знатным семьям помогать «разбойникам», как он часто называл казаков, он разрешил Ермаку возглавить поход, чтобы воевать с ханом сибирских татар-татар и отобрать его земли для русской короны.

В 1581 году экспедиция отправилась в путь в составе 540 опытных воинов, вооруженных примитивным огнестрельным оружием, а также мечами и луками. Их возглавляли пять подчиненных атаманов с лютой репутацией: Иван Кольцо, Богдан Брязга, Матвей Мещеряк, Никитин Пан и Яков Михайлов. Они прошли по реке Каме и Чусовой через Уральские горы, несколько раз переправившись, прежде чем, наконец, бросили свои лодки и пошли по суше к реке Тагил. Там они некоторое время разбивали лагерь и строили новые лодки.

Вскоре после отъезда из своего лагеря они попали в засаду вогулов, племени, подданного хану. Отразив атаку, казаки преследовали вогулов обратно в их поселение Чинги-тура, близ современной Тюмени. Они захватили слободу, схватили ханского мытаря и отправили его обратно к своему господину с дарами и обещаниями своих мирных намерений. Однако хан не доверял их посольству и устроил для них вторую засаду на реке Тобол. Река Тобол, битва (1582 г.)

Потеряв приличную часть своих сил, Ермак решил, что благоразумнее вернуться в Европейскую Россию, чтобы пополнить запасы перед зимой. Однако его разведчики вскоре вернулись с известиями о том, что легкого пути домой нет. Теперь Ермаку предстояло штурмовать столицу татар, Сибирь (название, в конечном счете, распространилось на все азиатские завоевания России и англизировано как Сибирь). Казаки были в отчаянном положении, но хан командовал разделенным войском, в котором татарская элита возглавляла наборы воинов из разных народов-данников. Племенные сборы вскоре разошлись и побежали, не желая умирать за хана. После долгой и ожесточенной битвы сами татары, наконец, бежали, что позволило казакам захватить Сибирь и укрыться на зиму. При этом они также взяли на себя выплату дани с татар.

Ермак отправил гонцов обратно в Москву, чтобы сообщить об успехе, но к этому времени настроение царя Ивана изменилось. Он был вполне готов перебить казаков как разбойников, и только их богатые меха спасли им жизнь. Взяв меха, Иван согласился послать подкрепление, чтобы укрепить власть Ермака в этом районе.

В Сибири казаки провели долгую и мучительную зиму, борясь с постоянным натиском татар, устроивших засаду на их фуражировку. Лишь пленение татарского князя Махмет-куля, которого они держали в заложниках от дальнейших набегов, приносило им хоть какую-то безопасность. В течение этого короткого периода относительного мира казаки также победили племя, известное как остяки, украв идола, которому они поклонялись.

Когда весной прибыло подкрепление царя Ивана, оно оказалось плохо подготовленным и скорее обузой, чем преимуществом. Многие из них умерли от болезней, а казаки потерпели серьезные неудачи, в том числе потеряли несколько своих лидеров. Сам Ермак был ранен в глаз во время боя, а затем утонул, когда его тяжелая броня потянула его на дно реки, которую он пытался пересечь, чтобы спастись. Однако позже было сказано, что его призрак продолжал преследовать татар и сражаться с ними еще долго после этого.

Лишившись своего харизматичного лидера, казаки продолжали сражаться, а лучше подготовленные подкрепления позволили им установить значительный контроль над Западной Сибирью. Однако хан Кучум не был полностью смещен. Он продолжал сопротивляться царской власти в регионе, в первую очередь организуя партизанские вылазки против русских войск. Наконец, в 1598 году он был захвачен русскими вместе с большей частью своей семьи и домашней прислуги. Царь Борис Годунов, сам татарского происхождения, предложил Кучуму помилование, если он подчинится русскому правлению. Однако Кучум отказался и отправился в ссылку с Ногайской Ордой. Вскоре после этого ногайцы убили его.

Прибыльная торговля пушнинойТорговля пушниной стимулировала дальнейшие исследования Сибири, а возможность получить статус вольного казака, успешно живя в этой дикой местности, привлекала многих недовольных. В течение пятидесяти лет казаки достигли Тихого океана и даже посетили Японию. Деятельность этих отважных исследователей часто отличалась ненасытной жестокостью наряду с благородными поступками самопожертвования, что еще больше укрепляло их неоднозначный образ. Походы казаков на восток привели к тому, что они организовались в четко определенные войска с привилегиями, которые отличали их от простого крестьянства. В то же время, однако, большая часть изначальной свободы казаков подошла к концу, и некоторым из наиболее буйных среди них было трудно принять это.

Значение

Казачьи экспедиции в Сибирь сыграли решающую роль в превращении России из относительно скромной нации в лиственных лесах Восточной Европы в крупнейшую в мире страну по площади суши. Завоевание Сибири дало России огромный пограничный регион, куда недовольные могли отправиться искать счастья. Кроме того, российские лидеры считали Сибирь удобным местом ссылки для преступников и политических недовольных, практика, которая нашла свое окончательное выражение в системе ГУЛАГа советского диктатора Иосифа Сталина, который сам пережил несколько периодов сибирской ссылки как революционер.

Экспедиции также начали превращение казаков из беззаконных бандитов в самых стойких защитников самодержавия. Их легендарные навыки конных воинов были неотъемлемой частью их образа жизни, и в обмен на особые привилегии, которые позволяли вести такой образ жизни, они были обязаны нести военную службу царям. Однако свободолюбивые казаки так и не были взяты под полный контроль, и они были ответственны за два крупных кровавых восстания против русской аристократии, одно под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1667-1671) и одно под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1773). 1775 г.). В обоих случаях казачьи предводители всколыхнули русское крестьянство и вели жестокие нападения на государственных чиновников и представителей дворянства. В ответ на второй мятеж императрица Екатерина Великая лишила казаков многих привилегий, в том числе права выбирать себе вождя.

Последнее великое проявление казачьего военного искусства верховой езды можно увидеть в «Конной армии» Семена Буденного времен Гражданской войны в России 1918–1920 годов, описанной в романе Исаака Бабеля « Красная кавалерия ». Казакам, однако, не было места в советском обществе, и их культура систематически уничтожалась сталинским стремлением к коллективизации, хотя в постсоветской России были предприняты некоторые попытки возрождения казачества.

Дополнительная литература

  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Пейн, Роберт и Никита Романофф. Иван Грозный . Лэнхэм, Мэриленд: Cooper Square Press, 2002. Биография царя, отправившего Ермака покорять Сибирь; дает представление о политике, стоящей за решением.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Ситон, Альберт. Всадники степей. История казаков . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена, 1985. Изучение происхождения казаков от столкновения татар и русских, включая казачьи экспедиции в Сибирь.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Юр, Джон. Казаки. История в иллюстрациях . Нью-Йорк: Пингвин, 2002. Доступная история казаков, их исследований и восстаний.

1480-1502: Разгром Золотой Орды

После 1480: Иван Великий организует «Третий Рим»

1499-к. 1600: Русско-польские войны

16 января 1547: Коронация Ивана Грозного

1556-1605: Царствование Акбара

21 июля 1582: Битва на Тоболе

История Суриков — Биография, Картины

Василий Суриков (12 (24) января 1848, Красноярск —6 (19) марта 1916, Москва) — русский художник, мастер исторической живописи. Искусство Василия Сурикова возродило мир ушедших эпох русской истории. Мастерство Сурикова как тонкого колориста и художника, в совершенстве владеющего композицией (друзья даже называли его Композитором), сделали его одной из главных фигур русской живописи. Более 25 лет он является членом Общества передвижных выставок.

Особенности творчества Василия Сурикова: полифоническая, всегда тщательно выверенная композиция; виртуозное умение рисовать толпы, причем каждый персонаж индивидуален; тонкое чувство цвета и продуманная цветовая гамма картин; обращение к русской истории, воссоздание исторических ситуаций.

Известные картины Василия Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Взятие Снежного городка».

Василий Суриков смог сказать нет. Он отказался от пенсионной поездки в Европу за счет Академии художеств (хотя она была ему предложена не сразу после ее окончания, а через полгода), предпочтя расписывать Храм Христа Спасителя. Европа осталась на месте, но Суриков хотел сначала обрести финансовую независимость (это началось с того, что Павел Третьяков купил «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова за 8 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги). Трижды отказывался преподавать в Академии художеств и Московском училище живописи, зодчества и ваяния. А еще есть история, что Суриков спустил с лестницы Льва Толстого, который слишком часто приходил к умирающей жене «поговорить о смерти».

Василий Суриков родился в Красноярске и на протяжении всей жизни чрезвычайно гордился своей принадлежностью к старинным казачьим родам. Двоюродный брат деда по отцовской линии, Александр Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, его именем назван один из островов на Енисее. Мать Сурикова, Прасковья Торгошина, тоже происходила из казачьего рода. Отец художника, Иван Суриков, служил регистратором училища. Он умер, когда маленькому Василию было всего 11 лет. После смерти отца семья оказалась в тяжелом финансовом положении. В его дальнейшем образовании активное участие принимали енисейский губернатор Павел Замятнин и сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов. Кузнецов оценил картины Василия Сурикова и взял на себя все расходы на его обучение и проживание в Петербурге.

Суриков прибыл в Петербург в начале 1869 года. С первого раза поступить в Академию ему не удалось, но юноша не отчаялся и стал заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью Суриков прошел прослушивание в Академию художеств, а через год был принят в Академию и попал в класс Павла Чистякова. Его талант неоднократно отмечался руководством Академии. Суриков четырежды награждался серебряной медалью и денежными премиями. Однако Большая золотая медаль так и осталась недосягаемой; позже Суриков сам отказался от пенсионерской поездки.

Первой крупной работой Сурикова по окончании обучения стала не картина, а фрески в Храме Христа Спасителя. Это позволило ему найти свое место и в географическом смысле – Суриков остался в Москве, этот город был ему очень близок, здесь он написал свои самые известные картины. В Москве он нашел свою единственную любовь: его жена Элизабет Шаре родила им двух дочерей (старшая из них позже вышла замуж за художника Петра Кончаловского). Настоящей трагедией для Сурикова стала преждевременная смерть жены, он два года не брался за кисть, и лишь поездка в родной Красноярск подарила ему утраченное вдохновение: картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка». как фото собственного беззаботного детства.

Музыка оказала большое влияние на творчество Сурикова, как в прямом, так и в переносном смысле. Еще в Академии ему дали очень музыкальное прозвище Композитор за мастерское сочинение картин. Суриков очень любил оперу, играл на гитаре. Среди немногочисленных портретов, созданных художником, — портреты его друга и учителя музыки, гитариста Федора Пелецкого.

Вернувшись в Москву, Суриков продолжил активную работу. В 1881 году он стал членом Общества передвижных выставок. В рамках сотрудничества с передвижниками Суриков демонстрировал на выставках Общества свои знаменитые картины, в том числе полотно «Меньшиков в Березове», которое Павел Третьяков приобрел для своей коллекции. Деньги Суриков потратил на поездку в Европу. Он посетил музеи Италии и Франции, Германии и Австрии.

По возвращении Суриков начал работу над «Боярыней Морозовой», которую критики восприняли далеко неоднозначно. За ним последовали исторические полотна «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». В 1893 году произведения Василия Сурикова были высоко оценены художественной общественностью – он стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1907 году Суриков вышел из передвижников и вступил в Союз русских художников.

Через несколько лет при непосредственном участии Василия Сурикова в его любимом Красноярске была открыта рисовальная школа.