Краткое содержание и анализ: «Смерть Ермака» (Рылеев). Ермак как погиб
Дела давно минувших дней...: Как погиб Ермак Тимофеевич?
Источник Российская империя : все факты и история.
Гибель Ермака Тимофеевича
5 августа 1585 года отряд остановился на ночлег. Была темная ночь, шел проливной дождь. Казаки, участвовавшие в экспедиции, впоследствии вспоминали, как, разбуженные среди ночи, они "ужаснулись" и пустились бежать, а иные остались лежать, побитые "на станах".
По местной легенде, татарский разведчик унес у спящих казаков три пищали и три сумки и доставил их хану. Тогда Кучум в полночь напал на стан Ермака. Чтобы не поднимать шума, татары принялись душить спящих русских. Но Ермак проснулся и проложил себе дорогу через толпу врагов к берегу. Он прыгнул в стоящий у берега струг, за ним устремился один из воинов Кучума, вооруженный копьем; в схватке атаман стал одолевать татарина, но получил удар в горло и погиб. Дружина Ермака спаслась бегством в стругах, и лишь немногие полегли в ночном побоище.
Три года длилась первая сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, сражения и опасности — ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года малочисленная дружина не знала поражений перед лицом многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери, но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла.
Добравшись до Искера, казаки собрали войсковой круги решили немедленно возвращаться на родину. Ермак привел в Сибирь 540 бойцов. С атаманом Александровым в Москву отправилось 25 человек. Из всего отряда уцелело только 90 казаков. С атаманом Матвеем Мещеряком они на стругах спустились на Обь и оттуда прошли печорским путем на Русь.
Прошло еще несколько лет, прежде чем Москва снарядила экспедицию на Пелым. Тогда и были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие, нежели тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. За перевалы двинулись отряды казаков, ратных людей, русские крестьяне-переселенцы.
Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций XVII века, позволивших обследовать громадные пространства на северо-востоке Азиатского материка. Казаки Ермака проложили путь в Западную Сибирь. По их следам на восток двинулись землепроходцы. На их долю выпала честь блестящих географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке. Их походы обогатили географические познания человечества, раздвинули кругозор современников.
Интерес к экспедиции Ермака никогда не иссякал. Ее история обросла множеством легенд. Предводитель казаков стал одним из самых излюбленных героев народных песен и сказаний.
Беспримерная трехлетняя одиссея Ермака внесла весомый вклад в великое дело освоения Сибири.
ИСТОЧНИК:http://nasch-dom.in/blog/43067012177/Gibel-Ermaka-Timofeevicha
rus-historical.blogspot.com
Где жила семья Ермака? Где утонул Ермак?
Завоевание Сибири Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.
Где родился Ермак
Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: "Где жила семья Ермака на момент его рождения?" Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.
Поморская версия происхождения атамана
Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.
Жизнь Ермака до Сибирских походов
Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в Ливонской войне в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.
Ермак и Строгановы
В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Уральские горы. Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.
Завоевание Сибири
В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность русскому царю. В 1582 году он послал к Ивану Грозному одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.
Где утонул Ермак: что рассказали казаки
На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.
Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.
Гибель Ермака со слов татар
Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины хана Кучума утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.
Легенды о покорителе Сибири
Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.
История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.
fb.ru
Жизнь и смерть Ермака Тимофеевича
Легендарный казачий атаман отважился воевать с ханом Кучумом в не самое, мягко говоря, подходящее время. Тогда Россия вела войну со Швецией, а на южных рубежах обстановка была далека от мирной. Но Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать ее и, как оказалось, остаться там навсегда.
Кто такой?
Интересно то, что историки до сих пор так и не могут со стопроцентной уверенностью сказать, откуда родом Ермак Тимофеевич. Одни исследователи утверждают, что покоритель Сибири появился на свет в одной из станиц на Дону, вторые противопоставляют им Пермь. Третьи — за городок на Северной Двине.
Происхождение Ермака — до сих пор загадка для историков
Более того, краеведы Архангельской области уверены, что Ермак является уроженцем либо Виноградовского района, либо Красноборского, либо Колтласского. И в пользу каждого они приводят свои весомые доводы. Так, например, в последних двух районах верят, что Ермак Тимофеевич именно там готовился к своему походу. Ведь есть на территории районов и Ермаков ручей, и Ермакова гора, и лестница, и даже колодец, в котором якобы утоплены сокровища.
Ермак ТимофеевичВ общем, точное место рождения казачьего атамана до сих пор так и не обнаружено. Впрочем, сейчас все больше историков склонно считать, что наиболее реалистичная версия — это городок на Северной Двине. Ведь в краткой сольвычегодской летописи об этом говорится прямым текстом: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».
По собственному желанию
В многочисленных источниках о Сибирском походе Ермака прямым текстом говорится, что действовал атаман по прямому приказу Ивана Грозного. Но это утверждение неверно и его можно отнести в категорию «мифы и легенды».
Дело в том, что есть царская грамота 1582 года (ее текст приводит в своей книге историк Руслан Скрынников), в которой царь обращается к Строгановым и требует «под страхом большой опалы» во что бы то ни стало возвратить атамана и направить его в Пермский край «для оберегания».
Ермак воевал с Кучумом против воли Ивана Грозного
Иван Грозный в самодеятельности Ермака Тимофеевича ничего хорошего не видел. По вполне понятным причинам. Шведы, ногайцы, бунтующие народы в Нижнем Поволжье, а тут еще столкновение с Кучумом. Но Ермаку Тимофеевичу было плевать на геополитические интересы. Будучи человеком смелым, решительным и самоуверенным, он почувствовал, что пришла пора наведаться в Сибирь. И пока российский царь только составлял текст своей грамоты, атаман уже взял столицу хана. Ермак пошел ва-банк и оказался прав.
По приказу Строгановых
В общем-то, Ермак Тимофеевич действовал самостоятельно, ослушавшись приказа царя. Но в последнее время все больше появляется информации о том, что казачий атаман был все-таки человеком, если так можно выразиться, подневольным и отправился в Сибирь с «благословления» Строгановых. Мол, это была их затея. Кстати, такого же мнения придерживался и Иван Грозный, поскольку ни подтвердить это и не опровергнуть Ермак не успел. Потомки тех самых Строгановых лишь подлили масла в огонь спора историков своими попытками доказать причастность их предков к покорению Сибири. На деле же все не так просто и ясно.
Дело в том, что Строгановы были хорошо осведомлены о войсках Кучума. Поэтому отправлять пятьсот казаков, пусть даже под командованием могучего Ермака, на войну с несколькими тысячами монголов — чистое самоубийство.
Вторая причина — это «блуждающий» татарский царевич Алей. Он постоянно ходил по лезвию ножа, угрожая землям Строгановых. Ведь Ермак однажды выбил его войско с территории Чусовых городков, а Алей после этого ураганом прошелся по Соли Камской.
Завоевание Сибири стало продолжением хаотичного движения на восток
По утверждениям самих казаков, они решили отправиться в Сибирь именно после победы на Чусовой. Ермак Тимофеевич понял, что звезды сошлись как никогда удачно и нужно действовать быстро и решительно. Ведь Кашлык — столица Кучума была отрыта и незащищена. И если промедлить, то армия Алея сумеет собраться и прийти на помощь. Так что Строгановы здесь не причем. Завоевание Сибири стало, своего рода, продолжением хаотичного движения на восток, где «дикое поле» требовало освоения и изгнания оттуда татар.
Кто покорял Сибирь?
Вызывает интерес и национальный состав завоевателей Сибири. Как известно, на противостояние татарском хану отправилось пятьсот сорок человек. По документам Посольского приказа их всех смели в одну кучу, назвав «волжскими казаками». Но это не совсем верно. Ведь по рассказам тех же участников похода, среди них было много выходцев из различных мест России. Просто тогда еще казаки не успели обособиться и стать Яицкими или Донскими.
В том же Посольском приказе есть сведения, где говорится о том, что Ермак собрал под своим началом казаков терских, донских, волжских и яицких. А по месту происхождения им давали соответствующие прозвища. Например, был атаман Мещеряк из Мещер.
Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем«Интересно и то, что со временем Ермак, как и его отряд оброс огромным количеством мифов и легенд. Так, например, иной раз можно встретить упоминания о разбойничьих нападениях казаков. То их было чуть ли не пять тысяч, и они терроризировали огромную территорию на Оке. Потом казаков уже более семи тысяч, и они разбойничали на Волге. А есть даже легенда, что атаман задумывал вторгнуться в Персию.
Но при этом сам Ермак выступал в роли народного заступника. В общем, он был тем, кем впоследствии в народном сознании станет Степан Разин.
Гибель атамана
Со смертью Ермака Тимофеевича тоже не все гладко и понятно. От самого факта — его гибель — только это и осталось. Все остальное — не более чем выдумка и красивая история. Что же произошло на самом деле, никто не знает. Да и вряд ли когда-нибудь узнает.
Так, например, красивая легенда о кольчуге. Мол ее подарил Ермаку Иван Грозный. И из-за нее атаман-то и погиб, просто утонув из-за большого веса обмундирования. Но на деле нет ни одного документа, который бы фиксировал факт подарка. Зато есть грамота, в которой говорится о том, что царь пожаловал атаману золото и сукно. А заодно приказал вернуться в Москву, когда приедет новый воевода.
Историкам неизвестно, как погиб Ермак
Но Ермак погиб в ночной схватке. Скорее всего, его ранили одним из первых, поскольку у татар была традиция — стрелять из луков по командирам. Кстати, до сих пор жива легенда, в которой рассказывается, что татарский богатырь Кутугай сразил Ермака копьем.
После такого тяжелого удара атаман Мещеряк собрал оставшихся в живых воинов и принял решение о возвращении на Родину. Два года казаки являлись хозяевами Сибири, но им пришлось вернуть ее Кучуму. Правда, всего через год там вновь появились русские знамена.
Автор — Павел Жуков.
Рекомендовано вам
diletant.media
Жизнь и смерть Ермака Тимофеевича
Легендарный казачий атаман отважился воевать с ханом Кучумом в не самое, мягко говоря, подходящее время. Тогда Россия вела войну со Швецией, а на южных рубежах обстановка была далека от мирной. Но Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать ее и, как оказалось, остаться там навсегда.
Кто такой?
Интересно то, что историки до сих пор так и не могут со стопроцентной уверенностью сказать, откуда родом Ермак Тимофеевич. Одни исследователи утверждают, что покоритель Сибири появился на свет в одной из станиц на Дону, вторые противопоставляют им Пермь. Третьи — за городок на Северной Двине.
Происхождение Ермака — до сих пор загадка для историков
Более того, краеведы Архангельской области уверены, что Ермак является уроженцем либо Виноградовского района, либо Красноборского, либо Колтласского. И в пользу каждого они приводят свои весомые доводы. Так, например, в последних двух районах верят, что Ермак Тимофеевич именно там готовился к своему походу. Ведь есть на территории районов и Ермаков ручей, и Ермакова гора, и лестница, и даже колодец, в котором якобы утоплены сокровища.
Ермак ТимофеевичВ общем, точное место рождения казачьего атамана до сих пор так и не обнаружено. Впрочем, сейчас все больше историков склонно считать, что наиболее реалистичная версия — это городок на Северной Двине. Ведь в краткой сольвычегодской летописи об этом говорится прямым текстом: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».
По собственному желанию
В многочисленных источниках о Сибирском походе Ермака прямым текстом говорится, что действовал атаман по прямому приказу Ивана Грозного. Но это утверждение неверно и его можно отнести в категорию «мифы и легенды».
Дело в том, что есть царская грамота 1582 года (ее текст приводит в своей книге историк Руслан Скрынников), в которой царь обращается к Строгановым и требует «под страхом большой опалы» во что бы то ни стало возвратить атамана и направить его в Пермский край «для оберегания».
Ермак воевал с Кучумом против воли Ивана Грозного
Иван Грозный в самодеятельности Ермака Тимофеевича ничего хорошего не видел. По вполне понятным причинам. Шведы, ногайцы, бунтующие народы в Нижнем Поволжье, а тут еще столкновение с Кучумом. Но Ермаку Тимофеевичу было плевать на геополитические интересы. Будучи человеком смелым, решительным и самоуверенным, он почувствовал, что пришла пора наведаться в Сибирь. И пока российский царь только составлял текст своей грамоты, атаман уже взял столицу хана. Ермак пошел ва-банк и оказался прав.
По приказу Строгановых
В общем-то, Ермак Тимофеевич действовал самостоятельно, ослушавшись приказа царя. Но в последнее время все больше появляется информации о том, что казачий атаман был все-таки человеком, если так можно выразиться, подневольным и отправился в Сибирь с «благословления» Строгановых. Мол, это была их затея. Кстати, такого же мнения придерживался и Иван Грозный, поскольку ни подтвердить это и не опровергнуть Ермак не успел. Потомки тех самых Строгановых лишь подлили масла в огонь спора историков своими попытками доказать причастность их предков к покорению Сибири. На деле же все не так просто и ясно.
Дело в том, что Строгановы были хорошо осведомлены о войсках Кучума. Поэтому отправлять пятьсот казаков, пусть даже под командованием могучего Ермака, на войну с несколькими тысячами монголов — чистое самоубийство.
Вторая причина — это «блуждающий» татарский царевич Алей. Он постоянно ходил по лезвию ножа, угрожая землям Строгановых. Ведь Ермак однажды выбил его войско с территории Чусовых городков, а Алей после этого ураганом прошелся по Соли Камской.
Завоевание Сибири стало продолжением хаотичного движения на восток
По утверждениям самих казаков, они решили отправиться в Сибирь именно после победы на Чусовой. Ермак Тимофеевич понял, что звезды сошлись как никогда удачно и нужно действовать быстро и решительно. Ведь Кашлык — столица Кучума была отрыта и незащищена. И если промедлить, то армия Алея сумеет собраться и прийти на помощь. Так что Строгановы здесь не причем. Завоевание Сибири стало, своего рода, продолжением хаотичного движения на восток, где «дикое поле» требовало освоения и изгнания оттуда татар.
Кто покорял Сибирь?
Вызывает интерес и национальный состав завоевателей Сибири. Как известно, на противостояние татарском хану отправилось пятьсот сорок человек. По документам Посольского приказа их всех смели в одну кучу, назвав «волжскими казаками». Но это не совсем верно. Ведь по рассказам тех же участников похода, среди них было много выходцев из различных мест России. Просто тогда еще казаки не успели обособиться и стать Яицкими или Донскими.
В том же Посольском приказе есть сведения, где говорится о том, что Ермак собрал под своим началом казаков терских, донских, волжских и яицких. А по месту происхождения им давали соответствующие прозвища. Например, был атаман Мещеряк из Мещер.
Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем«Интересно и то, что со временем Ермак, как и его отряд оброс огромным количеством мифов и легенд. Так, например, иной раз можно встретить упоминания о разбойничьих нападениях казаков. То их было чуть ли не пять тысяч, и они терроризировали огромную территорию на Оке. Потом казаков уже более семи тысяч, и они разбойничали на Волге. А есть даже легенда, что атаман задумывал вторгнуться в Персию.
Но при этом сам Ермак выступал в роли народного заступника. В общем, он был тем, кем впоследствии в народном сознании станет Степан Разин.
Гибель атамана
Со смертью Ермака Тимофеевича тоже не все гладко и понятно. От самого факта — его гибель — только это и осталось. Все остальное — не более чем выдумка и красивая история. Что же произошло на самом деле, никто не знает. Да и вряд ли когда-нибудь узнает.
Так, например, красивая легенда о кольчуге. Мол ее подарил Ермаку Иван Грозный. И из-за нее атаман-то и погиб, просто утонув из-за большого веса обмундирования. Но на деле нет ни одного документа, который бы фиксировал факт подарка. Зато есть грамота, в которой говорится о том, что царь пожаловал атаману золото и сукно. А заодно приказал вернуться в Москву, когда приедет новый воевода.
Историкам неизвестно, как погиб Ермак
Но Ермак погиб в ночной схватке. Скорее всего, его ранили одним из первых, поскольку у татар была традиция — стрелять из луков по командирам. Кстати, до сих пор жива легенда, в которой рассказывается, что татарский богатырь Кутугай сразил Ермака копьем.
После такого тяжелого удара атаман Мещеряк собрал оставшихся в живых воинов и принял решение о возвращении на Родину. Два года казаки являлись хозяевами Сибири, но им пришлось вернуть ее Кучуму. Правда, всего через год там вновь появились русские знамена.
Автор — Павел Жуков.
Рекомендовано вам
diletant.media
22. Погиб ли атаман Ермак, утонув якобы в сибирском Иртыше? Оказывается, нет Его спасли, вытащив из воды на мексиканском озере Тескоко
22. Погиб ли атаман Ермак, утонув якобы в сибирском Иртыше?
Оказывается, нет
Его спасли, вытащив из воды на мексиканском озере Тескоко
Мы уже цитировали старинные свидетельства о том, при каких обстоятельствах тело Ермака было извлечено из воды. Его вытащил из реки ТАТАРИН Яниш, см. рис. 8.138. Ермак был одет в тяжелые роскошные латы с медной оправой и золотым орлом на груди.
Рис. 8.138. Ермака вытаскивает из воды татарин Якыш или Яниш. «Видев у брега шатаюшеся человеческие ноги и накинув петлею переметною веревку за ноги, извлече на брег и виде одеяна пансыри и разумев не просту быти…» [67], с. 124, 127.
Когда затем Мурза Кандаул хотел снять броню с Ермака, ИЗ ТЕЛА ВДРУГ ХЛЫНУЛА СВЕЖАЯ КРОВЬ. Татары начали пускали в него стрелы. Летопись говорит, что «ЧТО СИЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ». ТЕЛО ПРОДОЛЖАЛО ТОЧИТЬ КРОВЬ, КАК ЖИВОЕ, см. рис. 7.20. То есть шесть недель Ермак оставался как бы ЖИВЫМ! Сообщается далее, что плотоядные птицы, стаями летая над Ермаком, не смели его коснуться. Так обычно бывает, когда птицы видят пусть раненого, но живого и все еще активного человека. Летопись подчеркивает, что такие длительные признаки жизни Ермака люди расценили КАК БОЖЕСТВЕННОЕ ЧУДО.
Лишь через некоторое время атамана Ермака похоронили [39], т. 9, гл. 6, столбцы 239–241.
Скорее всего, в первоначальном тексте сибирской Летописи было сказано, что Ермак после падения в воду был спасен и долгое время оставался жив. Романовские редакторы, объявив — на бумаге — Ермака погибшим СРАЗУ, были вынуждены теперь как-то объяснить «длительную жизнь его тела». Выход придумали простой: объяснили ЧУДОМ. Дескать, так было угодно Богу.
Процитируем еще раз Кунгурскую Летопись: «Уразуме вси по пансырем, яко Ермак, и знающе, что государь прислал ему 2 пансыря и каковы видеша. Когда ж начата снимать Кайдаул мурза с него, тогда ПОИДЕ КРОВЬ ИЗ РТА И ИЗ НОСА, ЧТО ИЗ ЖИВА ЧЕЛОВЕКА. Зря же Кайдаул, понеже стар, ТЕЧЕНИЕ КРОВИ ЖИВОЙ НЕ ЗАМЕРЛО, и разумев, что человек Божий, и положиша его нага на лабаз, и послаша послов во окресные городки да снидутся видети НЕТЛЕННАГО ЕРМАКА, ТОЧАЩЕГО КРОВЬ ЖИВУ, и отдаде, ругаяся, на отмщение своей крови. И о сем ДИВЕ ДА РАЗУМЕЮТ ХРИСТИАНСКОГО БОГА.
Егда же начата сходити, по завету всех, аще кто приидет да вонзит стрелу в мертвое Ермакове тело (см. рис. 8.139 — Авт.). Егда же унзоша, КРОВЬ СВЕЖА ТОЧАЩЕ. ПТИЦЫ ЖЕ ОБЛЕТАШЕ, НЕ СМЕЯ ПРИКОСНУТЬСЯ ЕМУ. И лежаще на лабазе 6 недель, ноября по 1 день, донележе от конец приидоша Кучюм с мурзами и Кондинсие и Обдаринские князи, и унзоша стреля своя и КРОВЬ ЕГО ТЕЧАШЕ ЯКО ИЗ ЖИВАГО, И МНОГИМ ЯВЛЯСЯ В ВИДЕНИИ БУСУРМАНОМ И САМОМУ СЕЙДЯКУ ЦАРЮ, да погребут. Овии же от него решишася ума и именем его и доднес божася и кленутся. И тако чуден и страшен, егда глаголати им и в повтестех между собою без слез не пробудут» [67], с. 126.
Рис. 8.139. Старинное изображение тела Ермака, источающего кровь, как будто бы Ермак остался жив. В него стреляют стрелами, однако живая кровь продолжает течь. Более того, он является многим людям. То есть ведет себя как живой, хотя романовские редакторы приписывают все это «чуду». Рисунок из Кунгурской Летописи. Взято из [67], с. 129.
Здесь мы видим еще одно яркое сообщение старой русской Летописи. Оказывается, ЕРМАК МНОГИМ ЛЮДЯМ ЯВЛЯЛСЯ КАК ЖИВОЙ, ТО ЕСТЬ ОНИ ЕГО ВСТРЕЧАЛИ, ВИДЕЛИ ЖИВЫМ ПОСЛЕ «ГИБЕЛИ В ВОДЕ». Конечно, романовский редактор вставил здесь лукавое словцо: «в видении». Дескать, людям являлся Ермак живым не наяву, а как бы во сне, в видении, как призрак. Однако, скорее всего, в первоначальном старом тексте говорилось, попросту, что Ермак долго время после спасения из воды был жив, встречался со многими людьми, в том числе и с САМИМ ЦАРЕМ СЕЙДЯКОМ. При этом был ранен, из ран время от времени сочилась кровь. Но был активен, «многих свел с ума». Вероятно, своими угрозами и поступками.
Именно так, согласно испанской = османской версии, и вел себя конкистадор Кортес после спасения из вод озера Тескоко. Был ранен, но оправился, продолжил войну, взял Мешико. Через некоторое время совершил еще один поход в Гондурас.
Итак, если отбросить легкую сказочную окраску рассказанной нам истории, то фактически здесь русская Кунгурская Летопись прямым текстом утверждает, что ЕРМАК ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ В ВОДУ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ПОЛУТОРА МЕСЯЦЕВ БЫЛ ЖИВ. Повторим, что, по-видимому, романовские редакторы по уже понятным нам причинам тенденциозно переработали первичный старый текст. Они изобразили дело так, будто Ермак СРАЗУ ПОГИБ у речного острова, а все дальнейшие свидетельства о том, что он остался жив, — это, мол, народные сказки.
Таким образом, перед нами вновь всплывает испанская = османская-атаманская точка зрения, согласно которой конкистадор Кортес был действительно тяжело ранен во время боя у острова, однако уцелел, остался жив и продолжал какое-то время командовать остатками своего корпуса. Мы получаем хорошее согласование двух версий.
Далее, обратимся к старинному изображению разгрома корпуса Кортеса, см. рис. 8.140. Вот комментарий к нему: «Так изобразил индейский художник один из эпизодов битвы за Мешико — ТОНУЩЕГО КОРТЕСА СПАСАЕТ ИНДЕЕЦ; слева на переднем плане изображена бригантина» [10], с. 245.
Рис. 8.140. Кортес, одетый в латы, тонет в озере, рядом в берегом, упав с моста на дамбе. Около него стоит испанская = османская бригантина. Индеец хватает Кортеса за руку и вытаскивает из воды. Вместе с Кортесом = Ермаком тонут еще несколько рыцарей-конкистадоров = казаков. Старинный рисунок из индейской рукописи «Кодекс из Аскатитлана», XVI век. Взято из [10], с. 245.
КОРТЕС ПОКАЗАН ТОНУЩИМ В ВОДЕ. ОН ОДЕТ В ЛАТЫ. СОВСЕМ РЯДОМ С НИМ НАХОДИТСЯ ЕГО КОРАБЛЬ. Перед нами — практически то же самое изображение, что и в русской Кунгурской Летописи, представленное на рис. 8.137. Там тоже показан казацкий корабль, рядом с которым тонет атаман Ермак, см. рис. 8.141. Как мы уже знаем, Ермак тоже был одет в латы. Причем, в роскошные царские доспехи.
Рис. 8.141. Фрагмент старинного рисунка из Кунгурской Летописи. Ермак тонет рядом со своим стругом, пытаясь ухватиться за свисающие канаты. Взято из [67], с. 124.
Эти два старинных рисунка — русский и индейский — рассказывают, скорее всего, об одном и том же событии — о падении Ермака-Кортеса, одетого в латы, в воду с узкого моста-дамбы, рядом со стругом-бригантиной, у острова, на котором стояла столица Мешико.
Далее, очень интересно, что, согласно русской летописи, атамана Ермака вытащил из воды ТАТАРИН, то есть, как считается, не казак, а местный житель, см. рис. 8.142. А индейский автор считал, что конкистадора Кортеса вытащил из воды ИНДЕЕЦ, то есть опять-таки не испанский соратник Кортеса, а местный житель Мексики.
Рис. 8.142. Увеличенный фрагмент предыдущего рисунка. Тонущий Кортес = Ермак в латах и индеец = татарин, вытаскивающий его из воды. Взято из [10], с. 245.
Теперь мы можем с большой степенью достоверности указать то место, где был тяжело ранен атаман Ермак. На рис. 8.143 и 8.144 показан план сражения у «Моста бедствия». Так назвали место, где чуть было не погиб Кортес и где был разгромлен его корпус. Само название довольно характерно и показывает, что данному событию придавалось большое значение. Приводимые нами планы составлены комментаторами по старинным описаниям.
Рис. 8.143. План общего штурма Мешико и поражения корпуса Кортеса у «Моста бедствия». Первая часть. Взято из [10], с. 244.
Рис. 8.144. План общего штурма Мешико и поражения корпуса Кортеса у «Моста бедствия». Вторая часть. Взято из [10], с. 244.
На рис. 8.143 показано начало штурма дамб-мостов Мешико несколькими отрядами Кортеса-Ермака. Сам «Мост бедствия» показан справа внизу. Кортес наступал именно через эту дамбу. На рис. 8.144 показано ложное отступление отряда мешиков с целью заманить корпус Кортеса В ЗАСАДУ у «Моста бедствия». Эта операция привела к разгрому Кортеса. Здесь же показано вынужденное отступление и остальных отрядов конкистадоров, понесших большой урон.
Итак, нам удалось обнаружить детальный план того места в Мексике, где потерпел поражение отряд Ермака-Кортеса и где он был ранен. То есть то самое место, которое романовские историки объявили местом гибели Ермака и перенесли — на бумаге — на сибирскую реку Иртыш. На несколько тысяч километров. Конечно, точно указать место ранения Ермака на территории современного города Мехико вряд ли возможно. Однако приближенное положение вполне можно восстановить, а потому для русских туристов впервые открывается возможность посетить в Мексике прославленное в русской истории место.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Краткое содержание и анализ: «Смерть Ермака» (Рылеев)
Приступим сразу к нашей теме и начнем анализ. «Смерть Ермака» Рылеева была во многом обусловлена жизнью самого писателя. Поэтому немного окунемся в события, которые предшествовали написанию, и кратко ознакомимся с биографией автора - Кондратия Рылеева. Это нужно в первую очередь для того, чтобы лучше понять, какие мысли в эти минуты были у автора в голове и что натолкнуло его на написание этой думы.
Стихотворение «Смерть Ермака» Рылеева входит в своеобразный цикл философско-патриотичных поэм, к которым также относятся: «Димитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Вещий Олег», «Державин» и др. Что касается оценки творчества Рылеева Пушкиным, то он писал, что в его думах нет ничего русского и национального, кроме имен.
Краткая биография
Кондратий Рылеев был русским поэтом и общественным деятелем, который появился на свет 18 сентября 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии в семье мелкопоместного дворянина. С 1801 по 1814 Кондратий учился в первом Петербургском кадетском корпусе. Он участвовал в заграничных походах русской армии в период с 1813 по 1814 гг.
Но, к сожалению, жизнь Рылеева трагически оборвалась 13 июля 1826 года. Ему было всего 30 лет, он был одним из руководителей декабристского восстания и находился в числе пятерых офицеров, казненных на эшафоте.
Творчество
И вот теперь подходим вплотную к его творчеству, в 1820 году он создал свою знаменитую сатирическую оду «К временщику». В 1821 году он вошел в состав Вольного общества любителей российской словесности и числился на службе заседателя Петербургской уголовной палаты, а в 1824-м году возглавил управленческий отдел Российско-американского предприятия. С 1823 по 1825 год вместе с Александром Бестужевым Кондратий Рылеев работал над выпуском альманаха «Полярная звезда» и входил в масонскую ложу «К пламенеющей звезде».
Рылеев, «Смерть Ермака»: идея
В 1822 году Рылеев также пишет думу, посвященную атаману Ермаку, которую частично положили на музыку, и она стала песней.
Дума «Смерть Ермака», содержание которой будет представлено дальше, основана на реальных исторических событиях. Главный герой - известный исторический персонаж - казачий атаман по имени Ермак Тимофеевич, сыгравший главную роль в присоединении Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века при правлении царя Иоанна Грозного. Ермак со своим войском постоянно воевал с ханом Кучумом, который не хотел подчиняться русскому царю и платить дань Москве. Кучум желал сам править Западной Сибирью и никому не подчинялся, а потом и вовсе совершил переворот и убил своих мусульманских собратьев, которые согласились принять российское подданство и платить мзду победителям.
Хан Кучум
Дума «Смерть Ермака» дальше описывает, как в очередном сражении Кучума с Ермаком много народу полегло. Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися воинами, которых насчитывалось всего 50 человек, проходя путь по Иртышу, остановился заночевать в устье реки Вагай. Ночью Кучум внезапно напал на спящих казаков и убил почти всех. Спаслось лишь несколько человек. Атаман Ермак, обремененный двумя кольчугами, одна из которых была подарена царем, и оружием, которое он носил, кинулся в реку, чтобы добраться до стругов, но утонул в Иртыше. Однако по татарским преданиям он был ранен в горло копьем богатыря Кутугая.
Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум. Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились. Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за мусульманским кладбищем, в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.).
Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев
Рылеев, вдохновленный подвигами русских воинов, решил посвятить им свои думы. Так появилась и дума «Смерть Ермака». Поэт хорошо изучил древние предания о Ермаке и знал, что в день смерти героя была сильная гроза со штормом, и Ермак погиб в волнах бушующей реки. Рылеев начинает думу с описания той страшной бурной ночи, когда сама природа зловеще волнуется, ревет буря, шумит дождь, молнии летают во мраке ночном, беспрерывно гремит гром, и ветры бушуют.
Дума «Смерть Ермака» описывает, как на береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив - восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.
Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей».
Смерть
Ермак бросается в реку, напрягаясь изо всех сил под хлесткими волнами бушующей реки, одетый в «тяжелый панцирь-дар царя», он тонет. Рылеев считает, что именно тяжелое снаряжение богатыря стало причиной его смерти. Река почти сразу поглотила отважного воина. Герой погиб, он променял свою свободу и стал верно служить самодержавию. Во всяком случае об этом говорит думы анализ. «Смерть Ермака» Рылеев опять же заканчивает описанием бушующих ветров и громов.
Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю - для него не одно и то же. Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели. На этом можно и закончить рассмотрение известной думы. О многом рассказал нам анализ. «Смерть Ермака» Рылеева показывает, что у автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.
fb.ru
ГИБЕЛЬ ЕРМАКА. Ермак
ГИБЕЛЬ ЕРМАКА
После отражения неприятеля первой заботой казаков стала починка стругов. Когда флотилия Ермака впервые бросила якоря под Кашлыком, в ней было до тридцати судов. С тех пор на берегу под кручей образовалось целое кладбище брошенных ладей. К концу третьего года пребывания Ермака в Сибири весь его отряд мог свободно разместиться на семивосьми стругах.
Казаки отобрали несколько самых прочных судов и с помощью досок, снятых с других кораблей, быстро починили их. Работали дружно, артелями. Но работа не так спорилась, как прежде. Люди едва начинали приходить в себя после неслыханных трудностей зимы и голодного осадного времени.
Законопатив и просмолив борта, казаки спустили струги на воду. Отряд готов был к новым битвам.
Вскоре Ермак предпринял свой последний поход. Поводом к выступлению послужило то, что в Кашлык приехали «вестники» от бухарцев — торговых людей. Бухарцы жаловались Ермаку, «что их Кучум не пропускает в Сибирь». Поход на выручку к бухарцам завершился катастрофой.
Выступление Ермака на первый взгляд казалось авантюрой, безрассудно рискованным предприятием. Казакам надо было провести в Кашлыке считаные недели, чтобы дождаться подкреплений. Однако они не располагали точными сведениями о движении воевод и принуждены были рассчитывать исключительно на свои силы. Если бы казаки боялись риска, они никогда бы не добились победы.
Ожидая подкреплений из Москвы, Ермак все чаще задумывался над тем, как собрать продовольствие, чтобы прокормить московских ратных людей.
Весть о задержке бухарцев встревожила атамана. После двух лет, проведенных за Уралом, казаки уяснили себе роль бухарских купцов в жизни Сибирского «царства». Бухарцами называли всех выходцев из Средней Азии, в их руках находилась почти вся торговля Сибири.
Среднеазиатские караваны доставляли в Сибирь лес, сушеные фрукты, ткани и другие товары. Казаки не жалели усилий, чтобы выручить бухарских купцов.
Карача явно переоценил свои силы, когда задумал уничтожить русских в Кашлыке с помощью своих воинов. Неудача побудила его искать примирения с Кучумом и его сыновьями.
Исходным пунктом нового наступления ордынцев должно было стать Бегишево городище, располагавшееся на Иртыше сравнительно недалеко от Кашлыка. Туда отступили карачинцы, на помощь к которым прибыли «сборные татары».
Отразив Карачу, Ермак не мог надеяться на то, что враги откажутся от новых попыток разделаться с ним. Оставаясь в Кашлыке, казаки могли в любой момент вновь оказаться в кольце блокады. Вот почему они предпочли обороне наступление. Их флотилия появилась на верхнем Иртыше еще до того, как Кучум и Карача успели завершить сосредоточение своих сил в Бегишеве.
Казаки помнили, что Ермак проделал свой последний поход «с невеликою дружиной», «не со многими людьми». Семен Ремезов поначалу считал, что с атаманом было всего 50 человек. В кунгурских «сказах» он нашел другие сведения, из которых следовало, что с Ермаком было 300 бойцов. Обе цифры, по-видимому, недостоверны. В последнем походе казачий отряд насчитывал немногим более ста бойцов.
Появление казачьих стругов на верхнем Иртыше явилось полной неожиданностью для Кучума. Престарелый хан воспрял духом, когда узнал о голоде в отряде Ермака. Он никак не предполагал, что сотня ослабленных недоеданием казаков осмелится вновь бросить ему вызов.
Тобольские ветераны помнили, что во время последнего своего плавания они достигли Вагая в ста верстах от Кашлыка. Их показания отразились в синодике Ермаковым казакам и в ранних тобольских летописях.
Судя же по кунгурским «сказам», казаки будто бы ходили далеко за Вагай. Ремезов старательно собрал предания старины. Поэтому в его записи «сказов» факты и легенды неразделимы. Кунгурские «сказы» сохранили яркие зарисовки, достоверность которых не поддается проверке.
По «сказам», казаки плыли по Иртышу, не встречая сопротивления. Волости выражали им покорность во всем. Но вскоре положение переменилось. Южные пределы Сибирского ханства от Кашлыка вверх по Иртышу до Барабы оставались главным прибежищем Кучума. То были наиболее заселенные территории Западной Сибири. Кроме татар тут было небольшое число бухарцев, выходцев из Средней Азии.
После «малого» боя отряд Ермака прибыл в Каурдак, жители которого успели спрятаться в темном ельнике и болотах. Из Каурдака ермаковцы попали в волости, некогда принадлежавшие ханскому роду Саргачиков. Тут они взяли в плен старосту и «смирили» его. Вслед за тем казаки попали во владения князька Елыгая. Прослышав, что Ермак не причиняет вреда покорным, тот поднес дары и ясак.
По преданию, Елыгай задумал породниться с предводителем казаков. Он привел к атаману «в честь и в дар» свою юную прекрасную дочь. Однако Ермак отклонил «дар» и запретил своим людям прикасаться к прекрасной девице из «рода ханска» Саргачиков.
У впадения в Иртыш реки Ишим лежала местность Ишим-томак, некогда принадлежавшая тем же Саргачикам. Там произошла ночная стычка. С обеих сторон бойцы дрались врукопашную: «яко не оружием, но руками, кто кого может». В этом «великом бою» отряд потерял пять человек убитыми. Одно из двух: либо казаки подверглись внезапному нападению, либо у них кончился порох. Последнее вполне вероятно. Ермак выступил на Вагай, имея ограниченные цели, и у него не было необходимости брать с собой большие запасы пороха и свинца. Пробиваясь к верховьям Иртыша, его отряд, однако, оказался втянутым в затяжные бои.
Запись о стычке на Ишиме не оставляет сомнения в том, что в своем описании экспедиции Ермака Семен Ремезов следовал фольклорной традиции. Спустя сто лет после гибели Ермака татары с Ишим-томака пели древнюю песню о побиении пяти казаков.
В своем стремительном движении отряд Ермака достиг юго-восточных пределов Сибирского ханства. Надежно прикрытое с северо-запада Уральским хребтом, оно не имело сильных крепостей на Тагиле, Туре и Оби. Юго-восточные же степные границы были открыты для нападения степных кочевников, и тут сибирским ханам приходилось вести постоянные войны с соседними ордами. На степном рубеже располагалась крепость Кулары, «опасной крайной кучумовской (городок. — Р. С.) от (со стороны. — Р. С.) калмык». На всем верхнем Иртыше не было другого такого же укрепленного городка. Казаки сами убедились в этом.
Урочище Кулары служило центром Тав-Отузской волости. Если в Саргачской волости к началу XVII века числилось примерно 290 татар, то в Тав-Отузской — около 350.
Пять дней отряд Ермака безуспешно штурмовал урочище Кулары, располагавшее превосходными естественными укреплениями. Не добившись цели, Ермак отдал приказ двигаться дальше. «Назад де воротяся, приберем!» — сказал он при этом, чтобы ободрить свое поредевшее войско.
Ожидая подкреплений из России, Ермак не ставил целью закрепиться в южных пределах Сибирского ханства.
Вскоре Ермак прибыл на Шиш-реку в Туралинскую волость. Тут проходили последние рубежи Сибирского «царства». После поражения Карачи его воины в большом числе отступили сюда. Найдя беженцев в бедственном положении, Ермак приказал не обижать их: «видеша всех, яко зело скудные, и нечем не вредиша им».
С Шиш-реки казаки повернули назад и, пройдя мимо Кулар, стали возвращаться к Кашлыку, «прогребаючи все городки и волости». Однако им не суждено было благополучно закончить поход.
Неудача под Куларами имела роковые последствия. Противники Ермака воспрянули духом и предприняли попытку уничтожить отряд Ермака. Карача с оставшимися у него воинами задумал устроить казакам западню. Кучум, державшийся подальше от Иртыша, присоединился к нему.
Чтобы задержать казаков, татары расставили на пути следования Ермака своих людей, которые в один голос показывали, что видели бухарцев в верховьях Вагая. Хитрость вполне удалась Кучуму. Отряд Ермака повернул с Иртыша на Вагай.
Фольклор — не слишком надежный источник, чтобы служить основой для достоверного исторического повествования. Но все же можно заметить, что все сибирские летописи и предания совпадают в двух решающих моментах. Ермак отправился вверх по Иртышу, чтобы выручить бухарский караван. Свой последний лагерь он разбил близ устья Вагая.
Левый приток Иртыша Вагай имеет протяженность в 250 километров, его ширина — от 40 до 80 метров. Летом река мелеет, и ее глубина составляет в среднем от полутора до двух метров.
Со слов участников похода дьяк С. Есипов записал, что казаки, занятые поисками бухарцев, поднялись по Вагаю до Атбаша. Татарское урочище Атбаш стояло на торговом пути, который вел с юга из Ишима через Вагай на Кашлык. С одной стороны к урочищу вплотную подходили густые леса, с другой — непроходимые болота, простиравшиеся верст на 80 вдоль Вагая.
Кунгурские «сказы» сохранили некоторые подробности плавания флотилии по Вагаю. Казаки «в трудности» поднялись вверх по течению реки, никого не нашли там и к вечеру вернулись к устью.
Где-то вблизи устья Вагая Ермак разбил свой последний лагерь.
На Иртыше казакам легче было ускользнуть от врага, нежели на мелководном Вагае. Потому они и решили остановиться на ночлег на иртышском берегу. Местность близ Вагая была им хорошо известна. Именно здесь они пленили год назад царевича Маметкула. «Остров» на Вагайской луке как две капли воды походил на Карачин остров в излучине Тобола, где казаки провели две зимы. «Перекопь» преграждала путь тем, кто попытался бы проникнуть на «остров» со стороны суши.
Казакам пришлось идти на веслах против течения много часов. К вечеру люди устали до изнеможения. Была непогода, и Ермак приказал причалить к берегу.
Отряд остановился на ночлег на «острове» за Перекопью. К полуночи разразилась буря. Во тьме не видно были ни зги. Шум ливня заглушал любые звуки.
Ермак не позаботился о том, чтобы окружить лагерь часовыми. Он и не подозревал, что люди Кучума давно следят за каждым его шагом.
Татары устроили засаду менее чем в двух верстах от «острова». Страшась казацких сабель, хан расположил своих воинов «в темном диком суземье — дремучем лесу, при речке, вельми топкой».
Летописцы сочинили немало небылиц по поводу последнего ночного боя. Хан Кучум долго колебался, прежде чем отважился помериться силами с Ермаком. В его войске будто бы был смертник, осужденный на казнь. Его-то хан и послал на разведку в казачий лагерь. Смертник прокрался за «перекопь» и сумел украсть у спящих пищаль.
Позднее летописцы украсили этот рассказ новыми впечатляющими деталями. Кучум будто бы дважды посылал смертника в казацкий лагерь и отдал приказ о нападении лишь после того, как лазутчик стащил у спящих три пищали и три вязня. (Вязнями называли ремни, на которых держалось оружие.)
На самом деле не мифический смертник, а тьма и непогода позволили татарам осуществить внезапное нападение на ермаковцев.
С историей последнего боя на Иртыше связано одно из тех открытий, которые мгновенно меняют все привычные представления. Любое повествование о сибирской экспедиции завершается картиной полной гибели отряда Ермака:
Кучум, презренный царь Сибири,
Прокрался тайною тропой,
И пала грозная в бою,
Не обнажив меча, дружина.
Привычное представление заколебалось после того, как историки нашли в архивах древний список синодика. Тщательное сопоставление вновь найденного текста с поздней летописной копией обнаружило обстоятельство, казавшееся почти невероятным.
Древний синодик был составлен в то время, когда тобольские ветераны прилежно записали свои «речи»-воспоминания на архиепископском дворе. Дьяки Киприана переписали «речи», придав им форму поминальной записи. В составе поминальной книги первой половины XVII века синодик сохранился до наших дней. О чем же поведали участники последнего боя?
«И подсмотреша нечестивыя (воины Кучума. — Р. С.) и нападоша на станы их (казаков. — Р. С.) нощию, и (казаки. — Р. С.) ужаснушася от нечестивых и в бегство приложишася, а иным (суждено было остаться. — Р. С.) на станах побитым и кровь свою пролиша Яков, Роман, Петра два, Михаил, Иван и Ермак».
Казакам пришлось пережить в Сибири немало отчаянных и трагических моментов. Но гибель предводителя навсегда осталась для них самым тяжким и мучительным воспоминанием. Об этом эпизоде они говорили мало и неохотно. Как бы то ни было, ветераны изложили историю последнего боя кратко, но с полной правдивостью и откровенностью. Разбуженные среди ночи, они бежали на стругах прочь, а их предводитель с немногими соратниками остался лежать на берегу.
Когда архиепископский книжник взялся за составление летописи, его не удовлетворил бесхитростный рассказ ветеранов. Выходило так, что казаки, подвергшись нападению Кучума, бросились к стругам, груженным добычей, и бросили на берегу своего вождя. Летописец взялся придать рассказу более благопристойный вид. Очинив перо, он старательно вымарал из синодика все сведения о бегстве казаков и записал свою версию того, что произошло:
«Поганые же подсмотриша их (казаков. — Р. С.) и нападоша на станы их нощию… и там все (казаки. — Р. С.) избиены быша. И на том деле убиенным Ермаку еже изволи им Бог живот скончати, вечная память большая и возглас большой».
При составлении летописи книжник повторил сведения из исправленного синодика: «…прииде на воинов смерть и тако живота своего гознуша, убиени быша». Но надо было объяснить, как весть о разгроме попала к тем, кто вернулся на Русь. Для этого летописец вставил в свой текст не совсем к месту фразу о том, что все ермаковцы погибли, «токмо един казак утече». От спасшегося узнали обо всем казаки, будто бы оставшиеся в Кашлыке.
Выдумку тобольского книжника повторили все последующие сибирские летописцы, включая Семена Ремезова.
В последнем походе с Ермаком была сотня казаков. Из похода вернулось девяносто. Именно эта цифра фигурирует в документах из «архива» Ермака. В ночной стычке отряд потерял немного человек.
Никто не мог знать в точности, что произошло на Вагайской луке в ту ночь, когда разыгралась буря. Ясно лишь одно. Если бы казаки поддались панике, разгром и истребление отряда были бы неизбежны. Этого не произошло. Коль скоро почти вся сотня в обстановке внезапного ночного нападения смогла погрузиться на суда и сняться с якоря, можно сделать вывод, что отряд отступил, сохранив порядок.
Жизнь, полная риска и опасностей, приучила казаков к осторожности. Подозрения насчет их беспечности беспочвенны. Свои «пологи» казаки ставили подле борта корабля. У каждого бойца было свое место на струге. Едва начался ночной переполох, казаки в мгновение ока оказались на своих судах.
В то время как архиепископские дьяки взялись за составление летописи, в Тобольске жили не только старые ермаковцы, но и воины, некогда сражавшиеся на стороне Кучума. Их воспоминания о последних минутах Ермака так заинтересовали летописца, что он включил их «сказку» в текст своего сочинения. Строгановский придворный историограф переписал эту «сказку» из ранней летописи в неизменном виде:
«Впоследствии же некие от язык (местных татар. — Р. С.) глаголют о том, яко воспрянул тут храбрый ваш воин Ермак от сна и увидел дружину свою, от нас (татар. — Р. С.) побиваему… и побежал в струг и не мог добраться до своих, понеже те были уже в дальнем расстоянии, и тут ввергся в реку и утопе».
Нападавшие на лагерь мало что успели разглядеть в темноте, но все же они знали несколько больше, чем казаки. Так, они определенно знали, что раненый Ермак утонул в Иртыше, а не остался среди побитых на берегу. Бывшие воины Кучума не забыли и того, как русские струги исчезли в ночной мгле и они ничего не могли поделать, чтобы остановить их.
Люди Кучума понимали, что казаки Ермака окажутся в их руках, едва будут захвачены их струги. Для казаков единственная возможность избежать поголовного истребления заключалась в том, чтобы погрузиться в свои струги и как можно скорее отчалить от берега. Командирский струг отчалил от берега последним. Прикрывая отступление отряда, Ермак отбивался от наседавших врагов, пока не был ранен и не свалился в воду.
Подробности насчет того, что Ермака увлекли на дно два тяжелых панциря — подарок царя, носят легендарный характер. Даже в дни походов воины надевали тяжелые панцири лишь перед боем. Никогда никто из них не спал в доспехах. Во время ночной тревоги у Ермака едва ли было время облачиться даже в один доспех.
Если предположить, что Ермак успел набросить на себя кольчугу, то все же это не был царский доспех, потому что Иван IV никогда не дарил ему панциря.
Поколение Ермака явилось на свет лишь через полвека после того, как русский народ сбросил власть золотоордынских ханов. Для этого поколения борьба с Ордой не была далеким прошлым. Современники Ермака и он сам видели Москву, дотла сожженную ханами. Набеги ордынских феодалов, пленение тысяч мирных жителей были для казаков впечатлением повседневной жизни. В борьбе с ордынцами прошла вся жизнь Ермака.
Заняв столицу Кучума, вольные казаки могли вернуться на Русь, обремененные богатой добычей. Но не такими были Ермак и его товарищи. Казачий круг постановил присоединить разгромленную Кучумову орду к России. Решение круга казаки осуществили ценой своей жизни.
Семен Ремезов первым попытался нарисовать портрет удалого атамана: «Бе бо вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власами кудряв, возраст (рост. — Р. С.) средний и плоск, плечист».
Три года малочисленная дружина не знала поражений перед лицом многочисленных неприятелей. Враги, наседавшие со всех сторон, суровые морозы, голод и невыносимые лишения — ничто не могло сломить волю казаков к победе.
В последней ночной стычке поредевший отряд понес небольшие потери, но лишился испытанного вождя. Смерть Ермака означала конец экспедиции.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru