Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Дворец алексея михайловича в коломенском
Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция
Экспозиция размещена во Дворце царя Алексея Михайловича – воссозданном памятнике русской деревянной архитектуры XVII века (Карта-схема музея-заповедника). Это образец особого стиля, суть которого в успешном симбиозе искусства традиционной, допетровской Руси и Западной Европы. Дворец отличает высокий уровень исполнительского мастерства, декоративность и звучная, бравурная художественная полифония, обеспеченная разнообразием примененных приемов и материалов. Вместе они создают праздничное, жизнерадостное ощущение, которое сродни чудесной сказке.
Дворец, названный современниками восьмым чудом света, сохранился в народной памяти и многочисленных документах, мемуарах, описях, графических листах, живописных полотнах, обмерных чертежах и моделях в архивах и музеях России и Западной Европы.В основе художественного решения интерьеров лежало глубокое изучение, как исторических источников, так и самого широкого спектра исторических аналогов, однако ведущее место в работе творческого коллектива художников, архитекторов и научных сотрудников музея-заповедника было отдано исторической достоверности и документальной точности.Экспозиция размещена в 24-х воссозданных интерьерах Хором Государя царя, Хором Государыни царицы и Хором царевичей, художественный образ каждого из них строится на основе взаимодействия архитектуры и убранства с функциями помещения: парадные залы для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств, личные жилые покои.
“Царский пир в Столовой палате дворца царя Алексея Михайловича”
В Столовой палате дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском вы сможете увидеть, как трапезничала царская семья во второй половине XVII века.
Мультимедийная часть выставки, «оживляя» царское застолье с участием всех действующих лиц пира, погружает посетителя в атмосферу, настроение придворной церемонии.
Возрастная категория 6+
Режим работы экспозиции:
вторник–воскресенье с 10.00 до 18.00, выходной день – понедельник; с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 11.00 до 19.00.Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30, с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 10.45 до 18.30, а также на сайте музея-заповедника.
Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на экспозицию по тел.: 8-910-450-53-97.
Ст. метро “Каширская”
Карта-схема музея-заповедника
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Коломенское: дворец царя Алексея Михайловича
В 1660-е гг. Алексей Михайлович построить новый дворец в Коломенском. Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г.
В 70-е гг. XVII в. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское. Как отмечал известный русский историк Н.И. Костомаров в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»: «там почти во все свое царствование он строил и перестраивал себе деревянный дворец, стараясь сделать его как можно изящнее и наряднее».
Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры. Архитектурный шедевр полюбился и всем последующим правителям. Особенно часто дворец посещал царь Петр I со своей матерью царицей Натальей.
В связи с ветхостью дворца в 1767 г., ровно через сто лет после начала его строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам впоследствии дворец мог быть восстановлен.
В 1990-х гг. Правительством Москвы было принято решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича. Строительство началось в июне 2007 года и завершилось в августе 2010 г. Общая площадь дворца, состоящего из шести корпусов, связанных между собой переходами, составляет 7 230 м², в том числе 1 400 м² предусмотренных под художественное оформление интерьеров.
Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.
При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.
Аллегорические изображения Европы, Африки и Азии, помещенные в круглых щитах над хоромами, создавали общемировой контекст этой резиденции, а уподобление Алексея Михайловича солнцу, царицы — луне, их детей — планетам и звездам свидетельствовало о космическом величии государя. Дворец был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Симеон Полоцкий назвал дворец «Восьмым чудом света».
В интерьерах дворца соединились высокое искусство Московского царства второй половины XVII в., передовые строительные технологии того времени и умение мастеров. Полы дворцовых покоев были выполнены из дубового паркета, стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.
Кабинет царя Алексея Михайловича
Дворец делится на две половины: мужскую и женскую. Каждая из них имеет отдельный вход с улицы, также можно пройти по переходу внутри дворца. Между "половинами" в подвальном этаже находится мыльня.
Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".
Здесь мылись мужчины. Женские мыльни меньше и расположены отдельно от мужской.
Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.
Почему в женской части печь круглая? Потому что маленькие дети жили с царицей. О круглую печь сложнее сильно удариться.
Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья.
Палаты Софьи:
Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в Коломенском. В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол.
Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия.
Палаты Елизаветы:
Источники: 1, 2, 3
home-and-garden.livejournal.com
фото и история :: SYL.ru
Коломенское – древнейшее село в Подмосковье. Ранее это место являлось вотчинным владением российских царей, которое разместило в себе великокняжеские и царские резиденции. Наиболее посещаемым из них является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во время своего царствования он проводил неоднократно работы по перестройке и расширению коломенской резиденции.
Царь Алексей с трепетом относился к Коломенскому и часто проводил во дворце время. Как большой любитель охоты, находясь в загородном имении, он ездил на соколиную охоту. Царская резиденция также была излюбленным местом для проведения официальных мероприятий и приемов. Масштабное строительство царской обители в Коломенском было начато в 1660 году. В начале мая 1667 г. было заложено основание нового здания. Торжественное мероприятие сопровождалось молитвами.
История возведения
Деревянный дворец возводился по эскизам и чертежам командой плотников, которыми руководил голова стрелецкий Иван Михайлов и староста Семен Петров. В зимне-весенний период 1667-1668 гг. во дворце выполнялись работы по резьбе и обивка дверей. После этого здание было подготовлено для росписи, и уже летом 1669 года была закончена роспись живописью и зарисовка икон. После окончания работ кузнецами, железных дел мастерами и замочниками летом 1670 года Алексей Михайлович, осмотрев свое владение, посчитал нужным украсить здание живописными изображениями, которые выполняли почти на протяжении 2 лет, в далеких 1670-1671 годах.
Окончание строительства
На протяжении всего периода строительства царь Алексий Михайлович очень часто бывал в своей резиденции в Коломенском, вникал в вопросы строительства, тщательно следил за проведением ремонтных работ. Осенью 1673 года дворец Алексея Михайловича в Коломенском был достроен. Почти сразу же его освятил патриарх Питирим. На торжественной церемонии освящения иеромонах Симеон Полоцкий произнес речь в честь царя Алексея Михайловича, который так сильно любил Коломенское.
Дворец Алексея – это великолепное здание с асимметричной планировкой, со множеством различных по размеру клетей, которые были оформлены в соответствии с иерархическими традициями семейного устоя. Клети дворца были соединены между собою с помощью сеней и переходов. Дворец состоял из 26 теремов, различных по высоте - от 2 до 4 этажей, и около трехсот комнат, которые освещались несколькими тысячами небольших окон.
Жилой фонд
Жилые помещения в большинстве своем размещались на верхнем этаже здания. При строительстве помещения дворца были разделены на несколько территориальных зон: мужскую и женскую. В мужскую часть строений входили терема царя, его сыновей и парадные сени. А женская часть включала в себя покои царицы и царевен. Дворец царя Михайловича в Коломенском - одно из первых русских сооружений, практически полностью выполненных из дерева. Нарядные фасады и интерьеры дворца, созданные с применением принципа симметрии и украшенные разноцветными резными элементами и фигурными композициями, поражают своим великолепием и в настоящее время.
Судьба дворца при новом правителе
В конце XVII века великолепная резиденция была любимым местом развлечений для Алексия Михайловича и его семьи, а еще нередко использовалась для проведения дипломатических мероприятий. После возведения на престол царя Федора Алексеевича в 1676 - 1682 годах случились существенные перемены в селе Коломенское. Дворец царя Алексея был кардинально перестроен.
Столовая палата
Весной 1681 года плотником Семеном Дементьевым, крестьянином вельможи П. В. Шереметева, было начато построение шикарной Столовой палаты, которая была объединена с теремом правителя сенями. Столовая палата – большое, в парадном убранстве здание замка. Именно в ее стенах происходили важные дворцовые церемонии. По обыкновению, любой прием увенчивался приглашением к королевскому столу и обрядом подачи "государевой чаши". По окончании официальной части и завершении всех приготовлений следовал пир. Перед началом пиршества поставцы декорировали шелковыми тканями. Сени перед Столовой палатой состояли из 2 небольших строений, которые были соединены меж собой проходом в стене. Как раз из этого здания и обслуживали королевские пиры. На стойки-серванты ставили изысканные деликатесы, на другие поставцы – кувшины с различными напитками, в Хлебном дворе – душистую сдобу; в Кормовом дворе перед началом пира для гостей выносили кувшины с необычными напитками.
Парадные ворота
Торжественный вход или Красное крыльцо - основной вход в любую монаршую резиденцию. Дворец царя в Коломенском - не исключение. По правилам имеющегося этикета, ко входу имел возможность приехать верхом или же на повозке лишь царь. Тех, кто осмеливался не соблюсти установленное правило, наказывали. В Коломенском замке во время дипломатических собраний даже почитаемые зарубежные гости слезали с лошадей перед главными воротами. Процедура приема была весьма сложной и требовала особой пышности при встрече именитых почитаемых гостей. Навстречу посетителям всегда шел священнослужитель или боярин со стольником. Иностранных гостей или особо приближенных господ приветствовали не один раз – сначала на въезде около лестницы, затем на крыльце и последний раз у дверей палаты.
На всем пути двумя рядами стояли дворовые и служилые люди в роскошных одеждах и с парадным оружием, которые для приемов специально выдавали из царской казны. Государь всегда выходил к подданным через переднее крыльцо. Здесь же царь давал аудиенцию, выслушивал отчеты, принимал всевозможные подношения. Обязательной и важной частью государственного церемониала была торжественная раздача праздничных пирогов, которые выпекали специально для членов царской семьи в честь Дня ангела. Великолепная архитектура здания и убранство крыльца, в котором использовалась государственная символика, придавали ощущение торжественности. Парадный вход во дворец был осенен иконами Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. После завершения строительства величественное здание с новыми постройками неоднократно было запечатлено на различных гравюрах и картинах. В период с 1682 по 1696 года Коломенское (дворец Алексия) посещали цари Петр и Иван, царевна Софья Алексеевна. Петр I со своей матушкой Натальей Кирилловной Нарышкиной проводил во дворце очень много времени и контролировал состояние здания. В период посещения имения императором было сооружено новое основание дворца. И в последующие годы императоры и императрицы боярского рода Романовых часто посещали Коломенское. Дворец в то время был наполнен жизнью.
Разрушение и разборка дворца
Несмотря на прилагаемые усилия по поддержанию зданий и сооружений дворца, на протяжении XVIII века убранство его старело, и постепенно дворец практически полностью разрушался. В XVIII веке, несмотря на все попытки сохранения, строения разрушались. В 1767 году Екатериной II был издан указ о разборке дворца, и на протяжении 3 лет, с 1767 по 1770 гг. велись демонтажные работы, в ходе которых был составлен подробный план нового строения. Он наряду с описями XVIII века и другими материалами воссоздавал полное представление о великолепном памятнике архитектуры XVII века. В 1990-е возникла идея построить заново Коломенский дворец, которая была одобрена и поддержана правительством Москвы.
Воссоздание царской резиденции
На работу по воссозданию царской резиденции были направлены лучшие специалисты. Более двухсот человек различных специальностей: и ткачи, и скульпторы, и художники, и столяры, и многие другие. В основном все ручные работы осуществлялись в мастерских Москвы. Но часть из них также выполнялась мастерами из других крупных городов России. Перед началом строительства были проведены археологические работы и изучены сохранившиеся фундаменты. В результате того, что за много лет на месте дворца возвышались вековые деревья, приняли решение перенести строительство. И местом для воссоздания дворца стала территория некогда существовавшей деревни Дьяковское. Современная постройка воссоздана в натуральную величину, которую имел дворец во времена Алексея Михайловича.
Дворец Алексея сегодня
Работы по воссозданию дворца велись по сохранившимся чертежам. Но при строительстве нового здания было выполнено множество изменений. Дворец построен не из дерева, а из железобетонных конструкций, покрытых бревнами. Также воссоздать первоначальное строение не удалось из-за изменения ориентации сторон света, которое было намерено нарушено в результате того, что макет здания был повернут в другую сторону. Что удалось воссоздать внутри дворца, так это старинные интерьеры и росписи времен правления Алексея Михайловича. Общая площадь всей застройки – более 5 тыс. кв. м., а площадь всех помещений - более 7 тыс. кв. м. В результате всех проведенных работ по реконструкции дворца были воссозданы дворцовые интерьеры эпохи Романовых. Огромное количество посетителей с удовольствием посещают дворец, чтобы окунуться во времена царствования императоров семьи Романовых, увидеть предметы интерьера, которые воссоздают образ эпохи и повествуют об устоях царской семьи. Сегодня резиденция представляет собой не только музей, но еще и дворец бракосочетания. В Коломенском можно провести незабываемую свадьбу. Здесь для этого созданы все условия. Вся эта красота располагается по адресу: г. Москва, пр. Андропова, д. 39, здание 69.
www.syl.ru
Как добраться до парка Коломенское и дворца Алексея Михайловича
В предыдущей публикации мы подробно рассказали, как добраться до парка и дворцового ансамбля Царицыно на метро. Теперь настала очередь Коломенского. Мы советуем Вам осматривать эти достопримечательности именно в такой очерёдности. Сначала прогуляться по парку Царицыно, а затем, от станции метро «Царицыно»
Доехать до дворца Алексея Михайловича.
Фрагмент схемы московского метрополитена. Южная часть зелёной линии №2Деревянный новодельный дворец находится недалеко от станции метро Каширская. На станции есть указатели, в какую сторону следует выходить.Вход на «Каширскую» расположен в отдельном павильоне, никаких подземных переходов нет, поэтому сразу выходим на улицу. На улице вдалеке замечаем верхушки башен дворца (летом за деревьями их не очень хорошо видно, зимой они — как на ладони).Направление выяснили. Теперь нужно перейти площадь по переходу.И взять левее, там уже можно без перехода, только осторожно. Движемся за дамой к подземному переходу под оживлённым проспектом Андропова.
При выходе из перехода сразу замечаем вход на территорию дворцового ансамбля.
А за ним видна копия деревянного дворца Алексея Михайловича.
Стоит ли посещать новодельный дворец? Если речь идёт о Царицыно — то нет. Зато дворец Алексея Михайловича очень желателен к посещению. Интерьеры деревянного дворца представляют нам жизнь и быт царской семьи в её летней резиденции. Весь дворец наполнен царской жизнью XVII века. Как царь спал, где принимал послов. Как мылся. Что делали женщины на женской половине, как учили царских детей. По ссылкам открываются подробные статьи с иллюстрациями дворцовых интерьеров. Конечно, помещения покажутся пустыми, если просто слоняться по его покоям. Да и росписи и цвета в каждой комнате почему то разные. если хотите узнать об этом подробнее, закажите экскурсию во дворце или посмотрите статьи на нашем сайте.
Историческая царская резиденция Коломенское лежит севернее дворца Алексея Михайловича. Там находятся всемирно известная и признанная ЮНЕСКО церковь Вознесения Господня, домик Петра I, Казанская и Георгиевская церкви и множество других памятников. Экспозиция Передних ворот также весьма интересна. Да и парк в Коломенском чудо, как хорош! Удобнее всего от копии дворца Алексея Михайловича доехать до парка на троллейбусе или автобусе. Остановка находится рядом с подземным переходом, которым мы воспользовались, чтобы дойти сюда от станции метро Каширская.
Остановка троллейбуса видна справа от пешеходного тоннеля.От ворот дворца посмотрите на дорогу. Здесь останавливаются многие автобусы и троллейбус 67.
Троллейбус точно довезёт до музея. Вам нужно проехать две остановки, от «Станции метро Каширская» до «Музея Коломенское». Между ними есть остановка «По требованию» и троллейбус на ней останавливается не всегда. Будьте внимательны, если подойдёт автобус 901. Он протащит вас довольно далеко, на остановке «Музей Коломенское» этот маршрут НЕ останавливается.
От остановки троллейбуса «Музей Коломенское» нужно немного вернуться назад. Идём за молодыми людьми, они направляются к парку Коломенское.
Через несколько десятков метров есть дорожка, ведущая влево.
Идите по ней и слева увидите вход в парк. Молодая пара на фото идёт именно туда, куда нам надо.
Вход свободный, парк открыт с апреля — по октябрь с 7.00 — до 22.00. С ноября — март 9.00 — 21.00.
По главной аллее идём прямо.
Дойдя до указателя, поворачиваем направо.
Сначала заметите дом пасечника.
Обойдите усадьбу пасечника и увидите остаток белой стены.
В стене есть проход, рядом с ним стоят люди.
Эта дорожка выводит к домику Петра I.
От него и до Передних ворот недалеко.
Церковь Вознесения находится сразу за Передними воротами,
на высоком берегу Москвы-реки.
Возвращаться лучше к метро «Коломенское». Центральная аллея дворца соединяет южные (Передние) и северные (Задние или Хозяйственные) ворота. Пройдёте мимо Казанской церкви.
И выйдете из парка через северные ворота.
Здесь нужно идти по дорожке наискосок, на северо-восток, к стоящим вдали деревянным прилавкам. По выходным в них торгуют сувенирами и напитками.
За дамой в ярко-голубом платье.
Хорошим ориентиром служат панельные многоэтажки, станция метро недалеко от них. На нижнем снимке видна одна панельная шестнадцатиэтажка. Дама в голубом направляется к метро, идём за ней.
Пройдёте мимо невысокого четырёхугольного здания. В нём открыта экспозиция деревянного зодчества.
Дорога к метро ведет от ворот территории парка Коломенское, мимо нескольких кафе, в кадр попало заведение под названием «Емеля».
Далее идите прямо и у развилки возьмите левее.
Тенистая аллея прямиком выводит к станции метро. На снимке вход в метро виден слева, опорная стена выкрашена в жёлтый цвет. Да и букву «М» ещё никто не отменял 🙂
Дальше — в переход, за толпой, идущей в метро.
А теперь мы предположим, что дворец Алексея Михайловича нам не интересен, мы хотим посетить историческое Коломенское. Тогда следуем инструкциям
Как добраться до парка Коломенское
Если вы не живёте поблизости от парка, то удобнее всего доехать до метро «Коломенская».В центре зала есть указатель, в какую сторону следует выходить.
На выходе убедитесь в том, что «верной дорогой идёте, товаг’ищи!»
Ещё один указатель — в подземном переходе, по нему идём налево.
И ещё один подсказывает, что нужно свернуть направо.
Вы вышли на площадь, перед вами — многоэтажный дом. Слева — кинотеатр «Орбита».
Идите к многоэтажке, поднимайтесь по ступеням,
и следуйте прямо.
Дорожка чуть свернёт влево, вам туда, где видна группа дам, примеряющих панамки.
Слева от вас будет ряд кафе и закусочных, на снимке они видны за синим лотком мороженщика.
Можете воспользоваться кафе на обратном пути, закусочные и кафе в Коломенском весьма сомнительного качества. Вскоре вы увидите вход в парк.
Невысокое белое строение слева уже относится к музею «Коломенское». Далее дорожка ведёт вверх по пологому склону.
Идите по ней и вскоре заметите северные ворота.
Сразу за ними — схема расположения памятников. Билеты на их посещение (кроме храмов) можно купить на месте, в зданиях музеев или в будочках рядом с ними.
Напоследок ещё один совет. Начинать осмотр с усадьбы Коломенское, а затем идти или ехать ко дворцу Алексея Михайловича нецелесообразно. От парка пешком далеко идти и до дворца, и до метро. На троллейбусе — тоже неудобно. Нужно переходить проспект Андропова дважды. Но у каждого свои резоны. Приятной прогулки! Если есть вопросы или замечания — к статье открыты комментарии, не стесняйтесь, молвите слово!
Приходите на наши пешеходные экскурсии по Москве. Узнаете много интересного.
Об особенностях национальной прогулки на теплоходах компании Radisson Royal мы рассказали в статье ТЕПЛОХОД RADISSON
kraeved1147.ru
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
В башне царского дворца 7+
Экскурсия позволит посетителям коломенского дворца, купившим билеты в хоромы государя – царя и царевичей или в парадные палаты и личные покои членов царской семьи, подняться в башенку-смотрильню и увидеть с высоты неповторимую панораму крыш царских хоромин, составляющих архитектурную изюминку этого средневекового чуда. А спустившись в терем под смотровой башней, гости узнают, как проводил вечерами время царь Алексей Михайлович вместе со своими сыновьями.Для школьников 1-11 классов и взрослых посетителейПродолжительность – 45 мин.
Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца 14+ Отзывы посетителей
В ходе экскурсии гости познакомятся с историей строительства дворца царя Алексея Михайловича, совершат прогулку по парадным залам и личным покоям государя царя и государыни царицы и узнают, как проводила время монаршая семья в своем Коломенском дворце.Для учащихся 8-11 классов и взрослых посетителей.Продолжительность – 1 час 50 мин.
Мужская половина дворца царя Алексея Михайловича 5+ Во время экскурсии гости посетят парадные помещения дворца, а также личные покои царского терема и терема царевичей и познакомятся с историей строительства и воссоздания дворца, его устройством и «чином» (порядком) государевой жизни в XVII веке.
Для всех категорий посетителей.Продолжительность – 1 час 30 мин.
Женская половина дворца царя Алексея Михайловича 5+ Во время экскурсии гости посетят женскую половину коломенского дворца и узнают о жизни русских цариц и царевен в период перехода от Средневековья к Новому времени.
Для всех категорий посетителей.Продолжительность – 45 мин.
Секреты иконописного мастерства 5+ Отзывы посетителейНа примерах работ лучших мастеров Оружейной палаты и провинциальных иконописцев XVII века из собрания нашего музея юных посетителей знакомят с искусством написания иконы. Представление о непростом труде иконописца, этапах его работы по созданию иконы сформирует осмотр иконописной мастерской. А свидетельством высокого мастерства служат удивительные памятники иконописи, представленные на экспозиции.
Для школьников 1-5 классов.Продолжительность – 45 мин.
Сокровища русского искусства XVII века 7+ Тематическая экскурсия по экспозиции, развернутой в покоях младших царевен во дворце царя Алексея Михайловича. Во время экскурсии гости соприкоснутся с уникальными памятниками русской художественной культуры XVII века из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника. Знакомство с изысканными, богато орнаментированными изделиями, создающими любимейший в XVII веке образ «райского сада», сопровождает рассказ о творчестве лучших русских иконописцев, живописцев и граверов, резчиков по дереву, изразцовых дел мастеров и кузнецов, трудившихся над украшением царского дворца в Коломенском.
Для всех категорий посетителей.Продолжительность – 1 час 50 мин.
прайс-лист для сборных групп
прайс-лист для организованных групп
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
www.mgomz.ru
ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ - СТРАНЫ - ГОРОДА
«Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? Корабельщики в ответ: Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо. В свете ж вот какое чудо»
Как живет Москва? Почитаешь газеты – худо, посмотришь вокруг – ладно, послушаешь людей – по-разному говорят. А чудо действительно есть, и изрядное: воссозданный деревянный дворец царя Алексей Михайловича вырос средь чиста поля близ заповедника Коломенское.
Возникло деревянное чудо, конечно же, не по мановению белого крыла царевны-лебеди, но при непосредственной поддержке ныне опального мэра Москвы Юрия Лужкова. Появился дворец не вдруг, а строился три года, с июня 2007 по август 2010. Еще полгода ушло на отделку покоев, и вот весной 2011 года новая московская достопримечательность приняла первых гостей.
Мы наблюдали за возведением дворца почти с самого начала: друг нашей семьи, заядлый фотограф и знаток архитектуры, который живет недалеко от станции метро Каширская, самой ближней к дворцу, исправно посылал нам фотоотчеты о ходе строительства. А в апреле этого года мы, наконец, увидели дворец своими глазами.
Кратко напомню историю этого уникального памятника допетровской Руси. Торжественная церемония закладки загородного дворца царя Алексея Михайловича состоялась 2 мая 1667 г., а в 1670-71 гг., как раз через три года после начала стройки, самые искусные ремесленники и лучшие художники Москвы и других городов уже заканчивали внутреннюю отделку. Сто лет простоял деревянный дворец, который называли «восьмым чудом света».
В XVIII в., когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское утратило свое прежнее значение, хотя и продолжало оставаться загородной царской резиденцией. Дворец старались сохранить - подновляли, ремонтировали, но огромное деревянное здание постепенно разрушалось. В 1767 г., ровно через сто лет после начала строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать обветшавший дворец, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам дворец и удалось восстановить в наши дни.
Нынешний дворец стоит вовсе не там, где прежде – на месте его истинного расположения ведутся раскопки, поэтому для воссозданного дворца пришлось искать новую площадку близ исторического заповедника «Коломенское».
Это поистине грандиозное сооружение! Общая площадь дворца - более 7000 квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений: покои царя, царицы, царевичей, старших царевен и младших царевен.
В интерьерных работах приняли участие более 200 человек 20-ти специальностей из разных районов России: модельщики и скульпторы, художники по керамике и иконописцы, резчики по дереву, мебельщики, паркетчики и столяры, позолотчики, витражники и литейщики бронзы, ткачи и золотошвеи, ювелиры…
Можно долго спорить о том, насколько достоверна эта историческая реконструкция по старым чертежам, но монументальность дворца и его роскошное убранство производят сильное впечатление. Все сделано на высочайшем уровне: великолепна кладка деревянных стен и сложные скаты зеленых кровель, слепит блеском варварски пышная позолота (говорят, что на отделку ушло 700 кг сусального золота!), полы устланы драгоценными коврами, вытканными в Иране и Турции по старинным образцам, люстры выполнены из венецианского стекла, печи сложены из голландских изразцов.
В тот апрельский день, когда мы осматривали дворец, здесь еще стояла тишина, гордые своей миссией смотрительницы залов были словоохотливы и приветливы, но ясно, что лавина посетителей дворцу обеспечена. И то сказать, где еще увидишь царскую резиденцию допетровской поры? Пусть даже не совсем такую, какой она была в действительности.
marinagra.livejournal.com
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
Красное (Парадное) крыльцо
Сени перед Столовой палатой
Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена царем Федором Алексеевичем на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения. Заканчивались приемы приглашением к царскому столу с ритуалом подачи "государевой чаши". После официальной части и перед царским столом был короткий промежуток, позволявший государю немного передохнуть, а стряпчим и ключникам - завершить приготовления к трапезе.Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты. В поставце, именовавшемся царским, размещали особенно дорогую посуду - в основном серебряную, реже золотую или из полудрагоценных камней. Она служила великолепным украшением трапезы. На столы ставили скатерти, украшенные тесьмой и кружевом; полы были устланы коврами. Украшением палаты была и ценинная многоцветная печь со сложным орнаментом. Потолок Столовой палаты украшала символическая роспись "Боги небесные" с изображением планет и знаков Зодиака с аллегориями четырех стран света по углам. Над окнами Столовой палаты размещены современные списки икон "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", "Спас" и "Богоматерь". Над троном находится современный список иконы "Богоматерь Знамение".
Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления. "Думное присутствие", а вместе с ним и управление государством перемещалось вслед за царем при его "походах" в подмосковные села. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось кресло царя, или "государево место", стоявшее на помосте. Таким образом, Передняя комната была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло стиль ее оформления, близкий к оформлению московских приказных палат.
Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов. Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание, что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.
Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни. К XVII веку сложился принцип оформления "постельных" покоев: в них стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий с запасом избранных книг, письменных принадлежностей и игр. Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе особые подставки-ступеньки, расписные столы, парадные резные стулья и кресла с росписью, серебрением и позолотой. Особое внимание следует обратить на сюжетные росписи над дверями, напоминавшими государю о подвигах величайших правителей древности: "Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)", "Царь Юлий Цезарь (Римский) и царь Пор Индийский". Эти сюжеты входили в круг самых популярных тем раннего европейского классицизма; они соседствовали с традиционными для русских помещений иконами. Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.
Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.
Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом.
"Мовные" сениВ сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью.
МыльняВоссоздание основной принадлежности русской бани - печи с закрытой каменкой - уникальный пример в практике современной реконструкции. По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, или подиума, - тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами, накрывали его полотняными простынями и полавочниками. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.
Лестница в мыльню.
Коридор.
Учительская палата, в которой обучались царевичи.
Комната царевича Федора Алексеевича. Стены отделаны тисненой кожей.
Кабинет Петра I.
Переходим на женскую половину (терем царицы).Передние сени терема царицы.
Престольная палата царицы существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский и Вселенские патриархи, иноземные особы царского достоинства.
Мастерская царицы (светлица)
Покои Елизаветы Петровны.
vitushkinam.livejournal.com