Древняя русь рассказ: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

«Древняя Русь». Дмитрий Емец. История, рассказанная ее участниками

Росмэн > Новости > Издательство > «Древняя Русь». Дмитрий Емец. История, рассказанная ее участниками

Историю России можно рассказывать так, что заслушаются все: и те, кто пока еще не слышал о славных князьях и их деяниях, и те, кто с легкостью может вспомнить родословную Рюриковичей и назвать годы их правления. История – наука строгая, в ней все основано на фактах и датах, на именах и событиях. Можно ли ожидать от исторической книги, адресованной детям младшего и среднего школьного возраста, живости и легкости? И, наоборот, можно ли от художественного текста, пусть и основанного на реальных событиях, ожидать научности и исторической последовательности?

В издательстве «РОСМЭН» вышла книга современного популярного детского писателя Дмитрия Емца «Древняя Русь». Старшее поколение наверняка помнит «книги для чтения по истории», которые в школах и кружках были вспомогательным материалом для уроков истории. В этих книгах популярным языком излагался исторический материал. И если книг, иллюстрирующих историю Древнего мира и европейских стран, написано достаточно, то изучая историю Древней Руси школьники до сих пор могли полагаться только на былины, классические тексты сказок Пушкина и, конечно же, энциклопедии. Книга Дмитрия Емца «Древняя Русь» призвана восполнить этот пробел. Она станет отличным дополнением к школьному курсу отечественной истории, поможет заинтересовать детей этим совсем не легким предметом.

При отборе материала автор не отступает от устоявшихся взглядов на историю. В выборе сюжетов он полагается на первоисточники, в том числе, на знаменитую «Повесть временных лет». Во время работы над книгой Дмитрия консультировали историки. Все это делает «Древнюю Русь» исторически достоверной. Вместе с этим Емцу удается увлечь читателей художественностью и эмоциональной окрашенностью рассказов. Ранняя история государства восточных славян описана Емцом с необычного ракурса. Читая эту книгу, эти небольшие рассказы-зарисовки, мы словно становимся непосредственными участниками и одновременно наблюдателями исторических событий. Вот девочка Весея сидит на берегу и плетет венок. Вот могучий кузнец Молчан Гиря с легкостью уходит из хазарского плена и гибнет от вражеской стрелы. Вот Аскольд и Дир идут войной на Царьград. Переживая за героев, читатели постепенно узнают о ключевых исторических событиях древнерусской истории: от призвания Рюрика до крещения Руси князем Владимиром.

Работа над книгой «Древняя Русь» стала новым опытом как для Дмитрия Емца, так и для издательства «РОСМЭН». И автор, и издательство впервые пробуют себя в жанре исторической художественной прозы для детей. Дмитрий увлекся работой над этой книгой и собирается продолжить тему, постепенно пройдя по всем этапам отечественной истории.

Вот что Дмитрий Емец говорит о том, почему он выбрал именно такой подход к повествованию:


Взгляд на историю имеет свой ракурс, причем ракурс определяет материал и отношение к материалу. Например, можно показывать войну с Наполеоном глазами находящегося над событиями историка: «Наполеон одна за другой бросал в бой свежие дивизии, но они разбивались о редут и откатывались назад». А можно показать ту же историю глазами ее непосредственного участника и очевидца: не маршала, не полководца, а, например, неприметного французского барабанщика, мальчишки пятнадцати лет, которого пугают выстрелы, который забивается где-то под колесо, потом ходит по улицам сожженной Москвы и которого потом при отступлении великой армии замерзающим подбирают казаки и из жалости отогревают. Такую историю уже не забудешь, потому что это история конкретного человека.


Книга великолепно проиллюстрирована заслуженным художником Российской Федерации Виктором Бритвиным.

«Древняя Русь. История в рассказах для школьников» читать онлайн книгу 📙 автора Дмитрия Емца на MyBook.ru

«Древняя Русь. История в рассказах для школьников» читать онлайн книгу 📙 автора Дмитрия Емца на MyBook.ru

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

    org/BreadcrumbList»>

  1. Главная
  2. Детская познавательная и развивающая литература
  3. ⭐️Дмитрий Емец
  4. 📚«Древняя Русь. История в рассказах для школьников»

Отсканируйте код для установки мобильного приложения MyBook

Недоступна

Стандарт

(6 оценок)

Дмитрий Емец

98 печатных страниц

2016 год

12+

Читать онлайн

Эта книга недоступна.

 Узнать, почему

О книге

Эта книга рассказывает о далеких временах Киевской Руси. О жизни девочки Весеи из племени полян, о судьбе проданного в рабство мальчика Бакуни, о мужественном кузнеце Молчане, жадном купце Паслее и многих-многих других. О том, как жили в старину знатные князья и обычные люди, как работали и отдыхали, путешествовали и воевали, как их трудами и заботами превращалась Киевская Русь в большое сильное государство.

Взяв за основу знаменитую летопись XII века «Повесть временных лет», известный писатель Дмитрий Емец в коротких, увлекательных новеллах пересказывает историю становления Русского государства.

читайте онлайн полную версию книги «Древняя Русь. История в рассказах для школьников» автора Дмитрий Емец на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Древняя Русь. История в рассказах для школьников» где угодно даже без интернета. 

Подробная информация

Дата написания: 1 января 2016Объем: 177251
Год издания: 2016
ISBN (EAN): 9785353078968

Детская познавательная и развивающая литература

рассказы для детей

древняя русь

история руси

киевская русь

Правообладатель

Росмэн

314 книг

Поделиться

Автор книги

Дмитрий Емец

264 книги

Другие книги автора

Таня Гроттер и Золотая Пиявка

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и магический контрабас

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и перстень с жемчужиной

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и молот Перуна

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и проклятие некромага

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и локон Афродиты

Дмитрий Емец

Другие аудиокниги автора

Маг Полуночи

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и трон Древнира

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и Золотая Пиявка

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и локон Афродиты

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и перстень с жемчужиной

Дмитрий Емец

Таня Гроттер и колодец Посейдона

Дмитрий Емец

Книги, похожие на «Древняя Русь.

История в рассказах …»

По жанру, теме или стилю автора

Пёс по имени Мани

Бодо Шефер

Волшебная книга динозавров. Путешествие в юрский период

Екатерина Ладатко

Я мышь

Сергей Лукьяненко

Секреты кошек. Как понять кошку и стать ей другом

Саша Рауш

Кира и секрет бублика

Бодо Шефер

Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям

Александр Никонов

Головоломки. Фокусы. Задачи. Игры. Развлечения

Яков Перельман

Как смотреть кино

Антон Долин

Моя первая книжка по географии. История кругосветного путешествия плюшевых игрушек по их квартире

Игорь Окунев

В гостях у динозавров. Путешествие в триасовый период

Екатерина Ладатко

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Забытая история Польши и Украины

Норман Дэвис

Украина была частью Польши дольше, чем внутри России – и это ключ к пониманию украинской государственности

Софийский собор, Киев (фото: iStock)

  • Размер текста

    • Небольшой

    • Середина

    • Большой

    Межстрочный интервал

    • Компактный

    • Обычный

    • Просторный

  • Комментарии

  • Делиться

    Поделиться

    Норман Дэвис

    Забытая история Польши и Украины

С начала войны в феврале огромное внимание уделяется историческим связям между Россией и Украиной, отчасти для того, чтобы опровергнуть грандиозные заявления Путина о том, что Киев принадлежит Москве. Но это внимание к России означает, что важная история Польши и Украины была фатально упущена из виду.

Украина была частью Польского государства дольше, чем внутри России – и это ключ к пониманию того, чем украинцы отличаются от русских. Другими словами, невозможно понять историю Украины, не изучив влияние как Польши, так и России.

Тысячу лет назад люди, которые сейчас называют себя «украинцами», еще не приняли этот термин. Вместо этого жители региона Украина — что означает «Край» или «Рубеж» — называли себя русинами или «русинами», а их страна, управляемая из древнего Киева, называлась «Киевская Русь». Эти русины были предками трех современных восточнославянских народов – белорусов на севере, украинцев на юге и московитов на востоке – и их русский язык дал начало сегодняшним белорусскому, украинскому и русскому языкам. Важно отметить, что в эпоху, когда еще не зародилось понятие «Россия», они не были русскими; и большинству из них пришлось долго и упорно сопротивляться господству возглавляемой Москвой России.

В какой-то момент им также пришлось противостоять растущей мощи Польши. В 1018 году польский король Болеслав Храбрый вторгся на Русь и, прежде чем отступить, ударил мечом о Золотые ворота Киева. Отныне этот меч, Щербец , веками украшавший все королевские коронации в Кракове.

К сожалению, в XV веке, спустя много времени после разрушения Киевской Руси монголами, растущий город-государство Москва принял религиозную идеологию, которая утверждала, что Москва была не только единственной законной наследницей Руси, но и «Третьей Рим» (преемник «Вечного города» в Италии и греческой Византии). В результате всем православным славянам было приказано подчиняться московскому царю и патриарху, поскольку все русины считались одним руководимым Москвой народом кровных братьев. К тому времени, когда Великое княжество Московское преобразовалось в 1721 году в Российскую империю под греческим титулом Россия , эта ретроспективная московская версия истории наряжала Киевскую Русь в Киевскую Русь и настаивала на том, что все русины навсегда останутся русскими, как это делает сейчас Путин. Анахронически русские присвоили себе всю историю и самобытность Украины, зачислив всех русинов Украины в разряд «малороссов». В ответ на это политически настроенные люди в Украине, возражающие против навязывания империалистических норм, стали брать на себя географическое наименование «украинцы».

Столь же прискорбно, что подавляющее большинство западных ученых опирались в этих вопросах на русские, а не на украинские или польские источники. Никто не может быть более русофилом, чем иностранцы, питающиеся настойчивой российской пропагандой.

На протяжении большей части веков между падением Киевской Руси и возникновением Российской империи украинские русины и поляки были не столько соседями, сколько обычными гражданами одного государства. В XIV веке, когда монгольская Орда распалась, оба славянских народа попали под власть династии Ягеллонов, возникшей в результате брака в 1386 г. -существующее двойное государство Польша-Литва, некогда крупнейшее в Европе. Западная часть двойственного государства, Польская Корона или Корона , был в основном населен поляками, в то время как восточная часть, Великое княжество, была заселена этническими литовцами, белорусскими русинами в центре и украинскими русинами на юге. Ягеллонские монархи, одновременно короли Польши и великие князья литовские, управляли своими обширными владениями из Кракова, в 520 милях от Киева. Их власть простиралась от границ Германии до пределов Московии и от Балтийского до Черного моря – «от моря до моря сияющего».

Польша и Литва в 15 веке

Эти долгие века польского правления неизбежно подвергали украинцев влиянию и опыту, которых никогда не было у русских

Самый популярный

Таня Голд

Sexy Fish: не столько ресторан, сколько музей лондонских богачей

После смерти последнего Ягеллона в 1572 году Польско-Литовское государство было преобразовано в конституционное Речь Посполитая или «Речи Посполитой», так называемая «Дворянская демократия» правила из Варшавы. В этой конфигурации вся Украина перешла в Царство Польское и, хотя русские постоянно откусывали от нее куски, большая часть оставалась в Польше до конца 1899 г.0087-й В. Город Киев, например, был взят Москвой в 1667 году, но остальная часть Киевского Пфальца оставалась в руках поляков до 1793 года. До этого последний король Польши имел резиденцию в замке Каниев/Канюв на Днепре. в центральной Украине, где он щедро принимал свою бывшую возлюбленную Екатерину Великую.

Эти долгие столетия польского правления неизбежно подвергли украинцев влиянию и опыту, которых никогда не было у русских. И этот формирующий опыт, к добру или к худу, дал украинцам заметно иное мировоззрение.

В политической сфере, например, сообщество независимо мыслящих казаков сформировалось на Среднем Днепре, чтобы бросить вызов верховенству польских помещиков. Укрепившись в своей Сечи или «островной крепости» на Днепровских порогах, они постоянно сражались как с царскими армиями, так и с набегами крымских татар. Со временем эта казачья община была разгромлена москвичами.

В социальной сфере дворянство Украины в значительной степени ополячилось – польский язык стал административным языком Речи Посполитой. В результате будущее украинской государственности в значительной степени ограничивалось низшими крестьянскими классами, которые до 1861 года в основном были неграмотными крепостными. Украинская нация, социально обезглавленная, по существу стала пролетарским предприятием.

Замок Вавель, Краков (фото: iStock)

В религиозной сфере православные русины традиционно подчинялись греческому Константинопольскому Патриарху. В шестнадцатом веке на них оказывали давление как польские иезуиты, чтобы они приняли католицизм, так и Москва, чтобы они приняли русское православие. Их реакции были разнообразны. В Западной Украине под влиянием поляков существенным элементом стали греко-католические униаты, сохранившие свои древние византийские обряды и признавшие римского папу патриархом.

Благодаря польским королям в Украину была завезена сильная еврейская община, выполняющая жизненно важные коммерческие и административные функции. Стереотипный украинский провинциальный городок или село представлял собой особняк польского помещика, к которому примыкал небольшой еврейский местечок и окружал море русинских крестьянских участков. Это привело к тому, что в глазах крестьян евреи часто рассматривались как враждебные союзники их подлых польских лордов. Во время страшной резни в Умани в 1768 году поляки и евреи были схвачены и заживо сожжены в своих церквях и синагогах.

В лингвистической сфере , местная речь заимствовала большое количество польской лексики и манер. Там, где русские говорят «да» Da , украинцы говорят Tak на польском языке вместе с массой других полонизмов. В более поздние времена, когда русский язык был введен в действие, а украинский русский был запрещен , , многие украинцы начали использовать разговорную смесь русского и украинского языков под названием суржик или «креольский».

В девятнадцатом веке, когда Речь Посполитая исчезла, украинцы и поляки стали серьезными соперниками. Оба развили национальные движения, защищая свои культуры, находящиеся под угрозой, и борясь за признание, территорию и, в конечном итоге, независимость. Украинцы часто обращались за руководством к более сильной польской модели, в то же время яростно выступая против притязаний Польши на такие провинции, как Волынь или Галиция. В 1918 году обе страны добились независимости только для того, чтобы столкнуться с русскими большевиками. Украинская республика пала под большевистским натиском в 1918-21, несмотря на краткий союз с поляками, в то время как Польская республика маршала Иосифа Пилсудского победила.

В последующий межвоенный период большинство украинцев оказались в СССР, где они подверглись ошеломляющему набору радикальных мер, включая послабления в отношении их языка, потерю земли в результате коллективизации, геноцидные притеснения во время Голодомора ( или «Террор-голод» 1932-33 гг.) и массовые убийства во время Большого террора. Украинское меньшинство в Польше вело проигранную войну в Галиции в 1918-19, не смогли установить равные культурные права и столкнулись с жестокой кампанией «умиротворения» в 1930-х годах. Они могли бы справедливо заявить, что являются меньшинством в Польше, с которым жестоко обращаются больше всего, но их печальная участь не может быть честно сравнима с крайними зверствами, совершаемыми Советами по другую сторону границы.

На восточном фронте во время Второй мировой войны и украинцы, и поляки попали под беспощадные паровые катки германского нацизма и сталинского коммунизма. В 1939-41 годах, когда Сталин был соучастником преступления Гитлера, оба народа пострадали от варварского распространения сталинских норм на Западную Украину с массовыми казнями, оптовыми депортациями и социальной инженерией.

В 1941-43 годах, когда все украинские и польские земли были оккупированы немецкими войсками, они стали сердцем «Кровавых земель», где ускорились массовые убийства всех видов. Евреи региона были уничтожены во время Холокоста – в тех самых местах, где веками находили убежище. Так или иначе погибло более 10 миллионов украинцев, что намного превышает потери среди гражданского населения России. А Польша потеряла больший процент своего населения, чем любое другое государство. Когда дело дошло до сотрудничества, одна единственная украинская дивизия, XV Ваффен-СС Galizien , состоявший из польских граждан, сотрудничал с немцами. Для сравнения, гораздо более крупная Русская освободительная армия генерала Власова, состоявшая в основном из русских, объединила свои силы с нацистской Германией.

В 1943-45 годах, когда победоносная сталинская Красная Армия продвигалась на запад, сталинский НКВД воссоздавал ужасы первых военных лет в тылу. К любому, кто не был активно просоветским, относились как к одноразовому врагу. Тем временем одна украинская подпольная группировка начала кампанию этнической чистки, в ходе которой было убито более ста тысяч поляков. В целом несколько миллионов поляков были изгнаны из своих домов. Мало кто верил, что происходит советское «освобождение». 19 январяВ 45-м году, когда Советы освободили выживших узников Освенцима, НКВД использовало близлежащий бывший нацистский концлагерь Майданек для подготовки пленников из Польской Армии Крайовой, союзников Великобритании, к захоронению.

В 1946-47 годах, когда война официально закончилась, польские коммунистические силы начали мстительную кампанию этнической чистки под названием «Операция Висла», очистив новую Польшу от всех украинцев.

В послевоенные десятилетия граница между Польской Народной Республикой и Украинской ССР была плотно закрыта, подобно железному занавесу. Украинцев и поляков насильно разлучили по мере того, как остывают страсти, угасают воспоминания и рождаются новые поколения.

В 1991 году 91% украинцев проголосовали за независимость и демократическое процветание, которые «Солидарность» уже завоевала для соседней Польши. Но избавиться от наследия советской коррупции, экономических потрясений, власти олигархов и хватки бывших коммунистов, пророссийских боссов, таких как президент Виктор Янукович, было трудно. Пока Россия боролась со своим собственным постсоветским хаосом, Путин был достаточно счастлив, наблюдая, как Украина бессильно кипит. Нужны были две «революции» — «оранжевая революция» 2005 года и «революция достоинства» 2014 года, — чтобы Украина вырвалась на свободу и взяла свой курс. Российские сепаратисты устроили акции протеста в Крыму в день бегства Януковича. Путинские «зеленые человечки» появились через три дня.

Теперь, благодаря путинской войне, отношения Украины с Польшей значительно улучшились. Поляки инстинктивно чувствуют, что украинцы страдают от той же жестокости, с которой они неоднократно сталкивались из России.

Этот исторический поворот событий примечателен, учитывая ту горечь, которая ранее была характерна для украинско-польских отношений. В прошлом Россия была главным бенефициаром их разногласий. Наконец, кажется, что злополучное путинское вторжение объединяет эти две давно разделенные нации.

Автор:

Норман Дэвис

Норман Дэвис — почетный профессор Университетского колледжа Лондона, почетный член Колледжа Святого Антония в Оксфорде и автор нескольких книг по истории Польши и Европы.

  • Комментарии

  • Делиться

    Поделиться

    Норман Дэвис

    Забытая история Польши и Украины

Комментарии

Не пропустите

Присоединяйтесь к беседе с другими читателями Spectator. Подпишитесь, чтобы оставить комментарий.

ПОДПИСЫВАТЬСЯ

Уже являетесь подписчиком?

В течение 40 лет эта российская семья была отрезана от всех человеческих контактов, не подозревая о Второй мировой войне | История

Сибирская тайга в Абаканском районе. Шестеро членов семьи Лыковых прожили в этой отдаленной глуши более 40 лет — совершенно изолированно и более чем в 150 милях от ближайшего человеческого поселения.
Викисклад

Сибирское лето длится недолго. Снег держится до мая, а холод снова возвращается в сентябре, замораживая тайгу в натюрморт, ужасающий своей запустением: бесконечные мили разрозненных сосновых и березовых лесов, усеянных спящими медведями и голодными волками; горы с крутыми склонами; реки с бурной водой, струящиеся потоками по долинам; сто тысяч ледяных болот. Этот лес — последний и величайший из пустынь Земли. Он простирается от самой дальней оконечности арктических регионов России на юг до Монголии и на восток от Урала до Тихого океана: пять миллионов квадратных миль пустоты с населением, не считая горстки городов, которое составляет всего несколько тысяч человек. .

Но когда наступают теплые дни, тайга расцветает, и на несколько коротких месяцев она может казаться почти гостеприимной. Именно тогда человек может яснее всего заглянуть в этот скрытый мир — не с суши, ибо тайга может поглотить целые армии исследователей, а с воздуха. Сибирь является источником большей части нефти и полезных ископаемых России, и с годами даже самые отдаленные ее районы были наводнены нефтеразведчиками и геодезистами, направлявшимися в глухие лагеря, где ведется работа по извлечению богатств.

Карп Лыков и его дочь Агафья в одежде, подаренной советскими геологами вскоре после того, как их семья была заново открыта.

Так это было на далеком юге леса летом 1978 года. Вертолет, посланный в поисках безопасного места для посадки группы геологов, скользил по опушке леса примерно в сотне миль от монгольской границы, когда упал в густой лесистая долина безымянного притока Абакана, бурлящая лента воды, несущаяся по опасной местности. Стены долины были узкими, местами почти вертикальными, а тощие сосны и березы, качавшиеся в нисходящем потоке винтов, стояли так густо, что не было никакой возможности найти место, где можно было бы приземлиться. Но, пристально вглядываясь в лобовое стекло в поисках места посадки, летчик увидел то, чего там быть не должно. Это была поляна на высоте 6000 футов над склоном горы, зажатая между соснами и лиственницами и изрытая чем-то вроде длинных темных борозд. Сбитый с толку экипаж вертолета сделал несколько пролетов, прежде чем с неохотой пришел к выводу, что это свидетельство человеческого жилья — сад, который, судя по размеру и форме поляны, должен был существовать там долгое время.

Это было поразительное открытие. Гора находилась более чем в 150 милях от ближайшего поселения, в месте, которое никогда не исследовалось. У советских властей не было записей о ком-либо, проживающем в этом районе.

Лыковы жили в этой собственноручно построенной бревенчатой ​​избе, освещенной единственным окном «размером с карман рюкзака» и отапливаемой дымящейся дровяной печкой.

Четырем ученым, отправленным в округ на разведку железной руды, сообщили о наблюдении летчиков, и это их озадачило и обеспокоило. «Менее опасно, — отмечает об этой части тайги писатель Василий Песков, — на дикого зверя наткнуться, чем на чужого», и вместо того, чтобы ждать на своей временной базе, в 10 верстах, ученые решили провести расследование. Во главе с геологом по имени Галина Письменская они «выбрали хороший день и положили подарки в наши рюкзаки для наших будущих друзей» — хотя, на всякий случай, вспоминает она, «я проверила пистолет, который висел у меня на боку».

Когда злоумышленники карабкались в гору, направляясь к месту, указанному их пилотами, они начали натыкаться на следы человеческой деятельности: неровная тропа, посох, бревно, перекинутое через ручей, и, наконец, небольшой сарай, заполненный берестяные емкости из-под нарезанного сушеного картофеля. Потом, сказала Письменская,

у ручья было жилище. Почерневшая от времени и дождя изба была со всех сторон завалена таежным хламом — корой, жердями, досками. Если бы не окно размером с карман моего рюкзака, трудно было бы поверить, что там живут люди. Но они это сделали, не сомневайтесь. … Наш приезд был замечен, как мы могли видеть.

Низкая дверь скрипнула, и прямо из сказки на свет дня появилась фигура очень старого человека. Босиком. В залатанной и перелатанной рубашке из мешковины. На нем были брюки из того же материала, тоже с заплатками, и борода нечесана. Его волосы были растрепаны. Он выглядел испуганным и был очень внимателен. … Нам нужно было что-то сказать, поэтому я начал: «Здравствуй, дедушка! Мы пришли в гости!»

Старик ответил не сразу. … Наконец мы услышали тихий, неуверенный голос: «Ну, раз уж ты зашел так далеко, можешь войти».

Зрелище, представшее геологам, когда они вошли в хижину, напоминало средневековье. Построенное на скорую руку из любых подручных материалов, жилище представляло собой не более чем нору — «низкую, почерневшую от копоти бревенчатую конуру, холодную, как погреб», с полом из картофельной кожуры и скорлупы кедровых орешков. . Оглядевшись в тусклом свете, посетители увидели, что он состоит из единственной комнаты. Он был тесным, затхлым и неописуемо грязным, подпертым провисшими балками — и, что удивительно, домом для семьи из пяти человек:

Тишина вдруг была нарушена рыданиями и причитаниями. Только тогда мы увидели силуэты двух женщин. Один был в истерике, молился: «Это за наши грехи, наши грехи». Другой, держась за столб… медленно опустился на пол. Свет из маленького окошка падал на ее широко распахнутые, испуганные глаза, и мы поняли, что должны убраться оттуда как можно быстрее.

Агафья Лыкова (слева) с сестрой Натальей.

Во главе с Письменской ученые поспешно выскочили из хижины и отступили на место в нескольких метрах, где достали провизию и принялись за еду. Примерно через полчаса дверь каюты со скрипом отворилась, и вышли старик с двумя дочерьми уже не истеричными, а хотя и явно напуганными, но «откровенно любопытными». Три странные фигуры осторожно приблизились и сели со своими посетителями, отвергая все, что им предлагали — варенье, чай, хлеб — с бормотанием: «Нам это не позволено!» Когда Писменская спросила: «Вы когда-нибудь ели хлеб?» старик ответил: «У меня есть. Но нет. Они никогда его не видели». По крайней мере, он был внятным. Дочери говорили на языке, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры разговаривали друг с другом, это звучало как медленное, размытое воркование».

Постепенно, в течение нескольких посещений, выяснилась полная история семьи. Старика звали Карп Лыков, и он был старообрядцем — членом фундаменталистской русской православной секты, поклонявшейся в стиле, неизменном с 17 века. Гонения на старообрядцев были со времен Петра Великого, и Лыков говорил об этом так, как будто это было только вчера; для него Петр был личным врагом и «антихристом в человеческом обличии» — он настаивал на том, что это было убедительно доказано кампанией царя , направленной на модернизацию России путем насильственного «отсечения христианам бород». Но эта многовековая ненависть смешалась с недавними обидами; Карп был склонен тут же жаловаться на купца, который отказался подарить 26 пудов  картошки староверам где-то в 1900 году.

С приходом к власти большевиков-атеистов положение семьи Лыковых стало только хуже. При советской власти изолированные старообрядческие общины, бежавшие в Сибирь, спасаясь от преследований, стали все дальше отдаляться от цивилизации. Во время чисток 1930-х годов, когда само христианство подвергалось нападкам, коммунистический патруль застрелил брата Лыкова на окраине их села, когда Лыков стоял на коленях, работая рядом с ним. В ответ он подхватил свою семью и бросился в лес.

Попытки Петра Великого модернизировать Россию начала 18 века нашли свое отражение в кампании по прекращению ношения бороды. Волосы на лице облагались налогом, а неплательщиков в обязательном порядке брили — анафема Карпу Лыкову и старообрядцам.

Это было в 1936 году, и Лыковых тогда было всего четверо — Карп; его жена Акулина; сын по имени Савин, 9 лет, и Наталья, дочь, которой было всего 2 года. Взяв свои вещи и немного семян, они ушли все глубже в тайгу, строя себе ряд грубых жилищ, пока, наконец, не принесли в этом пустынном месте. В дикой природе родились еще двое детей — Дмитрий в 19 лет.40 и Агафье в 1943 году, и ни один из младших детей Лыковых никогда не видел человека, который не был бы членом их семьи. Все, что Агафья и Дмитрий знали о внешнем мире, они узнали исключительно из рассказов своих родителей. По словам российского журналиста Василия Пескова, главным развлечением семьи было «рассказывать каждому свои сны».

Дети Лыковых знали, что существуют места, называемые городами, где люди живут, теснясь в высоких зданиях. Они слышали, что есть и другие страны, кроме России. Но такие понятия были для них не более чем абстракциями. Их единственным предметом чтения были молитвенники и древняя семейная Библия. Акулина использовала Евангелия, чтобы научить своих детей читать и писать, используя заостренные березовые палочки, смоченные в соке жимолости, в качестве пера и чернил. Когда Агафье показали изображение лошади, она узнала ее по библейским рассказам своей матери. — Смотри, папа, — воскликнула она. «Конь!»

Но если изоляцию семьи было трудно осознать, то неприкрытую суровость их жизни — нет. Добираться до усадьбы Лыковых пешком было удивительно тяжело, даже на лодке по Абакану. В свой первый визит к Лыковым Песков, назначивший себя главным летописцем семьи, отметил, что «мы прошли 250 километров, не увидев ни одного человеческого жилища!»

Изоляция сделала выживание в пустыне почти невозможным. Зависимые исключительно от собственных ресурсов, Лыковы изо всех сил пытались заменить то немногое, что они привезли с собой в тайгу. Вместо обуви они делали галоши из бересты. Одежду латали и латали, пока она не разваливалась, а затем заменяли тканью из конопли, выращенной из семян.

Лыковы везли с собой в тайгу грубую прялку и, что невероятно, детали ткацкого станка — перетаскивание их с места на место по мере их постепенного продвижения вглубь дикой природы должно было потребовать многих долгих и трудных переходов — но они не было технологии замены металла. Пара чайников исправно служила им много лет, но когда ржавчина, наконец, победила их, единственная замена, которую они смогли сделать, была сделана из бересты. Поскольку их нельзя было поместить в огонь, готовить стало гораздо труднее. К тому времени, когда Лыковых обнаружили, их основным продуктом питания были картофельные котлеты, смешанные с молотой рожью и семенами конопли.

В чем-то, поясняет Песков, тайга давала некоторое изобилие: «Рядом с жилищем протекал чистый холодный ручей. Насаждения из лиственницы, ели, сосны и березы давали все, что можно было взять… Черника и малина были под рукой, дрова тоже, а кедровые орешки падали прямо на крышу».

А Лыковы постоянно жили на грани голода. Только в конце 1950-х годов, когда Дмитрий достиг зрелости, они впервые отловили животных ради мяса и шкур. Не имея ружей и даже луков, они могли охотиться, только роя капканы или преследуя добычу по горам, пока животные не падали от изнеможения. Дмитрий развил удивительную выносливость и мог зимой охотиться босиком, иногда возвращаясь в хижину через несколько дней, переночевав под открытым небом в 40-градусный мороз, с молодым лосем на плечах. Однако чаще всего мяса не было, и их рацион постепенно становился все более однообразным. Дикие звери уничтожили их урожай моркови, и Агафья вспомнила конец 19 века.50-е годы как «голодные годы». «Мы ели лист рябины», — сказала она,

.

корни, трава, грибы, картофельная ботва и кора. Мы все время были голодны. Каждый год мы собирались на совет, чтобы решить, все ли съесть или оставить на семена.

Голод был постоянной опасностью в этих обстоятельствах, и в 1961 году в июне выпал снег. Сильный мороз убил все, что росло в их саду, и к весне семья была вынуждена есть обувь и кору. Акулина предпочла накормить своих детей и в том же году умерла от голода. Остальных членов семьи спасло то, что они считали чудом: единственное зернышко ржи проросло на горошине. Лыковы обнесли охотничье хозяйство забором и день и ночь охраняли его от мышей и белок. Во время уборки одиночный колос давал 18 зерен, из которых они кропотливо восстанавливали урожай ржи.

Дмитрий (слева) и Савин сибирским летом.

Познакомившись с семьей Лыковых, советские геологи поняли, что недооценили их способности и интеллект. У каждого члена семьи была особая личность; Старый Карп обычно был в восторге от последних нововведений, привезенных учеными из своего лагеря, и, хотя он упорно отказывался верить, что нога человека ступила на Луну, быстро приспособился к идее спутников. Лыковы заметили их еще в 1950-х годов, когда «звезды стали быстро ходить по небу», и сам Карп придумал теорию, объясняющую это: «Люди что-то придумали и посылают огни, очень похожие на звезды».

«Больше всего его поразил, — записал Песков, — прозрачный целлофановый пакет. «Господи, что они выдумали — стекло, да оно комкается!» И Карп угрюмо держался за свой статус главы семьи, хотя ему было далеко за 80. Его старший сын, Савин, справился с этим, провозгласив себя непреклонным арбитром семьи в вопросах религии. «Он был сильным в вере, но суровым человеком», — сказал о нем его собственный отец, и Карп, кажется, беспокоился о том, что будет с его семьей после его смерти, если Савин возьмет на себя управление. Конечно, старший сын не встретил бы особого сопротивления со стороны Натальи, которая всегда изо всех сил пыталась заменить свою мать в качестве кухарки, швеи и няни.

Двое младших детей, напротив, были более открытыми для перемен и инноваций. «Фанатизма в Агафье не было особо заметно», — сказал Песков и со временем понял, что младшая из Лыковых обладает чувством иронии и может подшучивать над собой. Необычная речь Агафьи — у нее был певучий голос и простые слова растягивались в многосложные — убеждала некоторых посетителей в ее тугодумии; на самом деле она была заметно умна и взяла на себя трудную задачу в семье, не имевшей календарей, следить за временем. Она также не думала о тяжелой работе, копая вручную новый погреб поздней осенью и работая при лунном свете, когда солнце садилось. На вопрос изумленного Пескова, не страшно ли ей оставаться одной в глуши с наступлением темноты, она ответила: «Что здесь может меня обидеть?»

Российская пресс-фотография Карпа Лыкова (второй слева) с Дмитрием и Агафьей в сопровождении советского геолога.

Но из всех Лыковых любимчиком геологов был Дмитрий, непревзойденный турист, знающий все таежные настроения. Он был самым любопытным и, возможно, самым дальновидным членом семьи. Это он построил семейную печь и все берестяные ведра, в которых они хранили продукты. Кроме того, Дмитрий целыми днями рубил и строгал каждое бревно, срубленное Лыковыми. Возможно, неудивительно, что он также больше всех восхищался технологиями ученых. Когда отношения улучшились до такой степени, что Лыковых удалось убедить посетить советский лагерь ниже по течению, он провел много счастливых часов на маленькой лесопилке, поражаясь тому, как легко циркулярная пила и токарные станки могут обрабатывать дерево. «Нетрудно догадаться», — написал Песков. «Бревно, которое Дмитрий строгал день-два, на глазах превращалось в красавцев, ровные доски. Дмитрий потрогал доски ладонью и сказал: «Хорошо!»

Карп Лыков вел долгую и безнадежную борьбу с самим собой, чтобы сдержать всю эту современность. Когда они впервые познакомились с геологами, семья приняла только один подарок — соль. (Жить без него в течение четырех десятилетий, по словам Карпа, было «настоящей пыткой».) Однако со временем они начали принимать больше. Они приветствовали помощь своего близкого друга среди геологов — бурильщика по имени Ерофей Седов, который проводил большую часть своего свободного времени, помогая им сажать и собирать урожай. Они взяли ножи, вилки, ручки, зерно и, в конце концов, даже ручку, бумагу и электрический фонарик. Большинство этих нововведений признавались лишь неохотно, но грех телевидения, с которым они столкнулись в лагере геологов,

оказался для них неотразимым. … Во время своих редких появлений они неизменно садились и смотрели. Карп сидел прямо перед экраном. Агафья смотрела, высунув голову из-за двери. Она старалась тотчас отмолить свой проступок — шепотом, крестясь. … После этого старик помолился усердно и одним махом.

Усадьба Лыковых, вид с советского самолета-разведчика, 1980 год.

Пожалуй, самым печальным аспектом странной истории Лыковых была скорость, с которой семья пришла в упадок после восстановления связи с внешним миром. Осенью 1981, трое из четверых детей последовали за матерью в могилу с разницей в несколько дней. По словам Пескова, их смерть не стала, как можно было бы ожидать, результатом воздействия болезней, к которым у них не было иммунитета. И Савин, и Наталья страдали от почечной недостаточности, скорее всего, из-за жесткой диеты. Но Дмитрий умер от пневмонии, которая могла начаться как инфекция, которую он подхватил от своих новых друзей.

Его смерть потрясла геологов, которые отчаянно пытались его спасти. Они предложили вызвать вертолет и эвакуировать его в больницу. Но Дмитрий в крайнем случае не отказался бы ни от своей семьи, ни от религии, которую исповедовал всю свою жизнь. «Нам это не позволено», — прошептал он перед смертью. «Человек живет тем, что даст Бог».

Могилы Лыковых. Сегодня из семьи из шести человек в живых осталась только Агафья, живущая одна в тайге.

Когда все трое Лыковых были похоронены, геологи пытались уговорить Карпа и Агафью уйти из леса и вернуться к родственникам, пережившим гонения чисточных лет и оставшимся жить в тех же старых деревнях. Но ни один из выживших не хотел об этом слышать. Они перестроили свою старую хижину, но остались недалеко от своего старого дома.

Карп Лыков умер во сне 16 февраля 1988 года, через 27 лет после своей жены Акулины. Агафья похоронила его на горных склонах с помощью геологов, затем повернулась и направилась обратно к себе домой. Господь усмотрит, и она останется, сказала она, как она и сделала. Четверть века спустя, ей самой уже за семьдесят, эта дитя тайги живет одна, высоко над Абаканом.

Она не уйдет. Но мы должны оставить ее, увиденную глазами Ерофея в день похорон ее отца:

Я оглянулся, чтобы помахать Агафье. Она стояла у излома реки, как статуя. Она не плакала. Она кивнула: «Давай, давай». Мы прошли еще километр, и я оглянулся. Она все еще стояла там.

Источники

Анон. «Как жить предметно в наше время». Странники , 20 февраля 2009 г., дата обращения 2 августа 2011 г .; Георг Б. Михелс. В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России семнадцатого века. Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета, 1995; Изабель Колгейт. Пеликан в пустыне: отшельники, одиночки и отшельники . Нью-Йорк: HarperCollins, 2002; «От тайги до Кремля: дары отшельника Медведеву», rt.com, 24 февраля 2010 г., по состоянию на 2 августа 2011 г.; Г. Крамор, «В таежном тупике». Сувениград, б-й, дата обращения 5 августа 2011 г.; Ирина Паерт. Староверы , Религиозное инакомыслие и гендер в России, 1760-1850 гг. Манчестер: МУП, 2003 ; В асилы Пескова . Затерянные в тайге: пятидесятилетняя борьба одной русской семьи за выживание и религиозную свободу в сибирской глуши.  Нью-Йорк: Doubleday, 1992.

Документальный фильм о Лыковых (на русском языке), в котором кое-что показано об изоляции и условиях жизни семьи, можно посмотреть здесь.

Затерянные в тайге

Русский журналист приводит навязчивый рассказ о Лыковых, семье старообрядцев или членов фундаменталистской секты, которые в 1932 году отправились жить в глубины сибирской тайги и прожили там более пятидесяти лет.