Древняя русь киевская русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Немецкий историк об эксклюзивном праве на Киевскую Русь – DW – 03.06.2017

Фото: Hans Jörg Michel/Salzburger Festspiele

Культура

Дарья Брянцева

3 июня 2017 г.

В интервью DW известный немецкий историк рассуждает об «изобретении традиций» на постсоветском пространстве, о Киевской Руси и ее правопреемниках.

https://p.dw.com/p/2e1yF

Реклама

Поводом для беседы с доктором исторических наук, профессором Франком Гольчевским (Prof. Dr. Frank Golczewski) стали споры вокруг Анны Ярославны — киевской княжны, ставшей королевой Франции в XI веке.

Франк ГольчевскийФото: by-sa/Christian Ganzer

DW: Кто прав, а кто не прав в данном споре — скорее политическом, нежели историческом?

Франк Гольчевский: Мы здесь имеем дело с феноменом, который британский историк Эрик Хобсбаум назвал «изобретением традиций». Национальные государства стараются, так сказать, «пустить корни» в далекой истории. Россия и Украина априори совершают ошибку, выискивая «традиции» в том историческом периоде, когда ни о России, ни об Украине и речи быть не могло. Киевская Русь много-много лет спустя стала опорой для становления как России, так и Украины. Львовский историк Михаил Грушевский, считавший, что Россия никакого отношения к Киевской Руси не имела, был не прав, потому что российская государственность базировалась на традициях, восходивших к Киевской Руси. А Россия не права, когда присваивает себе право быть единственной правопреемницей Киевской Руси.

— Были ли аналогичные случаи в истории других европейских государств?

— Возьмите, например, Карла Великого. Он не был ни немцем, ни французом. Он был франком! Мы сегодня оперируем иными определениями, понятиями, названиями. Анна Ярославна не была ни украинкой, ни русской, как и Киев не был тогда ни украинской, ни российской столицей. И Россия, и Украина имеют право причислять Анну Киевскую к своей национальной истории, но скажем так: эксклюзивного права на нее нет ни у одной из сторон. История Киевской Руси — эта та история, на которую могут ссылаться и опираться как Украина, так и Россия. Это их общая традиция.

— А как быть с недавней общей историей, с советским периодом?

— Украина в данный момент переживает период декоммунизации — с уничтожением памятников, с переименованиями… Имеет место желание полностью отмежеваться от советского прошлого, считающегося российским, русским. Но ведь совместная история бывших советских республик, то есть не только России и Украины, началась не в XX веке, а гораздо раньше. В данном случае мы фактически имеем дело с «сотворением» истории Украины, так сказать, с белого листа, отдельной от истории других стран. На мой взгляд, этот путь ошибочен. Потому что делается вид, будто история Советского Союза никакого отношения к истории Украины не имела. Но это не так. Украина оказывала не меньшее влияние на то, что происходило в СССР, чем Россия. Страной руководили не только русские. Сталин, к примеру, был грузином, а Хрущев и Брежнев приехали в Москву с Украины. Это была многонациональная империя.

При «сотворении» собственной национальной истории довольно сложно избавиться от общей истории многонационального государства, после распада которого возникло несколько независимых стран. Исключение собственной истории из некоего общего исторического контекста неизбежно приводит к враждебности по отношению к другим странам, к возникновению новых конфликтных ситуаций и к фальсификации исторических фактов.

Смотрите также:

Художник Алеша проехал по всей Украине, чтобы увидеть, что стало с памятниками Ленину, которые было предписано снести. Осколки статуй он фотографировал с ярко-малиновыми объектами, сделанными им из краски и силикона. (27.11.2015)

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Отто фон БисмаркДекоммунизацияОсновной закон ФРГХрамы в ГерманииВилли БрандтПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Киевская Русь при Владимире 6 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема: Древняя Русь

Урок: Киевская Русь при Владимире. Принятие христианства: причины и проблемы

1. Введение

После гибели Святослава на территории Киевской Руси возникло, по сути, три независимых княжения в землях полян, древлян и ильменских славян, во главе которых встали его сыновья Ярополк, Олег и Владимир. При этом формально великим Киевским князем стал старший из братьев Ярополк (972–980 гг.).

Рис. 1. Владимир, Борис и Глеб (Источник)

В 977 г. при прямом подстрекательстве влиятельного киевского воеводы Свенельда между Ярополком и Олегом возник военный конфликт, который закончился гибелью юного древлянского князя, погибшего под копытами коней своих дружинников, в беспорядке отступавших с поля брани. Новгородский князь Владимир, узнав о произошедшей трагедии, бежал из города, который заняли посадники Ярополка. Но в 978 г. Владимир с наемной варяжской дружиной вернул себе новгородский стол и пошел войной на старшего брата, которая завершилась его победой и гибелью Ярополка.

Восстановив единство Киевской Руси и став великим Киевским князем, Владимир (980–1015 гг.) приступил к расширению границ своего государства. В 981–983 гг. он провел удачную «пограничную войну» с польским королем Мешко I, в результате которой в состав Руси вошли земли волынян, белых хорватов и ятвягов.

Рис. 2. Мешко I (Источник)

В 982 г. он совершил удачный поход против печенегов и начал строительство грандиозной оборонительной линии на южных рубежах Руси по рекам Стугне, Суле и Десне. И наконец, в 984–985 гг. Владимирсовершил удачные походы в земли вятичей, радимичей и соседней Волжской Болгарии, в результате которых племенные княжения вятичей и радимичей окончательно вошли в состав Киевской Руси, а Волжская Болгария потерпела крупное поражение.

Рис. 3. Походы Владимира (Источник)

Одержав блестящие военные победы, Владимир озаботился проблемой идейного единства русских земель и в 980/983 гг. попытался провести языческую религиозную реформу по варяжскому образцу. Он собирался создать для всех восточнославянских племен, входивших в состав Руси, единый пантеон языческих богов во главе с богом войны Перуном. Однако эта «варяжская» языческая реформа, в основе которой лежал культ человеческих жертвоприношений, была отвергнута нашими предками.

Рис. 4. Серебряник Владимира (Источник)

В 986–987 гг., приняв участие в военном конфликте между византийскими императорами Василием II и Константином VII и наместником Крыма Вардой Склиром, князь Владимир инициировал проведение новой религиозной реформы, в основу которой было положено христианское вероучение.

При изучении истории крещения Руси историки до сих пор спорят по двум ключевым проблемам:

1) когда в действительности произошло это событие;

2) какой вариант христианства был взят за основу при официальном крещении Руси.

По первой проблеме существуют две основных точки зрения:

1) одни авторы (В. Кожинов) утверждают, что Древняя Русь была крещена в 867 г. при константинопольском патриархе Фотии;

2) Другие авторы (Е. Голубинский, А. Кузьмин, О. Рапов, С. Перевезенцев) утверждают, что официальное крещение Руси состоялось между 986–991 гг. При этом Русская православная церковь официальной датой крещения Руси считает 988 г.

По второй проблеме разногласия носят более существенный характер. Одни авторы (Е. Голубинский, В. Василевский) поддерживают в этом споре официальную церковь и утверждают, что Русь изначально восприняла византийский вариант православия. Другие историки (М. Приселков, А. Пресняков) полагают, что Древняя Русь была крещена по болгарскому обряду, распространенному в Орхидском архиепископстве. Третьи авторы (Н. Никольский, А. Кузьмин) ищут истоки русского православия на территории Великой Моравии, где были сильны традиции арианства, и основанная на этих традициях раннего христианского вероучения кирилло-мефодьевская традиция.

Как бы то ни было, но, на наш взгляд, ближе всего к истине те историки (А. Кузьмин, С. Перевезенцев), которые считают, что в Киеве и других городах Древней Руси сосуществовало несколько христианских общин, исповедовавших разные христианские вероучения, и не одна из этих общин не имела официального статуса.

Рис. 5. Крещение киевлян (Источник)

Затем, по мере укрепления великокняжеской власти, при Ярославе Мудром на Руси восторжествовал византийский вариант православия, поскольку именно при нем в 1036/1037 г. на Русь прибыл первый русский митрополит Феопемт, назначенный константинопольским патриархом Алексеем Студитом.

В ближайшей перспективе принятие христианства способствовало:

1) этнической консолидации восточнославянских племен и возникновению единой древнерусской народности;

2) формированию единого культурного пространства Древней Руси;

3) усилению великокняжеской власти и ликвидации местных, независимых от Киева княжений, престолы которых заняли удельные князья из числа сыновей-наместников великого князя;

4) усилению социальной дифференциации древнерусского общества и формированию единого политического класса Древней Руси;

5) возникновению и развитию феодальной земельной собственности, поскольку именно тогда наряду с княжеским домениальным хозяйством происходит становление и укрепление церковного, монастырского и боярского вотчинного землевладения.

 

Список рекомендованной литературы по теме «Киевская Русь при Владимире»:

1. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1911

2. Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997

3. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991

4. Кожинов В. В. История Руси и русского слова. М., 1997

5. Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси, М., 2012

6. Приселков М. Д. Очерки церковно-политической истории Древней Руси. СПб., 1913

7. Рапов О. М. Русская церковь IX — первой трети XII в. М., 1998

8. Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. 63 злотых (Источник).

2. Крещение Руси  (Источник).

3. Крещение Руси (Источник).

Древнерусские храмы — описание, много фото, маршруты

Древнерусские храмы расположены на европейской территории России. В русской архитектуре этот период называют «домонгольским». Русская православная церковь переняла византийские обряды богослужения, поэтому храмы строились по византийским канонам. Они имели крестово-купольное строение.

На территории России и Украины (бывшей Киевской Руси) сохранилось более 50 древнерусских храмов домонгольской эпохи, но значительная их часть восстановлена ​​в более поздние времена. Они утратили свою аутентичность домонгольского периода. Вторжение монгольской армии хана Батыя в русские земли произошло в 1237 г.

В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы можете прочитать о древних русских храмах в России, сохранивших свою аутентичность и культурную ценность.

1.    Церковь Иоанна Предтечи, г. Керчь – 10 век
2.   Софийский собор, г.Новгород – 1045
3.   Николаевский собор, г. Новгород – 1113
4.    Собор Рождества Богородицы, г. Новгород – 1117
5.    Свято-Георгиевский собор, г. Новгород – 1119
6.    Иоанно-Предтеченский собор, г. Псков – 1137
7. Церковь Петра и Павла, г. Смоленск – 1146
8. Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152
9. Спасо-Преображенский собор, г. Псков – 1156
Собор, Владимир — 1186
12. Дмитриевский собор, Владимир — 1194
13. Церковь Спаса на Нередице, Новгород — 1198

Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом храме и посмотреть большое количество фото

Церковь Иоанна Предтечи, Керчь — 10 век

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи построена в 10 веке византийскими строителями, при этом фундамент и часть стен сохранились от христианской церкви 6 века. В Киеве и Новгороде, а также других городах Киевской Руси до наших дней сохранились церкви XI века. Таким образом, церковь Иоанна Предтечи в Керчи можно назвать древнейшей христианской церковью России.

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – старейшая церковь России, построенная в 10 веке

Колонны и своды X века в церкви Иоанна Предтечи в Керчи — древнейшей церкви России

От этой древней церкви сохранились фундамент, фрагменты наружных алтарных стен и колонн. Сейчас их можно увидеть в церкви Иоанна Крестителя. В 10 веке церковь была частично разрушена при штурме города дружиной князя Мстислава Владимировича, но ее тут же начали восстанавливать. В ходе реконструкции 10 века византийские строители в точности воссоздали архитектуру и интерьер древней церкви 6 века. Сохранилась и особая кирпичная кладка из цоколя, которой пользовались мастера VI века.

Софийский собор, Новгород – 1045

Софийский собор, или просто Софийский собор в Великом Новгороде, древнейший каменный храм на Руси, заложен в 1045 году Ярославом Мудрым после мода Софийского собора в Киеве. Церкви северной Руси отличаются от тех, что строились в южных землях.

Софийский собор (1045 г.) в Великом Новгороде – древнейший храм России

Фасад Софийского собора в Новгородском кремле

Северные церкви представляют собой невысокие здания с толстыми стенами и узкими окнами. Это объясняется суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние зодчие спроектировали монументальную церковь, достигающую высоты 38 метров.

Свято-Николаевский собор, Новгород – 1113

Свято-Николаевский собор находится в центре Ярославского Дворища. Однако собор имеет очень большую культурную ценность, поэтому его нужно рассматривать не как часть Дворища, а как отдельную достопримечательность Великого Новгорода.

Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году

Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году

Никольский собор построен в 1113 году. Собор был заложен князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Никольский собор был главным храмом княжеской стороны Новгорода, а также центром вечей. Именно здесь располагалась резиденция новгородских князей. Резиденцию заложил Ярослав Мудрый.

Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117

Антониев монастырь (Свято-Антониев монастырь) стоит на правом берегу Волхова. Монастырь был основан в 1106 году преподобным Антонием Римляниным (Антоний Римлянин). Сохранилась старинная Рождественская церковь, построенная основателем монастыря. Об Антонии Римлянине сложено много легенд.

Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода

Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода

Главный храм монастыря, собор Рождества Богородицы, заложен в 1117 году и освящен в 1119 году. Рождественский собор — третье по возрасту каменное сооружение Новгорода. Рождественский собор часто сжигали и перестраивали, но кое-где еще сохранились фрески 12 века.

Георгиевский собор, Новгород – 1119

Георгиевский собор Георгиевского монастыря основан в 1119 году. Это один из древнейших православных храмов России. В те годы большинство храмов в Новгороде и Пскове были невысокими, но Георгиевский собор поражает своими масштабами и величием.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре основан в 1119 году, является одним из древнейших храмов России

Высота Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Новгорода достигает 32 метров

Георгиевский собор был заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Строительство храма длилось 11 лет. В 1130 году собор был освящен в честь святого Георгия. После завершения строительства все стены собора были расписаны фресками в 12 веке.

Иоанно-Предтеченский собор, Псков – 1137

Иоанно-Предтеченский собор, один из древнейших псковских храмов, находится как раз напротив Варлаамовой башни на противоположном берегу реки Великой. . Раньше это был главный храм Иоанно-Предтеченского монастыря.

Собор Рождества Иоанна Предтечи построен в 1243 году. Это один из древнейших храмов Пскова

Собор Рождества Иоанна Предтечи построен новгородскими мастерами и внешне похож на Софийский собор Новгорода

Ученые спорили о дате строительства Иоанно-Предтеченского собора. В летописях он впервые упоминается в 1243 году, когда вокруг храма образовался монастырь. Однако исследования показали, что собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в период с 1137-1150 гг. При строительстве собора использовался цоколь, применявшийся и при строительстве новгородских храмов в первой половине XII века.

Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146

Церковь Петра и Павла на Городянке – древнейший из сохранившихся христианских храмов Смоленска. Он был построен в 1146 году и восходит к архитектуре домонгольского периода. Церковь построил князь Ростислав Мстиславович, внук Владимира Мономаха.

Церковь Петра и Павла построена в 1146 году — это старейшая церковь Смоленска

Алтарная сторона церкви Петра и Павла в Смоленске

Одноглавая четырехстолпная церковь Петра и Павла имеет характерные черты византийского зодчества. Он был построен из тонкого светло-желтого кирпича (цокольного кирпича), но выглядит крепким благодаря своим пропорциям и высокому куполу. На стенах церкви обнаружены надписи 12 века.

Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152

Небольшой одноглавый Спасо-Преображенский собор – старейший храм не только Переславля-Залесского, но и всей Ярославской области. Он находится в центре Красной площади, где в XII веке располагалась княжеская резиденция.

Памятник Александру Невскому перед Спасо-Преображенским собором, построенным на месте княжеских палат, где он родился

Спасо-Преображенский собор и купола храмов на Красной площади

Собор заложен в 1152 г. правление князя Юрия Длиннорукого, основателя Москвы. Спустя семьдесят лет, 30 мая 1220 года, в княжеской резиденции родился князь Александр. Его прозвали «Невским» после Невской битвы и Ледового побоища. Сегодня памятник Александру Невскому стоит в соборе рядом с местом его рождения.

Спасо-Преображенский собор, г. Псков – 1156

Мирожский монастырь, один из древнейших в России, находится на левом берегу Великой, в месте впадения реки Мирожа в реку Великую. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он был основан в середине XII века Нифонтом, епископом Новгородским.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска XII века: Иисус Христос на троне с Богородицей

Спасо-Преображенский собор находится в центре монастыря. Собор, построенный в 1156 году, является одним из наиболее значительных образцов домонгольской русской архитектуры. Он имеет форму греческого (византийского) креста. Главной исторической ценностью церкви являются ее настенные росписи или фрески, датируемые 12 веком.

Церковь Покрова на Нерли, г. Владимир – 1158

По мнению одного из известных отечественных искусствоведов, церковь Покрова на Нерли, что под Владимиром, является не только совершеннейшим храмом, когда-либо построенным в древности Русь, но и один из памятников мирового искусства.

Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове построена в 1165 году

Тропа к церкви Покрова на Нерли на Боголюбовской поляне

Наверное, вид на церковь знает каждый, кто учился в русской школе, как его изображения есть во всех учебниках истории. Однокупольная церковь Покрова на Нерли имеет небольшие размеры. Он был построен в 1158 году Андреем Боголюбцем в память о его убитом сыне Изяславе. На стенах церкви Покрова на Нерли, как и в Дмитриевском соборе, есть барельефы мифических животных и растений.

Успенский собор, Владимир – 1186

Русское государство образовалось в IX веке в Великом Новгороде, а затем столица была перенесена в Киев. Однако в период феодальной раздробленности, в XII веке, наиболее сильным стало Владимиро-Суздальское княжество с центром во Владимире. Князь Андрей Владимирский, он же Андрей Боголюбский, решил построить храм, который подчеркивал бы статус Владимира как политического центра России.

Успенский собор во Владимире построен в 1158 году

Самая монументальная фреска «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г.) в Успенском соборе

Успенский собор был построен во Владимире в 1158-1160 годах, а спустя 30 лет, после пожара, собор значительно расширен в 1186-1189 гг. С тех пор он остается неизменным до наших дней. В XV веке многие иконы и фрески Успенского собора были написаны великим русским иконописцем Андреем Рублевым.

Дмитриевский собор, Владимир – 1194

Дмитриевский собор (Дмитриевский собор) построен в 1194 году, через 5 лет после полной реконструкции и расширения Успенского собора — главного храма Владимира. В XII веке «в сотне метров» от Успенского собора располагался дворцовый комплекс князя Всеволода Большое Гнездо, не сохранившийся до наших дней. Он решил построить Дмитриевский собор как придворный храм своей резиденции.

Димитриевский собор (1194 г.) – один из древнейших храмов России

Барельеф библейского царя Давида на фасаде Дмитриевского собора во Владимире

Одноглавый храм построен в традициях Владимиро-Суздальской архитектурной школы (близкой к византийской). Раньше у него было несколько галерей, которые связывали его с княжеским дворцом. При реставрации в 1837 году все эти галереи были разобраны, так как другие постройки дворца не сохранились до наших дней.

Церковь Спаса на Нередице, г. Новгород — 1198

Церковь Спаса на Нередице построена в 1198 году князем Ярославом Мудрым.