Древняя русь годы: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Распад древнерусского государства на отдельные княжества

К концу XI в. в Древнерусском государстве усилились центробежные тенденции и оно вступило в стадию политической и экономической раздробленности, фактически распавшись на полтора десятка больших и малых княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Князья довольно долго придерживались «лествичного права» наследственного перемещения – рассматривали свои «уделы» как ступени на пути к главному, Киевскому, переходившему к тому или иному наследнику по старшинству в роде. Это порождало бесконечные усобицы и военные столкновения. Любечский съезд князей 1097 г. по инициативе крупнейшего политического деятеля эпохи, великого князя Владимира Мономаха упорядочил права наследования князьями владений своих отцов: «Каждый да держит отчину свою». Тем самым юридически был зафиксирован распад Древней Руси на независимые государства с собственными династиями.

Способствовали разделению и особенности формирования княжеского, боярского, церковного землевладения – более развитого на Юге и менее – в Новгородской земле. Возникают крупные удельные центры – великие княжества Полоцкое, Владимирское. Галицко-Волынское, Тверское, Черниговское, а также Новгородское и Псковское государства. Княжеские усобицы и набеги кочевников вызвали миграции населения из Киевской, Волынской и других южных земель на более безопасный северо-восток, в Ростово-Суздальские края – в «залесье». Переселенцы ассимилировали местное угро-финское население, основывали новые города с названиями, указывающими на их происхождение – Владимир, Переславль, Галич. Титул великого князя киевского оставался номинальным, реально могущественными государствами становились Галицко-Волынское и Владимирское княжества, Новгородская республика и другие. Некоторые из этих государств стали центрами высокой культуры, где возникли собственное придворное летописание, литература, архитектура, на мировом уровне развивались ремесла, активно распространялась грамотность среди населения. Интеллектуалы того времени, продолжали воспринимать разрозненные княжества как единую «русскую землю» и призывали князей к единству.

Развитие этих государств было нарушено татаро-монгольским нашествием 1237–1240 гг., когда на основной территории Руси завоеватели полностью разрушили города, уничтожили население, убив или угнав в рабство практически всех носителей знаний и умений – ремесленников, духовных лиц, торговцев. В бою физически истребили княжеские дружины, состоявшие из носителей военно-административных традиций и «рыцарской» психологии. Достаточно тонкий цивилизационный слой исчез мгновенно, а восстанавливался несколько столетий, ввиду географической отдаленности и религиозной обособленности Руси от культурных центров Запада и Востока. Возрождавшиеся княжества признавали себя вассалами Орды, население платило колоссальную дань и обязано было поставлять воинов в ханские армии, рабов и рабынь. Новые княжеские дворы и дружины набирались из простолюдинов, всецело зависящих от князя и не похожих на вольных богатырей-рыцарей прошлого, типа Ильи Муромца и других героев, оставшихся только в былинах. Множество ремесел умерло, некому было учить стеклянному делу, каменной архитектуре, ковке оружия, эмальерному и другим искусствам, даже грамоте. На этом фоне продолжались бесконечные княжеские усобицы, в которые вмешивались новые суверены – ханы, судившие по своему усмотрению и именовавшиеся русскими князьями византийским титулом «царь», как раньше именовали только владык Константинополя.



Неизвестный художник. Ярослав III Великий князь Российский



Договорная (докончальная) грамота Новгорода Великого с великим владимирским и тверским князем Ярославом Ярославичем. [1264 г.] РГАДА

4

РГАДА



Чориков Б.А. Ярослав Ярославич в Новгороде.



Лебедев К.В. Вече в Новгороде.
1917 г.



Васнецов А. М. Новгородский торг.



Васнецов А.М. Двор удельного князя.

Древнерусское государство | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Древнерусское
государство

(Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в
последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии
Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также
земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути
«из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство
охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев
Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства
предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах
военной демократии. За время существования Древнерусского государства
восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.

Социально-политический строй

Власть
на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей
от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и
вече. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т.
е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В
10 — начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые
ежегодно с мест.

В 11 —
начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами
ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь
вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов,
руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему
приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое
вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и
защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему приходилось
считаться с мнением боярства. Роль веча снижалась. Княжеский двор стал
административным центром, куда сходились все нити управления государством.
Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе
городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных
землевладельцев — «старцев» и дружинников. Знатные роды играли большую роль в
истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — в Киеве, Дмитра
Завидича — в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество.
Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной
купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место.
Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные,
так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное
(монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно
назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись
епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.

Сельское
население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и
уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины,
лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост
крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их
эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 веках (восстания в
Суздале в 1024 году; в Киеве в 1068-1069 годах; на Белоозере около 1071 года; в
Киеве в 1113 году). Восстания в большинстве случаев были разобщены, в них
участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с
новой религией — христианством. Особенно сильная волна народных выступлений
прокатилась по Руси в 1060-1070-х годах в связи с голодом и нашествием
половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд
статей которого предусматривал наказания за убийство служащих вотчины.
Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми
актами.

Политическая история

Ход
исторических событий в Древнерусском государстве известен по летописям,
составленным в Киеве и Новгороде монахами. По данным «Повести временных лет»,
первым князем Киева был легендарный Кий. Датировка фактов начинается с 852 г.
н. э. В летопись включена легенда о призвании варягов (862) во главе с Рюриком,
ставшая в 18 в. основой норманской теории о создании Древнерусского государства
варягами. Два сподвижника Рюрика — Аскольд и Дир двинулись на Царьград по
Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. После смерти Рюрика власть в
Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который, расправившись с Аскольдом
и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 гг. покорил древлян, северян,
радимичей и в 907 и 911 гг. совершил походы на Византию.

Преемник
Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 году через Итиль
он совершил поход на западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на
Византию. Требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства
Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство,
упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и
Ольги Святослав Игоревич (княжил в 964-972 годах) обеспечил свободу торговых
путей на восток, через земли волжских булгар и хазар, упрочил международное
положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае
(Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с
Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При
возвращении на Русь он был убит печенегами.

Святославу
наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега, древлянского
князя (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью варягов
овладел Киевом. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил
980-1015). Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя
идеологией народившегося государства побудила Владимира ввести на Руси в
988-989 гг. христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли
христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались
языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского
государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до
причерноморских степей. После смерти Владимира (1015) возникла усобица между
его сыновьями, в которой были убиты два из них — Борис и Глеб, —причисленные
церковью к лику святых. Убийца братьев Святополк бежал после борьбы со своим
братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019-1054). В 1021 против
Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав (княжил в 1001-1044), мир с которым
был куплен ценой уступки Брячиславу ключевых пунктов на торговом пути «из варяг
в греки» — Усвятского волока и Витебска. Через три года против Ярослава
выступил его брат — тмутараканский князь Мстислав. После битвы у Листвена
(1024) Древнерусское государство было поделено по Днепру: правобережье с Киевом
досталось Ярославу, левобережье — Мстиславу. После смерти Мстислава (1036)
единство Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по
укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии
(образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению
градостроительства. При Ярославе Мудром укрепились политические связи Древней
Руси с государствами Западной Европы. Древнерусское государство имело
династические связи с Германией, Францией, Венгрией, Византией, Польшей,
Норвегией.

Наследовавшие
Ярославу сыновья поделили владения отца: Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав
Ярославич — Чернигов, Всеволод Ярославич — Переяславль Южный. Ярославичи
пытались сохранить единство Древнерусского государства, старались действовать
заодно, но процесса государственного распада предотвратить не могли. Положение
осложнилось натиском половцев, в битве с которыми Ярославичи потерпели
поражение. Народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления
врагу. Отказ привел к восстанию в Киеве (1068), бегству Изяслава и вокняжению в
Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 году объединенными
силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди Ярославичей возникли распри,
приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073). После смерти Святослава (1076)
Изяслав вновь вернулся в Киев, но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским
князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-1093 годах) не смог сдержать процесс
распада единого государства. Лишь после нашествий половцев (1093-1096 и
1101-1103 годы) древнерусские князья объединились вокруг киевского князя для
отражения общей опасности.

На
рубеже 11-12 веков в крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич
(1093-1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, Владимир Мономах в
Переяславле. Владимир Мономах был тонким политиком, он убеждал князей теснее
сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не
оправдали (Любечский съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113
год) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское
княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников.
Постепенно он усиливал свои позиции как верховного правителя Руси. Усмирив
новгородцев, Владимир посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и
Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней
Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и
соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена.
Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить распад Древнерусского
государства не удалось. Объективные исторические процессы продолжали
развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров —
Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха
Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-1132 годах) удалось нанести новое поражение
половцам и выслать их князей в Византию (1129 год). После смерти Мстислава
(1132 год) Древнерусское государство распалась на ряд самостоятельных княжеств.
Начался период раздробленности Руси.

Борьба с
кочевниками. Древняя Русь вела постоянную борьбу с кочевыми ордами, попеременно
жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками,
половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. занимали степи от Саркела на Дону до
Дуная. Их набеги заставили Владимира Святославича укреплять южные границы
(«ставить городы»). Ярослав Мудрый в 1036 году фактически уничтожил западное
объединение печенегов. Но затем в причерноморских степях появились торки,
которым в 1060 году объединенными силами древнерусских князей было нанесено
поражение. Со второй половины 11 века степи от Волги до Дуная начали занимать
половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами
Востока. Крупную победу над русскими половцы одержали в 1068 году. Сильный
натиск половцев Русь выдержала в 1093-1096 годах, для чего потребовалось
объединение всех ее князей. В 1101 году отношения с половцами наладились, но
уже в 1103 году половцы нарушили мирный договор. Понадобилась серия походов
Владимира Мономаха на половецкие зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117
году откочевкой их на юг, к Северному Кавказу. Сын Владимира Мономаха Мстислав
оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.

Хозяйство

В эпоху
образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными
почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько
позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система
земледелия; выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень. Летописи упоминают
хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой,
рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное
значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся
на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом. Письменные
источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения:
«погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение
древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений,
установить их размеры и характер застройки.

Основной
тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление
феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных
общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему
феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду
с этим существовали и элементы рабовладения (холопство).

В 6-7
ввеках в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища)
исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и
укрепленные усадьбы знати. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр
вотчины — «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором,
находились дома его слуг — бояр-дружинников, жилища смердов, холопов. Вотчиной
управлял боярин — огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители
вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В
вотчинном хозяйстве развивалось ремесло. С усложнением вотчинной системы
усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают
связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом.

Развитие
ремесла и торговли обусловило появление городов. Наиболее древние из них —
Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром
города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались
различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка,
тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное,
кожевенное, портняжное. Во второй половине 10 века появились клейма мастеров.
Под византийским влиянием в конце 10 века возникло производство эмалей. В
крупных городах существовали торговые подворья для заезжих купцов — «гостей».

Торговый
путь из Руси в восточные страны проходил по Волге и по Каспийскому морю. Путь в
Византию и Скандинавию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления
(Днепр — Ловать), имел ответвление на Западную Двину. На запад вели два пути:
из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из
Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику. В 9
— середине 11 вв. на Руси было велико влияние арабских купцов, укреплялись
торговые связи с Византией и Хазарией. Древняя Русь экспортировала в Западную
Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани
(византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах,
олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие
вещества, византийская церковная утварь. Позднее, в середине 11-12 веков в
связи с изменением международной обстановки (распадом Арабского халифата,
засильем половцев в южнорусских степях, началом крестовых походов) были
нарушены многие традиционные торговые пути. Проникновение западноевропейских
купцов в Черное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю
Древней Руси на юге, и к концу 12 в. она в основном была перенесена на север —
в Новгород, Смоленск и Полоцк.

Культура

Культура
Древней Руси уходит своими корнями в глубины культуры славянских племен. В
период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была
обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь оказалась
в ряду передовых по культуре государств своего времени. Средоточием культуры
был город. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко
распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи
на хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения о
существовании на Руси в то время школ (даже женских).

До наших
дней дошли пергаментные книги Древней Руси: переводная литература, изборники,
богослужебные книги; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие». Наиболее
образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский
митрополит Иларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосий Печерский,
летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Усвоение церковнославянской письменности
сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и
византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития
святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника»
Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев»
Иоанна), чехоморавской (жития Вячеслава и Людмилы). На Руси переводились с
греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос
(«Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия,
с древнееврейского — книга «Есфирь», с сирийского — повесть об Акире Премудром.

Со
второй четверти 11 века развивается оригинальная литература (летописание, жития
святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с
риторическим искусством трактовал проблемы превосходства христианства над
язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание
было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к
поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришел к осознанию родства
восточнославянских племен со всеми славянами. Его «Повесть временных лет»
приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная
литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали
князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие
Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в
схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи
выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к
сыновьям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного
хозяина, примерного семьянина. Древнерусские литературные традиции и богатейший
устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве».

Опыт
восточнославянских племен в деревянном зодчестве и сооружениях укрепленных
поселений, жилищ, святилищ, их ремесленные навыки и традиции художественного
творчества были усвоены искусством Древней Руси. В его становлении огромную
роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и
скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока). В относительно краткий
период расцвета Древней Руси русские мастера освоили новые для них приемы
каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.

Типы
рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из
горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних
славян. Но уже в 9 — начале 10 вв. появились обширные дворы вотчинников, а в
княжеских владениях — деревянные замки (Любеч). Из укрепленных поселков
развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными
постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое
городища, оба в Житомирской области; разрушены в 1241 году).

На
торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян
вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме
(детинец, кремль — резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов)
с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из
посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или
параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались
в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных — бревенчатыми домами
в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан
состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах,
имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора
(Новгород). Хоромы в кремлях с середины 10 в. имели двухэтажные каменные части,
либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев).
Порой хоромы вмещали залы площадью более 200 кв2 м (Киев). Общими для
древнерусских городов были живописность силуэта, где доминировал кремль с его
красочными хоромами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и
органическая связь с ландшафтом, возникавшая благодаря использованию рельефа
местности не только в стратегических, но и в художественных целях.

Со
второй половины 9 века летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев),
число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по
условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или
крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали
пять (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-1026 годы, зодчий
Миронег) и даже тринадцать глав (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989
год). Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240
году) была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного
кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка).

В этой
же технике кладки возводились появившиеся в 11 веке каменные проездные башни в
городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены
(Переяслав Южный, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога; все конец 11 —
начало 12 века) и величественные трехнефные (Спасо-Преображенский собор в
Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037 год,
Новгороде, 1045-1050 годы, Полоцке, 1044-1066 годы) храмы с хорами вдоль трех
стен для князей и их приближенных.

Универсальный
для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по
своему истолковывается древнерусскими зодчими — купола на высоких световых
барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в
виде крестов, меандра. Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии,
южных славян и Закавказья. В то же время в древнерусских храмах проявляются и
своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве),
ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов
полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная
композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм,
уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по
высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с
контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к
просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к
главной апсиде, поражают эмоциональной напряженностью и вызывают богатство
впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием
точек обзора.

Наиболее
полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.)
исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях — полные
динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов
великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица
строги. Духовная жизнь передается посредством скупого жеста и широко раскрытых
больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на прихожанина. Это сообщает
напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью.
Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с
архитектурой собора. Миниатюра Древней Руси («Остромирово евангелие» 1056-1057)
и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью
исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую
великокняжеские венцы, подвески-колты, которыми славились киевские мастера. В
этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной
мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая
типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде.

В 11
веке получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались
широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, которые вплоть до
монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех
древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству
Киевской Руси, не сохранилось.

Во
второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит
монастырское. В крепостях и загородных замках князья сооружают лишь небольшие
церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса
на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125 годами), а ведущим типом становится
трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем
городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его
статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части
плоскими выступами-лопатками, создают впечатление мощи и аскетической простоты.
В Киеве строят соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский
собор Киево-Печерского монастыря, 1073-1078 годы, разрушен в 1941 году).
Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых — над
лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117 году, и Юрьева, начат в
1119 году, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен
в 1113 году). Простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным
объемом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее цельность его
композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского
зодчества 12 века.

В это же
время меняется и стиль живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого
монастыря в Киеве (около 1108 года, собор не сохранился, восстановлен заново)
выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится
композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и
индивидуализацией характеристик. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более
дешевой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров,
которые в своих работах отходят от канонов византийского искусства и в то же
время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни
Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба — в Киеве, 12 века)
преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся
приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски
светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным
представлениям.

Художественная
культура Древнерусского государства получила дальнейшее развитие в период
раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями
их экономической и политической жизни. Возникли ряд местных школ
(владимиро-суздальская, новгородская), сохраняющих генетическую общность с
искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической
эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств,
северо-восточных и северо-западных земель сильней дают о себе знать народные
поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но
слабеет пафос формы.

Разнообразные
источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской
литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком
развитии древнерусской музыки. Наряду с различными видами народного творчества
важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных
походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах
типа барабана или литавр). При дворе князей и у дружинной знати состояли на
службе певцы и исполнители-инструменталисты, как местные, так и из Византии.
Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и
сказаниях, которые они сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей.
Музыка звучала во время официальных приемов, празднеств, на пирах князей и
именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в
котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко
появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства
широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны ранние письменные
памятники русского музыкального искусства — рукописные богослужебные книги с
условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского
церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая
постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого
стиля — знаменного распева, наряду с которым существовал особый род
кондакарного пения.

ДНК древнерусского человека проливает свет на скрещивание неандертальцев история европейцев, включая скрещивание с неандертальцами более 50 000 лет назад.

Окаменелость черепа Костенки видна на этом раздаточном изображении, полученном агентством Reuters 5 ноября 2014 года. REUTERS/Музей Петра Великого/Раздаточный материал через Reuters

В четверг ученые заявили, что использовали ДНК, взятую из левой голени мужчины, для секвенирования генома одного из самых ранних известных европейцев.

Генетический анализ человека из Костенки, названного в честь русской деревни, где его скелет был впервые обнаружен 60 лет назад, позволил более точно оценить время скрещивания Homo sapiens с неандертальцами, колонизировавшими регион тысячи лет назад, заявили ученые.

Это также предоставило доказательства более раннего, чем известно, контакта между европейскими охотниками-собирателями и выходцами с Ближнего Востока, чьи потомки развили сельское хозяйство.

И это показало, что к тому времени, когда человек жил в том, что сейчас является деревней Костенки на самом западе России 36 200–38 700 лет назад, люди, жившие в Западной Евразии, уже отделились от линии, населявшей Восточную Азию.

Изучение древней человеческой ДНК, подобной той, что была извлечена из костенковского человека, благодаря технологическим достижениям последних лет, позволяет ученым разгадать события, которые проложили путь для современных человеческих популяций. Это был второй старейший геном нашего вида, когда-либо секвенированный.

«Мы показываем, что этот индивидуум связан с современными европейцами. Мы также показываем, что большая часть генетической структуры, присутствующей в сегодняшней Европе, восходит как минимум к тому времени, когда этот человек умер», — сказал Расмус Нильсен, профессор вычислительной биологии Калифорнийского университета в Беркли и Копенгагенского университета.

«Мы думали, что эти (генетические) компоненты появились в разное время в европейской истории после появления в Европе первых современных людей. И теперь мы видим, что они уже были там с самого начала», — добавил Эске Виллерслев, директор Центра геогенетики Копенгагенского университета.

Когда предки современных европейцев вышли из Африки в Евразию примерно 50 000–60 000 лет назад, они столкнулись с неандертальцами. Ученые обнаружили, что у костенковского человека был небольшой процент неандертальских генов, подтверждая, что межпородное скрещивание уже имело место.

Ученые использовали генетические данные, чтобы определить, что скрещивание произошло около 54 000 лет назад. В результате этого смешения у всех евразийских предков — от китайцев до скандинавов и коренных народов Америки — есть неандертальская ДНК.

Но исследователи не нашли доказательств дальнейшего скрещивания, хотя группы жили рядом с неандертальцами еще тысячи лет.

Крепкие, широкобровые неандертальцы процветали в Европе и Азии примерно 350 000–40 000 лет назад, но исчезли в период после прибытия Homo sapiens.

Несмотря на устаревшую репутацию недалеких родственников нашего вида, ученые говорят, что неандертальцы были очень умными, о чем свидетельствуют их сложные методы охоты, вероятное использование разговорной речи и символических объектов, а также изощренное использование огня.

«Популяция неандертальцев сокращалась очень быстро? Сталкивались ли с ними современные люди? Сначала мы были удивлены, обнаружив, что имело место скрещивание. Теперь вопрос, почему так мало? Это экстраординарное открытие, которого мы пока не понимаем», — добавил профессор эволюции человека из Кембриджского университета Роберт Фоули.

Исследование опубликовано в журнале Science.

Репортаж Уилла Данэма; Под редакцией Ричарда Чанга

Уничтожение Россией культуры Украины в промышленных масштабах, говорят чиновники

КИЕВ, Украина —

Изысканная золотая тиара, инкрустированная драгоценными камнями мастерами около 1500 лет назад, была одним из самых ценных в мире артефактов времен кровопролитного правления Аттилы Гунна, неистовствовавшего с конными воинами в глубь Европы в V веке. .

Гуннская диадема теперь исчезла из музея в Украине, где она хранилась — возможно, опасаются историки, навсегда. Российские войска увезли бесценную корону и множество других сокровищ после захвата украинского города Мелитополя в феврале, говорят власти музея.

Российское вторжение в Украину, которое продолжается уже восьмой месяц, сопровождается разрушением и разграблением исторических мест и сокровищ в промышленных масштабах, заявляют украинские власти.

В интервью Associated Press министр культуры Украины заявил, что российские солдаты угощались артефактами почти в 40 украинских музеях. Министр Александр Ткаченко добавил, что разграбление и уничтожение культурных объектов нанесли ущерб, исчисляемый сотнями миллионов евро.

«Отношение россиян к украинскому культурному наследию — это военное преступление», — сказал он.

На данный момент правительство Украины и ее западные покровители, поставляющие оружие, в основном сосредоточены на том, чтобы победить Россию на поле боя. Но если и когда мир вернется, сохранение украинских коллекций искусства, истории и культуры также будет иметь жизненно важное значение, чтобы выжившие на войне могли начать следующую битву: восстановление своей жизни.

Наталья Панченко, директор Музея исторических сокровищ Украины, показывает пустые витрины в Киеве, Украина, 2 сентября 2022 г.

«Это музеи, исторические здания, церкви. Все, что было построено и создано поколениями украинцев», — сказала первая леди Украины Елена Зеленская в сентябре во время посещения украинского музея в Нью-Йорке. «Это война против нашей идентичности».

Работники историко-краеведческого музея в Мелитополе впервые попытались спрятать гуннскую диадему и сотни других сокровищ, когда русские войска штурмовали южный город. Но после нескольких недель неоднократных поисков российские солдаты наконец обнаружили секретный подвал здания, где сотрудники спрятали самые ценные экспонаты музея, в том числе гуннскую диадему, по словам работника музея.

Рабочий, который говорил с AP на условиях анонимности, опасаясь наказания со стороны России даже за обсуждение событий, сказал, что украинцы не знают, где российские войска взяли добычу, в которую входили тиара и около 1700 других артефактов.

Корона, выкопанная из погребальной камеры в 1948 году, является одной из немногих гуннских корон в мире. Сотрудник музея сказал, что другие сокровища, исчезнувшие вместе с русскими солдатами, включают 198 кусков золота возрастом 2400 лет эпохи скифов, кочевников, которые мигрировали из Средней Азии на юг России и Украины и основали империю в Крыму.

«Это древние находки. Это произведения искусства. Они бесценны», — сказал Александр Симоненко, главный научный сотрудник Института археологии Украины. «Если культура исчезнет, ​​это непоправимая катастрофа».

Минкультуры России не ответило на вопросы о мелитопольской коллекции.

Российские войска также разграбили музеи, когда они опустошали черноморский порт Мариуполь, по словам украинских официальных лиц, которые были изгнаны из этого южного города, который безжалостно обстреливался российскими бомбардировками. Под полный контроль Москвы он попал только в мае, когда украинские защитники, цеплявшиеся за сталелитейные заводы города, наконец сдались.

Городской совет Мариуполя в изгнании заявил, что российские войска украли более 2000 экспонатов из городских музеев. Среди наиболее ценных предметов были древние религиозные иконы, уникальный рукописный свиток Торы, 200-летняя Библия и более 200 медалей, говорится в сообщении совета.

ФАЙЛ — 1500-летняя золотая тиара, инкрустированная драгоценными камнями, один из самых ценных в мире артефактов кровопролитного правления Аттилы Гунна, в музее в Мелитополе, Украина, в ноябре 2020 года.

По словам ссыльных советников, также были разграблены работы живописцев Архип Куинджи, родившегося в Мариуполе, и крымчанина Ивана Айвазовского, прославившихся своими морскими пейзажами. Они заявили, что российские войска увезли украденное добычу в оккупированную Россией Донецкую область на востоке Украины.

Вторжение также нанесло значительный ущерб и разрушения культурному наследию Украины. Культурное агентство ООН ведет подсчет мест, пострадавших от ракет, бомб и обстрелов. Поскольку война идет уже восьмой месяц, агентство утверждает, что оно подтвердило ущерб 199 площадок в 12 регионах.

Среди них 84 церкви и другие религиозные объекты, 37 зданий исторического значения, 37 зданий для культурных мероприятий, 18 памятников, 13 музеев и 10 библиотек, сообщает ЮНЕСКО.

Украинские правительственные подсчеты еще выше: власти заявляют, что их количество только разрушенных и поврежденных религиозных зданий составляет не менее 270.

В то время как силы вторжения охотились за сокровищами, чтобы украсть, украинские музейщики делали все возможное, чтобы их не допустить.