Содержание
Древняя Русь — Виртуальный Pусский музей
Все произведения
Период:
Все
ВсеДревнерусское искусствоКонец XVII – XVIII векПервая половина XIX векаВторая половина XIX векаКонец XIX – начало XX векаПервая половина XX векаВторая половина XX – XXI вв.
Всего: 138
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Шедевры
Период:
Все
ВсеДревнерусское искусствоКонец XVII – XVIII векВторая половина XIX векаКонец XIX – начало XX векаПервая половина XX векаВторая половина XX – XXI вв.
Всего: 24
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем
Медиатека
Год создания: 2017 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 28:43
Фильм посвящен одному музейному предмету уникальному, единственному в своем роде во всем мире – деревянному Амвону из Новгородского Собора времени святителя Макария, а раньше бы сказали времени Ивана Грозного.
Год создания: 2011 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00
Данный фильм по картинам, представленным на выставке «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории». Директор Русского музея В.А. Гусев рассказывает зрителям о тех произведениях, сюжетах и людях, которые связаны с главными событиями в истории становления российской государственности.
Год создания: 2011 | Интерактивная программа, Виртуальный тур | Виртуальная экскурсия | Язык: русский
Виртуальная экскурсия по выставке «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории» создана на основе временной выставки, проходившей в 2011 году в корпусе Бенуа.
Год создания: 2006 | Интерактивная программа | Язык: русский
Программа знакомит с истоками традиции русского монашества, с личностями, сыгравшими особую роль в его становлении, с древнейшими монастырями – хранителями культуры православия. Программа состоит из двух разделов: первый знакомит с истоками монашеской традиции, духовным наследием Сергия Радонежского и его школы; второй раздел содержит изображения произведений древнерусского искусства из фондов Русского музея с подробными аннотациями.
Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Виртуальная экскурсия | Язык: русский
Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
«Амвон 1533 года в историко-литургическом контексте (Пещное действо или хиротония)»
16 ноября 2017
Лекция «Амвон в цифрах. Символика образов»
О. В. Клюканова
27 июня 2017
Лекция «Амвон как наследие святителя Макария. Открытия – реставрации – консервации»
Ж. А. Максименко, К. С. Чарыкова
18 мая 2017
Лекция «Клады Древней Руси». Часть вторая
С.М. Новаковская-Бухман
15 января 2016
Лекция «Клады Древней Руси». Часть первая
С.М. Новаковская-Бухман
22 декабря 2015
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
Древняя Русь. Первые русские князья
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей;
- развивать речь и мышление;
- воспитывать уважительное отношение к истории своего отечества.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на экран посмотрели.
Слайд №1, приложение.
2.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!!!
— Кто из вас, ребята, знает, почему так была названа наша страна в древние времена?
— Затрудняетесь. Из каких исторических источников мы могли бы найти ответ на этот вопрос? (Из «Повести временных лет» монаха Киево- Печерского монастыря Нестора).
— В 862 году среди славянских племен началась междоусобица: «Встал род на род». Никто не мог одержать верх. Чтобы прекратить войну, словени решили пригласить в князья иноземного владыку. Послы отправились к варягам (племя, жившее на берегу Варяжского (Балтийского) моря) с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата — Рюрик, Трувор и Синеус — поспешили на призыв. Через 2 года умерли Трувор и Синеус. Рюрик княжил во всей земле один. «Те варяги назывались русью…И от тех варяг прозвалась Русская земля».
-Кто был первым князем Древней Руси? (Рюрик) Слайд №2, приложение.
3. Тема урока: Первые русские князья. Слайд №3, приложение.
4. Князь Олег (год рождения неизвестен — 912)
— Когда Рюрик умер, после него остался маленький сын Игорь. Он был на столько мал, что не мог сам управлять Русью. Вместо него стал княжить его дядя- Олег. Слайд №4, приложение.
— Из «Повести временных лет» мы узнаем о том, что князь Олег со своею дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство — Киевскую Русь. Произошло это в 882 году. Киев стал столице Древнерусского государства. Слайд №5, приложение.
Сообщение ученика: В те времена русские купцы ездили со своими товарами за море. Они возили продавать меха, воск, мед, лен и рыбу. Путь купцов лежал по Днепру и Черному морю в богатый Царьград- столицу греческого государства Византию. Слайд № 6, приложение.
Греки часто мешали русским купцам торговать. Чтобы этому положить конец, Олег снарядил для похода на Царьград большой флот. Он повелел своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. Попутный ветер привел корабли к самому городу. Греки обещали не притеснять русских купцов. По преданию, в знак победы князь Олег повесил свой щит на ворота Царьграда. Слайд №7, приложение.
— Вспомните художественное произведение, посвященное князю Олегу.
— Произведение А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Слайд №8, приложение.
«Как ныне взбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…»
Слайд №9, приложение.
— А почему его так прозвали? (В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее)
5. Князь Игорь (878- 945)
— После смерти Олега с 912 года в Киеве стал править князь Игорь. Слайд №10, приложение.
Однажды, отправившись собирать дань с подвластных земель, древляне отказались платить. Вся дружина и сам Игорь погибли в сражении с древлянами у города Искоростень. Из летописи мы узнаем, что случилось это в 945 году.
Физминутка (Марш. Сгибание рук в локтях — «силачи».) Слайд №11, приложение.
Смелого солдата
Знают все ребята,
Смелого солдата,
Смелого солдата не сломить.
Знают все ребята,
Смелого солдата
Никогда не смогут победить.
7. Княгиня Ольга (приблизительно 890- 969) Слайд №12, приложение.
— Ольга правила государством с 945 по 966 год. Хитростью и силой отомстила древлянам за смерть своего мужа. Слайд №13, приложение.
Сообщение ученика: Ольга предложила древлянам дань: по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора. Жители обрадовались легкой плате и принесли птиц. Тогда Ольга приказала привязать к каждой птице кусочки тряпок, пропитанных серой. Тряпки подожгли, а птиц пусти на волю. Голуби и воробьи вернулись в свои гнезда в домах древлян. К утру весь город Искоростень сгорел.
— В 957 году княгиня прибыла в Царьград и приняла христианство. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.
— Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение: Слайд №14, приложение.
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.»
8. Князь Святослав (942- 972) слайд №15, приложение.
— Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава — называли «князем- воином». Все знали о его необыкновенной храбрости.
— О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года:
«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно гепард, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: „Иду на Вы!“ Слайд №16, приложение.
Сообщение ученика: Погиб князь в бою с печенегами (племена, жившие в заволжских степях). Предание гласит, что из черепа Святослава печенежский князь велел сделать себе чашу. Он верил, что так ему передадутся сила и храбрость побежденного князя.
9. Викторина – Слайд №17, приложение.
- Как звали первого князя на Руси?
- Какого князя прозвали Вещим?
- Кто первым из князей принял крещение?
- Какой князь, прежде чем нападать, посылал противникам предупреждение «Иду на Вы!»?
10. Итог урока
— Почему наша страна стала называться Русью?
— Кто из первых русских князей привлек ваше внимание? Почему?
11. Домашнее задание
Подготовить сообщения о Крещение Руси
История Брянска | Rusmania
Официально год основания Брянска установлен как 985 на основании археологических находок. Однако город впервые упоминается только в 1146 Ипатьевской летописи как Дебрянск. Первоначально город был частью Черниговского княжества, важного княжества, входившего в состав Киевской Руси.
Князь Роман Михайлович Брянский
В 1246 , после татаро-монгольского нашествия, которое привело к казни князя Михаила Всеволодовича Черниговского и разрушению большей части Черниговского княжества, было образовано Брянское княжество с Брянским как его центр. Первым ее князем был князь Роман Михайлович Старший, сын расстрелянного князя Михаила Всеволодовича Черниговского. По преданию, князь Роман терял зрение и поэтому послал за списком чудотворной иконы Божией Матери Печерской из Киево-Перчерской лавры в Киеве, чтобы помолиться ей. Когда отряд возвращался с иконой в Брянск по реке Десне, икона исчезла, а позже чудесным образом явилась на дереве на берегу реки Свен. Князь Роман помолился иконе, и к нему вернулось зрение, и в благодарность он основал на месте явления иконы монастырь.
Царствование сыновей князя Романа
Дата смерти Романа Михайловича точно не известна, но ему наследовал его сын Олег где-то после 1288 . Однако позже Олег Романович решил отказаться от мирских владений и стал монахом, передав престол своему брату Михаилу. Олег Романович скончался в 1307 годах и впоследствии был причислен к лику святых Олегов Брянских. После смерти Михаила Романовича, где-то после 1307 , мужская линия потомков Романа Михайловича вымерла и Брянское княжество перешло к смоленским князьям в качестве придатка.
Правило Смоленских князей
Первым из смоленских князей Брянских был Василий Александрович, сын князя Смоленского. Вскоре после этого, в 1309 , Василий Александрович был изгнан из Брянска Святославом Глебовичем, низложенным князем Можайским. Было высказано предположение, что Святослав Глебович обосновал свои претензии на Брянск тем, что был связан браком с бывшей брянской династией, возможно, с дочерью Олега Романовича. Василий Александрович не отказался от Брянска и при поддержке монголов напал на Брянск и отвоевал княжество в 1310 с убитым в бою Святославом Глебовичем. Князь Василий Александрович Брянский умер в 1314 году. После этой даты сведения о брянских князьях скудны и порой противоречивы.
Литовское владычество
В 1356 Великий князь Литовский Альгирдас завоевал Брянск и сделал его князем своего сына Дмитрия Альгирдайтиса. Однако к 1375 г. бывший брянский князь — князь Роман Михайлович, представитель смоленской династии — снова именуется князем брянским, а в 1380 командовал Брянской дивизией, сражавшейся вместе с Дмитрием Донским в Куликовом поле. Когда Смоленское княжество было завоевано великим князем литовским Витовтом в 1395 годах, Витовт назначил Романа Михайловича своим наместником (наместником) в Смоленске.
Присоединение к Литве
Роман Михайлович погиб 1401 , когда брат предыдущего великого князя Смоленского отвоевал город. Однако в 1404 г. Витовт снова захватил Смоленск и на этот раз присоединил его к Литве, а та же участь постигла придаток Брянского княжества. Брянск останется частью Литвы до конца 15 века.
Присоединение к Москве
В 1500 Великий князь Иван III начал новую войну с Литвой и в начале войны успешно отвоевал Брянск и присоединил его к Московскому княжеству. Между Литвой и Москвой был подписан мирный договор в 1503 , под которым Московское княжество удерживало Брянск. Однако Литва по-прежнему хотела вернуть утраченные земли, и это дело было продолжено после объединения Литвы с Польшей в 1569 годах. Тем временем русские были заняты укреплением города от возможного нападения.
Пограничный город
В Смутное время Брянск дважды подвергался нападению 1607 войск Второго Лжедмитрия и, хотя город сильно пострадал от огня, Дмитрию не удалось его захватить. После Смутного времени Брянск восстановился и продолжал развиваться как город-крепость на западной границе России с Польшей-Литвой, с которой в 1618 году был заключен договор с Россией. Позже в том же веке он также стал важным городом для торговли, и Свенский рынок, проходивший за пределами Свенского монастыря, возник, где продавались товары из Украины, Крыма и Турции.
Промышленное развитие
При Петре Великом Брянск стал городом Киевской губернии в 1708 и улучшил свои укрепления. Петр Великий также построил на реке Десне пристань, и именно здесь в 1737 годах была построена Брянская флотилия для увеличения морской мощи России во время войны с Османской империей. В 1778 годах императрица Екатерина Великая сделала Брянск центром Брянского округа Орловской губернии и пожаловала городу герб. Позднее, в 1783 Екатерина основала Брянский арсенал, выпускавший осадную и полевую артиллерию. Производимая здесь артиллерия позже сыграет значительную роль в войне России против Наполеона в 1812 годах. В 1868 открыта Орловско-Витебская железная дорога, проходившая через Брянск, а в 1873 создан Белгородский машиностроительный завод, производивший паровые машины и вагоны для новых железных дорог.
Гражданская война
Во время Гражданской войны в России Брянск был захвачен Белорусской Народной Республикой в 1918 но большевики захватили город в 1919 и в 1920 сделали его центром вновь образованной Брянской губернии Советской России. В 1929 годах Брянская губерния была упразднена и Брянск стал городом Западной области, центром которого был Смоленск.
Вторая мировая война
Во время Второй мировой войны Брянск пал от гитлеровцев 6 октября 1941 . В этот период более 60 000 партизан действовали из близлежащих Брянских лесов и смогли убить тысячи вражеских солдат и разрушить множество мостов и железных дорог, чтобы сорвать планы нацистов. В конце концов город был освобожден советскими войсками 9 сентября.0003 17 сентября 1943 г. – сегодня это дата, когда Брянск отмечает День города. В 1944 годах была образована Брянская область с центром в Брянске. Город был назван Городом воинской славы в 2010 за героизм, проявленный во время Второй мировой войны.
Самодержавный князь с севера
Андрей Боголюбский и власть в Киевской Руси: политические цели и методы их достижения
20 января, 00:00
Поделиться:
Какая-то таинственная романтическая дымка словно окутывает имя и деяния этого правителя даже сейчас, спустя 835 лет после его трагической гибели. Безрассудный и галантный воин; жесткий, часто жестокий, но всегда справедливый политик, с невероятной энергией стремившийся к воссоединению разрозненных земель Древней Руси на базе Владимиро-Суздальского княжества, качественно нового государствообразующего центра; талантливый строитель, положивший начало строительству величественных храмов (видимый отовсюду Успенский собор во Владимире с блестящей золотой главой поражал изысканными формами, невиданной роскошью отделки, великолепием торжественных служб ) и новые оборонительные сооружения (Золотые, Серебряные и Медные ворота во Владимире и Высокие Валы на его окраинах) в некогда неосвоенном и полудиком уголке Северо-Восточной Руси: так предстает князь Андрей Боголюбский в трудах не только русских историков-классиков XIXначала ХХ века (Карамзин, Соловьев, Ключевский, Иловайский), но и ведущих исследователей истории Киевской Руси советского времени (Рыбаков, Греков, Мавродин, Пашуто, Сахаров и др.). Определенный культ Андрея Боголюбского (он был старшим и наиболее известным сыном и последователем князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы) существует в сознании образованных россиян и сегодня.
Очень интересно, что личность и жизнь Андрея Боголюбского напрочь разрушают миф о якобы «общей истории» Украины и России (в реалиях второй половины XII в.: Киевская Русь, Владимиро-Суздальская Русь, и Северо-Восточной Руси). Ибо, хотя князь Андрей почти всю свою сознательную жизнь посвятил ожесточенной борьбе за власть во всей Древней Руси (как правило, не испытывая сомнений в выборе средств в этой борьбе), назвать его «авторитетом» совершенно нельзя. общероссийский государственный деятель. Наоборот, он — яркий представитель специфической, «самодержавной», по сути монархической (ставшей впоследствии зародышем московского царского самодержавия) политической культуры, во многих принципиальных отношениях идущей вразрез с традиционной государственной практикой Киевской Руси. .
Михаил Грушевский в свое время провел тщательный анализ двух политических систем (в древнем Киеве и в формирующемся Владимиро-Московском образовании). Великий украинский историк писал: «В Северо-Восточной Руси Андрей [Боголюбский] разрушил существующее политическое устройство и наметил планы на далекое будущее». Как это выглядело на самом деле? «Андрей взялся за преобразование социального строя своей земли: он уничтожит старые вишевые общины и заменит их новыми, не имевшими ничего общего с демократией; князья, не желавшие быть ставленниками старшего князя, были изгнаны, как и бояре, не согласные с самодержавными князьями, и епископы, осмелившиеся бросить им вызов. Так на развалинах старого общественного строя создавалась сильная самодержавная власть. Амбиции Андрея не ограничивались Суздальским краем: он хотел быть вождем всех русских земель. Но Киев по-прежнему оставался центром и задавал тон жизни Руси, хотя и утратил часть своего престижа. Так что Суздаль до поры до времени должен был оставаться районом второстепенного значения…» Почему? Грушевский поясняет: «Киевский князь был по-прежнему самой старшей фигурой — и для суздальского князя тоже».
Историк тут же оговаривается: «Конечно, Андрей мог бы захватить и киевский престол, но никак не мог стать киевским князем, потому что этот титул был связан с многовековой южнорусской традицией. Чтобы принять этот титул, нужно было подчиниться этой традиции и самому строю южнорусской жизни, предполагавшей братство равноправных князей, свободную общинность и прислушивание к влиятельному слою боярства. Андрей чувствовал глубокую антипатию к этой системе: не случайно он когда-то тайно сбежал от отца в Южную Русь к своему Владимиру (похитив знаменитую Вышгородскую икону Божией Матери Владимира, фактически Киевскую, которая не еще не возвращены в Украину. — Авт.). Самому Андрею, конечно, не хватило энергии и таланта реформировать эту систему по новому Владимировскому образцу. Поэтому он избрал другой путь: взял Киев только для того, чтобы разграбить и бросить его, как бесполезную вещь, а потом отдать чужаку. Не реформируя жизнь южной Руси, он все же накладывал на нее тяжелую руку и давал о себе знать при каждом удобном случае. Унижая и притесняя Юг, он пытался прославить себя и свой край в глазах сородичей. Эту политику он проводил с обычной необузданной энергией и, надо признать, весьма успешно».
Эти слова Грушевского дают важный ключ к пониманию предпосылок и причин катастрофы, т. е. захвата и почти полного опустошения Киева войсками коалиции князей под командованием Андрея Боголюбского с марта 1169 г. Это было во многом , поворотный момент в политической истории Киевской Руси. Киев, как политический и культурный центр земель Древней Руси, был разграблен, разграблен и опустошен, а часть города просто сожжена. Вот что говорит об этих страшных событиях Ипатьевская летопись: «В ту же зиму Андрей послал своего сына Мстислава воевать с киевским князем Мстиславом Изяславичем, вместе с князьями Владимирскими, Ростовскими и 11 другими княжествами. В 1169 годувсе князья, враги Мстислава Изяславича, окружили город Киев. Мстислав заперся в Киеве и командовал своим войском изнутри города. И был жестокий бой три дня, и Мстислав стал томиться в городе. Берендеи и торкилы (кочевые племена на службе у русских князей. — Авт.) предали Мстислава. Личная охрана начала говорить: «Почему вы сидите внутри, князь? Вы должны покинуть город, потому что мы не можем победить их». И Бог помог Мстиславу Андреевичу и его людям: они взяли Киев, а Мстислав Изяславич бежал из Киева во Владимир-Волынский».
Дальше начались самые ужасные вещи. «Киев был взят 8 марта (1169 г. — Авт.), — говорит летописец, — на второй неделе Великого поста, и весь город, включая Подол, Гору и монастыри, Святую Софию и Десятинную церковь, был грабили два дня. И никто никого не щадил. Горели церкви, убивали или связывали христиан, жен уводили в плен и разлучали с мужьями, младенцы плакали, глядя на своих матерей. Смоленские, суздальские и черниговские кавалеристы захватили много богатств, сорвали с церквей иконы, рясы и колокола, забрали все книги, а половцы подожгли Богородице-Печерский монастырь (имеются в виду «коалиционные войска», которые в состав вторгшегося Киева входили и эти злейшие враги древних славян, что только подтверждает оккупационный характер этих войск. — Авт.), но, благодаря молитвам Пресвятой Богородицы, Бог уберег его от этого горя. И в Киеве было безутешное горе, стоны и нескончаемые слезы. Все это произошло из-за наших грехов».
Андрей Боголюбский предпочел не восходить на киевский престол: он поместил в древней столице Руси своего верного вассала и младшего брата Глеба Юрьевича. Знаменитая Густынская летопись охарактеризовала катастрофу так: «С тех пор владимирские князья княжили в Москве, а московские князья стали княжить в Киеве». Хорошо сказано! Это вызвало невообразимую беготню князей за престол святых Владимира и Ярослава Мудрого: их было 13 (!) с 1169 по 1184 год. «Гегемония Киева окончательно канула в Лету», — пишет Грушевский. «Население Киева было ошеломлено этим беспрецедентным погромом», — добавляет он. «Нанеся Киеву тяжелый удар, Андрей даже не наградил его установлением прочного порядка и мира. Андрей не очень заботился о том, чтобы его семья удерживала Киев в своих руках. Он лишь хотел сохранить свое влияние на город и не допустить появления какой-либо самодостаточной личности, которая могла бы бросить вызов приоритету Андрея и помочь Киеву восстановить свое значение. Опираясь на свое старшинство в Русской земле, Андрей хотел осуществлять абсолютную власть над киевским престолом, независимо от своих семейных соображений или народных пожеланий».
Боголюбскому это удавалось в течение нескольких лет. Но, увы… В июне 1175 г. сам князь Андрей Юрьевич вдруг стал жертвой заговора: значительная часть его окружения, особенно знатное боярство, ненавидела Андрея за его «высокомерие» и «гордость» (оценки из упомянутой выше Ипатьевской летописи). Используя княжеского слугу Якима, боярского зятя Кучки Петро и ключника Анбала, осетина, как слепое орудие, они подстрекали их (всего было 20 заговорщиков) к убийству Андрея. Враги зарезали его ночью в его комнате.
Тем не менее, с политической точки зрения, его «дело» живет. Самодержавно-деспотическая манера правления владимирского князя, имевшего обыкновение лично решать, наказать или помиловать подчиненных князей на просторах уже распавшейся Древней Руси, нашла «творческое продолжение» в годы столь колоритной московской правители — прямые потомки Боголюбского — как Иван Калита, Василий III, Иван III и, естественно, Иван Грозный.