Древние князья руси: Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Древняя Русь — Виртуальный Pусский музей

Все произведения

Период:

Все
ВсеДревнерусское искусствоКонец XVII – XVIII векПервая половина XIX векаВторая половина XIX векаКонец XIX – начало XX векаПервая половина XX векаВторая половина XX – XXI вв.


Всего: 138

Сортировка:

по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)

Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500

Шедевры

Период:

Все
ВсеДревнерусское искусствоКонец XVII – XVIII векВторая половина XIX векаКонец XIX – начало XX векаПервая половина XX векаВторая половина XX – XXI вв.


Всего: 24

Сортировка:

по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)

Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500

Рекомендуем

Медиатека

Год создания: 2017 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 28:43

Фильм посвящен одному музейному предмету уникальному, единственному в своем роде во всем мире – деревянному Амвону из Новгородского Собора времени святителя Макария, а раньше бы сказали времени Ивана Грозного.

Год создания: 2011 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Данный фильм по картинам, представленным на выставке «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории». Директор Русского музея В.А. Гусев рассказывает зрителям о тех произведениях, сюжетах и людях, которые связаны с главными событиями в истории становления российской государственности.  

Год создания: 2011 | Интерактивная программа, Виртуальный тур | Виртуальная экскурсия | Язык: русский

Виртуальная экскурсия по выставке «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории» создана на основе временной выставки, проходившей в 2011 году в корпусе Бенуа.

Год создания: 2006 | Интерактивная программа | Язык: русский

Программа знакомит с истоками традиции русского монашества, с личностями, сыгравшими особую роль в его становлении, с древнейшими монастырями – хранителями культуры православия. Программа состоит из двух разделов: первый знакомит с истоками монашеской традиции, духовным наследием Сергия Радонежского и его школы; второй раздел содержит изображения произведений древнерусского искусства из фондов Русского музея с подробными аннотациями.

Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Виртуальная экскурсия | Язык: русский

Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.

Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре

«Амвон 1533 года в историко-литургическом контексте (Пещное действо или хиротония)»

16 ноября 2017

Лекция «Амвон в цифрах. Символика образов»

О. В. Клюканова

27 июня 2017

Лекция «Амвон как наследие святителя Макария. Открытия – реставрации – консервации»

Ж. А. Максименко, К. С. Чарыкова

18 мая 2017

Лекция «Клады Древней Руси». Часть вторая

С.М. Новаковская-Бухман

15 января 2016

Лекция «Клады Древней Руси». Часть первая

С.М. Новаковская-Бухман

22 декабря 2015

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

Древняя Русь. Первые русские князья

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей;
  2. развивать речь и мышление;
  3. воспитывать уважительное отношение к истории своего отечества.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на экран посмотрели.

Слайд №1, приложение.

2.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!!!

— Кто из вас, ребята, знает, почему так была названа наша страна в древние времена?

— Затрудняетесь. Из каких исторических источников мы могли бы найти ответ на этот вопрос? (Из «Повести временных лет» монаха Киево- Печерского монастыря Нестора).

— В 862 году среди славянских племен началась междоусобица: «Встал род на род». Никто не мог одержать верх. Чтобы прекратить войну, словени решили пригласить в князья иноземного владыку. Послы отправились к варягам (племя, жившее на берегу Варяжского (Балтийского) моря) с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата — Рюрик, Трувор и Синеус — поспешили на призыв. Через 2 года умерли Трувор и Синеус. Рюрик княжил во всей земле один. «Те варяги назывались русью…И от тех варяг прозвалась Русская земля».

-Кто был первым князем Древней Руси? (Рюрик) Слайд №2, приложение.

3. Тема урока: Первые русские князья. Слайд №3, приложение.

4. Князь Олег (год рождения неизвестен — 912)

— Когда Рюрик умер, после него остался маленький сын Игорь. Он был на столько мал, что не мог сам управлять Русью. Вместо него стал княжить его дядя- Олег. Слайд №4, приложение.

— Из «Повести временных лет» мы узнаем о том, что князь Олег со своею дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство — Киевскую Русь. Произошло это в 882 году. Киев стал столице Древнерусского государства. Слайд №5, приложение.

Сообщение ученика: В те времена русские купцы ездили со своими товарами за море. Они возили продавать меха, воск, мед, лен и рыбу. Путь купцов лежал по Днепру и Черному морю в богатый Царьград- столицу греческого государства Византию. Слайд № 6, приложение.

Греки часто мешали русским купцам торговать. Чтобы этому положить конец, Олег снарядил для похода на Царьград большой флот. Он повелел своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. Попутный ветер привел корабли к самому городу. Греки обещали не притеснять русских купцов. По преданию, в знак победы князь Олег повесил свой щит на ворота Царьграда. Слайд №7, приложение.

— Вспомните художественное произведение, посвященное князю Олегу.

— Произведение А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Слайд №8, приложение.

 «Как ныне взбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам…»

Слайд №9, приложение.

— А почему его так прозвали? (В летописи  приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее)

5. Князь Игорь (878- 945)

— После смерти Олега с 912 года в Киеве стал править князь Игорь. Слайд №10, приложение.

Однажды, отправившись собирать дань с подвластных земель, древляне отказались платить. Вся дружина и сам Игорь погибли в сражении с древлянами у города Искоростень. Из летописи мы узнаем, что случилось это в 945 году.

Физминутка (Марш. Сгибание рук в локтях — «силачи».) Слайд №11, приложение.

Смелого солдата

Знают все ребята,

Смелого солдата,

Смелого солдата не сломить.

Знают все ребята,

Смелого солдата

Никогда не смогут победить.

7. Княгиня Ольга (приблизительно 890- 969) Слайд №12, приложение.

— Ольга правила государством с 945 по 966 год. Хитростью и силой отомстила древлянам за смерть своего мужа. Слайд №13, приложение.

Сообщение ученика: Ольга предложила древлянам дань: по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора. Жители обрадовались легкой плате и принесли птиц. Тогда Ольга приказала привязать к каждой птице кусочки тряпок, пропитанных серой. Тряпки подожгли, а птиц пусти на волю. Голуби и воробьи вернулись в свои гнезда в домах древлян. К утру весь город Искоростень сгорел.

— В 957 году княгиня прибыла в Царьград и приняла христианство. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение: Слайд №14, приложение.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.»

8. Князь Святослав (942- 972) слайд №15, приложение.

Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава — называли «князем- воином». Все знали о его необыкновенной храбрости.

— О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года:

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно гепард, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: „Иду на Вы!“ Слайд №16, приложение.

Сообщение ученика: Погиб князь в бою с печенегами (племена, жившие в заволжских степях). Предание гласит, что из черепа Святослава печенежский князь велел сделать себе чашу. Он верил, что так ему передадутся сила и храбрость побежденного князя.

9. Викторина – Слайд №17, приложение.

  • Как звали первого князя на Руси?
  • Какого князя прозвали Вещим?
  • Кто первым из князей принял крещение?
  • Какой князь, прежде чем нападать, посылал противникам предупреждение «Иду на Вы!»?

10. Итог урока

Почему наша страна стала называться Русью?

Кто из первых русских князей привлек ваше внимание? Почему?

11. Домашнее задание

Подготовить сообщения о Крещение Руси

История Брянска | Rusmania

Официально год основания Брянска установлен как 985 на основании археологических находок. Однако город впервые упоминается только в 1146 Ипатьевской летописи как Дебрянск. Первоначально город был частью Черниговского княжества, важного княжества, входившего в состав Киевской Руси.


Князь Роман Михайлович Брянский

В 1246 , после татаро-монгольского нашествия, которое привело к казни князя Михаила Всеволодовича Черниговского и разрушению большей части Черниговского княжества, было образовано Брянское княжество с Брянским как его центр. Первым ее князем был князь Роман Михайлович Старший, сын расстрелянного князя Михаила Всеволодовича Черниговского. По преданию, князь Роман терял зрение и поэтому послал за списком чудотворной иконы Божией Матери Печерской из Киево-Перчерской лавры в Киеве, чтобы помолиться ей. Когда отряд возвращался с иконой в Брянск по реке Десне, икона исчезла, а позже чудесным образом явилась на дереве на берегу реки Свен. Князь Роман помолился иконе, и к нему вернулось зрение, и в благодарность он основал на месте явления иконы монастырь.


Царствование сыновей князя Романа

Дата смерти Романа Михайловича точно не известна, но ему наследовал его сын Олег где-то после 1288 . Однако позже Олег Романович решил отказаться от мирских владений и стал монахом, передав престол своему брату Михаилу. Олег Романович скончался в 1307 годах и впоследствии был причислен к лику святых Олегов Брянских. После смерти Михаила Романовича, где-то после 1307 , мужская линия потомков Романа Михайловича вымерла и Брянское княжество перешло к смоленским князьям в качестве придатка.


Правило Смоленских князей

Первым из смоленских князей Брянских был Василий Александрович, сын князя Смоленского. Вскоре после этого, в 1309 , Василий Александрович был изгнан из Брянска Святославом Глебовичем, низложенным князем Можайским. Было высказано предположение, что Святослав Глебович обосновал свои претензии на Брянск тем, что был связан браком с бывшей брянской династией, возможно, с дочерью Олега Романовича. Василий Александрович не отказался от Брянска и при поддержке монголов напал на Брянск и отвоевал княжество в 1310 с убитым в бою Святославом Глебовичем. Князь Василий Александрович Брянский умер в 1314 году. После этой даты сведения о брянских князьях скудны и порой противоречивы.


Литовское владычество

В 1356 Великий князь Литовский Альгирдас завоевал Брянск и сделал его князем своего сына Дмитрия Альгирдайтиса. Однако к 1375 г. бывший брянский князь — князь Роман Михайлович, представитель смоленской династии — снова именуется князем брянским, а в 1380 командовал Брянской дивизией, сражавшейся вместе с Дмитрием Донским в Куликовом поле. Когда Смоленское княжество было завоевано великим князем литовским Витовтом в 1395 годах, Витовт назначил Романа Михайловича своим наместником (наместником) в Смоленске.


Присоединение к Литве

Роман Михайлович погиб 1401 , когда брат предыдущего великого князя Смоленского отвоевал город. Однако в 1404 г. Витовт снова захватил Смоленск и на этот раз присоединил его к Литве, а та же участь постигла придаток Брянского княжества. Брянск останется частью Литвы до конца 15 века.


Присоединение к Москве

В 1500 Великий князь Иван III начал новую войну с Литвой и в начале войны успешно отвоевал Брянск и присоединил его к Московскому княжеству. Между Литвой и Москвой был подписан мирный договор в 1503 , под которым Московское княжество удерживало Брянск. Однако Литва по-прежнему хотела вернуть утраченные земли, и это дело было продолжено после объединения Литвы с Польшей в 1569 годах. Тем временем русские были заняты укреплением города от возможного нападения.


Пограничный город

В Смутное время Брянск дважды подвергался нападению 1607 войск Второго Лжедмитрия и, хотя город сильно пострадал от огня, Дмитрию не удалось его захватить. После Смутного времени Брянск восстановился и продолжал развиваться как город-крепость на западной границе России с Польшей-Литвой, с которой в 1618 году был заключен договор с Россией. Позже в том же веке он также стал важным городом для торговли, и Свенский рынок, проходивший за пределами Свенского монастыря, возник, где продавались товары из Украины, Крыма и Турции.


Промышленное развитие

При Петре Великом Брянск стал городом Киевской губернии в 1708 и улучшил свои укрепления. Петр Великий также построил на реке Десне пристань, и именно здесь в 1737 годах была построена Брянская флотилия для увеличения морской мощи России во время войны с Османской империей. В 1778 годах императрица Екатерина Великая сделала Брянск центром Брянского округа Орловской губернии и пожаловала городу герб. Позднее, в 1783 Екатерина основала Брянский арсенал, выпускавший осадную и полевую артиллерию. Производимая здесь артиллерия позже сыграет значительную роль в войне России против Наполеона в 1812 годах. В 1868 открыта Орловско-Витебская железная дорога, проходившая через Брянск, а в 1873 создан Белгородский машиностроительный завод, производивший паровые машины и вагоны для новых железных дорог.


Гражданская война

Во время Гражданской войны в России Брянск был захвачен Белорусской Народной Республикой в ​​ 1918 но большевики захватили город в 1919 и в 1920 сделали его центром вновь образованной Брянской губернии Советской России. В 1929 годах Брянская губерния была упразднена и Брянск стал городом Западной области, центром которого был Смоленск.


Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны Брянск пал от гитлеровцев 6 октября 1941 . В этот период более 60 000 партизан действовали из близлежащих Брянских лесов и смогли убить тысячи вражеских солдат и разрушить множество мостов и железных дорог, чтобы сорвать планы нацистов. В конце концов город был освобожден советскими войсками 9 сентября.0003 17 сентября 1943 г. – сегодня это дата, когда Брянск отмечает День города. В 1944 годах была образована Брянская область с центром в Брянске. Город был назван Городом воинской славы в 2010 за героизм, проявленный во время Второй мировой войны.

Самодержавный князь с севера

Андрей Боголюбский и власть в Киевской Руси: политические цели и методы их достижения

20 января, 00:00

Поделиться:

Какая-то таинственная романтическая дымка словно окутывает имя и деяния этого правителя даже сейчас, спустя 835 лет после его трагической гибели. Безрассудный и галантный воин; жесткий, часто жестокий, но всегда справедливый политик, с невероятной энергией стремившийся к воссоединению разрозненных земель Древней Руси на базе Владимиро-Суздальского княжества, качественно нового государствообразующего центра; талантливый строитель, положивший начало строительству величественных храмов (видимый отовсюду Успенский собор во Владимире с блестящей золотой главой поражал изысканными формами, невиданной роскошью отделки, великолепием торжественных служб ) и новые оборонительные сооружения (Золотые, Серебряные и Медные ворота во Владимире и Высокие Валы на его окраинах) в некогда неосвоенном и полудиком уголке Северо-Восточной Руси: так предстает князь Андрей Боголюбский в трудах не только русских историков-классиков XIXначала ХХ века (Карамзин, Соловьев, Ключевский, Иловайский), но и ведущих исследователей истории Киевской Руси советского времени (Рыбаков, Греков, Мавродин, Пашуто, Сахаров и др.). Определенный культ Андрея Боголюбского (он был старшим и наиболее известным сыном и последователем князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы) существует в сознании образованных россиян и сегодня.

Очень интересно, что личность и жизнь Андрея Боголюбского напрочь разрушают миф о якобы «общей истории» Украины и России (в реалиях второй половины XII в.: Киевская Русь, Владимиро-Суздальская Русь, и Северо-Восточной Руси). Ибо, хотя князь Андрей почти всю свою сознательную жизнь посвятил ожесточенной борьбе за власть во всей Древней Руси (как правило, не испытывая сомнений в выборе средств в этой борьбе), назвать его «авторитетом» совершенно нельзя. общероссийский государственный деятель. Наоборот, он — яркий представитель специфической, «самодержавной», по сути монархической (ставшей впоследствии зародышем московского царского самодержавия) политической культуры, во многих принципиальных отношениях идущей вразрез с традиционной государственной практикой Киевской Руси. .

Михаил Грушевский в свое время провел тщательный анализ двух политических систем (в древнем Киеве и в формирующемся Владимиро-Московском образовании). Великий украинский историк писал: «В Северо-Восточной Руси Андрей [Боголюбский] разрушил существующее политическое устройство и наметил планы на далекое будущее». Как это выглядело на самом деле? «Андрей взялся за преобразование социального строя своей земли: он уничтожит старые вишевые общины и заменит их новыми, не имевшими ничего общего с демократией; князья, не желавшие быть ставленниками старшего князя, были изгнаны, как и бояре, не согласные с самодержавными князьями, и епископы, осмелившиеся бросить им вызов. Так на развалинах старого общественного строя создавалась сильная самодержавная власть. Амбиции Андрея не ограничивались Суздальским краем: он хотел быть вождем всех русских земель. Но Киев по-прежнему оставался центром и задавал тон жизни Руси, хотя и утратил часть своего престижа. Так что Суздаль до поры до времени должен был оставаться районом второстепенного значения…» Почему? Грушевский поясняет: «Киевский князь был по-прежнему самой старшей фигурой — и для суздальского князя тоже».

Историк тут же оговаривается: «Конечно, Андрей мог бы захватить и киевский престол, но никак не мог стать киевским князем, потому что этот титул был связан с многовековой южнорусской традицией. Чтобы принять этот титул, нужно было подчиниться этой традиции и самому строю южнорусской жизни, предполагавшей братство равноправных князей, свободную общинность и прислушивание к влиятельному слою боярства. Андрей чувствовал глубокую антипатию к этой системе: не случайно он когда-то тайно сбежал от отца в Южную Русь к своему Владимиру (похитив знаменитую Вышгородскую икону Божией Матери Владимира, фактически Киевскую, которая не еще не возвращены в Украину. — Авт.). Самому Андрею, конечно, не хватило энергии и таланта реформировать эту систему по новому Владимировскому образцу. Поэтому он избрал другой путь: взял Киев только для того, чтобы разграбить и бросить его, как бесполезную вещь, а потом отдать чужаку. Не реформируя жизнь южной Руси, он все же накладывал на нее тяжелую руку и давал о себе знать при каждом удобном случае. Унижая и притесняя Юг, он пытался прославить себя и свой край в глазах сородичей. Эту политику он проводил с обычной необузданной энергией и, надо признать, весьма успешно».

Эти слова Грушевского дают важный ключ к пониманию предпосылок и причин катастрофы, т. е. захвата и почти полного опустошения Киева войсками коалиции князей под командованием Андрея Боголюбского с марта 1169 г. Это было во многом , поворотный момент в политической истории Киевской Руси. Киев, как политический и культурный центр земель Древней Руси, был разграблен, разграблен и опустошен, а часть города просто сожжена. Вот что говорит об этих страшных событиях Ипатьевская летопись: «В ту же зиму Андрей послал своего сына Мстислава воевать с киевским князем Мстиславом Изяславичем, вместе с князьями Владимирскими, Ростовскими и 11 другими княжествами. В 1169 годувсе князья, враги Мстислава Изяславича, окружили город Киев. Мстислав заперся в Киеве и командовал своим войском изнутри города. И был жестокий бой три дня, и Мстислав стал томиться в городе. Берендеи и торкилы (кочевые племена на службе у русских князей. — Авт.) предали Мстислава. Личная охрана начала говорить: «Почему вы сидите внутри, князь? Вы должны покинуть город, потому что мы не можем победить их». И Бог помог Мстиславу Андреевичу и его людям: они взяли Киев, а Мстислав Изяславич бежал из Киева во Владимир-Волынский».

Дальше начались самые ужасные вещи. «Киев был взят 8 марта (1169 г. — Авт.), — говорит летописец, — на второй неделе Великого поста, и весь город, включая Подол, Гору и монастыри, Святую Софию и Десятинную церковь, был грабили два дня. И никто никого не щадил. Горели церкви, убивали или связывали христиан, жен уводили в плен и разлучали с мужьями, младенцы плакали, глядя на своих матерей. Смоленские, суздальские и черниговские кавалеристы захватили много богатств, сорвали с церквей иконы, рясы и колокола, забрали все книги, а половцы подожгли Богородице-Печерский монастырь (имеются в виду «коалиционные войска», которые в состав вторгшегося Киева входили и эти злейшие враги древних славян, что только подтверждает оккупационный характер этих войск. — Авт.), но, благодаря молитвам Пресвятой Богородицы, Бог уберег его от этого горя. И в Киеве было безутешное горе, стоны и нескончаемые слезы. Все это произошло из-за наших грехов».

Андрей Боголюбский предпочел не восходить на киевский престол: он поместил в древней столице Руси своего верного вассала и младшего брата Глеба Юрьевича. Знаменитая Густынская летопись охарактеризовала катастрофу так: «С тех пор владимирские князья княжили в Москве, а московские князья стали княжить в Киеве». Хорошо сказано! Это вызвало невообразимую беготню князей за престол святых Владимира и Ярослава Мудрого: их было 13 (!) с 1169 по 1184 год. «Гегемония Киева окончательно канула в Лету», — пишет Грушевский. «Население Киева было ошеломлено этим беспрецедентным погромом», — добавляет он. «Нанеся Киеву тяжелый удар, Андрей даже не наградил его установлением прочного порядка и мира. Андрей не очень заботился о том, чтобы его семья удерживала Киев в своих руках. Он лишь хотел сохранить свое влияние на город и не допустить появления какой-либо самодостаточной личности, которая могла бы бросить вызов приоритету Андрея и помочь Киеву восстановить свое значение. Опираясь на свое старшинство в Русской земле, Андрей хотел осуществлять абсолютную власть над киевским престолом, независимо от своих семейных соображений или народных пожеланий».

Боголюбскому это удавалось в течение нескольких лет. Но, увы… В июне 1175 г. сам князь Андрей Юрьевич вдруг стал жертвой заговора: значительная часть его окружения, особенно знатное боярство, ненавидела Андрея за его «высокомерие» и «гордость» (оценки из упомянутой выше Ипатьевской летописи). Используя княжеского слугу Якима, боярского зятя Кучки Петро и ключника Анбала, осетина, как слепое орудие, они подстрекали их (всего было 20 заговорщиков) к убийству Андрея. Враги зарезали его ночью в его комнате.

Тем не менее, с политической точки зрения, его «дело» живет. Самодержавно-деспотическая манера правления владимирского князя, имевшего обыкновение лично решать, наказать или помиловать подчиненных князей на просторах уже распавшейся Древней Руси, нашла «творческое продолжение» в годы столь колоритной московской правители — прямые потомки Боголюбского — как Иван Калита, Василий III, Иван III и, естественно, Иван Грозный.