Древнерусская история: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Древнерусские рукописи в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Фонды

В конце Х в. Русь, одновременно с установлением христианства как государственной религии, приняла кириллическую письменность, имевшую уже к тому времени широкое распространение у южных славян.

Остромирово Евангелие (Апракос краткий). 1056 – 1057 г.

Л. 66 об. Инициал с зооморфным элементом.

ОР РНБ. F.п. I.5

Пергамен. Устав. 294 л.

Рукопись богато украшена выполненными красками и золотом заставками и инициалами старовизантийского стиля с зооморфными и антропоморфными элементами. Три миниатюры с изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка.

Древнейшая сохранившаяся точно датированная русская рукопись. Дата создания содержится в записи писца, дьякона Григория. Заказчиком рукописи был именитый новгородский посадник и воевода Остромир. Евангелие стало его вкладом в Новгородский Софийский собор, где и хранилось в древнейшую пору. Документально судьба рукописи прослеживается лишь с начала XVIII в.: она зарегистрирована составленной в 1701 г. описью одной из церквей Московского Кремля. В 1720 г. Остромирово Евангелие было отослано в Санкт-Петербург. В 1805 г. рукопись обнаружили среди вещей Екатерины II. Император Александр I распорядился передать Евангелие в Императорскую Публичную библиотеку.

Остромирово Евангелие (Апракос краткий). 1056 – 1057 г.

Л. 87 об. Миниатюра с изображением евангелиста Луки.

Собрание древнерусской рукописной книги Российской национальной библиотеки в наиболее полном объеме отражает историю русской рукописной книжной традиции – от Остромирова евангелия XI в. до поздних старообрядческих рукописей начала ХХ в.

Тематика материала необычайно широка. Здесь находятся и богато украшенные богослужебные книги, и важнейшие исторические памятники – летописные и хронографические, книги для «душеполезного» чтения и для практического применения – травники, лечебники, трактаты по военному делу, различным областям средневековых знаний и даже учебники чтения текстов, написанных скорописью. Особый интерес представляют четьи сборники, содержащие произведения самых разных жанров: богословские трактаты, памятники учительного красноречия, агиографические произведения, сюжетные повести, церковно-полемические сочинения, памятники русской публицистики, силлабические вирши.

Исключительная ценность древнерусских фондов РНБ подчеркивается тем, что именно здесь хранятся памятники, к которым по праву можно применить определение «первый» – в смысле «древнейший дошедший до наших дней»). Прежде всего, это знаменитое Остромирово Евангелие 1056–1057 г.– древнейшая сохранившаяся точно датированная русская рукописная книга. Манускрипт, созданный в эпоху культурного подъема и расцвета древнерусского государства для Софийского собора Великого Новгорода – главного храма северо-западной Руси – и ставший свидетелем тысячелетнего пути развития русской культуры, включен в Реестр ЮНЕСКО «Память мира».

Изборник. 1076 г.

ОР РНБ. Эрм. 20

Пергамен. Устав. 277 л.

Рукопись украшена заставками и инициалами старовизантийского стиля, выполненными киноварью изображениями грифона и леопарда (л. 108 об.). Один из древнейших русских точно датированных памятников. На л. 276 об. – 277 запись писца Иоанна с упоминанием князя Святослава Ярославича: «Кончашася книга сия рукою грешнаго Иоанна избрано из многих книг княжих. Идеже криво, братие, исправившее чтете, благословите, а не кляните. Кончах книжьны сия в лето в 584 при Святославе князи Русьскы земля, аминь».

Рукопись принадлежала историку князю М. М. Щербатову (1733–1790), была куплена для Эрмитажа вместе с другими его книгами в 1791 г. Поступила в ИПБ в составе Эрмитажного собрания в 1852 г.

 

«Минея Дубровского» (Минея служебная на июль).

XI в. Фрагмент. 15 л.

ОР РНБ. F.п. I. 36

Пергамен. Устав.

Фрагмент содержит службы Федору Стратилату, апостолам Варфоломею и Варнаве, апостолу Иуде, Иоанну Предтече.

Рукопись из коллекции П. П. Дубровского, поступила в ИПБ в 1805 г.

Одна из древнейших сохранившихся русских рукописей. В тексте манускрипта отразилась правка богослужебных книг по греческим рукописям, проводившаяся на Руси во второй половине XI в.

Памятник поступил в ИПБ в 1805 г. в составе коллекции П. П. Дубровского.

Если Остромирово Евангелие – богослужебная книга, то хранящийся в Российской национальной библиотеке Изборник 1076 г. – древнейшая дошедшая до наших дней русская точно датированная четья рукописная книга, то есть книга литературного содержания. В ней читается множество статей нравственно-христианского характера, адресованных светской части древнерусского общества, прежде всего, княжеской элите. Это Стословец Геннадия Константинопольского, Премудрость Исусова сына Сирахова, Афанасиевы ответы и др. Сборник был составлен на Руси по образцу Изборника 1073 г., являющегося списком с болгарского оригинала.

Ключевым источником всей русской историографии является хранящаяся с 1811 г. в Библиотеке Лаврентьевская летопись 1377 г. – древнейшая дошедшая до наших дней точно датированная русская летопись. Лаврентьевская летопись –датообразующий памятник Российской государственности – занесена в Реестр ЮНЕСКО «Память мира».

Киевская Псалтирь. 1397 г.

ОР РНБ. ОЛДП. F.6.

Пергамен. Устав. 230 л.

На полях рукописи находятся многочисленные миниатюры, выполненные золотом и красками. В миниатюрах заметны отзвуки эллинистических традиций, на некоторых миниатюрах имеются надписи на греческом языке. Запись писца, протодьякона Спиридона, сообщает о написании рукописи в Киеве повелением владыки Михаила. Вопрос о месте создания памятника стал темой научных дискуссий и нашел отражение в научной литературе.

Записи на листах свидетельствуют о том, что несколько столетий рукопись находилась в Вильно. Последним частным владельцем ее был князь П. П. Вяземский, у которого рукопись была куплена графом С. Д. Шереметевым и подарена им Обществу любителей древней письменности по случаю посещения музея Общества наследником престола великим князем Александром Александровичем 21 февраля 1881 г. Рукопись поступила в ГПБ в 1932 г. в составе коллекции Общества любителей древней письменности.

В древнерусских фондах хранится и самая старшая из дошедших до нас точно датированная иллюстрированная русская рукописная книга. Это знаменитая Киевская Псалтирь 1397 г. В рукописи содержится более 300 миниатюр, иллюстрирующих текст или символически его интерпретирующих. До Киевской Псалтири древнерусские рукописи имели только «лицевые» миниатюры, изображавшие автора текста (евангелисты, царь Давид и др.), членов княжеской семьи, святых-патронов заказчика рукописи.

Псалтирь. XIV в.

ОР РНБ. F. п. I. 2

Пергамен. 335 л. Устав.

В заголовках некоторых псалмов встречаются глаголические буквы. Согласно имеющейся в рукописи записи, в 1431 г. рукопись была дана вкладом супругой князя Глеба Смоленского Ульяной, в иночестве Еленой, в церковь Михаила Архангела в Смоленске.

Рукопись из коллекции П. К. Фролова, поступившей в основном своем составе в ИПБ в 1817 г.

Стилистическая изысканность художественного оформления, миниатюры, инициалы превращают многие памятники древнерусской письменности в подлинные произведения искусства. Такова известная всем искусствоведам Фроловская Псалтирь XIV в., украшенная заставками и инициалами тератологического стиля и интересная орнаментикой инициалов, включающей многочисленные вкрапления человеческих фигур.

В отличие от стран Западной Европы, культура которых развивалась в городах и университетах, на Руси важнейшими центрами книжной культуры являлись монастыри, в которых работали книгописные мастерские, создавались литературные произведения, формировались богатые библиотеки. Особую ценность древнерусским фондам РНБ придает то обстоятельство, что здесь находятся собрания старейших русских книгохранилищ. Прежде всего, это библиотека Новгородского Софийского собора, в составе которой рукописи, созданные в различных книжных центрах северо-восточной Руси, содержащие уникальные списки памятников древнерусской литературы, например, авторский список Жития преподобного Сергия Радонежского руки знаменитого агиографа Пахомия Логофета.

Лицевой летописный свод. Вторая половина XVI в.

ОР РНБ. ОСРК. F.IV.233

Лаптевский том (Летописец Русский с 1117 по 1251 гг.). 1005 л. Полуустав

Рукопись поступила в ИПБ в 1827 г. – дар антиквара-библиофила Ивана Петровича Лаптева.

Лицевой летописный свод – самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси, повествующее о всемирной и русской истории, начиная с сотворения мира и кончая 1567 г., царствованием Ивана Грозного. Свод дошел до нас в 10-ти томах, четыре из них хранятся в РНБ (F.IV.151 – Хронографический том, F.IV.225 – Голицынский том, F.IV.233 – Лаптевский том, F.IV.232 – Шумиловский том). Почти каждый лист и оборот листа этих рукописей украшен миниатюрами (всего более 16000 миниатюр).

Памятник создан по заказу Ивана Грозного в период 1568 – 1576 гг. в Александровой слободе. 

 

Пантелеймоново Евангелие (Апракос полный)

ОР РНБ. Соф. 1

Кон. XII — нач. XIII в. (?). Новгород или Новгородские земли. Писец Максим Тошинич 224 л. Пергамен. Чернила, киноварь, краски.

Заставки старовизантийского стиля с элементами плетенки. Инициалы южнославянского и старовизантийского стилей, киноварью и красками.

Миниатюра с изображением св. Пантелеймона и великомуч. Екатерины (на л. 224).

На полях миниатюры запись писца Максима Тошинича, священника двух новгородских церквей – Иоанно-Предтеченской и Вознесенской.

Свое название рукопись получила по имени одного из персонажей миниатюры — св. Пантелеймона, который, по предположению ряда исследователей (Д. И. Абрамович, Е. Ф. Карский), мог быть патроном заказчика рукописи. Сюжет миниатюры — святой-целитель Пантелеймон и великомученица Екатерина — уникален для книжной миниатюры. По мнению А. А. Турилова, миниатюра могла быть выполнена по обету — в память исцеления больного, который молился им о здравии.

Здесь хранится древнее Пантелеймоново Евангелие с редкой по иконографии миниатюрой св. Пантелеймона и св. Екатерины, Софийский комплект Великих Миней Четьих митрополита Макария, четыре тома Лицевого летописного свода царя Ивана Грозного, списки Русской Правды – первого правового кодекса Древней Руси, многие другие раритеты. В Отделе рукописей РНБ сохраняются в целостности основного своего массива библиотеки крупнейших русских монастырей: Кирилло-Белозерского Успенского и Соловецкого Спасо-Преображенского. Эти собрания донесли до наших дней ценнейшие памятники русской средневековой монастырской книжной культуры, такие, как рукописи келейной библиотеки преподобного Кирилла или энциклопедические сборники монаха-книжника XV века Евфросина. Древнерусская книжность – это не только поучительное, но и увлекательное чтение.  Такова, например, Самарская рукопись, содержащая Повесть о Варлааме и Иоасафе с занимательными сюжетными эпизодами и удивительными древними притчами.

Благовещенский кондакарь. Кон. XII — нач. XIII в.

ОР РНБ. Q п. I. 32

Пергамен. 130 л. Устав. Заставка и инициалы тератологического стиля.

Вид нотации – кондакарная. Рукопись содержит кондаки – краткие песнопения, составленные в честь святых или праздников. Рукопись принадлежала Нижегородскому Благовещенскому монастырю, от которого и получила свое название. Переданная в библиотеку Синода, рукопись в 1860 г. поступила в Императорскую Публичную библиотеку. На многих листах рукописи имеется греческий текст, написанный русскими буквами. Исключительная ценность рукописи заключается прежде всего в том, что представленные в ней напевы принадлежат к совершенно особой музыкальной системе – кондакарной. После официального принятия из Византии христианского богослужения, вместе с его музыкой, было принято и культовое пение, имевшее две системы – кондакарную и стихирарную (знаменный роспев). Кондакарная система на Руси исчезает в XIV в., знаменная же существует вплоть до XIX в. 

В фондах Сектора широко представлено древнерусское церковное пение. Это более 1000 певческих нотированных кодексов XII–XX вв. (включая старообрядческие): ирмологии, октоихи, обиходы, стихирари, триоди, праздники; а также певческие азбуки, предназначенные для практического освоения знаменного пения. Здесь хранится одна из пяти известных в мире рукописей, отличающихся особой системой нотной записи, – Благовещенский кондакарь рубежа XII–XIII вв.

Традиции древнерусского певческого искусства сохранились в старообрядческой среде. Вследствие многочисленности и разрозненности старообрядческих общин, богослужебное пение едва ли не в каждой из них имело свои локальные особенности. В фондах Сектора собраны рукописи XVIII – XX веков, представляющие певческое искусство разных центров старообрядчества, различающиеся между собой не только по содержанию, но и по художественному оформлению.

Отдельную группу рукописей составляют нотолинейные кодексы, в которых записаны как богослужебные, так и светские произведения XVII–XIX вв. В них содержатся панегирические канты и жанры духовной лирики. В этих рукописях анонимные тексты соседствуют с авторской поэзией Симеона Полоцкого, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова. В эту группу входит также ценнейший памятник народной поэзии – Сборник Кирши Данилова – первое в русской фольклористике собрание русских былин и исторических песен, снабженное нотами.

Сборник Кирши Данилова. Посл. четверть XVIII в.

ОР РНБ, F. XIV. 62

101 л. Скорописное письмо.

Собрание русских народных песен. Рукопись является списком, изготовленным, вероятно, по заказу урало-сибирского заводчика Петра Акинфиевича Демидова на одном из его горных заводов. Тексты песен сопровождаются нотными записями в современной пятилинейной нотации, причем нотное изложение мелодий сделано не для голоса, а для инструмента, скорее всего, скрипки.

Журнал путешествия Н. П. Резанова из Камчатки в Японию.

1804–1805 гг.127 л.

ОР РНБ. ОСРК. F.IV.482

Рукопись в переплете Императорской Публичной библиотеки – картон, оклеенный мраморной бумагой, корешок и уголки красного сафьяна.

Николай Петрович Резанов (1764–1807) был назначен императором Александром I посланником для установления дипломатических и торговых отношений с Японией и прибыл туда на трехмачтовом шлюпе «Надежда». Этот парусник под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна совершал первую русскую кругосветную экспедицию. В июле 1803 г. два судна (вторым шлюпом «Нева» командовал Юрий Федорович Лисянский) вышли из Кронштадта, проследовали мимо северо-западной части Европы, пересекли экватор, оказались у бразильских берегов, обогнули мыс Горн, дошли до Гавайских островов, где разделились (в мае 1804 г.): «Нева» отправилась к Аляске, а «Надежда» – на Камчатку и оттуда в Японию.

В Секторе древнерусских фондов хранятся также рукописные книги и другие рукописные материалы XVIII–XIX вв., не относящиеся собственно к древнерусской традиции. Это рукописи научного, исторического, литературного содержания, сочинения по военному делу, юриспруденции, другим отраслям знаний, личные дневники, карты, планы, путевые альбомы и пр. В составе Эрмитажного собрания хранятся рукописи, специально созданные для поднесения российским императорам. Таков альбом А. А. Нартова «Описание монетного производства». В Эрмитажном собрании также находится ценный комплекс копийных материалов – сделанных в XVIII в. для императрицы Екатерины II писарских копий с древнерусских рукописных книг и документов.

См. также виртуальные выставки РНБ:
Древнерусские рукописные Евангелия XII – XVII вв. и их списки XIX в.

 

Древнерусская государственность | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Россия
сыграла огромную роль в мировой истории. В пределах территории современной
Российской Федерации в древнее время сложились многие государственные
образования, в разное время проживали десятки различных народов, многие из
которых и сегодня составляют основу многонационального народа России.

В
течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных и
балтских народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под
единой княжеской властью, под главенством одной династии (Рюриковичей).
Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля», со
столицей в Киеве. В конце X в. на Руси было принято христианство в его
восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития
страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений
человека того времени. Формирование государства и принятие христианства
являлись составными частями процессов политогенеза и христианизации, охвативших
в конце I тыс. н. э. большую часть Евразийского континента. Период с конца X по
начало XII столетия — время существования относительно единого Древнерусского
государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в
международных отношениях.

Верховная
власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого
распределялись княжеские столы (престолы) в составных частях,
территориально-административных единицах государства – волостях. В ряде
крупных городских центров значительное влияние на решение важных политических
вопросов начинает оказывать городское собрание – вече.
Социально-экономический и общественно-политический строй Древнерусского
государства, хотя и имел целый ряд специфических черт, тем не менее, во многом
был схож со строем соседних европейских государств: Польши, Чехии, Венгрии.
Прежде всего, это касается господствующей роли князя и служившей ему знати,
системы централизованной эксплуатации зависимого населения, относительно
позднего развития крупной частной земельной собственности. В XII веке
государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных
образований – земель, в большинстве из них правили представители
разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую суверенность земель,
продолжало существовать представление о единстве Руси, о Киеве как общерусской
столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми
Рюриковичами. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с
митрополитом всея Руси. В каждой земле формируются собственные культурные
центры, возникают оригинальные памятники литературы и искусства. Особая форма
политического строя сложилась в крупнейшей земле – Новгородской. Там высшим
органом власти постепенно становилось городское собрание – вече, которое
могло приглашать и лишать новгородского стола князей и избирало важнейших
должностных лиц.

Период
с середины XIII по XV столетие – время кардинальных перемен в судьбе Руси.
Удар, нанесенный по русским землям монгольскими завоевателями в середине XIII века,
серьезно изменил их развитие, в первую очередь политическое.

Русские
земли оказались политически и экономически ослабленными и попали в зависимость
от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной
части Азии стала теперь Орда. В этих условиях перестало существовать формальное
единство русских земель во главе с Киевом. Западные и южные русские земли в
течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по
происхождению государственных образований – Великого княжества Литовского и
Польского королевства.

В
Северо-Восточной Руси после установления зависимости от Орды начался процесс
объединения русских земель. Постепенно его центром стало возникшее во второй
половине XIII века Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия после
длительной борьбы закрепили за собой великое княжение Владимирское – главное в
Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея
Руси». В Новгороде и Пскове сложился республиканский строй, имевший черты
сходства с западноевропейскими городскими коммунами.

В
XV столетии политическая карта Восточной Европы выглядела совсем иначе, чем до
монгольского нашествия. Вместо более десятка земель на ней доминировали два
крупных государства – Великое княжество Литовское (включившее в себя
значительную часть русских, восточнославянских территорий) и Великое княжество
Московское. Они вели между собой борьбу за первенство в условиях постепенного
ослабления и последующего распада Орды. Единое Русское (Российское) государство,
складывавшееся на основе Великого княжества Московского, к концу XV в.
освободилось от ордынской зависимости, стало крупнейшим в Европе по размерам
территории и включилось в европейскую систему международных отношений.

В
данном разделе собраны уникальные исторические документы и свидетельства,
исторические карты, изображения музейных экспонатов, видеолекции,
раскрывающие самую раннюю историю будущей России.

Как Владимир Путин использует историю Российской империи

загрузка..

Фильтр по

  • Курс Опиньо
  • Мероприятие
  • В прессе
  • Работа
  • Новости
  • Страница
  • Человек
  • Публикация
  • Программа исследований
  • обслуживание
  • Категория обучения
  • Учебный кейс
  • Учебные курсы

Результаты поиска для:

Загрузить следующий

Назад к обзору

Царь поражен

24 февраля Владимир Путин потряс мир, начав войну на Украине. В преддверии российского вторжения Путин произносил далеко идущие речи и написал статью, чтобы узаконить свои действия, наполненную интенсивной риторикой как об имперской, так и о советской истории.

Однако это не что-то новое. Путин последовательно использует историю для достижения своих политических целей с того дня, как стал президентом1
. На протяжении многих лет он все чаще и неоднократно обращался к истории Российской империи, о чем свидетельствует дискурсивный анализ более 500 его выступлений и других источников за эти годы2.
.

Путин изначально вдохновлялся прошлым. Но в его руках история постепенно превращалась в оружие. Путин использовал этот риторический меч дома и за рубежом, чтобы оправдать свои действия и укрепить свою власть. Его легитимация нынешней военной операции на Украине является кульминацией этой стратегии.

Прочитать предупреждение полностью.

Посмотрите пояснительное видео.

Подписаться на @nielsdrost и @Clingendaelorg в Твиттере.

  • 1Это исследование было проведено в Утрехтском университете (UU) для получения степени магистра международных отношений в исторической перспективе. Полные результаты исследования см. в архиве тезисов UU.
  • 2Много написано о том, как Путин использовал историю Второй мировой войны и Советского Союза, но меньше о том, как он использует историю Российской империи.

История России и Восточной Европы

Описание

История России и Восточной Европы предлагает широкий взгляд на современную российскую историю имперской и советской эпох. Темы включают Евразийскую империю России, русскую революцию, культуру и идентичность девятнадцатого века, Советский Союз с 1929 года, женщин в истории России и множество других тем.

Программа магистратуры

Российская и советская история предлагает обширную подготовку по современной российской истории имперской и советской эпох. В дополнение к двухсеместровой последовательности курсов по современной европейской истории студенты, специализирующиеся в этой области, также посещают специализированные коллоквиумы по имперской и советской истории, проводимые профессорами Луизой Макрейнольдс и Дональдом Дж. Рэли соответственно, и исследовательские семинары, проводимые ими и другими. европеисты. Профессора Макрейнольдс и Рэли также читают специализированные курсы по Евразийской империи России, русской революции, культуре и идентичности девятнадцатого века, Советскому Союзу с 19 века.29, женщины в истории России и различные тематические курсы. Аспиранты, специализирующиеся в этой области, также должны пройти направленный курс чтения по средневековой и московской истории. У них есть возможность расширить специализацию по истории России, включив в нее Восточную Европу, записавшись на полевой коллоквиум, который ведет профессор Чад Брайант. В качестве альтернативы они могут объявить историю Восточной Европы своей второстепенной областью, пройдя два курса в этой области.

Те, кто заинтересован в проведении дипломной работы по истории Восточной Европы, могут сделать это в пределах российско-советской или западноевропейской орбиты. Профессор Брайант предлагает выпускникам коллоквиумы по истории Восточной и Центральной Европы. Он и профессор Рэли также проводят коллоквиум, который знакомит студентов исторического факультета с историей России и Восточной Европы и служит завершающим курсом для студентов, обучающихся по междисциплинарной магистерской программе университета по изучению России и Восточной Европы, проводимой Центром славистики UNC. , евразийские и восточноевропейские исследования.

Программа выпускников по истории России и Восточной Европы тесно сотрудничает с финансируемым из федерального бюджета Объединенным центром славянских, евразийских и восточноевропейских исследований UNC-Duke (UNC CSEEES и Duke CSEEES) и с историческим факультетом Университета Дьюка. Это сотрудничество расширяет предложения курсов, доступных для студентов UNC, которые могут записаться на занятия в Duke, которые преподают русисты Мартин Миллер и Анна Крылова. Совместный центр UNC-Duke также предоставляет стипендии для изучения иностранных языков и страноведения (FLAS) для обучения среднему/продвинутому языку, максимизирует отдачу от расходов на библиотечные покупки благодаря совместной программе закупок и может похвастаться живой программой докладчиков и соответствующими инициативами. .

Все студенты, защитившие докторскую диссертацию с 1995 г. или работающие в настоящее время над диссертациями, выиграли престижные национальные диссертационные исследования и/или стипендии для написания диссертаций, финансируемые такими организациями, как Fulbright-Hayes, ACTR, IREX и SSRC. Недавние получатели докторской степени приняли преподавательские назначения в Университете Айовы, Калифорнийском государственном университете в Чико, Университете Лойолы (Чикаго), Университете Северной Каролины в Гринсборо, Государственном университете Клейтона, Техасском университете A&M, Колледже Святого Креста, Орхусском университете ( Дания) и Rocky Mountain College.