Диссиденты брежневской эпохи: Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»

Содержание

Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»




Новости
05.12.2022


Комикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа


Сборник

Емельян Пугачёв







Новости
07.11.2022


В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов





Новости
14.10.2022


Экоактивистки залили томатным супом картину Ван Гога




От «истинных коммунистов» до «почвенников»


В общественном движении советского государства брежневского периода распространилось так называемое диссидентство (от латинского слова dissidens — несогласный). Диссидентами (или инакомыслящими) называли людей, выражавших недовольство политикой СССР.


Далеко не все диссиденты являлись антисоветчиками. Были и так называемые «истинные коммунисты» (например, Рой Медведев), которые полагали, что Брежнев, Хрущёв, другие лидеры Советского Союза отошли от истинного марксизма-ленинизма. Они призывали вернуться к изучению трудов классиков марксизма, считая всё происходившее в СССР в середине 20-го века неким отклонением от социалистической нормы. Были люди, которые выступали за возвращение России к её национальным границам, национальной почве её культуры. Существовали и иные направления, различные по своим формам и участникам. Тем не менее всех их условно можно определить как диссидентов.




Процесс Синявского и Даниэля. Источник: ru. wikipedia.org


Инициатором движения выступила интеллигенция. Ещё в 1966-м появилось так называемое «Письмо 25-ти», в котором писатели Катаев, Тендряков, Паустовский, Чуковский, балерина Майя Плисецкая, актёры Смоктуновский, Ефремов, академики Арцимович, Сахаров и другие обратились к Брежневу с просьбой остановить реабилитацию Сталина (по крайней мере, именно так были восприняты некоторые заявления Леонида Ильича, сделанные им в 1965-м).


После подписания Советским Союзом в 1975-м Хельсинских соглашений в стране возникла Московская Хельсинкская группа, или Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений, члены которой были намерены следить за тем, чтобы выполнялись гуманитарные обязательства, которые Брежнев принял на себя в 1975-м в Хельсинки. Главой группы стал Юрий Орлов, в 1996-м передавший председательство Людмиле Алексеевой.

Самиздат: цензура, риск, литература


Одной из форм диссидентского движения было создание так называемого самиздата. Начиная с 1968-го и по самый конец брежневской эпохи, 1983-й, выходила «Хроника текущих событий» — издание, в котором перечислялись факты нарушения прав человека в Советском Союзе, согласно мнению и оценке правозащитников.


В самиздате выпускались не только современные произведения, но и работы многих писателей, которые по тем или иным причинам не публиковались в СССР. Например, почти в каждом доме было перепечатанное издание Ахматовой, Цветаевой или Пастернака, потому что купить в магазинах подобные книги было практически невозможно: они либо не издавались вообще, либо выходили очень маленькими тиражами.


Кроме самиздата существовал тамиздат — книги, которые печатались за рубежом и впоследствии тем или иным способом переправлялись в Советский Союз. Например, в немецком городе Франкфурт-на-Майне функционировало издательство «Посев», которое специализировалось на публикации произведений, по тем или иным причинам в СССР не выходивших.




Андрей Сахаров. 1989 г. Источник: arzamas. academy


«Посев» — первое издательство, которое печатало многие произведения советских диссидентов 1960—1970-х гг. С одной стороны, это было неплохо: хотя бы таким образом «несогласные» могли пробиться к своим читателям за рубежом и в некоторой степени — в Советском Союзе. Но, с другой стороны, издательство создавало для них в СССР, где существовали жёсткая цензура и категорический запрет на публикацию без согласия компетентных органов, большие проблемы. Так, в 1965-м тамиздат стал причиной репрессий в отношении писателей Синявского и Даниэля.

Борьба с инакомыслием


Наказания за подобную деятельность, которая по-прежнему считалась антисоветской, были, безусловно, более мягкими, чем в сталинский период. Если прежде за подобное отправляли в лагеря, то в 1960—1970-х гг. данная мера применялась сравнительно редко. И всё же времена были не из простых.


Одним из видов наказания для диссидентов в СССР стала их добровольно-принудительная высылка за границу. Иначе говоря, насильно уезжать никто никого не заставлял, но при этом человеку создавались такие условия для жизни и работы, что его выезд за рубеж становился чуть ли не единственным выходом. В 1970-е таким образом были депортированы за пределы Советского Союза и плюс к этому лишены в качестве наказания советского гражданства Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александр Солженицын.


Некоторые деятели культуры покидали СССР сами. Например, Юрий Любимов. Кто-то при этом шёл на очень серьёзные и рискованные шаги. В 1974-м из Советского Союза оригинальным способом бежал океанограф Станислав Курилов. Отправившись в круиз на советском теплоходе, который моря бороздил, но в иностранные порты не заходил, он, дождавшись момента, когда лайнер будет проплывать мимо Филиппин, прыгнул за борт и несколько суток добирался вплавь до ближайшего острова. После того как в Чили к власти пришла военная диктатура под руководством Аугусто Пиночета, был арестован и посажен в тюрьму лидер чилийской коммунистической партии Луис Корвалан, которого в одной из западноевропейских стран Москва обменяла на советского диссидента Владимира Буковского.




Встреча Луиса Корвалана в Москве. Источник: back-in-ussr.com


В августе 1968-го на Красной площади состоялось очень короткое выступление 7 советских диссидентов, протестующих против ввода войск в Чехословакию. Одних участников акции посадили, других направили на психиатрическое освидетельствование и лечение.


Тех, кого нельзя было выслать из Советского Союза и подвергнуть репрессиям из-за боязни серьёзного международного резонанса, наказывали другим образом. Так, учёного с мировым именем академика Сахарова в 1980-м отправили в ссылку в Горький, разместили в трёхкомнатной квартире и установили за ним круглосуточное наблюдение. Возвращение Андрея Дмитриевича в Москву произошло только в 1986-м по личному распоряжению Горбачёва.


Традиционно к диссидентам причисляют только тех участников общественного движения, которые не боролись открыто за свержение социалистического строя, а в той или иной степени выступали с его критикой. «Несогласные» не переходили дозволенных рамок, наоборот, многие из них настаивали на том, что в своей деятельности придерживаются советского законодательства.




Владимир Высоцкий. Источник: russianpoetry.ru


С середины 1960-х общественное движение приняло характер «магнитофонной революции», когда стали широко распространяться многочисленные записи, критикующие советский строй. В частности, именно таким образом до слушателей доходили произведения Владимира Высоцкого и Михаила Жванецкого.


Вклад, внесённый диссидентами в развитие советского общества 1960−1980-х гг., заключался в подготовке ими своеобразной идеологической программы перестройки. Инакомыслящие протестовали не против планов развития народного хозяйства, а против подавления свободы личности — официального права, закреплённого в международных актах.

Сборник: Советские диссиденты

Несмотря на преследования со стороны властей, они осуществляли мониторинг нарушений прав человека в стране и не прекращали публичной активности.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Люди хотят знать правду»

«Люди хотят знать правду»

Отрывок из воспоминаний советского диссидента Анатолия Марченко, посмертно награждённого премией имени Андрея Сахарова.

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

На страже прав человека

На страже прав человека

Основатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева посвятила всю свою жизнь правозащитному движению.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Даниэля и Синявского

Дело Даниэля и Синявского

В сентябре 1965-го арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Впрочем, читатели тамиздата знали их под другими именами: Абрам Терц и Николай Аржак.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Карательная психиатрия против инакомыслия

Карательная психиатрия против инакомыслия

«Пациентами» побывали Иосиф Бродский, генерал Григоренко, Валерия Новодворская и другие диссиденты.

  • Статьи
  • Другое
  • XX век

Суд над Натальей Горбаневской

Суд над Натальей Горбаневской

После «демонстрации семерых» в 1968-м не была осуждена только Наталья Горбаневская. Однако всего через два года она попала под каток карательной психиатрии.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Инакомыслие в СССР

Инакомыслие в СССР

Кого считали диссидентом? Как власть боролась с инакомыслием? За что человек рисковал оказаться на принудительном лечении?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»

Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»

Диссиденты, активность которых пришлась на 1960-1980-е гг. , выступали против авторитарного режима и боролись за права человека.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Люди хотят знать правду»

Отрывок из воспоминаний советского диссидента Анатолия Марченко, посмертно награждённого премией имени Андрея Сахарова.

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

На страже прав человека

Основатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева посвятила всю свою жизнь правозащитному движению.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Даниэля и Синявского

В сентябре 1965-го арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Впрочем, читатели тамиздата знали их под другими именами: Абрам Терц и Николай Аржак.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Карательная психиатрия против инакомыслия

«Пациентами» побывали Иосиф Бродский, генерал Григоренко, Валерия Новодворская и другие диссиденты.

  • Статьи
  • Другое
  • XX век

Суд над Натальей Горбаневской

После «демонстрации семерых» в 1968-м не была осуждена только Наталья Горбаневская. Однако всего через два года она попала под каток карательной психиатрии.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Инакомыслие в СССР

Кого считали диссидентом? Как власть боролась с инакомыслием? За что человек рисковал оказаться на принудительном лечении?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»

Диссиденты, активность которых пришлась на 1960-1980-е гг. , выступали против авторитарного режима и боролись за права человека.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Убийство Кирова

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Балетный роман

  • Статьи
  • Европа
  • XIV-XV вв.

Как сходят с ума короли: Карл VI

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Храм Христа Спасителя: история возведения

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?

  • Статьи
  • Африка
  • XIV век до н. э.

Нефертити и её бюст

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Боярство: блеск и нищета древней русской знати

  • Статьи
  • Америка
  • XIX век

Золотая лихорадка: безумие в Клондайке

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Юрий Кнорозов: человек, разгадавший загадку языка майя

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Туркестанский легион вермахта

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

От бурдалю до ретирадника

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 617570

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • 📚 Статьи
  • 👀 115774

Убийство Кирова

  • 📚 Статьи
  • 👀 83030

Балетный роман

  • 📚 Статьи
  • 👀 43319

Как сходят с ума короли: Карл VI

  • 📚 Статьи
  • 👀 40895

Храм Христа Спасителя: история возведения

  • 📚 Статьи
  • 👀 38517

Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?

  • 📚 Статьи
  • 👀 37402

Нефертити и её бюст

  • 📚 Статьи
  • 👀 36145

Боярство: блеск и нищета древней русской знати

  • 📚 Статьи
  • 👀 34366

Золотая лихорадка: безумие в Клондайке

  • 📚 Статьи
  • 👀 30665

Юрий Кнорозов: человек, разгадавший загадку языка майя

  • 📚 Статьи
  • 👀 686585

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • 📚 Статьи
  • 👀 617570

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • 📚 Статьи
  • 👀 274977

Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев

  • 📚 Статьи
  • 👀 265785

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • 📚 Статьи
  • 👀 260648

Нанкинская резня (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 221228

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • 📚 Тесты
  • 👀 216207

«Три мушкетёра»

  • 📚 Статьи
  • 👀 176631

Тува — республика, поглощённая Россией

  • 📚 Статьи
  • 👀 175698

Туркестанский легион вермахта

  • 📚 Статьи
  • 👀 171689

От бурдалю до ретирадника

Главное о диссидентах в 9 вопросах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЧеловек против СССРЛекцииМатериалы

Как появились, что делали и что изменили инакомыслящие в СССР, рассказывает историк Алексей Макаров 



Подготовили Алексей Макаров, Юлия Богатко, Олег Коронный

Когда и как в СССР появились «несогласные» и с чем они были не согласны?


Пока был Сталин, открыто не соглашаться с действием властей почти никто не решался — можно было попасть в лагерь и за более мелкие провинности. Хрущев на XX съезде разоблачает культ личности и освобождает политических заключенных. Общество начинает попытки наладить диалог с властью: сни­маются фильмы, пишутся книги, существование которых при Сталине было бы невозможным. Вырастает поколение, которое верит в то, что действия государ­ства можно редактировать, и позволяет себе все больше свобод. В частности, два писателя — Андрей Синявский и Юлий Даниэль — передали на Запад свои произведения и издали их под псевдонимами. В 1965 году их арестовали и стали судить за «антисоветскую агитацию и пропаганду». К недовольству властей, за писателей вступились известные деятели культуры (Шкловский, Чуковский, Окуджава, Ахмадулина и другие), направив в Президиум Вер­хов­ного Совета «Письмо 62-х» с просьбой об освобождении писателей. Несколько человек организовали на Пушкинской площади «Митинг гласности», а мате­риалы процесса стали собирать и распространять в самиздате.


Примерно тогда же СССР подписывает Международный пакт о гражданских и политических правах своих граждан  Пакт Организации Объединенных Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года., о чем сообщается в советских газетах. Советские граждане с удивлением узнают, что об их правах заботится Комис­сия по правам человека ООН и что туда можно обращаться в случае их не­со­блюдения. Люди не обязательно пострадавшие, но считающие не­об­ходимым указать власти на правонарушения начинают собирать свидетельства.



Протестующие против ввода советских войск в Чехословакию. Прага, август 1968 годаGetty Images

Одновременно похожие процессы происходят в других социалистических странах. Доходит даже до того, что в Чехословакии начинаются либеральные реформы. Советское правительство, боясь потерять контроль над со­циа­ли­сти­ческим миром, вводит в 1968 году в Прагу танки. В знак протеста восемь че­ловек выходят на Красную площадь с плакатами «За вашу и нашу свободу», «Позор оккупантам» и т. д. Естественно, их тут же арестовывают, судят и от­правляют в лагеря или психиатрические лечебницы (ведь только сумасшедший может выступать против СССР, как однажды заметил Хрущев).


Как «несогласные» превратились в диссидентское движение?


Действия «несогласных» главным образом сводились к двум направлениям: первое — составление коллективных писем в советские инстанции, суды, прокуратуру, партийные органы с просьбами обратить внимание на нарушения (например, прав заключенных, инвалидов или нацменьшинств). Второе — это распространение информации о правонарушениях — главным образом через самиздатский бюллетень «Хроника текущих событий» (он выходил с апреля 1968 года).


То, что делало активистов движением, — это два «символа веры»: прин­ци­пи­альное ненасилие и основной инструмент борьбы — буква закона, принятого в стране, а также международные обязательства в сфере прав человека, кото­рые СССР обязался соблюдать.


Сначала они называли себя «правозащитники» или «Демократическое Дви­жение» (оба слова с большой буквы), потом — «инакомыслящие» (впо­след­ствии исследователи уточняли: «инакодействующие» — «мало ли кто был инакомыслящим»). Однажды иностранные корреспонденты, которые за­труднялись одним словом описать явление, которое в целом нельзя было охарактеризовать ни как правое, ни как левое, ни как оппозиционное, употребили тот же термин, каким в XVI–XVII веках называли английских протестантов, — dissidens (от лат. «несогласный»).


Тем не менее организации как таковой не было — каждый диссидент сам определял меру своего участия в общем деле: найти бумагу для самиздата, распространить, хранить его, самому писать воззвания или их подписывать или помогать деньгами политзаключенным.


У диссидентов не было лидера, но были авторитеты: скажем, письма, которые писал Сахаров, или заявления Солженицына весили больше, чем высказывания какого-либо другого человека. Для власти отсутствие иерархии было пробле­мой — если нет главы, невозможно ликвидировать кого-то одного и тем самым разрушить всю организацию.


Чего добивались диссиденты?


Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели кон­крет­ной программы по его реформированию. Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний, а каждая группа в отдельности добивалась чего-то своего — еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были де­пор­ти­рованы в 1944 году; христианское движение хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные го­лодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; кришнаиты хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав.


Главным образом диссиденты старались, чтобы как можно больше людей в СССР и за рубежом узнало о нарушениях и о том, что власть врет, когда говорит, что в стране соблюдаются права человека и все счастливы. Для этого использовался и самиздат, в частности «Хроника текущих событий», и разные способы передачи информации на Запад — домашние пресс-кон­фе­ренции, пересылка текстов через иностранных подданных и т. д. Но часто пострадав­шие получали и конкретную помощь: деньги или бесплатного адвоката. Скажем, Солженицын передавал все доходы от издания за рубежом «Архипе­лага ГУЛАГ» политзаключенным, а адвокат Софья Каллистратова бесплатно защищала самиздатчиков, крымских татар и евреев-отказников.


Почему диссидентам было так важно обращаться к Западу?


Сначала правозащитники не собирались «выносить сор из избы» и писали о своих открытиях советскому руководству, в крайнем случае — главам ком­партий стран Восточной Европы. Но в январе 1968 года четверых активистов самиздата осудили за то, что они опубликовали материалы по предыдущему громкому процессу — суду над писателями Синявским и Даниэлем 1965 года. Тогда двое других диссидентов написали «Обращение к мировой обществен­ности». В нем они описали процессуальные нарушения и попросили пересмо­тра дела при международных наблюдателях. Обращение было передано по ра­дио BBC на английском и русском языках, за ним по­сле­довала кампания против политических преследований, гораздо более мас­штабная, чем в 1965 году.


Это был первый случай такого официального выступления диссидентов против действий властей. В дальнейшем же они старались сообщить на Запад обо всем незаконном, что попадало в их поле зрения. Власть это раздражало: так слож­нее было делать «хорошую мину». Кроме того, информация, попадавшая на Запад, становилась инструментом экономического давления, своего рода санкций. Например, в 1974 году к закону о торговле США была принята по­правка Джексона — Вэника, согласно которой США ограничивали торговлю со странами, которые препятствуют свободной эмиграции. Из-за этой по­правки СССР, в частности, было трудно закупать компьютеры и приходилось действовать через подставные фирмы.


Другим раздражающим фактором для советского правительства были письма от международных комитетов ученых в поддержку коллег — как, например, в защиту биолога Сергея Ковалева, историка Андрея Амальрика, физиков Юрия Орлова и Андрея Сахарова — на такие обращения невозможно было не реа­ги­ровать: бюрократическая система была устроена так, что по факту каждого обращения нужно было проводить расследование, кого-то наказывать, при­ни­мать какие-то меры.



Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975 годAFP / Getty Images

В 1975 году СССР подписал Хельсинский акт  «Хельсинский акт» — За­ключительный акт Совещания по без­опас­ности и сотрудниче­ству в Европе, подписанный в 1975 году на встрече в Хельсинки представителями СССР, США, Канады, большинства государств Европы и Турции., то есть подписался под обяза­тельством предоставлять своим гражданам свободу передвижения, контактов, информации, право на труд, право на образование и медицинское обслужи­вание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус. Документ, опубликованный в советских газетах, стал главной картой правозащитников: «Вот, вы же сами подписали, извольте выполнять». На следующий год пра­во­защитники объеди­нились в Хельсинкские группы (сначала в Москве, потом на Украине, в Литве, Грузии и Армении), чтобы отслеживать нарушения этих прав и свобод, о кото­рых, опять же, сообщали остальным странам-под­писан­там.


Вывозить информацию помогали иностранные корреспонденты, которых звали на домашние пресс-конференции. (Интересно, что общение с иностранцами в целом для обычного советского человека выглядело вопиющим диссидент­ским актом — о каждом случае такого общения становилось известно властям.) Распространяя информацию таким образом, диссидентам удавалось, не меняя системы в целом, спасать или смягчать участь отдельных людей.


Сколько всего диссидентов было в СССР?


Точное число неизвестно, и зависит оно от того, кого, собственно, мы считаем диссидентом.


Если считать тех, кто каким-либо образом привлек внимание КГБ (например, дал почитать кому-то самиздат) и был приглашен на так называемые «про­филактические беседы» с сотрудниками Госбезопасности, — это почти полмиллиона человек за 1960–1980-е годы. Если считать подписавшихся под разными письмами (например, под обращениями с просьбой разрешить эми­грировать или открыть храм или под письмом в защиту политзаключен­ных) — то это десятки тысяч людей. Если сократить диссидентское движение до ак­тивных правозащитников, адвокатов или составляющих обращения, то это сотни.


При этом надо учитывать, что многие ничего не подписывали, а тихо хранили дома архив «опасных» документов или перепечатывали на машинке за­пре­щен­ные тексты.


С трудом можно понять, сколько людей слушало запрещенные песни Галича или читало самиздат, но известно, что сигнал западных радиостанций прини­мали многие тысячи людей.


Опасно ли было быть диссидентом?


Официально власть не признавала, что в «счастливом» советском государстве есть какие-то «несогласные»: только уголовники или сумасшедшие могли заниматься антигосударственной деятельностью под маской защиты прав чело­века. Основных статей, по которым можно было расправляться с такими людьми, было четыре: «Антисоветская агитация и пропаганда»; «Рас­простра­нение заведомо ложных измышлений, порочащих советский го­су­дарственный и общественный строй»; «Нарушение закона об отделении церкви от государ­ства» и «Посягательство на жизнь и здоровье граждан под видом исполнения религиозных обрядов» (все осужденные по этим статьям в 1990-х годах были реабилитированы вне зависимости от «фактической обоснованности обвинений»).


Только за «агитацию и пропаганду» можно было попасть в политический лагерь (небольшая, как правило, зона для особо опасных преступников), по остальным — в обычные лагеря к уголовникам. Власти в какой-то момент поняли, что, несмотря на большие сроки, политическим желательнее попадать в лагерь «к своим», поскольку там они пребывали в кругу интеллигентных людей, учились друг у друга — например, юриспруденции и языкам.


Была еще статья «Измена родине» (по которой предусматривалась ответствен­ность вплоть до смертной казни), но после смерти Сталина она использовалась ред­ко  В 1962 году семь человек было расстреляно по делу восстания рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода. А послед­ним политическим делом, по ко­то­ро­му был вынесен приговор к расстрелу, можно считать дело о мятеже на «Сторожевом», когда в 1975 году замполит корабля Валерий Саблин захватил управление и выдвинул политические требования властям.. Диссидентов ею скорее пугали.


Если брать статистику арестов, то она не очень высокая: в 1959 году КГБ ввел практику так называемого «профилактирования» — предупредительных бесед сотрудников органов с «инакомыслящими» — и на сто профилакти­ро­ван­ных приходится примерно один арестованный. То есть несколько десятков человек в год в Москве. В регионах — плюс еще несколько человек за все 1970–80-е го­ды. Полтора десятка человек умерли в тюрьмах и лагерях от болезней, спрово-цированных голодовками и избиениями.



Здание КГБ на Лубянской площади. 1989 годРИА «Новости»

Но кроме лишения свободы к диссидентам применялось множество других мер: могли выгнать с работы, из института, установить слежку или про­слуши­вание, отправить на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Людей, которые через это прошли, уже были тысячи.


Известен ряд случаев, которые можно назвать политиче­скими убийствами, но доказать это невозможно. Среди самых известных — нападение на перевод-чика Константина Богатырева в 1976 году и происшествие с математиком и организатором Еврейского народного университета Беллой Субботовской, которую в 1982 году при странных обстоятельствах задавил грузовик.


Боялась ли власть диссидентов?


Поскольку у диссидентов не было задачи свергнуть власть, то прямой угрозы они не представляли, но их действия постоянно доставляли неприятности руководству страны в целом и разным администрациям в частности.


Во-первых, неприятно было объясняться с западными компартиями, неудобно было заку­пать высокотехнологичное оборудование через подставные фирмы и быть жертвой санкций; неприятно было маленькому начальнику получать по шапке от вышестоящего за какого-нибудь зэка. Политические заключенные за­брасы­вали тюремное руководство жалобами, которые нужно было про­токо­лировать и с которыми нужно было разбираться, ломая канцелярскую машину.


Во-вторых, диссиденты подавали плохой пример и смущали «правоверных» граждан, распространяя вредную информацию. Кроме того, было непонятно, как бороться с тем, что не имеет организованной структуры: кого сажать?


С другой стороны, КГБ был нужен внутренний враг, которого удобно было связать с внешним — Америкой, чтобы постоянно генерировать ощущение опасности. Это позволяло влиять на политические решения и получать дополнительное финансирование от КПСС.


Чего добились диссиденты?


Важнейший результат — помощь заключенным, прежде всего осужденным по политическим статьям, и их семьям, а также уволенным по политическим причинам. На эту помощь инакомыслящие собирали деньги с середины 1960-х; в 1974 году Андрей Сахаров отдал литературную премию Чино дель Дука на помощь детям политзаключенных; в 1974 году Александр Солженицын создал Фонд помощи политзаключенным и их семьям. Заключенные получали письма, посылки, им оказывалась разнообразная поддержка, одной из задач которой было про­де­мон­стри­ровать, что на воле о них не забыли, и сделать так, чтобы они не чув­ствовали себя отрезанными от происходящего в мире. Дисси­дент и политза­клю­ченный Валерий Абрамкин положил много усилий на то, чтобы в тюрьмах появились общественные наблюдательные комиссии  Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 года.  . Благодаря диссиден­там, организовавшим 30 октября 1974 года в нескольких лагерях коллективную голодовку и День политзаключенного, теперь есть День памяти жертв поли­ти­ческих репрессий, официально признанный государ­ством.


Другой важный результат их деятельности — документирование проис­ходившего в 1960–80-е годы: это та часть истории, о которой бы мы сейчас не имели объективного представления без документов неофициального происхождения. 


Третье, это Конституция РФ  Принятая 12 декабря 1993 года., которая разрабатывалась при участии активных участников диссидентского движения — Кронида Любарского и Сергея Кова­лева, и разработка закона о реабилитации участниками самиздатского сбор­ника «Память». Кроме того, влияние в прошлом или настоящем на реальную политику отдельных людей, вышедших из «ина­комыслящих», таких как Вла­димир Лукин (с 2004 по 2014 год — упол­но­моченный по правам человека) в России, Натан Щаранский в Израиле, многих представителей национальных движений на Украине, в Литве, Грузии или Армении.


Четвертое — это внимание, которое обратили политики и психиатры всего мира на проблему использования психиатрии в политических целях благодаря деятельности Владимира Буковского.


Cбор самиздатских текстов, которые циркулировали в диссидентских кругах, подготовил последующие официальные публикации. Пример, не относящийся к их деятельности напрямую, но важный для культуры в целом: при жизни Высоцкого не было ни одного издания, а, когда появилась возможность пуб­ликоваться, тексты песен были уже собраны активистами Клуба са­мо­дея­тельной песни. Другой пример — переводы «Хроник Нарнии» Натальей Трауберг, которые до конца 1980-х ходили в самиздате и с которых потом делались официальные издания.


Деятельность диссидентов меняла общественный климат страны, де­монстри­руя существование альтернативного взгляда на порядок вещей и утверждая ценность человеческой жизни и гражданских прав. Тем самым диссиденты подготовили интеллектуальную альтернативу советскому строю, а также нынешнюю общественную активность: это преемственность прин­ципов правозащитной деятельности.



Митинг в поддержку Съезда народных депутатов СССР. Москва, Лужники, 21 мая 1989 годаТАСС

Что стало с диссидентским движением?


Движение стало растворяться с выпуском из тюрем политзаключенных в 1987 году (хотя последние выходили до 1992 года). После 1987-го появляется возможность издавать то, что раньше было самиздатом, большими тиражами и безнаказанно, появляется уличная активность — выступления, митинги. Традиционные инструменты устрашения перестают работать.  



Теги

СССР

Радио ArzamasКак училась Россия

В пятом выпуске подкаста Arzamas и «Рыбаков Фонда» Мария Майофис и Александр Архангельский разговаривают о том, как во времена Сталина, Хрущева и Брежнева создавали квалифицированных рабочих и элиту

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

11 минут

1/6

Демонстрация семерых

Что хотели сказать несколько человек на Красной площади в августе 1968 года, когда на площади всего мира выходили тысячи протестующих

Читает Александр Даниэль

Что хотели сказать несколько человек на Красной площади в августе 1968 года, когда на площади всего мира выходили тысячи протестующих

8 минут

2/6

Чем опасен самиздат

Как игнорировали советскую действительность с помощью поэзии и почему за это сажали

Читает Александр Даниэль

Как игнорировали советскую действительность с помощью поэзии и почему за это сажали

10 минут

3/6

Первая антисоветская организация

Чем грозила самовольная защита прав человека в СССР и почему все-таки нужно их защищать, не спрашивая разрешения

Читает Александр Даниэль

Чем грозила самовольная защита прав человека в СССР и почему все-таки нужно их защищать, не спрашивая разрешения

8 минут

4/6

«Хроника текущих событий»

Как и кем был устроен процесс выпуска и распространения главного диссидентского издания

Читает Александр Даниэль

Как и кем был устроен процесс выпуска и распространения главного диссидентского издания

9 минут

5/6

Есть ли права у советского человека?

Как граждане узнали, что права у них есть, и как небольшая группа людей встала на их защиту

Читает Александр Даниэль

Как граждане узнали, что права у них есть, и как небольшая группа людей встала на их защиту

11 минут

6/6

От Магадана до Верховного Совета

Типичная история одного инакомыслящего: психушка, университет, листовки, тюрьма, самиздат, диссертация, разоблачительная книга и Верховный Совет

Читает Александр Даниэль

Типичная история одного инакомыслящего: психушка, университет, листовки, тюрьма, самиздат, диссертация, разоблачительная книга и Верховный Совет

Материалы

Антисоветский музей (18+)

Куртка, детская игрушка, рваные книги, тряпочки и другие предметы из жизни инакомыслящих

Диссидентское движение в рассказах участников

Свадьба в лагере, советы КГБ, предательства и поиски веры

Как лечить инакомыслящих

Сценарий серии о карательной психиатрии из неснятого фильма Андрея Лошака о советских диссидентах

Главное о диссидентах в 9 вопросах

Как появились, что делали и что изменили инакомыслящие в СССР

Что читать о диссидентах

Самые известные мемуары и интервью с участниками событий

Александр Даниэль: «Я чувствовал себя рыбой, которую назначают ихтиологом»

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

Эволюция советской политики в отношении диссидентов

«В последние несколько лет быть диссидентом в сегодняшней России все больше стало походить на положение диссидентов в советский период», — заметил Питер Реддауэй , заслуженный профессор политических наук и международных отношений Университета Джорджа Вашингтона, а также бывший директор Института Кеннана. На мероприятии 26 сентября 2011 г. Института Кеннана Реддауэй обсудил различные типы диссидентов в советское время и то, как режим отреагировал на их призывы к ряду прав человека в Советском Союзе с 1953 to 1986.

Реддауэй начал свою презентацию с описания общих целей советских диссидентов. Те, кто участвовал в группах и движениях, «начали свое несогласие в духе морального долга». Реддауэй добавил: «Они не могли поступить иначе; им просто нужно было отстаивать порядочность, индивидуализм, права человека, и если власть собиралась наказать их за это, то это было просто несчастье». Правозащитное движение было самой широкой базой из различных движений, потому что одной из его целей был сбор и обработка информации от максимально широкого круга групп по всему Советскому Союзу. Несколько групп сосредоточились в первую очередь на националистических целях; хотя их цели обычно включали продвижение демократии, они в первую очередь сосредоточились на большей автономии своей нации, если не на полной независимости от Советского Союза. Примечательно, что эти националистические диссидентские группы существовали в Прибалтике, Украине и Южном Кавказе, в частности, в Грузии и Армении. Религиозные группы также имели диссидентские компоненты, включая баптистов, католиков, русских православных и пятидесятников. Во многих случаях, как объяснил Реддауэй, религиозные диссидентские группы были похожи на политических диссидентов, поскольку они в целом были озабочены продвижением демократии; однако их основное внимание уделялось свободе вероисповедания, которая была сильно ограничена, а то и запрещена в большинстве случаев, в Советском Союзе. Дополнительные вопросы, за которые боролись диссиденты, включали право на эмиграцию и создание свободных профсоюзов, а также свободу от цензуры в литературе и творчестве.

Обозначив основные проблемы и группы, которые составляли диссидентские движения, Реддауэй экстраполировал сложные отношения между советскими политиками и диссидентами. Он пояснил, что за последние двадцать лет ряд правительственных документов, касающихся диссидентов, был рассекречен, хотя в некоторых случаях и временно. В частности, Реддауэй отметил, что эти рассекреченные материалы продемонстрировали, как часто Политбюро занималось диссидентскими вопросами, в отличие от того, как редко режим обсуждал эти вопросы публично. Кроме того, ранее секретные документы подтвердили, что Политбюро работало «тесно» как с ЦК, так и с КГБ по вопросам инакомыслия. Несмотря на тесное сотрудничество ведомств, рассекреченные стенограммы заседаний Политбюро показали, что советские руководители иногда испытывали значительные трудности в принятии решений по противодействию инакомыслию, например, в делах известных деятелей Андрея Сахарова и Александра Солженицына. В таких случаях «они барахтались и не знали, что делать», — отметил Реддауэй, процитировав одну из стенограмм.

Реддауэй утверждал, что для того, чтобы понять, как развивалась политика в отношении диссидентов, необходимо понять сложную динамику, существовавшую между различными органами, определяющими политику, советского режима. После смерти Сталина в 1953 году первой задачей советских руководителей было вернуть тайную полицию под контроль коммунистической партии. Тесно связано с этой инициативой, пояснил Реддауэй, решение прекратить использование массового террора против населения. Это было реализовано вскоре после смерти Сталина. В связи с этой тенденцией Хрущев либерализовал судебные кодексы между 1958 и 1961; однако политические взгляды Хрущева стали менее либеральными к концу его пребывания у власти, в результате чего Центральный комитет при Брежневе разделился во мнениях относительно того, что делать с диссидентскими группами.

Следовательно, по словам Реддавея, новое руководство с самого начала решило, что самым безопасным выбором будет либеральное отношение к диссидентам. Это привело в 1964-65 гг. к освобождению многих баптистов и других заключенных из трудовых лагерей. «То, что мы видим с того времени, — добавил Реддауэй, — это появление модели политики в отношении диссидентских групп и движений, которая оставалась более или менее стабильной в течение следующих двадцати лет или около того». Центральным элементом этой политики была цель свести аресты диссидентов к минимуму: советское руководство понимало, что арест слишком большого количества людей будет контрпродуктивным и вызовет критику за рубежом. В результате режим нашел другие способы борьбы с инакомыслием, включая выдачу гражданам личных повесток и угроз, увольнение их с работы или профессиональных объединений и так далее.

Политика в отношении инакомыслящих не осталась незамеченной западными странами, чья реакция иногда влияла на советский режим с целью ужесточения или либерализации политики. Реддауэй сослался на то, что начало разрядки в начале 1970-х заставило советское руководство сначала, в 1971-73 годах, ужесточить ограничения на инакомыслие. Однако между 1974 и 1979 годами разрядка привела к либерализации политики в отношении диссидентов, когда «Запад заключил жесткую сделку» с Советским Союзом, включив соблюдение прав человека в «Заключительный акт» XIX75 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Когда разрядка ослабла, а затем закончилась в 1979 году советским вторжением в Афганистан, советский режим еще раз ужесточил свою политику в отношении инакомыслия, поскольку СССР «уже был в немилости из-за вторжения». Таким образом, по словам Реддавея, в 1985 году он уделял меньше внимания позиции Запада в отношении прав человека.

Окончательное ослабление ограничений в отношении диссидентов началось в 1986 году при администрации Горбачева; осуществление либерализации, которая приняла большую часть программы диссидентов по правам человека и была закреплена в соответствующем законодательстве. В заключение Реддауэй проиллюстрировал некоторое растущее сходство между политикой в ​​отношении диссидентов при советской администрации и администрации Путина и заявил, что, хотя диссиденты сегодня становятся все более мишенью в России, он по-прежнему надеется, что со временем наследие диссидентов советской эпохи поможет добиться изменений в более либеральном направлении.

Эми Шеннон Лиди
Блэр Рубл, директор, Институт Кеннана

Движение диссидента — Семнадцать моментов в советской истории

Тексты изображения других ресурсов

Объект эссе: Джеймс Von Geldern

Discection So So SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO в 1960-х и расширился в начале 1970-х. Оспаривание официальной политики стало возможным, когда Хрущев ослабил государственный контроль, но практика продолжала расти, когда границы допустимого выражения мнения сузились при брежневской администрации. Он отражал противоречие между все более артикулированным и мобильным обществом, с одной стороны, и все более склеротичным политическим порядком, с другой. Хотя диссиденты никогда не включали более нескольких тысяч человек, они обладали моральным и даже политическим весом, намного превышающим их численность, и соответствовали самопровозглашенной роли русской интеллигенции девятнадцатого века как «совести общества».

Диссидентство принимало различные формы: публичные протесты и демонстрации, открытые письма советским руководителям, изготовление и распространение рукописных копий (самиздат) запрещенных литературных произведений, общественно-политических комментариев. Кроме того, с 1968 г. до начала 1980-х годов самиздатский журнал «Хроника текущих событий» служил информационным центром информации о нарушениях прав человека в Советском Союзе. К началу 1970-х диссидентское движение выявило три основных течения. Примером демократического социализма, сформулированного в терминах «скрупулезного соблюдения демократических принципов» и «возможности союза между лучшими представителями интеллигенции, поддерживаемой народом, и наиболее дальновидными личностями в правительственном аппарате», является историк Рой Медведев в своей книге «О социалистической демократии» (первоначально изданной в Амстердаме в 1972). Политический либерализм и твердая защита свободы слова и других прав человека были наиболее ярко сформулированы физиком Андреем Сахаровым в его эссе «Прогресс, сосуществование и интеллектуальная свобода», датированном 1968 годом. Александр Солженицын, писатель и писатель Архипелага ГУЛАГ воплотил в себе третье течение, осуждавшее западные идеологии, включая марксизм, во имя русских православных ценностей.