Содержание
Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Новости
05.12.2022
Комикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа
Сборник
Емельян Пугачёв
Новости
07.11.2022
В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов
Новости
14.10.2022
Экоактивистки залили томатным супом картину Ван Гога
От «истинных коммунистов» до «почвенников»
В общественном движении советского государства брежневского периода распространилось так называемое диссидентство (от латинского слова dissidens — несогласный). Диссидентами (или инакомыслящими) называли людей, выражавших недовольство политикой СССР.
Далеко не все диссиденты являлись антисоветчиками. Были и так называемые «истинные коммунисты» (например, Рой Медведев), которые полагали, что Брежнев, Хрущёв, другие лидеры Советского Союза отошли от истинного марксизма-ленинизма. Они призывали вернуться к изучению трудов классиков марксизма, считая всё происходившее в СССР в середине 20-го века неким отклонением от социалистической нормы. Были люди, которые выступали за возвращение России к её национальным границам, национальной почве её культуры. Существовали и иные направления, различные по своим формам и участникам. Тем не менее всех их условно можно определить как диссидентов.
Процесс Синявского и Даниэля. Источник: ru. wikipedia.org
Инициатором движения выступила интеллигенция. Ещё в 1966-м появилось так называемое «Письмо 25-ти», в котором писатели Катаев, Тендряков, Паустовский, Чуковский, балерина Майя Плисецкая, актёры Смоктуновский, Ефремов, академики Арцимович, Сахаров и другие обратились к Брежневу с просьбой остановить реабилитацию Сталина (по крайней мере, именно так были восприняты некоторые заявления Леонида Ильича, сделанные им в 1965-м).
После подписания Советским Союзом в 1975-м Хельсинских соглашений в стране возникла Московская Хельсинкская группа, или Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений, члены которой были намерены следить за тем, чтобы выполнялись гуманитарные обязательства, которые Брежнев принял на себя в 1975-м в Хельсинки. Главой группы стал Юрий Орлов, в 1996-м передавший председательство Людмиле Алексеевой.
Самиздат: цензура, риск, литература
Одной из форм диссидентского движения было создание так называемого самиздата. Начиная с 1968-го и по самый конец брежневской эпохи, 1983-й, выходила «Хроника текущих событий» — издание, в котором перечислялись факты нарушения прав человека в Советском Союзе, согласно мнению и оценке правозащитников.
В самиздате выпускались не только современные произведения, но и работы многих писателей, которые по тем или иным причинам не публиковались в СССР. Например, почти в каждом доме было перепечатанное издание Ахматовой, Цветаевой или Пастернака, потому что купить в магазинах подобные книги было практически невозможно: они либо не издавались вообще, либо выходили очень маленькими тиражами.
Кроме самиздата существовал тамиздат — книги, которые печатались за рубежом и впоследствии тем или иным способом переправлялись в Советский Союз. Например, в немецком городе Франкфурт-на-Майне функционировало издательство «Посев», которое специализировалось на публикации произведений, по тем или иным причинам в СССР не выходивших.
Андрей Сахаров. 1989 г. Источник: arzamas. academy
«Посев» — первое издательство, которое печатало многие произведения советских диссидентов 1960—1970-х гг. С одной стороны, это было неплохо: хотя бы таким образом «несогласные» могли пробиться к своим читателям за рубежом и в некоторой степени — в Советском Союзе. Но, с другой стороны, издательство создавало для них в СССР, где существовали жёсткая цензура и категорический запрет на публикацию без согласия компетентных органов, большие проблемы. Так, в 1965-м тамиздат стал причиной репрессий в отношении писателей Синявского и Даниэля.
Борьба с инакомыслием
Наказания за подобную деятельность, которая по-прежнему считалась антисоветской, были, безусловно, более мягкими, чем в сталинский период. Если прежде за подобное отправляли в лагеря, то в 1960—1970-х гг. данная мера применялась сравнительно редко. И всё же времена были не из простых.
Одним из видов наказания для диссидентов в СССР стала их добровольно-принудительная высылка за границу. Иначе говоря, насильно уезжать никто никого не заставлял, но при этом человеку создавались такие условия для жизни и работы, что его выезд за рубеж становился чуть ли не единственным выходом. В 1970-е таким образом были депортированы за пределы Советского Союза и плюс к этому лишены в качестве наказания советского гражданства Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александр Солженицын.
Некоторые деятели культуры покидали СССР сами. Например, Юрий Любимов. Кто-то при этом шёл на очень серьёзные и рискованные шаги. В 1974-м из Советского Союза оригинальным способом бежал океанограф Станислав Курилов. Отправившись в круиз на советском теплоходе, который моря бороздил, но в иностранные порты не заходил, он, дождавшись момента, когда лайнер будет проплывать мимо Филиппин, прыгнул за борт и несколько суток добирался вплавь до ближайшего острова. После того как в Чили к власти пришла военная диктатура под руководством Аугусто Пиночета, был арестован и посажен в тюрьму лидер чилийской коммунистической партии Луис Корвалан, которого в одной из западноевропейских стран Москва обменяла на советского диссидента Владимира Буковского.
Встреча Луиса Корвалана в Москве. Источник: back-in-ussr.com
В августе 1968-го на Красной площади состоялось очень короткое выступление 7 советских диссидентов, протестующих против ввода войск в Чехословакию. Одних участников акции посадили, других направили на психиатрическое освидетельствование и лечение.
Тех, кого нельзя было выслать из Советского Союза и подвергнуть репрессиям из-за боязни серьёзного международного резонанса, наказывали другим образом. Так, учёного с мировым именем академика Сахарова в 1980-м отправили в ссылку в Горький, разместили в трёхкомнатной квартире и установили за ним круглосуточное наблюдение. Возвращение Андрея Дмитриевича в Москву произошло только в 1986-м по личному распоряжению Горбачёва.
Традиционно к диссидентам причисляют только тех участников общественного движения, которые не боролись открыто за свержение социалистического строя, а в той или иной степени выступали с его критикой. «Несогласные» не переходили дозволенных рамок, наоборот, многие из них настаивали на том, что в своей деятельности придерживаются советского законодательства.
Владимир Высоцкий. Источник: russianpoetry.ru
С середины 1960-х общественное движение приняло характер «магнитофонной революции», когда стали широко распространяться многочисленные записи, критикующие советский строй. В частности, именно таким образом до слушателей доходили произведения Владимира Высоцкого и Михаила Жванецкого.
Вклад, внесённый диссидентами в развитие советского общества 1960−1980-х гг., заключался в подготовке ими своеобразной идеологической программы перестройки. Инакомыслящие протестовали не против планов развития народного хозяйства, а против подавления свободы личности — официального права, закреплённого в международных актах.
Сборник: Советские диссиденты
Несмотря на преследования со стороны властей, они осуществляли мониторинг нарушений прав человека в стране и не прекращали публичной активности.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Люди хотят знать правду»
«Люди хотят знать правду»
Отрывок из воспоминаний советского диссидента Анатолия Марченко, посмертно награждённого премией имени Андрея Сахарова.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
На страже прав человека
На страже прав человека
Основатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева посвятила всю свою жизнь правозащитному движению.
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Даниэля и Синявского
Дело Даниэля и Синявского
В сентябре 1965-го арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Впрочем, читатели тамиздата знали их под другими именами: Абрам Терц и Николай Аржак.
- Статьи
- Европа
- XX век
Карательная психиатрия против инакомыслия
Карательная психиатрия против инакомыслия
«Пациентами» побывали Иосиф Бродский, генерал Григоренко, Валерия Новодворская и другие диссиденты.
- Статьи
- Другое
- XX век
Суд над Натальей Горбаневской
Суд над Натальей Горбаневской
После «демонстрации семерых» в 1968-м не была осуждена только Наталья Горбаневская. Однако всего через два года она попала под каток карательной психиатрии.
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
Инакомыслие в СССР
Инакомыслие в СССР
Кого считали диссидентом? Как власть боролась с инакомыслием? За что человек рисковал оказаться на принудительном лечении?
- Статьи
- Европа
- XX век
Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Диссиденты, активность которых пришлась на 1960-1980-е гг. , выступали против авторитарного режима и боролись за права человека.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Люди хотят знать правду»
Отрывок из воспоминаний советского диссидента Анатолия Марченко, посмертно награждённого премией имени Андрея Сахарова.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
На страже прав человека
Основатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева посвятила всю свою жизнь правозащитному движению.
- Статьи
- Европа
- XX век
Дело Даниэля и Синявского
В сентябре 1965-го арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Впрочем, читатели тамиздата знали их под другими именами: Абрам Терц и Николай Аржак.
- Статьи
- Европа
- XX век
Карательная психиатрия против инакомыслия
«Пациентами» побывали Иосиф Бродский, генерал Григоренко, Валерия Новодворская и другие диссиденты.
- Статьи
- Другое
- XX век
Суд над Натальей Горбаневской
После «демонстрации семерых» в 1968-м не была осуждена только Наталья Горбаневская. Однако всего через два года она попала под каток карательной психиатрии.
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
Инакомыслие в СССР
Кого считали диссидентом? Как власть боролась с инакомыслием? За что человек рисковал оказаться на принудительном лечении?
- Статьи
- Европа
- XX век
Диссидентское движение в СССР: «Мы требуем гласности!»
Диссиденты, активность которых пришлась на 1960-1980-е гг. , выступали против авторитарного режима и боролись за права человека.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Убийство Кирова
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Балетный роман
- Статьи
- Европа
- XIV-XV вв.
Как сходят с ума короли: Карл VI
- Статьи
- Европа
- XIX век
Храм Христа Спасителя: история возведения
- Статьи
- Европа
- XV век
Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?
- Статьи
- Африка
- XIV век до н. э.
Нефертити и её бюст
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Боярство: блеск и нищета древней русской знати
- Статьи
- Америка
- XIX век
Золотая лихорадка: безумие в Клондайке
- Статьи
- Европа
- XX век
Юрий Кнорозов: человек, разгадавший загадку языка майя
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Тесты
- Европа
- XVII век
«Три мушкетёра»
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
- Статьи
- Азия
- XX век
Туркестанский легион вермахта
- Статьи
- Европа
- XVIII век
От бурдалю до ретирадника
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 617570
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- 📚 Статьи
- 👀 115774
Убийство Кирова
- 📚 Статьи
- 👀 83030
Балетный роман
- 📚 Статьи
- 👀 43319
Как сходят с ума короли: Карл VI
- 📚 Статьи
- 👀 40895
Храм Христа Спасителя: история возведения
- 📚 Статьи
- 👀 38517
Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?
- 📚 Статьи
- 👀 37402
Нефертити и её бюст
- 📚 Статьи
- 👀 36145
Боярство: блеск и нищета древней русской знати
- 📚 Статьи
- 👀 34366
Золотая лихорадка: безумие в Клондайке
- 📚 Статьи
- 👀 30665
Юрий Кнорозов: человек, разгадавший загадку языка майя
- 📚 Статьи
- 👀 686585
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- 📚 Статьи
- 👀 617570
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- 📚 Статьи
- 👀 274977
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- 📚 Статьи
- 👀 265785
Нацистская верхушка: семейные хроники
- 📚 Статьи
- 👀 260648
Нанкинская резня (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 221228
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- 📚 Тесты
- 👀 216207
«Три мушкетёра»
- 📚 Статьи
- 👀 176631
Тува — республика, поглощённая Россией
- 📚 Статьи
- 👀 175698
Туркестанский легион вермахта
- 📚 Статьи
- 👀 171689
От бурдалю до ретирадника
Главное о диссидентах в 9 вопросах • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсЧеловек против СССРЛекцииМатериалы
Как появились, что делали и что изменили инакомыслящие в СССР, рассказывает историк Алексей Макаров
Подготовили Алексей Макаров, Юлия Богатко, Олег Коронный
Когда и как в СССР появились «несогласные» и с чем они были не согласны?
Пока был Сталин, открыто не соглашаться с действием властей почти никто не решался — можно было попасть в лагерь и за более мелкие провинности. Хрущев на XX съезде разоблачает культ личности и освобождает политических заключенных. Общество начинает попытки наладить диалог с властью: снимаются фильмы, пишутся книги, существование которых при Сталине было бы невозможным. Вырастает поколение, которое верит в то, что действия государства можно редактировать, и позволяет себе все больше свобод. В частности, два писателя — Андрей Синявский и Юлий Даниэль — передали на Запад свои произведения и издали их под псевдонимами. В 1965 году их арестовали и стали судить за «антисоветскую агитацию и пропаганду». К недовольству властей, за писателей вступились известные деятели культуры (Шкловский, Чуковский, Окуджава, Ахмадулина и другие), направив в Президиум Верховного Совета «Письмо 62-х» с просьбой об освобождении писателей. Несколько человек организовали на Пушкинской площади «Митинг гласности», а материалы процесса стали собирать и распространять в самиздате.
Примерно тогда же СССР подписывает Международный пакт о гражданских и политических правах своих граждан Пакт Организации Объединенных Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года., о чем сообщается в советских газетах. Советские граждане с удивлением узнают, что об их правах заботится Комиссия по правам человека ООН и что туда можно обращаться в случае их несоблюдения. Люди не обязательно пострадавшие, но считающие необходимым указать власти на правонарушения начинают собирать свидетельства.
Протестующие против ввода советских войск в Чехословакию. Прага, август 1968 годаGetty Images
Одновременно похожие процессы происходят в других социалистических странах. Доходит даже до того, что в Чехословакии начинаются либеральные реформы. Советское правительство, боясь потерять контроль над социалистическим миром, вводит в 1968 году в Прагу танки. В знак протеста восемь человек выходят на Красную площадь с плакатами «За вашу и нашу свободу», «Позор оккупантам» и т. д. Естественно, их тут же арестовывают, судят и отправляют в лагеря или психиатрические лечебницы (ведь только сумасшедший может выступать против СССР, как однажды заметил Хрущев).
Как «несогласные» превратились в диссидентское движение?
Действия «несогласных» главным образом сводились к двум направлениям: первое — составление коллективных писем в советские инстанции, суды, прокуратуру, партийные органы с просьбами обратить внимание на нарушения (например, прав заключенных, инвалидов или нацменьшинств). Второе — это распространение информации о правонарушениях — главным образом через самиздатский бюллетень «Хроника текущих событий» (он выходил с апреля 1968 года).
То, что делало активистов движением, — это два «символа веры»: принципиальное ненасилие и основной инструмент борьбы — буква закона, принятого в стране, а также международные обязательства в сфере прав человека, которые СССР обязался соблюдать.
Сначала они называли себя «правозащитники» или «Демократическое Движение» (оба слова с большой буквы), потом — «инакомыслящие» (впоследствии исследователи уточняли: «инакодействующие» — «мало ли кто был инакомыслящим»). Однажды иностранные корреспонденты, которые затруднялись одним словом описать явление, которое в целом нельзя было охарактеризовать ни как правое, ни как левое, ни как оппозиционное, употребили тот же термин, каким в XVI–XVII веках называли английских протестантов, — dissidens (от лат. «несогласный»).
Тем не менее организации как таковой не было — каждый диссидент сам определял меру своего участия в общем деле: найти бумагу для самиздата, распространить, хранить его, самому писать воззвания или их подписывать или помогать деньгами политзаключенным.
У диссидентов не было лидера, но были авторитеты: скажем, письма, которые писал Сахаров, или заявления Солженицына весили больше, чем высказывания какого-либо другого человека. Для власти отсутствие иерархии было проблемой — если нет главы, невозможно ликвидировать кого-то одного и тем самым разрушить всю организацию.
Чего добивались диссиденты?
Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели конкретной программы по его реформированию. Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний, а каждая группа в отдельности добивалась чего-то своего — еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были депортированы в 1944 году; христианское движение хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные голодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; кришнаиты хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав.
Главным образом диссиденты старались, чтобы как можно больше людей в СССР и за рубежом узнало о нарушениях и о том, что власть врет, когда говорит, что в стране соблюдаются права человека и все счастливы. Для этого использовался и самиздат, в частности «Хроника текущих событий», и разные способы передачи информации на Запад — домашние пресс-конференции, пересылка текстов через иностранных подданных и т. д. Но часто пострадавшие получали и конкретную помощь: деньги или бесплатного адвоката. Скажем, Солженицын передавал все доходы от издания за рубежом «Архипелага ГУЛАГ» политзаключенным, а адвокат Софья Каллистратова бесплатно защищала самиздатчиков, крымских татар и евреев-отказников.
Почему диссидентам было так важно обращаться к Западу?
Сначала правозащитники не собирались «выносить сор из избы» и писали о своих открытиях советскому руководству, в крайнем случае — главам компартий стран Восточной Европы. Но в январе 1968 года четверых активистов самиздата осудили за то, что они опубликовали материалы по предыдущему громкому процессу — суду над писателями Синявским и Даниэлем 1965 года. Тогда двое других диссидентов написали «Обращение к мировой общественности». В нем они описали процессуальные нарушения и попросили пересмотра дела при международных наблюдателях. Обращение было передано по радио BBC на английском и русском языках, за ним последовала кампания против политических преследований, гораздо более масштабная, чем в 1965 году.
Это был первый случай такого официального выступления диссидентов против действий властей. В дальнейшем же они старались сообщить на Запад обо всем незаконном, что попадало в их поле зрения. Власть это раздражало: так сложнее было делать «хорошую мину». Кроме того, информация, попадавшая на Запад, становилась инструментом экономического давления, своего рода санкций. Например, в 1974 году к закону о торговле США была принята поправка Джексона — Вэника, согласно которой США ограничивали торговлю со странами, которые препятствуют свободной эмиграции. Из-за этой поправки СССР, в частности, было трудно закупать компьютеры и приходилось действовать через подставные фирмы.
Другим раздражающим фактором для советского правительства были письма от международных комитетов ученых в поддержку коллег — как, например, в защиту биолога Сергея Ковалева, историка Андрея Амальрика, физиков Юрия Орлова и Андрея Сахарова — на такие обращения невозможно было не реагировать: бюрократическая система была устроена так, что по факту каждого обращения нужно было проводить расследование, кого-то наказывать, принимать какие-то меры.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975 годAFP / Getty Images
В 1975 году СССР подписал Хельсинский акт «Хельсинский акт» — Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 году на встрече в Хельсинки представителями СССР, США, Канады, большинства государств Европы и Турции., то есть подписался под обязательством предоставлять своим гражданам свободу передвижения, контактов, информации, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус. Документ, опубликованный в советских газетах, стал главной картой правозащитников: «Вот, вы же сами подписали, извольте выполнять». На следующий год правозащитники объединились в Хельсинкские группы (сначала в Москве, потом на Украине, в Литве, Грузии и Армении), чтобы отслеживать нарушения этих прав и свобод, о которых, опять же, сообщали остальным странам-подписантам.
Вывозить информацию помогали иностранные корреспонденты, которых звали на домашние пресс-конференции. (Интересно, что общение с иностранцами в целом для обычного советского человека выглядело вопиющим диссидентским актом — о каждом случае такого общения становилось известно властям.) Распространяя информацию таким образом, диссидентам удавалось, не меняя системы в целом, спасать или смягчать участь отдельных людей.
Сколько всего диссидентов было в СССР?
Точное число неизвестно, и зависит оно от того, кого, собственно, мы считаем диссидентом.
Если считать тех, кто каким-либо образом привлек внимание КГБ (например, дал почитать кому-то самиздат) и был приглашен на так называемые «профилактические беседы» с сотрудниками Госбезопасности, — это почти полмиллиона человек за 1960–1980-е годы. Если считать подписавшихся под разными письмами (например, под обращениями с просьбой разрешить эмигрировать или открыть храм или под письмом в защиту политзаключенных) — то это десятки тысяч людей. Если сократить диссидентское движение до активных правозащитников, адвокатов или составляющих обращения, то это сотни.
При этом надо учитывать, что многие ничего не подписывали, а тихо хранили дома архив «опасных» документов или перепечатывали на машинке запрещенные тексты.
С трудом можно понять, сколько людей слушало запрещенные песни Галича или читало самиздат, но известно, что сигнал западных радиостанций принимали многие тысячи людей.
Опасно ли было быть диссидентом?
Официально власть не признавала, что в «счастливом» советском государстве есть какие-то «несогласные»: только уголовники или сумасшедшие могли заниматься антигосударственной деятельностью под маской защиты прав человека. Основных статей, по которым можно было расправляться с такими людьми, было четыре: «Антисоветская агитация и пропаганда»; «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»; «Нарушение закона об отделении церкви от государства» и «Посягательство на жизнь и здоровье граждан под видом исполнения религиозных обрядов» (все осужденные по этим статьям в 1990-х годах были реабилитированы вне зависимости от «фактической обоснованности обвинений»).
Только за «агитацию и пропаганду» можно было попасть в политический лагерь (небольшая, как правило, зона для особо опасных преступников), по остальным — в обычные лагеря к уголовникам. Власти в какой-то момент поняли, что, несмотря на большие сроки, политическим желательнее попадать в лагерь «к своим», поскольку там они пребывали в кругу интеллигентных людей, учились друг у друга — например, юриспруденции и языкам.
Была еще статья «Измена родине» (по которой предусматривалась ответственность вплоть до смертной казни), но после смерти Сталина она использовалась редко В 1962 году семь человек было расстреляно по делу восстания рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода. А последним политическим делом, по которому был вынесен приговор к расстрелу, можно считать дело о мятеже на «Сторожевом», когда в 1975 году замполит корабля Валерий Саблин захватил управление и выдвинул политические требования властям.. Диссидентов ею скорее пугали.
Если брать статистику арестов, то она не очень высокая: в 1959 году КГБ ввел практику так называемого «профилактирования» — предупредительных бесед сотрудников органов с «инакомыслящими» — и на сто профилактированных приходится примерно один арестованный. То есть несколько десятков человек в год в Москве. В регионах — плюс еще несколько человек за все 1970–80-е годы. Полтора десятка человек умерли в тюрьмах и лагерях от болезней, спрово-цированных голодовками и избиениями.
Здание КГБ на Лубянской площади. 1989 годРИА «Новости»
Но кроме лишения свободы к диссидентам применялось множество других мер: могли выгнать с работы, из института, установить слежку или прослушивание, отправить на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Людей, которые через это прошли, уже были тысячи.
Известен ряд случаев, которые можно назвать политическими убийствами, но доказать это невозможно. Среди самых известных — нападение на перевод-чика Константина Богатырева в 1976 году и происшествие с математиком и организатором Еврейского народного университета Беллой Субботовской, которую в 1982 году при странных обстоятельствах задавил грузовик.
Боялась ли власть диссидентов?
Поскольку у диссидентов не было задачи свергнуть власть, то прямой угрозы они не представляли, но их действия постоянно доставляли неприятности руководству страны в целом и разным администрациям в частности.
Во-первых, неприятно было объясняться с западными компартиями, неудобно было закупать высокотехнологичное оборудование через подставные фирмы и быть жертвой санкций; неприятно было маленькому начальнику получать по шапке от вышестоящего за какого-нибудь зэка. Политические заключенные забрасывали тюремное руководство жалобами, которые нужно было протоколировать и с которыми нужно было разбираться, ломая канцелярскую машину.
Во-вторых, диссиденты подавали плохой пример и смущали «правоверных» граждан, распространяя вредную информацию. Кроме того, было непонятно, как бороться с тем, что не имеет организованной структуры: кого сажать?
С другой стороны, КГБ был нужен внутренний враг, которого удобно было связать с внешним — Америкой, чтобы постоянно генерировать ощущение опасности. Это позволяло влиять на политические решения и получать дополнительное финансирование от КПСС.
Чего добились диссиденты?
Важнейший результат — помощь заключенным, прежде всего осужденным по политическим статьям, и их семьям, а также уволенным по политическим причинам. На эту помощь инакомыслящие собирали деньги с середины 1960-х; в 1974 году Андрей Сахаров отдал литературную премию Чино дель Дука на помощь детям политзаключенных; в 1974 году Александр Солженицын создал Фонд помощи политзаключенным и их семьям. Заключенные получали письма, посылки, им оказывалась разнообразная поддержка, одной из задач которой было продемонстрировать, что на воле о них не забыли, и сделать так, чтобы они не чувствовали себя отрезанными от происходящего в мире. Диссидент и политзаключенный Валерий Абрамкин положил много усилий на то, чтобы в тюрьмах появились общественные наблюдательные комиссии Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 года. . Благодаря диссидентам, организовавшим 30 октября 1974 года в нескольких лагерях коллективную голодовку и День политзаключенного, теперь есть День памяти жертв политических репрессий, официально признанный государством.
Другой важный результат их деятельности — документирование происходившего в 1960–80-е годы: это та часть истории, о которой бы мы сейчас не имели объективного представления без документов неофициального происхождения.
Третье, это Конституция РФ Принятая 12 декабря 1993 года., которая разрабатывалась при участии активных участников диссидентского движения — Кронида Любарского и Сергея Ковалева, и разработка закона о реабилитации участниками самиздатского сборника «Память». Кроме того, влияние в прошлом или настоящем на реальную политику отдельных людей, вышедших из «инакомыслящих», таких как Владимир Лукин (с 2004 по 2014 год — уполномоченный по правам человека) в России, Натан Щаранский в Израиле, многих представителей национальных движений на Украине, в Литве, Грузии или Армении.
Четвертое — это внимание, которое обратили политики и психиатры всего мира на проблему использования психиатрии в политических целях благодаря деятельности Владимира Буковского.
Cбор самиздатских текстов, которые циркулировали в диссидентских кругах, подготовил последующие официальные публикации. Пример, не относящийся к их деятельности напрямую, но важный для культуры в целом: при жизни Высоцкого не было ни одного издания, а, когда появилась возможность публиковаться, тексты песен были уже собраны активистами Клуба самодеятельной песни. Другой пример — переводы «Хроник Нарнии» Натальей Трауберг, которые до конца 1980-х ходили в самиздате и с которых потом делались официальные издания.
Деятельность диссидентов меняла общественный климат страны, демонстрируя существование альтернативного взгляда на порядок вещей и утверждая ценность человеческой жизни и гражданских прав. Тем самым диссиденты подготовили интеллектуальную альтернативу советскому строю, а также нынешнюю общественную активность: это преемственность принципов правозащитной деятельности.
Митинг в поддержку Съезда народных депутатов СССР. Москва, Лужники, 21 мая 1989 годаТАСС
Что стало с диссидентским движением?
Движение стало растворяться с выпуском из тюрем политзаключенных в 1987 году (хотя последние выходили до 1992 года). После 1987-го появляется возможность издавать то, что раньше было самиздатом, большими тиражами и безнаказанно, появляется уличная активность — выступления, митинги. Традиционные инструменты устрашения перестают работать.
Теги
СССР
Радио ArzamasКак училась Россия
В пятом выпуске подкаста Arzamas и «Рыбаков Фонда» Мария Майофис и Александр Архангельский разговаривают о том, как во времена Сталина, Хрущева и Брежнева создавали квалифицированных рабочих и элиту
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
11 минут
1/6
Демонстрация семерых
Что хотели сказать несколько человек на Красной площади в августе 1968 года, когда на площади всего мира выходили тысячи протестующих
Читает Александр Даниэль
Что хотели сказать несколько человек на Красной площади в августе 1968 года, когда на площади всего мира выходили тысячи протестующих
8 минут
2/6
Чем опасен самиздат
Как игнорировали советскую действительность с помощью поэзии и почему за это сажали
Читает Александр Даниэль
Как игнорировали советскую действительность с помощью поэзии и почему за это сажали
10 минут
3/6
Первая антисоветская организация
Чем грозила самовольная защита прав человека в СССР и почему все-таки нужно их защищать, не спрашивая разрешения
Читает Александр Даниэль
Чем грозила самовольная защита прав человека в СССР и почему все-таки нужно их защищать, не спрашивая разрешения
8 минут
4/6
«Хроника текущих событий»
Как и кем был устроен процесс выпуска и распространения главного диссидентского издания
Читает Александр Даниэль
Как и кем был устроен процесс выпуска и распространения главного диссидентского издания
9 минут
5/6
Есть ли права у советского человека?
Как граждане узнали, что права у них есть, и как небольшая группа людей встала на их защиту
Читает Александр Даниэль
Как граждане узнали, что права у них есть, и как небольшая группа людей встала на их защиту
11 минут
6/6
От Магадана до Верховного Совета
Типичная история одного инакомыслящего: психушка, университет, листовки, тюрьма, самиздат, диссертация, разоблачительная книга и Верховный Совет
Читает Александр Даниэль
Типичная история одного инакомыслящего: психушка, университет, листовки, тюрьма, самиздат, диссертация, разоблачительная книга и Верховный Совет
Материалы
Антисоветский музей (18+)
Куртка, детская игрушка, рваные книги, тряпочки и другие предметы из жизни инакомыслящих
Диссидентское движение в рассказах участников
Свадьба в лагере, советы КГБ, предательства и поиски веры
Как лечить инакомыслящих
Сценарий серии о карательной психиатрии из неснятого фильма Андрея Лошака о советских диссидентах
Главное о диссидентах в 9 вопросах
Как появились, что делали и что изменили инакомыслящие в СССР
Что читать о диссидентах
Самые известные мемуары и интервью с участниками событий
Александр Даниэль: «Я чувствовал себя рыбой, которую назначают ихтиологом»
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
До повышения стоимости подписки осталось
.
Успейте купить сейчас
.
Эволюция советской политики в отношении диссидентов
«В последние несколько лет быть диссидентом в сегодняшней России все больше стало походить на положение диссидентов в советский период», — заметил Питер Реддауэй , заслуженный профессор политических наук и международных отношений Университета Джорджа Вашингтона, а также бывший директор Института Кеннана. На мероприятии 26 сентября 2011 г. Института Кеннана Реддауэй обсудил различные типы диссидентов в советское время и то, как режим отреагировал на их призывы к ряду прав человека в Советском Союзе с 1953 to 1986.
Реддауэй начал свою презентацию с описания общих целей советских диссидентов. Те, кто участвовал в группах и движениях, «начали свое несогласие в духе морального долга». Реддауэй добавил: «Они не могли поступить иначе; им просто нужно было отстаивать порядочность, индивидуализм, права человека, и если власть собиралась наказать их за это, то это было просто несчастье». Правозащитное движение было самой широкой базой из различных движений, потому что одной из его целей был сбор и обработка информации от максимально широкого круга групп по всему Советскому Союзу. Несколько групп сосредоточились в первую очередь на националистических целях; хотя их цели обычно включали продвижение демократии, они в первую очередь сосредоточились на большей автономии своей нации, если не на полной независимости от Советского Союза. Примечательно, что эти националистические диссидентские группы существовали в Прибалтике, Украине и Южном Кавказе, в частности, в Грузии и Армении. Религиозные группы также имели диссидентские компоненты, включая баптистов, католиков, русских православных и пятидесятников. Во многих случаях, как объяснил Реддауэй, религиозные диссидентские группы были похожи на политических диссидентов, поскольку они в целом были озабочены продвижением демократии; однако их основное внимание уделялось свободе вероисповедания, которая была сильно ограничена, а то и запрещена в большинстве случаев, в Советском Союзе. Дополнительные вопросы, за которые боролись диссиденты, включали право на эмиграцию и создание свободных профсоюзов, а также свободу от цензуры в литературе и творчестве.
Обозначив основные проблемы и группы, которые составляли диссидентские движения, Реддауэй экстраполировал сложные отношения между советскими политиками и диссидентами. Он пояснил, что за последние двадцать лет ряд правительственных документов, касающихся диссидентов, был рассекречен, хотя в некоторых случаях и временно. В частности, Реддауэй отметил, что эти рассекреченные материалы продемонстрировали, как часто Политбюро занималось диссидентскими вопросами, в отличие от того, как редко режим обсуждал эти вопросы публично. Кроме того, ранее секретные документы подтвердили, что Политбюро работало «тесно» как с ЦК, так и с КГБ по вопросам инакомыслия. Несмотря на тесное сотрудничество ведомств, рассекреченные стенограммы заседаний Политбюро показали, что советские руководители иногда испытывали значительные трудности в принятии решений по противодействию инакомыслию, например, в делах известных деятелей Андрея Сахарова и Александра Солженицына. В таких случаях «они барахтались и не знали, что делать», — отметил Реддауэй, процитировав одну из стенограмм.
Реддауэй утверждал, что для того, чтобы понять, как развивалась политика в отношении диссидентов, необходимо понять сложную динамику, существовавшую между различными органами, определяющими политику, советского режима. После смерти Сталина в 1953 году первой задачей советских руководителей было вернуть тайную полицию под контроль коммунистической партии. Тесно связано с этой инициативой, пояснил Реддауэй, решение прекратить использование массового террора против населения. Это было реализовано вскоре после смерти Сталина. В связи с этой тенденцией Хрущев либерализовал судебные кодексы между 1958 и 1961; однако политические взгляды Хрущева стали менее либеральными к концу его пребывания у власти, в результате чего Центральный комитет при Брежневе разделился во мнениях относительно того, что делать с диссидентскими группами.
Следовательно, по словам Реддавея, новое руководство с самого начала решило, что самым безопасным выбором будет либеральное отношение к диссидентам. Это привело в 1964-65 гг. к освобождению многих баптистов и других заключенных из трудовых лагерей. «То, что мы видим с того времени, — добавил Реддауэй, — это появление модели политики в отношении диссидентских групп и движений, которая оставалась более или менее стабильной в течение следующих двадцати лет или около того». Центральным элементом этой политики была цель свести аресты диссидентов к минимуму: советское руководство понимало, что арест слишком большого количества людей будет контрпродуктивным и вызовет критику за рубежом. В результате режим нашел другие способы борьбы с инакомыслием, включая выдачу гражданам личных повесток и угроз, увольнение их с работы или профессиональных объединений и так далее.
Политика в отношении инакомыслящих не осталась незамеченной западными странами, чья реакция иногда влияла на советский режим с целью ужесточения или либерализации политики. Реддауэй сослался на то, что начало разрядки в начале 1970-х заставило советское руководство сначала, в 1971-73 годах, ужесточить ограничения на инакомыслие. Однако между 1974 и 1979 годами разрядка привела к либерализации политики в отношении диссидентов, когда «Запад заключил жесткую сделку» с Советским Союзом, включив соблюдение прав человека в «Заключительный акт» XIX75 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Когда разрядка ослабла, а затем закончилась в 1979 году советским вторжением в Афганистан, советский режим еще раз ужесточил свою политику в отношении инакомыслия, поскольку СССР «уже был в немилости из-за вторжения». Таким образом, по словам Реддавея, в 1985 году он уделял меньше внимания позиции Запада в отношении прав человека.
Окончательное ослабление ограничений в отношении диссидентов началось в 1986 году при администрации Горбачева; осуществление либерализации, которая приняла большую часть программы диссидентов по правам человека и была закреплена в соответствующем законодательстве. В заключение Реддауэй проиллюстрировал некоторое растущее сходство между политикой в отношении диссидентов при советской администрации и администрации Путина и заявил, что, хотя диссиденты сегодня становятся все более мишенью в России, он по-прежнему надеется, что со временем наследие диссидентов советской эпохи поможет добиться изменений в более либеральном направлении.
Эми Шеннон Лиди
Блэр Рубл, директор, Институт Кеннана
Движение диссидента — Семнадцать моментов в советской истории
Тексты изображения других ресурсов
Объект эссе: Джеймс Von Geldern
Discection So So SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO SO в 1960-х и расширился в начале 1970-х. Оспаривание официальной политики стало возможным, когда Хрущев ослабил государственный контроль, но практика продолжала расти, когда границы допустимого выражения мнения сузились при брежневской администрации. Он отражал противоречие между все более артикулированным и мобильным обществом, с одной стороны, и все более склеротичным политическим порядком, с другой. Хотя диссиденты никогда не включали более нескольких тысяч человек, они обладали моральным и даже политическим весом, намного превышающим их численность, и соответствовали самопровозглашенной роли русской интеллигенции девятнадцатого века как «совести общества».
Диссидентство принимало различные формы: публичные протесты и демонстрации, открытые письма советским руководителям, изготовление и распространение рукописных копий (самиздат) запрещенных литературных произведений, общественно-политических комментариев. Кроме того, с 1968 г. до начала 1980-х годов самиздатский журнал «Хроника текущих событий» служил информационным центром информации о нарушениях прав человека в Советском Союзе. К началу 1970-х диссидентское движение выявило три основных течения. Примером демократического социализма, сформулированного в терминах «скрупулезного соблюдения демократических принципов» и «возможности союза между лучшими представителями интеллигенции, поддерживаемой народом, и наиболее дальновидными личностями в правительственном аппарате», является историк Рой Медведев в своей книге «О социалистической демократии» (первоначально изданной в Амстердаме в 1972). Политический либерализм и твердая защита свободы слова и других прав человека были наиболее ярко сформулированы физиком Андреем Сахаровым в его эссе «Прогресс, сосуществование и интеллектуальная свобода», датированном 1968 годом. Александр Солженицын, писатель и писатель Архипелага ГУЛАГ воплотил в себе третье течение, осуждавшее западные идеологии, включая марксизм, во имя русских православных ценностей.