Содержание
1. Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.
В результате
объединения восточно-славянских племен
начался процесс образования Древнерусского
государства.
Концепции
происхождения Древнерусского государства:
Материалистическая
(классовая):
зарождение государства вследствие
возникновения и развития совокупности
социально-экономических и политических
предпосылок в период распада родовых
отношений (появление имущественного
неравенства, социальная дифференциация,
собственность на орудия труда и землю
и т.д.)
Договорная:
возникновение государства вследствие
договора между людьми.
По поводу образования
Древнерусского государства было много
ожесточенных научных споров. Более 200
лет назад в исторической науке возникла
так называемая «нормандская проблема».
Дело в том, что древнейшие русские
летописи упоминают о призвании в 862 г.
в славянские земли князей-варягов. Так
в русских источниках именуются жители
Скандинавского полуострова. Их называют
и по-другому – норманны. По поводу
«призвания варягов» и образования
Древнерусского государства острые
идеологические дискуссии начались
позже – в XVIII
в., после преобразований Петра 1 и
создания Академии наук. В первые
десятилетия существования Академии
её членами становились в основном
ученые иностранного, как правило,
немецкого происхождения. Именно немецкие
исследователи Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер,
А.Л.Шлецер стали основоположниками
норманнской теории, согласно которой
русская государственность была
привнесена из вне. Её основателями
назывались не славяне, а пришельцы –
скандинавы, бывшие якобы носителями
более высокой культуры. В этот же период
получила распространение и альтернативная
теория – антинорманизм. Его основателями
можно считать М.В.Ломоносова и
В.К.Тредиаковского. Ломоносов справедливо
называл славян древним народом, чья
история началась задолго до прихода
варяжских князей.
Большинство
историков в той или иной степени были
сторонниками норманнской теории. Вопрос
о достоверности летописного сообщения
ставился довольно редко, а дату призвания
варягов считали началом русской
государственности. В исторической
науке ХХ в. норманнская теория подверглась
серьёзной критике. Непримиримым её
противником выступил крупный отечественный
ученый, автор многих книг по истории
Древней Руси Б.А.Рыбаков. В настоящее
время большинство исследователей не
отрицают определённого влияния норманнов
на развитие русской государственности,
но его степень, по их мнению, не стоит
преувеличивать.
Теории возникновения
государства восточных славян:
Славянская,
или антинорманнская: отрицает роль
варягов в образовании Древнерусского
государства и призвание их на княжение
(М.В.Ломоносов (XVIII),
Б.А.Рыбаков (XX)).
Центристская:
возникновение Древнерусского государства
в результате внутреннего общественного
развития славян, но при участии варягов
(А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (ХХ) и большинство
современных историков).
Норманнская:
создание Древнерусского государства
норманнами (варягами) с добровольного
согласия славян, которые не могли этого
сделать самостоятельно (Г.З.Байер,
А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер (XVIII),
Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев (XIX))
Существует также
точка зрения, что варяги были
представителями южно-балтийского
славянства, т.е. тех государственных
образований, которые существовали на
берегах Балтики и которые неоднократно
упоминались в наших и зарубежных
летописях. Впоследствии эти крупные
племенные конфедерации были завоёваны
германцами.
21 июл, 2021 @ 23:56 Моя работа над историей русского начального летописания | |
---|---|
Tags: Постепенно у меня формируется большая монографическая работа по истории русского начального летописания. Началось всё с обращения к частному сюжету — с попытки прояснить «новгородско-ладожскую» альтернативу в сказании о призвании варягов, результатом чего стал выход статьи О соотношении «Новгородской» и «Ладожской» версий сказания о призвании варягов в начальном русском летописании // Вестник «Альянс-Архео». 2018. Вып. 24. С. 3-44 Относительно сказания о призвании варягов в науке идут две дискуссии. Одна из них (т.н. «варяжский вопрос» — вопрос о происхождении варягов и их роли в древнерусском политогенезе) широко известна и имеет не только научный, но и общественный резонанс. Вторая дискуссия известна преимущественно специалистам, но с научной точки зрения имеет, как минимум, не менее важное значение. Суть её в том, какая из двух представленных в начальном летописании версий города, в котором по приходе к словенам вокняжился Рюрик (Новгород или Ладога) является в летописном тексте первичной, а какая вторичной. И дело тут не столько в том, какой город можно было бы считать «первой столицей Руси» (хотя это привносит в дискуссию некоторый колорит, в частности, в виде регулярного «обмена любезностями» между исследователями двух названных городов), сколько в том, что «новгородско-ладожская» альтернатива является модельной для понимания всей истории начального летописания. Если концепция истории летописания академика А. А. Шахматова верна, то первичной в летописном тексте может быть исключительно новгородская версия. И, соответственно, если удастся доказать, что первична в летописном тексте ладожская версия, то это с неизбежностью будет означать, что вся схема истории начального летописания, предложенная А.А. Шахматовым, неверна. Вот почему «новгородско-ладожский» вопрос находится в самом гносеологическом пекле летописеведческих дискуссий. Все противники концепций Шахматова (С.А. Бугославский, Л. Мюллер, А.Г. Кузьмин, Т.Л. Вилкул и т.д.) сосредотачивали особе внимание на доказательствах первичности «ладожской» версии. В свою очередь, сторонники и последователи А.А. Шахматова (М.Д. Приселков, Д.С. Лихачев, М.Б. Свердлов, А.А. Гиппиус и т.д.) отстаивали первичность «новгородской» версии. Кто же прав в этом споре? Рассмотрев историографию дискуссии и проведя новое текстологическое исследование проблемы, я пришёл к следующим выводам: (1) Текстологический анализ Сказания о призвании варягов в НПЛ и древнейших списках ПВЛ свидетельствует о том, что исходным в летописях был «новгородский» вариант вокняжения Рюрика. Именно он читался в древнейшей известной нам редакции ПВЛ (представленной полнее всего в Лаврентьевской летописи) и в предшествующем ПВЛ условном «Начальном» своде (как бы его ни понимать), вариант записи которого сохранила НПЛ . «Ладожская» версия появляется только на этапе создания более поздней редакции ПВЛ, представленной в Ипатьевской летописи, и, видимо, связана с неизвестным нам по имени летописцем, который рассказывает о своём посещении Ладоги. (2) Данный вывод подтверждается анализом текста варяжской легенды во Владимирском летописце и в Львовской летописи. Оба памятника уникальны тем, что (а) городом, в котором садится Рюрик в них назван Новгород (как в НПЛ), но (б) при этом приводят с собой варяжские браться «всю русь» (как во всех древнейших списках ПВЛ). Ни в одной другой летописи, изданной в ПСРЛ, такого сочетания нет, при этом текст варяжской легенды в этих летописях (особенно во Владимирском летописце) полностью соответствует варианту Лаврентьевской летописи. Эти обстоятельства позволяет утверждать, что в данных летописях сохранилось чтение протографа (или его источника) Лаврентьевского и Троицкого списков, и по ним оно может быть надёжно восстановлено как «старѣишии Рюрикъ сѣде в Новѣгороде». В последующих переизданиях конъектуру «сѣде в Новѣгороде» следует дополнить примечанием с указанием соответствующих чтений Львовской летописи и Владимирского летописца. (3) С точки зрения соответствия историческим реалиям середины IX в. предпочтение также должно быть отдано «новгородской» версии событий. Ладога, бывшая в то время полиэтничной неукреплённой торговой факторией, находившейся под политическим контролем славянской Любшанской крепости, никак не могла быть «столицей» земли словен и их соседей. Резиденцией Рюрика стало Новгородское городище, расположенное в центре словенской земли, где археологически фиксируется яркая варяжская дружинная культура, связанная с циркумбалтийским регионом. Именно оно и фигурирует в летописной традиции о событиях второй половины IX в. как «Новгород». Версия о «столице» Рюрика в Ладоге, не отражая исторических реалий времён «призвания варягов», скорее всего, возникла в XI-XII вв. в ходе политической борьбы между городскими вечевыми общинами Новгорода и его пригорода Ладоги, отражая стремление ладожан к высвобождению из-под власти Новгорода. Формирование соответствующей исторической памяти, в которой Ладога мыслилась как «столица», как независимый в прошлом город, к тому же «старейший» по отношению к Новгороду, должно было помочь ладожанам добиться независимости для своего города в настоящем. В ходе работы над прояснением «новгородско-ладожской» альтернативы, у меня начало складывааться общее понимание слоджения текста Повести временных лет и вопроса о двух её авторах, оставивших в тексте свои «автографы», и двух редакциях данного летописного памятника. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях отражены две разные редакции Повести временных лет, что ясно уже из того, что сам автор данного летописного свода в них указан совершенно по-разному. В Лаврентьевской летописи в начале ПВЛ ничего не говорится о её авторстве. Зато в неполной статье под 6618 (1110) годом, которой здесь заканчивается ПВЛ, в конце имеется запись, указывающая, что автором данного «летописца» является игумен монастыря святого Михаила Сильвестр: «Игуменъ Силивестръ святаго Михаила написахъ книгы си лѣтописець, надѣяся отъ Бога милость прияти, при князи Володимерѣ, княжащю ему Кыевѣ, а мнѣ в то время игуменящю у святаго Михаила въ 6624, индикта 9 лѣта; а иже чтеть книгы сия, то буди ми въ молитвахъ». В Ипатьевской летописи данной записи нет (и само повествование в статье 6618 г. там не обрывается на соответствующем месте, а продолжается дальше), зато здесь авторство ПВЛ обозначено в самом её начале и автором назван монах другого монастыря – Печерского: «Повѣсть временныхъ лѣт черноризца Федосьева манастыря Печерьскаго», причём если в Ипатьевском списке имя «черноризца» не указано, то в Хлебниковском списке оно названо — Нестор. Вот уже больше двухсот лет историки пытаются разгадать эту загадку и определить, кто же был автором основного текста Повести временных лет и сколько было редакций данной летописи, но тайна двух авторов Повести временных лет (Нестора и Сильвестра) и по сей день не имеет общепринятого надёжного решения, всё также интригуя пытливые умы как и много лет назад. Проведя новое исследование вопроса о двух авторах Повести временных лет и соотношении её редакций, представленных в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, я опубликовал статью Два автора Повести временных лет и проблема объёма летописной работы Нестора // Вестник «Альянс-Архео». 2019. Вып. 29. С. 3-60 Работа привела меня к следующим выводам: (1) На основе Киевского Начального свода конца XI в. и его погодного продолжения в 1116 г., видимо, по заданию Владимира Мономаха, игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр создал новый летописный свод – ПВЛ, прославляющий деяния Мономаха и его предков. Доказательств в пользу существования досильвестровой редакции данного памятника мы не видим. Нет и оснований считать Сильвестра переписчиком – его колофон мы считаем выраженной манифестацией авторства ПВЛ. В то же время невозможно рассматривать ПВЛ как цельное авторское произведение Сильвестра. Сильвестр был сводчиком, который дополнил и отредактировал предшествующие ПВЛ летописные материалы. Его яркая авторская примета – использование индиктов и именно статьи с индиктными датировками должны, в первую очередь, рассматриваться как авторские материалы Сильвестра. (2) Один из экземпляров ПВЛ был передан в Печерский монастырь, где другой близкий к Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу книжник, который вёл в Переяславле летопись при Владимире Мономахе, а около 1114 г. отправился на север к его сыну Мстиславу, с которым в 1117 г. вернулся в Киев, внёс дополнения в состав ПВЛ: комплекс «ипатьевских» известий, отличающий ПВЛ читающуюся в Ипатьевской летописи от той, которая присутствует в составе Лаврентьевской летописи. В рамках древнерусских понятий об «авторском праве» этого для него было достаточно, чтобы удалить колофон Сильвестра и поставить в заглавии ПВЛ своё имя (Нестор) и новое место создания летописи (Печерский монастырь). Таким образом, не Сильвестр был продолжателем Нестора, но, наоборот, летописец Нестор был продолжателем Сильвестра. (3) Дальнейшее киевское летописание имело дело именно с той редакцией ПВЛ, которую создал Нестор, что привело к закреплению в печерской традиции представлений о летописце Несторе как авторе ПВЛ, в то время как в Северо-Восточной Руси, летописцы которой имели в распоряжении оригинальную версию ПВЛ Сильвестра в составе Переяславских сводов, закрепилось мнение об авторстве Сильвестра. (4) Нестор не только дополнил около 1118 г. созданную Сильвестром ПВЛ комплексом «ипатьевских» известий, но и продолжил её в стенах Печерского монастыря как погодную хронику до 6632 (1124) г. включительно, после чего летописание перешло к другому человеку, о чём свидетельствует смена мартовского стиля на ультрамартовский. В целом, таким образом, перу Нестора принадлежат: дополнительные относительно Лаврентьевской летописи известия Ипатьевской летописи на пространстве ПВЛ и погодное продолжение ПВЛ за 1116-1124 годы, читающееся в Ипатьевской летописи. Следущим шагом будет третья статья, которая должна выйти в ближайшее время и которая будет называться Сложение текста Повести временных лет: летописная традиция XI в. и «летописец» игумена Сильвестра. |
Хальвдан был здесь — Бен Грейпвайн
Стамбульский собор Святой Софии находится в одном кризисе идентичности от полного разрушения. Здание, которое возвышалось над столицей двух самых могущественных империй мира, было построено как самая большая церковь в мире. Потом пришли османы. Им не понравилась эта идентичность, и они быстро превратили ее в очень большую (но не самую большую) мечеть. Затем, после пятисот лет пребывания в качестве места поклонения мусульман, подающее надежды светское правительство Турции отдало приказ превратить его в музей. Совсем недавно новое (все более националистическое) турецкое правительство решило, что секуляризм неприятен, и снова превратило его в мечеть.
Город вокруг этой церкви/мечети/музея/мечети был центром торговли, веры и управления двух отдельных империй, которые сами являлись ядрами греческого и тюркоязычного мира. Искусство и архитектура собора Святой Софии испытали влияние обоих языков. Но в одном углу гигантского молитвенного дома есть стена, которая может похвастаться несколькими едва заметными царапинами на языке, незнакомом ни грекам, ни туркам. Это скандинавские руны, суровая письменная письменность людей, которых мы теперь называем викингами.
Часть I: Константинополь
Город Константинополь не был случайностью. За двести лет до того, как собор Святой Софии стал чем-то большим, чем идея, римский император Константин I выступил с радикальным предложением: переместить Рим. Не весь город, конечно, и не все в нем, а все, что он считал важным , а именно его и его друзей. Город был римской столицей более тысячи лет, но все менялось. Границы, где империя вела войну, находились далеко на востоке, и управлять ими издалека было трудно.
Константин определил стратегическое место для новой столицы, место, где Черное море встречается со Средиземным, границу между двумя континентами и место, откуда имперские армии имели бы легкий доступ на восток. Он собрал свои вещи и свой сенат и отправился в Византию.
Пролив Босфор, бывший дом Византии.
Византия была скучным городом. Там жили люди, но это место не имело политического значения (Колумбус, Огайо средневекового мира). Константин задумал новый образ. Когда он и его отряд прибыли, император отказался от классического прозвища «Византия», переименовав город в «Нова Рома», или Новый Рим и приступили к строительству.
Здесь сотни лет истории, но у нас немного меньше времени, так что подытожим: это главный поворотный момент в истории Рима. Движение на восток предвещает распад империи и возможное падение Рима, когда варварские короли и их армии обрушились на город в 476 году нашей эры. Официально эта Восточная Римская империя по-прежнему носила свое прежнее название, но историки выделяют ее как Византийскую империю, отдавая дань старой скучной Византии. Его жители начали говорить на местном греческом языке вместо латыни. Константин перестал скармливать христиан львам настолько долго, что сам обратился в христианство, и, в конце концов, религиозные власти его города вступили в столь серьезную борьбу с Папой, что они полностью откололись от католической церкви, основав свою 9-ю церковь.0009 собственная форма христианства, восточное православие.
Итак, к концу первого тысячелетия, спустя столетие после переезда, Римская империя имела другую столицу, другой язык и другую религию. Они даже изменили название города — Новый Рома стал Константинополь , город Константина.
По мере того, как Восточная Римская империя отдалялась от своих друзей и врагов на западе, они начали строить новые отношения с себе подобными на Востоке. Среди них рус.
Часть II: Друг в беде
Вожди Руси имели много общего с византийскими императорами. Они оба новообращенные христиане, они оба вовлечены в постоянные войны с тюркскими народами на востоке, и они оба принадлежат к чужеродным династиям; большинство населения России — славяне, но правители страны были скандинавами по крови, отпрысками варягов, совершивших набеги вниз по рекам на север и забывших повернуть назад. Одному из этих скандинавов, Рюрику, место, которое его современники называли «холодной Швецией», настолько понравилось, что он основал там королевство. За несколько сотен лет истории русов и их скандинавских повелителей настолько перемешались, что посторонние не смогли их различить.
Это единство в остальном разных народов затрудняет идентификацию людей, которые вскоре пришли в Византию. Современные источники дают им ряд названий, но мы остановимся на самых известных: «варяги». У этого слова долгая и неопределенная история, но, вероятно, оно происходит от древнескандинавского через русский и означает что-то вроде «компаньон». Здесь происходит какое-то предзнаменование.
Византийцы и русы начали передавать записки. У них было несколько милых ссор, но в остальном они относительно сблизились. В 9В 88 г. византийский император Василий II обратился за военной помощью к новообращенному в христианство Владимиру Киевскому, потомку Рюрика. У Влада было как раз то, что нужно: группа скандинавских наемников, которые надоедали ему до чертиков, ныли о том, что им «не заплатили», что было пустяком для зарождающегося Российского государства и абсолютно не стоило времени его лидера.
Отправкой наемников Владимир присылает предупреждение: эти ребята чертовски надоедливы, но если их разделить и разместить в разных уголках вашей империи, чтобы не было братаний и разврата, все должно быть хорошо.
Василий последовал совету, прикрепив варягов к множеству иностранных полков, подобных foederati Рима. Посторонние в области римской истории обратите внимание: федераты были теми парнями, которые в конце концов устали от Рима и разграбили его к черту. Является ли предзнаменованием ? Посмотрим.
Варяги оказались исключительно талантливыми наемниками, и череда побед в боях с болгарами побудила Василия отобрать из их числа членов своей личной гвардии.
Часть III: Варяжская гвардия
Выбор иностранных наемников в качестве телохранителей не является первым выбором императора. Норвежцы не были верны византийскому государству так, как могли бы быть коренные граждане Константинополя. Вот почему мы не отправляем разведчиков секретных служб в Таиланд или Бразилию.
Неудивительно, однако, что византийские политические традиции не совсем соответствуют более современным американским обычаям. В Соединенных Штатах после убийства президента их преемником становится действующий вице-президент. В случае одновременной недееспособности этого человека очередь в Овальный кабинет составляет около двадцати человек. И до тех пор, пока министр сельского хозяйства не воспринял вето на последний президентский законопроект о сельском хозяйстве исключительно серьезно, убийца не входит в число потенциальных президентов.
В Византии процесс наследования вряд ли так прост. Императоры могли назначать своих детей или супругов своими преемниками; они могли перечислить их в своих завещаниях или назначить соправителями перед смертью. Но как только они ушли, сложная машина византийской политики, уже давно работавшая в тени, начала активно выбирать кандидатов из своего собственного пула. Иногда император основывал успешную династию, просуществовавшую несколько поколений, с назначенными наследниками, пришедшими к власти сразу после смерти своих отцов с часовой эффективностью обычной западноевропейской монархии. Но в других случаях завистливые кузены, отвергнутые третьи дети или жадные до власти генералы нарушали процесс, добиваясь короны для себя. Если чиновник, играющий с идеей, что он может управлять лучше, чем Император, сможет собрать достаточно поддержки, чтобы штурмовать Императорский дворец и убить его нынешнего обитателя, он будет на пути к захвату трона.
Вместе с этой соответствующим образом- византийской системой власти и преемственности возникла такая же сложная сеть привязанностей. Любой, кто хочет удержать имперскую власть, хотел бы получить поддержку военачальников и других влиятельных чиновников. По всему Константинополю формировались сети преданности, вечно скручивающиеся и меняющиеся с каждым решением и прихотью императора и городской элиты. Все статусные граждане знали бы о преимуществах, доступных тем, кто встал на сторону победителя в конфликте за высшую власть. Генерала можно убедить послать своих людей в бой за кандидата, который предложит ему больше престижа. Священник мог заставить свою паству поддержать императора, который мог предоставить ему больше финансирования или продвижение по службе. А гвардейца можно убедить перерезать горло худшему императору, если он верит в их назначенного преемника.
Что угодно может заставить стражника, верного другим силам, предать своего сюзерена. Более высокий статус для его семьи, собственные земельные владения, повышение до руководящей должности. Каждый человек, вырванный из стен Константинополя или сразу за его пределами, имел свою собственную сложную сеть привязанностей. Когда грянула неизбежная революция, ни один император не мог быть уверен, на чьей стороне окажется его гвардия.
Там, где византийцы прибывали со всевозможным багажом, касающимся их верности, варяги прибывали практически без всего. Они не знали Византийскую империю и не особо заботились о ней. Их интерес был полностью вложен в золото императора и военную славу. Но в основном золото.
Варяги жаждали сокровищ, а Императоры удовлетворяли их жадность. Рассказы о гвардейцах, возвращавшихся в Скандинавию с охапками золота, вошли в эпические сказания и поэтические эдды, распеваемые в пиршественных залах варяжской родины. Исторические записи также подтверждают существование традиции, согласно которой после смерти императора его охранникам разрешалось войти в его личные покои и забрать все, что они могли унести. По-видимому, подобные практики были распространены в разное время среди мусульманских халифов Багдада и папской гвардии в Ватикане.
Василий II успешно заполучил военную силу, лояльность которой не была связана с другими игроками в Византийской империи. Но пока варяги были верны обогатившему их трону, их мало заботило, кто на нем сидит. По общему мнению, они яростно сражались, чтобы защитить своих Императоров, но как только нынешний обитатель престола умер, их верность быстро перешла к следующему. Так что, когда Василий умер, варяги унаследовал его преемник. И его преемник. И его. Они продолжали служить византийским правителям сотни лет.
В любое время среди византийской армии можно было найти до тысячи норвежских и русских солдат, но только самые элитные составляли личную гвардию Императора. Остальные варяги жили как нормальные наемники. Учитывая свое происхождение от викингов, многие сражались в византийском флоте на кораблях, вооруженных «Греческим огнём» — своего рода средневековым огнемётом, который выплевывал жидкость, способную гореть в воде.
Мы поняли одно преимущество элитной гвардейской бригады, не связанной с местной страной, но продление жизни императора было не единственным преимуществом отсутствия связи. Поскольку терять было меньше, варяги заработали себе репутацию жестоких людей, которых не могли себе позволить их греческие товарищи. Они несли топоры в бою и были доступны для натравливания на любых врагов, к которым обычные солдаты не решались бы прикоснуться, как видно по крайней мере в одном инциденте, когда варяги арестовали и вытащили Вселенского Патриарха (папу восточного православия) от его алтаря в середине проповеди. Когда Императору понадобился избитый и окровавленный наказанный чиновник или соперник-претендент на трон, именно варяги выполняли приказ. Когда врага государства должны были подвергнуть пыткам или отрезать ему нос (на удивление обычное дело), варяги подчинялись.
На варягов также легла задача ослепления повстанцев и других политических противников государства. Если в Византии отрезание носа было обычным явлением, то ослепление было развлечением. Начать восстание? Вас ослепляют и отправляют в монастырь. Помочь восстанию? Ослеплен и отправлен в монастырь. Свергнут успешным восстанием? Вы угадали: ослепили и отправили в монастырь.
Большинство варягов, прибывших в Византию, были христианами или станут христианами. Они действительно выкопали (и перекопали) святого Николая, покровителя моряков, холостяков, пивоваров и проституток, и построили в его честь дохуя церквей. Их было так в веселого анатолийского священника, что они разработали жуткую традицию, согласно которой новые церкви Святого Николая будут крещены путем эксгумации разложившегося веками тела святого, изъятия одной или двух костей и перезахоронения их под новой церковью. Праведный. Когда король Дании посетил Византию в какой-то момент в 11 веке, он, как сообщается, отказался от подарков в виде золота, но вместо этого попросил религиозные реликвии (я делал то же самое на каждой вечеринке, на которой когда-либо был). Император был великодушен и дал ему некоторые реликвии, которые были у него под рукой, и, конечно же, несколько костей святого Николая. Если собрать весь набор, он оживает.
Самым известным сегодня из тех, кто пополнил ряды гвардейцев, является Харальд Хардрада, потомок правящей семьи Норвегии, который в конечном итоге покинул Византию, чтобы самому стать королем Норвегии. Находясь на службе у города, Харальд участвовал в серии военных кампаний, которые закончились, когда его обвинили в том, что он удерживает от Императора больше, чем его справедливая доля, либо в виде налогов (чрезмерное налогообложение), либо в пиратской добыче (сокращение добычи). Он провел некоторое время в тюрьме, прежде чем его освободили его приятели-варяги во время одной из смехотворно частых городских революций. Харальд быстро уехал из Константинополя, но не раньше, чем остановился в офисе, где налоговые отчеты хранились достаточно долго, чтобы удобно было уничтожить их все.
К середине 11 века эпоха викингов в Северной Европе подходила к концу. Мародерство больше не было таким, как , вознаграждающим . Варяги продолжали свой путь в Константинополь, но их сокращающееся число частично пополнялось англосаксами из Англии. Норманнский король Вильгельм Завоеватель покинул Францию и пересек Ла-Манш, чтобы получить прозвище «Завоеватель». Силы, верные правящему датскому правительству Британии, бежали с острова. Некоторые продолжали бежать достаточно долго, чтобы добраться до Византии.
Варяжской гвардии не существовало, пока Византийской империи не исполнилось более полувека, но она сохраняла стойкость, охраняя императора в столице до самого конца, за исключением одного очень забавного промежутка. В 1204 г. гвардейцы временно покинули Константинополь, когда европейские крестоносцы разграбили город и образовали собственное государство — Латинскую империю. Крестовые походы, конечно же, были серией конфликтов, которые велись в основном между европейскими христианами и ближневосточными мусульманами за контроль над святой землей, сегодняшним Израилем. Этот крестовый поход (четвертый) начался так же, как и все остальные, но на пути к священному берегу лидеров отряда вторжения оттеснил в сторону бывший византийский князь. Его отец стал жертвой одной из еженедельных революций Империи, и принцу очень хотелось, чтобы он вернулся на трон. По той или иной причине крестоносцы согласились приостановить свою антимусульманскую священную войну на время, достаточное для того, чтобы разрушить один из старейших христианских городов Европы.
Латинская империя просуществовала менее 60 лет. Государство крестоносцев было окружено врагами со всех сторон и пало перед старыми византийцами, которые основали собственное королевство по соседству в Никее. Вернувшись к власти, новое византийское руководство медленно отвоевало земли, принадлежавшие Латинской империи, но им так и не удалось приблизиться к многоконтинентальному колоссу, которым руководили их предшественники.
Точно так же и восстановленная Варяжская гвардия так и не приблизилась к тому статусу и силе, которыми она когда-то обладала. Варягам новой империи, вероятно, отводилась церемониальная роль, аналогичная сегодняшней швейцарской гвардии, нелепо одетым защитникам Папы. Во время своего пребывания в Никее варяги взяли на себя ответственность за охрану государственной казны, что дало им роль, удивительно похожую на роль современной Секретной службы Соединенных Штатов, чьи агенты отвечают как за охрану президента, так и за защиту от подделок. Это кажется странным сочетанием, но я думаю, что это в любом случае мертвые президенты.
Упоминания о варягах начинают исчезать к концу 13 века. Некоторые данные свидетельствуют о том, что их могли заменить более дешевые наемники с греческого острова Крит. Обращение в суд в их родных странах, возможно, также способствовало снижению доступности варягов; устав от своих молодых воинов, угробивших Скандинавию ради Византии, шведское правительство приняло закон, запрещающий любому шведу, проживающему в Греции (Византии), получать наследство.
Как и предыдущая Латинская империя, возрожденная Византийская империя вскоре столкнулась с проблемой наличия среди соседей только врагов. После начального периода роста его границы больше никогда не расширялись, а стагнировали, пока их постепенно не съели соседи. Смертельный удар был нанесен в 1453 году, когда быстрорастущая Османская империя взяла город Константинополь после 53-дневной осады, положив конец не только Византии, но и Римской империи.
Часть IV: Стамбул
Если вы что-то и знали о Константинополе, так это то, что город, носивший это имя, теперь называется Стамбулом (а не Константинополем). Некоторые обвиняют османов в ребрендинге, но это заблуждение. Истинный виновник — причудливая и запутанная традиция именования, которая преследует регион. Ранее в этой статье я объяснял, что Византийская империя должна была стать следующей главой Римской империи. Ее официальные лица называли свое государство Римской империей. Некоторые называли его «Восточной Римской империей». Мы называем это Византийской империей. И вы знаете, что это потому, что столица была построена над старым городом Византии, который Константин I переименовал в Нова Рома, а его преемники переименовали в Константинополь. Здесь есть большой потенциал для путаницы, но мы еще не совсем закончили.
Когда Византия еще существовала, местные жители часто называли город греческой фразой «is tim bolin», что означает «город», точно так же, как люди в моем родном штате Миннесота называют Миннеаполис и Сент-Пол «города». Когда к власти пришли османы, традиция продолжилась. В конце концов, больше людей говорили о «Стамбуле», чем о «Константинополе». Тем не менее, султаны Османской империи никогда не несли ответственности за изменение брендинга. Их государство распалось в 1922 под тяжестью серии послевоенных революций. Только в 1930-х годах государство-правопреемник Османской империи, Турция, наконец, изменило официальное название города на его давнее прозвище.
Часть V: Наследие
Прошло более 500 лет с тех пор, как последний варяг поклялся защищать одного из многих византийских императоров. Вещественные доказательства того, что скандинавы существовали в Византии, ограничены. Большая часть его находится далеко на варяжской родине в Скандинавии. Рунические камни с подробным описанием путешествий и достижений скандинавских наемников были обнаружены и каталогизированы по всей Швеции и Норвегии. Эти записи ограничены своим форматом; очень трудно писать на камне, и те, кто пытается это делать, обычно не делают этого достаточно долго, чтобы начать разбивать текст на главы. Большинство (мягких) свидетельств варяжских походов существует либо в письменных источниках, либо в устных преданиях, в песнях и рассказах скандинавских бардов.
Но это произведение не стоит на слабых народных песнях, которые поют бородатые певцы. Там есть твердых вещественных доказательств того, что эти скандинавы жили в Византии. В соборе Святой Софии, в этой старой старой церкви, старой мечети, старом музее и новой мечети, возвышающейся над современным городом Стамбул, есть та стена с царапинами. Для большинства это неудачное ничем не примечательное граффити. Для опытного глаза это очень удачное и чрезвычайно замечательное граффити. Подобно надписям, высеченным на скалах, усеивающих скандинавскую сельскую местность, это не праздные царапины, а руны, архаичные буквы, использовавшиеся для письма на древнескандинавском языке. Они изношены и в основном неразборчивы. Самым ясным словом из всех, кажется, является скандинавское имя «Халфдан», и даже оно присутствует лишь наполовину. Научные исследования рун не дали убедительных результатов, поэтому то, что хотел сообщить нам наш писатель-варяг, подлежит обсуждению. Что — это ясно, что это коротко — кем бы он ни был, ему было нечего сказать. Моя любимая догадка? «Халвдан был здесь». Будь проще.
Эти руны не единственные в своем роде. Скульптура льва, которая когда-то стояла в Стамбуле, имеет рунические надписи с обеих сторон. Как и его партнер в соборе Святой Софии, стиль заставляет нас думать, что это были менее чем санкционированные каракули. Руны также похожи на руны Хальвдана в том, что они почти непонятны. Согласно одной оценке, они представляют собой рассказ о группе варягов, отправившихся на север, в Румынию, и на восток, в Армению. Другой выдвинул иную идею: это краткая автобиография резчика, здесь по имени Асмунд, вместе с друзьями Асгейром и Торлейвом, которые начертали руны по приказу своего полководца, Харальда Высокого, хотя греческие власти запретили ему это делать. . Вот и все. «Я Асмунд, парень с друзьями и боссом, и я немного плохой мальчик».
Современные представления об иммиграции и нашей привязанности к современным технологиям склонны ограничивать нас верой в то, что досовременная мобильность была почти невозможна. Я стал жертвой миражей нетронутых, монолитных культур. Но история варягов — это история двух культур, каждая из которых находится на краю чужого мира, целенаправленно взаимодействуя с долгосрочными последствиями. Это тема, к которой я постоянно возвращаюсь, тема Википедии, которую я продолжаю открывать: культурные взаимодействия, которых мы не ожидаем от нашей истории, такие вещи, как «греко-буддизм» и ранние индонезийские строители плотов, колонизировавшие Мадагаскар.
Я вырос, думая, что викинги, русские и византийцы были разными мирами, но история их взаимодействия глубока и важна: ни одна из этих наций не была бы сегодня прежней без длительного влияния других. Правители викингов уступили место царям, сформировавшим сотни лет русской истории. Византия дала России свою веру. А взамен Россия направила к ним защитников-викингов, чьи действия в качестве солдат, силовиков и телохранителей оказали неоспоримое влияние на империю с момента их прибытия до ее последних дней. У меня не было идей. Может быть, поэтому Хальвдан оставил свою записку.
Читать подробности
- Varangian Guards и их следы в Стамбуле: Рунические надписи в Hagia Sophia от Husamettin Simsir в Университете Нотр -Дама Medieval
- Varangians of Notre Dame
- Варангианцы
- Варангианцы
- Варангианцы
- . «grafitti» из Национального музея Дании
- Кем была Варяжская гвардия? из History UK
Изображения
- Призвание варягов Алексея Крившенко
- Деисусная мозаика Святой Софии. jpg пользователя Википедии Myrabella
- Общественное достояние
- Рунен Святой Софии.JPG Герман Юнгханс
- Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Germany license; отредактировано.
Левантия: воссоздание варягов
Предыстория
В конце 1970-х доколониальная реконструкция почти не существовала в Австралии. В начале десятилетия были сформированы две группы: «Общество викингов Австралии» в моем родном городе Мельбурне; и «Общество древних и средневековых боевых искусств» (AMMAS) в Сиднее. Позже в том же десятилетии Общество викингов распалось и исчезло, оставив несколько отставших от общества, чтобы поддерживать некоторую спорадическую низкоуровневую деятельность под названием «Средневековое общество». Мой лучший друг и я встречались с последними и кое-что с ними делали, но они также сворачивались, что было, честно говоря, хорошо, так как их базы знаний не существовало, а качество их презентации было ужасным. . После затишья возрождение наступило в 19В 81 году с созданием новой группы, которая во многом случайно стала называться «Новая варяжская гвардия», я был избран президентом-основателем. Первой проблемой было то, что мы ничего не знали . В частности, мы ничего не знали о варягах. Действительно, ни я, ни кто-либо другой, причастный к основанию, кроме человека, предложившего название, даже не слышали о Византии. У всех нас было какое-то представление о викингах, и это было все, чего хотели большинство членов-основателей, но, поскольку у нас было название, и мы должны были быть замечены на публике в свое время, кто-то должен был быть в состоянии объяснить это. Очевидно, как президенту эта задача легла на меня. Этот императив поставил меня на путь византиниста, которым я являюсь сейчас.
Источники знаний
В то время, естественно, по нашей наивности, мы все еще думали, что публикации Osprey, такие как Ian Heath Byzantine Armies: 8861118 , действительно могут сообщить нам что-то ценное. По общему признанию, наряду с представлением о варягах как об элитной силе, массовое принятие Новой варяжской гвардией образа варяга в сапогах и красном мундире, который Ян Хит создал Ангуса Макбрайда, во многом способствовало формированию esprit de corps . и амбиции, которые продвигали клуб вперед в первые годы. Аспектом этих амбиций было раннее создание публикации, Варяжский Голос . Это стало проводником как для исследований, которые я и другие проводили, так и для дебатов о том, как следует применять результаты этого исследования. Новая Варяжская Гвардия сделала многие, если не все, из Варяжского Голоса доступными в сети, так что вы можете сами взвесить условия дискуссии. 1
Сомнения относительно скоп быстро накапливались. Еще немного раскопок выявило лучшую ученость. Стандартная работа была, а еще is, Sigfus Blöndal, The Varangians of Byzantium , переработанный Бенедиктом С. Бенедиком, Кембридж, 1978. Для академиков и ученых, работающих в традиционном режиме, нормально не упоминать обыденные вещи, такие как детали одежды или военного снаряжения, поэтому нам нужно было обратиться к первоисточникам. Известными литературными источниками являются Михаил Пселл Chronographia и Анны Комнэцирнэс Алексиада . Однако мы не можем использовать E.R.A. Их английские переводы Сьютером, потому что он сохраняет остатки литературной стилизации под названием «аттикизм», которая просто запутывает проблему. (Именно это ввело в заблуждение Яна Хита и всех его последователей. См. мою статью о «Варяжских ромфеях».) Существуют и другие литературные источники той же эпохи, в которых упоминаются варяги — от мужа Комнэкиррнэкирка Никециркфора Вриенния и от Иокиррканнэцирка. Skylitzês и Михаил Attaleiatês. Они также Аттисизируют, но это не имеет большого значения, поскольку обращение к греческим текстам просто показывает нам, что Блёндал/Бенедик были им верны. Нам говорят ничего об одежде варягов и практически ничего об их снаряжении.
Как насчет иллюстрированных источников? Еще раз, нет . Нет никаких оснований думать, что группа изображений, на которых Ян Хит основывал свою табличку со скопой, является варяжской, как я объяснял в своей статье «О предполагаемой «униформе» варяжской гвардии» в другом месте на этом сайте, и есть очень веская причина признать их совершенно другой категорией мужчин, как я объяснил в своем томе 9. 0169 Рукой Императора .
Но есть мадридский манускрипт Skylitzês Хроника ! Некоторые люди говорят. Вопреки тому, как его долгое время искажали, это НЕ византийский источник. Он был сделан на Сицилии около 1150 года. Некоторые иллюстраторы довольно искусно копировали византийские источники, но ученые признали, что они явно никогда не были в Константинополе. и не работали с непосредственным наблюдением. Взяв в качестве типичного примера часто воспроизводимую сцену узурпации, варяги в ней просто изображены в стандартном полустилизованном виде средневизантийского воинства, за исключением добавления больших топоров, о которых говорится в текстах. Другой пример можно найти в моей статье «Другие варяги» иллюстрированной «Скилицкой летописи» на этом сайте, наряду с дальнейшим обсуждением только что сделанных мной выводов.
Итак, для чего у нас есть определенные доказательства?
Одежда = ничего;
Броня = ничего;
Оружие = большие топоры, мечи (не указано), копья (не указано).
И это, конечно, ставит варяжскую реконструкцию в еще более сложное положение, чем обычно. В отсутствие таких данных сценарием по умолчанию для многих, к сожалению, является то, что я бы назвал «Тряпкой Шелкового пути и торговцем костями» — идея о том, что, будучи странствующим наемником, персонаж собирал снаряжение где угодно к западу от Китай, а часто, кажется, с Года Точки по 1650! Давай только не туда!
Так что же у нас осталось?
Что касается снаряжения, наименее проблематичным будет путь «сразу с лодки». Следовательно, одетый и экипированный, как человек в Скандии или Англии. Это правда, что человек, проживший в Сити довольно долго и получавший не меньше денег, чем, по мнению многих, варягов, 2 вполне мог купить себе какую-нибудь роскошную одежду. Другое дело военная техника. С одной стороны, как я отмечал в своей статье «Использование варягов», смысл отряда был не только военным, но и идеологическим, и в этом контексте им было выгодно выглядеть иностранцами. Следовательно, они вполне могли не покупать слишком много византийской военной техники, даже если бы они могли это сделать. И даже если они мог , вряд ли кто-то смог бы с ним уйти. Одно из зловещих предзнаменований современности — средневизантийские бюрократические протоколы, запрещающие экспорт военной техники. 3 Они также запрещают вывоз некоторых невоенных товаров даже тем посетителям, которые на законных основаниях приобрели их в городе. 4
Но есть и более фундаментальные вопросы, чем снаряжение. Два вопроса, которые необходимо задать любому, кто утверждает, что изображает варяга, это «Где ты?» и «Где Император?» Характер варягов определяется тем, что они являются имперской лейб-гвардией. (НВГ потребовалось немало времени, чтобы решить этот вопрос.) Группа могла представить себя как обособленное подразделение, действующее по имперским делам, таким как арест священнослужителей, но исторические свидетельства ясно показывают, что они вообще редко покидали Константинополь и практически никогда не покидали его. без Императора. Следует также отметить, что высшими офицерами варягов были ромайки, а не норвежцы или саксы. Позиция manglavitês , приписываемый Харальду Хардрааде, занимал очень низкую функциональную должность без статуса и полномочий. Человек или группа людей в одиночку и, как говорят, находящиеся вне Константинополя, не могут быть варягами. Они просто странствующие западные «ронины». Нельзя, например, утверждать, что он/они являются посольством или имперским агентом. Простым наемникам-варварам никогда не поручали такие важные задачи.
Изложение
В свете доказательств и их отсутствия любое изложение, претендующее на то, чтобы изобразить варягов с наименьшей неточностью, должно быть обязательно очень ограниченным. Группа солдат, одетых в западную одежду и снаряжение с очень ограниченными византийскими дополнениями, под командованием, по крайней мере, византийского офицера, если не в постоянном присутствии самого императора. В первом случае он должен быть установлен условно в пределах Константинополя. В последнем случае речь может идти не только об имперской военной экспедиции, хотя и это означает не дальше Балкан на западе, Армении на востоке или окраин Месопотамии на юге.
Всем, кто хотел бы представиться бывшим варягом, уехавшим или вернувшимся домой, напоминаю об ограничениях на вывоз военного снаряжения и шелка. Вы могли бы обойтись красивой тонкой шерстяной туникой в византийском стиле, как Болли Болласон описан в Laxdaela Saga , но это все.
Послесловие
Было нет варяг. Однако вполне вероятно, что варяги на более длительный срок женились на римлянках и поселили их в домах в городе. Этих жен не было бы, когда варяги действовали в каком-либо официальном качестве.
Тимоти Доусон
Вернуться в меню
Сноски
- Соответствующие статьи находятся в томах 33, 35, 37, 38, 47, 50.
- Есть некоторые свидетельства того, что их вознаграждение было преувеличено в более ранних интерпретациях текстов.