Дети ломоносова михаила васильевича: Ломоносов. Личная судьба | Наука и жизнь

Краткая биография Михаила Ломоносова краткая – ученого, поэта, художника

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Б. Шергин).

« Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин).

Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры, который в те времена был экономическим и географическим центром Поморья.

   

Детство

Отец будущего учёного, Василий Дорофеевич Ломоносов, с успехом занимался зверобойным и рыбным промыслом, являлся владельцем собственного судна. Детские годы Михайло Ломоносова прошли в труде не только нелёгком, но иногда и опасном. Михаил Ломоносов вместе с отцом «ходил» по Белому морю, ему приходилось посещать Соловецкие острова и достигать Новой Земли. В этих странствиях крепло мужество завтрашнего учёного, развивалась выносливость, трудолюбие, отвага, наблюдательность, воля, уверенность в себе.

Отрочество

Михайло Ломоносов рано выучился грамоте. Сохранилась легенда о том, что дьячок, обучавший мальчика, вскорости признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает». Все свободные время Михаил Ломоносов читал. В 1725 году в руки любознательного подростка попадают «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. «Грамматика» описывала правила «говорения и письма» и даже некоторые рекомендации по сочинению стихотворений. «Арифметика» была не только учебником по математике, но и популярным изложением основных положений физики, геометрии, астрономии, механики. Обе книги произвели серьёзное впечатление на Ломоносова: «То были врата учёности моей», — признаётся он впоследствии. Василий Дорофеевич сначала одобрял «книжное прилежание» единственного наследника, радовалась и маменька, глядя на смышлёное дитя. Однако после смерти матери Михаилу стало трудно. Отец вновь женился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях. Она «всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами», — с сожалением вспоминал Ломоносов Михаил Васильевич. В душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам.

Юность

В декабре 1730 года, морозной ночью, девятнадцатилетний юноша Михаил Ломоносов оставил родительский дом. В столицу отправился рыбный обоз, и Михайло Ломоносов прибился к нему. Он хотел добраться до Славяно-греко–латинской академии, где «учёности заморской преизбытно». Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение, куда принимались исключительно «дети дворянского и духовного звания». Но недаром Северное море закаляло характер смелого отрока!

Благодаря тому, что Михаил Ломоносов скрыл своё крестьянское происхождение, он был принят в Спасские школы (так называли в Москве Славяно — греко – латинскую академию). «Великовозрастный» ученик начинал с младших классов, где занимались ребята 8-10 лет. Михайло Ломоносов стоически сносил «несказанную бедность» своего быта и насмешки одноклассников. Одаренный юноша добился поразительные достижений: за первый год обучения он прошёл три класса, в свободное от занятий время усердно посещал библиотеку и постоянным чтением книг расширял свой запас знаний и кругозор. За пять лет он прошёл двенадцатилетнюю программу академии.

Будущий ученый

Преподаватели не могли не обратить внимания на способного школяра. Из Сената в это время пришло предписание отправить «в науках достойных учеников» в гимназию при академии наук в Санкт-Петербуг. Среди них оказался и Михайло Ломоносов. В январе 1736 года вместе с одиннадцатью воспитанниками академии Михаил Ломоносов приехал в Петербург. Начался новый, весьма важный этап его жизни. Именно здесь определились его научные интересы и склонности.

Не прошло и года, как студент Михаил Ломоносов оказался в Европе, где «новые науки давно пришли в явленье». России были необходимы горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправили в Германию для изучения химии и горного дела. Ломоносов Михаил Васильевич направился в Марбург, чтобы там прослушать лекции профессора Христиана Вольфа, чьи заслуги признавал ещё Пётр I и по работам которого философию изучала вся Европа. Там он посещал лекции, работал в лабораториях, читал книги – всё это окрыляло юношу. Профессор Вольф был очень доволен достижениями русского студента и в 1738 году докладывал руководству из Петербурга о своих воспитанников учениках: « У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова среди них; при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться».

Рождение поэта и знатока русского языка

В Марбурге Михаил Ломоносов создаёт своё «Письмо о правилах российского стихотворства». Он утвердил в русской культуре силлабо-тоническое стихосложение, построенное на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Примером является ода поэта Михайло Ломоносова «На взятие Хотина», посвящённая взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах. Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишины глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

Им с шумом вниз с холмов стремится.

С этой оды, по словам Виссариона Григорьевича Белинского, «должно считать начало русской литературы». Александр Сергеевич Пушкин называл Ломоносова «отцом русской поэзии».

 Велики заслуги Ломоносова в развитии русского литературного языка. Ломоносов Михаил Васильевич боролся за культуру русской речи, он написал первый подлинно научный труд по русскому языку — «Российскую грамматику». Этот ученый труд выдержал больше десяти изданий и стал фундаментом для грядущих учебников, на «теории трёх штилей» получило образование не одно поколение русских писателей.

Созданный Ломоносовым Михаилом Васильевичем учебник «Риторика» — первый русский печатный курс словесности и красноречия. Книга учит строить речь, пользуясь неисчерпаемыми богатствами родного языка.

Закончив обучение в Марбурге, в июле 1739 года будущий великий учёный перебрался в небольшой городок Фрейбург, где изучал горное дело, посещал рудники и шахты.

8 июня 1741 года Ломоносов Михаил Васильевич, полный сил и энергии, возвращается в Россию. Михаил Ломоносов сразу отправился в Академию наук, чтобы узнать о дальнейшем своём устройстве. Но советник академической канцелярии Иоганн Шумахер холодно встретил Ломоносова и отправил его к академику Аману изучать отечественную историю до дальнейшего распоряжения. Беспредельно было разочарование молодого учёного…

 Ломоносов Михаил Васильевич использовал любую возможность для пропаганды научных и общественно-политических идей. Как талантливый художник, он внёс огромный вклад в дело прославления Отечества. Об этом свидетельствуют его мозаичные работы.  Учёный – художник возродил древнее искусство мозаичной техники, к тому времени забытое в России, используя новейшие достижения естественных наук. В Эрмитаже хранится собственноручно набранная Ломоносовым мозаика. Это портрет Петра 1.

«Полтавская баталия» — ещё один мозаичный шедевр Михаила Ломоносова – художника, находится в здании Академии наук в Петербурге. Всего он является автором сорока мозаичных картин. Ломоносов был избран членом Петербургской Академии художеств.

 Ломоносов Михаил Васильевич стал инициатором создания первого русского университета, открытого в 1755 году в Москве. Так в России возник ещё один научный центр, просветительская роль которого была чрезвычайна велика. Учёный не только составил программу университета, но и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сословий.

 За полгода до смерти Ломоносов писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Ломоносов Михаил Васильевич скончался в 1765 году, и был погребен в Александро-Невской лавре. Тот, кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. И мы, его потомки, по истечении двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова не отделима от славы нашего отечества.


19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения Ломоносова Михаила Васильевича. Отделом обслуживания Кстовской центральной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина была проведена викторина, посвящённая жизни, творчеству и научному наследию М. В. Ломоносова. В викторине участвовали учащиеся 10 «А» класса средней школы № 7 города Кстово Нижегородской области. Вели викторину сотрудники отдела обслуживания Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина Москвина Галина Анатольевна – заведующая сектором юношеского абонемента и Серова Екатерина Александровна, ведущий библиотекарь абонемента.

   

Ведущие рассказали о том, как начиналась биография Ломоносова, его жизни и научных достижениях Михаила Васильевича Ломоносова. Повествование сопровождалось показом фото – слайдов, отрывков из фильмов. В исполнении ведущих прозвучали отрывки из оды Михаила Ломоносова «На взятие Хотина», посвящённой взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах.

По окончании повествования о Ломоносове Михаиле Васильевиче была проведена викторина. Ребята активно отвечали на вопросы ведущих о жизни и научном наследии великого учёного. Викторина проходила эмоционально и увлекательно. На большинство вопросов о биографии Ломоносова учащиеся ответили правильно, что свидетельствует об интересе подрастающего поколения к  нашему гениальному соотечественнику — Михаилу Ломоносову. Победители были награждены призами.

 

В заключении мероприятия ведущие обратили внимание школьников на книжную выставку, посвящённую жизни, творчеству и научным достижениям М. В. Ломоносова. Многие ребята выразили желание прочесть книги, подробно рассказывающие о Ломоносове-учёном, Ломоносове-художнике, Ломоносове-поэте… Было понятно, что Ломоносов Михаил Васильевич вызывает у нового поколения неподдельный, живой интерес.


Следующая статья: Музыкальный ретро — вечер

Вы также можете ознакомиться с другими статьями:

Дни марийской культуры в г. Кстово Нижегородской обл.

Антология военной поэзии г. Кстово Нижегородской обл.

Николай Степанович Гумилев г. Кстово Нижегородской обл.

Юбилей Центральной библиотеки имени А. С. Пушкина г. Кстово Нижегородской обл.

Олег Захаров. Бенефис поэта г. Кстово Нижегородской обл.

Потомки Михаила Ломоносова: почему пресекся род великого ученого

Автор: Юлия Попова  |  2022-05-13 12:30:30

Елена Михайловна Константинова стала самой известной представительницей рода Ломоносова. Дело в том, что остальные дети Михаила Васильевича не дожили до совершеннолетия. Да и сама упомянутая Елена тоже ушла из жизни совсем молодой.

Екатерина-Елизавета и Иван

Как известно, в 1736 году Михаил Васильевич Ломоносов в числе нескольких других одаренных молодых людей была направлен на учебу в Германию. В Марбурге Ломоносов квартировал в доме местного пивовара, у которого была дочь – Елизавета-Христина Цильх. С февраля 1739 года Михаил Васильевич считался официальным женихом девушки. Спустя несколько месяцев состоялось венчание, вскоре после которого Ломоносов уехал на родину. Примечательно, что в Петербурге ученый никому не сообщил о своей женитьбе. В течение 2 лет он считался холостяком, пока Елизавета-Христина сама не отыскала законного супруга через посольство.

Пока Ломоносов находился в Марбурге, в 1739 году, Цильх родила первенца. Как утверждает Андрей Андреев, автор издания «Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века», ребенок появился на свет в 1739 году, то есть тогда, когда Михаил Васильевич и Елизавета Цильх еще не состояли в официальном браке. Девочку назвали Екатериной-Елизаветой. После венчания супруга Ломоносова снова забеременела и в 1741 году, уже после отъезда мужа, родила мальчика, которого при крещении нарекли Иваном. Иван прожил недолго — в 1742 году ребенок умер. С его смертью пресекся и род Ломоносовых по мужской линии.

Елена и другие дети

Когда наконец о женитьбе Михаила Ломоносова стало известно, Елизавета-Христина Цильх прибыла в Петербург. Это произошло в октябре 1743 года. Однако Цильх приехала в Россию не одна: вместе с ней были ее брат Иоганн и упомянутая ранее дочь Ломоносова Екатерина-Елизавета. Уже в Петербурге, в феврале 1749 года у четы появилась еще одна дочь. Ее в память о бабушке (матери Михаила Васильевича) назвали Еленой. Что случилось со старшей сестрой Елены в России, доподлинно неизвестно. Скорее всего, Екатерина-Елизавета умерла в возрасте старше 4 лет. По крайней мере, большинство историков в качестве дат ее рождения и смерти предпочитают пользоваться размытой формулировкой: «1739 — после 1743».

По данным Э.П. Карпеева, автора краткого энциклопедического словаря «Ломоносов», у четы Ломоносовых были и другие дети. По предположениям Карпеева, Елизавета-Христина родила еще одну дочь от русского ученого, которая была наречена Софьей. Девочка, вероятно, умерла вскоре после крещения, так как в истории сохранилось ее имя. А имена в то время давали как раз при совершении этого таинства. Историки считают, что немецкая жена родила Ломоносову еще двоих детей. В связи с тем, что информация о них отсутствует, а в частности неизвестны их имена, то, вероятно, младенцы ушли в мир иной еще до крещения. Возможно, они родились мертвыми, погибли при родах или скончались через несколько дней после появления на свет.

Судьба единственной выжившей

Таким образом, в живых осталась лишь одна дочь Михаила Ломоносова – Елена. Да и потомков оставила только она. После того, как в 1765 году ее отец скончался, Елена Михайловна Ломоносова вышла замуж. Ее избранником стал коллежский советник, личный библиотекарь Екатерины II, переводчик и педагог, Алексей Алексеевич Константинов. Он был намного старше Елены, но был выгодной партией для девушки, которая не имела внушительного состояния. Должность библиотекаря императрицы Константинов занимал до 1773 года. За несколько месяцев до этого его жена, Елена Михайловна, ушла из жизни. На тот момент ей исполнилось всего 23 года. О причине смерти Константиновой историки не упоминают.

За период брака с Алексеем Константиновым Елена Михайловна родила 4 детей. Единственный сын Константиновых, внук Ломоносова, названный Алексеем, как и его тети и дяди, прожил недолгую жизнь. Мальчик умер в возрасте 7 лет. Вслед за Алексеем на свет появились 3 девочки: Софья, Екатерина и Анна. Все трое дожили до старости. Правда, о последних двух почти ничего ничего не известно. Зато судьба Софьи Алексеевны Константиновой оказалась яркой. Она стала женой военного Николая Раевского и делила с ним все тяготы кочевой жизни. Мало того, Раевский впоследствии был разжалован, и семья осталась практически без средств к существованию. Тем не менее супруги преодолели все трудности, воспитали и поставили на ноги детей.

Михаил Васильевич Ломоносов | Русские ученые о здоровье и долголетии

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимался многими научными проблемами, в частности фундаментальными вопросами физики, химии, астрономии. Его научный гений отмечен рядом замечательных открытий в этих областях знаний. Он обошел стороной и такие актуальные вопросы, как здоровье и долголетие человека.
«Его замечательные исследования, — отмечает советский философ Г. С. Васецкий, — являются важной вехой в развитии научных знаний… Великая историческая ценность блестящего сына русского народа состоит в том, что он не только глубоко раскрыл лучшие черты своего народа, не только показал на какие великие дела способны подлинные представители, но и во многом способствовали процветанию любимой Родины».
Первый ученый-энциклопедист России, он мужественно преодолевал противодействие фаворитов королевы (Елизаветы) и в ряде разрабатываемых проектов настойчиво добивался «действия» просветительских реформ, направленных на улучшение жизни людей, их здоровья и долголетия. Особое внимание Ломоносов уделял изучению вредных обычаев и предрассудков разных сторон жизни, питания и быта крепостных. В письме «О размножении и сохранении русского народа» он доказывал, что здоровью поколений и долголетию людей вредят семейные раздоры, драки и пьянство.
Ломоносов понимал, что здоровье человека, продолжительность его жизни во многом зависят от социальных причин. Но о каком здоровье и долголетии может идти речь при крепостном праве, когда жизнь крестьянина ценится ниже стоимости породистых собак? Готовя письмо, Ломоносов надеялся, что хоть какие-то полезные мысли проникнутся государственной практикой. «Поэтому каждый год, — пишет Ломоносов, — будет рождаться полмиллиона, из которых через три года умрет половина, а то и по слепоте нашей и более, так что каждый год получает смерть в части по ст.у тысяч младенцев до трех лет. а забота о наших, хотя и до десятой, или 10 тысяч, была легкими путями спасения жизни?»
Ломоносов требует от государственных мероприятий по организации здравоохранения открыть «во всех городах, довольных числом врачей, терапевтов и аптек».
Как отмечает А. А. Морозов, известный исследователь жизни и творчества великого ученого, Ломоносов не отказывается от народной медицины, с которой пришлось на некоторое время устояться. «Правда, — писал Ломоносов о таких народных целителях, — их много, действительно умеющих лечить некоторые болезни, и особенно внешние, как Коновал и мануальные терапевты, так что иногда ученые и хирурги в некоторых случаях превосходят, однако, лучше устанавливать (лечение) по правилам столпов медицинской науки.
г. Одним из главных препятствий на пути увеличения населения была огромная детская смертность. И здесь Ломоносов впервые в России говорит о необходимости широких общественных мер по охране материнства и детства. Он предлагает уделить серьезное внимание искусству акушерских бабушек» и издать на русском языке специальное положение, собрав предварительно «дело мудрых ТВА» и спросив «каждого особенно и для всех, и для сего благо будет сделано, вместе судей». книга», объединив ее с руководством по лечению детских болезней.
Книгу о екатерининском искусстве Ломоносов предлагает не только продавать по всему государству, но и разослать во все храмы, чтобы священники и грамотные люди могли пользоваться этим учением неграмотных». что она крестила детей только теплой водой, чтобы не простудиться. Ломоносов при этом гневно говорит, что не только в деревнях, но и в городе часто крестят младенцев зимой в холодной воде, иногда даже со льдом.
Ломоносов требует настойчиво бороться с повитряни, как он русский называет эпидемию. Эти меры должны быть «отвращены приходом». Помимо болезней и эпидемий ученый обращает внимание на различные другие причины гибели населения, бытовые и социальные.
Он не мирится с чертами отсталости, патриархальности, дикости феодальной страны и решительно осуждает проявления мрака и невежества, которые видны на каждом шагу. С раздражением он описывает церковные праздники: обжорство и запои в «широкую масленичную неделю», непомерные и изнуряющие посты и безудержное пасхальное веселье, когда «рассыпаны разные мясные куски, битая посуда, текут разлитые напитки… лежать без памяти в отягченном состоянии». пьянство и… недавние тяжелые пастниеки».
Ломоносов убежден, что все эти традиции «ущемляют здоровье человека», «охлаждают тело переменным током», вредят здоровью.
Конечно, эти идеи в условиях феодального строя тогдашней России были невозможны, но гениальный Ломоносов своим видением указывал последующим поколениям врачей верный путь в исследованиях.

Михаил Васильевич Ломоносов | ЛЮДИ ВЕЛИКОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

НАУЧНЫЙ СВЕТИЛЬНИК
По приезду, в течение года студент, который заругался с учителем и самовольно прервал учебу в Германии, представил академикам свои диссертации по химии и физике. В 1742 году ему удалось получить должность младшего сотрудника физического класса, начать исследования, опыты, астрономические наблюдения, чтение публичных лекций на родном языке. Спустя год Михаил показал свой неукротимый нрав, произнеся бурную, с отборной бранью речь против засилья бездарных немецких профессоров в стенах учебного заведения. И снова удивительным образом ему удалось избежать каторги, полагаясь на такой проступок (хотя и был задержан на некоторое время). Диплом, выданный Михаилу Ломоносову Академией наук на звание профессора химии. В 1745 году 34-летний ученый, защитив ряд работ, стал профессором химии и получил дворянский титул. Напряженную научную работу он сочетал с литературным творчеством. В 1748 году ученый основал первую в стране химическую лабораторию, воплотившую в себе революционный принцип интеграции науки и практики. Параллельно он переводил Гомера, Горация, Вергилия, Сенеку, Руссо, писал проникнутые патриотическим пафосом оды, высокую гражданскую поэзию и другие сочинения, в том числе знаменитую «Риторику» с фундаментальными исследованиями трактатов лучших ораторов древности и формулировкой принципов красноречия. Схема Химической лаборатории Михаила Ломоносова
После речи с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне» в 1749 г. был удостоен чина коллежского советника. Его перу принадлежат многие выдающиеся строки: «Науки юношей питают, старцев услаждают…», «И земля русская может родить своих Платонов и быстрых умов Ньютонов». Михаил Ломоносов в химической лаборатории Читайте: Как умело скрыть заниженную самооценку в глазах окружающих В 1751 году академик стал основоположником не только научной химии, но и физической — первым учёный прочитал курс лекций на эту тему студентам, сопровождаемый демонстрацией опытов. Он сконструировал приборы для исследований, в частности изобрел трубку, позволявшую различать предметы в сумерках, изучал атмосферное электричество, гравитацию, природу северного сияния, возродил искусство мозаики.
В 1755 году гениальный ученый инициировал создание университета и заложил основные принципы высшего образования – доступность и фундаментальность. В 1757 году он стал членом канцелярии Академии, издал русскую грамматику, разграничив церковнославянский и русский языки, обозначив его диалекты, формы, стили. Михаил Ломоносов перед Академией наук. Читайте: Вышла бы из вас Императрица? На престол претендуют 4 знака зодиака! Михаил Ломоносов возглавил ряд формирований в Академии, в том числе Географический отдел и Историческое собрание, создал атлас страны, классификатор землетрясений, опубликовал статью о расчетах морского пути и методах нахождения географических координат.
«Первые основания металлургии или рудного дела» Ломоносова Читать: Неоднозначные сцены, актрисы сожалели о своем участии. В 1763 году выходит в свет его опус о путешествиях по северным морям, затем труды «О слоях земли», «Первые основания металлургии или рудного дела». Взойдя на престол, Екатерина II оценила его блестящую и беспримерную деятельность и пожаловала ему чин статского советника. Визит Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Михаила Ломоносова
Профессор был однообразен: женился в студенческие годы, во время пребывания в Марбурге, и всю жизнь хранил верность жене. Его избранницей стала Элизабет Зиль, дочь его помещиков. Они поженились в 1740 году. У пары было трое детей, но выжила только дочь Елена, родившаяся в 1749 году. Михаил Ломоносов и его жена Елизавета Циль. Читайте: 7 скрытых проблем красивых женщин, которые сильно портят себе жизнь. Есть сведения, что академик был с женой. На одном из балов императрица Елизавета Петровна подарила ей красивый веер. Дом Михаила Ломоносова на Мойке, Петербург. Читайте: На эти не поддаются: мужские качества, отталкивающие женщин раз и навсегда Дочь Ломоносова выросла высокообразованной девушкой, знавшей языки, литературу, музыку. За месяц до своей смерти отец благословил ее выйти замуж за библиотекаря Императорской библиотеки, которому был 21 год, Алексея Константинова. Елена родила сына и трех дочерей. Умерла она, как и мать Михаила Васильевича, молодой, в 23 года. СМЕРТЬ В последние годы жизни гениальный энциклопедист стал почетным членом Шведской и Болонской (Италия) академий наук, а также представил выдающееся исследование «Древнерусская история», изложив принципы развития и вопросы происхождения страны.