Дата принятия православия на руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

9.1. Особенности принятия христианства на Руси. История религии : конспект лекций

9.1. Особенности принятия христианства на Руси

Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном побережье Черного моря, так что гипотетически мог общаться с селившимися там славянами, правда, достоверных сведений об этом общении не сохранилось, да и вряд ли они вообще могли быть. Тем не менее автор «Повести временных лет» писал с абсолютной уверенностью, что Андрей не просто поднимался по Днепру, но и установил крест на месте возникновения Киева. Легендарный характер этого известия установил еще знаменитый историк православной церкви Е. Голубинский на основании другого летописного свидетельства, согласно которому на территории Руси не проповедовал ни один апостол.[43]

Более надежные факты, позволяющие зафиксировать появление христианства на территории славянских племен еще задолго до даты официального крещения, относятся к 867 г. , когда константинопольский патриарх Фотий (ум. 891/97) упоминает в «Окружном послании» подчиненным Константинополю церковным иерархам о крещении русов. Другие источники той же эпохи, упоминая об этом событии, приписывают ведущую роль в нем братьям Кириллу (826–869) и Мефодию (815–885) – создателям славянской азбуки. Учитывая нередкие нападения русов (имеются в виду восточные славяне) на территорию Византии на протяжении всего IX в., можно предположить, что крещению подверглись не сами восточнославянские племена, а дружины одного или нескольких военных вождей, пожелавших принять христианство в византийских пределах. Другие исследователи видят в известии патриарха Фотия свидетельство крещения той части русов, которая населяла Крымский полуостров. В пользу последнего предположения говорит и факт учреждения Херсонесской епископии, которая была основана во второй половине IX в. С этого момента христианство начало проникать на территорию восточнославянских племен вместе с купцами, служившими попутно и религиозными проповедниками; с возвращающимися из походов воинами, принявшими православие на территории Византии. Все эти факторы постепенно готовили восприятие христианства в качестве «своей» религии уже не отдельными представителями, а обществом в целом.


Разумеется, распространялось христианство не во всех слоях населения, а среди знати и княжеской администрации. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что христиане не подвергались ущемлению в правах по сравнению с язычниками. В пользу изначально лояльного отношения восточных славян к православной религии говорит и тот факт, что княгиня Ольга (ум. 969), вдова князя Игоря (ум. 945), принявшая православие во время своей поездки в Константинополь в 952 г., не потеряла возможности управлять страной (позже она была канонизирована Русской православной церковью в ранге святой). Тем не менее принятие христианской веры княгиней Ольгой оставалось ее частным выбором, не накладывающим никаких обязательств на остальное население Русского государства.

Следующий шаг на пути приобщения славян к христианской религии был сделан внуком Ольги, князем Владимиром Святославовичем (ум. 1015), оставшемся в народной памяти под прозвищем «Красное Солнышко», церковная же традиция приписала ему другое прозвание – «Святой». В середине 980-х гг. он принял христианское вероисповедание в его византийском варианте, а в 988 г. сделал христианство новой официальной религией зарождающегося Русского государства. Этому шагу предшествовала попытка создать единый пантеон восточнославянских божеств во главе с Перуном (богом-громовержцем, покровителем воинов), продиктованная внутриполитическими интересами князя Владимира. Создание нового государства, составленного из различных племен, обладавших в рамках языкового и национального единства культурным и религиозным своеобразием, должно было сопровождаться установлением государственной религии, но механическое соединение верховных богов различных племен оказалось нежизнеспособным из-за невозможности примирить возникавшие противоречия.[44] Принятие христианства, которое не являлось совершенно незнакомой религией, имело и еще один очевидный плюс – появлялась возможность установить международные контакты на основе религиозной общности, что оказалось бы затруднительным в случае сохранения язычества.

Первый акт крещения жителей Руси был совершен в 988 г. на реке Почайне (притоке Днепра), после чего расходящаяся волна обрядов обязательного крещения прокатилась по пределам бескрайней Восточнославянской равнины. Впрочем, далеко не всегда крещение шло мирным путем. Обращение в христианство Новгорода в 990 г. стало символом той борьбы, которую предстояло вести христианской религии для полного утверждения на новой территории. Только с помощью военной силы Добрыне, дяде и воеводе князя Владимира Святославовича, удалось заставить новгородцев выбросить идолов (изваяния языческих божеств) в реку и принять христианство. По словам Е. Голубинского, «совершенная покорность русских в деле перемены веры воле князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов… Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалым волнением в народе, что были открытые сопротивления и бунты, хотя мы и не знаем о них никаких подробностей». [45]

Некоторые косвенные известия о том, насколько тяжело шло крещение Руси на севере и северо-востоке, где этот процесс затруднялся принадлежностью основной части населения к угро-финской общности, доносят до нас летописи. Уже в 1024 г. было поднято восстание против христианства в Суздале. Волнения 1071 г., вспыхнувшие в Новгороде, вскоре распространились по всей северной Руси, вылившись в такие широкомасштабные бунты, что подавить их удалось только с помощью княжеской дружины. Зачинщиками всех волнений против новой религии выступали, согласно летописям, волхвы – жрецы языческих культов, сохранение которых, хотя и в скрытом виде, свидетельствует о том, что процесс христианизации Руси затянулся на несколько сотен лет. Так, даже в 1113 г. вятичами (восточнославянским племенем, проживавшим в верховьях рек Волги и Вятки) был убит миссионер Кукша, направленный в этот лесной район по приказанию самого киевского князя.

Но даже в тех случаях, когда отсутствовала внешняя враждебность, а жители покорно соглашались принять христианство и выбросить прежних идолов, трудно было вести речь о несомненных успехах новой религии. Показная христианизация оказывалась совмещена с укрываемым от посторонних глаз сохранением веры в прежних племенных божеств, первопредков и духов. Так возник своеобразный феномен русской религиозной культуры, получивший название двоеверие. Две религиозные системы не существовали независимо друг от друга, а тесно переплетались: новые христианские реалии находили себе аналогии в привычных языческих культах. Сосуществованию христианства с языческим политеизмом способствовали внешние признаки новой религии, которые легко могли восприниматься как свидетельства существования культов отдельных божеств. Бог, Иисус и Святой Дух, а также Богородица, апостолы и многочисленные святые и угодники – все они наделялись языческими функциями. Обыденное сознание древнерусского человека с легкостью отождествляло поклонение Богородице с культом языческой богини Мокоши, перенося в христианские ритуалы многочисленные атрибуты язычества. Такой же метаморфозе подверглись христианские святые: святой Власий был отождествлен с традиционным богом Белесом и в этом новом качестве стал восприниматься как покровитель скота. Сейчас уже трудно установить, каких именно восточнославянских богов заменили собой святая Варвара, святые Николай, Косьма, Георгий Победоносец, которые в новом христианском пантеоне стали отвечать за плодородие, кузнечное ремесло, врачебное дело и т. д. Интересно, что основные божества восточнославянских племен, в том числе и Перун, никогда не воспринимались древнерусскими летописцами, большей частью относящимися к духовному званию, в качестве умерших. Даже в XIV в. эти боги упоминались как существующие, но «проигрывающие» по своей значимости христианскому богу. Переплетение язычества и христианства отразилось также и в культовой сфере: новые церкви зачастую строились на тех же местах, где располагались капища языческих богов, чтобы таким образом привлечь к их посещению простых жителей, еще не успевших проникнуться духом новой религии.


Церковная организация Русской православной церкви была создана значительно позже даты принятия христианства: только в 1037 г. константинопольский патриарх назначил в Киев первого митрополита Феопемпта, грека по происхождению. Следующий шаг на пути достижения хотя бы относительной церковной независимости был сделан в 1047 г., когда князю Ярославу Мудрому удалось добиться поставления на Русь первого русского митрополита Иллариона, ставшего знаменитым русским книжником и автором трактата «Слово о Законе и Благодати», являвшегося одной из обязательных для чтения книг средневекового русского человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

25. На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год — эпоху принятия апостольского христианства

25. На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год — эпоху принятия апостольского христианства
На старых русских, сербских, болгарских, иконах, на нимбе вокруг головы Христа рисовали крест и на нем три церковно-славянские буквы. На левом конце —

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. — Образование Русского государства на севере и на юге. — Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. — Русские князья и половцы. — Суздаль и Новгород. — Появление Ливонского ордена. — Внутреннее состояние Руси до конца XII в

ГЛАВА ПЯТАЯ
Древнейшая история восточных славян. — Образование Русского государства на севере и на юге. — Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. — Русские князья и половцы. — Суздаль и Новгород. — Появление Ливонского ордена. — Внутреннее

25. На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год – эпоху принятия апостольского христианства

25. На старых иконах, на нимбе Христа, записана дата, обозначающая 1370 год – эпоху принятия апостольского христианства
На старых русских, сербских, болгарских, иконах, на нимбе вокруг головы Христа рисовали крест и на нем три церковно-славянские буквы. На левом конце –

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства
Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Последствия принятия Русью христианства

Последствия принятия Русью христианства
Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом

Последствия принятия Русью христианства

Последствия принятия Русью христианства
§ 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на

Глава 2 ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ

Глава 2
ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ВЕЛИКОЙ = МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ
1. ДАТИРОВКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Здесь мы вкратце напомним полученную нами в 2003 году датировку Рождества Христова 1152 годом н. э. Распятие Христа датируется 1185 годом, на 33 года позже. Подробный анализ

2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ

2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ
Настоящая книга в значительной степени посвящена независимому датирования эпохи принятия христианства в Империи и вытекающим отсюда следствиям. Прежде всего напомним, что представляло из себя

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ
Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и

6. НА СТАРЫХ ИКОНАХ, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНА ДАТА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ 1370 ГОД – ЭПОХУ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

6. НА СТАРЫХ ИКОНАХ, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНА ДАТА, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ 1370 ГОД – ЭПОХУ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
На старых русских, а также сербских и болгарских, иконах, изображающих Христа, на нимбе вокруг его головы рисовали крест и на нем писали три церковно-славянские буквы. На

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979

Глава 1. Восточные славяне до принятия христианства. До 979
Индоевропейские по своему происхождению племена славян, двигаясь, по всей вероятности, с северной части Восточных Карпат, постепенно расселились по Центральной и Восточной Европе на широком пространстве от

1. Причины принятия христианства

1. Причины принятия христианства
Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1. 1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с

5. Значение принятия христианства

5. Значение принятия христианства
Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу

Важнейшие причины принятия христианства Русью -История России

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Важнейшие причины принятия христианства Русью. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//150/vazhneishie-prichiny-priniatiia-khristianstva-rusiu/ (дата обращения: 30.11.2022)

Содержание

    Знаменитое «Крещение Руси», положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.
    Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.  

    Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это сказалось в акте крещения Руси. Владимир, его окружение и полянская община стремились остановить расползание суперсоюза. С этой целью предпринимается ряд мер идеологического характера: устраивается за городом большое языческое капище, затем создается знаменитый языческий пантеон. Все эти меры должны были символизировать единство суперсоюза, объединявшего союзы племен Восточной Европы – боги в киевский пантеон свозились изо всех земель. Однако остановить ход исторического процесса было невозможно – союз продолжал расползаться. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству – религии, в которой момент централизации, монотеизма является главенствующим. В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласия народного собрания – веча, но в других землях оно навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца «киевского периода» нашей истории можно говорить о том, что христианство лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление первых русских святых не показатель глубокого проникновения христианства в ткань жизни Руси Х-XII вв.

    Первыми церковью были канонизированы князья Борис и Глеб, павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгорелась после смерти Владимира. На киевском столе сел его старший сын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище «Окаянный». Княжившему в Новгороде Ярославу удалось разгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на «златотканом» киевском столе.

    Крещение Руси — введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).

    Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках.

    Христианизация народов будущей Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение девяти последующих веков.

    Предыстория

    Ряд авторов считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х, вскоре после похода русов на Константинополь в 860 году, по другим источникам — во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

    Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшимхристианство византийского обряда, стала княгиня Ольга (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит вКонстантинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошел на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом вернулось назад ни с чем. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки.

    Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.

    Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х в. в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Такие находки известны на могильниках ранних городов, дружинных центров и торгово-ремесленных поселений: в Киеве, Гнездово, Шестовице, Тимерево и др. Также в некоторых захоронениях знати, совершенных в языческих некрополях Х в. в специальных деревянных «камерах», углубленных в землю, найдены свечи, отражающие христианские элементы погребального обряда (Гнездово, Тимерево, Шестовица).

    Выбор веры Владимиром

    Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племен Древней Руси.

    Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питье вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар. После них в Киев прибыли немецкие миссионеры, посланные Ватиканом. Однако русский князь не захотел принять от них крещения. Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма. Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир еще не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев они с восторгом сообшили князю: «Не ведали где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

    Крещение князя Владимира и киевлян

    Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.  э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водахДнепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

    Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!

    Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рукацаревны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

    Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

    В году 6496 [988] был крещен Владимир, который крестил Россию.

    Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

    Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI век) так объясняет мотивы князя Владимира:

    <…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумети суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бы всегда о благоверьнии земли Гречьске, христолюбиви же и сильне верою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них даются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благоверьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови престоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгоре духомъ, яко быти ему христиану и земли его

    В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

    Причины:

    1. Необходимость формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси
    2. Укрепления международных связей
    3. Упрочнение международного положения Руси
    4. Укрепление власти Великого Киевского Князя
    5. Появление сильного союзника – Византии
    Причины принятия христианства, а не другой религии:

    Наличие в исламе запретов на употребление в пищу свинины, вина, специфическая восточная обрядность, в том числе обрезание, а также забой лошадей противоречили сложившемуся образу жизни древнерусских племен. Вряд ли стремление пап подчинить светскую власть могло вызвать симпатию к католицизму у киевского князя, ставившего перед собой прямо противоположные задачи, главной из которой было укрепление своей власти. В Византии же православная церковь не только отличилась политической беспомощностью, но и полным подчинением императорам. Поэтому выбор пал на христианство.

    Последствия принятия христианства Русью:
    1. Русь была признана как христианское государство
    2. Жители разных земель стали объединяться в единую культурную и политическую общность
    3. Появление на базе византийской культуры уникальной русской средневековой культуры
    4. Церковь принесла на Русь письменность
    5. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину»
    6. Появление церковного суда, ведавшего делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

    Православный раскол в тени империи

    19 октября 2018 г.

    15 октября Русская Православная Церковь в Москве объявила о разрыве общения с базирующейся в Стамбуле Вселенской Патриархией, которая ранее объявила о признании автокефалии (независимости) Украинской Православной Церкви , который канонически подчинялся Москве. Ссора между Москвой и Константинополем (так до сих пор именуется резиденция Вселенского Патриарха) была вызвана конфликтом на Украине, но также коренится в двух гораздо более старых спорах — один о том, где первенство в православном мире лежит после падения Константинополя до османов в 1453 году, а другой о том, могут ли Россия или Украина претендовать на наследство Киевской Руси, первого православного восточнославянского государства, которое оба претендуют на звание своего прародителя.

    При разделении католической и православной церквей (дату обычно называют 1054 г., но раскол был затяжным делом) главой православной общины был признан Константинопольский патриарх, тогда столица Византийской империи, который в то время включал патриархаты в Иерусалиме, Антиохии (Антакья, Турция) и Александрии. Однако, в отличие от католической церкви, православие не было организовано как единая иерархия; Константинопольский патриарх был primus inter pares среди православных архиереев, с полномочиями разрешать споры и назначать клириков в областях, не подведомственных другим патриархатам, но другие кафедры ему не подчинялись.

    После принятия православия великим князем Киевским Владимиром Великим в 988 году Киевской Руси была дарована митрополия (на один ранг ниже патриаршества), подчиненная Константинополю. Глава церкви в Киевской Руси носил титул Митрополита Киевского и всея Руси (термин Русь фактически подразумевал всех восточных славян, населявших территорию современной Беларуси, Украины и юго-западной России). Киев пал перед монголами в 1241 году, и государство Киевская Русь было разрушено.

    Одним из наиболее длительных последствий монгольского завоевания был раскол внутри восточнославянского мира между тем, что станет Россией на севере, и тем, что станет Украиной и Белоруссией на западе и юге. Киев оставался духовным центром восточных славян, даже когда политическая и экономическая власть переходила к Москве. После захвата Киева монголами митрополит переехал сначала во Владимир на западе Руси, а затем в Москву. Однако его официальный титул оставался митрополитом Киевским и всея Руси.

    Появление Москвы в качестве доминирующего игрока на Руси совпало с захватом Византии османами. Под властью Османской империи Константинополь (ныне Стамбул) стал исламским городом. Собор Святой Софии, духовный центр православного мира, был превращен в мечеть. Московские клирики утверждали, что падение Византии означало, что центр православного мира перешел из Константинополя в Москву, которая была провозглашена «Третьим Римом». Как известно, монах Филофей писал: «Два Рима (т. е. Рим и Константинополь) пали. Третий стоит. И четвертого не будет».

    Однако заявление Москвы о том, что она заменила Константинополь, не превратилось в фактическое первенство в православном мире. Став подданным Османской империи, Константинопольский патриарх по-прежнему признавался другими православными прелатами в качестве ведущего авторитета, что включало упоминание его имени первым в божественной литургии. Не менее важно и то, что он продолжал назначать митрополитов на территорию современной Украины и Белоруссии (тогда входившей в состав Речи Посполитой), подразумевая, что притязания Москвы на юрисдикцию над «всей Русью» были пустыми.

    В 1589 году Русская церковь объявила о своей независимости от Константинополя, а ее глава принял титул Патриарха Московского и всея Руси. Этот шаг означал как то, что Русская церковь теперь оказалась наравне с другими патриархатами, так и то, что Москва стремилась вытеснить Киев как центр восточнославянского православного мира. Статус митрополии в Киеве, входившей тогда в состав Речи Посполитой, стал предметом ожесточенной борьбы между Москвой и Константинополем. В 1685 году русская церковь и Петр Великий утвердили власть над Киевом без одобрения Константинополя. В следующем году, когда надвигалась война между русскими и османами, Вселенский патриарх Дионис неохотно выступил с заявлением, одобряющим передачу.

    Присоединение Киева к Русской Православной Церкви было связано с территориальной экспансией России, «собиранием земель Руси», что привело к созданию Российской империи при Петре. Это расширение включало присоединение Киева и восточной части Речи Посполитой (старое Великое княжество Литовское) к России. Русь была воссоединена, но Киев уже не был ее центром. Перенос Русского патриархата в Москву (где он оставался даже после того, как Петр перенес свою столицу в Санкт-Петербург) долгое время был больным вопросом как для Вселенского патриархата, видевшего в этом вызов своему авторитету в православном мире, так и для , позже для украинских националистов, которые видели его в контексте российского империализма и подчинения самобытной украинской идентичности.

    Независимость Украины в 1991 году изменила трехсторонние отношения между Константинополем, Киевом и Москвой. Вскоре после обретения независимости украинское духовенство при поддержке тогдашнего президента Леонида Кучмы установило новую церковную иерархию, глава которой принял титул Патриарха Киевского и всея Руси. Новый Киевский Патриархат не был признан Москвой или более широким православным сообществом, включая Вселенский Патриархат. Официально признанная Украинская Православная Церковь оставалась самоуправляемой ветвью Русской Православной Церкви. Спор между Московским и Киевским патриархатами обострился после вторжения России в Украину, которое все больше политизировало религиозную идентичность, что привело к росту числа украинцев, идентифицирующих себя с Киевским патриархатом, а также к борьбе за церковную собственность, которая иногда стал жестоким. Киевский Патриархат и украинское правительство оказали давление на Вселенский Патриархат в Константинополе, как на главу всемирного православного сообщества, с требованием признать украинскую церковь автокефальной.

    Независимость Украины в 1991 году изменила конфигурацию трехсторонних отношений между Константинополем, Киевом и Москвой.

    На прошлой неделе Вселенский Патриарх Варфоломей I наконец согласился. Его решение аннулировало договор 1686 года о передаче Киева в ведение Русской церкви. Решение Варфоломея имеет последствия, выходящие за пределы Украины и отражающие историческую борьбу за статус и влияние между различными православными патриархатами. Россия и Русская православная церковь утверждают, что Варфоломей превысил свои полномочия, вмешиваясь во внутренние дела Русской церкви. Конечно, Вселенский Патриархат в прошлом предоставил автокефалию множеству других церквей, в том числе в Греции, Болгарии и Сербии, отколовшихся от Османской империи в девятнадцатом веке.

    Решение Варфоломея имеет последствия, выходящие за пределы Украины и отражающие историческую борьбу за статус и влияние между различными православными патриархатами.

    Тем не менее важным подтекстом российского аргумента является то, что сегодня Русская Православная Церковь является самым крупным и богатым членом мирового православного сообщества, которое субсидирует деятельность некоторых более мелких и бедных церквей на Балканах и в Средней Азии. Восток. Для сравнения, Вселенский Патриархат имеет всего несколько тысяч прихожан на своей признанной канонической территории (Турция и некоторые регионы Греции, хотя большинство православных в Северной Америке также подпадает под его юрисдикцию), ему не хватает средств, и он часто находится в конфликте с турецкой властью. правительства, которое со временем лишило его власти и собственности. Призывая другие церкви игнорировать постановление Варфоломея, Москва, по сути, реанимирует заявление монаха Филофея о том, что Москва, а не Константинополь, является центром православного мира.

    Для Украины это решение является важным шагом на пути к утверждению своей идентичности, независимой от России, которая доминировала в ней последние 350 лет. Подобно тому, как создание автокефальных церквей на Балканах сыграло важную роль в укреплении независимости от османов, автокефальная украинская церковь, вероятно, станет точкой сплочения украинской культуры и самобытности.

    Россия давно считает Украину и украинцев продолжением России. (Царское правительство предпочитало термин «Малороссия» термину «Украина».) Российский нарратив подчеркивает, что успех Москвы в «собирании земель Руси» после монгольского завоевания означает, что Россия является законным правопреемником Киевской Руси с правом контролировать земли «всей Руси», что сегодня фактически означает Беларусь, Россию и Украину. Многие украинцы, наоборот, считают себя истинными потомками Киевской Руси — не «малороссами», а нацией с собственной историей, которая была подчинена и присвоена Россией с шестнадцатого и семнадцатого веков. Решение Варфоломея аннулировать передачу Киевской митрополии 1686 г. под юрисдикцию Москвы дает важную подпитку этому нарративу. Это говорит о том, что разделение Руси в период монгольского владычества реально и прочно.

    Для Украины это решение является важным шагом на пути к утверждению своей идентичности, независимой от России, которая доминировала в ней последние 350 лет.

    Аннулирование также возвращает Киеву юрисдикцию над каноническими территориями, которые он контролировал до 1686 года, некоторые из которых оказались на территории современных Беларуси и Литвы. Это территория старого Великого княжества Литовского, государства, которое часто вычеркивают из исторического нарратива, потому что его существование бросает вызов националистическим притязаниям всех унаследовавших его территорию государств — Беларуси, Литвы, России и Украины. Способность украинской церкви развеять опасения церковных и политических властей в Минске и, в меньшей степени, в Вильнюсе будет важным фактором в том, получит ли украинская автокефалия более широкую поддержку.

    Последствия раскола Москвы и Константинополя трудно предсказать.

    Оценки уже разнятся: одни наблюдатели называют это крупнейшим расколом в христианском мире за многие столетия, а другие указывают на более ранние примеры разрыва отношений Русской церкви с другими членами православной общины только для того, чтобы в конечном итоге наладить отношения. Ясно, что противостояние Москвы и Константинополя не является расколом на уровне Реформации: на карту не поставлены какие-либо основные богословские или доктринальные проблемы, и для большинства рядовых верующих за пределами Украины эффект, вероятно, будет ограниченным. В любом случае этот конфликт является важным событием в давних исторических спорах о первенстве в православном мире и о характере украинской идентичности по отношению к России. Какими бы ни были другие последствия, ни предоставление украинской автокефалии, ни разрыв между Москвой и Константинополем вряд ли решат споры, корни которых уходят в глубь веков.

    Джеффри Манкофф — заместитель директора и старший научный сотрудник Программы России и Евразии Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия

    Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

    © 2018 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

    Война России с Украиной возмущает Православную Церковь

    Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и т. д.

    Расширенный поиск

    Поиск USIP.org

    Тип контента
    Публикация в блогеЦентрКурсЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияGC — Academy LandingGC — Продвижение курсаGC — EventGlossary TermGrantINPROL PublicationLanding PageNewsOnline CoursePagePersonProjectsPublicationPublic Education PageLibrary ResourceSite Notification

    страны
    Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-J Апан-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы-Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Тимор-Лешти-Тонга-Туркменистан-Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия- Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция-Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория -Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан-Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-Великобритания Ближний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко-Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен

    Области проблем
    Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здравоохранениеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь

    Сортировать

    Актуальность

    Дата

    Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.

    Дом
    ▶ Публикации

    Поскольку Москва оспаривает независимость украинской церкви, конфликты могут углубиться.

    Вторник, 11 декабря 2018 г.

    Тип публикации:
    Анализ и комментарии

    Поделись

    Распечатать страницу

    Россия не смогла предвидеть, что ее вторжение в Украину в 2014 году будет стоить ей одного из самых мощных рычагов влияния на соседа: формальной власти Русской православной церкви над своим украинским аналогом. Но это произошло, и это непреднамеренное последствие может привести к другим последствиям: ослаблению влияния России в восточно-православном мире и глубокому расколу в православном сообществе и даже, возможно, его величайшему историческому расколу. Международное сообщество играет ключевую роль в определении того, как это будет развиваться, и должно действовать, чтобы не допустить реализации наихудших сценариев.

    Патриарх Филарет (в центре) возглавляет Украинскую православную церковь Киевского патриархата, крупнейшую украинскую общину, стремящуюся к независимости от Москвы. Он выступал в Вашингтоне в 2015 году. (Джабин Ботсфорд/The New York Times) Украинская православная церковь. Это также послужило основанием для номинального главы мировой ортодоксии, вселенского Константинопольского патриарха, одобрить эту просьбу.
     
    Московский Патриархат в ответ разорвал связи со Вселенским Патриархом Варфоломеем I. При поддержке Кремля Русская церковь оказывает давление на другие православные церкви, чтобы они помогли ей отменить его дарование автокефалии украинцам, и пригрозила разорвать отношения с Иерусалимским Патриархатом из-за его поддержки для авторитета Варфоломея. Ни одна другая независимая церковь еще не порвала связи с Константинополем. Польша и Александрия высказались против автокефалии для Украины от Московского Патриархата, другие поддерживают власть Варфоломея, а третьи старались сохранять нейтралитет, опасаясь раскола в Восточной Православной Церкви.

    Поскольку Константинополь является древней резиденцией восточного православия, более 200 миллионов православных христиан традиционно считают его патриарха «первым среди равных» и, таким образом, формальным лидером среди 14 основных православных церквей. Но с 15-го века русская церковь, как самая крупная и богатая отдельная община, выдвинула конкурирующие претензии на лидерство.

    Новый конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами может иметь множество возможных исходов. Восточная православная церковь могла бы продолжать существовать как собрание независимых конгрегаций (включая Украину), в которых споры о лидерстве остаются неразрешенными. Или агрессивный толчок со стороны Москвы может заставить церкви выбрать чью-то сторону, фактически разорвав православную общину. Между тем, другие церкви, находящиеся в ведении Московского Патриархата, например, в Беларуси, могут добиваться автокефалии. Раскол может привести к эскалации религиозной напряженности в других местах, особенно среди православных общин и стран на Балканах, поскольку Черногория и Македония добиваются автокефалии от Сербии. В странах, уже подвергшихся российской агрессии, таких как Грузия и Молдова, церковное руководство, правительство и народ могут быть разделены. Хотя насильственный конфликт не является неизбежностью, усиление страстей религиозного раскола может добавить опасный элемент.

    Вызов для России

    Для России автокефальная Украинская Православная Церковь является стратегическим вызовом. Московский Патриархат может потерять до трети своих приходов, одних из самых активных в Русской Православной Церкви. Он также потерял бы право на единоличное наследство крещения Киевской Руси в 988 году. государство и идентичность.) Эта потеря уменьшит претензии Московского Патриархата на руководство восточным православным христианством. Автокефалия Украинской православной церкви также подрывает использование президентом Владимиром Путиным Русской православной церкви для легитимации своего режима в России и влияния на другие восточно-православные страны.

    Поэтому неудивительно, что Россия и Московский Патриархат отреагировали на автокефалию угрожающими заявлениями. Вторя словам, использованным перед вторжением России в Украину, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сказал, что «Россия… защищая интересы русских и русскоязычных, как всегда говорил Путин, точно так же… интересы православных христиан».

    Кремль и Московский Патриархат развернули дипломатическую и дезинформационную кампанию, чтобы заставить православных патриархов поставить под сомнение решение Вселенского патриарха Варфоломея и его полномочия. Вероятно, последуют более агрессивные действия. Даже если Россия не сможет аннулировать решение Варфоломея, она будет стремиться подорвать его реализацию, изменяя мнение, сея разногласия и разжигая конфликты. Агентство Ассошиэйтед Пресс недавно зафиксировало вторжение российских хакеров в компьютеры Вселенского Патриархата. Между тем, культовая киевская церковь Святого Андрея подверглась нападению с коктейлем Молотова после того, как правительство передало ее Вселенскому патриархату. А украинские власти проводят расследование в отношении священников якобы за разжигание ненависти и насилия.

    Реакция Украины имеет решающее значение

    Тщательное управление переходом автокефалии со стороны Украины будет иметь важное значение для противодействия российской кампании. В то же время украинский патриотизм, независимо от вероисповедания, вызванный автокефалией, дает возможность и ответственность укреплять приверженность Украины многоконфессиональному, плюралистическому обществу, демократии и надлежащему управлению.

    После решения Вселенского Патриархата Украине необходимо будет создать единую Украинскую Православную Церковь из трех существующих групп (включая ту, которая находится под управлением Московского Патриархата). Тем не менее, правительство должно избегать создания украинской государственной церкви и должно позволить тем приходам, которые решат продолжать следовать за Московским Патриархатом, делать это. Власть над многими церковными владениями будет нуждаться в передаче и станет предметом конфликтов. Так что этот процесс должен проходить прозрачно и с соблюдением закона.

    Многоконфессиональные институты, такие как Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, в который наряду с христианскими конфессиями входят иудейские и исламские представители, будут играть важную роль в укреплении сплоченности. Как доверенные религиозные лидеры, члены совета играют жизненно важную роль в противодействии слухам и лжи и отстаивании интересов многоконфессионального общества. Придерживаясь этого пути, Украина может остановить российскую кампанию, обеспечить международную поддержку автокефалии и, возможно, стать образцом роли Восточной Православной Церкви в плюралистическом обществе.

    Риск непредвиденных последствий

    Другие силы будут играть важную роль в определении того, как автокефалия будет развернута в Украине и как это повлияет на Восточную Православную Церковь. Западные державы заявили о своей поддержке религиозной свободы и украинской автокефалии. Возможно, более важным будет их ответ на вооруженную российскую агрессию, включая недавнее нападение России на три украинских судна, пытавшихся пройти через Керченский пролив. Слабый ответ придаст смелости России и ослабит решимость государств и церквей, находящихся под давлением, присоединиться к Русской Православной Церкви.

    Святой Престол или другие религиозные образования могли бы играть тихую дипломатическую роль, предоставляя добрые услуги, посредничество и диалог, чтобы поддержать переход к автокефалии в Украине и способствовать обсуждению между православными церквями. Турция, хотя и исламская страна, может сыграть решающую роль. Турция могла помешать вселенскому патриарху, находящемуся в Стамбуле, принять решение об автокефалии. Отступая, Турция фактически наносила удар по России, своему могущественному соседу, а иногда и союзнику.

    Агрессия Кремля против Украины уже однажды дала обратный эффект, приведя к автокефалии для Украины и удару по репутации Русской Православной Церкви. Нынешняя кампания по отмене этого решения и замене вселенского патриарха — помимо новых агрессивных действий в Азовском море — может снова иметь непредвиденные результаты, включая исторический раскол в Православной церкви и новый конфликт в Восточной Европе. Мы не знаем, как это обернется, но Россия должна учитывать, а международное сообщество должно предвидеть риск непредвиденных последствий действий России.

    Связанные публикации

    Совместное заявление лидеров на саммите G20, хотя и носило в значительной степени символический характер, показало, что «Россия гораздо более изолирована, чем мы, возможно, подозревали», — говорит Мэри Гланц из USIP, добавляя, что антиимпериалистическое оправдание России для война на Украине «не набирает оборотов, как мы думали».

    Тип:
    Подкаст

    Анализ и предотвращение конфликтов

    Когда во вторник ракета попала в польскую деревню, убив двух фермеров, война России с Украиной переместилась прямо на территорию союзника по НАТО. Непосредственная неопределенность включала в себя слухи в СМИ и заявление правительства Украины о том, что Россия нанесла удар по Польше, что может привести к прямому ответу НАТО и расширению войны. Эта непосредственная угроза уменьшилась по мере появления доказательств того, что украинская ракета ПВО отклонилась от курса, но этот инцидент показал, что опасность эскалации войны реальна. Единственное верное средство от этой угрозы — это прекращение Россией войны против Украины.

    Тип:
    Анализ и комментарии

    Глобальная политика

    С тех пор, как Россия начала наступление на Украину в феврале прошлого года, Индия и Китай перешагнули через забор, намекая на свою обеспокоенность глобальными последствиями войны, избегая при этом прямой публичной критики Москвы. Несмотря на риторический ужас и призывы к мирному урегулированию, ни один из них не продемонстрировал готовности дать осмысленный отпор путинской эскалации в Украине. Вместо этого две азиатские ядерные державы подходят к ситуации с осторожностью и расчетливой дипломатией для защиты собственных стратегических интересов — как в России, так и на Западе.

    Тип:
    Анализ и комментарии

    Анализ и предотвращение конфликтов; Глобальная политика

    Прошедшая неделя подчеркивает растущую угрозу в Европе от жестокого нападения России на Украину: параллельная дестабилизация Кремлем крошечной Молдавии между Украиной и Румынией. Кремль наращивает гибридную подрывную кампанию против усилий Молдовы построить стабильную демократию и присоединиться к Европейскому союзу. Она перекрывает жизненно важные поставки газа для поддержки экономики, спонсирует массовые антиправительственные протесты и помогает беглому молдавскому олигарху создать одну из последних пророссийских политических партий. Европейские политики говорят, что Молдова, частично оккупированная российскими войсками, является одной из стран, наиболее уязвимых перед распространением войны на Украине.