Содержание
Хронология событий в период правления Ольги
Около 893 г. Рождение Ольги в Выбутовской веси на Псковской земле.
903 г. Упоминание в «Повести временных лет» о браке Игоря и Ольги.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Заключение русско-византийского договора о мире и разрешении беспошлинной торговли для русских купцов в Константинополе.
911 г. Заключение письменного русско-византийского договора «о мире и любви».
912 г. Кончина великого князя Киевского Олега. Начало княжения в Киеве Игоря Рюриковича.
913 г. Племя древлян отпало от власти князя Киевского Игоря.
914 г. Поход Игоря на древлян и наложение на них новой дани.
Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду. Этим недовольна киевская дружина.
915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира между печенегами и князем Игорем.
920 г. Поход князя Игоря на печенегов.
922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани.
Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.
Начало 940-х гг. Княжение малолетнего Святослава в Великом Новгороде.
941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями во время возвращения войска руссов на родину.
942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение.
944 г. Поход князя Игоря в союзе с печенегами на Византию. Заключение русско-византийского мирного договора. Упоминание в тексте договора княгини Ольги и ее сына Святослава.
944 г. Поход князя Игоря в Древлянскую землю за данью.
945 г. Убийство князя Игоря древлянами. Начало княжения Ольги в Киевской Руси.
946 г. весна — Приезд древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.
946 г. лето — Прибытие в Киев к Ольге «лучших мужей» Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу Ольги.
946 г. конец лета — Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю.
946 г. Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и княжичем Святославом в Древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами. Наложение на них «дани тяжкой».
947 г. Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Учреждение погостов и становищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги и по Днепру и Десне. Определение твердого размера дани с подвластных племен.
Середина X в. Переселение половцев в степи Причерноморья и на Кавказ.
Середина X в. Присоединение к Киевскому княжеству земли тиверцев.
Середина X в. Обособление Полоцкого княжества.
Середина X в. первое упоминание в летописи Вышгорода — города, к северу от Киева.
2-я пол. X в. Образование Владимиро-Волынского княжества.
954 г. Участие византийцев (совместно с русскими) в сражении под Ал-Хадасом.
955 г. Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь.
957 г. 9 сентября — Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.
957 г. не позднее 18 октября — Крещение княгини Ольги в Византии.
959 г. осень — Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа на Русскую землю.
Ранее 962 г. Прибытие в Киев немецкого епископа Адальберта с целью обратить руссов в католичество. Изгнание епископа и его свиты из Киева. Недовольство приверженцев язычества политикой Ольги в Киеве. Отстранение Ольги от непосредственного управления страной.
964 г. Начало государственной деятельности князя Святослава Игоревича.
964 г. Война князя Святослава против вятичей.
965 г. Начало военных действий князя Святослава против Хазарского каганата. Восточный поход Святослава против волжских булгар и буртасов. Взятие Святославом столицы Хазарии — Итиля. Завоевание земли ясов. Разгром крепости хазарской Саркел. Рост влияния Киевской Руси в Северном Причерноморье.
965 г. Обретение Волжской Булгарией независимости от хазар.
966 г. Новый поход Святослава на вятичей и возложение на них дани.
966 г. Прибытие к князю Святославу византийского патрикия Калокира с целью убедить его выступить против Болгарского царства.
968 г. август — Нападение русского войска во главе со Святославом на Дунайскую Болгарию. Святослав покоряет 80 болгарских городов и принимает решение о переносе столицы завоеванной им державы в Переяславец-на-Дунае.
969 г. весна — Осада Киева печенегами. Ольга, находясь в осажденном городе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, проявляет мужество и выдержку. Прибытие князя Святослава на Русь.
969 г. 11 июля — Смерть княгини Ольги.
Около 999 г. Перенесение мощей княгини Ольги ее внуком, князем Владимиром Святославичем в церковь Пресвятой Богородицы в Киеве.
биография и обстоятельства крещения, муж Игорь и сын Святослав, месть за убитого супруга
Имя княгини Ольги (Вольги, Хельги) чаще всего ассоциируется с первой женщиной на троне Руси, жестоко отомстившей за убийство мужа, и с первым случаем принятия христианства, вследствие чего Ольга церковью была признана святой. К сожалению, установить точную биографию княгини практически невозможно из-за отсутствия источников. Намного больше известно о ее деяниях правительницы.
Загадки происхождения
Определить точную дату рождения княжны Ольги практически невозможно из-за отсутствия письменных источников. Большинство склоняется к тому, что правительница родилась в конце IX — начале Х века, а точнее, в 890−894 или 927−928 годах. Сложности в установлении точной даты связаны с большим количеством неточностей и путанице в сохранившихся письменных источниках.
О родителях ничего не известно. Предполагается, что она была незнатного рода, вероятно, имела варяжское (скандинавское) происхождение. Это подтверждается именем самой девушки («Ольга» произошло от скандинавского «Хельга») и нахождением следов присутствия скандинавов на том месте и то время.
Существует несколько вариантов происхождения Ольги:
- «Повесть временных лет» говорит, что будущая великая княгиня родилась в 12 км от Пскова в деревне Выбуты. О ее родителях ничего не сказано.
- В конце XV века Типографская летопись и Пискаревский летописец выдвигают мнение, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью во время малолетства Игоря Рюриковича. Он же организовал свадьбу князя с дочерью.
- Иоакимовская летопись (сомнительная с точки зрения достоверности) считает, что Ольга имела знатное славянское происхождение. Само же имя является женским вариантом имени «Олег».
- В конце XIX века появилась теория о болгарском происхождении княгини, основанная на «Новом Владимирском летописце» — позднем списке (копии) «Повести временных лет». В нем говорится о болгарском происхождении Ольги — из тогдашней столицы Плиска. В древнеславянском языке города «Псков» и «Плесков» писались одинаково, что могло стать причиной ошибки переписчика.
К сожалению, установить истину пока не представляется возможным, но первый вариант считается наиболее вероятным.
Встреча с мужем и брак
Встреча Игоря и Ольги также полна загадок. По наиболее распространенной легенде они встретились на переправе через реку под Псковом, где Игорь охотился. Переправляясь на лодке, князь заметил, что лодочником была молодая девочка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тут же начал приставать к ней, но девочка дала резкий отпор, пообещав столкнуть наглеца в реку.
Когда позднее пришло время Игорю выбирать жену, он послал за девушкой, не пожелав другой жены. На тот момент Ольге было 12 лет.
Дата свадьбы — 903 год — вызывает у историков ряд вопросов, так как первенец родился у супругов только в 942 году, то есть почти через 40 лет. Вероятнее всего, год был поставлен монахом Нестором наобум, когда он пытался привести события в хронологический порядок.
Позднее Ольга будет коротко упомянута только в 942 году в связи с рождением Святослава Игоревича и после смерти мужа.
Восшествие на трон
Князь Игорь был убит в 945 году после неудачного похода за данью к древлянам. Стоит отметить, что самого Игоря не стоит считать невинно убитым: он не просто самовольно увеличил размеры дани, но и вернулся после первого сбора, чтобы собрать еще больше.
На момент смерти Игоря наследнику Святославу было только 3 года. Никаких иных претендентов на престол не было, и дружина нарекла Ольгу княгиней киевской, представительницей наследника.
В то же время древляне прислали своих послов к княгине, предлагая ей выйти замуж за их князя Мала. Ольга последовательно отомстила всем виновным в смерти мужа:
- Она приказала пришедшим сватам сесть в ладьи, чтобы славяне пронесли их к ней во двор в знак покорности. Но когда процессия пришла к княжескому двору, ладьи со всеми древлянами сбросили в глубокие ямы и закопали, похоронив людей заживо.
- Ольга попросила древлян прислать сватов второй раз, на этот раз — их лучших мужей. Когда те приехали, им растопили баню, чтобы прибывшие могли помыться. Когда те зашли внутрь, княжна приказала всех запереть и сжечь.
- Через некоторое время Ольга сообщила, что готова приехать к древлянам и стать женой их князя, но прежде хотела бы совершить тризну на могиле мужа. На тризне она опоила всех древлян, а затем велела дружине перебить всех. Согласно летописи, так умерли 5 тысяч человек.
- В 946 году княгиня с сыном и войском двинулась в поход против древлян. Те заперлись в неприступной крепости города Искоростень. Осада продолжалась все лето (по некоторым данным — год). Тогда Ольга приказала выплатить ей дань птицами — по 3 голубя и воробья. Обрадованные древляне быстро собрали нужное количество птиц и передали врагам. Той же ночью княгиня приказала привязать к хвосту каждой птицы паклю с серой и поджечь. Голуби вернулись под крыши домов, воробьи полетели в поля, и вскоре город вспыхнул со всех концов. Дружинники княгини ловили всех убегающих и рубили их.
После этого Ольга вернулась в Киев, где правила до совершеннолетия сына.
Правление и реформы
Правление Ольги в роли регентши сына заняло с 945 по 960 годы. За это время она провела ряд реформ и преобразований. К ним относятся:
- Возведение системы погостов — центров обмена и торговли, в которых также собирали дань.
- Установление размеров собираемой дани и сроков. Это сильно облегчило работу сборщикам податей и уменьшило число волнений, позволив избежать своевольного изменения условий сбора налогов.
- Налаживание (не совсем успешное) отношений с Византией.
- Начало каменного градостроительства, появление первых каменных зданий в Киеве — городского дворца и загородного терема княгини.
- Проведение работ по благоустройству подвластных земель.
В 960 году Святослав Игоревич взошел на престол, в 964 году он уже ушел в первый военный поход. Ольга должна была передать полную власть сыну, но, по всей видимости, продолжала править до самой смерти, так как Святослав Игоревич предпочитал проводить время в военных походах.
Крещение и смерть
Обстоятельства крещения первой правительницы Руси историей так до конца и не выяснены. Основные версии:
- «Повесть временных лет» говорит, что это было в 955 году. Крещение произвели константинопольские патриарх Феофилакт и император Константин VII. Ольга получила имя Елены. Там же приводится легенда о якобы хитрой уловке Ольги: Константин, пленившийся красотой княгини, хотел взять ее в жены, но та отказалась из-за разницы религий. Тогда император крестил ее, но свадьба вновь стала невозможна, так как отныне Константин являлся крестным отцом Ольги.
- Большинство других источников называет 957 год как дату крещения Ольги. Крестными были патриарх Полиевкт и сын Константина VII Роман II. О том, почему княгиня приняла решение изменить веру, ничего не сказано.
Жизнь Ольги оборвалась в 969 году. Она была похоронена по христианскому обычаю. Вероятнее всего, уже в княжение Ярополка Святославовича, старшего внука княгини, она почиталась святой: ее мощи были перенесены в церковь, произошли некоторые чудеса. При Владимире Мудром по прозвищу Креститель, наследнике Ярополка и младшем внуке, мощи святой перенесли в киевскую церковь Святой Богородицы.
Официальная канонизация произошла только в середине XIII века, в середине XVI века Ольга была причислена к лику святых равноапостольных.
Биография княгини Ольги занимательна и необычна уже тем, что она является первой женщиной, севшей на русский трон. Больше всего она известна жестокой местью убийцам мужа и принятием христианства — фактически она была первой крестившейся правительницей на Руси. Также она известна как прославленная святая, покровительница вдов и новообращенных верующих.
Ольга Киевская — Тренфо
Просмотры поста:
112
Резюме
Святая Ольга (род. ок. 890-925, в Пскове – ум. в 969 г. н.э. в Киеве) была правительницей Киевской Руси вместо своего сына Святослава с 945 по 960 гг. Из-за несовершенной транслитерации имя Ольга является синонимом Ольги. Из-за своего варегианского происхождения она была также известна на церковнославянском языке как Святая Хельга. Она известна тем, что уничтожила древленов, племя, убившее ее мужа Игоря Киевского. Хотя ее племянник Владимир I обратил весь народ в христианство благодаря своим усилиям по распространению христианства в Киевской Руси, Ольга почитается в Православной Церкви как святая с эпитетом «Яко Апостолы» и празднуется 11 июля9.0003
Читайте также, биографии – Анри Матисс
Юность
Хотя дата рождения Ольги неизвестна, это может быть период с 890 по 925 год нашей эры. Согласно «Хронике старых времен», Ольга была викинговкой по происхождению и родилась в Пскове. Мало что известно о ее жизни до замужества с киевским князем Игорем I и рождения их сына Святослава. Игорь был сыном и наследником Рюрика, основателя династии Рюриковичей. После смерти отца Игорь попал под опеку Олега, который укрепил власть в крае, покорив соседние племена и основав столицу в Киеве. Эта свободная племенная федерация стала известна как Киевская Русь, территория, охватывающая то, что сейчас является частями России, Украины и Белоруссии.
Древлены были соседним племенем, с которым Киевская Русь, растущая империя, имела сложные отношения. Древлены присоединились к Киевской Руси в военных походах против Византийской империи и платили дань уважения предшественникам Игоря. После смерти Олега перестали платить дань и вместо этого отдали деньги местному командиру. В 945 году Игорь отправился в их столицу Искоростень (известный сегодня как Коростень на сегодняшней северной Украине), чтобы заставить племя платить дань Киевской Руси. Столкнувшись с большей армией Игоря, древляне передумали и заплатили дань. Когда Игорь и его армия направились домой, он решил, что платы недостаточно, и вернулся с меньшим количеством войск, требуя более высокой дани. По прибытии на свою территорию древляне убили Игоря. По словам византийского летописца Льва Диакона, смерть Игоря была страшной пыткой, в которой он был «схвачен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Д. Салливан предположил, что Лев Диакон, возможно, состряпал эту сенсационную версию смерти Игоря, вдохновленную рассказом Диодора Сицилийского о подобном способе убийства, примененном к разбойнику Синису, который жил недалеко от Коринфского перешейка и был убит Тесей.
Читайте также, биографии – Юлиан (император)
Регентство
После смерти Игоря в 945 году Ольга правила Киевской Русью в качестве регента от имени их сына Святослава. Мало что известно о ее пребывании на посту правительницы Киева, но «Хроника минувших времен» описывает ее восхождение на престол и ее кровавую месть древлянам за убийство ее мужа, а также некоторые сведения о ее роли гражданской правительницы Киева. Киевский народ.
После смерти Игоря от рук древлян, на престол вступила Ольга, потому что ее сыну было три года и он был слишком молод, чтобы править. Древлены, осмелев от своего успеха в поимке и убийстве царя, отправили Ольге послание с предложением выйти замуж за человека, убившего Игоря, князя Мала. Двадцать древленских переговорщиков были отправлены в Киев, чтобы доставить сообщение своему царю и убедить Ольгу. Они прибыли к ее двору и сказали царице, зачем они в Киеве: «чтобы сообщить, что ее муж убит… и что Ольга должна выйти замуж за их князя Мала». Ольга ответила им:
Ваше предложение меня радует, ведь мой муж больше не может воскреснуть из мертвых. Но я хочу отпраздновать тебя завтра в присутствии моих людей. Вернитесь теперь к своей лодке и оставайтесь там с высокомерным видом. Я пошлю за вами завтра, и вы скажете: «Мы не поедем на лошадях и не пойдем пешком, мы пойдем в своей лодке». И вас перевезут на вашей лодке.
Когда древляне вернулись на следующий день, они ждали снаружи двора, чтобы Ольга получила обещанную им честь. Когда они повторили слова, которые их научили произносить, киевляне встали, унося древлян в свою лодку. Послы сочли это большой честью, как если бы их везли в паланкине. Мужчины вывели их на двор, где бросили в ров, который Ольга велела вырыть накануне, и заживо закопать. Написано, что Ольга наклонилась, чтобы посмотреть, как их хоронят, и «спросила, считают ли они, что эта честь им по вкусу».
Затем Ольга отправила древленцам послание, чтобы они послали «своих знатных мужей в Киев, чтобы она согласилась идти к их князю со всеми почестями». Древлены, не знавшие, что случилось с их первыми послами, собрали еще одну команду послов, «лучших мужей, которые управляли страной своей Дерева». Когда они прибыли, Ольга приказала своим мужчинам искупать их и пригласила мужчин предстать перед ней после того, как они выкупаются. Когда Дереваны вошли в баню, Ольга подожгла их от дверей, так что все послы сгорели заживо.
Ольга отправила древлянам еще одно послание, на этот раз приказав им «заготовить большое количество хлеба в городе, где убили ее мужа, оплакать его могилу и устроить по нему поминки». Когда Ольга с небольшой группой сподвижников прибыли на могилу Игоря, она действительно заплакала и устроила поминки. Древланы подсели к ним и стали сильно пить. Когда древлы напились, она приказала своим людям убить их. Согласно «Хронике минувших времен», в ту ночь было убито пять тысяч древлов, но Ольга вернулась в Киев, чтобы подготовить войско для уничтожения остальных выживших.
Первоначальный конфликт между армиями двух народов прошел очень хорошо для киевлян, которые выиграли битву и отбросили выживших обратно в свои города. В конце концов Ольга привела свое войско в Искоростень (ныне Коростень), город, где был убит ее муж, и осадила город. Осада длилась год, безуспешно, и тогда Ольга придумала план, как обмануть древлян. Она отправила им сообщение: «Почему вы продолжаете сопротивляться? Все ваши города сдались и подчинились дани, поэтому жители теперь спокойно возделывают свои поля и земли. Но вы скорее уморите себя голодом, чем будете платить дань». Древляне ответили, что подчинятся дани, но опасаются, что она все еще намеревается отомстить за убийство мужа. Ольга ответила, что ей достаточно убийства посланных в Киев и событий ночи пира. Затем она попросила у них «по три голубя… и по три воробья из каждого дома». Древляне обрадовались идее снять осаду за такую небольшую цену и сделали так, как она просила.
Затем Ольга приказала своей армии положить на каждую птицу кусочек серы, связанный небольшими кусочками ткани. С наступлением темноты Ольга велела солдатам поджечь их и отпустить птиц. Они вернулись в свои гнезда в городе, что привело к полному сожжению города. Согласно «Хронике минувших времен», «не было ни одного дома, который бы не сгорел, потому что нельзя было потушить пламя, так как все дома загорелись одновременно». Когда люди бежали из горящего города, Ольга приказала солдатам схватить их, убив некоторых и сделав других рабами для своих подданных. Она оставила среди них остаток мужчин, чтобы отдать дань уважения.
Ольга осталась правительницей-регентшей Киевской Руси при поддержке своего войска и народа. Она изменила систему сбора дани (полюдье, полюдье) на первую правовую реформу, зарегистрированную в Восточной Европе. Она продолжала уклоняться от предложений руки и сердца, защищала город от печенегов во время осады столичного Киева в 968 году и сохраняла власть престола для своего сына.
После драматического покорения древленцев «Хроника старины» повествует, как Ольга «пошла по земле Деревой, сопровождаемая сыном своим, устанавливая законы и налагая дань. Ее торговые посты и охотничьи угодья все еще существовали». Став царицей, Ольга основала фактории и собирала дань по рекам Мста и Луга. Она основала охотничьи угодья, пограничные заставы, города и торговые посты по всей империи. Ее работа помогла централизовать государственное управление с помощью этих торговых центров, называемых погости (погостъ), которые служили административными центрами в дополнение к своим торговым функциям. Сеть погостей царицы, возможно, сыграла важную роль в этническом и культурном объединении русской нации, а ее пограничные посты привели к раннему установлению национальных границ царства.
Во время долгих военных походов сына она оставалась хозяйкой Киева, проживая в замке в Вишгороде, где жила с внуками.
Читайте также, история – Война в Вандее
Христианство
«Хроника минувшего» не дает дальнейших подробностей о времени правления Ольги, но рассказывает историю ее обращения в христианство и последующее влияние на принятие христианства в Восточной Европе.
В 950-х годах Ольга отправилась в Константинополь, столицу Византийской империи, к императору Константину VII. Оказавшись в Константинополе, Ольга с помощью императора и патриарха приняла христианство. Хотя «Хроника минувших времен» не раскрывает мотивы визита Ольги или ее обращения, в ней подробно рассказывается о процессе обращения, о том, как она была крещена и наставлена в путях христианства:
Правящего императора звали Константин, сын Леона. Ольга предстала перед ним, и когда он увидел, что она очень красива и мудра, император подивился ее уму. Он поговорил с ней и заметил, что она достойна царствовать с ним в его городе. Когда Ольга услышала его слова, она ответила, что она еще язычница и что если он хочет ее крестить, то должен совершить это сам; иначе он не захотел бы принять крещение. Император с помощью Патриарха крестил ее соответствующим образом. Когда Ольга просветилась, она возрадовалась душой и телом. Патриарх, научивший ее вере, сказал ей: «Благословенна ты среди жен российских, ибо возлюбила свет и оставила тьму. Сыны России «благословят тебя до последнего поколения твоих потомков». Он научил ее учению Церкви и научил ее молитве и посту, милостыне и сохранению целомудрия. Она склонила голову и, как губка, впитывающая воду, жадно впитывала его поучения. Княгиня поклонилась Патриарху, сказав: «Твоими молитвами, Святейший Отец, да сохранится я от козней и нападений дьявола!» При крещении ее окрестили Еленой, в честь древней императрицы, матери Константина Великого. Затем Патриарх благословил ее и завершил церемонию.
В то время как Хроника Минувших Времен упоминает, что Ольга была названа Еленой в честь матери Константина Великого, Джонатан Шепард утверждает, что имя Ольги при крещении происходит от жены императора, Елены Лекапен. Замечание о том, что Ольга «достойна править с ним в его городе», говорит о том, что император был заинтересован в женитьбе на ней. Хотя летопись объясняет желание Константина взять в жены Ольгу тем, что она была «справедливой и мудрой», женитьба на Ольге, безусловно, могла помочь ему получить власть над Киевской Русью. Летопись былых времен повествует о том, как Ольга просила императора окрестить ее, зная, что если он будет ее крестным отцом при ее крещении, то по правилам духовного родства это сделало бы брак между ними своего рода духовным инцестом. Хотя ее желание стать христианкой было бы искренним, эта просьба также была для нее способом сохранить свою политическую независимость. После ее крещения, когда Константин повторил свое предложение руки и сердца, Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, потому что церковный закон запрещал крестнику выходить замуж за ее крестного отца:
После ее крещения император позвонил Ольге и сообщил, что хочет, чтобы она стала его женой. Но она ответила: «Как ты можешь жениться на мне после того, как ты крестил меня и назвал своей дочерью? Для христиан это незаконно, как вы хорошо знаете. Тогда царь сказал: «Ольга, ты превзошла меня». Он предложил ей много подарков из золота, серебра, шелка и различных ваз и отверг ее, по-прежнему называя ее своей дочерью.
Фрэнсис Батлер утверждает, что история с предложением руки и сердца была литературным украшением, описывающим событие, которое вряд ли когда-либо имело место. На самом деле к моменту крещения у Константина уже была императрица. В дополнение к неуверенности в достоверности изложения Хроникой событий в Константинополе, существуют разногласия по поводу деталей ее обращения в христианство. Согласно русским источникам, она была крещена в Константинополе в 9 г.57. Византийские источники, однако, указывают, что она была христианкой до своего визита в 957 г. Кажется вероятным, что она крестилась в Киеве около 955 г. и после второго крещения в Константинополе приняла христианское имя Елена. Ольга была не первым человеком в Киевской Руси, перешедшим из языческих верований — при дворе Игоря были христиане, которые были приведены к присяге в церкви св. Ильи в Киеве по русско-византийскому договору 945 года, но она была самым влиятельным человеком Киевской Руси, крестившимся при жизни.
Летопись былых времен сообщает, что Ольга получила благословение Патриарха на дорогу домой и там безуспешно пыталась обратить сына в христианство:
Теперь Ольга жила с сыном Святославом, и она его уговаривала креститься, но он не послушал ее предложения, в то время, когда человек хотел креститься, ему не препятствовали, а над ним издевались. Ибо для неверующих христианская вера есть безумие. Они не понимают этого, потому что ходят во тьме и не видят славы Божией. Их сердца ожесточились, они не слышат ушами и не видят глазами. Ибо Соломон сказал: «Дела неправедных далеки от мудрости. Так как Я звал вас, и вы не услышали меня, я обострил слова мои, и вы не поняли. Но ты слушала все мои советы и не слышала моих упреков. Ибо они ненавидели знание и не боялись Господа. Они не слушали ни одного из моих советов, но пренебрегли всеми моими обличениями.
Этот отрывок подчеркивает враждебность к христианству в Киевской Руси в 10 веке. В Летописи Святослав заявляет, что его последователи «посмеялись бы» над ним, если бы он принял христианство. Хотя Ольга пыталась убедить сына, что его последователи последуют ее примеру, если обратятся, ее усилия оказались напрасными. Однако ее сын согласился не преследовать тех в своем королевстве, кто обратился в христианство, что стало решающим поворотным моментом для христианства в этом районе. Несмотря на сопротивление своего народа христианству, Ольга строила церкви в Киеве, Пскове и других местах.
Семь латинских источников документируют связи Ольги с императором Священной Римской империи Оттоном I в 959 году. Монах-бенедиктинец Регино из Прюма упоминает, что ее посланники просили императора назначить епископа и священников для их народа. Летописец обвиняет посланников во лжи, отмечая, что их уловка не будет раскрыта позже. Титмар Мерзебургский говорит, что первый архиепископ Магдебургский, св. Адальберт Магдебургский, перед возведением в этот высокий сан был послан императором Оттоном в Киевскую Русь (Руски) простым епископом, но был изгнан языческими союзниками Святослава I. Подобные отчеты повторяются в анналах Кведлинбурга и Хильдесхайма.
Согласно Летописи, Ольга умерла от болезни в 969 году, вскоре после осады города печенегами. Когда Святослав объявил, что намерен перенести свой престол в Подунавье, тяжелобольная Ольга уговорила его остаться с ней на последние дни ее жизни. Всего через три дня она умерла, и ее семья и вся Киевская Русь оплакивали ее:
Святослав сказал своей матери и своим боярам: «Мне все равно, останусь ли я в Киеве, но я предпочитаю жить в Переяславце на Дунай, потому что это центр моего царства, где сосредоточены все богатства; золото, шелк, вино и разные фрукты из Греции, серебро и кони из Венгрии и Богемии, а также из русских «меха, воск, мед и рабы». Но Ольга ответила: «Ты видишь мою слабость. Почему ты хочешь отвернуться от меня?» Потому что она уже была в плохом здоровье. Поэтому она попросила его остаться с ней, сначала похоронить ее, а потом пойти куда угодно. Через три дня Ольга умерла. Ее сын оплакивал ее с великим горем, как и ее внуки, и весь народ. Поэтому они вывели ее на улицу и похоронили в могиле. Ольга велела не устраивать по ней панихиды, потому что у нее был священник, который совершил отпевание святой княжны».
Хотя он не одобрял христианскую традицию своей матери, Святослав уважал просьбу Ольги, чтобы ее священник Григорий устроил ей христианские похороны, без языческого обряда погребения. Ее могила оставалась в Киеве более двух столетий, но была разрушена монголо-татарскими войсками Батыя в 1240 году. Попытка сделать свою страну христианской страной потерпела неудачу. Однако миссию Ольги по христианизации завершит ее внук Владимир I, официально принявший христианство в 9 г.88. Летопись времен подчеркивает святость Ольги, в отличие от окружавших ее язычников при жизни, и значение ее решения принять христианство:
Ольга была предтечей христианской земли, как и весна день предшествует солнцу, а рассвет предшествует дню. Ибо она сияла, как луна в ночи, и сияла среди неверных, как жемчуг в тине, потому что люди осквернились и еще не очистились от греха своего святым крещением. Но она сама очистилась этим священным очищением… Она была первым человеком из Киевской Руси, вошедшим в Царство Божие, и после ее смерти вера в Бога распространилась.
В 1547 году, почти через 600 лет после ее смерти в 969 году, Русская Православная Церковь причислила Ольгу к лику святых. Из-за ее прозелитского влияния Православная церковь, Украинская греко-католическая церковь и Украинская греко-католическая церковь называют святую Ольгу почетным Исапостолом, «подобной апостолам». Она также является святой в Римско-католической церкви. День памяти Ольги 11 июля, день ее смерти. Согласно ее собственной биографии, она является покровительницей вдов и новообращенных.
Ольга почитается как святая в странах славянского происхождения, где церкви используют византийский обряд: в Православной Церкви (особенно в Русской Православной Церкви), в Греко-Католической Церкви (особенно в Греко-Католической Церкви Украины), в лютеранских храмах византийского обряда, в Римско-католической церкви России (латинского обряда).
Читайте также, биографии – Стефан Великий
Современная рецепция
Образ Ольги как важной фигуры в истории христианства сохранился как святая. Но об Ольге как об исторической личности и как о персонаже «Хроники минувших времен» задаются вопросы.
Историческая характеристика Ольги как мстительной царевны, наложенная на ее рассмотрение в рамках православной традиции как святой, породила множество современных интерпретаций ее истории. Ученые, как правило, более консервативны в своих интерпретациях, ориентируясь на то, о чем прямо говорится в «Хронике старины»: о роли Ольги в распространении христианства в Восточной Европе и на Руси. В этих текстах основное внимание уделяется роли Ольги как советника своего сына, чье решение не преследовать христиан в Киевской Руси стало поворотным моментом в религиозной истории России и ее соседей. Научные исследования ее жизни, как правило, не полагаются на искажение повествования и переворачивание ее истории, вместо этого сосредотачиваясь на извлечении исторических фактов из истории.
Современные публикации, однако, сосредоточились на ней как на исторической фигуре. Журналисты писали статьи с заголовками от «Святая Ольга Киевская — лучшая царевна-воительница, которую вы никогда не встречали» до «Познакомьтесь с кровожадной царевной-викингом, принесшей веру в Восточную Европу». Эти тексты, написанные для более широкой аудитории, как правило, сосредоточены на исследовании ее жизни как своего рода исторической драмы. Ее наследие викингов всегда упоминается и часто используется как объяснение ее огненного духа и военных достижений. Авторы сосредотачиваются на самых драматических подробностях ее истории: убийстве двух групп древленских послов, хитроумном обмане древленского правителя и окончательном завоевании своего народа. Ряд источников делает ее фигурой протофеминистки, женщиной, которая не позволила себе уступить свою руководящую роль современникам, считавшим, что только мужчины могут иметь руководящие роли в обществе.
Хотя в некоторых современных источниках Ольга упоминается как «царевна-воительница», мало свидетельств того, что она действительно участвовала в сражениях и убийствах врагов. Исходя из исторического прецедента, более вероятно, что она была командующим войсками, своего рода генералом или главнокомандующим, а не воином особого мастерства. Однако эти утверждения пробились в общественное воображение, о чем свидетельствует присвоение ее образа на сцене в стиле хэви-метал.
Эта двойственность его характера — с одной стороны, почитаемый святой, с другой — кровавый полководец — делала его привлекательной фигурой для подрывных художников. В некоторых случаях ее образ был запечатлен на сцене хэви-метала, в частности, в качестве музы и на обложке A Perfect Absolution, концептуального альбома французской группы Gorod об Ольге из Киева.
Формат: Святые
Источники
- Ольга дина Киевская
- Ольга Киевская
Святая украинская княгиня Ольга — 901-1200 Хронология церковной истории
- Дэн Грейвс, MSL
- 2010
3 мая
За каждым великим мужчиной стоит женщина», — гласит поговорка.
реальный смысл, который был верен Владимиру, князю Руси (Украины).
Ему приписывают христианизацию Украины, Белоруссии и России.
Владимир пошел по стопам своей бабушки, княгини Ольги
Киев, который пытался выполнить эту задачу ранее и может быть отнесен к частичным заслугам
предотвращение превращения региона в исламский.
Ольга, которая считается потомком викингов, стала регентом
ее сын Святослав в 954 г. после убийства ее мужа Игоря I,
Князь Киевский. Его дорогостоящие войны погубили Русь. Она немедленно
казнил своих убийц и правил в течение следующих двадцати лет, осуществляя
фискальные и другие реформы по всему княжеству. Возможно, уже
обратилась в христианство, посетила Константинополь и крестилась
там в 957 году. Она вернулась в Киев с христоподобной жаждой душ
и попыталась привести свой народ к православию. В то же время она
отправила послов в Рим с просьбой прислать учителей для обучения ее народа
Вера. Во главе с ее сыном Святославом языческая знать противилась Христу.
и ее усилия не увенчались успехом. Сам Святослав почти принял ислам.
Византийская дипломатия предотвратила эту опасность. Несомненно, влияние Ольги было
рука. Несомненно, она создала политическую фракцию, заинтересованную
в крещении Руси.
Ольга умерла в 969 году. Ее сын-язычник разрешил ей погребение по-христиански. Она
причислен к лику святых как в католической, так и в православной церквях. Ей
дата праздника в этот день, 11 июля.
Ее внук Владимир начал свое правление как жестокий плейбой. Он был,
однако достаточно мудры, чтобы признать, что общая вера поможет объединить
его страна. Согласно легенде, он послал гонцов, чтобы исследовать
три великие религии Среднего Востока: ислам, иудаизм и христианство в
его римская и православная формы. Эпикуреец во Владимире мыслил иудаизм
и ислам с их диетическими ограничениями нежелательны. Он нашел Романа
Католицизм «слишком простой». Но посланцы уговорили его
их отчет о ритуале, свидетелями которого они были в Византии. Говоря о
поклонение, которое они видели в соборе Святой Софии, они сказали: «Мы не знали
были ли мы на небе или на земле. было бы невозможно найти на
земля любое великолепие большее, чем это. . .Никогда мы не сможем
забудь такую великую красоту».
Владимир принял православие и женился на Анне, сестре византийки
император. Сообщается, что после женитьбы и обращения он
изменил направление, расстался с бывшими женами и стал
добрее. Во всяком случае, христианство, которое Ольга пыталась пересадить на
Рус теперь укоренился. Подданные Владимира не сопротивлялись ему, как раньше.
для нее. Со временем вся Северо-Восточная Европа и Северная Азия были
христианизированный. Личные вкусы и политическая хитрость одного человека добавили
драгоценный камень Царства Христова. Русское православие, прямое
результате обращения Владимира, по своим масштабам стал соперничать с греческим,
престиж и искусство.
Библиография:
- Британская энциклопедия. Чикаго:
Британская энциклопедия, Inc., 1967. - Кертис, А. Кеннет, Дж. Стивен Лэнг и Рэнди Петерсен. Даты
с Судьбой; 100 самых важных дат в истории Церкви.