Дата монголо татарского ига: Татаро-монгольское иго (1237 – 1480 гг.). История России

Монголо-татарское иго [Татаро-монгольское, Ордынское, владычество] — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat

Этимология

После кончины Батыя в 1255 г. правителем «улуса Джучи» стал его младший брат Берке. Он окончательно перестал подчинять­ся великому хану в Монголии и возглавил независимое государство, вошедшее в историю под названием «Золотая Орда».

Русские люди той эпохи считали слово «золотой» непригодным для «поганых» и называли их государство просто Орда. В монгольском языке этим словом обозначалась кочевая ставка хана.

Русские князья в Золотой орде

см. Русские князья в Золотой орде

Влияние ига на Русь

Вторую половину XIII в. иногда называют «тёмным периодом» русской истории. И дело не только в том, что источники этого вре­мени дают не больше света, чем мерцающий огарок свечи. Тёмной, безысходной была тогда и сама жизнь. Казалось, не будет конца набегам ордынцев и княжеским усобицам.

Русские города почти остановились в своём развитии. Оборва­лись связи Руси с Византией и странами Восточной Европы. Усилилась и обособленность отдельных областей Руси. Самодоста­точный Новгород не претендует на роль новой столицы Руси и за­ботится лишь о безопасности своих торговых путей. Галицко-Волынские князья ведут отчаянную борьбу с наседающими со всех сторон врагами — венграми, поляками, литовцами, ордынцами — и не проявляют никакого интереса к событиям в других частях страны. Измельчавшие владимирские «самовластцы» вязнут в бесконеч­ных семейных распрях и проводят большую часть времени в Орде. Их былое могущество утекает как песок сквозь пальцы.

Экономика княжеств

Экономика страны пострадала от монголо-татарского ига прежде всего. Русские земли должны были выплачивать огромную дань, состоявшую из золота, серебра, пушнины и иных ценностей. Размеры дани соответствова­ли количеству жителей той или иной земли. В 1257-1259 гг. та­тары провели на Руси перепись населения, которая позволила им установить точные нормы платежей.

От всех ордынских поборов и повинностей была освобождена только Русская православная церковь. Согласно завещанию Чингис­хана, его потомки во всех завоёванных странах предоставляли эту привилегию духовенству. Тонкий политический расчёт переплетал­ся в этом наказе с обычным для монголов суеверием и опасением прогневать любое божество.


Загрузка…

Основные взносы в копилку ордынской дани делали города. Города же были главными целями карательных походов ордынских «ратей». В итоге крупнейшие русские города той поры — Киев, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Ростов — быстро при­ходили в упадок.

Политика княжеств

Политическое развитие Руси в условиях ига оказалось под полным контролем Золотой Орды. Опасаясь объединения страны, ханы стравли­вали князей между собой, а иногда и просто уничтожали наиболее сильного из них. Ордынцы делали всё для сохранения политической раздробленности на Руси.

Орда контролировала и внешнюю политику русских земель. Князьям категорически запрещалось вести какие-либо само­стоятельные переговоры с другими государствами. Более того, прави­тели Орды заставляли русских князей ходить вместе с ними в по­ходы на эти страны. С большим трудом Александру Невскому и его сыновьям удавалось уклониться от призыва русских воинов в хан­скую армию.

Культура княжеств

Культура Руси в период ордынского владычества также приостановилась в своём развитии. Мно­жество памятников культуры погибло во время нашествий или было похищено завоевателями. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Установление власти Орды особенно тяжело сказалось на тех видах художественного творчества, которые требовали больших за­трат. Князья теперь берегли каждую гривну и думали только о том, как вовремя выплатить ханскую дань. Во второй половине XIII в. на Руси практически прекращается каменное строительство. Даже в Новгороде, избежавшем погрома, но постоянно ощущавшем страх перед ним, первая каменная церковь после Батыева нашествия была построена только в 1292 г. Гибнут и другие виды художественного творчества. Ведь постройка храма обеспечивала заказами не толь­ко строителей, но и иконописцев, ювелиров, книжников, резчиков. Даже литература, менее всего зависевшая от «материальной базы», выглядит во второй половине XIII в. бедной и однообразной. Лето­писные записи этих лет (за исключением одной лишь Галицко-Во­лынской летописи) коротки и обрывочны, а самостоятельные произведения редки и не блещут художественными достоинствами. На этом сумеречном фоне выделяются лишь проповеди («слова») владимирского епископа Серапиона, призывавшего людей к покая­нию и нравственному возрождению. Только тогда, учил Серапион, утихнет гнев Божий и на залитую кровью Русскую землю вновь вернутся мир и процветание.

Борьба с ордынским игом

  • Дмитрий Донской и Золотая Орда (1375-1382).
  • Стояние на реке Угре (1480).


Категории:


Монголо-татарское иго


Вопросы к этой статье:

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Окончание монголо-татарского ига: почему эта дата заслуживает стать памятной

Предложение о введении в перечень памятных дат 11 ноября как Дня так называемого стояния на реке Угре, я думаю, вполне разумное на фоне иных дат, внесенных в перечень знаменательных в российской военной и государственной истории. Дело здесь в том, что, несмотря на отсутствие, скажем так, некоего прямого военного конфликта (там отсутствовала битва, максимум – стычки патрулей), для российской государственности это стало своего рода реперной точкой. Это и формальное окончание так называемого монголо-татарского ига в 1480 году, когда Иван III, чью роль в российской истории Василий Осипович Ключевский оценил гораздо выше, чем того же Петра I по части именно глубины государственных преобразований. Это же, по сути, может считаться и началом образования единого Российского государства, если мы ведем его линейную современную историю не от Киевской Руси, которая все-таки была несколько иным государственным образованием – раннефеодальной монархией. Соответственно, исходя из этой комбинаторики – отсутствие неких знаковых военных событий, но умение держать стратегическую паузу, – русское войско под командованием Ивана III, конечно, проявило это в полной мере.

Поэтому, на мой взгляд, данное событие, которое и формально, и содержательно знаменует начало нового этапа российской государственности, конечно, заслуживает внесения в этот самый перечень дат. Строго говоря, оно вполне сравнимо с 4 ноября, потому что сугубо военное значение того, что 4 ноября из Кремля ушли, скажем так, последние противники Минина и Пожарского, исчезающе мало, но с точки зрения именно политической истории освобождение столицы, освобождение сердца, как всегда называли Москву и Кремль, имеет несомненное значение. Поэтому думается, что ничего сверхординарного в этом событии, выделяющем его из остальных, нет, но значение его непреходяще, плюс оно четко зафиксировано и в летописях, и в иных документальных источниках, поэтому нет споров, было ли оно, не является ли оно легендарным. Стояние на реке Угре вполне соответствует всему комплексу приемлемых исторической наукой доказательств. На этот же период приходится и такой чисто символический ряд, как начало формирования теории «Москва – третий Рим». Как известно, в 1453 году под ударами турок пал Константинополь. Россия воспринимает, соответственно, и двуглавого орла – гербовник Римской империи. Поэтому все эти события вполне укладываются в один блок и, на мой взгляд, заслуживают увековечения.

Позиция Татарстана по этому вопросу – это все-таки позиция такого местечкового национализма. Как нынешние монголы со столицей Улан-Батор, в которой стоит памятник Чингисхану, имеют очень отдаленное отношение к тем монголам, представителем которых является Чингисхан, так и, да простят меня жители Республики Татарстан, имеют к тем событиям ну очень отдаленное отношение. А то, что было монголо-татарское иго, крымские татары и так далее – это разные орды, это период, когда еще не сформировались нации. Собственно говоря, все европейские нации как таковые – и англичане, и французы, не считая немцев, формирование которых как нации происходит в XIX веке, как, собственно, и украинцы в XIX веке, а русские в XV веке, – это все известные вещи для науки. Можно вспомнить замечательный эпизод фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев», когда при штурме города доносится: «Братушки, что ж вы творите? Мы же русские!», а в ответ: «Я покажу тебе, сволочь владимирская». То есть тогда идентификация шла не по нации, а по городу, местности. И пытаться современному представителю тюркского народа выдать себя за тот самый корень всех и всего – это несерьезно. Это абсолютно внеисторично, лишено какого-либо научного смысла. Но с точки зрения подчеркивания первенства на фоне других давайте все-таки отделять науку от политики, агитации, пропаганды. Это разные подходы. И когда научные доводы пытаются опровергнуть пропагандистскими методами, то это даже не смешно.

истории, даты и интересные факты. Как жила Россия под монголо-татарским игом

Россия под монголо-татарским игом была крайне унизительна. Он был полностью подчинен как политически, так и экономически. Поэтому окончание монголо-татарского ига на Руси, дата стояния на реке Угре — 1480 год, воспринимается как важнейшее событие нашей истории. Хотя Россия стала политически независимой, но уплата дани в меньшем размере продолжалась до петровских времен. Полный конец монголо-татарского ига приходится на 1700 год, когда Петр Великий отменил выплаты крымским ханам.

Монгольское войско

В XII веке монгольские кочевники объединились под властью жестокого и хитрого правителя Темучина. Все препятствия к безграничной власти он безжалостно подавил и создал уникальную армию, которая одержала победу. Он, создав великую империю, называл его благородным Чингисханом. Завоевав Восточную Азию, монгольские войска достигли Кавказа и Крыма. Они уничтожали аланов и половцев. Остатки половцев обратились за помощью к Руси.

Первая встреча

20 или 30 тысяч воинов в монгольской армии, точно не установлено. Их возглавляли Джебе и Субедей. Они остановились у Днепра. А в это время половецкий хан Хотян уговорил галичского князя Мстислава Удалого выступить против нашествия грозной конницы. К нему присоединились Мстислав Киевский и Мстислав Черниговский. По разным данным, общая русская армия насчитывала от 10 до 100 тысяч человек. Военный совет состоялся на берегу реки Калки. Единого плана выработано не было. Мстислав Удалой сделал один. Его поддержали только остатки половцев, но во время боя они бежали. Тем, кто не поддержал галицких князей, все равно пришлось сражаться с монголами, напавшими на их укрепленный лагерь. Три дня длился бой. Только хитростью и обещанием никого не брать в плен монголы вошли в лагерь. Но они не сдержали своих слов. Русского воеводу и князя монголов связали заживо и накрыли досками и сели на них и стали пировать победой, наслаждаясь стонами умирающих. Так киевский князь и его окружение умерли в мучениях. Это был 1223 год. Монголы, не вдаваясь в подробности, отошли обратно в Азию. Через тринадцать лет они вернутся. И все эти годы на Руси шла ожесточенная грызня между князьями. Это полностью подорвало силы юго-западных княжеств.

Нашествие

Внук Чингисхана Батый с огромным полумиллионным войском, завоевав Волжскую Булгарию на востоке и половецкие земли на юге, подошел к русским княжествам в декабре 1237 года. Его тактика заключалась в том, чтобы не давать большого сражения, а нападать на отдельные отряды, разбивая их все поодиночке. Подойдя к южным границам Рязанского княжества, татары в конце концов потребовали от него дань: десятую часть коней, людей и князей. В Рязани едва набрали три тысячи воинов. Послали за помощью к Владимиру, но помощь не пришла. Через шесть дней осады была взята Рязань. Жители были уничтожены, город разрушен. Это было начало. Конец монголо-татарского ига произойдет через двести сорок тяжелых лет. Следующей была Коломна. Там русская армия была почти вся перебита. Москва лежит в пепле. Но перед этим кто-то, кто мечтал вернуться в родные места, зарыл на Боровицком холме клад серебряных украшений. Его нашли случайно, когда в Кремле велось строительство в 9 в.0-х годов ХХ века. Следующим был Владимир. Монголы не пощадили ни женщин, ни детей и разрушили город. Потом Торжок пал. Но пришла весна, и, опасаясь селей, монголы двинулись на юг. Северная болотная Россия их не интересовала. Но на пути оказался обороняющийся крохотный Козельск. Почти два месяца город яростно сопротивлялся. Но к монголам подошло подкрепление со стенобитными машинами, и город был взят. Всех защитников вырезали и оставили город камень на камне. Итак, вся Северо-Восточная Русь к 1238 году лежала в руинах. А у кого могут быть сомнения в том, было ли на Руси монголо-татарское иго? Из краткого описания следует, что были прекрасные добрососедские отношения, не так ли?

Юго-Западная Русь

Она пришла в 1239 году. Переяславль, Черниговское княжество, Киев, Владимир-Волынский, Галич — все разгромлено, не говоря уже о более мелких городах и селах и деревнях. А как далеко конец монголо-татарского ига! Сколько ужаса и разрушения принесло ему начало. Монголы ушли в Далмацию и Хорватию. Западная Европа вздрогнула. Однако новости из далекой Монголии заставили захватчиков повернуть назад. И у них не хватило сил на повторный поход. Европа была спасена. Но наша Родина, лежавшая в руинах, истекающая кровью, не знала, когда придет конец монголо-татарскому игу.

Русь под игом

Кто больше всего пострадал от нашествия монголов? Крестьяне? Да, монголы их не щадили. Но они могли спрятаться в лесу. Горожане? Конечно. На Руси было 74 города, причем 49 из них были разрушены Батыем, а 14 так и не восстановились. Ремесленников обращали в рабов и вывозили. Преемственность навыков в ремеслах прекратилась, и ремесло пришло в упадок. Мы не могли отливать стеклянную посуду, варить стекло для изготовления окон, не было разноцветной керамики и украшений с перегородчатой ​​эмалью. Исчезли каменщики и резчики, и на 50 лет прекратилось строительство из камня. Но тяжелее всего было тем, кто с оружием в руках отражал нападение – феодалам и дружинникам. Из 12 рязанских князей в живых осталось трое, из них 3 ростовских — один, из 9из Суздаля — 4. А потерь в дружинах никто не считал. И их было не меньше. На смену профессионалам на военной службе пришли другие люди, привыкшие к тому, что ими помыкают. Так князья стали обладать всей полнотой власти. Этот процесс впоследствии, когда наступит конец монголо-татарского ига, углубится и приведет к безграничной власти монарха.

Русские князья и Золотая Орда

После 1242 года Русь попала под полный политический и экономический гнет Орды. Чтобы князь наследовал свой престол по закону, он должен был отправиться с дарами к «вольному царю», как называли наши князья ханы, в столицу Орды. Это было там в течение довольно долгого времени. Хан медленно рассмотрел самые низкие запросы. Вся процедура превратилась в цепь унижений, и после долгих раздумий, иногда месяцев, хан давал «короткий путь», то есть разрешение на царствование. Так вот, один из наших князей, когда он пришел к Батыю, был призван рабом для охраны своих владений. Обязательно оговаривалась дань, которую будет платить княжество. В любой момент хан мог вызвать князя в Орду и даже недовольно казнить его. Орда вела особую политику с князьями, старательно раздувая их междоусобицы. Разобщенность князей и их княжеств оказалась в руках монголов. Сама Орда постепенно превратилась в колосса на глиняных ногах. В ней усилились сами центробежные настроения. Но это будет намного позже. И поначалу ее единство сильно. После смерти Александра Невского его сыновья люто ненавидят друг друга и яростно борются за владимирский престол. Условно княжение во Владимире давало князю старшинство над всеми остальными. Кроме того, к тем, кто приносит деньги в казну, присоединялся приличный надел земли. И за великое княжение Владимира в Орде разгорелась борьба между князьями, бывало, что даже насмерть. Вот так жила Русь под монголо-татарским игом. Войска Орды в нем практически не стояли. Но при неповиновении всегда могли прийти карательные отряды и начать все резать и жечь.

Восстание Москвы

Кровопролитные междоусобицы русских князей между собой привели к тому, что в период с 1275 по 1300 год Русь приходила в Монголию 15 раз. От междоусобиц появилось много ослабленных княжеств, из которых люди бежали в более мирные места. Такое маленькое княжество оказалось малым Московским. Оно выпало на долю младшего сына Александра Невского Даниила. Он княжил в 15 лет и вел осторожную политику, стараясь не ссориться с соседями, ибо был слишком слаб. И Орда не обращала на него пристального внимания. Таким образом, был дан толчок к развитию торговли и обогащению этим лотом. В него хлынули переселенцы из незаселенных мест. В конце концов Даниилу удалось соединить Коломну и Переяславль-Залесский, увеличив свое княжество. Его сыновья продолжили относительно спокойную политику отца после его смерти. Только тверские князья видели в них потенциальных соперников и старались, сражаясь за великого князя во Владимире, испортить отношения Москвы с Ордой. Эта ненависть дошла до того, что когда московский князь и князь тверской были одновременно призваны в Орду, Дмитрий Тверской заколол Юрия Московского. За этот произвол он был казнен ордынцами.

Иван Калита и «великая тишина»

Четвертый сын князя Даниила, казалось, не имел шансов на московский престол. Но его старшие братья умерли, и он стал княжить в Москве. Волею судьбы он стал еще и великим князем Владимирским. При нем и его сыновьях прекратились монгольские набеги на русские земли. Москва была богата и люди в ней. Города росли, а их население увеличивалось. В Северо-Восточной Руси выросло целое поколение, которое перестало трепетать при упоминании о монголах. Это приблизило конец монголо-татарского ига к России.

Дмитрий Донской

Москва к рождению князя Дмитрия Ивановича в 1350 году уже превращается в центр политической, культурной и религиозной жизни северо-востока. Внук Ивана Калиты прожил короткую, 39 лет, но яркую жизнь. Он провел ее в боях, но сейчас важно остановиться на великой битве с Мамаем, которая произошла в 1380 году на реке Непрядве. К этому времени князь Дмитрий разгромил монгольский карательный отряд между Рязанью и Коломной. Мамай стал готовить новый поход на Русь. Дмитрий, узнав об этом, в свою очередь, стал собирать силы, чтобы дать отпор. Не все князья откликнулись на его призыв. Князю пришлось обратиться за помощью к Сергию Радонежскому, чтобы собрать народное ополчение. И, получив благословение святого старца и двух иноков, собрал в конце лета ополчение и двинулся навстречу великому войску Мамая. 8 сентября на рассвете произошло великое сражение. Дмитрий сражался в первых рядах, был ранен, его с трудом нашли. Но монголы были разбиты и бежали. Дмитрий вернулся с победой. Но еще не наступило время, когда придет конец монголо-татарскому игу на Руси. История говорит, что под игом будет еще сто лет.

Укрепление Руси

Москва стала центром объединения русских земель, но далеко не все князья согласились принять этот факт. Сын Дмитрия, Василий I, княжил долго, 36 лет, и относительно спокойно. Он защитил русские земли от посягательств литовцев, присоединил к себе Суздальское и Нижегородское княжества. Орда слабела, а с ней все меньше и меньше считались. Василий за свою жизнь лишь дважды побывал в Орде. Но и внутри России единства не было. Восстания вспыхивали без конца. Даже на свадьбе князя Василия II разразился скандал. На одном из гостей был золотой пояс Дмитрия Донского. Когда невеста узнала об этом, она публично сорвала его, оскорбив его. Но пояс был не просто украшением. Он был символом великокняжеской власти. В царствование Василия II (1425-1453) происходили феодальные войны. Московский князь попал в плен, ослеп, ранен, при этом все лицо и всю оставшуюся жизнь носил лицевую повязку и получил прозвище «Черный». Однако этот волевой князь был освобожден, а его соправителем стал молодой Иван, который после смерти отца станет освободителем страны и получит прозвище Великий.

Конец татаро-монгольского ига на Руси

В 1462 году на московский престол вступил законный правитель Иван III, который станет реформатором и реформатором. Он осторожно и осмотрительно объединил русские земли. Он присоединил к себе Тверь, Ростов, Ярославль, Пермь и даже строптивый Новгород признал его государем. Он сделал на гербе двуглавого византийского орла, начал строить Кремль. Таким мы его знаем. С 1476 года Иван III перестал платить дань Орде. Красивая, но неправдивая легенда рассказывает, как это произошло. Приняв ордынское посольство, великий князь растоптал басму и послал предостережение ордынцам, что с ними случится то же самое, если их страну не оставят в покое. Разгневанный хан Ахмед, собрав большое войско, двинулся на Москву, желая наказать ее за неповиновение. Примерно в 150 км от Москвы на реке Угре на калужских землях осенью две противоположные силы стали противоположными. Русский возглавил сын Василия, Иван Молодой. Иван III вернулся в Москву и стал снабжать войско продовольствием, фуражом. Так стояли войска друг против друга, пока не пришла ранняя зима с фуражом и не похоронила все планы Ахмеда. Монголы повернулись и пошли на Орду, признав поражение. Таким образом, окончание монголо-татарского ига было бескровным. Его дата — 1480 год — великое событие в нашей истории.

Значение падения ига

На долгое время приостановлено политическое, экономическое и культурное развитие России, иго оттеснило страну на задворки европейской истории. Когда в Западной Европе во всех областях начинался и расцветал Ренессанс, когда развивалось национальное самосознание народов, когда страны богатели и процветали в торговле, посылали корабельный флот на поиски новых земель, на Руси была тьма . Колумб уже в 149 г.2 открыл Америку. Для европейцев Земля быстро росла. Для нас окончание монголо-татарского ига на Руси ознаменовало возможность выхода из узких средневековых рамок, изменения законов, реформирования армии, строительства городов и освоения новых земель. И если кратко, то Россия обрела независимость и стала называться Россией.

Орда (2012) — Орда (2012) — Обзоры пользователей

Орда
(2012)

Пересмотреть это название

История и религия

kosmasp24 Декабрь 2013

Фильм трудно продать. Кому он понравится: любителям истории, верующим или любителям восточного кино? Может быть, никто из них, может быть, все они. Кажется, что он пытается успокоить многих людей и может оказаться неработающим для большинства из них. Да, это историческая эпическая картина, но вовлекает ли она зрителя? Это вам решать.

Боевые сцены в порядке, пафосно-религиозные аспекты тоже терпимы. Спектакли действительно хороши, а декорации и локации просто потрясающие. Что также подводит нас к кинематографу. Фильм действительно выглядит хорошо. Но из-за его масштаба для некоторых это может занять слишком много времени. Темп кажется нормальным, но некоторым он может показаться медленным. Иногда тяжело смотреть, но тем не менее интересно

9 из 10 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Хорошо сделанная драма

avidnewbie14 Декабрь 2013

Пока только 5 отзывов? Вопреки мнению некоторых рецензентов, этот фильм явно хорошо сделан. Декорации, костюмы и детали периода исключительны. Работа камеры и режиссура, по крайней мере, на мой неопытный взгляд, кажутся на высшем уровне. Хотя история была мне незнакома, она была интересной и динамичной. Являются ли эти отчеты исторически правильными или изображены непредвзято, совершенно не имеет значения для среднего кинозрителя. Если вам нравятся хорошо продуманные, правдоподобные, детализированные драмы о других землях и народах, то этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Актерская игра великолепна, особенно роль монгольской матриарха в исполнении Розы Хайруллиной. Ее авторитет и благородство ощутимы. В этом фильме очень мало действия. Тем не менее, есть многочисленные изображения жестокости и насилия, поскольку они действительно неизбежны. Почему нет блюра?

14 из 16 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

не согласен

yulianna-710-34306012 июнь 2013

Вы уверены, что достаточно хорошо осведомлены обо всех «исторических ценностях»? вы имеете представление о монголо-татарском иге над Русью (более 200 лет)? Так какого именно отношения вы ожидаете, описывая именно этот период? Ну, может монгольский вариант лучше и разнообразнее, это. .. ну понятно. Но это русская история и русское кино. Столько исторических источников о том, как жестоко убивали русских, тысячами, семьями и городами. Жизни почти не было вообще, как вы ожидаете проявления всех этих чувств в каждой душе — страха и гнева? И да, это почти начало христианства на Руси, со всей страстью и преувеличением, но и со всем характерным для того времени самопожертвованием. Так что для меня портреты монголов интересны и даже мягки… Или вы ожидаете, что русские всегда будут плохими, неважно кто напротив, Геббельс или монголы Орды и т.д. Время было полно жестокости, ненависти, столкновений.. и это показано. Я не говорю, что фильм блестящий. Но легко наполнить свой обзор «интересными» фразами типа «параноидальная, гиперрасистская антиазиатская пропаганда», «чепуха, спонсируемая КГБ/православной церковью», «антиеврейская пропаганда Геббельса»… Они привлекательны и желанны для ненавистников. Но понимание — это другое.

34 из 45 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Орда победит орков в любой день!

самкан9 декабрь 2013

Внимание: спойлеры

Нам не нужны дурацкие фильмы о супергероях, фэнтези или инопланетных монстрах, когда все, что нужно, — это тщательное изучение и описание истории. В самом деле, во всех уголках мира можно найти множество захватывающих историй о прошлых годах, из которых получаются гораздо лучшие истории, чем волшебные кольца, космические путешествия и криптонит. В любой день я возьму Святого Алексия за Росомаху. И, ей-богу, вы тоже можете чему-то научиться! Я знаю, что рискнул бы с множеством голливудских демонов, прежде чем пытаться заключить сделку с монголами, составляющими Орду. Но я слишком много дурачусь. Это просто хорошо снятый, динамичный, сыгранный и срежиссированный фильм. Особенно примечательно в ОРДЕ двусмысленное отношение к «чуду» святого Алексия; то есть, может быть, это сила веры, а может быть, это просто глупая удача. Почетного упоминания заслуживает также перевод на английский язык — немалое достижение, учитывая потенциальные подводные камни. Моя рекомендация: ОРДА — недооцененная жемчужина. Бонусная рекомендация: в случае реинкарнации любой ценой избегайте Восточной Европы примерно 14 века.

8 из 11 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Вероятно, очень верное изображение упадка татар.

jbhiker-706-5127562 март 2014

Даю сопли здешнему рецензенту, который утверждает, что он любитель истории. Вам действительно нужно уделять больше времени чтению. Я действительно нашел, что это верное изображение угасающей жизни татар (также известных как Золотая Орда). Они уже достигли своего апогея как цивилизация, и оставалось совсем немного времени до полного поражения от русских. Слава Богу за это! Какое прекрасное время, чтобы рассказать историю о священнике и его путешествии веры. Я нашел написание этого сценария удивительным по своей глубине, а сам фильм поразительным визуально. Один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел за пределами России. Большой хит Московского кинофестиваля, просто невозможно оторваться.

10 из 12 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Талантливый исторический фильм, оплаченный церковью, также является жизнеописанием святого XYZ

кетсуп29 декабря 2014

Этот фильм оплачен церковью, чтобы основной сюжет соответствовал житию святого Алексия Московского. И все же режиссеру удалось извлечь из этого максимум пользы, упаковать вместе с прекрасным рассказом о забытой странице русской истории: надвигающемся крахе Золотой Орды. И гниение начинается с головы, с грубого убийства хана Тини-бека его братом Джани-беком.

Это освежающий взгляд на историческое кино. До сих пор Орде никогда не давали диалогов. Вы, наверное, видели Андрея Рублева Тарковского: сровняют город с землей и уедут. В «Невском» Эйзенштейна они также показаны как аморфная зловещая внешняя сила, которая может вмешиваться от чьего-то имени в российскую политику, но никогда ничего не делает сама по себе. До сих пор их показывали как невыразимых дикарей, как боргов, как зергов, но никогда как драматических персонажей, как еще одну волну жестоких русских государственных деятелей, родственных большевикам или головорезам Ивана Грозного. Фильм развеивает миф о том, что татарское иго было сброшено русскими в Великом стоянии на реке Угре. Вам показывают, что вместо этого он самоустранился на десятилетия вперед, болезненно похожим образом на многие другие политические образования на российской земле.

Интересным моментом, упущенным иностранными зрителями, является использование языка в фильме. Забавно видеть, как какой-то малоизвестный среднеазиатский язык является престижным диалектом, лингва-франка для всех россиян. Сегодня все наоборот.

3 из 3 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Наконец-то российское производство на Netflix

deedeemoll14 Декабрь 2013

Если вы американец, как и я, то вы знаете, что наши знания русской истории недостаточны, если только вы не поступили на ученую степень в какой-нибудь колледж. Поэтому фильм показался мне полностью захватывающим. Кинематография, костюмы, в том числе украшения, декорации и переводы с русского и, насколько я понимаю, с монгольского языка, были превосходны. Я не знаком с этим режиссером, который просто пытается стилизованно передать момент или фрагмент исторического комментария. Я не думаю, что он предназначен для Западного полушария. Так же визуально ошеломляюще, как «Русский ковчег», и легче следить за диалогом.

11 из 14 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

история святого

Kirpianuscus3 Октябрь 2015

религиозный фильм. в том-то и дело, кто, я полагаю, объясняет это мудро. не как манифест против монголов, не как рассказ о Руси. только как история жертвы и веры. конечно, это только точка зрения. конечно, это слишком субъективный фильм, и это не является настоящим сюрпризом. потому что жестокость, лидеры недели, сильные женщины, история Алексея и моральная победа — это части портрета, который определяет путь для принятия прошлого. глядя на историческую достоверность это странная работа. потому что атмосфера, рассказ, миссия иерарха — это только важные вещи. и, конечно же, победа Православной Церкви над двусмысленным злом. фильм, который может быть полезен для понимания России вне определений.

2 из 4 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Довольно ужасный фильм

ThomasJeff22 декабря 2013

Для справки, я не мусульманин, не татарин или кто-то в этом роде. Но этот фильм был позорным. Весь фильм выглядит как видео на YouTube, снятое любителями, которые хотят изобразить какую-то злую группу людей, которые ведут себя как угодно, КРОМЕ людей. Просто убийство случайных людей, пытки людей и т.д. и т.п.

Во всем фильме нет сцены драки. Так что не ждите военного фильма от чего-то под названием «Орда».

Просто показывает фальшивую историю о том, как ужасна жизнь под Золотой Ордой.

Даже русский эксперт, нанятый для того, чтобы рассказать режиссеру/сценаристам об истории Золотой Орды, осудил фильм и сказал, что это просто отвратительное злобное изображение Золотой Орды, не имеющее ничего общего с реальностью.

Как будто русский режиссер задумался о том, как ему сделать христиан в хорошем свете, а татар — в бесчеловечных животных. Это было его целью, и это то, что он изобразил в своем фильме.

Это было невероятно скучно и напрасно потрачено время.

11 из 29 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Так много сделано правильно, но драматургически не очень хорошо задумано

alexfromhorn18 Ноябрь 2018

Я закончил этот фильм, но должен быть честным — я почти не закончил.
Это было не из-за плохой игры, игра была хорошей и правдоподобной, атмосфера была даже благодаря музыке и хорошо созданным реквизитам и костюмам. Но способ повествования этой истории не очень заразителен, драматургия висит уже совсем в начале с неясным сюжетом. Чем в средней части, кажется, что это происходит, но во многих моментах это утомительно из-за сцен, которые были слишком длинными и неуместными. Сюжетная пауза в конце не добавляет этому фильму ничего необходимого, он как бы начинает новую историю, а через несколько минут уже идут титры.
К сожалению, не рекомендация.

2 из 3 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Я не мог туда попасть

Rainey-Dawn14 сентября 2018

Это один из тех фильмов, которые выглядят великолепно, операторская работа супер, костюмы/декорации потрясающие, но история не смогла захватить меня просто потому, что я не хочу вмешиваться в эту область мировой истории. Фильмы — это не урок истории — и с фильмом они позволяют себе вольности — обычно я так смотрю фильмы «История» и «Биография» (с долей скептицизма), но я просто не мог вникнуть в этот.

5/10

2 из 5 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

семян

Vincentiu30 апреля 2014

это семя. подобно царю, который излагает тонкий срез истории в замечательной манере, но который желает представить не только историю, но и длинную цепочку вопросов. прекрасный фильм — актерская игра (Роза Хайруллина и Максим Суханов — лучшие аргументы), точная наука воссоздания атмосферы и большой талант создавать впечатляющие образы. фильм о силе и вере, падении и сумерках. как восточная сказка, она представляет собой столкновение между мирами и силой слабости. с прекрасным результатом. в нем есть насилие и жестокость, штампы и, на первый взгляд, нереальные моменты. но ключ прост — это русская история, семя, а не плод способа открыть прошлое как корень настоящего. настоящий хороший фильм. несмотря на резервы.

1 из 2 считает это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Большое спасибо директору

shibaevao12 Ноябрь 2015

2 часа только для того, чтобы оценить, в каком направлении движется современный мир, уходя от христианских ценностей. Отличная идея, события реальные, это из реальной биографии святого Алексея, здесь кто-то пишет, что Орда показана слишком мрачно, но все русские и украинцы знают цену, такое было, западные люди были спасены от Орды Россией , вот почему они могут писать такие легкие комментарии. У нас есть много исторических документов — как выглядел этот исторический период. Мы должны усвоить такие уроки и спасти нашу христианскую культуру. Огромное спасибо директору и его команде! Отличные платья, красители, музыка. Я желаю, чтобы они сняли еще один фильм о древнем периоде русской истории, как Богатыри.

5 из 9 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Возможно, слишком вычурно

michaello71411 Декабрь 2013

Я наткнулся на него сегодня на Netflix во время обеда. Я смотрел его около получаса, но понял, что это пустая трата времени, и бросил через 30 минут. Очевидно, что в этой постановке есть отличная игра и режиссура, но она полностью провалилась в плане повествования. Я думаю, что сценаристы должны быть из «шоу», а не «рассказа» школы кинопроизводства, но больше экспозиции помогло бы. Это было похоже на «Игру престолов» без достаточной предыстории. Может быть, что-то потерялось в переводе, так как это дублируется.

Я обнаружил, что изображение монголов вводит в заблуждение. Как любитель истории, я понимаю, что монголы правили самой большой и разнообразной империей в мировой истории более 200 лет. Однако я не думаю, что этот подвиг был совершен тем, что в этом фильме изображено как самая хамски жестокая группа «деревенских» монголов по эту сторону Урала. Создается впечатление, что режиссер изучал какие-то изолированные племена в Монголии и привил свои впечатления к своему изображению монгольского правящего класса. При всей своей безжалостности монголы Золотой Орды были более мирскими и дипломатичными, чем кучка, изображенная в этом фильме. Некоторые историки считают Монгольскую империю первой транснациональной корпорацией. Если бы в кино монголы правили Россией, я сомневаюсь, что они смогли бы продержаться у власти не несколько столетий, а десятилетие. Если русские позволили этой жалкой группе завоевать себя, это тоже не делает русских слишком хорошими.

8 из 19 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Позор

electrotimba19 февраля 2013

Россия, некогда сверхдержава киноискусства земля Виертова, Эйзенштейна, Тарковского куда делось ваше киноискусство? С годами почти ничего не смотрибельно, только несколько интересных фильмов, но этот мусор смущает. Сценария хватило на 10 максимум 20 минут короткометражного фильма, плохо снятого, нулевой исторической ценности, никакой концепции, кроме параноидальной, гиперрасистской антиазиатской пропаганды. Изображение монголов напоминает геббельсовскую антиеврейскую пропаганду. Парадокс в том, что недавно посмотрел монгольский фильм и по сравнению с этой чепухой, спонсируемой КГБ/православной церковью, он был хорошо сделан, интересен, художественно ценен. Эта убогая постановка напоминает итальянские мифологические фильмы 60-х, но лишена их очарования. Надеюсь, Россия вернется к подлинному киноискусству, которое когда-то было таким маяком.

8 из 47 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Скудный артхаус или Тяжёлая ноша митрополита Алексия в Золотой Орде

lyubitelfilmov2 июнь 2022

Арт-хаус с элементами исторической драмы. Пора заканчивать тему монголов, которую я начал с серии «Золотая Орда» (никогда ее не смотреть!), а сейчас вспомнил эту картину, оставившую значительный след в культурном плане, но прошедшую тихо и мирно для зрителей (был кассовый провал — и это заслуженно!). При первом просмотре картины она мне очень понравилась, но просмотрев сейчас, я понял, что глупостей и косяков в ней гораздо больше, чем достойных моментов. И вот мое краткое мнение для вас — Тяжкое бремя митрополита Алексия. Картина получилась противоречивая, поэтому заканчиваю это введение и приступаю к анализу.

Итак, плюсы:
1. История митрополита — если отбросить весь лоск (это сильно сказано) Золотая Орда и ее преемственность ханов, то мы видим добрую мученическую историю митрополита Алексея — одного из самых почитаемых русских святых, совершившего настоящую чудеса с божьей помощью. Здесь он был приглашен в Орду по просьбе хана Джанибека, мать которого ослепла. Но чуда не происходит, и митрополит решает наказать себя, и именно за этими страданиями и невзгодами нам приходится наблюдать почти всю вторую половину картины, попутно наблюдая за жизнью и судьбой русских пленных и даже некоторых иностранцев. Владыка терпит жестокие муки, но вся картина снята по заданию представителей Русской Православной Церкви, так что больше созерцать здесь почти нечего. Финал в целом неплохой, да и Максим Суханов в роли митрополита хорош (правда, актер оказался «гнилым», так что от меня больше хвалебных слов не дождется).

2. Город Сарай-Бату — специально для съемок этой картины создатели буквально с нуля построили первую столицу Золотой Орды, причем на ее историческом месте, а эти декорации впоследствии стали основой туристического центра под тем же названием (работает и сейчас). Это действительно заслуживает похвалы и низкого поклона создателям, а на экране поражает своей изысканной красотой и своей неповторимой атмосферой. Конечно, полностью воспроизвести этот великолепный город не удалось, но хватило даже созданного, хотя крупных планов было удручающе мало.

Итак, минусы:
1. Исторические ошибки — митрополита Алексея в Золотой Орде никто не унижал (приехал, исцелил хана, за жизнь пообщался с Джанибеком (Алексей был искусным дипломатом, и церковь получала льготы, и Русь дышала свободнее), а ушел с честь (крещение некоторых монголов в православную веру)), ханы Тинибек и Джанибек погибли не так комично, как это показано здесь, внешний вид ханов (и не только их) вызывает только смех (ходят как натуральные бомжи, а не первые лица Степи), монголы уважали православную церковь еще до митрополита, и не могли войти в храм верхом (их казнили бы сами монгольские тюремщики), бесконечные вереницы русских пленных (хотя при том раз Русь и Орда не воевали, так откуда они могли взяться?) Столицей Золотой Орды в те годы уже был город Сарай-Берке (или Новый Сарай). Это только те ошибки, которые заметил некомпетентный и любительский историк, а настоящие специалисты (вроде Клима Саныча Жукова) найдут здесь гораздо больше. Уважаемые зрители, просто знайте, что всему показанному верить нельзя!

2. Степной цирк — это академический термин, которым я описываю ту чушь, которая творится на экране. А если конкретнее, то у картинки проблемы с логикой. Например, хан все время ходит почти один, а ведь у него титул Короля королей — и его должны сопровождать личные телохранители, куда могли попасть только лучшие нукеры и преданные лично хану. Прием иностранных послов — это постоянное биение головой об стену из-за происходящего на экране циркового шапито. После этого я окончательно убедился, что это не историческая драма, а чистый артхаус с элементами исторической драмы. Я уже молчу о роли и положении женщины в монгольской культуре и норме тех далеких лет.

3. Скука — на картинке могут пройти минуты, и ни слова не будет сказано. Страдания, нудные монологи и диалоги, а в первой части картины большинство зрителей просто уснет, ведь ничего существенного там не происходит (кроме степного цирка). Кроме нескольких прямолинейных мыслей об исторической судьбе Золотой Орды и России и мученической кончине митрополита, здесь больше ничего нет. Как я уже сказал, митрополита никто не мучил, а Золотая Орда в этот исторический момент вошла в «Великую заварку», к которой она шла давно (со времени смерти Чингисхана) и затор привел к логический вывод — раскол и завоевание ближайшими соседями (Персией, Турцией, Россией).

4. Актерское мастерство — отечественные актеры! Я обращаюсь к вам! Когда ты научишься играть? Сможете ли вы дожить до Второго пришествия?

Несмотря на сильную критику, эта картина лучше, чем сериал «Золотая Орда» (где откровенное фэнтези выдавали за историю), потому что там есть, пусть и надуманная, но хорошая история мученической кончины митрополита Алексея, и ее можно посмотреть . Я все же буду рекомендовать картину к просмотру, но сдержанно. Если посмотреть, то хорошо, а если нет, то ладно, тогда вы просто немного узнаете о нем из этого обзора, ну может про митрополита Алексия прочтете (но сильно не прислоняйтесь на Википедии — это, в большинстве случаев, недостоверный источник информации (проверено лично)).