Дата куликовской битвы по новому стилю: Какого числа произошла Куликовская битва.

Левин Н.Ф. О днях прославления Александра Невского

Левин Н. Ф.,
краевед, Почетный гражданин г. Пскова

Среди Дней воинской славы России, установленных Федеральным законом от 13 марта 1995 года, наиболее древнюю дату имеет «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)». Стало традицией в апреле каждого года в память об этом событии широко прославлять имя и заслуги князя Александра Невского. По сравнению с годовщинами Ледового побоища остаются в тени не только дни рождения и кончины князя, юбилеи перенесения его мощей в Петербург и даже Невская битва 15 июля 1240 года, победа в которой дала ему славное прозвище «Невский».

Общеизвестно, что по старому стилю, которым до Октябрьской революции пользовались в России, Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года. Именно к этому числу многие годы и десятилетия в Пскове и во всей стране всегда были приурочены соответствующие  праздничные торжества, в том числе и в связи с большим, 750-летним юбилеем в 1992 году. Однако через три года, по указанному Федеральному закону, вдруг оказалось, что годовщины Ледового побоища следует отмечать 18 апреля. По 13 дней к прежним датам в законе прибавлено и по всем остальным восьми Дням воинской славы,  относящимся к дореволюционным событиям — от Куликовской битвы 1380 года до морского Синопского сражения 1853 года. Такой перевод дат со старого стиля на новый прямо противоречит прежнему неотменённому законодательству и правилам, принятым в исторической науке.

В декрете «О введении в Российской республике западноевропейского календаря», принятом на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года, сказано: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь». А для этого: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15 и т. д.».

Необходимость этой реформы календаря сознавалась давно и вызывалась тем, что в своё время, тремя веками ранее, православные страны, в отличие от остальных христианских государств, не перешли на так называемый «григорианский» календарь. А его необходимость была вызвана несоответствием предыдущего, юлианского календаря солнечному времени. За каждые 128 лет набегали лишние сутки, за четыре века – трое суток. Так что с 325 года, когда на 1-м Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят для всего христианского мира, в XVI веке эта разница составила десять суток. И римский папа Григорий XIII буллой от 24 февраля 1582 года предписал в этом году убрать лишние дни с 5 по 14 октября, а также указал, как за счёт уточнения високосных годов избежать подобные расхождения в будущем. При этом не предусматривался перерасчёт прошедших до 5 октября 1582 года дат.

С каждым столетием разница между юлианским календарём, по которому продолжала жить Россия, и григорианским увеличивалась на сутки и к ХХ веку достигла 13 суток. Декретом СНК они были убраны из февраля 1918 года. По смыслу декрета, даты событий, происходивших с 15 октября 1582 года по 31 января 1918 года, следует указывать у нас так, как и в странах, принявших григорианский календарь. В частности, по событиям, относящимся к последним 18-ти годам XVI века и ко всему XVII веку, российские даты превышали западноевропейские на 10 дней. Поэтому рождение Петра I в современных изданиях указывается двумя датами: 30 мая 1672 года по старому стилю и, в скобках, 9 июля по новому стилю. По событиям XVIII века разница составляла уже 11 суток, так что его кончина в энциклопедиях указывается так: 28.1(8.2).1725. И его доблестные победы, ставшие Днями воинской славы России, произошли по сравнению со старым стилем на 11 дней позднее: Полтавская битва 27.6(8.7).1709 и Гангутское морское сражение 27.7(7.8).1714. В конце того же XVIII века гений русской поэзии А. С. Пушкин по старому стилю родился 26 мая 1799 года, а Пушкинские праздники поэзии по новому стилю приурочены с поправкой на 11 дней к 6 июня. С учётом увеличения дат XIX века на 12 суток день смерти поэта пишется – 29.1(10.2).1837, а Бородинское сражение произошло 26.8(7.9).1812. И во Франции значится его дата — 7 сентября. В советское время многие знали, что в том же XIX веке В. И. Ленин родился 10 (22) апреля 1870 года.

Только для дат первых 18 лет ХХ века следует добавлять 13 дней, в том числе для таких знаковых событий, как Кровавое воскресенье 9 (22) января 1905 года и Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 года. Официальных Дней воинской славы России, относящихся к этим 18 годам ХХ века, нет. Так что ни к одному из таких Дней дореволюционного периода, установленных Федеральным законом, не следует огульно прибавлять по 13 суток, и к каждому из них надо подходить индивидуально.

Выше сказано, что буллой Григория XIII 1582 года не предусматривался пересчёт прежних дат, и их продолжали отмечать по-старому. Это видно по одному из главных христианских праздников – Рождества Христова. На 3-ем Вселенском соборе 431 года в византийском городе Эфесе было решено отмечать его 25 декабря. И после введения григорианского календаря эта дата осталась неизменной во всём христианском мире, как на Западе, так и в России. Прибавлять к ней в 1918 году 13 дней не было никаких оснований, как и к другим событиям до 1582 года. А если бы пересматривались даты первых веков новой эры с учётом движения солнца, то пришлось бы не прибавлять, а убавлять несколько дней. Необоснованный перенос празднования Рождества Христова на 7 января привёл к большому неудобству для православных верующих, которым следует поститься, радуясь приходу Нового года.

Убедительные свидетельства неправильности установленных Федеральным законом от 13 марта 1995 года дат празднования для дореволюционных сражений можно найти в солидной Хрестоматии «Дни воинской славы России», выпущенной Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве РФ и Институтом военной истории Министерства обороны РФ (Москва, Издательство Патриот, 2006 г.). В ней вступительные статьи, подготовленные в Институте к разделам о Ледовом побоище и о Куликовской битве, имеют примечание, что даты указаны по старому стилю (т. е. без перевода на новый стиль), в остальных разделах, касающихся дореволюционных битв, отмечено, что «во вводных статьях указаны даты по новому стилю». При этом в них к старому стилю прибавлено не 13, а 10, 11 или 12 дней в зависимости от века. По сути это был не высказанный прямо, но явный протест авторов статей (сотрудников Института) против неверных дат, установленных Федеральным законом, напечатанным в конце той же книги.

Вопрос о дате Ледового побоища особенно важен для псковичей. Побоище-то «Ледовое», а к 18 апреля на реке Великой, по льду которой войска Александра Невского добирались из Пскова до места сражения, его уже не бывает. И у Чудского озера наступает такая распутица, что машины любителей боевых реконструкций и публики приходится оставлять далеко от берега.

Другие дни прославления Александра Невского приводятся в Православном церковном календаре. После издания декрета СНК от 24 января (6 февраля) 1918 года он был изменён, и все даты стали приводиться по старому и по новому стилю. При этом к дореволюционным датам, независимо от того, к какому веку они относятся, прибавлено по 13 дней. Тем самым была искажена суть декрета, по которому и даты до 14 февраля 1918 годы должны соответствовать западноевропейским календарям и историческим трудам. В частности, день кончины Александра Невского в церковном календаре указан не только по старому стилю (23 ноября 1263 года), но и приведена дата по новому стилю (6 декабря). Между тем, выше отмечалось, что по событиям до введения григорианского календаря не надо производить перерасчёта. В этом можно убедиться по такому авторитетному изданию, как выходящая сейчас «Большая Российская энциклопедия», которая даёт день его смерти только по старому стилю. А ко дню перенесения императором Петром I мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург (30 августа 1724 года по старому стилю) современные энциклопедии прибавляют не 13, а 11 дней. Для псковского Александро-Невского храма, ставшего в наше время после реставрации очень популярным, этот день является престольным праздником. И его торжественно отмечают там не 10-го, а 12 сентября.

Выводы очевидны и напрашиваются сами собой. И весь вопрос состоит в том, хватит ли мудрости и политической воли для их осуществления.

Источник: Левин, Н. Ф. О Днях прославления Александра Невского // «Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища = Третьи Международные Александро-Невские чтения : материалы III Международных Александро-Невских чтений, 18-19 апреля 2012 г. / Храм Александра Невского, Администрация Псков. обл., Псков. гос. ун-т ; [под ред. авт. коллектива: Олег Тэор и др.]. — Псков : Логос Плюс, 2012. — С. 165-169.

В день 640-летия Куликовской битвы в Тюмени открылся фестиваль «Димитриевская суббота»

Только в России отмечается Димитриевская суббота, в которую вспоминают воинов, погибших во все времена

11:48, 22 сентября 2020,

Слушать новость

В день 640-летия Куликовской битвы в Тюмени открылся фестиваль «Димитриевская суббота». Только в России отмечается Димитриевская суббота, в которую вспоминают воинов, погибших во все времена.
У храма во имя Святого благоверного князя Димитрия Донского на площади Губкина народу было немного. Не побоявшись дождя, пришли воспитанники центра «Аванпост», школьники, неравнодушные жители Тюмени.
Воспитанники центра «Аванпост», школьники и активные тюменцы пришли почтить память павших воинов II Фото Юрия Комолова

В этот День воинской славы по многолетней традиции тюменцы стали участниками патриотической акции «Свеча». Настроение задала песня «Журавли» в исполнении Сергея Дьяконова-Дьяченко. Настоятель храма вынес свечу, зажженную у образа Божией Матери. Он нее загорелись светильники, которые представители клуба «Русские мотоциклисты» повезли к памятным местам Тюмени, связанным с воинской доблестью. Дань памяти силе и мужеству предков, с честью защищавших Родину в годы испытаний, выразилась и в зажженных свечах, которые взял в руки каждый пришедший на площадь, а после поставил к «Стене памяти». На экране, установленном под пологом палатки, прошли кадры из фильма о Великой Отечественной войне.
У «Стены памяти» II Фото Юрия Комолова

О событиях истории, принесших Русской земле освобождение от ненавистного монголо-татарского ига, рассказал настоятель храма Димитрия Донского иерей Димитрий (Проходенко).
Ровно 640 лет назад, 8 сентября 1380 года (21 сентября по новому стилю) на поле Куликовом русское войско во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем разбило полчище золотоордынского хана Мамая. Монголо-татары были столь сильны, что одолеть их одной силой было невозможно. Русским помогла православная вера. По благословению Сергия Радонежского Куликовская битва пришлась на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что до или после сражения (точно не известно) князь Дмитрий получил в дар икону Божией Матери Донской, впоследствии ставшую одной из главных русских православных святынь.
Русским помогла православная вера II Фото Юрия Комолова

Поминальная суббота в память о павших на поле Куликовом была установлена Дмитрием Донским на 40-й день после битвы, накануне дня Святого Димитрия Солунского, отмечавшегося 26 октября (8 ноября по новому стилю). Только в России отмечается эта дата, в которую вспоминают воинов, погибших во все времена. Вот почему был одновременно открыт XXVI Международный молодежный военно-патриотический фестиваль «Димитриевская суббота». Его первой песней, светлой и тожественной, стала «Мы вместе», с которой зажигательно выступил на площади лауреат фестиваля прошлых лет, ансамбль «Краски лета» детской музыкальной студии «Интервал».
Фото Юрия Комолова

В этом году фестиваль посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внукам и правнукам тех, кто отстоял свободу Родины, предстоит вместе продолжать миротворческие дела предков словом, музыкой и ратными свершениями.

У храма во имя Святого благоверного князя Димитрия Донского на площади Губкина народу было немного. Не побоявшись дождя, пришли воспитанники центра «Аванпост», школьники, неравнодушные жители Тюмени.

Воспитанники центра «Аванпост», школьники и активные тюменцы пришли почтить память павших воинов II Фото Юрия Комолова

В этот День воинской славы по многолетней традиции тюменцы стали участниками патриотической акции «Свеча». Настроение задала песня «Журавли» в исполнении Сергея Дьяконова-Дьяченко. Настоятель храма вынес свечу, зажженную у образа Божией Матери. Он нее загорелись светильники, которые представители клуба «Русские мотоциклисты» повезли к памятным местам Тюмени, связанным с воинской доблестью. Дань памяти силе и мужеству предков, с честью защищавших Родину в годы испытаний, выразилась и в зажженных свечах, которые взял в руки каждый пришедший на площадь, а после поставил к «Стене памяти». На экране, установленном под пологом палатки, прошли кадры из фильма о Великой Отечественной войне.

У «Стены памяти» II Фото Юрия Комолова

О событиях истории, принесших Русской земле освобождение от ненавистного монголо-татарского ига, рассказал настоятель храма Димитрия Донского иерей Димитрий (Проходенко).

Ровно 640 лет назад, 8 сентября 1380 года (21 сентября по новому стилю) на поле Куликовом русское войско во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем разбило полчище золотоордынского хана Мамая. Монголо-татары были столь сильны, что одолеть их одной силой было невозможно. Русским помогла православная вера. По благословению Сергия Радонежского Куликовская битва пришлась на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что до или после сражения (точно не известно) князь Дмитрий получил в дар икону Божией Матери Донской, впоследствии ставшую одной из главных русских православных святынь.

Русским помогла православная вера II Фото Юрия Комолова

Поминальная суббота в память о павших на поле Куликовом была установлена Дмитрием Донским на 40-й день после битвы, накануне дня Святого Димитрия Солунского, отмечавшегося 26 октября (8 ноября по новому стилю). Только в России отмечается эта дата, в которую вспоминают воинов, погибших во все времена. Вот почему был одновременно открыт XXVI Международный молодежный военно-патриотический фестиваль «Димитриевская суббота». Его первой песней, светлой и тожественной, стала «Мы вместе», с которой зажигательно выступил на площади лауреат фестиваля прошлых лет, ансамбль «Краски лета» детской музыкальной студии «Интервал».