Что значит вещий олег: Недопустимое название — Русский эксперт

Содержание

Вещий Олег | это… Что такое Вещий Олег?

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-русск. Ольгъ, ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи[1] приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее.[2] Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Содержание

  • 1 Происхождение Олега
  • 2 Начало правления. Захват Киева
  • 3 Поход на Византию
  • 4 Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
  • 5 Смерть
  • 6 Историография по Вещему Олегу
  • 7 Источники
  • 8 Ссылки

Происхождение Олега

В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.

Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.

По норманской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло вероятно от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig[3].

Существует версия[4], что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.

Историк Е.С. Галкина высказывает предположение о происхождении Олега из аланской Руси на Балтике: «Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья – Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не «норманнское» Хельгу, а иранское Халег»[5].

Начало правления. Захват Киева

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»[6] — и тут же убил Аскольда и Дира.

Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).

В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.

Поход на Византию

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Ф. Бруни

Основная статья: Русско-византийская война 907 года

В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»[7]. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.

Сам поход некоторые современные историки считают легендарным, поскольку о нём нет ни единого упоминания со стороны византийских авторов, которые достаточно подробно описывают подобные походы в 860 и 941 годах. [8] Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 912 и 944 года. Видимо поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 сообщает о словах византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 912 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны, лингвистическим анализом и сомнению не подвергается.

По версии Повести временных лет, в том же, 912 году, князь Олег погибает от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.

«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года,[9] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского писателя ал-Масуди,[10] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тыс. русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежал вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.[11]

Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море….

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w[12], который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа», захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго. [13] Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Смерть

Олег у костей коня. В. Васнецов, 1899

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»[14]

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем.

Историография по Вещему Олегу

Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

  • А.С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»
  • В.С. Высоцкий, «Песнь о вещем Олеге»
  • К.Ф. Рылеев, Олег Вещий. Думы. 1825

Источники

На Родоводе есть дерево предков и потомков этого человека: Олег Вещий
  1. «Повесть временных лет» \\«Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачева
  2. Вещий — происх. от слова «ведающий», родств. слова «вещун», «ведьма» См. напр. Словарь М. Фасмера [1]
  3. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
  4. А.Г. Кузьмин, Об этнической природе варягов
  5. Е.С. Галкина, «Тайны Русского каганата», М., «Вече», 2002. С. 365
  6. Я.С. Лурье, История России в летописании
  7. «Повесть временных лет». Год 907.
  8. Походы 860 и 941 года отражены также и в западноевропейских источниках. Некоторые параллели с походом Вещего Олега в 907 году присутствуют только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (бронзовый конь являлся поэтическим образом корабля викингов) на колеса и направил их на врагов.
  9. ПВЛ. В год 6420.
  10. Ал-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года. » На основании рассказа историки определяют дату 913—914 гг.
  11. См. Каспийские походы русов. Поход 913/914
  12. Перевод имени из хазарского документа, написанного на еврейском. Написание передаёт произношение имени лишь частично, что приводит к проблеме реконструкции истинного имени, если оно не является общеупотребительным.
  13. Перевод Кембриджского документа
  14. Отрывок из саги про Орвара Одда

Ссылки

  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. //«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ РУССКИХЪ ЛЂТОПИСЕЙ. Томъ 2. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ. Изданіе второе.С.-ПЕТЕРБУРГЪ.Типографія Александрова.1908//«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • Об Олеге и Одде — статья Е. А. Рыдзевской
  • Карамзин Н. М. Олег Правитель

Правители Киевской Руси

Вещий Олег (882—912) | Игорь (912—945) | Ольга (945—960) | Святослав (960—972) | Ярополк (972—978) | Владимир (978—1015) | Святополк (1015—1016) | Ярослав Мудрый (1016—1054)

 

Вещий Олег | это.

.. Что такое Вещий Олег?

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-русск. Ольгъ, ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи[1] приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее.[2] Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Содержание

  • 1 Происхождение Олега
  • 2 Начало правления. Захват Киева
  • 3 Поход на Византию
  • 4 Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
  • 5 Смерть
  • 6 Историография по Вещему Олегу
  • 7 Источники
  • 8 Ссылки

Происхождение Олега

В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.

Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.

По норманской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло вероятно от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig[3].

Существует версия[4], что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.

Историк Е.С. Галкина высказывает предположение о происхождении Олега из аланской Руси на Балтике: «Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья – Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не «норманнское» Хельгу, а иранское Халег»[5].

Начало правления. Захват Киева

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»[6] — и тут же убил Аскольда и Дира.

Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).

В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.

Поход на Византию

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Ф. Бруни

Основная статья: Русско-византийская война 907 года

В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»[7]. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.

Сам поход некоторые современные историки считают легендарным, поскольку о нём нет ни единого упоминания со стороны византийских авторов, которые достаточно подробно описывают подобные походы в 860 и 941 годах. [8] Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 912 и 944 года. Видимо поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 сообщает о словах византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 912 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны, лингвистическим анализом и сомнению не подвергается.

По версии Повести временных лет, в том же, 912 году, князь Олег погибает от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.

«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года,[9] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского писателя ал-Масуди,[10] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тыс. русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежал вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.[11]

Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море….

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w[12], который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа», захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго. [13] Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Смерть

Олег у костей коня. В. Васнецов, 1899

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»[14]

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем.

Историография по Вещему Олегу

Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

  • А.С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»
  • В.С. Высоцкий, «Песнь о вещем Олеге»
  • К.Ф. Рылеев, Олег Вещий. Думы. 1825

Источники

На Родоводе есть дерево предков и потомков этого человека: Олег Вещий
  1. «Повесть временных лет» \\«Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачева
  2. Вещий — происх. от слова «ведающий», родств. слова «вещун», «ведьма» См. напр. Словарь М. Фасмера [1]
  3. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
  4. А.Г. Кузьмин, Об этнической природе варягов
  5. Е.С. Галкина, «Тайны Русского каганата», М., «Вече», 2002. С. 365
  6. Я.С. Лурье, История России в летописании
  7. «Повесть временных лет». Год 907.
  8. Походы 860 и 941 года отражены также и в западноевропейских источниках. Некоторые параллели с походом Вещего Олега в 907 году присутствуют только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (бронзовый конь являлся поэтическим образом корабля викингов) на колеса и направил их на врагов.
  9. ПВЛ. В год 6420.
  10. Ал-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года. » На основании рассказа историки определяют дату 913—914 гг.
  11. См. Каспийские походы русов. Поход 913/914
  12. Перевод имени из хазарского документа, написанного на еврейском. Написание передаёт произношение имени лишь частично, что приводит к проблеме реконструкции истинного имени, если оно не является общеупотребительным.
  13. Перевод Кембриджского документа
  14. Отрывок из саги про Орвара Одда

Ссылки

  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. //«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ РУССКИХЪ ЛЂТОПИСЕЙ. Томъ 2. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ. Изданіе второе.С.-ПЕТЕРБУРГЪ.Типографія Александрова.1908//«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • Об Олеге и Одде — статья Е. А. Рыдзевской
  • Карамзин Н. М. Олег Правитель

Правители Киевской Руси

Вещий Олег (882—912) | Игорь (912—945) | Ольга (945—960) | Святослав (960—972) | Ярополк (972—978) | Владимир (978—1015) | Святополк (1015—1016) | Ярослав Мудрый (1016—1054)

 

Христианское имя мальчика Олег Значения, религия, подробности происхождения

Олег (русский: Олег), Олег (украинский: Олег) или Олег (белорусский: Алег) — восточнославянское имя. Имя очень распространено в России, Украине и Белоруссии. Оно происходит от древнескандинавского Helgi (Helge), что означает «святой», «священный» или «благословенный». Женский эквивалент — Ольга.

Что означает Олег, подробности, происхождение, краткие и простые атрибуты?
  • Пол:

    Мальчик

  • Религия:

    Christian

  • Подходит для:

    мальчики / мужчины / парни

  • Говорите Твердость:

    Легко произносить, Oleg — это короткое название

  • Уникальное имя:

    Это обычное имя

  • Краткое имя:

    Да

  • Длина имени:

    4 буквы и 1 слово

Вы также можете проверить коллекции
Вы еще не посетили ни одного имени.

😢

Что означает Олег ?

Олег имя мальчика в основном популярно в христианской религии и его основное происхождение . Значение имени Олег: . Другие похожие по звучанию имена могут быть Геннадий.

Популярные люди с фамилией Олег.
Олег Тактаров

Олег Тактаров — мастер боевых искусств. Олег родился 26 августа 1967 года в Сарове.

Олег Дерипаска

Олег Дерипаска является председателем наблюдательного совета ООО «Базовый элемент», «Базовый элемент» (общества), председателем наблюдательного совета ООО «Базовый элемент». Олегу было присвоено имя Олег Владимирович Дерипаска 2 января 1968 года в Дзержинске, Россия.

Олег Провидец

Олег Провидец — королевская особа. Имеет титул великого князя Руси. Его карьера длилась с 879 по 912 год.

Олег Кассини

Олег Кассини был модельером. 11 апреля 19 года Олегу было присвоено имя Олег Кассини Лоевский.13. Ушел из жизни 17 марта 2006 года.

Олег Викторович Новицкий

Родился 12 октября 1971 года в г. ЧервенЮ.

Олег Пеньковский

Олег Пеньковский — полковник ГРУ СССР, агент США, Великобритании, СССР и США. Олег также известен как ГЕРОЙ.

Красов Олег

Красов родился 26 ноября 1952 года.

Другие лица с именем Олег.
Олег Иванович Скрипочка

Astronaut

Oleg Tinkov

Russian Businessman

Oleg Shatov

Soccer Player

Oleg Gusev

Soccer Player

Oleg Maskaev

Boxer

Oleg Salenko

Soccer Player

Oleg Gazmanov

Singing

Олег Иванов

Футболист

Олег Меньшиков

Актер

Олег Лосев
Олег Попов

Клоун

Oleg Yankovsky

Actor

Oleg Protopopov

Figure Skater

Oleg Vernyayev
Trending Christian Boy Names 2022

What are similar sounding Christian Boy names with Oleg

Facts About Famouse People with Name Oleg

Рассчитать нумерологию для Олега
#Лт-индекс Буква в имени Положение буквы
0 O 7
1 L 3
2 E 5
3 G 3
Numerology of name Олег 9 (всего 18)
Открытие типа личности Олега

Олег имеет нумерологию 9. Значение этого имени . Люди с нумерологическим числом 9это люди, которые считаются очень самоотверженными и очень добрыми по отношению к людям и всем, кто их окружает. Это люди, которые всегда думают о других, а не о себе, и они заботятся обо всех, кто их окружает.

Эти люди верят в творческое самовыражение, и это одна из причин, почему они считаются очень гуманными. Пол имени Олег — мальчик. Они всегда думают о том, что они могут сделать для человечества.

Религия христианская. Это люди, которые очень обязательны во всем, и они также верят только в даяние, и вы определенно никогда не найдете таких людей среди берущих, потому что они всегда дают. Они не ждут, пока другие сделают что-то за них, чтобы они могли сделать это в ответ, а делают первый шаг.


2

Как люди ищут обои Oleg Name

  • Олег 3D Имя обои для мобильного
  • Мое имя фото обои
  • Олег Редактирование 3D обоев имени
  • Олег новые обои
  • 3d Имя создатель Создатель онлайн
  • Олег Название Фоновое производство
  • Создайте мое имя в стиле для Oleg
Как люди ищут
  • Имя женщины. ka kya matlab hai
  • Студия песни Husna
  • Названия компаний Ганеша
  • Неха на английском языке
  • Абдул бари счастливый номер
  • Настоящая сталь
  • Malik Shehryar в урду
  • Beautiful Naam Hindi
  • Abdullah Ibn Umar
  • Второе имя пальца
  • Monique French Prinunciation
  • Хинду имени Ахмад
  • AAHIL с религией
  • HANDU GIRL NAMES LOGDAS
  • . писать пайал на 20 языках разных стран
  • Ирландские имена девочек
  • АРАБСКОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ИМЯ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
  • Гаджендра кумар самрите
  • Имена индуистских мальчиков
  • Значение имени арий
  • Значение имени Шер Бано на урду
  • Аадил хан на языке аурду
  • Исламское имя махдия значение
  • Заклинание gracias бедный тото
  • Отчества для Песни Карла – Пророк Карла

0

12

2

  • «Пророк Карла» – The Bright Falcon

    Так как я только начинаю вести этот блог, я думаю, что буду выкладывать некоторые из переводов, которые я собирал за время учебы в колледже, может быть, по одному каждые несколько дней или около того, просто чтобы было весело! Темп со временем замедлится, когда у меня закончатся готовые переводы, но иногда забавно делать их на лету [так как тот, что был опубликован прошлой ночью, был переведен за пару часов, поэтому он ужасно читается после обзор] так что, возможно, я постараюсь не отставать.

    Сегодня я хотел поделиться переводом, которым больше всего горжусь. Это произведение Пушкина «Песнь о пророке Олеге». Позвольте мне сказать вам, что обратиться к Пушкину за переводом было чертовски сложно, он один из величайших русских классиков, и я уверен, что почти все знают. Моим первоначальным намерением было просто попытаться положить русскую поэму на музыку и на этом остановиться. Однако, проведя довольно фундаментальное исследование, я обнаружил, что существует только один (!) жизнеспособный перевод этого произведения, и этот перевод был абсолютно нечитаемым и ужасным. Я действительно следовал методу Набокова при переводе этого (придерживаться смысла, нарушать рифму и ритм, набрасывать кучу сносок), что меня немало удивило, потому что при первом прочтении его теорий перевода я довольно скептически относился к ним. все, что он должен был сказать. Честно говоря, работа с Пушкиным, возможно, изменила мое мнение. Грамматика иногда несколько неудобна, потому что я хотел, чтобы произведение казалось немного устаревшим.

    Эта Песня — произведение русского фольклора, лишь оформленное Пушкиным, существовавшее до его написания. Олег правил Киевской Русью примерно в 900-х годах и прославился своими военными подвигами, некоторые из которых упоминаются в тексте. Пушкинский оригинал — изящный текст, написанный в 1800-х годах в стиле старинных народных баллад.

    В любом случае, я думаю, что наболтал достаточно. Наслаждайтесь чтением!

    Песнь пророка Олега

    Этот день пророк Олег готовит
    Отомстить глупым хазарам*.
    За их набеги он обрек
    Их дома и поля на меч и огонь.
    Со своими войсками, одетыми в византийские доспехи**,
    Властелин скачет по полям на своем верном коне.

    Навстречу ему, из тёмного леса,
    Идёт блаженный мудрец,
    Старец, что отвечает лишь Перуну***,
    Вестник грядущего.
    Его век прошел в молитвах и гаданиях.
    И подъезжает Олег к мудрому старцу.

    «Скажи мне, о мудрец, возлюбленный богами,
    Что принесет мне будущее?
    И неужели скоро, на радость врагам моим,
    я буду засыпан землей?
    Открой мне всю правду, чтобы не бояться меня:
    В награду ты можешь выбрать любого коня.

    «Волхви**** не бойтесь земных правителей,
    И им не нужны господские дары.
    Их пророческий язык свободен и правдив
    И знаком с волей божественной.
    Годы будущего скрыты в тумане
    Но я вижу твою судьбу на твоей светлой голове.

    «Теперь прислушайся к моим словам:
    Для воина слава — это счастье;
    Победа прославит ваше имя;
    Твой щит висит на вратах Византии;
    Земля и моря подчиняются твоей воле;
    Твои враги завидуют такой прекрасной судьбе.

    «И синего моря обманчивые приливы
    В часы роковой непогоды,
    И праща, и стрела, и хитрый кинжал
    Простит победителю годы…
    Под свирепыми доспехами ты не узнаешь ран;
    Невидимый защитник дается могущественным.

    «Твой конь не боится опасных поступков.
    Он, почуяв волю своего господина,
    Стоит на месте под дождем вражеских стрел,
    И мчится по полю боя.
    Ни холод, ни битва не имеют для него значения…
    Но твоя смерть придет от твоего коня.

    Олег ухмыляется — но лоб и взгляд
    Отяжелены мрачными мыслями.
    Молча, сжимая седло рукой,
    Он спешивается с мрачным лицом.
    И прощальной рукой гладит
    И гладит верного друга по шее.

    «Прощай, мой спутник, мой верный слуга,
    Пришло время нам расстаться;
    А теперь отдыхай! Никогда больше ни одна нога не ступит
    В твое золоченое стремя.
    Прощай, утешайся — и помни обо мне.
    Вы, ребята, возьмите моего коня,

    «Накройте его одеялом, мягким пледом,
    Веди его под вожжи на мое поле;
    Искупать его; кормите его отборным зерном;
    Пусть пьет родниковую воду.
    И юноши тотчас ушли с конем,
    И к лорду привели нового коня.

    Пророк Олег пирует со своим войском
    В окружении веселого звона чаш.
    Их кудри белые, как утренний снег
    На вершине холма.
    Они вспоминают дни давно минувшие,
    И битвы, которые они вели вместе.

    «Где мой друг?» — спрашивает Олег,
    . — Скажи, где мой резвый конь?
    Он в порядке? Его шаги все еще легки?
    Он по-прежнему такой же буйный, такой же игривый?»
    Он слышит ответ: на крутом холме 901:50 Скакун давно погрузился в бессонный сон.

    Могучий Олег голову повесил,
    И думает: «Что за гадание?
    Будь ты проклят, и будь проклята твоя судьба,
    Ты, безумный старый лжец!
    Мой конь носил бы меня до сих пор.
    И он хочет видеть кости коня.

    Так едет могучий Олег со двора,
    С ним Игорь† и гости старые,
    И видят — на холме, на Днепровском берегу,
    Как кости царские;
    Дожди моют их, пыль покрывает их,
    И ветер над ними качает траву.

    Лорд нежно ступает на череп коня
    И говорит: «Спи, мой одинокий друг!
    Ваш старый хозяин пережил вас;
    На моих поминках, которые не заставят себя долго ждать,
    Ты не станешь пачкать траву под топором
    И прольешь свою кровь на мои останки!

    Так вот где моя кончина!
    Простые кости угрожали мне смертью!»
    Тем временем гробовая змея выползала,
    Шипя, из мертвой головы.
    Обвила его ногу черной лентой,
    И вдруг вскрикивает укушенный лорд.

    Чашки, пенящиеся, шипящие, разносятся по кругу
    На поминках Олега;
    Владыка Игорь и Ольга‡ сидят на холме;
    Войска пируют на берегу;
    Бойцы вспоминают дни давно минувшие,
    И битвы, которые они вели вместе.

    *Тюркское племя, занимавшее большую территорию на территории современной Юго-Восточной России и Украины. Во времена Олега они были значительно сильны с точки зрения торговли и военной доблести.

    **Олег — исторический и легендарный персонаж русской литературы. Большая часть его легенды — это завоевание Византии, во время которого он также заслужил свою эпитафию «пророк». Легенда гласит, что по прибытии к воротам Византии Олегу приснился сон, в котором ему было велено приделать колеса к его армаде кораблей, и это решение позволило ему запугать город и заставить его сдаться.

    ***Перун — славянский бог грома и бури. Он также отвечает за славянских лордов и войны.

    ****Языческие жрецы славянской Руси, обладавшие даром предвидения

    †Игорь был сыном Рюрика, первого правителя из династии Рюриковичей, которая правила Россией до 1598 года и сменила Романовых. Олег был регентом после смерти Рюрика, пока Игорь не достиг совершеннолетия, хотя исторические документы того времени признавали его официальным правителем, а не регентом.