Имя России – Михаил Ломоносов Детская библиотека имени В.П. Чкалова
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А.С. Пушкин
Здравствуйте, ребята, будущие учёные, первооткрыватели, изобретатели, путешественники, физики и лирики! Наша встреча посвящена Михаилу Васильевичу Ломоносову, жившему в далёком 18 веке. Листая страницы устного журнала, мы вспомним все достижения великого русского учёного. Первая страница нашего устного журнала посвящена биографии учёного.
1 страница: Биография…
Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого известны во всем мире. Он родился в 1711 года 8 ноября в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангелогородской губернии в семье зажиточного крестьянина.
Деревня Мишанинская, в которой родился Ломоносов. Макет.
С детства он выделялся своим упорством и знаниями. В возрасте 14 лет он научился без ошибок писать. В Российском империи того времени, научиться без ошибок писать было большое достижение, так как некоторые люди в возрасте не умели, так красиво писать, как он. Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию – лучшее тогда учебное заведение в России. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
Н. И. Кисляков. «Ломоносов на пути в Москву». 1948
В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники. В 1741 году, он возвращается на родину из Германии. 8 января 1742 года – 30-летний Ломоносов становится адъютантом физического класса в Петербургской академии наук.
25 июля 1745 года – назначен профессором химии Петербургской академии наук. В 1754 год, за 2 года до смерти, он начинает активно строит проект академии. Данная академия было названа именем Ломоносова. В 1756 году от воспаления легких, ученый погибает. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь ХVIII века), в городе Санкт-Петербурге. Благодаря врожденным талантам, необыкновенной работоспособности и тяге к наукам, стал выдающимся учёным и одновременно выдающимся поэтом. Ломоносов обращается к потомкам с таким напутствием:
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.
Это строки из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». О своём отношении к Отечеству и наукам Михаил Васильевич Ломоносов писал:
«Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия».
И ещё:
«Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума».
Предлагаю вам посмотреть видео «Ломоносов, краткая биография». Иллюстрированная аудиокнига.
Ребята, давайте вспомним, какие основные научные открытия совершил М. В. Ломоносов, и поразимся мощи его ума, страсти к познанию и работоспособности. Ломоносов был универсальным гением. Всё было подвластно его уму. Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию. Вторая страница нашего журнала посвящена достижениям М.В. Ломоносова в физике.
Страница 2: И так, ФИЗИКА…
Ломоносов писал: «Главнейшая часть натуральной науки – физики – ныне уже только на одном оном (эксперименте) своё основание имеет… Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Вот открытия Ломоносова:
- Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (от латинского слова «корпускула» — тельце). В 19 веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.
- Закон сохранения материи и движения. Этот закон вошёл в историю под названием «закон сохранения массы».
- Изобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.
Страница 3: Далее – ХИМИЯ…
Ребята, вспомним, что Ломоносов считал себя именно химиком. Он писал: «Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом (наощупь, вслепую). И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». Поэтому Ломоносов взялся за разработку принципов новейшей тогда науки – «физической химии».
- 1741 год – 30-летний Ломоносов разрабатывает элементы математической химии.
- 12 апреля 1745 года — представляет диссертацию «О действии химических растворителей вообще».
- 25 июля 1745 года – назначен профессором химии Петербургской академии наук.
- Октябрь 1748 года – открытие первой в России научной химической лаборатории.
- 1748 год – выход в свет 1-го тома «Новых комментариев» (основы для приготовления фарфора).
- 6 сентября 1751 года – прочитано «Слово о пользе химии».
- Около 1750 года – составлен рецепт приготовления фарфоровых масс (основы для приготовления фарфора).
- -1752-1754 годы – составлен «Курс истинной физической химии».
Первый камень фундамента лаборатории был заложен утром 3 августа 1748 года. Семилетняя борьба Ломоносова за создание первой в России научной химической лаборатории, начатая им в 1741 году, окончилась его победой. Лаборатория Ломоносова была окончена постройкой к 12 октября 1748 году.
Отметим, что Ломоносов первым позаботился о создании в России химической лаборатории с прекрасным оборудованием, позволяющим вести опыты и проводить химические эксперименты. В 1752 Ломоносов прочитал студентам Петербургского университета первый в мире «Курс истинной физической химии». Он создал «с нуля» теоретические основы этой науки и разработал программу исследований.
Страница 4: АСТРОНОМИЯ…
Среди множества наук, в развитие которых Ломоносов внёс cущественный вклад, одно из наиболее видных мест занимает астрономия.
Ломоносов часть своего стихотворения с длинным, как тогда часто бывало, названием-посвящением «ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ КАВАЛЕРУ ИВАНУ ИВАНОВИЧУ ШУВАЛОВУ, ПИСАННОЕ 1752 ГОДА» посвящает, в частности астрономии и Копернику, открывшему гелиоцентрическую систему мироздания. Прочтите часть стихотворения «О пользе стекла».
…Астроном весь свой век в бесплодном был труде, Запутан циклами, пока восстал Коперник, Презритель зависти и варварству соперник. В средине всех планет он солнце положил, Сугубое земли движение открыл. Однем круг центра путь вседневный совершает, Другим круг солнца год теченьем составляет, Он циклы истинной Системой растерзал И правду точностью явлений доказал. Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны, Преломленных лучей в Стекле познав законы, Разумной подлинно уверили весь свет, Коперник что учил, сомнения в том нет.
Вот астрономические открытия Ломоносова:
- Открытие атмосферы на Венере. Это открытие Ломоносов совершил во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца 26 мая (6 июня) 1761 года. Таким образом, в 2021 году исполняется не только 310 лет со дня рождения Ломоносова, но и 260 лет совершенному им фундаментальному астрономическому открытию.
- Теория самосвечения комет и полярных сияний.
Страница 5: ГЕОЛОГИЯ И МИНЕРАЛОГИЯ…
Михаил Васильевич Ломоносов говорил:
«Не должно сомневаться в довольстве всяких минералов в Российских областях: но только употреблять доброе прилежание с требуемым знанием».
Вот открытия Ломоносова:
- Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием «подземного огня»
- Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности.
- Подготовил и отредактировал Минеральный каталог Кунсткамеры Академии наук, который был опубликован в 1745 году и содержал более трех тысяч образцов руд и минералов. В работах Ломоносова по геологии четко сформулирована теория эволюции, лежащая в основе всех явлений природы.
«…Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано, — писал Ломоносов, — …Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук…»
Страница 6: ГЕОГРАФИЯ…
Михаил Васильевич Ломоносов в оде «Оде, в которой Ея Величеству благодарение от сочинителя приноситься за оказанную ему Высочайшую милость в Сарском Селе августа 27 дня 1750 года», писал о важности целого ряда наук, которым в елизаветинское правление уделялось и время, и средства, и внимание. Вот строфа о географии из этой оды:
Российского пространство света Собрав на малы чертежи, И грады, Оною спасенны, И села, Ею же блаженны, География, покажи.
В 60-х годах XVIII века этот учёный увлекался изучением строения земли. Это позволило заложить фундаментальные основы в географии. В 1763 году Ломоносов напечатал работу под названием «О слоях земных». В этой рукописи он излагал свои взгляды и делал предположения о залежах полезных ископаемых в недрах, делился догадками о возможном поиске ценных руд и драгоценных металлов.
Известно, что именно Ломоносов заложил основы геоморфологии. Это изучение рельефа, а также влияния внешних и внутренних сил при изменении поверхности земли. Михаил Васильевич первым из учёных выдвинул теорию, что подъём и опускание коры возможно из-за движения огромных тектонических плит. В последующем его предположение было научно доказано лишь в конце XIX века.
Еще одним достижением Ломоносова стало введение в науку понятий средней глубины и высоты над уровнем моря. Это позволило существенно упростить изучение рельефа и составление географических карт. В последующем такой способ обозначения высоты был принят повсеместно, он используется и сегодня, что является одним из достижений этого величайшего ученого.
Занимаясь географическими исследованиями, Ломоносов часто вступал в конфликт с другими академиками, в том числе с многочисленными приглашенными немцами. Они не видели смысла в составлении атласа, тем более не хотели выдавать финансы на организацию дальних плаваний.
В итоге Ломоносову, планировавшему исследовать Ледовитый океан и освоить Великий морской путь, пришлось довольствоваться одной полярной экспедицией, в ходе которой удалось продвинуться вглубь льдов лишь на несколько десятков километров.
Заслуги Ломоносова в географии:
- В 1758 году он возглавил Географический Департамент Академии Наук. По его инициативе АН стала собирать описания русских земель для составления точных географических карт. Работа не была закончена, но собранный материал впоследствии лег в основу изданного в 1792 году Атласа России.
- В 1753 году он издал труд «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», где описал электрическую природу грозы и принцип создания громоотводов. Также Ломоносов связал с атмосферным электричеством такие явления, как зарницы и северное сияние.
- Ломоносов открыл вертикальные токи воздуха в атмосфере.
- По инициативе Ломоносова в России были открыты метеорологические станции. Ученый был уверен, что погоду можно предсказать, если вести постоянные наблюдения. Он изобрел анемометр, которые измерял направление и силу ветра.
- Ломоносов также положил начало научному изучению строения земли. В 1763 году им была написана работа “О слоях земных”. В этой работе он изложил свои взгляды о принципах залегания полезных ископаемых и о том, как их искать.
- Ломоносов положил начало геоморфологии – учении о рельефе. Он впервые высказал мысль, что формирование рельефа происходит за счет внутренних и внешних сил. Выдвинутое им предположение, что крупные формы рельефа создаются из-за поднятий и опусканий земной коры нашла понимание лишь в конце 19 века.
- Ломоносов ввел в научный язык такие понятия, как средняя высота и средняя глубина, а также понятие относительной высоты.
- Ломоносову принадлежит идея об органическом происхождении торфа, нефти, каменного угля.
- Кроме физической географии, Ломоносов занимался и экономикой, впервые объединил эти две науки и ввел понятие “экономическая география”.
Страница 7: ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫКОЗНАНИЕ…
М.В. Ломоносов: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся». Заслуги Ломоносова в этих науках:
- Создание теории стилей в русском языке, и разработка правил грамматики русского языка.
- Разработка новых стихотворных размеров.
- Открытие, показавшее, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошёл от славянского языка.
Современники Ломоносова утверждали, что он был выдающимся ритором, прекрасным, красноречивым оратором. Это признавал даже его недруг Шумахер, писавший: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками… Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошёл его в этом качестве?»
По разным источникам, Ломоносов ввел в речевой обиход множество слов, обозначающих предметы и явления, например: градусник, сфера и атмосфера, преломление, равновесие, диаметр, барометр и микрометр, вязкость, кислота, кристаллизация, оптика, эфир, созвездие, полнолуние, притяжение. Учёный применял их в своих трудах, а потом они вошли и в разговорную речь. Сам Ломоносов говорил так: «Надеюсь, со временем они через употребление всем знакомы будут».
Страница 8: ИСТОРИЯ…
Вот строки сочинения М.В. Ломоносова «Пётр Великий» — об истории, о прошедших временах (написано в 1756-1761 годах):
…Открой мне бывшие, о древность, времена;
Ты разности вещей и чудных дел полна.
Тебе их бытие известно всё единой:
Что приращению оружия причиной?
С натурой сродна ты, а мне натура мать:
В тебе я знания и в оной тщусь искать.
Вот работы Ломоносова, касающиеся истории России:
- 1749 год – выступает против «норманнской теории происхождения Руси».
- 26 апреля 1755 года – в Академии наук произнесено «Похвальное слово Петру Великому».
- 1758 год – закончен 1-й том «Российской истории».
- 1760 год – составил замечательный «Краткий российский летописец с родословием», где дан перечень русских князей и царей от «Рюрика», показаны «геройски подвиги и вкратце вид дел славных». Приведено «Родословие российских государей мужского и женского полу и брачные союзы с иностранными государями». Читается с огромным интересом и сегодня.
- 1761 год – письмо И.И. Шувалову «О размножении и сохранении Российского народа».
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны, знал и описывал её историю, оценивал успехи исторических деятелей, призывал потомков служить своей Родине.
Страница 9: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО…
М.В. Ломоносову принадлежит слава создания русского мозаичного искусства. Вот как пишет об этом поэт Ломоносов в стихотворении «Письмо о пользе стекла», посвященному Ивану Ивановичу Шувалову (1752):
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучем блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь; И ныне от нее на верх их возвращаюсь, Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
И далее:
Искусство, коим был прославлен Апеллес И коим ныне Рим главу свою вознес, Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики, Которы ввек хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц; Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся.
Заслуги Ломоносова:
- 1752 год – создаёт мозаичный образ Богоматери (мозаику «Мадонна» в дар царице Елизавете Петровне).
- 25 сентября 1752 года – написано «Предложение об утверждении в России мозаичного дела».
- 14 ноября 1752 года – получено разрешение на строительство фабрики «делания разноцветных стёкл и бисера».
- 1753 год – закладка фабрики в селе Усть-Рудица под Санкт-Петербургом.
- 10 октября 1763 года – избран почётным членом Петербургской академии художеств.
- Июнь 1764 года – закончена мозаика «Полтавская битва», начатая в 1761 году.
- 1764 год – за заслуги в мозаичном искустве избран почётным членом Болонской академии наук (Италия).
Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
Михаил Васильевич Ломоносов — Мозаика «Полтавская баталия»
(1762-1764)
Страница 10: ЛОМОНОСОВ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ…
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…
Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Вместе с И. И. Шуваловым Ломоносов был инициатором учреждения Московского университета. Став «интеллектуальным отцом» университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философской мысли Европы. Михайло Васильевич Ломоносов(1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Его перу принадлежат такие программные сочинения, как Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.
Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Вместе с И. И. Шуваловым Ломоносов был инициатором учреждения Московского университета. Став «интеллектуальным отцом» университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философской мысли Европы.
Целью воспитания, Михайло Ломоносов считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.
- 1754 год — Составляет проект организации Московского университета.
- 1755. 26 июля — в Москве торжественно открывается университет; в этот же день Ломоносов произносит в Академии «Слово похвальное Петру Великому»; сентябрь — завершает работу над «Российской грамматикой».
- 7 мая 1940 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О присвоении Московскому Государственному университету имени М.В. Ломоносова», где говорилось: «В ознаменование 185-летнего юбилея Московского государственного университета присвоить университету имя его основателя – М. В. Ломоносова».
Ребята, соберите пазл «Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова.
А теперь посмотрим, дорогие умники и умницы, что вы запомнили. Предлагаю поучаствовать в викторине «Сподвижник просвещения» и ответить на вопросы. Нашу викторину я хочу начать со слов Белинского: “На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца”
Великий мыслитель-энциклопедист XVIII века не только учил и наставлял своих современников, но и оставил потомкам наследие, во многом не утратившее свою значимость до сих пор. В конце своего жизненного пути он пророчески сказал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».
Желаю вам, юные друзья, приобретения таких же обширных знаний, какими обладал Михаил Васильевич Ломоносов. В случае если вы хотите расширить свои знания о М. В. Ломоносове, книжная выставка «Выдающиеся учёные России и их открытия» поможет вам в этом. Ждем вас в нашей библиотеке.
Предлагаю вам книги по теме:
В истории России было два человека, которые не только в прошлом определили судьбу народа, но и влияют на нее и сегодня. И если Пушкин – его душа, то Ломоносов – его разум. Они объединились, чтобы создать нашу неповторимость, уникальность и исключительность. М.В. Ломоносов распахнул перед нами Вселенную Познания. Мы поняли, что образование и наука могут быть целью и смыслом Жизни. Именно наука за прошедшие три века разительно изменила человеческую цивилизацию. Она и сегодня определяет пути в будущее, а потому так ценен и необходим пример Михайло Ломоносова, чья биография, подобно детективному роману, изобилует удивительными поворотами и событиями. Этому и посвящена данная книга. Для старшего школьного возраста.
Серия «История России» — единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории. Михайло Ломоносов не сразу стал великим ученым, основателем многих наук и искусств. Да и в Российской Академии того времени было полным-полно иностранцев. Однако его имя навсегда вошло в русскую историю. Для старшего школьного возраста.
Прийти в Москву из далёкой северной деревни с рыбным обозом, начать серьёзную учёбу в двадцать лет — и стать академиком. Невозможно? Однако Михаил Васильевич Ломоносов смог! Физик, химик, географ, историк, поэт — все грани его таланта пришлось бы долго перечислять. А. С. Пушкин придумал для Ломоносова очень точное определение — наш первый университет. Об этом необыкновенном человеке-университете и пойдёт речь в книге. Для среднего школьного возраста.
Приятного чтения. Мероприятие подготовила библиотекарь Станкевич Е.В.
вопросы и ответы, сценарий мероприятия
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
«…С Ломоносова начинается наша литература;
он был её Петром Великим»
В. Г. Белинский.
Викторина «Жизнь и творчество».
1. От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова?
(По имени Денис – Денисовка).
2. Какие книги Ломоносов назвал вратами своей учёности?
(«Рифмованная псалтырь» Семеона Полоцкого,
«Арифметика» Магницкого,
«Грамматика» Смотрицкого).
3. Со скольки лет Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? Чем они занимались?
( С десяти лет;
рыбной ловлей в Белом и Северном морях).
4. Как называлось учебное заведение, в котором юный Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год?
(Славяно-греко-латинская академия).
5. С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург?
(В числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии
был послан в Петербург перед отъездом за границу).
6. По какой книге Ломоносов научал основы стихосложения? Что вам известно в судьбе книги?
(По книге В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Экземпляр, приобретённый Ломоносовым, с его пометками, сохранился до наших дней).
7. Как называлась первая работа Ломоносова в стихосложении, присланная им в 1739 году из Германии в Петербург?
(«Письмо о правилах российского стихотворства»).
8. Какие труды европейских литераторов изучил Михаил Васильевич во время своего пребывания в Германии?
(Трактат об искусстве поэзии немецкого классициста Готшеда,
«Поэтическое искусство» Буало,
творчество немецкого поэта Гюнтера).
9. Откуда взяты эти строки:
«Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
За холмы, где паляща хлябь,
Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,
За Тигр, Стамбул, своих заграбь,
Что камни с берегов сдирает;
Но чтоб орлов сдержать полёт,
Таких препон на свете нет,
Им воды, лес, бугры, стремнины,
Глухие степи – равен путь.
Где только ветры могут дуть,
Доступят там полки орлины»?
Чем примечательно это стихотворение?
(Это отрывок из «Оды на взятие Хотина»,
первой из дошедших до нас од М. В. Ломоносова.
В ней рассказывается о блестящих победах
русских над турками при Иване IV и ПетреI).
10. Кто были первыми учителями Ломоносова?
(Крестьянин Иван Шубной – отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина –
и дьячок Семён Никитин Сабельников, обучавшие Ломоносова грамоте).
11. Какова официальная цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году?
(Изучить химию и горное дело).
12. Чьи лекции посещал Ломоносов в немецком городе Магбурге? Как шло учение?
(«Петербургские русы» посещали лекции по математике
и техническим дисциплинам знаменитого профессора Х. Вольфа.
Об успехах М.в. Ломоносова свидетельствуют его отчёты в Петербургскую Академию наук,
по сути, самостоятельные исследования: «О превращении твёрдого тела в жидкое…»,
«Физическая диссертация о различии смешанных тел…».
13. Где в Германии М.В. Ломоносов не только читает книги и слушает лекции, но и даже спускается под землю в рудники, изучая строение «слоёв земных»?
(Во время обучения горному делу и металлургии в немецком городе Фрейберге).
14. «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец» — кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова?
(А.С. Пушкин).
15. Какое крупное научное открытие сделал М.В. Ломоносов в 1748 году?
(Им был открыт закон сохранения вещества).
16. В какой оде Ломоносова кратко охарактеризован эпизод из древней истории Новгорода:
«Разумный Гостосмысл при смерти
Крепил князей советом сбор:
Противных чтоб вам силу стрети,
Живите в дружбе, бойтесь ссор…»?
(В оде 1741 года).
17. Какой исторический смысл вложил Ломоносов в сою «Оду на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года»?
(В сознании современников приход к власти императрицы Елизаветы Петровны
связывался с окончанием засилья немецких временщиков.
В основу оды вошло назначение 21 мая 1746 года К.Г. Разумовского
президентом Академии наук).
18. В какой хвалебной оде особенно остро сказались противоречия жанра хвалебной оды и реальные политические события?
В «Оде на день восшествия…императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).
19. Откуда взяты следующие строки:
«Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?
Доколе ложными лучами
Наш разум хочешь ослеплять?
Доколе, истукан прелестной,
Мы станем жертвой нам бесчестной
Твой тщетной почитать алтарь?
Доколе будем строить храмы,
Прельщённая словесна тварь?»
Что интересного из истории создания этого произведения вам известно?
(Это отрывок из «Оды господина Руссо…»,
переведённый как М.В. Ломоносовым, так и Сумароковым).
20. Какие поэты XVIII века соревновались в переводе псалма 143? Перу кого из них принадлежит отрывок:
«О боже, что есть человек?
Что ты ему себя являешь,
И так его ты почитаешь,
Которого толь краток век»?
(В переложении этого псалма состязались три поэта:
Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский.
Три оды были в 1744 г. изданы одной книгой с объяснением сути спора.
Отрывок взят из оды Ломоносова).
.
21. В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется?
(В 1755 году.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).
22. В каком стихотворении Н.А. Некрасова упоминается «архангельский мужик» М.В. Ломоносов?
(В стихотворении «Школьник»).
23. Из какого произведения Ломоносова эти строки:
«Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна»?
(Из оды «Вечернее размышление при случае великого северного сияния»).
24. Кто из героев русской литературы повторяет эти строки Ломоносова?
(Кулигин, герой драмы А.Н. Островского «Гроза»).
25. В каком произведении М.В. ломоносов пишет, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»?
(В «Оде на день восшествия на престол Елиаветы Петровны»).
26. Откуда эти строки:
«Хоть нежности сердечной
В любви я и лишён,
Героев славой вечной
Я больше восхищён»?
(Из стихотворения «Разговор с Анакреоном»).
27. Кто называл Ломоносова «самобытным сподвижником просвещения» и «первым нашим университетом»?
(А. С. Пушкин в статье «Путешествие из Москвы в Петербург»).
28. О каком своём произведении М.В. Ломоносов отозвался так: «В сей трагедии изображаются стихотворческим вымыслом позорная погибель гордого Мамая, царя татарского, о котором из Российской истории известно, что он, будучи побеждён храбростью Московского государства, великого князя Дмитрия Иоанновича на Дону, убежал с четырьмя князьями своими в Крым, в город Кафу, и там убит от своих»?
(О трагедии «Тамира и Селим»).
29. О каком известном историческом событии идёт речь:
«Не слыхано ещё на свете ало, подобно
Какое предпринял Мамай, тиран и льстец,
Уже чрез пять часов горела брань сурова,
Сквозь пыл, сквозь пар, едва давало солнце луч»?
(О Куликовской битве в трагедии «Тамира и Селим»).
30. В каком произведении, отрывок из которого предлагается, Ломоносов наиболее полно воспевает Петра Великого:
«Ах, музы, как мне петь? Я тех лишу покою,
Которых сродники развращены мечтою,
Не тщились за Петром в благословенный путь,
Но тщетно мыслили против его дерзнуть.
Представив злобу их, гнушаюсь и жалею,
Что род их опорчу невинностью своею»?
(О поэме «Пётр Великий»).
31. Определите автора и название поэтического отзыва о М.В. Ломоносове:
«Куда бежать от сплетен и доносов,
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в академии терпеть?
В неё вошёл достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой»?
(Н.