Что такое калинов мост и река смородина: Калинов мост — мифология и легенда про речку Смородину и Калинов мост

Калинов Мост у реки Смородины

4120

Коль скоро река Смородина представляет собой границу между мирами, то мост через нее — путь перехода из одного мира в другой. Этот объект с давних пор привлекает внимание исследователей. Так, еще в XIX веке знаток русских сказок А.А. Потебня высказал идею, что этимология Калинова моста связана со словами калить (сильно нагревать) или калеть (коченеть, цепенеть от жара или стужи). Обосновывая свою точку зрения, он ссылался на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и пр. Правда, впоследствии автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, согласно которой Калинов мост был металлическим.

О калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестиных причитаниях, девичьих напевах. И в опере П.И. Чайковского “Евгений Онегин” в качестве образа народной женской песни звучит:

Уж как по мосту-мосточку,
По калиновым досочкам!
Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,
По калиновым досочкам. ..

В сказании “Гость Терентище” из сборника упоминавшегося уже Кирши Данилова тоже фигурирует этот образ:

Он будет, Терентище,
У честна креста Здвиженья,
У жива моста калинова…

Стоит упомянуть, что “живы мосты калиновы” существовали исторически. Так назывались наплывные переправы, гати. В частности, в Москве первоначально таковыми были Крымский, Яузский и другие мосты. Живыми они назывались оттого, что деревянные настилы разбирались перед весенним половодьем.

Но все-таки: при чем же здесь именно калина? О ней сложено немало народных сказаний. Украинцы, например, из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи супостаты героинь саблями, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила с собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.

Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор стали горчить — как слезы неразделенной любви.
Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь. Ее выращивали возле хаты — на счастье. Она была непременным атрибутом свадебного ритуала, начиная с украшения горницы и обрядовых калачей ветками, венками и ягодами и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной. Обряды похорон калины при замужестве означали принесение девственности в жертву во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же А.А. Потебни, утверждают, что “Калиновые мосты — обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост — соединение, связь)”. Позднее это дерево стало символом женщины и любви вообще.
С другой стороны, калина была погребальным, памятным деревом и высаживалась на могилах воинов, павших в боях за родину или безвременно погибших возлюбленных. Считалось также, что калина способна видеть, слышать и думать.

Наши предки верили, что она помогает от сглаза и нечистой силы, успокаивает и облегчает душу. “Если тебе тяжело, горько от судьбы своей, обними калину-матушку, проведи несколько раз рукой по ее стволу, поведай-открой все тайны свои горькие, прижмись к ней осторожно, не поломав веточек, сразу станет легче на душе” (любопытно, что настой из ягод калины и в наши дни применяют в качестве успокоительного средства при неврозах).

Народ относился к калине как к священному, сакральному растению, так что мост неслучайно был назван в ее честь. И в бою богатыря с чудовищем на границе миров, Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба — инициация, посвящение. Калина при этом выступает защитницей, заступницей, помощницей. Во всяком случае основанием для подобной версии является символическое значение глубоко почитаемого древними славянами дерева.

(с) Валентина Пономарева

«Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к Калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие…» (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).

Калина — ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову «калить», «накалять», «раскалять», т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку.

Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

В русских былинах Калинов мост зачастую становился местом битвы Добра и Зла.

В мифологии же он трактуется как переход, граница между добром и злом, жизнью (явью) и смертью (навью). Считалось еще, что мост служил для перехода душ с «этого» на «тот» свет.

Ступившему на Калинов мост — границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре — место битв между витязями и нечистой силой.

Его название не имеет ничего общего с калиной-кустарником. В древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но очевидно, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной» , то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост» .

«Конь бежит, только земля дрожит, из-под ног ископыть по сенной копне летит, из ушей и ноздрей дым валит. Чудо-юдо сел на него и поехал на Калиновый мост; конь под ним спотыкается.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)

Одна из версий о происхождении Калинова моста предполагала, что он наводился в нужное время и нужной ширины. Делал это Кощей Бессмертный своим волшебным полотенцем.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.
Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник — Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч».

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

«….Приезжают к реке Смородине, видят — всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.

— Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — тут нам и жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост. В черед караул держать…

…Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — шестиглавый змей. Как подул на все стороны — на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной — три головы снёс, размахнулся ещё разок — ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг…»- сказка «Бой на Калиновом мосту».

«За горами, за лесами течет река — огненная волна, кипит, бурлит, проходить не велит. Через реку ту мост каленый есть, горяч да жгуч, по нему тебе, (имя покойного), пройти велено, в царство сонное. Ты иди, душа, не оглядываясь, безбоязненно, пусть жар реки той тебя не коснется, жар моста покоен обернется. Пути спокойного тебе, пути короткого. Именно!» — Заговор после смерти человека.


Добавить комментарий

Калинов мост, река Смородина – проклятые места у древних славян

Русские народные сказки изобилуют многочисленными фольклорными элементами. Заморское тридевятое царство, молочные реки и кисельные берега, камень бел-горюч, под которым спрятаны несметные богатства, или же таинственный Синь-Камень… Многим читателям все эти названия знакомы с детства. Но известно ли вам, что изначально многие из этих невинных элементов детских сказок имели совершенно другое значение и наводили ужас на наших далёких предков?

 


 

Взять, к примеру, Калинов мост. На первый взгляд, невинное название, вызывающее ассоциацию с деревянным мостиком, украшенным цветущий калиной. Однако в легендах древних славян Калинов мост происходил от слова «калить», то есть раскалять железо добела. Богатырь, желающий доказать свою удаль, должен был перейти этот пышущий жаром мост, тут можно заметить своего рода отсылку к греческой реке Стикс. Разумеется, перейти по раскаленному металлическому мосту физически невозможно. Поэтому «перейти по Калинову мосту» фактически означало «отправиться на тот свет».

Как повествует легенда, Калинов мост перекинут через реку Смородину, чьё плодово-ягодное название тоже может сбить читателя с толку. Название реки Смородины произошло от слова «смрад, смердящий», то есть издающий резкий неприятный запах. А смердела река Смородина потому, что в ее водах плавало множество трупов.

Между прочим, в языческие времена славянские племена нередко вели междоусобной войны, случалось и так, что трупы павших врагов сбрасывали в водоемы. Так что река Смородина может быть не только художественным образом, но и отсылкой к мрачным событиям давно минувших веков.

 

 

Избушка на курьих ножках

Очень часто встречается в славянских сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю. В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?

Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка  на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.

Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что ещё до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались. Теперь представьте себе ситуацию: идёт по лесу ничего не подозревающий человек и набредает на эдакую избушку на курьих ножках. От любопытства заглянет внутрь, а там – истлевшая мумия покойника! Немудрено и Бабу-Ягу себе вообразить!

Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.

 

Мрачное Кощеево царство

Кощей Бессмертный, он же Чернобог – это один из самых мощных и таинственных персонажей славянского пантеона. Его можно было бы сравнить с греческим Аидом (повелителем загробного мира), если бы не одно «но». В отличие от Аида, Кощей Бессмертный всё-таки может умереть, если богатырю удастся отыскать и сломать некую иглу, заключенную в курином яйце, в золотом ларце.

Попасть в гости к Кощею нелегко: вот как раз для этого и нужно перейти Калинов мост, перекинувшийся через реку Смородину. А выйти к этому мосту богатырю обычно помогал специальный клубок, подаренный Бабой-Ягой, проживающий в избушке на курьих ножках. Клубок постепенно разматывался, и приводил добра молодца к нужному месту. Здесь тоже можно увидеть отсылку к путеводной нити Ариадны, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта минотавра.

Если попасть в кощеево царство непросто, то выйти из него живым так и вовсе почти невозможно! Во всяком случае, для этого богатырю потребуется помощь верного товарища, в качестве которого обычно выступает заколдованный конь. Истолковать этот элемент народных былин несложно – ведь именно быстрый конь в старину помогал спастись воину, случайно угодившему в окружение врагов.

 

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

 

 

 

 

 

 

 

 

читайте также:

Как выглядит ведьма в легендах славян

Славянская мифология – имена забытых богов

Водяной – известный антигерой славянской мифологии

Кикимора, леший, русалки существуют?

Языческие праздники славян. Часть первая

Масленица — древний славянский праздник

Комментарии

Комментариев пока нет. Желаете написать первый?

ваше Имя или Ник

Комментарий

Калина Арроувуд | Миссури Министерство сохранения

Media

Научное название

Viburnum Dentatum

Семейство

Adoxaceae (старейшины и виберны) (ранее в Caprifoliaceae, или Honeyysuckles)

Описание

ruburn , удлиненные, восходящие ветви и множество побегов от основания.

Листья супротивные, простые, длиной от 1 до 4½ дюймов, овальные или округлые; крупнозубчатые, с сильным жилкованием, с длинными черешками; тусклый зеленый; нижняя поверхность с мелкими звездчатыми волосками.

Кора гладкая, плотная, серая или красновато-коричневая; поры кремового цвета, выступающие.

Веточки тонкие, удлиненные, прямые или дугообразные, молодые опушенные, старые гладкие.

Цветы май–июнь; маленькие, белые, многочисленные, в прямостоячих кистях шириной 2–4 дюйма, на концах ветвей или на коротких боковых ветвях. Цветки трубчатые с 5 раскидистыми лопастями; тычинки выходят за пределы лепестков.

Фрукты Август–ноябрь; гроздья синих или иссиня-черных ягод, каждая от ¼ до ⅜ дюйма в длину, шаровидной или яйцевидной формы.

Похожие виды: Известно, что десять видов рода Viburnum произрастают в дикой природе в нашем штате. Калину бывает трудно идентифицировать по видам, включая (например) довольно суетливые характеристики листьев, такие как длина черешка, рисунок жилкования, количество зубцов на одной стороне и другие точные детали.

Другие распространенные названия

Древесина южной стрелы

Размер

Высота: до 15 футов.

Где найти

В дикой природе известен только в округе Шелби, вдоль Соленой реки. Можно выращивать по всему штату.

В природе встречается в низинных аллювиальных или пойменных лесах на террасах и на влажных лесистых склонах. Если вы думаете о его посадке, помните, что он лучше всего растет в полутени или на полном солнце, в хорошо дренированной почве. Обрезайте сразу после цветения, так как летом у него развиваются цветочные почки на следующий год. Этот кустарник хорошо перезимовывает и энергично растет, и это отличное местное растение, которое можно добавить в ваш ландшафтный дизайн.

Несмотря на то, что он широко распространен в восточной части Северной Америки, он находится в критической опасности и находится под угрозой сохранения в Миссури.

Соцветия белых цветов и темно-синие ягоды делают эту живую изгородь привлекательной для ландшафтного дизайна. Его густая листва делает его идеальным для высоких экранов. Хорошо переносит глинистые почвы и соседство с деревьями черного ореха. Коренные американцы использовали прямые молодые стебли в качестве стрел, отсюда и общее название.

Этот вид служит пищей и укрытием для диких животных. Плоды поедают птицы, начиная от певчих птиц, таких как кардиналы и малиновки, и заканчивая курообразными птицами, такими как рябчик и дикая индейка. Млекопитающие, включая оленей, скунсов, кроликов и мышей, тоже едят ягоды. Олени и бобр едят листья.

Изображение

Подпись

Калина калина, или южная калина зубчатая, Viburnum dentatum.

Кредит

Пол Нельсон

Право на использование

1/2

Изображение

Кредит

Архив Dow Gardens, Dow Gardens, Bugwood.org

Право на использование

2/2

Изображение

Бесплатно

Изображение

О деревьях, кустарниках и древесных лозах в Миссури

Нет резких границ между деревьями, кустарниками и древесными лианами, и даже между древесными и недревесными растениями. «Дерево» — это тип ткани, состоящей из целлюлозы и лигнина, который развивается у многих растений по мере взросления, независимо от того, являются ли они «древесными» или нет. Деревья — это древесные растения высотой более 13 футов с одним стволом. Кустарники высотой менее 13 футов с несколькими стеблями. Виноградные лозы требуют опоры, иначе они стелются по земле.

Природный заповедник Агнес С. Андреа — Сбор средств на мост Андреа — Земельный фонд Северного Мичигана

Природный заповедник Агнес С. Андреэ

Все собаки должны быть на поводке!

И, пожалуйста, убирайте за своими псами, пока ходите по тропам.

Размер

81 акр

Фасад

2,2 км вдоль реки Пиджен

Описание земли

Этот заповедник, расположенный вдоль нижнего течения реки Пиджен (ручей с голубой форелью), включает сосновые леса на крутых обрывах над рекой.

Описание маршрута

Между Агнес С. Андреэ и соседним заповедником Бойд Б. Банвелл можно исследовать более пяти миль троп.

Охота

Обратите внимание, что природный заповедник Агнес С. Андреэ закрыт для охоты. Однако соседний природный заповедник Бойд Б. Банвелл открыт для неограниченной охоты.

История

В 1983, Агнес С. Андреа пожертвовала первоначальные 27 акров с фасадом на реку Пиджен, и с тех пор было куплено несколько дополнений. Пожертвование включало небольшую хижину с видом на реку. Кабина доступна для использования (бесплатно) некоммерческими или общественными группами. Столик нужно заказывать заранее.

Направления

От Индиан-Ривер (съезд 310 с I-75) двигайтесь по M-68 на восток 4½ мили. Поверните налево на Old Onaway Rd. (Ищите знак «Общий доступ к озеру Кокран»). Двигайтесь на север по Old Onaway Rd 1,8 мили до Riverwoods Trail и поверните направо. На Т-образном перекрестке с Big Sky Trail знак заповедника находится впереди вас.