Что сделал ломоносов михаил васильевич для россии: Михаил Васильевич Ломоносов | Наука и жизнь

От Архимеда до Хокинга: Михаил Васильевич Ломоносов

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет.  Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А.С. Пушкин

Михаил Васильевич Ломоносов. Прижизненное изображение, 1757

Среди выдающихся имен, представляющих российскую науку, есть одно безусловно авторитетное имя, которое по-особенному дорого русскому человеку – имя нашего гениального соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова. М.В. Ломоносов был по-настоящему «универсальным» человеком. А.С. Пушкин писал о нём: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…». Ломоносов понимал большое значение развития науки в России и необходимость поднятия высшего образования; он много работал по созданию в Москве университета, привлекал молодежь к научной работе. Для своего времени научная работа Ломоносова была наиболее передовая и, несомненно, должна была оставить глубокий след в развитии мировой науки.

Ломоносов сосредоточил свои работы на самых актуальных проблемах химии и физики того времени. Как ученый, он совмещал в себе мыслителя и экспериментатора. Во главу изучения природы Ломоносов ставил опыт, это его характерная черта как ученого. Поэтому он много сил положил, чтобы создать лабораторию, и усердно работал там. Он был первым, кто в своих трудах преподнес химию в виде науки, а не искусства. Самым ярким образцом считается «Слово о пользе химии», прочтенное им на Академическом собрании в 1751 году.

Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений / Акад. наук СССР ; [гл. ред.: С.И. Вавилов (гл. ред.) и др.]. — М. ; Л. : Академия наук СССР, 1951.

Ломоносова по праву считают «отцом» русской физики. Приемы и методологические взгляды Михаила Васильевича имели отличительную особенность: он широко использовал гипотезы в исследованиях. Самым крупным по своему значению достижением Ломоносова было экспериментальное доказательство «закона сохранения материи». Открытие Ломоносовым закона сохранения материи теперь хорошо изучено, и несомненность того, что Ломоносов первым его открыл, полностью установлена. В 1756 году он сделал классический опыт, в котором показал, что в запаянном сосуде при нагревании происходит окисление свинцовых пластинок, но при этом общий вес сосуда не меняется. Опыт Ломоносова аналогичен знаменитому опыту Лавуазье, но опыт Лавуазье был сделан на 17 лет позже. Несомненно, что это открытие одного из самых фундаментальных законов природы должно было в истории науки поставить имя Ломоносова в ряду крупнейших мировых ученых. Нельзя не упомянуть также его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, которая базируется на учении об организации материи из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине теплоты и холода». Труды и исследования ученого по части физики послужили тому, что в начале двадцатого века физика стала лидирующей наукой в области естествознания.

Юношеский почерк Ломоносова

Есть у Ломоносова и ряд оптических работ, они сводились к построению более совершенных оптических приборов, как, например, телескоп-рефлектор, которым Ломоносов в 1761 году наблюдал редкое явление — прохождение Венеры по диску Солнца. Эти наблюдения были тоже крупным вкладом в науку. Он заметил деформацию и расплывчатость краев диска Венеры и этим первым показал, что на Венере должна быть атмосфера. Интересно отметить, что в современных астрономических руководствах пишут, что такое же доказательство было сделано лишь в 1882 году, т. е. на 121 год позже, когда Венера опять проходила через солнечный диск. По результатам наблюдений Ломоносовым был написан научный отчет «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года». Ломоносовым было спроектировано и сконструировано больше десяти изобретений в области оптики.

Диплом профессора химии Ломоносова. Выдан в марте 1751 года за подписью графа К. Г. Разумовского

Основные труды Ломоносова, написанные по горному ремеслу, являются уникальным пособием для работников горнодобывающей промышленности. Землетрясение в Португалии (Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 года), унесшее жизни более восьмидесяти тысяч людей, побудило его к исследованию причин и следствий землетрясений. В своих трудах он подробно изложил сложнейший процесс развития земной поверхности. Внезапные движения земной коры, по его мнению, могли быть вызваны как естественными причинами — подземными толчками, извержениями вулканов, оползнями, — так и другими сильнейшими природными катаклизмами. Названия научных трудов Ломоносова по рудному делу знакомы каждому горняку или металлургу. Например, такое широко известное «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В своих трудах он систематизировал и описывал уже имеющиеся гипотезы о добывании и выплавке металлов. Именно им в свое время было обнародовано пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел». Это учение по праву послужило весомой находкой в становлении горнодобывающей промышленности. Он совершенствовал уже известные принципы добычи полезных ископаемых, занимался разработкой новых машин и механизмов. Впоследствии один из уникальных минералов был назван ломоносовитом.

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

М. В. Ломоносов также описал технологию производства цветных стекол. Изготовление стекла было одним из главных пристрастий ученого. Он был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Михаил Васильевич обладал уникальным художественным чутьем, поэтому в кратчайший срок стал руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями. В специальной пристройке к его дому на Васильевском острове была организована мастерская для набора мозаичных картин, в ней он работал с первыми своими учениками — художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. Венцом научных исследований Ломоносова по стеклоделию стало создание 40 мозаичных картин, среди который выдающимся творением монументального искусства по праву считается «Полтавская баталия».

Труды Ломоносова в литературе положили начало знаменитой «Риторике», публикация которой представлялась важным культурным событием того времени. В этой работе ученый-лингвист упомянул о том, что держащему перед аудиторией речь лектору необходимо обращать внимание на возраст слушателей, воспитание и уровень образования. Само же выступление ритора должно быть понятным, содержательным, аргументированным и эмоциональным. «Риторика» была преподнесена простым языком и предназначалась для широкой публики.

«Российская грамматика» 1755 года, титульная страница

Другой колоссальный труд Ломоносова под названием «Российская грамматика» стал первым в своем роде пособием по изучению грамматики русского языка. Первым, кто предпринял попытки обозначить артикуляционные нормы русского языка, был Михаил Васильевич Ломоносов. Труды его были направлены на повышение значимости родного языка, на сосредоточение духовного наследия. Еще будучи студентом, он написал сочинение «Письмо о правилах российского стихотворства», где описал основы русского стихосложения, рассмотрел известные формы стихов и размеры. Позднее и зрелое сочинение под названием «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» рассматривает учение Ломоносова о «Трех штилях» включающее в себя «высокий, посредственный и низкий штиль». Каждый приходится к определенному литературному жанру: поэмам о героизме, одам, торжественным речам соответствует высокий «штиль»; театральным сценариям, дружеским письмам – средний; низкий «штиль» характеризует непосредственные бытовые беседы, песни, баллады. Ломоносов по праву считается создателем русской научной и технической терминологической базы. Ученым было введено много новых формулировок, создан стиль научного изъяснения материала. Труды Ломоносова в области литературы очень многообразны: это и стихотворения, и оды, торжественные речи, трагедии и многое другое. Поэтическое наследие занимают в большинстве своем оды, написанные в честь какого-либо события или персоны.

На протяжении многих десятков лет ученого интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В руководстве под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание такого прохода и самостоятельно подготавливает его план. Ломоносов даже дал обещание снабдить членов экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему было не суждено. Поход состоялся в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.

Реконструкция аэродромической машины М. В. Ломоносова (экспозиция ГМИК им. К. Э. Циолковского)

Путешествию в полярных льдах, по мнению Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях». Им была представлена характеристика полярных льдов, разъяснены возможные причины возникновения. Эти рассуждения и на сегодняшний день представляются значимыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за составление карты Северного Ледовитого океана. Большинство его предположений были подтверждены только через двести лет. Ломоносов предугадал местонахождение подводного хребта, который впоследствии был найден и исследован. Впоследствии этот хребет назван именем своего открывателя.

Неоценимый вклад Ломоносов внес в становление отечественной «физики атмосферы». Труды о «Явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» рассказывают о возможных метеорологических феноменах. С особым интересом Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости основания сети метеостанций.

Дом М. В. Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л. О. Премацци. XIX век

Ломоносова интересовало развитие Древнерусского государства. Изучив источники и современную периодику, Ломоносов подверг сомнению предположения историков, что основу нашему государству заложили норманны. Ломоносов полагал, что чужаки были славянами, и великодержавное государство началось с них. Михаил Васильевич высказывал утверждения в отношении того, что русскоязычный народ еще до прихода к власти Рюрика проделал длительный путь развития и становления самобытной культуры. В 1751 году Ломоносов принялся за работу над масштабным исследованием «Древняя Российская история». Часть первая была выпущена в свет только после его кончины и вскоре была переведена на многие языки. В 1760 году, взяв за основу летописи и другие значимые исторические документы, Михаил Васильевич выпустил «Краткий российский летописец с родословием», содержащий опись шумных эпохальных событий, начиная с правления Рюрика и до кончины Петра Великого.

Ломоносов — гениальный новатор, внесший выдающийся вклад в различные области познания – от естественных наук до астрономии. Его труды уже при жизни были переведены на многие языки. Многие его изобретения и исследования послужили прочным фундаментом для становления сегодняшней науки в целом.

«Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова» (Холмогорский муниципальный район Архангельской области)

Музей основан в 1940 году, располагается в здании 1892 года постройки, расположенном на месте усадьбы семьи Ломоносовых. Здание, в котором находится музей, имеет свою историю. В 1865 году исполнилось 100 лет со дня смерти М.В. Ломоносова. Вопрос об увековечивании памяти ученого на малой родине обсуждался в губернском статистическом комитете. Было вынесено решение об открытии школы, носящей имя Ломоносова. 3 октября 1868 года состоялось торжественное открытие школы в доме родственницы М.В. Ломоносова Лопаткиной И.Е.

8 сентября 1871 года на месте, где предположительно находился дом Ломоносовых, было установлено специальное здание для школы, бывшего женского училища, переплавленное по реке из с. Емецк. Учились в нем дети в течение 20-ти лет. В 1872 году в этом доме был открыт народный театр.

В 1892 году рядом было построено новое здание для одноклассного сельского училища имени М.В. Ломоносова. На нем до сих пор сохранилась надпись: «Училище им. Ломоносова 1868 год». В 1896 году в этом доме была открыта бесплатная народная библиотека. В тридцатые годы ХХ века здесь размещалась косторезная школа.  В 1911 году была сделана пристройка (сейчас там размещаются фонды музея), в 2001 году открыта еще одна пристройка к основному зданию —  выставочный зал, к 300 – летнему юбилею был открыт второй выставочный зал, где размещаются временные выставки и конференц-зал. 

Рядом со зданием сохранился пруд, по преданию выкопанный отцом ученого Василием Дорофеевичем Ломоносовым.

Более 75 лет музей занимается научно-просветительской деятельностью, осуществляет комплексное хранение, изучает и пропагандирует наследие первого Российского академика.

За эти годы несколько раз полностью менялась, обновлялась и расширялась экспозиция музея, которая отражает историю и культуру Русского Севера времен М. В. Ломоносова, знакомит с его биографией и научными открытиями. В музее имеются прижизненные научные и литературные издания произведений М.В. Ломоносова. Особую ценность представляют уникальные коллекции произведений холмогорских косторезов и старопечатных книг XVIII века. В музее создана постоянно действующая сельская картинная галерея северных художников.

Музей М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге

С 1741 по 1765 годы Ломоносов работал в Санкт-Петербурге, в здании Кунсткамеры. В конце 1940-х годов Президент Академии наук СССР — С. И. Вавилов предложил создать в музее экспозицию, посвященную деятельности Ломоносова. Для ее размещения восстановили башню Кунсткамеры и Ломоносовский музей открыл свои двери для посетителей в 1949 году. Сегодня Музей М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге является одним из отделов Музея этнографии и антропологии им. Петра Великого и называется — Отдел истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века.

Один из самых запоминающихся экспонатов отдела — Большой Готторпский глобус. Он представляет собой первый в мире глобус-планетарий, созданный в 1650-60-х годах. В Кунсткамере этот памятник научных и технических достижений разместили в 1717 году, после он был перемещен в Царское село, но в 1948-м возвращен обратно. Глобус показывает географическую карту, как ее представляли ученые XVIII века.

В экспозиции Ломоносовского музея можно увидеть большую коллекцию химического инвентаря, приборов и инструментов, которыми пользовался ученый. Здесь представлены инструменты, созданные петербургскими мастерами и заказанные Академией из-за рубежа. Среди экспонатов — астролябия А. Арсениуса, меридианный круг Т. Эртеля, разнообразные телескопы, часы, армиллярные сферы, ординар, телескопы и другие приборы, используемые в изучении астрономии, метеорологии, географии, топографии. Так как Михаил Васильевич занимался в Кунсткамере, в основном, химическими опытами, то значительное место в экспозиции занимают предметы из его бывшей лаборатории.

Есть в коллекции личные вещи ученого — мозаичные портреты из его мастерской, мебель и произведения искусства — живопись, скульптура и пр. Также большой интерес представляет библиотека М. В. Ломоносова и архивные документы. Коллекция насчитывает почти 6 тыс. книг, среди них произведения самого ученого, сочинения, рассказывающие о его жизни и научных изысканиях, справочная литература, документы, в которых отражена история создания музейного отдела.

Источники:

Капица П.Л. «Ломоносов и мировая наука»;

Б.Г. Кузнецов «Великий русский ученый Ломоносов»;

А.Г. Селезнев «Михайло Ломоносов»;

«Летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова» под ред. А.В. Топчиева, Н.А. Фигуровского и В.Л. Ченакала;

Веревкин М.И. «Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова»;

Безбородов М.А. «М.В. Ломоносов — основоположник научного стеклоделия».

Литература по заданной теме

Труды М.В. Ломоносова

Цикл «От Архимеда до Хокинга»

Материал подготовлен отделом производственной литературы

Химическая лаборатория


Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ


Лица эпохи


Детство и учеба М. В. Ломоносова


Учеба в Санкт-Петербурге


Учеба в Германии


М.В. Ломоносов и Академия наук


Химические исследования


Химическая лаборатория


Усть-Рудицкая фабрика


Мозаика


Физические исследования


Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию


Минералогия, геология и горное дело


Географическая наука


Литературное творчество


М.В. Ломоносов-историк


Фейерверки и иллюминации


Последние годы жизни


Потомки


Личные вещи


М. В. Ломоносов и Академия наук


К приумножению пользы и славы целого государства …


Служить отечеству спомоществованием в науках


Цельность характера


Государственное и полезное учреждение


О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук


Первые годы в Академии


К исправлению академического Регламента


О худом состоянии Академии наук


Гимназия, университет и престиж научного дела


Нерадение о академических департаментах


Плачевное состояние финансов


Оного упадку и недостатков происхождение и причины


Регламент не служит будущим временам


Обучение молодежи


Кто руководит Академией наук?


Академические излишества


Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса


Основные принципы будущего Регламента


Какими должны быть академические департаменты


Академическая власть


Академический «стат» и Табель о рангах


Академические расходы. Академическое собрание и его члены


Почетные члены Академии наук


Академические заседания: обыкновенные


Издание трудов Академии наук


Академические заседания: публичные


Петербургский университет – брат Академии наук


Гимназия – «кладовая» Университета


За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]


Примечания


Великий русский ученый


Основоположник новой русской поэзии


Реформатор русского языка


М. В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера


М.В. Ломоносов в памяти потомков


В памяти потомков


Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук


2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова


Музей М.В. Ломоносова в Академии наук


Именем М.В. Ломоносова названы


Памятные медали


Примечания


О проекте

 

 

 

Химическая лаборатория

 

Ломоносов считал химию своей «главной профессией», причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач. Став профессором химии, Ломоносов начал добиваться создания Химической лаборатории. В октябре 1748 года Химическая лаборатория была построена и оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Ломоносова. В ней ученый проводил экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, обоснованию теории растворов, обжигу металлов, а также делал пробы руд. В Химической лаборатории Ломоносов в 1752–1753 годах впервые в мире прочитал курс физической химии студентам академического университета.

Ломоносов заложил основы физической химии, сделав успешную попытку дать объяснение химическим явлениям на основе законов физики и своей теории строения вещества. «Физическая химия – писал он, – есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».

Материалистический подход к явлениям природы, знакомство с достижениями науки того времени позволили Ломоносову впервые объединить в одной формулировке принципы сохранения материи и движения. Этот закон он назвал «всеобщим естественным законом» и в 1760 году опубликовал его в «Рассуждении о твердости и жидкости тел».

В Химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол. Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла.

Макет Химической лаборатории М.В. Ломоносова.

Автор проекта – Р.И.  Каплан-Ингель.  Изготовитель:  Художественно-оформительский комбинат Ленинградского отделения Художественного фонда.

Ленинградская обл., г. Пушкин. 1948-1949. Дерево. ©  МАЭ РАН.

Страница 14

М.В. Ломоносов и его время

Предтеч русского космизма | Русские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователей

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователейАльтернативные системы верованийЕвропейская историяИстория религииФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователейАльтернативные системы верованийЕвропейская историяИстория религииФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Янг, Джордж М. ,

‘предшественники российского космизма

,

Российские космисты: эзотерический футуризм Николай Федоров и его подписчики

(

, Нью -Йорк,

;

;

(

,

;

;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 20 сентября 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199892945.003.0002,

226 ноября.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователейАльтернативные системы верованийЕвропейская историяИстория религииФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРусские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователейАльтернативные системы верованийЕвропейская историяИстория религииФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждаются предшественники космистов и их идеи, в том числе: предложения Василия Каразина по управлению погодой; ощущение продолжающейся эволюции человека Александра Радищева; слияние искусства и науки в поэзии Михаила Ломоносова и чувство космического благоговения в поэзии Гаврилы Державина; футуристическая утопия князя Владимира Одоевского, в которой Россия и Китай являются доминирующими цивилизациями; и эксцентричные рассуждения Александра Сухово-Кобылина об эволюции человека в направлении более мелких и легких тел и, в конечном счете, к бестелесному существованию. Каждый из этих мыслителей предвосхитил идеи, позже более полно развитые Федоровым и космистами, но ни один из них не зашел достаточно далеко, чтобы считаться чем-то большим, чем предшественником.

Ключевые слова:
Каразин, Радищев, Ломоносов, Державин, Одоевский, Сухово-Кобылин

Предмет

Европейская историяИстория религииСоциология и антропология религииФилософия религииАльтернативные системы верований

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Все о небе — Наблюдения заполнитель

Михаил Васильевич Ломоносов — Речь о происхождении света. Новая теория цвета – 01 О свете и свете

Идентификатор

025649

Тип духовного опыта

Фон

Предметом оптики Ломоносов интересовался с самого начала своей карьеры, а когда перешел на производство мозаик, он распространил этот интерес на явление цвета.

После того, как он начал свои опыты по приготовлению цветных стекол в построенной для него в 1748 году химической лаборатории, он интенсивно работал в этой области. Между 1750 и 1754 годами, как указано в письмах к Эйлеру, он разработал теорию цвета наряду со своей практической работой. Применение его корпускулярной теории было расширено от кинетики материальных тел до кинетики материи эфира, и он объединил свои химические и физические взгляды, чтобы создать форму волновой теории света и цвета. Это одно из немногих расширений его теоретических идей, которые он осуществил после того, как примерно в 1750 г. он перестал очень активно заниматься теоретической физикой и химией. В 1756 г. он почувствовал себя готовым представить свои взгляды Академии, и после нескольких предварительных обсуждений, он произнес свою торжественную речь 1 июля 1756 г. Она была издана Академией отдельным выпуском в 400 экземплярах на русском языке в 1758 г.; латинский перевод, также в 400 экземплярах, был издан в 1759 г. . В то время эта работа была широко известна и комментировалась учеными Западной Европы, а также была известна Томасу Янгу, когда он работал над теорией цвета. Русский текст дан в Собрание сочинений , III (1952), стр. 315-344, и в Избранных сочинениях , стр. 294-317.

Описание опыта

Речь о происхождении света. Новая теория цвета, представленная на публичном заседании Императорской академии наук 1 июля 1756 г. Михаилом Ломоносовым в переводе Генри М. Лестера [профессора биохимии ]; Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1970

Изучение природы трудно, мои слушатели, но оно приятно, полезно и свято. Чем больше ее тайны достигают ума, тем большее наслаждение испытывает сердце. Чем больше распространяется наше рвение, тем обильнее мы собираем его плоды для пользы мира. Чем глубже обсуждение таких чудесных вещей проникает в самые причины, тем яснее мы видим непроницаемость вечно живого Творца.