Что сделал лазарев для географии: Новороссийский музей адмирала Лазарева пополнился новым экспонатом

Содержание

О семье лазаревых – Лазаревский клуб

Из его сыновей наиболее известен старший – Иван (Ованес) Лазаревич [23.11(4.12).1735, Новая Джульфа – 24.10(5.11).1801, Москва], граф Священной Римской империи (1788), предприниматель, меценат, крупный землевладелец, действительный статский советник (1799). В 1760-х годах поселился в Санкт-Петербурге, где установил тесные деловые отношения с братьями Орловыми, позднее – с князем А. А. Безбородко, князем А. А. Вяземским, князем Г. А. Потёмкиным-Таврическим, братьями Зубовыми и др. С 1764 года придворный ювелир, позднее советник Государственного коммерческого банка, через посредничество графа Г. Г. Орлова продал в казну алмаз массой 189,62 карат (известен под названием «Граф Орлов»). Неоднократно привлекался в качестве консультанта по вопросам восточной политики, в 1780-х годах один из авторов проекта создания армянского государства под протекторатом России (кандидатомна армянский престол И. Л. Лазарев выдвигал князя Потёмкина-Таврического). По его инициативе и при его участии организовано массовое переселение армян из Персии в Новороссию, Таврию и на Дон: под руководством И. Л. Лазарева и в значительной степени на его средства созданы армянские поселения в Григориополе, Кизляре, Нахичевани-на-Дону (ныне в составе Ростова-на-Дону) и в Крыму.

Он жертвовал значительные суммы на строительство и содержание больниц, приютов, школ, на его средства в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Ю. М. Фельтена построены армяно-григорианские церкви Святой Екатерины (1771-80) и Воскресения Христова (завершена в 1791). Командор Мальтийского ордена (1800). Его сын, Артемий Иванович [25.7(5.8).1768, Санкт-Петербург – 12(23).1.1791, там же], премьер-майор, адъютант князя Потёмкина-Таврического в русско-турецкую
войну 1787-91 гг.

Второй сын Л. Н. Лазарева, Миней (Мина, Минае, Минар) Лазаревич [17(28).10.1737, Новая Джульфа – 18(30).1.1809, Москва], участвовал вместе с братом в организации переселения армян в Россию, начал строительство церкви Воскресения Христова на Армянском кладбище в Москве, ставшей родовой
усыпальницей Лазаревых (завершено в 1815 на средства брата Екима). В благотворительной деятельности Лазаревых активно участвовал третий сын Л. Н. Лазарева, Христофор (Хачатур) Лазаревич [12(23).12.1741, Новая Джульфа – 11(22).6.1774, Москва], на его средства воздвигнута армяно-григорианская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве (архитектор Фельтен; уничтожена в 1930-е годы).

Наследником И. Л. Лазарева стал его младший брат Еким (Яким, Иоаким, Овагим) Лазаревич [5(16).9.1743, Новая Джульфа – 24.1(5.2).1826, Москва], который, исполняя завещание старшего брата, основал в Москве Армянское Лазаревых училище (смотри Лазаревский институт восточных языков) и был его первым попечителем. Для изучения истории Армении в 1823 основал в Москве
Общество любителей древностей, ставшее духовным центром армянской интеллигенции.

Все четыре сына Е. Л. Лазарева вступили на военную службу: Артемий Екимович [15(26).2.1791, Москва – 16.10.1813, Лейпциг], участник 42 сражений, погиб в битве при Лейпциге, его тело в 1815 году доставлено в Санкт-Петербург по повелению императора Александра I;

Иван Екимович [1(12). 2.1786, Москва – 6(18).2.1858, Санкт-Петербург], действительный статский советник, камергер, воспитывался в Благородном пансионе при Московском университете, затем служил в гвардии, участвовал в русско-прусско-французской войне 1806-07 и Отечественной войне 1812 года, позднее служил по ведомству иностранных дел, с 1818 попечитель Лазаревского училища (института), в 1829 основал при нём типографию;

Христофор Екимович [17(28).6.1789, Москва – 9(21).12.1871, Санкт-Петербург], тайный советник, камергер, воспитывался в немецком училище Святого Петра («Петершуле») в Санкт-Петербурге, затем сдал экзамены за курс Главного педагогического института, участник Отечественной войны 1812 года
и русско-турецкой войны 1828-29, позднее служил по ведомству иностранных дел, после кончины брата стал попечителем Лазаревского института восточных языков, содействовал созданию журнала «Юсисапайл» («Северное сияние», на армянском языке), который редактировал С. И. Назарян;

Лазарь Екимович [17(28). 2.1797, Москва – 14.10.1871, Брюссель], генерал-майор, участник Отечественной войны 1812, русско-персидской (1826-28) и русско-турецкой (1828-29) войн, награждён золотым оружием с надписью «За храбрость», после заключения Туркманчайского мира 1828 года участвовал в организации переселения в Россию 40 тысяч армян из Персии.

Из его сыновей наиболее известен старший – Иван (Ованес) Лазаревич [23.11(4.12).1735, Новая Джульфа – 24.10(5.11).1801, Москва], граф Священной Римской империи (1788), предприниматель, меценат, крупный землевладелец, действительный статский советник (1799). В 1760-х годах
поселился в Санкт-Петербурге, где установил тесные деловые отношения с братьями Орловыми, позднее – с князем А. А. Безбородко, князем А. А. Вяземским, князем Г. А. Потёмкиным-Таврическим, братьями Зубовыми и др. С 1764 года придворный ювелир, позднее советник Государственного коммерческого банка, через посредничество графа Г. Г. Орлова продал в казну алмаз массой 189,62 карат (известен под названием «Граф Орлов»). Неоднократно привлекался в
качестве консультанта по вопросам восточной политики, в 1780-х годах один из авторов проекта создания армянского государства под протекторатом России (кандидатомна армянский престол И. Л. Лазарев выдвигал князя Потёмкина-Таврического). По его инициативе и при его участии организовано массовое переселение армян из Персии в Новороссию, Таврию и на Дон: под руководством И. Л. Лазарева и в значительной степени на его средства созданы армянские поселения в Григориополе, Кизляре, Нахичевани-на-Дону (ныне в составе Ростова-на-Дону) и в Крыму.

Он жертвовал значительные суммы на строительство и содержание больниц, приютов, школ, на его средства в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Ю. М. Фельтена построены армяно-григорианские церкви Святой Екатерины (1771-80) и Воскресения Христова (завершена в 1791). Командор Мальтийского ордена (1800). Его сын, Артемий Иванович [25.7(5.8).1768, Санкт-Петербург – 12(23).1.1791, там же], премьер-майор, адъютант князя Потёмкина-Таврического в русско-турецкую
войну 1787-91 гг.

Второй сын Л. Н. Лазарева, Миней (Мина, Минае, Минар) Лазаревич [17(28).10.1737, Новая Джульфа – 18(30).1.1809, Москва], участвовал вместе с братом в организации переселения армян в Россию, начал строительство церкви Воскресения Христова на Армянском кладбище в Москве, ставшей родовой
усыпальницей Лазаревых (завершено в 1815 на средства брата Екима). В благотворительной деятельности Лазаревых активно участвовал третий сын Л. Н. Лазарева, Христофор (Хачатур) Лазаревич [12(23).12.1741, Новая Джульфа – 11(22).6.1774, Москва], на его средства воздвигнута армяно-григорианская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве (архитектор Фельтен; уничтожена в 1930-е годы).

Наследником И. Л. Лазарева стал его младший брат Еким (Яким, Иоаким, Овагим) Лазаревич [5(16).9.1743, Новая Джульфа – 24.1(5.2).1826, Москва], который, исполняя завещание старшего брата, основал в Москве Армянское Лазаревых училище (смотри Лазаревский институт восточных языков) и был его первым попечителем. Для изучения истории Армении в 1823 основал в Москве
Общество любителей древностей, ставшее духовным центром армянской интеллигенции.

Все четыре сына Е. Л. Лазарева вступили на военную службу: Артемий Екимович [15(26).2.1791, Москва – 16.10.1813, Лейпциг], участник 42 сражений, погиб в битве при Лейпциге, его тело в 1815 году доставлено в Санкт-Петербург по повелению императора Александра I;

Иван Екимович [1(12).2.1786, Москва – 6(18).2.1858, Санкт-Петербург], действительный статский советник, камергер, воспитывался в Благородном пансионе при Московском университете, затем служил в гвардии, участвовал в русско-прусско-французской войне 1806-07 и Отечественной войне 1812 года, позднее служил по ведомству иностранных дел, с 1818 попечитель Лазаревского училища (института), в 1829 основал при нём типографию;

Христофор Екимович [17(28).6.1789, Москва – 9(21).12.1871, Санкт-Петербург], тайный советник, камергер, воспитывался в немецком училище Святого Петра («Петершуле») в Санкт-Петербурге, затем сдал экзамены за курс Главного педагогического института, участник Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны 1828-29, позднее служил по ведомству иностранных дел, после кончины брата стал попечителем Лазаревского института восточных языков, содействовал созданию журнала «Юсисапайл» («Северное сияние», на армянском языке), который редактировал С. И. Назарян;

Лазарь Екимович [17(28).2.1797, Москва – 14.10.1871, Брюссель], генерал-майор, участник Отечественной войны 1812, русско-персидской (1826-28) и русско-турецкой (1828-29) войн, награждён золотым оружием с надписью «За храбрость», после заключения Туркманчайского мира 1828 года участвовал в организации переселения в Россию 40 тысяч армян из Персии.

Московский
армянский Лазаревых институт восточных языков

С 1848 года – ЛИВЯ. Курс обучения длился 4 года, с 1841 – 5 лет, был близок к программе гимназий (с 1835 выпускники института получали права выпускников гимназий). Часть учащихся по желанию изучала также армянский, арабский, персидский и турецкий языки и литературу. В учебное заведение принимались дети армяно-григорианского и других вероисповеданий, за исключением крепостных крестьян. В 1841 году открыто отделение для детей духовенства Армянской апостольской церкви, в 1843 – казённокоштное отделение для подготовки чиновников для Закавказья.

С 1848 ЛИВЯ совмещал общее среднее (гимназические классы) и высшее специальное (курс восточных языков в специальных классах) образование. Курс гимназических классов длился 6 лет, специальных классов – 2 года (с 1871 – 7 лет и 3 года соответственно). С 1912 специальные классы разделялись на дипломатические и административные отделения. С 1851 при ЛИВЯ действовало приготовительное отделение (начальная школа). Институт готовил чиновников для Закавказья, дипломатических служащих, переводчиков, учителей армянских школ. Институт являлся одним из центров востоковедческих исследований в России.

В нём преподавали В. А. Гордлевский, Ф. Е. Корш, А. Е. Крымский, В. Ф. Миллер, С. И. Назарян, Н. О. Эмин и др. В ЛИВЯ была создана ценная библиотека по истории, географии, страноведению и языкознанию на европейских и восточных языках (ныне в составе Научных библиотеки МГИМО), включавшая уникальные рукописные книги, в том числе Лазаревское евангелие (887 г.; ныне хранится
в Институте древних рукописей «Матенадаран» имени Святого Месропа Маштоца в Ереване). Часть учащихся жила в пансионе при ЛИВЯ. В 1849-71 гимназические классы института окончили 357 человек, специальные – 125 человек В 1913 в гимназических и специальных классах обучалось 145 человек. Среди выпускников ЛИВЯ – И. Д. Делянов, И. А. Зиновьев, М. Т. Лорис-Меликов, В. Ф. Минорский, Р. Н. Симонов, К. С. Алексеев (Станиславский), С. С. Шахазиз.

После Октябрьской революции 1917 года ЛИВЯ преобразован в Армянский институт (1919), затем в Переднеазиатский институт и центральный институт живых восточной языков (1920; в 1921 вошёл в состав Московского института востоковедения, упразднённого в 1954; значительная часть его сотрудников перешла на работу в МГИМО). Ныне в здании ЛИВЯ располагается Посольство Республики Армения в Российской Федерации.

Источн.: Собрание высочайших указов и актов, относящихся до Московского армянского Лазаревых института восточных языков. СПб., 1839; Материалы для истории Лазаревского института восточных языков. М., 1914. Вып. 1.

Никита Кузнецов Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев: Идти к Южному полюсу донельзя!

200 лет назад завершилась экспедиция, открывшая Антарктиду

«24 июля1 [1821 г.]. В 6 часов утра 24 июля достигли Кронштадта, салютовали крепости и стали на якорь на самом том месте, с которого отправились в путь» — этими строчками завершается книга Ф.Ф. Беллинсгаузена с описанием экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», в ходе которой была открыта Антарктида2.

М. Семенов. Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды зимой 1820 года.

Позади остался 751 день плавания (из них 527 дней под парусами и 224 — на якоре). За это время шлюпы прошли 49 860 морских мили (92 256 км) или две с четвертью «кругосветки». Были открыты 29 островов (2 — в южном холодном поясе, 8 — в южном умеренном, 19 — в жарком) и «обретена одна коральная мель с лагуном»3.

Михаил Петрович Лазарев (1788-1851).

Подвиг первооткрывателей

Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на возможно более высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возможности пройти к Южному полюсу. Выдающийся российский мореплаватель И.Ф. Крузенштерн писал морскому министру И.И. де Траверсе:

«Сия экспедиция, кроме главной ее цели — изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море… Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас…»4.

Капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а лейтенант М.П. Лазарев — шлюпом «Мирный». 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро, куда пришли 2 ноября. Далее, в антарктических водах, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия, к которым подошли 15 декабря. Здесь были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции.

А через месяц, следуя курсом на юг, русские корабли 16 января 1820 года подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты).

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852)

.

Ф.Ф. Беллинсгаузен так описал это:

«Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69 21′ 28″, долготе 2 14′ 50″, мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветр был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше далеко не простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми»5.

24 сентября 1821 года Беллинсгаузен рассказал о событиях этого дня в письме к другу и сослуживцу А.А. Шестакову:

«16 января [1820 г.] достигли мы широты 69 23’S, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег. Это было в долготе 2 35 W от Гринвича. Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдинный материк, не доходя 70 «6.

П. Михайлов. Вид ледяных островов. Иллюстрация из атласа Ф.Ф. Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год.

Сомнения первооткрывателей

Мореплаватели видели берег «ледяного материка» не только 16 января (эта дата считается днем открытия Антарктиды), но и 21 января и 5-6 февраля7. «Отважный начальник наш принял твердое намерение еще раз употребить все усилия идти к Южному полюсу донельзя»8 — записал 4 февраля мичман П.М. Новосильский в своем дневнике.

Попытки пробиться к предполагаемому берегу материка продолжались до 5 марта. Лавировать во льдах становилось все труднее. Да и моряки нуждались в отдыхе.

«Таковое плавание при наступившем позднем времени, когда ночи сделались продолжительнее, в течение коих плавание делалось весьма опасным и могло быть бедственно; густая же мрачность и непрестанно почти шедший снег и среди самого дня не позволял часто видеть предметов далее 50 саж. , к тому же приближение времени равноденственного, при коем по большой части случаются бури, в которые невозможно избегнуть бедствия, находясь между льдов, среди коих около двух недель сряду имел плавание и видел беспрестанно умножающиеся ледяные острова, между коими начинали показываться и множество кусков льда; притом плаванию нашему прошло 104 дня, в продолжение коих служители претерпели великие трудности как от непрестанных крепких ветров, так от мрачной и ненастливой погоды и весьма часто шедшем снеге; паруса и снасти в сие время по большей части были обледеневшими, отчего и управление самым судном не токмо тягостно, но и весьма затруднительно» — писал Беллинсгаузен в рапорте морскому министру 8 апреля 1820 года.9

К берегам Австралии корабли направились поодиночке. Такое решение было принято командиром экспедиции для того, чтобы иметь возможность изучить как можно большее по площади пространство океана. 30 марта в Порт-Джексон (современный Сидней) пришел «Восток», а через семь суток здесь же встал на якоря и «Мирный».

Участники экспедиции предполагали, что они могли видеть берега ранее неизвестного материка, но полной уверенности у них в этом не было.

Уже упомянутый мичман Новосильский, встретив летавших около шлюпов птиц, аналогичных тем, которых моряки видели у острова Южная Георгия, сделал вывод: «…следовательно нет сомнения, что близ 69 южной широты и долготы от 15 и далее к востоку должен находиться берег. Может быть, более счастливому будущему мореплавателю и столь же отважному, как наш начальник, вековые горы льда, от бури или других причин расступившись в этом месте, дадут дорогу к таинственному берегу»10.

Нет четких упоминаний об обнаружении «матерой земли» и в книге Беллинсгаузена. Это связано как с тем, что писать уверенно о своем открытии, не имея ясного подтверждения, было не в традициях мореплавателей (независимо от того, под каким флагом они плавали), так и с тем, что о строении и особенностях предполагаемого Южного материка в то время имелись лишь теоретические (подчас далекие от реальности) предположения. Ученые так и не пришли к единому мнению, что понимал Беллинсгаузен под термином «матерый лед» — большие и высокие ледяные поля или же часть «ледяного материка».

Британский полярный историк Рип Балкли десять лет пытался доказать, что начальник экспедиции и профессор Императорского Казанского университета И.М. Симонов знали о выдвинутой в 1778 года французским естествоиспытателем Ж. Бюффоном так называемой теории ледяного панциря, согласно которой Южный и Северный полюса покрыты «броней» изо льда, мешающей продвижению судов к ним. По мнению исследователя, именно этот панцирь и имел ввиду Беллинсгаузен, упоминая «матерый лед».

Впрочем, прямых доказательств этому нет, да и едва ли они могут быть обнаружены11.

П. Михайлов. Берег Александра I. 1821 год.

Второе плавание первооткрывателей

После ремонта и пополнения запасов 8 мая 1820 года корабли вышли в тропическую часть Тихого океана, где в северной части архипелага Паумоту (Туамоту) открыли группу островов Россиян, которым были даны имена известных русских полководцев и мореплавателей. В группе островов Лайн (Центральные Полинезийские Спорады) был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), в группе островов Кука — остров Александра, в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симонова. Большинство этих островов нанесены в настоящее время на карты под местными названиями.

9-10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон и после ремонта 31 октября вновь направились в Антарктику, на сей раз в ее западную часть. Лавируя среди льдов и айсбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 9 января 1821 года моряки увидели остров, которому присвоили имя основателя Российского флота Петра I, a 17 января — гористый берег, получивший название Земля Александра I (лишь в 1940 году было установлено, что это — остров).

Во время двух плаваний Беллинсгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего материка.

Затем «Восток» и «Мирный» отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед Русской армии в Отечественной войне 1812 года, а также именами адмиралов и офицеров Российского флота.

30 января корабли покинули воды Антарктики.

27 февраля «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро, откуда вышли 23 апреля.

А 24 июля 1821 года, зайдя по пути в Лиссабон и Копенгаген, успешно закончили кругосветное плавание в Кронштадте.

Очень важным показателем для того времени было то, что за два с лишним года плавания экспедиция потеряла лишь двух матросов (обычная смертность была гораздо выше). Заслуга в сохранении жизни и здоровья своих подчиненных принадлежит командирам кораблей и их офицерам.

Карта экспедиции «Востока» и «Мирного».

Споры вокруг первооткрывателей

Помимо географических открытий экспедиция выполнила большой объем исследований в самых разных областях — океанологии, зоологии, ботаники, климатологии, физической географии и других. Морская опись всех исследованных районов, а также исправление контура береговой черты земель, уже нанесенных на карту, были настолько точными, что карта Южных Шетландских островов, составленная Беллинсгаузеном, использовалась как основа английскими картографами вплоть до середины XX века. Рисунки экспедиционного художника П.Н. Михайлова публиковались в английской «Лоции Антарктики», изданной в 1930 года.

Результаты работ экспедиции были опубликованы в трудах Ф.Ф. Беллинсгаузена (его книга вышла лишь 10 лет спустя после окончания плавания), И.М. Симонова, записках П.М. Новосильского, письмах доктора Н.А. Галкина, напечатанных в журнале «Сын Отечества». Уже в XX веке был обнаружен уникальный источник — дневник (названный автором «Памятник») матроса 1-й статьи Егора Киселева со шлюпа «Мирный».

Еще в начале XX столетия ряд государств (прежде всего — Великобритания) выдвинули предложения о разделе шестого континента (активность исследования которого наращивалась с каждым годом) на национальные сектора. Наша страна включилась в процесс «решения судьбы» Антарктиды лишь в 1950-е годы. Именно тогда и был «поднят на щит» приоритет открытия материка русскими моряками. Тогда же со стороны Англии и США стали высказываться предположения о том, что первыми Антарктиду увидели британские или американские мореплаватели12.

Имена лейтенанта британского флота Э. Брансфилда и американского моряка и зверобоя Н. Палмера, тоже плававших в тех широтах, по заслугам увековечены на географической карте. Но их плавания так и остались бы лишь эпизодами раннего этапа исследования Антарктики. Однако в середине ХХ века, когда началась борьба за приоритет в открытии Антарктиды, о них вспомнили в чисто политических целях. Исследователи ссылались на ряд документов, относящихся к плаванию Палмера, — воспоминания его племянницы (в 1907 году она сообщила сведения, якобы заключавшиеся в сгоревшем дневнике мореплавателя) и судовой журнал бота «Герой», хранящийся в Библиотеке Конгресса США. Однако ни в одном из них документов не говорилось точно, какую именно землю видел Палмер. Да и сам он на момент своего плавания не претендовал на совершение великого географического открытия.

Целью же русских моряков, подходивших к берегам ледяного материка девять (!) раз, были именно научные исследования. Они совершили ряд открытий, зафиксированных на картах и в отчетах, и оставили точное описание берегов.

Английский географ Ф. Дебенхем, участник Британской антарктической экспедиции под руководством Р. Скотта, отметил, оценивая уровень их работ: «нельзя дать лучшего описания топографии местности протяженностью в сотни миль, являющейся частью антарктического континента, где одна за другой складки поднимающегося ледяного купола видны на большое расстояние»13.

1. 5 августа по новому стилю.

2. Беллинсгаузен Ф.Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток», шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1960. С. 464.

3. Там же; Введенский Н. В поисках Южного материка. Л.-М., 1940. С. 122.

4. Цит. по: Болотников Н.Я. Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев // Русские мореплаватели. М., 1953. С. 185 — 186.

5. Беллинсгаузен Ф.Ф. Указ. соч. С. 153.

6. Из письма капитана 2 ранга М. П. Лазарева А.А. Шестакову о целях экспедиций к Южному и Северному полюсам, о качестве судов, назначенных в эти экспедиции, и о переходе шлюпов «Восток» и «Мирный» из Кронштадта в Порт Джексон // М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. М., 1952. С. 150 — 151.

7. Болотников Н.Я. Указ. соч. С. 197.

8. Из записок П.М. Новосильского о переходе экспедиции Беллинсгаузена — Лазарева из Рио-де-Жанейро в Порт Джексон и о произведенных экспедицией географических открытиях // М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. М., 1952. С. 163.

9. Из рапорта Ф.Ф. Беллинсгаузена И.И. Траверсе о переходе шлюпов «Восток» и «Мирный» из Рио-де-Жанейро в Порт Джексон // Там же. С. 147 — 148.

10. Из записок П.М. Новосильского… С. 164.

11. Тамиксаар Э. Когда Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен увидел Антарктиду? // Горизонты Эстонии 2020. Tallinn, 2020. С. 82.

12. Подробнее см.: Трешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. М., 1963. С. 32 — 35.

13. Там же. С. 31.

https://rg.ru/2021/08/05/200-let-nazad-zavershilas-ekspediciia-otkryvshaia-antarktidu. html

Новый шелковый путь | Национальное географическое общество

Динамит доставлен из Анкары. Десять тонн, и это занимает два дня. Грузовик осторожно поднимается вверх, преодолевая 760 метров (2500 футов) в горах на северо-востоке Турции, где затуманенное солнце заставляет далекие ледяные поля катиться, как далекое море. Это красивая, неприступная страна, через которую скоро пройдет новая железная дорога.

Арслан Устаэль ждет динамита в снегу, когда ночью температура достигает 40 градусов ниже нуля. Стоя перед железнодорожным туннелем, Устаэль говорит, что в такую ​​погоду твой плевок замерзает еще до того, как упадет на землю. Он все еще молодой человек, ему 30 лет, и он свободен с турецким хорошим настроением, даже здесь, в холодных облаках, ожидая динамита, который сделает вулканическую гору приемлемой для его требования прорыть через нее туннель. Свободный с хорошим чувством юмора, потому что он знает, что это предприятие, которое может сделать карьеру молодого инженера: строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК), «Железного Шелкового пути», который соединит богатый нефтью регион Каспийского моря с Турцией. и далее в Европу.

Путешествия в древность утомительны для созерцания. Участок земли протяженностью 1200 километров (750 миль) между Черным морем и Каспийским морем известен как Кавказ, названный в честь горного хребта, через который Устаэль роет свой туннель. До того, как регион был поглощен Российской империей, Кавказ служил транзитным пунктом между Европой и Азией; через него проходил старый Шелковый путь. Тем не менее транспорт между Западом и Востоком никогда не был легким. На протяжении веков, чтобы добраться из одного моря в другое, нужно было плыть на север вверх по реке Дон от Азовского моря, переправляться через степь, а затем дрейфовать вниз по Волге к Каспию. Только когда русские начали строить железные дороги через Кавказ в 19века, не могли бы вы путешествовать более непосредственно по региону.

Железный шелковый путь откроет новую главу в истории Кавказа. После распада Советского Союза в 1991 г. новые независимые республики Южного Кавказа — Грузия, Армения и Азербайджан — вновь приобрели стратегическое значение. Осознание огромных запасов нефти и природного газа, лежащих под Каспийским морем и вдоль него, вызвало борьбу за прокладку трубопроводов через Южный Кавказ, чтобы доставить эти ресурсы на европейский рынок. Сегодня трубопроводы работают, и БТК строится, чтобы смазать торговый бум, транспортируя европейские товары на восток и нефтепродукты на запад через Южный Кавказ. После завершения к 2012 году железная дорога начнется в столице Азербайджана Баку и пройдет через грузинский город Тбилиси, а затем продолжится в Карс, турецкий почтовый город на юго-западной оконечности Кавказского региона.

Участие Турции сигнализирует о новом раскладе в регионе, который часто считают задним двором России. Подобно трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который был открыт в 2005 году для доставки нефти из Баку в турецкий портовый город Джейхан на Средиземном море, железная дорога БТК является результатом союза между Турцией, Грузией и Азербайджаном; соседняя Армения была намеренно исключена из партии. И, как и трубопровод, этот коридор восток-запад станет альтернативой проходу через Россию на север или через Иран на юг. Это проект экономического развития, социальной инженерии или проницательной геополитики стоимостью более 600 миллионов долларов, в зависимости от вашей точки зрения, который на Южном Кавказе меняется так же быстро, как снег, который застилает горную дорогу.

Для Устаэля, начальника тоннельной операции на турецко-грузинской границе, эта железная дорога стала чем-то другим: дорогой к одиночеству. Вернувшись в Трабзон, турецкий прибрежный город с умеренным климатом, лицо его подруги омрачилось, когда она представила два года в горах Кавказа, потому что именно столько времени потребуется, чтобы построить этот туннель. Она просто не могла этого сделать. Устаэль выдыхает, размешивает сахар в чае. Мужчина должен сделать выбор. Дым висит над столовой. Рабочие, покрытые туннельной пылью, отстраненно смотрят на мужчин в солнечных очках и шортах, гоняющих мяч по телевизору. Через окна очередная метель перемешивает воздух. В Первой мировой войне

османских солдат ждали в этих горах прихода русских. «Некоторые замерзли, не сделав ни единого выстрела», — говорит Устаэль. Он хватает каску и идет к двери. Работы в тоннеле ведутся круглосуточно, посменно по три часа.

Работа также бесконечна для турецкого государства, стремящегося получить признание в Европейском Союзе (ЕС). Турки с негодованием смотрят на уже принятые страны вроде Болгарии и Румынии, места с гораздо менее развитой экономикой и большей коррупцией. Тем временем Турция, союзник НАТО по холодной войне, ждет приглашения, которое может никогда не поступить. Это «по крайней мере вызывает вопросы о справедливости», — говорит Н. Ахмет Кушханоглу, заместитель директора по транспорту Турции, отвечающий за железные дороги. «Лицо Турции повернуто на запад на протяжении двух столетий». Теперь Турция смотрит на восток, чтобы стать незаменимой для Запада. Когда в 2013 году под Босфором в Стамбуле откроется железнодорожный туннель Мармарай, поезда из Баку будут добираться до Лондона. «Нетрудно понять, что эта железная дорога будет обслуживать и Европу», — говорит Кушаноглу.

Глядя прямо на восток, Турция в последнее время пытается наладить отношения со своим соседом Арменией. В 1993 году она закрыла границу и прервала железнодорожное сообщение с Арменией в знак лояльности Азербайджану — близкому союзнику Турции с той же мусульманской религией — после того, как христианская Армения помогла этническим армянам в азербайджанском анклаве Нагорный Карабах вести кровавую войну. война за отделение. В прошлом году в Цюрихе под пристальным вниманием ЕС и США Турция подписала соглашение с Арменией об урегулировании дипломатических отношений и открытии границы. Но армяне тогда потребовали от Турции признать, что 1915 массовых убийств ее народа представляют собой геноцид, который Турция не хочет делать. Со своей стороны, турки стали настаивать на каком-то решении нагорно-карабахского конфликта. Поскольку ни то, ни другое вряд ли произойдет в ближайшее время, сделка — и возможность для сближения — сорвались прошлой весной.

Мост между Турцией и Арменией действительно существует, хотя большая его часть рухнула в реку Ахурян, которая глубоко врезается в ущелье, служащее границей между двумя странами. Город Ани на Шелковом пути стоит заброшенным вдоль этой части границы, его мечети и церкви остались нетронутыми спустя тысячу лет, его базары отдаются эхом зимнему ветру. За электрическим забором и через реку армянские сторожевые вышки охраняют руины.

Примерно в 80 километрах (50 милях) к северу от Ани рабочие Ustael продолжают копать четыре метра (13 футов) каждый день. После завершения туннель будет проходить на полторы мили на глубине 395 метров (1300 футов) под землей. По словам Устаэля, он будет одним из самых продолжительных в Турции, и все будут знать его имя. «Может быть, тогда я смогу пойти работать в какое-нибудь теплое место».

Устаэль проводит свободное время в Карсе, в 68 километрах к югу от границы. Двухчасовая поездка полна событий из-за скользкого спуска с горы. По обледенелым дорогам машина петляет через склоновые поселки, мимо минаретов и глинобитных крыш каменных хижин, поросших травой. Огромная миграция людей на запад в поисках работы лишила эти деревни всех, кроме наименее мобильных. Лисы кормятся на обочине дороги, свет фар зажигает их глаза.

В Карсе, месте великих сражений 19-го века между турками-османами и русскими, сохранилась цитадель на вершине холма. Женщины остаются в помещении. Мужчины идут рука об руку по улицам, смакуя напиток раки в салунах, которые существуют в этом регионе слабого ислама. Раки по вкусу напоминает французскую пастис со вкусом аниса, но в Карсе мало европейской изысканности. Это может измениться, когда БТК свяжет этот город с Баку, его богатым антиподом на Каспии, вливая новые доходы в местную экономику. Губернатор Карса Ахмет Кара говорит о том, как железная дорога превратит Карс в город, «важный в глазах всего мира». Позади Кары висит фотография Мустафы Кемаля, или Ататюрка, первого президента Турции, который превратил Османскую империю в современное светское государство, поощряя западные обычаи и запрещая фески.

В вязаной шапке на голове и в толстом анораке Устаэль наблюдает за иглой сверла в дальней стене туннеля, которая делает маленькие камни из твердой породы. Фронтальный погрузчик поднимается по склону туннеля, его ковш несет тонну свежевыброшенного камня. Он выезжает из туннеля и катится в метель, проезжая мимо Устаэля к ожидающему грузовику. Он говорит, что хочет внести свой вклад в современную Турцию, помочь соединить Восток и Запад. Когда прибывает динамит, он смеется, когда видит, что он сделан в Китае; он уже однажды пересекал эту границу.

Сегодня взрывов не будет. Горная порода достаточно мягкая, чтобы бур мог работать без динамита. Устаэль смотрит вниз по туннелю в сторону Джорджии. «Мы еще не нашли золото», — шутит он. Камни вылетают из фронтального погрузчика в грузовик, грохот почти заглушает его голос. «Шелковый путь будет жить снова».

В Ахалкалаки не набирают. Здесь тоже нет золота. На скалистых холмах возле этого города на юге Грузии мало что блестит. Здесь заканчивается старая железная дорога из столицы Грузии Тбилиси. Начиная здесь, 9Будет проложено 5 километров (60 миль) новой железной дороги, идущей на юг через горный туннель Устаэль в Карс. Еще 120 километров (75 миль) существующих железных дорог будут реабилитированы. Работа начинается с оттепели.

Ахалкалаки находится в Грузии, но большинство его жителей — этнические армяне, причем крайне бедные. Заводы в Ахалкалаки были демонтированы после распада СССР, их комплектующие распроданы в условиях нового капитализма. С тех пор, как закрылись сельхозколхозы, некогда плодородные земли заросли бурьяном. Бандиты обрезали алюминиевые провода и медные соединители, которые двигали вагоны, продавая металл в Иране и Турции. Экономика сильно пострадала в 2007 году, когда русские закрыли здесь военную базу.

Работы нет, поэтому мужчины едут в Москву, где надевают оранжевые комбинезоны дворника и отправляют домой деньги. Многие из тех, кто остался, чувствуют, что центральное грузинское правительство игнорирует их. Протесты были частыми. В Ахалкалаки и окружающем Джавахети очень мало людей говорят по-грузински, а в школах некому преподавать язык. В 1990-е годы замаячила перспектива, что Джавахети может стать следующим отколовшимся от Грузии регионом, подобно Абхазии и Южной Осетии на севере, провозгласившим независимость в начале XIX века. 90-х годов, но остаются в значительной степени непризнанными.

Теперь Грузия рассчитывает, что железная дорога БТК подстегнет экономическую активность и поможет интегрировать этот неспокойный армянский анклав в остальную часть страны. Когда впервые было объявлено о планах открытия железной дороги, грузинские армяне выступили против ее строительства, сославшись на несправедливость ее обхода Армении. Но сегодня в Ахалкалаки есть небольшая надежда, что новая железная дорога облегчит эту долгую посткоммунистическую выносливость.

Григорий Лазарев стоит на страже уличного базара в Ахалкалаки. Он берет картофель у местного фермера, обменивает его на мандарины, затем продает фрукты на базаре по 40 тетри за килограмм, или около десяти центов за фунт. Он хотел бы работать на железной дороге. «Я механик, сварщик, главный инженер, — говорит он. «Продажа мандаринов вредна для моей психики». Он стоит перед кучей фруктов в багажнике своего зеленого «Москвича», глядя направо и налево на многих других, которые также продают здесь мандарины. По словам Лазарева, в советское время на этой улице был порядок. «Но все стали продавцами». Ему 58 лет, зубов хватает только на то, чтобы жевать мягкую пищу, например, цитрусовые. У него двое маленьких детей, а в кармане пальто звенит несколько тетри.

Когда Лазарев два часа ехал в город Карцахи, чтобы устроиться на работу на железную дорогу, подрядчики отказали ему. Он посетил формирующийся лагерь на окраине Ахалкалаки, где вскоре соберутся турецкие и азербайджанские квалифицированные рабочие. Они сказали, что вы не можете управлять экскаватором Komatsu. Вы не говорите по-грузински.

Министры в Тбилиси говорят, что Ахалкалаки станет важной станцией на железном Шелковом пути, где поезда будут менять европейскую и российскую колеи. Жителям Ахалкалаки трудно представить, какую пользу они получат. Как и Лазарев, многие сотни местных жителей подали прошение о строительстве железной дороги, однако такая работа остается труднодостижимой.

Условия улучшились с тех пор, как Михаил Саакашвили стал президентом Грузии — это признают в Ахалкалаки. При Эдуарде Шеварднадзе у них было электричество только пять часов в день — пока они спали — достаточно долго, чтобы хлеб успел испечься к утру. Это было натуральное хозяйство: никакого телевизора, плохие дороги, мало общения с Тбилиси и нормированное количество дров, которыми топили домашние печи, чтобы люди не замерзали в своих постелях. Сейчас есть несколько хороших дорог и электричество на весь день, если не водопровод в каждый дом. В Ахалкалаки часто бывает холодно, даже в помещении, и постоянное напряжение заставляет людей бродить по этим улицам вяло, совсем не похожие на могучих нартов, легендарных великанов, населявших Кавказ до появления людей и вдохновивших их высекать горы в царства, а затем в нации.

Грузия, которой всего 19 лет как нации, переживает свой подростковый возраст. Семь лет назад Революция роз породила всевозможные юношеские устремления. Членство в НАТО. Включение в Европейский Союз. Приведение отколовшихся регионов Абхазии и Южной Осетии под твердый федеральный контроль. Перестройка отношений с Россией. Саакашвили хотел всего, хотел быстро. Если бы не северный сосед Грузии, он мог бы получить все.

Русские издавна чувствовали свое право на Грузию, ибо именно они привлекли в свои ряды грузинское дворянство в 19 веке.го века, сформировав множество княжеств в единое управляемое образование, христианское укрепление в регионе, который в противном случае был союзником османов или персов. Россия также испытывает глубокую эмоциональную привязанность к земле, романтизированной Александром Пушкиным и Львом Толстым. Но доброжелательность — это вопрос перспективы. Вскоре после попытки Александра I усыновить Грузию в 1801 году овдовевшая грузинская царица встретила царского посланника кинжалом в бок, убив его.

Совсем недавно напряженность резко возросла, когда Россия, сытая по горло западными устремлениями Грузии, закрыла границу между двумя странами в 2006 году. Россия опасается, что, если Грузия получит доступ к западным институтам, которые она так высоко ценит, это может вдохновить подобное свободомыслие на Северном Кавказе. — включая российские регионы Дагестан, Ингушетия и Чечня, — которые продолжают содрогаться от взрывов и убийств, угрожающих территориальному захвату Москвы.

Давняя напряженность между Россией и Грузией переросла в войну летом 2008 года. Россия перешла к установлению контроля над отколовшимися регионами. Ее войска разгромили армию Грузии, а Россия признала Южную Осетию и Абхазию новыми государствами. Это было напоминанием о том, что небольшая стычка в этих пограничных землях может спровоцировать глобальное противостояние. Тем не менее, ЕС и США были особенно не расположены вмешиваться. После войны прозападная политика Грузии застопорилась. Хотя граница между двумя странами вновь открылась в марте прошлого года, напряженность по-прежнему высока.

Подобно Прометею, которого боги приковали к Кавказу в наказание за то, что он дал человечеству силу огня, Грузия не может избежать своих координат. Тем не менее, его положение на карте может быть его самым сильным преимуществом. Для НАТО южный Кавказ в настоящее время рассматривается как необходимый маршрут снабжения для войны в Афганистане, с тех пор как террористические атаки в ноябре 2008 года начали угрожать маршруту снабжения через пакистанский Хайберский перевал. Для Турции, важного торгового партнера, Грузия является воротами в Среднюю Азию. Армения и Россия не могут торговать друг с другом, не проходя через Грузию. А азербайджанская нефть не может попасть в Средиземное море, не проходя через Грузию, что приносит стране 65 миллионов долларов в год на транзитных сборах.

Джорджия — маленький игрок за столом, оставшийся ставить маленькие фишки. Действительно, наиболее значительным воздействием «Железного Шелкового пути» на Грузию может оказаться тревога, которую он вызовет в черноморских портах Батуми и Поти, наиболее динамично развивающихся экономических центрах страны, когда грузы вместо этого будут перенаправлены в Турцию. Тем не менее, Грузия может надеяться, что в случае очередного конфликта с Россией европейские страны возмутятся, если их торговля через Южный Кавказ будет нарушена.

В Ахалкалаки Григорий Лазарев собирает свои весы и их ржавые килограммовые и пятикилограммовые гири и медленно уходит с базара. Он проходит мимо траурной процессии, идущей по главной улице, фотография покойного мужчины прикреплена к лобовому стеклу седана. Взявшись за руки, мужчины идут по грязи улицы, женщины идут по грязи тротуара.

Домик Лазарева построен в 1850 году, во времена упрямого Николая I. Крыша сильно наклонена, грозя обрушиться. Лазарев не может заплатить за ремонт. Он и его семья живут на ежемесячную пенсию его матери в размере 90 лари (около 50 долларов США). Тем не менее, когда к ним приходят гости, жена Лазарева, Лиза, хлопочет, накрывая на стол то, что у них есть. Дочь Гоар сидит за старым пианино и занимается своими уроками, наполняя маленькую комнату музыкой и оплошностями. Лазарев скорбит о своем невезении с железной дорогой и вообще, но не так громко, чтобы услышала его семья.

Он роется в шкафу и возвращается к столу. В руке у него войлочный погон, зеленая ткань которого выцвела почти до серого. Это эмблема лейтенанта, инженера российской пограничной службы. «Мой дедушка служил при Николае II, — говорит Лазарев. «Он построил дороги в Ахалцихе и Батуми». Лазарев улыбается, редкий случай, и затем в комнате становится темно. В Ахалкалаки отключили электричество, и Лазаревы замолкают, если не считать звука старого рояля.

Первое впечатление в Баку производит электричество, его дорожные фонари золотят новый асфальт от аэропорта до города. Баку больше не обеспечивает половину мировых потребностей в нефти, как это было в начале 20-го века. Но такое ощущение, что это так. За последние три года на бульваре Нефтчиляр проспект открылись всевозможные элитные магазины, в витринах которых отражаются каспийские воды. Продвигаются планы строительства углеродно-нейтрального курорта стоимостью 4,5 миллиарда долларов на острове Зира, в бухте за городом. Вскоре откроется отель Four Seasons, в котором смогут разместиться гости, привлеченные в Баку богатством государственной нефтяной монополии, расположенной через дорогу. За пять лет с тех пор, как трубопровод БТД начал перекачивать нефть с Каспия и деньги в Баку, экономика Азербайджана выросла более чем на 100 процентов.

Спустя годы после того, как бывший президент Турции Сулейман Демирель затронул тему «Железного Шелкового пути» в своем выступлении в Тбилиси в конце 1990-х годов, заинтересованные стороны пытались получить международное финансирование для его строительства. Но армянская диаспора заблокировала все усилия по финансированию, убедительно аргументируя это тем, что прокладывание железной дороги, как и нефтепровода до этого, было карательным жестом, связанным с Нагорным Карабахом. Вашингтон, ЕС и Всемирный банк остались в стороне. Когда в 2005 году открылся нефтяной кран, на короткое время превративший Азербайджан в самую быстрорастущую экономику мира, нерешительность международных финансистов перестала иметь значение. Азербайджан теперь может позволить себе собственную часть железной дороги, модернизировав 500 километров (313 миль) устаревших линий до границы с Грузией. Он также дает Грузии взаймы несколько сотен миллионов долларов на свой участок на условиях соседства — 25 лет под один процент годовых. Великодушие — это удовольствие от изобилия.

Через родной город Мусы Панахова на западе Азербайджана не проходил ни один поезд, поэтому он отправился на его поиски. Он окончил Московский институт путей сообщения во времена Леонида Брежнева, затем вступил в советскую железнодорожную братию. Советский Союз управлял крупнейшей в мире по объему железнодорожной системой; все стратегические грузы перевозились поездом. Эта централизованно управляемая сеть была ключевой частью инфраструктуры национальной безопасности, защищенной и привилегированной. У работников поезда были свои отдельные больницы, свои школы, даже своя милиция. «У нас было все, кроме министерства иностранных дел, — говорит Панахов, ныне заместитель министра транспорта Азербайджана.

Сегодня в Азербайджане железные дороги менее важны. Нефть и газ преобладают, согласно плану покойного Гейдара Алиева, третьего президента страны и первого гражданина, который силой воли превратил Азербайджан в то, чем он является сегодня: относительно безопасным, относительно независимым экономическим диктатором региона. Алиев проявил дальновидность, пригласив иностранные фирмы к сотрудничеству в освоении Каспия, и понял важность железного Шелкового пути. Панахов — человек, закладывающий еще одну планку в плане Алиева по сохранению независимости азербайджанцев.

51-летний Панахов разворачивает карту Южного Кавказа через стол в своем кабинете и медленно проводит пальцами с востока на запад, с моря на море. За этим столом он вел переговоры с министрами транспорта Грузии и Турции в дискуссиях, которые продолжались до раннего утра. Херувим, но с седыми волосами, он говорит тихим голосом, очерчивая числа. Общая протяженность Железного шелкового пути: 500 миль. Общая годовая грузоподъемность: 25 млн тонн. Он говорит об азербайджанцах, бежавших в Турцию от коммунизма. «Я испытываю чувство счастья, когда снова соединяю братьев», — говорит он.

Азербайджан стал мусульманской парламентской республикой в ​​1918 году и пользовался этим статусом пару лет. Однако после распада Советского Союза в Азербайджане мало что можно назвать мусульманским или парламентским. В Баку трудно найти минарет или честное голосование, тем более Bentley. Процветание и социальное равенство не должны быть чужими, но когда в стране есть нефть, возникает соблазн сосредоточиться на первом за счет второго. Еще более заманчиво, когда миру нужно то, что он может дать. БТД — единственный трубопровод, по которому на средиземноморские танкеры доставляется нероссийская, не ОПЕК, не арабская нефть. С уменьшением мировых запасов нефти влияние Азербайджана только возросло.

Социальная справедливость не является предметом общественного обсуждения в Азербайджане. Более важным для тех, кто находится у власти, является тот факт, что этой небольшой нации удалось выжить — и теперь процветать — в трудном соседстве. Как сказал один чиновник, «оптимисты живут в Грузии, люди, которые все время жалуются, живут в Армении, а реалисты живут в Азербайджане».

Вернее в Баку. Короткая поездка по существующей железной дороге, ведущей к северо-западу от столицы, обнаруживает не политических реалистов, а саму реальность, лачуги, в которых живут те, кто не ощутил на себе выгод бакинского нефтяного бума. Четверть азербайджанцев живут за чертой бедности.

В этих вагонах сохранился потрескавшийся лоск советской отделки, шершавые на ощупь оборки и шторы, пейзажи, висящие в промежутках между окнами. Группа железнодорожников в накрахмаленной униформе присматривает за поездом, катящимся по миру, начисто отделенному от бакинской роскоши. Одна женщина засыпает уголь в печь, которая нагревает салон автомобиля.

Муса Панахов знает эти поезда, знает, что они не могут конкурировать со своими немецкими, японскими или американскими аналогами. Он железнодорожник в нефтяной стране. «Но нефть и газ когда-нибудь закончатся», — говорит он, улыбаясь. «Железная дорога будет жить всегда».

Первоначально опубликовано журналом National Geographic Magazine и natgeo.com в августе 2010 г.

ESC Insight | Сергей Лазарев: Превращение России из злодея в героя

Россия. Евровидение. Освистывание. Современный Конкурс песни стал синонимом великого медведя на Востоке, играющего роль злодея из пантомимы, скрывающего серьезное недоверие со стороны сообщества Евровидения. Придет 2016 год, придет Сергей Лазарев, и произойдет полная смена одного из главных героев Евровидения. Враг общества номер один превратился в героя и неожиданно получает самый теплый прием со стороны зрителей Евровидения. Бен Робертсон выясняет почему.

Сергей Лазарев сгибает крылья во время репетиции Евровидения (Фото: Андрес Путтинг, EBU)

Вчера вечером, в понедельник, 9 мая, я был в Глобене на выступлении жюри первого полуфинала конкурса песни Евровидение 2016. Это был первый раз, когда артисты выступали перед большой публикой после нескольких недель репетиций. Сергей Лазарев, российская мегазвезда, провел свое Евровидение далеко от Западной Европы. Он продолжил свое масштабное турне по России и соседним государствам-сателлитам и отважился только на предварительные мероприятия Евровидения в Москве и Тель-Авиве, последний из которых имел только приглашенную аудиторию.

Вечер понедельника был первой возможностью западноевропейской аудитории увидеть его в действии . Globen был не совсем полным, но все же создавал более напористую атмосферу, чем большинство выступлений жюри. Восьмой песней была абсолютная папина дискотека от Серхата, ведущего телешоу турецкого происхождения, которому удалось представить Сан-Марино в этом году через неизвестно какие переговоры за закрытыми дверями.

Именно в этот момент шоу нуждается в спасителе, чтобы взять его штурмом. Лазарев был выбран продюсерами для исполнения девятого номера, и толпа сходила с ума от его отлично поставленного номера. Он карабкался по своему сценическому реквизиту в стиле Супер Марио, прежде чем оказаться на огромной платформе, триумфально играя верхние ноты.

В один момент он стал героем нашего времени.

Сергей прыгает, как мультипликационный супергерой (Фото: Андрес Путтинг, EBU)

Танцы с русскими демонами в наших мыслях Поклонники Евровидения и любой случайный фанат помнят очаровательных бабушек, которые ковыляли по бакинской сцене и покорили сердца миллионов.

Они заняли второе место. Поклонникам Евровидения понравился деревенский хор, говорящий на языке меньшинства; здесь была группа, которая действительно не должна была представлять такую ​​могущественную нацию, какой была Россия .

Для сравнения, годом ранее, в 2011 году, песня для России была написана человеком, стоящим за Леди Гагой, RedOne, в котором фигурирует красавчик поп-звезды Алекс Воробей и яркие светящиеся костюмы. Действительно, единственным победителем конкурса песни в России стал Дима Билан, исполнивший « Believe » в 2008 году. Национальный финал того года был объявлен битвой между поп-иконами Димой и Сергеем, которые в итоге заняли 4-е место с Europop ‘9.0085 Флаер ’. Однако именно Дима привлек олимпийских чемпионов по фигурному катанию и крупных американских продюсеров, чтобы превратить « Believe » в песню, достаточно сносную, чтобы выиграть конкурс песни «Евровидение», чему способствовала огромная популярность Димы в странах бывшего СССР, которая внезапно в 2008 сделал массовый избирательный блок.

Проведение Конкурса в Москве в 2009 году было экстравагантным. Масштабы соревнований в очередной раз подняла огромная арена. С тех пор у нас не было такой грандиозной сцены Евровидения, и пройдет много времени, прежде чем мы снова это сделаем. Рубль был сильным, и Россия демонстрировала свои деньги, чтобы показать, что она может сделать с международной платформой. Оглядываясь назад, кажется очевидным, что с приближением заявки на участие в чемпионате мира Россия была полна решимости показать, что конкурс песни «Евровидение» будет иметь огромный успех, и доказать, что страна устроит блестящее и безопасное шоу.

Это гораздо больше, чем просто Путин

Нарушение принципа «посмотрите, какие у нас замечательные нарративы» произошло в двух формах. Первый был из недовольной Грузии, все еще разгневанной военным вмешательством России в их отколовшиеся государства на севере страны, отозвав свою заявку после первоначальной подачи «, которую мы не хотим вводить », которая была дисквалифицирована по политическим мотивам. Еще одним камнем преткновения стало ЛГБТ-сообщество, которое безуспешно пыталось связать Евровидение с мероприятиями по защите прав геев, но тем не менее привлекло внимание международных СМИ к тяжелому положению.

Евровидение и гей-сообщество все больше переплетаются. Хотя далеко не все в пузыре и в членстве ОГАЕ с билетами на полу, они, возможно, являются самым значительным «блоком» на этой мега-вечеринке культуры и песни. Они кое-что знают о политической борьбе, которая обострилась для ЛГБТ-сообщества из-за печально известного «антигейского закона» о распространении гей-пропаганды в России. Это началось летом 2013 года, сразу после того, как Россия была представлена ​​написанной на шведском языке балладой мира «9».0085 Что если ’.

Эта ирония стала еще хуже. В России запоздалое объявление подтвердило, что бывшие победители Детского Евровидения, близнецы Толмачевы, станут российскими участниками 2014 года. хотя он был хорошо исполнен и упакован в Копенгагене, « Shine » никогда не был фаворитом фанатов.

Приходите голосовать, однако, «сгенерированный компьютером алгоритм», который выдал порядок голосования, который начался с двух огромных очков в России. Это вызвало немедленную реакцию в Твиттере, а также реакцию на старую верфь на датском острове Евровидения. Люди освистали. Российская песня не пользовалась популярностью, даже если девушки были популярны, и Россия стала мишенью гнева фанатов Евровидения, который назревал. К счастью для этой толпы, «Сияние» дрейфовало после того раннего шквала, и победа в ночи досталась выдающемуся ЛГБТ-образцу для подражания Кончите Вурст.

У фан-сообщества Евровидения остались незаконченные дела в России. Появление Димы Билана в Лондоне на Евровидении Greatest Hits вызвало один из самых враждебных приемов, известных в кругах песенного конкурса. Толпа сильно освистала, заставив перезаписать его вступление. В прошлом году Россия отправила в Вену местную героиню Полину Гагарину с большими голубыми глазами, способными соблазнить любую камеру. Была ли здесь мысль отправить самую хрупкую на вид звезду, которую они могли бы сыграть невинной? Однако Полина была далеко не невинной на сцене, ее мощный вокал сделал Россию претендентом на победу.

Поклонники Евровидения долго и упорно обсуждали освистывание после появления Димы, а EBU даже участвовал в разговорах о технологиях «против освистывания» (более подходящим описанием были бы заранее записанные аплодисменты) и приглашал руководителей для разговора с президентами фан-клубов. Сообщение было ясным, мы вас услышали, но больше так не делайте . Так что болельщики изменили тактику, и вместо этого, когда Полина пела на 25-й позиции, над аудиторией были подняты флаги прайда.

Однако, когда дело дошло до голосования, болельщиков не было в кадре. Этот невероятный алгоритм удобно решил, что ряд дружественных России и любящих баллады наций запустит спутниковую связь с сорока странами, и Полина взяла на себя инициативу. Поклонники заволновались. Россия не должна была победить, Россия не могла принять Евровидение. «Мне было бы небезопасно ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Сочи… Я не мог поехать на Евровидение…»

Это не было направлено на Полину, но вышло освистывание. В середине голосования выбор пал на Монса Зелмерлёва из Швеции. Швеция была альтернативой, и по умолчанию Швеция стала спасителем , одержав победу под одним из самых громких аплодисментов, которые когда-либо были на Конкурсе песни.

Фактор Лазарева

Несмотря на это, Россия занимает исключительное положение во всем этом конкурсе Евровидения, заняв четыре места в первой десятке подряд. Еще до того, как были услышаны какие-либо песни для Конкурса 2016 года, Россия и Швеция имели равные шансы в букмекерских конторах — эти страны имеют репутацию мощного производителя лучших. Решив превратить второе место в первое, Россия должна была улучшить свою игру еще на одну ступеньку выше.

На сцену выходит Сергей Лазарев, который до сих пор добился блестящего взлета эстрадной карьеры, несмотря на свое поражение в национальном финале в 2008 году и отказ от многочисленных предложений российского телевидения ранее. Его убедила принять участие «команда мечты» композиторов, менеджеров и креативных директоров во главе с Филиппом Киркоровым, которого в восточных кругах считают мистером Евровидение. Его соучастник из Греции Димитрис Контополус никогда не финишировал за пределами первой десятки в своих шести различных композициях для Евровидения для пяти разных стран .

Песня сама по себе нравится публике. Впервые с 2012 года в текстах исчезли какие-либо мирные темы — вместо этого представлена ​​довольно прямолинейная история любви. С точки зрения жанра, он восходит к песенному конкурсу восьми-девятилетней давности: яркий поп-трек со сменой тональности в нужном месте. При частоте 124 удара в минуту это топот, который чуть медленнее поп-музыки из чартов, но идеально подходит для диско-див в Евроклубе. Это стиль музыки, который обожают стереотипные фанаты Евровидения , и неудивительно, что он оказался на вершине опроса OGAE фан-клубов со всего мира, набрав очки из каждой страны. Неизведанная территория для песни из России.

Россия заняла второе место в ОГАЕ после Франции (Фото: Андрес Путинг)

Присоедините песню к самому Сергею. Это российский артист, приехавший на Евровидение и сразу давший интервью гей-журналам. В интервью шведскому изданию QX Сергей признает, что он гей-икона и у него есть поклонники-геи, и даже цитируется, что он совершенно согласен с тем, что фанаты будут поднимать радужный флаг во время этого выступления. Сергей даже делал серьезные заявления о правах геев в русскоязычной прессе. В 2013 году он раскритиковал «законы против геев» за то, что они разделяют разные сообщества, а не объединяют людей. Его ответы всегда были очень тщательно сформулированы, но всегда склоняйтесь на сторону интеграции геев в общество, а не на подавление . Обратите также внимание на то, что в среду вечером в Стокгольме Сергей выступает хедлайнером на Евровидении… в ночь, организованную Stockholm Pride… это не первое и уж точно не последнее мероприятие Pride, на котором он выступит.

Вопрос о радужных флагах, откровенно говоря, был самым трудным вопросом, с которым сталкивался Сергей. После его обморока в Санкт-Петербурге в прошлом месяце, вызванного лихорадочным графиком и жаждой тела отдохнуть и восстановить силы, его здоровье было в центре внимания интервью в Тель-Авиве. Появление в Стокгольме, Его пресс-конференция была робкой даже по меркам Евровидения . Это варьировалось от расспросов о его ежедневном расписании, о том, как была создана его сценическая концепция, и о значении его татуировок в виде крыльев. Глубокие вещи. Сергея приукрашивают, потому что никто в кругу прессы не осмеливается спрашивать о чем-то, что может сделать его жизнь более противоречивой. Полина, конечно, не получила такого же блеска, как в прошлом году, когда проблемы ЛГБТ поставили ее на место.

И, наконец, не пытаясь никого выставить пустым, не осталось незамеченным, что Сергей Лазарев немного красавчик . Его топлес-фотографии циркулируют в моей временной шкале в повторяющемся цикле. Играть роль адвоката дьявола здесь, но, возможно, Россия поняла, что отправка роковой женщины-блондинки не является ответом на этой арене, где доминируют геи. Все это время ответом было то, что крепкий красавчик, который позирует в узких розовых брюках для музыкальных клипов, был бы гораздо более очаровательным.

Для справки, Сергей Лазарев описал свой трек ‘ You Are The Only One » как «о девушке», и маловероятно, что он сделает какое-либо заявление, достаточно спорное, чтобы попасть в заголовки западных СМИ на этой неделе. Однако здесь он исполняет, пожалуй, самую дорогую и красивую программу конкурса 2016 года, в стиле музыки, дружественной к геям, и делает все возможное, чтобы победить не обязательно для России, а для своей музыкальной карьеры.

В гранд-финал в качестве фаворита

Внезапно в понедельник вечером в Globen никто не упомянул Крым. Никто не упомянул о правах геев. Никто даже не подумал произнести бу. Сергей был звездой аттракциона и доставил восторженный Глобен. У него есть шансы стать фаворитом полуфинала, и он почти наверняка начнет Гранд-финал в качестве горячего фаворита.

Я не сомневаюсь, что он испытает такое же извержение любви в субботу вечером, когда выйдет на сцену . Если голосование будет закрытым, у некоторых фанатов все еще могут чесаться ноги, и они могут использовать это вслух. Ни в коем случае не против Сергея, а против мысли о двухнедельной поездке к этому кажущемуся бегемоту нации с иррациональным страхом перед нападениями и преследованиями, от которого до сих пор не избавились. Швеция или другая страна, у которой есть шанс, может захотеть победить, чтобы избежать этого сценария, какими бы непопулярными ни были скандинавские цены на алкоголь.

Однако, если он выиграет, я думаю, что опасность массовых забастовок или беспорядков исключена, и я бы не сказал этого в прошлом году. Некоторые фанаты могут вздохнуть, некоторые фанаты могут быть удручены мыслью о поездке на Восток, а некоторые, возможно, уже обычно обвиняют политическое голосование. Но никто не пожалеет Сергея его шанса и его момента. Ему удалось сыграть в пиар-игру настолько хорошо, насколько это возможно, чтобы оседлать русскую бурю.

Завтра в России может состояться Конкурс песни, и, без сомнения, она отлично справится с инфраструктурой и организацией. Другой вопрос, хотят ли этого люди дома, и у определенной части присяжных и телезрителей, вероятно, все еще будет оставаться антироссийское клеймо.