Что нового и интересного вы узнали о дале: Изложение (выборочное). Конечно, вам хорошо известно имя В. И. Даля и вы слышали о его заслугах в лингвистике. А ведь В. И. Даль не был связан своей профессией с лингвистической наукой, однако стал выдающимся лексикографом в силу глубокого интереса к русскому народному слову. Прочитайте текст о замечательном собирателе русского языка В. И. Дале. Что нового и интересного вы о нём узнали? Расскажите об этом одноклассникам. Напишите подробно о заслугах В. И. Даля как лексикографа. Используйте в своём высказывании цитаты.Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) Имя Владимира Ивановича Даля включено в список почётных членов Российской Академии наук. Даля знают как лексикографа, автора всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866); этнографа*, собирателя пословиц и поговорок русского народа, издателя сказок, песен, побывальщин; писателя, творившего под псевдонимом «Казак Луганский»; морского офицера Черноморского и Балтийского флота, одного из основателей Русского географического общества; медика по базовому образованию, участвовавшего в качестве полевого хирурга в Балканской, Польской и Хивинской кампаниях; «Труды мои со словарём никогда не окупятся, но с избытком окупаются надежды на пользы его!» Даль своим словарём возвёл стройное и величественное здание русского языка, освободив от заимствований, церковнославянизмов, искажённых толкований. И главное, ввёл в оборот несметное множество новых слов, отсутствующих в прежних словарях, придав силу русскому языку как национальному достоянию русского народа. У Даля мы учимся, по определению лингвиста Ю. С. Степанова, «рыцарской верности и преданности Слову».

Раздел. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ. РОДНАЯ СТРАНА ВО ВСЕ ВРЕМЕНАСЫНАМИ СИЛЬНА. ЛЮДИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ Урок 12. В.А. Бахревский «Рябово», М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова…»

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его
содержание; на основе знакомства с произведением В.А. Бахревского узнать о
детстве В.М. Васнецова; обучать выразительному чтению с опорой на знаки
препинания, пониманию содержания текста; способствовать формированию
представления об извест­ных людях земли Русской; содействовать воспитанию
уважения к своей стране, к своему народу; развивать память, речь, мыш­ление,
познакомить с произведением М.А. Булатова и В.И. Порудоминского, с жизнью и
творчеством В.И. Даля;

Планируемые результаты: учащиеся будут продолжать учить­ся
прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух целыми словами,
обозначая интонационно конец предло­жения; рассказывать о своём отношении к
произведению; отве­чать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты В.А.
Бахревского и В.М. Васнецова; текст загадки для речевой разминки (на доске,
слайде, в рабочих тетрадях или распечатан­ный на листочках), портреты и книги
М.А. Булатова и В.И. Порудоминского, В.И. Даля;

Ход
урока

I.    Организационный
момент

II.   
Актуализация
знаний

Речевая разминка

— Прочитайте загадку.

У
меня есть карандаш,

Разноцветная
гуашь,

Акварель,
палитра, кисть

И
бумаги плотный лист,

А
ещё — мольберт-треножник,

Потому
что я … (художник).

— Прочитайте текст медленно
«жужжащим» чтением.

— Прочитайте текст с
вопросительной интонацией.

— Прочитайте текст с
утвердительной интонацией.

— Прочитайте текст с
сердитой интонацией.

— Прочитайте текст
с весёлой интонацией (с интонацией удивления, сожаления).

— Прочитайте загадку выразительно.

— Ребята, поднимите руки, кто из вас любит
рисовать.

— Расскажите, почему вам нравится это занятие.
(Ответы детей.)

III.     Самоопределение
к деятельности

— Как вы думаете,
почему урок я начала именно с такой за­гадки? (Предположения детей.)

— Сегодня на уроке
мы начнём изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Прочитайте, что
здесь написано.

(Запись на доске или в
рабочих тетрадях.)

ЯИССОР АНИДОР ЯОМ

(Россия — Родина моя.)

— Как вам удалось
это прочитать? (Читать нужно справа на­лево.)

— Как вы думаете, с
какими произведениями мы будем зна­комиться в этом разделе? (Мы будем читать
стихи, расска­зы о Родине.)

Первая глава в этом разделе называется «Люди
земли Русской».

— Как вы понимаете
смысл этого названия? (Высказывания учащихся.)

— Откройте учебники
на с. 67. Давайте прочитаем вступи­тельную статью к первому произведению. (Дети
читают текст.)

— О ком мы будем сегодня
читать? (О художнике-сказочнике Викторе Михайловиче Васнецове. )

Материал для учителя

Виктор Михайлович
Васнецов
— знаменитый русский
живописец. Виктор Михайлович появился на свет в 1848 году в семье деревенского
батюшки. Детские годы его проходили в селе Рябово, которое издревле славилось
искусством народных мастеров и природными красотами.

Семья Васнецовых
была большая, жили они небогато. Мальчик рано остался без матери, поэтому его
образованием занимался отец. Он был первым наставником для своих детей, сам
учил их разным наукам. Дети занимались резьбой по дереву, читали научные
журналы, слушали были­ны и сказки о русских богатырях. Обучал батюшка и
ребятишек прихода, где проходило его служение. Немалую роль в воспитании внука
также сыграла бабушка, она писала картины, её дом был обильно украшен соб­ственными
работами.

Виктор начал рано
увлекаться рисованием и имел желание в буду­щем продолжить это занятие, но так
как его отец пребывал в духовном сане, по религиозным правилам, сына он
отправил в Вятское духов­ное училище. Дальше юноша обучается в Вятской духовной
академии и не перестаёт заниматься своим любимым делом. С благословения отца он
всё же оставляет семинарию и уезжает в Санкт-Петербург для поступ­ления в
Императорскую Академию художеств.

Выставлять свои
работы В.М. Васнецов начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях
Академии, потом — в выставках передвижников.

В 1878 году Виктор
Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием отбывает в Москву. Здесь художник
близко знакомится с основополож­ником знаменитой художественной галереи П.М.
Третьяковым, от ко­торого получает заказ на оформление фасада этого здания.
Также он заводит дружбу с С.И. Мамонтовым, состоятельным господином и ме­ценатом.
В. Васнецов часто бывает у него в гостях в усадьбе Абрамцево, встречается с
приезжающими туда знаменитыми художниками и му­зыкантами. Созданная ими живая
атмосфера вдохновляет художника на творчество, В.М. Васнецов пишет свои лучшие
картины — «Алёнуш­ка», «Иван-Царевич на Сером Волке» и др.

В. М. Васнецов
украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и
фольклорные темы. Художник также рас­писывал храмы в разных городах России. Его
роспись Владимирского собора в Киеве до настоящего времени вызывает восхищение
у жителей и гостей города. В.М. Васнецов занимался оформлением спектаклей.

Умер Васнецов 23 июля 1926 года
в Москве в своей мастерской, в доме, который был построен по его проекту (ныне
это музей его имени по адресу: переулок Васнецова, д. 13). В настоящее время
здесь бывает множество детей. Все они приходят, чтобы познакомиться с жизнью ху­дожника
и полюбоваться его прекрасными картинами.

Меценат — лицо, способствующее на добровольной и
безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную
под­держку из личных средств.

IV.   Работа
по теме урока

1.    Знакомство с произведением

(Учитель и хорошо читающие ученики читают
текст на с. 67-73.)

2.     Словарная работа

— Ребята, как вы понимаете, что
обозначают в тексте эти сло­ва и выражения?

(Слова записаны
на доске или распечатаны на листочках. Учитель объясняет детям значение слов, которых
нет в словаре учебника.)

Стряпуха — работница, которая готовит пищу.

Котомка — дорожная сума, носимая за плечами.

Пожаловал нас
воробьиным своим подаянием

дал нам воробьиную еду.

Светец — устройство из подставки и укреплённой в ней
лучины.

Птица Сирин — в древнерусском искусстве и легендах райская
птица с головой девы.

Душа у тебя, как
у птицы,
— хочется на
свободу, ввысь.

Едемский рай — райский сад в Библии.

Праведник — человек, соблюдающий религиозные заповеди,
не имеющий грехов, живущий праведной жизнью.

Людская — здесь: помещение для слуг в господском доме.

Кипень — это устаревшее слово, обозначающее белую
пену на по­верхности воды при кипении или бурном волнении (кипень прибоя,
кипень водопада). В данном случае: кипень инея.

Солнце щекастое,
малиновое
— большое, яркое
солнце.

Околица — окраина селения.

Выставить с кухни
— вывести (прогнать) с кухни.

Наседка — птица, высиживающая яйца.

Дьякон — в православной церкви: священнослужитель,
помощник священника.

Псаломщик,
пономарь
— служители,
помогающие в православной церкви священнику во время богослужения.

Ходатай — тот, кто выступает как чей-либо защитник,
заступник.

3.       Работа над содержанием
произведения

— Рассмотрите на с. 69 репродукцию картины И.М. Пряниш­никова
«Калики перехожие». Расскажите, что вы на ней ви­дите, как понимаете её
содержание.

Картина И.М.
Прянишникова «Калики перехожие» (1870) хранится в Москве в Третьяковской
галерее. За картины «Калики перехожие» и «Швея» И.М. Прянишников был удостоен
звания художника 1-й степени Императорской Академии художеств.

Калики (калики перехожие) — это
старинное название стран­ников, поющих духовные стихи и былины. Зачастую эти
люди были слепцами. Само слово калика происходит от латинского слова caliga,
которое означает «сандалии на подвязках», в такой обуви паломники отправлялись
в Иерусалим.

— Странник сказал: «В добром доме и детки добрые». Почему он решил, что
дом, в который он попал, добрый? (Стран­ник увидел, как старший сын разделил
хлеб на всех членов семьи.)

— Чем ещё можно
подтвердить слова странника о добром доме мальчика — доме Васнецовых? (Хозяева
дома пустили в дом четырёх странников, всем им дали приют, накормили и уложили
спать на тулупы.)

— Перечитайте диалог мальчика и странников о
море.

— Что говорят о море странники? Чьи слова
ближе мальчику?

(Слова второго странника
ближе мальчику.)

— Рассмотрите на с. 70
репродукцию картины В.М. Васнецо­ва «Сирин и Алконост». Как вы понимаете её
содержание? (Высказывания детей.)

Материал для учителя

Сирин и Алконост —
два неразлучных символа, пара противополож­ностей. Горе и радость, несчастье и
счастье, черное и белое… На картине В.М. Васнецова эти мифические девы-птицы
похожи, как двойники, и одновременно с этим совершенно разные. Сирин — чёрная
вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост несёт свет, дарует радость и
наслаждение. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в райский сад
накануне Яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет
плоды магическими, лечебными свойствами.

В.М. Васнецов
создаёт удивительно яркие и красочные образы ми­фических райских птиц. Если у
птицы Сирин чёрное оперение, измо­ждённое бледное лицо, полные слёз глаза в
чёрных глазницах, закрываю­щиеся крылья, то у птицы Алконост, наоборот, светлое
одеяние, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост
на­чинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на
одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян
всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и
увядания. Справа — воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины
стало утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, тёмная, напротив,
укрывается от наступающей зари. Сирин обращена в прошлое, Алконост вся в
будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы — они являются вечными спутниками
жизни каждого человека, одна способна умерить слишком сильную радость, другая —
облегчить неподъёмное горе. Образы этих птиц воплощают гармонию.

(По Г. Занегину)

— Почему мальчик
думает, что странники улетели на ковре- самолёте? (После их ухода мальчик не
увидел никаких следов. Странники для него были словно волшебники.)

— Кем был отец Виктора
Васнецова? (Священником. «Батюш­ка за всех обиженных ходатай».)

4.                
Чтение
произведения

(Учитель
и хорошо читающие ученики читают текст до конца (с. 73-78).)

5.                
Словарная
работа

— Что обозначают
в тексте эти слова и выражения?

(Слова
записаны на доске или распечатаны на листочках.)

Врасплох — неожиданно, внезапно.

Кратер — углубление на вершине вулкана, из которого при изверже­нии
выливается лава.

Чётки — это аксессуар, состоящий из нанизанных на прочную нить
бусин или плашек, которые применяются для медитации и счёта произ­несённых
мантр или молитв.

Флибустьер — пират, морской разбойник.

Барка — деревянное плоскодонное судно без палубы.

Невзначай — случайно, ненароком, ненамеренно, нечаянно.

Сочельник — день накануне церковных праздников Рождества и Кре­щения.

Маг — то же, что колдун, чародей, волшебник, заклинатель. Места,
Зовомого Город,
— места, называющегося Город.

6.      Работа по вопросам и заданиям
учебника

(Работа ведётся
по вопросам на с. 76, 78. Дети отвечают, опи­раясь на текст.)

— Почему Вите нравилось рассматривать журналы? В чём со­стояла
его тайная надежда? Какие картинки были напеча­таны в старых журналах? («Вдруг
увидишь то, что проглядел. И ещё есть у мальчика тайная надежда застать
картинку врасплох». Витя хотел увидеть в действии, живым то, что нарисовано в
журнале. )

— Какой способ придумал Витя, чтобы «оживить» картинки? («Он мог бы
срисовать её очень похоже, но, чтобы картинка ожила, чтобы в ней была история
не о чужом корабле, а о его, Витином, нужно нарисовать не этот остров, а
другой, похо­жий на него. И ещё надо нарисовать самого себя».)

— Можно ли сказать,
читая этот текст, что рисование в дет­стве было одним из самых любимых занятий
Виктора? Обоснуйте свой ответ. (Да, мы видим, что это самое люби­мое занятие
мальчика. Он подолгу рассматривает журналы, фантазирует, восхищается тем, как
рисует его отец. Витя придумывает свои иллюстрации к рассказу.)

— Чему радуется
Витя? Чего он ждёт? (Он ждёт приезда своего брата Коли.)

— Как вы думаете,
почему, увидев первую звезду, никто не стал торопиться в дом? (Все смотрели
на появление первой звезды, как на чудо. А ещё Коля вынес бенгальскую свечу.
Это было настоящим волшебством!)

— Найдите и
прочитайте описание солнца в первой, во вто­рой и четвёртой частях текста. (1-я
часть — с. 67—71 («Солн­це на замороженном окне как жар-птица».), 2-я
часть — с. 71—73 («…не жалко солнцу солнца для их Рябова! Вон его
сколько!»-),
4-я часть — с. 76—78 («Комната наполнена тихим добрым
светом. Солнце словно прикрыло веками глаза, чтобы не разбудить детей
невзначай».).)

— Что общего в этих описаниях и в чём
различие?

— Как вы думаете,
чьими глазами мы видим солнце, когда читаем эти описания? (Мы видим его
глазами мальчика Вик­тора Васнецова
.)

— Перечитайте два последних
абзаца. Как вы понимаете смысл слов «ему чудится, что он напитывается их
таин­ственным, их тревожащим душу светом»? (Мальчик очень чувственно относился
к природе, для него она была наполнена волшебством. Такое видение и восприятие
мира сформиро­валось у Виктора Васнецова во многом благодаря его отцу.
Настоящий художник должен уметь видеть красоту и не­обычное в обычном. Это и
хотел показать нам автор этого произведения
.)

Материал для учителя

Владислав
Анатольевич Бахревский
— российский
поэт и писа­тель. В.А. Бахревский родился 15 августа 1936 года в Воронеже в
семье лесничего. Его семья много переезжала по стране, позже в эти места пи­сатель
поселит героев своих книг, таких же мальчишек, каким был он сам. Детство,
проведённое им в лесу, жизнь на лоне природы во многом определили характер и
судьбу будущего мастера слова, его любовь к Ро­дине и её истории, умение видеть
большое в малом, чувствовать и пони­мать красоту родного края.

В 1948 году
Бахревские осели в подмосковном Орехово-Зуеве, где Владислав окончил школу, а
затем литературный факультет Педагогического института. Именно здесь
сформировался самобытный талант писателя. Владислав Бахревский руководил в
институте созданным им литературным кружком, а впоследствии возглавлял городское
литера­турное объединение.

В 1960 году вышла
первая повесть писателя — «Мальчик с Весёлого». В 1967 году Бахревский был
принят в Союз писателей СССР. За долгие годы литературного труда им было
создано более ста книг, как для взрос­лых, так и для детей. Это повести о
военном и послевоенном детстве, исторические романы, рассказы, сказки,
стихотворения. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за
рубежом.

С 1975 года В.
Бахревский жил в Оренбуржье, но много ездил по стране: бывал в Сибири, на
Камчатке, Сахалине, в Карелии, на Алтае, собирая бесценный материал для своих
книг; он работал корреспонден­том районной газеты, сотрудничал в «Литературной
газете», в детских периодических изданиях «Пионерская правда», «Пионер»,
«Мурзилка» и многих других. Не одно поколение советских детей выросло на книгах
Владислава Бахревского.

В сказках, детских
повестях и рассказах раскрываются лучшие каче­ства Бахревского-стилиста, они
расцвечены юмором, озарены сказочной фантазией и затрагивают те нравственные проблемы,
с которыми стал­кивается по мере взросления каждый ребёнок. Произведения
писателя учат отличать добро от зла, поступать честно вне зависимости от обстоя­тельств.

(Союз
писателей России)

V.    Физкультминутка

(Выполняются
команды по тексту.)

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI.    Продолжение
работы по теме урока

— Что вы знаете о Владимире
Ивановиче Дале? (Высказыва­ния детей.)

В.И. Даль был человеком необычной судьбы. Его
имя встре­тишь в учебниках русской литературы и трудах по фольклори­стике, в
книгах по этнографии и по истории медицины, даже в руководствах по
военно-инженерному делу. Но дело всей его жизни — «Толковый словарь живого
великорусского языка».

Самоопределение к деятельности

— Как вы поняли, о ком мы сегодня будем читать
и говорить?

(О Владимире Ивановиче Дале.)

— Откройте учебники
на с. 78. Прочитайте вступительную статью к произведению. (Дети читают статью.)

— Что вы узнали о
В. Дале? Кем он был? (Он был моряком, военным врачом, глазным хирургом,
сказочником, писателем, составителем словаря русского языка. .. А ещё В. Даль
собрал два тома русских пословиц. Он знал больше десяти языков и записывал не
только русские, но и казахские, башкирские, калмыцкие сказки, пословицы и
поговорки.)

Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о
жизни и творчестве этого замечательного человека.

1.   
Знакомство с жизнью
и творчеством В.И. Даля

(Учитель рассказывает детям о В.И. Дале.)

Материал для учителя

Владимир Иванович
Даль
— русский прозаик,
лексикограф, этно­граф. В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске
в семье врача. Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Гер­мании,
где изучал богословие и древние и новые языки. Его мать, нем­ка, владела пятью
языками. Владимир получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 году
поступил в Морской кадетский корпус в Пе­тербурге. Учёбу в корпусе,
впоследствии описанную в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся»,
Владимир Иванович считал «уби­тыми годами». Учебное плавание в Данию убедило
его в том, что Отече­ство его — Россия, что нет у него ничего общего с отчизною
его предков. По окончании учёбы В. Даль служил мичманом на Черноморском флоте.
В это время он без определённой цели начал записывать неизвестные ему слова,
приступив таким образом к главному делу своей жизни — созда­нию «Толкового
словаря живого великорусского языка».

Во время службы В.
Даль продолжал писать стихи, это принесло ему неприятности: за эпиграмму на
главнокомандующего Черноморским флотом он был взят под арест. Оправданный
судом, молодой человек перевёлся в Кронштадт, а затем вышел в отставку и
поступил на меди­цинский факультет Императорского Дерптского университета в
Эсто­нии. Материальное положение В. Даля было тяжёлым, он зарабатывал на жизнь
репетиторством, тем не менее годы учёбы остались одним из самых светлых
воспоминаний его жизни. Владимир Иванович писал стихи и одноактные комедии, он
познакомился с поэтами Н.М. Языко­вым и В.А. Жуковским, с хирургом Н.И.
Пироговым, а также с издате­лем журнала «Славянин» А.Ф. Воейковым, который в
1827 году впервые опубликовал стихи Даля.

В 1829 году Даль
успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в
действующую армию. Работая в полевом госпитале, он стал блестящим хирургом.
Даль продолжал собирать материал для будущего словаря, записывая со слов солдат
«областные речения» разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его
детства — о том, что «речь простолюдина с её своеобразными оборотами почти
всегда отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определи­тельностью и в ней
было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят
образованные люди».

По окончании
русско-турецкой войны Даль продолжил службу в ка­честве военного врача и
эпидемиолога. В 1831 году он работал на эпиде­мии холеры, а также принимал
участие в польской кампании. Вернув­шись в 1832 году в Петербург, работал в
военном госпитале.

В 1830 году была
опубликована первая повесть Даля «Цыганка». В 1832 году вышел его сборник
«Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую
переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими
разукрашенные Казаком Вла­димиром Луганским. Пяток первый». Цензура усмотрела в
книге насмеш­ку над правительством; от судебного преследования Владимира
Иванови­ча спасли только его воинские заслуги. Литературный псевдоним «Казак
Луганский» Даль взял в честь своего родного города Луганска.

В 1833 году Даль был
направлен на службу в Оренбург, где стал чи­новником особых поручений при
военном губернаторе. Исполнение служебных обязанностей было связано с частыми
разъездами по губер­нии, что дало писателю возможность изучить быт и язык
населявших её людей. В годы службы Даль написал повести о казахах — «Бикей и
Мау- лина» и о башкирах — «Башкирская русалка». Он собирал коллекции флоры и
фауны Оренбургской губернии, за что был избран членом-кор­респондентом Академии
наук.

Даль сопровождал
А.С. Пушкина в его путешествии по пугачёвским местам. В 1837 году, узнав о
дуэли поэта, приехал в Петербург и дежурил у его постели до последней минуты. В
1841 году, вскоре после Хивинско­го похода русской армии (1839—1840), в котором
он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарём и
чиновником особых поручений при министре внутренних дел. Все годы службы Вла­димир
Иванович продолжал работу над словарём, собирая для него мате­риал во время
поездок по Оренбургской губернии. По переезде в Петербург он получал письма с
образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России.

В 1849 году Даль был
назначен на должность управляющего Ниже­городской удельной конторой. Это было
значительным понижением по службе, на которое Владимир Иванович пошёл
добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела
почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служеб­ных
обязанностей (писание крестьянских жалоб и так далее), Даль де­лал
хирургические операции. В 1862 году он издал сборник «Пословицы русского
народа», в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам («Бог»,
«Любовь», «Семья» и так далее).

В начале 1860-х
годов Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено
первое издание его «Толкового словаря живого великорусского языка»,
содержавшего 200 тыс. слов. Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей жизни,
был опубликован в 1867 году. Владимир Иванович был избран почётным членом Акаде­мии
наук.

Словарь Даля — первый
и до сих пор единственный словарь русского языка, охватывающий как литературный
язык, так и различные диалек­ты. Из 200 тыс. слов, включённых в словарь, более
половины составля­ет литературная лексика, а более 80 тыс. слов, в основном
диалектных, были записаны Далем в различных районах России. Стремившийся
обогатить литературный язык словами «живого», народного языка, Вла­димир
Иванович не делал различий между литературной и диалектной лексикой. В качестве
иллюстративного материала в словаре приводится большое количество
фразеологизмов, пословиц, поговорок; в толкова­ниях содержится значительный
материал этнографического и даже эн­циклопедического характера.

В последние годы
жизни В. Даль работал над вторым изданием словаря, пополняя запасы слов, и писал
детские рассказы. Он сделал переложение Ветхого Завета «применительно к
понятиям русского про­стонародья», написал учебники по зоологии и ботанике,
передал фольк­лористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и
сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инстру­ментах, работал
на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. «За что ни
брался Даль, всё ему удавалось усвоить», — писал его друг, великий хирург
Пирогов.

(Подробнее см.: Школьный
словарик, с. 28.)

2.     Чтение главы «Слова на дороге»

— Откройте учебники на с. 79, прочитайте
название повести.

(«Собирал человек слова…»)

— О чём говорит вам это название? Что вы
представили?

— Прочитаем название главы. («Слова на
дороге».)

— Как вы понимаете это
название? (Высказывания детей.) (Учитель и хорошо читающие ученики читают
главу.)

3.      
Словарная
работа

— Какое значение имеют в тексте эти слова и выражения?
(Слова записаны на доске или распечатаны на листочках.) Холст
конопляная или льняная ткань с полотняным переплетени­ем пряжи (то есть
перпендикулярным, с чередованием нахлёстов через одну нить). Холст из конопли,
имеющий желтоватый цвет, был более распространён в средней полосе России, так
как конопля лучше про­израстала в сложных природных условиях. Он обычно толще и
грубее серебристого льняного холста, но имеет более высокую износоустой­чивость.

Холщовый (навес) — кровля на столбах
или других опорах для защиты от солнца или непогоды.

Не по карману — дорого.

На паях — вместе с кем-либо, совместно участвуя в чём-либо.

Ковыль — травянистое степное растение из семейства злаков, с длин­ными
остями, покрытыми у некоторых видов пушистыми волосками.

Козлы — передок конного экипажа, где сидит кучер.

Проведать — навестить.

Отведайте — попробуйте, поешьте.

Поведаю — расскажу.

Изведаю — узнаю.

Лясы точить — болтать, разговаривать.

Далече — далеко.

Верста — старинная русская мера длины, равная 1,06 км.

Печка нежит, а дорожка учит — на печке отдыхаешь в тепле, а в до­роге многому
учишься.

4.       Работа по вопросам и заданиям учебника

— Зачем родители
отправили Владимира и Карла из Николае­ва в Санкт-Петербург? (Отец «решил,
что сыновьям быть моряками, им пришлось сушей пересечь всю Россию». )

(Дети читают вопросы на с. 83—84, отвечают на
них выбороч­ным чтением.)

5.                
Чтение главы
«“Замолаживает?” Что это?»

— Прочитаем
следующую главу из повести «Собирал человек слова…» (с. 84-85).

(Учитель читает текст.)

6.                
Словарная работа

— Ребята, что обозначают эти слова?

(Учитель вместе с детьми разбирает значение
слов, которые встретились в тексте.)

Наст — плотная корка снега на поверхности, которая
образуется в результате подтаивания и последующих снегопадов.

Снежный вал — снежная насыпь.

7.                
Работа над
содержанием произведения

(Работа ведётся по вопросам на с. 85—86.)

— Что общего в содержании
этих двух глав из повести о Вла­димире Дале? В чём между ними различие?
этих главах рассказывается о том, как Владимир Иванович проявлял ин­терес к
слову. В первой главе он готовится стать кадетом, а во второй главе Владимир
Даль уже в звании мичмана, ему исполнилось 18 лет. )

— Почему Владимир
Даль забыл про холод? (Он начал записы­вать слова и увлёкся, задумался.)

— Почему «морозный
мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана»? (В этот
день он начал осознанно собирать и записывать слова для своего словаря.)

— Как вы понимаете
смысл пословицы Мал почин, да дорог? (Так обычно говорят о малозаметной
вещи, которая в ито­ге может раскрыться с неожиданной стороны и оказаться
яркой, интересной и удивительной. В контексте этого про­изведения пословица
означает, что записаны В. Далем пока всего только несколько слов, но это стало
началом большой и важной работы.)

Наибольшую славу В.И. Далю принёс
непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на
составление которого ушло 53 года. Это был первый толковый словарь в 4 томах не
только в России, но и в Европе. Учёный- лингвист также собрал 30 130 русских
народных пословиц и по­говорок по 178 темам.

8.                
Беседа с учащимися

— Прочитайте в учебнике задание
в рубрике «Рассуждаем» на с. 85.

— Как
бы вы ответили на вопросы ребят? Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте свой
ответ.

VII.    Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке?

— Расскажите о своём отношении к изучаемому
материалу.

VIII.    Подведение
итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Чем он вам интересен?

— Чему вы учились на уроке?

— Какой важный вывод можно
сделать по теме урока? (Чело­век любит свой край, где он родился и живёт.)

— Какие произведения или труды
В.И. Даля вам известны? Расскажите о них кратко.

Домашнее задание

Составить синквейн о В.И. Дале, отразить нём
полученные на уроке знания об этом замечательном человеке.

Составленный синквейн может выглядеть
следующим образом.

В.И. Даль.

Разносторонний, увлечённый.

Лечил, собирал
(слова), писал.

В.И. Даль является
автором «Толкового словаря живого великорус­ского словаря».

Учёный, фольклорист.

 

Заочная экскурсия по далевским местам.

(К 220-летнему юбилею В. И. Даля)

« Заочная экскурсия по
далевским местам»
(к 220-летнему юбилею
В. И. Даля)
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (КАЗАК
ЛУГАНСКИЙ) 1801 — 1872
Эта экскурсия посвящена нашему земляку –
Владимиру Ивановичу Далю, писателю,
этнографу,
лексикографу,
собирателю
фольклора, офтальмологу, военному хирургу.
Нынешней осенью мы отметим 220-ю
годовщину
со
дня
рождения
этого
удивительного человека. Я уверена, что все
знают автора «Толкового словаря живого
великорусского языка», даже спустя два
столетия его имя остаётся известным и
дорогим для многих .
В ходе нашей заочной экскурсии мы
посетим значимые для В. И. Даля места, где он
родился, учился, служил, воевал.
Надеюсь, что вы сегодня откроете для себя
много нового и интересного.
Спасибо, Дания, далёкая страна, где сказка в воздухе
витала, за то, что Иоганна Христиана Даля на службу в Русь
далёкую послала…
В Луганске он на верность присягнул своей стране –
империи Российской, в далёком нашем угольном краю
каждый рабочий у него лечился. И здесь, в родном нашем
Луганске, и этим город наш всегда гордился, у Иоганна
Христиана Даля сын – Владимир Даль — родился.
Памятник В. И. Далю во дворе
музея Даля в Луганске
ЛУГАНСК. 10 (22) ноября 1801 года в Луганске в
семье городского лекаря Ивана Матвеевича
Даля, проживавшего по улице Английской,
родился мальчик, которого назвали Владимир.
На фотографиях вы видите Английскую улицу
(сейчас – улица Даля), дом-музей Даля и
офтальмологическую клинику на ул. Даля
(известно, что Даль был знаменитым
офтальмологом)
В Луганске, его именем названы: улица,
средняя школа № 5 и Восточно-украинский
национальный университет. В луганском доме
семьи Даля ныне действует Литературный
музей Владимира Даля. Научным сотрудникам
музея удалось собрать в полном объёме
прижизненные
издания
литературных
произведений В. И. Даля. Музей рассказывает о
личности В. И. Даля в контексте эпохи, о его
современниках — А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, Н.
И. Пирогове. Во дворе музея стоит бюст Даля, а
на улице Даля находится его памятник,
установленный в 1981 году. Этот памятник был
первым
и
долгое
время
оставался
единственным в мире.
На улице Даля имеется водолечебница, возле которой
расположен памятник В. И. Далю. Интересен тот факт, что ул.
Даля пересекается с ул. Пушкина. Можно сказать, что Даль и
Пушкин как друзья встретились в Луганске.
Водолечебница на ул. Даля,
памятник В.И. Далю
В 2010 году был открыт третий в Луганске памятник Далю около
Луганского государственного университета имени В. Даля
Школа №5 им. В.
Даля в Луганске
Владимир Даль провёл в Луганске лишь первые четыре года своей жизни. Но память о городе, ставшем
его малой родиной, оказалась столь сильной и трепетной, что отразилась в его литературном имени –
Казак Луганский. Но почему «казак»? Тема казачества привлекала Даля с самого начала творчества.
Сборник сказок «Первый пяток» он подписал этим псевдонимом. Даль вкладывал в него такой смысл:
казак – «вольный житель земли русской». В период службы в Оренбурге в качестве чиновника он много
занимался казачьими делами, собрал подробные сведения о казачестве. В сказках, своём любимом
жанре, часто обращался к казачьим мотивам. В его сборниках «Солдатские досуги», «Матросские досуги»
есть много миниатюр о мужестве, храбрости и смекалке уральских казаков.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ С 1814 по 1819 год Даль учился в Морском
кадетском корпусе в Петербурге. Позже сам Даль писал, что
«замертво убил» там время, а «в памяти остались одни
розги», однако закончил корпус он 12-м по успеваемости из
83 выпускников. Он был произведён в мичманы, проходил
офицерскую службу сначала на Чёрном (1819—1824), а потом
на Балтийском морях (1824—1825).
НИКОЛАЕВ-КРОНШТАДТ Семья Даля приехала в Николаев в 1805 г. В
воспоминаниях дочери Даля отмечено, что остановились на главной
улице, т. е. на ул. Адмиральской, это был дом по ул. Адмиральская,
14. Здесь находился так называемый дом Бернадского, который не
сохранился.
В Николаеве Даль служил мичманом на Чёрном море. Находился под
арестом
по
подозрению
в
сочинении
эпиграммы
на
главнокомандующего Черноморским флотом Алексея Грейга и на его
любовницу Юлию Кульчинскую . С этим эпизодом и связан перевод
Даля из Николаева в Кронштадт, где служил на Балтийском море.
В Николаеве есть скромная улица, названная в его честь:
ДЕРПТ-БАЛКАНЫ После нескольких лет службы на
флоте Владимир Даль поступил в Дерптский
университет (сейчас это Тартуский университет в
Эстонии) на медицинский факультет. Жил он в
тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь
уроками русского языка . Здесь Владимир Иванович
освоил латынь и даже успел получить серебряную
медаль за работу по философии.
Дерпт
Дерптский университет в 1802г.( сейчас Тартуский)
Учёбу пришлось прервать в 1828 году,
с началом войны с турками, когда в
связи с распространившимися за
Дунаем
случаями
чумы
армия
потребовала
усиления
военномедицинской службы.
29 марта 1829 года В. И. Даль
поступил в военное ведомство и был
зачислен в действующую армию.
Участвовал как военный врач в русскотурецкой войне. Вместе с русской
армией совершил переход через
Балканы. В качестве ординатора при
подвижном госпитале Даль принимает
участие в ряде сражений, приобретает
славу искусного хирурга. В ходе
сражений
русско-турецкой
войны
1828—1829 годов и польской кампании
1831 года Владимир Даль показал себя
как блестящий военный врач.
Переход через Балканы
Орден Святого Владимира
4-й степени с бантом
Этим орденом Николай I
наградил В. И. Даля
ПЕТЕРБУРГ. Снова возвращаемся к этому чудесному городу. В этот раз Даль стал
ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале, где приобрел
известность замечательного хирурга. В особенности Даль был специалистом в
офтальмологии. За время своей врачебной практики он провел свыше сорока
успешных операций снятия катаракты. Многие говорили, что «у него обе руки
правые». настолько хорошо он работал в этой области.
ОРЕНБУРГ Владимир Даль поселился в Оренбурге в
июле 1833 года и около восьми лет служил здесь на
посту чиновника по особым поручениям при военном
губернаторе В. А. Перовском.
Здесь он дважды женился, у него родились пятеро
детей (сын и четверо дочерей). Здесь, по приезде
Пушкина в этот город, вечером 18 сентября 1833 года
Даль встретился с ним и в течение трёх дней, вплоть до
отъезда поэта в Уральск, был постоянным его
собеседником и проводником по достопамятным
«пугачёвским» местам.
За свои коллекции по флоре и фауне Оренбургского
края избран в 1838 г. членом-корреспондентом
Петербургской
академии
наук
по
физикоматематическому отделению.
В Оренбурге стоит памятнику Далю и Пушкину (как
мы знаем, они были хорошими друзьями), а также
памятник «Толковому словарю живого великорусского
языка», находящийся в центре Оренбурга возле
областной библиотеки им. Н.К. Крупской.
ВЛАДИМИР ДАЛЬ – ЧИНОВНИК ОРЕНБУРГСКОГО
КРАЯ Около 8 лет прожил В. И. Даль в Оренбурге.
«Всю свою жизнь я искал случая поездить по Руси»,
— признавался Даль в своей автобиографической
записке. Восьмилетняя служба чиновником в
Оренбурге была связана с частыми служебными
поездками по обширному краю, в состав которого
входили тогда Оренбургская область, Башкирия и
значительная часть Казахстана. Живя в Оренбурге,
Даль занимался широкой культурно-общественной
деятельностью. При его участии в Оренбурге был
образован «Зоологический музей», положивший
начало краеведческому музею. В Оренбурге Даль
написал учебники «Ботаника» и «Зоология». Таких
учебников еще не знала русская школа. В 1838 г. В. И.
Даль
был
избран
членом-корреспондентом
Петербургской Академии наук по классу естественных
наук за собирание коллекций по флоре и фауне
Оренбургского края. В. И. Даль играл ведущую роль в
организации Оренбургского естественно-научного
музея, вошедшего составной частью в современный
краеведческий музей Оренбурга.
Учебники «Ботаника» и «Зоология»
В. И. Даля
Понтонный мост В.И. Даля
Даль участвовал в нескольких войнах, но самая знаменитая история, связанная с его
именем, произошла во время российско-польской компании в 1831 году. Пехотный корпус
русских оказался прижат вражескими солдатами на берегу Вислы. Форсировать реку не
было возможности, т.к. поляки сожгли мост. Русским оставалось только два варианта: или
погибнуть, или попасть в плен к врагу. Однако Даль сдаваться не собирался. Обученный
инженерному делу в кадетском корпусе и имевший опыт морского дела, В.И. Даль
предложил командованию соорудить понтонный мост через Вислу из подручных средств.
Под его руководством, солдаты спешно изготовили наплавную переправу из пустых бочек,
лодок и плотов, которая позволила переправиться солдатам и увезти артиллерийские
орудия. Поляки, обнаружив, что окруженные русские скрылись, прибыли на берег реки и
ступили на этот понтонный мост. К ним вышел сам В. И. Даль и объявил, что он военный
врач и не успел эвакуировать всех раненых, но надеется на великодушие противника.
Беседуя, Даль и польские офицеры зашли на середину моста. Достигнув определенного
отрезка переправы, Даль резко спрыгнул на одну из бочек, в которой, как оказалось, он
спрятал топор. Схватив оружие, он перерубил трос, скреплявший все элементы наплавной
конструкции, и мост начал распадаться на отдельные элементы. Вот так был спасен
пехотный корпус русской армии, а вражеская армия понесла серьёзные потери.
Памятник «Толковому словарю живого
великорусского языка» в Оренбурге
Улица Даля (сейчас)
В Оренбурге есть улица Даля.
Там, как и в Луганске, символично
пересекаются
пути
Даля
и
Пушкина:
06 июня 2020 года в день рождения
Пушкина на Пушкинской улице
Оренбурга была торжественно
открыта памятная доска,
посвящённая Далю
Улица Даля (19 век)
НИЖНИЙ НОВГОРОД. В 1849 году Даль назначен управляющим нижегородской
удельной конторой и прослужил на этом посту, доставившем ему возможность
наблюдать разнообразный этнографический материал, до 1859, когда вышел в
отставку и поселился в Москве. Именно в Нижнем была завершена многолетняя
работа Даля по собиранию русских пословиц. Обработку толкового словаря Даль
довёл в Нижнем Новгороде до буквы «П».
Нижегородская удельная контора ( 19 век)
Нижегородская удельная контора (сейчас)
Улица Даля в Канавинском районе в Нижнем Новгороде
Дом В.И. Даля в Нижнем Новгороде
Поездка в Петербург в 1936 году
В конце 1836 года Даль приезжал в Петербург. Пушкин радостно
приветствовал возвращение друга, многократно навещал его,
интересовался лингвистическими находками Даля. Александру
Сергеевичу очень понравилось услышанное от Даля, ранее
неизвестное ему слово «выползина» — шкурка, которую после
зимы сбрасывают змеи, выползая из неё. Зайдя как-то к Далю в
новом сюртуке, Пушкин весело пошутил: «Что, хороша
выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу.
Я в ней такое напишу!» — пообещал поэт. Не снял он этот
сюртук и в день дуэли с Дантесом. Как мы знаем из истории,
Пушкин проиграл дуэль. Чтобы не причинять раненому поэту
лишних страданий, пришлось «выползину» с него спарывать.
Даль присутствовал при трагической кончине Пушкина. Он
участвовал в лечении поэта от смертельной раны вплоть до
смерти Пушкина 29 января (10 февраля) 1837 г. Узнав о дуэли,
Даль приехал к другу, хотя родные не пригласили его к
умирающему Пушкину. Пушкин радостно приветствовал друга и,
взяв его за руку, умоляюще спросил: «Скажи мне правду, скоро
ли я умру?» И Даль ответил профессионально верно: «Мы на
тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты».
Даль под руководством Н. Ф. Арендта вёл дневник истории
болезни Пушкина. Позже И. Т. Спасский вместе с В. И. Далем
проводил вскрытие тела Пушкина.
Далю умирающий Пушкин передал свой золотой перстеньталисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память».
Когда же Даль отрицательно покачал головой, Пушкин настойчиво
повторил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Также Даль
получил черный сюртук, простреленный пулей Дантеса, со
словами: «Выползину (слово, услышанное Пушкиным от Даля)
тоже возьми себе».
Московский период
В 1859 году действительный статский советник Даль
вышел в отставку и поселился на Пресне в деревянном
доме. После переезда в Москву он приступил к
публикации двух капитальных трудов, над которыми
работал всю жизнь —«Толкового словаря живого
великорусского языка» (1861—1868) и «Пословиц
русского народа» (1862).
Помимо лексики и пословиц, Даль в течение всей
жизни собирал народные песни, сказки и лубочные
картины. Сознавая недостаток времени для обработки
накопленного фольклорного материала, собранные
песни он отдал для публикации Киреевскому, а сказки —
Афанасьеву.
Богатое, лучшее в то время собрание лубочных
картин Даля поступило в Императорскую публичную
библиотеку и вошло впоследствии в издания
Ровинского. На исходе жизни Даль переложил Ветхий
Завет
«применительно
к
понятиям
русского
простонародья». Он «играл на нескольких музыкальных
инструментах, работал на токарном станке, увлекался
спиритизмом и изучал гомеопатию».
Петр Васильевич
Киреевский
Александр Николаевич
Афанасьев
Музей Даля в
Москве
В Москве в здании, где
до самой смерти жил и
работал Даль, создан
музей в 1986 году.
Именно в этом доме
художник-передвижник
В. Перов написал свой
известный портрет Даля
по заказу П. Третьякова
В галерее
скульптур
Памятник Далю
установлен в галерее
скульптур известным
людям во входной
зоне ЭТНОМИР –
этнографический
парк-музей в
Калужской области
Осенью 1871 года с Владимиром Ивановичем случился
первый лёгкий удар, после чего он пригласил православного
священника для приобщения к Русской православной церкви
и дарования таинства святого причащения по православному
обряду. Таким образом незадолго до кончины Даль перешёл
из лютеранства в православие.
Владимир Иванович Даль скончался в возрасте 70 лет и
был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с супругой.
Позже на этом же кладбище был похоронен его сын Лев.
Владимир Иванович Даль прожил без малого 71 год. И за эти годы он внёс
огромный вклад не только в развитие русского литературного языка, но и в жизни
людей, крестьян. Это был удивительный человек. За какое дело он бы ни взялся,
отдавал всего себя . Когда Даль служил чиновником , он везде следовал своим словам
и учил других: «Служите по совести, старайтесь делать добро». Он разбирает
крестьянские жалобы, добивается открытия больниц, принятия в школы крестьянских
детей на казенный счет. Народ называл Даля — «Правдивый Даль». Владимир Даль
написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много
путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники
«Ботаника», «Зоология». Но самой значительной и объемной работой в биографии
Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов.
В этой экскурсии мы кратко рассмотрели значимые для В.И. Даля места, узнали о
том, как города запечатлели память об этом человеке: кто поставил памятник, кто
назвал улицу в его честь . Ведь такого человека забывать нельзя.
Я надеюсь, что вам понравилась заочная экскурсия, и вы узнали много нового,
интересного для себя, пополнили свои знания о Владимире Дале .
Читайте книги , интересуйтесь творчеством русских писателей. Расширяйте свой
кругозор!

Как ответить на вопрос «Расскажите мне о чем-то новом, чему вы научились на работе» | Work

Объяснить на собеседовании, что вы недавно узнали на работе, легко, если учесть, что вы, надеюсь, узнаете что-то новое каждый день. Просто ответьте на вопрос конкретными примерами, которые показывают, что вы признаете и приветствуете возможности обучения. Например, опишите время, когда вам пришлось изучать новую технологию.

Понимание поведенческих вопросов

Кандидат, который отлично выглядит на бумаге, не обязательно будет хорошо работать, и именно здесь вступают в действие вопросы поведенческого собеседования. Менеджеры по найму спрашивают: «Что интересного вы недавно узнали?» вопрос интервью, чтобы понять, что вы на самом деле делаете на работе, а не то, что вы утверждаете. Проще говоря, действия более показательны, чем слова. Любой может сказать, что он трудолюбивый или командный игрок.

Поведенческие вопросы для собеседования предполагают, что прошлые результаты кандидата на работу являются надежным индикатором того, как этот человек будет действовать в будущем. Многие рабочие места требуют непрерывного образования и обучения на рабочем месте, чтобы быть в курсе новых тенденций и передовых технологий. Вот почему работодатели хотят знать, относитесь ли вы к тому типу людей, которые любят учиться и посвящают время профессиональному развитию.

Ответы на поведенческие вопросы

Поведенческие вопросы на собеседовании могут сбить вас с толку, если вы к ним не готовы. Кандидаты на работу, которые колеблются и не могут привести примеры того, чему они недавно научились, производят плохое впечатление. Не менее важно, чтобы ваши примеры были конкретными, а не пустыми словами о том, как вы научились вносить свой вклад в команду.

Имейте запас реальных историй, которыми вы можете поделиться и которые продемонстрируют вашу способность и желание быстро учиться и способствовать успеху компании. Избегайте приукрашивать или приписывать себе то, чего вы не делали. Менеджер по найму может попросить ваших рекомендаций проверить информацию, которую вы предоставили в процессе подачи заявки и собеседования.

Департамент экономики Университета Вирджинии предлагает поговорить о том, как ошибка способствовала самосознанию и обучению при прохождении собеседования на должность начального уровня.

Пример: Когда я впервые начал работать в службе поддержки клиентов, я вышел из себя и повесил трубку. К счастью, меня не уволили, и я работал вместе с супервайзером, чтобы научиться справляться со своими эмоциями и уважительно относиться к клиентам.

Изучил новую технологию

Не удивляйтесь, если работодатель придет прямо и попросит вас описать ситуацию, когда вам пришлось изучать новую технологию. Учитывая важность технологий практически во всех отраслях и секторах, менеджеры по найму любят оценивать уровень комфорта кандидата и его владение технологиями. Не ждите, пока вас спросят, хорошо ли вы разбираетесь в технологиях. Поделитесь случаем, когда вы взяли на себя обязательство изучать и использовать новые технологии или программные системы. Разъясните свой ответ и упомяните, как ваши новые навыки могут быть полезны в работе, которую вы ищете.

Пример:

  • OK ответ: В прошлом году я прошел пару курсов веб-дизайна в общественном колледже.
  • Лучший ответ: я записался на курсы веб-дизайна и недавно внес необходимые изменения на веб-сайт моей компании.
  • Лучший ответ: я прошел курсы веб-дизайна, обновил веб-сайт своей компании и увеличил трафик на 50 процентов в этом квартале. Я заметил, что на вашем сайте есть неработающие ссылки и устаревшая информация. Если бы меня наняли, я бы с удовольствием обновлял веб-сайт и поддерживал сильное присутствие в Интернете.

Приобретение новых навыков лидерства

Вопросы на собеседовании становятся все более сложными по мере того, как вы поднимаетесь по карьерной лестнице, согласно блогу Robert Half. Более того, ожидается, что кандидаты ответят на вопросы конкретными примерами, демонстрирующими инициативу и лидерство. Когда вас спросят, чему вы научились за последний год работы, будьте готовы обсудить время, когда вы оказались на высоте положения и взяли на себя инициативу, даже если у вас не было большого опыта в этой области.

Пример: Всего через четыре месяца после того, как меня наняли в отдел доставки, руководитель нашей группы ушел на более высокооплачиваемую работу. Несмотря на то, что я был новичком в компании, мне очень хотелось учиться, поэтому я подал заявку на вакансию, и меня взяли на работу. Вскоре я научился организовывать и мотивировать команды, ставить цели, давать конструктивную обратную связь и постоянно укладываться в сроки.

Превратить проблемы в возможности

Менеджеры по найму ищут специалистов по решению проблем, которые видят возможности там, где другие видят препятствия. Когда вас спросят, что нового вы узнали за последний год, расскажите, как вы научились решать проблему, которая поставила всех в тупик. Продемонстрируйте свое творчество и изобретательность.

Пример: В прошлом году я работал в колл-центре для политической кампании. Многие были заняты и сразу бросали трубку. Я узнал, что если вы попросите людей поделиться своим мнением по горячей теме, они с большей вероятностью будут участвовать в разговоре и выслушают, как вы объясните позицию вашего кандидата по этому вопросу.

Обнаруженные скрытые таланты

Forbes предполагает, что личностные стереотипы могут удерживать профессионалов от признания их собственного потенциала. Например, интроверты могут быть выдающимися учителями, фасилитаторами и публичными ораторами, даже если они не являются душой вечеринки. Во время интервью вы можете рассказать о том, как вы вышли за пределы своей зоны комфорта и узнали, что у вас есть скрытый потенциал в областях, которые вы никогда раньше не рассматривали.

Пример: В прошлом году я устроился на работу, которая требовала общения с общественными группами о здравоохранении. Будучи интровертом, я сначала очень нервничал. К моему удивлению, я узнал, что люблю делать презентации, когда я хорошо подготовлен и увлечен своей темой.

Приобретенные навыки измерения производительности

Знание отраслевых концепций, инструментов и терминологии также измеряется с помощью вопросов поведенческого интервью. Когда вас спросят: «Расскажите мне о случае, когда вам нужно было быстро чему-то научиться», используйте вопрос, чтобы продемонстрировать свое знакомство с бизнесом, особенно если вы профессионал начального уровня. Например, недавний выпускник колледжа может захотеть поговорить об использовании ключевых показателей эффективности (KPI), как описано на веб-сайте KPI. org.

Пример: я никогда не понимал разницы между бизнес-метриками и ключевыми показателями эффективности, пока не начал стажировку и не работал над маркетинговой кампанией. Я быстро понял, что эти два термина не являются взаимозаменяемыми, когда я помогал отслеживать, были ли мы на пути к достижению наших целей.

Изменено и адаптировано

Вас могут попросить несколько раз повторить: «Расскажите мне о случае, когда вам пришлось приспосабливаться к сложной ситуации». Цель здесь состоит в том, чтобы показать, что вы восприимчивы к изменениям и готовы изучать новые способы ведения дел, которые могут быть более эффективными и продуктивными. Вспомните время, когда ваша организация претерпела некоторые трудные изменения, такие как слияние, увольнения, новое руководство или внедрение нового программного обеспечения. Объясните, как вы отреагировали и адаптировались.

Пример. В прошлом году должность моего начальника была ликвидирована, когда руководство объединило три отдела. Потерять великого босса было тяжело, но я понял причину перемен. Вскоре я адаптировался и осознал многие преимущества реорганизации.

Советы по проведению интервью

Ваши ответы на поведенческие вопросы — не единственное, что оценивается во время интервью. Когда менеджер по найму говорит: «Расскажите мне о чем-то новом, что вы узнали на работе», вас также оценивают по вашей уравновешенности, зрелости и невербальному общению. Кандидаты, которые выпаливают расплывчатый ответ, закатывают глаза или гримасничают, производят не самое лучшее впечатление.

Потренируйтесь брать интервью у друга, который может поделиться мнением о вашем вербальном и невербальном общении. Будьте осторожны с нервными причудами и работайте над поддержанием хорошего зрительного контакта в повседневных разговорах. Центр карьеры Калифорнийского университета в Беркли подчеркивает важность того, чтобы сидеть прямо, улыбаться и расслаблять плечи, независимо от того, проходите ли вы собеседование виртуально или лично.

Голос студента, Часть 3. Самые интересные работы уходящего года

Поиск:

30
Среда
ноябрь 2011 г.

Один из самых интересных и показательных вопросов нашего опроса учащихся средних и старших классов касался их ответа на вопрос: какая работа/задача/проект была для вас самой интересной в прошлом учебном году?

Результаты оказались увлекательными и весьма полезными для учителей, особенно если во время чтения вы спросите себя: что общего между всеми этими вещами? Что касается закономерностей в содержании ответов, то для меня самым удивительным результатом было то, что десятки студентов назвали вскрытие эмбрионов свиньи, акулы или крысы своим самым интересным заданием в прошлом году. Еще одним огромным фаворитом была хим. лаборатория, которая занималась приготовлением мороженого или Smores и анализом того, почему это работает. многие ученики говорили «когда им приходилось учить других», что на самом деле привело меня к преподаванию в 15-летнем возрасте на уроках алгебры! Более десятка человек выбрали проект «Малыш», где вам предстоит неделю возиться с симулированным младенцем. Почти ничего из английского или математики не было выделено; большинство примеров пришло из науки, истории, вокальных технологий, физкультуры и здравоохранения и потребительских наук. К сожалению, более 200 студентов сказали, что им не на что ссылаться. (См. № 23 ниже – это угнетает меня, как сказано так остро.)

Ниже приведена репрезентативная выборка (каждые 100 из 7000+ ответов):

  1. Молчаливый бранч, который у меня был на занятиях по моему американскому языку жестов, потому что нам нужно было применить то, что мы узнали, и убедиться, что мы полностью знаем, о чем говорим около
  2. Мы сделали сервировку стола с изображением известного художника для моего художественного класса. Это было так интересно, потому что конечный продукт был действительно крут, и я также нашел процесс захватывающим!
  3. Приготовление мороженого по химии, потому что это то, что нам всем нравится и к чему есть отношение.
  4. Самая интересная работа – это практическое применение того, что мы изучаем, например, мы делали лабораторные работы по химии, и это помогло мне лучше понять.
  5. В прошлом семестре по социологии мы должны были сделать проект, где мы должны были сделать что-то хитрое публично, например, быть готом.
  6. Строительство дома. Это было интересно, потому что мне приходилось делать что-то новое каждый день, а в проекте всегда было над чем работать, и мне никогда не было скучно.
  7. За последние 12 месяцев самым интересным занятием, которым я занимался, были сморы по химии. Это было интересно, потому что это было что-то веселое, что мне нравилось, но также было связано с тем, что мы изучали в классе.
  8. построить лодку на уроке математики по площади поверхности и объему
  9. Детский проект. Мы должны брать домой стимуляцию младенцев и заботиться о них, чтобы определить, каким будет настоящий ребенок в нашем возрасте. Я действительно понял, что у меня никогда не будет ребенка, пока я не буду полностью готов.
  10. ранжировать десять лучших людей в истории за определенный период времени в порядке важности и написать биографию каждого из них
  11. Мой любимый классный проект был на английском языке, когда нам нужно было переделать часть нашего романа в собственный видеопроект. Это было потрясающе.
  12. Создайте подкаст на моем вводном курсе журналистики. Это было так интересно, потому что у нас была свобода делать все, что мы хотели, и мы все еще должны были узнать о важной части журналистики.
  13. Мы препарировали акул. Это был большой практический опыт и удовольствие.
  14. Самое интересное было на моем уроке Advanced Studio. Все старшеклассники собираются вместе и снимают фильм на память о том, что мы делали на драматическом факультете.
  15. Самой интересной работой, которую я проделал, было вскрытие свиньи, потому что это была настоящая работа, и она показывает другую точку зрения на вещи
  16. Сегодня в истории мы поговорили с ветераном Второй мировой войны о его опыте, и я подумал, что было бы очень здорово услышать его личные истории.
  17. В настоящее время мы препарируем эмбрион свиньи в биологии. Это интересно, потому что вскрытие — это очень хороший шанс воочию увидеть, как работает организм.
  18. В этом году мы делаем 3D-модель города или парка развлечений по математике.
  19. На французском языке, когда нам нужно было составить меню в ресторане, которое должно было быть на французском языке. Это действительно помогло мне с большим количеством еды, которую я не знал. Кроме того, насколько разные другие придворные, и вы действительно можете сказать, что они едят.
  20. Инсценировка судебного процесса в моем курсе делового и личного права была самой интересной работой, которую мне приходилось делать. Это было не только весело и необычно, но и побуждало студентов усердно работать и усваивать материал, что происходило чаще, чем в любое другое время в семестре.
  21. Я не могу вспомнить ничего, что считалось бы «самым интересным».
  22. В химии нам приходилось смешивать газы, чтобы пипетка стреляла по комнате. Это было интересно, потому что если соотношение газов другое, то и стрельба будет другой.
  23. ничего толком. в драйверах изд. мы ехали, но это все.
  24. В творчестве делаем фреску для школы. Это так интересно, потому что это будет в школе даже после того, как мы уйдем, и все смогут это увидеть.
  25. Самое интересное, чем я занимался на уроках за последние 12 месяцев, — это изготовление вещей в мастерской по дереву
  26. Мы нарисовали в масштабе наши комнаты по математике, и это действительно помогло мне выучить правильные уравнения
  27. Необходимость работать всем классом, чтобы преподать себе урок. Настоящий учитель сидел и просто наблюдал, ничего не говоря. Мы должны были обсудить прочитанное и организовать дискуссию между собой, в то время как учитель просто делал заметки в углу.
  28. поднятие тяжестей, доведение до максимума, выгорание и скоростные тренировки
  29. Вскрыли свинью. Очень интересно. Изучение различных частей тела свиней было захватывающим.
  30. Вскрытие плода свиньи! Это был практический опыт и очень интересно было увидеть все системы и органы.
  31. Английский проект Facebook для Ромео и Джульетты. Было забавно представить, что бы они сказали, сделали и понравилось бы, если бы у них действительно была эта технология.
  32. сделать велосипед в классе металлов.
  33. Мне было интересно, когда нас попросили проводить сократические семинары на английском языке, потому что это был более интересный способ попросить об обсуждении в классе.
  34. ничего особо не торчит
  35. Обсуждение в кругу на английском языке, потому что мы получаем отзывы о мыслях каждого.
  36. провести эксперимент, чтобы увидеть, как распространяются микробы, которые заставят нас пройти через школу и собрать образцы
  37. Сделал ракетную машину для Металла
  38. Когда мой учитель всемирной истории зачитал вслух письмо из школы всем учителям, ученикам и родителям, в котором говорилось о том, как вы можете купить эти билеты за хорошие оценки, чтобы выкупить баллы, и оно должно было рассказать нам о том, как священники то же самое тогда на нашем уроке.
  39. мы не занимались проектом или чем-то еще за последние 12 месяцев
  40. мы создали фейсбук на английском для греческого мифа или легенды.
  41. Для нашего финального проекта по геометрии мы должны придумать игру для класса. Это было весело, но также помогало нам учиться, потому что нам приходилось решать проблемы и думать о них. Моя группа закончила тем, что сделала гигантскую настольную игру в натуральную величину для всего класса.
  42. класс заморозил только верхнюю часть воды.
  43. Мне еще предстоит провести 1 веселое занятие в старшей школе.
  44. рассчитать скорость автомобилей, движущихся по Rte 83, с помощью спидометра, а затем рассчитать скорость по формулам
  45. Медицинская школа МИни, потому что это очень умный и полезный способ для студентов узнать о области медицины
  46. Лимонадная игра в экономике. Нам нужно запустить симулятор лимонадной компании.
  47. в металле, сборка велосипедов-чопперов
  48. проверка уровня pH воды в пруду в нашей школе.
  49. Не могу придумать ни одного
  50. Создание контейнера BK Whopper по математике. это было очень интересно, и это помогло мне больше узнать о предмете.
  51. Составление генеалогического древа на английском языке для книги «Цвет воды». это помогло мне понять, кто я и кто я, а также моя семья.
  52. Самый интересный проект, который я когда-либо делал, был в области биологии. Это было абсолютно единственное задание за весь год, от которого я не возражал. Нам нужно было исследовать генетическое заболевание/расстройство, и мы должны были выбрать то, что нам нужно, в назначенной нам хромосоме. Нам была предоставлена ​​некоторая свобода выбора болезни/расстройства, так что некоторые наши интересы были учтены.
  53. История Задание «Сила одного». Я должен выбрать текущую тему события и исследовать ее. Это помогло узнать больше о том, что происходит в мире.
  54. Возможно, мы участвуем в викторинах с партнерами по математике, потому что это дает нам возможность поговорить со сверстниками, и мы всегда обычно получаем более высокие баллы.
  55. Создание иллюстраций к независимому роману на уроках английского языка. Мне понравился этот проект, потому что, во-первых, мне разрешили выбрать книгу, которую я прочитаю, а во-вторых, мне разрешили выбрать мой проект, чтобы я мог реализовать свои таланты, а также извлечь пользу из обучения.
  56. Мне нравилось заниматься лабораторией бактерий в науке. Несмотря на то, что это было отвратительно, это все равно было очень весело, и мы действительно увидели, какие микробы находятся на повседневных вещах в нашей школе.
  57. Преподавание в классе
  58. Проект «Подумай о ребенке» в разделе «Воспитание и семейные отношения», потому что он дал мне реалистичное представление о том, каково иметь ребенка в подростковом возрасте.
  59. На уроке истории мы были вовлечены в деятельность, которая заставляла нас чувствовать, что мы на самом деле находимся в окопе на войне. Это было действительно веселое и познавательное занятие, которое дало мне новый взгляд на то, на что это было похоже.
  60. Вскрытие свиньи; очень интересно увидеть все органы, которые помогают жить млекопитающему, и где они расположены
  61. самой интересной работой, которую я проделал за последние 12 месяцев, было вскрытие крысы
  62. по биологии мы наблюдали за жуками-таблетками и пытались выяснить, любят ли они жить во влажных или сухих местах, в темных или светлых местах, это было круто, потому что мы увидели, как они реагируют на разные вещи. мы должны увидеть, как они выбирают свой дом
  63. Самая интересная работа, которую я проделал, — это занятия по английскому языку с эссе и т. д. Они расширяют мои навыки письма, и мне очень нравится писать.
  64. Сделать скворечник.
  65. Самое интересное, что мне пришлось сделать, это построить маленькую лодку, чтобы держать монетки. Мне это понравилось, потому что это было весело и было соревнованием.
  66. Мне нужно было создать саундтрек к детской книге с партнером по оценке музыки. Я был тем, кто выбирал песни, а мой партнер читал книгу классу. Мне пришлось изменить песню, чтобы она соответствовала теме каждой страницы.
  67. В настоящее время мы учимся в мини-медицинской школе биологии, в которой мы изучаем человеческое тело и различные болезни, которые могут на него повлиять. Это интересно, потому что мы изучаем все эти вещи, а позже собираемся получить «пациента», чтобы выяснить, что с ним не так.
  68. мы много играем в джепорди на моих уроках, что очень весело
  69. Самое интересное, что мне нужно было сделать, это исследовать члена семьи, который пережил какое-то важное событие в нашей истории. Это задание должно было войти во всемирную историю. Это помогло мне лучше освоить навыки письма и больше узнать о прошлом моей семьи.
  70. Нам нужно было сделать рекламу рака кожи для Health, и это была самая интересная работа, которую я когда-либо делал, потому что я узнал так много о раке кожи и о том, как его предотвратить.
  71. В правительстве мы должны были выдвинуть кандидата и взять на себя роль баллотирующегося в президенты. Я должен узнать обо всех стрессах и о каждом шаге, который необходимо предпринять, чтобы стать президентом.
  72. Класс My Psych провел лабораторную работу с мышами, чтобы закрепить понятия в учебном блоке. Мы смогли обучить мышей проходить лабиринты и выполнять другие задачи. Помимо того, что лабораторная работа была действительно интересной и веселой, она помогла прояснить многие концепции модуля!
  73. На английском языке в прошлом году, Мы пришли, и учитель представил нам ситуацию, что мы разбились с самолета и нам нужно разбить лагерь и выжить с чем-нибудь в классе как с островом, и что он тогда будет сидеть и делать заметки на нашем действия.