Что это сварог: Сварог | это… Что такое Сварог?

Сварог | это… Что такое Сварог?

Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей — верховный бог восточных славян, небесный огонь[1]. Не путать со Сварожичем.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Сварог в Повести временных лет
  • 3 Сварог в современной культуре
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Этимология

Исследователей всегда привлекало созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный». Исходя из этого созвучия делался вывод и о лингвистическом родстве этих слов и даже о функциях Сварога как славянского божества. Однако в данной гипотезе много натяжек. Слово svar-gá, букв. «солнечная дорога», образовалось уже после отделения индоариев от прочих индоевропейцев и поэтому не могло попасть к славянам. Из иранского (скифо-сарматского) языка славяне заимствовать это слово не могли, так как индоарийское svar «солнце» соответствует иранскому hvar в связи с закономерным переходом s→h в иранском. Собственно славянским названием солнца этот теоним также не может быть, так как в славянском не было перехода l→r.

В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки реанимировать старую гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, якобы, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный»[2]. Теория О. Н. Трубачёва не принимается большинством современных учёных — как иранистов[3], так и индологов[4]. Тем не менее, Л. С. Клейн (не являясь, однако, лингвистом), например, не видит других альтернатив, кроме как согласиться с индоарийской гипотезой[5].

М. Фасмер пишет, что теоним Сварог связывают с праслав. svara, svarь, в результате чего само имя приобретает значение «спорящий, наказующий»[6], что, кажется, вполне согласуется с летописным контекстом «а яже прелюбы дѣющѣ казнити повелѣваше. Сего ради и прозъваша и богъ Сварогъ» («а тех, кто прелюбодействовал, велел казнить. Поэтому и прозвали его бог Сварог»). В. Й. Мансикка также упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий»[7], которое, однако, заимствовано в румынский из праслав. *skvara, ср. др.-рус. сквара, ст.-слав. сквара «огонь, пламя; жертвоприношение; дым, чад».

Версия о Свароге как боге-кузнеце является интерпретацией фрагмента, приведенного в Повести временных лет за 6622 (1114) год. Там, в подтверждение правдоподобности рассказа о падении из тучи «стеклянных глазков», приводятся рассказы из «Хронографа» о падении белок, пшеницы и прочего из туч. В частности, начинается рассказ о падении клещей с неба в Египте, который обрывается на середине.

Согласно этому рассказу, в Египте «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни … Если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне». После него царствовал его сын, «по имени Солнце, которого называют Даждьбогом», при котором «настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его».[8]

По всей видимости, рассказ о египетских царях-богах, заимствованный из древнерусского «Хронографа», восходит к переводу хроники Иоанна Малалы, византийского писателя VI века. Феост является искажением имени Гефеста, которому древнерусский летописец, а не «египтяне», поставил в соответствие славянского Сварога. При всей скудности и тёмности источников, Сварог, будучи славянским божеством, имеющим вероятный индоиранский корень (ср. санскр. स्वर्ग; svarga «небо»), в исследованиях конца XIX века становится одним из основных славянских богов. Н. М. Гальковский считает несомненным, что согласно приведенному выше тексту ПВЛ Сварог, как и Гефест (=Феоста), был учредителем брака и славянским богом огня и что у Сварога был сын Солнце Даждьбог, носивший отчество Сварожич. [9]

В последнее время Н. И. Зубов высказал предположение, что в славянской мифологии не было божества Сварог. В отличие от олицетворённого огня, Сварожича, имя Сварога упоминается в источниках лишь единожды. В этом единственном упоминании вполне вероятна ошибочная интерпретация имени «Сварожич» как «сын Сварога», которую сделал переписчик, чтобы адекватно перевести легенду из Хроники. На самом деле нет больших оснований считать имя бога «Сварожич» патронимом (отчеством). Исходя из всего этого Н. И. Зубов полагает, что у славян не было такого божества, как Сварог.[10]

Однако другие исследователи не разделяют этого скептицизма, отождествляя Сварога со Сварожичем как огненное божество и проводя параллели между Сварогом и огненным духом Рарогом[11].

Сварог в современной культуре

Детектор артефактов «Сварог» — используется в серии игр S.T.A.L.K.E.R

«Сварог» — название композиции в альбоме «Ψ» группы «Аквариум».

Также бог Сварог встречается в сериале «Звёздные врата. ЗВ-1»

Композиции «На Свароговой дороге», «К Дому Сварога» группы Аркона.

Композиция «Сварог» в альбоме «Коляда» (2002) — группа «Светлояр»:

Род явил миру Сварога
И нарёк именем бога
Четырехглавым, чтоб смог он
Видеть кругом.

Композиция «Русь» в альбоме «Коло Колъ» (2005) — исполнитель Никола Емелин:

Мы живём на отцовской земле.
Внуки Сварога — славные дети!
И летит на крылатом коне
Русь в далёкие тысячелетья!

Станислав Сварог — главный герой цикла фантастических романов популярного российского писателя А. А. Бушкова.

Один из главных героев цикла Юрия Никитина «Трое из Леса» по имени Таргитай становится богом и берёт имя Сварог.

Сварог и другие древнеславянские боги неоднократно упоминаются в книгах серии «Князь» Александра Прозорова.

См. также

  • Сварожич
  • Свинторог

Примечания

  1. Климов Е. В. Монотеизм восточных славян // Вопросы истории. 2007. № 12.
  2. Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999. С. 280; Его же. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 2003. С. 198.
  3. Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., 1984.
  4. Например, М. Майрхофером.
  5. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 239—240.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. С. 569—570.
  7. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 297, со ссылкой на Syrku в Журн. Мин. Нар. Просв. 1887, CCLI, 2.
  8. ПВЛ цитируется в переводе Д. С. Лихачева
  9. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси.
  10. Зубов Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.
  11. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Сварог, Сварожич // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990.

Ссылки

  • Сварог // Мифологический словарь
  • Славянские вставки в переводе Иоанна Малалы и мифотворчество

Ежегодная научная студенческая конференция БОГ. ЧЕЛОВЕК. МИР. (24 декабря 2000 г.)

А. Ю. Рахманин *

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТА СВАРОГА (К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ)

Фигура Сварога крайне важна для славян, если учесть, что его культ, безусловно, несколько преобразованный, доживает до начала ХХ века, а его истоки теряются в чернолесской археологической эпохе (IX-VII вв. до н.э.). С этой датировкой связаны, во-первых, начало пашенного земледелия и обработки (ковки) металла, а также строительство первых оборонительных рубежей, защищавших земли славян со стороны Причерноморья, откуда им грозили своим нашествием скифо-киммерийские племена. Не будем заострять внимание на точной датировке возникновения данного культа, ограничившись предыдущим замечанием, однако, отметим, что этот период был переломным в жизни славянских племен: установление моногамии, о чем говорит и летопись, выдвижением на первый план мужчин, путем приобретения нового статуса оружия. Сюда же относятся и одни из самых древних легенд так называемые змееборческие легенды (о борьбе Сварога со змеем) основной источник, из которого мы можем почерпнуть сведения о божественном кузнеце Свароге. Однако придется ограничиться так называемым киевским циклом легенд, в которых Кузьмодемьян отождествляется со Сварогом.

Но прежде следует разобрать этимологию слова «Сварог». Давно в науке утвердилось мнение, что она восходит к санскритскому svarga («небо»). Доказательством тому может служить явно небесное происхождение Сварога, «небесного кузнеца Сварога-Гефеста» (по определению Б. А. Рыбакова). С этим словом коррелируют другие славянские слова, как например: варганить (делать, творить), ворожба, ворог. По моему мнению, особо стоит обратить внимание на слова сварганить и ворожба. Второе, видимо, в большей степени характеризует сына Сварога — Сварожича или Даждьбога, персону, связанную с ворожбой, гаданием, возможно, колдовством. Однако и сам Сварог, судя по всему, ассоциируется у архаического человека с магическими силами — кузнецов (к которым мы вернемся ниже) всегда наделяли какими-то эзотерическими знаниями: отсюда такое особое отношение к кузнецам в деревне. Варганить — слово в полной мере характеризующее деятельность Сварога-преобразователя, дающего новый облик миру — демиургу в полном смысле слова. Здесь необходимо привести в пример один из общих мотивов для всех сказок о борьбе Змея и Сварога. Змей постоянно прилетает и уносит жертву (так называемые Змеевы поборы), но когда Кузьмодемьян, в свою очередь, захватывает Змея, почти всегда используя при этом кузнечные клещи — своего рода важдру (?), Змей умоляет пощадить его и просит проложить границу, мотивируя своё предложение следующим образом: «Я в своей земле править буду, ты же — в своей». То есть он просит равноправия. Несмотря на своё поражение, он (она) — чрезвычайно сильное проявление бытия, возможно стихия:


Ця змiя безпощадно пожирала людей,

Не минаючи нiкого: нi старого,

нi малого Там, де вона з’являлась,

Люди гинули,

як трава пiд ногами скоту I як просо на солнцi.

Кузьмодемьян соглашается на его предложение, он запрягает Змея и прокладывает межу. Примечательно, что до победы Кузьмодемьяна налёты Змея имели стихийный характер (он забирал когда угодно и кого угодно), т.е. мироздание имеет вид незавершенности и бессистемности, некоторого Хаоса. А после победы активизируется своеобразный порядок и мир оформляется окончательно: Змей забирает только тех кому, возможно, пришел срок умирать, уносит в своё царство, исполняя и «охранительные» функции, и «нападательные». Следовательно, деяния Сварога можно приравнять к завершению творения Мира — здесь и раскрывается одно из возможных значений слова Сварог — со-творец.

Еще раз подчеркнём, что Сварог — божество имеющее ураническую природу, а, судя по воззрениям славян, рай находился высоко-высоко (на небе?). Следовательно, можно предположить, что Сварог в битве со Змеем олицетворяет «добрые» силы связанными с «добрыми душами». Неизвестно, является ли Сварог психопомпом, но имеются сведения, что на похоронах и поминках, равно как и на свадьбах, вспоминали Кузьмодемьяна. Рассмотрим еще одну сказку опубликованную В. Петровым. После победы над Змеем, Кузьмодемьян увидел, что земля полна от крови и «нет жизни никакой твари», подумав об этом, он рассекает землю ралом, и она впитывает кровь, после чего жизнь вновь «потекла своим чередом». Здесь для нас важен некий акт «рассечения» — разрезания, т.е., своего рода жертвоприношения, после которого и возможна сама жизнь. Но опять же мы не знаем в какой мере «рассечение» сводится к жертвоприношениям, знаем только, что обычно жертва становилась священной. То же произошло в действительности — победа над Змеем означает полный переход к землепашеству. Нам важен архаический символ, говорящий о таком переходе, каким, безусловно, являлся плуг, а акт рассечения земли, возможно, ассоциировался с обрядом перехода (возможно инициации).

С другой стороны, столь сложный символ вряд ли мог быть осознан в рамках ранней формы религии. Вообще создается такое впечатление, что без поглощения крови землею, она не могла быть плодородной, таким образом, оно (жертвоприношение) необходимо и уже только поэтому священен и процесс жертвоприношения, и сама жертва. Здесь присутствует некая календарность, связанная с аграрным культом — культом Сварога. В сказках и мифах, семантика имеет огромное значение, мы видим, что часто Кузьмодемьян производит свои действия в кузнице, имеющей 12 дверей (как в ведических храмах по числу знаков зодиака), растягивающейся на 12 вёрст, клещи весят 12 пудов, используются 12 молотов. Столь частое упоминание числа 12 связано, видимо, с годичным циклом (календарность, за которой опятьтаки скрывается аграрный культ) и это придаёт некий космический оттенок кузнецам.

Логично предположить, что кузня наделяется смыслом, близким к Центру Мира, что еще раз подтверждает деятельность Сварога как Демиурга. Здесь мы подходим к очень важному вопросу: ведь рассказчик, сбивавшийся в течение всего рассказа на причудливое имя Кузьмодемьяна (скорее всего собирательный образ), в данном месте повествования (осаждения Змеем кузни) явно разделяет этого героя на двух, четко определяя их функции: Кузьма накаляет клещи, а Демьян «раздувает мехи», то есть, разделяет божественного Кузьмодемьяна на оружие и огонь. И тогда Демьян, быть может, приобретает статус Бога огня (боже-ственного огня) — Сварожича (?). Это подтверждается и самим именем сына или младшего брата, Сварожича, божества, явно имеющего родственную связь со Сварогом. Что мы видим: рождение нового божества или, наоборот, объединение двух божественных сил и ипостасей в один образ культурного героя демиурга? Я склоняюсь к первому варианту, обосновывая этот вывод тем, что Сварожич известен нам как самостоятельное божество, повелевающее огнем как таковым, огненными стихиями и, несомненно, кузнечным делом с самых древних времен (эпоха чернолесья).

Мы имеем сведения о ритуалах, но они достаточно туманны и трудно сказать, в какой степени они соотносятся со Сварогом. Наверное, из всей массы свидетельств лучше выделить один труд Геродота. Описывая скифов-борисфенитов, живших на территории Ольвии), Геродот упоминает о ежегодных праздниках в честь небесного плуга, отмечая при этом почти полное отсутствие признаков кочевого образа жизни, и приводит пример состязания по овладению оружием, плугом и ярмом. Несмотря на то, что Геродот называет этот народ скифами, речь, видимо, идёт о славянах-землепашцах. Скорее всего, эти обряды воспроизводили мифологические сюжеты о Свароге. По легенде, при Свароге упали на землю небесные клещи, с помощью которых Кузьмодемьян или Сварог побеждает Змея. В средневековых сказках говорится следующее: «Цей Кузьмодемьян первий був коваль и первий плуг зробив у свiтi».

Итак, Сварог — божество, более, скажем так, всеобъемлющее, чем можно было бы предположить: это и культурный герой-богатырь, и демиург, завершающий обустройство земли, создатель семьи, как общественной единицы. Он первым создает плуг рало и ярмо и как следствие этого, пашенное земледелие; он — родитель богов и создатель аграрного культа. Следовательно, на основании вышеизложенных фактов можно предположить, что эпоха чернолесья (Сварог) — точка отсчета славянской мифологии и культуры. Доказать это можно хотя следующим. Фи-лологи полагают, что начало земледельчества, т.е. перехода из бронзового века в железный является временем зарождения героического эпоса — первой формы устного творчества и, соответственно, культуры.

Конечно, такая фигура как Сварог, не могла воз-никнуть сразу и на основании охотничьих верований. Скорее всего, ему предшествовал культ божества с противоположными функциями и поведением. И такой бог действительно существовал. Это Род. Говоря о Роде, необходимо проводить дополнительное исследование, мы только обозначим его главные черты: Род — бог-жизнедавец, творец всего сущего, вселенский оплодотворитель, необъятный как белый свет. Свет, как таковой, есть еще одно проявление Рода, и само выражение «белый свет», очевидно, имеет языческие корни; к тому же, «обойти весь белый свет «, «попасть в белый свет, как в копеечку» — явные мифологемы божественной недосягаемости. «…Род, седя на воз-дусе мечеть на землю груды и в том ражаются дети». Он, несомненно, является ураническим божеством и, как все уранические боги, проявляет тенденцию к пассивности (подобное свойство уранических богов показал М. Элиаде в «Трактатах по истории религий»).

Доказательством существования Рода, как предшественника Сварога, может служить свидетельство «Повести временных лет», относящееся к 1118 г. Летописец пишет: «во время цесарьства его (Сварога) съпадеша клеще с небесе и нача ковати оружие», а до него «палицами и камениями бивахуся». Автор явно выбросил из повествования бронзовый век, после которого люди и начали освоение ковки металла. Возможно, именно в это время и возвысился Род, как верховное божество. Род пассивен, он заботится только о небесном и равнодушен к витальным ценностям человека, сама жизнь которого становится все более неоднозначной. Вследствие пассивности Рода, человек, наделенный мифо-религиозным сознанием, всё больше чувствует себя оторванным от него, оставленным им. Всеведающий судья, не вмешивающийся в жизнь людей, становится некой абстрактной фигурой, трансцендентно и невидимо существующей во всём. Именно поэтому динамичный, активный демиург заканчивает творить Мир, окончательно приводя его в состояние системы и некой гармонии, активизируя и трансформируя космический порядок, находившийся в потенциальном состоянии.

Таким образом, приняв культ Сварога, человек перестает чувствовать себя отстраненным от божественной жизни, а, наоборот, постоянно переживает и поддерживает контакт с действующим Богом, с которым неразрывно связана мифология.

3Цит. по: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М. 1981. С.449.

Scumbag Определение и значение — Merriam-Webster

мразь · мешок

ˈskəm-ˌbag 

 также -ˌbāg

сленг

: грязный или презренный человек

Синонимы

  • ублюдок
  • зверь
  • выпускной клапан [ британский ]
  • гниль [ в основном британцы ]
  • бор
  • граница
  • педераст
  • канюк
  • кад
  • чафф
  • курл
  • клоун
  • ползучесть
  • кретин
  • дерьмо [ сленг ]
  • крошка [ сленг ]
  • курс
  • мешок с грязью [ сленг ]
  • собака
  • финк
  • каблук
  • гончая
  • придурок
  • джокер
  • вошь
  • из
  • таблетка
  • крыса
  • крысиный финк
  • рептилия
  • роттер
  • придурок [ сленг ]
  • подонки
  • Scuzzball [ сленг ]
  • скунс
  • дешевка
  • подлец [ сленг ]
  • мерзавец [ сленг ]
  • слизь
  • слизняк [ сленг ]
  • слякоть
  • змея
  • такой-то
  • дерн [ преимущественно британский ]
  • вонючка
  • вонючка
  • свиной
  • жаба
  • вредитель
  • vermin

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

не романтизируйте эту аферистку, так как она не более чем подонок который обманывает самых уязвимых

Недавние примеры в Интернете

Язык тела Джонсона — провокация: его ноги небрежно раздвинуты, как у подонка королевской особы, его черный кожаный костюм растягивается и изгибается на его пышной фигуре.

Лорен Мишель Джексон, The New Yorker , 29 октября 2022 г.

Но Старлайт больше не боится Хоумлендера, обвиняя его в убийстве Суперсоника и вообще в том, что он полный девятый.0143 отморозок .

Алекс Райман, EW.com , 1 июля 2022 г.

Когда вошли два детектива и обозвали ее отморозком , а затем с плачем последовала мать девушки, Томас не решался задавать горюющей матери вопросы.

Лейла Макмертри, Detroit Free Press , 28 мая 2022 г.

Как мошенник Королевский Тененабум, Хэкман привносит остроумие и человечность в отморозок хочет воссоединиться со своими справедливо скептически настроенными детьми от бывшей жены.

Бен Фланаган | [email protected], al , 30 января 2022 г.

Пилу Асбек впадает в полную ярость подонок в роли злого капитана Вафнера.

Джордан Кручиола, Стервятник , 17 января 2021 г.

Мел Такер увидел это второе предложение от штата Мичиган и написал своему агенту, как pic.twitter.com/imZee36hw4 Мел Такер (@Coach_mtucker) — лжец — теперь это неопровержимый факт — лицемер и отморозок .

Джо Нгуен, The Denver Post , 12 февраля 2020 г.

Этот злобный отморозок — если не лучший, то, по крайней мере, самый запоминающийся новый персонаж этого сезона.

Сидней Баксбаум, EW.com , 20 июля 2019 г.

От удивительных новых лучших друзей до совершенно злобных отморозков , вот наши новые любимые зефирки.

Сидней Баксбаум, 9 лет0143 EW. com , 20 июля 2019 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «подонок». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1957, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование отморозка было
в 1957 году

Посмотреть другие слова того же года
отбросы

отморозок

ссориться

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Отморозок».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/scumbag. По состоянию на 8 декабря 2022 г.0143 scumbag

Английский: перевод scumbag для говорящих на испанском языке

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster полное определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы scumbag

на китайский (традиционный)

卑鄙小人, 混帳東西,混蛋…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

卑鄙小人, 混账东西,混蛋…

Увидеть больше

на португальском языке

canalha…

Подробнее

Нужен переводчик?

Получите быстрый бесплатный перевод!

Как произносится подонок ?